Описание народных костюмов в русских народных сказках

Как рассказать детям о русской народной одежде; о том, что носили русские красавицы в праздники и в быту? Наглядно это можно сделать, если прочитать на нашем сайте любую русскую народную сказку.

Рассказ о нарядах для русских красавиц нужно начать с того, что русская национальная одежда во все времена считалась одной из самых красивых нарядов. Достаточно посмотреть, какие эпитеты для неё находят сказочники: «лазурный пышный сарафан». А русские красавицы в «дорогих собольих душегрейках», да в «парчовых на маковках кичках» сравнивались с «лебёдушками», назывались «павами величавыми».

Женская одежда в сказках

Женская одежда наших предков. Характерные черты

Для того, чтобы более полностью раскрыть тему, необходимо уточнить, как женская одежда больших размеров http://silver-string.ru/ (для девушек и молодых женщин) отличалась от одежды для детей и пожилых людей.

Русские красавицы во времена наших предков облачались в такие наряды:

• длинные, до пола, холщовые, шерстяные или шёлковые рубахи (в зависимости от достатка);

• сарафаны на кокетке, расклешённые книзу;

• душегрейки (на вате или подбитые мехом) безрукавки;

• короткие кафтаны;

• поневы (юбки);

• армяки;

• запоны (фартуки).

Наряд молодой женщины (девушки), которая жила на севере России, отличался от нарядов, которые носили женщины юга. Русские девушки севера носили рубахи и сарафаны из однотонной холщовой или шерстяной домотканой ткани.

Украшением служила вышивка, которой были украшены ворот, рукава и подол рубахи. Сарафан так же был расшит вверху и по подолу. Поверх сарафана надевался запон (фартук) или армяк, в зависимости от времени года.

Молодые жительницы юга носили поверх рубахи поневы (юбки), которые шили для девушек, достигших совершеннолетия. Поверх рубахи с поневой надевался запон (фартук) или короткий кафтан.

Так как девушки с раннего детства приучались к рукоделию, то наряд каждой из них был украшен собственными руками. Вся одежда была украшена вышивкой, которой в прежние времена уделялось большое внимание. Расшитые цветными нитями ворот, рукава и подол приобретали значение оберега.

Цвета вышивки для повседневной одежды были преимущественно красным и чёрным. Рисунком для вышивки служили орнаменты, изображающие символы солнца и земли, жизни и любви. Так наши предки защищали себя от болезней, сглаза, порчи и злых духов.

Такое своеобразное украшение одежды носило глубинный смысл. Каждая девушка (женщина), вышивая замысловатый орнамент на одежде, как будто бы вышивала свою судьбу, потому что каждый элемент орнамента являлся сакраментальным символом.

Одежду без особых затей носили обычно пожилые женщины и маленькие девочки. В одной и той же семье женщины разного возраста одевались по-разному. И, если маленькой девочке полагалось носить только рубаху и сарафан, то костюм её мамы имел гораздо больше деталей.

Праздничная одежда женщин-славянок. Головные уборы, пояса (опояски)

Праздничное убранство надевалось в дни религиозных и народных праздников, а также на семейные торжества (венчание, крестины). Одежда, предназначавшаяся для торжественных случаев, тоже украшалась вышивкой. Только вместо обычной нити для вышивания использовались золотые и серебряные нити.

Те, кому позволял достаток, расшивали свою одежду натуральным жемчугом, тесьмой, лентами. Верхняя одежда украшалась драгоценными камнями. Когда в одежде славянок появились пуговицы, то их изготавливали из золота, серебра, драгоценных камней и перламутра.

По головным уборам, которые носили женщины славянской принадлежности, можно было определить их социальный статус. Маленькие девочки и незамужние женщины ходили с непокрытой головой. Им позволялось носить косник или венец.

Молодухи, вышедшие замуж, обязаны были убрать косы под платок. Они носили:

• убрус (платок);

• кокошник;

• кика (кичка).

Головные уборы украшались золотым и серебряным шитьём, жемчугом и каменьями. Пожилым женщинам полагалось носить более строгие головные уборы – сборник или повойник.

