В рассказе Льва Николаевича Толстого «Кавказский пленник», написанном в 1872 году, повествуется о двух русских офицерах, попавших в плен к горцам. Сравнительная характеристика Жилина и Костылина поможет понять смысл этого произведения.
Социальное положение и материальный достаток
Герои рассказа «Кавказский пленник» Жилин и Костылин — дворяне. Они служили офицерами в действующей армии на Кавказе. Там в то время была война с горцами (в рассказе они называются татарами).
Жилин происходил из небогатой семьи, поэтому помогал матери — посылал ей своё жалованье. А Костылин был из зажиточной семьи.
Внешность и смысл фамилий
Герои были не похожи друг на друга.
«…Жилин хоть невелик ростом, а удал был». Смысловое значение его фамилии — жилистый, крепкий, сильный, выносливый.
«А Костылин — мужчина грузный, толстый, пухлый, весь красный, а пот с него так и льёт». Смысловое значение его фамилии — костыль, опора, больной, слабый.
Характер, поведение в плену и во время побегов
Когда герои попали в плен к татарам, проявились главные черты их характера.
Попав в плен, Костылин вёл себя смирно, сразу согласился написать домой, чтобы за него прислали выкуп — 5 тысяч рублей. Написал он письмо и стал ждать выкуп. Бежать из плена Костылин не собирался и большую часть времени спал в сарае. Был он безвольный, равнодушный ко всему, бездеятельный.
А Жилин в плену проявил твёрдость характера. Он не согласился на выкуп в 3 тысячи рублей, сказал, что могут за него прислать только 500 рублей. Несмотря на угрозы, Жилин настоял на своём. Он вёл себя смело, потребовал, чтобы их с Костылиным кормили хорошо, одели-обули как следует, чтобы держали их вместе и колодки с ног сняли. На всё согласился их хозяин, но колодки велел снимать только ночью. А умный Жилин, вытребовав всё это, написал письмо о выкупе, но адрес написал не тот, чтобы оно не дошло. Не хотел офицер волновать свою старенькую мать, да и если бы она собрала 500 рублей, то разорилась бы совсем. Надеялся Жилин, что сам сможет выбраться из плена. А торговался он за выкуп, чтобы показать горцам, что не боится их и чтобы они с ним считались и уважали его.
Жилин не спал целыми днями, как Костылин, а всё высматривал, как ему бежать. Он знал, что письмо его не дойдёт до матери, и надеялся только на себя. Он не сидел сложа руки, а ходил по аулу или плёл из прутьев корзины, лепил из глины кукол. «…Жилин на всякое рукоделье мастер был». Он был деятельный человек и верил, что выберется из плена.
По ночам стал Жилин делать в сарае подкоп. Прокопал он большую дыру. Сейчас нужно было узнать, в какую сторону идти. Когда хозяин уехал, пошёл Жилин за аул на гору, чтобы оттуда местность осмотреть. Сынишка хозяина побежал за ним и закричал, что отец не велел туда ходить. Но находчивый Жилин сказал, что там нужно травы найти, чтобы горцев лечить, и что с колодкой он не убежит. Сходили они с мальчиком на гору, понял Жилин, что в долине между двух гор должна быть русская крепость.
Жилин был не только наблюдательным, но и предусмотрительным: для побега он набрал лепёшек и уговорил робкого Костылина тоже бежать из плена.
Жилин — хороший, верный товарищ. Когда во время первого побега Костылин в пути из плена ослабел и не мог идти, Жилин подумал: «Бросить товарища не годится» — и понёс его на закорках.
Жилин — очень упорный и умный человек. Во время своего второго побега он держался в тени и спешил, чтобы дойти до своих пока не рассвело. Он упорно старался сбить колодку с ноги, но ничего не получалось, так и шёл в колодке. За упорство и смелость судьба его вознаградила — беглец увидел крепость, казаков и солдат. После возвращения из плена этот офицер продолжал служить на Кавказе.
Костылин был человеком трусливым, робким. Перед тем, как они попали в плен, увидел он конных горцев, бросил безоружного Жилина и поскакал с ружьём к крепости. Но всё же и Костылин один раз поступил благородно: когда Жилин собрался бежать из плена второй раз, он помог ему выбраться из ямы, в которой их держали. Это был мужественный поступок, ведь горцы догадались, что Костылин помог бежать Жилину, и, наверно, отомстили ему. Когда прислали за него выкуп, его привезли в русскую крепость еле живого.
