Описание праздничного стола в сказке черная курица или подземные жители

Описание праздничного обеда. 1. Найдите в тексте и прочитайте описание праздничного обеда. 2.Что вас поразило? 3. Какие особенности жизни и быта связаны с ушедшей эпохой? Описание одежды Описание причесок Убранство стола. 23.

Слайд 23 из презентации «Погорельский «Чёрная курица»».
Размер архива с презентацией 2752 КБ.

П

краткое содержание других презентаций

«Софья Леонидовна Прокофьева» — Софья Леонидовна Прокофьева. Счастье. Биография. Красивая девушка. Мир сказок. Повелитель волшебных ключей. Облако. Девочка. Ученик волшебника. Особенность сказки. Сказка. Неизвестный с хвостом. Облако сидело на подоконнике. Повесть Софьи Прокофьевой. Софья Леонидовна. Астрель и хранитель леса. Прекрасная и нежная Белоснежка. Король.

«Полонский «Посмотри — какая мгла»» — Олицетворения. Ночной пейзаж. Цветовая картина стихотворения. Яков Петрович Полонский. Посмотри — какая мгла. Что такое аллитерация. Лунная ночь на Днепре. Какую роль играют эпитеты. Что мы чувствуем, читая строки стихотворения. Как поэт изображает ночь. Каким вы представляете себе лирического героя. Музыкальность стихотворения. Композиция, строфика стихотворения. Способ рифмовки. Синквейн. Основная мысль стихотворения.

«Погорельский «Чёрная курица»» — Адмиралтейство не было обсажено деревьями. Как Алеша спас курицу от неминуемой смерти. Что еще кроме чтения книг скрашивало Алешино одиночество. Сказка «Черная курица, или Подземные жители». Исаакиевский мост. Алеша и подземные жители. Почему стал изменяться характер Алеши. «Черная курица, или Подземные жители» прелестна. Площадь Исаакиевская. Описание праздничного обеда. Он забыл о самом главном: все на свете дается человеку трудом.

«Шарль Перро» — Биография Шарля Перро для детей. Основная цель. Чем уколола руку спящая красавица. Границы трагического им четко обозначены. Шарль Перро. Перро подарил нам подлинные сказочные трагедии. Автор прибегнул к мистификации. Литературные игры. Кроссворд. Ребенок становится человеком не сам по себе, а лишь общаясь. Загадки.

«Писахов» — Ружьё. Архангелогородцы. Много путешествовал по Северу. Викторина. Как поп работницу нанимал. Преподавал рисование. Степан Григорьевич Писахов. Сеня Малина. Апельсин. Северно сияние. Творческая биография. Выспался я во всю силу. Лицо густо заросло бородой. Дома за мужа взялась. Перепелиха. Сказочник. Писахов прожил в Архангельске всю жизнь. Морожены волки. Как купчиха постничала. Степан Писахов. Писахов послал сказки в Москву.

«Викторина по сказкам Перро» — Спящая красавица. Эйфелева башня. Красная Шапочка. Народные костюмы. Дар сказочника. Шарль Перро. Карта Франции. Нотер дам де Пари. Пирожок и горшочек масла. Улицы Парижа. Золушка. Кот в сапогах. Париж. Урок-игра по творчеству Шарля Перро. Лувр.

Всего в разделе
«П»

8 презентаций

logo

  • Как Антоний Погорельский в своей сказке Черная курица или подземные жители описывает праздничный обед ответ на вопрос срочно плиииииииииииииииииииз

    • Предмет:

      Литература

    • Автор:

      sinceremaldonado965

    • Создано:

      3 года назад

    Ответы

    Знаешь ответ? Добавь его сюда!

  • geografiya
    География

    3 минуты назад

    Пищевая и лёгкая промышленность

  • fizika
    Физика

    3 минуты назад

    Сила давления в жизни растений

  • algebra
    Алгебра

    3 минуты назад

    Привести подобные члены и найти значение многочлена

  • biologiya
    Биология

    8 минут назад

    Каких птиц (или их следы) можно встретить зимой. Чем они питаются? Приведи один-два примера.

  • literatura
    Литература

    8 минут назад

    Литература 8 класс

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Вы не можете общаться в чате, вы забанены.

Чтобы общаться в чате подтвердите вашу почту
Отправить письмо повторно

Вопросы без ответа

  • matematika
    Математика

    52 минут назад

    Дана последовательность букв фавыдовлыдяюфлчлиоыдсоыжф найдите в этой последовательности частоту

    А) буквы Д;Б)буквы Ф;В)буквы Ы;Г)буквы С

  • drugie-predmety
    Другие предметы

    55 минут назад

    Что такое с болталкой случилось? Актива нет с 19:37, подозреваю, что так у всех. Инфы вкиньте

Топ пользователей

  • avatar

    Fedoseewa27

    20584

  • avatar

    Sofka

    7417

  • avatar

    vov4ik329

    5115

  • avatar

    DobriyChelovek

    4631

  • avatar

    olpopovich

    3446

  • avatar

    zlatikaziatik

    2620

  • avatar

    dobriykaban

    2374

  • avatar

    Udachnick

    1867

  • avatar

    Zowe

    1683

  • avatar

    NikitaAVGN

    1210

Войти через Google

или

Запомнить меня

Забыли пароль?

У меня нет аккаунта, я хочу Зарегистрироваться

Выберите язык и регион

Русский

Россия

English

United States

zoom

How much to ban the user?

1 hour
1 day

Слайд 1

Нравоучительное содержание и причудливый сюжет литературной сказки Презентация выполнена учителем русского языка и литературы высшей категории ГБОУ СОШ №135 с углублённым изучением английского языка Выб оргского района Санкт-Петербурга Канунниковой Светланой Фёдоровной 1

Слайд 2

Антоний Погорельский «Черная курица, или Подземные жители » 2

Слайд 3

3

Слайд 4

Биография писателя Настоящая фамилия писателя Алексей Алексеевич Перовский. Побочный сын графа А. К. Разумовского. Даты его жизни 1787-1836 . Получил домашнее образование. За 1805 -1807 успешно окончил Московский университет. 1811 -1830 – при Московском университете организовал Общество любителей российской словесности. Один из образованнейших людей России. Участник войны 1812года. В 1822 году после смерти отца унаследовал имение Погорельцы. По названию имения выбрал себе псевдоним. 4

Слайд 5

Сказка «Черная курица, или Подземные жители» была впервые напечатана в 1829году. Волшебная повесть, как определил жанр произведения сам автор,«ЧЕРНАЯ КУРИЦА, ИЛИ ПОДЗЕМНЫЕ ЖИТЕЛИ» была написана для десятилетнего племянника Алеши, который станет поэтом Алексеем Константиновичем Толстым. 5

Слайд 6

Алексей Алексеевич Перовский Алексей Константинович Толстой 6

Слайд 7

«Черная курица, или Подземные жители» прелестна в своей безыскусной поучительности и яркости наивного смысла о чудесной птице, помогающей доброму и честному мальчику, и уходящей от него , когда он стал легкомысленным и тщеславным ленивцем. В ней правдиво изображена жизнь старого Петербурга, убедительно раскрыт внутренний мир ребенка, впервые в русской литературе ставшего главным героем произведения, ненавязчиво выведена мораль и тонко проявлено характерное для Погорельского органическое сплетение обыденности, юмора и фантастики. 7

Слайд 8

«Лет сорок тому назад в Санкт-Петербурге на Васильевском острове, в Первой линии жил- был содержатель мужского пансиона…» 8

Слайд 9

Найдите на карте Васильевский остров . Линия – название стороны улицы на Васильевском острове. Пансион – школа с общежитием. 9 Васильевский остров ва

Слайд 10

«В то время Петербург наш уже славился в целой Европе своею красотой, хотя и далеко не был таким , каков теперь…» 10

Слайд 11

«Исаакиевский мост, узкий в то время и неровный, совсем иной представлял вид, нежели теперь…» 11

Слайд 12

«…да и сама площадь Исаакиевская вовсе не такова была.» 12

Слайд 13

«Тогда монумент Петра Великого от Исаакиевской площади отделен был канавою…» 13

Слайд 14

« Адмиралтейство не было обсажено деревьями…» 14

Слайд 15

15

Слайд 16

«… манеж Конногвардейский не украшал площади прекрасным нынешним фасадом…» 16

Слайд 17

17

Слайд 18

«…одним словом, Петербург тогдашний не тот был, что теперешний. Города перед людьми имеют, между прочим, то преимущество, что они иногда с летами становятся красивее…» 18

Слайд 19

«В нынешние времена вряд ли в целой России вы встретите человека, который бы видал Петра Великого; настанет время, когда и наши следы сотрутся с лица земного! Все проходит, все исчезает в бренном мире нашем…» 19

