Описание зомби в рассказах

За что Андрею Дмитриеву дали «Русского Букера» // Лента.ру: Культура. 2012. [Электронный ресурс]. URL: https://lenta.ru/articles/2012/12/07/dmitriev.

Каган М.С. Мир общения: проблема межсубъектных отношений. М., 1988. Мариничева А.В. Межкультурная коммуникация и формирование толерантной языковой личности // Интеграция образования. 2003. № 3.

Мошняга Е.В. Философско-этические аспекты межкультурной

коммуникации // Знание. Понимание. Умение. 2011. N° 2.

Орнатская Л.А. Межкультурный диалог: проблемы и перспективы исследования // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2014. Сер. 6. Вып. 1.

«Русского Букера» получил роман с худшим названием // Москва-инфо: Культура. 2012. [Электронный ресурс]. URL: http://www.moscow-

info.org/articles/2012/12/05/391898.phtml.

Садохин А.П. Введение в теорию межкультурной коммуникации. М., 2005. Садохин А.П. Межкультурная компетенция и компетентность в современной коммуникации. (Опыт системного анализа) // Общественные науки и современность. 2008. № 3.

Тен Ю.П. Символ в межкультурной коммуникации: автореф. дис. … док. филос. наук. Ростов н/Д, 2008.

Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. М., 2000. Тюкова С.Ю. Межкультурная коммуникация. СПб., 2010.

СОВРЕМЕННЫЙ ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ЗОМБИ-АПОКАЛИПСИС: ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ НОВОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЖАНРА

М.Н. Крылова

Ключевые слова: зомби, апокалипсис, зомби-апокалипсис, апокалиптическая литература, воскрешение. Keywords: zombie, apocalypse, zombie apocalypse, apocalyptical literature, resurrection.

Зомби-апокалипсис — один из литературных жанров, которые применительно к русской литературе можно назвать новыми. Книги о зомби только начали появляться на полках отечественных книжных магазинов, но поклонники фантастики с радостью переключаются на «своих» авторов, пишущих в любимом жанре. И книжная индустрия отвечает на спрос: ряд издательств выпустили даже целые серии, к примеру, серия «Эпоха мертвых» издательства «Альфа-книга» или серия «След зомби» издательства «Эксмо-пресс» и др.

Зомби-апокалипсис — лишь одна из разновидностей жанра апокалиптической литературы как литературы о конце света. Данный

жанр далеко не нов, он восходит к древним эпосам самых разных народов об исчезновении нашего мира, к научным и религиозным гипотезам о Судном дне, к текстам Священного Писания и во все времена имел своих авторов и своих читателей. Для понимания особого положения жанра зомби-апокалипсиса в русской литературе необходимо учесть такую особенность русской культуры и цивилизации, как особенное значение идеи воскресения: в России Пасха — праздник более важный, чем Рождество (в то время как на Западе главный христианский праздник — именно Рождество). Пасха показывает, что «цель христиан — это стремление к вечной жизни» [Бальжинимаева, 2015, с. 173]. Большое влияние на философию и культуру России конца XIX — XX веков имели представления Н.Ф. Федорова о возможности и необходимости научного воскрешения предков. Как писал знаменитый философ, «воскрешение же есть полное торжество нравственного закона над физической необходимостью» [Федоров, 2003, Т. 1, с. 131]. Идея воскрешения стала в философии Н.Ф. Федорова основной, воскрешение он понимал «как возвращение «золотого века» человечества, как антипод рождению и как осуществимый проект» [Бренькова, 2010, с. 316]. Для русской культуры и философии учение Н.Ф. Федорова стало основой идеи практического бессмертия [Шалавин, 2014], воплотить которую в научные концепции пытались И.Д. Панцхава [Панцхава, 1965], Н.И. Трубников [Трубников, 1990] и другие философы. Основой учения Н.Ф. Федорова является представление о неабсолютности смерти, возможности продолжения существования и после нее, прекрасно воплощаемая в современной литературе жанра зомби-апокалипсиса.

Жанр зомби-апокалипсиса имеет прочные основы и в русской литературе [Юрина, 2010]. Нельзя не вспомнить многочисленные произведения русской классической литературы, в которых важна тема воскрешения: «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского, «Воскресение» Л.Н. Толстого, «Елеазар» Л.Н. Андреева, «Про это» и «Клоп» В.В. Маяковского, «Котлован» А.П. Платонова и многие другие. Несомненно, современные российские писатели подключают так или иначе контекст классической русской литературы (в том числе советского периода). Некоторые исследователи считают жанр зомби-апокалипсиса связанным с русским символизмом [Яковлев, 2012]. Сегодня этот жанр оторвался от религиозной базы, он реализуется гораздо шире, и не только в книгах, но и в фильмах, в компьютерных играх. Апокалиптические сюжеты притягивают и писателей, и читателей, и жанр все расширяет круг своих поклонников.

Апокалиптические тенденции уже начали изучаться современными учеными, представителями психологии, социологии, философии. Жизненность сюжета, его постоянное присутствие в продуктах культуры требуют осмысления. И.А. Порядин отмечает, что «чем дольше развивается наше знание о мире, тем больше возможных способов исчезнуть, как вид, мы обнаруживаем и изобретаем. Конец Света — один из первых, самый заметный и необходимый элемент катастрофического сознания» [Порядин, 2009, с. 98-99]. По нашему мнению, одним из толчков к бурному взлету апокалиптической литературы в ХХ веке стало длительное противостояние Востока и Запада во время холодной войны, в ходе которого люди ощутили реальность конца цивилизации, гибели Земли, осознали близость и ежесекундную возможность смерти.

У жанра апокалипсиса много разновидностей, зависящих от того, кто или что становится в творениях фантастов причиной гибели человечества: инопланетное вторжение, эпидемия, искусственный интеллект, ядерная война, природные катаклизмы или действия Высших сил. Каждая из данных разновидностей заслуживает внимательного изучения, мы же обратим внимание именно на зомби-апокалипсис, то есть литературу о том, что ожившие мертвецы вредят живым, убивают их, вытесняют с планеты. Отметим сразу, что причины исключительной популярности данных сюжетов выделить достаточно сложно. Существуют лишь предположения, в числе которых даже неожиданные: «Увлечение «живым-но-мертвым», скорее всего, свидетельствует о такой патологии, как некрофилия» [Порядин, 2009, с. 96]. Мы не думаем, что причины популярности жанра настолько патологичны. Скорее всего, дело в логическом конфликте между связанной с религией мечтой человека о возрождении после смерти и разумным осознанием того, к каким последствиям такое возрождение могло бы привести.

