Образ Николеньки Иртеньева, главного героя первой повести Льва Николаевича Толстого «Детство» — это типический образ мальчика из дворянской семьи. Для изображения его жизни автор взял некоторые события и факты из своего детства. В книге «Детство» Толстой показал психологические переживания, которые испытывают многие дети: чувство обиды, несправедливости, стеснения, первую влюблённость, привязанность и любовь к родителям.
Возраст, портрет
Николеньке Иртеньеву в начале повести «Детство» было 10 лет. Подробного описания внешности этого героя автор не даёт. В конце главы XVII мальчик, рассуждая о своей наружности, считал себя некрасивым. Его мать говорила, что у него «умные глаза, приятная улыбка», но всё же согласилась с мнением отца, что их сын некрасив. Этот разговор родителей слышал Николенька, когда ему было 6 лет. С тех пор на него «часто находили минуты отчаяния», так как он считал, «что нет счастия на земле для человека с таким широким носом, толстыми губами и маленькими серыми глазами», как он.
Происхождение, семья, воспитание, образование
Николенька — младший сын дворян Петра Александровича и Натальи Николаевны Иртеньевых. Старшего брата Николеньки звали Володя, а сестру — Любочка. Атмосфера в доме, где живёт Николенька, была патриархально-помещичья. Отец уделял мало времени детям, так как часто был погружён в хозяйственные дела и в светскую жизнь. Мать, которую Николенька называет maman, матушкой, милой мамашей, маменькой, очень любит своих детей и мужа, которому подчиняется во всём. Именно мать создаёт в доме тёплую, семейную, дружественную атмосферу, в которой счастливо и безмятежно проходило детство её детей.
Воспитывались и учились дети Иртеньевых так же, как все дворянские дети: у мальчиков был слуга — дядька Николай, который за ними ухаживал, и учитель Карл Иваныч, а их сестру воспитывала и обучала гувернантка Марья Ивановна, которую обычно называли Мими.
Характер
Николенька Иртеньев чувствителен и добросердечен. Это главные черты его характера. Перед сном он всегда молился, просил Бога спасти папеньку и маменьку, дать счастья Карлу Иванычу, который живёт вдали от своей родины, Германии. Николенька плакал, жалея бедного Карла Иваныча. Он очень жалостлив, сочувствует, что Карл Иваныч один-одинёшенек, без родных. Когда отец сообщил, что берёт из деревни в Москву сыновей, так как им пора серьёзно учиться, Николеньке стало так жалко расставаться с матушкой, которая оставалась в деревне, и с Карлом Иванычем, которого, наверно, отец рассчитает с его места учителя, что он заплакал.
Николенька обидчив. Он иногда обижался на Карла Иваныча (например, за то, что он разбудил его, ударив над его головой мухобойкой по мухе), но быстро забывает об обиде, так как любит Карла Иваныча. Мальчик постоянно обижается на Мими, гувернантку сестры, которая делает ему и брату замечания. «И какое ей до нас дело!» — думает он.
Николенька застенчив. Сочинив бабушке на её именины стихи, он не смог преодолеть застенчивость, голос ему не повиновался, и он молча подал ей листок со стихами.
Николенька Иртеньев самокритичен. Вспоминая, как он вместе с Володей и братьями Ивиными издевался над своим товарищем-бедняком Иленькой Грапом, он не мог понять, куда девалось его чувство сострадания, и осуждал себя.
На похоронах матери мальчик чувствовал, что печаль его неискренна, неестественна. После смерти матери он горевал, но на похоронах его истинную печаль заглушило желание показать, что он огорчён больше всех. В углу залы стояла на коленях Наталья Савишна, которая не плакала, но молилась о том, чтобы бог взял и её душу, чтобы она соединилась с душой Натальи Николаевны, которую она любила больше всего на свете. Увидев настоящее горе старушки, Николенька подумал: «Вот кто истинно любил её!» — и ему стало стыдно самого себя.
Взаимоотношения с близкими людьми
Взаимоотношения Николеньки с родителями хорошие, правда, он более привязан к своей доброй, чувствительной, нежной матери, чем к отцу, который был довольно эгоистичен. Отношения с мамой у Николеньки доверительные, он её очень любит. После её смерти он верит, что её любовь и доброта незримо присутствуют рядом с ним. Николенька вспоминает мать с чувством любви и сожаления.
С братом Володей и сестрой Любочкой у Николеньки тоже отношения хорошие, но его обижает, что старший брат уже не очень охотно участвует в их играх, ведёт себя с младшими снисходительно.
К близким для Николеньки людям относятся и Карл Иваныч, который уже 12 лет живёт в доме Иртеньевых, и Наталья Савишна, которая с юности служит своим господам — сначала горничной, потом няней, когда родилась матушка Николеньки, а затем ключницей. Карла Иваныча мальчик любит и жалеет его за то, что у него нет родных в России. Наталью Савишну он тоже любит, но однажды, когда она наказала его за то, что облил скатерть квасом, он заплакал от обиды, что она обращалась к нему на «ты», да ещё била по лицу мокрой скатертью, как дворового мальчишку. Наталья Савишна, увидев его слёзы, попросила прощения. Мальчику стало стыдно за свои тщеславные мысли и гордыню, и он помирился с Натальей Савишной.
Отношения с другими детьми
Николеньке очень нравился Серёжа Ивлев, этот красивый мальчик казался ему самым лучшим человеком, но вскоре он понял, что его кумир немногого стоит.
Николенька испытал и «что-то вроде первой любви» к дочке Мими Катеньке, а переехав в Москву, влюбился в 12-летнюю Сонечку Валахину и танцевал с ней на вечере в честь именин бабушки.
Вывод
В повести «Детство» Л. Н. Толстой показал внутренний мир 10-летнего главного героя. Образ Николеньки Иртеньева, мальчика вдумчивого, наблюдательного, привыкшего анализировать свои чувства и поступки, показывает, что человек рождён для нравственного и духовного роста. Николенька Иртеньев меняется на глазах читателя. Он усвоил уроки доброты, которые преподали ему маменька и Наталья Савишна. Память об этих любивших его людях помогает ему стремиться быть добрым, преодолевать тщеславие и гордыню.