Слайд 20

Главный герой сказки – Алеша Сколько Алеше лет? Почему Алеше одиноко? Что помогает Алеше справиться со скукой? 20

Слайд 21

Что еще кроме чтения книг скрашивало Алешино одиночество? Чернушка – ласковая, хохлатая курица. . 21

Слайд 22

Как Алеша спас курицу от неминуемой смерти? Империал – золотая монета. 22

Слайд 23

Описание праздничного обеда . 1. Найдите в тексте и прочитайте описание праздничного обеда. 2.Что вас поразило? 3. Какие особенности жизни и быта связаны с ушедшей эпохой? Описание одежды Описание причесок Убранство стола 23

Слайд 24

Но Алеше все это не интересно. Ему показалось, что его позвала черная курочка. «Он весь вечер просидел один в классных комнатах, а ночью…» Что произошло ночью? 24

Слайд 25

Алеша и подземные жители Расскажите о пути Алеши с Чернушкой в подземное царство и об условии, которое ставит Чернушка. В каком значении употреблено слово скромный? Нескромность – неумение хранить тайну. 25

Слайд 26

Алеша перед подземным королем Какое желание просит исполнить Алеша? Приносят ли ему радость успехи, в достижении которых он не прикладывал усилий? 26

Слайд 27

Он забыл о самом главном: все на свете дается человеку трудом. Нужен труд, чтобы приготовить пищу, построить дом, получить знания. Только те знания, которые добыты трудом, остаются крепко в голове, только их никто не может отнять. 27

Слайд 28

Почему стал изменяться характер Алеши? Что случилось с Алешей, когда он потерял волшебное семечко? 28

Слайд 29

Нарушил ли Алеша условие, поставленное Чернушкой в начале сказки? Предал ли подземных жителей? Почему пострадал именно министр Черная курица? 29

Слайд 30

Всегда страдает тот, кто любит. Теперь министр Черная курица закован в цепи, ведь подземные жители поплатились из-за Алеши, которого привел к ним именно он. Упрекает ли, обвиняет, ругает ли министр Черная курица Алешу? 30

Слайд 31

Министр Черная курица прощает Алешу и уходит навсегда. Он просит Алешу, чтобы он опять стал добрым мальчиком, каким был прежде. 31

Слайд 32

Как закончилась сказка? 32

Слайд 33

В чем мудрость сказки? Все достается собственным трудом, тогда это ценится и приносит радость. 33

Слайд 34

Какие законы волшебной сказки соблюдены в этом произведении? Сказочный зачин — ЖИЛ-был Волшебное средство – семечко Помощник, даритель – Черная курица Подземное царство 34

Слайд 35

Какие отрицательные человеческие качества осуждаются? Безделье Гордыня Предательство 35

Слайд 36

Мудрость Черной курицы в том, что он (Министр) умеет быть благородным и умеет прощать. А это для Алеши оказывается самым сильным и мудрым уроком. 36

Слайд 37

Задание на дом: напишите сочинение-миниатюру «Чему научила меня волшебная повесть «Черная курица, или Подземные жители». 37

Слайд 38

38 Спасибо за урок!

Статья по литературе (5 класс) по теме: Антоний Погорельский и его сказка “Черная курица, или Подземные жители”. Часть 1

Антоний Погорельский и его сказка “Черная курица, или Подземные жители”. Часть 1

Антоний Погорельский –  замечательный русский писатель начала ХIХ века. Его знаменитое произведение «Черная курица, или Подземные жители» является одной из первых литературных сказок в русской прозе. Сам он называл её волшебной повестью.

Сказка стала любимым чтением для детей и вошла в золотой фонд детской литературы. Однако, как и многие другие произведения, предназначенные для детей («Приключения Алисы» Л. Кэрролла, «Золотой ключик» А.Н.Толстого, «Синяя птица» М. Метерлинка и др.

), оно мерцает многими смыслами, и за простым сюжетом с наивной моралью угадывается иное, более сложное повествование.

«Чёрную курицу» Погорельский писал в 1825-1826 годах, а опубликована она была в 1829 году и действительно стала одной из первых в русской литературе книг во многих смыслах – и одной из первых литературных сказок, и одним из первых мистико-фантастических произведений, и первым авторским произведением литературы для детей. Приемы введения фантастического, сочетание фантастического и реального в произведении, обыгрывание мотива сна, исторический принцип в основе повести – все эти находки Погорельского позже будут использованы и другими русскими писателями.

Антоний Погорельский, как известно, псевдоним писателя, настоящее имя которого – Алексей Алексеевич Перовский. Отец писателя, граф Алексей Кириллович Разумовский, был известным государственным деятелем при дворе Екатерины II, а мать –   Мария Михайловна Соболевская (впоследствии по мужу – Денисьева) – простой мещанкой. Богатый вельможа, А.К.

Обратите внимание

Разумовский добился дворянского звания для своих внебрачных детей и оставил им наследство.

Семья была исключительно литературной. Сам А.К.Разумовский послужил одним из прототипов старого графа Безухова в романе Л.Толстого «Война и мир». Он состоял в переписке с И.А. Поздеевым, с которого Толстой писал в своем романе образ масона Баздеева.

На основании воспоминаний В.Перовского, родного брата Алексея  Перовского, о его приключениях в захваченной французами Москве и встрече с генералом Даву написана часть романа Л. Толстого о похождениях Пьера в сожженной Москве. Кроме того, В.

Перовский, бывший в 1833 году оренбургским военным губернатором, встречался с Пушкиным, когда тот, собирая материалы к «Истории пугачевского бунта», посетил Оренбург.

Племянник Погорельского, которого он очень любил и воспитанием которого занимался, – Алексей Константинович Толстой – стал выдающимся русским поэтом, писателем и драматургом. Три других племянника, сыновья сестры Ольги – Жемчужниковы – оставили в литературе яркий след, создав пародийный образ Козьмы Пруткова.

«Черная курица» была сочинена Перовским для его племянника Алеши Толстого, который стал своеобразным двойником дяди – носил то же самое имя и находился в том же возрасте, что и герой произведения, в котором угадываются черты самого автора.

На создание сказки повлияло творчество Гофмана, произведения которого Перовский прочитал, скорее всего, в Германии, куда был переведен по службе в 1814 году. Здесь он и познакомился с первыми сборниками рассказов Э. Т. А. Гофмана «Фантазии в манере Калло» (1814), «Ночные рассказы» (1816).

В сказке ощущается влияние и других немецких романтиков, в частности Тика, а также знаменитого английского писателя-сатирика Свифта.

С самых первых абзацев произведения проявляются два основных принципа творчества писателя, которые актуализируются в сказке, – сочетание фантастического с реальным и принцип историзма.

Важно

Сказочное «жил-был» в начале сказки сопровождается точным адресом и описанием Петербурга, причем автор создает два образа города – один в историческом ракурсе – это Петербург конца восемнадцатого века – и второй – современный рассказчику.

Он пишет о том, как похорошел город, как изменился его облик: «В  то  время  Петербург наш  уже  славился  в целой  Европе  своею красотой, хотя и далеко еще не был таким, каков теперь.

Тогда  на проспектах Васильевского  Острова не было веселых тенистых аллей: деревянные подмостки, часто из  гнилых  досок сколоченные,  заступали  место  нынешних  прекрасных тротуаров.

 Исаакиевский  мост,  узкий  в то время и  неровный,  совсем иной представлял вид, нежели как теперь; да и самая площадь Исаакиевская вовсе не такова была  Петербург тогдашний  не  то был, что теперешний».

В этих словах чувствуется и любовь к Петербургу, и гордость за столицу, которая за сравнительно недолгий срок (всего сорок лет) преобразилась и стала одним из красивейших городов мира.

Говоря о Петербурге в историческом смысле, Погорельский, кроме прошлого и настоящего (которое для читающего сказку является уже историческим прошлым) имплицитно создает и третью проекцию – города будущего (который для читающего является настоящим), продолжающую мотив совершенства и могущества Петербурга.

В любви к родному городу, который одновременно является и столицей могучей империи, проявляется патриотическое чувство, которое в полной мере было присуще Погорельскому.

С началом войны 1812 года Перовский, как и многие другие молодые дворяне, охвачен общим патриотическим порывом и вступает в армию: его зачисляют в 3-й Украинский казачий полк.

Отец категорически запретил Перовскому принимать участие в военных действиях, угрожая, в случае неповиновения, лишить сына материальной поддержки и имения.

