единственный ребенок
женат/замужем
жизнь в достатке
из обеспеченной семьи
нет детей
ранняя потеря родителей
История создания героя, прототипы
Кадр из х/ф “Благородный разбойник Владимир Дубровский”. 1988. Маша – актриса Марина Зудина
Марья Кириловна Троекурова – главная героиня романа А. С. Пушкина “Дубровский”. Образ не имеет прямого прототипа.
Описание героя
Марья Кириловна – семнадцатилетняя дочь Кирилы Петровича Троекурова, очень рано потерявшая мать. Девушка получила своеобразное воспитание. Отец чередовал исполнение любого желания любимой дочери с грубыми приказаниями. Образ жизни Кирилы Петровича исключал посещение его имения женщинами, поэтому Маша не имела подруг.
Вынужденное одиночество Марьи Кириловны сделало ее замкнутой, приучило скрывать свои истинные чувства и мысли. Познания об окружающем мире девушка приобрела из чтения французских романов, превративших ее в “пылкую мечтательницу”.
Роль героя в произведении
Маша Троекурова олицетворяет собой несчастную судьбу многих молодых дворянок пушкинской эпохи, вынужденных подчиняться деспотичной воле своих родителей.
В романе Марья Кириловна невольно становится спасительницей Кирилы Петровича. Влюбившись в девушку, Дубровский отказывается от тщательно планируемой мести за смерть отца и лишение имения.
Кадр из фильма “Благородный разбойник Владимир Дубровский”. 1988
В то же время Маша лишает возлюбленного надежды на возвращение к нормальной жизни и обретение счастья. Девушка испытывает непреодолимый страх перед ослушанием отцу, поэтому откладывает обращение за помощью к Дубровскому до самого последнего момента. Она любит Владимира, но считает связь с преступником настоящим падением и ударом по своему аристократизму. Марья Кириловна не случайно говорит Владимиру, что станет его женой лишь в самом крайнем случае, когда “насильно повезут… под венец”.
Нерешительность Марьи Кириловны в самом главном жизненном выборе приводит к тому, что Дубровский опаздывает освободить ее. После венчания она сама отказывается бежать с любимым, чувствуя себя скованной священными узами брака.
С “потерей” Маши Владимир уже не видит никакого смысла скрываться и заниматься разбойным промыслом. Единственный выход – покинуть Россию и уехать за границу.
Развитие героя по мере сюжета
В начале романа Марья Кириловна предстает мечтательной девушкой, в которой наивность причудливо сочетается с аристократическими предрассудками. Нового учителя-француза она воспринимает в качестве своего слуги, который поэтому даже “не казался ей мужчиной”. Лишь после убийства Дефоржем–Дубровским медведя гордая дворянка осознает, что мужество и храбрость не зависят от принадлежности человека к высшему сословию.
Не стоит переоценивать любовь Марьи Кириловны к Дубровскому. На протяжении всей жизни девушка видели лишь таких мужчин, которые не осмеливались высказать собственное мнение и выражали подобострастие перед ее отцом. Отважный француз стал для нее реальным воплощением мужского идеала из многочисленных французских романов.
При этом Маша не забывает о непреодолимой пропасти, разделяющей ее и простого учителя. Она не признается себе в любви к человеку, который не может даже “надеяться когда-нибудь получить ее руку”.
Маша умоляет отца отменить помолвку с Верейским. Иллюстрация Д. Шмаринова
Узнав о том, что под именем Дефоржа скрывается смертельный враг отца, Марья Кириловна испытывает противоречивые чувства. С одной стороны, “герой из романов” оказывается равным ей по социальному положению, с другой – является преследуемым властями разбойником.
Вплоть до самой свадьбы Маша испытывает муки перед выбором, который навсегда изменит ее жизнь. В конце концов ее колебания приводят к трагическому исходу. Дубровский опаздывает “вырвать” девушку из-под венца. На его резонный довод (“вы были приневолены”), она решительно отвечает: “Я дала клятву”. Для дорожащей дворянской честью женщины понятие долга намного выше любви и счастья.
Отношения автора к герою
Пушкин сочувствует несчастной судьбе “бедной” Марьи Кириловны. Он очень красочно описывает тяжелое состояние девушки, внезапно узнавшей о предстоящей свадьбе с князем Верейским (“бледное лицо”, “жалобный голос”). Отчаяние Маши ярко проявляется в ее эмоциональной мольбе к отцу: “Папенька… не губите меня”. В день свадьбы Марья Кириловна впадает в оцепенение и поражает жениха “бледностию и странным видом”.
Венчание. Иллюстрация А. Траугота
Экранизация героя
По сюжету романа “Дубровский” было снято несколько зарубежных и отечественных фильмов. В советской экранизации 1936 г. (“Дубровский”, режиссер А. И. Ивановский) роль Маши сыграла Г. К. Григорьева.
Самой удачной и наиболее близкой к оригинальному сюжету считается картина “Благородный разбойник Владимир Дубровский”, снятая В. А. Никифоровым в 1988 г. Роль Марьи Троекуровой исполнила актриса Московского театра Олега Табакова М. В. Зудина. В целом, критики сдержанно оценили исполнение главной женской роли молодой артисткой, но именно благодаря этой роли Зудина стала широко известна отечественным зрителям.
Список литературы
- Маранцман В.Г. Роман А.С. Пушкина «Дубровский» в школьном изучении. Пособие для учителя. Л.: Просвещение, 1974.
- Все герои произведений русской литературы: Школьная программа: Словарь-справочник. – М.: Олимп, 2002.
- Стахорский С.В. Энциклопедия литературных героев М.: Аграф, 1997.
- Данилина Т.М. Роман А.С.Пушкина «Дубровский» // Литература в школе. – 1998. – №7.
- Соболева Т.П. Повесть А.С. Пушкина “Дубровский”. Издательство академии педагогических наук РСФСР, Москва, 1963. – 116 с.
Ирина Зарицкая | Просмотров: 3.7k
Характеристика Маши Троекуровой
Центральным женским образом романа А.С. Пушкина «Дубровский» является Маша Троекурова — красивая юная девушка, наследница богатого помещика Кирилы Петровича Троекурова. Писатель, по своему обыкновению, наделяет главную героиню исключительными качествами: внешней и духовной красотой, богатым внутренним миром, добротой, высокой нравственностью. Характеристика Маши Троекуровой важна для понимания незавидной судьбы многих молодых дворянок пушкинской эпохи, вынужденных подчиняться деспотичной воле своих родителей. Кроме того, этот образ помогает лучше понять образы Владимира Дубровского и Кирилы Троекурова.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 36 лет.
Краткая характеристика
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Дубровский.
Полное имя — Мария Кириловна Троекурова.
Возраст — 17 лет.
Род занятий — без определенного рода деятельности.
