Определите жанр произведения из которого взят фрагмент рассказ повесть быль роман обломов

                                         Литература 8
класс Тест

                                          А. П. Чехов «О
любви»

Мы провожали Анну Алексеевну большой толпой. Когда она
уже простилась с мужем и детьми и до третьего звонка оставалось одно мгновение,
я вбежал к ней в купе, чтобы положить на полку одну из ее корзинок, которую она
едва не забыла; и нужно было проститься. Когда тут, в купе, взгляды наши
встретились, душевные силы оставили нас обоих, я обнял ее, она прижалась лицом
к моей груди, и слезы потекли из глаз; целуя ее лицо, плечи, руки, мокрые от
слез, –  о, как мы были с ней несчастны! – я признался ей в своей любви, и со
жгучей болью в сердце я понял, как ненужно, мелко и как обманчиво было всё то,
что нам мешало любить. Я понял, что когда любишь, то в своих рассуждениях об
этой любви нужно исходить от высшего, от более важного, чем счастье или
несчастье, грех или добродетель в их ходячем смысле, или не нужно рассуждать
вовсе.

Я поцеловал в последний раз, пожал руку, и мы
расстались – навсегда. Поезд уже шел. Я сел в соседнем купе, – оно было пусто,
– и до первой станции сидел тут и плакал. Потом пошел к себе в Софьино
пешком…

А 1. Определите жанр произведения, из которого
взят фрагмент.

1) роман;

2) повесть;

3) быль;

4) рассказ.

А 2. Какое место занимает этот фрагмент в
произведении?

1) открывает повествование;

2) завершает повествование;

3) является кульминацией любовного сюжета;

4) является одним из этапов развития сюжета.

А 3. Главной темой данного фрагмента является:

1) тема несостоявшейся любви;

2) тема долга;

3) тема крестьянского труда;

4) тема добра и зла.

А 4. Какую форму имеет повествование в
произведении А. П. Чехова «О любви»?

1) повествование от 1-го лица;

2) повествование от 3-го лица;

3) рассказ в рассказе;

4) форму монолога.

А 5. С какой целью рассказчик говорит о том,
что «… в своих рассуждениях об этой любви нужно исходить от высшего, от более
важного, чем счастье или несчастье, грех или добродетель в их ходячем смысле,
или не нужно рассуждать вовсе»?

1) выявить отношение героя к любви;

2) выявить внутреннюю пустоту героя;

3) показать пагубность влияния любви на жизнь человека;

4) подчеркнуть узость взглядов героя.

В 1. Укажите термин, которым в
литературоведении называют средство художественной изобразительности,
помогающее автору описать героя и выразить своё отношение к нему («душевные», «жгучей»,
«мокрые»).

Ответ_______________________________________________________

В 2. Назовите средство создания образа героя,
строящееся на описании его действий (со слов: «Я поцеловал…»).

Ответ
________________________________________________________________

В 3. Из абзаца, начинающегося со слов: «Мы
провожали…» выпишите слово, которое объясняет, что утратили герои в силу своих
предрассудков.

Ответ _________________________________________________________________

В 4. В абзаце, начинающемся со слов: «Я
поцеловал…» найдите словосочетание, которое свидетельствует о том, что любовь
героев обречена.

Ответ
__________________________________________________________________

С 1. С какой целью подробно описывается
расставание Алёхина с Анной Алексеевной?

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

                                         Литература 8
класс Тест

                                          А. П. Чехов «О
любви»

                                           Ключи

А1.  4.

А2.  3.

А3.  1.

А4.  3.

А5.  1.

В1.  Эпитет.

В2.  Поступок.

В3.  Любовь.

В4.  Расстались навсегда.

logo

    • Предмет:

      Литература

    • Автор:

      loreleisantana922

    • Создано:

      3 года назад

    Ответы

    Знаешь ответ? Добавь его сюда!

  • geografiya
    География

    2 минуты назад

    ГЕОГРАФИЯ АФРИКА ХЕЛП

  • himiya
    Химия

    2 минуты назад

    Химия! помогите, пожалуйста!

  • russkii-yazyk
    Русский язык

    2 минуты назад

    Нужна ли запятая в предложении «Семейная жизнь помогает обрести девушке внутренний покой и уверенность в себе.»?

