Описание рассказа петька на даче описание петьки

Были времена, когда маленьким детям приходилось работать. Им было тяжело, выходных не было, обращались с ними чересчур строго. Понять эту трудную жизнь может помочь характеристика образа Петьки из рассказа Леонида Николаевича Андреева «Петька на даче».

Кто такой Петька

Петька — худенький веснушчатый мальчик, который работает в парикмахерской уже три года. Из всех работников он там самый маленький — ему всего десять лет.

Как относятся к Петьке другие персонажи

Парикмахер Осип Абрамович обращается с Петькой строго, резко кричит ему: «Мальчик, воды!»

Подмастерья Прокопий и Михайла тоже нещадно гоняют этого мальчика и, если тот недостаточно быстро выполнил распоряжение, грозят: «Вот погоди!»

Николка, который на три года старше Петьки, относится к нему хорошо: беседует с ним, учит разным стрижкам.

Жизнь в парикмахерской

Район, где работал Петька, был неблагополучный. На скамейках сидели усталые люди в грязной одежде. Многие из них были пьяны и вели себя развратно, ругались и дрались.

Условия труда были тяжёлые — парикмахерская пропитана «скучным запахом дешёвых духов» и полна надоедливых мух. Выходных у мальчика не было. От накопившейся усталости он был сонным, невнимательным и иногда не слышал приказов парикмахера. Петька худел, на голове у него появились струпья, под носом и возле сонных глаз прорезались морщинки.

Когда мальчика навещала мама, кухарка Надежда, он просил её взять его из парикмахерской в другое место.

Путешествие на дачу

Как-то раз парикмахер Осип Абрамович разрешил Петькиной маме забрать сына на дачу тех господ, у которых она работала. Мальчик очень обрадовался и стал торопить маму поскорее завершить разговор с парикмахером.

Ехать в поезде Петьке было очень интересно. Он с радостью смотрел в окно на лес, который был так далеко, что казался травкой, на удивительно ясное и широкое небо, на зеркальную гладь реки и кочковатую равнину, на краю которой виднелись серенькие домики. Мальчик стал бодрым и весёлым, с его лица исчезли морщинки, и он стал выглядеть здоровым.

Петькина жизнь на даче была полна эмоций. Гуляя по опушке и лесистому берегу пруда, он чутко ощущал природу — то улыбался ей, то немножко боялся с непривычки. Петьке было хорошо. Через два дня он подружился с гимназистом Митей. Мальчики стали купаться в пруду, исследовать развалины дворца, лазать на его заросшую деревьями крышу и играть в разные игры.

Жить на даче Петьке очень нравилось. Он поправился и совсем забыл о прежней тяжёлой жизни в парикмахерской.

Возвращение на работу

Однажды Петькиной маме пришло письмо. В нём Осип Абрамович требовал вернуть Петьку в парикмахерскую, потому что заболел подмастерье Прокопий и парикмахеру теперь не хватает работника.

Осознав, что ему предстоит снова надолго погрузиться в тяжёлое и унылое существование в парикмахерской, Петька громко закричал и стал кататься по земле. Ему было очень плохо.

По пути в город мальчик уже не интересовался пейзажами за окном, а был грустный и тихий. На его лице снова появились морщинки и глаза стали сонливыми и апатичными.

И началась у Петьки та же тяжёлая жизнь, что была до путешествия на дачу. От счастливой жизни у мальчика остались одни воспоминания.

Характер Петьки

Когда мальчик занимался однообразной и изнуряющей работой в парикмахерской, он был сонным, невнимательным и безразличным ко всему. Даже когда его мама приносила сласти, он ел их без охоты.

Но как только Петька очутился на воле, он стал весёлым, общительным и любознательным. Мир становится ему очень интересным. Он наблюдает за лесом, небом, рекой, легко сходится с гимназистом Митей, купается с ним в пруду, лазает по развалинам дворца, играет.

Известие о том, что нужно возвращаться на работу в парикмахерскую Петька перенёс тяжело. У него случился нервный срыв, он кричал и катался по земле. Но потом он стал сонливым и апатичным и оживлялся только тогда, когда рассказывал о своей счастливой жизни на даче Николке.

Заключение

Образ Петьки из рассказа Леонида Николаевича Андреева заставляет задуматься о том, что однообразный труд на протяжении многих дней очень тяжёл для людей, и особенно для детей. Для того чтобы дети были здоровые и счастливые, им надо часто быть на природе и много играть. Трудиться детям полезно, но в меру, чтобы работа была им в радость. Взрослые, обучая детей ремеслу, должны относиться к ним по-доброму. Условия труда должны быть полезными для здоровья детей. Работать нужно на свежем воздухе или в хорошо проветренном помещении, а не в «парикмахерской, пропитанной скучным запахом дешевых духов, полной надоедливых мух и грязи». Как только ребёнок устал и потерял интерес к работе ему нужно хорошо отдохнуть — например, поиграть, погулять, послушать сказки, поесть, поспать. Вновь приступать к работе нужно только после того, как у ребёнка появится желание трудиться.

Вам также будет интересно почитать:


1

«Петька на даче». Характеристика главных героев — что писать?

характеристика главного героя петьки

характеристика николки

характеристика мамы

описание внешность петьки, николки

10 ответов:



7



0

Характеристика главного героя рассказа «Петька на даче».

Самый главный герой, безусловно, мальчик Петька.

Что можно сказать о Петьке?

Он отдан матерью (Надежда, кухарка в богатой семье, Петька ее единственный сын) на «воспитание» парикмахеру Осипу Абрамовичу.

Мальку всего десять лет, он обслуживает мастеров, приносит воду, часто слышит крики и ругань в свой адрес. Жизнь его однообразна, он мечтает о лучшем, но сам не знает о чем, ничего другого он не видел. Но жизнь на даче оказалась имеенно тем местом, где он хотел бы побывать, там он почувствовал себя настоящим, можно сказать зажил, а не просто существовал.