Сравнительная характеристика Жилина и Костылина (таблица)
Параметры сравнения | Жилин | Костылин |
Смысл фамилии | Жилистый, сильный, выносливый | Костыль — опора, больной, слабый. |
Внешность | Невысокий, мускулистый, «невелик ростом, а удал был». | Пухлый, толстый, в жару сильно краснеет и потеет. |
Социальное положение | Дворяне, служат офицерами в действующей армии на Кавказе. | |
Черты характера | Смелость, решительность, сила духа, упрямство, наблюдательность, смекалка, активность, верность товарищу. | Слабость духа, трусость, робость, пассивность, покладистость, безволие, способность на предательство и, в то же время, на помощь товарищу. |
Отношение к лошадям | Когда помчался на лошади от татар, думал: «Матушка, вынеси, не зацепись ногой, спотыкнёшься — пропал». | «Плетью ожаривает лошадь то с того бока, то с другого». |
Поведение в плену | В плену проявил мужество, твёрдость характера, упрямство (не согласился на выкуп в 3 тысячи рублей). Он любознательный и наблюдательный: стал понимать язык горцев, ходил по аулу, всё примечал, подружился с Диной, прикормил собаку. | Ждал, когда пришлют за него выкуп в 5 тысяч рублей. Ничего не делал, только высчитывал, когда письмо с просьбой о выкупе родным придёт да спал. |
Поведение во время первого побега | Сделал подкоп в сарае, уговорил Костылина бежать из плена. Помогал товарищу, когда тот совсем обессилел и даже нёс его на себе. | Быстро обессилел, потому что целый месяц в плену не двигался. Когда Костылин не мог уже идти, и Жилин стал его поднимать, он громко вскрикнул. Из-за этого их и поймали — крик услышал татарин, который гнал корову. |
Поведение во время второго побега | Упорно шёл всю ночь. Шёл с колодкой на ноге, выбиваясь из сил, и наконец увидел крепость. | Отказался бежать второй раз. |
Мнение о героях Абдул-Мурата, у которого они были в плену | Уважает за твёрдость характера, называет джигитом. | Называет смирным. |
Вывод | Жилину присущи только положительные качества характера. Сила духа и физическая выносливость помогли ему обрести свободу. А слабый характером, и физически Костылин в плену мог не выжить. Когда его выкупили за 5 тысяч рублей, то привезли в крепость едва живого. |
Вывод
Сравнительная характеристика Жилина и Костылина, героев рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник», показывает, что эти герои по характеру очень разные. Жилину присущи положительные черты характера: чувство собственного достоинства, благородство, гордость, смелость, несгибаемость воли. За эти качества его уважал даже Абдул-Мурат, у которого он с Костылиным был в плену, и называл его джигитом. Жилин силён не только духовно, но и физически, хотя был невысокого роста. Он ловок, вынослив, подвижен, энергичен. Все эти качества (и духовные, и физические) помогли ему бежать из плена.
А Костылин был слаб духом, труслив, ленив, мало двигался, поэтому совсем обессилел при побеге и чуть не умер в плену. Когда его освободили, он был чуть жив.
Противопоставление Жилина и Костылина выявляет идею рассказа. Она состоит в том, что при любых трудностях не стоит сдаваться и опускать руки, нужно упорно идти к своей цели, преодолевая препятствия.
Учительница Косточка задаёт прочитать:
«Кавказский пленник» главные герои
Опасные события, произошедшие со Львом Николаевичем Толстым, легли в основу рассказа «Кавказский пленник». Во время службы на Кавказе писатель с приятелем попал в западню к горцам. Им удалось избежать печальной участи, целые и невредимые они вернулись домой. Это происшествие напрямую отражено в произведении. В «Кавказском пленнике» сюжет развивается вокруг двух офицеров, которые являются антиподами. Писатель сравнивает характеры героев, давая понять, что в трудной ситуации, если не сидеть сложа руки, всё можно преодолеть.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 36 лет.
Характеристика героев«Кавказского пленника»
Главные герои
Иван Жилин
Главный герой, русский офицер.
Настоящий русский офицер, доблестный и бесстрашный. По характеру Жилин строптивый, в то же время уважает себя и окружающих. Он требует почтения к своей персоне даже от врагов. Будучи в плену, Иван не сидит без дела, он осторожно и обстоятельно готовит побег. У офицера золотые руки, он может починить всё что угодно. Главное отличие его от Костылина — это сильная воля и твёрдость характера. Офицер не пал духом, в конечном итоге ему удалось сбежать.
Костылин
Офицер, кавказский пленник.
Полная противоположность Жилину. Костылин грузный и неповоротливый. Таково же его поведение и характер. Он полностью смиряется с участью пленника. У него нет чувства человеческого достоинства, уважения к самому себе. Костылин пребывает в унынии, много жалуется, откровенно страдает. От такого образа жизни он вскоре заболевает. Персонаж, в противовес Жилину, показан трусом, неспособным бороться за свою свободу. Позднее за него прислали выкуп родные, что помогло ему освободиться из плена.
Второстепенные персонажи
Старик
Татарин, живущий под горой.
Один из самых ярких второстепенных героев. Раньше он считался лучшим джигитом в ауле, был очень богатым. У старика было три жены и восемь сыновей. Потом пришли русские и убили семерых сыновей, разорили деревню. Один сын перешёл на сторону русских, а старик нашёл его и убил как предателя. Теперь старик — Ходжи, молится Богу. А ко всем русским он затаил ненависть. Даже ходил к Абдул – Марату с просьбой убить Жилина.
Абдул – Марат
Татарин, который держал в плену Жилина и Костылина.
Зажиточный «чёрный» татарин, у которого в плену оказались два офицера. Он заставил пленников написать письма домой, чтобы родные прислали выкуп. Абдул характеризуется с положительной стороны, он уважает пленников. Описание личности татарина, даёт понять, что война разделяет людей, заставляет доброго по сути Абдула видеть в Жилине врага.
Милая и непоседливая девочка 13 лет, она в восторге от кукол, которые для неё делает Жилин. Дина очень добрая и жалостливая, её не присуща ненависть взрослых. Всё то время, пока Жилин был в плену, она украдкой приносила ему еду, помогла совершить побег. Дина и русский офицер расстались друзьями.
