Описание природы в рассказе васюткино озеро

Описание природы в рассказе «Васюткино озеро»

На чтение 2 мин Обновлено 10 апреля, 2018

Описание тайги в рассказе «Васюткино озеро» Астафьева передает всю красоту и опасность этого места.

Описание природы в рассказе «Васюткино озеро»

“Тайга… Тайга… Без конца и края тянулась она во все стороны, молчаливая, равнодушная. С высоты она казалась огромным тёмным морем…

Долго Васютка отыскивал глазами жёлтую полоску лиственника среди неподвижного зелёного моря (лиственный лес обычно тянется по берегам реки), но кругом темнел сплошной хвойник. Видно, Енисей и тот затерялся в глухой, угрюмой тайге. Маленьким-маленьким почувствовал себя Васютка…”

«Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!»

Там, в густой хвое, упрятались целые выводки смолистых шишек.

Лес стоял неподвижно, тихий в своей унылой задумчивости, такой же редкий, полуголый, сплошь хвойный.

Заполярная тайга не страшна зверьем. Медведь здесь редкий житель. Волков нет. Змей — тоже. Бывает, встречаются рыси и блудливые песцы.

Небольшое унылое озеро, подернутое у берега ряской.

Сквозь густые прибрежные заросли на воду падали отблески заката, тянулись живыми струями в глубину и терялись там, не достигая дна.

Середина озера напоминала сейчас раскаленную печку.

Мчались куда-то мохнатые тучи, чуть не задевая вершины деревьев; шумел и качался лес; в небе раздавались тревожные крики птиц, тронувшихся на юг.

Холодная изморозь и темные волны на реке нагоняли тоску.

Там и сям валялись шишки, попорченные кедровками. Они напоминали комочки сотов. В некоторых отверстиях шишек, как пчелки, торчали орехи.

Опускался вечер. Сквозь густые прибрежные заросли на воду падали отблески заката, тянулись живыми струями в глубину и терялись там, не достигая дна. Прощаясь со днем, кое-где с грустью тинькали синички, плакала сойка, стонали гагары. И все таки у озера было куда веселее, чем в гуще тайги.

Лесные тропинки узенькие, извилистые, что морщинки на лбу дедушки Афанасия.

По всему лесу озабоченно кричали кедровки на манер базарных торговок. Где-то по-детски заплакала желна. Над головой Васютки, хлопотливо попискивая, потрошили синички старое дерево. Васютка встал, потянулся и спугнул кормившуюся белку. Она, всполошенно цокая, пронеслась вверх по стволу ели, села на сучок и, не переставая цокать, уставилась на Васютку.

­Главная>Сочинения по произведению Васюткино озеро

Описание природы

28 предложений/ 396 слов

Тема взаимосвязи природы и человека присутствует практически во всех произведениях Виктора Астафьева и рассказ «Васюткино озеро» в этом смысле не является исключением. Автор сам вырос на берегах реки Енисей недалеко от таежных лесов, поэтому так реалистично описывает, что чувствует Васютка, попав в тайгу. В рассказе часто встречаются предупреждения, адресованные к людям по поводу небрежного отношения к природе. Ведь природа может быть чуткой ко всем действиям человека. Как к ней относятся, так она и откликается.

Дед Васютки, человек бывалый, замечает, что с развитием цивилизации человек потерял связь со своими корнями, а значит и с источником жизни. Он считает, что раньше рыба водилась в огромных количествах только потому, что люди жили «как бог прикажет». А сейчас всю живность в реках пугают моторные судна да пароходы. Получается, что вместо благодарности за дары природы, мы хотим все более нещадно эксплуатировать ее ресурсы, оттого и теряем связь с ней связь. Не последнее место она сыграла в судьбе тринадцатилетнего Васютки, когда он затерялся в недрах тайги.

Благодаря хорошему знанию местной географии и законов природы, мальчик смог прожить один в лесу пять дней и не умереть. Помогает и его дружеское отношение к природе. Он с любовью относится к деревьям, к облакам, звездам на небе, к рыбе в воде. Васютка фактически вырос на лоне природы, босым бегая по траве, исследую каждое дерево на наличие плодов, изучая вместе с отцом рыбный промысел. Все эти знания ему пригодились на деле, когда он оказался один на один с бескрайним лесом.