цитатная характеристика Петьки:

1wUZIbomoiS6ObN4lx5n1AnQqJUUx7f.png



3



0

Характеристика главных героев рассказа Л.Н.Андреева «Петька на даче».

  • Петька — это самый главный герой. Мальчику десять лет. Он работает в парикмахерской — обслуживает мастеров. Там на него часто кричат и ругают. Петька не курил, не пил водки и не ругался, хотя знал очень много плохих слов. Работа в парикмахерской была однообразной. Каждый день был похож на предыдущий. Ему постоянно хотелось спать, хотя он спал много. Именно на даче Петька узнает что такое настоящее детство.
  • Надежда — мать Петьки. Работает кухаркой в богатой семье. Три года назад отдала своего единственного сына на воспитание парикмахеру Осипу Абрамовичу. Петьку она навещает и приносит ему сладости.
  • Николка. Ему 13 лет. Тоже работает в парикмахерской вместе с Петькой. Он уже иногда стрижет посетителей. Николка уже пьет и сквернословит. Также много рассказывает Петьке о жизни женщин и мужчин и поэтому десятилетнему Петьке он кажется очень умным.
  • Митя — гимназист. Он добрый и бесшабашный мальчик. А также ужасный выдумщик. Вместе с Петькой они исследовали развалины дворца, лазали на заросшую деревьями крышу и бродили по разрушенному громадному зданию. Митя научил Петьку ловить рыбу и купаться.
  • Осип Абрамович, парикмахер, которому Надежда отдала на воспитание Петьку. Он часто сердится, кричит и ругает своих подмастерьев. Может дать им оплеуху. Но матери Петьки кажется, что он добрый.



3



0

Характеристика главных героев рассказа Леонида Николаевича Андреева » Петька на даче » .

  • Петька — мальчик лет десяти, самый маленький служащий парикмахерской Осипа Абрамовича, у которого он работает три года без единого выходного дня. Худенький ребёнок с морщинками на лице и со стриженной головой, на какой образовались непонятого вида отвратительные струпья ; страшно грязный и вечно сонный, безразлично взирающий на окружающий мир. На даче он постепенно превращается в обычного мальчугана, которому всё вокруг интересно, и это незамедлительно отразилось и на его внешности — прибавил в весе, морщинки исчезли, а купание в речке по пять раз на день, наверняка смыло всю грязь.
  • Николка — невысокий тринадцатилетний подросток, какой так же, как и Петька находился в услужении у Осипа Абрамовича. Сирота. Должен был вот-вот получить повышение — стать подмастерьем. Поэтому старался вести себя так, как взрослые того круга, с которыми он общался в данном третьеразрядном заведении — курил и сплёвывал через зубы, ругался и сочинял различные небылицы о своих похождениях с подмастерьями — Прокопием и Михайлом. Однако оставаясь один на один с Петькой, мальчик становился попроще, и часто ему рассказывал об особенностях мужских причёсок. А то с какой тоской он смотрел на нетерпеливо тянущего за руку свою мать Петьку, когда она забирала его в Царицыно, говорит о том, что он тоже в душе ещё ребёнок, и мечтает хоть на несколько дней вырваться из оного мрачного, унылого места.
  • кухарка Надежда — мать Петьки. Одинокая женщина, которая считала своего сына дурачком, но всё же надеялась, что он когда-нибудь сможет стать парикмахером, и будет заботиться о ней в старости. Любила ли она своего сына или кроме эгоистического интереса к нему ничего не испытывала ? Трудно сказать… По-видимому всё же материнское сердце ощущало боль, когда она навещала Петьку в парикмахерской, ведь не зря же в конечном итоге Надежда устроила ему небольшие каникулы.



2



0

Главные герои рассказа «Петька на даче» и их характеристика:

  1. Петька, мальчик из парикмахерской, 10 лет. С юных лет вынужден работать, чтобы по замыслу матери выйти в люди. На работе забитый и равнодушный ко всему вокруг, постоянно хочет спать, да и сам живет как во сне. Во время поездки на дачу «просыпается» и узнает что значит обычное детство и обычные детские игры.
  2. Надежда, мать Петьки. Работает кухаркой, носит сыну сладости в подарок, давно смирилась со своей судьбой и мечтает, чтобы Петька стал уважаемым человеком. Однако ничем не может помочь мальчику сейчас.
  3. Николка, мальчик 13 лет, работает в парикмахерской. Иногда стрижет посетителей, ругается и пьет, знает все о жизни женщин и мужчин и кажется Петьке очень умным.
  4. Митя, гимназист, учит Петьку ловить рыбу и купаться. водит его на развалины дворца. Добрый и бесшабашный мальчик.
  5. Осип Абрамович, парикмахер, часто сердится на своих подмастерьев, может отвесить им оплеуху, но по мнению Надежды человек добрый.



2



0

Произведение Л. Андреева очень тяжелое, дети и в особенности главный герой Петька, вызывают жалость от того, что у них заменено детство тяжелой физической работой.

Характеристика героев «Петька на даче»:

Петька. Это десятилетний мальчик, не сирота, у него есть мама которая работает у господ. Петька тоже вынужден работать в тяжелых условиях неблагоприятного бедного квартала.

Никола. Старше Пети всего лишь на три года. Тоже работает в парикмахерской. Сирота. Хочет выглядеть взрослым — ругается матом и курит. Детства никогда не знал.

Надежда — мама Петьки. Отдала сына работать в парикмахерскую. Считает, что с него толк выйдет. Навещает его. Работает кухаркой у богатых господ.

Из второстепенных героев назову гимназиста Митю, именно с ним Петька познакомился когда был на отдыхе, на даче. Митя веселый и беззаботный.

Осип Абрамович — парикмахер. Мальчишек-подмастерь­<wbr />ев нередко ругает, может даже ударить.



