Описание мальчика из рассказа уроки французского

Рассказ «Уроки французского» В. Распутин написал в 1973 году. Произведение написано в традиции деревенской прозы – направления, развивавшегося в русской литературе того периода. Произведение считается автобиографичным, повествующем об эпизоде из жизни самого В. Распутина.

Кто главные герои рассказа Уроки французского

Содержание

  1. Краткая характеристика персонажей
  2. Подробная характеристика героев
  3. Самые запоминающиеся персонажи рассказа

Краткая характеристика персонажей

Главные герои:

  • Рассказчик – мальчик одиннадцати лет из бедной семьи; от его лица ведется повествование в рассказе.
  • Лидия Михайловна – молодая учительница французского, «лет двадцать пять».
  • Вадик – семиклассник, «хозяйничал» среди ребят, игравших в «чику».

Другие персонажи:

Второстепенными героями рассказа являются руководитель школы Василий Андреевич, мама главного героя, мальчишки Птаха, Тишкин, Федька, а также школьный шофер дядя Ваня.

Подробная характеристика героев

В рассказе «Уроки французского» Валентин Распутин раскрывает тему отношений между учеником и учителем. Лидия Михайловна изображается писателем как действительно талантливый педагог и наставник.

Видя, что мальчик не хочет принимать помощь просто так, она находит способ помочь ему через игру на деньги. Этим женщина в буквальном смысле спасает мальчика от голода, не задевая его гордость.

Главные герои:

  1. Мальчик-повествователь. Мальчик 11 лет из бедной деревенской семьи. Худой от постоянного недоедания. Одинокий, диковатый, скромный и очень способный ученик. Живёт отдельно от семьи, по которой очень тоскует. Честный, мужественный, смелый, упорный с сильным характером. Несмотря на голод и отсутствие денег, учёбы в школе не бросает, старается оправдать доверие семьи. Самостоятельный и умный не по годам. Гордый, не жалуется и не принимает еду от учительницы, желающей помочь.
  2. Мать мальчика. Женщина, воспитывающая троих детей без мужа. Волевая, умная, но неграмотная. Благодаря ей, автор имел возможность учиться, несмотря на голод и бедность. Она приняла решение отдать сына в школу в районный центр, передавала еду и иногда – немного денег.
  3. Лидия Михайловна, учительница французского языка. Красивая, добрая молодая женщина около 25 лет. Имеет правильные черты лица, еле заметную «косинку» в глазах, короткие чёрные волосы. Родом из Кубани. Родилась и выросла в городе, обеспечена, ни в чём не нуждается. Она сумела рассмотреть голодного и очень способного мальчика, хитростью помогала ему едой и деньгами. Призналась, что с детства вела себя не по правилам, приносила много проблем родителям. По её словам, человек стареет, когда перестаёт быть ребёнком.
  4. Василий Андреевич, директор школы. Строгий человек с манерой громко разговаривать. В школе дети очень его боялись. Провинившегося ученика в присутствии всех учащихся директор школы заставлял объяснить, что его толкнуло на плохой поступок. Застав учительницу с автором, играющих на деньги в «пристенок», директор от возмущения не находит слов. Разбираться в сути поступка педагога он не стал, посчитав это преступлением.

Второстепенные персонажи:

  1. Дядя Ваня. Шофер, который по работе возит в райцентр груз. Один раз в неделю дядя Ваня привозит мальчику продукты.
  2. Федька. Сын хозяйки квартиры, где жил главный герой. Федька познакомил его с компанией, играющей в «чику» на деньги. Федька и его семья подворовывают еду у главного героя, когда тот находится в школе.
  3. Вадик. Городской мальчик из 7 класса той же школы, где учится главный герой. Хитрый, злой подросток, который насмехается и обижает тех, кто младше и слабее. Дружит с хулиганом Птахой. Избивают главного героя несколько раз за то, что он играет лучше всех.
  4. Птаха. Друг Вадика, остался на второй год в пятом классе, школу посещает как придётся. Драчун, хулиган, не имеющий своего мнения.
  5. Тишкин. Одноклассник автора, который часто присутствовал при играх на деньги, но сам не участвовал. Он первым «сдал» мальчишку учительнице французского, рассказав откуда у него синяки и побои.