Дополнением к наряду служили пояски (опояски), изготовленные из кожи, дорогой ткани или плетёные из разноцветных нитей. Опоясок был обязательной деталью наряда и имел двойственное предназначение – защищал от холода и от нечистой силы.

Во времена наших предков одежда могла рассказать о своём хозяине много: женат или холост, из какой местности и каков род его занятий.

Как познакомить детей с русской народной одежой? Как вдохновить себя на новые работы в народном стиле?

Я уверена — ничто так не вдохновляет на творчество, как соприкосновение с другим творчеством!

Сразу хочу отметить для всех, кто будет читать мою публикацию — относитесь ко всему легче, с интересом, с юмором. Серьезного в жизни и так хватает! Моя задача в этой статье — заинтересовать русским костюмом любую аудиторию — от самх маленьких, до самых стареньких))), сделать ярким и интересным изучение русского костюма!

Предлагаю Вашему вниманию отображение особенностей русского народного костюма в сказках, стихах и в загадках.

…»А не замахнуться ли нам, батенька, на Уильяма, понимаешь ли, Шекспира»…)))

Нет… К сожалению. Шекспир о русском костюме не написал ни строчки. А вот гений русской литературы и поэзии — Александр Сергеевич, упоминал в своих произведениях детали женской и мужской одежды. Будет, наверное, очень здорово, если знакомство с русским костюмом с детьми вы начнете именно со строк Пушкина!

Вот, например, строчки из «Руслана и Людмилы»:

«Лазурный пышный сарафан

Одел Людмилы стройный стан…»

О русском женском костюме - в стихах, сказках, частушках и загадках, фото № 1

А в «Сказке о рыбаке и рыбке» есть такие строки:

«На крыльце стоит его старуха.

В дорогой собольей душегрейке,

парчовая на маковке кичка,
жемчуга огрузили шею,
на руках золотые перстни,
на ногах красные сапожки»

О русском женском костюме - в стихах, сказках, частушках и загадках, фото № 2

Прочитав эти строчки, нужно будет объяснить что сарафан — (древне — русское слово — сарафанъ; слово возможно было заимствовано с тюркского särара(i) из индо — иранского sarāрā)— женская одежда в виде платья без рукавов.

Сарафаны различались по тканям и покрою. А душегрейка — теплая кофта без рукавов — обычно на вате, меху — часть старинного женского русского костюма. А после этих определений перейти и к остальным деталям русского костюма.

А еще можно предложить посмотреть интересную сказку о русском костюме:

Оригинальным будет знакомство с деталями русского женского костюма в стихотворной форме. Тут важно подкреплять поэтические строчки иллюстрациями, и тогда все будет предельно понятно!

Русский костюм в стихотворном изложении Натальи Фомичевой

У меня давно возник вопрос.
И теперь в проект он перерос:
В чём же раньше ходили?
Что же раньше на Руси носили?

Я спросила у своих друзей
И сходила в городской музей,
В книгах я ответы искала,
Очень много их перелистала.

А потом копалась в интернете,
Там ответ найдёшь про всё на свете:
В чём же раньше ходили?
Что наши прабабушки носили?

Нёс костюм характер благочинный,
Был для всех свободным, строгим, длинным.
На Руси короткие одежды
Надевать не смели и невежды.

О русском женском костюме - в стихах, сказках, частушках и загадках, фото № 3

Из полотен вырубали пряхи
Длинные холщовые рубахи.
Ворот и подолы украшали,
Дивные узоры вышивали.

О русском женском костюме - в стихах, сказках, частушках и загадках, фото № 4

На узорах — травы, кони , птицы…
Выводили тонко мастерицы.
Вышивка людей оберегала —
Нечисть и болезни отгоняла.

О русском женском костюме - в стихах, сказках, частушках и загадках, фото № 5

Пояс на рубахи надевали,
Им себя от зла остерегали.
Ну, а распоясаться, конечно,
Было стыдно да и просто грешно.

О русском женском костюме - в стихах, сказках, частушках и загадках, фото № 6

Обо всём одежда говорила,
По одёжке сразу видно было:
Холост ли, женат? Откуда родом?
Возраст, ремесло и связь с народом.