Кази Мугамед
Татарин, который взял в плен офицеров.
Его называют «красным татарином», из-за бородки рыжего цвета. Именно он пленил русских офицеров, а потом продал Абдул – Марату. Он с пренебрежением относится к Жилину.
Старуха
Имя не указано. Она разбила куклу, сделанную Жилиным для Дины. Постоянно ворчит на девочку, заставляет работать. Она ворчлива и недовольна жизнью.
В «Кавказском пленнике» главные герои — это два противоположных персонажа. Данный материал будет полезен для написания сочинения по школьной программе 5 класса.
Посмотрите, что еще у нас есть:
Тест по произведению
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Анастасия Гиценко
10/11
-
Ирина Алексеева
11/11
-
Ярик Ворошилов
10/11
-
Дмитрий Евсеев
10/11
-
Шамиль Султанов
11/11
-
Светлана Кураева
11/11
-
Таня Косова
6/11
-
Данил Пермяков
11/11
-
Галина Братухина
11/11
-
Настя Кош
11/11
- Сочинения
- По литературе
- Толстой Лев
- Сравнительная характеристика Жилина и Костылина
В рассказе Толстого «Кавказский пленник» нам встречаются два совершенно непохожих героя, два офицера: Жилин и Костылин. На протяжении всего произведения мужчины попадают в одинаковые ситуации, что даёт читателю право сравнивать, сопоставлять этих двух героев. Давайте рассмотрим, чем же отличаются Жилин и Костылин, и как автор демонстрирует нам это.
Начнём мы с фамилий героев, которые, несомненно, являются говорящими. Уже здесь мы видим, что Жилин – предприимчивый, изворотливый человек, а Костылин – слабый и беспомощный, нуждающийся в помощи. Продолжаются их различия и во внешнем виде: Жилин невысокий, удалой молодой человек, Костылин же грузный, толстый, высокий.
В своё опасное путешествие они отправляются каждый по своей причине: Жилин едет к матери, которая хочет проститься с сыном, а Костылин просто от скуки. Жилин – предусмотрительный и вместе с тем решительный человек, Костылин, напротив, легкомысленный и трусливый.
Когда офицеры попадают в плен, Жилин не теряется и не робеет, он знает, что бедная мать не сможет выкупить его и потому пишет на письмах неверный адрес. Костылин же надеется, что богатая семья выкупит его. Находясь в плену, Жилин не сидит сложа руки, он учится понимать язык и быт татар, занимается рукоделием, тогда как Костылин просто «сидит в сарае и считает дни» в ожидании выкупа. В итоге Жилину удаётся даже поладить с местными жителями, и он устраивает побег, при этом офицер не бросает своего товарища и берёт Костылина с собой. Во время побега им обоим приходится нелегко, но, в отличие от Костылина, Жилин ни разу не пожаловался на усталость, боль и прочие невзгоды, напротив, он тащит на себе своего товарища.
Сбежать им не удаётся, татары ловят их, но Жилин не сдаётся, он упорный человек, привыкший достигать целей и помогать себе сам, он твёрдо решил спастись, а потому спланировал второй побег, и даже вновь позвал с собой Костылина, однако тот остался сидеть и ждать своей участи. В конце концов, Жилину удаётся сбежать, а измученного Костылина выкупает семья.
Таким образом, мы видим, что, оказавшись в одинаковой ситуации, герои рассказа ведут себя, тем не менее, совершенно по-разному. Жилина Толстой изображает решительным, целеустремлённым и смелым человеком, любящим сыном и верным товарищем, Костылина же – полной его противоположностью: трусливым, пассивным, эгоистичным и слабохарактерным человеком.
Вариант 2
Недавно я познакомился с рассказом Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». Он наглядно продемонстрировал мне то, как люди попадая в одинаковые сложные условия, поступают по-разному.
Главные герои произведения – офицеры русской армии Жилин и Костылин, принимающие участие в войне с горцами.
Рассказ построен на противоречии между изображенными характерами.
Жилина Л.Н.Толстой характеризует так: «…хоть невелик ростом, а удал был». Описывая Костылина, автор замечает: «…мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льёт». Это несходство во внешности усугубляется значением «говорящих» фамилий персонажей. Фамилия Жилина ассоциируется со словом «жила», и он в самом деле сухощав, крепок и вынослив. Фамилия же Костылина вызывает в памяти образ костыля: этот человек, действительно, без чьей-либо помощи ни на что не способен.
Такая непохожесть внешности и характеров героев послужила тому, что и судьбы их сложились неодинаково.
В начале произведения автор сводит этих двух офицеров в драматической ситуации. Жилин спешит к больной матери и поэтому совершает рискованный маневр, а Костылин — оттого, что «есть хочется, да и жара».
Столкнувшись с горцами, Жилин кричит: «Неси ружьё!». Но Костылин трусливо бежит, бросив товарища в опасности. И Жилин решает: «Хоть я и один, буду биться до последнего! Не дамся же живой!»
Находясь в неволе у татар, Жилин сумел не только выжить, но и завоевать уважение своих противников. Он чинил вещи горцев, мастерил кукол и обдумывал план побега. Костылин же спал и бездельничал.
