Страница 12 из 35
Ответы к странице 56-57. Сказка о мертвой царевне и семи богатырях
1. Кто главные героини произведения А. С. Пушкина? Расскажи о них. Подумай, можешь ли ты в своём рассказе использовать такие слова: добрая, кроткая, ласковая, нежная, заботливая, жадная, равнодушная. Объясни свой выбор. Дополни своими словами.
Ответ:
Царица, царевна.
Царевна добрая, кроткая, ласковая, нежная, заботливая, трудолюбивая, наивная.
Царица жадная, равнодушная, злая, завистливая.
2. Прочитай описание внешнего вида и качеств характера героинь сказки.
Героиня Внешний вид Качества характера
Царица Высока, стройна, бела.. И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива
Царевна Белолица, черно-брова…Нраву кроткого такого…
Сравни описание главных героинь сказки: что общего и чем различаются? Можно ли сказать, что характер одной героини противопоставлен характеру другой?
Ответ:
Они обе красивы. Да, характер одной героини противопоставлен характеру другой.
3. Обсудите с другом, как автор относится к главным героиням. Почему вы так думаете?
Ответ:
К царевне автор относится с нежностью:
«И пошел к пустому месту
На прекрасную невесту
Посмотреть еще хоть раз»
Царицу автор не любит:
«Черт ли сладит с бабой гневной?»
4. Перечитай описание светлицы. Составь текст-описание.
Ответ:
«И царевна очутилась
В светлой горнице; кругом
Лавки, крытые ковром,
Под святыми стол дубовый,
Печь с лежанкой изразцовой.
Видит девица, что тут
Люди добрые живут;…
Отвели они девицу
Вверх во светлую светлицу.»В светлице светло и просторно. Кругом стоят лавки, покрытые ковром. Стоит дубовый стол, печь с лежанкой, украшенная изразцами.
5. Сколько раз царица обращается к зеркальцу? Перечитай эти фрагменты.
Ответ:
Царица обращалась к зеркальцу пять раз. В первый раз зеркальце сказало, что царица самая красивая. Во второй раз зеркальце сказало, что царевна красивее. Царица рассердилась и отправила Чернавку заманить царевну в лес. В третий раз зеркальце сказало, что царевна красивее и что царевна живет в лесу. Царица рассердилась и отправила Чернавку отравить царевну. В четвертый раз зеркальце сказало, что царица самая красивая. В пятый раз зеркальце сказало, что царевна красивее. На этот раз царица не смогла причинить царевне зла.
6. Найди слова, которые говорят о скромности царевны.
Ответ:
Поэт говорит о царевне как о цветке: «…росла, росла, поднялась — и расцвела», «тихомолком расцветая…», то есть скромно, никому не навязываясь.
7. Перечитай строки, в которых Елисей обращается к солнцу, месяцу и ветру. Какие слова помогают представить солнце, месяц и ветер и понять отношение к ним героя? С какой интонацией ты прочитаешь их ответы Елисею? Почему? Приготовься к выразительному чтению этих строк.
Ответ:
Солнце: «свет наш солнышко», «ходишь круглый год по небу», «всех нас видишь. «
Месяц: «позолоченный рожок», «круглолицый,светлоокий», «ты встаешь во тьме глубокой».
Ветер: «могуч», «гоняешь стаи туч», «веешь на просторе», «не боишься никого».
8. Раздели сказку на части. Озаглавь каждую часть. Ответь на вопросы:
• Какие события происходят?
• Какие действуют герои? Какие слова помогают представить героев?
• О чём важном хотел сказать автор в каждой части?
• Подумай, какие иллюстрации можно было бы сделать к каждой части. Что именно нужно изобразить и почему?
Ответ:
1. Рождение царевны и смерть царицы
2. Новая царица
3. Черный умысел царицы
4. Царевна остается одна в лесу
5. Дом семи богатырей»
6. Царица узнает о том, что царевна жива
7. Отравленное яблоко»
8. Хрустальный гроб
9. Елисей в поисках царевны
10. Царевна проснулась
11. Смерть царицы, свадьба царевны и Елисея
9. Подробно перескажи одну из частей сказки. Подумай, какой план ты составишь. Запиши его в «Рабочую тетрадь». Выдели слова писателя, которые ты используешь в своём пересказе. Не забудь, что произведение А. С. Пушкина стихотворное.