Семья — отец Кирила Петрович Троекуров, брат Саша.
Социальное положение — дворянка.
Происхождение — родом из дворянского семейства.
Воспитание — традиционное для дворянских семейств.
Образование — традиционное для дворянских семейств.
Внешность — красивая юная девушка с отменным вкусом.
Характер — решительная, честная, скрытная, романтическая.
Положительные черты — добрая, нежная, романтическая натура с богатым внутренним миром.
Отрицательные черты — скрытная, высокомерная.
Произведение — «Дубровский».
Автор — Александр Сергеевич Пушкин.
Цитатная характеристика
Описание Маши Троекуровой с цитатами позволит раскрыть её образ, продемонстрировать не только внешность, но и черты характера, особенности поведения, отношения к жизни.
Портрет
Художественный портрет Марьи Троекуровой основан на том, что она является единственной законной дочерью богатого и знатного дворянина, помещика Кирилы Петровича Троекурова.
«…дочь Кирила Петровича…»
Источник: Том первый, глава I
«…оба женились по любви, оба скоро овдовели, у обоих оставалось по ребенку».
Источник: Том первый, глава I, про отца Марии
Внешность
Маше Троекуровой 17 лет.
«…ей было семнадцать лет…»
Источник: Том первый, глава VIII
С раннего детства Маша отличалась красотой и миловидностью. С возрастом её красота расцвела ещё больше.
«…он с маленькой Машей Троекуровой, которая была двумя годами моложе и тогда уже обещала быть красавицей…»
Источник: Том первый, глава III
«…красота ее была в полном цвете…»
Источник: Том первый, глава VIII
«…старый волокита был поражен ее красотой».
Источник: Том второй, глава ХIII
«…подал руку молодой красавице…»
Источник: Том второй, глава ХIII
Внешний вид Марьи Троекуровой, её красота и подобранная с большим вкусом одежда вызывают невольное восхищение как у мужчин, так и у женщин.
«…сопровождаемый Мариею Кириловной. Взоры мужчин и женщин обратились на нее; первые удивлялись ее красоте, вторые со вниманием осмотрели ее наряд…»
Источник: Том второй, глава I
Красота Марьи Кириловны меркнет в день свадьбы — она появляется перед будущим супругом бледной, заплаканной, с тревожным и несчастным выражением лица.
«…бледную, неподвижную Марью Кириловну, голова ее томно клонилась под тяжестью бриллиантов…»
Источник: Том второй, глава ХVIII
«Там жених уж их ожидал. Он вышел навстречу невесты и был поражен ее бледностию и странным видом».
Источник: Том второй, глава ХVIII
Черты характера и поступки
Так как после смерти матери её воспитывал отец-самодур с переменчивым характером, Маша смогла выработать в себе такое качество, как скрытность.
«Она привыкла скрывать от него свои чувства и мысли, ибо никогда не могла знать наверно, каким образом будут они приняты».
Источник: Том первый, глава VIII
Детские и юношеские годы Марии прошли в одиночестве по вине её отца.
«Она не имела подруг и выросла в уединении. Жены и дочери соседей редко езжали к Кирилу Петровичу, коего обыкновенные разговоры и увеселения требовали товарищества мужчин, а не присутствия дам. Редко наша красавица являлась посреди гостей, пирующих у Кирила Петровича».
Источник: Том первый, глава VIII
В силу своего воспитания Мария Троекурова весьма презрительно и высокомерно относится к тем, кто находится в услужении. Однако со временем девушка меняет своё отношение и начинает понимать, что оценивать человека нужно не по его социальному положению, а по личным качествам.
«…воспитанная в аристократических предрассудках, учитель был для нее род слуги или мастерового, а слуга иль мастеровой не казался ей мужчиною».
Источник: Том первый, глава VIII
«Она увидела, что храбрость и гордое самолюбие не исключительно принадлежат одному сословию, и с тех пор стала оказывать молодому учителю уважение, которое час от часу становилось внимательнее».
Источник: Том первый, глава VIII
Марья Кириловна, воспитанная на любовных романах, имела мечтательный, романтический характер.
«…Марья Кириловна, пылкая мечтательница, напитанная таинственными ужасами Радклиф».
Источник: Том второй, глава IХ
Молодой красивый гувернёр Дефорж вызывает в Маше восхищение. Она готова влюбиться в него.
«Между ими основались некоторые сношения… не трудно догадаться, что Маша в него влюбилась, сама еще в том себе не признаваясь».
Источник: Том первый, глава VIII
«Она начинала понимать собственное сердце и признавалась, с невольной досадою, что оно не было равнодушно к достоинствам молодого француза. Он, с своей стороны, не выходил из пределов почтения и строгой пристойности и тем успокоивал ее гордость и боязливые сомнения. Она с большей и большей доверчивостью предавалась увлекательной привычке. Она скучала без Дефоржа, в его присутствии поминутно занималась им, обо всем хотела знать его мнение и всегда с ним соглашалась. Может быть, она не была еще влюблена, но при первом случайном препятствии или незапном гонении судьбы пламя страсти должно было вспыхнуть в ее сердце».
Источник: Том второй, глава ХII
Несмотря на то что Марья Троекурова увлечена Дефоржем, она испытывает большие сомнения: в ней говорит её воспитание, не позволяющее серьёзно относится к бедному и незнатному человеку.
«Она давно ожидала признания, желая и опасаясь его. Ей приятно было бы услышать подтверждение того, о чем она догадывалась, но она чувствовала, что ей было бы неприлично слышать такое объяснение от человека, который по состоянию своему не мог надеяться когда-нибудь получить ее руку. Она решилась идти на свидание, но колебалась в одном: каким образом примет она признание учителя, с аристократическим ли негодованием, с увещаниями ли дружбы, с веселыми шутками или с безмолвным участием».
Источник: Том второй, глава ХII
Мария Троекурова в глубине души — тщеславная девушка, которой приятно слышать льстивые слова в свой адрес. Благодаря этому Верейский с легкостью смог войти к ней в доверие.
«Марья Кириловна с удовольствием слушала льстивые и веселые приветствия светского человека…»
Источник: Том второй, глава ХIII
«Марья Кириловна не чувствовала ни малейшего замешательства или принуждения в беседе с человеком, которого видела она только во второй раз отроду».
Источник: Том второй, глава ХIII
Женихом Марьи становится старый князь Верейский, который поражён красотой девушки. Однако Маша не таким видела своё будущее.
«-Вот тебе жених, князь тебя сватает.
Источник: Том второй, глава IV
Маша остолбенела, смертная бледность покрыла ее лицо».
«…старый князь поцеловал ее руку, вдруг слезы побежали по ее бледному лицу».
Источник: Том второй, глава IV
Чтобы не стать женой князя, Марья Кириловна готова выйти замуж за Дубровского. Свобода для неё важнее богатства и высокого положения в обществе.
