Характеристика Насти из рассказа «Телеграмма» поможет расскрыть образ героини Паустовского.
Характеристика Насти «Телеграмма»
Настя в «Телеграмме» Паустовского одна из главных героинь.
Она единственная дочь Катерины Петровны. Живет в Ленинграде, работает секретарем в Союзе художников. У неё много работы: устройство выставок, конкурсов. Она проявляет настойчивость, решительность, горячую заинтересованность, внимание к судьбе художника, помогая ему организовать выставку. Ее здесь ценят, уважают, возлагают на неё большие надежды. Карьеристка. А вот о своей матери она совсем забыла, писем от Насти тоже не было, но раз в два-три месяца…почтарь Василий приносил Катерине Петровне перевод на двести рублей». В почтовых переводах одни и те же слова: «Столько дел, что нет времени не то, что приехать, даже письмо написать настоящее». Последний раз приезжала три года назад.
Получив письмо от больной матери, героиня «спрятала его в сумочку, не читая, раз мать пишет – значит жива». Прочитала только вечером и сказала: «Куда там сейчас ехать? Две недели возилась с выставкой». Настя не придала этому письму большого значения, хотя ее должны были насторожить слова: «Стара я стала и слаба до того, что тяжело мне не то что ходить, а даже сидеть и лежать, смерть забыла ко мне дорогу».
Настя не ответила на письмо, просьбу матери. Не проявила сочувствия, уважения, сердечности, любви к своей матери, одновременно заботясь о благополучии чужих ей людей.
Можно подумать, что к матери она испытывает бессердечия, равнодушия. Но Настя не бездушна. Она сочувствует скульптору Тимофееву, тратит много времени на организацию его выставки. «Забота о человеке становится той прекрасной реальностью, которая помогает нам расти и работать», «этой выставкой мы целиком обязаны одной из рядовых сотрудниц Союза, нашей милой Анастасии Семёновне» — эти слова в адрес Насти.
Художники называли Настю Сольвейг – солнечный путь или луч за её заботу, требовательность, за умение довести дело до конца
Но заботящаяся о других Настя проявляет невнимание к родной матери. Ведь, одно дело – увлекаться работой, делать её от всего сердца, отдавать ей все силы, физические и душевные, а другое – помнить о близких своих, о матери – самом святом существе на свете, не ограничиваясь только денежными переводами. Испытания на истинную человечность Настя не выдерживает.
Как бы там ни было, гармонии между заботами о «дальних» и любовью к самому близкому человеку Насте достичь не удалось. В этом трагизм её положения, в этом причина чувства непоправимой вины, невыносимой тяжести.
Вина Насти перед матерью выглядит особенно отчётливо в сравнении с поведением чужих для матери людей, проявляющих искреннюю заботу о ней – Манюшки и Тихона.
Настя поняла всю серьезность ситуации с матерью после телеграмы Тихона. Хотя сперва она не поняла, какая «Катя умирает? Должно быть, не мне. Узнала адрес, скомкала телеграмму, нахмурилась. НА вопрос: «Что-то неприятное?» — ответ: «Нет, это так, от одной знакомой».
Но взгляд Гоголя пробуждает её сознание. Насте показалось, что Гоголь тихо сказал: «Эх, ты!». Она быстро встала, торопливо оделась, выбежала на улицу, вспомнила «ненаглядная моя» — заплакала; поняла, что её никто так не любил, как эта дряхлая, брошенная всеми старушка; вскочила, побежала на железнодорожную станцию – лишь бы успеть; билетов не оказалось; чувствовала, что расплачется навзрыд. В тот же вечер Настя уехала.
Настя прозрела, поняла, что неправильно относилась к матери, в ней проснулась совесть, понимание того, что она уже никогда не увидит мать. Настя потеряла родного, самого близкого человека – маму. Но она не успела даже простится с ней, так как приехала в деревню уже после похорон.
Уехала Настя из Заборья крадучись, чтобы никто её не увидел и ни о чём не расспрашивал. Она боялась человеческого суда. Она чувствует себя виноватой, глубоко раскаивается в своём поведении. Для Насти это большая зарубка на сердце. Но простить её могла бы только мама: «…никто, кроме Катерины Петровны, не мог снять с неё непоправимой вины, невыносимой тяжести».