Ответ:
План 13-й части
1) Королевич узнал о смерти царевны.
2) Королевич Елисей у гроба.
3) Елисей разбивает хрустальный гроб.
4) Царевна ожила.
5) Весть о воскрешении царевны.
6) Смерть мачехи.
7) Свадебный пир.
10. Что роднит пушкинскую сказку с народными? Чем они различаются? Обсудите с другом.
Ответ:
Пушкинскую сказку роднит с народными наличие зачина, концовки, стиль повествования, сюжет. Но эта сказка написана в стихотворной форме.
Обсудите с другом, как автор относится к главным героиням. Почему вы так думаете?
Поэт с теплотой и одобрением относится к царевне. Он описывает ее скромность: «…нраву кроткого такого…», «…тихомолком расцветая…».
Рассказывает о ее верности, трудолюбии, приветливости. В то же время Пушкин подчеркивает, что девушка благородного происхождения, держится с достоинством: «Вмиг по речи те спознали, что царевну принимали».
Царицу поэт осуждает: «Чёрт ли сладит с бабой гневной?». Такой отзыв о царице свидетельствует о том, что А. С. Пушкин относится к ней с презрением и негодованием. Несмотря на ее высокое царское звание, он считает ее простой сварливой «бабой». На протяжении всей сказки поэт описывает только отрицательные качества этого персонажа: «…чёрной зависти полна…», «…горда, ломлива…».
Перечитай описание светлицы. Составь текст-описание.
Горница была светлая и просторная. Вдоль ее стен стояли лавки, покрытые коврами. На стене висели иконы, под которыми располагался дубовый стол. В углу — печь с уютной лежанкой, украшенная узорчатыми изразцами.
Сколько раз царица обращается к зеркальцу? Перечитай эти фрагменты.
Царица обращается к зеркальцу 5 раз.
Стр. 41 — первое упоминание о царице.
Стр. 41-42 — сборы на девичник, споры с зеркалом.
Стр. 47 — царица узнает, что падчерица жива.
Стр. 52 — зеркало подтвердило гибель царевны, снова назвав царицу первой красавицей.
Стр. 55 — зеркало в последний раз говорит, что царевна по-прежнему самая красивая.
Найди слова, которые говорят о скромности царевны.
В сказке несколько раз подчеркивается скромность юной царевны. «Но царевна молодая, тихомолком расцветая…» — девушка не гордилась своей красотой, как ее мачеха. «…нраву кроткого такого…» — эти слова свидетельствуют о скромность была одним из ее главных достоинств.
Упоминания о скромности царевны есть и в эпизодах ее жизни у богатырей:
«В пояс низко поклонилась;
Закрасневшись, извинилась,
Что-де в гости к ним зашла,
Хоть звана и не была».
«Им она не прекословит…».
Перечитай строки, в которых Елисей обращается к солнцу, месяцу и ветру. Какие слова помогают представить солнце, месяц и ветер и понять отношение к ним героя? С какой интонацией ты прочитаешь их ответы Елисею? Почему? Приготовься к выразительному чтению этих строк.
Обращение к солнцу — стр. 52. Елисей обращается к нему: «Свет наш солнышко».
Обращение к месяцу — стр. 53. Королевич говорит ему: «Месяц, месяц, мой дружок, позолоченный рожок».
Обращение к ветру — стр. 53. Елисей восклицает: «Ветер, ветер! Ты могуч…».
Солнце, месяц и ветер для Елисея — это могущественные силы природы, которым подвластен весь мир, «кроме Бога одного».
Королевич относится к ним с почтением, как к помощникам и друзьям, надеясь на их помощь.
Солнце и месяц отвечают Елисею с сочувственными участливыми интонациями. Они сопереживают убитому горем жениху. Ветер отвечает печально, потому что знает о смерти царевны и ничем не может помочь.