Смышленый мальчишка не растерялся и не потерял самообладания. Природа его не пугала, а наоборот, подсказывала путь к спасению. Многие другие люди запаниковали бы в такой ситуации. Рассказ Виктора Астафьева показывает нам, как важно жить в ладу с природой и уважать ее законы. Мы узнаем, что для выживания в таежных условиях нужно знать лесные приметы и хотя бы элементарно разбираться в лесной флоре и фауне. Васютка умел отличить одну птицу от другой. Он также знал, какая рыба речная, а какая озерная. Именно эти знания не дали ему умереть с голоду и помогли выбраться из тайги.

Позже, то озеро, которое он нашел в лесу, было названо его именем и даже отмечено на карте. По рыбе он определил, что недалеко протекает Енисей, а значит и проходят речные суда. На пятый день мальчика подобрал рыбосборочный катер и доставил домой. Хорошо, что Васюткино путешествие благополучно закончилось. Всем известно, что тайга «хлипких не любит», а значит, герой Астафьева оказался на поверку сильной личностью.

см. также:
Другие сочинения по произведению Васюткино озеро, Астафьев

Характеристика героя Васютка, Васюткино озеро, Астафьев

Краткое содержание Васюткино озеро, Астафьев

Краткая биография Виктора Астафьева

­Описание природы

Тема взаимосвязи природы и человека присутствует практически во всех произведениях Виктора Астафьева и рассказ “Васюткино озеро” в этом смысле не является исключением. Автор сам вырос на берегах реки Енисей недалеко от таежных лесов, поэтому так реалистично описывает, что чувствует Васютка, попав в тайгу. В рассказе часто встречаются предупреждения, адресованные к людям по поводу небрежного отношения к природе.

Ведь природа может быть чуткой ко всем действиям человека. Как к ней относятся, так она и откликается.

Дед Васютки, человек бывалый, замечает, что с развитием цивилизации человек потерял связь со своими корнями, а значит и с источником жизни. Он считает, что раньше рыба водилась в огромных количествах только потому, что люди жили “как бог прикажет”. А сейчас всю живность в реках пугают моторные судна да пароходы.

Получается, что вместо благодарности за дары природы, мы хотим все более нещадно эксплуатировать ее ресурсы, оттого и теряем связь с ней связь. Не последнее место она сыграла в судьбе тринадцатилетнего Васютки, когда он затерялся в недрах тайги.

Благодаря хорошему знанию местной географии и законов природы, мальчик смог прожить один в лесу пять дней и не умереть. Помогает и его дружеское отношение к природе. Он с любовью относится к деревьям, к облакам, звездам на небе, к рыбе в воде.

Васютка фактически вырос на лоне природы, босым бегая по траве, исследую каждое дерево на наличие плодов, изучая вместе с отцом рыбный промысел. Все эти знания ему пригодились на деле, когда он оказался один на один с бескрайним лесом.

Смышленый мальчишка не растерялся и не потерял самообладания. Природа его не пугала, а наоборот, подсказывала путь к спасению. Многие другие люди запаниковали бы в такой ситуации.

Рассказ Виктора Астафьева показывает нам, как важно жить в ладу с природой и уважать ее законы. Мы узнаем, что для выживания в таежных условиях нужно знать лесные приметы и хотя бы элементарно разбираться в лесной флоре и фауне. Васютка умел отличить одну птицу от другой. Он также знал, какая рыба речная, а какая озерная.

Именно эти знания не дали ему умереть с голоду и помогли выбраться из тайги.

Позже, то озеро, которое он нашел в лесу, было названо его именем и даже отмечено на карте. По рыбе он определил, что недалеко протекает Енисей, а значит и проходят речные суда. На пятый день мальчика подобрал рыбосборочный катер и доставил домой. Хорошо, что Васюткино путешествие благополучно закончилось.

Всем известно, что тайга “хлипких не любит”, а значит, герой Астафьева оказался на поверку сильной личностью.

Loading…

ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА В РАССКАЗЕ В. П. АСТАФЬЕВА

 «ВАСЮТКИНО ОЗЕРО».

Цели деятельности учителя: раскрыть черты характера Васютки; проанализировать мотивы его поведения в лесу; подумать над значимостью лесного озера для спасения мальчика; обсудить смысл названия рассказа; прививать любовь и бережное отношение к природе, частью которой является человек.

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения: знать содержание прочитанного произведения; уметь определить значение картин природы в рассказе; дать характеристику герою, объяснить смысл названия рассказа.

Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):

Личностные: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.

Коммуникативные: задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения.