- Сочинения
- По литературе
- Паустовский
- Образ Насти в рассказе Телеграмма
Сочинение Образ Насти в рассказе Телеграмма Паустовского
В рассказе Константина Паустовского «Телеграмма» рассматриваются важнейшие жизненные вопросы, имеющие огромное значение для любого человека. В произведении речь идет о том, насколько люди нередко не умеют ценить тех, кто является для них наиболее близким, и вспоминают о родных только тогда, когда уже ничего невозможно изменить и исправить.
Центральная героиня рассказа, пожилая и страдающая многочисленными заболеваниями женщина по имени Катерина Петровна, в одиночестве обитает в селении под названием Заборье. Рядом с Катериной Петровной не имеется ни одного человека, с которым она могла бы поговорить о том, что ее действительно интересует. Дочь женщины Настя давно проживает в Ленинграде и крайне редко пишет матери, фактически не приезжая ее навестить уже на протяжении ряда лет.
Настя выглядит в этой истории весьма неоднозначно. Она усердно трудится в Союзе художников, посвящая работе абсолютно все время и силы, она не успевает хотя бы написать Катерине Петровне и поинтересоваться, как мать себя чувствует и не требуется ли ей помощь. Видимо, внутри девушка все же испытывает ощущение вины из-за того, что она оставила маму в одиночестве, Настя не решается немедленно прочесть последнее письмо, полученное от матери.
Паустовский не проявляет непосредственного осуждения в отношении девушки. Насте кажется, что бюст Гоголя смотрит на нее с насмешливым укором, таким путем автор иносказательно упрекает молодую женщину, забывшую о самом близком человеке.
При этом окружающие вовсе не считают Настю равнодушной и черствой, она всячески старается помочь скульптору Тимофееву, без колебаний отправляется к нему и выслушивает жалобы мужчины на неудобное помещение, в котором он вынужден работать. Основная мысль рассказа заключается именно в том, что Настя, помогая постороннему для нее коллеге, не принимает никакого участия в жизни больной матери. Женщина осознает недопустимость собственного поведения, получив страшное известие об уходе ее мамы из жизни именно тогда, когда она выслушивает горячие аплодисменты за добросовестный труд.
Настя с ужасом спрашивает себя, требуется ли ей теперь успех и общественное признание. Она понимает, что пожертвовала отношениями с родным человеком и заботой о нем ради того, чтобы заниматься интересным для нее делом. Когда Настя все же приезжает на родину, она проливает самые искренние слезы не только из-за того, что ей никогда более не доведется увидеть маму, но и из-за собственного длительного безразличия к Катерине Петровне. На примере героини рассказа писатель демонстрирует случай запоздавшего раскаяния, он ненавязчиво призывает читателей помнить о близких, пока они действительно нуждаются в помощи и присутствии рядом любящих и любимых людей.
Характеристика
Рассказ К. Паустовского «Телеграмма» посвящен одной из самых актуальных проблем нашего времени – проблеме милосердия. Ее автор рассматривает не на отвлеченных примерах, а на примере конкретной семьи. В центре повествования доживающая свой век старая женщина Катерина Петровна. Одна в огромном доме, когда-то его построил отец, известный художник. Но все осталось в далеком прошлом.
В настоящем она, Катерина Петровна, одиночество и последние горькие дни. Горечь усиливается оттого, что где-то в далеком Ленинграде живет дочь Анастасия Семеновна. Связь, между ними, двумя самыми близкими женщинами, практически оборвалась. Денежные переводы, которыми Настя поддерживала мать, приходят теперь от случая к случаю. А длинные письма она заменила короткими строками на обороте денежных переводов.
Настя предстает в рассказе в двух видах: дочь и просто человек, облеченный какой-то властью, поскольку работает секретарем в Союзе художников. Должность небольшая, но Настя очень внимательна к судьбам художников, понимает их непростые характеры и, в меру своих возможностей, помогает им. Близко к сердцу она приняла судьбу молодого художника Тимофеева и помогла организовать ему персональную выставку. Это помогло вырваться талантливому художнику из безвестности. Настя проявила чуткость и внимание, отличные организаторские способности и получила слова благодарности.
И в это же самое время Настя получает последнее письмо от матери и телеграмму, которую посылает Тихон. Но дела и заботы о постороннем человеке отодвигают заботу о матери, если не на второй план, то далеко от насущных забот Насти. В круговерти подготовки выставки Трофимова она вспоминает о них, но у нее нет времени остановиться, вчитаться в строки письма матери, расшифровать телеграмму Тихона. Чашу, полную горечи утраты самого родного человека, Насте выпало выпить до самого дна. Она опаздывает на похороны матери, всю ночь проводит в родном доме в слезах, а утром тайком уезжает из деревни. Понимание, что из жизни ушел самый близкий человек, слишком поздно приходит к Насте.
Как могло случиться, что хороший человек, который понимает, что означают забота и внимание, оказался глухим и бесчувственным по отношению к родному человеку? Да, сыграли свою роль и километры, которые отделили женщин друг от друга. И занятость Насти по организации различных выставок. Но есть и вина Катерины Петровны, которая не сумела воспитать в Насте чувства ответственности за мать, за ее старость, если не обеспеченную, то хотя бы окруженную вниманием. Забылось детство, которое, видимо, не оставило в памяти Насти никаких следов. Все стерлось в городе. И забыла Настя, что где-то в далеком Заборье живет одинокая старушка, ее мать.
Также читают:
Картинка к сочинению Образ Насти в рассказе Телеграмма
Популярные сегодня темы
- Сочинение Образ Анны Алексеевны в рассказе О любви Чехова
Главной героиней рассказа А.П. Чехова «О любви» является Анна Алексеевна Луганович.
- Левитан
Левитан один из немногих живописцев, где природа в его произведениях показана с особой полнотой. Его мощь состоит в том, что он заставляет всматриваться в красоты лесов, лугов, пристально наблюдать и запоминать.
- Образ и характеристика Елизаветы Мерцаловой в рассказе Чудесный доктор Куприна сочинение
Рассказ А. Куприна «Чудесный доктор» — потрясающее по своему надрыву произведение. Рассказ, после которого действительно хочется верить в то, что чудеса существуют, в то, что они приходят тогда, когда их уже не ждут.
- Чем отличается Николенька от его сегодняшних сверстников?
Николеньку Иртеньева можно назвать весьма добрым, веселым и воспитанным мальчиком. Он не отличается ничем выдающимся, однако является весьма хорошим человеком, который не сильно отличался от остальных.
- Проблематика романа Герой нашего времени Лермонтова (Проблемы)
Михаил Юрьевич Лермонтов является тем автором, чьи произведения не теряют своей большой актуальности даже сегодня. К ним относится известный во всем мире роман под названием «Герой нашего времени»
- Сочинения
- По литературе
- Другие
- Образ и характеристика Насти в рассказе Телеграмма
Образ и характеристика Насти в рассказе Паустовского Телеграмма
В свое время Константин Георгиевич создал рассказ «Телеграмма», который учит своих читателей ценить самое лучшее, что дает нам жизнь – родных и близких. Ведь важно успеть исправить проблемы во взаимоотношениях своевременно. Однако большинство людей понимают свою ошибку слишком поздно, когда уже невозможно ничего изменить.
Произведение раскрывает специфику отношений между, казалось бы, самыми близкими друг другу людьми – матерью и дочерью. Они и выступают в главных ролях истории. В небольшой деревне Заборье обитает пожилая женщина, ее зовут Екатерина Петровна. Героиня когда-то жила в семье, которая чтила искусство, поэтому тоже выросла творческим человеком.
В Заборье не было никого, с кем женщина могла разделить свои высокие взгляды. Она привыкла к одиночеству, потому что ей не с кем даже поговорить. Однако так было не всегда. Раньше рядом была дочь Настя, которая уже несколько лет проживает в Ленинграде.
Девушка давно не навещала маму из-за большого количества работы и не только. Характеризируя образ Насти, стоит сказать, что она сама по себе неплохой человек. Работает в Союзе художников, постоянно занята, энергии и сил ей не занимать. Большая часть ее времени уходит на любимую работу.
Хоть автор не упоминает, но по рассказу понятно, что у нее нет собственной семьи, а из родных только Екатерина Петровна. Несмотря на это, девушка словно не желает общаться с женщиной. Когда от нее приходит письмо, Настя не спешит его читать и прячет, чтобы открыть позже. Она так поступает, дабы не нарваться на укоры мамы и увильнуть от непростого утомляющего разговора.
Автор не винит героиню в черствости и эгоистичности. Напротив, девушка не уклоняется от помощи другим. К примеру, когда скульптор Тимофеев терпит трудности, Настя старается позаботиться о знакомом. Он выказывает недовольство по поводу своего жилища. А также завидно отзывается о своем коллеге, у которого лучше обстоят дела и мастерская обогревается калориферами.
Непонятно, почему тогда она так пренебрежительно относится к матери, чьи проблемы более значительны. Что могло произойти между двумя женщинами, связанными родственными узами? Девушке легче бросить свои дела, для того чтобы оказать помощь совершенно постороннему человеку, чем ответить на письмо Екатерины Петровны.
В какой-то день она узнает ужасную новость – ее мамы больше нет. Именно тогда она осознает, как сильно в ней нуждается. Настю оповестили о случившемся в тот момент, когда она слышит аплодисменты по поводу удавшейся работы. Но она не испытывает радости долгожданной победы, потому что заплатила за нее слишком высокую цену.
Прочитав рассказ Паустовского «Телеграмма», следует задуматься о том, что в жизни есть кое-что действительно важное – это семья. Без родных нет смысла в ежедневных делах и заботах. Каждый человек живет не только для себя. Нужны ли победы и ошеломляющий успех, если это все не с кем разделить? Пожалуй, решение индивидуальное.
Образ и характеристика Насти в рассказе Телеграмма
Несколько интересных сочинений
- Сочинение Важно ли сохранять связь между поколениями?
Наличие в обществе представителей разных поколений является одним из заметных и обсуждаемых актов общественной жизни. Эта тема нередко становится в центре внимания разных произведений культуры
- Сочинение История России в произведениях Пушкина (7 класс)
Выдающийся, знаменитый и пожалуй, один из самых великих писателей девятнадцатого века Пушкин Александр Сергеевич. Как автор он не один раз брал за основу любого из своих произведений исторические данные, которые соответствовали правдивым данным
- Анализ повести Гоголя Ночь перед Рождеством
По жанровой направленности произведение представляет собой сказочную повесть, написанную в традициях народного фольклора с использованием национальных мифологий, обычаев, легенд.
- Сочинение Как воспитать в себе качества достойные уважения
Быт достойными людьми хотят многие. Это служит причиной тому, что читатели вдохновляются отважными и благородными поступками персонажей из художественных произведений. Подобное восхищение вызывает офицер Жилин
- Сочинение на тему Вид из окна машины 4 класс
За день очень большое расстояние люди проезжают на машине. Если даже это простая поездка на работу и обратно, все равно, она занимает несколько часов в день.
Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!
/ Сочинения / Паустовский К.Г. / Разное / Образ Насти в рассказе К.Паустовского «Телеграмма»
Образ Насти в рассказе К.Паустовского «Телеграмма»
В основе сюжета рассказа К. Паустовского «Телеграмма» лежит история отношений матери – Катерины Петровны и её дочери – Насти. Катерина Петровна живет в одиночестве в селе Заборье. Она очень скучает по дочери, думает о Насте каждую минуту и страдает, потому что та не спешит навестить свою маму.
Эта маленькая, несчастная старушка чувствует приближение смерти. Но она не хочет уходить из жизни, так и не увидев в последний раз единственного родного человека. Катерина Петровна ждет от дочери хотя бы письма. Но, кроме телеграммы с деньгами, ей ничего не приходит. Мать совсем отчаивается и пишет Насте сама: «Ненаглядная моя…Зиму эту не переживу. Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки…»
А что же Настя? Она живет в Ленинграде. Всё её время отнимает интересная работа в Союзе художников. Автор не говорит, есть ли у Насти семья: муж, дети. Можно сказать, что роднее матери у этой женщины никого нет. Автор дает ответ, почему Настя не едет к матери, редко вспоминает о ней, не пишет писем. Причиной этого являются «важные дела», занятость в Союзе художников.
«Дело», которым Настя занимается в то время, когда мать умирает в одиночестве, кажется нам действительно важным. Она заботится о человеке: едет к скульптору Тимофееву помочь ему. Но эпизод с Тимофеевым неслучаен. Он показывает нам, как мелки проблемы скульптора по сравнению с тем, что переживает обделенная любовью и заботой Катерина Петровна. Смешно и невыразительно звучит жалоба Тимофеева: «непонятно, как я еще не издох в этой берлоге. А у Першина в мастерской от калориферов дует теплом, как из Сахары».
Вскоре Настя получает телеграмму, в которой говорится, что ее мать умирает. Это происходит в тот момент, когда раздаются аплодисменты в честь Насти. Начинают открываться истинные ценности для «ненаглядной» дочери. Автор прямо не осуждает Настю. Его точка зрения передается через символический образ Гоголя.
Вот первая «встреча» с Гоголем: «Настя вздрогнула. Насмешливо, зная её насквозь, смотрел на неё остроносый сутулый человек… «А письмо-то в сумочке нераспечатанное, — казалось, говорили сверлящие гоголевские глаза. – Эх, ты, сорока!» А вот вторая, последняя, «встреча» после получения телеграммы: «Гоголь смотрел на неё, усмехаясь. На его виске как будто тяжело билась тонкая склеротическая жилка. Насте показалось, что Гоголь тихо сказал сквозь стиснутые зубы: «Эх, ты!».
За свою сухость, черствость, невнимание к близкому человеку Настя горько расплачивается. Приехав, наконец, к матери, она не застает её в живых: «Настя…вдруг поняла, что никто её так не любил, как эта дряхлая, брошенная всеми старушка, там, в скучном Заборье».
Когда Настя вспоминает слово «мама», её давят слезы отчаяния. Она чувствует, что в это мгновение отдала бы всё, чтобы оказаться рядом с ней, но, в то же время, она сразу опускает руки. Когда Настя подходит к кассе и узнаёт, что до дома билетов нет, то даже не пытается попросить помочь ей. Едет Настя в Заборье только благодаря понимающей кассирше.
Какие-то высшие силы наказывают Настю. Она не только не застает мать в живых, но и опаздывает на её похороны. Хоронят Катерину Петровну чужие люди, они не говорят о Насте, но в глубине души осуждают её. Бабка Матрёна говорит проходящей мимо похорон учительнице о Катерине Петровне: «…почитай, что совсем одинокая… Есть у неё в Ленинграде дочка, да, видно, высоко залетела. Так вот и померла без людей, без сродственников».
Приехав в Заборье, Настя проплакала в доме всю ночь. Но это пустые, бессмысленные, поздние слёзы. Этими слезами нужно было покаяться перед брошенным несчастным человеком. Мать бы простила Настю, а теперь ей остается жить с тяжелым грузом на душе.
Для человека нет ничего важнее в жизни, чем родители. Ведь они дарят ему жизнь, заботятся, отдают всех себя, без остатка, детям. Рассказ «Телеграмма» заставляет нас задуматься об отношении к своим родителям. Настя променяла любовь матери на пустую работу и взяла на себя большой грех. И совсем не важно, что говорят другие люди. Главное, что на душе Насти всю жизнь будет лежать тяжелый, холодный камень вины.
0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
/ Сочинения / Паустовский К.Г. / Разное / Образ Насти в рассказе К.Паустовского «Телеграмма»
«Телеграмма» главные герои
В рассказе Паустовского “Телеграмма” герои, родные люди, живут далеко друг от друга. Описание старого, ветхого дома Катерины Петровны, её унылого быта и душевного состояния — пронзительны, глубоки и сильны настолько, что хочется изменить сюжет произведения. Автор в изображении последних дней жизни пожилой женщины безжалостно реалистичен, образ её дочери не вызывает сострадания. Она живёт в параллельной “вселенной”, где высокопарно рассуждают о заботе и любви к ближнему, о смысле человеческой жизни. За этой суетой Настя забывает о родной матери…
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 36 лет.
Характеристика героев “Телеграмма”
Главные герои
Катерина Петровна
Главная героиня, пожилая женщина.
Одинокая старушка, доживающая жизнь в ветхом доме. Её отец был художником, она жила в Париже и видела похороны Виктора Гюго. Дочь раз в несколько месяцев присылает ей 200 рублей, а матери мерещится, что они пахнут Настиными духами. Катерина Петровна отчаянно скучает, но не жалуется. Она любит дочь, которая навещала её около трёх лет назад. Чувствуя, что зиму ей не пережить, она пишет письмо дочери с просьбой приехать. Настя забывает письмо в сумочке, ей некогда прочитать его. Старушка доживает свой век одиноко, даже перед смертью ей не удаётся увидеть родную дочь.
Настя
Дочь Катерины Петровны.
Живёт в Ленинграде, работает в Союзе художников. Ей некогда навещать мать: она занята работой, хлопотами, чужими жизнями и интересами. С трудом организовав выставку странного привередливого скульптора, Настя вдруг вспоминает о матери. Понимая, что опоздала, она идёт на вокзал, едва успевает на последний поезд. Плачет, вспоминая детство и мать. Она не успела встретиться с мамой, приехала на второй день после похорон. Ей стыдно и больно, побыв немного дома, она уезжает, прячась от соседей и знакомых.
Тихон
Сторож, сосед Катерины Петровны.
Он знал отца женщины, помнил и уважал его. Приходит к Катерине Петровне — занимается хозяйством, рубит дрова, говорит с ней. Искренне жалеет женщину, видя её тоску по дочери. Тихон отправляет Насте в Ленинград телеграмму, сообщая, что мать умирает. В последний день жизни Катерины Петровны Тихон взял на почте бланк и написал на нём телеграмму от имени Насти — дочери старушки — о том, что она едет. Перед смертью, когда Тихон читает “придуманную” телеграмму, Катерина Петровна, благодарит его за доброту. Она всё понимает.
Манюшка
Соседская девочка.
Она приносит Катерине Петровне воду, убирает в её доме, готовит. За её помощь старушка дарит ей разные старомодные вещи, которые ничего не значат для девушки. Она живёт в деревне, аристократический раритет её не трогает, она искренне пытается помочь женщине, облегчить её страдания. Свои последние дни Катерина Петровна, практически потеряв зрение и не вставая, проводит в обществе Манюшки.
Второстепенные персонажи
Тимофеев
Скульптор, которому помогла Настя.
Гордый, ранимый, странноватый скульптор, который страдает от своей невостребованности, жаждет признания, похвалы. Настя “борется” за его талант, добивается выставки, за что получает словесную благодарность от мастера. Заботясь о чужом человеке, Настя почему-то забывает о собственной матери.
В произведении автор поднимает проблемы нравственности: ответственности, доброты, раскаяния, вины, совести. Важную роль играют картины природы: они созвучны душевному состоянию одинокой женщины, подчёркивают события, происходящие в рассказе. Главный герой “Телеграммы” — одиночество, самое страшное, что может быть — одинокая старость. Написанный сразу после войны рассказ Паустовского “Телеграмма” стал одним из самых известных произведений того времени.
Посмотрите, что еще у нас есть:
Тест по произведению
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Алёна Аленка
11/11
-
Ярослав Шиндяпин
10/11
-
Marker Marker
11/11
-
Денис Анохин
9/11
-
Вова Данилов
11/11
-
Иванчик Ксения
10/11
-
Даниил Иванов
10/11
-
Сергей Суетин
11/11
-
Олег Пищухин
9/11
-
Наталья Полюхова
11/11