Раздели сказку на части. Озаглавь каждую часть. Ответь на вопросы:
- Какие события происходят?
- Какие действуют герои? Какие слова помогают представить героев?
- О чём важном хотел сказать автор в каждой части?
- Подумай, какие иллюстрации можно было бы сделать к каждой части. Что именно нужно изобразить и почему?
Рождение царевны
Новая царица
Юная царевна
Месть царицы-мачехи
Жизнь царевны у богатырей
Царица узнает об обмане
Царевна и нищая странница
Смерть и похороны царевны
Королевич Елисей отправляется на поиски невесты
Воскрешение царевны и встреча с Елисеем
Смерть царицы
Свадебный пир
1. Царица-мать ждет царя. Рождается царевна. Возвращается царь-отец. Царица-мать умирает.
«Вот в Сочельник в самый, в ночь Бог даёт царице дочь».
2. Женитьба царя. Злой и эгоистичный характер новой царицы. Волшебное зеркальце.
«Но зато горда, ломлива, Своенравна и ревнива. Ей в приданое дано Было зеркальце одно».
Литературное чтение 4 класс учебник Климанова 1 часть страница 57 задание 8
3. Юная царевна выросла. Ее добрый и кроткий нрав. Жених царевны королевич Елисей.
«Белолица, черноброва, Нраву кроткого такого. И жених сыскался ей, Королевич Елисей».
Литературное чтение 4 класс учебник Климанова 1 часть страница 57 задание 8
4. Зеркальце говорит, что царевна краше царицы. Царица приказывает служанке отвести царевну в лес. Служанка жалеет царевну и тайно отпускает ее.
«Но царевна всех милее, Всех румяней и белее».
5. Царевна находит терем в лесу. Девушка знакомится с хозяевами терема — богатырями. Она остается жить у них и становится их названной сестрой.
«День за днём идёт, мелькая,
А царевна молодая
Всё в лесу; не скучно ей
У семи богатырей».
«…Приберёт и приготовит.
Им она не прекословит,
Не перечат ей они. Так идут за днями дни».
6. Зеркальце рассказывает, что царевна жива. Царица приказывает служанке погубить царевну.
«Так и так. Царица злая,
Ей рогаткой угрожая,
Положила иль не жить,
Иль царевну погубить».
7. К дому богатырей приходит нищая странница. Царевна дает ей хлеб, а странница угощает девушку яблоком.
«И к царевне наливное,
Молодое, золотое,
Прямо яблочко летит…».
«…Ради скуки
Кушай яблочко, мой свет.
Благодарствуй за обед».
8. Царевна съела кусок отравленного яблока и умерла. Богатыри не решились похоронить ее, а положили в хрустальный гроб и отнесли в пещеру.
«Вот они во гроб хрустальный
Труп царевны молодой
Положили — и толпой
Понесли в пустую гору…».
9. Королевич Елисей ищет невесту по белу свету. Он спрашивает о ней у солнца, месяца и ветра. Ветер сообщает о смерти царевны и указывает Елисею дорогу к пещере с хрустальным гробом.
«В той норе, во тьме печальной,
Гроб качается хрустальный…
…В том гробу твоя невеста»
10. Безутешный Елисей находит гроб с царевной. В отчаянии он ударяется о гроб. Гроб разбивается, а царевна оживает. Елисей с невестой отправляются домой.
«И, беседуя приятно,
В путь пускаются обратно,
И трубит уже молва:
Дочка царская жива!».
Литературное чтение 4 класс учебник Климанова 1 часть страница 57 задание 8
11. Зеркальце сообщает царице, что царевна снова жива. Царица видит царевну и умирает.
«В двери прямо побежала
И царевну повстречала.
Тут её тоска взяла,
И царица умерла».
12. Королевич Елисей и царевна обвенчались и устроили свадебный пир.
«И с невестою своей
Обвенчался Елисей;
И никто с начала мира
Не видал такого пира».
Подробно перескажи одну из частей сказки. Подумай, какой план ты составишь. Запиши его в «Рабочую тетрадь». Выдели слова писателя, которые ты используешь в своём пересказе. Не забудь, что произведение А. С. Пушкина стихотворное.
