Описание природы в слове о полку игореве сочинение 9 класс

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Природа в Слове о полку Игореве

Сочинение Природа в Слове о полку Игореве: ее образ, описание и роль

Большую роль в «Слове о полку Игореве» играет природа. Она оттеняет настроение героев, создает особые чувства, помогает решить жизненные вопросы.

Славяне были язычниками и проявляли особое отношение к природе. Они не только обожествляли ее силы и явления, но и считали, что она мудрее человека и способна помочь ему что-то решить, сделать. Нельзя идти против природы, она сильнее, ее надо уважать и любить — так думали славяне.

В самом начале своего похода Князь Игорь становится свидетелем солнечного затмения, которое было плохим знаком. Считалось, что это сулит проигрыш, поражение, горе. Однако, Игорь решил, что он мудрее природы, а поэтому ее знаки ничего не значат для него. Это мнение, бесспорно, было большой ошибкой. Князь сам и поплатился за это.

Когда Игорь попал в плен и бежал из него, неизвестный автор сравнивает его с животными и птицами. Для «Слова о полку Игореве» в целом характерны исчерпывающие описания степной природы и зверей.  Игоря сравнивают с соколом, уткой, белкой. Есть и сравнение его со стихией, ветром. Этот момент подчеркивает его могущество и превосходство над остальным, его избранность. Сравниваются с животными и другие персонажи: монгольский хан, Боян.

В эпизоде известном как «плач Ярославны» встречается много описаний реки Дунай. Река — символ быстротечности времени, знак чистоты и искренности, мудрости и интеллекта. Описывается спокойное и ровное течение реки, которое оттеняет тихую грусть женщины по своему супругу, ее переживания.

Природа в произведении выступает не просто как одна из частей окружающего мира, но и как покровительница человека, его защитница. Она помогает спасаться людям, защищать Отечество.

Бесспорно, природа играет также роль сближающего элемента. Славяне были разрознены и каждый боролся за судьбу своего удельного княжества. Это неправильно, и природа помогает это человеку понять. Как? Ее красота и величественное спокойствие сближают людей, ее знаки и символы дают людям новые знания, она помогает справляться с бедами.

По большей части в «Слово о полку Игореве» нет статичного пейзажа. Природные стихии всегда сменяют друг друга. Она, подобно человеку, не стоит на месте, а постоянно движется вперед. Человек чувствует это и не хочет уступать. Он, смотря на природу, также начинает применять активные действия и трудиться, бороться за свободу и независимость, жизнь и процветания Руси.

2 вариант

«Слово о полку Игореве» — достояние русской литературы, написанное очевидцем происходящих событий. Посвящено оно историческому событию: походу в 1185 году Новгород-Северского князя Игоря против половцев.

Особое место занимает в произведении природа, она одно из действующих лиц, и автор – гениальный мастер в ее изображении. Природа в «Слове» одухотворена, через нее передаются все человеческие переживания. По описанию животных и птиц видно, что автор хорошо знает степную природу Руси.

Действие «Слова» происходит на фоне природы. Во время выступления дружины князя Игоря в поход происходит солнечное затмение как предвестник печальных событий, но князь не изменяет своего решения. Его войско продолжает свой путь. Природа пытается вернуть Игоря назад, домой, и спасти таким образом жизни людей: кричат птицы и звери, шумят деревья, бушует ветер. Но князь не прислушивается к совету природы и продолжает поход.

В первом сражении русское войско разгромило половцев, и воины, окрыленные победой, расположились на отдых в степи. Перед решающим сражением меркнет солнце, гудит земля, все небо затянуло тучами – войско оказывается в полнейшем мраке. Всё это предвещает бедствие. А когда русские воины повержены, природа опечалена, она грустит: поникли травы в степи, деревья приклонили ветви. И вся Русь оплакивает погибших.

Не смолкает плач и в Путивле. Ярославна, жена князя Игоря, обращаясь к Ветру и Солнцу, упрекает их в том, что не помогли они русским воинам, не защитили их от стрел половецких. Понимая, что погибших не вернуть назад, она просит Днепр сохранить ее мужа, который находится в плену. И природа не карает Игоря за непослушание, а приходит ему на помощь.

В ночь, когда князь бежит из плена, стоит глубокая тишина, а дятлы стуком указывают ему дорогу домой. Река Донец прячет Игоря, чтобы он не попался в руки половцев. О приближении людей беглецу сообщают гоголи (утки) и чайки. И когда Игорь появляется на Руси, выглядывает солнце, все расцветает, оживает, поёт – природа радуется его возвращению. Князь благодарит реку Донец за теплый прием.

Таким образом, мы видим, что природа в «Слове» выступает не просто фоном, а тесно связана с жизнью героев и их поступками. Описание обширных просторов Руси раскрывает красоту, мощь русской души и стремление к освобождению родной земли от посягательств врагов.