Перовский отвечал отцу хоть и в лучших романтических традициях того времени, но,  тем не менее, очень искренне: «Можете ли Вы думать, граф, что сердце моё столь низко, чувства столь подлы, что я решусь оставить своё намерение не от опасения потерять Вашу любовь, а от боязни лишиться имения? Никогда слова сии не изгладятся из моей мысли… »

Совет

Подобное поведение и настрой чувств говорят не только о патриотизме писателя, который храбро сражался против французов и в рядах регулярной армии, и в отрядах партизан – Погорельский находился в армии вплоть до 1816 года, –  но и об особенном благородстве и чистоте помыслов этого человека. Участие в исторических событиях, безусловно, дало писателю ощущение причастности к большой истории, выработало в нем философское отношение к жизни. Философские ноты звучат уже в самом начале сказки: «…настанет время, когда и наши следы сотрутся с лица земного! Все проходит, все исчезает в бренном мире нашем…».

Исторические вехи в повести обозначены несколькими периодами – времена Петра I, которого знали и с которым даже беседовали старушки голландки, конец восемнадцатого века, когда происходили описанные в сказке события;  время, соответствующее моменту повествования (30-тые годы ХIХ века), и, наконец, условное будущее, когда и «наши следы сотрутся с лица земного». Подобная временная композиция помогает протянуть нити от прошлого к будущему, показать их единство и взаимосвязь, включенность каждого персонажа в исторический процесс. Кроме того, она является одним из способов введения фантастики в реальность: столетние старушки, родившиеся в конце семнадцатого века, являются частью прошлого, которое становится легендарным и в какой-то степени фантастическим – недаром именно через их комнату надо пройти, чтобы попасть в сказочный мир. Голландские старушки связаны с темой масонского посвящения: как известно, Петр I был принят в масонскую ложу во время путешествия по Голландии. Сам Погорельский тоже был масоном, вступившим в Дрездене в ложу Трех мечей. Он неоднократно делал попытки вступить в масонство и раньше, но его отец, сам видный и влиятельный масон, препятствовал этому. Как бы то ни было, но в Дрездене во время заграничного похода Погорельский осуществил свою мечту.

Масонские мотивы занимают существенное место в «Черной курице». Один из героев сказки – министр подземного королевства. Однако в дневной земной жизни он предстает почему-то в виде курочки. Правда, курочка эта не обычная: по словам кухарки, она не несет яйца и не высиживает цыплят.

Почему же министр является в виде курицы, а не, скажем, в виде петуха, что было бы логичнее с точки зрения здравого смысла? А дело в том, что символика курицы закладывает нужные писателю смыслы, которые концепт петуха мог бы исказить, да и само название сказки сразу же напоминает посвященным о другой знаковой книге.

«Чёрная курочка» — гримуар, содержащий в себе сведения о создании талисманов и волшебных колец. Используя эти предметы, люди якобы могли достигнуть неслыханной силы. Но главная тайна, которую раскрывает книга, — это создание некоей «Черной курочки», также известной как «курица, несущая золотые яйца». Такая курица могла принести владельцу огромные богатства.

Символика курицы амбивалентна. С одной стороны, она олицетворяет воспроизводство, материнскую заботу, а также провидение. Она является символом родительской любви: боязливая по натуре, курица, становится героиней, защищая своё потомство – она бесстрашно нападает на каждого, кто пытается нанести вред её малышам.

В христианстве наседка с цыплятами олицетворяет Христа со своей паствой.

Курица — воплощение всепрощающей любви, символ доброты и сердечности Всемогущего, изливающего эти блага даже бездуховным и безнравственным людям, не преодолевшим своих страстей: « О, Иерусалим, Иерусалим! Я хотел бы так же часто собирать твоих детей вместе, как наседка собирает своих цыплят под крыльями, Но ты не хочешь!» ( Из словаря символов)

Старательная курочка в аллегорическом изображении “семи свободных искусств” символизирует грамматику, которая связана с усидчивым и кропотливым трудом (в сказке эта символика связана с мотивом учения).

Обычная курица, считающаяся недалекой птицей,  в сказках может снести золотое яйцо, которое является аллегорией связанного с высшими силами сокровища (в том числе и подземного богатства – Алеша попадает к подземным жителям).

Обратите внимание

Понятие «сокровище» имеет также и переносный смысл – имеется в виду духовное богатство человека: “Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапываются и не крадут” (Матф.6:19-20)

С другой стороны, в символических словарях Черная курица –  слуга дьявола или даже одно из его проявлений.

https://www.youtube.com/watch?v=CrvFxjD2iAk

Черная курица недаром является именно Алеше. Это восприимчивый, чувствительный мальчик с тонкой и нежной душой, обладающий богатым воображением. Он остро чувствует свое одиночество, которое развивает в нем мечтательность, желание увидеть волшебный мир. Он ждет встречи с чудесным.

В самых обыденных явлениях и реалиях окружающего мира он ощущает веяние таинственного: дырочки в заборе кажутся ему нарочно сделанными волшебницей, а переулок – сказочным пространством, в котором должны случаться необыкновенные происшествия. Фантазии его связаны также с любовью к чтению. Алеша читает немецкие волшебные повести и рыцарские романы.

Один из основных циклов немецкого рыцарского романа – цикл о Парцифале и священном Граале. Он напрямую связан с некоторыми идеями масонов о совершенстве духа.

Погорельский показывает чувствительную душу мальчика, которая как бы вибрирует, ощущая дыхание двух миров – реального и вымышленного.

Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2014/06/12/antoniy-pogorelskiy-i-ego-skazka-chernaya-kuritsa-ili-podzemnye

Читать

Антоний Погорельский

Чёрная курица, или Подземные жители

Лет сорок тому назад, [1]в С.-Петербурге на Васильевском Острове, в Первой линии, [2]жил-был содержатель мужского пансиона, [3]который ещё до сих пор, вероятно, у многих остался в свежей памяти, хотя дом, где пансион тот помещался, давно уже уступил место другому, нисколько не похожему на прежний.

В то время Петербург наш уже славился в целой Европе своею красотой, хотя и далеко ещё не был таким, каков теперь. Тогда на проспектах Васильевского Острова не было весёлых тенистых аллей: деревянные подмостки, часто из гнилых досок сколоченные, заступали место нынешних прекрасных тротуаров.

Исаакиевский мост, узкий в то время и неровный, совсем иной представлял вид, нежели как теперь; да и самая площадь Исаакиевская вовсе не такова была.

Важно

Тогда монумент Петра Великого от Исаакиевской площади отделён был канавою; Адмиралтейство не было обсажено деревьями, манеж Конногвардейский не украшал площади прекрасным нынешним фасадом, [4] – одним словом, Петербург тогдашний не то был, что теперешний.

Города перед людьми имеют, между прочим, то преимущество, что они иногда с летами становятся красивее… Впрочем, не о том теперь идёт дело. В другой раз и при другом случае я, может быть, поговорю с вами пространнее о переменах, происшедших в Петербурге в течение моего века, теперь же обратимся опять к пансиону, который лет сорок тому назад находился на Васильевском Острове, в Первой линии.

Дом, которого вы теперь – как уже вам сказывал – не найдёте, был о двух этажах, крытый голландскими черепицами. Крыльцо, по которому в него входили, было деревянное и выдавалось на улицу.

Из сеней довольно крутая лестница вела в верхнее жильё, состоявшее из восьми или девяти комнат, в которых с одной стороны жил содержатель пансиона, а с другой были классы.

Дортуары, или спальные комнаты детей, находились в нижнем этаже, по правую сторону сеней, а по левую жили две старушки-голландки, из которых каждой было более ста лет и которые собственными глазами видали Петра Великого и даже с ним говаривали.

В нынешнее время вряд ли в целой России вы встретите человека, который бы видал Петра Великого; настанет время, когда и наши следы сотрутся с лица земного! Всё проходит, всё исчезает в бренном мире нашем… но не о том теперь идёт дело.

В числе тридцати или сорока детей, обучавшихся в том пансионе, находился один мальчик, по имени Алёша, которому тогда было не более 9 или 10 лет.

Родители его, жившие далеко-далеко от Петербурга, года за два перед тем привезли его в столицу, отдали в пансион и возвратились домой, заплатив учителю условленную плату за несколько лет вперёд. Алёша был мальчик умненький, миленький, учился хорошо, и все его любили и ласкали.

Совет

Однако, несмотря на то, ему часто скучно бывало в пансионе, а иногда даже и грустно. Особливо [5]сначала он никак не мог приучиться к мысли, что он разлучён с родными своими.

Но потом мало-помалу он стал привыкать к своему положению, и бывали даже минуты, когда, играя с товарищами, он думал, что в пансионе гораздо веселее, нежели в родительском доме.

Вообще дни учения для него проходили скоро и приятно, но когда наставала суббота и все товарищи его спешили домой к родным, тогда Алёша горько чувствовал своё одиночество. По воскресеньям и праздникам он весь день оставался один, и тогда единственным утешением его было чтение книг, которые учитель позволял ему брать из небольшой своей библиотеки. Учитель был родом немец, в то время в немецкой литературе господствовала мода на рыцарские романы и на волшебные повести, и библиотека эта большею частию состояла из книг сего рода.