В рассказе «Уроки французского» герои настолько разнятся своим внутренним и внешним содержанием, что перед читателем предстаёт целая галерея персонажей.

Поступки главных героев «Уроки французского» стали их жизненными уроками. Описание небольшого отрезка жизни главных героев «Уроков французского» – очень трогательное и сильное в рассказе Валентина Распутина.

Самые запоминающиеся персонажи рассказа

Действие повести происходит в 1948 году, мальчик Володя живет в сибирской деревне с мамой. Жизнь в то время была тяжелой, повсюду — голод и безденежье. Мы немного узнаем о судьбе рассказчика.

У него есть мама, которая очень сильно его любит, настолько, что готова отдать последнее. Отца нет, можно предположить, что он погиб на фронте. Также есть младшая сестренка. Несмотря на юный возраст, Володя пытается заботиться о своей сестре: учит ее глотать семена, чтобы по весне взошел урожай и больше не хотелось есть.

В их селе есть только начальная школа, но мальчик проявляет способности к грамоте, поэтому мама отправляет его учиться в город. В городе жить становится еще тяжелее, Володя постоянно испытывает голод, его одежда старая и поношенная, нет даже зимних сапог. Он всегда с нетерпением ждет посылок с картошкой от матери.

Он понимает, что семья тети ворует его продукты, но делает вид, что ничего не замечает, ведь сам знает эту нужду. Володя морально старше своих ровесников. Тяжелая жизнь заставляет его рассуждать по-взрослому. Деньги, выигранные на пустыре, он тратит не на конфеты или игрушки, а покупает молоко.

Когда Лидия Михайловна предлагает с ней пообедать, он отказывается, хотя голодному ребенку очень сложно себя пересилить. Точно так же он отказывается от продуктов, присланных учительницей, соглашаясь брать только «честно» выигранные деньги.

Второй основной персонаж — преподавательница французского Лидия Михайловна. Это совсем молодая женщина, лет двадцати пяти, которая волей судьбы приезжает на работу именно в эту школу. У нее короткие черные волосы, чуть косящие глаза, тихий голос. Рассказчик предполагает, что учительница уже была замужем.

Она обращает внимание на избитого мальчика и когда узнает, что его били за азартную игру, поступает неожиданно. Она не рассказывает директору, а пытается войти в положение ребенка, которого на это подтолкнул голод.

Очевидно, Лидии Михайловне тоже живется нелегко, но она хочет хоть чем-то помочь способному ученику. Да, она прекрасно понимает, что это против правил и чем может ей грозить. Но все равно делает это, потому что лучше она, чем кто-то другой.

Все второстепенные герои повести также не случайны. Каждый из них преподает герою определенный урок. Мальчишки, играющие на деньги, учат тому, что никто не любит тех, кто лучше других.

Заводила Вадик и его подпевала второгодник Птаха избивают героя за то, что он часто выигрывает и не хочет делиться. Одноклассник Тишкин впервые знакомит с предательством, когда рассказывает учительнице об азартных играх, хотя он и сам играет в них.

После знакомства с персонажами повести становится очевидно, что в любых обстоятельствах есть плохие люди, а есть хорошие. Тяжелая жизнь не меняет человека, а лишь лучше раскрывает его суть.

Молодая учительница смогла в тощем деревенском мальчике рассмотреть сильную личность, голодного ребёнка, такого же одинокого, как и она сама. Образ учительницы – это образ человека, заменившего мать мальчику в чужом городе. Её забота – самое ценное, что мог дать человек человеку в сложный жизненный момент.

Читайте также: Бедность не порок – сочинения и анализ пьесы Островского.

В рассказе Распутина «Уроки французского» затрагиваются вечные темы: добра и зла, правды и лжи, справедливости и человеческого равнодушия. Книга повествует о роли учителя в жизни человека, заставляет задуматься о той грани, где мораль встречается с безнравственностью.

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Другие
  4. Образ и характеристика Мальчика в рассказе Уроки французского Распутина

Образ и характеристика Мальчика в рассказе Уроки французского Распутина сочинение

Послевоенные годы Второй Мировой войны были очень голодными для многих домов всего Союза. Некоторые дети даже не знали, как выглядят яблоки. Мальчик из произведения «Уроки французского» был именно из таких, он видел яблоки лишь на картинках.