1



0

Произведение «Петька на даче» написано Л.Н.Андреевым еще в 1916 и посвящено трудной жизни бедных детей 19-ого века, у многих из которых фактически не было детства. Так же рассказ показывает читателю несправедливость жизни и социальное неравенство в обществе.

<hr />

Главные герои рассказа Л.Н.Андреева «Петька на даче»:

1) Характеристика Петьки:

Это главный герой, мальчик десяти лет. Он работает в парикмахерской из-за бедности семьи. У него есть мать Надежда. Он постоянно поглощен работой, в парикмахерской он самый маленький. Его жизнь тяжела и полна трудностей, на него могли накричать, а иногда и побить. Он не знал детства и только на даче у господ, куда увезла его мать, ощутил его вкус. У мальчика уже были морщины и он был похож на «маленького старичка».

2) Характеристика Николки:

Тринадцатилетний мальчик, который работает с Петькой в парикмахерской. Он рано «повзрослел», уже пьет и сквернословит, его скоро повысят до подмастерья. Но на самом деле это еще ребенок, когда остается с Петькой наедине, то ведет себя проще. Сирота, не знает и не знал детства.

2) Характеристика кухарки Надежды:

Мать Петьки, работает кухаркой у барина. Она была не в состоянии вывести семью из бедности, поэтому отправила сына работать в парикмахерскую. Устаревает каникулы для сына на даче у господ.

<hr />

Другие герои:

  • Мальчик Митя — гимназист с которым Петька познакомился на даче. Он и показал главному герою всю прелесть детства.
  • Осип Абрамович — парикмахер у которого работал Петька. Нередко ругал своих работников.



1



0

«Петька на даче», характеристика главных героев:

  • Петька, мальчик десяти лет, подрабатывает в парикмахерской. Это худенький, мальчик, вечно хочет спать, ничего хорошего в своей жизни не видит. Однако с ним случились перемены, когда он попал на дачу и узнал, что же такое настоящее детство.
  • Надежда, мама Пети, работает кухаркой в богатой семье. Именно она определили своего сына на работу в парикмахерской. Считает его глупым, но надеется, что толк из него выйдет.
  • Николка, мальчик 13-ти лет, который также работает в парикмахерской. Он сирота, надеется, что скоро станет подмастерьем. Хочет выглядеть взрослым, поэтому ругается, плюется.
  • Митя, подвижный веселый мальчик. Учится в гимназии. Митя — большой выдумщик, именно он показал Пете, каким должно быть беззаботное детство.



1



0

Главные герои — мальчики Петька и Николка и мать Петьки.

Оба мальчика служат в парикмахерской, хотя они еще совсем дети. Петька совсем маленький, ему 10 лет, младше всех в парикмахерской, Николка старше его на три года. Николке иногда уже доверяют стричь людей. Он строит из себя большого, курит, ругается нехорошими словами, рассказывает Петьке грязные истории, и даже хвастается, что пьет водку, как будто-бы тут есть чем хвастаться.

Петька завидует Николке и восхищается им, но сам он пока не курит, не пьет и не ругается.

Мать Петьки, кухарка Надежда — еще одно действующее лицо рассказа, считает своего сына дурачком и очень горюет по этому поводу.

Когда Петька едет на дачу, в пути, и потом, уже на даче, в нем просыпается ребенок, новые впечатления меняют его, пробуждают в нем новые эмоции.



1



0

«Петька на даче», главные герои рассказа:

  • Мальчик по имени Петька, ему всего 10 лет, но он уже помогает семье и работает в парикмахерской. Петька ослаблен, но когда он оказывается на даче. его жизь меняется к лучшему.
  • Никола — это второй мальчик, который также работает в парикмахерской, но он старше Петьки, ему уже тринадцать и он думает, как быстрее повзрослеть.
  • Третий мальчик — Митя, у него совсем другое детство, он гимназист и наслаждается своим детством, активен и имеет богатое воображение.
  • Надежда — это мама Петьки, она работает у господ и отдала Петьку на работу рано, чтобы он научился и приобрел профессию парикмахера.



1



0

В этом рассказе можно выделить несколько героев, главных и второстепенных. Они описаны достаточно ярко, чтобы можно было их представить. Это описание общих характеристик — внешний вид, возраст, одежда, черты характера, поведение, привычки, высказывания, вид деятельности, а также их поступки.

Ярче всех описывается главный герой рассказа — Петька.

Это десятилетний мальчик, вынужденный работать наравне со взрослыми. Он худосоченн, некрасив и выглядит больным. Ему приходится много работать без выходных, у него никаких особых радостей в жизни, только мать его навещает иногда. Петька смирился с такой жизнью. Даже поездка на дачу, его протест против возвращения в город на работу, ничего не меняют в его беспросветной жизни.

На второе место я бы поставила его мать Надежду, работающую кухаркой у богатых людей. Она хоть и любит своего сына, навещает его регулярно, старается подкормить, но считает сына неудалым, хотя надеется, что он выйдет в люди и сможет ее в старости содержать.

Можно отнести к главным героям и Николку — тринадцатилетнего мальчика, коллегу Петьки по работе в парикмахерской. Это мальчик подает не лучший пример для Петьки, так как старается быть как взрослые, то есть курит, непристойно ругается, зубоскалит, может соврать. Но у него тоже нелегкая судьба — нет родителей, тоже одна бесконечная работа.

Читайте также

Замечательная и очень поучительная абсолютно для всех возрастов русская народная сказка «Жадный вельможа».

Главных героев в ней, по сути, двое.

Первый — это солдат, нашедший царский именной перстень и как честный человек, решивший отнести его хозяину, тем более царь обещал щедро вознаградить того, кто найдёт и вернёт пропажу.

Охарактеризовать его можно как смелого, находчивого, смекалистого чел.- ка.

**

Второй — это вельможа, который захотел награду получить сам и не пропускал служивого к царю, но солдат оказался не из робкого десятка, перстень никак не отдавал и вельможа потребовал половину дара себе. В конечном итоге получил 1000 ударов палкой.

Характеристика придворного — это жадный, ненасытный, бессовестный чел., к тому же лживый (ведь только благодаря расписке, данной солдату, была доказана вина вельможи, то есть то, что он требовал разделить награду пополам, хотя и отпирался).

<hr />

Дополнительную информацию о произведении можете посмотреть, пройдя по ссылкам (нажмите на фразу, обозначенную синим цветом):

  • что писать читательский дневник?
  • пословицы
  • чему учит сказка
  • отзыв о прочитанном
  • основная тема
  • план для пересказа

По сути в этом рассказе Толстого только несколько главных героев. Это семейная пара, где муж рыбак, а жена домохозяйка и так сказать хранительница домашнего очага.

Сначала дам характеристику Жанны — она очень добрая женщина, любит своего мужа и детей. Не ропщет на судьбу несмотря на то что им приходится жить бедно. Муж у нее ушел в море, на дворе непогода и она очень за супруга переживает. Так же она переживает и за больную соседку, которая была одинокая с двумя детьми. В итоге Жанна видит что соседка умерла, когда пришла ее навестить и берет ее детей к себе, хотя боится, что муж будет недоволен. Жанна слушается мужа и во всем ему помогает.

Муж Жанны — простой и работящий мужчина. По профессии — рыбак. Это единственный его доход на который он содержит все свое многочисленное семейство. Он тоже проявляет жалость к соседским детям оставшимся без матери.

В сказке «Три поросенка», написанной Сергеем Михалковым, всего четыре главных героя, причем три положительных и один — отрицательный. Три героя, которых можно назвать положительными — это розовенькие поросята, похожие внешне друг на друга. Вот только характеры у них были разные.

Ниф-Ниф — это беспечный и нерадивый поросенок, он прогулял все лето и даже осенью не думал о приближающейся зиме. И только с первыми заморозками он соорудил себе легкий соломенный домик, что говорит о том, что Ниф-Ниф был пареньком несерьезным и легкомысленным.

Нуф-Нуф — тоже поросенок ветреный и беззаботный. Он задумался о зимовке поздно, но все-таки домишко себе выстроил чуть-чуть основательнее, чем соломенный домик Нифа. Нуф-Нуф сходил в лес и притащил ветки, из которых сложил дом, и он был уверен, что жилище получилось прочным и надежным.

Наф-Наф — поросенок разумный и предусмотрительный. В отличие от своих братцев, он рано приступил к работе, а в качестве строительного материала использовал камни. Наф старательно возводил свой дом, закрепляя кладку глиной. И дом, действительно, получился на славу! Именно в этом надежном доме все братья-поросята смогли спастись от волка. Нужно сказать, что Наф-Наф был сметливым и находчивым, он сбросил крышку с котла и волк угодил в него.

Волк — отрицательный персонаж, он силен, но глуповат, поэтому поросятам удалось одержать победу. Хищник мечтал съесть поросят, но его план потерпел фиаско, и волк еле-еле ноги унес из домика Наф-Нафа.

Начинаем заполнять свою сравнительную таблицу образов императора Александра и казака Платова с самой первой главы. Их нее мне удалось выбрать по 5 цитат для каждого персонажа. Так Александр предстает перед нами человеком пытливого интересующегося ума, правда интерес его зиждется на познание иностранных чудес. При этом те же англичане, зная слабость императора склоняться под разными чужестранными хитростями механического характера, специально приготовляют разные диковинки, чтобы еще более поразить воображение императора. Т.е. эдакое раболепство перед заграничными штучками выказывает император России.

  • Платов, в отличии от Александра, склонения к путешествиям не имеет, все более домой стремится к своему хозяйству, не слишком образован, ибо даже по французски не может объясниться, за своих русских умельцев всегда заступается, говоря, что наши не хуже делать умеют, а с императором понапрасну слов на ветер не бросает, в пререкания не вступает, полагая, что императорская прихоть к утру может отчасти развеяться.

Сказ «Левша» глава первая, какие цитаты характеризуют раскрывают образ императора Александра и донского казака Платова?

Глава 2.

В следующей главе Лесков усугубляет образы императора и Платова, показывая их более детально в конкретных ситуациях. Александр продолжает упорствовать, следя за реакцией своего казака, радостно охает при виде редкостных вещей и не перестает говорить о том, что его мужики дескать хуже, а если бы и нашелся такой, то он непременно его бы наградил. Когда же Платов предъявляет доказательства русского умения, император расстраивается, обижаясь за англичан, которых оконфузили, он снова становится на сторону чужестранного заморского и не хочет принять очевидного равенства в мастерстве своих людей с иностранцами.

  • Образ Платова характеризуется во второй главе его действиями, он не спорит словесно, он проделывает реальный трюк, вскрывая замок пистоли и показывает клеймо русского оружейника. Затем же искренне недоумевает о причинах расстройства Александра по поводу «английского» оружия, сделанного русским мастером.

Сказ «Левша» глава вторая, какие цитаты характеризуют раскрывают образ императора Александра и донского казака Платова?

Глава 3.

В третьей главе мы продолжаем наблюдать за упорством императора. Как ни упрашивает его Платов заканчивать дивиться английскими вещами, тот продолжает жаждать новостей и снова едет в кунсткамеры. При виде же злополучной блохи и вовсе проявляет свой азартный характер, отдав за нее не торгуясь миллион. Даже не обращает внимание на скупость англичан, и платит еще и за футляр, говоря, что торг Платова мешает политесу с дружественным государством. И выносит свой окончательный вердикт в пользу английских мастеров, считая их самыми искусными работниками.

  • Казак остается при своем мнении, в этой главе мы также видим его хозяйственную бережливую жилку, свидетельствующую о том, что денег Платов просто так никому не отдаст. О чем свидетельствует факт изъятия микроскопа в карман, ибо, по мнению казака, англичане итак довольно получили денег от Александра. У него остается обида на императора, ибо по рангу Платову нельзя спорить с государем, а держать в себе столь нелестные отзывы о русском мастерстве — малоприятное занятие. Остается только залечь на досадную кушетку и пыхтеть трубкой, пока ветер императорского мнения не сменится…

Сказ «Левша» глава третья, какие цитаты характеризуют раскрывают образ императора Александра и донского казака Платова?

Басня Крылова «Чиж и Голубь» довольно короткая. Собственно и героев басни только двое — две птицы, голубь и чиж.

Суть в том, что чиж попался в силки, а голубь начал над ним насмехаться и утверждать, что сам бы в расставленные сети никогда не угодил. Но тут же и голубя поймали.

Подробную характеристику героев сложно дать, ведь мало событий в басне:

Чиж — обыкновенный, не очень внимательный (раз попался), пугливый, отчаявшийся, совершенно не хитрый (не искал как освободиться, не стал подговаривать голубя), видимо добрый и не злорадный — не стал в ответ насмехаться над голубем, он даже в начале в ответ на реплики голубя не отвечал.

Голубь — самоуверенный, чванливый, даже самовлюбленный, считает себя лучше других, не имеет сострадания и не умеет сочувствовать тем, кто попал в беду, наоборот — жестокий, старается больнее обидеть словом. Это притом что голубь явно крупнее, он мог попробовать помочь чижу. Тогда бы не только тот освободился, но и сам голубь не угодил бы в сети.

Басня учит состраданию, сочувствию, готовности прийти на помощь тому, кто в беде. А также тому, что высокое самомнение всегда будет наказано. Как говорится «Не зарекайся»!

Петька — десятилетний мальчик, служащий парикмахерской. Парикмахерская, куда мать отдала П. в люди, находилась невдалеке от квартала, «заполненного домами дешевого разврата. Они господствовали над этой местностью и придавали ей особый характер чего-то грязного, беспорядочного и тревожного». Мальчику «хотелось бы куда-нибудь в другое место», но дни его тянулись однообразно: «И утром, и вечером, и весь Божий день над Петькой висел один и тот же отрывистый крик: «Мальчик, воды», и он все подавал ее, все подавал». П. часто проливал воду, худел, покрылся «нехорошими струпьями». «Даже нетребовательные посетители с брезгливостью смотрели на этого худенького, веснушчатого мальчика, у которого глаза всегда сонные, рот полуоткрытый и грязные-прегрязные руки и шея». Важнейшая деталь в облике П., почти символ детского страдания: «Около глаз и под носом у него прорезались тоненькие морщинки, точно проведенные острой иглой, и делали его похожим на состарившегося карлика».

Но однажды произошло чудо: мать П., кухарка, которую он при редких встречах «просил взять его отсюда», отвезла его на дачу в Царицыно, где жили ее господа. «Он не знал, что такое дача, но полагал, что она есть то самое место, куда он так стремился». Все, что дальше увидел П. впервые в жизни: вокзал, из окна поезда поле, лес, то, как поезд взлетел на мост и точно повис в воздухе, —- так потрясло его, «что глаза П. давно уже перестали казаться сонными, и морщинки пропали». В первые дни пребывания на даче новые впечатления «смяли <…> маленькую и робкую душонку» «этого современного дикаря, выхваченного из каменных объятий городских громад». Но через два дня П. «вступил в полное согласие с природой». Однако на исходе недели пришло письмо с требованием вернуться в Москву, в парикмахерскую. К тому времени П. про город уже забыл, он нашел «место, куда ему всегда хотелось уйти». Услышав о письме, он, как Василий Фивейский и другие герои Андреева в минуты наивысшего потрясения, «закричал громче самого горластого мужика и начал кататься по земле».

Уже по дороге в город глаза П. снова стали «сонливы и апатичны, тонкие морщинки, как у старого человека, ютились около глаз и под носом». Так замкнулся круг, выход из которого невозможен.

На чтение 12 мин Просмотров 8.3к. Опубликовано 23.08.2021

⭐⭐⭐⭐⭐ «Петька на даче» за 2 минуты и подробно за 9 минут. 

Очень краткий пересказ рассказа «Петька на даче»

Десятилетнего мальчика Петю отдают в ученики местному парикмахеру Осипу Абрамовичу. Мальчика нещадно эксплуатируют, заставляя делать тяжелую работу и грозя наказанием, не дают высыпаться. Он худ и слаб, возле глаз просматриваются тонкие морщинки, постоянно недоедает, ходит грязный. Петьке вся жизнь кажется какой-то не реальной, словно сон. Несмотря на постоянную апатию, мальчик чувствует, что его тянет в другое место, только он сам понять не может куда. Когда Петьку навещает Мать, он просил забрать его, но потом вяло прощался с матерью и снова начинается обыденная жизнь.

Однажды мать забирает мальчика на дачу к господам в Царицыно, где работала кухаркой. В поезде Петька то и дело вертелся у окна – как удивительно менялись картинки за окном. Он никогда не был в деревне, поэтому леса, полянки и речка кажутся ему странными, но интересными. Со временем Петька привыкает к новой жизни. Он уверен, дача — это именно то место, которое хочет его рвущаяся в неизвестность душа.

В деревне мальчик находит друга – гимназиста Митю. Вдвоем они хорошо проводят время, гуляют и рыбачат. У Пети с лица исчезли морщинки, он прибавил в весе и стал по-детски игривым мальчиком. Природа и свобода от обязанностей оживили ребенка.

Но все закончилось внезапно – ему сказали, что пора ехать домой. Сначала Петя устраивает истерику, потом смиряется, покорно и уныло смотря на проплывающие мимо картинки в окне поезда. Оказавшись в парикмахерской, он снова слышит крики Осипа Абрамовича, и, вздрагивая, бежит на зов.  А ночью, шепотом рассказывает напарнику Николке про дачу.

Главные герои и их характеристика:

  •  Петька – грустный, меланхоличный и постоянно сонный ученик парикмахера, главный герой рассказа. Не видя в своей жизни радости, ребенок, часто сутулясь, прижимается к окну и наблюдает за улицей. Он отчужден и погружен в себя.

 У него есть напарник Николка. Петя хочет быть похожим на него, но остается самим собою. В Царицыно он ощущает другой мир и понимает, что такое детство. 

Второстепенные герои и их характеристика:

  •  Барин  – хозяин кухарки Надежды, Петькиной матери. Сердобольный и добрый человек, жалеющий мальчика.
  •  Прокопий и Михайла  – ленивые подмастерья Осипа Абрамовича. В отсутствие хозяина они посылают Николку принимать посетителя и смеются над мальчиком за неудачную стрижку. Прокопий часто пропадает ночью, а днем спит за перегородкой. Михайло читает газеты в поисках знакомых посетителей среди криминальных хроник.
  •  Митя  – гимназист из деревни Царицыно, дружелюбный и веселый мальчик, который показал Пете свои игры.
  •  Надежда  – Петина мама. Добрая, бедная и одинокая кухарка. Она искренне любит сына, и пытается заботиться о его благополучии. Отдает  Петю на службу Осипу Абрамовичу в надежде, что он поставит его на ноги.
  •  Осип Абрамович  – строгий попечитель Пети, равнодушный и черствый человек, требующий от мальчика мгновенного выполнения приказаний и часто наказывающий его без повода.
  •  Николка  – дерзкий подросток с плохими манерами поведения. Он давно работает у Осипа Абрамовича, и вот-вот должен стать подмастерьем. Николка хвастается Пете пошлыми историями о посетителях парикмахерской, курит и пьет водку. Слушая его, Петя делает вывод, что Николка разочарованный в жизни человек, в душе которого живет больной ребенок. Когда к мальчику приходит мама, Николка чувствует обиду и тоску, потому что у него нет матери.

Краткое содержание рассказа «Петька на даче» подробно

Десятилетний Петька работает в парикмахерской Осипа Абрамовича. Цирюльня расположена в квартале домов, где есть «дешевый разврат». В грязной комнате стрижется неприхотливый контингент – обслуживающий господ персонал и «а-ля красавцы» местные щеголи.

Петька – самый младший из прислужников Осипа Абрамовича. На него чаше всех кричат. Вместе с ним, в парикмахерской служит Николка – ученик, который скоро станет подмастерье. Мальчик на три года старше, курит папиросы, ругается матом, врет, что пробовал водку, и старается казаться взрослым. Ему подмастерья Михайла и Прокопий доверяют стрижку простаков. Наедине с Петей, Николка становился добрым и учил мальчика азам парикмахерского мастерства.

Часто они вдвоем сидят окна, рядом с восковым женским бюстом, и наблюдают за утренней жизнью бульвара. Николка рассказывает пошлые истории о знакомых ему обитателях улицы, и, скалясь, смеется над ними. Петьке кажется, что друг очень умный и жутко хочется быть таким же. Но сейчас мальчик мечтает о другом месте.

Дни в парикмахерской проходят однообразно и скучно. В любое время года мальчик видел одно и то же. Два зеркала – кривое, и с трещиной, картину с двумя голыми женщинами, рыжими от копоти керосиновой лампы. Каждый день Петя слышал один и тот же крик: «Мальчик, воды!» И он бесконечно подавал эту воду, без праздников и выходных. По воскресеньям, когда парикмахерская не работала, он долго сидит на стуле, погруженный то ли в дремоту, то ли в тяжелые мысли.

Происходящее вокруг Пете казалось длинным сном. Мальчик худел, часто не слышал крика или разливал воду. Его неопрятный вид вызывал у посетителей лишь брезгливость. Да и он сам не знал, как назвать свое состояние. Ему хотелось в другое место, но он не понимал куда именно.

Петю иногда навещает мать – кухарка Надежда. Он лениво ест ее сладости и просит забрать его из парикмахерской. Но потом он забывает о просьбе и равнодушно уходит от матери, не интересуясь, когда она еще придет. А Надежда воспринимала сына как дурачка, с горем думая, что у него не все ладно с головой.

Долго ли так живет он, Петя не задумывался. Но однажды приехала мать. Поговорив с Осипом Абрамовичем, она сказала мальчику, что он едет в Царицыно, на дачу к ее господам. Петька понял, что дача – это есть то место, о котором он мечтал и стал торопить мать, не обращая внимания на Николку, стоявшего рядом. Дерзкий ученик парикмахера зло смотрел на Надежду, но в глазах его заметна тоска – у него не было матери, которая бы отвезла на дачу.

Вокзал встретил их разноголосым откликом и грохотом поездов. Когда Петька с мамой сели в вагон, он прилип к окну, рассматривая город. Через стекло поле казалось странным, лес – травою, а небо – широким и ясным. Мальчик метался из одной на другую сторону вагона, доверчиво прикасаясь грязными руками к улыбающимся ему вслед пассажирам. Один из попутчиков, читающий газету, неприязненно посмотрел на мальчика. Надежда поспешила оправдаться:

 – Первый раз едет, интересно ему…

В ответ пассажир пробурчал согласие и уткнулся в газету. Мать Пети еще хотела объяснить угрюмому дядьке, что сын три года служит в подмастерьях, потому как она, слабая и одинокая женщина, не сможет его поднять сама. Но взглянув на злое лицо господина, она оставила эту мысль при себе.

Поезд промчался мимо кочковатой темно-зеленой равнины с серыми домиками по краю, затем взлетел на мост и повис над голубой гладью реки. Петька вздрогнул от неожиданности, но сразу же прильнул к окну, словно боясь потерять волшебство мгновения. Лицо мальчика изменилось – теперь он не казался сонным и растрепанным, под глазами исчезли морщинки, а взгляд сиял озорными блестками.

Первые два дня на даче буквально сбили с ног богатством впечатлений, смяв робкую маленькую душонку Петьки. Современный дикарь, воспитанный каменными объятиями города, почувствовал себя бессильным перед живой природой. Он боялся бесконечного, темного, шумного леса и светлых, зеленых полянок. Мальчик волновался и радовался, бледнел и вздрагивал, прогуливаясь по лесистым берегам пруда.

Первое время он возвращался к матери. Барин спрашивал, нравится ли ему на даче. Конфузливо улыбаясь, мальчик отвечал:

 – Хорошо.

Кратко «Петька на даче» Л. Н. АндреевЧерез пару дней Петька уже был в полном соглашении с природой. И содействовал ему в этом гимназист Митя из Старого Царицына. Он рыбачил на речке, когда увидел Петьку. Мальчики быстро нашли общий язык и подружились. Сначала они рыбачили, затем пошли купаться. Петька не умел плавать, боялся заходить в воду. А когда зашел, не хотел вылезать. Он смешно бил поводе руками, делая вид что плавает, захлебывался, поднимая брызги, и был похож на щенка, попавшего в воду впервые.

По задумке неистощимого на приключения Мити, мальчики исследовали руины старого замка – сидели на разрушенной деревьями крыше или бродили среди обломков какого-то здания. Промеж каменистых груд росла молодая рябина, а в оконных амбразурах чудились страшные рожи. Петька чувствовал себя на господской даче как дома, совсем позабыл о существовании Осипа Абрамовича и его парикмахерской.

Надежда радовалась. Ей казалось, что сын растолстел, потому что она его много кормит. Но Петька ел мало – ему просто некогда было жевать, нужно успеть выкупаться, нарезать удочки из орешника, выкопать червей. Мальчик бегал босой, что в тысячу раз приятнее, чем тянуть на себе сапоги с толстыми подошвами. Свою поддержанную курточку он снял, и сразу внешне помолодел. Надевал он ее вечером, когда ходил на плотину наблюдать за катающимися в лодках господами.

В конце недели вечером барин из города привез письмо для Надежды и прочитал его ей. Она заплакала, растирая сажу на лице передником. По отрывистым фразам можно было понять, что разговор идет за Петьку.  В это время сам Петька играл на заднем дворе в «классики».

Из дома вышел барин, подошел к мальчику и положил ему руку на плечо:

– Надо ехать, брат.

Петька молча и конфузливо улыбнулся. Барин подумал, что мальчишка «чудак»:

– Ехать надо, братец – повторился он.

Мальчик продолжал улыбаться. Подошла Надежда и подтвердила слова барина:

– Надобно ехать, сынок, к хозяину твоему – Осипу Абрамовичу.

У Петьки во рту разом все пересохло, и язык двигался с трудом. Он забыл про город, а место, куда так хотелось уже найдено.

– А рыбу на завтра ловить? Вон и удочка здесь…..

– Требует приехать. Говорит, Прокопий заболел, народ не ходит. Ты не горюй – он добрый, может опять отпустит.

Но Петька не плакал, он просто не понимал. Вот реальная удочка и призрачный Осип Абрамович. Постепенно мысли стали проясняться. Наступило перемещение, и невысохшая удочка превращалась в призрак, а Осип Абрамович становился осязаемым.

Вдруг Петька закричал так громко, как не кричал самый горластый мужик. Мальчик упал и стал кататься телом на земле. Его крик и поступок удивил мать и расстроил барина. Чуть позже, когда он успокоился, барин сказал барыне:

– Я тебе говорил, детское горе непродолжительное.

– Но так жалко мальчонку… – ответила она.

– Ты права, они ужасно живут. Но есть те, кто живет еще хуже.

На следующее утро поездом Петька ехал в город. Мимо проплывали седые от росы зеленые поля, но он не бегал по окнам, пытаясь разглядеть пейзажи. Мальчик тихо и спокойно сидел, смиренно сложив руки на коленях. Его старая поношенная куртка облегла худое тело, а в глазах появилась все та же сонливость и апатия. Вот мелькнула платформа и поезд остановился. Надежда с сыном вышли на перрон, и жадный город приготовился поглотить очередную жертву.

Перед дверью парикмахерской мальчик тихо попросил мать спрятать удочку. Снова в душной и грязной комнате звучал отрывистый крик «Мальчик, воды!» и посетители наблюдали, как протягивается рука к подзеркальнику под грозный шепот «Ну погоди!». Это означало, что вечно сонный мальчик опять разлил воду.

Ночами, из места, где спали Петька с Николкой, слышался детский голосок, увлеченно рассказывающий о даче и том, чего не было, никто не видел и не слышал. В тихом молчании изредка вскрикивал энергичный голос «Эх, черти, чтоб им повылазило!» да мощно громыхал на улице мимо проезжающий обоз.

Кратко об истории создания произведения

Проза Леонида Николаевича Андреева, создаваемая им на границе XIX-XX веков, буквально пронизана чувственной остротой, заставляя читателя сопереживать литературным персонажам.

Рассказ «Петька на даче» — яркая иллюстрация беспросветной жизни детей бедняков, написан в1899 году и впервые опубликован в «Журнале для всех». Это история из детства одного модного парикмахера Москвы И. Андреева, рассказанная автору им лично.

«Петька на даче» читательский дневник

«Петька на даче» читательский дневник

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 201.

Обновлено 8 Августа, 2021

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 201.

Обновлено 8 Августа, 2021

«Петька на даче» – рассказ о маленьком мальчике, чьё детство прошло в грязной парикмахерской, среди грубых, злых, бездушных людей.

Краткое содержание «Петька на даче» для читательского дневника

ФИО автора: Андреев Леонид Николаевич

Название: Петька на даче

Число страниц: 11. Андреев Леонид Николаевич. «Петька на даче». Издательство «Детская литература». 1974 год

Жанр: Рассказ

Год написания: 1899 год

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Время и место

Действие рассказа происходит в конце XIX века в России. В произведении показаны два мира: грязные улицы бедного московского квартала и живописная природа пригорода. В основе сюжета лежит реальная история знаменитого в то время парикмахера Ивана Андреева, однофамильца автора

Главные герои

Петька – десятилетний мальчик, по своей природе жизнерадостный и бойкий, но ставший забитым и запуганным, работая в парикмахерской.

Надежда – мать Петьки, кухарка, добрая, любящая женщина.

Осип Абрамович – парикмахер, равнодушный, чёрствый мужчина.

Николка – тринадцатилетний подмастерье, злой, грубый, разочарованный в жизни мальчик.

Митя – гимназист, друг Петьки, весёлый и общительный мальчик, большой фантазёр.

Обратите внимание, ещё у нас есть:

Сюжет

Кухарка Надежда сама воспитывала сына Петьку, и ей приходилось несладко. Когда мальчику исполнилось десять лет, она отдала его на обучение в дешёвую парикмахерскую. Владелец, парикмахер Осип Абрамович, пообещал женщине сделать из её сына человека, однако на новом месте Петька только тем и занимался, что подметал полы, да по первому слову хозяина приносил воду.

Единственным приятелем Петьки был тринадцатилетний Николка, который уже ходил в подмастерьях у хозяина. Мальчик считал себя гораздо старше Петьки, и всё время задирал нос. Кроме того, он много курил, сквернословил и не стеснялся рассказывать неприличные истории о женщинах.

Жизнь Петьки стала просто невыносимой. С утра и до позднего вечера он слышал одни лишь крики и ругань хозяина и подмастерьев, выполняя всю чёрную работу. Окна парикмахерской выходили на улицу, открывая вид на убогую действительность: пьяниц, бездомных, низкого пошиба женщин. У Петьки никогда не было праздников и даже выходных, все дни были похожи друг на друга, и жизнь казалась мальчику каким-то затянувшимся неприятным сном.

Петька заметно похудел, побледнел, на его лице появились мелкие морщинки. Он очень хотел покинуть ненавистную парикмахерскую и каждый раз просил об этом мать, но Надежда не могла себе этого позволить и только жалела сына. Однажды она уговорила Осипа Абрамовича ненадолго отпустить мальчика на господскую дачу, где она работала кухаркой. Так Петька впервые оказался в поезде, и эта поездка поразила его воображение.

На даче Петька, привыкший к грязным городским улицам, очень быстро освоился. Он бегал босиком, валялся в траве, изучал окрестности. С лица мальчика исчезли морщинки, взгляд перестал быть сонным. Петька завёл дружбу с гимназистом Митей – большим выдумщиком и фантазёром. Он показал Петьке самые красивые места и научил удить рыбу.

Но вскоре сказка закончилась: Надежда получила письмо от Осипа Абрамовича, который срочно требовал возвращение маленького помощника. Узнав об этом, Петька долго горько плакал, но затем смирился со своей участью и вернулся в город. Жизнь его стала по-прежнему унылой и безрадостной.

Вывод и своё мнение

В рассказе описаны душевные переживания, томления маленького мальчика, оказавшегося в настоящей ловушке взрослой жизни. Будучи ребенком, Петька не мог сопротивляться окружающим его реалиям, и душа его погрузилась в некое оцепенение. Лишь на короткое время окунувшись в счастливое детство, в дальнейшем Петьке оставалось только мечтать и с грустью вспоминать свой отдых на даче.

Главная мысль

Каждый ребёнок имеет право на счастливое, беззаботное детство. Ранний подневольный труд и лишения убивают в нём личность, интерес и радость к жизни.

Авторские афоризмы

«…Петька не знал, скучно ему или весело, но ему хотелось в другое место, о котором он не мог ничего сказать, где оно и какое оно…»

«…Были лица равнодушные, злые или распущенные, но на всех на них лежала печать крайнего утомления и пренебрежения к окружающему…»

«…В этой парикмахерской, пропитанной скучным запахом дешёвых духов, полной надоедливых мух и грязи, посетитель был нетребовательный…»

«…ему хотелось бы куда-нибудь в другое место… Очень хотелось бы…»

Толкование непонятных слов

Верста – русская единица измерения расстояния, равная 1066,8 м.

Браниться – ругаться.

Пролётка – лёгкий открытый четырехколёсный двухместный экипаж, преимущественно одноконный.

Извозчик – кучер наёмного экипажа, повозки, либо сам наёмный экипаж с кучером.

Новые слова

Физиономия – лицо.

Подмастерье – в средневековых цехах ремесленник, не имевший собственной мастерской и работавший по найму у полноправного члена цеха — мастера; проработав несколько лет у мастера, подмастерье мог сам стать мастером.

Стричь под польку, бобриком – разновидности мужских стрижек.

Тест по рассказу

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Тимофей Мирошниченко

    9/10

  • Мотвей Иванов

    10/10

  • Вероника Цай

    10/10

  • Вика Редькина

    10/10

  • Артём Дорофеевакк

    10/10

  • Ася Тартус

    10/10

  • Злата Стаценко

    10/10

  • Галина Мартыновская

    10/10

  • Денис Крутько

    10/10

  • Максим Павлюк

    10/10

Рейтинг читательского дневника

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 201.


А какую оценку поставите вы?

  • Описание старика в сказке о золотой рыбке
  • Описание рассказа каштанка краткое
  • Описание серого волка из сказки иван царевич и серый волк 3 класс
  • Описание сравнение иносказание сказка метафора что лишнее
  • Описание рассказа детство толстого краткое