Характеристика образа Николеньки Иртеньева, представленная в статье, может быть полезной для подготовки к уроку литературы и при написании сочинений.
Учительница Косточка задаёт прочитать:
- Сочинения
- По литературе
- Толстой Л. Н.
- Образ и характеристика Николеньки Иртеньева в романе Детство
Образ и характеристика Николеньки Иртеньева в романе Детство Толстого
Николай Петрович является ключевым персонажем повествования Льва Николаевича Толстого. Ему недавно исполнилось десять лет, и он живет в дворянской семье.
Он обладает веселым и оптимистичным нравом, а его воспитанием занимаются родители и участливая нянечка Наталья Савишна, а порой к нему на занятия приходит Карл Иванович. Паренек позитивно смотрит на вещи и старается найти положительные моменты во всем, что с ним происходит.
Мальчик очень любит занятия, проводимые Карлом Ивановичем, поэтому всегда к ним готовиться и с нетерпением ждет очередного раза.
Кроме того, Коля очень сильно любит родителей и испытывает искреннюю гордость за них. Он считает их самыми добрыми и заботливыми людьми, способными о нем позаботиться.
Мама для него источник всех прекрасных благ, когда он только думает о ней, то на ее лице появляется широкая улыбка, а в голове он слышит ее звонкий и прекрасный голос. Автор сравнивает его большую любовь, с любовью ко Всевышнему. Она для него настоящий небожитель, способный решить все его проблемы, помочь в любой трудной ситуации и изменить свое отношение к происходящим вокруг вещам.
В жизни Коленьки особую роль играют отношения с окружающими его людьми. Доброжелательный склад характера заставляет его обращать особое внимание на соседских детей, с которыми он проводит достаточно много времени. Он любит общаться с людьми и находит в этом особое удовольствие, чем и занимается в свободное время.
Так он с особым сочувствием относится к Иленьку Грапу, который является достаточно болезненным ребенком и требует особого внимания и защиты. Так же он быстро знакомится с Екатериной в деревне, а после с Сонечкой в городе, каждую из которых он считает девочками привлекательными и тех, кого он будет любить. Но он также быстро переключается.
Он отлично и легко знакомится с новыми детьми, но несмотря на широкое сердце и доверчивость, он быстро научился различать обман и ложь, которую он не переносит на дух. По неизвестным причинам, он быстро научился распознавать обман.
Его характер можно считать достаточно противоречивым, он внимательно наблюдает за происходящим вокруг него, за поведением окружающих его детей, кроме того, он способен делать выводы из происходящего вокруг.
Его радужное детство проходит в деревне, а потом они вместе с родителями переезжают в Москву, где начинается новый промежуток его жизни.
2 вариант
Основным героем повести Л. Н. Толстого «Детство» является Николенька Игнатьев. Данный персонаж – прототип самого автора.
Коля 10-летний мальчик, живущий в дворянской семье. Это веселый, добрый ребенок с хорошим воспитанием, которым занимаются его родители и ответственная нянечка Наталья Савишна. Николенька склонен к учебе – он успешно занимается с частным учителем Карлом Ивановичем, уроки с которым для ребенка всегда в радость.
Любовь к маме и папе у Николеньки безгранична. Он гордится ими. Для мальчика они ассоциируются с добротой и заботой. Даже при одном воспоминании о маме ребенок расплывается в широкой улыбке. Он всем сердцем верит в Бога и в любой сложной ситуации рассчитывает на его помощь.
Отношения главного героя с окружающим миром немаловажны в повести. Николенька доброжелательно относится к соседским детям, с которыми проводит достаточно много времени. Он общителен и в свободное время всегда с удовольствием что-либо рассказывает сверстникам. Он легко идет на контакт в деревне и городе. У Коли прекрасно получается общаться с девочками — он в них видит потенциальных невест.
Доброта Николеньки проявляется в отношении к сильно болезненному ребенку Иленьки Грапу, нуждающемуся в пристальном внимании и защите. Он с легкостью знакомится с новыми детьми, но ко всем относится с некоторой настороженностью, так как хорошо чувствует, когда его обманывают и это ему очень не нравится. Не понятно как Николеньке в достаточно юном возрасте подвластно уличать окружающих во лжи.
Характер главного героя противоречив. С одной стороны, он беззаботно общается со всеми, а с другой — внимательно наблюдает за происходящим вокруг. Ребенок в 10-летнем возрасте способен анализировать все происходящее вокруг. Николенька, не смотря на свою детскость, делает правильные выводы, остро чувствуя фальшь и обман.
Детство мальчика проходит в деревне, а потом он вместе с родителями переезжает в Москву, где жизнь его кардинально меняется.
Повесть начинается с того, что Николенька пробуждается и сразу же задумывается над тем, как так происходит, что он каждое утро просыпается. Автор раскрывает душевную суть мальчика. Читатель наблюдает за взрослением главного персонажа повести, анализирует его поступки и окружающих мальчика людей, учится распознавать лживые поступки и не опасаться воспринимать все реалии жизни, с какими приходится встречаться на жизненном пути.
В повести описаны детские переживания Николеньки, возникающие на фоне сильного воображения. Мальчик живет в своем вымышленном мире, где все неурядицы реальной жизни гасились посредством вымышленных подвигов и геройства.
Сочинение Николенька Иртеньев
История Николеньки в повести «Детство» начинается тем, что мальчик просыпается из-за совершенно безобидной ситуации. Учитель Карл Иваныч случайно разбудил мальчика, ударив над его головой по мухе хлопушкой. Но вышло это не так удачно, как задумывалось, и муха упала мальку прямо на лицо.
Сложившая ситуация возмутила Николеньку. Он начинает любознательно выяснять, почему же так поступил Карл Иваныч и как ему самому к этому относиться. Николенька начинает считать, что Карл Иваныч способен только на того, что причинить неприятности мальчику, что учитель — «противный человек». Но спустя пару минут, когда старик подходит к кровати мальчика, говорит ему добрые слова и начинает щекотать , тогда всё встаёт на свои места, и он вновь испытывает любовь и теплоту к учителю, которого тотчас ненавидел.