Каков же был этот Мальчик? Во-первых, умный и смышлёный, потому что иначе он бы не достиг успехов в образовании и не разбирался бы в новых играх, которым отводится отдельное место в рассказе, так быстро, как он это делал. Также он почти сразу догадывался, от кого были неизвестные посылки на его имя, набитые продуктами.

Следующей чертой характера Мальчика стоит отметить скромность и тактичность. Он понимал, что живёт в то время, когда есть нечего почти всем, поэтому, когда, например, у него начал пропадать хлеб в доме родственников, он даже не стал задумываться, кто бы это мог быть, потому что его совесть не позволяла возражать против этого, потому что его воспитание не подразумевало таких вопросов. Скромность выражается ещё в том, что сам Мальчик никогда не брал чужого и всего хотел добиваться сам.  Например, первую посылку с макаронами, сахаром и гематогеном, ловко подаренную ему учительницей, он отнёс ей обратно.

Мальчик был застенчивым и боялся попасть в дурную ситуацию, боялся показаться намеренно плохим, об этом говорит случай, когда он намеренно соврал своей учительнице о том, что играл на деньги, чтобы его не отчитал директор на линейке, как тот любил делать. В эту же характеристику можно отнести и желание мальчика оправдать надежды родителей, не уехать обратно в деревню из-за того, что его выгнали из школы, хотя в деревню ему порой очень хотелось.

Мальчик не лишён и смелости, он охотно принимается бросать вызов в новых играх опытным соперникам, а также не боится во второй раз идти играть в круг Федьки и Вадика, где его в первый раз избили. Однако, этот момент автор обосновывает ужасным голодом мальчика, которому необходимы деньги, чтобы купить молока. Я же считаю, что не одним голодом было продиктовано решение идти играть снова, а ещё и смелостью, храбростью и отвагой. Мальчик — настоящий мужчина.

Если говорить в общем, то образ Мальчика выглядит крайне положительно и невинно на фоне тех событий, которые происходят вокруг него, на фоне послевоенных лет. Он выживает так, как находит правильным, а в этом вопросе трудно судить его за игру на деньги со сверстниками, тем более он остаётся чист душой. Игра же со своей учительницей была скорее хорошим времяпровождением и инструментом, с помощью которого Лидия Михайловна вручала Мальчику деньги.

Сочинение Мальчик главный герой в рассказе Уроки французского

Уроки французского» — рассказ В.Г. Распутина, в котором прослеживается путь взрослеющего мальчика в самостоятельную жизнь. Подросток от своего имени рассказал, как осенью 1948 года он уехал из родной деревни в районный центр, где, преследуемый постоянным чувством голода и одиночества, продолжил дальнейшую учебу. Там, столкнувшись с жестокостью и подлостью сверстников, он испытал, что такое «трудный хлеб детства».

Мальчик – главный герой произведения. Среди троих детей в семье, он,

одиннадцатилетний, самый старший. Отца у них не было, жили – «хуже некуда». Его лицо было разбито, выглядел он диковатым. Без присмотра матери его вид был неаккуратен: ребенок носил потрепанный пиджачок с обвисшими плечами и короткими рукавами, бывший как раз ему только на груди; и заправленные в чирки светло-зеленые брюки со следами драки, которые были перешиты из отцовских галифе.

Ребенок отличался светлым умом и смышленостью. В деревенской школе он

учился хорошо, с удовольствием. Соседи его называли «башковитым». В городе пятиклассник так же не мог безответственно относиться ко всему, что на него возлагалось. По всем предметам, кроме одного – французского, у него были пятерки.

Недоедание и тоска по дому сделали мальчика тощим. Один раз в неделю мать присылала ему продукты. Они куда-то пропадали, видимо их брали соседские дети. Но мальчик «не смел даже думать об этом, тем более следить». Это свидетельствует о скромности и тактичности ребенка.

Ребенок был болен, ему необходимо было молоко. Поэтому он познакомился с ребятами, игравшими на монеты. Мальчик выигрывал в «чику» ровно столько денег, сколько хватило бы на еду, потом отходил в сторону – он не позволял себе чересчур увлекаться игрой.

Лидером компании был Вадик, любивший играть нечестно. Однажды, наблюдая за ним, мальчик упрекнул его в жульничестве и встретился с грубой силой старших детей. Подросток был смелым, решительным и упрямым: бросая вызов опытным игрокам, он приходил к ним вновь и вновь, и всегда оставался избитым.