«…если насильно повезут вас под венец, чтоб навеки предать судьбу вашу во власть старого мужа?..
Источник: Том второй, глава ХV
— Тогда, тогда делать нечего, явитесь за мною — я буду вашей женою».
Большим ударом для Маши Троекуровой становится обряд венчания: девушка до последнего надеялась, что что-то помешает этому.
«Она чувствовала холодный поцелуй немилого супруга, она слышала веселые поздравления присутствующих и все еще не могла поверить, что жизнь ее была навеки окована…»
Источник: Том второй, глава ХVIII
Будучи от природы нравственной, честной девушкой с твёрдой волей, она решительно отказывает Дубровскому бежать вместе с ним после венчания: семейные узы и данное ею в церкви слово значат для героини больше личного счастья.
«— Вы свободны, — продолжал Дубровский, обращаясь к бледной княгине.
Источник: Том второй, глава ХVIII
— Нет, — отвечала она. — Поздно — я обвенчана, я жена князя Верейского».
«— Я согласилась, я дала клятву, — возразила она с твердостию, — князь мой муж, прикажите освободить его и оставьте меня с ним. Я не обманывала. Я ждала вас до последней минуты… Но теперь, говорю вам, теперь поздно. Пустите нас».
Источник: Том второй, глава ХVIII
Воспитание
После смерти матери Маша воспитывалась деспотичным, своенравным отцом, у которого постоянно менялось настроение. Итогом подобного воспитания стал скрытный характер девушки.
«Отец любил ее до безумия, но обходился с нею со свойственным ему своенравием, то стараясь угождать малейшим ее прихотям, то пугая ее суровым, а иногда и жестоким обращением. Уверенный в ее привязанности, никогда не мог он добиться ее доверенности».
Источник: Том первый, глава VIII
Кроме того, Кирила Петрович смог внушить дочери предвзятое отношение к бедным людям, полагая, что аристократы должны всячески выделять себя среди прочих людей.
«…воспитанная в аристократических предрассудках, учитель был для нее род слуги или мастерового, а слуга иль мастеровой не казался ей мужчиною».
Источник: Том первый, глава VIII
Маша — читающая девушка, в распоряжении которой была большая библиотека. Однако без опытного наставника всё своё внимание она уделяла лишь романам.
«Огромная библиотека, составленная большею частию из сочинений французских писателей XVIII века, была отдана в ее распоряжение».
Источник: Том первый, глава VIII
«Отец ее, никогда не читавший ничего, кроме «Совершенной поварихи», не мог руководствовать ее в выборе книг, и Маша, естественным образом, перерыв сочинения всякого рода, остановилась на романах».
Источник: Том первый, глава VIII
Воспитанием Маши занималась также добрая гувернантка-француженка мадемуазель Мими. Благодаря ей Маша в совершенстве овладела французским языком.
«Таким образом совершила она свое воспитание, начатое некогда под руководством мамзель Мими… Мамзель Мими оставила по себе память довольно приятную. Она была добрая девушка и никогда во зло не употребляла влияния…»
Источник: Том первый, глава VIII
«Для сего велел он позвать к себе Машу (Кирила Петрович по-французски не говорил, и она служила ему переводчиком)».
Источник: Том первый, глава VIII
Помимо чтения, Маша увлекается музицированием. У нее прекрасный голос и способность к занятиям музыкой.
«…чтение, прогулки и музыкальные уроки занимали Марью Кириловну…»
Источник: Том второй, глава ХII
«…Маша имела прекрасный голос и большие музыкальные способности…»
Источник: Том первый, глава VIII
Характеристика Маши Дубровской другими героями
Троекуров
Кирила Петрович, в силу своего тяжёлого характера, воспитал Машу скрытным, замкнутым человеком, не способным открыто выражать свои мысли и чувства.
«Отец любил ее до безумия, но обходился с нею со свойственным ему своенравием, то стараясь угождать малейшим ее прихотям, то пугая ее суровым, а иногда и жестоким обращением. Уверенный в ее привязанности, никогда не мог он добиться ее доверенности. Она привыкла скрывать от него свои чувства и мысли, ибо никогда не могла знать наверно, каким образом будут они приняты. Она не имела подруг и выросла в уединении. Жены и дочери соседей редко езжали к Кирилу Петровичу, коего обыкновенные разговоры и увеселения требовали товарищества мужчин, а не присутствия дам. Редко наша красавица являлась посреди гостей, пирующих у Кирила Петровича».
Источник: Том первый, глава VIII
Подробная характеристика Троекурова.
Владимир Дубровский
Маша Троекурова была подругой детства Владимира Дубровского и уже в столь нежном возрасте имела славу красавицы.
«…он вспомнил, что на сем самом холму играл он с маленькой Машей Троекуровой, которая была двумя годами моложе и тогда уже обещала быть красавицей…»
Источник: Том первый, глава III
Благодаря Маше был спасён от неминуемой расправы её отец, Кирила Петрович Троекуров. Влюблённый в Машу Дубровский отказался от мести.
«Послушайте, вы спасли его. Первый мой кровавый подвиг должен был свершиться над ним. Я ходил около его дома, назначая, где вспыхнуть пожару, откуда войти в его спальню, как пресечь ему все пути к бегству — в ту минуту вы прошли мимо меня, как небесное видение, и сердце мое смирилось. Я понял, что дом, где обитаете вы, священ, что ни единое существо, связанное с вами узами крови, не подлежит моему проклятию. Я отказался от мщения, как от безумства».
Источник: Том второй, глава ХII
Дубровский понимает, что самым главным кошмаром Маши является её своенравный, деспотичный отец, решивший непременно женить дочь на старом князе Верейском.
«Но как же спасу вас от жестокого отца?»
Источник: Том второй, глава ХV
Подробная характеристика Дубровского.
Верейский
Красота Маши Троекуровой настолько яркая, что даже опытный ловелас, старый князь Верейский, был поражён внешностью девушки.
«Но в зале встретила их Марья Кириловна, и старый волокита был поражен ее красотой».
Источник: Том второй, глава ХIII
Подробная характеристика князя Верейского.
Народная характеристика
Мы постарались составить для вас максимально полный анализ персонажа. Возможно, мы пропустили какой-то интересный или важный фрагмент этой мозаики. Будем рады услышать ваши предложения.
Все подошедшие рекомендации мы опубликуем, а вы получите промокод на бесплатную грамоту.
Давайте создадим самую подробную характеристику Маши Троекуровой вместе!
Биография
Маша Троекурова — красивая 17-летняя девушка, дворянка, единственная законная дочь богатого помещика Кирилы Петровича Троекурова.