  • himiya
    Химия

    9 минут назад

    ХИМИЯ 7 КЛАСС

  • algebra
    Алгебра

    9 минут назад

    Перевод примера в дискриминант, когда ставить плюс, а когда минус?

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Вы не можете общаться в чате, вы забанены.

Чтобы общаться в чате подтвердите вашу почту
Отправить письмо повторно

Вопросы без ответа

  • ekonomika
    Экономика

    12 минут назад

    люди срочно!!!!!!!!!

    1) Составить пример альтернативной стоимости в товарах на 1000 рублей

    2)Летом либо работать либо отдыхать

  • himiya
    Химия

    48 минут назад

    Помогите пожалуйста

Топ пользователей

  • avatar

    Fedoseewa27

    20739

  • avatar

    Sofka

    7417

  • avatar

    vov4ik329

    5115

  • avatar

    DobriyChelovek

    4631

  • avatar

    olpopovich

    3446

  • avatar

    zlatikaziatik

    2730

  • avatar

    dobriykaban

    2374

  • avatar

    Udachnick

    1867

  • avatar

    Zowe

    1683

  • avatar

    NikitaAVGN

    1210

Войти через Google

или

Запомнить меня

Забыли пароль?

У меня нет аккаунта, я хочу Зарегистрироваться

Выберите язык и регион

Русский

Россия

English

United States

zoom

How much to ban the user?

1 hour
1 day

Выполнил(а)_____________________________________________________________________________________________ Человек только воображает, что беспредельно властвует над вещами. Иногда самая невзрачная вещица вотрётся в жизнь, закрутит её и перевернёт всю судьбу не в ту сторону, куда бы ей надлежало идти.

Олечка Розова была честной женой честного человека. Характер имела тихий, застенчивый, на глаза не лезла, мужа любила преданно, довольствовалась скромной жизнью.

Но вот как-то пошла она в Гостиный двор и, разглядывая витрину мануфактурного магазина, увидела крахмальный дамский воротничок с продёрнутой в него жёлтой ленточкой.

Как женщина честная, она сначала подумала: «Ещё что выдумали!» Затем зашла и купила.

А 1. Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент. 1) сказка; 2) повесть; 3) быль; 4) рассказ.

А 2. Какое место занимает этот фрагмент в произведении? 1) открывает повествование; 2) завершает повествование; 3) является кульминацией сюжета; 4) играет роль вставного эпизода.

А 3. Главной темой данного фрагмента является: 1) тема вещей, властвующих над жизнью человека; 2) тема судьбы; 3) тема честности; 4) тема внутреннего совершенства человека.

А 4. Что определяет образ жизни Олечки Розовой до покупки воротничка? 1) невежество; 2) злость; 3) любовь к людям; 4) честность.

А 5. С какой целью героиня купила воротник? 1) был необходим к новому платью; 2) сама не знала зачем; 3) было много свободных денег; 4) в подарок подруге.

В 1. Укажите термин, в основе которого лежит перенесение свойств с живого предмета на неживое («Иногда самая невзрачная вещица вотрётся в жизнь, закрутит её и перевернёт всю судьбу не в ту сторону, куда бы ей надлежало идти»).

Ответ_______________________________________________________

В 2. Назовите средство создания образа героя, строящееся на описании его действий (со слов: «Но вот как-то…»).

Ответ ________________________________________________________________

В 3. Из абзаца, начинающегося со слов: «Человек только…», выпишите слово, с помощью которого характеризуется сущность человека.

Ответ _________________________________________________________________

В 4. В абзаце, начинающемся со слов: «Человек только…», найдите слова, которое определяет причину изменений жизни человека.

Ответ __________________________________________________________________

С 1. Реалистично ли начало произведения Тэффи? Обоснуйте свою точку зрения.

Выполнил(а)_____________________________________________________________________________________________

Человек только воображает, что беспредельно властвует над вещами. Иногда самая невзрачная вещица вотрётся в жизнь, закрутит её и перевернёт всю судьбу не в ту сторону, куда бы ей надлежало идти.

Олечка Розова была честной женой честного человека. Характер имела тихий, застенчивый, на глаза не лезла, мужа любила преданно, довольствовалась скромной жизнью.