Учительница французского языка, решившая помочь мальчику, предложила ему дополнительные уроки, с целью — накормить ужином; отправляла ему посылку с едой, будто от матери. Ребенок сразу понимал, и от всего отказывался – это еще раз подтверждает его скромность.

Главный герой книги мне очень понравился. Беспомощный раньше, он преодолел все трудности. Благодаря участию Лидии Михайловны и своему упорству, он, с «чистой душой», подтянул французский, а еще переупрямил свои жизненные сложности: кроме уроков зла и жестокости, он научился доброте.

Образ и характеристика Мальчика в рассказе Уроки французского Распутина

Образ и характеристика Мальчика в рассказе Уроки французского Распутина

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение История из моего детства

    Детство – это самый беззаботный период в жизни человека. Именно в этот период мы больше всего верим в сказку, волшебство. И именно тогда с нами происходит больше интересных и забавных историй.

  • Образ и характеристика Фаддея в рассказе Матрёнин двор Солженицына сочинение

    Фадей является полным антиподом главной героини. Фадей человек бессовестный, который заботится только о себе, и ни о ком больше.

  • Сочинение Говорящие фамилии и их значение в комедии Горе от ума Грибоедова

    А.С.Грибоедов начинал свою литературную деятельность как писатель-классицист. В своей бессмертной комедии он воплотил некоторые каноны классицизма. Говорящие фамилии, которые часто использовали в своих произведениях просветители

  • Сочинение Примеры мужества из жизни

    Мы иногда видим по телевизору сюжеты о том, как кто-то совершает мужественный поступок или даже подвиг. Случай, о котором я хочу рассказать, произошел на моих глазах. Хотя и не назову поступок, свидетелем которому я стал

  • Образ русского солдата в поэме Василий Тёркин Твардовского

    Отчего же многим полюбился Василий Теркин? Хотя бы, потому, что это типичный русский солдат – он обладает теми качествами, которыми обладало множество его современников. Так, что этого парня вполне можно назвать

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Характер главного героя рассказа Уроки французского

Характер главного героя рассказа Уроки французского

Главным героем рассказа известного русского писателя Валентина Распутина является 11-летний безымянный пятиклассник, которого в тексте называют просто «мальчик. Немаловажную роль в становлении его личности сыграло время действий в рассказе, а именно это был послевоенный период – годы бедности.

Основные черты его характера — робость и замкнутость. Замкнутость, по словам автора, — следствие жизни в деревне. Я же считаю, что замкнутость — это одна из граней стеснительности мальчика. Возможно, именно благодаря своей застенчивости он приглянулся Лидии Михайловне. Но, несмотря на эти черты характера, главный герой настойчивый и не отступит, когда дело касается его цели. Он любит самосовершенствоваться, становиться более умелым, причем не только в учёбе.

Главный герой имеет чувство собственного достоинства и гордость. Именно это не давало ему рассказать самому кому-либо (например, своей учительнице) о своих проблемах. Особенно ярко эти черты раскрываются в моменте, когда ему на адрес школы пришла посылка с макаронами, сахаром и гематогеном, а он, догадавшись, кто отправитель, вернул продукты. Мальчик не терпит жалости к себе. Вспомнить хотя бы ситуацию, когда Лидия Михайловна попыталась поддаться ему в «пристенке» — его громкие возражения услышал даже директор в соседней квартире.

Его главная черта характера — понимание. Это демонстрирует отношение мальчика к тете Наде — он искренне ей сочувствовал и не был зол, несмотря на то, что кто-то из её семьи воровал его еду, ему приходилось голодать. Даже на парней, что избили его, он не сердился.

Также его выразительные черты характера — чувство справедливости, любовь к правде, честность. Именно из-за них он, заметив жульничество Вадика во время игры, попытался его в этом уличить. Частично из-за них он был возмущен, когда заметил попытки Лидии Михайловны намеренно проиграть. Кстати, главный герой, в отличие от подавляющего большинства людей, играющих на деньги, не был азартным, знал меру. Он не питал надежды, что за один раз выиграет большую сумму — он просто удваивал то, что имел до этого.

Кроме того, мальчик — довольно чувственная натура, он сильно тоскует по родному дому, несмотря на почти равные условия проживания.