Итак, Алёша, будучи ещё в десятилетнем возрасте, знал уже наизусть деяния славнейших рыцарей, по крайней мере так, как они описаны были в романах.

Любимое его занятие в длинные зимние вечера, по воскресеньям и другим праздничным дням было мысленно переноситься в старинные, давно прошедшие веки… Особливо в вакантное время, [6]как, например, об Рождестве или в светлое Христово воскресенье, – когда он бывал разлучён надолго со своими товарищами, когда часто целые дни просиживал в уединении, – юное воображение его бродило по рыцарским замкам, по страшным развалинам или по тёмным, дремучим лесам.

Я забыл сказать вам, что к этому дому принадлежал довольно пространный двор, отделённый от переулка деревянным забором из барочных досок. [7]Ворота и калитка, кои вели в переулок, всегда были заперты, и поэтому Алёше никогда не удавалось побывать в этом переулке, который сильно возбуждал его любопытство.

Всякий раз, когда позволяли ему в часы отдыха играть на дворе, первое движение его было – подбегать к забору. Тут он становился на цыпочки и пристально смотрел в круглые дырочки, которыми был усеян забор.

Алёша не знал, что дырочки эти происходили от деревянных гвоздей, которыми прежде сколочены были барки, и ему казалось, что какая-нибудь добрая волшебница нарочно для него провертела эти дырочки.

Обратите внимание

Он всё ожидал, что когда-нибудь эта волшебница явится в переулке и сквозь дырочку подаст ему игрушку, или талисман, [8]или письмецо от папеньки или маменьки, от которых не получал он давно уже никакого известия. Но, к крайнему его сожалению, не являлся никто даже похожий на волшебницу.

Другое занятие Алёши состояло в том, чтобы кормить курочек, которые жили около забора в нарочно для них выстроенном домике и целый день играли и бегали на дворе.

Алёша очень коротко с ними познакомился, всех знал по имени, разнимал их драки, а забияк наказывал тем, что иногда несколько дней сряду не давал им ничего от крошек, которые всегда после обеда и ужина он собирал со скатерти. Между курами он особенно любил чёрную хохлатую, названную Чернушкою.

Чернушка была к нему ласковее других; она даже иногда позволяла себя гладить, и поэтому Алёша лучшие кусочки приносил ей. Она была нрава тихого; редко прохаживалась с другими и, казалось, любила Алёшу более, нежели подруг своих.

Однажды (это было во время вакаций, между Новым годом и Крещеньем, – день был прекрасный и необыкновенно тёплый, не более трёх или четырёх градусов мороза) Алёше позволили поиграть на дворе. В тот день учитель и жена его в больших были хлопотах.

Они давали обед директору училищ, и ещё накануне, с утра до позднего вечера, везде в доме мыли полы, вытирали пыль и вощили красного дерева столы и комоды. Сам учитель ездил закупать провизию для стола: белую архангельскую телятину, огромный окорок и из Милютиных лавок киевское варенье.

Алёша тоже по мере сил способствовал приготовлениям: его заставили из белой бумаги вырезывать красивую сетку на окорок и украшать бумажною резьбою нарочно купленные шесть восковых свечей. В назначенный день поутру явился парикмахер и показал своё искусство над буклями, тупеем и длинной косой [9]учителя.

Потом принялся за супругу его, напомадил и напудрил у неё локоны и шиньон [10]и взгромоздил на её голове целую оранжерею [11]разных цветов, между которыми блистали искусным образом помещённые два бриллиантовых перстня, когда-то подаренные мужу её родителями учеников.

Важно

По окончании головного убора накинула она на себя старый, изношенный салоп [12]и отправилась хлопотать по хозяйству, наблюдая при том строго, чтоб как-нибудь не испортилась причёска; и для того сама она не входила в кухню, а давала приказания своей кухарке, стоя в дверях. В необходимых же случаях посылала туда мужа своего, у которого причёска не так была высока.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=22088&p=1

Антоний Погорельский и его сказочная повесть “Чёрная курица, или Подземные жители”

Антоний Погорельский

и его сказочная повесть

Автор презентации:

учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №1» р.п.Чамзинка Республики Мордовия

Печказова Светлана Петровна

Антоний Погорельский

(1787 – 1836)

Погорельский – это псевдоним 

Алексея Алексеевича Перовского ,

русского писателя,

члена Российской академии (1829)

Псевдоним – это придуманное литературное имя,

которым писатель подписывает свои произведения  

«Двойник, или Мои вечера в Малороссии»

«Изидор и Анюта»

«Монастырка»

«Посетитель магика»

«Путешествие в дилижансе»

«Чёрная курица, или Подземные жители»

Факты биографии

  • Был внебрачным сыном Алексея Разумовского – русского государственного деятеля, действительного камергера, тайного советника, сенатора, министра народного просвещения.
  • Детство провел в имении Разумовского на Украине.
  • Получил хорошее домашнее образование.
  • Окончив Московский университет, в 1812 г. добровольцем ушел в

действующую армию.

  • После отставки поселился в Петербурге.
  • Заботился о воспитании своего племянника Алёши Толстого.
  • После смерти отца в 1822 г. поселился в имении Погорельцы на Украине.
  • В 1828 году печатает свои повести под псевдонимом А.Погорельский

(от названия имения)

  • Окончательно выйдя в отставку в 1830 г., Перовский всецело посвятил себя воспитанию племянника, ездил с ним по Италии.
  • Скончался от туберкулёза по дороге в Ниццу на место своего лечения.
  • Похоронен на Вольском Православном кладбище Варшавы

Сказка для племянника Алёши

В 1829 году Погорельский опубликовал прославившую его сказку «Чёрная курица, или Подземные жители», написанную для племянника Алёши Толстого. Это была первая в истории русской литературы книга о детстве.

Племянник Алеша рассказывал Погорельскому, как, гуляя на пансионатском дворе, он подружился с курицей, как спас её от кухарки, которая хотела сделать бульон. А потом этот реальный случай превратился под пером Погорельского в волшебную сказку, добрую и мудрую.

Племянник Перовского, повзрослев, сам стал замечательным и знаменитым писателем. Это Алексей Константинович Толстой.

Сказка для племянника Алёши

Алексей Толстой

Алексей Перовский

Два таланта жили в Алексее Перовском – талант творческий и редчайший талант самоотверженной любви. Когда они соединились, произошло чудо рождения сказки.

А. Шаров

Признаки литературной сказки

Фольклорная сказка

Литературная сказка

Устное коллективное творчество

народа

Принадлежит конкретному автору

Используются традиционные образы-персонажи, герои положительные и отрицательные

Свойственна изобразительность (описание места, облика героев, их характеров)

Отражены общенародные идеалы, личность конкретного сказителя не прослеживается

Чётко выражена авторская позиция, симпатии и антипатии автора

Перечитаем начало сказки

Где происходит действие повести

«Чёрная курица, или Подземные жители»?

Какие достопримечательности Петербурга упоминаются

в начале повести Антония Погорельского?

«Города перед людьми имеют то преимущество,

что они иногда с летами становятся красивее».

Перечитаем начало сказки

«Города перед людьми имеют то преимущество,

что они иногда с летами становятся красивее».

Вид на Исаакиевский собор

Перечитаем начало сказки

«Города перед людьми имеют то преимущество,

что они иногда с летами становятся красивее».

Васильевский остров

Перечитаем начало сказки

«Города перед людьми имеют то преимущество,

что они иногда с летами становятся красивее».

Памятник Петру Первому

Перечитаем начало сказки

«Города перед людьми имеют то преимущество,

что они иногда с летами становятся красивее».

Адмиралтейство

Перечитаем начало сказки

«Города перед людьми имеют то преимущество,

что они иногда с летами становятся красивее».

Конногвардейский манеж

Перечитаем начало сказки

«Дом, которого теперь – как вам сказывал – вы не найдёте, был о двух этажах…».

Викторина «Внимательный читатель»

  • Сколько лет было Алёше?
  • Что было единственным утешением Алёши в воскресные и праздничные дни?
  • Какие книги в основном читал Алёша?
  • Какое у него было любимое занятие у забора?
  • О чём думал Алёша, когда смотрел на дырочки в заборе?

Викторина «Внимательный читатель»

  • Как звали кухарку, которая должна была погубить Чернушку ?
  • Почему Чернушку решили отправить на кухню? Сколько яиц снесла Чернушка?
  • Почему первая попытка Алёши попасть в подземное королевство закончилась неудачно?
  • Сколько рыцарей напало на Чернушку в первую ночь?