Сочинение 3

Во многих литературных произведениях природа статична, постоянна. Она часто вводится в текст с целью создать для описываемых событий фон или подходящую атмосферу, показать внутренний мир действующих лиц, – словом, природа занимает второстепенную, поддерживающую роль.

Совсем иное место отводится ей в «Слове о полку Игореве». Тут природа динамична, постоянно преобразуется в движении, действует наравне с героями, влияет на них и направляет их действия, активно вмешиваясь в происходящее. В целом, для средневековой литературы характерно описание природы через её изменения. Однако масштабы, которые она занимает в повествовании «Слова», исключительны. Природа становится отдельным героем произведения. Её описание гиперболизировано, лирично, удивительно живо. Оно охватывает огромные территории, но при этом остаётся целостным и органично вплетается в текст.

Образ русской природы возникает в произведении с самых первых сцен, где речь идёт о предзнаменованиях. Когда князь выдвигается в поход, происходит солнечное затмение, поднимается ветер, появляются чёрные тучи, мутные реки текут. Большое внимание уделяется беспокойному поведению зверей и птиц, существовавших, без сомнения, на землях Древней Руси. Природа предостерегает о плохих предзнаменованиях, пытается остановить поход самонадеянного князя на половцев, вернуть людей в родные земли. Но несмотря на то, что всё вокруг пронизано тревожным ожиданием беды, герой хочет верить в свою исключительность. Игорь глух к голосу природы.

Ко времени роковой битвы солнце уже полностью скрыто за тучами, тьма поглощает княжескую дружину. В тексте «Слова» возникает параллель между грозой и судьбой людей, обречённых на гибель в битве. Проходит битва, спадает напряжение природы и возникает новая параллель. Одновременно о судьбе погибших и пленённых солдат вместе с матерью-природой горюет и княжна Ярославна. Она обращается к ветру, Днепру и солнцу и не может найти утешения. Природа увядает, чахнет от безутешного горя русского народа.

Наконец, князь Игорь бежит от половцев в родные земли. Он так торопится, что сам в своей стремительности походит на зверя или явление природы (автор сравнивает его, в том числе с волком и ветром). Сочувствующая природа помогает ему выбраться из плена и указывает путь. Так, дятлы стуком направляют его. Когда же Игорь возвращается, природа в его землях оживает.

В течение всего повествования автор показывает, как сильно связаны народ с окружающей природой, родной землёй. Она всегда приходит на помощь, пока он прислушивается, находится с ней в гармонии. Природа сочувствует своему народу, живёт и умирает вместе с ним. Образ природы в «Слове о полку Игореве» очень широк, но при этом целостен. Автор своим повествованием обращается к современнику, призывает к единению. И в своём обращении отдаёт лидирующую роль природе.

Также читают:

Картинка к сочинению Природа в Слове о полку Игореве

Природа в Слове о полку Игореве

Популярные сегодня темы

  • Образ и характеристика Ундины в романе Герой нашего времени Лермонтов

    И одной из его героинь является Ундина. Она появляется в главе Тамань, где Печорин рушит жизнь «честных контрабандистов».

  • Сочинение по картине Клевера Закат солнца зимой (3 класс)

    Юлий Клевер является известным художником пейзажистом конца 19 столетия. Имеются корни немецкого происхождения, хотя он и русский. Одной из популярных работ этого пейзажиста является

  • Сравнительная характеристика Тихона и Бориса (Гроза Островского)

    Борис Дикой и Тихон Кабанов – главные мужские персонажи в пьесе Александра Николаевича Островского «Гроза». Эти мужчины во многом предопределили судьбу главной героини Катерины.

  • Цитатный план рассказа Уроки французского 6 класс

    «Я пошёл в пятый класс в сорок восьмом году». «Но едва я остался один, сразу наваливалась тоска — тоска по дому, по деревне»

  • Цитатный план повести Кавказский пленник Толстого 5 класс

    В произведении говорится о служивом офицере, который воевал на Кавказе. Когда он получил письмо от родной мамы, он поехал домой.

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Другие
  4. Природа в Слове о полку Игореве

В поэме “Слово о полку Игореве” природа является одним из главных героев, автор её изображает живой, способной чувствовать и помогать. Природа, наравне с другими, участвует в битве с половцами. Любит свою родину и борется за её счастье и свободу, как человек. Она всячески помогает героям поэмы, пытается предупреждать об опасности.

Автор очень детально и чётко описывает Донец, берега которого становятся серебряными, во время отмели. Подробно рассказывается о природе, во время бегства Игоря из плена, именно она подсказывает герою верный и безопасный путь к свободе. Он просит и получает помощь от Донца. Дятлы, стуком, помогали найти дорогу к реке, чайки предупреждали об опасности, ветер и изменения погоды, всё способствовало спасению и подсказывало верный путь.

