Содержание
- Основные персонажи
- Краткий пересказ
- Краткое содержание по главам
- Основная идея повести
В 1883 году Дмитрий Васильевич Григорович написал повесть о мальчике-сироте, оказавшемся в цирке. Краткое содержание книги «Гуттаперчевый мальчик» поможет составить план для сочинения и ознакомиться с характерами героев. На его чтение уйдет около шести минут.
Основные персонажи
- Петя – худой, болезненный мальчик 8 лет со светлыми волосами. Он обладает поразительной гибкостью, за что получил прозвище гуттаперчевый (от слова «гуттаперча» — тягучая смола).
- Верочка – ровесница Пети, старшая дочь графа Листомирова. Нежная и тонкая, с серо-голубыми глазами, густыми волосами пепельного цвета. По характеру кроткая и послушная. Любит читать и сочинять сказки.
- Акробат Карл Богданович Беккер – в его подчинении находится Петя. Физически сильный, грубый человек, считающий себя красавцем. На вид ему около сорока.
- Клоун Эдвардс – уже немолодой человек с лысиной. Один из немногих, кто добр к Пете и пытается о нем заботиться.
В пересказе повести «Гуттаперчевый мальчик» также стоит упомянуть героев второго плана:
- Анна – мать Пети;
- Варвара – прачка, пристроившая мальчика в цирк;
- граф и графиня Листомировы;
- Соня – 35 лет, сестра графини, брюнетка, немного полная, с добрыми глазами;
- Зина и Паф (Павел) – младшие дети Листомировых;
- сотрудники цирка: режиссер, фрау Браун, маленькая наездница и другие.
Краткий пересказ
У Пети умерла мать, и он остался сиротой. Знакомая прачка Варвара привела его к циркачам и отдала на воспитание к грубому и жестокому акробату Беккеру. Мальчик вынужден выступать даже больным и обессиленным.
В это же время в Петербурге живут, ни в чем не нуждаясь, дети графа Листомирова. Они отправляются на представление, где будет выступать Петя. Выполняя номер, мальчик срывается вниз и разбивается. Верочка очень впечатлена этим, она бредит и плачет, но вскоре засыпает, окруженная заботой близких. Гуттаперчевый мальчик умирает в коридоре цирка. Рядом с ним никого нет.
После ознакомления с кратким пересказом повести о гуттаперчевом мальчике желательно прочитать ее полностью. Это поможет лучше проникнуться историей и обогатить словарный запас.
Краткое содержание по главам
Описание глав может быть полезно для ведения читательского дневника. Оно также поможет подготовиться к сочинению.
Глава I
События развиваются в Петербурге в цирковых балаганах во время праздника Масленицы (конец февраля).
Григорович подробно описывает атмосферу цирка после утреннего представления. Среди циркачей появляется фигура клоуна Эдвардса. Он настоящий любимец публики, но у него начинается тоскливый период и сопутствующий ему запой.
Эдвардс озабочен здоровьем гуттаперчевого мальчика, которому предстоит выступать еще два дня. Он заходит в уборную, где сидит Беккер, и просит отпустить уставшего ребенка прогуляться. Но Беккер грубо отказывает.
Глава II
Краткое содержание рассказа о жизни юного акробата показывает, насколько он был несчастен.
Гуттаперчевого мальчика на самом деле зовут Петей, и он потерял мать на пятом году. Она была чухонкой (прибалтийско-финская народность), звали ее Анна. Работала кухаркой и часто меняла место из-за неаккуратности и влюбчивости. Отец Пети вначале работал швейцаром, потом его забрали на военную службу, где он погиб в одном из походов.
Жили они бедно, часто голодали, мать долго не могла найти работу. Наконец, благодаря содействию ее соотечественницы Варвары, Анна устроилась прачкой и во второй раз вышла замуж, за портного. Отчим пил, дрался, невзлюбил Петю и грозил утопить. Вскоре отчим пропал, а мать заболела и умерла.
Глава III
Петя жил то у соседской старушки, то у Варвары. Она и решила пристроить его к знакомым циркачам.
В книге описано отчаянье ребенка, которого забрал к себе на воспитание грубый и жестокий акробат Беккер. Вначале Петя всего боялся, прятался, но постепенно привык к шумной цирковой братии. Он оказался легким и гибким в суставах, но мышцы его были слабыми. Его стали называть «гуттаперчевым мальчиком».
