На основе текста и иллюстраций опишите храм Святой Софии в Константинополе. Предварительно составьте план своего рассказа.
Для возведения храма Юстиниан не жалел средств. В Константинополь по распоряжению императора свозились архитектурные элементы древних построек, которые были использованы в новом храме. Так, из храма Солнца в Риме были взяты восемь порфировых колонн, а из храма Артемиды в Эфесе – восемь колонн из зеленого малахита. Для придания храму небывалой роскоши широко использовались золото, серебро, слоновая кость. Строительство собора обошлось в три годовых дохода Византийской империи.
По своей конструкции храм Святой Софии представляет собой практически квадратное трехнефное сооружение (75 на 68 метров). Два боковых нефа – узкие, а средний неф – широкий. Середина широкого нефа ограничена четырьмя огромными столбами, подпирающими гигантские арки, и покрыта довольно плоским куполом. Купол с диаметром 31 метр находится на высоте 51 метра и состоит из сорока арок с окнами. Благодаря такому решению создается ощущение сплошного светового пояса, кажется, что купол парит в воздухе. Эта купольная система стала шедевром архитектурной мысли того времени. Большой неф отделен от узких боковых большими арками с порфировыми и малахитовыми колоннами.
Внутренняя отделка храма продолжалась на протяжении нескольких столетий и отличалась особой роскошью. Пол был покрыт мозаиками, стены храма представляли собой сплошной ряд из шикарнейших фресок и сюжетных мозаик. Что самое интересное, на стенах, колоннах, балюстрадах, парапетах и подоконниках найдены более 70 славянских надписей, включавших указание на происхождение писавшего. Так называемые славянские надписи-граффити в храме были не единственными, на мраморных парапетах собора встречаются надписи скандинавскими рунами. Вероятно, они были нацарапаны воинами из скандинавской гвардии императора.
В 1453 году после завоевания Константинополя турками из христианского храма Святой Софии была сделана мечеть. К собору пристроили четыре минарета, и собор превратился в мечеть Айя-София. В XVI веке к зданию были пристроены тяжелые и грубые контрофорсы (выступающая из стены конструкция, вертикальное ребро для усиления несущей стены), это существенно изменило внешний вид здания. Сегодня храм является музеем «Айя-София».
Использован учебник «История Средних веков. 6 класс», Е. Агибалова, стр. 59
Параграф 7 «Культура Византии»
1. Чему обучали в византийских школах? Чем был вызван такой выбор предметов?
В школах изучали чтение, письмо, счёт, церковное пение. Изучали религиозные книги и труды древних учёных и литераторов.
Византии нужны были грамотные люди для управления страной: чиновники, юристы, даже торговцы и ремесленники должны были знать грамоту и счёт. Выбранные предметы давали детям тот минимум, которого хватало для государственной службы.
2. Какие науки развивались в Византии особенно успешно?
Особо успешно в Византии развивались: математика, медицина, химия, история и география.
3. Почему древние греки украшали храмы прежде всего снаружи, а византийские мастера — изнутри?
Греки проводили торжественные церемонии снаружи храма, а византийцы стали их проводить внутри. Поэтому для византийцев была важна красота внутреннего убранства, а грекам — внешнего.
4. На основе текста и иллюстраций опишите храм Святой Софии в Константинополе. Предварительно составьте план своего рассказа. Постарайтесь, чтобы он включал сведения из разных пунктов параграфа.
План описания храма Святой Софиии
- Церковь — место проведения церемоний.
- Строение христианского храма: притвор, неф, алтарь.
- Пять лет строительства главного христианского храма.
- Мрамор разного цвета.
- Голубой купол парит в небе.
- Украшена мозаикой, фресками и иконами.
- Фонтаны перед храмом.
5. Уточните по словарю значение слов «мозаика», «фреска», «икона». Чем различается техника создания мозаики, фрески, иконы?
Мозаика — изображения из разноцветных камешков и цветного стекла — смальты.
Фреска — изображение водяными красками на сырой штукатурке.
Икона — изображение красками святых на деревянных дощечках.
6. В чём состояла важность контактов других стран и народов с Византией?
Византия несла другим страном не только товары, но знания и культуру.
Дополнительно
1. Сделайте вывод: почему образование и наука в Византии в VI-XI веках были развиты лучше, чем в Западной Европе?
Византия избежала нашествий варваров и в ней не было упадка культуры, как в Западной Европе.
2. Документы сообщают, что в день освящение храма Святой Софии император Юстиниан воскликнул: «Слава Всевышнему, который избрал меня для этого великого дела! Я превзошёл тебя, Соломон!» Как вы понимаете эти слова? Почему Юстиниан сравнил себя с библейским царём Соломоном?
Имя Соломона связывают со строительством Иерусалимского храма, и Юстиниан посчитал, что построенный им храм Святой Софии более прекрасен, чем храм Соломона.
3. Найдите в книгах или интернете изображение базилики (вытянутого прямоугольного здания церкви) или крестово-купольного храма, кроме упомянутой в параграфе церкви Святой Софии. Укажите на этом изображении те части здания, о которых вы узнали из текста.
В крестово-купольном храме можно выделить Притвор, Неф, Алтарь, Апсиды и Барабан.
4. Подготовьте презентацию (5-6 слайдов) о влиянии византийской культуры на культуру Древней Руси.
Пример подписей к слайдам презентации «Влияние византийской культуры на культуру Древней Руси»
- В IX-X веках киевские князья совершали походы на Византию, в результате которых были заключены торговые договора.
