Описание предмета рассказ о явлении событии это

Что такое тип речи

Перед тем, как разбирать конкретные типы речи, давайте сначала познакомимся с их определением.

Типы речи — это способ изложения, который выбирает автор текста. В русском языке
выделяют всего 3 таких типа: повествование, описание и рассуждение.

При этом часто бывает так, что типы речи школьники путают со стилями. Чтобы этого не случилось, стоит запомнить,
что
стили речи — набор характерных элементов в тексте, т. е. особая лексика и приёмы. А тип отражает цель текста.
Иными
словами, в разных типах речи цель автора может быть рассказать о событиях, описать что-либо или поразмышлять.

Типы и стили текста не зависят друг от друга. Так в одной и той же статье, написанной в научном стиле, могут быть
одновременно и повествование, и описание, и рассуждение.

Демоурок по русскому языку

Пройдите тест на вводном занятии и узнайте, какие темы отделяют вас от «пятёрки» по русскому.

Демоурок по русскому языку

Повествование

Повествование — это тип речи, при котором автор рассказывает читателю о событиях и
действиях.

Повествовательные тексты могут рассказывать о том, что происходит с человеком или предметом. А ещё — раскрывать,
как именно развиваются события дальше и в какой последовательности. Повествование можно узнать по большому
количеству глаголов в предложениях и наречиям, которые помогают раскрыть смену действий: внезапно, резко, сразу, вдруг и
т. д.

Подтипы повествования

У этого типа речи есть две разновидности: изобразительное и информативное повествование. В школьном курсе их не
разбирают подробно, но это важно для более глубокого понимания темы. Поэтому мы познакомимся с каждым подтипом
чуть ближе.

Изобразительное повествование — это подтип повествования, при котором события в тексте
описываются последовательно, а сцены сменяют друг друга как в кино.

Яркий пример такого подтипа повествования — это любой рассказ, в котором мы читаем о событии из жизни.

Пример № 1.


Тем вечером я сидел за книгой в гостиной и наслаждался поздним чаем. Вдруг отворилась дверь и в комнату вошёл
дворецкий. Он сообщил, что завтра в поместье прибудет королевский посол.

Информационное повествование — это подтип повествования, при котором автор
рассказывает о событии без чёткой последовательности и раскрывает дополнительные факты.

Мы постоянно сталкиваемся с этим типом повествования, когда смотрим или читаем новости.

Пример № 2.

16 июля в Суздале прошёл Международный праздник огурца. Жители отмечают его каждый год в третью субботу июля.
В этот день на территории Музея народного зодчества собралось не менее двух тысяч человек. Чтобы поддержать
атмосферу праздника, организаторы пригласили местный ансамбль и устроили ярмарку.

Описание

Описание — это тип речи, при котором автор рассказывает о признаках и качествах
предмета, места или человека.

Проще говоря, такие тексты раскрывают особенности чего-либо, сообщают, каков этот предмет или человек, о котором
мы читаем. Характерный признак описания — это ряд прилагательных.

Подтипы описания

В тексте автор может описывать конкретное место, предмет, человека или состояние природы. Всё это и есть
разновидности описания. В таблице ниже мы разобрали примеры для каждого из них.

Разновидности описания

Описание Пример
Места Тот сад был по-настоящему сказочным. Ивовые ветви бахромой свисали так низко, что их можно было коснуться.
А пруд был настолько недвижим, что казался порталом в иное измерение.
Человека (состояния, внешности, характера) Сегодня она была неотразима. И блестящие чёрные локоны, и атласное платье, и блеск в глазах — всё это
вызывало восторг.
Предмета У съедобных сыроежек неприметные шляпки. Обычно они серые, зелёные или коричневые и обязательно бледного
оттенка. Гриб с яркими пятнышками — ложный и ядовитый.
Состояния окружающей среды То утро выдалось серым и промозглым. Мелкие капли стучали в окно, а ветер настойчиво забирался под куртку.
Было зябко и неприятно.

Рассуждение

Рассуждение — это тип речи, при котором автор текста логически размышляет о причинах
действий, свойств или явлений.

Иначе говоря, в таком тексте автор выдвигает какой-либо тезис и подробно разбирает его, выражает свои мысли на
конкретную тему. У рассуждения есть свои маркеры, по которым его можно узнать. Например, вводные слова (
во-первых, во-вторых и т. д.) и слова-связки (однако, следовательно, вопреки и т. д.).

Подтипы рассуждения

Как и в случае с остальными типами речи, у рассуждения есть разновидности. Всего их 3: доказательство, объяснение
и размышление. В школе их тоже не разбирают так подробно, но они помогут хорошо понять тему. А потому давайте
немного поговорим о каждом из них.

Доказательство — это подтип рассуждения, при котором автор ставит тезис и приводит
аргументы, чтобы подтвердить его и убедить читателя.

Пример № 3.

Удобнее всего ездить в университет на метро, а не на машине. Во-первых, так вы избежите пробок. Во-вторых,
проездной гораздо дешевле бензина.

Объяснение — это подтип рассуждения, при котором автор рассказывает о природе
предмета или явления: что это такое, как оно появилось и т. д.

Пример № 4.

Биология — это наука о живых существах и том, как они взаимодействуют со средой обитания. Это название
произошло от греческих слов βίος и λόγος. Дословно биология означает «наука о жизни».

Размышление — это подтип рассуждения, при котором автор делится мыслями по
какому-либо вопросу.

Пример № 5

Сможет ли человечество когда-либо полностью изучить мировой океан? Ответ: да, разумеется. Но сколько ещё лет
пройдёт, прежде чем мы будем обладать нужными для этого технологиями, никто не знает. С другой стороны, каждый
год в мире проводят всё больше успешных подводных экспедиций. А это значит, что мы уже на верном пути.

Типы речи: сводная таблица

Чтобы вам было проще определить тип речи в разных текстах, мы собрали их отличительные черты в одной таблице.
Пользуйтесь ею, чтобы выполнять задания в конце этой статьи и в домашней работе по русскому языку.

Типы речи Вопросы, на которые отвечает текст О чём говорится в тексте
Описание Каков этот предмет или человек? О признаках, качествах человека или предмета
Повествование

Что происходит с этим предметом или человеком?

В какой последовательности развиваются события?

О событиях, явлениях и действиях
Рассуждение

Почему этот предмет или человек такой, какой он есть?

Почему произошло событие? В чём причина действия, решения или явления?

О причинах действий, событий, решений и т. д.

Проверьте себя

Теперь, когда мы вместе разобрались, какие бывают типы речи, давайте закрепим навыки на практике. Выполните
задание для самопроверки ниже, чтобы узнать, хорошо ли вы усвоили тему.

Задание № 1

Ответьте на вопросы ниже, опираясь на материал, который мы разобрали в этой статье.

  1. Как называется тип речи, при котором автор рассказывает о признаках и качествах предмета или человека?

  2. Какие существуют 2 подтипа повествования?

  3. На какие вопросы отвечает текст типа речи «рассуждение»?

  4. Как называется тип речи, при котором автор текста рассказывает о событиях и их последовательности?

  5. Какие существуют 3 подтипа рассуждения?

  6. Для какого типа речи характерно большое количество прилагательных?

  7. О чём говорится в тексте типа речи «описание»?

  8. Как называется тип речи, при котором автор размышляет над причинами событий?

  9. Какие существуют 4 подтипа описания?

Разобраться в основах типов речи легко: каждый из них довольно яркий и сильно отличается от остальных. Но в этой
теме есть и более сложные случаи, например, повествование с элементами рассуждения и описания. Чтобы не запутаться
в них, советуем подробнее разобрать теорию и больше тренироваться.