Всё детство и юность Маши прошли в родовом имении, в деревне Покровское. После ранней смерти матери воспитанием девочки занималась нянюшки. Когда Маша подросла, к ней наняли молодую француженку-гувернантку Мими, которая должна была обучить девочку французскому языку и благородным манерам. Маша также обучалась наукам, танцам, музыке. Девушка очень любила читать, и в её распоряжении была богатая библиотека.
Мария Троекурова обладала яркой красотой и безупречным вкусом, благодаря чему неизменно приковывала к себе взгляды как мужчин, так и женщин. Её красотой был поражен и старый князь Верейский, решивший взять девушку в жены.
Маша была категорически против брака со стариком. К тому же она была влюблена в молодого разбойника и дворянина Дубровского и мечтала выйти замуж за него. Однако отец настоял на скором венчании, и Маша стала княгиней. На обратном пути из церкви свадебная карета была остановлена шайкой Дубровского. Однако Маша отказалась бежать с возлюбленным: слово, данное ей у алтаря, было для неё священным.
Образ Маши Троекуровой
Мария Троекурова представляет собой столь любимый А.С. Пушкиным образ идеальной русской женщины: красивой, умной, доброй, прекрасно образованной, с богатым внутренним миром. Именно таковой и предстаёт перед читателями юная красавица Маша, в которую сразу влюбился Дубровский.
Однако личность героини носит несколько противоречивый характер. Отцовское воспитание, основанное на снобизме и аристократических предрассудках, накладывает свой отпечаток на Машу, её отношение к людям. Так, девушка, будучи богатой знатной дворянкой, привыкла считать, что бедные и зависимые люди по природе своей второсортны и не стоят её внимания. Лишь благодаря тесному общению с Дефоржем Мария смогла понять, что судить о человеке нужно не по его социальному положению или размеру кошелька, а исключительно по его личным качествам.
Замкнутость и скрытность Маши также обусловлены пагубным влиянием отца. Вынужденная жить под одной крышей с властным человеком с резкими перепадами настроения, Маша приспособилась скрывать ото всех свои истинные мысли и желания.
Любовь к Дубровскому пробуждает в Маше прекрасные чувства, она готова любить и быть любимой. Однако ей не суждено почувствовать счастье любви: следуя отцовской воле, Маша выходит замуж за богатого старика. И даже когда ей выпадает шанс сбежать с любимым человеком, она выбирает долг. Верность клятве завершает образ Марьи Троекуровой: в этом заключается главное достоинство героини и одновременно её жизненная драма.
5 фактов о Маше Троекуровой
- Главная героиня романа недаром названа Марией — это любимое женское имя А.С. Пушкина, который наградил им многих своих женских персонажей. Это и Маша Троекурова из романа «Дубровский», и Маша Миронова из повести «Капитанская дочка», и Марья Гавриловна из повести «Метель». Все Марии очень разные, но объединяет их одно — чувство долга.
- У Марии Троекуровой нет реального прототипа — это вымышленный, собирательный образ, в котором автор воплотил наиболее ценные для него женские качества.
- Маша Троекурова — единственная законная наследница Кирилы Петровича. Однако у неё есть младший брат Саша — единственный внебрачный ребенок Троекурова, которого он признал и оставил на воспитание в своём доме.
- Маша очень любит читать романы. Её любимым автором является Радклиф — английская писательница, романы которой изобилуют всевозможными таинственными приключениями и ужасами.
- Маша благотворно влияет на горячее сердце Дубровского: благодаря ей он отказывается от мести главному своему обидчику, помещику Троекурову, а после её замужества прекращает разбойничью жизнь.
Посмотрите, что еще у нас есть:
Вывод
В романе А.С. Пушкина «Дубровский» Мария Троекурова является центральным женским образом. Вокруг неё закручивается любовная драма, повлиявшая на всех героев произведения. Отношение Маши к долгу, к данному обету оказывается решающим в её судьбе.
Роль героини заключается в том, чтобы продемонстрировать благотворное влияние прекрасной, чистой души на эволюцию самого Дубровского, так как любовь к ней заставляет его отказаться от плана мести. Цитатная характеристика Маши Троекуровой позволит лучше подготовиться к уроку литературы в 6 классе, написать сочинение или доклад.
Собранный материал, включающий в себя цитаты из текста, позволит самостоятельно дать характеристику герою по плану, поможет составить развёрнутую письменную работу или написать сочинение на заданную тему.
Тест
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Аделя Файзуллина
9/10
Александр Сергеевич Пушкин написал произведение «Дубровский» в лучших традициях авантюрно-приключенческого романа. Здесь есть всё: и любовь, и благородный разбойник, и интрига, и вражда двух семейств. Прекрасной дамой сердца героя-разбойника является дочь его главного врага. Характеристика образа Маши Троекуровой позволяет понять глубину классовых различий, сложившихся в середине XIX в.
Детство
Марья Кириловна родилась в семье богатого помещика, одного из самых влиятельных людей в округе. Семья Троекуровых происходит из старинного дворянского рода. Девочка рано лишилась матери, поэтому её воспитанием занималась Мими, гувернантка-француженка. Впоследствии, гувернантка родила мальчика Сашу, который воспитывался вместе с Машей.
По соседству с имением Покровское, находилось поместье Кистенёвка, владельцами которой были обедневшие дворяне Дубровские. Главы семейства той и другой усадьбы были связаны узами старой военной дружбы, поэтому стали дружить их дети: Маша Троекурова и Владимир Дубровский («На сём самом холму играл он с маленькой Машей Троекуровой»). Затем Владимир был отправлен в кадетский корпус, а девочка получила домашнее образование.
Француженка Мими научила подопечную правилам поведения благовоспитанной барышни, французскому языку. Многие знания девушка почерпнула из книг огромной библиотеки, собранной в Покровском. Но из всех изданий, Машу больше всего интересовали французские романы.
Внешность
На момент описываемых событий Маше Троекуровой 17 лет. Это очаровательная девушка, привлекающая взгляды мужчин своей внешностью, а женщин — искусно подобранными нарядами. У неё красивое лицо и стройная точёная фигурка. То, что Машенька будет красавицей было заметно ещё в детстве «.. тогда уже обещала быть красавицей…» Сейчас же «… красота её была в самом цвете». О её красоте сообщается не раз на протяжении всего романа.
Девичья красота привлекла и старого ловеласа Верейского. Увлечённый Машиной внешностью, князь вздумал жениться на семнадцатилетней красавице, чтобы хвастаться ею в свете.
Характер
Маша Троекурова отличается спокойным характером. Она скромна, сдержана, даже замкнута. Однако в силу своего происхождения и воспитания, снисходительна с людьми ниже её по статусу, она их попросту не замечает. Для неё учитель был «род слуги или мастерового, а слуга или мастеровой не казался ей мужчиною».