Образ главного героя в рассказе Валентина Распутина очень тронул меня. В какой-то степени я даже им восхищаюсь. В целом, мальчик — это максимально светлый образ, который не оставляет никого равнодушным, как и сам рассказ, собственно.

2 вариант

Главный герой произведения – это мальчик одиннадцати лет, чьё имя не указано на страницах книги.

Мальчик начинает самостоятельную жизнь очень рано. Поскольку в своей деревне он хорошо учился и признавался очень способным и умным, то родители решаются отправить его на обучение в райцентр. Жить он остается у знакомой тети Нади и продолжает успешно посещать школу.

Семья главного героя бедна. Мальчик постоянно недоедает, продукты, которые ему присылают из деревни, быстро заканчиваются. Также большая часть продуктов таинственным образом куда – то пропадает. Но мальчик даже старается не задумываться, куда пропадают продукты. Ведь по соседству живет одинокая мама трех ребятишек, у которых положение еще более безвыходное, чем его. Думает не только о себе, но и о других. Лишь переживает, что мать отрывает эти продукты от братика и сестренки.

Тощий и диковатый мальчуган, чья одежда стара и неопрятна. Без матери он одинок, за ним некому позаботиться. Он очень тоскует по дому. Но, несмотря на это не жалуется матери, приехавшей навестить его. Не выдает своего трудного положения. Он чувствует ответственность, ведь родители возлагают на него надежды. Понимает, на какие жертвы им приходится идти ради него. В такие моменты проявляется сила характера и мужественность этого маленького человека.

Практически все предметы в школе мальчику успешно поддаются, кроме французского языка. Учительница, Лидия Михайловна, сильно проникается к одинокому ребенку и пытается помочь ему освоиться. Но гордый и честный главный герой скромен и не принимает еду от женщины, пытающейся оказать помощь. Мальчик начинает играть на деньги с другими мальчишками ради того, чтобы заработать на молоко, которое так ему необходимо. Ведь он страдает от малокровия. Но играет он только до того момента пока не выиграет суммы, необходимой для покупки молока. Это говорит о то, что он не азартный человек, ищущий выгоды. Когда учительница узнает об этом, то проникается к мальчику, и под предлогом уроков французского, берет над ним опеку. И даже начинает играть с ним, чтобы дать шанс выиграть мальчику так необходимый ему рубль.

По мере развития событий в рассказе и вместе с тем, дружеских отношений, учителя и ученика, становится понятным, что это две одинокие души, одной из которых так нужна была забота и поддержка, а другой необходимо было этой заботой окружить кого – то, наконец – то нашли друг друга.

Также читают:

Картинка к сочинению Характер главного героя рассказа Уроки французского

Характер главного героя рассказа Уроки французского

Популярные сегодня темы

  • Сочинение Любовь в патриархальном мире в пьесе Бедность не порок Островского

    Островский был неким знатоком Замоскворечья. Это район столицы, где живут довольно простые люди. Драматург дает возможность читателям своих произведений приблизиться и немного понять жизнь простых людей, купцов, мелких служащих и других

  • Сочинение Образы помещиков в произведении Кому на Руси жить хорошо Некрасова

    Поэма «Кому на Руси жить хорошо» Николая Алексеевича Некрасова написана на пике его творчества, сюжет которой есть поиск счастья на Руси. Автор преследую цель рассказать обо всех моментах жизни русской деревни

  • Герои комедии Недоросль Фонвизина

    Недоросль — выдающееся произведение, написанное Д. И. Фонвизиным в 1781 году. В этой комедии достаточно много героев, давайте поговорим о них.

  • Сочинение Весеннее утро 2 класс

    Как прекрасно проснуться ранним весенним утром, подойти к окну и открыть его настежь. Постоять у открытого окна вдохнуть запах свежей зеленой травы, аромат цветов растущих рядом с домом, свежий воздух протекающей рядом речки.

  • История России в произведениях Пушкина

    С раннего возраста Александр Сергеевич заинтересовался российской историей. Еще на экзамене в Царскосельском лицее не просто показал поэтическую картину славного прошлого Родины

«Уроки французского» главные герои

«Уроки французского» главные герои

В рассказе Распутина «Уроки французского» затрагиваются вечные темы: добро и зло, правда и ложь, справедливость и человеческое равнодушие. Книга повествует о роли учителя в жизни человека, заставляет задуматься о той грани, где мораль встречается с безнравственностью. Молодая учительница в тощем деревенском мальчике смогла рассмотреть сильную личность, пожалеть его, голодного ребёнка, такого же одинокого, как и она сама. Образ учительницы – это образ человека, заменившего мать мальчику в чужом городе. Её забота – самое ценное, что мог дать человек человеку в сложный момент жизни.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 36 лет.