Лев Николаевич Толстой описывает главного героя как некрасивого десятилетнего мальчика, у которого маленькие глаза, и большие нос с губами. Николенька и сам переживает, из-за своей неудачной внешности. Несмотря на описанную внешность, внутренне мальчик представляется очень добрым, чутким и воспитанным. Он любит и гордится своими родителями, потому как сам окружен их любовью. Но считает, что его мать не счастлива с отцом, но он молчит об этом. Ему кажется, что отец должен больше ценить и понимать маму.
Все события мальчик принимает близко к сердцу и надолго сохраняет в памяти. Он, как и все дети, играет и озорничает, но при совершении какого-нибудь неправильного поступка, он искренне раскаивается и сильно переживает, что не так свойственно его сверстникам. Впечатлительный мальчик очень много времени посещает размышлениям в своей голове и самоанализу, он очень хорошо чувствует фальшь и обман.
Детство Николеньки заканчивается потерей самого близкого и любимого человека, мамы. Взросление происходит в мыслях, что жизнь не как безоблачна, как ему казалось раньше. Его сильной привязанности к тем, с кем он до сих пор общался, становится мало и все вокруг кажется ему чужим.
Образ и характеристика Николеньки Иртеньева в романе Детство
Несколько интересных сочинений
- Сочинение на тему Лирика Пушкина
Лирические произведения Пушкина поражают своей разнообразностью. Это размышления, переживания поэта. В них прослеживается несколько направлений – свобода, дружба, любовь, природа, философия, поэт и поэзия, политика.
- Сочинение по пословице Бесполезно носить дрова в лес 7 класс
Если разбирать пословицу по ее смысловым составляющим, то суть ее станет ясной. Первое слово, используемое в пословице, — «бесполезно». Мы сразу можем видеть, что речь пойдет о неком действии
- Сочинение Чем опасно бессмысленное существование?
Почти каждый из нас хотя бы раз задумывался о смысле жизни. Дети растут, друзья уходят, а люди остаются наедине с собой и своими, порой странными мыслями.
- Анализ рассказа Платонова Разноцветная бабочка
В сказке Александра Платоновича Платонова говорится о женщине, которая ждала своего сына, не смотря даже на то, что все вокруг потеряли надежду на то, что он жив. Это произведение о безграничной любви матери к своему ребенку
- Сочинение Пальчики оближешь со словами кофе какао желе суфле 4 класс
Несколько дней назад, вечером, я возвращался домой. Было не очень поздно, но уже стемнело, на улицах зажглись фонари. Я шел по тому же пути, по которому хожу домой каждый день, поэтому не ожидал увидеть для себя, что-то новое.
- Сочинения
- По литературе
- Толстой Лев
- Николенька Иртеньев в повести Детство
Сочинение Николенька Иртеньев в повести Детство Толстого
Николенька Иртеньев ключевой герой рассказа Льва Толстого под названием «Детство». Мальчику недавно исполнилось десять, дворянин по происхождению, он живет в достаточно любящей и заботливой семье, что значительно сказывается на его характере.
Мальчик растет веселым и озорным ребенком, а в процессе воспитания участвуют не только мама с папой, но и Наталья Савишна, специально привлеченная нянечка, которая не жалеет души для героя и искренности. По расписанию к нему приходит Карл Иванович, занятия с ним мальчик ждет с нетерпением, ведь он учит его смотреть на привычные вещи с другого ракурса и удивляться обыкновенным радостям.
Коля с особым чувством относится к своим родителям, он, как говорит автор, переживает настоящую гордость за то, что ему достались именно эти мама и папа, которые искренне его любят и заботятся. Для него они самые лучшие люди, подарок от Всевышнего, который он старается ценить и радовать их своим поведением и жизнерадостным настроем.
Матушку он считает источником всего прекрасного, а когда в его голове появляются мысли о любимом человеке, он сразу представляет ее милейшую улыбку и звонкий голос. Для Николая мама похожа на настоящего Бога, способного разобраться с любыми проблемами и возникшими у него трудностями, стоит ему только обратиться к ней.
Особую роль с маленького возраста мальчик уделяет тому, как складываются отношения с окружающими мальчиками и девочками. Его доброта и искренность, как магнитом притягивает детей, с которыми он проводит достаточно много времени. Особое удовольствие он находит в обычных беседах и том, что проводит время рядом с кем-то с кем можно разделить радости и невзгоды.
Несмотря на это, маленький Николай сразу видит подвох и наглое вранье. Его потребность общаться, но в тоже время наблюдать за людьми со стороны, создает в нем настоящее противоречие. Он способен делать выводы на основании наблюдений, при этом не может не общаться с окружающими.
Его воспитание делает из него приятного и притягательного человека, в которого родители стараются вложить только лучшее. Они дают ему не только сухие знания, но и самое главное – любовь, заботу и искренний интерес. Поэтому мальчик растет достаточно любознательным, но в тоже время может дать отпор тем, кто хочет его использовать в собственных целях, прибегая к наглой лжи. Николай способен здраво оценивать окружающую ситуацию и взвешивать все нюансы происходящего.
Вариант 2
Повесть Л.Н.Толстого «Детство» является первой частью трилогии «Детство. Отрочество. Юность», в которой писатель изобразил становление личности человека, его внутреннее развитие.
Это произведение во многом является автобиографичным. В образе Николая Иртеньева Толстой воспроизвел собственные детские впечатления и события, сохранившиеся в памяти в силу наблюдательности и проницательности автора.
Повествование в произведении ведется от первого лица Николая Петровича Иртеньева.
В первой части трилогии Николай предстает перед читателем в качестве десятилетнего мальчика, живущего вместе со своими родителями в родовом имении в деревне.
Описывая Николеньку как не очень привлекательного внешне ребенка, с большим носом и губами, маленькими глазами, Толстой в то же время раскрывает его добрую чуткую душу. Несмотря на то, что мальчика расстраивают его внешние недостатки, он не испытывает зависти и злости по отношению к красивым людям. Наоборот, он восторгается перед теми, в чьих чертах видит красоту.
Воспитание Николеньки поручено нянечке Наталье Савишне, а также гувернеру Карлу Ивановичу, которых мальчик искренне любит. Вспыльчивый характер Николая иногда заставляет его грубить и дерзить учителю, однако доброе сердце берет верх и раскаявшийся ребенок старается загладить вину перед любимым наставником.