Зомби-апокалипсис изучается учеными А.А. Долгих [Долгих, 2013], А. Павловым [Павлов, 2013], А. Сандановым [Санданов, 2011] и др. в основном на материале кинофильмов, литературные же произведения, в особенности, написанные отечественными фантастами, еще ждут своего исследователя. Материалом для данной статьи стали 40 рассказов двух сборников: «Зомби в СССР» (2010) и «А зомби здесь тихие» (2013), написанные как признанными мастерами жанра фантастики (Ю. Бурносов, В. Васильев, Л. Каганов, М. Кликин и др.), так и начинающими авторами (Д. Зарубина, М. Маскаль и др.). Для сопоставления был рассмотрен сборник американской зомби-фантастики «Когда мертвые оживут» (2013).

Отношение отечественных фантастов к жанру зомби-апокалипсиса очень четко обозначили во введении составители первого из названных сборников С. Чекмаев и Ю. Бурносов: «После того, как всю литературу вокруг заполонили вампиры — сначала с легкой руки «Дозоров», потом с нелегкой руки «Сумерек», при виде сборника о зомби как-то даже становится легче дышать. В самом деле, почему-то именно эта категория давно, прочно и незаслуженно является обойденной российскими авторами» [Чекмаев, 2010, с. 5-6].

Цель статьи — выделить особенности современной отечественной литературы о зомби и, возможно, найти определяющие черты данного нового для российского писателя жанра.

Первое, что хочется отметить после ознакомления с рассказами: современные авторы произведений о зомби оказываются достаточно оптимистичными и гуманными, и далеко не во всех рассказах речь идет о конце света, закате цивилизации, полной победе восставших мертвецов. Напротив, «сборник переваливает уже за середину, а всемирного апокалипсиса и толп пожирателей мозгов еще нет» [Чекмаев, 2010, с. 7]. Таковы рассказы «Заклятие духов тела» Л. Каганова, «Мертвые пашни» М. Кликина, «Дождь над Ельцом» Н. Калиниченко, «Лишний» С. Анисимова, «Третья смена»

A. Давыдовой, «Дело о детском вопросе» В. Аренева, «Резня в петушатнике» М. Гелприна и Ю. Черных, «Посули мне все забыть» Е. Константинова и др.

Полон оптимизма рассказ М. Тихомирова «Смерть и Мендельсон», в котором люди просто научились оживлять мертвых без каких бы то ни было негативных последствий. В рассказах такого типа воплощаются идеи Н.Ф. Федорова, согласно которым «воскрешение -это долг сынов по отношению к отцам, он вытекает из самого природного существования человека» [Бренькова, 2010, с. 316]. В ряде рассказов оптимизм переходит даже в романтический идеализм. У

B. Васильева в заглавном рассказе «А зомби здесь тихие», давшем название сборнику, инфицируются и становятся зомби только злые люди с «намерениями кого-нибудь ограбить и чего-нибудь отнять». Добрые поселяне и путешественники в безопасности: «Как только в человеке зреет готовность к худому делу, он начинает мертветь». Аналогична ситуация у В. Яценко, в рассказе которого случайно созданная людьми машина «убивает всех, кто убивает, думает об убийстве или собирается о нем подумать». Мы видим здесь реализацию извечной, отраженной во всех основных мировых религиях мечты человека о неизбежности наказания за преступления и даже помыслы о них.

Положительное разрешение «проблемы ходячих мертвецов», в той или иной степени счастливый финал прогнозируется в рассказах В. Васильева, М. Гинзбург, Н. Батхен и др. Противостоят данному корпусу рассказов такие, в которых хорошего финала не предвидится и человечество обречено на вымирание, вытеснение зомби: «Мы -зомби» Л. Кудрявцева, «Корабль гурманов У8 бетонный линкор» И. Минакова и М. Хорсуна, «Уберзольдат Аненербе» В. Лазурина, «Потрепанное очарование блондинок» А. Скоробогатова, «Летят утки» Ю. Бурносова и др.

Интересно проанализировать фантазируемые писателями причины оживления мертвых. Это вирус, созданный человеком и, как правило, случайно вышедший из-под контроля (В. Васильев, Л. Кудрявцев), древний биологический организм, обнаруженный в ледниках (С. Волков), инопланетный след (С. Анисимов), научные достижения, эксперименты, их прямые и побочные эффекты (А. Подольский, И. Скидневская и Ю. Мальт, А. Скоробогатов, М. Тихомиров, В. Яценко). Встречаются даже настолько оригинальные причины, что они реализуются только в одном-единственном произведении. К примеру, в рассказе В. Аренева «Дело о детском вопросе» причина превращения в зомби Шерлока Холмса, по сюжету рассказа действительно умершего у Рейхенбахского водопада, -незаконченные дела, желание покарать преступников, завершить уничтожение шайки профессора Мориарти. В нескольких рассказах показано, что причина, в общем-то, и не важна (Ю. Бурносов,

A. Куламеса, Ю. Погуляй и др.). Действительно, причина вряд ли может быть известна простым людям, сражающимся с монстрами. Да и не важна она, причина, когда надо действовать, выживать, драться.

Однако рекордсменом является такая причина обращения людей в зомби, как народная магия, колдовство (В. Бакунин, Н. Батхен,

B. Венгловский, М. Гелприн и Ю. Черных, М. Гинзбург, Д. Зарубина,

C. Игнатьев, Н. Калиниченко, М. Кликин, Е. Константинов, Т. Томах, Ю. Южная), в том числе «научное колдовство» (В. Лазурин). По-видимому, таким образом отечественные фантасты стремятся противостоять западному зомби-апокалипсису, в котором основная, классическая, причина превращения людей в зомби — вирусы, созданные человеком и вырвавшиеся из-под его контроля.

Некоторых писателей озаботил выбор исторического антуража, и они разворачивают сюжет в декорациях прошлого или будущего. С. Игнатьев в рассказе «Листопад мортиарха» фантазирует в рамках альтернативной истории где-то в пределах русского средневековья, С. Анисимов в рассказе «Лишний» описывает события времен Великой

Отечественной войны, а С. Волков («Ледяная симфония») изображает недалекое будущее (2048 год). Советские времена становятся историческими декорациями не только во всех рассказах сборника «Зомби в СССР», что естественно, но и в рассказах сборника «А зомби здесь тихие», например, у И. Вереснева в рассказе «Апатовский инцидент», у Д. Зарубиной («Нужен мне работник») или у М. Гелприна и Ю. Черных в рассказе «Резня в петушатнике». Желание вписать зомби в реальность Советского союза, скорее всего, вызвана стремлением сделать сюжет более парадоксальным, ведь именно в те времена мы не просто не представляли себе этих сюжетных схем, мы о них даже не знали.

Другие предпочитают антураж географический, вписывая сюжеты о зомби в нероссийскую действительность. Это могут быть реально существующие страны и города (Германия в рассказах В. Лазурина и А. Скоробогатова, Лондон в рассказах В. Аренева и Н. Батхен, Норвегия у И. Скидневской и Ю. Мальт и под.) и места, по-видимому, нереальные, о «ненашем» местоположении которых можно судить по именам и названиям (М. Гинзбург, «Мертвецы и крысы»).

