0
Характеристика героев сказки «Журавль и цапля», вид сказки, о чем сказка?
1 ответ:
2
0
Главные герои сказки Журавль и Цапля. Долговязый Журавль устал от одиночества и решил жениться на Цапле. Цапля оскорбила Журавля и потом пожалела о грубости. В ответ уже Журавль не смог молча пропустить обиду и отказал Цапле.
Характер у Журавля спокойный, он ведь не накричал не Цаплю, а развернулся и ушел, но Журавль обидчивый, мог бы поговорить, а он сразу ушел.
Цапля по характеру получается грубая и жадноватая, раз ей простой Журавль не понравился сразу.
Но в характере главных героев сказки «Журавль и Цапля» есть общее, они настойчивые, все ходят и ходят друг к другу.
Сказка относится к волшебным сказкам о животных.
Читайте также
Замечательная и очень поучительная абсолютно для всех возрастов русская народная сказка «Жадный вельможа».
Главных героев в ней, по сути, двое.
Первый — это солдат, нашедший царский именной перстень и как честный человек, решивший отнести его хозяину, тем более царь обещал щедро вознаградить того, кто найдёт и вернёт пропажу.
Охарактеризовать его можно как смелого, находчивого, смекалистого чел.- ка.
**
Второй — это вельможа, который захотел награду получить сам и не пропускал служивого к царю, но солдат оказался не из робкого десятка, перстень никак не отдавал и вельможа потребовал половину дара себе. В конечном итоге получил 1000 ударов палкой.
Характеристика придворного — это жадный, ненасытный, бессовестный чел., к тому же лживый (ведь только благодаря расписке, данной солдату, была доказана вина вельможи, то есть то, что он требовал разделить награду пополам, хотя и отпирался).
<hr />
Дополнительную информацию о произведении можете посмотреть, пройдя по ссылкам (нажмите на фразу, обозначенную синим цветом):
- что писать читательский дневник?
- пословицы
- чему учит сказка
- отзыв о прочитанном
- основная тема
- план для пересказа
По сути в этом рассказе Толстого только несколько главных героев. Это семейная пара, где муж рыбак, а жена домохозяйка и так сказать хранительница домашнего очага.
Сначала дам характеристику Жанны — она очень добрая женщина, любит своего мужа и детей. Не ропщет на судьбу несмотря на то что им приходится жить бедно. Муж у нее ушел в море, на дворе непогода и она очень за супруга переживает. Так же она переживает и за больную соседку, которая была одинокая с двумя детьми. В итоге Жанна видит что соседка умерла, когда пришла ее навестить и берет ее детей к себе, хотя боится, что муж будет недоволен. Жанна слушается мужа и во всем ему помогает.
Муж Жанны — простой и работящий мужчина. По профессии — рыбак. Это единственный его доход на который он содержит все свое многочисленное семейство. Он тоже проявляет жалость к соседским детям оставшимся без матери.
В сказке «Три поросенка», написанной Сергеем Михалковым, всего четыре главных героя, причем три положительных и один — отрицательный. Три героя, которых можно назвать положительными — это розовенькие поросята, похожие внешне друг на друга. Вот только характеры у них были разные.
Ниф-Ниф — это беспечный и нерадивый поросенок, он прогулял все лето и даже осенью не думал о приближающейся зиме. И только с первыми заморозками он соорудил себе легкий соломенный домик, что говорит о том, что Ниф-Ниф был пареньком несерьезным и легкомысленным.
Нуф-Нуф — тоже поросенок ветреный и беззаботный. Он задумался о зимовке поздно, но все-таки домишко себе выстроил чуть-чуть основательнее, чем соломенный домик Нифа. Нуф-Нуф сходил в лес и притащил ветки, из которых сложил дом, и он был уверен, что жилище получилось прочным и надежным.
Наф-Наф — поросенок разумный и предусмотрительный. В отличие от своих братцев, он рано приступил к работе, а в качестве строительного материала использовал камни. Наф старательно возводил свой дом, закрепляя кладку глиной. И дом, действительно, получился на славу! Именно в этом надежном доме все братья-поросята смогли спастись от волка. Нужно сказать, что Наф-Наф был сметливым и находчивым, он сбросил крышку с котла и волк угодил в него.
Волк — отрицательный персонаж, он силен, но глуповат, поэтому поросятам удалось одержать победу. Хищник мечтал съесть поросят, но его план потерпел фиаско, и волк еле-еле ноги унес из домика Наф-Нафа.