Характеристика героев «Уроки французского»

Главные герои

Мальчик-повествователь

Главный герой, мальчик 11 лет.

Ребёнок из бедной деревенской семьи. Худой от постоянного недоедания. Одинокий, диковатый, скромный и очень способный ученик. Живёт далеко от семьи, по которой очень тоскует. Честный, мужественный, смелый, упорный, с сильным характером. Несмотря на голод и отсутствие денег, учёбу в школе не бросает, старается оправдать доверие семьи. Самостоятельный и умный не по годам. Гордый, не жалуется и не принимает еду от учительницы, желающей помочь.

Мать мальчика

Женщина, воспитывающая троих детей без мужа. Волевая, умная, но неграмотная. Благодаря ей автор имел возможность учиться, несмотря на голод и бедность. Она приняла решение отдать сына в школу в районном центре, передавала еду и иногда – немного денег.

Лидия Михайловна

Учительница французского языка.

Красивая, добрая молодая женщина около 25 лет. Имеет правильные черты лица, еле заметную «косинку» в глазах, короткие чёрные волосы. Родом с Кубани. Родилась и выросла в городе, обеспечена, ни в чём не нуждается. Она сумела рассмотреть голодного и очень способного мальчика, хитростью помогала ему едой и деньгами. Призналась, что с детства вела себя не по правилам, приносила много проблем родителям. По её словам, человек стареет, когда перестаёт быть ребёнком.

Василий Андреевич

Директор школы.

Строгий человек с манерой громко разговаривать. В школе дети очень его боялись. Провинившегося ученика в присутствии всех учащихся директор школы заставлял объяснить, что его толкнуло на плохой поступок. Застав учительницу с учеником за игрой на деньги в «пристенок», директор от возмущения не находит слов. Разбираться в сути поступка педагога он не стал, посчитав это преступлением.

Второстепенные персонажи

По работе возит в райцентр груз. Один раз в неделю дядя Ваня привозит мальчику продукты.

Федька

Сын хозяйки квартиры, в которой жил рассказчик.

Федька познакомил рассказчика с компанией, играющей в «чику» на деньги. Федька и его семья подворовывают еду у главного героя, когда тот находится в школе.

Мальчик из 7 класса той же школы, где учится главный герой. Хитрый, злой подросток, который насмехается над теми, кто младше и слабее, и обижает их. Дружит с хулиганом Птахой. Избивают главного героя несколько раз за то, что он играет лучше всех.

Драчун, хулиган, не имеющий своего мнения. Остался на второй год в пятом классе, школу посещает как придётся.

Тишкин

Одноклассник главного героя.

Часто присутствовал при играх на деньги, но сам не участвовал. Он «сдал» мальчишку учительнице французского, рассказав откуда у него синяки и побои.

В рассказе «Уроки французского» перед читателем предстаёт целая галерея разнообразных персонажей. События, произошедшие с героями книги «Уроки французского», стали их жизненными уроками. Оказывается, за совершение добрых поступков можно пострадать, потому что их не все могут верно понять и оценить. В «Уроках французского» – показаны доброта и милосердие в действии.
Имена и характеристики персонажей могут быть полезны при написании сочинения и творческой работы по произведению.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тест по произведению

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Анастасия Семёнова

    8/11

  • Юлия Пашкевич

    9/11

  • Елена Троеглазова

    11/11

  • Александр Шувалов

    11/11

  • Анна Макарова

    9/11

  • Никита Степанянц

    11/11

  • Егор Антонов

    11/11

  • Ольга Лыхо

    10/11

  • Никита Егоров

    8/11

  • Дмитрий Чернушевич

    11/11

В рассказе русского советского писателя Валентина Григорьевича Распутина «Уроки французского» на фоне событий послевоенного времени и трудностей, с ними связанных, описывается один год из жизни одиннадцатилетнего мальчика. На примере характеристики образа главного героя отражены основные черты, свойственные подросткам послевоенного времени.