Жилин любит свою престарелую мать, жалеет ее и не требует собрать непосильный выкуп. Он надеется только себя, и без устали ищет выход. Костылин – слабовольный эгоист. Он, смирившись с обстоятельствами, покорно ждет, когда за него внесут выкуп, считая это святой обязанностью его родственников.
Сообразительный и находчивый Жилин сумел бежать из плена и как верный товарищ не оставил Костылина у татар. Несмотря на то, что у Жилина ноги «в крови и уморился», он упорно двигается вперед, а «Костылин всё отстаёт и охает». Но Жилин не оставляет его, а тащит на своей спине.
Снова очутившись в неволе у татар, Жилин по-прежнему не опускает руки и совершает новый побег. Костылин же безучастно ждёт выкуп и не стремиться к иному спасению. Таким образом, он остается не только в плену у татар, но и в плену своего малодушия, безволия и эгоизма.
В конце концов, главные герои оказываются на свободе. Но поступки Жилина вызывают у читателя глубокое уважение, а трусливое и малодушное поведение Костылина достойно лишь презрения и стыда за честь русского офицера.
Сочинение 3
Рассказ Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» занимает особое место среди шедевров отечественной литературы. Произведение отличается простым слогом и лаконичностью, но в то же время написано правдиво и содержательно.
Сюжет строится вокруг двух главных героев, которые по воле судьбы, наславшей на них несчастье, стали близкими товарищами. Жилин и Костыли, оба имеют офицерские звания и, непосредственно исполняя свой служебный долг, попадают в плен к горцам. На этом заканчивается перечисление общих знаменателей, объединяющих двух персонажей.
Далее автор излагает собственные убеждения относительно дружеских отношений и вопросов чести. Затем идет описание внешности каждого из героев, особенностей характера и социального положения. Наверняка известно, что Жилин человек небогатый, кроме того имеет на руках больную мать. По его нынешним и ранним поступкам можно сделать вывод о выносливости, изобретательности и ловкости этого человека. Костылин же, наоборот, очень грузный, неповоротливый, изнеженный, слабый. Внешность Жилина указывает на его простоту, но не отрицает благородства его происхождения. Душа его полна доброты и сострадания. Он дружелюбен даже по отношению к своим врагам, которые на его личный взгляд вовсе не кажутся враждебно настроенными. Точно так же он благожелателен к Костылину. Вопреки столь мягкому, на первый взгляд, характеру, Жилин по своей сути человек иной породы – храбрый, с железной волей. Его честность и отвага, проявляющиеся в действиях и поступках героя не могут не вызывать симпатии у других персонажей, автора и читателей.
Костылин привык к богатой и беззаботной жизни, и в душе его отсутствуют такие качества как смелость, стойкость характера, сила воли. Малодушие героя проявилось в решающий момент, когда должен был состояться побег. Он не смог найти в себе силы, чтобы взять ответственность за собственную судьбу. Вместо этого он, не предпринимая никаких действий, ждал, пока за его свободу заплатят большой выкуп богатые родственники.
Жилин и Костылин олицетворяют собой два абсолютно разных подхода к пониманию жизни. В поступках первого выражалась настоящая дружба, второй же придерживался товарищеских отношений «по случаю» — когда обстоятельства вынуждают налаживать связь с человеком. Жилин понимает, что такое честь и строго придерживается ее принципов – но не потому что, так надо, а потому что, так велит поступать его сердце. У Костылина же нет подобных качеств.
Автор подчеркивает негативную сторону современного ему общества, заключающуюся в безмерной любви к деньгам и знатности. Ведь нередко жизнь поворачивается таким образом, что порой бедный и безвестный человек оказывается гораздо добрее, благороднее и великодушнее знатного вельможи. Данная проблема актуальна и по сей день, и поэтому рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» играет важную роль в нашей современной жизни.
Сочинение Сравнительная характеристика Жилина и Костылина
Произведение Л. Н. Толстого «Кавказский пленник» затрагивает вопросы поведения людей, попавших в одинаковую жизненную историю.
Жилин и Костылин – два офицера, служившие в одном Кавказском полку. Одновременно они едут в отпуск.
С первого же момента видно различие их характеров. Случайно офицеры нарываются на татар, и Костылин, имея при себе ружьё, не задумываясь, поворачивает коня и мчится к русской крепости. Может быть, он и храбрый, как-то же он служил до этого времени, но храбрость его, наверное, была только в окружении всего полка, где среди большого скопления народа не заметна трусость одного человека.
Жилин и «один в поле воин». Несмотря на численное преимущество татар, он не струсил. Оставшись с одной шашкой, Жилин бросается в бой, решив не сдаваться живым. Но татары выстрелили по лошади, и навалившись толпой на зажатого тушей коня Жилина, скрутили его.
Так герои рассказа оказались захвачены татарами. И здесь у них разница в поведении.
Трусливый Костылин сразу опускает руки, он без сопротивления пишет письмо домой, просит денег, он боится за свою жизнь.
Жилин и тут ведёт себя как настоящий русский офицер, он пишет неправильный адрес, чтобы не доставлять своей бедной матери горя. Жилин надеется на свои силы, он уверен, что ему удастся вырваться из рук татар.
Костылин всё время спит и считает дни до своего освобождения с помощью выкупа.
