Описание внешности пушкина сочинение 7 класс

  • Сочинения
  • Известные люди
  • Описание внешности Пушкина

Сочинение Описание внешности Пушкина (Словесный портрет деятеля культуры России)

Александр Сергеевич Пушкин никогда не отличался стандартной красотой. Большинство его современников упоминали, что черты лица поэта были неправильными и малопривлекательными. Однако, этот недостаток мгновенно исчезал, когда Пушкин был одухотворен. Именно поэзия делала из него красавца, его ум и красноречие производили неизгладимое впечатление на каждого слушающего.

Рост Александра Сергеевича составлял 2 аршина и 5 вершков — это 166,7 см., что по тем временам считалось хорошим показателем. Цвет кожи был смуглый, благодаря эфиопским корням. Душа всегда была истинно русской. Лоб широкий и открытый, нос удлинённый, пухлые губы. Необычный овал лица, со знаменитыми бакенбардами, удивительно сочетал в себе оригинальность и некрасивость.

Волосы кудрявые, чёрные, будто ветер гуляет в этих завитках, как и в разуме самого гения. Но самым изумительным в образе Пушкина были его глаза: темно-серого цвета с синеватым отливом. Такие глаза не могли не заинтересовывать. Два тёмных омута, в которых пылал огонь, когда заходила речь об искусстве или о любви. Выражение его глаз могло и обжечь, и приласкать одновременно. Неуемная энергия бурлила в поэте постоянно и заражала всех окружающих. Или же, напротив, побуждала злость, зависть, недоброжелательное отношение. Благодаря своему обаянию и таланту Пушкин всегда мог добиться снисхождения у дам. Женщины буквально таяли от его умных и искусных речей.

На всех изображениях и портретах, Александр Пушкин выглядит грациозно и достойно. Прямая осанка, стильное одеяние, обязательно повязанный шарфик вокруг шеи — утонченный вкус у него не отнять.

Пушкин был уникальным человеком с такой же неординарной внешностью. Его друзья с лицея часто шутили, что Саша — это смесь тигра и обезьяны. Его свободолюбивый профиль ещё тысячи лет будет смотреть на каждое новое поколение со стен образовательных заведений и со страниц его шедевров.

2 вариант

Имя великого поэта «А. С. Пушкина знает каждый россиянин. Многие пушкинские строчки запоминаются с детства, и мы идём с ними по жизни. А как выглядел наш великий поэт? Для этого надо вспомнить самые известные портреты Пушкина, созданные художниками Василием Тропининым и Орестом Кипренским. Оба портрета передают нам черты лица своеобразного, но прекрасного, одухотворённого.

Сам Пушкин никогда не переоценивал своей внешности. На листах рукописей он оставлял автопортреты, в которых намеренно утрировал особенности своего лица: приплюснутый нос, толстые губы, несколько скошенный подбородок. И всё это в обрамлении кудрей и бакенбард.

Однако самое важное о внешности Пушкина говорят нам его современники, которые видели, слышали его, общались с поэтом. В детстве, как вспоминает одна из знакомых семьи Пушкиных, Саша был кудрявый мальчик со смуглым личиком, не очень приглядным, но с очень живыми глазами. А вот таким его увидел будущий лицейский друг поэта Иван Пущин: «Выступает живой мальчик, курчавый, быстроглазый…». Петербургская красавица Оленина писала о том, что «Бог не даровал Александру привлекательной наружности. Арапский профиль не украшал его лица».  Однако её современница Екатерина Смирнова пишет совсем иное: «Пушкин был очень красив. Рот у него был прелестный, с тонко и красиво очерченными губами и чудные голубые глаза. Волосы у него были блестящие, густые и кудрявые. Ходил он в чёрном сюртуке». Внешность поэта преображалась, когда он начинал говорить. В его удивительных глазах отражался блестящий ум поэта, лицо преображалось мыслью и сильным чувством.

Каким же видим его мы, люди совершенно иного века, другой эпохи? Некрасивым или прекрасным? Наверное, каждый  из современников видел Пушкина по-своему, поэтому все так по-разному оценивали его внешность. Сам поэт писал: «Потомок негров безобразный…».  Но для нас это прежде всего поэт, гений которого проявляется в гармонично цельном творческом мире, созданном великим человеком.

5 класс

Также читают:

Картинка к сочинению Описание внешности Пушкина

Описание внешности Пушкина

Популярные сегодня темы

  • Анализ пьесы Зойкина квартира Булгакова

    Жанровая направленность произведения представляет собой сатирическую комедию-фарс, завершающуюся финалом в виде трагифарса, с точки зрения автора, являющимся трагической буффонадой.

  • Тема любви в лирике Тютчева, Любовная лирика Тютчева (в творчестве) сочинение

    Для большинства русских поэтов любовь является бессмертным чувством, которое в любом из своих проявлений становится источником вдохновения, зарождения новой мысли.

  • План рассказа Храбрый утенок Житкова 2 класс

    Каждое утро хозяйка приносила своим утятам на завтрак рубленых яиц. Как только птенцы собирались покушать к ним прилетала большая и страшная стрекоза

  • Сочинение по произведению Уроки французского Распутина (6 класс)

    После прочтения любого рассказа самый закономерный вопрос — о чем он? В случае с «Уроками французского» однозначный ответ дать сложно. Он о жизни, которая иногда может быть тяжелой, о добре и зле, о людях.

  • Сочинение Самопознание

    Что такое самопознание? Это длительный процесс, но человек, который начинает раскрывать в себе разные грани уже не может остановиться. Каждый человек – это Вселенная. И порой не хватает жизни, чтобы всё понять

изображение Описание внешности Пушкина

  • Сочинения
  • По картинам
  • Кипренский
  • Портрет А.С. Пушкина

Художник писал картину по заказу друга Пушкина, Дельвига. На тёмно-сером фоне поэт сидит вполоборота, свет от горящей свечи падает на лицо и чётко высвечивает все его чёрточки. Правая сторона лица освещена, а левая находится в тени. Пушкин одет в чёрный сюртук, шотландский плед накинут на правое плечо. Плед намекает на домашнюю обстановку. Именно дома люди любят отдыхать на диване и укрываться теплым клетчатым пледом.