Главные герои в рассказе Пантелеева «Честное слово» автор и мальчик. Рассказ начинается с описания мальчика лет семи-восьми, она плакал. Когда автор подошел к мальчику поближе, его поразила беззащитность мальчика и вместе с тем очень взрослое выражение глаз. Ему было страшно уже темнело и в саду никого не было, но мальчик для себя принял решение, он не покинет пост, ему ему повершили старшие ребята.
Я представляю мальчика воспитанным, который уважает взрослых и прислушивается к их мнению, мальчик доверяет взрослым, потому что его родители никогда не обманывали. Автор добавляет несколько штрихов к портрету мальчика, на лице сияют веснушки, а штаны на лямках. мне кажется, он озорной, любит играть и в этот день случайно далеко ушел из дома в городской сад.
Герой рассказа «Честное слово» маленький мальчик сдержал свое слово, потому что у него был характер и сила духа.
Басня Крылова «Чиж и Голубь» довольно короткая. Собственно и героев басни только двое — две птицы, голубь и чиж.
Суть в том, что чиж попался в силки, а голубь начал над ним насмехаться и утверждать, что сам бы в расставленные сети никогда не угодил. Но тут же и голубя поймали.
Подробную характеристику героев сложно дать, ведь мало событий в басне:
Чиж — обыкновенный, не очень внимательный (раз попался), пугливый, отчаявшийся, совершенно не хитрый (не искал как освободиться, не стал подговаривать голубя), видимо добрый и не злорадный — не стал в ответ насмехаться над голубем, он даже в начале в ответ на реплики голубя не отвечал.
Голубь — самоуверенный, чванливый, даже самовлюбленный, считает себя лучше других, не имеет сострадания и не умеет сочувствовать тем, кто попал в беду, наоборот — жестокий, старается больнее обидеть словом. Это притом что голубь явно крупнее, он мог попробовать помочь чижу. Тогда бы не только тот освободился, но и сам голубь не угодил бы в сети.
Басня учит состраданию, сочувствию, готовности прийти на помощь тому, кто в беде. А также тому, что высокое самомнение всегда будет наказано. Как говорится «Не зарекайся»!
Цели урока:
- Формировать навыки анализа художественного
произведения: учащиеся должны знать
художественные особенности сказки как
фольклорного произведения; уметь выявлять
основную нравственную проблему в произведении,
опираясь на текст. - Формировать представления о нравственных
ценностях: согласии, терпимости,
благожелательности. - Развивать речевые умения: учащиеся должны уметь
выстраивать связный развёрнутый ответ на
поставленный вопрос, использовать аргументы,
цитаты в своих ответах.
Ход урока
I. Организационный момент.
Прочитайте русские пословицы. О чём говорится в
каждой из них? (Приложение 2).
- Сказка складом, песня ладом красна.
- Сказку слушай, а к присказке прислушивайся.
- Согласие питает, раздор объедает.
Опираясь на пословицы, продумайте: какие три
цели мы ставим сегодня на уроке?
(На уроке мы будем изучать художественные
особенности сказок, подумаем, чему учит нас
сказка “Журавль и цапля”, а также поговорим о
том, что мешает нам достигать согласия и как мы
можем его достичь).
II. Работа с текстом. Особенности слова в
художественном произведении.
1. Знакомство с текстом.
Начнём мы, разумеется с текста. Прочитаем
сказку “Цапля и журавль”.
(Чтение текста: читать может сам учитель,
ученики могут подготовить выразительное чтение
дома).
2. Особенности русских народных сказок.
Повторение.
Какой жанр литературы перед нами, докажите.
(Ученики вспоминают особенности русских
народных сказок: виды сказок, структура, средства
выразительности – и приводят примеры зачина,
концовки, эпитетов, повторов из текста).
3. Научный и художественный текст:
сравнительный анализ.
Поговорим об особенностях сказочного слова,
как оно помогает нам увидеть мир глазами совсем
неизвестного рассказчика, а может быть, как оно
помогает увидеть мир глазами русского человека.
Но сначала обратимся совсем к другому стилю. (Приложение 1).
Прочитайте описание серого журавля из научной
статьи:
Это крупные, длинноногие и длинношеие птицы, их
высота составляет 90-155 см, размах крыльев 150—240 см,
а вес 2-11 кг. В отличие от похожих на них, но
имеющих очень отдалённое родство цапель, в
полёте вытягивают ноги и шею. Голова маленькая, с
острым прямым клювом. На голове у большинства
видов участки неоперенной и ярко окрашенной
кожи. Третьестепенные маховые перья крыльев
слегка удлиненны, так что хвост кажется длинным и
пышным, когда птица стоит на земле. Оперение чаще
всего серое или белое. Если визуально сравнивать
журавлей с другими болотными птицами, то по
сравнению с цаплями их ноги, как правило, длиннее,
а шея более вытянутая; а по сравнению с аистами
тело изящнее, ноги длиннее, а клюв
пропорционально меньше.