Викторина «Внимательный читатель»

  • Кем была Чернушка в подземном королевстве?
  • Что попросил Алеша у короля в награду за спасение Чернушки?
  • Каким мальчиком был Алёша до встречи с Чернушкой?
  • Как изменился его характер после того, как он получил волшебный подарок?
  • Почему Алёша выдал тайну подземного королевства?

Проверка знания текста

Перед вами хаотичное изложение основных событий сказки.

Приведите их в порядок, используя нумерацию

1. Алёша проявляет необыкновенные способности.

2. Король награждает героя конопляным зернышком, обещая исполнить любое его желание.

3. Алёша в подземном королевстве.

4. Спасение Чернушки.

5. Прощание с министром.

6. Предательство.

7. Жизнь Алёши в пансионе.

8. Болезнь и выздоровление.

Упорядоченный ход событий:

7 , 4 , 3 , 2 , 1 , 6 , 5 , 8

Главный герой сказки

До получения семечка

После получения семечка

ДОБРЫЙ

ЛАСКОВЫЙ

ОБЩИТЕЛЬНЫЙ

СКРОМНЫЙ

ЗАСТЕНЧИВЫЙ

ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫЙ

ЖЕСТОКИЙ

УПРЯМЫЙ

НЕПОСЛУШНЫЙ

САМОЛЮБИВЫЙ

ГОРДЫЙ

ДЕРЗКИЙ

Главный герой сказки

При каких обстоятельствах Алёша проявляет

Алёша выдаёт тайну

подземного царства

Алёша спасает Чернушку

ПРЕДАТЕЛЬСТВО

САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ

Оценочная лексика в сказке

Как называет Чернушка отрицательные качества, проявившиеся в герое?

ПОРОКИ

Назовите слово, противоположное по значению.

ДОБРОДЕТЕЛИ

Познакомьтесь с определением значения этого слова

(словарь В. И. Даля)

Добродетель – всякое похвальное качество души,

деятельное стремление к добру, к избежанию зла

Оценочная лексика в сказке

Найдите в тексте слова, с помощью которых можно оценить качества героя и его поступки

ПОРОК

ДОБРОДЕТЕЛЬ

СКРОМНОСТЬ

ПОСЛУШАНИЕ

СОСТРАДАНИЕ

РАСКАЯНИЕ

СОВЕСТЬ

ДОБРОТА

ПРИЛЕЖАНИЕ

НЕСКРОМНОСТЬ

НЕПОСЛУШАНИЕ

САМОЛЮБИЕ

ГОРДОСТЬ

САМОНАДЕЯННОСТЬ

ПРАЗДНОСТЬ

НЕБЛАГОДАРНОСТЬ

Нравственные уроки сказки

Чему автор в этой сказке учит читателя?

«Совесть часто его в том упрекала, и внутренний голос ему говорил: „Алёша, не гордись! Не приписывай самому себе того, что не тебе принадлежит; благодари судьбу за то, что она тебе доставила выгоды против других детей, но не думай, что ты лучше их. Если ты не исправишься, то никто тебя любить не будет, и тогда ты, при всей своей учёности, будешь самое несчастное дитя!“»

Нравственные уроки сказки

Чему автор в этой сказке учит читателя?

«Не полагай, — отвечала Чернушка, — что так легко исправиться от пороков, когда они уже взяли над нами верх. Пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в щелочку, и потому если хочешь исправиться, то должен беспрестанно и строго смотреть за собою».

Нравственные уроки сказки

Чему автор в этой сказке учит читателя?

«…Для исправления самого себя необходимо начать тем, чтоб откинуть самолюбие и излишнюю самонадеянность».

Нравственные уроки сказки

Чему автор в этой сказке учит читателя?

1.Надо жить честно, быть скромным, уважать других людей.

2.Слушать внутренний голос совести.

3.Быть требовательным к себе.

4.Преодолевать в себе эгоизм, лень.

Запомни афоризмы

Антония Погорельского

Афори́зм (греч. αφορισμός) — оригинальная законченная мысль (краткое изречение) определенного автора

  • «Пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в щёлочку».
  • «…если хочешь исправиться, то должен беспрестанно строго смотреть за собою».
  • «…для исправления самого себя необходимо начать тем, чтоб откинуть самолюбие и излишнюю самонадеянность».
  • «Не для того дан вам ум, чтоб вы во зло его употребляли».
  • «Чем более вы от природы имеете способностей и дарований, тем скромнее и послушнее вы должны быть».
  • «Не приписывай самому себе того, что тебе не принадлежит , благодари судьбу за то, что она тебе доставила выгоды против других детей, но не думай , что ты лучше их».

5

Как вы оцениваете свои знания?

Источник: https://kopilkaurokov.ru/literatura/presentacii/antonii-poghoriel-skii-i-iegho-skazochnaia-poviest-chiornaia-kuritsa-ili-podziemnyie-zhitieli

Черная курица или Подземные жители

Лет сорок тому назад, в С.-Петербурге на Васильевском Острове, жил-был содержатель мужского пансиона. В числе тридцати или сорока детей, обучавшихся в том пансионе, находился один мальчик, по имени Алеша, которому тогда было не более 9 или 10 лет.

Родители его, жившие далеко-далеко от Петербурга, года за два перед тем привезли его в столицу, отдали в пансион и возвратились домой, заплатив учителю условленную плату за несколько лет вперёд.

Алеша был мальчик умненький, миленький, учился хорошо, и все его любили и ласкали.

Совет

Дни учения для него проходили скоро и приятно, но когда наставала суббота и все товарищи его спешили домой к родным, тогда Алеша горько чувствовал своё одиночество. Алеша кормил курочек, которые жили около забора в нарочно для них выстроенном домике и целый день играли и бегали на дворе. Особенно любил чёрную хохлатую, названную Чернушкою. Чернушка была к нему ласковее других.

Однажды к празднику кухарка ловила курицу, и Алеша, бросившись ей на шею, не дал убить Чернушку. Отдал кухарке за это империал — золотую монету, подарок бабушки.

После праздника лёг спать, почти уснул, но услышал, как кто-то его зовёт. К нему пришла чернушка и сказала человеческим голосом: поди за мною, я тебе покажу что-нибудь хорошенькое. Одевайся скорее! И он смело последовал за нею. Из глаз ее выходили как будто лучи, которые освещали все вокруг них, хотя не так ярко, как маленькие свечки. Они прошли через переднюю.

— Дверь заперта ключом, — сказал Алеша; но курочка ему не отвечала: она хлопнула крыльями, и дверь сама собою отворилась.

Потом, прошед через сени, обратились они к комнатам, где жили столетние старушки-голландки. Алеша никогда у них не бывал. Курочка опять хлопнула крыльями, и дверь в старушкины покои отворилась. Прошли во вторую комнату, и Алеша увидел в золотой клетке серого попугая. Чернушка сказала ничего не трогать.

Проходя мимо кошки, Алеша попросил у неё лапки… Вдруг она громко замяукала, попугай нахохлился и начал громко кричать: «Дуррак! дуррак!» Чернушка поспешно удалилась, и Алеша побежал за нею, дверь вслед за ними сильно захлопнулась…

Вдруг вошли они в залу. По обеим сторонам висели на стенах рыцари в блестящих латах. Чернушка шла впереди на цыпочках и Алеше велела следовать за собою тихонько- тихонько… В конце залы была большая дверь.

Лишь только они подошли к ней, как соскочили со стен два рыцаря и бросились на чёрную курицу. Чернушка подняла хохол, распустила крылья и вдруг сделалась большая-большая, выше рыцарей, и начала с ними сражаться! Рыцари сильно на неё наступали, а она защищалась крыльями и носом.

Алеше сделалось страшно, сердце в нем сильно затрепетало, и он упал в обморок.

На следующую ночь опять пришла Чернушка. Опять пошли, но в этот раз Алеша уже ничего не трогал.

Обратите внимание

Вошли они в другую залу. Чернушка ушла. Тут вошло множество маленьких людей, ростом не более как с пол-аршина, в нарядных разноцветных платьях. Они не замечали Алеши. Затем вошёл король. За то, что Алеша спас его министра, Алеша теперь знал урок, не уча. Король ему дал конопляную семечку. И просили ничего никому про них не рассказывать.

Начались классы, и Алеша знал любой урок. Чернушка не приходила. Алеша сначала стыдился, а потом привык.

Притом Алеша сделался страшным шалуном. Однажды учитель, не зная, что с ним делать, задал ему выучить наизусть страниц двадцать к другому утру и надеялся, что он, по крайней мере, в этот день будет смирнее.

Но Алеша в этот день нарочно шалил более обыкновенного. На следующий день не мог выговорить ни слова, потому что не было семечки. Его отвели в спальню и сказали выучить урок. Но к обеду Алеша ещё не знал урок. Его опять там оставили.