Ход урока

Учитель

Сегодня к уроку вы прочитали рассказ Виктора Астафьева «Васюткино озеро». Интересно ли было читать? Что в рассказе особенно взволновало, заинтересовало? Давайте  посмотрим на высказывания, которые  я приготовила к уроку.

  • «Поведение человека в природе – это и зеркало его души».  — К.Л. Зелинский 
  • «Сила природы велика». — Цицерон.
  • «Природа – это единственная книга с великим содержанием на каждом листе». — Гёте
  • «Природа не признает шуток, она всегда правдива, всегда серьезна, всегда строга; она всегда права; ошибки же и заблуждения исходят от людей». — Гёте
  • «В природе все мудро продумано и устроено, всяк должен заниматься своим делом, и в этой мудрости – высшая справедливость жизни».— Леонардо да Винчи

Что, по-вашему, сегодня мы будем обсуждать на занятии?

Тема нашего урока:

«Человек и природа в рассказе В.Астафьева «Васюткино озеро»

Учитель

Возможно ли  какую-либо цитату  взять эпиграфом к уроку?

 (Эпиграф — изречение, краткая цитата перед произведением или его частью, характеризующая основную идею произведения). Позже  вы сделаете выбор и объясните его. А теперь определим задачи, стоящие перед нами:

  • Познакомиться с писателем.
  • Охарактеризовать главного героя Васютку.
  • Присмотреться к природе в рассказе и ее обитателям.
  • Понять, как смог мальчик выжить в опасной ситуации.
  • Научиться переносить трудности подобно герою рассказа.

Биографию писателя рассказывает заранее подготовленный ученик: (Сухих С.)

  1. Биография писателя

Виктор Петрович Астафьев родился в 1924 г. недалеко от Красноярска. В 1931 г. его мать утонула в Енисее, и семилетнего мальчика взяли к себе дедушка и бабушка. Когда отец с мачехой переехали в г.Игарку, Астафьев убежал из дома, беспризорничал, воспитывался в детском доме. Затем закончил железнодорожную школу   и работал составителем поездов под Красноярском. Осенью 1942 г. Астафьев ушел добровольцем на фронт,  был ранен и контужен. После войны он много раз менял место жительства: жил и на Урале, и в средней полосе России. Но  в 1980 году вернулся на Родину, в Сибирь, в Красноярский край. Умер писатель в Красноярске в 2001 году и был похоронен в родном селе Овсянка.

Учитель

В.П. Астафьев писал: «Землю люблю свою и не устаю удивляться её красоте, неистощимому терпению и доброте …. И жизнь предоставляла мне постоянную возможность быть на природе и с природой». Под  стать сибирским богатствам и просторам и талант писателя.
«…Я твердо знаю одно — заставили писать меня книги и жизнь», —  говорил Виктор Астафьев.

 Историю  создания произведения рассказывает заранее подготовленный ученик: Виктор Астафьев о судьбе рассказа  (Глушко Д.):

                 В городе Игарке преподавал когда-то русский язык и литературу Игнатий Дмитриевич Рождественский, известный потом сибирский поэт. Преподавал  хорошо, заставлял нас «шевелить мозгами» и писать сочинения на вольные темы. Вот так он однажды предложил написать нам, пятиклассникам, о том, как прошло лето. А я летом заблудился в тайге, много дней провёл один, и вот обо всём этом и написал. Сочинение моё было напечатано в рукописном школьном журнале под названием «Жив». Много лет спустя я вспомнил о нём, попробовал восстановить в памяти. Так вот и получилось «Васюткино озеро» – мой первый рассказ для детей. Рассказ написан в 1952 году.

Учитель

Как  в связи с этим можно охарактеризовать рассказ «Васюткино озеро»?

Словарная работа

Это автобиографичное произведение? Объясните смысл термина  автобиографичный?

Автобиографичность — свойство художественного произведения отражать реальные события жизни автора.

Учитель

        Сегодня уже звучали географические названия: Красноярск, Игарка, Красноярский край, Енисей. Где же в России  находится этот край?

Сообщение ученика (Мамедов Э.):

Красноярский край занимает почти 14% процентов территории России, расположен в основном в пределах Восточной Сибири, в бассейне реки Енисей.

         В Красноярском крае 323 тысячи озёр.  Тайга занимает очень большую площадь на территории края, больше 70%. Климат суровый: очень холодная зима и теплое короткое лето. В тайге много рек, болот. Для тайги  характерны хвойные леса. 

