Содержание:
Введение 2
- Жар-птица как персонаж мифов и сказок. 4
- Прототип Жар-птицы. 6
- Что такое шаровая молния? 7
- Образ Жар-птицы в сказке П.Ершова «Конёк –горбунок» 9
Заключение 16
Используемая литература. 17
Приложение
Введение.
В мир сказок мы вступаем в самом раннем детстве, как только начинаем говорить.
Со сказкой Ершова «Конёк-Горбунок» я познакомилась, когда мне было 10 лет. Замечательный сказочник создал таинственный, замысловатый мир. В нём всё необыкновенно: чудесный конёк-горбунок, удивительная живая вода, прекрасная Жар –птица… А кто же такая Жар- птица?
Читая сказки, мы встречаем разные образы птиц: Финист, гуси –лебеди, петух, Орёл, Ворон –Воронович, Журавль, курочка Ряба, Цапля и другие.
И уже привыкли считать Жар –птицу целью поиска счастья.
Что же в этом мифологическом существе такого, что притягивает и волнует? С какой целью ввёл образ Жар –птицы в свою сказку Ершов?
Цель моей работы: выявить роль образа Жар-птицы в сказке Ершова «Конёк- Горбунок» и в жизни сказочных героев.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
1.Найти истоки образа Жар – Птицы
2.Показать связь образа Жар –птицы с таким природным явлением как шаровая молния.
3. Проследить, как происходит влияние этого образа на жизнь главного героя сказки Ивана.
Для решения поставленных задач в работе используются методы сравнения, анализа и обобщения.
Материалом исследования послужила сказка Ершова «Конёк-Горбунок».
Актуальность: В настоящее время большинство исследователей считают образ Жар –птицы в сказке Петра Ершова «Конёк –горбунок» солярным(солнечным). Я же делаю попытку доказать, что образ Жар –птицы связан с таким природным явлением как шаровая молния.
Жар-птица как персонаж мифов и сказок.
Первым шагом в своей работе я попыталась выявить, как объясняют образ Жар –птицы в различных источниках.
Если обратиться к Источнику: «Мифы народов мира»., то ЖАР-ПТИЦА в восточнославянской мифологии чудесная птица. Согласно русской волшебной сказке, каждое перо её «так чудно и светло, что ежели принесть его в тёмную горницу, оно так сияло, как бы в том покое было зажжено великое множество свеч». Золотая окраска Ж.-п., её золотая клетка связана с тем, что птица прилетает из другого («тридесятого царства»), откуда происходит всё, что окрашено в золотой цвет. Ж.-п. может выступать в роли похитителя, сближаясь в этом случае с Огненным Змеем: она уносит мать героя сказки «за тридевять земель». Сравнительный анализ позволяет предположить древнюю связь Ж.-п. и словацкой «птицы-огневика» с другими мифологическими образами, воплощающими огонь, в частности с огневым конём-птицей.
А в «Славянской мифологии, в словаре -справочнике» ЖАР-ПТИЦА воплощение бога грозы, в славянских сказках чудесная птица, которая прилетает из другого (тридесятого) царства. Это царство — сказочно богатые земли, о которых мечтали в давние времена, ибо окраска Жар-птицы золотая, золотая клетка, клюв, перья. Когда поет Жар-птица, из ее раскрытого клюва сыплются перлы, т.е. вместе с торжественными звуками грома рассыпаются блестящие искры молний. Изначально в славянской мифологии Жар-птица — это огненная птица размером с павлина. Перья ее светятся голубым цветом, а подмышки — малиновым. Об ее оперение можно запросто обжечься. Выпавшее перо еще долгое время сохраняет свойства оперения Жар-птицы. Оно светится и дает тепло. А когда перо потухает, то оно превращается в золото.
В ВИКИПЕДИИ Жар-птица — сказочная птица, персонаж русских сказок, обычно является целью поиска героя сказки. Перья жар-птицы обладают способностью светить и своим блеском поражают зрение человека. Добыча жар-птицы сопряжена с большими трудностями и составляет одну из главных задач, которые задает в сказке царь (отец) сыновьям. Добыть жар-птицу удается лишь младшему сыну.
Мифологи (Афанасьев) объясняли, что жар-птица- это олицетворение огня, света, солнца.