В деревне

Главный герой рассказа «Уроки французского» — одиннадцатилетний мальчик из сибирской деревни. После окончания начальной школы ему пришлось учиться в райцентре. Герой рассказа очень целеустремлённый, толковый, способный к учёбе мальчик.

В то время на долю таких мальчишек выпадали все тяготы послевоенной жизни. Они рано взрослели, взваливая на свои хрупкие плечи непосильную ношу практически главы семьи. Такая же судьба у главного героя. Отец погиб на фронте, мать из сил выбивается, чтобы прокормить троих детей. Герой рассказа — старший в семье, поэтому на нём забота о двух младших: брате и сестре. Он как может помогает матери по хозяйству. Кроме того, это время, когда голод ещё не отступил, поэтому мальчик должен позаботиться о пропитании младших. Да про учёбу нельзя забывать. Он учится на пятёрки и при всех своих делах и заботах никогда не приходит в школу с несделанными домашними заданиями.

В первых строках рассказа вырисовывается образ уважаемого в деревне человека. К подростку часто обращаются за помощью односельчане: то проверить цифры в облигации, то подписать какие-то бумаги. Он первый помощник не только в доме, но и на селе.

В характере героя явно прочитываются такие черты, как ответственность, усидчивость, сообразительность, отзывчивость, трудолюбие и нацеленность на результат.

На беду в селе нет средней школы. Окончив начальное обучение, герой вынужден отправиться в город. И хоть матери нелегко проститься с сыном по многим причинам: и мал (всего 11 лет), и главный помощник в доме, да плюс лишняя забота (ездить в город навещать), она вынуждена отправить его в район, учиться дальше.

В городе

Попав в город, мальчик, по сути, ещё ребёнок, растерялся. Ему всего 11 лет, а он попал в незнакомую ему обстановку, непонятный уклад жизни. Он многого не знает и не понимает в городе. Здесь он одинок, ему грустно и тоскливо вдали от дома, семьи, друзей. У матери тоже «душа не на месте», оттого, что её ребёнок вынужден жить вдали от неё, у чужих людей, недоедать, тосковать. Но когда она хочет вернуть сына в деревню, он проявляет твёрдость характера и остаётся в городе.

В деревне всё проще: и люди, и отношения. Там не крали друг у друга, не обманывали, не жульничали. У героя проявляются новые черты характера: гордость, упрямство, боевитость, чувство справедливости.

Первый враг, с которым столкнулся мальчик — нестерпимый голод. В деревне было проще  добыть еду: «что-то перехватить, выкопать, поднять…»  Здесь пропитание можно добыть, только имея деньги, которых у него не было.

Герой жил у чужих людей, где не только не подкармливали (хорошо, хоть приютили, дали угол), так ещё кто-то (сын хозяйки Федька) таскал привезённые матерью продукты: хлеб и картошку.  Вот здесь и проявляются такие черты характера как гордость и стеснительность. Из гордости он никому не жалуется, отказывается от незаслуженных подарков (посылки от Лидии Михайловны), сам зарабатывает себе деньги.

Стеснительность проявляется в силу воспитания и жизни в деревни. Он не понимает, как можно брать у своих, поэтому ему стыдно пожаловаться. А вдруг он не прав, тогда он оговорит невинного человека.

Стеснение он испытывает из-за своего внешнего вида: он плохо одет и обут, не понимает местных дворовых законов.

В городе ярко проявляется ещё одна черта характера мальчика — обострённое чувство справедливости. Он не терпит фальши, обмана, жульничества (в игре со стороны местного авторитета Вадика), лжи, даже во благо (как в случае с Лидией Михайловной во время игры в пристенок и посылки с макаронами).

Он упрям в достижении своей цели, но не жаден и не азартен. Он не хочет никого обманывать, играет честно и только до тех пор, пока не выиграет нужное количество денег. На них он покупает себе кружку молока, чтобы не кружилась голова и чтобы хоть немного утолить чувство голода.

Лидия Михайловна

Неизвестно, как сложилась бы судьба героя, если бы не встреча с замечательным педагогом и человеком. Его заметила и пожалела классный руководитель, учительница французского языка Лидия Михайловна. Она помогла мальчику справиться с единственным препятствием в учении — французским языком. Лидия Михайловна отвадила его от опасных игр с подростками. Она знала, чем рискует, но стала играть с учеником на деньги, чтобы хоть чем-то помочь мальчику. Щадя его гордость и независимость, учительница не стала прямо навязывать ему деньги и продукты, рискуя собственной карьерой.