В поэме нет отдельного описания пейзажа, нельзя лицезреть природу, наслаждаться её красотой. Она всегда изображается, как действующий герой, участвует во всех событиях, влияет и помогает.

Жена Игоря Ярославна обращается к природе, как к чему-то существующему, просит помощи и сочувствия. Она обращается к солнцу и ветру, природа, кажется, слышит и отвечает на мольбы действиями.

В “Слове о полку Игореве” природа и человек тесно связаны. Она сильно воздействует на человеческие судьбы и события. Подчёркивает значимость происходящего, добавляет напряжение.

Читатели, в борьбе с половцами, видят всю широту и красоту необъятной степи. Автор очень ярко и подробно описывает окружающую природу, как живое существо, наделяет чувствами. Изображает её поведение и изменения. После поражения, читатель видит все изменения природы, она расстроена и находится в унынии. Автор пишет, что большая печаль постигла всю Русь.

Сложно найти, произведение, в котором так подробно и ярко описана природа. И имеет значительное влияние на человеческую судьбу. В этой поэме жизнь человека тесно связана с природой. Очевидно автор хорошо знаком с природой и она ему близка.

Вариант 2

В 1185 году князь Игорь совершает поход против половцев. Несомненно, это одно из важнейших событий в истории, оказавшееся достойным того, чтобы неизвестный автор запечатлел происходящие события в поэме «Слово о полку Игореве».

Одной из отличительных черт «Слова» является одухотворением автором природы, она не постоянна и не статична, она развивается вместе с сюжетом, оказывается проводником человеческих эмоций и переживаний. Степная Русь предстает перед нами через описание автором животных и птиц.

Выступление князя Игоря и его дружины в поход начинается с солнечного затмения, которое у славян-язычников являлось знаковым печальным событием. Однако князь Игорь отказывается верить в знаки. Он продолжает свой поход против половцев. Ы пути войско сопровождают крики птиц и животных, разрушительной силы ветер и поражающий шум деревьев, как будто сама природа пытается привлечь внимание Игоря и развернуть его и войско домой, тем самым спасая их жизни. Князь Игорь и после этого не меняет своего решения.

Первая битва оказалась удачной для князя Игоря — войско половцев было повержено. Боевой дух русских воинов поднялся. Но перед главной битвой, князь и его войско оказываются во мраке, тучи затягивают небо над ними, земля под ногами гудит, солнце померкло. Вся динамичность природы в этот момент показывает трагичность судеб воинов князя Игоря и связанной с ними разразившейся грозы.

Сама природа оплакивала погибших воинов вместе со всей Русью. Трава в степи поникла, ветви деревьев приклонены к земле, природа в печали.

Ярославна упрекает Солнце и Ветер, так как они не оказали помощи воинам ее мужа князя Игоря в борьбе с половцами. Она обращается за помощью к Днепру, чтобы тот сохранил жизнь ее мужа, находящегося в плену. И природа приходит на помощь князю Игорю вместо того, чтобы покарать его за непослушание.

В ночь побега стоит безмолвная тишина, стук дятлов указывал князю путь, а утки и чайки своим криком предупреждали о приближении неприятеля. Река Донец скрывает Игоря от взглядов половцев. Когда Игорь возвращается на Русь, природа радуется, все расцветает и поет, солнце, наконец, выглядывает из-за туч.

Природа в «Слове» тесно вплетена в поступки и жизнь героев, она живет и умирает со всеми, кого окружает. Природа символизирует мощь Руси, ее красоту, готовность прийти на помощь и стремление к освобождению от врагов. Олицетворение природы — это попытка автора призвать потомков к единению с ней.

Образ природы в Слове о полку Игореве

Имя автора «Слова о полку Игореве» — неразгаданная тайна восточных славян. Много лет разделяют нас с тем временем, когда Киевская Русь полтора века воевала с половцами. Одаренный славянин на этих исторических событиях создает вечно живую поэму, в которой призывает князей к единству во имя любви к родной земле.

Отклонив завесу времени, вглядимся в одухотворенное лицо певца. Это плотный человек зрелого возраста, мощный военный, который знает тончайшие детали похода. Он, безусловно, принадлежит к высшей политической и духовной элиты, к своим слушателям-князей обращается «братья». Выдающийся политический деятель и дипломат — в его произведении Киевская Русь предстает открытой страной, поддерживает отношения со многими государствами. Бесспорно, это один из самых образованных представителей своего времени: в произведении упоминаются события, отдаленные от XII в. на 800 лет. Автор уважительно отзывается и своее предшественнике — певцу Бояне, прославляющем князей в XI в., и соединяет Бояна, с давним дохристианским миром богов, обещая творить по его стилю и объединить давнюю и нынешнюю славу. Описав подготовку к походу, и неудачное сражение трехдневного боя Игоря, автор раскрывает причины, приведшие Русскую землю к порабощению.