Учитель

         Ребята, а вы можете представить себе тайгу? Конечно, ведь мы тоже живем в таежном краю в Западной  Сибири, и наш поселок окружен лесом. Можно ли  детям ходить в такой лес самостоятельно? Нет. Почему? Это опасно.

II. Анализ текста по вопросам:

  1. Отчего было скучно Васютке в избе?

Не с кем общаться и нечего делать.

  1. Что заставило его собирать орехи для рыбаков?

Собственная забота.

3. Чему учит мать, провожая сына в тайгу? Почему звучит фраза: «… мал еще таежные законы переиначивать»?

Брать с собой спички и хлеб.

4. Оказавшись в тайге, Васютка разговаривает вслух. Кто его собеседники?  

Кедровка – нахальная, ее мальчик не любит, но понимает, какую роль в тайге играет эта шумная птиц, она разносит орехи по лесу..

Глухарь – любопытная птица, в погоне за которой Васютка заблудился.

5. Говорит Васютка и сам с собой. Почему?  

Заблудился и напугался, чтобы себя подбодрить.

6. О чем забыл мальчик, пока догонял раненую птицу? Только ли охотничий азарт заставляет Васютку идти за глухарем?

Забыл о затесях. Нет, это была пища для семьи, у мальчика взрослые заботы.

Ш. Работа по группам

1 группа

Настроение Васютки во время нахождения в тайге. Как оно меняется день ото дня?

Сначала   спокойствие и рассудительность, потом досада на кедровку и радость от охоты на глухаря.

Оцепенение, когда осознал, что заблудился, страх и отчаяние, мечется по лесу, затем сосредотачивается на том, как выжить, согреться, поесть, поспать. Остро чувствовал одиночество ночью, когда не занимался делом, пугается вывернутого корня. Волнение, когда увидел озеро, расплакался навзрыд. Берет силу воли в кулак и готовится к ночлегу.

Тревога из-за холода, жалость к себе, попытка успокоиться и отвлечься мыслями о школе.

Отупение от страданий, голода, холода, отчаяние, позволил себе доесть хлеб.

 Не теряет надежду и выходит к Енисею, там очумел от радости, снова страх, что уйдет рыбацкий бот.

2 группа

Какие трудности и испытания довелось пережить мальчику в лесу? Как он с этим справился и благодаря чему?

  • Голод – охота на глухаря, уток, потрошит их и печет в углях костра, ест орехи,  делит горбушку хлеба на несколько раз, ест грозди красной смородины.
  • Холод – разжигает костер, сушит вещи, спит на костровище, прячется под пихтой во время дождя. Вещевой мешок вешает на сучок дерева, чтобы с ним ничего не случилось.(«Вызвездило – к холоду»)
  • Дождь
  • Тошнило
  • Донимали комары.
  • Страх – бодрился, грозил ружьем, стрелял.
  • Справлялся  потому, что вспоминал, как говорил  дед: «Тайга хлипких не любит», советы матери, чтобы с собой брать спички и еду, чтобы делать затеси и следить за ними. Только прозевал – и заблудился. Васютка помнит наставления взрослых, потому в трудные минуты не растерялся, выжил благодаря самому себе. Берег спички и патроны.

3 группа

Какие качества помогли выжить мальчику?

Докажите эпизодами из текста, что Васютка — любящий сын, совестливый человек, уважительный работник.

  • Рассудительный, внимательный, постоянно думает и размышляет о том, что увидел, что слышал, что говорят взрослые, дед, мать, отец. Использует их опыт в своей жизни.
  • Вспоминает школу, ребят,  учительницу, ценит человеческое общение.
  • Трудолюбивый, чувствует свою обязанность по мере сил помогать взрослым: ходит за орехами для рыбаков по своей воле, охотится на глухаря, чтобы домой унести добычу.
  • Многое умеет, знает приметы и благодаря этому спасается в тайге.

4 группа

Какая она, тайга, в которой заблудился Васютка? Найдите описания природы, ее обитателей. Отметьте ее переменчивость.

