Какими рифмами Пушкин писал сказки
Александр Сергеевич Пушкин использовал в своих сказках различные виды рифм.
1. Смежная ААВВ
Данный вид рифмы использовалась Пушкиным при написании сказок чаще всех остальных.
Например, «Сказка о попе и о работнике его Балде» полностью написана такой рифмой:
Бедненький бес
Под кобылу подлез,
Понатужился,
Понапружился,
Приподнял кобылу, два шага шагнул,
На третьем упал, ножки протянул.
«Сказка о царе Салтане» тоже полностью написана этой рифмой:
Знайте, вот что не безделка:
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поет
И орешки всё грызет,
А орешки не простые,
Всё скорлупки золотые,
Ядра — чистый изумруд;
Вот что чудом-то зовут».
В «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» тоже использован тот же прием:
Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна.
«Сказка о золотом петушке» тоже написана смежной рифмой:
Петушок с высокой спицы
Стал стеречь его границы.
Чуть опасность где видна,
Верный сторож, как со сна,
Шевельнется, встрепенется,
К той сторонке обернется
И кричит: «Кири-ку-ку.
Царствуй, лежа на боку!»
Половина малоизвестной сказки «Жених» тоже написано такой рифмой:
С вопросами отец и мать
К Наташе стали приступать.
Наташа их не слышит,
Дрожит и еле дышит.
2. Перекрестная рифма АВАВ
Большая часть сказочного отрывка «У лукоморья…» написана именно с применением этой рифмы:
У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Всё ходит по цепи кругом;
В сказке «Жених» половина произведения написана перекрестной рифмой:
Три дня купеческая дочь
Наташа пропадала;
Она во двор на третью ночь
Без памяти вбежала.
3. Опоясывающая (кольцевая) рифма АВВА
Встречается всего один раз в отрывке «У лукоморья…» в самом последнем четверостишии:
И там я был, и мед я пил;
У моря видел дуб зеленый;
Под ним сидел, и кот ученый
Свои мне сказки говорил.
«Сказка о рыбаке и рыбке», а также незавершенная «Сказка о медведихе» написаны без использования какой-либо рифмы, то ест в прозе.
Рифмы перекрестные,парные и опоясывающие Пушкина
Нужна ли запятая в предложении «Семейная жизнь помогает обрести девушке внутренний покой и уверенность в себе.»?
Основные рифмы: перекрестная, параллельная (другие названия: парная, смежная), кольцевая (другие названия: опоясанная, охватная). Бывают также сплетенные рифмы, их схемы отличаются сложностью, например: АБВАБВ, АБВВБА и т.д..
Пример перекрестной рифмы мы возьмем у Пушкина:
Пример параллельной рифмы:
(Баратынский).
Пример кольцевой рифмы:
Чтобы вспомнить, какие бывают системы рифмовки, рассмотрим таблицу:
Для примеров лучше всего взять хорошо знакомые детям стихи.
1. Перекрёстная рифма, где первая строчка рифмуется с третьей, а вторая — с четвёртой:
Идёт бычок, качается, (а)
Вздыхает на ходу: (б)
-Ой, доска кончается, (а)
Сейчас я упаду! (б)
2. Парная (смежная) рифма: первая строчка рифмуется со второй, а третья — с четвёртой:
Наша Таня громко плачет: (а)
Уронила в речку мячик. (а)
-Тише, Танечка, не плачь: (б)
Не утонет в речке мяч. (б)
3. Опоясывающая (охватная, кольцевая) рифма: первая строка рифмуется с четвёртой, а вторая — с третьей:
Попрыгунья Стрекоза (а)
Лето красное пропела, (б)
Оглянуться не успела, (б)
Как зима катит в глаза. (а)
В стихосложении различают самые разные классификации рифм, то есть окончаний стихотворных строк, но для четвертого класса требуется знать только деление рифм по видам рифмовки.
Выделяют три основных вида рифмовки — смежная или парная, перекрестная и кольцевая или опоясывающая. Различаются они между собой тем, какие именно строки в строфе связываются рифмой. Если обозначить связанные рифмой строки буквой А, а строки с другой рифмой буквой Б, то для каждого из вида рифмовки получается своя формула.