Из-под воротника видна белая рубашка. Она оттеняет смуглую кожу и темные волосы поэта. На шее повязан большим бантом, тёмный атласный шарфик или платок. Руки скрещены на груди в закрытую позу. Она говорит о том, что человек не склонен откровенничать. Но про него всё может рассказать внешность, нужно только уметь читать и понимать.

Взгляд задумчивый, спокойный. Большие выразительные глаза под чёрными бровями смотрят на мир по-детски широко и открыто. Рот закрыт, поэт серьёзен, даже не улыбнётся. Видно только правую руку с длинными тонкими пальцами и ногтями. Сразу становится понятно, что человек не занимается тяжёлым физическим трудом. Ногти чистые, ухоженные. Длинные бакенбарды и волосы на голове черные, кучерявые указывают на то, что предки поэта были явно не европейцами. Пухлые розовые губы, верхняя с «бантиком», совсем как у женщины. Нос длинный, без горбинки, ноздри не такие широкие, как у негроидов. И только волосы указывают на африканских предков. Высокий лоб, прорезанный парой морщин и обрамлённый колечками чёрных кудрей, расслаблен. Поэт отдыхает, наслаждается обществом художника.

За поэтом на постаменте с лирой в руках стоит бронзовая муза. Когда она прилетает к поэту, его осеняет вдохновение.

Портрет поэту понравился, хоть он и не любил позировать. Друзья же спорили о манерах поэта. Одни не верили, что Пушкин может быть таким задумчивым и серьёзным. Другие утверждали, что скрещенные руки — любимая поза поэта. Это говорит о том, что Пушкин был разным и непостоянным. Какое счастье, что портрет дошёл до нас! И мы можем любоваться любимым Пушкиным.

Я не согласна с теми, кто считал поэта не красивым. Что есть красота? Говоря словами поэта Заболоцкого «…Сосуд она, в котором пустота, или огонь, пылающий в сосуде…»? А у поэта огонь в сердце пылал так ярко, что он создавал поистине шедевры. Равных которым, не создали до сих пор.

Внешность

Почти все его знавшие отмечали его быстрые «живые» глаза и пронзительный взгляд. Чуть полноватые губы, голова покрыта кудрявыми волосами темно-русого цвета с медным отливом.

Пушкин был невысокого роста.

По началу, когда лицей и все его окружение было для него новым, он довольно часто смущался. В такие моменты со стороны он выглядел каким-то диким и угловатым в движениях.

Позже отмечалась его быстрота и ловкость, особенно в подвижных играх.

Характер

Учителя единодушно отмечали упрямство будущего поэта.

Но самое необычное в характере молодого Александра — это его противоречивость.

Он мог быть застенчивым и смущенным, а мог вспылить до бешенства из-за какой-либо мелочи.

Над многими однокурсниками он зло шутил в своих коротких эпиграммах, и в то же время относился к ним с полным добродушием и открытостью.

Он был горд и бессердечен, а потом менялся.

В общем, характер Пушкина был полной дикостью для всех его учителей и надзирателей. Он всегда был у них под особым контролем. Никто не знал, как с ним поступать, как его приручить.

Учеба

Несомненно, Александр был умен, и все преподаватели это отмечали.

Он великолепно говорил по-французски. Любил уроки, связанные со словесностью, поэзией, русским языком.

Ненавидел уроки немецкого языка — он казался поэту уродливым.

Не любил уделять время математике и логике. На неинтересных для себя уроках он занимался сочинительством, полностью погружаясь в свои мысли и игнорируя учителей. За это он множество раз выгонялся из класса.

Учителя многократно отмечали его великолепную память.

Портреты Пушкина кисти Тропинина и Кипренского

В 1827 года Тропинин создал одно из самых известных изображений «солнца русской поэзии». Художник представил поэта молодым, романтичным, вдохновенным. Пушкин тогда находился на вершине славы: это был расцвет его творчества (как и творчества Тропинина). Описание внешности Пушкина кратко, пожалуй, лучше всего может быть произведено именно по этому портрету: живописец очень выразительно обозначил одну весьма характерную черту в облике писателя – возвышенность мысли.

описание внешности Пушкина

Александр Сергеевич очень хвалил свой портрет кисти Кипренского. Это изображение давно уже стало классическим: кажется, его можно увидеть во всех школьных учебниках по русской литературе. Описание внешности Пушкина по этой картине может быть исчерпывающим: художник передал в нем внутренний мир поэта таким, каким он видится, наверное, большинству его преданных читателей или тем, кто хотя бы иногда задумывался о характере автора.

Написание стихов

Порой Пушкин вел себя достаточно странно: он словно погружался в свои мысли, был весь в себе и где-то далеко от всего происходящего. При этом он мог грызть ногти или перо, если оно было у него в руках.

Если его окликали и вытаскивали из этого странного состояния, он становился зол, мог обругать помешавшего ему.

После станет понятно, что таким образом поэт сосредотачивается над созданием нового произведения.

Острый и, в то же время, ни на чем не сосредоточенный взгляд, легкая улыбка и погрызенное перо в руке — выражение его страсти.

Пушкин довольно резко воспринимал критику, а потому очень редко показывал кому-либо свои стихи.

Когда в лицее начала выходить газета с произведениями учеников, Пушкин не дал своих для печати, чем всех удивил.

Родители

Удивительно, но Александр совсем не скучал по родным, и редко писал им письма.

Единственной ниточкой, которая связывала его с домом, были книги, которые он взял с собой в лицей из родительской библиотеки. Но и их вскоре отобрали надзиратели, так что от родных вещей у Пушкина ничего не осталось.

Уже во время учебы лицеистам сообщили, что домой их не будут отпускать до окончания учебы, исключением могут стать только каникулы. Когда товарищи Пушкина узнали об этом, они очень расстроились, а Александр — нет.

Но, несмотря на это, он любил своих родных, и приходил в ярость, если кто-то неучтиво отзывался о его родителях.