Автор изображает очередной поход князя Игоря Святославовича против половцев. Эта тема есть лишь вступительной частью и основной частью большей проблемы. Здесь раскрыта тема битвы на Русской земле. Бескрайние Русские земли описываются в произведении. Все отступления автора, переживание героев, тревога Ярославны о муже имеют непосредственное отношение к образу своей земли. Герои произведения считают себя патриотами целой Руси, а не только одной местности.

Ни затмение солнца, что предсказывает плохой конец похода, ни вой степных зверей и птиц не могут остановить Игоря и вернуть его назад. Начало произведения мрачное, в тревожных тонах. Предчувствуя неминуемую беду, ведется дальше со скорбью и тревогой. Трагически и насыщенно рисует поэт-художник эпизод неудачного сражения Игоря с кочевниками. Одаренный писатель описывает перемены в природе, вызывающиеся в ней историческими событиями. Реки, то переживают и помогают Игорю, то задерживают своим течением молодого Ростислава.

В виде девы с крыльями лебедя выступает образ обиды. Постоянно присутствует сравнение людей с птицами. Это одно из ярких творений, в котором исторические события и перемены в природе так близко связаны. Единство людей с природой, увеличивает ценность происходящего, усиливая драматическую ситуацию. На любые события русской истории отзывается русская природа. Уходя из плена, Игорь бежал в основном ночью, а днем прятался в зарослях рек. Его догоняли враги, и об этом ему сообщали птицы. Наблюдая за ними Игорь мог увидеть, спокойно ли вокруг. Дятел сообщал Игорю о присутствии в степи деревьев, а соответственно и реки. В поэме есть много примеров, показывающих, что автор имеет огромные знания русской природы. Игоря с большой радостью встретили на родной земле. Солнце засветилось на небесах, когда Игорь пришел на русскую землю.

Литература. 9 класс.

Природа в Слове о полку Игореве

Природа в Слове о полку Игореве

Несколько интересных сочинений

  • Стива Облонский в романе Анна Каренина Толстого характеристика и образ героя сочинение

    Стива Облонский является второстепенным персонажем романа Льва Николаевича Толстого «Анна Каренина». Тем не менее его образ является чрезвычайно важным для понимания персонажа Анны Карениной.

  • Характеристика Ассоль из произведения Алые паруса 6 класс

    Главным персонажем повести Александра Грина является мечтательная и искренняя девушка Ассоль. Эта девушка — один из самых романтических персонажей русской литературы XX века

  • Сочинение Мой верный друг собака 5 класс

    Каждому человеку знакомо выражение «собака – друг человека». И, действительно, это существо – одно из самых преданных и способных на многие подвиги ради людей. Собаки относятся к домашним животным

  • Характеристика и образ Аси в повести Ася Тургенева

    Эта повесть написана Тургеневым в 1857 году. В ней повествуется о несчастной любви очень молодой еще несовершеннолетней девушки Аси. Она полюбила мужчину, которому исполнилось двадцать пять лет

  • Анализ сказки Премудрый пескарь Салтыкова-Щедрина сочинение

    Автор часто обращался к жанру сказки и в иносказательной манере обличал человеческие пороки. Примером стало произведение «Премудрый пискарь»

(388 слов) Пейзаж в прозе и лирике русской литературы всегда играл важную роль. При помощи описания природы раскрывались образы героев, задавалась определенная атмосфера повествования, настроение произведения. В «Слове о полку Игореве…» природа предстает не только фоном, но и одним из самостоятельно действующих лиц, входит в систему образов героев повести. 

Природа олицетворяется, предстает пред читателями живой, она будто общается с Игорем и его войском на протяжении всего произведения, пытается предупредить их об опасности. Еще в самом начале мрачный пейзаж в образе солнечного затмения предрекает войску неудачу и гибель:

Солнце дорогу ему тьмой заступило;
Ночь, грозою шумя на него, птиц пробудила;
Рев в стадах звериных!

Автор наделяет природные знаки особой значимостью, поскольку они оказываются, к несчастью для русских земель, пророческими. Тем самым стихия оказывается мудрее Игоря, главного героя произведения. Именно благодаря картинам природы можно узнать исход событий:

И рано на другой день кровавые зори свет поведают;
Черные тучи с моря идут,
Хотят прикрыть четыре солнца,
И в них трепещут синие молнии.
Быть грому великому!
Пойти дождю стрелами с Дону великого!

Кроме того, описание природы пронизано фольклорными мотивами. Образ троицы наиболее близок традиционным русским сказаниям. Солнце, вода и ветер, к которым обращается Ярославна в молитве за спасение Игоря, предстают тремя главными мистическими образами. Именно они помогают князю сбежать из плена. В этом также раскрываются сказочные мотивы героической поэмы. Неслучайно автор описывает языческие божества в «Слове…»: «достояние Даждьбога внука», «ветры, внуки Стрибога», «по нем кликнула Карна, и Желя». Именно они указывают на фольклорные черты в лице стихии. Писатель часто использует сравнение ключевых героев с животными: Игоря — с соколом, Владимира — с могучим «Буй-Туром», врагов, половцев — с черными воронами, а их хана — со страшным серым волком. Такой художественный прием будто сливает воедино мир людей и природу. Эти две составляющие неразрывно развивают сюжет всей поэмы.  

Пейзаж, как бы он не отражал события, описываемые автором, и настроение произведения, является самостоятельным персонажем повести. Он будто живет своей жизнью, является зеркалом происходящего. Но самое главное, картины природы отражают мысли автора, его мнение о поступках князя и его дружины. Здесь читатель сталкивается с психологическим параллелизмом не только в отношении лирических героев, но и самого писателя. 

Таким образом, природа предстает динамичным, своенравным и одним из главных героев поэмы «Слово о полку Игореве…». Мысль, заложенная в произведении, призывает жить в гармонии с природой, быть к ней более чуткими и внимательными. Ведь порою люди не умеют замечать очевидные вещи, следуя лишь побуждениям собственного эго.

Автор: Полина Борискина

Природа в “Слове о полку Игореве”

В повести множество образов природы, они становятся героями и дополняют описываемые события. «Природа в «Слове о полку Игореве» уникальна, многолика и содержательна. Она сопровождает всех героев, никого не оставляя в стороне.

Сравнения

Князь Игорь не вдумался в значение затмения. Он проигнорировал подсказку природы, за что и пострадал, потерпев поражение. Солнце спряталось за ночную тень. Мгла покрыла русские войска. Пейзаж становится все мрачнее. Птицы жалобно кричит, волки воют, кричат орлы. Русская земля уходит за холмы, она уже не сможет остановить войска и помочь им. Первый бой проходит в тумане, кровяные зори подсказывают, что битва будет жестокой. Все вокруг никнет, даже небо закрывается, гаснет свет.

Но автор продолжает соединять князя с природой. Он сравнивает его с разными животными и явлениями. Игорь обращается в горностая – белку. В одном сравнении сразу два бойких, юрких зверька. Они милы и красивы. Оказавшись на реке, князь плывет гоголе. Создатель повести говорит, что он мчится как ветер. Конь не выдерживает скорости Игоря, падает замертво. Князь скачет, но уже не как резвый конь, а как серый волк. Заметив Донец, Игорь преображается в сокола, взлетает выше облаков. В побеге мужчине помогают дятлы, стучат ему путь. Природа защищает князя. Возможно, по просьбе Ярославны, много дней плачущей и жалующей ей на судьбу своего мужа.

Небесные светила и природные явления

Создатель повести дает героям яркие эпитеты. Значение каждого слова важно для понимания идеи произведения, смысла описываемых событий. Князь появляется на небе, как солнце. Олег и Святослав затмились как месяцы. Все герои поднимаются высоко над землей, смотрят сверху на свои деяния. Автор сравнивает их с небесами. Чистые помыслы разбиваются о тщеславие. Поле битвы имеет уже совсем другие краски: черные вороны, темные тени. Большинство явлений природы становятся персонажами плача Ярославны. Здесь ветер, оживающий под силой чувств женщины. Другой образ – палящее обжигающее солнце, мучающее воинов жаждой. Картина вольной реки появляется в плаче и сценах побега.

Написать сочинение «Роль природы в слове о полку Игореве» несложно, но придется проанализировать образы плача, и рассмотреть цитаты из текста. Предложенный материал поможет написать красивую, эмоциональную творческую работу.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тест по произведению

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Вадим Акимов

    8/15

  • Nasty Fox

    14/15

  • Вика Голотюк

    15/15

  • Полина Токарчук

    9/15

  • Данута Уршуля

    15/15

  • Наталья Садовская

    11/15

  • Михаил Ничепоренко

    9/15

  • Евгений Александров

    11/15

  • Екатерина Сазонова

    14/15

  • Устиния Воронова

    9/15

Здесь Вы найдете пример сочинение о роли природы в повествовании в «Слове о полку Игореве».

Текст сочинения. 

Природа в «Слове» — не пейзаж, а активное действующее лицо. Она сопровождает Игоря на его пути, к ней обращается Ярославна. Звери, птицы, растения, небесные светила, стихии активно участвуют в действии: предостерегают, печалятся, радуются, сочувствуют, предвкушают.

Князь отказался откликнуться на идущее от природы предостережение, все-таки продолжил поход после солнечного затмения, и она знает о том, что произойдет, еще до самого сражения. «Игорь к Дону войско ведет. Уже беды его подстерегают птицы по дубравам, волки грозу накликают по яругам, орлы клектом зверей на кости зовут, лисицы брешут на червленые щиты».

У половцев тоже есть свои природные покровители. «Вот ветры, внуки Стрибога, веют с моря стрелами на храбрые полки Игоря. Земля гудит, реки мутно текут, пыль поля покрывает, стяги говорят: половцы идут от Дона и от моря и со всех сторон русские полки обступили».

Начинается битва — одно сражение в «поле неведомом», — но ее печальные последствия распространяются по всей Руси. «С раннего утра до вечера, с вечера до рассвета летят стрелы каленые, гремят сабли о шлемы, трещат копья булатные в поле неведомом среди земли Половецкой. Черна земля под копытами, костьми была посеяна, а кровью полита; горем взошли они по Русской земле!»

Игорь пленен, и вся природа откликается на человеческую драму: «Никнет трава от жалости, а дерево с тоской к земле приклонилось».

Игорь бежит из плена, за ним начинается погоня — и снова ему помогает не только Бог, но опять-таки природа. «То не сороки застрекотали — по следу Игоря рыщут Гзак с Кончаком. Тогда вороны не каркали, галки примолкли, сороки не стрекотали, только полозы ползали. Дятлы стуком путь к реке указывают, соловьи веселыми песнями рассвет предвещают».

Наконец, возвращение князя на родину снова связывается с образом солнца, которое теперь не предсказывает беду, а радуется победе. «Солнце светится на небе — Игорь-князь в Русской земле».

Большинство таких описаний строится на метафорах, в некоторых случаях на развертывании и материализации метафоры (тоска течет, как вода, и разливается по Русской земле; поле засевается костями, поливается кровью и дает всходы в виде горя). Однако некоторые сюжетные эпизоды (разговор Игоря с Донцом, обращение Ярославны к ветру, Днепру и солнцу) позволяют предположить, что автор «Слова» еще не расстался с мифологическим мышлением, с представлением о том, что природные стихии действительно имеют душу, вступают с человеком в тесные отношения, определяют его судьбу.

«Кликнул, стукнула земля, зашумела трава, задвигались вежи половецкие. А Игорь- князь скакнул горностаем в тростники, белым гоголем — на воду, вспрыгнул на борзого коня, соскочил с него босым волком, и помчался по лугу Донца, и полетел соколом под облаками, избивая гусей и лебедей к завтраку, и к обеду, и к ужину. Когда Игорь соколом полетел, то Овлур волком побежал, отряхая студеную росу: загнали они своих борзых коней».

Побег Игоря и погоня за ним в исторической реальности происходили на лошадях. Они мимоходом упоминаются и автором «Слова». Но описание так убедительно в своей динамике, что в превращения Игоря и его противника можно поверить. История побега превращается в поединок персонажей-оборотней: Игорь мгновенно меняет несколько обличий (горностай — гоголь — волк — наконец, сокол), Гзак проигрывает ему, оставаясь только волком. С волками сравниваются и другие персонажи «Слова»: сам Боян, воины-куряне, князь Всеслав.

Все сочинения по поэме «Слово о полку Игореве»

Первый вариант сочинения

Судьба главных героев «Слова о полку Игореве» тесно связана с русской природой, с самой Русью. Автор показывает, что природа всегда помогает своим сыновьям, заботясь о них, словно любящая мать.

Значение природы в «Слове о полку Игореве»

В «Слове о полку Игореве» огромное значение имеет образ природы, которая является полноценным персонажем и помогает автору раскрыть главную идею произведения. Кроме того, природа оказывает значительное влияние на развитие сюжета «Слова» и на судьбу основных действующих лиц.

Образ природы

Кадр из фильма-оперы “Князь Игорь”. 1969

Образ природы в «Слове о полку Игореве» появляется в самом начале повествования. Дружина князя уже собирается выступать в военный поход против половцев, как вдруг внезапно начинается солнечное затмение. Все воины становятся свидетелями этого редкого природного явления, которое по народным верованиям является предзнаменованием ужасных событий. Но, несмотря на это пророчество, войско князя Игоря всё-таки выступает навстречу своей погибели.

По мере приближения русских воинов к половецкой земле природа продолжает сопровождать их. Вокруг дружины бушует сильный ветер, деревья скрипят и раскачиваются, птицы пронзительно кричат, а звери ревут от бессильной злобы и дикой ненависти.

Создаётся такое впечатление, будто всё вокруг пронизано тревожным ожиданием предстоящей трагедии. Природа всеми силами старается остановить князя Игоря, предостеречь его от неравной битвы. Но князь не хочет к ней прислушиваться, и даже не думает о возвращении домой.

После их поражения природа плачет и горюет вместе с Ярославной, и всеми женами и матерями, которые не в силах были помочь своим любимым мужчинам. Засыхает трава, увядают цветы, гнутся до самой земли все деревья в округе.

Связь природы и человека

В «Слове о полку Игореве» природа и человек тесно связаны. Именно природный мир оказывает значительное влияние на людские судьбы. Все общаются с природой, как с живым существом. Люди винят её силы, или просят у них помощи. Природа всегда находится рядом с главными героями «Слова», хотят они того или нет.

Отношение автора к природе

В описании природы выражается авторское мировоззрение. Он относится к природе, как к живому существу, наделяя её человеческими качествами. У неё есть своё отношение к происходящим событиям, она по-своему воспринимает окружающий мир. Природа отражает действительность, и в этом отражении видно, как сильно она переживает за русский народ.

В изображении природы автор «Слова о полку Игореве» выражает свои мысли и взгляды. Когда князь Игорь принимает решение без поддержки соседних княжеств отправиться в опасный поход, природа отрицательно реагирует на это событие, и в результате оказывается на стороне половцев. Но когда он сбегает из плена, осознав свою вину и раскаявшись в содеянном, природа помогает ему и радуется его возвращению домой.

Природа в «Слове о полку Игореве» отражает происходящие события, и в этом отражении мы видим её отношение к русскому народу. Природа заботится о своих «детях», и волнуется за их судьбу. Она символизирует могущество Руси, её красоту и силу. Родная природа живёт в каждом русском человеке, и гибнет каждый раз, когда кто-то умирает.


Второй вариант сочинения

В отличие от других произведений древнерусской литературы, в «Слове о полку Игореве» природа занимает особое место. Здесь она представляет собой не просто фон, на котором происходят все события. В «Слове» природа тесно связана с судьбами главных героев, с их словами и поступками.

Всё действие «Слова о полку Игореве» тесно переплетено с природой. Основная сюжетная линия пронизана описаниями птиц, зверей,  и другими изображениями явлений природного мира.

Автор «Слова о полку Игореве» и природа

Автор «Слова о полку Игореве» является истинным знатоком русской природы. Это становится понятно по тому, как он описывает местную фауну, употребляя специальные охотничьи термины, и изображает пейзаж во всех его подробностях и деталях.

Природа в «Слове»

Природа в «Слове о полку Игореве» выступает в роли заступницы и благодетельницы. Она сопереживает и страдает за своих сыновей. Когда начался бой с половцами, солнце исчезло, а небо заволокли мрачные чёрные тучи. Все воины оказались во тьме, потому что солнце не в силах было наблюдать, как гибнут отважные русские воины в неравной борьбе. После их гибели трава поникла, а деревья опустились к земле, роняя свою листву, словно слёзы.

Предзнаменование

В начале своего похода князь Игорь видит солнечное затмение. В те времена затмение являлось дурным предзнаменованием, пророчившим несчастье и поражение в битве. Игорь не прислушался к предупреждающей его природе, поэтому проиграл сражение половцам.

Побег князя Игоря

Особенно красочно природа описывается автором во время побега князя Игоря из плена. В этой части «Слова» присутствует множество сравнений, и все они связаны с миром природы. Князь Игорь сравнивается с быстрой белкой- горностаем, с резвой уткой-гоголем, с серым волком, и с вольным соколом.

Природа волнуется за князя Игоря, и помогает ему вернуться домой целым и невредимым. Дятлы, например, указали князю верную дорогу своим стуком, а Днепр дал ему возможность отдохнуть и спрятаться от своих врагов.

Когда князь Игорь вернулся домой, природа яркими солнечными лучами встретила его, выразив всеобщую радость.

Функция природы в «Слове о полку Игореве»

В «Слове о полку Игореве» природа выполняет двойную функцию. Она описывает окружающий главный героев пейзаж, выступая фоном для происходящих событий, и представляет собой средство для выражения мыслей и идей автора.

Несмотря на то, что в произведении практически не встречается описания пейзажей, читатели всегда могут в деталях представить, на каком фоне происходят события, потому что природа является их непосредственным участником. Она сочувствует русскому народу, предостерегает его от опасности, способствует побегу князя Игоря, а перед этим пытается остановить его поход грозой и ветрами.

Автор «Слова о полку Игореве» – настоящий мастер в описании природы. Он умело воспевает её красоту и могущество, но не забывает о главном посыле своего произведения, призывая русский народ к единению.


Третий вариант сочинения

Единство природы и человека

Описание природы занимает большое место в “Слове о полку Игореве”. В то же время это описание очень далеко от современного представления о реалистическом пейзаже. Для древнерусского автора природа сама по себе, как фон, не представляет особой значимости. Она может быть показана только как непосредственный участник событий, наделенный практически человеческими чертами.

Изображение природы в “Слове” – яркий образец языческого мировоззрения древних славян. В то время человек не отделял себя от окружающего мира. Не только птицы и животные, но даже все природные явления выступают активными участниками действия. Природа в “Слове” событийна и тесно связана с человеческими судьбами.