Жилин, мастер на все руки, и в заточении ведёт активный образ жизни. Он лечит жителей аула, ремонтирует различные вещи, детям мастерит игрушки, и между делом высматривает дорогу, чтобы сбежать.
Целый месяц Жилин делает подкоп из сарая, и при первой же возможности собирается бежать, прихватив и Костылина.
По вине Костылина их побег не удался, изнеженный и слабый , он не выдержал дороги, и офицеры опять были схвачены татарами.
После неудачного побега их снова заставили написать домой и посадили в глубокую яму.
Костылин совсем размяк и разболелся, а Жилин ищет способ выбраться из ямы. В конце концов, ему с помощью девочки Дины, удалось вылезти из ямы и бежать. Его упорство и сила духа помогли выжить в заточении и вернуться в свою крепость.
Жилин – настоящий герой, смелый и решительный, человек, на которого можно положиться. Костылина всё-таки через некоторое время выкупили. Он трус и слабак, ему дорога только собственная жизнь.
В рассказе Толстого сравниваются два различных характера. Один из них достоин всяческого уважения, второй же вызывает чувство презрения и стыда за русского офицера, потерявшего свою честь.
5 класс
Также читают:
Картинка к сочинению Сравнительная характеристика Жилина и Костылина
Популярные сегодня темы
- Как судьба человека связана с историей народа Итоговое сочинение
Судьба человека, безусловно, связана с историей народа, который он представляет. Об этом рассказывают нам многие литературные произведения. Однако, особенно показательным служит рассказ М.А.Шолохова
- Примеры раскаяния из жизни для сочинений (15.3 9 класс ОГЭ)
Жизнь человека, как большая полноводная река. Местами тихая, покорная; иногда бурная, заносчивая, неудержимая. Но в каждом ее периоде бывают события, вызывающие раскаяние за совершенные поступки.
- Семья Мармеладовых в романе Преступление и наказание
Тема бедности и социальной несправедливости – одна из основных в творчестве Достоевского. Очень часто героями его произведений являются представители низших слоёв общества, выживающие в мрачном, недружелюбном Петербурге
- План рассказа Пришвина Еж
В рассказе «Еж» автор повествует о наблюдении за поведением ежа при встрече на берегу ручья. Колючий зверек в ответ на прикосновение человека в защиту выставил свои колючие иголки.
- Сочинение Где бы я хотел жить
Считается, что все мы рождаемся там, где должны были родиться, и именно там сумеем найти свое место, где проживем счастливую жизнь. Однако у каждого человека есть сокровенное место, где он мечтал бы прожить целую жизнь
- Сочинения
- По литературе
- Толстой Л. Н.
- Сравнительная характеристика Жилина и Костылина
В произведении Льва Николаевича Толстого «Кавказский пленник» показаны два разных, противоположных друг другу главных героя – Жилин и Костылин. В данном рассказе показана правдивая, жизненная история, которая удивляет своей простотой.
Два главных героя являются сослуживцами офицерами и друзьями в беде. Жилин и Костылин – дворяне, служащие на Кавказе. Во время отправления в отпуск они попадают в плен к горцам. Читая данный рассказ, приходится смотреть на данную ситуацию глазами двух абсолютно разных людей.
Внешне приятели сильно отличаются друг от друга. Костылин тучный мужчина, который из-за своего веса постоянно потеет и заливается краской. Жилин наоборот невысок ростом, строен и ловок. Обратив внимание на фамилии героев, можно заметить насколько точно они описывают персонажей. Фамилия Жилина говорит о его спортивном телосложении, выносливости и силе. В то время как фамилия Костылина показывает обратное – его неуклюжесть и несамостоятельность.
В рассказе Жилин показан, как предусмотрительный и умный молодой мужчина. Он способен здраво оценивать ситуацию и находить к ней верное решение. Костылин же ведет себя беззаботно, до тех пор, пока не оказывается в опасности. Он не скрывает своего страха и зачастую выставляет себя трусом. Но характеры героев точно проявляются в момент, когда они оба попадают в плен к горцам.
Оказавшись в плену, Жилин показывает свои отважные черты, несмотря на угрозу своей жизни. Он отказывается платить выкуп и специально отправляет письмо по другому адресу, чтобы заранее предотвратить переживания матери. Но Костылин поступает по-другому. Он сразу же пишет несколько писем домой, прося о помощи и скорейшей высылке денег на его откуп.
Жилин изначально поставил цель сбежать домой, но помимо этого он наблюдает за местной жизнью, старается понять чужие быт и обычаи. Жилин завоевывает уважение хозяина своими положительными качествами. Он мастерит игрушки, лечит местных жителей и сближается с Диной, которая помогает в конце ему сбежать.
Костылин бездействует на протяжении всего рассказа, ожидая письма от родных. Когда Жилину удается сбежать, он берет с собой Костылина, который становится жалующейся обузой во время побега. Жилин терпит боль и усталость, не бросая Костылина, несет его на себе. Когда товарищей снова схватят и вернут в плен, Костылин будет так же бездействовать.