Именно это и делают наши ученики на онлайн-курсах по русскому языку: сперва разбираются, какие бывают типы текста,
а после — переходят к трудным случаям. Присоединяйтесь, если хотите лучше понять эту и другие школьные темы.
Первый урок — бесплатно!

TutorOnline RU

Типы речи в тексте

Речь – это система общения, позволяющая людям обмениваться информацией. Текст – это речь, зафиксированная на каком-либо носителе. О чем бы ни шла речь в тексте, назначение ее сводится к трем целям, функциям (функциональные типы):

  1. Передача информации о развитии событий (когда где что и как произошло, происходит, произойдет).
  2. Передача информации о характеристике явлений, объектов, людей (какой объект, как выглядит, в чем его особенности, отличия от других, оценка).
  3. Передача информации с размышлениями о тех или иных событиях, явлениях (почему произошло так или иначе, могло ли быть по-другому, при каких условиях).

Цель текста определяет его содержание, смысл, предъявляет особые требования к структуре, отбору языковых средств. Сочетание этих факторов – функции, смысла, структуры – сформировало три функционально-смысловых типа речи:

  1. Описание
  2. Повествование
  3. Рассуждение

Функционально-смысловые типы речи

Описание

Описание — это изображение какого-либо явления действительности, предмета, лица путем перечисления и раскрытия его основных признаков.

Цель описания в художественном тексте – передать впечатления о событии, предмете, явлении, человеке, создать общий образ с помощью акцента на деталях. Цель описания в том, чтобы читатель увидел предмет описания, представил его в своем сознании.

Описание может быть использовано в любом стиле речи, но в научном характеристика предмета должна быть предельно полной, а в художественном акцент делается на самых ярких деталях.

  • Научное описание: Яблоня ранет пурпуровый — морозостойкий сорт. Плоды округлой формы, диаметром 2,5-3 см. Вес плода 17-23 г. Сочность средняя, с характерным сладким, слегка вяжущим вкусом.
  • Художественное описание: Липовые яблоки были крупные. Если посмотреть сквозь яблоко на солнце, то оно просвечивалось как стакан свежего липового меда.

В текстах научного или делового характера при помощи описания указывают назначение того или иного объекта, способы, сфера, особенности функционирования, принадлежность к определенной категории, виду, классу.

Структура развернутых текстов-описаний:

  • предмет – портрет героя, пейзаж, интерьер, объект исследования, ситуация;
  • детализация – характеристика отдельных деталей, складывающихся в общую картину;
  • общее представление, целостная картина.

Общим представлением описываемого объекта текст может начинаться или заканчиваться. Портретные, интерьерные описания обычно статичны: переходя от одной детали к другой, автор дополняет общую картину. Пейзажные описания могут быть динамичными, когда отдельные объекты общей картины появляются в поле зрения и описываются по ходу движения.

Примеры текста — описания

  1. Портрет. В эту минуту хозяин вошел с кипящим самоваром; я предложил вожатому нашему чашку чаю; мужик слез с полатей. Наружность его показалась мне замечательна: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары.
  2. Пейзаж. Но едва Владимир выехал за околицу в поле, как поднялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего не взвидел. В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снегу; небо слилося с землею.
  3. Интерьер. Комнаты домика, в котором жили наши старички, были маленькие, низенькие, какие обыкновенно встречаются у старосветских людей. В каждой комнате была огромная печь, занимавшая почти третью часть ее. Комнатки эти были ужасно теплы, потому что и Афанасий Иванович и Пульхерия Ивановна очень любили теплоту.

В художественных текстах характеристика деталей предполагает использование изобразительных средств:

  1. лексических:
    • эпитет (образное определение) — золотая листва, тяжелое впечатление;
    • метафора (неявное сравнение) — ангельское личико, безмолвные улицы;
    • гипербола, литота, сравнение и другие тропы — напуганный до смерти, тише воды ниже травы, словно испуганная птица;
    • просторечная, экспрессивная лексика и другие: холуйский взгляд, белобрысая челка;
  2. синтаксических:
    • ряды однородных членов предложения — смутился, спрятал дрожащие натруженные руки, отвел глаза и тяжело вздохнул;
    • прямой или обратный порядок слов — высокий прямостоячий ствол, взгляд наглый, бесстыжий;
    • составные именные сказуемые — руки у него были сильные, походка уверенная, взгляд в упор;
  3. морфологических (вневременное использование глаголов в настоящем, прошедшем времени) – Давно это было, но помню отчетливо. День стоит теплый, ласковый, листья еле шевелятся, птицы замолкли от жары.

Повествование

Повествование — это тип текста, в котором описываются события в определенной последовательности.

Цель повествования в тексте – передача событийного ряда, информация о последовательном развитии действия.

Развернутый текст-повествование строится по схеме:

  1. завязка – событие, с которого все началось, причина, по которой дальше развернулась цепочка взаимосвязанных действий;
  2. развитие с кульминацией или без нее: перечисление основных этапов, взаимосвязь узловых моментов;
  3. развязка – последнее звено в цепи событий.

Пример текста — повествования

В десять часов утра обе армии сошлись на ружейный выстрел, и по всей линии открылся огонь. Затем войска бросились врукопашную; первое столкновение произошло на левом фланге русской пехоты, правый фланг шведской пехоты, воодушевленный присутствием короля, бросился на русских и опрокинул батальон Новгородского полка; в нашей линии образовался прорыв. Петр Великий, заметив опасность, взял батальон второй линии и лично повел его на неприятеля.

Динамичный характер изложения, смена действий, последовательная логика изложения (хронология) – особенности повествовательных текстов. Этот эффект достигается за счет использования следующих грамматических средств:

  • простые или составные глагольные сказуемые;
  • вид и время глаголов соответствуют логике повествования;
  • однородные сказуемые;
  • прямой порядок слов в предложении.

Рассуждение

Рассуждение — это тип речи, где автор размышляет, обдумывает что-то, старается при этом установить причинно-следственные связи между явлениями, и приходит к какому либо выводу.

Цель этого функционально-смыслового типа речи – подтверждение или опровержение какой-либо мысли, разъяснение. Рассуждение необходимо при исследовании свойств и возможностей объекта, взаимосвязи с другими явлениями, поэтому развернутые тексты такого типа характерны для научно-популярной, деловой речи. В художественной литературе встречается при изложении раздумий героя, внутренних терзаний в момент принятия решения.

Рассуждения в художественных текстах

В художественных текстах рассуждение используется в авторских отступлениях, объясняющих психологию и поведение персонажей, при выражении морально-нравственной позиции автора, его оценки изображаемого и др.:

  • Предчувствие того, что Москва будет взята, лежало в русском московском обществе 12-го года. <…> Те, которые выезжали с тем, что они могли захватить, оставляя дома и половину имущества, действовали так вследствие того скрытого патриотизма, который выражается не фразами, не убийством детей для спасения отечества и т.п. неестественными действиями, а который выражается незаметно, просто, органически и потому производит всегда самые сильные результаты.

Структура текста- рассуждения:

  • тезис – предмет рассуждения, основное положение;
  • доказательства – аргументы за и против;
  • вывод – умозаключение, вытекающее из размышления.

Для рассуждения характерны сложные предложения, осложненные обособленными конструкциями – вводные слова, уточняющие члены. Придаточные в сложноподчиненных предложениях, относятся к обстоятельственным – причины, уступки, цели, следствия. Обилие деепричастных и причастных оборотов, риторические вопросы, глаголы разных форм характерны для текстов, содержащих рассуждение.