Старательное и, как правило, искусное конструирование исторических и географических декораций связано, по нашему мнению, с желанием авторов, ограниченных довольно жесткими жанровыми рамками, достичь стилистического разнообразия. Это еще один способ сделать повествование более оригинальным.

Встречаются и классические сюжетные схемы. К примеру, в рассказе И. Вереснева «Апатовский инцидент» произошел «случайный» выброс биоактивных веществ, люди заражаются от укусов, становятся кровожадными зомби, но армия пресекает распространение вируса, уничтожив всех. По классическим сюжетам построены также рассказы, в которых подвиг жертвующего собою одиночки спасает Землю (С. Волков, И. Скидневская и Ю. Мальт). Классическими могут быть также названы сюжеты, в которых описывается превращение в зомби зараженного человека. Ранка мала, о заражении еще никто не знает, люди спасают и защищают несчастного, но он-то уже изменился и начинает действовать (М. Маскаль, Ю. Погуляй).

Однако чаще наблюдается стремление к оригинальности в выборе сюжетной линии. Поиск необычного объяснения феномена зомби для российских литераторов вполне естественен и объясним. Они прекрасно знают, сколь огромный корпус текстов составляет литература зомби-апокалипсиса за рубежом, как разнообразно (и

одновременно однообразно) тема обыграна кинематографом, и понимают, что «простые» сюжеты — это не для них.

Поиск оригинальности, желание удивить читателя неожиданным поворотом сюжета приводит к действительно интересным концепциям. Одна из них — повествование от лица самого зомби, попытка увидеть происходящее с другой стороны баррикады. В этих случаях авторы наделяют зомби вполне человеческими мыслями: «Меня смыло волной за борт переполненной беженцами лохани. Долгое время я провел в воде, служа кормом для рыб» (И. Минаков, М. Хорсун) и желаниями, основное из которых, естественно, победить, пользуясь своими неоспоримыми преимуществами: живучестью, легкостью «ремонта» и под. Зомби, ведущий рассказ, может до определенного времени не знать, что он неживой, например, в рассказе «Уберзольдат Аненербе» В. Лазурина, но читателям даются вполне ясные текстовые подсказки: «Не чувствую боли, только — как вибрирует грудь под ударами пуль».

Выясниться, что повествователь, от лица которого ведется рассказ, на самом деле — зомби, может и неожиданно. Такова концепция рассказа К. Каримовой «Ох уж эти зомби…», а в конце рассказа Л. Кудрявцева «Мы — зомби» герой произносит: «<…> Уже готовились к предстоящим после отбоя процедурам, восстанавливающим наши мертвые тела», и читатель понимает, что герой мертв и, борясь вроде бы с вирусом, на самом деле не собирается отдавать людям землю: «Мы когда-то были людьми, но теперь являемся уже чем-то другим. Если удастся, мы со временем потесним человечество».

Поиск оригинальных концепций приводит также к тому, что во многих рассказах зомби безобидны, не собираются причинять вред людям и классически есть их мозг. Ну, стали люди ходячими мертвецами, это ведь не значит, что они должны быть злыми и кровожадными: «Остановился. Уставился на меня желтыми, ничего не выражающими глазами. Я для него была как та елка или столб -препятствие, которое нужно обойти» (Н. Караванова, «Дом на кладбище»). В рассказе А. Золотько «Последняя просьба» мертвые просто оживают, начиная новый этап жизни, и, хотя рассказ посвящен описанию абсурдности воплощения древней мечты человека о воскрешении умерших родственников, сами зомби не злые и не добрые, а вот живые стремятся нажиться на их возвращении.

В целом ряде рассказов стремление авторов найти свой подход к классическому сюжету приводит к тому, что этически люди и зомби меняются местами. В рассказе И. Минакова, М. Хорсуна в ходе войны живые становятся людоедами, а мертвые подавляют свои инстинкты,

питаясь овощными блюдами и гороховым супом, рецептом которого авторы весьма оригинально и заканчивают рассказ. У В. Яценко («Пасынок человечества») зомби спасают людей, а те, даже понимая, что мертвые безобидны и добродушны, убивают их. Д. Зарубина в рассказе «Тот, кто ест твой мозг» изображает профессора, который сумел оживить себя после смерти и продолжает преподавать медицину. Он гораздо гуманнее одного из своих нерадивых студентов, за несданный экзамен бросившегося на него с ножом. В рассказе Д. Казакова «День святой Милы» описываются далекие постапокалиптические времена мира будущего, и внезапно выясняется, что человеческая цивилизация за несколько столетий полностью деградировала, а вот зомби смогли выстроить вполне человечное общество без зла, насилия и пьянства: «А ведь создания зла <…> но при этом куда менее злобные, чем те же люди».

То, что воскресшие лучше живых, совершенно не удивительно в контексте описанных выше религиозно-философских идей. Аналогична ситуация в рассказе К. Каримовой «Ох уж эти зомби…», где читатель постепенно начинает догадываться, что герой, ведущий повествование, и есть живой мертвец, а тот, кого он называет «зомби» — человек: «Говорят, были эти зомби когда-то разумными, а сейчас выродились, одичали. А ведь раньше даже говорить умели. Слово зомби-то — из их языка. Живой мертвец значит. Это они нас так звали». В таких сюжетах звучит горькая ирония по поводу высокомерия человека, который чванливо гордится своей человеческой природой, а ее не так уж сложно потерять.

Естественно, рассказы сборника «Зомби в СССР» имеют некоторую специфику, обусловленную целевой задачей сборника -вписать сюжеты о зомби в контекст страны Советов. Отсюда и рассказ о студентах на картошке, восходящий, несомненно, к юношеским воспоминаниям автора (М. Кликин), и описание вурдалаков, потревоженных и пробужденных к жизни социалистическим строительством (А. Бачило), и фантазии на тему заповедной, дорогостоящей и весьма привлекательной для людей охоты на зомби (А. и Д. Голиковы, М. Маскаль), и постоянная апелляция к деятельности спецслужб, армии и милиции (Т. Алиев и М. Магомадов, С. Волков, Т. Томах и др.), и невозможность обойти вниманием период сталинских репрессий (А. Подольский). Одна из сюжетных линий -определение причины появления живых мертвецов как экспериментов по созданию дешевой и надежной рабочей силы. Зомби — прекрасные работники, им не нужно отдыхать, они не пьют горькую, не перекуривают, работают в любых условиях, их не нужно мотивировать

и платить им зарплату. Проблема только в том, что эксперимент может выйти из-под контроля (А. Подольский, «Забытые чертом»). Впрочем, подобные сюжеты находим и в сборнике «А зомби здесь тихие» в рассказах «Третья смена» А. Давыдовой и «Нужен мне работник» Д. Зарубиной.