  • Лесные тропинки узенькие, извилистые, что морщинки на лбу дедушки Афанасия.
  • Васютка пал на четвереньки, затявкал, подражая собаке, и стал осторожно продвигаться вперед. От волнения голос у него прерывался. Глухарь замер, с любопытством наблюдая эту интересную картину.
  • Лес стоял неподвижно, тихий в своей унылой задумчивости, такой же редкий, полуголый, сплошь хвойный. Лишь кое-где виднелись хилые березки с редкими желтыми листьями. Да, лес был такой же. И все же от него веяло чем-то чужим…
  • Проводив ее (белку) взглядом, Васютка выстрелил еще раз и долго ждал ответа. Тайга не откликалась.
  • Тайга… Тайга… Без конца и края тянулась она во все стороны, молчаливая, равнодушная. С высоты она казалась огромным темным морем. Небо не обрывалось сразу, как это бывает в горах, а тянулось далеко-далеко, все ближе прижимаясь к вершинам леса.
  • Прощаясь со днем, кое-где с грустью тинькали синички, плакала сойка, стонали гагары. И все- таки у озера было куда веселее, чем в гуще тайги.
  • Он потрогал траву палкой. Косяки рыбы подались от берега и снова остановились, лениво работая плавниками.
  • Небо уже потемнело, в лес опускались сумерки. Середина озера напоминала сейчас раскаленную печку. Казалось, положи на гладкую поверхность воды ломтики картошки, они мигом испекутся, запахнет горелым и вкусным.
  • Опять кругом был клейкий, неподвижный туман.
  • Качнулись, заскрипели отжившие свой век сухие деревья. Над озером заполошной стаей закружились поднятые с земли и сорванные с деревьев листья. Застонали гагары, вещая непогоду. Озеро подернулось морщинами, тени на воде заколыхались, облака прикрыли солнце, вокруг стало хмуро, неуютно.
  • У него даже дух захватило — так красива, так широка была его родная река! А раньше она ему почему-то казалась обыкновенной и не очень приветливой. Он бросился вперед, упал на край берега и жадными глотками стал хватать воду, шлепать по ней руками, окунать в нее лицо.

Учитель

Ребята, вернемся к цитатам о природе. Какая, на ваш взгляд, лучше всего может сыграть роль эпиграфа к нашему уроку? Обоснуйте ответ.

  • «Поведение человека в природе – это и зеркало его души».  — К.Л. Зелинский 
  • «Сила природы велика». — Цицерон.
  • «Природа – это единственная книга с великим содержанием на каждом листе».
  • «Природа не признает шуток, она всегда правдива, всегда серьезна, всегда строга; она всегда права; ошибки же и заблуждения исходят от людей». — Гёте 
  • «В природе все мудро продумано и устроено, всяк должен заниматься своим делом, и в этой мудрости – высшая справедливость жизни».— Леонардо да Винчи

Учитель

  1. Мы отмечаем величие природы, она серьезна и строга. Сила ее велика. Какое место в природе занимает человек, по мысли автора?

Человек – часть природы. Он должен помнить об этом всегда. Мудрая и могущественная природа испытывает и проверяет человека, экзаменует на силу воли, стойкость, на человечность. Слабый не выдержит, а сильный   укрепится.

         Писателю   принадлежат слова: «Природа – не только источник жизни.   Она и воспитатель души».

  Не природа ли подсказала мальчику путь к Енисею? (Скопление белой рыбы, вынесенная по течению тушка утки.). Мальчик  достойно вынес все испытания в тайге, и то, что он сам вышел к реке, можно ли считать только удачей? Нет, он боролся  за жизнь, применил все свои знания.

Как обращается Васютка к реке, когда вышел на берег? Енисеюшка.

2. Ребята, проверим, насколько хорошо вы знаете текст, и по репликам определим героев.

Речь героев   http://LearningApps.org/display?v=pnx2ycvm216

Какие   они, герои?

  • Мать ворчит не со зла, по привычке, заботливая, переживает за сына.
  • Отец молчалив, немногословный, мужественный и суровый, переживает не меньше матери.
  • Дед Афанасий – с ним никто не спорит, он старший, значит, мудрый.
  • Все они таежные жители и носители мудрости, передают знания Васютке, воспитывают из него настоящего мужчину-сибиряка.
  • Васютка – ребенок, в чем-то хвастается, в чем-то по-детски наивный.
  • Дядька Коляда – в его образе видим, как беспокоятся о пропавшем парнишке все вокруг.
  1. Кроссворд на знание текста. http://LearningApps.org/874841
  1. Работа в  парах

Найти средства художественной выразительности:

Сравнения  —

Лесные тропинки узенькие, извилистые, что морщинки на лбу дедушки Афанасия.

Понесся, как леший, теперь вот думай, куда идти.

В лес бесшумно, как сова, прилетела ночь.

Облака спрессованной ватой ложились на тайгу, и она растворялась в них.

Какие они,  сравнения в рассказе?