Постепенно образ Жар-птицы приобрел другой смысл. Жар-птица стала воплощением мечты о счастье. Это хорошо прослеживается в сюжетах сказок. Все, кому удается найти и поймать Жар-птицу, в конце сказки обретают все, о чем мечтали.
Иногда Жар-птица бывает спасительницей.
Прототип Жар –птицы.
Прототипом Жар-птицы является павлин. Павлин — это изображение легендарной Жар-птицы.
Хохолок на голове и распущенный хвост явно указывают на то, что это павлин. Птица, не живущая в наших краях, тем не менее занимает важное место в русском фольклоре.
Описание очевидцами Жар-птицы по совокупности характеристик имело только один аналог в птичьем мире. «Яркая, редкая, летает по воздуху, светится, переливается разными огнями» и т.д. — ну чем не павлин? Павлинов при княжеских дворах знали. Завозили таких птиц с Востока.
Посмотрим повнимательнее. Под все описания «Жар-птицы» попадает не только павлин. Все эти характеристики — описание … шаровой молнии. Уж такую-то «птицу», летающую по воздуху, светящуюся и переливающуюся огнями, в народе знали хорошо. Такое явление как шаровая молния в народе знали и побаивались.
Что такое шаровая молния?
Молния, гигантский электрический искровой разряд в атмосфере, проявляющийся обычно яркой вспышкой света и сопровождающим её громом.
Узнать шаровую молнию очень легко, несмотря на разнообразие ее видов. Обычно она имеет, как можно легко догадаться, форму светящегося шара. Гораздо реже встречаются молнии похожие на грушу, гриб или каплю, или такой экзотической формы как блин, бублик или линза. Зато разнообразие цветовой гаммы просто поражает: от прозрачного до черного, но лидируют все же оттенки желтого, оранжевого и красного. Цвет может быть неоднородным, а иногда шаровые молнии меняют его, как хамелеон.
Поведение шаровых молний непредсказуемо. Они относятся к явлениям, которые появляются когда хотят, где хотят и творят, что хотят. Так, раньше считалось, что шаровые молнии рождаются только во время гроз и всегда сопровождают обычные молнии. Однако постепенно выяснилось, что они могут появиться и в солнечную ясную погоду. Полагали, что молнии как бы «притягиваются» к местам высокого напряжения с магнитным полем — электрическим проводам. Но были зафиксированы случаи, когда те появлялись фактически посреди чистого поля…
Одна из скверных привычек Жар-птицы (шаровой молнии) — оставлять на поле круги полегших злаков. Судя по русским сказкам, с давних пор крестьяне караулили злодейку. Однако то ли это ЖАР-птица, то ли ШАР-птица, разгадку которой никому ещё не удалось разгадать. «Огненно-красные и золотые перья, крылья — как языки пламени, а глаза сверкают, как алмазы…».
Была замечена и такая особенность: в настоящих «кругах» согнутые злаки продолжают расти параллельно земле (что совершенно ненормально) и никогда не созревают. Более того, они даже «молодеют» и к осени приобретают яркую изумрудную окраску, что резко выделяет их на фоне пожелтевших полей.
Мы остановимся подробно на примере сказки Петра Ершова «Конёк –горбунок» и попытаемся доказать, что образ Жар –птицы всего лишь отражение такого природного явления как шаровая молния и в жизни героя Ивана это самое первое препятствие, которое ему пришлось преодолеть на пути к своему счастью, что перо Жар -птицы оборачивается чередой почти невыполнимых заданий для Ивана.
Образ Жар –птицы в сказке П.П. Ершова «Конёк –горбунок»
Остановимся на описание образа Жар-птицы из сказки «Конек-горбунок», которую записал 19-летний студент Петр Ершов, выходец из деревни Безруково.
1. Это действительно чудесная птица, которая прилетает из тридесятого царства, у неё красивое золотое оперение, её почти невозможно поймать.
2.Не исключение, что Жар –птица в сказке дана и как олицетворение солнца, наступление рассвета, приближение зари:
Вот полночною порой
Свет разлился над горой, —
А в строчках:
Встрепенулася вся стая,
Кругом огненным свилась
И за тучи понеслась.
Возможно описывается окончание рассвета .
3. О том, что Жар –птица – воплощение мечты о счастье главного героя ничего не сказано. Иван поднимает и берёт перо Жар -птицы как красивую, яркую вещь, он использует это перо для того, чтобы осветить в тёмное время суток конюшню.