Но вот как-то пошла она в Гостиный двор и, разглядывая витрину мануфактурного магазина, увидела крахмальный дамский воротничок с продёрнутой в него жёлтой ленточкой.

Как женщина честная, она сначала подумала: «Ещё что выдумали!» Затем зашла и купила.

А 1. Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент. 1) сказка; 2) повесть; 3) быль; 4) рассказ.

А 2. Какое место занимает этот фрагмент в произведении? 1) открывает повествование; 2) завершает повествование; 3) является кульминацией сюжета; 4) играет роль вставного эпизода.

А 3. Главной темой данного фрагмента является: 1) тема вещей, властвующих над жизнью человека; 2) тема судьбы; 3) тема честности; 4) тема внутреннего совершенства человека.

А 4. Что определяет образ жизни Олечки Розовой до покупки воротничка? 1) невежество; 2) злость; 3) любовь к людям; 4) честность.

А 5. С какой целью героиня купила воротник? 1) был необходим к новому платью; 2) сама не знала зачем; 3) было много свободных денег; 4) в подарок подруге.

В 1. Укажите термин, в основе которого лежит перенесение свойств с живого предмета на неживое («Иногда самая невзрачная вещица вотрётся в жизнь, закрутит её и перевернёт всю судьбу не в ту сторону, куда бы ей надлежало идти»).

Ответ_______________________________________________________

В 2. Назовите средство создания образа героя, строящееся на описании его действий (со слов: «Но вот как-то…»).

Ответ ________________________________________________________________

В 3. Из абзаца, начинающегося со слов: «Человек только…», выпишите слово, с помощью которого характеризуется сущность человека.

Ответ _________________________________________________________________

В 4. В абзаце, начинающемся со слов: «Человек только…», найдите слова, которое определяет причину изменений жизни человека.

Ответ __________________________________________________________________

С 1. Реалистично ли начало произведения Тэффи? Обоснуйте свою точку зрения.

Тэффи. «ЖИЗНЬ И ВОРОТНИК». Тест

ЭТАЛОН: А1.4; А2.1; А3.1; А4.4; А5.2; В1. Олицетворение; В2. Поступок; В3. Воображает; В4. Вещь.

Литература 9 класс Тест

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

Вариант 1

Грушницкий — юнкер. Он только год в службе, носит, по особенному роду франтовства, толстую солдатскую шинель. У него георгиевский солдатский крестик. Он хорошо сложен, смугл и черноволос; ему на вид можно дать двадцать пять лет, хотя ему едва ли двадцать один год. Он закидывает голову назад, когда говорит, и поминутно крутит усы левой рукой, ибо правою опирается на костыль. Говорит он скоро и вычурно: он из тех людей, которые на все случаи жизни имеют готовые пышные фразы, которых просто прекрасное не трогает и которые важно драпируются в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания. Производить эффект — их наслаждение; они нравятся романтическим провинциалкам до безумия. Под старость они делаются либо мирными помещиками, либо пьяницами — иногда тем и другим. В их душе часто много добрых свойств, но ни на грош поэзии. Грушницкого страсть была декламировать: он закидывал вас словами, как скоро разговор выходил из круга обыкновенных понятий; спорить с ним я никогда не мог. Он не отвечает на ваши возражения, он вас не слушает. Только что вы остановитесь, он начинает длинную тираду, по-видимому имеющую какую-то связь с тем, что вы сказали, но которая в самом деле есть только продолжение его собственной речи.

Он довольно остер: эпиграммы его часто забавны, но никогда не бывают метки и злы: он никого не убьет одним словом; он не знает людей и их слабых струн, потому что занимался целую жизнь одним собою. Его цель — сделаться героем романа. Он так часто старался уверить других в том, что он существо, не созданное для мира, обреченное каким-то тайным страданиям, что он сам почти в этом уверился. Оттого-то он так гордо носит свою толстую солдатскую шинель. Я его понял, и он за это меня не любит, хотя мы наружно в самых дружеских отношениях. Грушницкий слывет отличным храбрецом; я его видел в деле; он махает шашкой, кричит и бросается вперед, зажмуря глаза. Это что-то не русская храбрость!..

Я его также не люблю: я чувствую, что мы когда-нибудь с ним столкнемся на узкой дороге, и одному из нас несдобровать.

А 1. Определите жанр произведения, из которого взят текст.