К ночи появилась Чернушка и вернула ему зерно, но просила исправиться.

На следующий день ответил урок. Учитель спросил, когда Алеша выучил урок. Алеша растерялся, велели принести розги. Учитель сказал, что не будет пороть, если Алеша скажет, когда выучил урок. И Алеша все рассказал, забыв про обещание, данное подземельному королю и его министру. Учитель не поверил, и Алешу высекли.

Пришла Чернушка попрощаться. Она была закована цепью. Сказала, что народу теперь придётся переселиться далеко. Попросила Алешу ещё раз исправиться.

Министр пожал Алеше руку и скрылся под соседнюю кровать. На другой день поутру у Алеши была горячка. Недель через шесть Алеша выздоровел и старался быть послушным, добрым, скромным и прилежным. Все его снова полюбили и стали ласкать, и он сделался примером для своих товарищей, хотя уже и не мог выучить наизусть двадцать печатных страниц вдруг, которых, впрочем, ему и не задавали.

Надеемся, вам понравилось краткое содержание повести Черная курица или Подземные жители. Будем рады, если вам удастся прочесть повесть целиком.

Источник: https://reedcafe.ru/summary/chernaya-kurica-ili-podzemnye-zhiteli

Урок № 1.
А.Погорельский. Рассказ о писателе. Тема детства в сказке «Чёрная курица…»

Эпиграф:

Не для того дан вам ум,
чтобы вы во зло его употребили.
А.Погорельский

Тип урока: урок формирования знаний, умений и навыков.

Цели урока:

  • Образовательная: познакомить с автором и его произведением, создать атмосферу погружения в сказку и выявить идею произведения.
  • Развивающая: развивать внимание, навыки выразительного чтения, умение анализировать текст; творческую, речевую и мыслительную активность; инсценирование; формировать навыки устной монологической речи;
  • Воспитательная: воспитывать честность, доброту, благородство, трудолюбие, чувство взаимоподдержки, самоотверженность, умение нести ответственность за свои поступки

Методические приёмы:

  • беседа по вопросам,
  • выразительное чтение,
  • пересказ эпизодов,
  • словарная работа,
  • работа с текстом.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Вступительное слово учителя

— Мы с вами, ребята, прочитали много замечательных книг. И вот познакомились ещё с одним писателем, с его удивительной сказкой «Черная курица, или Подземные жители». Красивая, тихая, грустная сказка о тайном мире подземных рыцарей, о чудесном превращении курицы Чернушки, о загадочном подземном народе… И сегодня, ребята, мне хочется поговорить с вами об этой сказке, о чудесах, которые происходят с героями, о честности, бескорыстии, о высоте чувств, о вере в добро и, конечно, о дружбе и предательстве.

-Я думаю, что вопросы настоящей дружбы вас интересуют не меньше, чем нас, взрослых.

А что важно в дружбе для вас?

(В дружбе важны симпатии по отношению друг к другу, уступчивость, взаимопонимание.

Нужно ценить дружбу, приносить радость друзьям.

Для меня важным в дружбе является взаимное стремление поделиться своими мыслями,
душевными переживаниями.

Дружба крепнет тогда, когда у людей есть общие интересы, когда им постоянно хочется
быть вместе).

-Каждый из вас, наверное, иногда бывал один, сам с собой. В такие времена так хорошо иметь «внутренних» друзей. А есть ли у вас, ребята, такие друзья? Назовите их.
(Честность, совесть, великодушие, милосердие, доброта и т.д.)

— А как «внутренние» друзья могут помочь вам? (Да, опираясь на их помощь, ты будешь поступать честно, благородно, не обманешь, не
предашь… А так как эти друзья «внутренние», то, значит, ты дружишь с самим собой!
А это так здорово!)

— Вот о чем я хотела бы поговорить с вами, потому что каждый из вас (или многие) ищет опору, чтобы дышать, любить, дружить, быть любимыми другими людьми. Особо притягательна история мальчика Алеши, рассказанная А.Погорельским. В истории русской литературы с именем А. Погорельского связано возникновение в 20-х годах 19 века романтической прозы. Его произведения утверждают такие нравственные ценности, как честность, бескорыстие, высоту чувств, веру в добро, и тем близки современному читателю.

3. Реализация образовательной цели

Краткое сообщение ученика о Погорельском

Настоящее имя Антония Погорельского – Алексей Алексеевич Перовский. Он был старше Пушкина и Жуковского. Даты его жизни: 1787-1836. А. А. Перовский взял себе фамилию Погорельский в честь села Погорельцы, где он жил. Он был одним из образованнейших людей России. Закончил в 1807 году Московский университет, был участником Великой Отечественной войны 1812 года, состоял членом Вольного общества любителей российской словесности. Пушкин знал и ценил повести А.Погорельского. Его перу принадлежат произведения: «Двойник, или мои вечера в Малороссии», «Монастырка», «Магнетизер» и другие.

Волшебную сказку «Черная курица, или Подземные жители» А.Погорельский опубликовал в 1829 году. Он написал ее для своего воспитанника, для 10-летнего племянника Алеши, который впоследствии стал замечательным русским поэтом, писателем и драматургом Алексеем Константиновичем Толстым.

Учитель: Второе столетие живет сказка. Ее любил перечитывать своим детям Л.Н.Толстой, с большим удовольствием слушаете и читаете вы.

— Каковы ваши впечатления? Понравилась ли вам сказка?

-Какой эпизод вам показался самым интересным? Перескажите его? Помните, что эта
сказка волшебная. Поэтому, пересказывая любимые эпизоды, сохраните сказочный,
старинный стиль.

Пересказ любимых эпизодов

Цель: дать возможность ребятам войти в мир волшебной сказки и, подчиняясь воле автора, открыть для себя сокровища её мудрости.

Беседа с ребятами по сказке

Цель: дать возможность детям живо воспринять заботы, радости, печали маленького воспитанника частного пансиона Алёши; осознать при этом ясную и такую важную для них мысль о необходимости воспитывать в себе трудолюбие, честность, самоотверженность, благородство, преодолевать эгоизм, леность, себялюбие, душевную чёрствость.

— А что в этой сказке правда, а что вымысел?

— Где и когда происходит действие сказки («Лет 40 тому назад в Санкт-Петербурге на Васильевском острове…» У Погорельского достоверный рассказ о жизни в старинном Петербурге, пансионе с его дортуарами — спальнями, со строгими учителями перемежается с картинами сказочного мира. От соединения выдумки с правдой реальный мир становится особенно поэтичным, а сказочный воспринимается как настоящий.)

— Ребята, кто главный герой сказки? (Алеша)

— Что мы о нем узнали? (Это мальчик лет 9-10, он живет и учится в пансионе, остался один на зимние каникулы; т.к. другие ученики разъехались, а родители Алеши живут далеко и не могли его взять домой).

— Как чувствует себя Алеша в пансионе? (Алеша — «мальчик умненький, миленький, учился хорошо, все его любили и ласкали»,  часто ему бывало «скучно в пансионе, но иногда и грустно»).

«Алёша горько чувствовал свое одиночество». Почему? Ведь все его любили и ласкали.

Родители Алёши живут далеко-далеко от Петербурга. Заплатив учителю условленную
плату за несколько лет вперед, отдали Алёшу в пансион и возвратились домой. Ему
очень одиноко, часто бывает скучно, а иногда даже и грустно.

— Но обратите внимание, ребята, как славно рассказывает Погорельский о своем десятилетнем герое, достойно преодолевающем одиночество! Алеша умненький, добрый, терпеливый мальчик, и автору он тоже мил. С каким чувством юмора пишет он о том, как «Алешу заставили из белой бумаги вырезывать красивую сетку на окорок для праздничного стола в честь директора пансиона.

4. Диагностика

Словарная работа

Выразительное чтение описания больших хлопот для праздничного стола в честь директора пансиона

— Как вы думаете, зачем эти длинные перечисления вкусных блюд и праздничных нарядов? Ведь не о них же сказка?
(Все забыли про Алёшу, он остался один, ему скучно и грустно).

— А Алёша справляется с ним, со своим одиночеством?
(Да. Ему помогают книги: рыцарские романы и волшебные повести.
Он тоже ждёт волшебства: смотрит в дырочки забора, принимает участие в жизни
курочек, в частности, Чернушки.
У него очень сильное воображение. Во сне он рыцарь, как герой прочитанных книг).

— Автор подчеркивает доброту Алёши. А когда доброта Алёшиного нрава проявляется?
(Например, он воображал, что директор пансиона должен быть какой-нибудь
знаменитый рыцарь в блестящих латах и в шлеме с большими перьями, но увидел не
шлем пернатый, а просто маленькую лысую головку, набело распудренную,
единственным украшением которой был маленький пучок. И Алёше стало жалко
этого человека).