В рассказах о зомби в СССР причинами появления живых мертвецов также чаще всего выступают магия и колдовство, однако здесь они тесно переплетаются с действиями представителей спецслужб и ученых закрытых НИИ, озабоченных вопросом обеспечения бессмертием партийных руководителей (С. Волков, «Генератор»; А. и Д. Голиковы «Территория бессмертных»), политикой и историей (Т. Томах, «Дорога через Ахерон») и под. Появление зомби вызвано разорением кладбищ, древних капищ, и, самое главное, отсутствием веры: «Беда, соколики, в том, что не веруете вы ни во что. Ни в дьявола, ни в советскую власть. Ни в Бога» (Т. Томах).

Явно мастерство писателей, хорошее владение ими основами жанра хоррора. Многим авторам сборника «Зомби в СССР» (М. Кликин, Т. Томах) удается в начале рассказов создать ощущение напряженного ожидания. Расшифровывая полунамеки, обдумывая загадочные, необъяснимые факты, читатель вместе с героями удивляется непонятному, пытается догадаться о том, что происходит. Проявляется художественное мастерство и в описании боевых действий против зомби (А. и Д. Голиковы, Т. Алиев и М. Магомадов, А. Подольский и др.), и в описании собственно ужасов, когда писателю удается найти шаткий баланс между обязательными для жанра «ужасными» подробностями (они тоже присутствуют) и границами приличий. Большинство авторов понимают, что в жанре хоррора недоговоренность может оказать на читателя большее впечатление, чем ужасающие детали: «Страшнее всего было в детском отделении [больницы — М.К.], но там и закончилось все куда быстрее» (Ю. Бурносов).

Заслуживает глубокого психологического осмысления тональность большей части рассказов, повествующих о закате цивилизации, ужасающих событиях, связанных с появлением зомби и губительных для человечества. Эта тональность — спокойная и размеренная, показывающая, что люди смирились с произошедшими в истории их планеты необратимыми изменениями и мирно продолжают жить дальше. Таков рассказ «Дом на кладбище» Н. Каравановой, одни герои которого путешествуют по миру в чужих телах, пока их собственные умирают («Редко кто ходит по улицам не в виде

биооболочки, а своими, природой данными, ногами»), другие -пытаются помочь первым, спасти их, но все удивительно стабильны и спокойны, ведут размеренную жизнь, наполненную привычными действиями. Данный подход показывает, что писатели высоко оценивают способность человека приспосабливаться к происходящему, безропотно принимать изменения в своей жизни и существовании всей цивилизации.

Достоинством и размеренностью наполнены также описания подвигов простых людей: старика-одиночки в рассказе Т. Алиева и М. Магомадова, простых милиционеров и учащихся сельскохозяйственного училища в рассказе Ю. Бурносова: «Будущие трактористы-машинисты широкого профиля поступили хитро. Сдержать лезущих в огромные окна первого этажа мертвецов они не могли, но на второй этаж училища можно было подняться только по широкой кованой лестнице, благо находилось оно в бывшей помещичьей усадьбе. Лестницу завалили учебными экспонатами -сеялками, веялками, культиваторами и прочей сельскохозяйственной фигней, в руки взяли длинные острые ножи от косилок. Набравшиеся опыта в драках район на район и деревня на деревню пацаны держались несколько часов, сбивая все новые волны покойников». Авторам словно интересно примерить костюм Милы Йовович простым людям — милиционеру, слесарю, школьнику, студенту, учителю истории и др. (А. Куламеса, «Хороший размен»).

Создается впечатление, что подвиг — нормальное состояние советского человека. Действительно, описание мыслей и действий слабака, подлеца, «гнилого» человека, выбирающего, столкнувшись с проблемой зомби, путь предательства, находим лишь однажды, в рассказе А. Подольского «Забытые чертом», один из персонажей которого лейтенант Олег «рядиться героем не собирался». Остальным действующим лицам удается довольно быстро привыкнуть к новому положению вещей и начать совершать свои обыденные подвиги. В этом, как нам кажется, авторы рассказов о зомби в СССР невольно, возможно, незаметно для себя проявили огромную веру в душевные силы советского человека, сформированную бесконечными подвигами, совершаемыми им в течение десятилетий: участием в великих стройках, противодействием культу личности Сталина, победой в Великой Отечественной войне, подъемом Целины и др.

Итак, основная мотивирующая сюжетные построения черта отечественной литературы о «живых мертвецах», о зомби — стремление российских авторов быть оригинальными, желание создать свой особенный корпус текстов, не повторяющих широко распространенные

западные образцы. С этим связано предпочтение в выборе такой причины зомби-апокалипсиса, как народная магия, колдовство; создание фантазийных миров, в которых зомби — вполне мирные создания, не причиняющие вреда людям и даже этически превосходящие их; стремление к изображению не всемирной катастрофы, а частных случаев «превращения»; спокойная, обыденная тональность повествования; разнообразие исторического и географического оформления сюжетов и другие особенности.

Мы считаем, что современная российская литература о зомби -вполне оформившаяся и своеобразная жанровая разновидность отечественной и мировой апокалиптической литературы. Причем ее достоинство состоит не только в том, что она, как и вся современная фантастика, привлекает к книге современную мало читающую молодежь. К достоинствам стоит отнести также оригинальность сюжетных построений, высокое писательское мастерство авторов, удачно реализованную интенцию отличаться от западных образцов жанра, найти свой путь в новом для нашей литературы жанре. Своеобразие жанра зомби-апокалипсиса в русской литературе во многом определяется особой ролью идеи воскрешения в русской философии и культуре.

Литература

Бальжинимаева Н.Ч.Ж. Рождество и пасха как основа христианского мировоззрения // Православие и дипломатия в странах азиатско-тихоокеанского региона. Улан-Удэ, 2015.

Бренькова А.С. Понятие воскрешения в философии Н.Ф. Федорова // В мире научных открытий. 2010. № 6-2.

Долгих А.А. Модификация кинообраза «зомби» в современной философии // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2013. № 5 (133).

Павлов А. Телемертвецы: возникновение сериалов про зомби // Философско-литературный журнал Логос. 2013. № 3 (93).

Панцхава И.Д. О смертности и бессмертии человека. М., 1965.

Порядин И.А. Конец света как мечта, или Синдром апокалипсиса // Вестник Самарского государственного университета. 2009. № 67.

Санданов А. Зомби-апокалипсис // Искусство кино. 2011. № 5.

Трубников Н.И. Проблема смерти, времени и цели человеческой жизни (через смерть и время к вечности) // Философские науки. 1990. № 2.

Федоров Н.Ф. Философия общего дела. В 2-х тт. М., 2003.