1) рассказ;

2) повесть;

3) быль;

4) роман.

А 2. Какое место занимает этот фрагмент в произведении?

1) является экспозицией;

2) завершает повествование;

3) является кульминацией сюжета;

4) является завязкой сюжетного действия.

А 3. Главной темой данного отрывка является:

1) характеристика Печорина;

2) описание человеческой доброты;

3) описание Грушницкого;

4) судьба офицера.

А 4. Какова цель жизни Грушницкого?

1) вскружить голову молоденькой девушке;

2) сделаться героем романа;

3) любовь к родине;

4) забота о матери.

А 5. С какой целью в данном фрагменте приводится описание внешности Грушницкого?

1) очернить героя в глазах читателей;

2) показать отношение Печорина к внешности Грушницкого;

3) охарактеризовать психологическое состояние героя;

4) заинтриговать читателя.

В 1. Укажите термин, которым в литературоведении называют средство художественной изобразительности, помогающее автору описать героя и выразить своё отношение к нему («пышные», «прекрасное», «исключительные»).

Ответ: ________________________________________________________

В 2. Назовите средство создания образа героя, строящееся на описании его внешности (со слов: «Он хорошо сложен…»).

Ответ:_________________________________________________________

В 3. Из абзаца, начинающегося со слов: «Он довольно…», выпишите объяснение, почему эпиграммы Грушницкого никогда не бывают метки и остры.

Ответ: _______________________________________________________

В 4. В абзаце, начинающемся со слов» «Он довольно…», найдите эпитет, характеризующий храбрость Грушницкого.

Ответ: _______________________________________________________

С 1. На какие особенности характера Грушницкого обращает внимание Печорин?

________________________________________________________________________________________________________________________________

Литература 9 класс Тест

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

Вариант 2

— Знаете, княжна, — сказал я с некоторой досадой, — никогда не должно отвергать кающегося преступника: с отчаяния он может сделаться еще вдвое преступнее… и тогда…

Хохот и шушуканье нас окружающих заставили меня обернуться и прервать мою фразу. В нескольких шагах от меня стояла группа мужчин, и в их числе драгунский капитан, изъявивший враждебные намерения против милой княжны; он особенно был чем-то очень доволен, потирал руки, хохотал и перемигивался с товарищами. Вдруг из среды их отделился господин во фраке с длинными усами и красной рожей и направил неверные шаги свои прямо к княжне: он был пьян. Остановясь против смутившейся княжны и заложив руки за спину, он уставил на нее мутно-серые глаза и произнес хриплым дишкантом:

— Пермете… 11 ну, да что тут!.. просто ангажирую вас на мазурку…

— Что вам угодно? — произнесла она дрожащим голосом, бросая кругом умоляющий взгляд. Увы! ее мать была далеко, и возле никого из знакомых ей кавалеров не было; один адьютант, кажется, все это видел, да спрятался за толпой, чтоб не быть замешану в историю.

— Что же? — сказал пьяный господин, мигнув драгунскому капитану, который ободрял его знаками, — разве вам не угодно?.. Я таки опять имею честь вас ангажировать pour mazure… 12 Вы, может, думаете, что я пьян? Это ничего!.. Гораздо свободнее, могу вас уверить…

Я видел, что она готова упасть в обморок от страху и негодования.

Я подошел к пьяному господину, взял его довольно крепко за руку и, посмотрев ему пристально в глаза, попросил удалиться, — потому, прибавил я, что княжна давно уж обещалась танцевать мазурку со мною.

— Ну, нечего делать!.. в другой раз! — сказал он, засмеявшись, и удалился к своим пристыженным товарищам, которые тотчас увели его в другую комнату.

Я был вознагражден глубоким, чудесным взглядом.

А 1. Определите жанр произведения, из которого взят текст.

1) рассказ;

2) повесть;

3) быль;

4) роман.

А 2. Какое место занимает этот фрагмент в произведении?

1) является экспозицией;

2) завершает повествование;

3) является кульминацией сюжета;

4) является вставным эпизодом.

А 3. Главной темой данного фрагмента является:

1) жестокость Печорина;

2) поведение Мери;

3) поведение Печорина;

4) описание господ на балу.

А 4. Что определяет поведение пьяного господина, подошедшего к Мери?

1) желание покрасоваться перед товарищами;

2) стремление смутить Печорина;

3) любовь к Мери;

4) нелюбовь ко всем лицам женского пола.

А 5. С какой целью в данном фрагменте приводится описание Мери во время приглашения её пьяным господином на танец?

1) выявить отсутствие в героине серьёзного отношения к жизни;

2) заинтересовать читателя;

3) охарактеризовать состояние героини;

4) показать, что Мери – девушка, лёгкая в общении.

В 1. Укажите лексическое средство, которым в литературоведении характеризуются слова иностранного происхождения, не ассимилировавшиеся ещё в русском языке. («Я-таки опять имею честь вас ангажировать pour mazure»).

Ответ: ________________________________________________________

В 2. Назовите средство создания образа героя, строящееся на описании его действий (со слов: «Я подошёл…»).

Ответ:_________________________________________________________

В 3. Из абзаца, начинающегося со слов: «Я видел…», выпишите слова, характеризующие чувства Мери в описываемый момент.

Ответ: _______________________________________________________

В 4. В последнем абзаце найдите эпитеты, описывающие взгляд, которым Мери наградила Печорина после сцены с пьяным господином.

Ответ: _______________________________________________________

С 1. Почему Печорин пришёл Мери на помощь?

________________________________________________________________________________________________________________________________

Литература 9 класс Тест

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

Вариант 3

Узкая тропинка вела между кустами на крутизну; обломки скал составляли шаткие ступени этой природной лестницы; цепляясь за кусты, мы стали карабкаться. Грушницкий шел впереди, за ним его секунданты, а потом мы с доктором.

— Я вам удивляюсь, — сказал доктор, пожав мне крепко руку. — Дайте пощупать пульс!.. О-го! лихорадочный!.. но на лице ничего не заметно… только глаза у вас блестят ярче обыкновенного.

Вдруг мелкие камни с шумом покатились нам под ноги. Что это? Грушницкий споткнулся, ветка, за которую он уцепился, изломилась, и он скатился бы вниз на спине, если б его секунданты не поддержали.

— Берегитесь! — закричал я ему, — не падайте заранее; это дурная примета. Вспомните Юлия Цезаря!

Вот мы взобрались на вершину выдавшейся скалы: площадка была покрыта мелким песком, будто нарочно для поединка. Кругом, теряясь в золотом тумане утра, теснились вершины гор, как бесчисленное стадо, и Эльборус на юге вставал белою громадой, замыкая цепь льдистых вершин, между которых уж бродили волокнистые облака, набежавшие с востока. Я подошел к краю площадки и посмотрел вниз, голова чуть-чуть у меня не закружилась, там внизу казалось темно и холодно, как в гробе; мшистые зубцы скал, сброшенных грозою и временем, ожидали своей добычи.

Площадка, на которой мы должны были драться, изображала почти правильный треугольник. От выдавшегося угла отмерили шесть шагов и решили, что тот, кому придется первому встретить неприятельский огонь, станет на самом углу, спиною к пропасти; если он не будет убит, то противники поменяются местами.

Я решился предоставить все выгоды Грушницкому; я хотел испытать его; в душе его могла проснуться искра великодушия, и тогда все устроилось бы к лучшему; но самолюбие и слабость характера должны были торжествовать… Я хотел дать себе полное право не щадить его, если бы судьба меня помиловала. Кто не заключал таких условий с своею совестью?

А 1. Определите жанр произведения, из которого взят текст.

1) рассказ;

2) повесть;

3) быль;

4) роман.

А 2. Какое место занимает этот фрагмент в произведении?

1) открывает повествование;

2) завершает повествование;

3) является одним из этапов развития сюжета;

4) является завязкой сюжетного действия.

А 3. Главной темой данного фрагмента является:

1) характеристика условий дуэли;

2) портрет Печорина;

3) портрет Грушницкого;

4) состояние героев перед дуэлью.

А 4. Какая деталь портрета Печорина предаёт его волнение перед дуэлью?

1) рука;

2) глаза;

3) губы;

4) лоб.

А 5. С какой целью в данном фрагменте приводится подробное описание местности, где будет проводиться дуэль?

1) выявить красоту природы;

2) показать такие условия, при которых смертельный исход наиболее вероятен;

3) украсить повествование;

4) показать, какое впечатление природа произвела на героев.