Воспитанная вспыльчивым отцом, девушка научилась быть скрытной. Кирила Петрович хоть и любил дочь, но иногда показывал и ей свой крутой нрав. Поэтому, во избежание скандала она предпочитала ничего не рассказывать отцу. «Она привыкла скрывать от него свои мысли чувства, ибо никогда не могла знать наверно, каким образом будут они приняты».
В отличие от Троекурова, который имел дурное воспитание и был совершенно не образован, Марья Кириловна отлично говорила по-французски, прочла много книг и умела вести себя в обществе. Она умна и образованна.
Чтение французских романов развило в ней романтичность и впечатлительность. Однако, несмотря на мечтательность, у Маши есть внутренний стержень, она не меняет своих решений и верна данному слову.
Занятия
Выросшая без матери, Маша очень одинока. У неё нет подруг, ей не с кем поделиться сокровенными мыслями. В гостях у Троекурова чаще всего бывают только мужчины, в силу его личных интересов: охоты, пьяных застолий.
Девушка привыкла к одиночеству и с удовольствием проводит время за любимыми занятиями: чтением книг, долгими прогулками по окрестностям, вышиванием на пяльцах.
Маша любила музыку, с удовольствием музицировала. Сашин учитель-француз Дефорж (Дубровский) стал давать ей уроки музыки.
Любовь
Воспитанная отцом, Маша так же, как и он не замечает людей ниже её по происхождению. Поэтому, сначала не обращает внимания на своего и Сашиного учителя. Но смелый поступок Дубровского во время схватки с медведем, пробуждает у романтической девушки заинтересованность молодым человеком. Постепенно девушка понимает, что полюбила «француза». Дубровский признаётся Марье Кириловне в любви, раскрывает своё инкогнито и сообщает, что вынужден скрыться. Влюбленные дают слово держать связь друг с другом.
Одновременно с исчезновением Дубровского, Машу сватает богатый князь Верейский. Кирила Петрович, несмотря на слёзы дочери, даёт согласие на брак.
В день свадьбы Марья до последней минуты верит, что благородный разбойник спасёт её, но Дубровский появляется слишком поздно. Девушка не может нарушить данное ею во время венчания слово и предпочитает сохранить своё честное имя вопреки зову сердца.
Заключение
Образ Маши Троекуровой в романе А. С. Пушкина «Дубровский» в полной мере отображает облик благовоспитанных дворяночек из провинции: образованных, романтичных, воспитанных в духе почитания мужа и родителей. Этот образ был близок Пушкину, и он не раз его использовал в своих произведениях.
Вам также будет интересно почитать:
Маша Троекурова – одна из центральных фигур романа А.С. Пушкина «Дубровский», её образ идеальной русской женщины во многом близок к образу Татьяны Лариной из «Евгения Онегина», романа в стихах, написанного немного раньше. Можно сказать, что их образы это портрет одной и той женщины, только Машин написан в черно-белых тонах, а Татьяны — яркими и сочными красками.
Маша – прекрасная и нежная 17-тилетняя девушка, дочь богатого, своенравного и жестокого помещика Кирилла Троекурова, влюбленная в молодого помещика, некогда жившего по соседству, Владимира Дубровского. Семейства Дубровских и Троекуровых находятся в смертельной ссоре и союз двух влюбленных сердец обречен на провал.
Характеристика и образ героини
Красивая и стройная девушка Маша, находящаяся в расцвете своей 17-летней весны, рано осталась без матери, воспитывалась простой крестьянской женщиной из народа, нянюшкой Егоровной. Одинокая и замкнутая девушка, находящаяся под влиянием любящего, но вспыльчивого, а иногда сурового и своенравного отца, и с младых лет она впитывала как губка таинственные и загадочные сюжета русского народного творчества, рассказанные ей нянькой. Повзрослевшей Маше в её полное распоряжение попала отцовская библиотека, где она познакомилась с образцами сентиментальной французской прозы и стала яркой поклонницей романов, сделавших её мечтательной, чуткой и кроткой особой, витающей в облаках своих фантазий. Также барышня хорошо поет и музицирует, прекрасно говорит по-французски.
Маша нежно любит и уважает своего отца, однако не может найти с ним понимания, ведь его неустойчивый, взрывной характер, быстро переходящий от заботы и ласки, к гневу и суровому обращению, пугает её и заставляет быть острожной в своих мыслях и поступках. После няни её воспитанием занимается гувернантка-француженка мамзель Мими, «прижившая» от её отца сводного брата Сашу. Маше одиноко и тоскливо в поместье отца, ей не с кем поделиться своими чувствами и переживаниями, подруг у неё нет, соседи их сторонятся, брат слишком мал, отец отдает предпочтение жестоким забавам, где нет место женщинам. Единственным другом её детства был Владимир Дубровский, сын соседа помещика, которого преднамеренно разорил, довел до сумасшествия, а потом и до смертельной болезни её отец, Кирилл Троекуров. Но их дружба прервалась, когда мальчика отправили на учебу в Петербург, а позже и совсем сошла на нет, ведь Владимир и её отец стали заклятыми врагами.
Юный возраст и увлечение сентиментальными французскими романами пробудили в её сердце нежные и романтические чувства к молодому учителю Дефоржу, под именем которого Дубровский проник в имение Троекурова с намерением отомстить тому за смерть отца. Восторженную и экзальтированную барышню покоряют его смелость, благородство и отвага, и учитель становится «героем её романа». Узнав кто он такой, Маша пугается, но робость и нежность в его речах заставляют поверить ему и согласиться на побег, которому не суждено сбыться. Отец насильно выдает её замуж за престарелого князя Верейского, а она не в силах противиться воли отца и ждет помощи Дубровского, но тот приходит слишком поздно. Маша уже обвенчана с нелюбимым престарелым князем, и подобно Татьяне Лариной, ставит долг перед священными узами брака выше своих чувств и отказывается от любви. Дубровский смиряется с её выбором и уезжает за границу.
Весь драматизм ситуации заключается в том, что мораль, высокая степень ответственности и чувство долга главной героини, на которых она была воспитана, победили любовь и пылкие чувства, навсегда сделав её несчастной, но честной женщиной. Благородство души и священные узы брака, которые были для Маши Троекуровой не пустым звуком, не позволили ей предать мужа (пусть и не любимого) и остаться с любимым человеком.
- Сочинения
- По литературе
- Пушкин
- Образ и характеристика Маши Троекуровой Дубровского
Характеристика и образ Маши Троекуровой в романе Пушкина Дубровский сочинение
Одной из героинь романа «Дубровский» Александра Сергеевича Пушкина, играющей важную роль в произведении, является Маша Троекурова.
Маша была очень красивой и стройной семнадцатилетней девушкой. Она потеряла мать и теперь живет в доме со своим отцом, Троекуровым Кирилой Петровичем. Это был богатый помещик, известный своим самодурством среди окружающих. Он воспитывал дочь довольно своенравно: временами мог показывать любовь и проявлять заботу, а мог грубо и резко обращаться с ней, тем самым запугивая. Такая атмосфера повлияла на девушку и ее характер.