В конце рассказа товарищам удается спастись во второй раз, но происходит это только из-за несломленного духа Жилина, который никогда не переставал сопротивляться. Автор ярко симпатизирует Жилину, восхищаясь его отважностью и стойкостью. Читатель во время прочтения рассказа не может не испытывать некого презрения к Костылину, который не прилагает и капли усилий, чтобы освободиться из вражеского плена. В произведении показаны два героя, которые являются полными противоположностями друг друга. Именно это и заставляет читателей сравнивать отдельные качества личности и поступки персонажей.
Вариант 2
Лев Николаевич Толстой в своем произведении под названием «Кавказский пленник» рассказывает о двух русских офицерах Жилине и Костылине. Автор использует интересную особенность, он описывает их поведение в одинаковых ситуациях, показывая насколько разным может быть отношение к происходящему и поведение в зависимости от характера.
Герои встречаются в начале повествования, Жилин готов на опасный поступок, потому что торопиться на встречу к маме, Костылиным же просто движет чувство голода и жара, которая не дает ему спокойно жить. Также есть разница и во внешнем описании молодых людей, Жилин не высок ростом, но при этом достаточно удал и способен выкрутиться из любой ситуации. Костылин же наоборот высокий, грузный и достаточно толстый.
Их фамилии можно назвать говорящими, Жилин образовано от слова «жила», его можно назвать достаточно жилистым, крепким и достаточно выносливым. Костылину же во всем нужна опора и поддержка, этакий костыль, который будет его поддерживать, ведь он сам ничего не может.
Жилин изображается как человек решительный и способный принимать самостоятельные действия, но при этом он может предусмотрительно смотреть вперед и принимать взвешенные решения. При этом же Костылин больше похож на легкомысленного человека, который порой не отвечает за решения, которые принимает, он надеется, что его пронесет и ничего смертельного не случиться.
Еще одним ключевым моментом становится отношение к животным, Жилин называет ее ласково матушкой, а Костылин просто издевается, избивая плетью, которая подвернулась под руку.
Особенно эта разница заметна, когда они попадают в плен. Костылин просит у матери выслать денег, а Жилин специально пишет неправильный адрес, чтобы письмо не дошло до матери. При этом он извлекает из времени, проведенного в плену пользу, старается наблюдать за культурой и образом жизни людей, которые взяли его в плен. Чего не скажешь о Костылине, он мечтает скорее уйти из плена, даже если это станет бременем для его родственников и близких.
Таким образом, два человека попавших в одинаковые обстоятельства, проявляют совершенно разные черты характера, они показывают разницу воспитания.
Сравнение Жилина и Костылина
Толстой в рассказе «Кавказский пленник» повествует о двух офицерах Жилине и Костылине. Автор ставит их на равных условиях, как двух военных с похожими судьбами и в оказавшихся в одной ситуации. Но ввиду своего характера и склада личности каждый ведет себя в одних и тех же условиях по-разному. О таком положении дел и рассказывает Лев Толстой.
Жилин и Костыли были участниками сражений за присоединения Кавказа к русским землям. И вот судьба, а точнее по их собственному решению товарищи остаются вдвоем. Таким образом попадают в беду, где Костылин сбежал бросив друга, ружье и бежал прочь, думая лишь о своей жизни. Жилин напротив не кичился своей жизнью и задумал лишь своей смертью принести пользу и убить хоть одного татарина шашкой.
Но судьба не спасла Костылина от плена, где в это время уже находился Жилин. Татары заставляют пленных сразу писать письма на родину, чтобы те высылали огромный денежный выкуп, если же хотят снова увидеть своих родных мужчин. Так Костылин не долго думая пишет письмо в отчий дом, где просит семью выслать 5 тысяч рублей. Жилин наоборот не хочет отсылать письмо, но за невозможностью этого просто пишет неверный адрес своего дома. Жилин понимает, что матушка живет одна и не сможет выслать такую сумму.
В ожидании спасения или смерти Жилин и Костылин вели себя тоже не одинаково, хотя казалось бы в ограниченной обстановке нет шансов реализоваться. Жилин по ночам рыл подкоп, а днем делал кукол для маленькой татарской девочки, которая взамен носила ему лепешки и молоко. Костылин в это время ничего не делал. И вот в день побега оба пленника бегут вместе босиком, в результате чего стирают ноги и Жилину приходится нести на себе ослабевшего напарника. Из-за этого их снова ловят.
Даже после того, как Кавказских пленников ловят Жилин не сдается и продолжает верить в свой побег, Костылин продолжает жить прежней жизнью пленного человека. На помощь храброму и отважному Жилину приходит та самая девочка, которая кормила его в прежнее время. Она спускает в яму длинную палку, по которой мужчина понимается. Он смог добежать до русских, где его ожидала безопасность, а Костылин дождался денег от родных и был выкуплен.
Таким образом читатель напрямую видит героев-антиподов. Жилин храбрый, отважный, честный и решительный молодой человек, который думает не только о себе, но и о родных, о окружающих его людях ни смотря ни на какие обстоятельства, а Костылин эгоистичный, жалкий, трусливый и ленивый.
5 класс
Рассказ «Кавказский пленник» был написан Л.Н.Толстым по воспоминаниям его службы на Кавказе. Он сам и его приятели и сослуживцы стоят за образами главных героев.
