Описание помещения сочинение 6 класс по русскому языку урок

Урок развития речи по теме «Понятие об интерьере. Описание помещения». 6-й класс

Бекяшева Раиса Борисовна учитель русского языка и литературы

Разделы: Русский язык


Цели:

Обучающая:

  • дать понятие интерьера;
  • ознакомить учащихся с деловым и художественным описанием помещения;
  • научить учащихся описывать помещение в художественном стиле.

Развивающая:

  • развитие речи учащихся;
  • наполнение речи учащихся лексикой, необходимой для описания помещения (общественного и бытового).

Воспитательная:

  • воспитание интереса к русскому языку.

Тип урока: урок развития речи.

Оборудование:

  • учебник “Русский язык 6 класс” (автор: М.Т.Баранов);
  • распечатки текст
  • памятка “Как работать над сочинением-описанием помещения
  • мультимедийное оборудование;
  • презентация к уроку

План урока

Этап урока

Предполагаемое время

1.

Организационный момент.

1 минута

2.

Определение понятия интерьера.

7 минут

3.

Ознакомление с деловым и художественным описанием помещения.

12 минут

4.

Ознакомление с памяткой “Как работать над сочинением-описанием помещения”. Анализ текста сочинения ученика.

12 минут

5.

Запись примерного плана описания помещения.

8 минут

6.

Итог урока.

4 минуты

7.

Домашнее задание.

1 минута

Ход урока

1. Организационный момент (записать в тетрадях для развития речи дату и тему урока, ознакомить учащихся с целями урока).

Дать понятие интерьера.

2. Вступительное слово учителя:

— Ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с понятием интерьера и будем учиться описывать помещение. Давайте узнаем, что такое интерьер.

  • Выполнить устно упражнение 105 учебника (стр. 56).
  • Ответы на вопросы по прочитанному:

— Что такое интерьер?

— Какие два типа интерьера различают?

— Что относится к общественному интерьеру?

— Чем создается интерьер?

Сделать краткую запись на доске и в тетрадях:

ИНТЕРЬЕР (франц.) – это внутренняя часть здания, помещения, архитектурно и художественно оформленная. Различают два типа интерьера:

  • общественный и жилой.

3. Знакомство с деловым и художественным описанием помещения.

— Описывать помещение можно в двух стилях: официально-деловом и художественном.

— Назовите характерные черты официально-делового стиля (предельная точность, отсутствие эмоций, наличие специальных слов-терминов, употребление слов в их прямом значении).

— Назовите характерные черты художественного стиля (изобразительность, эмоциональность, выражение авторского отношения).

— Деловое описание сообщает точную и полную информацию о помещении, но оно не выражает отношения автора к тому, что он описывает.

В художественном описании, в отличие от делового, отношение автора к описываемому ярко выражено.

— Прочитайте текст, определите, в каком стиле он написан.

Текст №1

Обстановка кабинета воспроизведена такой же, какой она была при жизни поэта в Михайловском во время ссылки. В центре небольшой комнаты стоит письменный стол, покрытый зеленым сукном. На нем стопка книг, листы, исписанные стремительным почерком поэта. Рядом с подсвечником на четыре рожка ножницы для снимания нагара со свечей, в металлическом стакане гусиные перья, рядом с чернильницей песочница. Между окнами – наполненный книгами шкаф, на противоположной стене висит полочка, также заставленная книгами. Напротив письменного стола, у стены, стоит диван, у противоположной стены – деревянная кровать с пологом. Неподалеку от дивана, в углу, — туалетный столик, в другом углу, у камина, на полу – огромные трубки с чубуками для курения. На полу большой, почти во всю комнату, ковер …

(Из путеводителя)

Слово учителя:

— Выражает ли автор этого текста свое отношение к тому, что описывает?

— Отношение автора к описываемому помещению может быть выражено прямо (Мне нравится моя комната) и посредством разнообразных языковых средств: слов в переносном значении, со значением оценки, изобразительных средств (эпитетов, метафор, сравнений), восклицательных предложений.

— Прочитайте текст №2.

Текст №2

Летом в доме появился новый жилец. Капитан Самого Дальнего плавания, который вышел на пенсию. Это был настоящий Старый Капитан. Как все старые капитаны, он курил большую трубку, скучал по морю и носил куртку с блестящими пуговицами и нашивками.

Он поселился в квартире №5 у своей взрослой дочери. А со своей комнатой Капитан сделал что-то непонятное. Он развесил по стенам бело-синие морские карты и фотографии больших пароходов. Напротив двери он прибил портрет бородатого хмурого человека. А в углу шкафа…Нет, вы только подумайте! Старый Капитан укрепил там на стене корабельный штурвал. А рядом поставил тумбочку с морским компасом. Компас был величиной с кастрюлю и назывался “компа?с”. Тумбочку Капитан сколотил сам. Называлась она “нактоуз”.

(В.Крапивин.)

Вопросы и задания к тексту:

— К какому стилю речи относится этот текст?

— Найдите языковые средства, характерные для данного стиля.

— Как характеризует обстановка помещения его хозяина?

— Найдите слова и словосочетания, в которых выражено отношение автора к описываемому.

Слово учителя:

— В художественном описании помещения иногда используется прием олицетворения: предметы обстановки изображаются как живые существа, обладающие, своим “лицом”, своим “характером”.

— Прочитайте текст №3.

Текст №3

У старого дома был свой характер. Одних жильцов дом любил, других – не очень. Иногда он бывал в хорошем настроении, весело хлопал дверьми, празднично звякал стеклами, посвистывал всеми щелями и даже в самые темные углы пускал солнечных зайчиков, за которыми охотился Акулич. Иногда дом сердился и скучал. Ступени сварливо скрипели, углы с кряхтеньем оседали, с потолков сыпались чешуйки мела.

Но не думайте, что дом был ворчлив и страдал болезнями. Грустил он редко, ревматизма у него не было, и он не боялся сырой погоды.

(В.Крапивин)

4. Знакомство с памяткой “Как работать над сочинением-описанием помещения”.

Памятка

  1. Обычно описание интерьера начинается с зачина, в котором сообщается тема (о чем?) и намечается основная мысль сочинения (что?).
  2. Создавая собственное высказывание, избегайте неоправданного повторения одного и того же слова в рядом стоящих предложениях (стоит, висит, и др.). Эти глаголы можно опустить и воспользоваться предложениями без глаголов или заменить словами темнеет, виднеется, блестит, тикает, белеет, нельзя не заметить, бросается в глаза, манит к себе и др.
  3. Пользуйтесь разнообразными языковыми средствами для передачи местоположения предмета: около, рядом с, за ним, напротив, посередине, в центре, справа от…, налево от…, у окна, над столом, в углу, слева от…, возле, где-то и др.
  4. В художественном описании помещения пользуйтесь словосочетаниями, которые помогут вам изобразить предмет и передать свое отношение к нему.
  5. Каждую часть сочинения нужно выделять с помощью красной строки. Если вы не знаете, как закончить сочинение, перечитайте его начало, вспомните, ради чего вы писали сочинение, что хотели в нем сказать. Это поможет вам найти нужную концовку.

Анализ текста сочинения ученика 6 класса на тему “Моя комната”, устное исправление речевых ошибок.

Текст №4

Мы живем в старом деревянном доме. У нас одна комната и кухня. В комнате два окна. У окна, которое выходит в сад, стоит стол. Он покрыт красивой клеенкой. На этом столе я делаю уроки. У стола стоят три мягких стула. У печки стоят два больших кресла. У противоположной стены от окна, у самого входа, стоит старый шкаф. Рядом со шкафом стоит большая мягкая софа. Около старого окна на тумбочке стоит телевизор. На телевизоре лежит красивая салфетка, которую я связала сама. Дальше у стенки стоит сервант. В нем много интересных, хороших книг. На полу лежит теплый пушистый палас.

Мне моя комната очень нравится.

Вопросы для анализа:

— Удалось ли автору сочинения раскрыть тему и основную мысль?

— Выражает ли автор свое отношение к тому, что он описывает? Использует ли он при этом какие-либо языковые средства?

— Устраните неоправданные повторы в тексте сочинения.

6. Запись в тетрадях для развития речи примерного плана к описанию помещения.

План

1. Само помещение: (какое?)…

  • Стены – (какие?)…
  • Дверь – (какая?)…
  • Полы – (какие?)…
  • Окна – (какие?)…

2. Мебель, обстановка.

  • Стол – (какой?)…
  • Стулья – (какие?)…
  • Гардероб, шкаф – (какой?)…
  • Диван – (какой?)…
  • Другие предметы в комнате.

3. Как предметы расставлены, в каком порядке.

7. Итог урока. Обобщение по вопросам.

— Что такое интерьер?

— В каком стиле можно описать помещение?

— Какими средствами может быть выражено отношение автора к описываемому помещению?

8. Домашнее задание.

Собрать материалы к сочинению “Моя комната” по примерному плану.

Тема:  Описание
помещения. Практикум. 6 класс

Ход урока

І 

-Здравствуйте, ребята!

Классная работа.

Описание помещения.

(записать в
тетрадь)

ІІ

        
 Перед вами тема урока. Как вы думаете, что мы сегодня должны узнать?