- Смежная рифмовка по формуле ААББ
Пример:
- Перекрестная или парная рифма описывается формулой АБАБ
Пример:
- Кольцевая или опоясывающая рифма описывается формулой АББА.
Пример:
Также следует помнить, что есть и более сложные виды рифмовки, сплетенные, например такие: ААБССБ.
Пример:
В 4 классе по Литературному чтению ФГОС изучают три вида рифм (совпадений окончаний строк): парные (смежные), перекрестные и охватные (опоясанные). Подробнее о структуре рифм с примерами Майкова, Блока и Бунина можно посмотреть ниже по скану с приложения Книгочей к Учебнику по литературному чтению за 4 класс.
Рифмы бывают разные, но я назову самые часто встречающиеся.
Кольцевая рифма.
Это когда первая строка рифмуется с четвертой, а вторая с третьей. Пример такой рифмовки можно увидеть в нижеприведенном четверостишии.
Перекрестная рифма.
Здесь рифмуем наоборот первую и третью строки, а вторую строку с четвёртой уже.
Пример четверостишья:
В параллельной же рифме рифмуем первую и второю строку, а так же третью и четвертую.
Возьмем пример из сказки А. С Пушкина.
В синем небе звёзды блещут,
Есть и более сложные рифмования (предударная, переходная и т.д), но дети в четвертом классе изучают именно вышеперечисленные мною.
Выделяют три вида рифм, за основу берется совпадения окончаний строк.
1 вид — парная (или смежная). Ее записывают, как АА;
2 вид — перекрестная. Ее записывают, как АБАБ;
3 вид — охватная (или опоясанная, иногда кольцевая). Ее записывают, как АББА.
А теперь приведем примеры каждой рифмы:
– Смежная (можно встретить название: последовательная, параллельная). Первая строчка рифмуется со второй строчкой, третья рифмуется с четвертой.
Пример смежной рифмы:
– Кольцевая (можно встретить названия: опоясывающая, охватная), в данном случае происходит рифмовка первой строчки стиха с четвёртой, второй – с третьей.
Пример кольцевой рифмы:
- Перекрёстная – рифмовка первой строчки стиха с третьей, второй – с четвёртой. Эту рифму чаще всего используют.
Пример перекрёстной рифмы:
Рифмы бывают трёх видов:
- перекрёстная рифма
В таком стихотворении 1-я строчка рифмуется с 3-й, а 2-я соответственно с 4-й. Благодаря этому и создаётся впечатление, что строчки в стихотворении как будто перекрещиваются.
- Парная или по-другому смежная рифма. В таком стихотворении рифмовка идёт попорядку, 1-я строчка со 2-й, а 3-я строчка будет рифмоваться с 4-й.
- Последний вид рифм, это опоясывающая или кольцевая рифма. Тут рифмовка идёт следующим образом: 1-я строка идёт в рифму с 4-й, а 2-я с 3-ей, при этом создаётся ощущение, что строчки как будто замыкаются в круг. Такую рифму ещё сравнивают со змеёй, которая замыкает круг взяв хвост в свою пасть.
Различают следующие виды рифмовки:
1). кольцевая (опоясывающая или же охватная) рифма. [abba].
Это такой вид рифмовки, когда первый стих созвучен с четвертым, а второй — с третьим.
<hr />
2). смежная (или же парная) рифма [aabb].
Смежная рифмовка означает созвучие смежных стихов: 1 — ого со 2 — ым, 3 — его с 4 — ым.
Пример:
3). Третий вид рифмовки — перекрёстный. [abab].
Пр этом виде рифмовки имеется созвучие первого стиха с третьим, второго — с четвертым.
Еще со школьной программы мне известно, что бывает 3 вида рифм:
- парная (смежная) рифмовка
- перекрестная
- опоясывающая (кольцевая).
Чтобы понять каждую из видов, давайте разберем примеры каждого из них:
Парная рифма:
Перекрестная рифма:
Опоясывающая (кольцевая) рифма:
Иногда выделяют и четвертый вид — смешанный, но к главному виду его не относят:
Выделяют три типа рифм.
первый тип называется перекрестная рифма. В этом случае в стихотворении рифмуются первая — третья и вторая — четвертая строки.
Например, стихотворение Лермонтова:
«Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом.
Что ищет он в стране далекой ?