Заключение

Образ главного героя порождает сложные чувства. С одной стороны, его безумно жалко: маленького, голодного, одинокого ребёнка. С другой стороны, герой вызывает восхищение. Его характер, целеустремлённость доказывают, что из этого мальчика, вырастет настоящий человек.

Вам также будет интересно почитать:

В рассказе
В.П. Распутина «Уроки французского» затрагиваются вечные темы: добра и зла,
правды и лжи, справедливости и человеческого равнодушия. Книга повествует о
роли учителя в жизни человека, заставляет задуматься о той грани, где мораль
встречается с безнравственностью. Молодая учительница смогла в тощем
деревенском мальчике рассмотреть сильную личность, голодного ребёнка, такого же
одинокого, как и она сама.

Этот рассказ –
трогательная история взаимоотношения учительницы и ученика, благодаря которым
мальчик получил жизненно важные уроки доброты, милосердия и человеческого
участия.

Действие
рассказа разворачивается в 1948 году – тяжелое послевоенное время, когда вся
страна испытывала лишения и голод. Место действия – один из районных центров
Иркутской области. Произведение автобиографично, и события в рассказе имели
место в реальной жизни писателя, который был благодарен учительнице,
преподавшей ему «урок доброты».

             
Мальчик 11 лет
из бедной деревенской семьи. Худой
от постоянного недоедания. Одинокий, диковатый, скромный и очень способный
ученик. Живёт отдельно от семьи, по которой очень тоскует. Честный,
мужественный, смелый, упорный с сильным характером. Несмотря на голод и отсутствие
денег, учёбы в школе не бросает, старается оправдать доверие семьи.
Самостоятельный и умный не по годам. Гордый, не жалуется и не принимает еду от
учительницы, желающей помочь.

Мать
мальчика.

Женщина, воспитывающая троих детей без мужа. Волевая, терпеливая, работящая,
неграмотная, но умная. Благодаря ей, автор имел возможность учиться, несмотря
на голод и бедность. Она приняла решение отдать сына в школу в районный центр,
передавала еду и иногда – немного денег.

Лидия
Михайловна, учительница французского.
Красивая, добрая
молодая женщина около 25 лет. Имеет правильные черты лица, еле заметную
«косинку» в глазах, короткие чёрные волосы. Родом из Кубани. Родилась и выросла
в городе, обеспечена, ни в чём не нуждается. Она сумела рассмотреть голодного и
очень способного мальчика, хитростью помогала ему едой и деньгами. Призналась,
что с детства вела себя не по правилам, приносила много проблем родителям. По
её словам, человек стареет, когда перестаёт быть ребёнком.

      Василий
Андреевич,

директор школы. Строгий человек с манерой громко разговаривать. В школе дети
очень его боялись. Провинившегося ученика в присутствии всех учащихся директор
школы заставлял объяснить, что его толкнуло на плохой поступок. Застав
учительницу с автором, играющих на деньги в «пристенок», директор от возмущения
не находит слов. Разбираться в сути поступка педагога он не стал, посчитав это
преступлением.

Федька, Сын хозяйки квартиры, где жил главный герой.
Федька познакомил его с компанией, играющей в «чику» на деньги. Федька и его
семья подворовывают еду у главного героя, когда тот находится в школе.

Тишкин, Одноклассник автора, который часто
присутствовал при играх на деньги, но сам не участвовал. Он первым «сдал»
мальчишку учительнице французского, рассказав откуда у него синяки и побои.

Вадик, городской мальчик из 7 класса той же школы, где
учится главный герой. Хитрый, злой подросток, который насмехается и обижает
тех, кто младше и слабее. Дружит с хулиганом Птахой. Избивают главного героя несколько
раз за то, что он играет лучше всех.

  • Описание мальчика из рассказа судьба человека изложение
  • Описание комнаты сочинение 6 класс по русскому языку 10 предложений
  • Описание картины левитана золотая осень 4 класс сочинение по плану
  • Описание мальчика и мужчины из рассказа судьба человека
  • Описание комнаты родителей сочинение