Беккер заставлял тренироваться, превозмогая боль. Иногда Петя не выдерживал и кричал. За него вступался клоун Эдвардс. Благодаря его советам, у Пети получалось выполнять сложные упражнения, Беккера же он по-прежнему очень боялся.
Акробат совершенно не следил за состоянием ребенка:
«…белье на теле мальчика носилось иногда без перемены по две недели, шея его и уши были не вымыты, а сапожишки просили каши…»
Глава IV
Четвертая глава начинается с описания детских комнат в доме у графа Листомирова. Там множество игрушек и книг.
«Пестрые английские раскрашенные тетрадки и книжки, кроватки с куклами, картинки, комоды, маленькие кухни, фарфоровые сервизы…»
Описывается роскошная уборная, в которой утром и вечером гувернантка мисс Бликс моет детей. Эта обстановка – яркий контраст по сравнению с условиями жизни гуттаперчевого мальчика.
Тетя Соня объявляет, что, поскольку дети вели себя хорошо, в пятницу они едут в цирк. Все в восторге, даже пухленький и флегматичный Паф.
Идет описание детей: старшая Верочка 8 лет, болезненная Зина младше на 2 года, и Павел – мальчик 5 лет, но все называют его Пафом, он любимец родителей.
Глава V
В столовой завтракают граф и графиня. К ним присоединяется тетя Соня. Графиня сомневается, стоит ли отправлять детей в цирк, ведь они еще маленькие и такие впечатлительные. Но меланхоличный и требовательный к порядку граф не возражает.
В столовую заходят дети. Им сообщают, что родители разрешили поехать на представление. Верочка хватает афишку и читает названия номеров. Среди прочих заявлено выступление гуттаперчевого мальчика.
Глава VI
Перед началом представления у касс цирка суета, гремит оркестр. Дети пестрой толпой в красивых нарядах стоят у барьера и рассматривают арену.
Представление начинается с выхода клоунов. Затем на лошади выступает пятнадцатилетняя девушка Амалия, за ней жонглер. Гуттаперчевый мальчик выходит вместе с Беккером, облаченный в трико телесного цвета и обсыпанный блестками.
Беккер удерживает у пояса длинный шест, а мальчик влезает по нему на самый верх. Он посылает воздушный поцелуй в зал и начинает показывать упражнения.
Внезапно что-то блеснуло в вышине, и раздался гулкий звук. Это мальчик сорвался вниз. Оркестр замолк, в зале стали звать доктора. Служители цирка спешно выбежали на арену, подхватили тело и вынесли.
После этого вновь заиграл оркестр, но люди уже начали тесниться к выходу. Больше всех оказалась под впечатлением от увиденного Верочка. Она рыдала и постоянно повторяла: «Ай, мальчик! Мальчик!!».
Граф был очень недоволен и возмущен. Для Верочки даже хотели вызвать доктора, но, в конце концов, все успокоились и уснули.
Глава VII
В коридоре цирка на тюфяке лежит перебинтованный гуттаперчевый мальчик со сломанными ребрами. Возле него никого нет. Лишь иногда подходит клоун Эдвардс, которого уже охватила тоска, и он погружается в запой.
Утром имя мальчика убрали из афиши. Его несчастная жизнь закончилась.
В это же время дочери и сын графа окружены постоянной заботой и вниманием, им ни в чем не отказывают, покупают игрушки, учат грамоте.
Основная идея повести
Книга учит сопереживать горю другого человека. Она показывает социальное неравенство и бесправность низших слоев общества, абсолютную правовую незащищенность детей в 19 веке.
За кулисами цирка толпятся артисты, народ весёлый и беспечный. Среди них выделяется уже не слишком молодой лысый человек, чьё лицо густо раскрашено белым и красным. Это клоун Эдвардс, вступивший в «период тоски», за которым последует период тяжкого запоя. Эдвардс — главное украшение цирка, его приманка, но поведение клоуна ненадёжно, в любой день он может сорваться и запить.
Режиссёр просит Эдвардса продержаться хотя бы ещё два дня, до конца масленицы, а там уже и цирк закроется на время поста.
Клоун отделывается ничего не значащими словами и заглядывает в уборную акробата Беккера, грубого мускулистого великана.
Интересует Эдвардса не Беккер, а его питомец, «гуттаперчевый мальчик», подручный акробата. Клоун просит разрешения погулять с ним, доказывая Беккеру, что после отдыха и развлечения маленький артист станет лучше работать. Всегда чем-то раздражённый Беккер и слышать об этом не хочет. И без того тихому и безгласному мальчику он грозит хлыстом.