Чекмаев С., Бурносов Ю. Цельтесь в голову. От составителя и главного идеолога // Зомби в СССР. Контрольный выстрел в голову. М., 2010.

Шалавин А.О. Анализ проблемы практического бессмертия и ее решения в контексте идеи «воскрешения отцов» (патрофикации) Н.Ф. Федорова // Вестник Мурманского государственного технического университета. 2014. Т. 17. № 4.

Юрина Н.Г. Традиции русской апокалиптической литературы XVIII века в «Краткой повести об антихристе» Вл. Соловьева (Соловьев и Яровский) // Вестник Чувашского университета. 2010. № 4.

Яковлев М.В. Русский символизм второй волны и апокалипсис // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. 2012. № 27.

ОЦЕНОЧНО-СИМВОЛИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЛЕКСЕМЫ БЕЛЫЙ

Т.В. Григорьева, А.Р. Григорьева

Ключевые слова: оценочность, символ, цветообозначения, семантика, белый, черный.

Keywords: evaluation, symbol, colour term, semantics, white, black.

Когнитивная лингвистика, в русле которой проходит данное исследование, представляет язык как «вербальную сокровищницу нации, средство передачи мысли, которую он «упаковывает» в некую языковую структуру» [Маслова, 2004, с. 4]. Изучая, как человек познает окружающий мир и как хранит информацию о мире в сознании, научное сообщество приближается к пониманию когнитивных механизмов семантики слов как отпечатков национально-культурного опыта (см., например, работы Дж. Лакоффа, А. Вежбицкой, Н.Н. Болдырева, А.П. Бабушкина, С.Г. Воркачева, Е.В. Рахилиной и др.). Объектом когнитивных исследований становятся и цветообозначения. Так, некоторые метафорические значения цветовых слов рассмотрены в работах А.А. Брагиной (на материале русского языка, 1997), Е.В. Шевченко (на материале английского языка, 2007), М.А. Болотиной и Е.А. Шабашевой (на материале английского и русского языков, 2013) и др.

В семантической структуре цветоимен важное место занимает оценочная сема. В русском языке ее содержат такие цветовые прилагательные, как белый, черный, красный, зеленый, желтый, синий, серый [см. об этом: Кезина, 2013; Хамидова, 2008], при этом необходимо отметить, что в разные периоды оценочность цветовых прилагательных изменялась: к примеру, слово багряный в XVIII веке означало «красивый», в современном же языке эта сема утратилась [Кезина, 2013, с. 362]. Изучая базовые имена цвета, С.В. Кезина

Not a traditional zombie

There are many ways to label this kind of creatures. Zombie doesn’t quite fit, as they normally only regenerate once in the sense that they are coming back to life. But their bodies are still the way they were when they died and they normally can’t regain lost limbs. Zombies tend to be quite dumb, too.

Many opportunities depending on the style

Depending on the style of the regeneration you could draw inspiration from different existing works of fiction. The names however should be used carefully. You want to show some measure of originality to make them your own.

Frankenstein for example created a monster from different body parts. If your character can simply take limbs he finds lying around and sew them to his body this might be an ideal source of inspiration.

Doctor Who can regenerate completely, too. Each time in a completely different body, though and as far as I remember there was a limit for how often timelords can normally regenerate.

Markus Heitz used the term «Soul Wanderer» in his book «Exkarnation — Krieg der alten Seelen» (as far as I know there is no english translation of this german book — it basically means «excarnation — war of the ancient souls») for a concept where souls come from one source and normally return there — but there are a few who can inhabit a different body once their old one dies and thereby «escape» the normal cycle of rebirth.

Vampires can also regenerate as long as there is no sunshine and there was no silver or holy symbol involved. The same applies to werewolves and other werecreatures.

Often Fey, Elves and other magical creatures like dragons, anthropomorphic unicorns (Elder Races Series) are described as having heightened regenerative abilities — what looks to normal characters like a sure death may feel like an inconvenience to magical creatures of any kind.

Necromancers are often playing with the dead. Ensuring yourself won’t become one of them is just a necessary and obvious step. Often this can result in a lich, who may never die as long as you don’t destroy his phylactery.

The anime Ajin has a complete recovery, no matter how you kill such an Ajin. Except for one thing: they have a shadowy impersonation of their emotions that helps them regenerate and can only be seen by other Ajin. If one Ajin destroys the «head» of another Ajin it is killed and the person is really dead.

You could simply go with «immortal soul», «devil», «demon» or any other such, often evil, creature and just say that your version works the way it does in your world.

Conclusion — do what you feel is right

Choose a name and be consistent. Or don’t choose a name.

Who says that the character has to know what he is?

Not a traditional zombie

There are many ways to label this kind of creatures. Zombie doesn’t quite fit, as they normally only regenerate once in the sense that they are coming back to life. But their bodies are still the way they were when they died and they normally can’t regain lost limbs. Zombies tend to be quite dumb, too.

Many opportunities depending on the style

Depending on the style of the regeneration you could draw inspiration from different existing works of fiction. The names however should be used carefully. You want to show some measure of originality to make them your own.

Frankenstein for example created a monster from different body parts. If your character can simply take limbs he finds lying around and sew them to his body this might be an ideal source of inspiration.

Doctor Who can regenerate completely, too. Each time in a completely different body, though and as far as I remember there was a limit for how often timelords can normally regenerate.

Markus Heitz used the term «Soul Wanderer» in his book «Exkarnation — Krieg der alten Seelen» (as far as I know there is no english translation of this german book — it basically means «excarnation — war of the ancient souls») for a concept where souls come from one source and normally return there — but there are a few who can inhabit a different body once their old one dies and thereby «escape» the normal cycle of rebirth.

Vampires can also regenerate as long as there is no sunshine and there was no silver or holy symbol involved. The same applies to werewolves and other werecreatures.

Often Fey, Elves and other magical creatures like dragons, anthropomorphic unicorns (Elder Races Series) are described as having heightened regenerative abilities — what looks to normal characters like a sure death may feel like an inconvenience to magical creatures of any kind.

Necromancers are often playing with the dead. Ensuring yourself won’t become one of them is just a necessary and obvious step. Often this can result in a lich, who may never die as long as you don’t destroy his phylactery.

The anime Ajin has a complete recovery, no matter how you kill such an Ajin. Except for one thing: they have a shadowy impersonation of their emotions that helps them regenerate and can only be seen by other Ajin. If one Ajin destroys the «head» of another Ajin it is killed and the person is really dead.

You could simply go with «immortal soul», «devil», «demon» or any other such, often evil, creature and just say that your version works the way it does in your world.

Conclusion — do what you feel is right

Choose a name and be consistent. Or don’t choose a name.

Who says that the character has to know what he is?