Примеры текста — рассуждения

Пример 1
Она подошла к окну и осторожно двумя руками взяла небольшой цветочный горшок. Обернувшись, она подошла, подняла на меня глаза и почти шепотом сказала:
– Ты только посмотри, это же чудо какое-то! Оно живое! У меня получилось.
Протянула мне горшок, приглашая взглянуть поближе. Я из вежливости сделал вид, что мне интересно, и наклонился ближе.

Анализ: Кадр за кадром разворачивается небольшая сцена, в которой двое действующих лиц. Чаще других частей речи в тексте встречаются слова, обозначающие действие – глаголы и деепричастия. Все действия последовательны, вытекают одно из другого. Это повествование.

Пример 2
Она подошла к окну, взяла цветочный горшок, обернулась ко мне. Я никогда не видел ее такой счастливой. Глаза одновременно наполнялись слезами и так глубоко сияли, что я понял: у нее случилось что-то очень важное. Тонкие руки бережно держали горшок с невзрачным растением. Казалось, она не дышит, чтобы не потревожить свое сокровище.

Анализ: Портрет девушки, переживающей сильное волнение, складывается из отдельных деталей. Глаза, руки, дыхание – каждый штрих усиливает впечатление. Читающий представляет ее образ, видит глазами героя текста. Это описание.

Пример 3
Я смотрел на нее, аккуратно сжимающую цветочный горшок, и чего-то не понимал. Как можно быть счастливой после всего, что она пережила. И от чего? От того, что какой-то полуживой кустик в горшке выпустил новый листок. Почему я никогда не мог понять, что значит довольствоваться малым? Потому что много дано? Или надо все потерять, чтобы научиться искусству радоваться жизни в самых ее мелочах?

Анализ: Внутренний монолог героя, который пытается ответить на вопросы, которые не дают ему покоя. Попытка героя объяснить непонятную ему ситуацию – это рассуждение.

tipy-retchi-1
Часто типы речи ошибочно путают со стилями речи.

Однако функциональный стиль речи (научный, официально-деловой, разговорный, публицистический стиль и художественный) – это набор речевых элементов (особенных для каждого стиля речи слов и способов построения предложений).

А тип речиэто способ изложения, построение слов и предложений в логическом порядке.

В зависимости от содержания текста выделяются следующие типы речи – повествование, описание, рассуждение.

Рассмотрим особенности каждого типа:

Тип речи — повествование.

Повествование – это рассказ о событии, которое происходит в определенный промежуток времени. Отраженные в событии действия последовательны, логически связаны друг с другом. Повествование может идти как от третьего лица, так и от первого, и для него характерны такие элементы как завязка (начало события), развитие действия и развязка (итог описываемого события).

Так как повествование – текст событийный, то его речевая особенность — большое количество глаголов и цепочечное развитие действия. Текст отвечает на вопросы «что? где? когда?» — что случилось? где и с кем произошло? когда случилось?

Повествование бывает изобразительным (акцент – на сменяющиеся образы, которые «показывают» событие) и информативным (текст не только рассказывает о событии, но и объяснят его, включает интересные факты).

Пример текста-повествования:

«Ночью поднялся сильный ветер и пошел дождь. Он тихо барабанил по крыше и стекал по стеклу, превращая мир за окном в размытое пятно. Потоки воды смывали пыль с деревьев и тротуаров, журчали в водостоках, остужали раскаленный от летней жары город. И те, кто не спал, открывали окна, вдыхали влажную прохладу и подставляли лица ледяным каплям. Дождя в городе ждали два месяца, и теперь, когда он пришел, люди молча улыбались, благословляя плачущее небо…»

Примерный текст – изобразительное повествование- отвечает на следующие вопросы:

  1. что случилось? – в городе пошел дождь;
  2. где и с кем произошло? – городские жители дождались дождя;
  3. когда случилось? —  летом пошел дождь.

Тип речи — описание.

Описание – это словесное изображение предмета, явления, события. В описании перечисляются и раскрываются основные признаки выбранного предмета. Цель – представить читателю текста образ, который легко вообразить в красках. Важны единство времени и места проявления признаков.

Текст описания состоит из следующих частей:

  1. общая характеристика предмета, общее впечатление;
  2. признаки, детали;
  3. общая оценка предмета.

Например, описание может быть портретным, пейзажным; объектом писания может быть все что угодно – и человек, и его эмоциональное состояние, и животное, и растение, и место (город, отельный дом, парк, деревня), и погода. Речевая особенность — преобладание существительных, прилагательных, наречий, минимум действия и статичность текста.

Описательный текст отвечает на вопросы «какой? какие?» (какой предмет описывается? как выглядит? каковы его качества и свойства?).

Пример текста-описания:

«Дождь шел третий день. Серый, мелкий и вредный. Непредсказуемый, как низкое седое небо. Нескончаемый. Бесконечный. Он неприкаянно стучался в окна и тихо шуршал по крыше. Угрюмый и беспечный. Раздражающий. Надоевший.»

Примерный текст отвечает на описательные вопросы:

  1. какой предмет описывается? – дождь;
  2. каков предмет? – серый, мелкий, вредный, непредсказуемый, бесконечный и др.

Тип речи — рассуждение.

Рассуждение – это развитие и подтверждение мысли, объяснение явления (свойств предмета) и выражение собственного мнения. Рассуждение отвечает на вопросы  «почему? зачем?».

Рассуждение состоит из следующих частей:

  1. тезис – мысль, которую нужно доказать;
  2. обоснование тезиса, подтверждающая аргументация с примерами, доказательства;
  3. резюме – итоги, выводы.

Текст рассуждения нацелен на то, чтобы убедить, объяснить, доказать. Для рассуждения характерно активное использование риторических вопросов и вводных слов – связок: во-первых… во-вторых… в-третьих… следовательно (таким образом соответственно); между тем, потому что, итак.

Рассуждения бывают следующими:

  1. рассуждение-доказательство (почему так, а не иначе? Что из этого следует?);
  2. рассуждение-объяснение (что это такое? откуда оно взялось? Почему предмет именно такой?);
  3.  рассуждение-размышление (как быть? Быть или не быть? Что делать?).

Пример текста-рассуждения:

«Итак, пройдет ночь, и отшумит дождь, отгремит гром. И что дальше? Опять – изнуряющий зной душного лета? Опять – раскаленный асфальт? Опять – задыхающийся в пыли город? Или погода смилуется над уставшими городскими жителями и подарит хотя бы неделю прохлады? Поскольку предсказания синоптиков размыты и туманны, нам остается только ждать и наблюдать.»

Примерный текст – рассуждение-размышление – отвечает на следующие вопросы:

  1. почему? – потому что закончится дождь и вернется надоевшая всем жара;
  2. зачем? – чтобы представить, чего ждать от капризной природы.

tipy-retchi-2

Типы речи – это способы изложения, которые решают следующие авторские задачи:

  • повествование – динамично отражает действительность, рассказывает о ее событиях; повествование – это клип, кино, смена кадров;
  • описание – изображает статичную действительность, изучает со всех сторон интересующий объект; описание – это фотография, застывший кадр;
  • рассуждение – ищет причинно-следственные связи между событиями и явлениями, выражает мнение автора, «потому что…»; это схема с блоками тезисов и доказательств и стрелочками – логичными вопросами.

И напоследок – напоминание: не путайте функциональные стили речи и типы речи. Ведь, например, газетная статья публицистического стиля речи может быть и повествовательной (репортаж с места событий), и описательной (заметка о пропавшем человеке; реклама новостройки), и рассуждением (аналитическая статья).