Сравнение портретов Пушкина кисти Тропинина и Кипренского

На полотне Кипренского лицо Пушкина серьезно и сосредоточенно, как бы нарочно являет контраст с образом, созданным Тропининым. Вдумчивый, внимательный, глубокий взгляд говорит об огромном жизненном опыте, несмотря на молодость. Показательно, что обе картины были написаны в одном году, т. е. в пору творческого подъема у писателя. Однако Василий Андреевич увидел в нем в первую очередь романтика, мечтателя, каким он и был, наверное, во время написания своих лирических свободолюбивых стихов и поэм.

Описание внешности Пушкина по портрету Ореста Адамовича гораздо сложнее: облик поэта, на первый взгляд, более прост, но в этом как раз и заключается вся сложность. Житейский, обыденный вид поэта может затруднить его характеристику. Вместе с тем образ вполне узнаваем: зритель видит перед собой очень умного человека, который много пережил, осмыслил и воплотил в художественном слове. Тот факт, что Александр Сергеевич положительно отозвался об этой картине, доказывает, что портрет и впрямь удался на славу.

описание внешности Пушкина на английском

Подписи Пушкина

В лицее всем ученикам впервые рекомендовали придумать для себя подписи и потренироваться над их написанием.

Пушкину это очень нравилось, он часто в родительской библиотеке рассматривал замысловатые подписи, по которым нужно было угадать автора произведения.

Сам он использовал следующие подписи, больше похожие на загадки:

  • 14 — номер Пушкина в лицее и его комнате.
  • АНП (первая буква имени, последняя буква фамилии и первая буква фамилии).
  • 1 14 16 («1» номер буквы А в алфавите — первой буквы его имени, «14» номер буквы Н в русском алфавите — последней буквы его фамилии, «16» это номер буквы П в алфавите — первой буквы его фамилии).
  • НКШП (согласные буквы фамилии в обратном порядке).
  • Аннибал (от фамилии прадеда, известного арапа Петра I — Ганнибала).