4. Жар-птица как отражение природного явления шаровой молнии.
Таким образом, существует 3 гипотезы объяснения роли образа Жар –птицы в сказке П. Ершова «Конёк – горбунок»:
-чудесная птица
-олицетворение огня, света, солнца
— шаровая молния (природное явление)
Мне бы хотелось в своей работе доказать верность последней гипотезы, в которой говорится о том, что жар –птица в сказке П.Ершова не мечта о счастье, не чудесная птица, не солнечный образ, а всего лишь образ шаровой молнии.
Во-первых, свет Жар-птицы не греет, как и свет шаровой молнии:
Чудный свет кругом струится,
Но не греет, не дымится.
Диву дался тут Иван.
«Что, — сказал он, — за шайтан!
Шапок с пять найдется свету,
А тепла и дыму нету;
Эко чудо-огонек!»
П.П. Ершов, «Конек-горбунок»
А ещё поле возле серебряной горы, куда ночью прилетали «Жар-птицы», выглядело ярко-зеленым и «наэлектролизованным», каким оно обычно бывает после появления шаровой молнии:
«Что за поле! Зелень тут |
П.П. Ершов, «Конек-горбунок» |
Во-вторых, все герои боятся этого света, как люди боялись шаровой молнии:
Свет такой тут заблистал,
Что чуть спальник не вскричал,
И от страху так забился,
Что овес с него свалился.
П.П. Ершов, «Конек-горбунок»
и
«Ахти, батюшки, пожар!
Эй, решеточных сзывайте!
Заливайте! Заливайте!» —
«Это, слышь ты, не пожар,
Это свет от птицы-жар, —
Молвил ловчий
П.П. Ершов, «Конек-горбунок»
В-третьих, перо Жар-птицы не приносит Ивану счастья, а приносит только одни беды, как предупреждал Конёк -горбунок?
Но для счастья своего
Не бери себе его.
Много, много непокою
Принесет оно с собою». —
П.П. Ершов, «Конек-горбунок»
В-четвёртых, Жары-птицы, прилетевшие на поле, не только клевали пшеницу, но и бегали, как летают в беспорядке шаровые молнии:
Вот полночною порой
Свет разлился над горой, —
Будто полдни наступают:
Жары-птицы налетают;
Стали бегать и кричать
И пшено с вином клевать.
П.П. Ершов, «Конек-горбунок»
В – пятых, Иван не с восхищением и радостью говорит о прилёте птиц, а наоборот называет их «дьявольской силой» и «дрянью». А всё страшное и необъяснимое крестьяне относили к чертовщине:
И толкует сам с собой,
Разводя вот так рукой:
«Тьфу ты, дьявольская сила!
Эк их, дряней, привалило!
П.П. Ершов, «Конек-горбунок»
В- шестых, крик Жар –птиц для слуха главного героя неприятен. В славянской мифологии, действительно, из клюва этой птицы вместе со звуками грозы сыплются молнии:
«Нет, дай птиц-то мне пугнуть!
Говорит Иван. — Смотри-ка,
Вишь, надселися от крика!»
П.П. Ершов, «Конек-горбунок»
В –седьмых, птицы улетают внезапно, как исчезает молния, после окончания грозы:
Встрепенулася вся стая,
Кругом огненным свилась
И за тучи понеслась.
П.П. Ершов, «Конек-горбунок»
В-восьмых, вид и красота Жар –птицы напоминает шаровую молнию:
Неча молвить, страх красивы!
Ножки красные у всех;
А хвосты-то — сущий смех!
Чай, таких у куриц нету.
А уж сколько, парень, свету,
Словно батюшкина печь!»
П.П. Ершов, «Конек-горбунок»
В-девятых, Иван не ждёт от встречи с Жар –птицами счастья или радости, наоборот вся эта история доставляет ему неприятности:
«Ну, а если обожгуся?—
Говорит коньку Иван,
Расстилая свой кафтан. —
Рукавички взять придется:
Чай, плутовка больно жгется».
Тут конек из глаз исчез,
А Иван, кряхтя, подлез
Под дубовое корыто
И лежит там как убитый.