 (Предполагаемые
ответы детей: узнать, что такое интерьер, какие виды интерьера бывают, где мы
используем это понятие, научиться описывать помещение)

ІІІ Актуализация знаний

1.    
 Сегодня
мы будем с вами вести речь о художественном описании.

   1) Слова каких частей речи
чаще всего используются при описании?

     
(Используются слова со значением признака — прилагательные, наречия, яркая
глагольная лексика).

    2) Что мы можем
описывать? Какие виды описания вы знаете?

        
(Мы можем описать человека, природу, животных, состояние человека, место, где
происходит действие и т.д.)

2.  Определите, что описывается.

    1) Первому, старшему из всех,
Феде, вы бы дали лет четырнадцать. Это был стройный мальчик, с красивыми и
тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми
глазами и постоянной полувесёлой, полурассеянной улыбкой.

        
На нем была пестрая ситцевая рубаха с желтой каемкой; небольшой новый армячок
внакидку…

                                                                       
        (И.С.Тургенев «Бежин луг»).

       
  (Описание человека – портрет)

2).  Был прекрасный июльский день. С
самого раннего утра небо ясно; утренняя заря не пылает пожаром: она разливается
кротким румянцем. Солнце — не огнистое, не раскаленное, не тускло-багровое, как
перед бурей, но светлое и приветливо- лучезарное — мирно всплывает под узкой и
длинной тучкой…                                                           

                                                                               
  (И.С.Тургенев «Бежин луг»).

  (Описание природы – пейзаж)

3) Ему отвели над кухней каморку; он
устроил ее себе сам по своему вкусу: соорудил в ней кровать из дубовых досок на
четырех чурбанах, истинно богатырскую кровать; сто пудов можно было положить на
неё — не прогнулась бы; под кроватью находился дюжий сундук; в уголку стоял
столик такого же крепкого свойства, а возле столика-стул на трех ножках, да
такой прочный и приземистый, что сам Герасим, бывало, поднимет его, уронит и
ухмыльнется. 

           
                                                                                (И.С.Тургенев
«Муму»)

(Описание помещения —
ИНТЕРЬЕР)

ІІІ Работа по теме. Запишите определение в тетради.

1Интерьер — описание
внутреннего вида помещения.

2. Запишите слова – ассоциации со словом
ИНТЕРЬЕР

    
(Комната, квартира, домашний, уютный, помещение, отражение, парадная, гостиная,
антресоли, радость и т.д.). 

3.  Обменяйтесь своими ассоциациями
и дополните теми словами, которых у   вас нет. Прочитайте.

        
Чтобы написать домашнее сочинение, мы должны больше узнать об интерьере. Итак,…   
 

   4. По назначению можно
выделить общественный и жилой интерьер. Что же это означает?

5. Ответьте мне на вопрос:

   Что составляет основу
описания помещения? Что включает в себя интерьер?

    (Перечень
признаков этого помещения и находящихся в нём предметов. 
  Стены. Перекрытия. Отделка стен. Лепка. Резьба по дереву. Мебель.
Осветительные приборы. Ковры и т.д.)

9.  А что ещё нам поможет при
описании? ДОСТАТОЧНО ли просто перечислить предметы, которые есть в комнате?

     (Надо указать место, где они находятся, можно ещё и
описать каждый  предмет.)

10.  Подберем слова, материал, необходимый
для будущего описания.

а) Орфографическая работа

     Вставить
пропущенные буквы:   Комн..та, зан..веска, порт..ера, д..ван,
кр..вать, п..анино, т..лефон, п..лас, т..ршер, к..ртина, п..т..лок.

        
Комната, занавеска, портьера, диван, кровать, пианино, телефон, палас, торшер,
картина, потолок

б) Вот представьте: вы описываете
комнату и…. «диван стоит…,кровать стоит…, пианино стоит…картина висит, портьера
висит…». Что же это такое!? Понравится такое повторение?

        
Подберите слова, выражения, чтобы не повторялись глаголы стоять, висеть.
Как они называются? (Синонимичные)

        
Запишите несколько «моделей»

Большая часть комнаты занята…;

Слева от двери находится…, а справа
—….

 В углу помещается…

Темнеет, виднеется, блестит, тикает,
белеет,

 нельзя не заметить,

 бросается в глаза,

манит к себе 

в) Какие бы вы употребили  слова,
чтобы указать, где находится предмет?  Запишите. Прочитайте.

        
Добавьте устно к записанным словам те, которые предлагаю я. Запомните
написание слов и словосочетаний, указывающих на местонахождение.

        
Посредине, в центре, рядом с…, возле, в углу, справа (слева) от…, между
окнами, напротив…, вокруг стола, у противоположной стены ,
  направо, налево, неподалёку,  здесь же, тут же

г) Обратите, пожалуйста, внимание 
на «переходные» мостики

 в комнате тесно от обилия
вещей…;

 комната заставлена…;

 мебели в комнате немного…;

 придают комнате уют… и т. п.

11. Построение описания

     1) Каким может
быть описание, если только перечислить предметы, находящиеся в комнате? А если
ещё указать на их местоположение?

         
(кратким – «сжатым» и подробным – «развёрнутым»)

     2).Давайте
устно потренируемся описать наш кабинет. 

 https://images.by.prom.st/33591926_w640_h640_stend-trenazher-dlya.jpg

   Тренировочные
упражнения. 

а) Для начала  составим краткое
описание нашего кабинета. Что мы видим перед собой? Перечислите.
Запишите.

1  Кабинет 6 класса

 2. Три ряда парт.

3. Учительский стол.

4. Стенка с доской.

5. Три окна.

7. Цветы.

8. Грамоты.

б) А теперь попробуем «развернуть» это
описание, то есть подробно устно описать этот класс. Что мы должны добавить?
(местоположение каждого предмета) .

I. Большая светлая комната –
это наш кабине.

 2. Посредине – три ряда парт
и стульев.

 3. Перед ними –
учительский стол и доска.

4. На стене, что справа от
двери, — доска

5. Напротив стены, отделяющей класс
от коридора, – три больших окна, из которых льётся свет.

6. Вдоль стены в конце кабинета
весело зеленеют цветы.

7. В шкафу гордо
расположились грамоты, завоёванные учениками этого класса и
творческие работы учащихся.

12. И еще подсказка. В художественном
описании помещения иногда     используется прием
олицетворения: предметы обстановки изображаются как живые существа, обладающие,
своим “лицом”, своим “характером”.

        
Вот посмотрите.

       У
старого дома был свой характер. Одних жильцов дом любил, других – не очень.
Иногда он бывал в хорошем настроении, весело хлопал дверьми, празднично звякал
стеклами, посвистывал всеми щелями и даже в самые темные углы пускал солнечных
зайчиков, за которыми охотился Акулич. Иногда дом сердился и скучал. Ступени
сварливо скрипели, углы с кряхтеньем оседали, с потолков сыпались чешуйки мела.

     Но не думайте,
что дом был ворчлив и страдал болезнями. Грустил он редко, ревматизма у него не
было, и он не боялся сырой погоды.

                                                                                                             
(В.Крапивин)

        
Вот сутулый, с выдвинутыми вперёд плечами, огромный, чуть ли не до потолка
ростом, шкаф. Он стоит, подпирая своей широкой, плоской спиной стену,
погрузившись в какую-то свою глубокую, бесконечную думу. От него не много
добьёшься слов. Если он и произнесёт что-нибудь на своём скрипучем, непонятном
для меня языке, то лишь когда открывают дверцы, чтобы достать что-нибудь из
одежды, хранящейся в его недрах.

                                                                                                                
(Н. Носов.) 
        Гасят свет, и комната погружается во
мрак, только окна, которые до этого были тёмные, даже чёрные, моментально
становятся светлыми. Я гляжу на окно, на лицо окна. Верхняя часть оконной рамы
— это лоб. Под ним — две форточки — глаза (бывают и одноглазые). Нижние
открывающиеся створки — щёки, между которыми длинный, от бровей до самого
подбородка, нос. Рядом — другое такое же окно-лицо. Оба окна выжидательно
глядят на меня, словно думают: 
«Ну-ка, посмотрим, голубчик, что ты теперь будешь делать».

 (Н. Носов.) 

        
Молодцы, ребята, вы очень хорошо справились с работой на уроке и готовы к более
трудным заданиям.

VІ Домашнее задание.

        
 Напишите сочинение «Моя комната», основную часть которого должно
составлять описание вашей комнаты в художественном стиле. Если приём
очеловечивания вещей вам по душе, попробуйте использовать его в своём
сочинении. 

Спасибо всем
за работу!

Конспект и дом. задание жду на почту: AAzmuhanova@s37.ru

Русский язык

6 класс

Урок № 28

Описание помещения. Сочинение – описание помещения

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме

1. Работа над понятием интерьер.

2. Анализ художественных текстов, содержащих описание помещения.

3. Выявление структурных и содержательных особенностей текстов.

4. Написание сочинения – описания помещения.

Тезаурус

Абзац ‒ часть текста, начинающаяся с красной строки и заканчивающаяся перед следующей красной строкой. Абзац может состоять из одного или нескольких предложений, объединённых одной мыслью.

Интерьер ‒ внутреннее пространство здания, помещения, а также его устройство, убранство.

Идея, основная мысль текста – ответ на поставленный вопрос, основная мысль.

Микротема ‒ это несколько самостоятельных предложений текста, объединённых одной мыслью.