Сочинение на тему описание внешности пушкина

«Да, таким, как Бог меня создал, Я и хочу всегда казаться» А.С. Пушкин. В лицее. Ведущий 1: Что в имени тебе моем? Оно умрет, как шум печальный Волны, плеснувшей в берег дальний, Как звук ночной в лесу глухом. Оно на памятном листке Оставит мертвый след, подобный Узору надписи надгробной На непонятном языке. Что в нем? Забытое давно В волненьях новых и мятежных, Твоей душе не даст оно Воспоминаний чистых, нежных. Но в день печали, в тишине, Произнеси его тоскуя; Скажи: есть память обо мне, Есть в мире сердце, где живу я… Ведущий 2: Есть имена как солнце! Имена – Как музыка! Как яблони – в расцвете! Я говорю о Пушкине: поэте, Действительном в любые времена. Ведущий 1: Его хвалить! – пугаюсь повторений… Могу ли запах передать сирени? Могу ль рукою облачко поймать? Ведущий 2: В нашем сознании живет сложный образ Пушкина, черты прославленных портретов соединяются с восторженным отношением к его творчеству… Интересно, каким он был… Кто задумывался, хорош ли он собою? Как выглядел? Ведущий 1: Фотографии, кинокамеры, тогда, увы, не существовало. Но своего рода «кинокадры» до нас все же дошли. Это фрагменты воспоминаний современников, в которых передано непосредственное впечатление о поэте. Ведущий 2: Одни называли его «стрекозой», «сверчком», «искрой», другие, менее доброжелательные, – «обезьяной», «мартышкой»; сам себя поэт называл «смесью обезьяны с тигром». Одним он казался прекрасным, другим – чуть ли не уродливым. Ведущий 1: Пушкин и сам готов был поверить в свое «безобразие», иногда посмеивался над своей внешностью. Он говаривал, что им можно «стращать, как букой». Ведущий 2: В послании к товарищу своей юности, человеку очень стройному и красивому, Пушкин как бы противопоставляет его себе. В стихотворении названа фамилия этого человека – Юрьев. Ведущий 1: Любимец ветреных Лаис, Прелестный баловень Киприды — Умей сносить, мой Адонис, Ее минутные обиды! Она дала красы младой Тебе в удел очарованье, И черный ус, и взгляд живой, Любви улыбку и молчанье. С тебя довольно, милый друг. Пускай, желаний пылких чуждый, Ты поцелуями подруг Не наслаждаешься, что нужды? В чаду веселий городских, На легких играх Терпсихоры К тебе красавиц молодых Летят задумчивые взоры. Увы! язык любви немой, Сей вздох души красноречивый, Быть должен сладок, милый мой, Беспечности самолюбивой. И счастлив ты своей судьбой. А я, повеса вечно праздный, Потомок негров безобразный, Взращенный в дикой простоте, Любви не ведая страданий, Я нравлюсь юной красоте Бесстыдным бешенством желаний; С невольным пламенем ланит Украдкой нимфа молодая, Сама себя не понимая, На фавна иногда глядит. Ведущий 1: Вероятно, некоторые необычайные черты оригинальной внешности поэта – малый рост, курчавая голова, «арапский профиль» – в соединении с живостью движений производили особое впечатлении. И не случайно маленькой дочке Прасковьи Александровне Осиповой так нравилось дразнить Пушкина, показать ему вырезанную из бумаги фигурки обезьяны. Ведущий 2: «Он страшно рассердится, а потом вспомнит, что имеет дело с ребенком, и скажет только: «Вы юны, как апрель». Ведущий 1: Указывали на «необлагообразие» внешности поэта и его недоброжелатели, литературные противники. Осенью 1830 г., живя в Болдине, Александр Сергеевич Пушкин задумал написать ответ на все литературные обвинения, которым когда-то подвергался. Так появилось «Опровержение на критики». «В другой газете объявили, что я собой весьма неблагообразен и что портреты мои слишком льстивы. На эту личность я не отвечал, хотя она меня глубоко тронула». Ведущий 2: Поэт свысока смотрел на подобный «прием» своих противников – осмеивание внешности человека. Но, так или иначе, не раз в стихах говорил о своем облике – пожалуй, чаще, чем это обычно делают поэты. Еще пятнадцатилетним лицеистом он писал свой портрет. А.С.Пушкин. Портрет работы И.Л. Линева. Ведущий 1: Вы просите у меня мой портрет, Но написанный с натуры; Мой милый, он быстро будет готов, Хотя и в миниатюре. Я молодой повеса, Еще на школьной скамье; Не глуп, говорю, не стесняясь, И без жеманного кривлянья. Никогда не было болтуна, Ни доктора Сорбонны – Надоедливее и крикливее, Чем собственная моя особа. Мой рост с ростом самых долговязых Не может равняться; У меня свежий цвет лица, русые волосы И кудрявая голова. Я люблю свет и его шум, Уединение я ненавижу; Мне претят ссоры и препирательства, А отчасти и учение. Спектакли, балы мне очень нравятся, И если быть откровенным, Я сказал бы, что я еще люблю… Если бы не был в Лицее. По всему этому, мой милый друг, Меня можно узнать. Да, таким, как бог меня создал, Я и хочу всегда казаться. Сущий бес в проказах, Сущая обезьяна лицом, Много, слишком много ветрености – Да, таков Пушкин Ведущий 2: После возвращения из ссылки в 1826 году Пушкин купался в лучах славы. Толпы людей окружали его на гулянии, следовали за ним на улице, смотрели и не могли насмотреться. Когда он появлялся в театральной ложе, вся публика глядела уже не на сцену, а на него, любимого и прославленного поэта. Поэтесса графиня Ростопчина в стиха описала необычайную популярность Пушкина в то время. Портрет А. С. Пушкина. Автор: Орест Кипренский (1827) Ведущий 1: Вдруг все стеснилось, и с волненьем, Одним стремительным движеньем Толпа рванулася вперед!.. И мне сказали: «Он идет! Он, наш поэт, наша слава, Любимец общий!..» Величавый, Но смелый, ловкий и живой Прошел он быстро предо мной. Ведущий 2: И в это время, осенью 1827 года, модный художник, талантливый портретист Орест Кипренский написал самый удачный, по мнению современников, портрет Пушкина. Художник придал лицу поэта выражение какой-то трогательной непосредственности, решимости, даже готовности на все мгновенно и сикренне, сердечно отозваться. Пушкин отозвался на труд художника своими стихами. Ведущий 1: Любимец моды легкокрылой, Хоть не британец, не француз, Ты вновь создал, волшебник милый, Меня, питомца чистых муз, — И я смеюся над могилой, Ушед навек от смертных уз. Себя как в зеркале я вижу, Но это зеркало мне льстит. Оно гласит, что не унижу Пристрастья важных аонид. Так Риму, Дрездену, Парижу Известен впредь мой будет вид. Ведущий 2: Сохранилось несколько портретов поэта, написанных в разные периоды. Вспомним других художников, писавших Пушкина. Это гравюра Егора Гейтмана, а вот рисунок Ж. Вивьена, акварель П. Ф. Соколова и портрет, написанный прославленным мастером В. А. Тропининым. Какой, на ваш взгляд, наиболее удачен? Ведущий 1: Пушкин не только говорил о своей наружности в стихах и прозе, но и рисовал себя, оставляя автопортреты друзьям. До нас дошло около 60 его автопортретов. Собственный профиль «удавался» Пушкину. Он набрасывал его мгновенно и точно, чуть шаржируя иногда. Подшучивая над своим «арапским безобразием», поэт помещал свой профиль рядом с Вольтером или среди декабристов, изображал себя юношей, то лысым старцем, то в чалме, то в лавровом венке. Линии профиля, своеобразный рельеф редкостной красоты лба делает изображение узнаваемым. Однажды, не застав одного знакомого дома. Пушкин оставил ему вместо записки – свой портрет. Ведущий 2: Автопортреты Пушкина передают различные душевные состояния. Поэт замечал, что духовная деятельность преображает его. Наблюдали удивительную переменчивость пушкинского лица и наиболее внимательные современники. Анна Петровна Керн вспоминала: А. С. Пушкин. Портрет Т. Райта. 1837 г. Ведущий 1: «Он очень неровен в обращении: то шумно весел, то грустен, то робок, то дерзок, то нескончаемо любезен, то томительно скучен, – и нельзя было угадать, в каком он будет расположении духа через минуту. Вообще же надо сказать, что он не умел скрывать своих чувств, выражал их всегда искренно и был неописано хорошо, когда что-нибудь приятное волновало его. Так, один раз мы восхищались его тихой радостью, когда он получил от какого-то помещика при любезном письме охотничий рог на бронзовой цепочке, который ему нравился… Когда же он решался быть любезным, то ничто не могло сравниться с блеском, остротою и увлекательностью его речи». Ведущий 2: Замечательный поэт Евгений Баратынский не оставил воспоминаний о Пушкине, хотя знал его близко, общался в течение нескольких лет, написал о нем одно из лучших стихотворений. Баратынский, по-видимому, смотрел на Пушкина во время его разговора с какой-то дамой. Ведущий 1: Она улыбкою своей Поэта в жертвы пригласила, Но не любвоь ответом ей Взор ясный думой осенила. Нет, это был сей легкий сон, Сей тонкий сон воображенья, Что посылает Аполлон Не для любви – для вдохновенья. Ведущий 2: Лучше чувствовал себя поэт в дружеской атмосфере: тут раскрывалась его чудесная душа. В 1830-е годы он часто бывал в гостеприимном доме П. Нащокина. Его жена, Вера Александровна, вспоминала: Ведущий 1: «Пушкин был невысок ростом, шатен, с сильно вьющимися волосами, с голубыми глазами необыкновенной привлекательности. Я видела много его портретов, но должна сказать, что ни один из них не передал и сотой доли духовной красоты его облика, – особенно его удивительных глаз. Это были особые, поэтические, задушевные глаза, в которых отражалась все бездна дум и ощущений, переживаемых его душою. Других таких глаз я во всю мою долгую жизнь ни у кого не видела. Говорил он скоро, острил всегда удачно, был необыкновенно подвижен, весел, смеялся заразительно и громко, показывая два ряда ровных зубов, с которыми могли равняться только перлы. На пальцах он отращивал предлинные ногти». Ведущий 2: Существуют свидетельства того, какое впечатление производил Пушкин на крестьян и так называемых «простых людей». Некоторые истории очень забавны. Во время путешествия в Арзрум «носил он щегольский черный сюртук с блестящим цилиндром на голове; а потому солдаты, не зная, кто он такой, и видя его постоянно при Нижегородском драгунском полку, которым командовал Николай Раевский, принимали его за полкового священника и звали его драгунским батюшкой». Ведущий 1: Современникам запомнилось, что Пушкин «мог со всеми весело проводить время. Иногда с лакеями беседовал». Вера Александровна Нащокина вспоминала, что он… Ведущий 2: «… в путешествиях никогда не дожидался на станциях, пока заложат ему лошадей, а шел по дороге вперед и не пропускал ни одного встречного мужика или бабы, чтобы не потолковать с ними о хозяйстве, о семье, о нуждах, особенно же любил вмешиваться в разговоры рабочих артелей. Народный язык он знал в совершенстве и чрезвычайно скоро умел располагать к себе крестьян, настолько, что мужики совершенно свободно говорили с ним обо всем». Ведущий 1: А как Пушкин умел смеяться! Все добродушие поэта, вся его сердечная и искренняя натура проявлялась в смехе Смех был его потребностью. Известный художник Карл Брюллов заметил как-то не без ехидства: «Какой Пушкин счастливец! Так смеется, что словно кишки видны». И в самом деле, Пушкин всю жизнь утверждал, что все, что возбуждает смех – позволительно и здорово, а все, что разжигает страсти – преступно и пагубно. Ведущий 2: Пушкин был мастером веселых розыгрышей и шуток. Рассказы о его проделках и выходках ходили по всей России. «Проезжая по одной из многолюдных улиц Кишинева, Пушкин увидел в окне хорошенькую девушку, тут же дал шпоры и въехал на самое крыльцо. Девушка упала в обморок, родители пожаловались генералу Инзову, наместнику Бессарабии. Тот оставил Александра Сергеевича на два дня без сапог. Тогда поэт стал демонстративно разгуливать по городу в национальных костюмах: то оденется турком – в широчайших шароварах, в сандалиях и с феской на голове, важно покуривая трубку, то явится греком, евреем, цыганом…» Ведущий 1: При всем том Пушкин не обладал характером легким и беспечным, не был завзятым весельчаком и балагуром, он легко впадал в меланхолию, приговаривая: «Грустно, тоска!». Ведущий 2: С возрастом приступы грусти становились чаще: для этого были причины. И самый смех его, шутливые выходки были средством избавления от душевной смуты. Ведущий 1: Среди описаний облика поэта особое место занимают те, что сделаны великим писателями, мастерами психологического портрета: Иваном Гончаровым и Иваном Тургеневым. Вот как описывает встречу с Пушкиным Иван Александрович Гончаров. Ведущий 2: «Он говорил с ним очень серьезно, не улыбаясь, с деловым видом. Лицо его – матовое, суженное книзу, с русыми бакенами и обильными кудрями волос, врезалось в мою память и доказало мне впоследствии, как верно изобразил его Кипренский на известном портрете. С первого взгляда наружность его казалось невзрачною. Среднего роста, худощавый, с мелкими чертами смуглого лица. В позе, жестах была сдержанность светского благовоспитанного человека. У него было небольшое лицо и прекрасная пропорциональная его лицу голова с негустыми кучерявыми волосами». Ведущий 1: Впервые Ивану Сергеевичу Тургеневу довелось увидеть Пушкина в начале 1837 года в доме петербургского профессора Плетнева. Грустно читать запись о последнем впечатлении, которое произвел поэт на Тургенева; грустно потому, что это происходило… Ведущий 2: «… за несколько дней до его смерти на утреннем концерте в зале Энгельгардта. Он стоял у двери, опираясь на косяк, и, скрестив руки на широкой груди с недовольным видом посматривал кругом. Помню его смуглое небольшое лицо, оскал белых крупных зубов, висячие бакенбарды, темные желчные глаза под высоким лбом почти без бровей – и кудрявые волосы. Он и на меня бросил беглый взор; бесцеремонное внимание, с которым я уставился на него, произвело, должно быть, на него впечатление неприятное; он словно с досадой повел плечом – вообще казался не в духе – и отошел в сторону». Ведущий 1: Каким же мы видим Пушкина в хронике воспоминаний и отзывов? Некрасивым м прекрасным, легкомысленным и мудрым, озорным и тоскующим… Но всегда живым, искренним, немножко взбалмошным и лукавым; то безудержно веселым, то замкнутым и угрюмым, то добродушным, то ироничным. Но самое главное, Пушкин везде оставался самим собой, независимо от обстоятельств. Ведущий 2: Пушкин весь соткан из противоречий, но эта пестрая ткань составляет то гармоническое целое, чем была его личность, его жизнь, и его поэзия, в которой он запечатлел свои чувства, страсти и мысли. Свое отношение к друзьям и врагам. Свое понимание добра и зла, меру своей любви и ненависти, все тончайшие движения своей души.