  • Они соответствуют внутреннему миру героя, мальчика 13 лет из простой работящей семьи рыбака.
  • И только последнее сравнение необычно: во-первых, здесь слышится голос писателя, во-вторых само сравнение введено в предложение не с помощью сравнительного союза, а формой существительного в творительном падеже.
  • А теперь вспомните, когда к Васютке пришло осознание, что он заблудился? Когда увидел истлевшую тушку птицы, над которой паук растянул паутину, а в ней бьется муха. Вот вам и развернутое сравнение с положением Васютки, который тоже бьется, мечется в лесу.

Опытный охотник — паук растянул над мертвой птичкой паутину. Паука уже нет — убрался, должно быть, зимовать в какое-нибудь дупло, а ловушку бросил. Попалась в нее сытая, крупная муха-плевок и бьется, бьется, жужжит слабеющими крыльями. Что-то начало беспокоить Васютку при виде беспомощной мухи, влипшей в тенета. И тут его будто стукнуло: да ведь он заблудился!

  1. Вернемся к названию рассказа «Васюткино озеро», объясните его  смысл.

Васютка нашел озеро с большими рыбными запасами, сообщил о нем людям. О каком качестве характера можно говорить после такого поступка? Он ребенок, но заботы его взрослые, будет достойным своей семьи: работящий, немногословный, готовый к   испытаниям, которые готовит суровая сибирская природа. Вот и снова мы возвращаемся к географии. Найдите в тексте первый абзац, последнее предложение.

Прослушиваем аудиозапись.

Много еще, очень много в нашей стране безымянных озер и речек, потому что велика наша Родина, и сколько по ней ни броди, все будешь находить что-нибудь новое, интересное.

Природа нашей страны – это и есть наша родина. И относиться к природе уважительно, бережно и трепетно – значит так же относиться к своей Отчизне.

IY. Подведение итогов

Рефлексия

«Литература. 5 класс» под редакцией В.Я. Коровиной, 8-е издание, М.: Просвещение, 2016 год.

Сегодня
мы…

·                  
Продолжим знакомство с рассказом Виктора Астафьева «Васюткино озеро».

·                  
Посмотрим на тайгу глазами автора.

·                  
Узнаем, что говорится в рассказе об отношениях человека и природы.

Но
сначала мы присоединимся к Мише и Алине, которым не хватает компании – ведь
Артём опять уткнулся в книгу!

– Опять
ты читаешь, – полушутливо упрекнул друга Миша.

– На
самом деле я путешествую, – отозвался Артём.

Ведь некоторые
книги – это просто кладезь информации о какой-то местности, её природе,
животном мире…

Например,
Жюль Верн в своих книгах описывал природу и Австралии, и Новой Зеландии, и
Южной Америки. А у писателя Луи Буссенара встречаются произведения об Африке.

Эти
особенности можно назвать колоритом произведения. Необычная обстановка
вызывает у читателя дополнительный интерес. Ведь можно не только следить за
приключениями героев, но и узнавать новые потрясающие факты!

– А у
русских авторов есть такие книги? – осведомился Миша.


Огромное количество, – подтвердил Артём.

– И мы
как раз сейчас читаем такое произведение! – напомнила Алина.

Ведь
рассказ Виктора Астафьева «Васюткино озеро» – это своего рода маленькая
энциклопедия сибирской природы.

Герой
живёт в тайге, в ней он теряется и выживает пять дней. И за эти пять дней мы
успеваем глазами героя увидеть всё богатство бескрайних кедровых лесов.

Действия
происходят в заполярной тайге, и происходят осенью. Так что первое, что мы
видим – это само безбрежное кедровое царство.

Вот как
видит тайгу Васютка, когда взбирается на дерево.  

«…С
высоты она казалась огромным тёмным морем. Небо не обрывалось сразу, как это
бывает в горах, а тянулось далеко-далеко, все ближе прижимаясь к вершинам леса.
Облака над головой были редкие, но чем дальше смотрел Васютка, тем они делались
гуще, и наконец голубые проёмы исчезли совсем. Облака спрессованной ватой
ложились на тайгу, и она растворялась в них».

Что же
нам рассказывается о тайге?

Мы,
например, многое узнаём о её растительном мире.

Больше
всего – о стройных кедрах, которых так много в рассказе. И среди которых
ухитряется заблудиться главный герой.

Кедры –
ещё и причина похода Васютки в лес, ведь он отправился за кедровыми орехами.
Немало этих орехов он съел за время своих скитаний.