Молодёжь в нарядах щеголяла,
Густо все костюмы украшала.
Лишь у стариков и у детишек
В украшеньях не было излишек.

В праздники деревня наряжалась,
Вся одежда в миг преображалась.
Хороводы, хохот, песни, пляски!
Яркие насыщенные краски!

О русском женском костюме - в стихах, сказках, частушках и загадках, фото № 7

Девушки лебёдушками плыли,
Первыми красавицами слыли.

О русском женском костюме - в стихах, сказках, частушках и загадках, фото № 8
Надевали кольца, серьги, бусы,
Разноцветные платки-убрусы.

О русском женском костюме - в стихах, сказках, частушках и загадках, фото № 9

Коль девица с голой головою,
Значит, не помолвлена с судьбою.

О русском женском костюме - в стихах, сказках, частушках и загадках, фото № 10

После свадьбы косы убирались.
Без платка нигде не появлялись.

О русском женском костюме - в стихах, сказках, частушках и загадках, фото № 11
Свадебное пышное убранство
Шили долго, с редким постоянством:
Сарафан, рубаху, душегрею
Украшали, денег не жалея.

О русском женском костюме - в стихах, сказках, частушках и загадках, фото № 12

Соблюдая строгие обряды,
Берегли венчальные наряды,
Их передавали по наследству,
Напрокат давали по соседству.

О русском женском костюме - в стихах, сказках, частушках и загадках, фото № 13

Был у жён спокойный, кроткий норов,
Много разных головных уборов:
Кики и кокошники-сороки,
Венчики с каменьями и роги.

О русском женском костюме - в стихах, сказках, частушках и загадках, фото № 14

Пусть с поры той пролетают годы.
Русь — законодательница моды,
Лучше древнерусского наряда
Не найдёшь нигде! Да и не надо.

О русском женском костюме - в стихах, сказках, частушках и загадках, фото № 15

А вот еще одно творческое воплощение характеристики русского костюма в стихах:

Важною «павой», «душой голубицей»

Издавна так называли девицу.

Девичьи руки в труде и заботе

С ранней поры привыкали к работе:

О русском женском костюме - в стихах, сказках, частушках и загадках, фото № 16

Ткали и пряли, вязали и шили,

Сеяли, жали и тесто месили.

В трудной работе сгибалась спина…

Но выходила на праздник она

О русском женском костюме - в стихах, сказках, частушках и загадках, фото № 17

В дивном наряде крестьянской одежды,

Где весь узор о мечте и надежде:

Красным расшиты запон и рубаха

(Черное — скорбь, что на родине свято),

По подолУ, как на вспаханном поле,

Ромбы узорной легли полосою;

О русском женском костюме - в стихах, сказках, частушках и загадках, фото № 18

Символы солнца и знаки земли.

Матери-жизни и птицы любви. О русском женском костюме - в стихах, сказках, частушках и загадках, фото № 19

Шею украсили бусы, мониста,

Бисер, кораллы , янтарь золотистый.

О русском женском костюме - в стихах, сказках, частушках и загадках, фото № 20

Всех драгоценней убор головной –

Жемчугом шитый и битью златой:

О русском женском костюме - в стихах, сказках, частушках и загадках, фото № 21

Кика, сорока — убор молодицы,

О русском женском костюме - в стихах, сказках, частушках и загадках, фото № 22

Косник , венец — украшенье девицы,

О русском женском костюме - в стихах, сказках, частушках и загадках, фото № 23

Сборник, повойник — убор для старухи…

О русском женском костюме - в стихах, сказках, частушках и загадках, фото № 24

Самый красивый — убор молодухи.

О русском женском костюме - в стихах, сказках, частушках и загадках, фото № 25

О русском женском костюме - в стихах, сказках, частушках и загадках, фото № 26

Так испокон сохранен на Руси

Женский костюм небывалой красы!

О русском женском костюме - в стихах, сказках, частушках и загадках, фото № 27

Вот еще одно оригинальное, интересное, на мой взгляд стихотворение о русском костюме:

Женский костюм.

Итак, что прежде женщины носили? У всех деталей имя есть свое:

Кафтан надет поверх рубахи длинной, орнаментом украшенный внизу.