- В конце IX века под влиянием Византии на Руси было принято христианство, появились переводы греческих книг.
- Славянская письменность создаётся Кириллом и Мефодием на основе греческого языка, принятого в Византии. На Руси широко распространяется грамотность.
- На Руси строят храмы по византийскому образцу. Одним из первых появляется храм Святой Софии в Киеве. Из Византии на Русь прибывают архитекторы, живописцы, музыканты.
- Богослужения в храмах проводятся по византийскому обычаю. Развивается русская школа иконописи.
5. Напишите сочинени от имени путешественника-франка, который впервые увидел церковь Святой Софии. Какие чувства вызовет у него храм своим внешним и внутренним убранством?
Сочинение «Рассказ от имени франка, впервые увидевшего церковь Святой Софии»
Я, Гуго Ланселот, прибыл в Константинополь вместе с миссией монахов-бенедиктинцев. Ещё с борта корабля я увидел огромный голубой купол, окружённый четырьмя остроконечными шпилями на башнях. Это был знаменитый храм Святой Софии, про которой говорили, что он превзошёл красотой храм Соломона в Иерусалиме. В порыве чувств я упал на колени и истово помолился.
Вместе с братьями мы немедля отправились к храму. Он возвышался на холме, окружённый зелёными деревьями и журчащими фонтанами. Стены из разноцветного мрамора сверкали под лучами солнца.
Мы прошли через главный вход в притвор, и я вновь упал на колени: столь величественным мне показался блистающий зал, украшенный разноцветной мозаикой. Но самое большое впечатление на меня произвели на меня неф и алтарь. На стенах сверкали фрески и иконы написанные лучшими живописцами, горели свечи, звучала тихая музыка.
Я не в силах передать всей красоты этого храма и того чувства благоговения, которое охватило меня и моих спутников. Храм Святой Софии оказался достоин тех слов, что о нём говорили паломники. Это новое чудо света, призванное возвеличить имя Господа.
Я тихо удалился прочь, унося в своём сердце красоту и святость этого места.
1. Чему обучали в византийских школах? Чем был вызван такой выбор предметов?
В Византии особенно успешно в школах обучали церковному пению, так же учили писать и читать учеников. Преподавалась математика, литература, греческий язык и химия. Такой серьёзный набор предметов объясняется тем, что Византия находилась на высоком уровне развития. Христианская вера была на первом месте, и из молодого подрастающего поколения должны были вырасти перспективные и умные рабочие, знающие свое дело в торговле и в составление документации. Вместе с этим, восстанавливалась греческая часть византийской культуры.
2. Какие науки развивались в Византии особенно успешно?
История, религия, архитектура, искусство и так далее. Основным направлением исследований в Византии являются медицина (медицинское образование, врачи и больницы), математика (важные математики и их труды) и архитектура (технические характеристики византийской архитектуры), богословие, математика, грамматика, правоведение, логика, риторика, астрономия, этика, политика и так далее.
3. Почему древние греки украшали храмы прежде всего снаружи, а византийские мастера — изнутри?
Греки верили, что храм был домом Бога на земле (например, Артемида или Зевс), поэтому люди в него не входили и церемонии проводились на улице. Поэтому древние греки и украшали хром снаружи.
Византийцы полагали, что храм был местом беседы с Богом. Соответственно службы проводились внутри храма, поэтому он был окрашен изнутри, чтобы поражать воображение прихожан .
4. На основе текста и иллюстраций опишите храм Святой Софии в Константинополе. Предварительно составьте план своего рассказа Постарайтесь, чтобы он включал сведения из разных пунктов параграфа.
Конструкция собора была необычайно смелая: огромный купол опирается на четыре арки, которые поддерживаются массивными опорами. Под куполом находятся окна, которые, позволяя свету проникать внутрь собора, создают впечатление, будто купол парит на воздухе, поддерживаемый самим небом.
Собор стал воплощением могущества и богатства Византийской империи. Его интерьер завораживал: сверкающий, покрытый золотом потолок, декорированное серебром Святилище, светящаяся мозаика на потолке, украшенные мрамором стены, весь собор, по сути, — гимн христианству и Византийской империи.
На южной стене собора находится красивая мозаичная икона, датируемая XI веком. В центре которой изображен Христос, сидящий на троне с Библией в руке. Эта икона считается одной из самых впечатляющих украшений собора.
5. Уточните по словарю значение слов «мозаика», «фреска», «икона». Чем различается техника создания мозаики, фрески, иконы?
Мозаика – когда поверхность украшена методом объединения мелких частей разных цветов. Мозаика может быть изготовлена из самых разных материалов, таких как камень, стекло, кирпич, металл или морская ракушка.
Фреска — это роспись непосредственно на стенах, потолках или других больших постоянных поверхностях для создания произведений искусства. Отличительной особенностью фрески является гармоничное включение архитектурных элементов данного пространства. Это роспись на сырой штукатурке, отчего она становится более долговечной.
Икона – изображение людей и события, которые восточные церкви считают священными; представительные картины, выполненные на стене, мозаике или дереве.
6. В чём состояла важность контактов других стран и народов с Византией?
Долгое время для Средневековья Византия была самой культурной страной Европы. Важность контактов других стран и народов с Византией заключалась в следующем: художники и ремесленники отправились в Византию для изучения науки, языка, древней культуры. Благодаря Византии работы многих древних писателей были сохранены, а культурные и научные достижения Востока проникли на Запад в Европу; Византия также играет важную роль в культурном развитии славянских народов. Почему Византия устанавливала контакты? — Чтобы распространить свою власть.