История «гуттаперчевого мальчика» была проста и печальна. Он лишился матери, взбалмошной и излишне любвеобильной кухарки, на пятом году жизни. И при матери порой приходилось ему и голодать и мёрзнуть, но он все же не чувствовал себя одиноким.
Продолжение текста после рекламы
После смерти матери её землячка, прачка Варвара, устроила судьбу сироты, определив его в ученье к Беккеру. При первой встрече с Петей Карл Богданович грубо и больно ощупал раздетого догола мальчика, замершего от боли и ужаса. Как он ни плакал, как ни цеплялся за подол прачки, Варвара отдала его в полное владение акробату.
Первые впечатления от цирка с его пестротой и шумом у Пети были так сильны, что всю ночь он вскрикивал и несколько раз просыпался.
Учение акробатическим трюкам давалось нелегко тщедушному мальчику. Он падал, расшибался, и ни разу суровый великан не ободрил Петю, не приласкал его, а ведь ребёнку шёл всего лишь восьмой год. Один только Эдвардc показывал ему, как выполнить то или иное упражнение, и Петя тянулся к нему всей душой.
Однажды клоун подарил Пете щенка, однако счастье мальчика было недолгим. Беккер хватил собачонку о стену, и она тут же испустила дух. Заодно и Петя заработал пощёчину. Одним словом, Петя был «не столько гуттаперчевым, сколько несчастным мальчиком».
А в детских комнатах графа Листомирова царит совсем другая атмосфера. Здесь все приспособлено для удобства и веселья детей, за здоровьем и настроением которых тщательно следит гувернантка.
В один из последних дней масленицы графские дети были особенно оживлены. Ещё бы! Тётя Соня, сестра их матери, обещала повести их в пятницу в цирк.
Восьмилетняя Верочка, шестилетняя Зина и пятилетний пухлый бутуз по прозвищу Паф изо всех сил стараются примерным поведением заслужить обещанное развлечение, но не могут думать о чем-либо, кроме цирка. Грамотейка Верочка читает сестре и брату цирковую афишу, в которой их особенно заинтриговывает гуттаперчевый мальчик. Время для детей тянется очень медленно.
Благодаря рекламе Брифли бесплатен
Наконец наступает долгожданная пятница. И вот уже все волнения и страхи позади. Дети усаживаются на свои места задолго до начала представления. Им все интересно. С неподдельным восторгом смотрят дети на наездницу, жонглёра и клоунов, предвкушая встречу с гуттаперчевым мальчиком.
Второе отделение программы начинается с выхода Беккера и Пети. Акробат прикрепляет к поясу тяжёлый золочёный шест с небольшой перекладиной наверху. Конец шеста устремляется под самый купол. Шест колеблется, публика видит, с каким трудом великан Беккер удерживает его.
Петя карабкается вверх по шесту, вот он уже почти не виден. Публика аплодирует и начинает кричать, что следует прекратить опасный номер. Но мальчик должен ещё зацепиться ногами за перекладину и повиснуть вниз головой.
Он выполняет и эту часть трюка, как вдруг «что-то сверкнуло и завертелось в ту же секунду послышался глухой звук чего-то упавшего на арену».
Служители и артисты подхватывают маленькое тельце и быстро уносят. Оркестр играет весёлый мотив, выбегают, кувыркаясь, клоуны…
Расстроенная публика начинает тесниться к выходам. Верочка истерически кричит и рыдает: «Ай, мальчик! мальчик!»
Дома детей с трудом удаётся успокоить и уложить в постель. Ночью тётя Соня заглядывает к Верочке и видит, что сон её неспокоен, а на щеке засохла слезинка.
А в тёмном безлюдном цирке на тюфяке лежит обвязанный тряпками ребёнок с переломанными рёбрами и разбитой грудью.
Время от времени из мрака появляется Эдвардc и наклоняется над маленьким акробатом. Чувствуется, что клоун уже вступил в полосу запоя, недаром на столе виднеется почти опорожнённый графин.
Все вокруг погружается во мрак и тишину. На следующее утро в афише не указывался номер «гуттаперчевого мальчика» — его уже не было на свете.
«Гуттаперчевый мальчик» читательский дневник
4.4
Средняя оценка: 4.4
Всего получено оценок: 219.
Обновлено 6 Августа, 2021
4.4
Средняя оценка: 4.4
Всего получено оценок: 219.
Обновлено 6 Августа, 2021
«Гуттаперчевый мальчик» – очень грустная, трогательная история жизни маленького мальчика-сироты, который был вынужден зарабатывать на кусок хлеба, совершая опасные трюки под куполом цирка.
Краткое содержание «Гуттаперчевый мальчик» для читательского дневника
ФИО автора: Григорович Дмитрий Васильевич
Название: Гуттаперчевый мальчик
Число страниц: 48. Григорович Д. В. «Гуттаперчевый мальчик». Издательство «Дрофа». 2012 год
Жанр: Повесть
Год написания: 1883 год
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Главные герои
Петя – восьмилетний мальчик-сирота, цирковой артист, акробат, чья жизнь полна невзгод и опасностей.
Карл Беккер – известный акробат, жесткий и требовательный наставник Пети, бездушный человек.
Эдвард – старый клоун, беспробудный пьяница, единственный близкий человек Пети.
Верочка Листомирова – старшая дочь графа, добрая, жалостливая девочка.
Обратите внимание, ещё у нас есть:
Сюжет
Пете было всего пять лет, когда его мать умерла и он остался один на белом свете. В городе гастролировал цирк, и худенького гибкого мальчика согласился взять себе в качестве помощника известный акробат Карл Беккер. Мальчику нравилось жить среди артистов, но он очень боялся Беккера – при виде его фигуры он тотчас забивался в угол и долго трясся от страха.
Пете тяжело давалось обучение. Поначалу тело совсем не хотело его слушаться, мышцы постоянно болели от напряжения, и всё тело было в синяках от падений. Однако Беккер не обращал на это никакого внимания: ему был важен лишь результат, и только старый клоун Эдвард жалел одинокого мальчика.
Однажды Эдвард решил порадовать сиротку и подарил ему крошечного щенка. Петя был очень рад тёплому комочку, но всё испортил жестокий Беккер, убивший щенка и ударивший своего воспитанника.
Совсем иначе протекала жизнь детей графа Листомирова. В богатом доме были созданы все условия для радостного, счастливого детства. Самой старшей была Верочка – нежная, чутка девочка с большим любящим сердцем. Узнав о предстоящем цирковом выступлении, она загорелась туда пойти, ведь главным номером были акробатические трюки гуттаперчевого мальчика – Пети.
Наконец, наступил долгожданный день, и дети, заняв свои места в цирке, приготовились следить за артистами. Когда на сцену вышел Беккер и установил длинный шест, по которому стал карабкаться Петя, зрителям было видно, что шест держится неустойчиво. Кто-то даже потребовал прекратить опасный для жизни номер. В этот миг Петя упал на землю с большой высоты и разбился насмерть.
После увиденной трагедии Верочка ещё долго не могла успокоиться: ей было до слёз жалко разбившегося гуттаперчевого мальчика. А жизнь между тем продолжалась, и на следующий день шли те же самые представления, но уже без номера с гуттаперчевым мальчиком.
План пересказа
- Петя остаётся сиротой и его берёт на воспитание акробат Беккер.
- Тяжёлые будни Пети.
- Эдвард – единственный друг.
- Случай с щенком.
- В ожидании похода в цирк.
- Верочка тяжело переживает гибель мальчика.
- Жизнь продолжается.
Главная мысль
Каждый ребёнок заслуживает счастливое, беспечное детство.
Чему учит
Повесть учит быть добрыми, милосердными, не оставлять в беде слабых и беззащитных. Учит не быть равнодушным к чужому горю.
Отзыв
Жизнь маленького Пети с самого начала была полна трудностей и лишений. У него не было никакой отдушины, никаких маленьких, скромных радостей. Жизнь никому не нужного мальчика угасла, и пожалел его лишь старый клоун да маленькая девочка.
Пословицы
- Без матери и солнце не греет.
- У ребёнка заболит пальчик, у матери сердце.
- Трудно тому, когда беда придёт к кому.
- Кто сильнее, тот и правее.
Что понравилось
Понравилось, что у Верочки Листомировой, несмотря на её роскошную жизнь, оказалось такое доброе, отзывчивое сердечко. Ей было искренне жаль несчастного мальчика, но она ничем не могла помочь ему.
Тест по повести
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Yaroslov Solovev
9/10
-
Наталья Фокина
10/10
-
Виктория Биченова
6/10
-
Наталья Ярошенко
10/10
-
Светлана Тишук
10/10
-
Ксения Ветчинникова
10/10
-
Сергей Будур
10/10
-
Олеся Евстифеева
9/10
-
Лилия Кудрявцева
9/10
-
Марина Балакшина
9/10
Рейтинг читательского дневника
4.4
Средняя оценка: 4.4
Всего получено оценок: 219.
А какую оценку поставите вы?
«…Когда я родился — я заплакал; впоследствии каждый прожитой день объяснял мне, почему я заплакал, когда родился…» Такой эпиграф выбрал Дмитрий Васильевич Григорович к рассказу «Гуттаперчевый мальчик», читательский дневник можно начать заполнять именно с этой фразы. Она точно передаёт весь смысл произведения. Бедный мальчик был настолько несчастен, что над судьбой сироты плакали и современники автора, и сегодняшние школьники.
Оглавление:
- Характеристика персонажей
- Аннотация повести
- Примеры сочинений
- Отзывы читателей
Характеристика персонажей
Главного героя окружают люди, которых тоже не назовёшь счастливыми. И всё это трагичное существование столь несхожих по своим душевным качествам персонажей передано на контрасте с безоблачной жизнью членов графской семьи.
На фоне роскоши и богатства труппа цирка выглядит ещё более обездоленной и обделённой. Характеристика главных героев поможет провести сравнительный анализ:
- Петя, восьмилетний мальчик, сирота, отдан в цирк на обучение воздушной гимнастике. За гибкость артиста прозвали гуттаперчевым. Гуттаперчевость — это свойство резины, другими словами, эластичность. К сожалению, это не природная особенность Пети, а способность организма, выработанная побоями и утомительными тренировками.
- Акробат Карл Богданович Беккер. Требовательный наставник Пети, жестокий и бездушный человек. Он обращается с мальчиком как с вещью, нещадно терзает его, изнуряет долгими занятиями, стараясь воспитать уникального артиста. За малейшие провинности властный немец строго наказывает подопечного.
- Эдвардс. Старый клоун, любимец публики, весёлый и беззаботный на сцене, угрюмый и необщительный за кулисами. Единственный близкий человек Пети. Он с добротой и нежностью относится к мальчику, старается скрасить серые будни ребёнка.
- Директор цирка. Эгоистичный распорядитель, его волнует только один вопрос: состоится представление или нет. За судьбу труппы он не переживает, рискует артистами в погоне за хорошей выручкой.
- Граф Листомиров. Задумчивый мужчина средних лет худощавого телосложения, немного нервный и неуверенный в себе, легко раздражающийся и часто всем недовольный.
- Графиня Листомирова. Страдает от невнимательности мужа. По любому вопросу старается узнать мнение графа, «чтобы потом не вышло привычного».
- Верочка. Старшая дочь графа Листомирова. Нежная и чувственная девочка с добрым и жалостливым сердцем. Вера настолько впечатлительна, что ей даже не разрешают читать книги.
- Паф. Апатичный, слегка полноватый мальчик пяти лет. Единственный сын Листомировых.
- Зизи. Шестилетняя сестра Веры и Павлика, болезненная и капризная.
- София. Молодая стройная брюнетка, родная сестра графини Листомировой, тётя Веры, Зины и Павла. У девушки нет собственных детей, поэтому она посвятила свою жизнь воспитанию племянников. Она всем сердцем любит их и ласково называет «мои деточки».
Аннотация повести
Дмитрий Васильевич Григорович своим произведением старался обратить внимание общества на беззащитность и ранимость детей. И совсем необязательно, чтобы ребёнок был из неблагополучной семьи. Даже любящие и заботливые родители порой по неосторожности могут обидеть своё дитя, резким словом, хмурым взглядом, укором или насмешкой. «Гуттаперчевый мальчик» в кратком содержании для читательского дневника ярко показывает картину социального неравенства.
Грустная повесть о маленьком акробате понравится юным читателям. Конечно, печально переживать о неблагосклонной судьбе несчастного мальчика. Но рассказ очень поучительный. Как могут быть черствы и безжалостны одни, унижены и оскорблены другие; как легко властвовать над беззащитными; как просто закрыть глаза на бессилие и справедливость.
Автор хотел показать, что подобного неравенства просто не должно быть, и донести до людей главную мысль: всем необходимо жить в мире и согласии, в ладах с окружающими и собственной совестью.
Глава первая
Пятый день Масленицы. Весёлый и шумный народ толпится на рыночной площади. Нет настроения только у распорядителя цирка. Он боится, что метель сорвёт вечернее представление. Если пробраться под купол цирка и заглянуть за ширму, можно услышать, как директор ругает артистов: оступившуюся молодую наездницу и старого клоуна, который умел рассмешить любого зрителя, но с коллегами был необщителен.
А чуть дальше в каморке акробата Беккера на деревянном стуле сидит худой бледный мальчик, воздушный гимнаст Петя. Учитель груб и невежествен, ругает ученика за плохое выступление. Клоун Эдвардс пытается заступиться за ребёнка, но Беккер неумолим, взяв в руки хлыст, он ведёт подопечного на тренировку.
Вторая и третья части
Во второй и третьей главах рассказывается о несчастной судьбе мальчика. Пете всего 8 лет, но за эти годы он многое пережил. Его мама умерла, когда мальчишке было всего 5. Отца он никогда не видел. Некоторое время сирота жил с подругой матери, прачкой Варварой, но та, не имея возможности содержать Петю, отдала его в цирк на воспитание акробату. Жизнь в цирке была сложной: Беккер, так звали учителя мальчика, был строг, груб и безжалостен.
Хотя и до смерти мамы ребёнок не знал хорошего с собой обращения. Они скитались по углам, ходили в отрепье и часто голодали. В день прощания с Варварой Петя очень плакал, цеплялся за руки доброй женщины, но волею судьбы он остался во власти грозного Карда Богдановича. Мальчика трясло от страха и ужаса. И не зря. Беккер грубо обращался с ребёнком, избивал и наказывал его. А однажды он убил щенка, которого Пете подарил Эдвардс. Он переживал за судьбу мальчика и всячески старался облегчить существование несчастного малыша.
Продолжение истории
В четвёртой главе сюжет переносится в усадьбу графа Листомирова. Здесь светло, тепло и уютно. У детей графа — Верочки, Зиночки и Павла, много книг и игрушек. Сегодня игровая комната наполнена смехом. У детей радостное событие: в пятницу они поедут в цирк со своей тётей Соней. Отец, конечно же, не в восторге от этой идеи, но граф Листомиров практически всегда находится в подобном расположении духа, поэтому поездка на представление всё-таки состоится.
Накануне дети весь день вели себя хорошо и были послушны. В пятницу после завтрака Верочке разрешили прочитать афишку: «Парфорсное упражнение на неоседланной лошади, эквилибристические упражнения на воздушной трапеции, гуттаперчевый мальчик. Воздушные упражнения на конце шеста вышиною в 6 аршин» Как много непонятных странных слов. Но больше всего Веру взволновали вопросы о мальчике. Что это значит? А он настоящий? Что он будет делать на этом шесте? Тётя Соня ответила, что представление само за себя всё расскажет.
Поездка в цирк
Дети с няней и тётей Соней приехали в цирк, нарядные и счастливые. Зизи и Паф ждали начала представления.
Верочка ждала один-единственный номер — выступление гуттаперчевого мальчика.
Сначала на арену вышел клоун с большими бабочками на груди и спине, после на белой лошади выехала молодая девица, которая чуть не убилась утром, наездницу сменил жонглёр, а его другой клоун и новые лошади, и так вплоть до антракта. После перерыва из-за портьеры наконец-то показалась рослая фигура акробата Беккера, державшего за руку худенького белокурого мальчика в голубом обтягивающем костюме, расшитом блёстками. Выступление началось.
Беккер закрепил один конец шеста у пояса на животе, а другой конец, расположенный перпендикулярно, начал приводить в равновесие. Мальчик взобрался акробату на плечи, схватил тоненькими ручками шест и начал по нему взбираться. Наверху Петя схватился за перекладину, зацепился за неё ногами и свесился вниз головой. Кто-то кричал «браво», а кто-то просил остановиться. Шест раскачивался из стороны в сторону, видно было, каких усилий стоит Беккеру приводить его в равновесие.
Мальчик продолжал скользить на спине и тихо-тихо спускался вниз головою… Внезапно что-то сверкнуло и завертелось, сверкая в воздухе; в ту же секунду послышался глухой звук чего-то упавшего на арену. В зале началось волнение. Несколько человек подхватили мальчика и понесли к портьере, прикрывающей в ход в конюшню. Несмотря на суету и панику, в толпе можно было разглядеть рыдающую девочку и кричащую: «Ай, мальчик! Мальчик!» Это была Верочка.
Гибель мальчика
Последняя глава самая короткая, но самая трагичная. В полутьме на грязном тюфяке лежит брошенный всеми мальчик с переломанными рёбрами и разбитой грудью. Он обвязан и забинтован, в полуприкрытых глазах чуть теплится потухающий взгляд.
Иногда из мрака появляется фигура Эдвардса. Он тревожится, наклоняется к лицу мальчика, вглядывается, прислушивается. На следующее утро афишка цирка не возвещала упражнений «гуттаперчевого мальчика». Имя его и потом не упоминалось; да и нельзя было: его уже не было на свете.
Печально, но эта не повесть не просто о мальчике Пете, а о всех детях, родившихся в середине девятнадцатого века в бедных семьях. В те времена, когда происходили события, описанные в произведении, жизнь ребёнка-сироты ничего не стоила, за него не мог никто вступиться и спасти от гибели. Даже при живых родителях детей отдавали на заводы и в мастерские, заставляли трудиться наравне со взрослыми. Это современный ребёнок имеет право на достойное и счастливое детство, а с мальчиками и девочками тех лет взрослые обращались пренебрежительно.
Несчастный ребёнок погиб, брошенный и ненужный никому, кроме старого клоуна. Никто не захотел оказать помощь, никто не проводил в последний путь, никто не скрасил жалкого существования малолетнего артиста.
И только печальный Эдвард с замиранием сердца считал последние минуты жизни полюбившегося ему мальчика Пети.
Примеры сочинений
Сначала я хотел прочитать «Гуттаперчевый мальчик» в кратком содержании, но потом передумал. И не зря. Мне понравилась эта грустная, но очень интересная повесть. Очень жалко бедного Петю. Если бы я оказался в том времени, хотел бы быть другом этого акробата, чтобы поддерживать его и веселить.
Только не могу понять, почему этот Беккер такой злой и жестокий? Может быть, он тоже ещё в детстве попал к строгому учителю и сам стал таким же? Тогда и его тоже жалко. Ведь это, наверное, сложно, перенести множество невзгод и обид, а всё-таки остаться милостивым и справедливым человеком. Я рад, что Петя сумел сохранить своё сердце добрым и любящим. Жаль, конечно, что судьба отвела ему всего 8 лет.
Сначала я прочитала рассказ Валерия Медведева «Фосфорический мальчик». Было весело и забавно. И тогда я решила прочитать ещё одну повесть из списка заданных на каникулы. Я рассматривала картинки с сюжетами цирковой жизни и думала, что рассказ будет юмористическим. Но мне было совсем не до смеха. Как же я плакала. Какие бедные и несчастные люди! Мне так их всех жалко, и так хочется всем помочь.
Мама успокаивала меня, говорила, что всё это выдумки. А я-то знаю, что всё могло быть так на самом деле. Я читала, как жили раньше, какие были бедные семьи и несчастные дети. Я очень рада, что живу сейчас. У меня есть собственная комната, игрушки, сладости. А самое главное — есть любящие и заботливые родители.
Я читала книгу и плакала над каждой главой. Как мне хочется пожалеть этого несчастного маленького акробата. Никто не переживал за него, кроме Верочки и Эдвардса. Взрослые люди бросили умирать маленького мальчика на пыльном тюфяке. Ну как же так? Неужели у них совсем нет сострадания? Как же тяжело было читать про потухающий взгляд, про переломанные рёбра, про разбитую грудь. А как больно было многострадальному Пете. Как жалко, что его жизнь закончилась вот так печально: я бы хотела, чтобы мальчик вырос, ушёл из цирка, завёл семью и жил долго и счастливо. Если бы я писала этот рассказ, обязательно добавила бы капельку справедливости.
Кому-то покажется, что рассказ слишком грустный, полон жестокости и несправедливости, и его не нужно проходить в школе. Но дети учатся состраданию на таких произведениях. Даже краткий пересказ «Гуттаперчевого мальчика» Григоровского не оставит равнодушным ни одного читателя.
Отзывы читателей
Да, в этой книге нет хорошего конца. В ней описана судьба мальчика-сироты Пети, отданного в учение к акробату. А само содержание уместится в двух словах: это история, как в цирке упал с высоты воздушный гимнаст. Вот только ему было всего 8 лет. А если ещё задуматься и о предшествующих событиях, происходивших с Петей до попадания в цирк, становится печально. А то, что вся история идёт на контрасте с графской семьёй, чётче подчёркивает неравенство и неравноправие.
Маленький мальчик Петя, оставшись сиротой, по воле случая попал в цирк, к акробату Беккеру — человеку весьма жестокому и чёрствому. В цирке он встречает любовь и сочувствие со стороны доброго клоуна Эдвардса, но тот не может защитить мальчика от Беккера, так как принадлежит ему. На одном из выступлений мальчик падает с шеста. Единственное, что смогли для него сделать артисты цирка, это отнести в каморку на старый грязный тюфяк. На афишах цирка больше нет номера гуттаперчевого мальчика. Он покинул этот мир навсегда.
Николай, 32 года
Автор рассказа описывает непростую жизнь маленького мальчика, который был сиротой. Рассказывает о его нелёгкой судьбе и доле. В 5 лет он остался без мамы, и мальчика отдали на попечение к огромному акробату, который часто избивал подопечного. Завершилась повесть очень трагично: мальчик погиб на сцене, упав с высоты. Рассказ учит тому, что к детям нужно относиться с любовью и вниманием.
Никита, 9 лет
Автор: Григорович Дмитрий.
Название: «Гуттаперчевый мальчик».
Жанр: повесть.
Тема произведения: детство.
Число страниц: 56.
Главные герои и их характеристика
- Петя. Мальчик восьми лет. Худенький, ловкий,
гибкий. Гимнаст. - Эдвардс, клоун. Пьяница. Добрый и отзывчивый.
- Беккер, акробат. Жестокий, равнодушный, чёрствый.
- Вера Листомирова. Девочка восьми лет. Добрая,
открытая, милосердная.
О чём произведение (1-2 предложения – кратчайшее
содержание)
Сироту Петю берёт на воспитание акробат Беккер и делает из него гимнаста. Беккера интересуют только деньги, и он заставляет мальчика исполнять смертельно опасные трюки.
Как заполнить читательский дневник Образец оформления для 1,2,3,4 класса смотрите здесь
Сюжет – краткое содержание
- Клоун Эдвардс отличался большим талантом и
добрым нравом, но часто уходил в запой, и режиссёр строго предупредил его. - Акробат Беккер взял на воспитание мальчика Петю,
у которого умерла мать. - Беккер был жесток и груб, он делал из мальчика
гимнаста, и только клоун Эдвардс жалел маленького артиста. - Дети графа Листомирова с нетерпением ожидали
похода в цирк, они хотели увидеть знаменитого гуттаперчевого мальчика. - Во время выступления Петя упал с шеста и сильно
разбился, в зале поднялись крики и плач. - Клоун Эдвардс не сдержал слова и сильно напился,
а имя мальчика исчезло с афиш.
Понравившийся эпизод
Меня тронула реакция девочки Веры на падение Пети. Она
зарыдала, стала кричать, постоянно повторяла: «Ой, мальчик!», – а вечером,
когда легла спать, плакала даже во сне.
План произведения для пересказа
- За кулисами цирка.
- Режиссёр и Эдвардс.
- Эдвардс и Беккер.
- История Пети.
- Смерть матери.
- Унизительный осмотр.
- Обучение.
- Семья Листомировых.
- Верочка.
- В цирке.
- Падение.
- Слёзы Веры.
- Смерть мальчика.
Главная мысль
У каждого ребёнка должно быть счастливое и беззаботное
детство.
Чему учит эта книга
Повесть учит милосердию, состраданию, отзывчивости. Учит
доброте и любви к маленьким детям. Учит помогать несчастным, попавшим в беду.
Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось
произведение, моё отношение к прочитанному
Мне понравилась эта повесть, хотя у неё и очень печальный
финал. Мальчик Петя много раз выходил на арену и выполнял очень опасные трюки.
И он сорвался и разбился. Только клоун Эдвардс жалел бедного мальчика, да ещё
на Веру его падение произвело сильное впечатление.
Новые слова и выражения
Гуттаперчевый – резиновый, гибкий.
Уборная – гримёрка.
Аршин – старинная мера длины.
Пословицы к произведению
Без матери и солнце не греет.
Без матки и пчёлки – пропащие детки.
Не жалей того, кто скачет, жалей того, кто плачет.
Сироту каждый обидеть может.
Жалость не помощь, когда смерть пришла.
Назад к содержанию