Внимание!

Все материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством РФ (Гражданский кодекс РФ, Часть четвертая).

Копирование запрещено.

Частичное цитирование статей возможно только с обязательным указанием источника в виде активной ссылки.

Использование материалов сайта без согласия правообладателей может повлечь за собой взыскание компенсации в размере от 10 000 руб до 5 000 000 руб за каждый факт нарушения (ГК РФ Статья 1301), а также штраф до 200 000 руб либо лишение свободы сроком до 2 лет (УК РФ Статья 146).

В русском языке, исходя из наличия содержательных и композиционных признаков текста, выделяют следующие типы речи: повествование, описание, рассуждение. Укажем отличительные признаки каждого типа речи с примерами текстов.

Типы речи в тексте

Текст объединяет несколько предложений, связанных темой и основной мыслью. Тема — это то, о чем говорится в тексте. Это предмет речи. В тексте всегда присутствует главная мысль, которую выразил автор, что он хотел объяснить или в чем стремился убедить читателя.

Для понимания смысла любого текста важно выяснить тип речи, который определяет способы формирования и развертывания главной мысли.

Определение

Типы речи — это функциональные разновидности текстов: повествование, описание, рассуждение.

типы речи

Чтобы научиться правильно определять типы речи, выясним, как и с какой целью изображается предмет,  укажем структуру построения текста, основной вопрос, заключенный в нем. Рассмотрим основные типы речи, указав особенности их языкового оформления.

Что такое описание?

С помощью описания подробно рассматривается предмет речи (человек, животное, объект действительности), указываются как существенные, так и несущественные признаки и качества. Окружающий мир в описании чаще изображается статично, без динамики во времени.

В тексте, содержащем описание, дается ответ на основной вопрос: каков предмет? каков человек?

На вид моему знакомому было пятьдесят. Это был плотный, среднего роста мужчина, одетый в вышитую косоворотку и брюки навыпуск. На ногах у него мягкие валяные туфли, обшитые по краям зеленой бархо́ткой, а на голове глубокий, закрывавший козырьком глаза картуз. Небольшие глаза почти без бровей поглядывали с хитрецой (Н. Минх).

Основная цель описания — это характеристика предмета. Рассказчик дает не только подробное описание объекта, но и его характеристику, оценку, воссоздает определенную картину, что делает речь образной и яркой. В описании раскрываются, перечисляются характерные признаки предмета речи вне временных границ.

Определение

Описание как тип речи — это сообщение об одновременных признаках предмета.

описание это, что такое описание, описание как часть речи

Разновидности текста с описанием

  • описание внешности человека (портрет);
  • описание состояния человека;
  • описание характера человека;
  • описание окружающей среды (природы);
  • описание места (города, села, местности);
  • описание предмета и пр.

описание, виды описания

Композиция описания

Описание имеет следующую композиционную структуру:

  1. общее впечатление от предмета речи;
  2. признаки предмета речи;
  3. авторская оценка описываемого.

Особенности языкового оформления описания

В описании автор использует следующие языковые средства:

  • преобладают имена существительные и прилагательные;
  • глаголы в  форме настоящего времени несовершенного вида;
  • составные именные сказуемые;
  • обстоятельства места.

Пример текста

Какой дом удивительный! Комнаты большие, столы-стулья тоже большие, деревянные и как будто в кружевах — в дереве узоры вырезаны. Лампы странные, печи как в деревне, только нарядные полоски на них из разноцветных плиток. На стенах висят фотографии и картины. А на второй этаж ведет лесенка, да не простая, а закрученная, как кудрявая прядь (Г. Ветрова).

Что такое повествование?

В повествовании рассказывается о событиях, которые развиваются последовательно, от начала до конца, то есть в течение какого-то отрезка времени. Окружающий мир представлен в динамике, в развитии, в постоянном изменении.

Определение

Повествование как тип речи — это сообщение о действиях предмета в определенной последовательности.

Этот тип речи, в отличие от описания, динамичен, в нем постоянно меняются временные планы.

Основной вопрос, который задается в повествовании: что произошло? что происходит?

Например, вот как изображается весной разлив реки:

Весна в этом году была поздней, зато дружной. В три дня снег, которого навалило очень уж много, превратился в ревущие потоки. Спустившись по многочисленным оврагам с гор, они устремились вниз, и река, умолкнувшая на всю зиму, закованная в двухметровую толщу несокрушимого, казалось бы, льда, в одну ночь вскрылась, пробудилась от спячки.

Громовые раскаты лопающихся ледяных громадин прокатились над рекой. Освобожденная от оков, она двинулась навстречу потокам, соединилась с ними, затопляя все, что было выше её уровня: поляны, огороды и ближние избы.

Луга превратились в моря. Там плавали не только дикие утки, но и перелетные лебеди (М. Алексеев).

повествование

Композиция повествования

В тексте-повествовании всегда имеется начало события, его развитие и завершение. Укажем композиционную структуру повествования:

  1. завязка (начало действия);
  2. развитие действия;
  3. кульминация (самый острый, интересный момент);
  4. развязка (конец действия)

Средства языкового оформления повествования

Повествование создают следующие языковые средства:

  • преобладают глаголы и глагольные формы;
  • глаголы в форме прошедшего времени совершенного вида;
  • простые и составные глагольные сказуемые;
  • обстоятельства времени.

Тщательно и старательно шёл Бим по лугу челноком, разыскивая разбросанный сыр, и вдруг  среди разных запахов трав, цветов, земли, реки ворвалась струя воздуха, необычная и волнующая: пахло какой-то птицей, вовсе не похожей на тех, что знал Бим. Пахло чем-то неизвестным, что будоражило кровь. Бим остановился и оглянулся на Ивана Ивановича. Потом, тихо переступая лапами, стал приближаться к неведомому, уже не глядя на Ивана Ивановича. Шажки становились все реже, он как бы выбирал точку для каждой лапы, чтобы не зашуршать.

Наконец запах оказался таким сильным, что дальше идти уже невозможно. И Бим замер на месте, будто окаменел. Это была статуя собаки, будто созданная искусным скульптором. Вот она, первая стойка! Первое пробуждение охотничьей страсти до полного забвения себя (Г. Троепольский).

Что такое рассуждение?

Определение

Рассуждение — тип речи, в котором исследуются предметы или явления, раскрываются их внутренние признаки. Рассуждением может стать словесное изложение, разъяснение и подтверждение какой-то мысли. Рассуждая, говорящий объясняет что-то, доказывает или опровергает с помощью аргументов свою точку зрения на предмет или явление действительности.

В рассуждении задается основной вопрос: почему предмет такой? Почему так поступают, а не иначе? Почему мы утверждаем это?

Рассуждение как тип речи направлено на выяснение причин и следствий обсуждаемых явлений, событий, поступков людей. При рассуждении говорящий приходит к новому суждению.

Рассуждение — это объяснение каких-либо фактов, событий с указанием причинно-следственных связей.

рассуждение, рассуждение это, что такое рассуждение

Примеры

Без знаний, без широкого кругозора нельзя сделать и шага вперед. Красивый человек в нашем понимании — это человек гармонически развитый.

Так, по пути утверждения гармонии шли Леонардо да Винчи, Лев Толстой. Необозримо широк был круг их интересов, глубока связь с жизнью, неукротимо стремление познать неизведанное.

Леонардо да Винчи боролся за свободу и был пионером в разных областях знаний. Великий художник, создавший совершенные произведения искусства, проникал в тайны астрономии и ботаники, писал басни.