Оба офицера – Жилин и Костылин поехали из крепости с обозом. У одного не было оружия, а у другого была винтовка, так они решили, что передвигаться с обозом долго, а кроме того стояла жаркая погода, то можно поехать самим. Это было опасно, потому что черкесы легко могли поймать одинокого путника и увести в горы за выкуп. Так и случилось. Как только мужчины отъехали от обоза, они увидели татар. Те тоже их заметили и поскакали навстречу. Жилин закричал Костылину, чтобы тот стрелял, но последний не слушал и скакал к крепости. Понятно, что они оба оказались в плену.
Во время пленения Жилин был активным, он не сидел просто так в сарае, кудла их поместили. Жилин стал копать подкоп. Он делала кукол девочкам. Одна из них, хозяйская дочь, Дина стала приносить им лепёшки и другие вкусные вещи. Хозяин же обещал содержать пленников хорошо, но кормил плохо, одевал в лохмотья. Перед тем, как решить их отношения, он в самом начале приказал писать письма домой. Костылин испугался и написал письмо с просьбой о выкупе в пять тысяч. Жилин не стал писать большую сумму, а стоял на своём: «Больше пятисот рублей не дам». Он ответил, что товарищ, может быть, и богат, а он нет, потом добавил, что если убьют, то ничего не получат. Так они остались в сарае ждать письма.
На день им надевали колодки, на ночь снимали. Жилин, когда уезжали татары из аула, ходил в предгорья и искал траву. При этом он смотрел, куда можно бежать. Ведь он написал на конверте неверный адрес. У него была одна старенькая мать, Жилин сам ей посылал денег. Помощи ему было ждать неоткуда, и он решил бежать. Подговорил офицер и Костылина, который только ел и спал от скуки. Вскоре они смогли выбраться из сарая, ночью бежали. Однако Костылин натёр ноги и закричал. Тогда услышали татары и привезли их обратно. Хозяин выпорол беглецов и посадил в яму. Он был очень зол, сказал, что убьёт. Тогда Жилин снова решил бежать. Ему помогла Дина. Он вышел из леса утром. Татары были недалеко, но рядом уже находилась и крепость. Русские услышали крик о помощи и выехали навстречу. Так Жилин оказался дома. Костылина привезли нескоро, он был еле жив.
Так герои одинаковые по роду занятий оказались совершенно разными. Один сумел спастись, был смелым и деятельным. Другой ничего не делал и едва не погиб.
Сравнительная характеристика Жилина и Костылина
Несколько интересных сочинений
- Нужно ли читать книги в 21 веке? сочинение
Мы живем во время избытка информации. Ответ на любой вопрос можно найти за считанные секунды во Всемирной сети, и если раньше единственным источником информации были книги, то сейчас это изменилось
- Сочинение Летний дождь
Дождь всегда один и тот же, он не меняется, но мы смотрим на него по-разному. Осенний дождь приносит печаль и раздумья, зимний дождь – слякоть и зыбь, весенний дождь – радостный и громыхает громом
- Сочинение Портрет героя в рассказе Уроки французского
Рассказ «Уроки французского» был написан великолепным писателем Валентином Распутиным в 1973 году. Действие произведения происходит в послевоенное время, когда многие люди жили бедно
- Сочинения по пословицам
Много пословиц приходят в нашу жизнь из уст старшего поколения. Все реже можно их встретить в современной литературе
- Мотивы вольности и одиночества в лирике Лермонтова доклад, сообщение 9 класс
Большое количество поэтов и лириков имели тяжелое детство, которое зачастую было связанно со смертью близких или дорогих людей поэтам. Одним из таких поэтом был Лермонтов
Сравнительная характеристика Жилина и Костылина, героев рассказа Льва Николаевича Толстого «Кавказский пленник», поможет понять главную мысль этого произведения.
Смысл фамилий и внешность Жилина и Костылина
Смысловое значение фамилии Жилин — жилистый, выносливый, крепкий. Автор говорит об этом герое, что он «невелик ростом, а удал был».
Смысловое значение фамилии Костылин — костыль, слабый, больной. Внешний вид Костылина соответствует его фамилии. Толстой пишет о внешности этого героя: «…грузный, толстый, пухлый…»
Поведение в плену
Встретились Жилин и Костылин на Кавказе, в обозе, который шёл из крепости в крепость. Обоз шёл медленно, и эти офицеры решили ехать одни, чтобы быстрее достичь крепости. Но в пути встретились им человек 30 татар (так в то время называли кавказских горцев), и Жилин и Костылин попали в плен. Увезли их горцы в свой аул.
В плену у кавказских горцев Костылин не думал о побеге. По указанию горцев он послал домой письмо, в котором написал, чтобы прислали за него выкуп — пять тысяч рублей. В ожидании денег Костылин ничего не делал, а, в основном, спал в сарае, в котором горцы держали его и другого пленного офицера.
Жилин был небогат. Он всегда помогал матери, посылая ей своё жалованье. Поэтому он написал письмо о выкупе, но адрес указал неправильный, чтобы письмо не дошло до матери.
Вёл себя Жилин в плену смело. Чтобы показать горцам, что он их не боится, он сначала поторговался: согласился на выкуп только в 500 рублей, хотя не собирался просить их у матери. За смелость и твёрдость характера Абдул-Мурат, у которого офицеры были в плену, стал уважать Жилина, согласился с его требованием хорошо их кормить, хорошо обуть и одеть, держать их вместе. Но колодки хозяин разрешил снимать пленникам только ночью.