Описание – смысловой тип текста, в котором описываются признаки предметов, явлений, животных, человека. Текст-описание может принадлежать любому стилю.

План – это озаглавленные части текста, изложенные в определённой логической последовательности. Последующая часть должна быть логическим продолжением предыдущей.

Синонимы (от греч. synonymos – одноимённый) – это слова одной и той же части речи, имеющие близкие значения.

Текст (от латинского textus – ткань, сплетение, соединение) – это законченное высказывание, имеющее начало и конец. К нему можно подобрать заголовок, который передаёт тему и основную мысль высказывания.

Тема – то, о чём говорится в тексте, предмет художественного изображения.

Список литературы

Обязательная литература:

1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. 6 класс. В 2 ч. Ч.1. – М.: Просвещение, 2018. – с. 65-66; 191 с.

Дополнительная литература:

1. Ерохина Е. Л. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь по русскому языку: 6 класс: ко всем действующим учебникам // Ерохина Е. Л. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Экзамен, 2013. – 95 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Вы уже знаете, что такое описание. Это смысловой тип текста, в котором описываются признаки предметов, явлений, животных, человека.

В художественной литературе часто встречается описание помещений и зданий: комнаты, дома, замка, избы. Автор может описать как внешний вид строения, так и его внутреннее пространство.

Послушайте начало стихотворения Саши Чёрного «Палатка».

У самого залива
В зелёной тишине
Стоит наш зыбкий домик,
Прильнув спиной к сосне.
Вздувается, как парус,
Тугое полотно.
У входа вместо кресла
Корявое бревно.
Никто нас не разыщет
Под скалами в глуши…

О чём говорится в этом отрывке? О палатке, которую описывает автор. Мы увидели её с внешней стороны. Она стоит «под скалами в глуши», «прильнув спиной к сосне», «вздувается, как парус». И у входа лежит «корявое бревно». А что же внутри этого «зыбкого домика»? Послушайте:

Мы в самый зной на койках
Валяемся пластом.
Сквозной смолистый ветер
Гуляет под холстом.
Задравши кверху пятки,
Смотрю я, как на стол
Взбирается по ножке
Зелёный богомол.
Клубясь, в наш тихий домик
Вплывают облака,
И сонно виснет с койки
Ленивая рука…

Мы увидели, что в палатке можно отдохнуть на койке, есть стол для работы. Автор описал внутреннее пространство палатки, или, другими словами, её интерьер. Слово «интерьер» заимствовано из французского языка и означает «архитектурно и художественно оформленное внутреннее пространство здания, обеспечивающее человеку благоприятные условия жизнедеятельности».

Так как помещения имеют различное назначение – для жилья, отдыха, работы, учебы, спортивных соревнований, торжественных мероприятий, то и описывать их можно по-разному. Например, при деловом описании всё должно быть предельно точно, подробно в той степени, в которой это необходимо: размеры помещения, освещённость, обстановка, тип мебели, удобства. Такое описание уместно в объявлениях о продаже или обмене квартир, в документах по выполнению реставрационных работ.

А вот ещё пример. Послушайте описание рабочего кабинета Антона Павловича Чехова. «В кабинете особый интерес представляют предметы – свидетели далёкого прошлого: подлинный письменный стол, пара подсвечников в виде драконов, рыболовные принадлежности и чернильница с фигуркой лошади, подаренная, по легенде, одной из пациенток. Здесь Чехов не только писал рассказы и пьесы, но и принимал больных – в строго отведённое время с 12-ти до 3-х».

К какому типу речи и к какому стилю относится этот текст? Конечно, это деловое описание, так как даёт точную информацию о столе, который находится в кабинете писателя. В этом описании нет выраженного отношения к тому, что описывается. Но в художественном описании всё иначе. Описание комнаты, вещей, находящихся в ней, необходимо для того, чтобы раскрыть характер литературного героя, дать читателю представление о его образе жизни и выразить своё отношение к нему.

«На городской окраине, неподалёку от школы, была дешёвая кондитерская, где в соблазнительных ловушках прятались отравленные сладкие приманки… Стоя посреди лавки, ребята глазели на яства, что жуются с хрустом, и фантастические напитки, что проглатываются залпом. В голубовато-ледяной, колючей воде холодильного шкафа плыли, как по течению Нила, бутылки с шипучкой цвета спелой хурмы. Над ними, на стеклянных полках, штабелями высились имбирное, миндальное и шоколадное печенье, полукруглые вафли и зефир в шоколаде, белый сюрприз под чёрной маской. И всё это специально для того, чтобы обложило язык и прилипло нёбу. Дуг вытащил из кармана несколько монеток и кивнул приятелям. Один за другим, прижав носы к стеклу и затуманивая дыханием хрустальный шкаф, они стали выбирать сладкие сокровища».

Это фрагмент из романа Рэя Брэдбери «Лето, прощай» в переводе Елены Петровой. Мы видим, что в нём описывается кондитерская, в которую попали ребята. Как описание помещения помогает раскрыть эмоциональное состояние мальчишек? Посмотрите, автор, описывая сладости на стеклянных полках, придаёт им волшебные свойства. Они будто излучают сияние и обволакивают им ребят. А те, «прижав носы и затуманивая дыханием хрустальный шкаф», выбирают эти «сладкие приманки». И мы забываем о том, что перед нами «дешёвая кондитерская», где всё выглядит, скорее всего, не так волшебно. Чтобы создать представление о помещении, автору не обязательно перечислять все предметы, которые находятся в нём. Достаточно выделить самое существенное.

Писатель должен быть наблюдательным. Всё, что его удивило, заставило задуматься он записывает. Затем из этих фрагментарных записей и строится большой текст.

Чтобы описать помещение, необходимо внимательно его осмотреть, выделить те предметы, которые вам показались важными, описать их признаки. Какова структура описания?

Общее представление о помещении, доме, квартире;

Описание деталей;

Выводы, оценка.

Все наблюдения необходимо систематизировать. Во-первых, нужно уточнить тему и замысел предстоящего сочинения. Зачем вы описываете помещение? Это поможет найти свой подход к описанию.

Во-вторых, определившись с темой и идеей, отбрасываете то, что не имеет важного значения для осуществления вашего замысла описания. В-третьих, сгруппируете оставшийся материал так, чтобы широко и полно раскрыть тему. Если необходимо, составьте план сочинения.

Послушайте фрагмент из произведения Наринэ Абгарян «Манюня».

«Моя семья жила в большой четырёхкомнатной кооперативной квартире. Кроме гостиной и кухни, в квартире имелись две спальни – родительская и детская. Самую маленькую, пятнадцатиметровую, комнату моя сметливая мама превратила в кабинет, где располагалась наша домашняя библиотека. Там вдоль стен стояли стеллажи с книгами, под торшером с пузатеньким бежевым абажуром вальяжно раскинулось мамино любимое широкое кресло с клетчатым пледом на подлокотнике, а напротив немым укором моей совести возвышалось горячо ненавистное пианино “Weinbach”».

Итак, перед нами описание домашней библиотеки. Это художественное описание, так как автор, описывая комнату, передает свой отношение к вещам, находящимся в ней: «пузатенький бежевый абажур», «мамино любимое широкое кресло». Перед нами предстаёт тёплая и уютная комната. И только одна вещь вызывает чувство укора – это «ненавистное пианино», которое предназначалось для уроков музыки. По этому описанию комнаты мы можем охарактеризовать хозяев, их увлечения и занятия: они любят музыку, читают книги. И для этих занятий у них есть отдельная комната.

Мы видим, что предложения, составляющие описание, не изолированы, а связаны друг с другом. Предложения сцеплены последовательной связью. Каждое последующее предложение включает в свой состав повторяющиеся слова и словосочетания предыдущих предложений: «квартире-квартире», «родительская и детская (подразумевается комната) – комната», «библиотека – там».

Таким образом, описывая интерьер, вы должны передать характер помещения, детали, отразить интересы хозяина помещения и по возможности передать различные оттенки его чувств и настроений.

Теоретический материал для углубленного изучения

Ракурс – положение изображаемого предмета в перспективе, с резким укорочением удалённых от переднего плана частей.

Сюжет в изобразительном искусстве – любой объект предметного мира, взятый для изображения.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Единичный выбор

Выберите вариант ответа.

«Это был маленький домик, когда – то пошатнувшийся и с тех пор стоявший в наклонном положении. Крыша у него была кривая, окна выбиты, нижние венцы согнулись. Русская печь на вид была хороша, пока мы её не затопили. Длинные чёрные скамейки стояли вдоль стен, в одном углу висела икона, и на её закоптелых досках чуть видно было чьё-то лицо. Каков бы он ни был, это был наш дом, и мы развязали узлы, набили сенники соломой, вставили стёкла и стали жить».

(В. Каверин «Два капитана»)

А) описание в официально-деловом стиле;

Б) описание в художественном стиле;

В) описание в разговорном стиле.

Разбор задания: это описание дома в художественном стиле, так как даёт яркое и образное представление о доме Автор не перечисляет предметы, которые находятся в доме, а описывает их.

Правильный ответ: Б.

Выбор элемента из выпадающего списка

Прочитайте предложение.

Моя семья жила в большой четырёхкомнатной кооперативной квартире.