(У Алёши доброе сердце. Он спас курицу от неминуемой смерти. Кухарка поймала
Чернушку, чтобы зарезать её. Алёша помешал кухарке, отдал ей всё своё состояние —
Золотой империал, который берёг пуще глаза своего).

— А что вас поразило, ребята, в описании жизни и быта ушедшей эпохи?
(Это описание одежды и причёсок (тупей и коса у мужчин, огромная взбитая причёска
у жены учителя, парикмахер «взгромоздил на её голове целую оранжерею разных
цветов, между которыми блистали искусным образом помещённые 2 бриллиантовых
перстня, когда-то подаренные её мужу родителями учеников»).

— А интересно это Алёше?
(Нет. Ему всё это неинтересно. Ему показалось, что Чёрная курочка звала его
человеческим голосом: «Алёша, Алёша». Он весь вечер просидел один в классных
комнатах, а ночью…)

— Об этом мы будем говорить на следующем уроке, а дома вы подготовите
пересказ эпизода «Путь Алёши с Чернушкой в Подземное царство».

— Итак, что вы узнали о главном герое сказки, о его жизни в пансионе?

5. Заключительный этап

— Ребята, мы окунулись в завораживающий мир сказки Антония Погорельского «Черная курица, или Подземные жители», поразмышляли вместе над ее содержанием, подумали, чему она учит, от чего хотел предостеречь нас автор. Удивительное произведение! Картины сказочного мира причудливо  перемежаются у А.Погорельского с достоверным рассказом о жизни в старинном Петербурге, о пансионе, о мальчике, которого не смогли забрать на каникулы домой…Подобное соединение выдумки с правдой смешивает реальный мир со сказочным, и получается, что сказка где-то рядом, совсем близко, надо быть только добрым сердцем и открытым душой. Спасибо за работу!

6. Домашнее задание

— Чтение сказки А.Погорельского «Черная курица, или Подземные жители».

Составить таблицу по чувствам, которые мы, читатели, по ходу развития сюжета сказки переживаем — сочувствие, симпатия, восхищение, недоумение, досада, растерянность, сожаление, разочарование, негодование, возмущение, сострадание, надежда, радость); объяснять значение словарных слов; поразмышлять над вопросом о внутреннем конфликте главного героя.

7. Подведение итогов

Урок № 2. «Внутренний конфликт сказки Погорельского «Чёрная курица»

                                                     
Анализ сказки

По
дисциплине­­­­­­­ :  Детская литература

      
На тему: «
А. Погорельский «Чёрная
курица, или подземные жители»
»

                                             
Выполнила:

Самозвон
А. А.

Анализ сказки Антонио Погорельского «Черная курица, или Подземные
жители».

Жанр:
волшебная повесть для детей.

Тема:

Идея:
не приписывай самому себе того, что тебе не принадлежит, благодари судьбу за
то, что она тебе доставила выгоды против других детей, но не думай, что ты
лучше их.

Главные
герои:

Алеша
до получения конопляного семечка – умный, милый, старательный, прилежный,
любознательный, ветреный, честный, добрый, скромный, начитанный, романтик,
мечтатель, все его любили, верит в волшебство, остро чувствует свое
одиночество, щедрый, эмоциональный, впечатлительный, наблюдательный, смелый,
отзывчивый. Он шаловлив, непоседлив, легко поддается соблазну не выучить
скучный урок, слукавить, утаить от взрослых свои детские секреты, на какое-то
время он становится непослушным, гордым мальчиком, страшным шалуном, самоуверенным,
самолюбивым, праздным, ленивым, гордым, бессовестным, высокомерным, заносчивым
шалуном, непослушным, его перестали любить товарищи.

Чернушка
– ласковая, благодарная, добрая.

Второстепенные
герои: учительница, король.

Сюжет повести. 

Повесть начинается с экспозиции (предыстория
событий, развертывающихся непосредственно в рамках художественного вре­мени
произведения).

Завязка — заступничество Алеши за Чернушку.

Кульминация (наивысшая точка напряжения всех про­блемных линий),
своеобразный событийный «узел» конфликта — выбор Алешей в волшебных садах
подземных жителей конопля­ного семечкаа не других взращенных
прекрасных цветов и пло­довЭтому самому выбору сопутствует прельщение (трудно
не поддаться искушению без труда знать все на «отлично»). Но, од­нажды уступив
своей, кажется, безобидной для других мысли, уже маленький человек встает на
путь сначала совсем небольшой, а потом все более растущей лжи. Так, кажется,
тоже волшебным образом приходит к нему забвение правил .и
обещаний. Тогда в добром и сострадательном мальчике начинает говорить горды­ня,
ничем неоправданное чувство превосходства над другими. Из волшебного средства —
конопляного семечка, дурман-травы — произрастает эта гордыня.

Причем
потеря героем конопляного семечка еще не развязка, мальчику дважды дается шанс
без нравственных потерь выйти из сложившейся ситуации, но, снова найдя
конопляное семечко, он вступает на тот же губительный путь.

Развязкой будет разо­блачение обмана, «предательство» подземных
жителей, a уход их —уже эпилог (события, которые обязательно последуют, и изме­нить
их уже не в силах никто). B лирическом плане развязка — рас­каяние Алеши,
горькое, невосполнимое чувство утраты, жaлостъ к героям, с которыми надлежит
расстаться, и уже ничего ни в своих поступках, ни в поступках других изменить
нельзя. Событийная сто­рона — повод для начала «работы души.

Интуитивно читатель приходит к выво­ду, пусть и вербально не
оформленному: гордыня, спесь побежда­ются раскаянием, покаянием, соучастием,
состраданием, жалостью к другим. Нравственные выводы звучат
афористически: «3а­блудших исправляют люди, лукавыx — ангелы, a гордыx — сам
Господь БОГ» 
(св. Иoанн Лествичник)

Воспитательное
значение:

Книга
напоминает нам о главном: все мы в душе чисты и благородны, но Добро в себе
надо воспитывать. Уметь быть благодарными, ответственными, заслужить любовь и
уважение других – для всего этого нужны усилия. А иначе никак, и беда может
грозить не только нам, но и тем, кого мы любим и кто доверяет нам. Настоящее
Чудо может произойти только однажды, и надо быть достойными его…

Надо
развивать в себе скромность, трудолюбие, прилежание, чувство долга, честность,
уважение к людям, доброту.

Надо
быть строгим к себе. Добиваться всего самому.

Надо
жить честно, быть скромным, уважать других людей. Нельзя ставить себя выше
других людей, даже если ты много знаешь и умеешь.

Слушать
внутренний голос совести.

Быть
требовательным к себе, не ленится. Надо развивать в себе скромность,
трудолюбие, прилежание, чувство долга, честность, уважение к людям, доброту.
 Преодолевать в себе эгоизм, лень, себялюбие.

Познавательное
значение:

Все
произошедшее c героем заставляет читателя задумать­ся o многих серьезных
вопросах. Как относиться к успеху? Как не возгордиться от неожиданной большой
удачи? Что может случиться, ecли не прислушаться к голосу совести? Что такое
верность слову? Легко ли преодолеть в себе дур­ное? Ведь «пороки обыкновенно
входят в дверь, a выходят в щелочку». Комплекс нравственных проблем ставит
автор, не снисходя ни к возрасту героя, ни к возрасту читателя. Дет­ская жизнь
не игрушечный вариант взрослой: все в

Особенности стиля. Своеобразие мышления ребенка, героя повествования, глазами
которого как бы увидены многие события повести, подсказало писателю отбор
изобразительных средств. Поэтому каждая строчка «Черной курицы» находит отклик
y читателей — сверстников героя.

Писатель,
изобретательный в фантастической выдумке, внимателен к тщательному воссозданию
подлинной жизни. Точны полные подробностями, как бы c натуры срисованные
пейзажи старого Петербурга, точнее, одной из старейших его улиц — Пер­вой линии
Васильевского острова, с ее деревянными тротуарами, небольшими особняками,
крытыми голландского черепицей, и просторными дворами, огороженными барочными
досками. Подробно и тщательно обрисованы Погорельским и одежда Алеши, убранство
праздничного стола, и сложная, сделанная по моде того времени, прическа супруги
учителя, и многие другие под­6цостей быта Петербурга XVIII века.

Бытовые
сцены повести отмечены слегка насмешливой улыбкой автора. Именно так сделаны
страницы, изображающие забавную суету в доме учителя перед приездом директора.

Чрезвычайно
интересна лексика и стилистика повести. Слог «Черной курицы» свободный,
разнообразный. Стремясь сделать повесть занимательной для ребенка, Погорельский
не допускает упрощения, не стремится к такой доступности, которая достигается
за счет обеднения текста. Встречаясь, в произведении c мыслями и образами,
сложными и не до конца понятными, ребенок усваивает их контекст обобщенно, не
будучи в силах подойти к ним аналитически. Но освоение текста, требующего от
читателя известных умственных усилий, рассчитанных «на вырост», всегда
плодотворнее, чем облегченное чтение.