Из сказки “Журавль и цапля” мы также узнаём,
каким был журавль. Какую черту во внешнем облике
журавля подметил русский народ. Найдите и
выделите, в каком месте словарной статьи
упоминается именно об этой черте.
(В сказке обращается внимание только на длинные
ноги журавля. В отрывке из научной статьи об этом
упоминается три раза: “это крупные, длинноногие
… птицы”, “в полёте вытягивают ноги”, “по
сравнению с цаплями их ноги, как правило, длиннее,
а по сравнению с аистами тело изящнее, ноги
длиннее”). (Приложение 2)
Посмотрим, как создаётся описание в русской
народной сказке. Выпишите из текста слова,
которые помогают создать внешний облик журавля.
Сравните описание научное и художественное:
чем они отличаются? Можем ли мы предположить
“характер”, особенности какого-нибудь
конкретного журавля, читая научный текст? Как
относится автор научного текста к описываемым
птицам? А автор художественного?
(Отношения автора научной статьи мы не видим. А
вот автор сказки посмеивается над журавлём, он
выглядит несколько нелепо: ноги у него не
длинные, а “долгие”, сам не высокий, а
“долговязый”, по болоту он не идёт, а “тяпает” —
“тяп, тяп”).
4. Вывод.
Чем описание художественное отличается от
научного?
(1) Художественное описание не только даёт
представление о внешности, но и даёт возможность
представить черты характера персонажа, а также
передаёт отношение автора к персонажу, отношение
других героев к персонажу.
2) Художественное описание не обязательно
является единым отрывком текста, оно может
создаваться из разрозненных фрагментов).
Каким предстаёт перед нами журавль в сказке?
Можем ли мы предположить его внешность, характер.
Представьте, что вы режиссёр театра и вам
необходимо выбрать актёра на роль журавля:
опишите этого актёра или назовите кого-нибудь из
известных вам актёров. Объясните свой выбор.
А какой мы видим цаплю, что мы узнаём о ней?
Рассмотрите иллюстрации.
(Приложение 2). Опишите, какой представлял
себе цаплю каждый художник, какие черты он
отобразил на иллюстрации. Чем похожи образы, чем
отличаются. Какая иллюстрация ближе вам.
III. Работа с текстом. Содержание
художественного произведения.
1. Первичное восприятие текста.
Посмотрим, насколько хорошо мы разобрались в
сказке. Выполните задание по тексту на карточке (Приложение 1, II). Ответьте на
вопросы:
1) где живут журавль и цапля? Насколько далеко
друг от друга. Выпишите выражение, которое
помогает вам это понять;
2) Почему журавль решил жениться на цапле?
Выберите ответ, и рядом выпишите выражение,
которое помогло вам это понять;
3) почему цапля отправилась свататься к журавлю?
Запишите ответ и выпишите слово, которое
помогает вам это понять;
4) почему цапля заплакала после отказа журавля?
Запишите ответ и выпишите выражение, которое
помогло вам это понять.
(Журавль и цапля живут далеко друг от друга:
журавль “семь вёрст болото месил”. Невесело,
одиноко стало журавлю: “показалось скучно
показалось жить одному” — вот он и решил
посвататься к цапле. Цапля отказала, а потом
передумала: “раздумалась”, как говориться в
сказке. Когда журавль отказал цапле, ей стало
стыдно: она “заплакала со стыда”, – а может быть,
и обидно).
2. Углубление представлений о содержании
сказки.
Совпадают ли желания цапли и журавля? Почему же
тогда они так и не выполнили задуманного, что им
помешало?
(Хорошо, если учащиеся приведут несколько
ответов: дело не только в неумении договориться,
но и в обидчивости, и в неумении определиться в
своих желаниях: не так-то уж, видно, и хочется
каждому из них жениться).
Вспомните другие произведения русской
литературы, в которых бы раскрывалась та же тема.
(И. А. Крылов “Лебедь, щука и рак”)
IV. Вывод.
Перечитаем концовку сказки.
Как вы думаете, что могут сделать журавль и
цапля, чтобы как-нибудь исправить ситуацию (они
ведь до сих пор ходят друг к другу)?
Только ли о женитьбе эта сказка? Вспомните (или
придумайте) похожие ситуации из жизни и
расскажите, как следовало поступить, чтобы не
обижать друг на друга, жить и работать сообща.