***
А. С. Пушкин среднего роста, худощавый, имел в младенчестве белокурые, курчавые волосы, сделавшиеся потом темно-русыми; глаза светло-голубые; улыбку насмешливую и вместе приятную; носил на умном лице отпечаток африканского своего происхождения, которому соответствовали живость и пылкость характера, раздражительного, но доброго, услужливого, чувствительного. Он, в особенности, отличался большими своими бакенбардами и длинными ногтями, которыми щеголял. Любезность, острый ум, необыкновенная память и заманчивый веселый рассказ делали его украшением, душою общества.
Д.Н. Бантыш-Каменский. Словарь достопамятных людей русской земли. СПб., 1847, часть II, прибавл., стр. 104.

8 июня 1827 г.
Я просидел у г-жи Керн до десяти часов вечера. Когда я уже прощался с нею, пришел поэт Пушкин. Это человек небольшого роста, на первый взгляд не представляющий из себя ничего особенного. Если смотреть на его лицо, начиная с подбородка, то тщетно будешь искать в нем, до самых глаз, выражения поэтического дара. Но глаза непременно остановят вас: в них вы увидите лучи того огня, которым согреты его стихи. Об обращении его и разговоре ничего не могу сказать, потому что я скоро ушел.
А. В. Никитенко. Моя повесть о самом себе. СПб., 1905, т. 1, стр. 168.