Выберите из предложений то, которое будет связано с данным предложением последовательной связью:

А) Кроме гостиной и кухни, в квартире имелись две спальни – родительская и детская.

Б) Кроме гостиной и кухни, у нас имелись две спальни – родительская и детская.

Разбор задания: вспоминаем, что между предложениями, соединёнными последовательной связью, должны быть скрепляющие слова. В данном случае предложение под буквой А) связано с первым словом «квартира» и раскрывает его содержание.

Правильный ответ: А.

4

Конспект урока русского языка для 6 класса на тему : « Подготовка к сочинению-описанию помещения»

Тема: Р/Р Подготовка к сочинению -описанию помещения

Цель урока

Обучающая: помочь овладеть навыками описания помещения; научить учащихся пользоваться определенными группами слов (прилагательными) оценочного характера; научить точно, ярко описывать предметы.

Воспитывающая: воспитывать эстетическое восприятие интерьера.

Развивающая: развивать внимательное отношение к употреблению слов в устной и письменной речи, развивать способность сознательно использовать выразительные средства языка в собственных высказываниях.

Интерьер (спец.) – внутреннее пространство здания, помещения, а также его устройство, убранство.

Интерьерный

Ход урока:

Вступительное слово учителя.

«Московский дворик»

— «В одном из отдаленных уголков Москвы…» — так начинается известный вам рассказ И.С.Тургенева «Муму». В этом барском доме крепостному Герасиму («Каморка Герасима») «отвели над кухней каморку; он устроил ее себе сам, по своему вкусу: соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырех чурбанах, истинно богатырскую кровать; сто пудов можно было положить на нее – не погнулась бы; под кроватью находился дюжий сундук; в уголку стоял столик такого же крепкого свойства, а возле столика – стул на трех ножках, да такой прочный и приземистый, что сам Герасим, бывало, поднимет его, уронит и ухмыльнется».

— Как обстановка каморки характеризует Герасима?

(Герасим – бедный человек (живет в каморке), но он сильный, большой, могучий, похож на богатыря. Под стать ему и мебель – такая же крепкая. Герой аккуратный, во всем любит порядок, создает и ценит его)

— Чего достигают писатель и художник, подчеркивая соотношение могучей фигуры дворника и его жилища?

(Жилище несет на себе отпечаток характера, вкуса своего хозяина)

— В художественном произведении интерьер помогает понять эпоху, быт, интересы людей, даже их характер и настроение.

— Встречалось ли вам описание помещения в тех произведениях, которые вы читали? («Сказка о спящей царевне», «Дубровский», «Сын полка»)

— От чего, на ваш взгляд, зависит характер интерьера? Посмотрите еще несколько кадров и ответьте на этот вопрос.

(От эпохи, назначения, увлечения хозяев, сословия)

(Детская, мастерская, театр, класс и т.д.)

  1. Работа по теме. Постановка цели.

Тема урока – «Описание помещения».

Сегодня на занятии мы познакомимся с особенностями сочинений-описаний помещения, их содержанием, языковыми средствами, попробуем создать свои тексты.

— Зачем необходимо уметь описывать помещение?

(Рассказать другу о комнате, и в вашем коротком письме друзья и родные увидят не только вашу комнату, но и вас, интересного человека, умеющего в обычных вещах разглядеть удивительное; описать увиденное в музее, объяснить строителю, дизайнеру свое видение помещения- вспомните телепередачу «Квартирный вопрос»)

— Что значит описать предмет?

(Описать – сказать, какой предмет, перечислить его признаки)

— Как строится описание?

(1. Общее впечатление.

2. Детальное описание частей.

3. Ваше отношение к описываемому.)

— Что стало предметом описания в отрывке из повести Тургенева? (Обстановка )

— Подберите синонимы к слову обстановка. (В тетрадь)

(Обстановка, убранство, устройство, интерьер)

Интерьер (спец)- внутреннее пространство здания, помещения, а также его устройство, убранство. Интерьерный.

  1. Работа с учебником.

– Помещение можно описывать по-разному. Читаем об этом в параграфе 31 (стр.110)

4. Закрепление

Устно опишите кабинет русского языка в двух вариантах: 1) предельно кратко (перечень основных признаков комнаты и находящихся в ней предметов); 2) фрагмент подробного описания. Для связи микротем используйте выражения:

В комнате тесно от обилия вещей…, комната заставлена…,мебели в комнате немного…, придают комнате уют…, очень украшают комнату… .

Находится, располагается, стоит, висит; рядом с … — …, справа от …;посредине, в центре, рядом с…, возле, в углу, справа (слева) от…, между окном и …, напротив, у противоположной стороны

Работы читаются

(Большая комната. Четыре ряда столов и стульев. Учительский стол. Доска. Шкафы с книгами. Цветы. Портреты писателей.

ТВОРЧЕСКИЙ ДИКТАНТ

(Большая светлая) комната. На окнах – (белые жалюзи). Около стен и в центре –( четыре ряда удобных парт и стульев). Перед ними –( учительский стол и современные книжные шкафы с учебниками и словарями). На стене, противоположной окну, -(витражи с портретами известных поэтов). Рядом – (панно, изображения известных русских писателей).

4. Словарно-орфографическая работа (упр.268)

  1. Парная работа по подбору прилагательных

Чтобы ваше описание было красочным, выразительным, какие художественные средства надо использовать?

(Эпитеты, сравнения, слова в переносном значении)

— А какая часть речи поможет вам точно и ярко описать признаки предметов?

(Прилагательные)

— Вам надо подобрать эпитеты к следующим элементам интерьера. Не забывайте об оценочных эпитетах, ведь в художественном стиле необходимо выразить свое отношение к описываемому.

Записывают на доске и в тетради:

Комната

Настроение

мебель светлый, уютный, удобный, современный, комфортный, любимый, искусный, важный

  1. Анализ текстов (выражение отношения к описываемому).

Текст № 1

Моя комната.

Я очень люблю свою комнату. Особенно зимой, рано утром, когда встает красное от мороза солнце. Оно отражается в окнах соседнего дома и попадает ко мне в комнату, заливая ее розовым светом. И от этого света становится очень хорошо, спокойно на душе.

У окна стоит письменный стол. Это важная вещь в моей комнате, потому что за ним я провожу много времени. На столе лампа. Когда ее зажигаешь по вечерам, в комнате становится очень уютно. А еще важная вещь – полка с книгами. Она висит над столом. Книг у меня много, и мне нравится их читать.

Я люблю свою комнату, мне в ней очень хорошо!

— Докажите, что это описание.

— Какова основная мысль описания?

— Как автор выражает свое отношение к описываемой комнате?

Текст № 2

Комната бабушки.

Комната моей бабушки маленькая, но как удачно все в ней расположено!

Большой, на кривых ножках, стол, покрытый узорной скатертью, стоит в центре комнаты. Когда входишь в комнату, сразу бросается в глаза блестящий медный самовар на столе. Предмет бабушкиной гордости!

А вот и древний-предревний комод! Он, как воробей, нахохлился в правом углу комнаты. Старинная кровать крепко прижалась к комоду.

Нельзя не сказать швейной машинке под чистеньким ситцевым чехлом, которая расположилась у двери. Бабушка раньше была портнихой, да и теперь частенько что-нибудь шьет.

Вот какая бабушкина комната! Хотя многое в ней старенькое, необычное, зато находится на своем месте. Поэтому в комнате всегда очень уютно.

— Как автор передал свое отношение к комнате?

— Сложилось ли у вас впечатление о вкусе, увлечении бабушки?

Текст №3

Комната брата

Комната моего брата напоминала музей. Здесь все говорило о его увлечении космонавтикой. Большая карта звездного неба. Портреты Циолковского, Королёва, Гагарина. Цветные вырезки из журналов с изображением летающих космических аппаратов. Книги по астрономии, физике, математике.

— Что хотел подчеркнуть автор в описании?

— Нужно ли сообщать о том, как и где располагались в комнате брата названные предметы?

— Комнату надо описать так, чтобы, во-первых, мы ее увидели. Не обязательно перечислять все вещи, можно взять даже уголок комнаты. Но то, что описано, должно иметь душу. Во-вторых, важно выразить к комнате, вещам свое отношение, свою любовь или неприязнь, объяснить, почему сложилось такое отношение. Тогда всем, кто прочтет ваше описание, станет понятен ваш вкус, привычки, и это будет интересно. Ибо нет ничего интереснее, чем узнать что-то новое о человеке.

  1. Создание миниатюры

— Напишите свою миниатюру- описание, по которой можно определить увлечение человека или его профессию.

Текст №4

Моя комната.

Наш зал большой, его окно выходит на западную сторону. Рядом с окном стоит диван-кровать, а на другой стороне стоит тумбочка с телевизором. Левее телевизора находится дверь в спальню. А рядом стоит аквариум с рыбками.

Когда выходишь из прихожей, то прямо перед тобой стоит круглый стол, рядом с ним четыре стула. Позади стола сервант. А дальше стоит шкаф с большим зеркалом. Вот и вся мебель, которая есть в нашей комнате.

— Понравился вам текст? Почему?

(Сочинение похоже на список вещей, а не на описание)

8. Подведение итогов.

— Какие вы узнали виды описания помещения?

— Ваше домашнее задание – описать комнату в художественном стиле. Какие задачи вам надо решить?