Чему же учит нас сказка “Журавль и цапля”? Что
высмеивает русский человек, над чем
задумывается? Какие выводы вы сделали для себя,
прочитав эту сказку.
Вспомним, какие цели мы ставили в начале урока?
Достигли мы их? Прокомментируйте.
V. Домашнее задание. (Приложение
2).
Выберите одну из цитат и напишите небольшое
сочинение-рассуждение, используя выбранную
цитату как тему. В качестве одного из примеров в
вашем рассуждении приведите сказку “Журавль и
цапля”:
- “Есть согласие – есть и счастье”.
(Пословица) - “Согласие к хорошему приводит, а спор
противников находит”. (Пословица). - “Когда в товарищах согласья нет, На лад их
дело не пойдет, И выйдет из него не дело, только
мука”. (И. А. Крылов) - “Главное — ладить с самим собой”. (Вольтер).
- “Как ни коротки слова “да” и “нет”, всё же
они требуют самого серьёзного размышления”. (Пифагор).
Сочинение-описание по картине Евгения Рачёва «Журавль и цапля»
Перед нами иллюстрация Евгения Рачёва к русской народной сказке «Журавль и цапля». Эта старинная забавная история из устного народного творчества рассказывает о том, как живущие на одном болоте птицы безуспешно пытались посвататься друг к другу.
Когда журавль предложил цапле жить вместе – цапля отнеслась к этому предвзято и отказала журавлю. Но когда обиженный гость ушёл, она засомневалась в правильности своего поступка. Ей тоже было скучно жить одной, но когда она отказывала журавлю, то об этом не подумала.
Пошла тогда цапля к журавлю мириться и предложила ему жить вместе. Но журавль был обижен, и тоже отказал гостье. Расстроенной цапля вернулась к себе домой. Теперь пришла очередь сомневаться журавлю. Он тоже вспомнил, что скучно жить одному и снова отправился к цапле. Но теперь та встала в обиженную позу, и журавль снова получил отказ.
У этой истории нет логического завершения. В сказке говорится, что журавль и цапля так и ходят по очереди друг к другу и никак не могут прийти к согласию. Главный смысл этой истории – в том, что любое решение должно быть обдуманным. Нельзя принимать его, основываясь только лишь на эмоциях.
А также – о том, что ни цапле, ни журавлю не стоило было желать идеального спутника жизни: в каждом ведь есть что-то положительное и отрицательное. А сомнения и нерешительность – они кого угодно могут завести в тупик.
На картине Евгений Михайловича Рачёва – одного из лучших иллюстраторов сказок – изображён визит журавля к цапле. Мы видим, что знаменитый художник изображает обеих птиц реалистично – именно такими, какие они есть в природе, не прибавляя к их облику ничего неестественного, «мультипликационного».
Вместе с тем, мастерство художника умело очеловечивает эти образы: на них отлично сидят традиционные русские наряды – как мужской (на журавле), так и женский (на цапле). Вполне гармонично смотрятся на цапле длинная коса и крупные бусы в два ряда.
На переднем плане стоит прямо в болоте долговязый и тонконогий журавль. Он пришёл к цапле мириться, поэтому вся его поза выражает дружелюбие и желание понравиться. Подкрепить свои намерения журавль решил букетом из семи белых болотных лилий, который он собрал по дороге, и теперь неловко протягивает его правым крылом цапле.
Да только та и не собирается принимать этот приятный знак внимания от соседа. Нет, весь её вид выражает насмешливость и торжество оскорблённого, который рад видеть своего обидчика жалким и посрамлённым. Цапля гордо выпрямилась, изогнула шею и уже раскрыла клюв для того, чтобы осыпать незваного гостя насмешками.
Её мы видим высунувшейся в окошко своей хатки на болоте. Тут в очередной раз хочется отметить незаурядное мастерство художника в соединении реальной действительности с волшебством.
Хатка цапли выглядит также, как и в природе: как сплетённое из стеблей камыша гнездо. Но на этом гнезде удивительно гармонично смотрится окно с наличником. Украшение этого наличника узорами и сердечками красноречиво говорит о том, что перед нами жилище одинокой дамы.
Художник мастерски передал тот самый момент, когда журавль ещё только обратился со своим предложением к цапле, а та ещё не успела ему отказать. В следующие минуты между героями состоится очередная размолвка.
Фоном для этой сцены является болото: кругом вода, камышовые заросли, кувшинки. Иллюстрация к сказке получилась у Евгения Рачёва очень живой и непринуждённой – будто это и не сказка вовсе, а вполне реальная история. Но ведь, как известно, «сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». С такими наглядными иллюстрациями извлекать полезные уроки из сказок гораздо легче.