На голове – убрус под шапкой чинной или повойник – оттенить красу.

Ну, горожанки шли в сапожках новых, крестьянки чаще бегали в лаптях.

Носились и запоны, и понёвы – детали поясню вам в двух словах.

Костюм крестьянки — он традиционно носил национальные черты.

И не касался Запад просвещенный его своеобразной красоты!

Всё те же сарафаны надевались, поневы и рубахи без затей.

А все ж наряды женщин различались из северных и южных областей!

О русском женском костюме - в стихах, сказках, частушках и загадках, фото № 28

На севере носили сарафаны из однотонной ткани, из холста,

Из крашенины, шерсти домотканой. И лишь отделки яркой красота

Нарядный вид костюму придавала, а на рубахах вышивка всегда

Событиям особым отвечала — для свадьбы, сельских праздников, труда…

Крестьянки юга — те предпочитали поверх рубах поневы надевать,

Узором по подолу украшались, но юбки было принято считать

Нарядом женским. Девушки носили поверх рубахи фартук иль армяк,

На совершеннолетие им шили поневы-юбки, вот бывало как!

На Севере кокошник надевали, расшитые узорами венцы,

На Юге кики им предпочитали, а к юбкам пришивали бубенцы.

А фартук иль передник повсеместно стремились для нарядности носить,

Узором украшали интересным, умели шелком, бисером расшить.

Нет живописней все ж, отметить надо, национально русского наряда!

О русском женском костюме - в стихах, сказках, частушках и загадках, фото № 29

Ну и на «засыпку» — загадки и частушки о русском костюме:

ЗАГАДКИ

· Тулуп или шуба

сверху голо,
снизу богато,
теплом богата,
что твоя хата

· Штаны
шел мужик по дороге,
пришло две дороги,
он в обе пошел.
Шел по одной,
вышел из двух.

· Рубаха
били меня, колотили,
во все чины проводили,
а потом вместе с царем
за престол посадили.

· Пуговица в петле
маленький данилка
в петельке удавился
маленький , а горбатенький
в переулочке завяз.

· Пояс
надену – ободом сведет,
сниму – змеей упадет,
тепла не дает, а без него холодно
днем – обручем,
ночью – змеей.

· Шапка
что за друг,
без которого мужик
из избы не выйдет?
Сижу верхом,
не ведаю на ком,
знакомца встречу —
соскочу, привечу.

· Лапти
из липы свито деревянное корыто,
по дороге идет,
клетки кладет.
Привяжешь пойдут,
отвяжешь – остановятся.

· Сапоги
два арапа – родные брата,
ростом по колено
везде с нами гуляют
и нас защищают
в ступы встал – шагать стал,
ушки в кармашки —
ходи нараспашку

· Рукавица
построен хлевец
для пяти овец
четыре в избе,
пятый возле

· Гребень
бежит свинка —
пересечена спинка.
Под леском, леском
висят колоском

О русском женском костюме - в стихах, сказках, частушках и загадках, фото № 30

ЧАСТУШКИ

У твердских мужиков

сапоги семи пудов.
На вечерочку идут,
сапоги с собой несут

У меня рубаха алая,

сюртук сукна добротного,
вы такого малого
не сыщете вольготного

Эх, юбка моя с незабудками,

разрешите танцевать с прибаутками

Я воронежска матренка,

бирюзовые глаза,
на мне нова одежонка,
я девчонка-егоза

Я надену ярмячок,

еще шапку на бочок.
Забайкальские девчонки
попадутся на крючок

О русском женском костюме - в стихах, сказках, частушках и загадках, фото № 31

Мы, архангельски девчата,

очень весело живем,
в своих новеньких нарядах
мы нигде не пропадем

Я скажу вам без обмана:
лучше нету сарафана.
Мне сказала тетя Настя:
сарафан приносит счастье

У меня на голове
красненький платочек.
Лапти новые сплела,
юбочка в цветочек

У меня коса большая,
ленточка в ней алая.
Платье шила целый день,
к вечеру устала я

Вася наш бедовый
в голубой рубахе новой
ярка шляпа на боку,
наглядеться не могу

Я парнишка озорной,
я в рубахе расписной,
шляпу до бровей надвину,
хоть пиши с меня картинку.