(Начало – общее впечатление, затем – детальное описание.

Я очень люблю свою комнату…

Милый друг, как жаль, что ты никогда не бывал в моей школе….

Я никогда не скучаю в своей комнате…

В этой комнате живет интересный человек…)

Домашнее задание: написать сочинение-описание помещения в художественном стиле.

1. Моя комната.

2. Комната друга (подруги).

3. Кабинет…

Описание помещения 6 класс

Цель: написать сочинение, основную часть которого будет составлять описание вашей комнаты или любимого уголка в доме (квартире). Для этого проработаем план сочинения и подберём материалы для него, используя словарный запас, образцы ваших работ. Познакомимся с приёмом очеловечивания вещей – важным для описания в художественном стиле, будем учиться его применять. Сделаем работу над ошибками.

  1. Орг. момент. Тема и цель урока. Подготовка к сочинению-описанию помещения.
  2. Проверка д/з – прочтите свой план, какие материалы вы подобрали к нему?
  3. План будущего сочинения
  1. Вступление. Где находится моя комната? (Наш просторный дом, попадаешь из прихожей, проходя по коридору, проходишь через гостиную)
  2. Моя комната – описание:

а) пол (покрыт ковром, паркетный пол, светло-коричневый линолеум на полу, деревянный крашеный пол);

б) стены (покрыты обоями с геометрическим рисунком, светлыми обоями, покрашены в белый цвет, бежевые батареи – трубы для отопления,  постеры, плакаты на стенах, мои дипломы и фотографии в рамках);

в) потолок (плитка с узором на потолке, белый натяжной потолок, люстра с двумя плафонами в виде колокольчиков);

г) окна (одно двухстворчатое пластиковое окно, белый подоконник, комнатные растения в светлых горшках, цветные шторы и белые занавеси на карнизе);

д) мебель – подробное описание одного или двух предметов

 (напротив двери окно, рядом с ним – письменный стол с двумя ящиками, возле него пенал, справа от него – большой двухстворчатый шкаф, зеркальные двери, светлый гарнитур школьника, мягкий диван с высокой спинкой, удобная кровать).

  1. Как комната показывает увлечения владельца? (предметы и мои любимые занятия)
  2. Отношение к моёй комнате? (уют и порядок, делаю уборку, приходят друзья и вместе…, ухаживаю за растениями)

4.Работа над ошибками

А) Орфография : комната, батарея, занавеска, портьера, диван, кровать, пианино, телевизор, портрет, картина, письменный, зеркало, справа, слева, здесь, неподалёку, посреди, посредине, направо, налево. Б) Пунктуация: Не забывай вместо сказуемого ставить тире. Направо от двери – диван, налево – книжный шкаф.

  1. Приём очеловечивания вещей.

В каком стиле речи будем строить описание? В художественном. Для этого нужно познакомиться с приёмом очеловечивания вещей. Этот приём позволяет предметы обстановки изображаться как живые существа, например: оба окна выжидательно глядят на меня, словно думают, что я буду делать.

Продолжите работу, описывая шкаф, окно, кровать, кресло. (Учащиеся приводят свои примеры)

6.Работа на черновике по плану.

7. Самостоятельная работа в чистовике. Проверка работы

8. Д/з – словарные слова записать. Правила на с.94-95 повторить

Тема: «Сочинение-описание помещения»
Урок по развитию речи в 6 классе

Цели урока:

  • Повторить типы речи и виды сочинений-описаний.
  • 2. Формировать речевые умения, обогащать речь детей.

    3. Воспитывать терпимость к чужому мнению, внимательное,

    доброжелательное отношение к ответам и рассказам

    других ребят.

Зверева

Тамара Александровна

I.Повторение.
Какие вы знаете типы речи?

ПОВЕСТВОВАНИЕ

ОПИСАНИЕ

РАССУЖДЕНИЕ

Человек нашел слова для всего,

что обнаружено им во вселенной.

С.Л. Маршак.

?

2. Определите тип речи.

Плохо

Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо

перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный

котёнок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалёку

стояли два мальчика и ждали, что будет.

В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо.

Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:

  • Как вам не стыдно!
  • А что стыдно? Мы ничего не делали! – удивились мальчики.
  • Вот это и плохо! – гневно ответила женщина.
  • (В.Осеева)

Повествование

Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно

соединить людей, словом можно и разъединить их,

словом можно служить любви, словом же можно служить

вражде и ненависти. Берегись такого слова,

которое разъединяет людей.

(Л.Н.Толстой)

Рассуждение

Первый мороз

Ночь прошла под большой чистой луной, и к утру лёг первый

мороз. Всё было седое, но лужи не замерзали. Когда явилось

солнце и разогрело, то деревья и травы обдались такой сильной

росой, такими светящимися узорами глянули из тёмного леса

ветки елей, что на эту отделку не хватило бы алмазов всей нашей

земли. Особенно хороша была сверкающая сверху донизу

королева-сосна.

Молодой собакой прыгала в груди моей радость.

(М.Пришвин)

Описание

?

3. Что представляет собой такой тип речи, как описание?

Этот тип речи, который предполагает

одновременность изображаемых событий,

предметов, явлений, действий

?

4. Какие виды описательных текстов вы знаете?

Описание

природы

Описание

местности

Описание

предмета

Описание

состояния

Описание

животного

Описание

помещения

II. Изучение новой темы.

1. Особенности сочинения-описания помещения.

Основа описания –

перечень признаков этого помещения

и находящихся в нём предметов.

Небольшая, светлая комната

с одним, но широким окном.

Письменный стол. Два стула.

Диван-кровать. Книжная полка.

Карта полушарий.

Перечень предметов, находящихся в

помещении, может сопровождаться

указанием на их местоположение.

Небольшая, светлая комната

с одним, но широким окном. Перед

ним – письменный стол, рядом – два

стула. Слева – диван-кровать; справа,

в углу, — книжная полка; на стене –

карта полушарий.

Каждый предмет можно не только

назвать, но и описать.

Справа, в углу, — книжная полка.

Большую часть её занимают учебники

для 6 класса и книги о великих

музыкантах мира. Здесь же –

«Детский альбом» и «Времена года»

П.И.Чайковского, сборники песен.

Вывод.

Виды сочинений-описаний помещения

Краткое,

т. е. его можно

сжать, «свернуть»

Подробное,

т. е. его можно

распространить,

«развернуть»

2. Задание: внимательно посмотрите вокруг и опишите то место, где вы находитесь. Используйте слова – помощники.

ГДЕ ?

ЗДЕСЬ

ГДЕ-ТО

КОЕ-ГДЕ

ТУТ ЖЕ

ГДЕ ?

В ШКОЛЕ

В ЛЕСУ

В СЕЛЕ

В КАБИНЕТЕ

ГДЕ ?

СПРАВА

СЛЕВА

НАПРАВО

НАЛЕВО

НАПРОТИВ

ГДЕ ?

ОКОЛО НЕЕ

ВБЛИЗИ

НЕДАЛЕКО ОТ

ПОБЛИЗОСТИ

В НЕСКОЛЬКИХ

ШАГАХ

3. В художественном описании помещения

иногда используется приём очеловечивания вещей:

предметы обстановки изображаются как живые

существа, обладающие своим «лицом», своим «характером».

Задание: прочитайте тексты из упражнения 99.

?

Как вы думаете, чем они интересны?

III. Подготовка к написанию сочинения

1. Что такое интерьер?

Интерьер (из франц., «внутренний») —

внутреннее пространство здания.

общественный

(театр,

концертный зал)

жилой

Описывая интерьер, мы создаём

описание помещения.

При этом мы можем показать его красоту

или убожество, особенности самой

архитектуры, вкусы и интересы

хозяина помещения.

2. Словарная работа

Задание: вставьте пропущенные буквы

Комн…та

б…тарея (парового отопления)

порт…ера

д…ван

кр…вать

п…анино

т…левизор

т..лефон

п..лас

т..ршер

п…ртрет

к…ртина

к…мпьютер

а

а

ь

и

о

и

е

е

а

о

о

а

о

3. Знакомство с сочинением «Моя комната».

Внимательно послушайте, сделайте вывод: интересно ли оно?

Я живу в двухкомнатной квартире. Хочу рассказать о зале.

Наш зал большой, его окно выходит на западную сторону. Рядом с

окном стоит диван – кровать, а на другой стороне стоит тумбочка с

телевизором. Левее телевизора находится дверь в спальню.

А рядом стоит аквариум с рыбками.

Когда выходишь из прихожки, то прямо перед тобой круглый

стол, рядом с ним четыре стула. Позади стола сервант. Его нижняя

часть состоит из трёх отделений, в которых держат посуду.

А дальше стоит холодильник и платьевой шкаф. Вот и вся мебель,

которая есть в нашей комнате.

?

  • Вам понравилось сочинение?
  • Почему?
  • Вы обратили внимание на глагол «стоит»?
  • Что ещё снижает качество работы?

4. Пример сочинения

Я живу в просторной трёхкомнатной квартире.

Самая большая комната принадлежит нам с братом. В ней большое

окно, зашторенное бледно-зелёными портьерами. Их недавно повесила

мама, и они придают комнате особый уют.