мумия описание и фото

Существа подвида нежить (живые мертвецы) имею в своём существовании заранее заложенное правило. Это может быть месть, жестокость, могут быть наказание и поощрение, а может быть и жажда защиты. Последнее правда случается очень редко, но обычно мотив защиты самый светлый из…

Читать онлайн

умертвия

Среди кладбищенских существ, или так называемой нежити, особою нишу занимают умертвия. Огромные, бесстрашные и сильные они становятся воплощением того самого первозданного ужаса, который испытывает человек оказавшись ночью на кладбище. В разных народах умертвий называют по-разному, но почти во всех мифах…

Читать онлайн

упырь мифы и легенды

В мифах разных стран встречаются опасные существа, происхождение которых всегда разнится. Эти существа питаются лишь людьми – либо раскапывают могилы и жрут мертвечину, либо нападают на путников и отрывают куски их тел. Острые когти и зубы позволяют нескольким таким особям…

Читать онлайн

фото зомби на кладбище

Зомби – это воскрешенные каким-либо способом мертвецы. Они способны передвигаться подобно людям, но физиологически их жизнь на этом свете давно окончена. К жизни возвращаются только их тела, но души остаются блуждать в иных пространствах. Зомби: миф или реальность? Чаще всего…

Читать онлайн

Привет всем, хочу поделиться своей историей, которая произошла со мной еще в те годы, когда я только закончил школу и был еще совсем молодым, сейчас мне уже 35 лет, я еще не старый, но уже и не зеленый. Как-то после…

Читать онлайн

Не все люди умеют ценить должным образом, не каждому оно дано, умение понимать важность того или иного, мы живём, получаем и теряем, и в основном лишь жалуемся на то чего нам в свое время не хватило, да, так уж мы…

Читать онлайн

Красные огоньки света, создаваемые догорающими квартирами многоэтажных домов, придавали ещё более кроваво-мрачный оттенок разрушенному городу. Эти очаги возгорания было уже некому потушить. Алая цветом дымка покрывала словно одеялом пустые улицы. В воздухе ощущался запах гари, железа и жареной плоти. Надежды…

Читать онлайн

Дневной свет пробиваясь сквозь пыльное окно с приклеенным к нему газетными отрывками освещает квартиру обычной пятиэтажной хрущёвки, мои уставшие глаза медленно и неохотно открылись под давлением солнечных лучей, приподнявшись к столу, я схватил очередную бутылку водки что была на запас,…

Читать онлайн

Король трупов. Он двигался по тёмной улице, крепко стискивая пальцами ручку пакета, вдыхая полной грудью прохладный воздух. Его взгляд лениво блуждал от дома к дому, глядя на освещённые окна. Иногда в них были видны фигуры жильцов, а порою только отблеск…

Читать онлайн

blank

Мертвецки пьяный дед. «Версия 3» Алексей много лет не был в родной деревне, в которой ему довелось провести своё счастливое детство. Приближаясь к селению, он с ностальгией вспоминал, как бегал по этим местам сопливым мальчишкой. Ему также припомнились вкусные пироги,…

Читать онлайн

blank

Для человека нет большей муки, как хотеть отомстить и не мочь отомстить. Гоголь Н. В. Считаю, что месть — это естественное желание человека. Венсан Кассель. На кладбище, на самом видном месте, стоял прозрачный куб из пуленепробиваемого стекла, с длиной каждой…

Читать онлайн

За окном пылали пожары. Колонна машин, двигающихся в строгом порядке, медленно продвигалась по улицам опустевшего города. Где-то далеко горели одинокие костры, на западе города разрастался пожар, неподалеку выли какие-то собаки. Непривычная тишина настораживала и пугала. Алина с отвращением смотрела в…

Читать онлайн

Моя семья купила дом возле кладбища, это кладбище мне было знакомо ведь тут похоронены мои дедушка и бабушка Очень странным показалось что это дом продали очень дёшево Первая ночь тут прошла отлично Вторая также А вот когда третья стало твориться…

Читать онлайн

ЧАСТЬ I. Липовый конкурс.   Алиса создала группу ,,Чат Страшилок,, Алиса добавила Настю. Алиса добавила Веронику.   АЛИСА: Итак, девчонки, в этом чате мы будем выкладывать страшилки собственного производства. Если знаете еще кого-то, кто классно сочиняет страшилки, добавляйте их сюда….

Читать онлайн

blank

Не так давно на одном из литературных сайтов мне написал читатель, назвавшийся Иваном, с большим желанием пообщаться. Мы связались с ним по телефону. От этого мужика я услышал историю, которую он попросил переложить в рассказ. Но не указывая времени, а…

Читать онлайн

Однажды, в Чернобыле, жил один парень. Ему где-то было лет 30. Он работал там, где произошёл ядерный взрыв (но он ещё не произошёл). Как то раз, обычным днём, он узнал, что сейчас произойдёт взрыв. И поэтому взял 2 громкоговорители, и…

Читать онлайн

Пролог Я проснулась на жесткой койке. Я села. Я находилась, по всей видимости, в каком-то кабинете. Но как? Я ведь точно помню взрыв… Неужели я выжила и меня подобрали военные? Я задумалась, уставившись в стену. Эти военные… Почему они хотели…

Читать онлайн

Алина Кажется, сегодня четырнадцатое июля. Да, именно четырнадцатое. Когда у тебя нет дневника, гораздо сложнее ориентироваться в числах и датах. Итак, мы — а именно Алина, Эмилия, Андрей и Коля — ехали вдоль шоссе на внедорожнике. Погода теплая, бензина хоть…

Читать онлайн

Я проснулся от чьих-то криков ,,На помощь!,,. Учитывая сложившуюся ситуацию, я сначала подхватил ружье, а затем разбудил Андрея. Мы вылезли из нашей землянки. Голос доносился от берега реки, там же был и мост. Мы с Андрюхой осторожно пошли на звук….

Читать онлайн

14.06. Я нашла эту записную книжку в одном из магазинов. Теперь это мой дневник. Буду записывать все, что со мной произойдет. В городе царит хаос и разруха. Вертолеты… Машины… А толку — ноль. Из города увозят всех выживших. Но я…

Читать онлайн

1 апреля на YouTube появился первый трейлер нового фильма «Мертвые не умирают» (The Dead Donʼt Die) от Джима Джармуша. Хотя каждый фильм Джармуша сам по себе — событие, хоррор-зомби-комедии он еще не снимал. Это выглядело как очень хороший первоапрельский розыгрыш, даже дату выхода в кинотеатрах США в трейлере указали, надо же. Но вот прошел показ на Каннском кинофестивале, потом состоялся релиз в Соединенных Штатах и премьерный показ в России. А уже 11 июля фильм доберется и до российского проката. Видимо, это были не шутки.