Но нам
встречаются не только кедры. Ночь Васютка проводит под пихтой и на
пихтовых ветвях. А около воды мы видим берёзы. И осинник.

От дождя
Васютка скрывается под ещё одним хвойным деревом – лиственницей. А по
пути срывает и ест гроздья лесной красной смородины.

Но ведь
мы можем увидеть ещё и животный мир тайги!

Автор
даёт нам общие сведения:

«…Заполярная
тайга не страшна зверьём. Медведь здесь редкий житель. Волков нет. Змей — тоже.
Бывает, встречаются рыси и блудливые песцы. Но осенью корма для них полно в
лесу, и едва ли они могли бы позариться на Васюткины запасы».

Но
всё-таки герой встречает немало интересных животных. Например, глухаря,
со встречи с которым и начинаются приключения Васютки.

Появляются
в повествовании дикие гуси, и утка свиязь – их персонаж Астафьева
смог подстрелить себе на обед.

Знакомимся
мы и с кедровкой – жительницей сибирских лесов. Причем, автор не просто
описывает птицу, её поведение и громкие крики. Он ещё рассказывает, какую
пользу она приносит:  

«…Удивительно
чуткий клюв у кедровки: пустые орехи птица даже не вынимает из гнёздышка.

Васютка
поднял одну шишку, осмотрел её со всех сторон и покачал головой:

— Эх и
пакость же ты!

Бранился
Васютка так, для солидности. Он ведь знал, что кедровка — птица полезная: она
разносит по тайге семена кедра».

В тексте
появляется и белка, которую герой пугает выстрелом. Обитают в кедровом лесу
голосистые сойки и желна – крупный дятел.

А ещё
Васютка находит озеро, и тут мы уже встречаемся с рыбой сибирских рек
сиги, пелядь, чиры…

Мы узнаём
и о ценной рыбе, которую ловит отец Васютки со своей бригадой. Здесь и таймень,
и налим, и осетры.


Получается, что в рассказе мы можем охватить взглядом всё богатство сибирской
природы, –удивилась Алина. – От растений до рыбы.

– Почему
же только увидеть? – улыбнулся Миша. – Ведь автор передаёт и звуки!

 «…По
всему лесу озабоченно кричали кедровки на манер базарных торговок. Где-то
по-детски заплакала желна. Над головой Васютки, хлопотливо попискивая,
потрошили синички старое дерево. Васютка встал, потянулся и спугнул кормившуюся
белку. Она, всполошенно цокая, пронеслась вверх по стволу ели, села на сучок и,
не переставая цокать, уставилась на Васютку».

И теперь,
когда мы узнали, каков мир сибирской тайги, остаётся спросить только – а как
ведёт себя в этом мире человек?

Мы можем
узнать о традициях глухариной охоты, когда охотники отвлекают глухаря собаками.

Видим мы,
как появляются в тайге тропинки, автор объясняет, почему так важны затеси.

– Но мне
показалось, что герой не особенно бережно относится к природе, – заметила Маша.

Ему ведь
так и хочется пальнуть во что-нибудь в лесу. Мы знаем даже, герою часто
попадает за потраченные патроны. И он не раздумывая стреляет в глухаря.

Да и
остальные персонажи… Они ранят деревья, чтобы обозначить свой путь.

А ещё мы
видим упоминания о настоящем лове рыбы – полукилометровой сетью!

– Так
ведь герой просто мальчик, – возразил Миша. – Конечно, ему хочется пострелять.
Ух-х, если бы мне дали в руки ружьё и отпустили в лес!

А так он
старается не тратить порох и патроны.

А помните
момент, когда Васютка старательно тушит цигарку в тайге? Это чтобы избежать
лесного пожара.

Нужно
помнить и о том, что действия в рассказе происходят в первой половине
двадцатого века
. Тогда экологические проблемы не стояли так остро.

И
всё-таки в тексте говорится о том, как человек может вредить природе, – добавил
Артем. – Помните, что говорит дедушка Васютки?

«…Оскудел
батюшко Енисей. Раньше жили, как бог прикажет, и рыба тучами ходила. А теперь
пароходы да моторки всю живность распугали. Придёт время — ерши да пескари и те
переведутся, а об омуле, стерляди и осетре только в книжках будут читать».

 –
Миша, а ты давно ел осетра или стерлядь? – поинтересовалась Алина.

– Честно
говоря, я вообще думал, что стерлядь – это такое ругательство, – неловко
улыбнулся Миша.