Что роднит пушкинскую сказку с народными? Чем они различаются? Обсудите с другом.
Сходство пушкинской сказки с народными.
Борьба добра и зла, победа добра.
Волшебный предмет — говорящее зеркальце.
Наличие концовки: «Я там был, мёд, пиво пил, да усы лишь обмочил».
Троекратное обращение Елисея к силам природы.
Говорящие солнце, месяц и ветер.
Чудесное событие — воскрешение царевны.
Народный сюжет, встречающийся во многих сказках мира. У этой сказки есть сходство с западноевропейскими сказками «Белоснежка и семь гномов» и «Спящая красавица».
Отличие пушкинской сказки от народной в том, что она написана в стихотворной форме.
Также автор дает оценку героям сказки через их описание и обращение к ним. Например, царевну он называет «душа моя», а царицу «бабой гневной».
4
Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях. Перечитай описание светлицы. Составь текст-описание
1 ответ:
0
0
Ответ:Большой,просторный,комфортный,уютный
Объяснение:
Читайте также
Главная цель — описать природу нежно , но красочно.Поэт создал свое произведения для того , чтобы остальные люли восхитились незамысловатым величием природы , полюбили ее.
Теме войны посвятил автор <span>рассказ «Треугольное письмо».Именно во времена войны письма отправлялись в виде треугольников. А письма с фронта в те времена были очень долгожданными и люди с трепетом встречали почтальона с весточкой от родных. Как хранили эти весточки с фронта у сердца, как грели их своим теплом, чтобы хоть частичку этого тепла передать любимым.Вся жизнь сводилась к тому, чтобы узнать хоть частичку жизни дорого человека, отдававшего свою жизнь на войне.. Поэтому треугольное письмо навсегда останется символом жизни и смерти в Великой войне против фашизма.</span>
……………………
Дашу заинтересовал запах. Она подумала,что цветок одинок и решила заговорить с ним. Даша открывается читателю как добрая,дружелюбная девочка,которая может помочь.
Растительный мир, окружающий нас, удивляет своим разнообразием. В живой природе мы видим травы и цветы, деревья и кустарники. Причем кустарники играют немалую роль в нашей жизни, отдавая нам свои вкусные плоды и украшая окружающую нас территорию. А чем же кустарники отличаются, например, от тех же деревьев? Давайте, попробуем разобраться.
Главное отличие кустарника от дерева заключается в том, что у кустарника нет явно выраженного главного стебля (ствола). У кустарника сразу от корня отходит множество тонких стволов, образующих куст. По этому весьма характерному признаку всегда можно легко отличить кустарник от дерева.
Кустарники подразделяются на дикорастущие и культурные. Дикие кустарники растут в окружающей природе без помощи человека. Наиболее известны среди них вереск, акация, верба, волчье лыко (волчья ягода), дикая малина. Также к диким кустарникам относятся некоторые лесные ягоды, например, клюква и брусника.
Конечно же, изначально все кустарники были дикими, но постепенно люди «приручили» многие породы кустарников ради вкусных плодов или же для украшения придомовой территории. В наши дни культурные породы кустарников принято делить на декоративные и ягодные. Многие дачные и садовые участки украшают шиповник, сирень; садоводы также любят выращивать розы, которые тоже относятся к кустарникам. А такие кустарники, как вереск и барбарис используются на дачах для устройства живой изгороди. Хорошим украшением для дачного участка является и декоративный виноград.
Кустарники, как правило, неприхотливы к качеству почвы. Они более приспособлены к холодам по сравнению с деревьями и раньше, чем деревья, начинают давать плоды. Какие кустарники мы видим в наших садах и на приусадебных участках? Это смородина, крыжовник, малина, жимолость, черноплодная рябина, ирга и многие другие. Ягодные кустарники дарят нам вкусные свежие плоды, богатые полезными витаминами. А зимой мы с удовольствием лакомимся вареньем из ягод. Хочется сказать спасибо Матушке-Природе за ее щедрые дары.