Еще по первому трейлеру было понятно, что зомби у Джармуша необычные. Да, их тянет на человечину, но отказаться от своих прижизненных привычек они не готовы: кому охота выпить бокальчик шардонне, а кому чашечку кофе. Насмешка над обществом потребления? Абсолютно! Но для нас это стало поводом сделать подборку книг, которые покажут привычных для нас зомби с совершенно разных сторон. И вовсе не обязательно появление живых мертвецов означает начало апокалипсиса, кстати.

Книги про необычных живых мертвецов: зомби-музыкант, зомби-школьник, зомби-Ромео и другие - фото 1

«Зомби: Антология» Баркера, По, Вагнера, Лавкрафта и др. (The Mammoth Book of Zombies)

Книги про необычных живых мертвецов: зомби-музыкант, зомби-школьник, зомби-Ромео и другие - фото 2

В этом сборнике рассказов собраны произведения разных авторов, среди которых есть как очень именитые: Эдгар Аллан По, Говард Лавкрафт и Клайв Баркер, так и куда менее известные. Всего двадцать шесть разных по духу и происходящим событиям историй.

Каждый писатель придумывает что-то свое, а это побуждает листать страницы все дальше. Тут вам и мир, где зомби используют как проституток и танцовщиц, и живые мертвецы, которых с позволения премьер-министра Великобритании превращают в ломовую силу, и, обязательно, безумный ученый, воскрешающий и подчиняющий трупы, тут уж без этого никак! Об одной из самых впечатляющих повестей сборника, On the Far Side of the Cadillac Desert with Dead Folks, вам, кстати, рассказывал Александр Башкиров в подборке лучших книг-вестернов.

«Зомби: Антология» ловко жонглирует сеттингами и постоянно перекидывает читателя из одних обстоятельств в другие. Довольно небольшой размер рассказов, при этом, точно не даст заскучать — вы попросту не успеете! По итогу получается своеобразная смесь американских горок и домика ужасов из парка аттракционов.

Книги про необычных живых мертвецов: зомби-музыкант, зомби-школьник, зомби-Ромео и другие - фото 3

«Нежить: Антология» Геймана, Мартина, Симмонса, Гамильтона и др. (The Living Dead)

Книги про необычных живых мертвецов: зомби-музыкант, зомби-школьник, зомби-Ромео и другие - фото 4

В отличие от предыдущего альманаха, здесь собраны более современные рассказы про живых мертвецов. Тем интереснее прочитать обе книги и сравнить, как со временем менялось представление авторов о зомби.

В этот сборник вошло целых тридцать пять рассказов, в том числе хитовых авторов современности: тут вам и Дэн Симмонс с историей про учительницу, которая учит детей, несмотря на то, что они были бы рады скорее плоть человеческую погрызть, чем гранит науки. Есть и Джордж Мартин с печальной историей о парне, который может «разговаривать» с нежитью, но не способен найти «ту самую», которую сможет полюбить. И Нил Гейман, который в «Горьких зернах» пытается передать атмосферу безысходности и мысли, ощущения человека, который уже умер. Но не «снаружи»: умерло не его тело — он мертв внутри.

В этой книге рассказы сильно отличаются друг от друга по настроению, заложенным авторами идеям и обстоятельствам. Вовсе не обязательно читать все эти произведения, не надо следовать по порядку, но осилить их все точно стоит. Каждое вызовет у вас свою реакцию, которой может быть и отрицание, и непонимание, но хоть один из рассказов точно западет вам в душу и запомнится надолго.

Книги про необычных живых мертвецов: зомби-музыкант, зомби-школьник, зомби-Ромео и другие - фото 5

«Зомби. Руководство по выживанию» Макса Брукса (The Zombie Survival Guide: Complete Protection From the Living Dead)

Книги про необычных живых мертвецов: зомби-музыкант, зомби-школьник, зомби-Ромео и другие - фото 6

Представляли ли вы когда-нибудь, что зомби-апокалипсис действительно произошел? Ваш город превратился в кишащую живыми мертвецами огромную ловушку, продукты в квартире на исходе, а из оружия под рукой у вас только лопата, которой вы зимой от снега очищаете машину. Что делать в такой ситуации?

Скорее всего, конечно, вы присоединитесь к толпе зомби, но с книгой Макса Брукса ваши шансы на выживание хотя бы немного увеличатся. Здесь вы найдете ответы на вопросы: «Откуда берутся зомби?», «Какие их сильные и слабые стороны?», «Какое оружие выбрать?». Разумеется, это все ненаучная фантастика, но лучше иметь под рукой такое руководство, чем ориентироваться на комиксы про «Ходячих мертвецов».

Книги про необычных живых мертвецов: зомби-музыкант, зомби-школьник, зомби-Ромео и другие - фото 7

«Мозг зомби. Научный подход к поведению ходячих мертвецов» Тимоти Верстинена, Брэдли Войтека (Do Zombies Dream of Undead Sheep? : A Neuroscientific View of the Zombie Brain)

Книги про необычных живых мертвецов: зомби-музыкант, зомби-школьник, зомби-Ромео и другие - фото 8

Смотря фильм про зомби, отстреливая их в играх, читая про живых мертвецов в книгах и комиксах мы заранее ожидаем от них определенных моделей поведения, пусть не всегда наши ожидания и оправдываются.

Мы знаем, что они: чаще всего ходят большими группами, реагируют на громкие звуки, вероятно, не чувствуют боли и очень хотят добраться до человеческой плоти. Но почему в массовой культуре зомби ведут себя именно так? Сложный вопрос, на который пытаются ответить нейробиологи Тимоти Верстинен и Брэдли Войтек.

В своем исследовании они опирались на самые известные сюжеты фильмов и литературы о живых мертвецах и, анализируя их поведение и повадки, рассказывают много интересного не только про зомби, но и про человеческий мозг и нервную систему. Простой язык и изрядная доля юмора позволяют без проблем даже неискушенному читателю вникнуть в суть вопроса и вынести для себя много нового о центральной нервной системе. И, конечно, о зомби. Куда без них-то.

Книги про необычных живых мертвецов: зомби-музыкант, зомби-школьник, зомби-Ромео и другие - фото 9

«Живые зомби» С. Дж. Брауна (Breathers)

Книги про необычных живых мертвецов: зомби-музыкант, зомби-школьник, зомби-Ромео и другие - фото 10

Энди Уорнер недавно умер, но не до конца. Теперь он зомби. Правда, родители его даже видеть не хотят, друзья отвернулись, а общество тоже пока не готово принять в себя неживых нелюдей. А что делать?

Как-то зомби приходится приспосабливаться, вон, даже общество «Анонимных живых мертвецов» организовали, чтобы вместе с проблемами справляться. Там Энди и находит своих новых друзей. Правда, помимо главного героя, туда приходит еще и зомби-диссидент, который показывает новообращенным мертвецам, что человечинка-то вкусная, а протесты не особо помогают людям их принять как равных. В общем, проблемы начинаются серьезные.