П.П. Ершов, «Конек-горбунок»
Таким образом, образ Жар –птицы в сказке П.Ершова «Конёк –горбунок» — это всего лишь что –то страшное, необъяснимое, приносящее горе, как необъяснимое явление шаровой молнии. Писатель вводит этот образ для того, чтобы показать, как что –то необъяснимое в жизни простого народа становится препятствием к спокойной счастливой жизни.
Заключение.
В процессе выполнения настоящей работы проведено исследование сказки П.П. Ершова «Конёк –горбунок», касающееся выбранной темы.
Во время работы пришлось познакомиться с образом Жар –птицы не только в исследуемой сказке, но и в других источниках. Это позволило сравнить и понять, что роль образа Жар –птицы в сказке П.Ершова чаще всего истолковывают как солярный, светлый, приносящий счастье. В своей работе я попыталась доказать другую гипотезу, что роль Жар –птицы совершенно другая. Этому образу присущи черты такого природного явления как шаровой молнии, которая приносит героям только беспокойство и беды. И как воплощение мечты о счастье Жар –птица в данной сказке не доказуема, т.к. сказка заканчивается счастливым концом без участия Жар –птицы. А образ Жар –птицы остаётся далеко во 2 части сказки как ещё одно «препятствие» к счастливой жизни, преодолеваемое главным героем Иваном.
Ещё многие поколения будут читать сказку П. Ершова, где живёт прекрасная Жар –птица, но при этом и приносящая неприятности, череду бед. Сказка нам ещё раз напоминает, что добро и зло живут рядом, но добро побеждает зло.
Список литературы:
1.Афанасьев А.Н. Древо жизни: Избранные статьи. – М.: Современник, 1982. – С. 194 – 197.
2.Афанасьев А.Н. Живая вода и вещее слово. – М.: Советская Россия, 1988.
3.Голубиная книга: Русские народные духовные стихи Х1 – Х1Х вв. – М.: Московский рабочий, 1991. – С. 40.
4.Евсеев В.Н. «Антиповедение в мире «Конька-горбунка»» // Ершовский сборник. — Ишим, 2004. — Вып.I.
5.Костомаров Н.И. Славянская мифология. // Исторические монографии и исследования. – М. – 1994. С. 9-10, С. 71-79.
6.Мифы народов мира. Энциклопедия в 2 т. 2-е изд. –
7.Островская Л.А. Язык и стиль русской литературной сказки (Лингвистический анализ сказки П. П. Ершова «Конек-горбунок»): Дисс. канд. филол. наук. — Ташкент, 1984.
8. Путинцев А.М. Сказка П. П. Ершова «Конек-горбунок» и ее источники // Труды Воронежского ун-та. Воронеж, 1925. — Т.1.
9.Ярославцов А.К. «П. П. Ершов, автор сказки «Конек-горбунок». Биографи-ческие воспоминания университетского товарища. — СПб., 1872.
Как же давно я хотела об этом написать, но все было некогда.
Моя любимая Жар-птица, изображенная на этом великолепном рисунке, неизвестного мне автора и не имеет аналогов в животном мире тверского края.
Несмотря на это, данный тип монеты выпускался в 13-ти вариантах и число сохранившихся экземпляров всех вариантов этого типа приближается к 400-м. Что явно говорит о популярности данного персонажа в средневековом Тверском княжестве. Судя по весу данной монеты, 1.68 грамм, выпущена она была в начале правления Бориса Александровича Годунова.
Хохолок на голове и распущенный хвост явно указывают на то, что на монете изображен павлин. Птица, теперь не живущая больше в наших краях, тем не менее, занимает очень важное место в русском фольклоре по одной важной причине. Павлин — это изображение легендарной «Жар-птицы». Эта птица часто встречается и на древних белоснежных храмах и на кухонных досках и прялках
И Борогдская роспись и городецкая и знаменитая хохлома и Палех и Картины из соломки с жар-птицами и петриковская роспись и резьба по дереву и барельефы на храмах — везде мы видим мотивы и предания о Жар-Птице, которая приносит горе тем кто не слушается и счатье хорошим людям.