В углу у окна стоит наш старенький, но милый диван-кровать, на

котором мы спим с братом. А по воскресеньям мы на этом диване

читаем книги или просто отдыхаем. Рядом с диваном журнальный

столик, крышка которого разрисована под шахматную доску. За этим

столиком мы частенько играем в шахматы или шашки.

Напротив – сервант, в котором очень много интересного: здесь и

подарки наших родителей, сувениры, привезённые нами из других

городов.

В нижних шкафах серванта мы храним книги о приключениях,

детективы, фантастику, здесь же лежат и детские журналы.

Около окна стоит наш письменный стол, за которым мы делаем

уроки. На столе красивая настольная лампа, подаренная бабушкой.

Недавно мы поставили недалеко от этого стола аквариум: решили

заняться рыбками.

В нашей комнате всегда чисто и уютно. Для отдыха есть небольшой

телевизор.

Хорошо после школы возвращаться домой, где тебя ждёт твоя

любимая комната.

5. Задание: напишите сочинение, основную часть

которого должно составлять описание вашей

комнаты или любимого уголка вашей квартиры

в художественном стиле.

Если приём очеловечивания вещей вам по душе,

попробуйте использовать его в своём сочинении.

18.03.2019

Урок развития речи. Описание интерьера.

Дрей Наталья Ивановна

учитель русского языка и литературы

Урок развития речи в 6 классе по УМК Ладыженской.

Оценить★★★★★

3852

Содержимое разработки

Тема: Р/Р Описание помещения (интерьера).

Цели урока:

Обучающие:

повторение материала о типе речи – описании; обобщение и систематизация знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы;

формирование умения выполнять анализ текста;

Развивающие:

развитие самостоятельной деятельности учащихся по обобщению сведений о типах интерьера, способах его описания;

способствовать развитию мыслительных процессов на основе  анализа, сравнения, и обобщения;

развитие образного мышления и речи; развитие самостоятельности мышления, творческих способностей.

пополнение словарного запаса учащихся.

Воспитательные:

воспитание интереса к изучению русского языка;

воспитание бережного, внимательного отношения к родному языку;

воспитывать уважение друг к другу, учить соблюдать правила работы в коллективе, формировать положительную мотивацию к учебной деятельности на основе использования элементов технологии личностно – ориентированного обучения;

Задачи: дать представление о типах интерьера, способах его описания; формирование речевых навыков устного и письменного высказывания на заданную тему; повторение орфографии, способов словообразования;

Оборудование: проектор, экран; презентация.

«Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегов, Н. Ю. Шведова; памятка «Как работать над сочинением-описанием интерьера» (по количеству уч-ся), раздаточный материал (тексты).

Прежде чем начать писать, я задаю себе три вопроса:

что я хочу написать, как написать и для чего написать.

М. Горький.

Ход урока

I. Оргмомент

II. Работа по теме

1. Вступительное слово учителя

Я хотела бы начать этот урок с легенды. Послушайте ее и подумайте, чему будет посвящен урок. Смотрите на экран, там появятся слова-подсказки.

(По ходу чтения на экране появляются слова: дом, мебель, декор, дизайн, стиль, интерьер.)

2. Чтение легенды (учителем)

Вначале был человек. Дикая природа была для него и полем боя, и местом охоты, и кровом. Земля была для него постелью, небо — крышей, а деревья – стенами. Опасной показалось ему такая жизнь, и тогда решил человек отгородиться от постороннего мира, укрыться в своем укромном уголке. Так появился …

— Как вы думаете, что появилось? (слайд № 1 — ДОМ)

Хорошо было в доме: стены укрывали от ветра, крыша от дождя и снега. Но чего-то не хватало в доме. Взял тогда человек у природы материал и начал мастерить. Где лишняя ветка – срежет, где сучок – сгладит. В умелых руках природный материал превращался в услужливые вещи.

-Что появилось в доме? (слайд № 2)

Да, так появилась мебель и много полезных предметов. Дом стал удобным и даже уютным, но как-то уныло и серо в нем было. Стал тогда человек украшать его: то картину на стене нарисует, то ножки стула резным узором украсит, то цветы на стол поставит. Так появился (слайд №3) первый декор.

Теперь в доме было много красивых вещей, но в них царил какой-то беспорядок. Решил тогда человек все расставить, одну вещь с другой сочетать, чтобы и удобно и красиво было. Так возник первый дизайн (слайд № 4).

Пошел после трудов своих человек к соседям и видит: у одного кровать удобнее сделана, у другого занавеска красивым узором расшита… Стали тогда люди друг у друга лучшее перенимать, интересными идеями делиться. Вскоре дома соседей приобрели что-то общее, похожее, отличаясь лишь деталями или цветом. Так появились стиль и интерьер (слайд № 5).

Индивидуальное задание: найти в толковом словаре значение слов декор, дизайн, стиль.

3. Беседа.

— Вот такая легенда. О чем она повествует?

( Как появились такие понятия как декор, дизайн, стиль, интерьер.)

— Основное понятие нашего урока – интерьер. Вам уже знакомо это слово. Каково его значение?

(Интерьер — слово иноязычного происхождения, заимствовано из французского языка, означает «внутренний». Этот термин, используется в архитектуре и подразумевает внутреннее пространство здания.)

— Правильно, внутреннее пространство здания, помещения. Значит, чему мы сегодня научимся? (Создавать текст-описание помещения, интерьера.)

— Откройте тетради и запишите число и тему урока: Описание помещения (интерьера) (слайд № 6).

4. Повторение.

— Давайте вспомним основные признаки текста – описания.

(Описание – это изображение людей, животных, предметов, природы.)

— Что значить описывать?

(Описывать, значит изображать, перечислять признаки, отличительные приметы, характерные особенности людей, живых существ, предметов, событий, действий.)

— Как строится текст – описание?

(Зачин – общее представление предмета.

Срединная часть – перечисление отличительных признаков.

Концовка – вывод или предложение, заканчивающее перечисление признаков.)

К текстам описательного характера можно поставить вопрос какой?

5. Словарная работа.

— В легенде нам встретились новые слова и понятия. Послушаем ученика, работавшего со словарем.

( Декор – слово, заимствованное из французского языка, оно имеет значение «украшение»; от слова декоративный – служащий для украшения.)

-Подберите однокоренные слова, назовите часть речи (декоративный, декоратор, декорация, декорировать)

(Дизайн – из английского языка, означает — конструирование вещей, машин, интерьеров, основанное на принципах сочетания удобства, экономичности и красоты.)

— Подберите однокоренные слова, назовите часть речи и способ словообразования. (Дизайнер, дизайнерский)

(Слово стиль многозначное, в данном случае оно употреблено в значении совокупность черт какого-нибудь направления в творчестве.)

-Подберите однокоренные слова, назовите часть речи и способ словообразования. (Стилист, стильный)

6. Углубление знаний о понятии «интерьер».

— Все эти слова из одной тематической группы. Благодаря работе декораторов, дизайнеров и стилистов, создается интерьер помещения.

Помещения бывают жилые и общественные, поэтому существует два типа интерьера: жилой и общественный.

-Посмотрите на экран: перед вами изображение жилого и общественного интерьера (слайд № 7). Есть ли разница?

(1 фото — детская комната, скорей всего, в ней живет девочка, которая любит мягкие игрушки, любит рисовать.

2 фото – читальный зал библиотеки (КГУ).В интерьере прослеживается четкость и официальность, нет никакого намека на конкретного человека.

Значит, на 1 фото интерьер жилой, а на 2 – общественный.)

— Типы интерьеров отличались с древнейших времен. По мере того как развивалось человеческое общество, менялся и интерьер. Уже в Древней Греции и в Риме появился театральный и спортивный интерьер. В наше время интерьер чрезвычайно разнообразен.

— Какие типы помещений вы знаете? Из каких помещений состоит жилой дом? А школа? А магазин?

Жилой интерьер: гостиная, детская, спальня, кухня.

Общественный интерьер: школа (кабинеты, мастерская, спортзал, гардероб); библиотека (вестибюль, читальный зал); магазин (торговый зал, подсобные помещения, склад).

-Интерьеры этих помещений отличаются. Мы вряд ли перепутаем спортзал с мастерскими, спальню с кухней. Почему?

( Для каждого помещения характерны предметы, которые помогают нам понять, где мы находимся.)

7. Работа с учебником.

— Какими же предметами создается интерьер? Откройте учебник. Давайте прочитаем 5-й абзац (по предложениям).

После 1,2 предложения посмотрите на экран (слайд № 8,9,10):

1) Черно-белое изображение зала (живопись, декор, лепнина.)

2) Лестница Зимнего дворца.

3) Вестибюль библиотеки, лестница.

После третьего предложения (слайд № 11,12,13)

4) Абонемент, картотека (каталожный зал).

В интерьере выдержан официальный стиль.

— Читаем 6-й абзац. Обратите внимание: описывая интерьер, мы можем показать его красоту и убожество, вкусы и интересы хозяина помещения.

8. Анализ текста.

— Послушайте текст, подумайте, о каком интерьере идет речь. Чтение текста «Бабушкина комната».

— На какие предметы обращает внимание автор?

(Стол, самовар, телевизор, кресло-качалка, комод, кровать с горой подушек, швейная машинка «Зингер»)

-Описание получилось интересным? Что помогло сделать его таким? Какие определения подбирает автор каждому предмету?