Главный герой очень любит своих родителей, особенно мать, любовь к которой у него ассоциируется с любовью к Всевышнему. Мальчик не стесняется проявлять свои чувства по отношению к маменьке, проводя с ней много времени.
Большое значение в повести уделяется отношению Коленьки с людьми, его окружающими. Благодаря своей коммуникабельности, Николенька легко знакомится с новыми детьми.
Проводя много времени с соседскими ребятишками, он с удовольствием общается с ними, рассказывая им различные истории. Особое сочувствие у Коли вызывает Иленька Грап, подвергающийся постоянной травле со стороны взрослых ребят.
Николай во многом отличается от окружающих его детей. В отличие от своих ровесников, он часто уносится в свой собственный внутренний мир, анализируя поступки окружающих людей, а также собственные мысли и чувства. Внимательно наблюдая за происходящим, он легко распознает обман. Работа мысли мешает ему быть таким же жизнерадостным, как другие дети. Постоянный контроль своих поступков, слов, лишает его непосредственности, свойственной его ровесникам.
Детство Николеньки Иртеньева заканчивается переездом в город и смертью матери. Потеря самого близкого и родного человека оставила неизгладимый след в душе мальчика. Живущий в своем вымышленном мире, где все недоразумения и обиды компенсируются подвигами и героическими поступками, мальчик осознает, что жизнь не всегда безоблачна, как он думал раньше.
Описывая детство Николая Иртеньева, Толстой пытался донести до читателя важность детских лет в формировании личности ребенка, которое навсегда остается в его уме и душе.
Образ Николеньки Иртеньева
Коля Иртеньев десятилетний мальчик из дворянской семьи, натура достаточно своеобразная и впечатлительная, стал главным героем произведения Толстого «Детство». Описывая жизнь мальчика Толстой опирался на факты собственной жизни. Герой полон радости и оптимистичного настроя. Его образованием занимаются отзывчивая няня Наталья Савишна и учитель Карл Иванович. Ребенок растёт с тягой к познанию и внутреннему размышлению в любой ситуации старается найти положительный смысл.
Николай очень любит уроки, которые проводит Карл Иванович, мальчик старательно подходит к своей подготовке и каждый раз находится в ожидании следующего занятия.
Ребенок также испытывает тягу к своим родителям. Его часто одолевает за них чувство гордости. Для него образ родителей проявляется в заботе и доброте.
Образ мамы для Николая ассоциируется с источником всего самого лучшего и когда в его голове появляются мысли о маме, то сразу же возникает широкая улыбка и представляется её заливистый смех и красивый голос. Писатель не боится сравнивать эту большую любовь сына к матери, с любовью к Богу. Мама для Коли — это богиня, которая всегда готова прийти на помощь и решить все возникшие проблемы.
В жизни Коли Иртеньева особое место занимают его взаимоотношения с окружением. Дружелюбный настрой помогает ему общаться с соседскими детьми. Ребенок растёт коммуникабельным, очень легко идёт на контакт и всегда находит удовольствие в общении с людьми. В каждом новом месте он быстро находит новых друзей так в деревне знакомится с Катей, в городе с Соней и каждую из них он считает по-особому привлекательной. Чувство душевного сострадания проявляется по отношению к болезненному ребенку Иленьки Грапу.
Воспоминания о беззаботном детстве проведённом в деревне навивают чувство радости и тоски одновременно. Ведь период детства закончился, когда мамы не стало. Потеряв самого дорогого человека, ребенок перестаёт быть маленьким.
В произведении Толстого «Детство» читателю дается возможность наблюдать как проходит взросление мальчика и вместе с ним анализировать поступки. Учится преодолевать ложь, и принимать жизнь в её истинном облике.
Также читают:
Картинка к сочинению Николенька Иртеньев в повести Детство
Популярные сегодня темы
- Сочинение по картине Пластова Ужин трактористов (Описание 6 класс)
Картина «Ужин трактористов» написана в послевоенное время выдающимся советским художником Аркадием Александровичем Пластовым. Как и большинство произведений художника
- Сочинение на тему Сила материнской любви
Любовь матери невозможно описать словами, это чувство переживается где-то глубоко в душе. Материнская любовь заставляет женщину радоваться, глядя на успехи своего ребенка, глядя на первые шаги, первые слова, первый зуб
- Сочинение описание по картине Буря на Северном море Айвазовского
Для того чтобы передать мощь стихии довольно действенным приемом выглядит сравнение ничтожности человека перед мощью этой стихии и Айвазовский пользуется таким способом в картине Буря на Северном море
- Образ и характеристика Эвелины в повести Слепой музыкант Короленко
Эвелина — это единственная дочь семьи Яскульских. Внешне она была очень милой девочкой с русыми волосами и голубыми глазами. Как говорит сам автор, смотрела она
- Образ и характеристика Мухоярова в романе Обломов
Мухояров представляет собой тип законченного мошенника и является одним из отрицательных героев произведения. Этот персонаж представляет собой классический тип мелкого чиновника.
Николенька Иртеньев
Лев Николаевич Толстой – создатель повести «Детство». Главным героем в ней выступает Николенька Иртеньев. Автор знакомит читателей с юными годами мальчика, раскрывая личность и мировосприятие персонажа и давая оценку поступкам. Писатель неспроста создал такой трогательный образ. Характеристика персонажа совпадала с его личным складом характера и биографией.
Николенька Иртеньев входит в число любопытных юных героев, таких как Илюша Снегирев, Коля Красоткин и Алеша Пешков.
История создания
Писатель Лев Толстой
Толстой, как и многие писатели, вел дневник. В него граф записывал размышления, мечты, нравственные уроки, которые ему преподносила жизнь.
Писатель не всегда был таким, каким помнят читатели. Образ почтенного старца, проповедующего жизнь в мире и любовь к Богу, он обрел после долгих лет размышлений и творчества.
Повесть «Детство» опубликованная в 1852 году, стала первым сочинением Толстого.
Николенька, точнее, Николай Петрович Иртеньев, становится главным действующим лицом повести и трилогии, которой она дала начало. Произведения «Детство», «Отрочество», «Юность» описывают жизнь героя. Персонаж автобиографичен, и с его помощью Толстой отвечает на вопросы, которые не раз задавал себе.