Жилин не спал днём, как его товарищ, а ходил по аулу, высматривая, как бы ему совершить побег. Этот герой рассказа «на всякое рукоделье был мастер», из прутьев плёл корзины и мастерил из глины фигурки — кукол в татарской одежде. Жилин завоевал к себе расположение татар своим мастерством. Он чинил им часы, ружья, пистолеты, да ещё лечил их травами.
Всё время пребывания в плену Жилин готовился к побегу. Он сделал в сарае подкоп. Чтобы узнать, в какой стороне от аула крепость, он сходил на гору, которая была за аулом. Вскоре подготовка к побегу была закончена.
Поведение во время побега
Первый побег Жилина и Костылина не удался из-за того, что Костылин выбился из сил — стёрли ему ноги сапоги, а когда он пошёл босиком, то изрезал все ноги о камни. Когда он упал, Жилин стал его поднимать. Закричал Костылин, что ему больно, крик услышал татарин, который гнал корову, и собрал других татар в погоню за беглецами. Неудавшийся побег Жилина и Костылина закончился тем, что приехали горцы с собакой, она нашла спрятавшихся в кустах беглецов, горцы схватили их, связали и повезли в аул.
Во время этого побега Костылин показал себя как слабый человек, а его товарищ — как сильный, упорный человек. Жилин не бросил Костылина в лесу, так как был верным товарищем. Совсем обессиленного Костылина он посадил на себя и потащил по дороге.
Второй побег Жилина
После неудавшегося побега горцы посадили пленников в яму. Жилин решился на второй побег, потому что дочка хозяина Дина сказала ему, что старики велят её отцу убить его. Тосковавший по вольной жизни офицер решил во что бы то ни стало выбраться к своим. По его просьбе Дина принесла ночью длинный шест. Жилин позвал товарища попытаться бежать, хотел его подсадить, чтобы тот по шесту выбрался наверх. Но совсем разболевшийся Костылин отказался, так как ему тяжело было двигаться. Он поддержал товарища, которому колодка на ноге мешала подняться по шесту, и тот смог выбраться наверх.
Поблагодарил Жилин Дину и двинулся в путь. Из-за колодки офицеру идти было очень трудно, но в этот раз удалось ему добраться до своих.
Сравнение Жилина и Костылина: характер, поступки
Характеры Жилина и Костылина различаются тем, что первый из героев был активный, деятельный, храбрый, а второй — слабый, быстро падал духом, не обладал смелостью.
Перед тем, как попасть в плен, Жилин проявил в бою храбрость, а Костылин — трусость (он не стал стрелять в напавших горцев, а поскакал к крепости, бросив товарища, у которого не было ружья).
Преданность друг к другу эти герои проявили, когда во время 1-го побега Жилин не бросил ослабевшего товарища в лесу, и когда Костылин помог другу выбраться из ямы перед его 2-м побегом.
Сравнительная характеристика Жилина и Костылина (таблица)
Сравнительные параметры | Жилин | Костылин |
Поведение в плену | Попав в плен, не пал духом. В общении с горцами проявил твёрдость, упорство, потребовал, чтобы его и товарища хорошо содержали в плену. Он стал немного понимать язык горцев, не сидел сложа руки, а мастерил что-нибудь или ходил по аулу, примечая, как бы бежать из плена. |
Ничем в плену не занимался, целыми днями спал в сарае или сидел и высчитывал, скоро ли пришлют за него выкуп. |
Поведение во время побега | Во время своего первого побега Жилин помогал товарищу, который не смог выдержать трудностей долгого пути. После того, как тот не смог уже идти, нёс его на спине. | Так как в плену Костылин почти не двигался, в пути быстро обессилел. Из-за того, что он громко вскрикнул от боли, когда товарищ стал его поднимать, побег не удался. Его услышал проезжавший татарин и организовал погоню. Горцы поймали беглецов и привезли в аул. |
Второй побег | Сумел выбраться из ямы, в которую его с товарищем посадили горцы после первого побега. Смог с колодкой на ноге дойти почти до крепости. Перед самой крепостью позвал на помощь казаков, так как его почти догнали горцы. Этот побег Жилина удался благодаря его мужеству, выносливости и упорству. | Костылин второй раз бежать отказался, так как совсем разболелся. |
Черты характера | Храбрость, смелость, сильная воля, стойкость, выдержка, упорство, наблюдательность, активность, смекалка, верность и преданность товарищу | Трусость, робость, безволие, равнодушие к окружающему, покладистость. Он может в минуту опасности спасать только себя, не думая о товарище и, в то же время, способен на помощь ему. |
Вывод
У попавших в плен к кавказским горцам Жилина и Костылина разные судьбы и характеры. Первый из этих офицеров был вынослив, храбр, смог благополучно бежать из плена и дальше служить в действующей армии. А второй офицер был физически слаб, по характеру робок, нерешителен. Он не смог сбежать из плена. После того, как за него внесли выкуп, его привезли из горного аула чуть живого, и, вероятно, служить он дальше не смог. Сравнительная характеристика Жилина и Костылина даёт понять читателю, что в трудных обстоятельствах не нужно сдаваться, что надо стараться преодолевать трудности и упорно двигаться к своей цели.
Сравнительная характеристика Жилина и Костылина может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.
Вам также будет интересно почитать: