Что такое культура?
Конечно, это слово знакомо всем. Культура- это всё, что создал человек. А ещё это уровень развития творческих сил и способностей человека. Культуру подразделяют на материальную и духовную. В своей работе я хочу обратиться к духовной культуре. Такая культура бескорыстна, она появляется в результате деятельности людей, но не с помощью рук, а с помощью разума. Сущность её в красоте, мудрости, добре.
Частью духовной культуры является религия. Она всегда поддерживала стабильность в обществе и развивала культурные традиции. Религия является элементом культуры духовной, укрепляет нравственные нормы и ценности, приобщает людей к миру искусства. Религиозные учения всегда отражали стремление человека к самосовершенствованию. Именно религия приобщает нас к основам морали и правовых отношений, поэтому всё больше обращаемся к духовному и культурному наследию.
Память должна быть непрерывной, от деда к отцу, от отца к сыну. Нам должно быть дорого всё, что связано с Православием нашей малой родины. На территории нашего района сохранились культурно- исторические памятники 18-20 века. На сегодняшний день существует большое количество церквей и храмов, они нуждаются в восстановлении или частичной реставрации.
Хочу рассказать о восстановлении храма в нашем поселке. Неизвестно, когда он был переименован в Свято- Никольский, так как уничтожались архивы, велась пропаганда против церкви.
В 1885 году государственные крестьяне деревни Горшечное возбудили дело о построении в Горшечном собственной церкви
В 1848 году в Горшечном была построена деревянная Христорождественская церковь и селение получило статус села.
В 1894 году храм внутри и снаружи обновлён. Первым священником нового прихода был Василий Шевцов.
В 1896 году было решено возводить новую кирпичную церковь. Средства на строительство собирали всем миром.
Решение о строительстве новой каменной церкви в Горшечном было принято в 1896 году на уездном собрании. В тот год жизнь в селе заметно оживилась.
От идеи построить храм до ее воплощения прошло менее десяти лет. До нашего времени не дошло, когда храм стал называться Свято-Никольским.
С 1937 года в храме церковные обряды уже не проводились. Сняли колокол, разрушили звонницу. Половина здания была отдана под хлебный склад, а другая стала именоваться «Народным домом».
В 1944 году поступило заявление от верующих с. Горшечное с просьбой открыть храм и зарегистрировать церковную общину.
Нам неизвестно, была ли зарегистрирована община, но известно, что храм не пострадал во время войны от немецких снарядов, а вот в 1956 году был взорван её купол.
10 мая 1991 года храм был вновь открыт. Восстановлен купол. Благодаря отцу Александру и прихожанам храм преображался.
В настоящее время настоятелем храма является протоирей Василий Чепканич. Ремонтные работы идут до сих пор. Отштукатурены стены, заменены окна, поставлен новый иконостас, украшенный резьбой, приобретены новые иконы, сделано газовое отопление, заменен пол, частью гранитный, частью кафельный, установлен главный колокол, да и территория вокруг храма ухожена. Позолоченный крест на куполе далеко виден. Совсем недавно внутри храма, на стенах и потолке, появились картины на библейские сюжеты. Над входом в храм –икона Николая Чудотворца. И в будни, и в праздники люди разных поколений идут помолиться за здоровье родных и близких, за мир на Земле.
Такие памятники культуры обогащают наш духовный мир, развивают чувство прекрасного, помогают не забывать традиции и обычаи народа, верить в лучшее.
БЛАНК
КОНКУРСНОЙ РАБОТЫ
Всероссийского конкурса
на
лучшее сочинение о своей культуре на русском языке
и
лучшее описание русской культуры на родном языке
Титульная страница
Субъект Российской Федерации: Смоленская
область
Город (населенный пункт): пгт
Холм-Жирковский
Полное название образовательной
организации: МБОУ «Холмовская СШ имени
Героя Советского Союза П.М.Михайлова
Участник конкурса:
Фамилия: Соколова
Имя: Александра
Отчество: Дмитриевна
Класс обучения участника: 6 «а»
Номинация сочинения: «Сочинение о своей
культуре на русском языке»
Жанр сочинения: рассказ
Название сочинения: «Удивительный русский
язык»
Текст сочинения : Я живу в
небольшом поселке городского типа, мне нравится моя малая Родина. Учусь я в 6
«а» классе, изучаю уже шестой год русский язык. Он для меня родной. С каждым
годом узнаю много нового и интересного. Русский язык необычайно
прекрасен, удивителен и разнообразен.
Когда я была маленькой, часто ходила к
своей бабушке, мне нравилось у неё бывать, потому что она говорила фразы ,
которые мне были тогда непонятны.
Однажды, мы с ней играли, а потом
моя бабушка сказала: «Всё. Делу время, а потехе час!» Я не поняла сначала и
переспросила: «А как это?» Бабушка мне объяснила. Потом мы с ней пошли на
кухню ,и она мне опять сказала: «Не красна изба углами – красна пирогами». И для
меня это тоже было непонятно.
От своей бабушки я слышала так
много разных пословиц (это я позже узнала, что это были пословицы и поговорки).
Я стала обращать внимание на то, что и мои родители тоже используют в своей
речи пословицы.
Многие известные люди говорили о
русском языке. Вот , например, И.С. Тургенев : « Берегите наш язык, наш прекрасный
русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предками». Я
только в шестом классе стала понимать значение этих слов. Мне ещё очень
нравится фраза А . Куприна, он сказал: « Русский язык в умелых руках и в
опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, поучителен, ловок и
вместителен». Это очень мудрые слова, потому что русский язык очень красивый
язык, в нём огромное разнообразие слов. Есть слова, которые можно заменить ,
если не знаешь как писать, а смысл предложения не меняется, эти слова
называются – синонимами.
На каждом уроке русского языка мы
узнаем разные орфограммы. Узнаём всё новое и новое, познаём наш прекрасный
русский язык. Да, он очень сложный, но интересный и загадочный. Иностранцы
не всегда могут понять наш юмор , пословицы и поговорки.
Однажды папа предложил маме : «Жена,
хочешь попить чайку?» А мама ответила загадочно : «Да. Нет, наверное ,а не
знаю!» Я рассмеялась. Что можно подумать? Папа накрыл на стол и мама пошла
пить с ним чай. Иностранцы сломали бы голову, услышав мамин ответ.
Вот такой наш русский язык. Необычный,
загадочный, удивительный, но интересный.
–сочинение о своей культуре на русском языке;
Очерк
Педагоги, несущие свет
Музыка — это посредник между духовной и чувственной жизнью.
Б. Арним
Российская культура – понятие широкое. Наш народ необычайно талантлив. Мы получили в наследство от великих предшественников книги и картины, прекрасные музыкальные произведения. Русская культура – отражение нашей души, она обширна, многогранна и многолика.
В современном мире мы все дальше уходим от культурных ценностей: классическим книгам предпочитаем «блокбастеры», театру и посещению музеев – видео в «Тик-токе», классической музыке – популярные хиты современности. Хотелось бы подробнее остановиться на музыкальной культуре.
Как жаль, что в наши дни очень многим уже не нужна классическая музыка, в почёте мощный припев и громкий бит. Если такая тенденция будет продолжаться и дальше, то наш народ потеряет важнейшую часть культурного пространства. Но не все так плохо, ведь в нашей стране остались неравнодушные люди, стремящиеся донести хорошую музыку до каждого – это работники культуры, педагоги музыкальных школ. Они учат новое поколение правильным ценностям, приучают к любви к музыке.
Этот труд всегда был творческим, ведь основная его задача – сотворение, созидание личности, развитие и утверждение духовного начала в человеке.
Профессия педагога-музыканта включает в себя разностороннее развитие ребёнка, основанное на умениях и навыках педагогической, воспитательной и организационной деятельности. Учителя помогают обогатить внутренний мир подростка, развивают эстетические взгляды, чувства, которые прививают интерес к изучению российской и мировой культуры.
Мне хотелось бы рассказать о своих учителях музыкальной школы города Каменки Пензенской области. Каменские педагоги стараются повысить культурный уровень граждан, проводя различные мероприятия. Они переносят общество в мир чудесной музыки, прививают нравственные качества.
Обучение в школе искусств — это не только уроки вокала, сольфеджио, знакомство с музыкальными инструментами, нотами, но и нравственно-патриотическое воспитание. Суть его в том, чтобы вложить в детские души любовь к родной природе, дому и семье, истории и культуре своей страны.
В нашей музыкальной школе много сильных, грамотных учителей, любящих свою профессию. Но я хотел бы остановиться на своем первом учителе, Журавлёвой Вере Рахматовне. Я для нее не просто ученик (да и многие другие ребята), а родной ребенок, которому она открыла дорогу в мир искусства.
Не секрет, что процесс обучения, постижение азов и отработка техники — довольно скучное занятие. Должен быть вдохновляющий пример и таким примером и вдохновителем для меня является Вера Рахматовна. Со своими учениками она регулярно проводит культурные мероприятия не только в музыкальной школе, но и за ее пределами. В течение учебного года, наш коллектив посещает школы и детские сады города. Также рады нас видеть и в ближайших населенных пунктах: Головинщино, Кикино, Кевда.
В сценарии концертов включены русские народные сказки, песни, частушки, обрядовые игры. Всё это способствует формированию внутренней готовности к восприятию наших истоков — русской народной культуры, вызывает у детей положительные эмоции; укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни. Фольклор раскрывает детям самые главные и простые жизненные понятия: взаимоотношение человека с природой, жизнь в коллективе, национальную гордость. Занятия, проводимые в школе искусств, приобщают детей к видам национального творчества: архитектуре, живописи, хореографии. На основе этих мероприятий развиваются личные культурные качества ребенка, как основа его любви к Родине.
Главным для наших учителей музыки всегда было и будет несение культуры в массы, показ того, что классическая музыка – это не «что-то страшное из чулана», а увлечение, способное удовлетворить любого человека, ведь в классике есть всё: начиная от весёлых лёгких мелодий, до сложных произведений, наталкивающих на раздумье.
Таким образом, приобщая общество к музыкальному наследию своего народа, педагоги музыкальной школы воспитывают в нем патриотизм, а он неотделим от воспитания чувств. Из года в год у нас проходит акция «Культурный день», 15 октября, в день рождения М. Ю. Лермонтова, организовывается концерт в городском парке, напротив его памятника. Посетители наслаждаются прекрасной музыкой, лирикой и душевной атмосферой.
Большинство концертов проводится силами учеников нашей школы. Это заинтересовывает и родителей, и детей, увлекая в мир прекрасного. «Культура в наши дни очень важна, без нее сложно жить. Она, как лекарство, лечит любую душевную травму, помогает в трудной ситуации найти верное решение, настроиться на работу и учебу» — часто повторяет Вера Рахматовна.
В заключение хочется сказать, что носители культуры в наши дни не просто нужны, они необходимы. Если мы начнем забывать своих творцов: Даргомыжского, Глинку, Чайковского, Мусорского – мы будем духовно ослаблены. Именно об этом не устают нам говорить наши замечательные педагоги, наши проводники в мир прекрасного.
- Сочинения
- 9 класс ОГЭ
- Культура
Что же понимается под словом «культура»? У этого слова есть несколько значений. В основном это понятие используется для обозначения всех аспектов самовыражения и самопознания человека. В более узком смысле слово «культура» синонимично слову «искусство», под ним подразумевают произведения кинематографа, живописи, литературы и прочих творений. Также под культурой имеют ввиду правила приличного поведения человека в обществе. В данном значении слово «культура» синонимично слову «этикет».
Но можно с уверенностью сказать, что без культуры нельзя представить жизнь человека и человечества, независимо от того, в каком значении приводится данное определение. Нельзя представить её без произведений искусства, без знаний и образования, без норм этики и общественного поведения. Культуру также подразделяют на «высокую» и «низкую». Произведения искусства делятся на шедевры и низкопробные поделки. Поведение человека делят на грубое и оскорбительное, просто адекватное, и благородное. Знания бывают совершенно никчемные и жизненно необходимые всем. Тех, кто вносит в культуру большие вклады, общество окружает почётом и уважением. Практически каждому с детства разъясняются различия между высокой и низкой культурой, а также необходимость стремиться к культуре высокой, избегая культуры низкой.
Культуру изучает специальная наука под названием «культурология», также ею занимается историческая наука, которая разделяет срок существования культуры на несколько этапов – от первобытной культуры и культуры Древнего мира до культуры Нового времени. О культуре начали толковать ещё древние греки. Они ввели в свой обиход термин «пайдейя». Пайдеей называли категорию философии, которая занималась вопросами воспитания прекрасного в человеке. В 17 веке историк Пуфендорф употребил данное слово, говоря о человеке, воспитанном в обществе, противопоставляя такого человека необразованному дикарю. В научный оборот это слово попало в конце 18 века. С момента своего появления понятие культуры анализировали и осмысливали сотни лучших умов.
Современная культура весьма сложна. Культурологи ввели в оборот множество понятий, связанных с этим термином – «субкультура», «контркультура». «массовая культура», «доминирующая культура» и другие. Изучением культуры занимаются целые институты. Так что с уверенностью можно сказать, что культура в нашей жизни занимает весьма видное место, а в ходе процесса воспитания в семье и образовательных учреждениях людям следует прививать понимание культуры, и стремление к её высотам.
Какой бывает культура
Культура является многообразным понятием, в которое входит много видов культур. Это научная, экономическая, политическая, нравственная, эстетическая, экологическая виды культур. Каждая из них отображает определенный вид деятельности человека. Также культура делится на духовную и материальную. Духовная — это результат духовного производства, а материальная — результат материального производства.
Различают также культуру мнимую и подлинную. Такое распределение возникает, когда пытаются дать точно определение слову «культура» и обозначить это явление, как в повседневной жизни, так и в научном понимании. Культура потребления и культура творчества.
Помимо того, что культура является художественным явлением, в широком понимании она олицетворяет собой и процесс потребления. О культуре потребления говорят, как о частичном программировании людей и направлений их деятельности. Это обусловлено основной функцией культуры потребления, которая является массовой и доступной всем.
Приобщение человека к культуре
Человек не может существовать вне культуры и не может развиваться без ее влияния. В данном случае, человек является творцом культуры, но и он сам же от нее зависит и попадает под ее влияние. От уровня приобщения человека к национальной или мировой культуры зависит его духовное и личностное развитие, мера его развития, как субъекта социума. Когда человек приобщается к мировым ценностях культуры, его кругозор значительно расширяется и становится более многообразным.
Таким образом, личность может получать новые знания и опыт, развивать свои способности и таланты, создавать новые предметы и общаться с другими людьми. Но так как культура считается динамическим процессом, то приобщение к традициям, обычаям и нормам поведения происходит на протяжении всей жизни человека. Это — непрерывный процесс, когда позволяет каждому индивиду расти духовно и плодотворно развиваться.
Этот процесс необходим и для постоянного повышения культурного уровня социальных масс и динамичного развития мира. И приобщение каждого человека к процессу культуры играет в данном случае важную роль, так как тогда возможно обеспечивать развитие культуры при помощи единства новаций и традиций.
Из истории традиций русского стола
Каждый народ имеет свой уклад жизни, обычаи, свои неповторимые песни, танцы, сказки. В каждой стране есть излюбленные блюда, особые традиции в убранстве стола и приготовлении пищи. Много в них целесообразного, исторически обусловленного, соответствующего национальным вкусам, образу жизни, климатическим условиям. Тысячелетиями складывался этот образ жизни и эти привычки, в них собран коллективный опыт наших предков. Кулинарные рецептуры, сформированные за годы в результате многовековой эволюции, многие из них являются прекрасными образцами правильного сочетания продуктов по вкусу, а с физиологической точки зрения — по содержанию пищевых веществ. Быт народа складывается под влиянием многих факторов — природных, исторических, социальных и др. В известной мере влияет на него и культурный обмен с другими народами, но никогда чужие традиции механически не заимствуются, а приобретают на новой почве местный национальный колорит. Ещё со времён средневековой древности в нашей стране возделываются рожь, овёс, пшеница, ячмень, просо, давно наши предки заимствовали навыки изготовления муки, овладели «тайнами» выпечки различных изделий из забродившего теста. Вот почему в пище наших предков существенное значение имеют пироги, расстегаи, блины, пирожки, кулебяки, оладьи, блинчики и др. Многие из этих изделий издавна стали традиционными для праздничных столов: курники — на свадьбах, пироги, блины — на масленицу, «жаворонки» из теста — в весенние праздники и т. д. Не менее типичны для русской традиционной кухни блюда из всевозможных круп: различные каши, крупеники, блины, овсяные кисели, запеканки, блюда на основе гороха, а также из чечевицы. В более северных краях нашей страны особое значение имеют блюда, приготовленные из пшена. Эта традиция имеет глубокие исторические корни. Когда-то у восточных славян, которые пришли на эти земли в VI веке н.э. и жили преимущественно в лесных участках, просо обрабатывалась как главная сельскохозяйственная культура. Просо служило сырьем для получения муки, крупы, варки пива, кваса, приготовления супов и сладких блюд. Эта народная традиция сохраняется и в настоящее время. Однако следует учитывать, что пшено по своей питательности уступает другим крупам. Поэтому его следует приготовлять с молоком, творогом, печенкой, тыквой и другими продуктами. Не только зерновые культуры возделывали наши предки. Из древности, сквозь века дошли до наших дней и стали основными на нашем огороде такие культуры Древнего Рима, кaк кaпуcтa, свёкла и репа. Наиболее широко применялась на Руси квашеная капуста, которую было возможно сохранять до нового урожая. Капуста служит незаменимой закуской, приправой к отварному картофелю и другим блюдам. Щи из различных видов капусты являются заслуженной гордостью нашей национальной кухни, хотя их и готовили еще в Древнем Риме, где специально выращивалось очень много капусты. Просто многие овощные растения и рецепты блюд «перекочевали» из Древнего Рима через Византию на Русь после принятия на Руси христианства. Греки создавали Руси не только письменность, но и передавали многое из своей культуры. В наше время капуста особенно широко используется в кулинарии северных и центральных районов России, на Урале и в Сибири. Репа в России до конца XVIII — начала XIX вв. имела такое значение, как сегодня картофель. Репу использовали повсеместно и из репы готовили множество блюд, фаршировали, варили, парили. Репу использовали как начинку для пирогов, из неё приготовляли квас. Постепенно, с начала и до середины XIX века, она была вытеснена гораздо более урожайным, но значительно менее полезным картофелем (практически, это пустой крахмал). А вот репка содержит в своем составе и очень ценные биохимические соединения серы, являющиеся при регулярном употреблении в пищу отличными иммуностимуляторами. Сейчас репка стала на русском столе продуктом редким и штучным — в продаже на нее и цену определяют не за килограммы, а поштучно. После перехода на картофель русская кухня значительно утратила свое высокое качество. Равно как и после практического отказа от русского столового хрена, тоже являющегося незаменимым подспорьем для здоровья, но сохраняющего свои полезные свойства не более 12-18 часов после приготовления, т.е. требующего приготовления незадолго до подачи на стол. Потому современный магазинный «хрен в баночках» ни такими свойствами, ни должным вкусом совсем не обладает. Так что если сейчас в России русский столовый хрен и подают к семейному столу, то только по великим праздникам. Брюква почему-то в старинных источниках не упоминается, вероятно, потому, что раньше брюкву не различали от репы. Эти некогда широко распространенные в России корнеплоды в настоящее время занимают в овощеводстве сравнительно небольшой удельный вес. Не выдержали они конкуренции с картофелем и другими культурами. Однако своеобразные вкус и запах, возможность различного кулинарного использования, транспортабельность, устойчивость при хранении позволяют думать, что отказываться от репы и брюквы в настоящее время не следует, так как они придают совершенно особый вкус многим блюдам русской народной кухни. Из овощных культур, которые появились в России позднее, нельзя не назвать картофель. В самом начале XIX в. картофель произвел настоящий переворот в традициях русского стола, блюда из картофеля завоевали широкую популярность. В распространении картофеля и его популяризации большая заслуга принадлежит известному деятелю культуры XVIII в. А.Т. Болотову, который не только разработал агротехнику выращивания картофеля, но и предложил технологию приготовления ряда блюд. Продукты животного происхождения практически не изменились. Испокон веков наши пращуры потребляли мясо крупного рогатого скота («говядно»), свиней, коз и овец, а также птицы — кур, гусей, уток. До XII в. использовалась также конина, но уже в XIII в. она почти вышла из употребления, т.к. «лишних» лошадей у населения стали отбирать монголо-татары, которым лошади были нужнее. В рукописях XVI-XVII вв. («Домострой», «Роспись царским кушаньям») упоминаются только отдельные деликатесные блюда из конины (холодец из лошадиных губ, отварные конские головы). В дальнейшем с развитием молочного скотоводства все более широко использовались молоко и продукты получаемые из него. Лесные промыслы были большим и существенным дополнение в хозяйстве наших предков. В летописях XI-XII вв. говорится об охотничьих угодьях — «тетеревятниках», в более поздних рукописях упоминаются рябчики, дикие утки, зайцы, гуси и другая дичь. Хотя нет оснований полагать, что их не кушали и раньше с самых древних времен. Леса занимают в нашей стране огромные пространства, особенно на севере Урале и в Сибири. Использование даров леса — одна из характерных особенностей русской кухни. В старину большую роль в питании играли лесные орехи. Ореховое масло было одним из самых распространенных жиров. Ядра орехов толкли, добавляли немного кипятка, завертывали в тряпицу и клали под гнет. Масло постепенно стекало в миску. Ореховый жмых тоже использовали в пищу — добавляли в каши, ели с молоком, с творогом. Дробленые орехи использовали и для приготовления различных блюд и начинок. Лес был также источником меда (бортничество). Из меда приготовляли различные сладкие блюда и напитки — медки. В настоящее время только в некоторых местах Сибири (особенно на Алтае у местных нерусских народов) сохранились способы приготовления этих вкусных напитков. Впрочем, с самых древних времен и до появления массового производства сахара мед был основной сладостью у всех народов, и на его основе еще в Древнем Египте, Древней Греции и Древнем Риме готовились самые разнообразные сладкие напитки, блюда и десерты. Также не только русские, но и все народы, имевшие в своем распоряжении рыбу, испокон веков кушали и икру. Самым первым искусственно культивируемым плодовым деревом на Руси стала вишня. При Юрии Долгоруком в Москве росли только вишни. На характер русской народной кухни в значительной мере повлияли географические особенности нашей страны — обилие рек, озер, морей. Именно географическим расположение и объясняется число всевозможных рыбных видов блюд. В питании достаточно было распространено множество речных видов рыб, а так же озерных. Хотя гораздо больше различных рыбных блюд было еще в Древней Греции и, особенно, в Древнем Риме — создателе основ современного богатства европейской кухни. Чего стоили только лишь одни кулинарные фантазии Лукулла! (К сожалению, его многочисленные записи рецептов блюд утрачены.) В русской кухне для приготовления блюд тоже использовался большой ассортимент продуктов. Однако не столько разнообразие продуктов определяет специфичность национальной русской кухни (эти же продукты были доступны и европейцам), сколько сами способы их обработки, технологии приготовления пищи. Во многом своеобразие народных блюд обусловливалось именно особенностями русской печи.
Есть основания полагать, что конструкция традиционной русской печи не была заимствована. Появилась она в Восточной Европе как местный оригинальный тип очага. На это указывает то, что у народов Сибири, Средней Азии, Кавказа основными типами печей являлись открытые очаги, а также наружная печь для выпечки хлеба или тандыр для выпечки лепешек. Наконец, прямые доказательства этого дает археология. При раскопках трипольских поселений на Украине (третье тысячелетие до нашей эры) были найдены не только остатки печей, но и глиняная модель печи, которые позволили восстановить их внешний вид и устройство. Эти глинобитные печи можно считать прототипом позднейших печей, в том числе и русской печи. А вот конструкция самовара была заимствована русскими от персов, которые в свою очередь взяли ее у арабов. (Впрочем, и русские матрешки заимствованы у японцев в 1893 году, в 1896-ом уже был налажен их массовый выпуск.) Но не следует пытаться искусственно «очищать» наш стол от некогда заимствованых у других народов блюд, давно ставших для нас привычными. К ним относятся, например, блины (заимствованы в IX веке из кухни варягов вместе с компотами и взварами из сухофруктов), котлеты, биточки, лангеты, бифштексы, эскалопы, муссы, желе, горчица, майонез (заимствованные из европейской кухни), шашлык и кебаб (заимствованы у крымских татар), пельмени (заимствованы в XII веке у монголов), борщ (это национальное блюдо Древнего Рима, пришедшее на Русь вместе с православием от византийских греков), кетчуп (изобретение поваров английского военного флота) и другие. Многие блюда, ставшие сейчас традиционными русскими, были изобретены французскими поварами-рестораторами, работавшими в XIX веке в России и создавшими основы современной русской кухни (Люсьен Оливье, Яр и др.). В процессе исторического развития менялось питание, появлялись новые продукты, совершенствовались способы их обработки. Сравнительно недавно появились в России картофель и помидоры, стали привычными многие океанические рыбы, и без них уже невозможно представить наш стол. Попытки разделить русскую кухню на старинную самобытную и современную весьма условны. Все зависит от наличия доступных народу продуктов. И кто сейчас скажет, что блюда с картофелем или помидорами не могут быть национальными русскими? Любопытно кулинарное применение ананасов во времена Екатерины II и князя Потемкина (этого любителя капустных кочерыжек, с которыми он не расставался и грыз постоянно). Ананасы тогда шинковали и квасили в бочках, как капусту. Это была одна из любимых закусок Потемкина под водку. Страна наша обширна, и в каждой области есть свои местные блюда. На севере любят щи, а на юге — борщи, в Сибири и на Урале нет праздничного стола без шанег, а в Вологде — без рыбников, на Дону готовят уху с помидорами и т. д. Однако есть много общих блюд для всех областей нашей страны и много общих приемов их приготовления. Все, что формировалось на начальном этапе русской кулинарной традиции, остаётся неизменным и по сегодняшний день. Главные составляющие традиционного русского стола: чёрный ржаной хлеб, который остаётся любимым и по сей день, разнообразные супы и каши приготовляемые практически каждый день, но уже совсем не по тем же рецептам, что много лет назад (для которых нужна именно русская печь, да еще умение с ней управляться), пироги и другие бесчисленные изделия из дрожжевого теста, без которых не обходится ни одно веселье, блины, а также наши традиционные напитки — мед, квас и водка (хотя все они тоже заимствованны; в частности, хлебный квас готовили и в Древнем Риме). Кроме того, с приходом из Византии православия на Руси сформировался стол постный. Основное достоинство русской кухни — умение вбирать в себя и творчески дорабатывать, совершенствовать лучшие блюда всех народов, с которыми приходилось общаться русским людям на долгом историческом пути. Именно это сделало русскую кухню самой богатой кухней в мире. И сейчас ни у одного народа нет достойных блюд, которые не имели бы аналогов в русской кухне, но в гораздо лучшем исполнении.
Религия многонационального народа России
Национальная культура во многом зависит от того, каким богам поклоняется нация. Как известно, Россия — многонациональная страна, в которой проживает около 130 наций и народностей, каждая из которых имеет свою религию, культуру, язык и быт. Именно поэтому религия в России не имеет единого названия.
На сегодняшний день на территории РФ существует 5 ведущих направлений: православное христианство, ислам, буддизм, а также католицизм и протестантизм. Каждой из этих религий есть место в огромной стране. Хотя, если говорить о становлении национальной культуры России, то еще издревле россияне относились исключительно к православной церкви.
В свое время великое русское княжество ради укрепления отношений с Византией решило принять на территории всей Руси православие. Церковные деятели в те времена в обязательном порядке входили в ближайшее окружение царя. Отсюда и понятие, что церковь всегда связана с государственной властью. В древние же времена, еще до крещения Руси, предки народа русского поклонялись ведическим богам. Религия древних славян являлась обожествлением сил природы. Конечно, там встречались не только добрые персонажи, но в основном боги древних представителей нации были загадочны, прекрасны и добры.
Традиционные праздники русского народа
Россия – это уникальная страна, где гармонично соседствуют высокоразвитая культура и старинные традиции. Русские свято чтят предания предков, корни которых уходят в древние времена. Они хранят память не только о православных праздниках, но и о тех, которые зародились в язычестве. Российские жители до сих пор прислушиваются к старинным приметам, рассказывают детям древние предания. Вернуться к оглавлению
Масленица
Традиционный праздник на Руси, который отмечают на протяжении недели накануне Великого поста. В древние времена Масленица была не веселым гулянием, а обрядом почитания памяти усопших предков. Их задабривали блинами, обращались с просьбами о плодородии. Сжигание чучела символизировало проводы зимы.
Время шло, а русский народ хотел веселиться, а не грустить. Зимой и так мало положительных эмоций, так что славяне решили «трансформировать» печальный обряд в разудалое торжество. С этого момента Масленица стала олицетворением окончания холодного времени года.
Смысл поменялся, а традиции сохранились. По-прежнему на праздник принято печь блины. Плюс добавилась масса увеселительных развлечений: катание с горки и на конях, сжигание чучела Зимушки из соломы. На протяжении масленичной недели родственники ходят в гости, угощаясь блинами с разнообразной начинкой и вкусными добавками (мед, сметана, варенье). Повсюду царила праздничная и позитивная атмосфера.
Проводились театральные постановки, которые вел незыблемый Петрушка. Одно из наиболее колоритных развлечений – кулачные бои. В них принимали участие мужчины, которые считали честью одержать победу на соревновании.
Великий пост
Знаменовался тем, что наступал праздник Благовещенье. Считалось, что именно седьмого апреля Деве Марии явился архангел, который поведал о том, что она станет матерью малыша, зачатого чудесным способом.
По преданиям древних славян, в этот день Божеское благословение получает все живое. Хотя праздник приходится на Великий пост, седьмого апреля разрешалось кушать рыбу.
Пасха
На Руси торжество свято чтили и ассоциировали с днем всеобщего равенства и милосердия. Накануне праздники девушки пекут куличи (сдобный пирог), красят яйца, украшают дома. В день Светлой Пасхи при встрече принято говорить: «Христос Воскресе!», а в ответ звучит «Воистину Воскресе!». Затем люди три раза целуются и обмениваются пасхальными яичками.
Считалось, что яйца символизируют кровь Иисуса, распятого на кресте. В наши дни их украшают очень оригинально, используя наклейки и тематические узоры. Кстати, праздник пришел на Русь из Византии в десятом веке вместе с крещением.
Новый год
Праздник отмечают во всех семьях в ночь тридцать первого декабря. Гости обмениваются подарками, поздравляют с наступлением нового года. На торжество принято накрывать богатый стол.
Сначала гости провожают уходящий год, затем встречают новый, под бой кремлевских курантов и речь президента. Как правило, гуляния длятся до самого утра и плавно перетекают на первое января. Вернуться к оглавлению
Рождество
Светлый праздник, символизирующий воскрешение и возвращение к жизни. Традиции этого торжества наполнены добротой, теплом и человечностью. Обычаи Рождества символизируют победу духовного над мирским.
День перед праздником (шестое января) называют Сочельником. Люди накрывают стол, на котором обязательно должно быть двенадцать блюд. Роль центрального яства отводится каше под названием «сочиво». В ее состав входит вареная крупа, залитая медом и посыпанная маком с орешками.
В Сочельник усаживаться за праздничный стол дозволено только после появления на небе первой звёздочки. Рождество считается семейным торжеством, когда все родственники собираются вместе. Гостей ждет праздничное угощение, они обмениваются подарками и весело проводят время.
После Сочельника начинались настоящие гуляния. Детишки ходили по домам и распевали песенки, в руках у них была звезда и вертеп. В стихах они восхваляли Иисуса Христа. Звезду изготавливали из бумаги, красили и внутрь помещали зажжённую свечу.
Вертеп – это ящик, состоящий из пары ярусов. В нем располагались фигурки из дерева, которые демонстрировали разные сценки.
Двенадцать дней после Рождества длятся Святки. В былые времена девушки активно использовали этот период для гаданий. Чаще всего ворожба была направлена на привлечение жениха. Считалось, что именно в эти дни появляется нечистая сила, способная рассказать о будущем.
Ни одни Святки не обходились без наряженных людей. Они дурачились, разыгрывали смешные сценки, посещали дома и веселили народ.
На Рождество было запрещено вспоминать о смерти, ругаться, материться. Этот праздник был направлен на то, чтобы люди обменивались теплыми и позитивными эмоциями.
Иван Купала
Славяне верили, что в ночь с шестого на седьмое июня распускается диковинный цветок папоротника. Того человека, которому посчастливится его отыскать, ждут несметные богатства.
После захода солнца люди зажигали возле рек и озер большие костры, наряжались в праздничные одеяния, хороводили и пели песни. Еще одна незыблемая традиция на Иван Купала – прыжки через костер. Незамужние девушки спускали на реку венки, сплетенные из свежесобранных цветков, в надежде отыскать жениха.
Отмечали торжество каждый год, тем самым празднуя день солнцестояния. Обряд объединил в себе языческие и христианские традиции. Бог плодородия Купала обрел русское имя Иван после крещения Руст. Поскольку на смену язычеству пришел сформированный народом образ Иоанна Крестителя.
Литература
1.
Семейные традиции и обряды
Среди русского старожильческого населения (особенно среди казачества и крестьян, рано получивших землю во владение, а затем и в собственность) обычным явлением в прошлом были большие (неразделенные) семьи. Вместе жили и совместно хозяйствовали не только родители, дети и внуки, но и несколько братьев, тут же могли быть сестра с мужем-примаком, осиротевшие племянники и другие родственники. Нередко семья объединяла до 20 и более человек. Во главе семейного коллектива стоял отец или старший брат (большак, старшой), Распорядительницей среди женщин и авторитетом среди мужчин была его жена. Внутрисемейная жизнь определялась патриархальными устоями. Сама церковь предписывала женщинам беспрекословное подчинение мужу. Снох ожидал в семейной жизни тяжелый повседневный труд, от них ждали покорности и повиновения. В то же время все члены семьи участвовали в выполнении хозяйственных дел, на мужчинах лежали наиболее тяжелые полевые, лесные, строительные работы. В семейные дела вовлекались и дети. После отмены крепостного права и получения земельных наделов появилась тенденция к распаду больших семей. Переселенцы последних десятилетий XIX в. редко решались на переезд большим составом. Вместе с тем проживание старшего сына с родителями повсюду оставалось семейной традицией. Семьи в 7-9 человек были распространенным явлением. В столыпинское время наряду с ними появлялись маленькие семьи — в 4-6 человек.
Свадебные обряды
Свадьбы обычно праздновались осенью или зимой после Крещенья. Свадебный обряд состоял из нескольких этапов и занимал большой промежуток времени. Сватать девушку приезжали крестный с крестной или родители парня, реже — другие родственники. Садились под матицу и заводили разговор иносказательно: «У вас — товар, у нас -купец» или «У вас — курочка, у нас -петушок, сведем их в один хлевушок». В случае согласия проходила затем череда предсвадебных встреч: смотрины невесты, знакомство с хозяйством жениха, сговор (запой, рукобитье), во время которого договаривались о дате свадьбы, размере приданого, размере и содержании кладки — денежном взносе жениха и одежде, которую он покупал невесте (это могли быть шуба, пальто, шелковое платье, ботинки с галошами и др.). Вслед за тем примерно в течение месяца шла подготовка к свадьбе. Весь этот период подруги невесты собирались в ее доме на вечерки, помогали приготовить подарки на свадьбу и приданое: шили, вязали кружева, вышивали. Все обряды, входившие в свадебный цикл, сопровождались песнями сообразно моменту — грустными, лирическими, величальными, шуточными, прощальными. Игровой характер свадебных увеселений проявлялся сполна на следующий день, когда зять, а за ним и все присутствующие отправлялись «к теще на блины». У казаков, например, после шумного (с подбрасыванием и битьем тарелок) веселья в доме тещи, рядились в разные одежды, раскрашивали или закрывали холстиной лицо и с гиканьем, с песнями разъезжали по станице на волах, запряженных в повозки — рыдваны. Заезжали в гости к кумовьям и другим гостям. Свадьба могла длиться неделю и больше. Несмотря на ограниченное число приглашенных, присутствовать, вступать в пляски, представления, изредка угощаться могли практически все желающие. Собиратели фольклора констатируют обеднение свадебной обрядности в XX в., исчезновение из нее не только многих грустных, но и ряда игровых моментов. Расширился состав участников, однако были утрачены свадебные «роли» (кроме дружки). Обрядовый песенный фольклор ушел в область истории.
2. Календарные праздники и обряды, фольклор
В повседневной жизни проявлялись родственные отношения, объединявшие людей в крепкие многочисленные группы. Связь поддерживалась совместным проведением праздников (хождением друг к другу в гости), а также обычаями взаимопомощи и взаимовыручки. Одним из них, наиболее жизнестойким, был обычай помощи в труде (помочи, толока). Он выступал в двух видах: в попеременном выполнении за довольно сжатый срок одних и тех же работ в объединившихся хозяйствах; в выполнении срочных работ по приглашению одного хозяина. Первый вид помочи касался полевых работ (жатвы, перевозки снопов, обмолота), реже сенокоса. Особенно часто он использовался осенью для заготовки на зиму капусты, обработки (мытья) льна для прядения; в таком случае он затрагивал только молодых женщин и девушек. Одноразовая помочь собиралась для перевозки леса и строительных материалов, установки сруба, покрытия крыши и др. Хозяин кормил собравшихся завтраком, а по окончании работ угощал хорошим обедом с пивом и вином. Несмотря на усталость, присутствующие пели, плясали, веселились. На большом подъеме, с участием всех жителей, а иногда и гостей из соседних деревень, проводились народные праздники и гуляния. Основные зимние праздники приходились на январь. Две святочные недели (святки) объединяли три больших праздника: Рождество, Новый год (по старому стилю) и Крещение. В праздники затевали магические игры, производили символические действия с зерном, хлебом, соломой («чтобы был урожай»). Дети, девушки и парни под Рождество ходили по домам колядовать, Колядовали и в Новый год. Весь святочный период, особенно под Новый год и после него, девушки гадали, чтобы узнать свою судьбу. Обязательным элементом святок было ряжение. Молодежь наряжалась стариками и старухами, цыганами, гусарами; мазали лица сажей, надевали вывороченные наизнанку шубы и ходили по деревне, подшучивая над всеми, разыгрывая сценки, веселясь. Участвовала в основном молодежь, остальные были зрителями. Любимым праздником была Масленица, она длилась целую неделю и знаменовала проводы зимы и встречу весны. Начиная с четверга масленичной недели все работы прекращались, начиналось шумное веселье. Ходили друг к другу в гости, обильно угощались блинами, оладьями, пирогами, была и выпивка. Считают, что празднование Масленицы осталось у русских с дохристианских времен. Церковь придала народным обычаям свою окраску. После долгого изнурительного поста праздновали Пасху — церковный праздник, охотно поддержанный народом, воспринимавшийся как расцвет весны, пробуждение жизни. На Пасху пекли сдобные хлеба (куличи, пасхи), красили яйца, посещали церковь, ходили друг к другу в гости, обменивались при встрече крашенками, христосовались (целовались). Молодежь собиралась отдельно, парни и девушки водили хороводы, гуляли по улицам, катались на качелях. После пасхальной недели во вторник отмечали родительский день — посещали кладбища, приносили еду к могилам умерших родственников, в том числе и пасхальную. Завершали весенний цикл праздников Семик и Троица. Их праздновали на седьмой неделе после Пасхи (Семик — в четверг, а Троицу — в воскресенье), В Семик девушки ходили в лес, плели венки из березовых ветвей, пели троичные песни и бросали венки в реку. Если венок тонул, это считалось плохой приметой, если же приставал к берегу, это означало, что девушка должна скоро выйти замуж. До этого варили в складчину пиво и веселились с парнями на берегу реки до поздней ночи. В Троицу было принято украшать внутреннюю часть дома березовыми ветвями. Традиционной пищей были яйца, яичница и другие блюда из яиц. В осенне-зимний период устраивались посиделки (супредки). Вечерами молодежь собиралась у одинокой пожилой женщины, девушки и молодые женщины приносили кудель и другую работу — пряли, вышивали, вязали. Здесь обсуждали всякие сельские дела, рассказывали истории и сказки, пели песни. Пришедшие на вечерку парни присматривали невест, шутили, развлекались. Летним развлечением молодежи были сборы (хороводы, улицы) на околице деревни, на берегу реки или у леса. Здесь играли в игры, пели и плясали, водили хороводы. Задерживались допоздна. Главной фигурой был хороший местный гармонист. Фольклор русских Южного Урала — богатейшая область духовной культуры, к нашему времени достаточно хорошо изученная. В 40-е годы люди среднего и старшего поколения еще хорошо знали старинные лирические песни, свадебные, хороводные, календарно-обрядовые, плясовые; однако в повседневной жизни преобладали частушки. Вплоть до последнего времени процветал сказочный жанр. Рассказывали сказки фантастические, сатирические, о животных, былички о домовых и леших. Определенный пласт занимали легенды и предания, в том числе на исторические темы. В горно-лесных селениях, долгое время расположенных вдали от больших дорог, была обнаружена редкая — балладная-песенная традиция с очень старыми сюжетами. Специфическую направленность имел казачий и фабрично-заводской фольклор. Особенно это было заметно в песенном репертуаре.
Важность культуры разных национальностей в мире
Каждая страна и каждый народ по-своему важны для современного мира. Особенно это касается истории и ее сохранения. Сегодня достаточно сложно говорить о том, насколько важна культура для современности, ведь шкала ценностей за последние годы существенно изменилась. Национальная культура все чаще стала восприниматься несколько двусмысленно. Это связано с развитием двух глобальных тенденций в культуре разных стран и народов, которые все чаще стали развивать на этом фоне конфликты.
Первая тенденция напрямую связана с некоторым заимствованием культурных ценностей. Все это происходит стихийно и практически бесконтрольно. Но несет за собой невероятные последствия. Например, потеря колоритности и неповторимости каждого отдельного государства, а значит, и его народа. С другой стороны, все чаще стали появляться страны, которые призывают своих граждан к возрождению собственной культуры и духовных ценностей. Но один из самых важных вопросов – русская национальная культура, которая в последние десятилетия стала стираться на фоне многонациональной страны.
Царские пиры
Благодаря многим дошедшим до нас старинным рукописям мы прекрасно осведомлены о праздничном и повседневном столе царя и бояр. И это благодаря пунктуальности и чёткости исполнения своих обязанностей придворных служащих. Количество всевозможных блюд на царских пирах и на пирах богатых бояр доходило до ста, а в особых случаях могло достигать и пол тысячи, причём к столу под носились поочерёдно, по одному, а драгоценные золотые и серебряные посуды с остальными кушаньями держали в руках стоявшие вокруг стола слуги.
Ценности русской культуры
Для того чтобы понять душу человека, необходимо узнать его историю. Национальная культура нашего народа формировалась в условиях крестьянской общины. Поэтому и неудивительно то, что в русской культуре интересы коллектива всегда были выше личностных интересов. Ведь значительную часть своей истории Россия прожила в условиях военных действий. Вот почему среди ценностей русской культуры всегда отмечают необыкновенную преданность и любовь к своей Родине.
Понятие справедливости во все века считалось на Руси первым делом. Это пришло еще с тех самых пор, как каждому крестьянину выделялся равный участок земли. И если у большинства наций такая ценность считалась инструментальной, то в России она приобрела целевой характер.
Много российских поговорок говорят о том, что отношение к работе у наших предков было очень упрощенное, например: «Работа не волк, в лес не убежит». Это совсем не говорит о том, что труд не ценился. Но понятие «богатство» и само желание разбогатеть никогда не присутствовали у русского человека в той мере, которую сегодня ему приписывают. И если говорить о ценностях русской культуры, то вся она отражалась в характере и душе русского человека прежде всего.
Основные черты национального характера нации
Русская национальная культура (а именно ее формирование) в значительной мере всегда зависела от характера народа, который проживал на территории государства.
Одна из самых весомых черт – это доброта. Именно это качество проявлялось самыми разнообразными жестами, которые и сегодня можно смело наблюдать у большинства жителей России. Например, гостеприимство и радушие. Ведь ни один народ так не встречает гостей, как это делают в нашей стране. Да и такое сочетание качеств, как милосердие, сострадание, сопереживание, сердечность, великодушие, простота и терпимость, редко встречается у других национальностей.
Еще одна важная черта в характере россиян – это любовь к труду. И хотя многие историки и аналитики отмечают, что насколько русский человек был трудолюбив и способен, настолько же ленив и безынициативен, все же нельзя не отметить работоспособность и выносливость этой нации. В целом же характер русского человека многогранен и до конца еще не изучен. В чем, собственно, и заключается та самая изюминка.
Живопись как часть культуры России
Так же, как и литература, живопись занимает весьма значимое место в становлении культурной жизни России.
Первое, что развилось как искусство живописи на территориях Руси – это иконопись. Что в очередной раз доказывает высокий уровень духовности этого народа. А на рубеже XIV–XV веков иконопись достигает своего апогея.
Со временем желание рисовать возникает и у простого народа. Как уже говорилось ранее, большое влияние на становление культурных ценностей оказали те красоты, на территории которых проживали россияне. Возможно, именно поэтому огромное количество картин российских художников были посвящены просторам родного края. Через свои холсты мастера передавали не только красоту окружающего мира, но и личное состояние души, а иногда и состояние души целого народа. Зачастую в картины закладывался двойной тайный смысл, который открывался исключительно тем, для кого предназначалась работа. Художественная школа России признана всем миром и занимает почетное место на мировом пьедестале.
Современность
Многие пытаются судить о том, насколько национальная культура нашего государства сохранилась сегодня.
Россия, действительно, уникальная страна. У нее богатая история и непростая судьба. Именно поэтому культура этой страны иногда нежная и трогательная, а иногда жесткая и воинственная. Если рассматривать еще древних славян, то именно здесь и зарождалась настоящая национальная культура. Сохранение ее, как никогда, важно сегодня! За последние несколько столетий Россия научилась не только жить с другими народами в мире и дружбе, но и принимать религию иных наций. До сегодня сохранилось большинство древних традиций, которые россияне с удовольствием чтят. Многие черты древних славян присутствуют сегодня у достойных потомков своего народа. Россия – великая страна, которая относится к своей культуре крайне бережливо!
Культура — это богатство и наследие, передаваемое из поколения в поколение. Искусство является тонкой гранью культуры, часто являясь отражением народных обычаев родной страны. Родной язык становится носителем культуры и знаний, надежным способом передачи знаний и опыта новым поколениям.
Подборка материала для сочинений в виде размышления на тему:
Культура и искусство
- Сочинение на тему: «Русская литература»
- Сочинение на тему: «Любите Пушкина»
- Сочинение на тему: «Лирика Тютчева»
- Сочинение на тему: «Творчество Блока»
- Сочинение на тему: «Творчество Есенина»
- Сочинение на тему: «Рассказы Чехова»
- Сочинение на тему: «Лирика Фета»
- Сочинение на тему: «Cтихотворения Лермонтова»
- Сочинение на тему: «Творчество и сатира Маяковского»
- Сочинение на тему: «Русская природа в поэзии»
- Сочинение на тему: «Русские сказки»
- Сочинение: «Тема природы в «Слове о полку Игореве»
- Сочинение-рассуждение на тему: «Искусство и культура»
- Сочинение-рассуждение на тему: «Поэзия и живопись»
- Сочинение: Человек и природа в сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца»
- Сочинение: «Тема человека и природы в литературе»
-
Сочинение: «Человек и мир природы в литературе»
прим. (по повести-сказке Чингиза Айтматова «Белый пароход», по произведению Ю.П.Казакова «Оленьи рога» и роману Д. Дефо «Робинзон Крузо»)
Пользуясь материалами, пробуйте написать сочинение своими словами. Пусть это будут хоть небольшие размышления, передача настроения и чувств,вызываемых предметами искусства и культуры.
Родной язык
- Сочинение-рассуждение на тему: Поговорка «Слово делом крепи»
- Сочинение-рассуждение на тему: «Русский язык»
- Сочинение: «Тема Родины в творчестве Блока»
- Сочинение на тему: «Природа и Родина в лирике Есенина»
- Сочинение раскрывающее смысл высказывания Г. Степанова: «Словарь языка свидетельствует…»
- Сочинение-рассуждение на тему: «Слово»
- Сочинение-рассуждение: «Многие русские слова сами по себе излучают поэзию»
- Сочинение на высказывание Л. В. Успенского: «В языке есть… слова…»
- Сочинение-рассуждение на высказывание К. Паустовского: «Нет ничего такого…»
- Сочинение-рассуждение на высказывание И. Г. Милославский: «Любое повторение, двукратное или многократное…»
- Сочинение рассуждение на тему: «Грамматика»
- Сочинение рассуждение на тему: «Книга»
- Сочинение на тему: «Фольклор в древнерусской литературе»
- Сочинение на тему: «Русское устное народное творчество»
- Сочинение на тему: «Книга — Наш друг и советчик»
- Сочинение на тему: «Ночь в библиотеке. Разговор книг»
Знайте, что писать сочинение лучше так, как это видится вам самим, в качестве примера используйте материалы с нашего сайта.
Возможно, эти советы вам пригодятся в работе: Как правильно написать сочинение.
Ещё материал для написания сочинений:
- Сочинения по картинам русских художников
- Сочинения о природе в разные времена года
- Сочинения по темам: Школа, дом и родной край
Внимание: Все материалы, предоставленные на сайте, написаны авторами сайта, не копированы и не заимствованы с других ресурсов.
Она берет своей мощью, своими географическими параметрами и глубиной этих просторов. Историей, национальностями и культурами. Событиями войн и искусства. А искусство всегда подчинено политике, культура априори — отражение внутреннего движения в государстве.
Заграницей, знакомясь с новыми людьми, я всегда говорю — русская культура в моей душе. И, это особый уровень доверия. Человек, который любит свои корни, всегда представляет что-то, как минимум, интересное.
Русская культура — сродни выражению «я знаю что ничего не знаю», но однозначно это сразу вырисовывающиеся черты: зима, самовар, куличи, Красная площадь, тройка по Тверской-Ямской, дача с вишневым садом.
А еще, это «Ревизор» (Н. Гоголь) с множеством губерний, «Тарантас» (Ф. Сологуб) с невероятным желанием блистать в городе и не помнить о своей деревне, это «Окаянные дни» (И. Бунин) с оглушившей революцией.
Русская культура это красавицы К. Маковского, душевная набожность М. Нестерова, героизм войны В. Верещагина.
Само понятие «русская культура» объединяет не только духовное наследие, с его традициями и обычаями, а это именно образ жизни. Образ жизни русского народа, его способ мышления, он богат и многолик и от того, непостижим, как и загадочная русская душа.
В целом, культура — это деятельность которая осуществляется на основе ценностей, норм, мировоззрения и менталитета. У каждого народа свои ценности и приоритеты, именно благодаря им и складываются народные культуры.
Принято полагать что рассвет русской культуры приходится на 18-19 века, время когда Россию олицетворяли три слова: Православие, Самодержавие, Народность. Пожалуй, именно в них и заключен весь глубокий и непостижимый смысл русской души.
Православие веками сдерживало и объединяло Россию. Самодержавие практически вытекало из православия, ведь царь — помазанник Божий. Народность — та самая загадочная культура. И еще, народность так созвучна с революционными движениями второй половины 19 века — народниками. Те,что так жаждали смерти царю и боролись с самодержавием. Устраивали покушения на правителей, успешные в случае с Александром II. Народнические настроения переросли в создание многих, в том числе, террористических, партий в начале XX века. А вследствие и к Революции 1917 года.
Когда начинаешь разматывать клубок истории, каждое событие вытекает из предыдущего, а абсолютно очевидно.
Революция 1917 года явилась именно таким событием. Давно недовольные массы, готовые к решительным действия. Подготовительные мероприятия 1905 и 1907 годов…. февраль….и наконец октябрь 1917. Раз…. и нет России.
«Была русская история, было русское государство, а теперь нет его.
Костомаровы, Ключевские, Карамзины писали историю. А теперь и истории нет никакой.» — слова Бунина в 1919 году.
«Наши дети, наши внуки не будут в состоянии даже представить себе ту Россию, в которой мы когда-то (то есть вчера) жили, которую мы не ценили, не понимали, – всю эту мощь, сложность, богатство, счастье… — «Окаянные дни», 1926-1936