Обратите внимание
Иллюстрация к повести Толстого “Детство”
Николенька – представитель аристократического рода. Ребенку 10 лет. Он граф, и его воспитание соответствует высочайшим стандартам светского общества. Мальчик ищет душевное равновесие и смысл жизни, развивается как личность. Его внутренний мир богат. Он изменился после страшного события, которое постигло семью мальчика.
Повествование ведется от первого лица. Таким образом автор дает возможность понять, что обсуждаемые события были важными для него и взяты из реальной жизни.
Повесть «Детство»
Автор знакомит с главным героем в первых же строках повести. Читатель видит спящего мальчика, за которым неустанно бдит его наставник. Мальчик растет в комфортных условиях. Несмотря на типичную для барчука избалованность и причуды, он проявляет доброту сердца и нежные чувства к окружающим.
Повесть знакомит публику с первыми годами жизни Николеньки.
Николенька Иртеньев
Мы получаем возможность сформировать представление об условиях, в которых взращивалось новое поколение помещиков и представителей светского общества.
Безнравственность и ханжество, пропагандируемые в социуме, очевидны на примере конкретного семейства.
Николенька Иртеньев отнюдь не красив. У него крупноватый нос и пухлые губы, глазки маленькие, а на затылке торчат вихры. Внешность немаловажна для ребенка, поэтому он переживает о недостатках и часто молится богу, чтобы тот послал ему красоту. Неприятные черты отмечают и окружающие ребенка взрослые, даже самый близкий человек, мать. Она же рассказывает о душевной красоте мальчика.
Николеньку отличает вздорный характер, разгорающееся чувство зависти, но паренек нежен и ласков с близкими, совестлив и добр к окружающим. Положительные черты располагают к герою. Он всегда стыдится своих проступков и неверных мыслей.
Угрызения совести и раскаяние, настигающие ребенка, становятся для него наказанием. И хочется верить, что мальчик будет стараться вести себя лучше.
Перед ним не стоит выбор профессии, но жизненный выбор, который доступен герою каждый день, мальчик делает, опираясь на собственные чувства.
Карл Иванович
Противоречивость личности главного героя проявляется в его поступках и взаимоотношениях с другими персонажами повести. Ребенок учился дома. Наставник Николеньки Карл Иванович, немец, приехавший пытать счастья в Россию, вызывает у мальчика сочувствие и жалость.
Николеньке хочется жертвовать ради любимого учителя, и он всячески старается проявить свою любовь. Иногда у него случаются срывы, и в такие моменты он злится и бранится на своего старшего друга и педагога, дерзит и проклинает немца за плохую отметку, сложный экзамен или выговор.
Мальчика быстро обуревает раскаяние, и он старается повиниться.
Важно
Характер Николеньки проявляется и в дружбе с Иленькой Грапом, болезненным и скромным ровесником из несостоятельной семьи.
Иленька терпел общение с Иртеньевыми, рассчитывая на последующее покровительство, а барские дети издевались над тихим мальчиком и иногда даже били. Его доводили до слез. Этот грех не один год будет терзать Николеньке душу.
Он считал, что должен был вступиться за Иленьку, но ни разу не сделал этого, подначиваемый старшими ребятами.
Наталья Савишна
Главный герой, хоть и отличается благородными душевными качествами, не может скрыть высокомерия и надменности. Мальчик прекрасно понимает, какой статус предполагается ему, а какое положение занимают Карл Иванович и Наталья Савишна.
Этого нельзя было избежать, ведь с младых ногтей ребенок слышал, что он барский сын. Он осознавал, что лучше других благодаря своему происхождению, а значит, достоин уважения.
Чувство превосходства в те годы воспитывалось в детях с малолетства, поэтому винить Николеньку в формировании такого сознания нельзя.
Беда приходит в любой дом. Смерть матери стала переломным моментом в жизни ребенка. Его жизнь была не такой сладкой, как казалось.
Старший брат издевался, друг, Дмитрий Нехлюдов, не понимал, родители не уделяли необходимого тепла и заботы, и единственный светлый образ в его жизни был приговорен к исчезновению. Николенька не стеснялся матери и очень ее любил.
Главные герои повести “Детство”
Он часто проводил с ней время, поэтому ее отзывчивость и доброта передались ему. Смерть maman поразила ребенка и нанесла ему глубокую душевную травму. Хотя он плакал по ней, жалея себя, проявляя эгоизм и самолюбие.
Толстой на примере Николеньки Иртеньева показал становление внутреннего мира личности, описал события, оставляющие в душе след и формирующие взгляды на жизнь. Через героя он описывает собственные переживания и путь к той личности, которой он стал на момент написания произведения.
Цитаты
«Я продолжал плакать, и мысль, что слезы мои доказывают мою чувствительность, доставляла мне удовольствие и отраду…»«…я воображал, что нет счастия на земле для человека с таким широким носом, толстыми губами и маленькими серыми глазами, как я…»«…
Вспомнишь, бывало, о Карле Иваныче и его горькой участи — единственном человеке, которого я знал несчастливым, — и так жалко станет, так полюбишь его, что слезы потекут из глаз, и думаешь: «Дай бог ему счастия, дай мне возможность помочь ему, облегчить его горе; я всем готов для него пожертвовать».
Фото
Источник: https://24smi.org/person/6017-nikolenka-irtenev.html
Образ николеньки иртеньева (по повести л. н. толстого “детство”)
ОБРАЗ НИКОЛЕНЬКИ ИРТЕНЬЕВА
(по повести Л. Н. Толстого “Детство”)
1 вариант
Главный герой повести Л. Н. Толстого “Детство” Николенька Иртеньев – сложный и противоречивый персонаж. Автор описывает его некрасивым, взъерошенным мальчиком десяти лет, который постоянно страдает “сознанием своей глупости”.
Однако очень быстро становится понятно, что на самом деле он весьма умен и отличается тонкой душевной организацией.
Любое, даже незначительное событие оставляет глубокий след в сердце Николеньки.
Его настроения сменяются с головокружительной быстротой. Вот его охватывает злость на Карла Ивановича, который, как ему кажется, нарочно обижает его: “Противный человек! И халат, и шапочка, и кисточка – какие противные!”
Совет
Но спустя несколько минут ласковые слова старика заставляют мальчика искренне раскаяться: “Какой он добрый и как нас любит, а я мог так дурно о нем подумать!”
Николенька очень впечатлительный. Выдумав, что ему привиделся дурной сон, “будто maman умерла и ее несут хоронить”, он расстраивается и всем своим существом погружается в переживание мрачных мыслей.
Вместе с тем мальчик склонен к сочувствию и сопереживанию. Раздумывая над судьбой своего наставника, он искренне жалеет его: “Бедный, бедный старик! Нас много, мы играем, нам весело, а он – один-одинешенек, и никто-то его не приласкает… он сирота”.
Я уверена, что Николенька вырастет замечательным человеком – добрым, сострадательным, милосердным.
2 вариант
История героя на страницах “Детства” открывается тем, что Николенька просыпается и сразу же любознательно начинает выяснять, почему это произошло и как ему самому отнестись к обстоятельствам своего пробуждения.
Толстой вглядывается, как пойдет и развернется в маленьком Николеньке его душевная жизнь.
Вглядывается, потому что сложившиеся условия и установки уже перестают обладать над человеком прежней властью, не могут больше отодвинуть значение его собственных душевных движений.
Николенька Иртеньев – мальчик из дворянской семьи, его воспитывают по установленным правилам, он дружит с детьми из таких же семей, любит своих родителей и гордится ими. Но детские годы Николеньки были беспокойными. Он испытал немало разочарований и в окружающих его близких людях, и в самом себе. Создавая образ Николеньки, Толстой опирался на факты собственной жизни.
Обратите внимание
Перед читателем предстают неповторимые детские впечатления тех самых минут, когда Николенька, которому только исполнилось десять лет, проснулся утром в своей кроватке. Время действия в самом начале повести указано так, что совершенно очевидно: это было очень давно – число, месяц, год отмечены издалека.
“Матушка сидела в гостиной и разливала чай… Но хотя она смотрела пристально, она не замечала… что мы вошли”, – вот живое восприятие мальчика при входе в гостиную. В детстве Николенька стремился к добру, истине, любви и красоте. И источником всего самого прекрасного в эти годы для него была мать.
С любовью он вспоминает звуки ее голоса, которые были “так сладки и приветливы”, нежные прикосновения ее рук, “грустную, очаровательную улыбку”.
В повести все то, что замечено, воспринимается самим Николенькой, и это потом сохраняется в его памяти.
Решающее значение имеет не среда, а душа самого человека, его душевная работа обыкновенного, ничем не выделяющегося человека.
Повесть разворачивается, переходя от одного очень конкретного и очень частного впечатления мальчика к другому такому же впечатлению. Николенька остро чувствует фальшь и обман.
Повзрослев, герой не раз сожалел о том, что в детстве, “не пройдя еще через те горькие испытания, которые доводят взрослых до осторожности и холодности в отношениях”, он лишал себя “чистых наслаждений нежной детской привязанности по одному только странному желанию подражать большим”. Николенька Иртеньев часто глубоко раскаивается в своих поступках и остро переживает неудачи – это думающий, способный анализировать свои поступки и начинающий взрослеть человек.
Когда Николенька переступает порог детства, одной бессознательной привязанности ко всем, с кем он до сих пор общался, становится недостаточно. Сначала при этом Николенька впадает в отчаяние, все кажутся ему чужими и враждебными, не способными и не желающими его понять. И весь период отрочества кажется взрослому Иртеньеву сплошной “бесплодной пустыней”.
В повести Л. Н. Толстого “Детство” читатель наблюдает за взрослением мальчика, вместе с ним анализирует поступки (свои и окружающих), учится побеждать неправду и не бояться принимать настоящую жизнь такой, какая она есть.
“Никто с такой наглядностью и проникновенностью не изобразил сложного процесса формирования духовного мира у ребенка, как это сделал Толстой, – отмечал Б. Бурсов в статье, посвященной автобиографической трилогии Л. Н.
Толстого, – в этом бессмертие и художественное величие его повести”.
(No Ratings Yet)
Источник: https://goldsoch.info/obraz-nikolenki-irteneva-po-povesti-l-n-tolstogo-detstvo/
Описание внешности Николеньки Иртеньева Герой произведения “Детство” Л. Н. Толстого. Пожалуйстааааа
Наталия Высший разум (392628) 4 года назад Образ Николеньки в повести Л. Н. Толстого «Детство» Главный герой произведения Николенька Иртеньев любопытен, смотрит на все, что его окружает с интересом. Он стремится разобраться в поступках окружающих людей и в себе самом. Повесть начинается незначительным, пустяковым случаем в детской комнате.
Учитель Карл Иваныч разбудил Николеньку, ударив над самой его головой по мухе хлопушкой из сахарной бумаги на палке. Но сделал это так неловко, что задел образок, висевший на спинке кровати, и убитая муха упала Николеньке прямо на лицо. Этот неловкий поступок сразу рассердил мальчика. Он начинает размышлять о том, для чего это сделал Карл Иваныч.
Почему именно над его кроваткой он убил муху, а не над кроваткой его брата Володи? Неужели только оттого, что Николенька самый младший, все будут его мучить и безнаказанно обижать? Расстроившись, Николенька решает, что Карл Иваныч только о том и думает всю жизнь, как бы делать ему неприятности, что Карл Иваныч злой, «противный человек» .
Но проходит всего несколько минут, и Карл Иваныч подходит к кроватке Николеньки и начинает, посмеиваясь, щекотать его пятки, ласково приговаривая по-немецки: «Ну, ну, лентяй! » И мальчик уже думает: «Какой он добрый и как нас любит» .
Важно
Ему становится стыдно, что уже одна эта глава, в которой герой вспоминает о своем отношении к учителю Карлу Иванычу, показывает, что детские годы Николеньки Иртеньева не были беспечными. Он постоянно наблюдал, размышлял, учился анализировать. Но главное, в нем с детства было заложено стремление к добру, правде, истине, любви и красоте.
Николенька — обыкновенный десятилетний мальчик. Он раним, быстро отходчив, чересчур впечатлителен, старается проанализировать происходящее.
Вот почему, разбуженный Карлом Ивановичем, ударившим над его головой по мухе, он сперва очень обижается и находит все в учителе дурным и противным, но после первых же ласковых и добрых слов, обращенных к нему, сердце мальчика наполняется глубоким раскаянием.
Очень отзывчивый на доброе отношение Николенька часто от души жалеет одиночество Карла Ивановича: «Бедный, бедный старик! Нас много, мы играем, нам весело, а он один-одинешенек, и никто-то его не приласкает» .
Ему и невдомек, что взрослые часто устают от детского шума и суеты, и то, что самому Николеньке приносят игры и возня с братьями, Карлу Ивановичу дает минута покоя с любимой книгой в руках. У Николеньки Иртеньева хороший учитель, умеющий тактично и справедливо разрешить детские проблемы, поднять настроение и помочь разобраться с «неразрешимыми» противоречиями.
Становление характера Николеньки проходит среди различных, близких ему людей: родителей, братьев и сестер, учителей, дворовых. Отношения с каждым из них влияют на мальчика. Отзывчивый и впечатлительный Николенька внимательно наблюдает не только за событиями, происходящими в мире внешнем, но и за изменениями в своем внутреннем мире. Поэтому Николенька может справиться со многими проблемами, сделать верные выводы. Из Николеньки в будущем может вырасти добрый, наблюдательный, отзывчивый и честный человек.
Автор описывает его некрасивым, взъерошенным мальчиком десяти лет, который постоянно страдает «сознанием своей глупости». Однако очень быстро становится понятно, что на самом деле он весьма умен и отличается тонкой душевной организацией. Любое, даже незначительное событие оставляет глубокий след в сердце Николеньки.
Источник: http://otvet.mail.ru/question/69546156
аео кеек Ученик (174) 2 года назад Диляра Рябикова Знаток (334) 2 года назад
Комментарий удален Ирина Профи (541) 2 года назад Детство Николеньки Иртеньева, мальчика из дворянской семьи, не было спокойным, хотя семья жила так же, как и другие дворянские семьи, в достатке и благополучии.
Мальчик рано испытал горечь утраты самого родного человека – мамы, и в мыслях все время возвращался к ее образу, сверяя свои поступки с тем, что могла о них сказать мать. Он разочаровался в окружающих его людях, в том числе и в самых близких.
К счастью, у него был человек, к которому он мог испытывать чувства, похожие на любовь к матери – его бабушка, которая сыграла в его воспитании и духовном развитии большую роль.Николенька вообще с самых ранних лет относился к другим людям с любовью и уважением.
Совет
Но трагедия мальчика в том, что люди не отвечают ему взаимной любовью. Он сталкивается с тем, что человек может стать объектом насмешек и издевательств просто потому, что он, например, из бедной семьи, а не из такой семьи, как Николенька и большинство его знакомых ребят.
Он вынужден участвовать в травле Иленьки Грапа, испытывая при этом стыд и раскаиваясь в своем неумении противостоять плохому.
Он – человек думающий, анализирующий свое и чужое поведение, отзывчивый и порядочный.
То, что он родился в дворянской семье, дает ему преимущество перед многими другими детьми: ему не приходится думать о еде, жилье, теплой одежде, он не обязан с ранних лет помогать родителям. Поэтому у него больше времени на самовоспитание, развитие интеллекта, чтение и другие полезные занятия, которые ему помогут в дальнейшем стать достойным гражданином своей страны.
Источник: https://otvet.mail.ru/question/176399121
Становление характера Николеньки Иртеньева
/ Сочинения / Толстой Л.Н. / Детство / Становление характера Николеньки Иртеньева
Скачать сочинение |
Тип: Проблемно-тематический анализ произведения |
Николенька Иртеньев — мальчик из дворянской семьи, он живет и воспитывается по установленным правилам, дружит с детьми из таких же семей. Он любит своих родителей и гордится ими. Но детские годы Николеньки были беспокойными. Он испытал немало разочарований в окружающих его людях, в том числе и в самых близких для него.
В детстве Николенька особенно стремился к добру, истине, любви и красоте. И источником всего самого прекрасного в эти годы для него была мать. С какой любовью он вспоминает звуки ее голоса, которые были «так сладки и приветливы», нежные прикосновения ее рук, «грустную, очаровательную улыбку».
Любовь Николеньки к матери и любовь к Богу «как-то странно сливались в одно чувство», и от этого на душе у него становилось «легко, светло и отрадно», и он начинал мечтать о том, «чтобы дал Бог счастья всем, чтобы все были довольны…».
Большую роль в духовном развитии мальчика сыграла простая русская женщина — Наталья Савишна.
«Вся жизнь ее была чистая, бескорыстная любовь и самоотвержение», она привила Николеньке представление о том, что доброта — одно из главных качеств в жизни человека.
Николенька остро чувствует фальшь и обман, казнит себя за то, что и в себе замечает эти качества.
Однажды он написал стихи ко дню рождения бабушки, в которых была строка, говорящая, что он любит бабушку, как родную мать. Мать его к тому времени уже умерла, и Николенька рассуждает так: если эта строка искренняя — значит, он перестал любить свою мать; а если он любит свою мать по-прежнему — значит, он допустил фальшь по отношению к бабушке. Мальчик очень терзается этим.
Большое место в повести занимает описание чувства любви к людям, и эта способность ребенка любить других восхищает Толстого. Но автор в то же время показывает, как мир больших, мир взрослых людей разрушает это чувство.
Николенька был привязан к мальчику Сереже Ивину, но не решался сказать ему о своей привязанности, не смел взять его за руку, сказать, как рад его видеть, «не смел даже называть его Сережа, а непременно Сергей», потому что «каждое выражение чувствительности доказывало ребячество и то, что тот, кто позволял себе его, был еще мальчишка».
Повзрослев, герой не раз сожалел о том, что в детстве, «не пройдя еще через те горькие испытания, которые доводят взрослых до осторожности и холодности в отношениях», он лишал себя «чистых наслаждений нежной детской привязанности по одному только странному желанию подражать большим».
Отношение Николеньки к Иленьке Грапу раскрывает еще одну черту в его характере, тоже отражающую дурное влияние на него мира «больших». Иленька Грап был из небогатой семьи, он стал предметом насмешек и издевательств со стороны мальчиков круга Николеньки Иртеньева, и Николенька тоже участвовал в этом. Но тут же, как всегда, испытывал чувство стыда и раскаяния.
Обратите внимание
Николенька Иртеньев часто глубоко раскаивается в своих плохих поступках и остро переживает свои неудачи. Это характеризует его как думающего, способного анализировать свое поведение и начинающего взрослеть человека.
Это маленький десятилетний мальчик с добрым, чутким сердцем, живой и впечатлительной душой.
Становление характера Николеньки проходит среди различных, близких ему людей: родителей, братьев и сестер, учителей, дворовых. Отношения с каждым из них оставляют в сердце мальчика неповторимый след, оказывающий влияние на душевное состояние, мысли и чувства Николеньки. Отзывчивый и впечатлительный ребенок внимательно наблюдает не только за событиями, происходящими в мире внешнем, но и за изменениями в своем внутреннем мире. Эта внимательность ко всем движениям собственной души помогает Николеньке справляться со многими проблемами, делать верные выводы. Мне кажется, что в будущем из Николеньки вырастет добрый, наблюдательный, отзывчивый и честный человек.
Добавил: Locker741Green
93290 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
Смотрите также по произведению “Детство”:
- Краткое содержание
Источник: http://www.litra.ru/composition/get/coid/00549371319582067568/
Школьные сочинения
Р�стория героя РЅР° страницах «Детства» открывается тем, что Николенька просыпается Рё сразу же любознательно начинает выяснять, почему это произошло Рё как ему самому отнестись Рє обстоятельствам своего пробуждения. Толстой вглядывается, как пойдет РІ маленьком Николеньке его душевная жизнь. Вглядывается, потому что сложившиеся условия Рё установки уже перестают обладать над человеком прежней властью, РЅРµ РјРѕРіСѓС‚ больше отодвинуть значение его собственных душевных движений. Николенька Р�ртеньев – мальчик РёР· РґРІРѕСЂСЏРЅСЃРєРѕР№ семьи, его воспитывают РїРѕ установленным правилам, РѕРЅ дружит СЃ детьми РёР· таких же семей, любит СЃРІРѕРёС… родителей Рё гордится РёРјРё. РќРѕ детские РіРѕРґС‹ Николеньки были беспокойными. РћРЅ испытал немало разочарований Рё РІ окружающих его близких людях, Рё РІ самом себе. Создавая образ Николеньки, Толстой опирался РЅР° факты собственной жизни.
Перед читателем предстают неповторимые детские впечатления тех самых минут, когда Николенька, которому только исполнилось десять лет, проснулся утром в своей кроватке.
Время действия РІ самом начале повести указано так, что совершенно очевидно: это было очень давно – число, месяц, РіРѕРґ отмечены издалека.
«Матушка сидела РІ гостиной Рё разливала чай… РќРѕ хотя РѕРЅР° смотрела пристально, РѕРЅР° РЅРµ замечала… что РјС‹ вошли В», – РІРѕС‚ живое восприятие мальчика РїСЂРё РІС…РѕРґРµ РІ гостиную.
В детстве Николенька стремился к добру, истине, любви и красоте. � источником всего самого прекрасного в эти годы для него была мать.
С любовью он вспоминает звуки ее голоса, которые были «так сладки и приветливы», нежные прикосновения ее рук, «грустную, очаровательную улыбку».
В повести все то, что замечено, воспринимается самим Николенькой, и это потом сохраняется в его памяти.
Решающее значение имеет РЅРµ среда, Р° душа самого человека, его душевная работа – обыкновенного, ничем РЅРµ выделяющегося человека. Повесть разворачивается, переходя РѕС‚ РѕРґРЅРѕРіРѕ очень конкретного Рё очень частного впечатления мальчика Рє РґСЂСѓРіРѕРјСѓ такому же впечатлению. Николенька остро чувствует фальшь Рё обман.
Повзрослев, герой РЅРµ раз сожалел Рѕ том, что РІ детстве, РІРЅРµ РїСЂРѕР№РґСЏ еще через те РіРѕСЂСЊРєРёРµ испытания, которые РґРѕРІРѕРґСЏС‚ взрослых РґРѕ осторожности Рё холодности РІ отношениях», РѕРЅ лишал себя «чистых наслажден нежной детской привязанности РїРѕ РѕРґРЅРѕРјСѓ только странному желанию подражать большим. Николенька Р�ртеньев часто глубоко раскаивается РІ СЃРІРѕРёС… поступках Рё остро переживает неудачи – это думающий, способный анализировать СЃРІРѕРё поступки Рё начинающий взрослеть человек. РљРѕРіРґР° Николенька переступает РїРѕСЂРѕРі детства, РѕРґРЅРѕР№ бессознательной привязанности РєРѕ всем, СЃ кем РѕРЅ РґРѕ СЃРёС… РїРѕСЂ общался, становится недостаточно. Сначала РїСЂРё этом Николенька впадает РІ отчаяние, РІСЃРµ кажутся ему чужими Рё враждебными, РЅРµ способными Рё РЅРµ желающими его понять. Р� весь период отрочества кажется взрослому Р�ртеньеву сплошной «бесплодной пустыней».
В повести Л. Н.
Толстого «Детство» читатель наблюдает Р·Р° взрослением гаальчика, вместе СЃ РЅРёРј анализирует поступки (СЃРІРѕРё Рё окружающих), учится побеждать неправду Рё РЅРµ бояться принимать настоящую жизнь такой, какая РѕРЅР° есть. В« Никто СЃ такой наглядностью Рё проникновенностью РЅРµ изобразил сложного процесса формирования РґСѓС…РѕРІРЅРѕРіРѕ РјРёСЂР° Сѓ ребенка, как это сделал Толстой, – отмечал Р‘. Бурсов РІ статье, посвященной автобиографической трилогии Р›. Рќ. Толстого, – РІ этом бессмертие Рё художественное величие его повести».
Хорошее сочинение? РўРѕРіРґР° РІ закладки – » Образ Николеньки РІ повести Толстого «Детство» . Рто нужно, ведь РЅРµ потеряешь!
Новые сочинения:
Источник: http://soch-russ.narod.ru/index-2334.htm