Многие склоняются к тому, что это были павлины «Яркая, с шикарным хвостом, в котором что не перо, то светящийся огонек свечи с ореолами, летает по воздуху, светится, переливается разными огнями» — думаете все-таки павлин? Да, павлинов держали и разводили в Астрахани и завозили в клетках на кораблях с Востока. Афанасий Никитин как раз родом из Твери — русский Мореплаватель, который «Ходил за три моря» в 1462 году мог привозить Жар-птиц из Индии но то что так широко были распространены эти райские птицы, это говорит о том, что он был не один т мореплавание в Индию, через Индийский океан было для русских делом обычным. Но почему эта малоизвестная теперь птица была настолько популярна в народе? Что вызывало ее обожествление? И почему она названа «Жар» не потому, же, что её действительно привезли из Индии, где жарко. Хотя Россия Родина Слонов и птицы у нас видимо тоже могли водиться
Культурологи тут будут долго объяснять, как «народную фантазию», «греко-иранские заимствования»… но мы то знаем, мы есть Великая Греко-Российская Восточная Империя и Сирия и Иран играли в жизни русских очень важную роль и русские владели и греческим м арабским Языком, не зря же Афанасий Никитин свое повествование ведет плавно то на арабском то на русском языках. Между тем, как и обычно, в сказках о «Жар-птице» есть конкретный намек. Эти легенды отражают правду о могучей славянской богине, и доныне вызывающей восторг и ужас в тверских лесах, которая может встретиться и в поисковике.
В Юсуповском Дворце вот такая птица Феникс — она же Жар-птица
И именно в Юсуповском дворце появилось первое электричество! А такое перо от Павлина може быть действительно может в наэлектризованном виде светиться и в сказке «Конек Горбунек светило такое заряженное наэлектризованное перо само без огня.
У Билибина Жар-птица это- самый настоящий Павлин. и Именно Билибин и илюстрировал сказки Пушкина, как и конек Горбунок.
Нашла ещё вот что:
«Но Под описания «Жар-птицы» попадает не только павлин. Все эти характеристики — описание шаровой молнии. Уж такую-то «птицу», летающую по воздуху, светящуюся и переливающуюся огнями, в народе точно знали хорошо.» Моя бабушка дико боялась электричества и особенно шаровой молнии из 13 детей родившихся у моей прабабушки графини на Дальнем Востоке, в живых остались только 11 и один погиб именно от шаровой Молнии.
«Русские знали привычки шаровых молний и они подробно описаны в русских сказках. Наиболее полное описание свойств «Жар-птицы» дано в сказке «Конек-горбунок», которую записал якобы 19-летний студент Петр Ершов, выходец из деревни Безруково :
«Жар-птица» не дает ни дыма, ни тепла:
«Светит поле словно днем;
Чудный свет кругом струится,
Но не греет, не дымится.. .
Эко чудо огонек! » «
П. П. Ершов, «Конек-горбунок», он же А. С. Пушкин, получивший нагоняй после «Сказки о Попе и работнике его Балде» и записавшем на всякий случай эту сказку на Ершова, который больше ни разу ничего подобным не блеснул, ни до ни после.
Вообще Сказка ненароком говорит, о том, что в те времена при Пушкине уже было Электричество и светило так же, как заряженное наэлектризованное перо павлина, само, без лучины и огня.
«И вот уже, при свете фонарей, На бешеной четверке лошадей, Стуча, гремя колесами златыми, Катится Спесь под окнами моими» А.С.Пушкин. Как же я обожаю этого поэта!
Боголюбов А.П., «Иллюминация Кремля», 1883г.
Действительно мы видим на старых фотографиях и электричество
Столбы без проводов. Электричество подавалось в дома, храмы, промышленные предприятия.
Так какими же были технологии у русских, если в те времена уже появился и Телеграф и Телефон? После чего в 1853 году началась Крымская Война…. и нашу страну отбросили лет на 200.
Низкий Поклон А.С.Пушкину за его Сказки и особенно за Спасенного Конька-Горбунька. Пушкину бы точно запретили это опубликовать и прикрыли бы сказку уж больно схожи были Персонажи.
Сегодня утром прочитал интересную страничку в Сети — Кто рисует круги на полях?. Автор считает, что круги на полях рисует шаровая молния. Он пишет, что именно шаровую молнию наши предки — древние славяне — называли Жар-птицей, или Шар-птицей.
«Яркая, редкая, летает по воздуху, светится, переливается разными огнями» и т.д. И почему она названа «Жар» — то есть «горящий уголь»? Огненная птица? Культурологи тут будут долго обьяснять про «народную фантазию», про «греко-иранские заимствования»… Между тем, как и обычно, в сказках о «Жар-птице» есть конкретный НАМЕК.