Маша была недоверчивой, скрывала свои настоящие чувства и эмоции, имела твердый характер. Внутри девушка была очень одинока, она даже не имела подруг. Ее спасением стала библиотека, в которую были многочисленные французские романы. Она любила читать и хорошо знала французский, как и большинство образованных девушек. В свободное время Маша любила гулять, вышивать и заниматься музыкой, в которой достаточно неплохо разбиралась.
Ее учителем был француз по имени Дефорж. Как и ее отец, Маша непроизвольно делила людей на сословия, несмотря на свою скромность. Поэтому она не обращала внимания на учителя, ведь он был просто-напросто слугой. Все изменилось после случая с медведем, с которым герой безжалостно справился. Девушка начинает проявлять уважение к мужчине и меняет свое мнение о нем в лучшую сторону. Оказывается, что под хорошим учителем скрывался Владимир Дубровский. Он был разбойником и лучшим другом Маши в прошлом до того момента, пока молодого человека не отправили на учебу в Петербург. Из-за страха быть разоблаченным, Дубровский вынужден покинуть дом, но прежде рассказывает Маше о тайном знаке, который предупредит его об опасности. В этом случае он заберет девушку с собой. В день нежеланной свадьбы со стариком Верейским девушка оставляет знак, но Дубровский не успевает. Несмотря на любые попытки Маши тянуть время, свадьба случается. С возвращением Дубровского героиня мучается, потому что не может дать ему любовь из-за обещаний хранить верность мужу. Таким образом, девушка остается несчастна, но чиста перед собой и Богом.
Образ Маши Троекуровой в романе Пушкина является, бесспорно, положительным и олицетворяет девушку с высокими ценностями и убеждениями, которые она никогда не предаст даже ради собственного счастья. Те обстоятельства, с которыми героиня столкнулась на жизненном пути, доказывают это.
Сочинение про Машу Троекурову
Александр Сергеевич Пушкин ясно представлял свой идеал русской женщины: молодая, красивая, добрая и великодушная. Все эти черты присутствуют и у Маши Троекуровой из романа «Дубровский». Девушка рано лишилась матери и ухаживала за ней няня. Отец безумно любил дочь, но не мог в полной мере раскрыть свои чувства. Он постоянно менялся от готового исполнить любую прихоть папы до сурового незнакомца. Такое поведение заставило юную Машу не раскрывать ему свои чувства.
Жили Троекуровы в глуши, и девочка росла без друзей. Редкие посетители их дома были взрослыми мужчинами, которых интересовала лишь охота и нажива. Единственными верными товарищами девушки стали книги французских писателей, которых было огромное количество в домашней библиотеке. Единственными воспоминаниями о дружбе у Маши остались детские игры с сыном Андрея Гавриловича Дубровского. Но это было так давно, что казалось неправдой. Поэтому уединившись в беседке с очередным романом, Маша начинала мечтать. В основном о настоящей и пылкой любви, позабыв об окружающих её распутных людях.
Всё изменилось в жизни Маши с появлением учителя-француза Дефоржа, должного обучать её сводного брата. А после его умелой борьбы с медведем, семнадцатилетняя девушка поняла – это герой её романа. Машу поразил спокойный и ровный голос Дефоржа, стоящего над поверженным медведем, словно ничего не произошло. Так начались их отношения. Дефорж полюбил Машу и рассказал правду о себе. На самом деле его звали Владимир Дубровский, он был вожаком разбойников и приехал к Троекуровым, чтобы отомстить за отца. Однако светлые чувства заставляют парня забыть о мести. Вместе с Машей они решают бежать. Но их планам не суждено было осуществиться.
Кирилла Петрович решает отдать свою дочь за князя Верейского. Зря Маша надеялась растопить сердце князя — он лишь рассказал обо всём её отцу. Свадьбу ускорили. А у молодой девушки не хватило сил противиться. Она молча стояла, не в силах, что-либо предпринять, пока её готовили к венчанию. Не замечала и боли от случайно уколовшей её руки помощников, а просто бездумно глядела в зеркало. В глубине души она все ещё ждала Дубровского. Но он не пришёл.
Чувство долга перед будущим мужем не позволяло Маше бежать с любимым. Она не могла нарушить клятву верности ради собственного счастья. Дубровский же не мог предложить ей хорошей жизни. Он был беден и командовал разбойниками. Так личные принципы и жизненные сложности помешали счастью двух любящих людей.
Вариант 3
Мария Троекурова — центральная фигура в романе Пушкина «Дубровский». В своём произведении автор описал образ Марии в черно-белых тонах. Семнадцатилетняя Маша очень рано осталась без матери, её воспитанием занималась гувернантка. Мария была образованной дворянкой. Она учила французский язык, читала книги, занималась музыкой и пением, вышивала крестиком, она с детства имела хорошие манеры общения и поведения, была доброй, красивой и нежной девушкой. она росла в деревне. вместе с отцом, который был богатым помещиком и имел вспыльчивый и суровый характер. Она очень любила и уважала своего отца, хотя иногда у них возникали не понимания, бывало, что Мария боялась своего отца, поэтому она старалась не перечить ему и всегда была осторожна в разговоре с ним и в своих поступках.
Её жизнь в деревне была очень одинокой и тоскливой, у неё совсем не было подруг с которыми можно было бы посплетничать, поговорить о чувствах и переживаниях. Маша очень любила французские романы о любви, после прочтения которых она стала мечтать о большой и искренней любви. Как вдруг в их доме появляется молодой учитель француз Дефорж. Они сразу нашли много общих тем для разговоров, вместе играли на фортепиано и пели. В сердце Марии начинают появляться нежные и романтические чувства к французу. Он покорил её своей отвагой, смелостью и благородством. Вскоре француз Дефорж и сам влюбился в Марию Троекурову, и он не побоялся признаться ей, что он Владимир Дубровский, а никакой не француз. Узнав кто он, Мария находиться в замешательстве и испуге, ведь он сын заклятого врага её отца и проник в их дом, с целью отомстить её отцу за смерть своего отца, но влюбившись в неё он отказался от этих мыслей и предложил ей бежать вместе с ним из дома.
Но побег не состоялся, отец насильно выдавал её замуж за нелюбимого мужчину. И именно тогда девушка впервые сопротивлялась с решением отца, но она не смогла дальше бороться с его волей и надеялась на спасение Владимира. Но он опоздал и Маша уже стала законной супругой другого мужчины. И даже несмотря на то, что она всем сердце полюбила Владимира, её благородство души не смогло предать своего супруга. Она была связана с ним узами брака, и не могла нарушить свою клятву.