Лев Толстой хорошо знал церковнославянский, латинский, украинский, английский, французский, немецкий, греческий, итальянский языки. И этот же человек мастерски клал печь и косил не хуже косаря!

Наши знания имеют свойство накапливаться постепенно. Даже самые поверхностные знания можно углубить — просто не надо лениться. То, что не посеяно, не созреет.

Расширяйте свой кругозор, боритесь за глубину знаний, воспитывайте в себе высшую человечность! Живите так, чтобы каждый день казался вам новым! Красива жизнь с расправленными крыльями. (С. Т. Коненков)

Композиционная структура рассуждения

Понаблюдав за тем, как строится текст-рассуждение, укажем его композиционную структуру:

  1. тезис (основная мысль);
  2. аргументы (доказательства или опровержение);
  3. вывод.

Языковые средства рассуждения

Рассуждение обладает некоторыми особенностями в использовании языковых средств:

  • преобладает абстрактная лексика;
  • имеются вводные слова;
  • используются обстоятельства цели, причины, следствия, уступки;
  • сложноподчиненные предложения с придаточными причины, цели, следствия, уступки.

Всякое искусство есть диалог между художником и публикой. Об этом хорошо знают актеры на сцене, ибо у них это проявляется нагляднее и резче. Грубее всего, но зато и точнее всего можно сравнить всякое искусство с игрой в теннис, где хорошая, красивая игра зависит от обеих сторон, ибо если игрок будет делать хорошие посылки мяча, но в ответ не будет получать обратных подач, то никакой игры вообще не получится (В. Солоухин).

Видеоурок «ЕГЭ по русскому языку. Типы речи»

В зависимости от
целей монологического высказывания,
способа изложения содержания выделяют
такие функционально-смысловые типы
речи, как описание, повествование,
рассуждение. Первые два типа речи
предполагают соотношение с миром «вещей»
– предметов, последний – с миром понятий,
суждений.

Описание
– это словесное изображение какого-либо
явления действительности путем
перечисления его характерных признаков.
Данный тип речи служит для воссоздания
мира предметов и установления связей
между ними. Схематично описание можно
представить следующим образом:

Описание
= признак1
+ признак2
+ признак3

Цель описания –
создать в представлении читателя
целостную картину, зафиксировать
характерные признаки предмета или лица.
В логическом плане описать предмет или
явление – значит перечислить его
признаки, поэтому для описания важны
слова, обозначающие качества, свойства
предметов.

С точки зрения
объекта описания выделяют следующие
типы: бытовое, портретное, интерьерное,
пейзажное, научно-техническое, описание
положения дел.

Глаголы в описании
используются обычно в форме несовершенного
вида настоящего и прошедшего времени.
Характерная особенность описания как
типа речи – статичное расположение
предметов на одной плоскости, указание
на ряд признаков предметов, отнесенных
к определенному моменту речи.

«Nippon
Telegraf
and
Telephon
Corp
(
NTT)
представила прототип наручного телефона,
разработанного компанией. Это самый
маленький в мире телефон его вес
составляет всего 45

г. Он
имеет очень маленькую антенну и работает
на литий-ионной батарее. Микросхемы, на
которых работает телефон, особенно
хорошо экономят электроэнергию. Новая
игрушка набирает номер абонента с
голоса,» (Русский телеграф,

1997. №56)

В
приведенном примере описание нового
телефонного аппарата представлено в
статике, здесь присутствует типичная
для описания характеристика предмета
(в данном случае телефона) и его свойств.
Глаголы в описании — несовершенного
вида – также дают статическую картину
(телефон
имеет
антенну,

работает
на батарее,
микросхемы экономят

энергию),

Итак, описание
можно охарактеризовать как некую модель
монологического сообщения в виде
перечисления признаков предмета (в
широком понимании).

Повествование

Повествование
представляет собой рассказ о событиях
и служит для передачи последовательности
различных событий, явлений, действий;
оно раскрывает связанные между собой
явления, действия, происходившие в виде
некой цепочки событий в прошлом.
Схематично повествование можно
представить следующим образом:

Повествование
= событие1
+ событие2
+ событие3

Последовательность
действий, событий передается с помощью
глаголов совершенного вида, которые,
обозначая последовательно сменяющие
друг друга события, показывают
развертывание повествования. Обычно
предложения в повествовании не бывают
относительно длинными, не имеют сложной
структуры. Отдельные предложения в
повествовании связаны цепной связью.
В повествовании соблюдается определенный
порядок слов в предложении (его так и
называют – повествовательным), когда
сказуемое стоит после подлежащего и
служит цели изображения последовательности
действий. Глаголы-сказуемые обычно
обозначают конкретное действие.

«Арбитражный
суд обязал ЗАО «Несте-Санкт-Петербург»
возместить компании «Балт-Трейд» сумму
убытков за поставку некачественного
бензина.

Конфликт
возник в июле 1997 г., когда владелец
Mitsubithi
Pajero
заправил свой автомобиль бензином марки
ВЕ-95Е на автозаправочной станции,
принадлежащей АОЗТ «Балт-Треид». Машина
сломалась, даже не успев покинуть
бензоколонку. Вызванный из скорой
передвижной автомобильной службы «СПАС
0001» мастер констатировал наличие в
бензобаке «воды, белой эмульсии
неизвестного происхождения»

По
требованию клиента компания «Балт-Трейд»
взяла на себя расходы по замене деталей,
оплате ремонтных работ» (Деловой
Петербург, 1998, №39).

В
данном примере рассказ представлен в
виде цепочки последовательно сменяющих
друг друга событий. Развертывание этой
событийной цепочки осуществляется
прежде всего за счет использования
глаголов совершенного вида, обозначающих
конкретные действия (конфликт
возник,

владелец
заправил,

машина
сломалась,

мастер
констатировал,

компания
взяла
на
себя расходы).

Порядок слов в данном отрывке (следование
сказуемого за подлежащим) –
повествовательный.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Русский язык

5 класс

Урок № 42

Описание предмета. Сочинение-описание предмета

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Описание как вид текста.

Тезаурус

Описание – это словесное изображение предмета, явления, события. В описании перечисляются и раскрываются основные признаки выбранного предмета.

Повествование – это рассказ, сообщение о каком-либо событии в его временной последовательности. Особенность повествования в том, что в нём говорится о следующих друг за другом действиях.

Редактирование текста – корректировка написанного текста, устранение орфографических, пунктуационных, стилистических ошибок, изменение оформления документа, устранение слов-повторов и пр.

Слова-повторы – это слово или конструкция слов, которые встречаются больше, чем один раз, в пределах одного предложения или двух, идущих друг за другом.

Список литературы

Основная литература:

1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2012. – 193 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

На прошлых уроках Вы уже познакомились с графикой и алфавитом. Сегодня мы рассмотрим, как описывать предметы.

В нашей жизни нас окружают различные предметы, вещи. Некоторые из них сразу привлекают наше внимание, а на некоторые мы совсем не обращаем внимания. Это связано с красотой вещей, их изяществом, необычностью, загадочностью, цветом, формой. Красота, изящество, необычность, загадочность, цвет, форма – это признаки предмета.

Тип текста, в котором изображаются признаки предмета, называется описание.

Описательные тексты отвечают на вопрос «какой?» и описывают словами предмет, явление, состояние.

План сочинения-описания предмета.

Во вступлении автор говорит о том, какой предмет он будет описывать, даёт ответы на вопросы «откуда?»,«кому?»,«почему?»,«когда?», «кем?».

В основной части описывается, какой предмет по материалу, величине, форме, цвету, строению и назначению. В концовке автор описывает своё отношение к предмету.

Сравните два текста, которые описывают один и тот же предмет – перочинный нож.

Текст 1. Шкаф – это мебельное изделие с дверками, ящиками или без них. Шкаф предназначен для хранения предметов различного назначения: книг, одежды, домашней утвари.

Текст 2. Мальчик Витя Снегирёв приболел. Он лежал дома с температурой и скучал без своих школьных друзей. Витя обводил глазами комнату, внимательно разглядывая все вещи, будто видел их впервые. «Интересно, – подумал Витя, – этот шкаф с моими рубашками и куртками внутри дедушка смастерил сам? Из той старой яблони, что росла у нас когда-то во дворе? Откуда эти гравировки?» Огромный, продолговатый шкаф с двумя дверками, головами львов в верхних углах, с изображениями яблонь и колец на дверках вдруг вздохнул, скрипнул и приоткрыл одну из дверок. Показался рукав Витиной куртки. Витя, недавно прочитавший «Хроники Нарнии», подскочил на кровати и метнулся к шкафу. Один из львов прикрыл глаза. «Вот он, портал в Нарнию», – только и успел подумать Витя и нырнул с головой в шкаф.

Определите, в каком из описаний сведения о перочинном ноже только сообщаются, а в каком автор делится своими впечатлениями о нём?

В первом тексте сообщаются только сведения о шкафе, а во втором – впечатления о шкафе.

Рецензирование текста важный – этап. Устранить повторы можно следующими способами:

– исключением повторяющихся слов;

– заменой местоимениями;

– заменой синонимами, словосочетаниями.

В тексте слова-повторы выделяются следующим образом: основное определение не является словом-повтором и не выделяется при рецензировании, а последующие повторы следует выделять. Например: «На стене висит красивый жостовский поднос». Слово поднос является основным и остаётся неизменным, без выделения. Далее слово поднос является повтором и выделяется при рецензировании: «Поднос – чёрный, покрытый лаком. По краю подноса извивается тонкая золотая линия. А посередине подноса изумительный букет».

Рассмотрим подробнее рецензирование разных текстов.

Фрагмент №1:

У Деда Мороза были лёгкие и большие сани. Блестящий посох, на посохе изображены ёлочки.

Во фрагменте №1 повторяется слово «посох». Исправленный текст будет таким:

У Деда Мороза были легкие и большие сани. Блестящий посох, на котором изображены ёлочки.

Фрагмент №2:

На день рождения мне подарили заводного зайчика. Я давно хотела заводного зайчика.

Во фрагменте №2 повторяется слово «заводной зайчик». Отредактированный текст будет выглядеть так:

На день рождения мне подарили заводного зайчика. Я давно хотела такую игрушку.

Фрагмент №3:

Этот автомобиль – просто чудо! Этот автомобиль мне купили в городе на ярмарке. Этот автомобиль с дистанционным управлением.

Во фрагменте №3 повторяется словосочетание «этот автомобиль». После редактирования текст будет таким:

Этот автомобиль – просто чудо! Его мне купили в городе на ярмарке. Он с дистанционным управлением.

С этими приёмами описание становится более художественными.

Один и тот же предмет может быть описан в художественном и научном стиле. Например, описание вазы в научном стиле выглядит так: «Предмет, используемый в быту, – ёмкость в виде цилиндра диаметром около 10 см. внизу и расширяющаяся вверху до 15 см. Высота ёмкости от 30 до 40 см. Материл, из которого изготовлен предмет, может быть как прозрачным, так и непроницаемым для света».

Описание вазы в художественном стиле выглядит так: «Передо мной на столе – хрустальная ваза для цветов. Дно её меньшего диаметра, чем волнистые края вверху, это позволяет цветам красиво раскинуться, чтобы мы могли любоваться каждым лепестком нежных лилий, поставленных в вазу».

Разбор тренировочных заданий

1. Выберите текст-описание

1. Стояла суровая зима. Всё было покрыто снегом. Тяжело пришлось от этого воробушкам. Бедняжки нигде не могли найти корма. Летали воробышки вокруг дома и жалобно чирикали.

Пожалела воробышков добрая девочка Маша. Она стала собирать хлебные крошки, и каждый день сыпала их у своего крылечка.

2. Кошка была почти вся чёрная, лишь кое-где виднелись белые пятнышки. Большое светлое пятно было на спине, а маленькое – на кончике хвоста. У неё были большие зелёные глаза, почти изумрудные. На ушках были кисточки, на лапках выпущенные коготки.

3. Кошки – таинственные животные. Они приносят удачу и оберегают дом от всего плохого. Кошка в доме это к удаче и благополучию. Говорят, что они отгоняют злых духов.

Правильный ответ: 2

2. Подчеркните слова-повторы

У нас в деревне есть рыжий кот Василий. На лбу у Василия было серое пятно, которое захватывает и одно ухо. Любит Василий, когда гладишь его по волосам, – выгнется, выпустит ногти из лап, мурлычет благодарно. И не любит Василий, когда его тревожат. Или, если на лицо сядет муха, тогда он злится.

Правильный ответ:

У нас в деревне есть рыжий кот Василий. На лбу у Василия было серое пятно, которое захватывает и одно ухо. Любит Василий, когда гладишь его по волосам, – выгнется, выпустит ногти из лап, мурлычет благодарно. И не любит Василий, когда его тревожат или на лицо сядет муха. Тогда он злится.

  1. Главная
  2. Справочники
  3. Справочник по русскому языку для начальной школы
  4. Речь и её характеристики
  5. Текст
  6. Типы текста

Тексты бывают трёх типов:

  • описание
  • рассуждение
  • повествование

Описание — это текст, в котором происходит описание кого-то или чего-то (людей, растений, животных, разных предметов и явлений природы).

К такому тексту можно задать вопросы: какой? какая? какое? как выглядит? в чём его особенность?

Пример текста-описания:

Ящерица

   На камне греется ящерица.

   Ящерка небольшая, сантиметров десять от острой головки до кончика хвоста. Спинка оливкового цвета с рисунком из разноцветных пестринок. Лапки более коричневого оттенка. А шейка светлая, почти белая.

Рассуждение — это текст, который объясняет причину какого-то явления или события.

К такому тексту можно поставить вопросы: почему? что из этого следует?

В тексте-рассуждении можно выделить три части:

  1. мысль, требующая доказательства;
  2. доказательство (оно может состоять из нескольких абзацев);
  3. вывод.

Пример текста-рассуждения:

Не спешите брать птенцов домой!

   Почему нельзя брать птенчика домой?

   Во-первых, многие из этих птенцов на самом деле не выпали из гнезда, а покинули гнездо, не научившись летать. Такое происходит, чтобы хищники не разорили всё гнездо целиком. Птенчики прячутся в укромных уголках и ждут, пока родители их покормят.

   Во-вторых, несведущий человек не сможет выкормить птенца в домашних условиях. Такое занятие требует многих знаний, терпения и ответственности.

   Поэтому не стоит спешить и брать птенцов домой.

Повествование — это текст, в котором идёт рассказ о чём-то, ком-то, о каких-то событиях.

К такому тексту можно поставить вопросы: кто? что? что случилось? что происходит? когда это произошло? что будет потом?

Пример текста-повествования:

Неожиданная встреча

   Рано утром мы с сестрой пошли в лес за ягодами. Тропинка вела нас всё дальше и дальше в зелёный загадочный лес. На опушке мы разбрелись в разные стороны, чтобы набрать ягод.