(Скатерть узорная, новенький цветной телевизор, уютное кресло-качалка, древний-предревний комод сравнивается с воробьем).

-Что можно сказать о человеке, который живет в этой комнате?

— Это удачное описание, оно интересное, яркое, без речевых ошибок и повторов. Чувствуется даже отношение автора работы к хозяйке комнаты. Послушайте еще одно описание жилого интерьера, проанализируйте его.

Я живу в новом пятиэтажном доме. У нас трехкомнатная квартира, самая маленькая комната – моя.

Мне очень нравится моя комната в солнечный день, особенно если у меня хорошее настроение. Когда я просыпаюсь рано утром, солнце светит в окно и освещает большую часть комнаты. Под его лучами весело поблескивают стекла книжной полки, которая висит над моим письменным столом. Стол находится в правом углу комнаты, рядом с ним стоит сервант с металлическими ручками цвета бронзы. Красиво блестит в серванте посуда, отражая солнечные лучи. Даже угрюмая черная лампа-гусь на столе кажется светлой и новой. Пушистый темно-синий ковер, лежащий на полу, напоминает море, а мой старенький диванчик – кораблик.

Из левого угла комнаты весело подмигивает цветной телевизор. На кресле рядом с полированным столиком для газет и журналов растянулся мой рыжий кот Матвей. Он составная часть интерьера комнаты.

Вот так выглядит моя комната в солнечный день, когда у меня хорошее настроение.

— В чем достоинства и недостатки этого описания? Начните с хорошего.

(Есть интересные описательные обороты, но автор говорит, что комната ему нравится, когда у него хорошее настроение…)

ФИЗМИНУТКА.

— Во время физминутки осмотрите комнату, запомните предметы, которые создают интерьер.

— А теперь, закройте глаза и назовите эти предметы.

9. Работа с текстами.

— В начале любого описания надо сказать, о каком помещении идет речь, т.е. назвать его признаки (чья комната, какая она и т.д.) Затем надо перечислить предметы, которые есть в комнате, можно указать их местоположение.

— Прочитайте первый текст. Обратите внимание на его строение. Употребление глаголов в нем необязательно. Все и так понятно. Это описание краткое, точное. Каждый предмет можно не только назвать, но и описать.

— Прочитайте второй текст. В нем дано более полное описание книжной полки.

— Сделайте вывод, какие части речи могут быть использованы в описании помещения? (Существительные, прилагательные, глаголы, наречия)

10. Собирание материалов к сочинению. Орфографический диктант.

-Давайте соберем и запишем те слова и словосочетания, которые вы можете использовать в сочинении.

Просторная комната, высокие потолки, широкие подоконники, блестящие полы, мягкий ковер, деревянный столик, декоративный абажур, старинные часы, комнатные растения, удобный диван; расположился слева, находится справа.

-Укажите слова с чередующимися гласными в корне.

-Найдите слова, образованные приставочно-суффиксальным способом, обозначьте эти морфемы.

— Создавая сочинение-описание, не забывайте пользоваться орфографическим словарем.

11. Выводы

М. Горький писал: «Прежде чем начать писать, я задаю себе три вопроса: что я хочу написать, как написать и для чего написать».

-Давайте и мы зададим себе эти вопросы.

— Что вы будете писать? (сочинение)

— Как вы будете его писать? (в виде описания)

— Для чего вы будете писать? (чтобы интересно рассказать о каком-либо помещении)

Во время работы над сочинением вам поможет памятка «Как работать над сочинением-описанием интерьера».

III. Итоги урока

— О чем вы узнали сегодня? С какими словами познакомились? Чему научились, какие выводы сделали?

Домашнее задание. Напишите сочинение – описание интерьера. Впереди новогодние праздники, подумайте, как будет выглядеть ваша комната или класс в праздничные дни. Пофантазируйте и напишите об этом.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/351871-urok-razvitija-rechi-opisanie-interera

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

Цель:

Научить учащихся описывать помещение.

Задачи:

Образовательные:

А) Учить различению стилей при использование соответствующих средств при описании помещения;

Б) учить разграничению описания места и описания предмета;

В) учить определять способы и средства связи предложения в текстах этого типа;

Г) формировать умение использовать языковые средства для обозначения местоположения предмета (для предупреждения повтора-недочёта);

Д) формировать умение отбирать глаголы для разных стилей речи;

Е) учить находить средства создания образности;

Ж) формировать умение соединять описание помещения с повествованием.

2. Коррекционно – развивающие:

А) Совершенствовать умение точно и последовательно выражать мысли;

Б) совершенствовать мыслительные навыки: активизацию мышления, сообразительности, наблюдательности, формулирование мысли;

В) уточнять и обогащать словарный запас, активизировать печь;

Г) совершенствовать грамматическое оформление речи путём овладения связью слов в предложении, моделями предложений, различными синтаксическими конструкциями;

Д) развивать зрительное внимание и слуховую память, словесно-логическое мышление.

З) формировать умение применять полученные знания при самостоятельной работе.

3. Коррекционно – воспитательные:

1. воспитывать самостоятельность, трудолюбие;

2. воспитывать организационные умения, необходимые для продуктивной деятельности.

Оборудование:

Оформленная заранее доска, тетради для творческих работ, карточки, картины с изображением помещений.

Ход урока:

Организационный момент и сообщение целей урока.

Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся с ещё одной разновидностью описания – описание помещения.

Представьте, что вы впервые пришли в гости. Всё кругом новое, незнакомое. Вы рассматриваете то, что открылось перед вами… Если бы вам понадобилось потом рассказать о том, что увидели, высказывания какого типа речи вы стали бы создавать? Почему именно описание?

(Описание — это изображение какого-либо явления действительности путём перечисления и раскрытия его основных признаков. Описание предназначено для того, чтобы слушавший вас человек ярко представил описываемый предмет.)

Учитель: Беглый взгляд схватывает только общий вид: место (где?) и предметы, расположенные на этом месте (что?). На уроке литературы мы читали произведение И.С. Тургенева «Муму».

Вспомните, где поселили Герасима в городе?

(Ему ответили над кухней каморку).

— Что там находилось? ( Ученики читают текст на карточках).

Он устроил её себе сам, по своему вкусу, соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырёх чурбанах, — истинно богатырскую кровать; сто пудов можно было положить на неё – не погнулась бы; под кроватью находился большой сундук; в уголку стоял столик на трёх ножках, да такой прочный и приземистый, что сам Герасим, бывало, поднимет его, уронит и ухмыльнётся.

Учитель: Что увидели мы в каморке? Найдите в тексте слова, которые называют предметы и их местонахождение. Какие слова являются главными в сообщении, т.е. представляют собой «новое»?

(соорудил в ней кровать; под кроватью; в уголку).

— Можно ли по помещению рассказать о характере его хозяина?

Учитель: Описание помещения – разновидность описания. Когда нам в жизни приходится создавать описание помещения?

(В сочинениях, в рассказах.)

Зрительная гимнастика.

Учитель: Перед вами 2 текста (на карточках). Прочитайте и сравните их. Какой из них содержит описание места, а какой – описание предмета?

В лесу  на траве, на дорожках уже виднелось много опавших листьев. На полянах ярко краснели гроздьями ягод стройные рябины.

Кругом деревни поля ещё голое. А одно будто зелёной краской залито. Такое яркое, такое весёлое, такое праздничное! Зелёные ростки, одинаковые, как родные братцы, кустиками, кустиками торчат.

(1 – описание места, 2 – описание предмета)

Учитель: В описании места предметы называются («новое» -предметы), а в описании предмета – предметы характеризуются, называются их признаки («новое» — признаки).

Учитель: Сейчас мы с вами посмотрим, какие способы и средства связи предложений встречаются в текстах. Сравните два отрывка:

(Мы вошли в удивительную комнату). По внешней стороне её шли большие окна. На одном, широко открытом, стояли цветы благоухающего душистого горошка. За нежными лиловыми цветами был виден красный дворец.

(Вошли в кабинет). На полу лежит большой пушистый ковёр. На окнах занавески и плотные портьеры. Перед столом – мягкое кожаное кресло. У стены – застеклённый книжный шкаф.

Определите тип речи. Укажите способы и средства связи  предложений.

(1 – Предложения связаны последовательно, с помощью цепной связи (вместо слова» комната» — местоимение «её», «окна» — синоним «на одном», повтор: «цветы» — «цветами»;

2 – Параллельная связь – предложения имеют параллельное строение).

Учитель: Запишите слова в два столбика. В 1 те слова, которые могут быть использованы в описании места, во 2 – те, которые могут быть употреблены в повествовании. Укажите значение слов той и другой группы.

Затем, близко, недалеко, невдалеке, поблизости, близи, возле, справа, около, дальше, в нескольких шагах, наконец, на окне, около двери, тут же.

1) – близко, недалеко, невдалеке, поблизости, вблизи, возле, справа, около, дальше, в нескольких шагах, на окне, около двери, тут же – значение: нахождение вблизи чего-то;

2) – затем, после этого, позднее, через некоторое время, через час, немного позже, наконец – промежуток времени.)

Учитель: Для чего нужно столько слов для обозначения одного понятия?

(Чтобы не было повторов).

Как называется такая группа слов?

(синонимы).

Зрительная гимнастика.