Лидочка бедовая:
юбочка бордовая,
кофточка батистовая,
девочка форсистая.

Пойду плясать,
половицы гнуться.
Сарафан короток,
ребята смеются.

Костромская девочка,
девочка-припевочка.
На ней юбка новая,
сама чернобровая

Рязанские рога

не кину никогда:

буду есть одну мякину,

а рога свои не кину!

О русском женском костюме - в стихах, сказках, частушках и загадках, фото № 32

Всем спасибо, кто заглянул! И почитали, и попели, и загадки поразнадывали!!! Пойдемте теперь творить — вытворять, красоту наводить!!! Творческих успехов вам всем!!!

Слайд 1

«Русский народный костюм в сказках» презентацию подготовила: Брютова Ольга ученица 10 класса МКОУ СОШ пгт. Хасан Руководитель: Харламова Е. А.

Слайд 2

Русская народная сказка — замечательное произведение искусства, знакомое каждому из нас с детства. В ней скрыто мудрое поучение, побуждающее читателя задуматься над своим поведением и поступками. В сказках перевоплотилось отношение народных сказителей к окружающей действительности и представления о счастье и справедливости .

Слайд 3

Русские народные сказки многообразны по своему характеру. Определенная специфика проявляется в образе героя, в языке, бытовых подробностях, в характере пейзажа, в изображении социальных отношений и уклада русской жизни.

Слайд 4

Мир русской народной сказки своеобразен и загадочен. В нем можно повстречать и простых людей, и царей, а также вымышленных героев.

Слайд 5

Герои сказок во многом схожи с простым народом, являя собой пример для подражания.

Слайд 6

Главная традиция в русских народных сказках – сохранение правдивого слова, также важна эмоциональность, сохранение мудрости намека на древние знания. В сказках четко прослеживается образ одежды русского человека, являющийся ниточкой, соединяющей вымысел и реальность.

Слайд 7

Женский костюм в русских народных сказках. Кокошник – старинный русский головной убор в виде гребня (опахала или округлого щита) вокруг головы, символ русского традиционного костюма. Рубаха – основа женского народного костюма, шилась из белого льняного или конопляного полотна. Сарафан одевали поверх рубахи, украшали спереди узорной полосой, тесьмой, серебряным кружевом, узорными пуговицами

Слайд 8

Мужской костюм в русских народных сказках. Рубаха , ее шили длинной почти до середины бедер, а иногда и до колен. Рубаху носили поверх штанов и подпоясывали ремнем или длинным кушаком. Порты шились из полосатого холста с преобладанием синих, серых и белых цветов. Их шили узкими, без карманов, завязывали на поясе шнурком или веревкой. Лапти косого плетения с тупой головкой и высокими бортами.

Слайд 9

Эти сказки, уходящие своими корнями в культуру и язык народа, являются образцом национального русского искусства.

Слайд 10

Благодарю за внимание…

FavoriteLoadingДобавить в Избранное

Настенька, Катенька, Марья, Варвара и Аленка выбирают голубой. А также Золушка, Аврора, Белль, Ариэль и Жасмин. Интересно, почему?

Мы начали экскурс в сказочные костюмы с так называемых советских «европейских» киносказок: «Королевство кривых зеркал», «Золушка» и «Новые похождения кота в сапогах» (Смотрите статью «В гостях у сказки / «Королевство кривых зеркал»), а теперь хотим окунуться в киносказки с народным колоритом.

Положительных главных героинь в советских киносказках часто одевают в голубые и синие цвета. Мысль это не наша:

«Гордость каждой сказки — это безупречная главная героиня. Скромная невинная русская девушка практически всегда одета в голубой сарафан, возможно, отсылающий к голубой далматике Богородицы как символу чистоты. Это и Настенька из «Морозко», и Варвара-краса, и Марья-искусница. Иногда эти наряды перемежаются с одеяниями в красно-белой гамме, приближая героинь к русскому народному костюму».
Екатерина Шубная «Сарафан с позументами и сапоги-скороходы»

Рассмотрим наших девушек поближе и подумаем, откуда растут ноги у этой тенденции?