Добро и зло

Главной темой для автора “Слова” является противостояние Русской земли набегам степняков. Согласно этому взгляду вся природа также резко делится на силы добра и зла.

Природа всячески предупреждает Игоря о гибельности предпринимаемого похода. Происходит затмение солнца, в зловещей темноте пробуждаются птицы и пытаются своим криком остановить князя. Свист сусликов в степи (“свистъ звҍринъ въста”) и крик дива (мифологический персонаж) сообщают половцам о начале похода. Хищные животные ждут добычи после кровопролитного сражения (“орли клектомъ на кости звҍри зовутъ”).

После первой победы Ольговичи сравниваются автором с соколом и кречетом, а их противник, “поганый половчин”, с “чръным вороном”. Половецкий князь Гзак уподобляется “серому волку”.

Зловещие предзнаменования происходят в природе накануне роковой битвы: “кровавыя зори”, “чръныя тучя”, “синии млънии”. Наступление половцев образно сравнивается с природными силами: “вҍтри… вҍютъ с моря стрҍлами” (завязавшаяся перестрелка), “земля тутнетъ” (гудит под копытами половецких коней), “рҍкы мутно текутъ” (замутненные половецкой конницей).

В лирическом отступлении автор вспоминает о времени правления родоначальника Ольговичей – Олега Святославича, положившего начало губительным междоусобицам. Раздор между русскими князьями привел к тому, что “часто врани граяхуть, трупиа себҍ дҍляче” (вороны кричали, деля трупы), а галки собирались на кровавый пир (“хотять полетҍти на уедие”).

В. Васнецов. После побоища Игоря Святославича с половцами

Природа выражает сочувствие поражению войска Игоря. Никнет трава от жалости, преклоняются к земле деревья. Игорь и Всеволод сравниваются с двумя померкшими солнцами, а сыновья Игоря – с погасшими молодыми месяцами. Торжествующие половцы представлены в образе выводка гепардов (“акы пардуже гнҍздо”).

Обращаясь к другим князьям с призывом постоять за Русскую землю, автор “Слова” неизменно прибегает к ярким природным образам. Могущество и сила Всеволода Юрьевича настолько велики, что он может Волгу веслами расплескать, а Дон шлемами вычерпать. Храбрая дружина Рюрика и Давида Ростиславичей подобна рычащим турам, рвущимся отомстить половцам. Романа Мстиславича автор сравнивает с парящим в небесах соколом.

Природа принимает непосредственное участие в побеге князя Игоря из вражеского плена. Бог указывает ему приметы, помогающие найти путь из степи в Русскую землю. Во время бегства Игорь поочередно “превращается” в “бҍлого гоголя” (вид дикой утки), “бусого влъка” (серого волка) и сокола. Он с благодарностью обращается к реке Донцу, которая облегчала его путь (“лелҍявшу князя на влънахъ, стлавшу ему зелҍну траву”) и предупреждала об опасности (“стрежаще его гоголемъ на водҍ”).

Плач Ярославны

Полное отождествление человека с природой происходит к самом лиричном и образном фрагменте “Слова” – плаче Ярославны на городской стене в Путивле. Убитая горем жена Игоря хочет обернуть “зегзицею” (кукушкой), чтобы долететь до крайних русских границ и облегчить страдания мужа.

Для Ярославны представляется вполне естественным обратиться к природе с укорами и просьбой о помощи. Ее мольба призвана смягчить ветер, дующий навстречу русским полкам, охладить жаркие лучи солнца, заставляющие воинов Игоря страдать от жажды. Центральное место плача Ярославны – просьба к Днепру: “Възлелеҍй [направь], господине, мою ладу [мужа] къ мнҍ”.

Для древнерусского автора плач Ярославны – не просто жалоба одинокой женщины. Он твердо уверен в том, что в самой тяжелой ситуации человек может надеяться на сочувствие и помощь природных сил.

Список рекомендованной и использованной литературы

  1. Г.В. Вернадский. Золотой век Киевской Руси. Москва, 2012 г.
  2. Д.С. Лихачев. Размышления об авторе «Слова о полку Игореве». Русская литература, 1985 г.
  3. И.Н. Данилевский. Древняя Русь глазами современников и потомков (XI-XII вв.). Москва, 1998 г.
  4. Л. А. Дмитриев, Д. С. Лихачев, С. А. Семячко. Энциклопедия “Слова о полку Игореве”: В 5 томах .СПб.: Дмитрий Буланин, 1995.

Даниил Романович | Просмотров: 5k

  • Описание спортзала план для сочинения
  • Описание природы в рассказе дубровский кратко
  • Описание спортзала в школе сочинение 6 класс по плану
  • Описание природы в рассказе васюткино озеро
  • Описание спальни сочинение 6 класс