Учитель: Прочитайте текст. Определите тип речи. Найдите и устраните недочёты.

Рядом с женщиной сидит девочка. Рядом с ней лежит их верный пёс. Рядом стоят корзина и ведро, полные грибов, и кувшин с ягодами.

(Рядом с женщиной сидит девочка. Невдалеке от неё их верный пёс. Дальше

стоит корзина и ведро, полное грибов, и кувшин с ягодами.)

Учитель: Есть глаголы, которые в разных стилях речи используют по-разному. В научном и деловом они должны обеспечить точность высказывания (находится, имеется, расположен). В художественном стиле эти глаголы должны помогать «рисовать» предмет, т.е. участвовать в создании образности, эмоциональности, поэтому здесь уместны слова: синеет, тянется, раскинулся, указывающие не только на наличие предмета, но и на его признак. Прочитайте текст. Удачно ли подобраны глаголы? Если нет, исправьте недочёты. Объясните.

Перед школой возвышается одноэтажный деревянный дом. За ним красуется школьное здание. За школой раскинулся небольшой сад.

(Перед школой стоит одноэтажный деревянный дом. За ним находится обычное школьное здание. За школой расположен небольшой сад.)

Учитель: Можно ли при описании помещения характеризовать какой-то один предмет?

Проанализируйте отрывок. Определите тип речи. Какова тема отрывка.

Посреди комнаты стоял чудной красоты кукольный театр. На занавесе его блестел золотой зигзаг молнии. С боков занавеса поднимались две квадратные башни, раскрашенные так, будто они были сложены из маленьких кирпичиков. На левой башне были часы с бронзовыми стрелками. На циферблате против каждой нарисованы смеющиеся рожицы мальчика и девочки. На правой башне – круглое окошко из разноцветных стёкол.

(Тема- описание кукольного театра).

— Что помогает создать образность художественного описания?

(Наличие большого количества определений). Назовите их.

Учитель: Описание помещения, как и другие типы речи, чаще всего используются в сочетании с повествованием, описанием предмета и т.д. Нужно уметь соединять описание помещение с повествованием.

Прочитайте текст и вообразите картину, которую могли увидеть дети. Продолжите отрывок, включив в него описания места на тему: « Наша комната в новогодний вечер». Частью сочинения на какую тему может этот отрывок?

В этот день нас долго не пускали в комнату, где мы встречаем Новый год. С нетерпением мы ждали, когда дверь откроется. И вот наконец он настал. Мы влетаем в комнату и останавливаемся поражённые.

Учитель: Итак, сегодня на уроке мы познакомились с новым видом описания – описание помещения. Ответьте на вопросы:

-В каком стиле мы используем описание помещения?

-Чем отличается описание места от описания предмета?

-Какие языковые средства используют для обозначения местоположения предмета?

-Какие существуют средства для создания образности?

Задание на дом. Сделайте несколько «заготовок» для сочинения на тему «Наш класс», выбрав для характеристики предметов глаголы из предложенного ряда.

Тянется, возвышается, приютился, прячется, чернеет, вытянулся, с интересом смотрят на нас, занимают всю стену зеленеют, толпятся.

Содержание:

  • § 1  Что такое «описание»?
  • § 2  Особенности описания помещения
  • § 3  Сочинение-описание помещения

§ 1  Что такое «описание»?

Описание – это такой тип речи, где подробно рассказывается о предмете, его внешнем виде и свойствах.

Основной вопрос к тексту: какой?

Описание предполагает одновременность изображаемых событий, предметов, явлений, действий.

Рассмотрим тип речи – описание – на примере текста «Первый мороз» Михаила Пришвина:

«Ночь прошла под большой чистой луной, и к утру лёг первый мороз. Всё было седое, но лужи не замерзали. Когда явилось солнце и разогрело, то деревья и травы обдались такой сильной росой, такими светящимися узорами глянули из тёмного леса ветки елей, что на эту отделку не хватило бы алмазов всей нашей земли. Особенно хороша была сверкающая сверху донизу королева-сосна. Молодой собакой прыгала в груди моей радость».

Это был пример описания природы. Так же можно описать портрет человека, помещение и интерьер.

А с чего же начать описывать помещение?

Для начала давайте разберем значение слова «помещение»:

Помещение – ограниченное пространство внутри здания, имеющее определенное функциональное назначение. Это и квартира, и комната, и школа, класс, дача, кинотеатр, музеи, магазины, театры, Дома творчества и т.д.

Человек очень часто оказывается в такой ситуации, когда возникает необходимость описать помещение: купили новую квартиру – она какая; пришли в театр – какое прекрасное фойе, открыли новый магазин – необычный интерьер; школа первого сентября – всё в ней ново и неожиданно. Помещение может поразить, удивить, а может и разочаровать, оно может что-то сказать об авторе и обитателе.

Каждое помещение имеет свой интерьер.

Интерье́р — от французского, «внутренний» — архитектурно и художественно оформленное внутреннее помещение здания, обеспечивающее человеку эстетическое восприятие и благоприятные условия жизнедеятельности.

Интерьер бывает общественным, например, театр, концертный зал, либо жилой. Описывая интерьер, мы создаём описание помещения. При этом мы можем показать его красоту или убожество, особенности самой архитектуры, вкусы и интересы хозяина помещения.

§ 2  Особенности описания помещения

Основа описания – это перечень признаков помещения и находящихся в нём предметов. Перечень предметов, находящихся в помещении, может сопровождаться указанием их местоположения.

Небольшая, светлая комната с одним, но широким окном. Перед ним – письменный стол, рядом – два стула. Слева – диван-кровать; справа, в углу, — книжная полка; на стене – карта полушарий.

http://img-fotki.yandex.ru/get/6504/146620994.34b/0_98519_4206c9c2_XL

Есть два вида описаний помещения: краткое, т. е. его можно сжать, «свернуть», и подробное.

Обратим внимание на интерьер комнаты на картине Татьяны Ниловны Яблонской “Утро”. Высокий потолок, высокая балконная дверь, окно необычной формы придают ей простор, уют, не так много предметов: деревянная кровать, стул и стол, но во всём ощущение домашности, может быть от того, что нет в комнате строго порядка: постель ещё не заправлена, на стуле лежит школьная форма девочки, на столе кувшин, хлебница.

А теперь внимательно посмотрите вокруг и опишите то место, где вы находитесь.

Используйте слова – помощники:

ГДЕ? ЗДЕСЬ, ГДЕ-ТО, КОЕ-ГДЕ, ТУТ ЖЕ

ГДЕ? В ШКОЛЕ, В ЛЕСУ, В СЕЛЕ, В КАБИНЕТЕ

ГДЕ? СПРАВА, СЛЕВА, НАПРАВО, НАЛЕВО, НАПРОТИВ

ГДЕ? ОКОЛО НЕЕ, ВБЛИЗИ, НЕДАЛЕКО ОТ, ПОБЛИЗОСТИ, В НЕСКОЛЬКИХ ШАГАХ

§ 3  Сочинение-описание помещения

Теперь перейдем к памятке “Как написать сочинение-описание помещения”.

Работая над сочинением-описанием помещения, помните о последовательности изложения материала! Очень часто учащиеся допускают ошибки, «перескакивая» при описании с предмета на предмет, например: пол, стены, мебель, окно, и вновь описание того, что висит на стенах и т.д. Чтобы этого не случилось, обязательно составьте план, затем систематизируйте собранные материалы (т.е. приведите все записи в определенный порядок).

А сейчас составим примерный план описания помещения. Сначала описываем само помещение:

Размеры комнаты.

Стены.

Окно.

Полы.

Интерьер (мебель).

Стол.

Стулья.

Диван.

Шкаф.

И в конце пишем вывод – свое отношение к описываемому (в зависимости от замысла пишущего: «Я очень люблю свою комнату», «Вот в таком доме хотелось бы мне жить», «Вот так выглядит моя комната в новой квартире» и т.п.).

Пример сочинения:

Я живу в просторной трёхкомнатной квартире. Самая большая комната принадлежит нам с братом. В ней большое окно, зашторенное бледно-зелёными портьерами. Их недавно повесила мама, и они придают комнате особый уют. В углу у окна стоит наш старенький, но милый диван-кровать, на котором мы спим с братом. А по воскресеньям мы на этом диване читаем книги или просто отдыхаем. Рядом с диваном журнальный столик, крышка которого разрисована под шахматную доску. За этим столиком мы частенько играем в шахматы или шашки. Напротив – сервант, в котором очень много интересного: здесь и подарки наших родителей, и сувениры, привезённые нами из других городов. В нижних шкафах серванта мы храним книги о приключениях, детективы, фантастику, здесь же лежат и детские журналы. Около окна стоит наш письменный стол, за которым мы делаем уроки. На столе красивая настольная лампа, подаренная бабушкой. Недавно мы поставили недалеко от этого стола аквариум: решили заняться рыбками. В нашей комнате всегда чисто и уютно. Для отдыха есть небольшой телевизор. Хорошо после школы возвращаться домой, где тебя ждёт твоя любимая комната.

Использованные изображения:

  • Описание самсона вырина из рассказа станционный смотритель с цитатами из текста
  • Описание помещения кафе сочинение
  • Описание самовара сочинение 5 класс
  • Описание помещения в рассказе дубровский
  • Описание салтана из сказки о царе салтане