Катенька, «Каменный цветок» (1946). Режиссер Александр Птушко, художник по костюмам Ольга Кручинина.


Слева — эскиз костюма Ольги Кручининой (выставлялся на персональной выставке Кручининой).

У Кати (Екатерина Деревщикова), кстати, несколько нарядов в фильме, в том числе красные. Но в целом все они достаточно скромные и неяркие, за исключением свадебного, и контрастируют с блестящими во всех смыслах костюмами Хозяйки Медной Горы. Нам очень нравится серебряная каруна Катеньки и ее серебряная «епанечка», она выглядит в свадебном наряде одновременно и сказочно, и реалистично.

Марья, «Марья-искусница» (1960). Постановка Александра Роу, художник Евгений Галей (художник по костюмам отдельно не указан, вероятно, за костюмы отвечал Галей).

Как и полагается замужней женщине (вдове), Марья (Нинель Мышкова) заплетает две косы, а после прячет волосы под кокошником и платком. Кстати, на актрисе оригинальный олонецкий кокошник, расшитый речным жемчугом и бисером начала 19 века.

Оксана, «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1961). Постановка Александра Роу, художник по костюмам Лилия Душина.

На Оксане (Людмила Мызникова) надета полтавская версия народного украинского костюма в синем цвете. Очевиден и контраст цветов: огненно-красный Солохи и холодный синий Оксаны.

Настенька, «Морозко» (1964). Постановка Александра Роу, художник Евгений Галей.

Неброский голубой сарафан Настеньки (Наталья Седых) замечательно контрастирует с образом Марфушеньки (Инна Чурикова): ярких, но грязных цветов сарафаны с аляпистым узором и карикатурно-яркий балаганный грим. Контраст между героинями не только на уровне цветовой гаммы и грима, но и в силуэте. Фигуру тонкой и звонкой Настеньки показывает облегающий сарафан, в то время как подчеркнуто-широкий сарафан Марфушки создает ей рыхлый, бесформенный силуэт.
Интересна цветовая идентичность костюмов героев Настеньки и Ивана (Эдуард Изотов): белый-голубой-красный. А их свадебные наряды «зеркалят» друг друга: красный зимний кафтан Ивана – голубой полушубок Настеньки, голубой кафтан Ивана – розовый сарафан Настеньки.


Эскизы Евгения Галея, Источник — Музей кино

Судя по сохранившимся эскизам, Галей предлагал для Настеньки объемную «боярскую» длинную шубу, крытую красной тканью, с серо-голубой меховой опушкой и длинными же, до пола, разрезными сверху рукавами. Но в итоге Настеньке достался более скромный нежно-голубой полушубок. Кстати, в жизни (костюм выставлялся на нескольких выставках) он совсем небольшого размера, но смотрится на актрисе, словно велик ей минимум на пару размеров. Нам кажется, что отказ от яркого красного цвета был вовсе не случайным, так как не вписывался в более мягкую и светлую цветовую гамму гардероба героини.


Сохранившиеся костюмы из фондов Кинокомпании им. Горького. Голубой полушубок Настеньки с меховым воротником-стойкой сшит из узорной переливающейся парчи, декорирован аппликацией и жемчугом. Красный кафтан Ивана с меховым воротником сшит из бархата, украшен аппликацией, шнуром, жемчугом и «самоцветами». Фото CineModa.

Варвара, «Варвара-краса, длинная коса» (1969). Постановка Александра Роу, художник по костюмам Соня Войтенко.


Слева — эскиз Сони Войтенко, опубликован на мемориальной страницы С.Войтенко в Facebook.

Волшебница, непокорная дочка Чудо-Юдо Варвара (Татьяна Клюева) носит в царстве отца разные наряды: зеленый сарафан, блестящее синее «европеизированное» платье с буфами и сиреневое платье. Но в финале она в скромном голубом сарафане, так что и их пара Варвара и Андрюша (Алексей Катышев) выглядят копией Настеньки и Ивана, Катеньки и Данилы-мастера.

Алена, «Аленький цветочек» (1978). Режиссер Ирина Поволоцкая, художник по костюмам Берта Куратова.

Алена (Марина Ильичева) носит то голубую рубаху (так могли ходить только 14-15 летние девочки, которые еще не входили в возраст просватанья), то надевает поверх нее скромный синий сарафан. Ее растрепанная коса не украшена никакими повязками, сравните с гладкими – волосок к волоску – прическами Настеньки или Варвары. Сменилась мода, и поздние 1970-ые задают совсем другой тон в прическах и одежде: расслабленные силуэты, этнические мотивы, свободные прически. Ее наряд также противопоставлен более светлым и более выверенным нарядам сестер (у сестер рубаха, сарафан, епанечка, головной убор – все как положено) и вычурным платьям разных эпох от итальянского возрождения 15 века до французского рококо 18-го волшебницы (Алла Демидова). Он символически говорит о вольном нраве Алены, ее свободолюбии, близости природе, внутренней чистоте, способности полюбить чудовище и увидеть в нем прекрасного человека. Интересно, что и Чудовище в этой постановке «растительное», хоть оно и называет себя Зверем, словно человек в древесной коре, ветках и листве. В западной кино-традиции Чудовище имеет звериный облик, эдакая помесь медведя, быка и льва.

Но, что любопытно, диснеевская Бель, как и наша Алена, ведь тоже в синем. И если мы взглянем на многих других диснеевских красавиц, то голубой (и частично розовый) есть в гардеробе уже у самых первых из них: Золушки, Авроры, а затем у Ариэль, Жасмин и других.

Вообще голубой и синий стал популярен в нашей стране, да и в европейских странах довольно поздно. Наиболее популярный цвет для славян/русских (и не только для них) был красный, а основная палитра народного костюма: белый, красный, черный. Судя по фольклору синий/голубой имел сложные коннотации в народном сознании. Чёрта называли синец, устойчивое выражение «сине море» в фольклоре подразумевало опасное место. Но при этом голубой и лазоревый имело положительную семантику.
В голубой и синий, впрочем, судя по археологическим находкам, красили одежду с глубокой древности и русские и европейские народы, используя растение вайда (у нас «синиль»). Вайда давала белесый, размытый, сине-голубой цвет.
В Европе мода на этот цвет началась с голубого покрывала Богоматери на западноевропейских витражах XII века, пишет в своей книге Мишель Пастуро, следом французские короли сделали своим гербом золотую лилию на лазурном фоне. Популярность синей одежды охватит Европу только с XVII-XVIII веков, с появлением на рынке дешевого устойчивого красителя — американского индиго, а в России – в XVIII с Петром I. Р.М. Кирсанова отмечает обилие портретов в синих костюмах в 18-начале 19 вв. Она связывает это с европеизацией русской городской культуры после петровских реформ. Благодаря Петру, к примеру, полихромная роспись Гжели (фабрика А.Гребенщикова) сменилась с 1724 года на сине-белую. В запасниках наших музеев можно увидеть невероятно роскошные парчовые сарафаны голубого и синего цветов XVIII и XIX веков.


Праздничная одежда в голубом-синем цветах в собрании ГИМ. Справа сверху вниз:. 1. Север России. Конец XVIII начало XIX в. 2. Центр России. Начало XIX в.
В центре: Новгородская губ., Поддорский у., д. Переходы. 1860-е гг.
Слева сверху вниз: 1. Север России. Конец XVIII — начало XIX в. 2. Север России. Первая половина XIX в.

Нам также кажется, что голубой сарафан своей популярности в кино отчасти обязан и Ивану Билибину, который щедро использовал синий и голубой для женских костюмов в своих иллюстрациях сказок.


Иван Билибин, 1-2. Баба-Яга и Василиса Прекрасная из сказки «Василиса Прекрасная» (1899—1900, 1902), 3. «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» (1901—1902), 4. Жена Финиста, «Перышко Финиста Ясна-Сокола» (1900)


Иван Билибин. 1. Вологодская девушка в праздничном наряде, 2. Реклама парфюмерии, 3. Былина «Чурило Пленкович».

CineModa попросила прокомментировать тему голубых сарафанов в кино знатока русского народного костюма, искусствоведа Андрея Боровского:

«Сарафаны из светлых ситцев — логичная эволюция сельской моды в предреволюционное время, в 1910-е годы. Самым модным в деревне становилось то, что прежде было недоступным. Поэтому когда появляются принципиально новые ткани, они входят в традиционный костюм и оказываются «на вершине тренда». В 1910-20 годы в сельском костюме главным ориентиром была мода городская — заимствовались детали, варианты отделки, ткани, фасоны. В пред- и в революционные годы самым модным явлением в селе становятся сарафаны из очень светлых тканей (кремовые, пастельные, с цветочными узорами по «белоземельному» фону. Параллельно с ними носятся парочки — костюм из юбки и кофты, а затем и платья в подражание городу.

Когда возникла необходимость создать художественный образ нового народного костюма в 1930-е, — это должен был быть костюм народный, но уже не «крестьянский» (т.е. дореволюционный, старорежимный), а «колхозный» (новый, революционный, освобожденный). Для этого образа взяли самую последнюю версию (светлую и облегченную) старого костюма с сарафаном — потому что парочка не смотрелась бы народным костюмом, то же самое носили и в городах. Поэтому крестьянки на советских плакатах от 1918 года и далее не в древних костюмах, а именно в последней версии ситцевого сарафана. Но в деревнях их донашивали пожилые, выбирая темные расцветки. Для того, чтобы сделать стилизацию для сцены, реальность не подходила, и стандартом стали сначала те же сарафаны, но подчеркнуто «новые» — то есть чистые и светлые, розовые и голубые. И это зафиксировалось в «государственной эстетике». Например, я находил в нескольких сборниках 1940-х годов по сценическому танцу народов СССР рекомендации по костюмам. И везде говорится, что для «русского танца» сарафаны голубые или розовые. В расцвет клубного движения, в «сталинское» время, 1930-1940 годы, розово-голубые хоры, танцевальные коллективы и т.п. — повсеместное явление.

А вот после войны сценический народный костюм становится заметно ярче. Это тоже связано с духом эпохи — показать, как богата страна-победитель и т.д. Тот же самый «сталинский» стиль в архитектуре становится после войны особенно пышным, перегруженным — это видно, например, по станциям метро. И те же сценические костюмы переходят в другой стандарт — не розовые/голубые, а красные/синие, в них возвращается блеск, золото, много украшений — как в дореволюционных «боярских» костюмах.

Поэтому, во-первых, стоит смотреть на время создания знаменитых киносказок — конечно, художники ориентировались на устойчивый стереотип, который к этому моменту становился каноническим. Во-вторых, художник кино костюмом стремится раскрывать характер персонажа. Добрая, скромная, работящая, целомудренная героиня — конечно, те самые голубой и розовый лучше всего подойдут. При этом художники ориентируются и на исторический костюм — профессионалы его, конечно же знают. И для сказок берут «билибинские» образы — построенные на северном традиционном костюме. В сказке костюм должен быть «сказочным», а не «колхозным». Так и получаются светлые голубые костюмы с жемчугом, парчовые сарафаны и т.д. Это — результат наложения нескольких эстетических систем, обусловленных временем».

И да, если русский сарафан вам кажется безнадежно устарелым, взгляните на весеннюю коллекцию Valentino 2015 года.

Использованная литература
1. Василевич А.П., Кузнецова С.Н., Мищенко С.С. Цвет и названия цвета в русском языке. М., 2005
2. Никулина Т.Е. Прилагательное синий в языке русских волшебных сказок // История слова в текстах и словарях. Ставрополь, 1988
3. Кирсанова Р.М. Портрет неизвестной в синем платье, М, 2017
4. Шубная Е. Сарафан с позументами и сапоги-скороходы // Теория моды, №3 (весна 2017)
5. Ефимова Л.В. Русский народный костюм. Государственный Исторический музей. Альбом. М., 1989

Поделиться «В гостях у сказки Ч.2. / Девицы в голубом, от «Каменного цветка» до «Аленького цветочка»»

  • Facebook
  • VKontakte
  • Email

  • Описание лайнера из рассказа господин из сан франциско
  • Описание направлений итогового сочинения 2022
  • Описание кухни сочинение кратко
  • Описание моря сочинение черного моря
  • Описание кухни сочинение 6 класс по русскому языку