   Собирая ягодку за ягодкой, я поднял голову и увидел в кустах маленького лисёнка. Я замер с вытянутой рукой и старался рассмотреть его получше. Никогда раньше я не видел лисёнка в живую! Редкий гость тоже смотрел на меня бусинками своих глаз. Не знаю, сколько мы смотрели друг на друга, но вдруг сестра окликнула меня. Лисёнок тут же исчез в зарослях, как будто его и не было.

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Советуем посмотреть:

Текст

Стили речи

Средства художественной выразительности речи

Речь и её характеристики


Правило встречается в следующих упражнениях:

2 класс

Упражнение 167,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 182,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 5,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 103,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 119,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 122,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 28,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 30,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 154,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

Упражнение 182,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

3 класс

Упражнение 7,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 68,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 175,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 268,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 29,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 84,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 110,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 148,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

Упражнение 70,
Песняева, Анащенкова, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 71,
Песняева, Анащенкова, Рабочая тетрадь, часть 2

4 класс

Упражнение 12,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 14,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 170,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 257,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 42,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 46,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 54,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 57,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 205,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

Упражнение 231,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 2

5 класс

Упражнение 549,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 550,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 576,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 681,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 688,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 788,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 789,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 15,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1

Упражнение 480,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2

Упражнение 527,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2

6 класс

Упражнение 3,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 466,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 467,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 473,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 480,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 654,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 735,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 737,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 518,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2

Упражнение 607,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2

7 класс

Упражнение 183,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение 51,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 358,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 19,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 129,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 279,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 281,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 287,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 328,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 497,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

8 класс

Упражнение 26,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 41,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 411,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 414,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 43,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение 48,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение 98,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение 61,
Бархударов, Крючков, Максимов, Учебник

Упражнение 64,
Бархударов, Крючков, Максимов, Учебник

Упражнение 144,
Бархударов, Крючков, Максимов, Учебник


Тема урока: «Типы речи.
Повествование. Описание. Рассуждение».

Цель урока: сформировать умение
различать типы речи.

Ход урока.

I.                  
 

Часто типы
речи ошибочно путают со
стилями речи.

Однако функциональный стиль речи (научный, официально-деловой, разговорный, публицистический
стиль

и
художественный) – это
набор речевых элементов (особенных для каждого стиля речи слов и способов
построения предложений)
.

tipy-retchi-1

А тип речиэто способ
изложения, построение слов и предложений в логическом порядке.

В зависимости от содержания текста
выделяются следующие типы речи – повествование, описание, рассуждение.

Рассмотрим
особенности каждого типа речи.

Повествование – это
рассказ о событии, которое происходит в определенный промежуток времени.
Отраженные в событии действия последовательны, логически связаны друг с другом.
Повествование может идти как от третьего лица, так и от первого, и для него
характерны такие элементы как завязка (начало события), развитие действия и
развязка (итог описываемого события).

Так как повествование – текст
событийный, то его речевая особенность – большое количество глаголов и
цепочечное развитие действия. Текст отвечает на вопросы «что? где? когда?» –
что случилось? где и с кем произошло? когда случилось?

Повествование бывает изобразительным
(акцент – на сменяющиеся образы, которые «показывают» событие) и информативным
(текст не только рассказывает о событии, но и объяснят его, включает интересные
факты).

Пример
текста-повествования:

“Ночью поднялся
сильный ветер и пошел дождь. Он тихо барабанил по крыше и стекал по стеклу,
превращая мир за окном в размытое пятно. Потоки воды смывали пыль с деревьев и
тротуаров, журчали в водостоках, остужали раскаленный от летней жары город. И
те, кто не спал, открывали окна, вдыхали влажную прохладу и подставляли лица
ледяным каплям. Дождя в городе ждали два месяца, и теперь, когда он пришел,
люди молча улыбались, благословляя плачущее небо…”

Примерный текст – изобразительное
повествование- отвечает на следующие вопросы:

a.                 
что
случилось? – в городе пошел дождь;

  1. где и с кем произошло? –
    городские жители дождались дождя;
  1. когда случилось? –  летом
    пошел дождь.

Описание – это
словесное изображение предмета, явления, события. В описании перечисляются и
раскрываются основные признаки выбранного предмета. Цель – представить
читателю текста образ, который легко вообразить в красках. Важны единство
времени и места проявления признаков
.

Текст описания
состоит из следующих частей:

  1. общая характеристика предмета,
    общее впечатление;
  2. признаки, детали;
  3. общая оценка предмета.

Например, описание может быть
портретным, пейзажным; объектом писания может быть все что угодно – и человек,
и его эмоциональное состояние, и животное, и растение, и место (город, отельный
дом, парк, деревня), и погода. Речевая особенность – преобладание
существительных, прилагательных, наречий, минимум действия и статичность
текста.

Описательный текст отвечает на
вопросы «какой? какие?» (какой предмет описывается? как выглядит? каковы его
качества и свойства?).

Пример
текста-описания:

“Дождь шел третий
день. Серый, мелкий и вредный. Непредсказуемый, как низкое седое небо.
Нескончаемый. Бесконечный. Он неприкаянно стучался в окна и тихо шуршал по
крыше. Угрюмый и беспечный. Раздражающий. Надоевший.”

Примерный текст отвечает на
описательные вопросы:

a.                 
какой
предмет описывается? – дождь;

  1. каков предмет? – серый, мелкий,
    вредный, непредсказуемый, бесконечный и др.

Рассуждение – это
развитие и подтверждение мысли, объяснение явления (свойств предмета) и
выражение собственного мнения. Рассуждение отвечает на вопросы  «почему?
зачем?».

Рассуждение
состоит из следующих частей:

  1. тезис – мысль, которую нужно
    доказать;
  2. обоснование тезиса,
    подтверждающая аргументация с примерами, доказательства;
  3. резюме – итоги, выводы.

Текст рассуждения нацелен на то,
чтобы убедить, объяснить, доказать. Для рассуждения характерно активное использование
риторических вопросов и вводных слов – связок: во-первых… во-вторых… в-третьих…
следовательно (таким образом соответственно); между тем, потому что, итак.

Рассуждения бывают
следующими:

  1. рассуждение-доказательство
    (почему так, а не иначе? Что из этого следует?);
  2. рассуждение-объяснение (что
    это такое? откуда оно взялось? Почему предмет именно такой?);
  3.  рассуждение-размышление
    (как быть? Быть или не быть? Что делать?).

Пример
текста-рассуждения:

“Итак, пройдет
ночь, и отшумит дождь, отгремит гром. И что дальше? Опять – изнуряющий зной
душного лета? Опять – раскаленный асфальт? Опять – задыхающийся в пыли город?
Или погода смилуется над уставшими городскими жителями и подарит хотя бы неделю
прохлады? Поскольку предсказания синоптиков размыты и туманны, нам остается
только ждать и наблюдать.”

Примерный текст –
рассуждение-размышление – отвечает на следующие вопросы:

a.                 
почему?
– потому что закончится дождь и вернется надоевшая всем жара;

  1. зачем? – чтобы представить,
    чего ждать от капризной природы.

tipy-retchi-2

Типы речи – это
способы изложения, которые решают следующие авторские задачи:

  • повествование
    – динамично отражает действительность, рассказывает о ее событиях
    ;
    повествование – это клип, кино, смена кадров;
  • описание –
    изображает статичную действительность, изучает со всех сторон интересующий
    объект
    ;
    описание – это фотография, застывший кадр;
  • рассуждение –
    ищет причинно-следственные связи между событиями и явлениями, выражает
    мнение автора, «потому что…»
    ; это схема с блоками тезисов
    и доказательств и стрелочками – логичными вопросами.