Что кинул он в краю родном ?»
<hr />
Второй тип рифмы называется парная рифма. В этом случае рифмуются первая и вторая, третья и четвертая строки.
Например, стихотворение Николая Майкова:
«Спи, дитя мое, усни.
Сладкий сон к себе мани.
В няньки я тебе взяла
Ветер, солнце и орла.»
<hr />
Третий тип — перекрестная рифма. Рифмуются первая с четвертой и вторая с третьей строки.
Приведем к примеру стихотворение А.С. Пушкина:
«Если жизнь тебя обманет
Не печалься не сердись.
В день уныния смирись
День веселья верь настанет.»
Рифмы в стихотворениях, могут быть параллельными, ещё перекрёстными, а так же кольцевыми.
Вот некоторые примеры таких рифм:
Перекрестная рифма
Далее пример, кольцевой рифмы
А вот пример параллельной рифмы, в стихотворениях:
В самом деле, в стихотворении Бальмонта «Золотое слово» при его прочтении следует особо выделить интонацией речь-обещание каждого времени года, потому что это главные герои, одушевленные персонажи, каждый со своим характером, который надо попытаться показать всего в паре слов.
Например Осень в моем представлении говорить возвышенно, патетически — она дает клятву-обет. Зимы отвечает ей слегка язвительно — ну-ка попробуй, посмотрим что у тебя получится. А завершает диалог Весна, которая уверенно и спокойно отвечает: сама смотри Зима, я ведь приду.
И следует обратить внимание на последнюю строчку, которую следует прочитать с понижением интонации, все-таки пропала Зима.
Как мне кажется, главная мысль этого стихотворения в том, что природа дарит нам прекрасные мгновения, и начало осени может порадовать человека самыми простыми вещами: солнечным блеском, ягодами в сенях, грачом и даже громким лаем.
Настроение у автора умиротворенно-припод<wbr />нятое, он и покою радуется, и восхищается окружающим его пейзажем.
Это восхищение и выражают восклицательные знаки. В начале стихотворения автор говорит спокойно, а к середине — как-то более энергично. И только в конце его энтузиазм и восторг словно чуть гаснут: он вспоминает о том, что скоро придет октябрь, наступят ветреные дни. Настроение уже не такое радостное, о чем говорит слово «грусть».
Грусть октября перекликается с чувствами автора, когда он думает о близости зимы.
Главная мысль стихотворения — наступление весны Все пробуждается, тает снег, наступает капель, после зимней спячки просыпается медведь и бродит по лесу, щурясь. Лесные звери радуются теплу. Стихотворение написано, с моей точки зрения, с лёгкой грустью, с какой-то задумчивостью. Клычков не был в приподнятом настроении, когда писал этот стих, он просто описывал наступление весны. На мой взгляд, репродукция картины не соответствует описанию весны в стихе. Нет лесной опушки, на картине светит солнце, а в стихотворении гаснут звезды, нет лесных зверей. На картине изображены снегири, а в стихотворении говорится о дятле. Я на картине вижу деревушку и крыши с тающим снегом.
солнце надо мной продряхло
высунулось из-за тучи,
дождь минует — я везучий;
но везенья будет мало,
ветер мчится как попало
мне в лицо, в затылок, в уши,
будто хочет мою душу
вывернуть всю наизнанку;
всё с утра, всё спозаранку.
настроенье невпопад,
но весне я всё же рад!
Коряво конечно, но как уж есть))
То, что стихотворение «Русь» посвящено России, явствует из его названия, являющегося более ранним названием нашего государства. Никитин видит свою Родину необъятной, раскинувшей просторы от юга до севера, великой, именуемой «державной», непобедимой, повергшей навеки «в глухих степях, под сугробами» своих врагов. Русь, вставшая по первому зову на борьбу с недругом, по праву именуется поэтом самоотверженной. Страна, весь народ которой в едином порыве поднялся на защиту своей Родины, непобедима.
Россия, развернувшаяся в «царственной красе по лицу земли», великолепна и достойна восхищения как великая и могучая держава.
Чувства преклонения, гордости и патриотизма владели Никитиным, когда он создавал свое произведение. Подтверждением тому являются слова автора, что, если необходимо, за честь отчизны он готов отдать свою жизнь, «сложить голову».