«Живые зомби» — это пускай простая и наивная, но смешная книга даже не совсем про зомби, а скорее про принятие себя и обществом нас самих. Не зря главный герой все еще подросток, параллелей с социализацией детей в школе и тинейджерским бунтарством тут предостаточно. Тем не менее, даже если вы устали от young adult произведений, сеттинг и юмор все еще хорошие причины ознакомиться с книгой.

Книги про необычных живых мертвецов: зомби-музыкант, зомби-школьник, зомби-Ромео и другие - фото 11

«Тепло наших тел» Айзека Мариона (Warm Bodies)

Книги про необычных живых мертвецов: зомби-музыкант, зомби-школьник, зомби-Ромео и другие - фото 12

Еще один представитель жанра young adult, ставший бестселлером и получивший в 2013 году очень любопытную экранизацию. Мир на грани полного вымирания, Земля заполнена зомби, которые охотятся на оставшихся в живых людей. Но однажды один из живых мертвецов вместо того, чтобы сожрать девушку, решает ее спасти.

Ее зовут Джули, его имя начинается на «Р», но ни вспомнить, ни произнести его он не в состоянии. Парень и девушка принадлежат двум, очевидно, воюющим друг с другом лагерям и обоим явно придется несладко, если кто-то узнает об их общении. Ничего не напоминает?

Современное переосмысление Шекспира, где, правда, от Барда не осталось практически ничего, кроме задумки и очевидных аллюзий. Но даже в таком виде «Ромео и Джульетта» остается весьма занимательным чтивом для подростков. Можно даже прослезиться и действительно прочувствовать персонажей. Трогательная история такой непростой любви, эх! А говорят, что зомби бездушные, безэмоциональные и тупые. Как видите, не все и не всегда.

Книги про необычных живых мертвецов: зомби-музыкант, зомби-школьник, зомби-Ромео и другие - фото 13

«Песенка, которую пел зомби» Роберта Силверберга и Харлана Эллисона (The Song The Zombie Sang)

Книги про необычных живых мертвецов: зомби-музыкант, зомби-школьник, зомби-Ромео и другие - фото 14

Музыкальные хиты сейчас меняются очень часто, чарты не стоят на месте и уследить за всем этим очень тяжело. Но по-настоящему гениальные композиции все равно не забываются и еще долгое время после пика своей популярности будут на репите крутиться на музыкальных плеерах.

В «Песенке, которую пел зомби» автор такого музыкального шедевра скоропостижно скончался, но на помощь пришли современные технологии и превратили его в зомби. Правда, он не бродит медленно по улицам, подтаскивая свою нерабочую ногу и не охотится за живыми людишками. По большей части он просто находится в состоянии сна, а пробуждают его только при необходимости выступить.

Это очень небольшой рассказ, в котором сама тема зомби вообще не главенствующая — это форма, в которую заложена настоящая идея автора. Поверьте, у вас появится повод задуматься. Да и зомби-музыкантов все равно очень нечасто встретишь, не правда ли?

Книги про необычных живых мертвецов: зомби-музыкант, зомби-школьник, зомби-Ромео и другие - фото 15

«Почему я бросил школу зомби» Р. Л. Стайна (Why I Quit Zombie School)

Книги про необычных живых мертвецов: зомби-музыкант, зомби-школьник, зомби-Ромео и другие - фото 16

Серия «Ужастики» (Goosebumps) уже давно приобрела культовый статус и объединила в себе книги, фильмы, сериал и даже видеоигры. Здесь много как хороших, так и откровенно проходных произведений Р. Л. Стайна, но нас сегодня интересует одно конкретное — «Почему я бросил школу зомби».

Мэтт — обычный подросток, хоть и атлетически развитый. Как нередко бывает, родители решают переехать в другой город, а значит парню придется поменять школу. Выбор пал на «Академию Ромеро» (привет, отсылочка!), в которой Мэтт довольно быстро понимает, что что-то здесь не так. И, как все уже поняли из названия, это оказывается школа для живых мертвецов.

Как и все «Ужастики», «Почему я бросил школу зомби» не претендует на переосмысление жанра, но выступает очень приятной развлекательной книгой. Еще одна история про адаптацию подростка в новой школе и его социализацию, но в необычном сеттинге, да-да. Отличный выбор, если хотите скоротать скучный вечерок и посмеяться.

Книги про необычных живых мертвецов: зомби-музыкант, зомби-школьник, зомби-Ромео и другие - фото 17

My Life as a White Trash Zombie Дианы Роуланд

Книги про необычных живых мертвецов: зомби-музыкант, зомби-школьник, зомби-Ромео и другие - фото 18

Как-то так складывается, что большая часть литературы про зомби относится к жанру young adult. Чем старше мы становимся, тем сложнее возбуждать умы сказками про живых мертвецов, видимо. Вот и книги Дианы Роуланд относится именно к этой категории. Сразу стоит сказать, что это целый цикл и, к сожалению, на данный момент на русский язык он не переведен. Мы советуем вам попробовать прочитать хотя бы первую книгу из серии.

Жизнь Энжелы Кроуфорд медленно катится в тартарары: пьяница-отец, из старшей школы выгнали, а дальнейшие перспективы нисколько не радужней. В один не особо прекрасный день Энжела ловит передоз от болеутоляющих и попадает в страшную аварию.

Правда, при пробуждении она не обнаруживает никаких шрамов на теле, зато находит анонимное письмо, говорящее, что ее ждет работа в морге. И нет, она не вправе отказаться. А еще внезапно захотелось сожрать чьи-нибудь мозги. Теперь Энжела — зомби. Из такого пике не каждому удастся выправиться!

Эта книга увлечет вас на пару дней и подарит вам приятный young adult-роман про девушку, попавшую в очень странную историю и ставшую зомби, с элементами хоррора и детектива: куда же без таинственного маньяка, разделывающего своих жертв? Хотя, может, перед сном читать все же не стоит, а то ужасы еще будут сниться.

Книги про необычных живых мертвецов: зомби-музыкант, зомби-школьник, зомби-Ромео и другие - фото 19

А какие любимые книги про зомби есть у вас? Делитесь мнениями и названиями в комментариях!

Книги про необычных живых мертвецов: зомби-музыкант, зомби-школьник, зомби-Ромео и другие - фото 20

Читайте книги вместе с «Канобу» на Bookmate!

  • Описание золотой рыбки из сказки пушкина 2 класс литературное чтение
  • Описание золотой рыбки из сказки о рыбаке и рыбке 2 класс
  • Описание змея горыныча в сказках
  • Описание злой царицы из сказки о мертвой царевне и 7 богатырях
  • Описание злой мачехи из сказки о мертвой царевне и о семи богатырях