Перед конторкою, на которой обыкновенно писал Н. А-вич [Н.А.Полевой, брат К.А.], стоял человек, немного превышавший эту конторку, худощавый, с резкими морщинами на лице, с широкими бакенбардами, покрывающими всю нижнюю часть его щек и подбородка, с тучею кудрявых волосов. Ничего юношеского не было в этом лице, выражавшем угрюмость, когда оно не улыбалось
К.А. Полевой. Записки, 1888, стр. 198-204.

В 1828 году Пушкин был уже далеко не юноша, тем более, что, после бурных годов первой молодости и тяжких болезней, он казался по наружности истощенным и увядшим; резкие морщины виднелись на его лице; но он все еще хотел казаться юношею.
Раз как-то, не помню, по какому обороту разговора, я произнес стих его, говоря о нем самом: «Ужель мне точно тридцать лет?» Он тотчас возразил: «Нет, нет! У меня сказано: Ужель мне скоро тридцать лет? Я жду этого рокового термина, а теперь еще не прощаюсь с юностью».
К.С.Полевой. Записки, стр. 171 — 174, 268, 273 — 277.

Наконец, надо себе представить самую фигуру Пушкина. Ожиданный нами величавый жрец высокого искусства — это был среднего роста, почти низенький человечек, вертлявый, с длинными, несколько курчавыми по концам волосами, без всяких притязаний, с живыми, быстрыми глазами, с тихим, приятным голосом, в черном сюртуке, в черном жилете, застегнутом наглухо, небрежно повязанном галстухе. Вместо высокопарного языка богов мы услышали простую ясную, обыкновенную и, между тем, — поэтическую, увлекательную речь!
М.П. Погодин. Рус. Арх., 1865, стр. 97.

Пушкин был очень красив: рот у него был очень прелестный, с тонко и красиво очерченными губами и чудные голубые глаза. Волосы у него были блестящие, густые и кудрявые, как у мерлушки, немного только подлиннее. Ходил он в черном сюртуке. На туалет обращал он большое внимание. В комнате, которая служила ему кабинетом, у него было множество туалетных принадлежностей, ногточисток, разных щеточек и т. п.
Е. Е. Синицына (урожд. Смирнова, дочь бывш. берновского священника) по записи В. И. Колосова. Пушкин в Тверской губ. Рус. Стар., 1888, т. 60, стр. 50-51, 90-93, 96<1>.

В самой наружности его было много особенного: он то отпускал кудри до плеч, то держал в беспорядке свою курчавую голову; носил бакенбарды большие и всклокоченные; одевался небрежно; ходил скоро, повертывал тросточкой или хлыстиком, насвистывая или напевая песню. В свое время многие подражали ему, и эти люди назывались аля Пушкин…
М.М. Попов. А. С. Пушкин. Рус. Стар., 1874, № 8, стр. 684-685.

(На «четверге» у Греча).
Вдруг неожиданно и неприметно вошел в комнату небольшого роста господин, с длинными, курчавыми, растрепанными темно-русыми волосами, с бледно-темноватым лицом, окаймленным огромными бакенбардами, падавшими вниз. Господин этот был в коричневом сюртуке и держал мягкую, измятую шляпу в левой руке. В лице его было что-то необыкновенное, будто напоминавшее наружность мулата: нос несколько приплющенный, губы очень красные и широкие, а обнаруженные веселой улыбкою зубы — белизны необыкновенной. То был А. С. Пушкин, которого ожидал Греч (стр. 23).
В.П. Бурнашев. Из воспоминаний петербургского старожила. Заря, 1871, № 4.

Однажды отец взял меня с собою в русский театр; мы поместились во втором ряду кресел; перед нами в первом ряду сидел человек с некрасивым, но необыкновенно выразительным лицом и курчавыми темными волосами; он обернулся, когда мы вошли (представление уже началось), дружелюбно кивнул отцу, потом стал слушать пьесу, с тем особенным вниманием, с каким слушают только люди, сами пишущие.
«Это Пушкин», — шепнул мне отец. Я весь обомлел…
Граф В. А. Сологуб. Воспоминания. СПб., Изд. А. С. Суворина, 1887, стр. 115-118.

Однажды осенью (1833 г., между 8-14 сент.) во время урока танцев по зале пронесся слух, что приехал сочинитель А. С. Пушкин; мы все взволновались от ожидания увидеть его, и вдруг входит в залу господин небольшого роста, в черном фраке, курчавый, шатен, с бледным или скорее мулатским рябоватым лицом: мне тогда он показался очень некрасивым… Мы все уже сидели по стульям и при его общем нам поклоне сделали ему реверанс; через несколько минут мы все с ним познакомились и стали просить его потанцовать с нами; он немедленно же согласился, подошел к окну, вынул из бокового кармана пистолет и, положив его на подоконник, протанцовал с каждой из нас по нескольку туров вальса под звуки двух скрипок, сидевших в углу.
И. Короткова. А. С. Пушкин и симбирские старожилы. Моск. Ведом., 1901, № 242.

Пушкин был невысок ростом, шатен, с сильно вьющимися волосами, с голубыми глазами необыкновенной привлекательности. Я видела много его портретов, но должна сознаться, что ни один из них не передал и сотой доли духовной красоты его облика — особенно его удивительных глаз. Это были особые поэтические задушевные глаза, в которых отражалась вся бездна дум и ощущений, переживаемых его душой. Других таких глаз я за всю мою долгую жизнь ни у кого не видала. Говорил он скоро, острил всегда удачно, был необыкновенно подвижен, весел, смеялся заразительно и громко, показывая два ряда ровных зубов, с которыми белизной могли равняться только перлы. На пальцах он отращивал предлинные ногти.
В А. Нащокина. Воспоминания. Новое Время, 1898, № 8115, иллюстр. прилож.

Пушкин был небольшого роста, сухощав, с курчавыми, весьма темно-русыми, почти черными волосами, с глазами темно-голубыми. В облике лица сохранились еще черты африканского происхождения, но в легком уже напоминании. Даже во множестве нельзя было не заметить Пушкина: по уму в глазах, по выражению лица, высказывающему какую-то решимость характера, по едва ли унимаемой природной живости, какого-то внутреннего беспокойства, по проявлению с трудом сдерживаемых страстей. Таким, по крайней мере, казался мне Пушкин в последние годы своей жизни.
Н.И. Тарасенко-Отрешков. Воспоминания. Рус. Стар., 1906, т. 133, стр. 430, 431, 433.