«Черная
Курица» легко воспринимается и современным читателем. Здесь практически нет
архаической лексики, ус­таревших оборотов речи. И в то же время повесть
выстроена стилистически разнообразно. Здесь есть эпическая нетороп­ливость
экспозиции, эмоциональный рассказ о спасении Чер­нушки, о чудесных
происшествиях, связанных с подземными жителями. Часто автор прибегает к живому,
непринужденно­му диалогу.

B
стилистике повести немалая роль принадлежит воспроизведению писателем детской
мысли и речи. Погорельский один из первых обратил внимание на ее специфику и
использовал в качестве средства художественной изобразительности. «Если бы я
был рыцарь, — размышляет Алеша, — то никогда бы не ездил на извозчике». Или:
«Она (старушка-голландка) показалась ему (Алеше) как будто восковая». Так
детская интонация применяется Погopельским и для речевой характеристики героя,
и в авторской речи. Стилевое разнообразие, смелое обращение к различным по
степени сложности лексическим пластам и одновременно внимание к особенностям
восприятия читателя-ребенка сделали повесть Погорельского классической детской
книгой.

Архаизмы:
дортуары, сени.

 Произведение
предназначено для учеников 4-5 классов.

Мною
было прочитано данное произведение в 4 классе. Считаю, что оно очень
интересное, поучительное и детям его нужно читать, даже и взрослым.
Произведение учит: нужно быть благородными, ответственными, честными, прежде
всего с самим собой. Нужно быть дружелюбными. Нужно развивать в себе
скромность, трудолюбие. Нужно добиваться всего самому, а не надеяться на
других.

На чтение 6 мин Просмотров 8.6к. Опубликовано 05.04.2020

Антоний Погорельский
Повесть «Черная курица, или Подземные жители» Краткое содержание

Очень важно то, какие сказки и вообще книги нам читали в детстве. Одному десятилетнему мальчику по имени Алеша, жившему в России две сотни лет назад, несказанно повезло. Для него придумал замечательную, увлекательную историю его ближайший родственник – Алексей Алексеевич Петровский, который творил под псевдонимом Антоний Погорельский. Мальчик вырос и впоследствии стал известным русским писателем и поэтом Алексеем Константиновичем Толстым. Возможно, творческое начало в ребенке было разбужено замечательным сочинением его дяди – «Черная курица, или Подземные жители».

Очень краткий пересказ повести «Черная курица, или Подземные жители»

Главный герой произведения – Алеша, проживающий при пансионе в Санкт-Петербурге вдалеке от своих родителей. Парнишка хорошо учится, дружит с другими ребятами и добродушен по натуре. Как-то раз ему удается спасти курочку от попадания на кухню, и благодаря этому поступку жизнь мальчика коренным образом меняется. Курочка оказывается не простой, а волшебной. У Алеши с ее подачи появляются невероятные способности. Однако вместо того, чтобы воспользоваться ими во благо, он постепенно превращается в заносчивого, дерзкого и ленивого подростка. Алеша совершает неблаговидный поступок, но вскоре раскаивается.

Список персонажей повести «Черная курица, или Подземные жители» и их характеристика

Основных персонажей в сказке всего двое:

  1. Алеша – мальчик десяти лет, умный и милый, живший и учившийся в пансионе, с которым случились любопытные события;
  2. Чернушка – черная курица со двора пансиона, премьер-министр подземного королевства.

Также в сказке упоминаются король, учитель и ученики пансиона, кухарка.

Краткое содержание повести «Черная курица, или Подземные жители» подробно

События сказки происходят на Васильевском острове, в Санкт-Петербурге, в одном из городских пансионов. Здесь учится Алеша – спокойный, и к тому же разумный не по годам мальчик. Он ощущает одиночество, потому что его семья проживает далеко от северной столицы. Ребенок постоянно живет при своем учебном заведении и не имеет возможности поехать к родным даже во время каникул. Он настолько сильно тоскует по близким, что невольно выдумывает истории про добрую волшебницу, которая передает ему гостинцы от родителей.

Во время учебы Алеша усердно занимается, и время бежит незаметно, но по праздникам и на каникулах ему ничего не остается, как развлекать себя самому. Мальчик читает книги о рыцарских приключениях в библиотеке, куда допускает его учитель, прогуливается во внутреннем дворе, играет с курами и угощает их хлебными крошками. Больше других ему нравится Чернушка – красивая черная хохлатка.

Как-то раз Алеша замечает, что кухарка отлавливает Чернушку. Мальчик понимает, что его любимица вскоре погибнет. Парнишка уговаривает женщину отпустить курицу, обменяв ее на золотую монету.

Добрый поступок не мог быть не вознагражден. Ночью спасенная другом Чернушка приходит в спальню к Алеше, обращается к нему по-человечьи и зовет пойти за собой. Вдвоем они отправляются в ту часть дома, где подросток раньше не бывал. Черная курица умоляет Алешу вести себя как можно тише. Однако все вокруг кажется Алеше настолько удивительным, что он с трудом сдерживает свои эмоции. От произведенного шума просыпаются рыцари, охраняющие вход в волшебное королевство.

Чернушка отважно сражается с рыцарями. От сильного потрясения Алеша падает в обморок и просыпается в своей постели. Мальчик корит себя за несдержанность и смеет надеяться на повторный визит черной курицы.

Так и происходит. В следующий раз Алеша ведет себя чрезвычайно тихо, и друзья проникают в подземное королевство. Вскоре выясняется, что Чернушка вовсе и не курица, а премьер-министр необычного государства. Король лично встречает Алешу со словами благодарности и обещанием исполнить любое его желание. Алеша заказывает первое, что взбредает в голову – обрести способности всегда правильно отвечать на уроке, не прилагая для этого никаких усилий. Король повелевает выдать мальчику волшебное конопляное семечко, обладающее таинственной силой, покуда оно находится в кармане его одежды.

Подземные жители с удовольствием показывают мальчику достопримечательности своего королевства, приглашают его принять участие в охоте и угоститься обедом. Чернушка пересказывает другу историю их царства и просит мальчика никому не выдавать тайну существования подземного народа, иначе им придется уйти очень далеко.

Кончаются каникулы, ребята возвращаются из дома. Учеба в пансионе продолжается. Алеша без подготовки великолепно отвечает на все вопросы, решает задачи. Все кругом хвалят отличившегося ученика, чем поначалу смущают скромника, ведь его заслуги в этом успехе нет. Но постепенно он свыкается со своим даром и принимается задирать нос перед товарищами по учебе, особенно перед теми, кому ученье дается нелегко. Из скромного и доброго мальчика получается заносчивый гордец, тихоня перерождается в неугомонного шалуна. Чем больше он озорует, тем больше его наказывают дополнительными уроками. А однажды на уроке ответить не вышло.

Испуганный мальчик Алеша понимает, что утерял семечко, и волшебные чары пропали. Целый день он горюет об утрате, пока среди ночи премьер-министр Чернушка уже в человеческом обличье не возвращает ему утерянное. Премьер-министр недоволен резкими переменами, произошедшими с Алешей. И тогда мальчик решает, что должен все исправить. На следующий день он отвечает на уроке, солгав, что успел все выучить с утра. Но соученики уличают его во лжи. Тогда Алеша рассказывает о своих необычных способностях, черной курице и подземных жителях. Рассказчику не верят и наказывают розгами.

Той же ночью подземные жители покидают обжитые места, а на Чернушку навешивают золотые кандалы. Друзья расстаются навсегда, на прощание министр пожимает Алеше руку. Не вынеся груза переживаний, подросток заболевает. Только после всех этих злоключений он осознает, что изменился далеко не в лучшую сторону. Алеша раскаивается: и в заносчивости, и лени, и в том, что раскрыл посторонним секрет подземного королевства. Мальчик исправляется, снова превратившись в доброго и прилежного ученика.

Кратко об истории создания произведения «Черная курица, или Подземные жители»

Сказка Антония Погорельского вышла в свет в 1829 году. Она признана одним из первых в истории литературных сочинений для детей на русском языке. В повествовании удачно сочетаются и реальность, и фантастические мотивы.

Дидактическая книга учит подрастающее поколение нести ответственность за свои поступки, ценить дружбу и не искать легких путей в жизни, а проявить, если необходимо, должное усердие в достижении цели.

  • Описание своей комнаты сочинение 6 класс по русскому языку в художественном стиле
  • Описание походки человека сочинение
  • Описание своей внешности на английском сочинение
  • Описание потолка в комнате сочинение
  • Описание своего характера сочинение