Посмотрим повнимательнее. Все эти характеристики — описание … шаровой молнии. Уж такую-то «птицу», летающую по воздуху, светящуюся и переливающуюся огнями, в народе знали хорошо. Знали и побаивались. Знали и её привычки. Они подробно описаны в русских сказках. Наиболее полное описание свойств «Жар-птицы» дано в сказке «Конек-горбунок», которую записал 19-летний студент Петр Ершов, выходец из деревни Безруково:
«Приключилося им горе:
Кто-то в поле стал ходить,
и пшеницу шевелить…»
П.П. Ершов, «Конек-горбунок»
Одна из скверных привычек Жар-птицы (шаровой молнии) — оставлять на поле круги полегших злаков. Судя по русским сказкам, с давних пор крестьяне караулили злодейку. Однако от перепуганных сторожей кроме невнятных описаний то ли ЖАР-птицы, то ли ШАР-птицы, ничего добится не удавалось. «Огненно-красные и золотые перья, крылья — как языки пламени, а глаза сверкают, как алмазы…». Несмотря на ослепляющий свет, с давних пор было замечено, что «Жар-птица» не даёт ни дыма, ни тепла:
«Светит поле словно днем;
Чудный свет кругом струится,
Но не греет, не дымится…
Эко чудо огонёк!»
П.П. Ершов, «Конек-горбунок»
И при полном отсутствии громоотводов в те времена, шаровые молнии продолжали «ворошить» злаки.
Шар-птица.
Может быть, автор и прав, да только его догадка нисколько не приближает нас к разгадке феномена кругов на полях. Дело в том, что наука до сих пор толком ничего не может сказать о шаровой молнии. Шаровые молнии являются одним из самых загадочных явлений на нашей планете. Они появляются в любую погоду, в любом месте, неожиданно и вопреки всем законам физики. Бытует мнение, что шаровые молнии возникают в результате разряда линейной молнии. Однако в 30% случаев с ними сталкивались в ясную солнечную погоду.
Встретив на своем пути живое существо, огненные шары могут вести себя мирно, любопытно кружа вблизи, а могут нападать, обжигать и даже убивать. В 1978 году в горах западного Кавказа произошел трагический и загадочный случай с группой альпинистов. В палатку, в которой спали пять человек, проник ярко-желтый огненный шар. Вначале шар медленно двигался возле спящих альпинистов, а потом начал нападать на них, прожигая спальные мешки. Но в больнице у пострадавших обнаружили не ожоги, а ужасные раны. Они были похожи на вырванные куски мышц до костей. Один из альпинистов скончался сразу. Оставшийся в живых В. Кавуненко, мастер спорта международного класса по альпинизму, заявил нечто странное: «Это была не простая шаровая молния… Огненный шар долго и неотступно глумился над нами…»
Есть еще одна неразгаданная тайна шаровой молнии: она может убить, совершенно не оставляя следов на теле убитого. Такой труп долгое время может не разлагаться… Исходя из всего этого, некоторые ученые предполагают, что молния каким-то образом «останавливает время» в организме.
Вот здесь действительно есть какая-то связь между шаровыми молниями и кругами на полях. Ведь в растениях внутри кругов на полях тоже каким-то образом приостанавливается рост, как будто кто-то «останавливает время» для них. А
мериканскими биофизиками была замечена такая особенность: в настоящих «кругах» согнутые злаки продолжают расти параллельно земле (что совершенно ненормально) и никогда не созревают. Более того, они даже «молодеют» и к осени приобретают яркую изумрудную окраску, что резко выделяет их на фоне пожелтевших полей. Эта особенность была отражена и в русских сказках. Поле возле серебряной (!!) горы, куда ночью прилетали «Жар-птицы», выглядело ярко-зеленым и «наэлектризованым»:
«Что за поле! Зелень тут
Словно камень изумруд;
Ветерок над нею веет,
Так вот искорки и сеет…»
П.П. Ершов, «Конек-горбунок»
Д-р Ливингуд обнаружил еще одну необъяснимую вещь, которую подтвердили и другие ученые: в лежащих в «кругах» колосьях, совершенно нормальных снаружи, как правило, нет семян.