Кажется, предсказание дедушки сбылось, – вздохнул Артем.

Ведь
сейчас вырубаются огромные площади тайги.

Браконьеры
постоянно вылавливают и губят рыбу в таких реках, как Енисей.

Реки ещё
и загрязняются – не только судами, но и разными предприятиями.

Так что
рассказ Виктора Астафьева, – это ещё и призыв ко всем нам позаботиться о природе.

– Вот это
путешествие у нас получилось, — поразилась Алина. – Нужно будет заглянуть в ещё
какую-нибудь книжку – и попутешествовать по другим странам. Познакомиться с
животными и традициями людей.

– Не
будем забывать и о настоящих путешествиях, – отозвался Артём, закрывая книжку.
– Так куда мы хотели отправиться сегодня?

Что же
мы должны сегодня запомнить?

·                  
В рассказе «Васюткино озеро» Виктор Астафьев знакомит читателя с
природными богатствами сибирской тайги.

·                  
Читатель может узнать о растениях и животных тайги, услышать их голоса,
узнать привычки.

·                  
Писатель призывает бережно относиться к природе.

Ответ:

Пейзаж указывает на время суток – ночь и на место действия – Заполярье. С помощью пейзажа показано наступление утра. Сочетание тропов: эпитета («густая»), сравнения («как смоль»), метафоры («начала редеть»), олицетворения («прятаться») – позволяет читателю представить начало утра, появление первых лучей света. Упоминаемый повествователем всползший туман также свидетельствует о наступлении утра. Пейзаж выполняет психологическую функцию. С помощью него читатель постигает чувства, испытываемые героем: неуверенность, беспокойство. Ряд олицетворений-глаголов, употребляемых автором, создает картину затухающего костра: «Костер … зашипел, защелкал, принялся чихать, будто сердился…» Потухающий костер символизирует происходящее с героем: во внешнем мире – испытываемые им трудности, во внутреннем – терзающие его чувства.

Почему герой рассказа ассоциируется с разожженным им костром?

Костер одинок, одинок и герой. Но жизнь костра заканчивается, он догорает, а герой продолжает бороться. И все же они очень похожи друг на друга, так как одинаково противопоставлены окружающему их миру враждебной человеку природы.

Вы правы. Прочтем описание утра. Пейзаж выполняет различные функции. Перечислите их и докажите это.

Пейзаж указывает на место и время, как и в предыдущем отрывке. Только время дня сменилось, наступило утро. Место осталось тем же самым – лес, Заполярье. Природа утром оживает. Солнце светит высоко. Мелкие капли воды от тумана легли повсюду, они сверкают. Красота природы и ее пробуждение показаны автором с помощью тропов. Важную роль играют и сравнение, и олицетворение, и метафоры: «Туман росою (сравнение) пал (олицетворение) на деревья, на землю, мелкая пыль (метафора) искрилась (метафора) всюду». Просыпается жизнь в тайге. Повествователь описывает, как по-разному кричат птицы. Кедровки «на манер базарных торговок», громко, перебивая друг друга. Желна (черный дятел) плачет, кричит жалобно, тоскливо. Синички попискивают, издают высокие звуки. Птицы и звери своим поведением очень отличаются друг от друга. Синицы потрошат старое дерево, ищут в нем насекомых. Белка завтракает, наверное, ест орехи или тех же насекомых. Она цокает, бежит, издавая короткие звонкие звуки. Лес полон шума, звуков, движения.

На что указывает эта пестрая картина утренней тайги?

Эта картина показывает богатство природы северного леса. Но все это пышное разнообразие не обращает внимание на человека. Оно не для него, а само по себе.

Если повествователь так хорошо знает лес, то что можно, исходя из этого, сказать о самом писателе?

Виктор Астафьев очень хорошо знал природу. Он любил лес, любил Сибирь. Его жизнь была тесно связана с природой.

Посмотрите, пожалуйста, еще раз фотографию В. П. Астафьева. Неслучайно писатель изображен у калины, на фоне растения. А на этой фотографии он на берегу Енисея. Возвратимся к тексту.

описание тайги.

Объяснение:

  • Описание природы в рассказе бедная лиза
  • Описание сочинение описание зимний лес
  • Описание семьи королевых из рассказа чехова мальчики
  • Описание принцессы лебедь из сказки о царе салтане 3 класс
  • Описание сочинение картины решетникова мальчишки 5 класс по русскому языку