Также читают:
Картинка к сочинению Образ и характеристика Маши Троекуровой Дубровского
Популярные сегодня темы
- Анализ рассказа Жизнь человека Андреева
Пьеса Андреева «Жизнь человека» представляет собой, как это видно из названия, миниатюру человеческой жизни от рождения до смерти. Основной темой произведения и одновременно главным его конфликтом становится
- Смысл названия романа Толстого Война и мир сочинение
Название произведения «Война и мир» так же масштабно, как и его содержание. Эта книга описывает жизнь во всем ее разнообразии и непредсказуемости, что объясняет множество значений ее названия.
- Сочинение по рассказу Богомолова Иван
Во время Великой Отечественной войны детство всех детей закончилось. История повествует далеко не об одном ребенке-герое, который защищал себя, свою семью, родную землю. У них не было выбора.
- Сочинение Мой любимый литературный герой из книги
Буратино – один из главных героев любимой всеми сказки “Золотой ключик” А.Н. Толстого. Он мальчик из дерева, которого сделал папа Карло из простого полена.
- История создания романа Пушкина Дубровский и прототипы героев
Главный герой Дубровский поссорился с дворянином Троекуровым, тот благодаря своим связям лишил Дубровского поместья и всех владений.
Образу Маши Троекуровой, героини романа «Дубровский», предшествовали другие героини произведений Александра Сергеевича Пушкина, близкие ей по чистоте души, нравственности, понятию долга и чести, супружеской верности, доброте: Марья Гавриловна из повести «Метель» (1830), Татьяна Ларина из романа «Евгений Онегин» (1823–1830), Лиза Муромская из повести «Барышня-крестьянка» (1830). Маша Троекурова продолжила эту галерею. Сам по себе этот образ типичен и для русской литературы начала XIX века, и для творчества Пушкина, поэтому не является открытием. Но характеристика образа Маши Троекуровой важна для полного раскрытия образа Владимира Дубровского.
Ранняя биография
Марья Кириловна Троекурова — дочь богатого помещика Кирилы Троекурова (поскольку автор имя Троекурова пишет «Кирила», а не «Кирилл», соответственно, отчество Маши будет «Кириловна», с одной буквой «л»). Девочка рано осталась без матери, которая умерла сразу после её рождения.
Её воспитанием занималась гувернантка-француженка, мамзель Мими. Маша всю свою недолгую жизнь прожила в деревне, в имении отца, «в глазах родителя». Фактически она выросла в уединении, без подруг — об этом Троекуров не заботился. Его обычные гости — приятели-охотники или помещики из соседних деревень. Жёны и дочери соседей бывали здесь редко — женское общество избегало своенравного и необразованного Троекурова, который часто не церемонился с гостями и вёл себя буйно, пугая гостей эксцентричными выходками.
Внешность и характер
С возрастом Маши определиться сложно — это результат незавершённости романа и отсутствия авторской редактуры. Вначале Пушкин указывает, что ей было 17 лет («В эпоху, нами описываемую, ей было семнадцать лет, и красота ее была в полном цвете», гл. XVIII). Троекуров утверждает, что «… Дубровский пятью годами старше моей Маши и что, следственно, ему не тридцать пять, а около двадцати трех». Далее автор говорит, что Дубровский на 2 года старше Марии (гл. III). В таком случае ей должно быть уже более 20 лет. Это подтверждает следующий отрывок из романа. Автор, описывая чувства Владимира, проезжавшего мимо троекуровского имения Покровское, отмечает, что Дубровский вспомнил, как на холме играл с маленькой Машей Троекуровой (гл. III). Если ему было 23 года во время описываемых событий, а Маше — 17, то как он мог играть с Машей, если на восьмом году жизни был увезён в Петербург на учёбу? Тогда ему было 7 лет, а Маше всего 2 года. С такой разницей в возрасте дети не играют.
Но оставим этот вопрос, никто уже не сможет дать на него ответ.
Итак, Маша — красивая, стройная девушка. На званом обеде у Троекурова присутствующие дамы были поражены её красотой и нарядом. Особое впечатление красота девушки произвела на «старого волокиту» князя Верейского.
Марья Кириловна, выросшая в уединении, избегала шумных застолий, которые устраивал ее отец. Больше всего её увлекают чтение, занятия музыкой и прогулки.
Несмотря на то, что Троекуров не любил читать, в его доме была огромная библиотека, в основном составленная из книг французских писателей XVIII века. И эта библиотека полностью оказалась в распоряжении его дочери. Она её изучила и остановила своё внимание на романах. В этом её сходство с воспитанием Татьяны Лариной, которая также читала любовные романы того времени: английского писателя Ричардсона и французского писателя-сентименталиста Руссо. Её отец, как и Троекуров, никогда не интересовался, что читала его дочь.
Кроме того, Марья Кириловна любила вышивать на пяльцах. Она хорошо говорила по-французски, как и все образованные дворянки того времени. Часто она служила переводчиком для отца, не знавшего языков.
У Маши хороший музыкальный слух и голос, она с удовольствием занималась музыкой под руководством Дефоржа.
Однако Марья Кириловна, выросшая в довольстве и богатстве, «воспитанная в аристократических предрассудках», вначале не заинтересовалась молодым учителем, «он был для нее род слуги или мастерового». Но постепенно девушку покорили его благородство, знания и особенно храбрость в случае с медведем. Она поняла, что «храбрость и гордое самолюбие не исключительно принадлежат одному сословию».
Отца своего Марья Кириловна уважала, но друга в нем не нашла, хотя Кирила Петрович «любил ее до безумия». Однако его любовь входила в противоречие с его своенравием: он «то старался угождать малейшим её прихотям, то пугал её суровым, а иногда и жестоким обращением».
Отношения Маши Троекуровой и Владимира Дубровского
Молодые люди знакомы с раннего детства — они были соседями. Но жизненные пути их разошлись, и встретились они через 12 лет после того, как Владимир последний раз был у отца в своём родовом имении.
Троекуров нанимает домашнего учителя Дефоржа для своего сына Саши. Дефорж оказался разбойником Дубровским, который таким образом хотел быть поближе к Маше: увидев её случайно «как небесное видение» во время изучения расположения комнат в доме для отмщения Троекурову после смерти отца, он был поражён красотой девушки и понял, что уже не сможет никого погубить в этом доме. Он простил её отца. Проведённые в доме рядом с ней 3 недели стали для него счастьем.
И Маша влюбилась в Дефоржа, хотя понимала, что разница их социального положения не даст им возможности быть вместе. Но девушку привлекало благородство молодого человека, его смелость, его таланты музыканта, танцора.
Дефорж признается Маше в том, что на самом деле он является разбойником Владимиром Дубровским, и рассказывает ей о том, как хотел отомстить ее отцу за всё, что тот совершил в отношении своего старого друга Андрея Дубровского.