Пушкин был малого роста, в отца. Вообще в движениях, в приемах его было много отцовского. Но африканский отпечаток матери видимым образом отразился на нем. Другого сходства с нею он не имел.
Кн. П.А. Вяземский. Полн. собр. соч., VIII, 238.

Пушкин был невысокого роста и наружности непривлекательной. Курчавые волосы, впрочем, более каштанового цвета, чем совершенно черного, широкий нос и живые мышиные глаза напоминали о его арапском происхождении. Движения его были быстры и страстны. Говорил также живо и отрывисто. Был остроумен, блестящ, без особенной глубины; склад ума его был более французский, чем немецкий…
Кениг Генрих Йозеф. Очерки русской литературы (1837). Пер. с немец. СПб., 1862, стр. 113-114.

(28 янв. 1836 г.)
Пушкин за обедом сидел против меня. Он был нехорош собою: смугловат, неправильные черты лица, но нельзя было представить себе физиономии более выразительной, более оживленной, более говорящей, и слышать более приятного, более гармонического голоса, как будто нарочно созданного для его стихов…
Е А. Драшусова. «Жизнь прожить не поле перейти». Записки неизвестной. Рус. Вестн., 1881, т. 155, стр. 151-152.

Натура могучая, Пушкин и телесно был отлично сложен, строен, крепок, отличные ноги. В банях, куда езжал с Нащокиным тотчас по приезде в Москву, он, выпарившись на полке, бросался в ванну со льдом и потом уходил опять на полок. К концу жизни у него уже начала показываться лысина, и волосы его переставали виться.
П.И. Бартенев. Рассказы о Пушкине, 43.

(Осенью 1836 г. в частной картинной галерее).
Я натолкнулась на фигуру, которая показалась мне очень знакома… При втором взгляде я узнала Пушкина. Я воображала его черным брюнетом, но его волосы не темнее моих — длинные, непричесанные, маленький ростом, с заросшим лицом, некрасив, только глаза, как угли, блестят в беспрерывном движении. Я, разумеется, забыла картину, чтобы смотреть на него. И он, кажется, это заметил, несколько раз, взглядывая на меня, улыбался, видно, на моем лице изображалось какое-то adoration (обожание).
Е.А. Ган — сестре своей Е.А. Витте, осенью 1836 г. Рус. Стар., 1836, т. 51, стр. 353.

(Вторая половина ноября 1836 г., на «пятнице» у А. Ф. Воейкова).
В это время вошел кудрявый, желтовато-смуглый брюнет с довольно густыми, темными бакенбардами, с смеющимися живыми глазами и с обликом лица южного, как бы негритянского происхождения… На Пушкине был темно-кофейного цвета сюртук с бархатным воротником, в левой руке он держал черную баранью кавказскую кабардинку с красным верхом. На шее у него был повязан шелковый платок довольно густо, и из-за краев этого платка виднелся порядочно измятый воротник белой рубашки. Когда Пушкин улыбался своею очаровательною улыбкой, алые широкие его губы обнаруживали ряды красивых зубов поразительной белизны и яркости.
В.П. Бурнашов. Мое знакомство с Воейковым. Рус. Вестник, 1871, № 11 (с. 182, 188, 189).

Пушкина мне удалось видеть всего еще один раз — за несколько дней до его смерти, на утреннем концерте в зале Энгельгардта. Он стоял у двери, опираясь на косяк, и, скрестив руки на широкой груди, с недовольным видом посматривал кругом. Помню его смуглое, небольшое лицо, его африканские губы, оскал белых, крупных зубов, висячие бакенбарды, темные, желчные глаза под высоким лбом почти без бровей — и кудрявые волосы…
И.С. Тургенев. Литературные и житейские воспоминания. Литер, вечер у П. А. Плетнева.

Главная>Сочинения по картинам

«Портрет А. С. Пушкина», Кипренский

Картина «Портрет А. С. Пушкина», Кипренский

Год написания: 1827
Размер: 63 × 54 см
Местонахождение: Третьяковская галерея, Москва

Быстрый переход:

Вариант 1 — Кратко

Вариант 2 — Подробно

Вариант 1 — Кратко

10 предложений/ 113 слов

«Портрет А. С. Пушкина», созданный Орестом Кипренским, стал одним из лучших прижизненных изображений поэта. Картина была написана по заказу близкого друга Александра Сергеевича Антона Дельвига.

На полотне Пушкин изображён по пояс. Герой стоит, аристократично скрестив руки на груди и задумчиво отведя взгляд в сторону. Голова его повёрнута влево. По желанию Дельвига Пушкин запечатлён в момент создания нового произведения, поэтому за спиной героя справа видна бронзовая статуя музы, держащей в руках лиру.

Пушкин одет в чёрный сюртук, на шее поэта повязан такого же оттенка шёлковый платок. На правом плече накинут шотландский плед — отсылка к творчеству английского поэта лорда Байрона. Голову героя обрамляет густая копна русых вьющихся волос, на щеках растут такие же бакенбарды.

Вариант 2 — Подробно

20 предложений/ 207 слов

«Портрет А. С. Пушкина» работы Ореста Кипренского — это, бесспорно, одно из лучших прижизненных изображений поэта. Картина была написана художником по заказу лучшего друга Александра Сергеевича Антона Дельвига.

На полотне Пушкин изображён по пояс. Он стоит, задумчиво скрестив руки на груди. Зрителям видна тыльная часть аристократической кисти поэта с изящными длинными тонкими пальцами. Ими он, работая над созданием своих рукописей, крепко сжимает перо.

Пушкин одет в элегантный чёрный сюртук. Шею поэта украшает такого же оттенка шёлковый платок. На правое плечо мужчины небрежно накинут плед в шотландскую клетку. Таким способом художник отождествляет образ своего героя с кумиром эпохи романтизма лордом Байроном.

На картине есть и другие отсылки, непосредственно связанные с творчеством поэта. Это бронзовая статуя музы с лирой, изображённая за спиной Пушкина справа. Она символизирует собой то, что герой запечатлён в момент обдумывания замысла нового произведения.

Вероятно, поэтому взгляд голубых глаз Пушкина так задумчив и отведён в сторону, а голова повёрнута влево. Лицо поэта обрамляет пышная копна русых вьющихся волос, доставшихся ему в наследство от африканских предков. На скулах видны такие же густые бакенбарды.

Фон картины выполнен в мягких жёлтых и коричневых тонах. За исключением статуи музы, он больше не содержит отвлекающих деталей. В результате всё внимание зрителя приковано к одухотворённому и оттого невероятно привлекательному, доброму лицу поэта.

см. также:
Все сочинения-описания картин

Краткая биография Ореста Кипренского

Жанр портрета занимал одно из ведущих мест в российской живописи во второй половине XVIII – начале XIX веков. Известным художникам того времени позировали многие знаменитые люди, однако, пожалуй, никто не вызывал у живописцев такого интереса, как Александр Сергеевич. Описание внешности Пушкина кистью, пожалуй, еще сложнее, чем художественным словом.

Образы Пушкина в изобразительном искусстве XIX века

Как известно, культура XIX века являлась литературоцентричной: поэзия и художественная проза задавали тон другим видам искусства. Феномен творчества А. С. Пушкина заключается не только в создании им русского литературного языка, но также и в том, что его высказывания о современной ему эпохе являлись квинтэссенцией мыслей русской интеллигенции первой трети столетия. Поэтому неудивительно, что личность поэта так привлекала внимание художников. Его портреты писали лучшие живописцы России: А. Тропинин, О. Кипренский, И. Репин. Описание внешности Пушкина по картинам вышеперечисленных авторов составляет предмет настоящего обзора.

Портреты Пушкина кисти Тропинина и Кипренского

В 1827 года Тропинин создал одно из самых известных изображений «солнца русской поэзии». Художник представил поэта молодым, романтичным, вдохновенным. Пушкин тогда находился на вершине славы: это был расцвет его творчества (как и творчества Тропинина). Описание внешности Пушкина кратко, пожалуй, лучше всего может быть произведено именно по этому портрету: живописец очень выразительно обозначил одну весьма характерную черту в облике писателя – возвышенность мысли.

описание внешности Пушкина

Александр Сергеевич очень хвалил свой портрет кисти Кипренского. Это изображение давно уже стало классическим: кажется, его можно увидеть во всех школьных учебниках по русской литературе. Описание внешности Пушкина по этой картине может быть исчерпывающим: художник передал в нем внутренний мир поэта таким, каким он видится, наверное, большинству его преданных читателей или тем, кто хотя бы иногда задумывался о характере автора.

Сравнение портретов Пушкина кисти Тропинина и Кипренского

На полотне Кипренского лицо Пушкина серьезно и сосредоточенно, как бы нарочно являет контраст с образом, созданным Тропининым. Вдумчивый, внимательный, глубокий взгляд говорит об огромном жизненном опыте, несмотря на молодость. Показательно, что обе картины были написаны в одном году, т. е. в пору творческого подъема у писателя. Однако Василий Андреевич увидел в нем в первую очередь романтика, мечтателя, каким он и был, наверное, во время написания своих лирических свободолюбивых стихов и поэм.

Описание внешности Пушкина по портрету Ореста Адамовича гораздо сложнее: облик поэта, на первый взгляд, более прост, но в этом как раз и заключается вся сложность. Житейский, обыденный вид поэта может затруднить его характеристику. Вместе с тем образ вполне узнаваем: зритель видит перед собой очень умного человека, который много пережил, осмыслил и воплотил в художественном слове. Тот факт, что Александр Сергеевич положительно отозвался об этой картине, доказывает, что портрет и впрямь удался на славу.

описание внешности Пушкина на английском

Пушкин на картине Репина

Репин написал знаменитое полотно «Пушкин на лицейском экзамене 8 января 1815 года» в честь столетия Императорского лицея в Царском Селе, и недаром для сюжета была выбрана именно сцена чтения юным поэтом известного стихотворения «Воспоминания о Царском Селе». Художник запечатлел выразительное, вдохновенное лицо Александра Сергеевича, который до того увлекся декламацией, что даже не заметил бурного проявления восторга престарелого поэта Г. Державина, который, кажется, готов был броситься в объятия новому светилу российской поэзии. Описание внешности Пушкина на английском языке может быть осуществлено на основе именно этой картины: в ней есть композиция, сюжет, который вполне отвечает словарному запасу школьников.

описание внешности Пушкина на английском языке

Автопортрет поэта

Пожалуй, никто не смог бы лучше охарактеризовать Александра Сергеевича, чем он сам. Автор не раз подшучивал над собой в стихотворениях, эпиграммах и даже в таких крупных произведениях, как роман в стихах «Евгений Онегин». На основе его сочинений ви́дение поэтом себя вполне очевидно для читателя. Пушкин относился к себе с легкой добродушной иронией: он понимал свои недостатки, над которыми сам посмеивался, но вместе с тем показателен тот факт, что он прекрасно сознавал значение своего таланта и творчества в развитии русского литературного языка и художественной литературы в целом.

описание внешности Пушкина кратко

Именно эти качества характера Пушкин передал в своем автопортрете. На рисунке изображен молодой человек с вдумчивым выражением на лице: несмотря на свой возраст, он обладает большим жизненным опытом, и зритель понимает, что он уже успел многое узнать и осмыслить. Вместе с тем этот образ передает добрый нрав, общительность, отзывчивость, т. е. как раз те самые черты, которые Александр Сергеевич, наверное, особенно ценил как в себе, так и в других. Известно, что поэт придавал дружбе очень большое значение, отведя ей в лирике немалое место. Описание внешности Пушкина на английском может быть сделано и на основе данного автопортрета, поскольку он в сжатой форме передает самую суть личности поэта.

  • Описание бирюка в рассказе тургенева
  • Описание внешности пушкина кратко сочинение
  • Описание герды из сказки снежная королева 5 класс из текста
  • Описание березы осенью сочинение
  • Описание внешности пугачева из рассказа капитанская дочка