И напоследок –
напоминание:

не путайте функциональные стили речи и типы речи. 😉 Ведь, например,
газетная статья публицистического стиля речи может быть и повествовательной
(репортаж с места событий), и описательной (заметка о пропавшем человеке;
реклама новостройки), и рассуждением (аналитическая статья).

 Задание 1

  Я пошёл вправо через кусты [ повествование
]. 

Между тем ночь приближалась и росла, как
грозовая туча; казалось, вместе с вечерними парами отовсюду поднималась и даже
с вышины лилась темнота [
описание] . 

Мне попалась какая-то неторная, заросшая
дорожка; я отправился по ней, внимательно поглядывая вперёд [

повествование ].

 Всё кругом чернело и утихало, одни
перепела изредка кричали[
описание ]. 

Небольшая ночная птица, неслышно и низко
мчавшаяся на своих мягких крыльях, почти наткнулась на меня и пугливо нырнула в
сторону. Я вышел на опушку кустов и побрёл по полю межой [

повествование ]. 

Уже с трудом различал я отдалённые
предметы; поле неясно белело вокруг; за ним, с каждым мгновением надвигаясь
громадными клубами, вздымался угрюмый мрак. Глухо отдавались мои шаги в
застывающем воздухе. Побледневшее небо стало опять синеть – но то уже была
синева
ночи. Звёздочки замелькали, зашевелились на
нём [ описание ].

Тема. Разбор текстов различных стилей и жанров
(практическая работа)

Цель: формировать умения и навыки учащихся распознавать тексты
различных стилей и жанров, определять связь между языковыми средствами, задачей
и условиями общения, аргументировать выбор стиля, обращая внимание на лексику,
которая используется в тексте; развивать умение работать с текстом, логически и
последовательно мыслить, опираясь на языковой материал; воспитывать интерес к
изучению языка.

Оборудование: тексты для работы в группах, художественные
произведения: А. С. Пушкин «Евгений Онегин», М. Ю. Лермонтов «Герой нашего
времени», Н. В. Гоголь «Мертвые души».

ХОД УРОКА

Театр поучает так, как этого
не сделать толстой книге.

Ф. Вольтер

I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Чтение эпиграфа, работа с ним.

III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

1. Проверка домашнего задания.

2. Беседа с учащимися.

1) Вспомните, что такое стилистика.

2) Что такое стиль?

3) Что такое стиль речи?

4) Какие стили речи вы знаете?

5) Назовите особенности каждого стиля.

IV. ОСОЗНАНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Исследовательская работа в группах.

Каждая группа получает текст (распечатан для каждого ученика)
и задание сделать его анализ, ответив на следующие вопросы (проецируются на
экране или записаны на доске).

1) Докажите, что это текст.

2) Какова тема и основная мысль высказывания?

3) Что представляет собой лексика данного текста: слова какого
стиля преобладают? Есть ли просторечные слова и выражения?

4) Чем отличается синтаксис данного высказывания: предложения
простые или сложные, осложненные или нет, есть ли восклицательные, вопросительные
предложения? Для чего используются тире и многоточие? Есть ли частицы, вводные
слова?

5) Для какой сферы жизни или деятельности людей оно
характерно?

6) Какова основная функция данного текста?

7) В каком стиле создано высказывание?

8) Определите тип речи.

Модель организации работы — «снежный ком». Каждый участник
вносит свой вклад в формирование коллективного ответа: первый произносит
предложение, следующий продолжает мысль и т. д.; последний завершает
монологическое высказывание. Затем один представитель от группы делает
сообщение.

«Эксперты» сидят за отдельным столом, задают вопросы,
оценивают результаты работы в группах.

Пример 1

Текст для исследования

Театр! Любители вы театр так, как люблю его я, т. е. всеми
силами души вашей, со всем энтузиазмом, со всем исступлением, к которому только
способна пылкая молодость, жадная и страстная до впечатлений изящного? Или,
лучше сказать, можете ли вы не любить театра больше всего на свете, кроме блага
и истины? И в самом деле, не сосредоточиваются ли в нем все чары, все обаяния,
все обольщения изящных искусств? Не есть ли он исключительно самовластный
властелин наших чувств, готовый во всякое время и при всяких обстоятельствах
возбуждать и волновать их?.. Какое из всех искусств владеет такими могущественными
средствами поражать душу впечатлениями… Лиризм, эпопея, драма: отдаете ли вы
чему-нибудь из них решительное предпочтение или все это любите одинаково?
Трудный выбор? Не правда ли?

(В. Белинский.
«Литературные мечтания»)

Образец ответа.

Тип речи — рассуждение; стиль речи — публицистический:
совмещение в одном контексте книжной и разговорной лексики, сочетание
официально-деловых и эмоциональных выражений, употребление слов в переносном
значении (так называемая газетная образность: пылкая молодость, жадная,
страшная, театр — самовластный властелин и т. д.), вопросительных,
побудительных, восклицательных предложений, повторов, обращений, риторических
вопросов.

Пример
2

 Театр уж
полон; ложи блещут;

Партер
и кресла — все кипит;

В
райке нетерпеливо плещут,

И,
взвившись, занавес шумит.

Блистательна,
полувоздушна.

Смычку
волшебному послушна,

Толпою
нимф окружена,

Стоит
Истомина; она

Одной
ногой касаясь пола,

Другою
медленно кружит,

И
вдруг прыжок, и вдруг летит.

Летит,
как пух из уст Эола;

То
стан совьет, то разовьет.

И
быстрой ножкой ножку бьет.

(А.
С. Пушкин. «Евгений Онегин»)

Образец ответа.

Тип речи — описание; стиль речи —
художественный: отсутствие слов-терминов, слова эмоциональной лексики (ложи
блещут, нетерпеливо плещут, блистательна, полувоздушна, смычку волшебному
послушна); слова, употребленные в переносном значении, метафоры, развернутые
сравнения (летит, как пух из уст Эола).

Есть в этом отрывке слова
разговорного стиля («Раек», «ножкой ножку бьет».) Автор использует лексику
разговорного стиля и эмоциональную лексику для создания живой, впечатляющей
картины театра.

 Пример 3 (д.з)

1) Найдите в текстах художественных
произведений примеры использования разговорного стиля.

2) Проанализируйте отрывки.

3) Разыграйте диалоги (на выбор):

—   «Евгений Онегин» —
глава 3. 1-я и 2-я строфы;

—   «Герой нашего
времени» — глава «Бэла», первое упоминание имени Печорина Максимом Максимычем;

—   «Мертвые души» —
глава 3, беседа Чичикова с Коробочкой.

Образец ответа.

Тип речи — повествование; стиль —
разговорный: употребление разговорно-бытовых слов и форм, которые придают речи
непринужденный характер, позволяют говорящему выразить различные чувства:
повторы слов, слова с переносным значением, частицы, междометия, слова-предложения,
обращения, вводные слова, слова и фразеологизмы разговорного стиля.

Простые предложения. Неполные
предложения.

Назначение стиля — обменяться
сведениями, мыслями, поделиться чувствами.

  • Описание праздничного стола в сказке черная курица или подземные жители
  • Описание своей комнаты сочинение 6 класс по русскому языку по сложному плану
  • Описание правдина из рассказа недоросль
  • Описание своей комнаты сочинение 6 класс по русскому языку в художественном стиле
  • Описание походки человека сочинение