И вот теперь он вынужден покинуть дом Троекуровых. Признавшись Маше в любви, он предлагает ей помощь в случае необходимости. Но Троекуров торопит свадьбу дочери со старым князем Верейским. Маша надеется, что Дубровский спасет ее от этого брака, но он не успевает, и венчание состоялось. Во время возвращения из церкви молодожёнов настигает Дубровский и предлагает девушке свободу и побег с ним. Но Маша предпочитает остаться с Верейским — он теперь её муж. На отчаяние Владимира она отвечает, что до последней минуты ждала его, но теперь уже поздно. Повторяется та же ситуация, что была у Татьяны Лариной:
Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна.
Честь и долг для неё дороже любви. В этом и достоинство главной героини, и её жизненная драма.
Вывод
Как уже было сказано, эта героиня продолжила галерею лучших образов молодых дворянок первой половины XIX века, созданных А. С. Пушкиным. Образ Маши Троекуровой в романе «Дубровский» стал не открытием писателя, а подтверждением внутренней красоты девушек этого типа. Существует обобщённое понятие «тургеневская девушка», но почему-то героинь Пушкина не называют «пушкинскими девушками», хотя ряд созданных им образов соответствуют этому понятию.
Маша помогла дополнить образ Дубровского другими прекрасными качествами: он оказался замечательным учителем, хотя был военным; любовь к Маше его преобразила: он проявил доброту и великодушие в отношении Троекурова; он способен на сильное чувство; любовь изменила его умонастроение — он прекращает разбойничать и распускает свой отряд.
Характеристика образа Маши Троекуровой может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.
Вам также будет интересно почитать:
На чтение 5 мин Просмотров 4к.
Обновлено 28 февраля, 2021
Уважаемые читатели! Предлагаем вашему вниманию сочинение по литературе на тему «Характеристика Маши Троекуровой в романе А. С. Пушкина «Дубровский», к которому прилагается таблица с цитатами. Материалы помогут написать собственное уникальное сочинение.
Характеристика Маши Троекуровой
Маша Троекурова – второстепенная героиня романа А. С. Пушкина «Дубровский». В судьбе главного героя она занимает важное место, что дает возможность лучше понять его характер.
Маша – дочь богатого помещика Кирила Петровича Троекурова. На момент начала действия романа героине 17 лет. Она миловидная, стройная девушка.
Машу воспитывала няня, потом в помощь ей по тогдашней моде была нанята иностранная гувернантка. Благодаря ей девочка прекрасно говорила по-французски. Подруг у нее не было отчасти из-за того, что гостями отца в основном бывали мужчины, общество женщин не приветствовалось.
Большую роль в жизни Маши сыграли книги. Отец не был любителем чтения, но как дань моде в доме была хорошая библиотека. Маша была в ней частой гостьей. Перебрав все книги, она остановила свой выбор на французских романах. Это способствовало развитию мечтательности, романтичности в ее характере.
Машина мать рано умерла, отец растил ее один. Он очень любил дочь, но его переменчивый нрав она испытала на себе. В один день он мог баловать ее, потакать малейшим прихотям, в другой ласка и нежность менялись на строгое, даже жестокое обращение. Маша, зная своенравность отца, никогда не была откровенна с ним. Она никогда не знала, какой будет реакция на ее мысли и чувства, поэтому предпочитала скрывать их.
Маша была младше Владимира Дубровского на несколько лет. В детстве они играли, потом сосед уехал в Петербург. Следующая их встреча произошла, когда Владимир проник в дом Троекурова как учитель Дефорж. Маша не обратила внимания на него, как не обращала внимания на прочую прислугу. В этом смысле она ничем не отличалась от других барышень. То, что она краснела, разговаривая с учителем, говорило о ее скромности.
Когда же Владимир застрелил медведя, он заметно вырос в ее глазах. Она заметила его храбрость и самолюбие, с тех пор начала относиться к нему с уважением. Они стали проводить вместе больше времени, Дефорж давал ей уроки музыки. Маша влюбилась в учителя, хотя не хотела себе в этом признаться.
Когда Дубровскому грозит разоблачение, он открывает Маше свое настоящее имя. Молодой человек исчезает из имения, взяв с Маши слово дать знать, если потребуется помощь. Она согласилась. Больше того, они поддерживали отношения перепиской.
Вскоре Троекуров решил выдать дочь за князя Верейского. Маше льстило такое предложение, но ей трудно было согласиться выйти замуж без любви. Она просила отца не выдавать ее замуж, но тот был неумолим. Героиня даже готова была бежать с Дубровским. Она написала Верейскому письмо, в котором просила расторгнуть помолвку, но об этом узнал отец и ускорил свадьбу. Таким образом, Маша стала женой князя.
Девушка до последнего пытается спорить с судьбой. Она хочет ночью идти на свидание с Владимиром, но оказалось, что отец запер ее. Она рассержена на отца, ее охватывает волнение, она ищет способы избежать свадьбы с князем. Утром она отправляет Дубровскому кольцо через брата.
Владимир приехал, когда уже состоялось венчание. Маша не смогла нарушить слово, данное в церкви. Она осталась с князем. Ее чувство долга, порядочность оказались сильнее любви к Владимиру. Венчание значило для нее очень много, сбежать от мужа она считала грехом. Совершить подобный поступок она не могла, потому что перестала бы себя уважать. Она могла сбежать от отца, который не внял ее мольбам, но не от мужа, которому поклялась хранить верность.
Таблица
№ | План | Примеры, цитаты |
1. | Внешность | «… ей было семнадцать лет, и красота ее была в полном цвете». «… стройный ее стан…». |
2. | Поступки | Влюбилась в Дубровского: ее сердце «не было равнодушно к достоинствам молодого француза». «… написала письмо князю Верейскому; она старалась возбудить в его сердце чувство великодушия…». После венчания отказалась сбежать с Владимиром: «… князь мой муж, прикажите освободить его и оставьте меня с ним. Я не обманывала. Я ждала вас до последней минуты…» |
3. | Черты характера | «… воспитанная в аристократических предрассудках…» «… остановилась на романах. Таким образом совершила она свое воспитание…» «Маша имела прекрасный голос и большие музыкальные способности…» Решительность проявляетсяв словах, сказанных Дубровскому: «… Явитесь за мною — я буду вашей женою». |
5. | Взаимоотношения с людьми | «Она не имела подруг и выросла в уединении». «Редко наша красавица являлась посреди гостей» отца. «Она привыкла скрывать от него свои чувства и мысли…» (взаимоотношения с отцом). |
6. | Авторское отношение | Автор симпатизирует героине. Он называет ее «наша красавица». Автор сочувствует героине, когда отец решает выдать ее за старого князя. Он наделяет ее эпитетом «бедная девушка». |