В 1. Укажите термин, которым в литературоведении называют средство художественной изобразительности, с помощью которого один предмет сопоставляется с другим («там внизу казалось темно и холодно, как в гробе»).

Ответ: ________________________________________________________

В 2. Назовите средство создания образа героя, строящееся на описании природы, его окружающей (со слов: «Кругом теряясь…»).

Ответ:_________________________________________________________

В 3. Из абзаца, начинающегося со слов: «Я решился…», выпишите слова, которые характеризуют черты характера Грушницкого.

Ответ: _______________________________________________________

В 4. В абзаце, начинающемся со слов» «Я решился …», найдите сочетание слов, которое объясняет, почему Печорин решился предоставить все выгоды Грушницкому.

Ответ: _______________________________________________________

С 1. Как в данном фрагменте раскрывается внутренний мир Печорина?__________________________________________________________________________________________________________________________

Литература 9 класс Тест Ключи

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

Вариант 1

А1. 4.

А2. 1.

А3. 3.

А4. 2.

А5. 3.

В1. Эпитет.

В2. Портрет.

В3. …он не знает людей и их слабых струн, потому что занимался целую жизнь одним собою.

В4. Не русская.

Вариант 2

А1. 4.

А2. 3.

А3. 4.

А4. 1.

А5. 3.

В1. Варваризм.

В2. Поступок.

В3. Страх и негодование.

В4. Глубоким и чудесным.

Вариант 3

А1. 4.

А2. 3.

А3. 4.

А4. 2.

А5. 2.

В1. Сравнение.

В2. Пейзаж.

В3. Самолюбие и слабость.

В4. Хотел испытать его.

Назовите жанр, к которому относится произведение И. А. Гончарова «Обломов».

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания B1—B7; C1, C2.

Поэт и мечтатель не остались бы довольны даже общим видом этой скромной и незатейливой местности. Не удалось бы им там видеть какого-нибудь вечера в швейцарском или шотландском вкусе, когда вся природа  — и лес, и вода, и стены хижин, и песчаные холмы  — всё горит точно багровым заревом; когда по этому багровому фону резко оттеняется едущая по песчаной извилистой дороге кавалькада мужчин, сопутствующих какой-нибудь леди в прогулках к угрюмой развалине и поспешающих в крепкий замок, где их ожидает эпизод о войне двух роз, рассказанный дедом, дикая коза на ужин да пропетая молодою мисс под звуки лютни баллада  — картины,

которыми так богато населило наше воображение перо Вальтера Скотта.

Нет, этого ничего не было в нашем краю.

Как всё тихо, всё сонно в трёх-четырёх деревеньках, составляющих этот уголок! Они лежали недалеко друг от друга и были как будто случайно брошены гигантской рукой и рассыпались в разные стороны, да так с тех пор и остались.

Как одна изба попала на обрыв оврага, так и висит там с незапамятных времён, стоя одной половиной на воздухе и подпираясь тремя жердями. Три-четыре поколения тихо и счастливо прожили в ней.

Кажется, курице страшно бы войти в неё, а там живет с женой Онисим Суслов, мужчина солидный, который не уставится во весь рост в своём жилище. Не всякий и сумеет войти в избу к Онисиму; разве только что посетитель упросит её стать к лесу задом, а к нему передом.

Крыльцо висело над оврагом, и, чтоб попасть на крыльцо ногой, надо было одной рукой ухватиться за траву, другой за кровлю избы и потом шагнуть прямо на крыльцо.

Другая изба прилепилась к пригорку, как ласточкино гнездо; там три очутились случайно рядом, а две стоят на самом дне оврага.

Тихо и сонно всё в деревне: безмолвные избы отворены настежь; не видно ни души; одни мухи тучами летают и жужжат в духоте. Войдя в избу, напрасно станешь кликать громко: мёртвое молчание будет ответом; в редкой избе отзовётся болезненным стоном или глухим кашлем старуха, доживающая свой век на печи, или появится из-за перегородки босой длинноволосый трёхлетний ребёнок, в одной рубашонке, молча, пристально поглядит на вошедшего и робко спрячется опять.

Та же глубокая тишина и мир лежат и на полях; только кое-где, как муравей, гомозится на чёрной ниве палимый зноем пахарь, налегая на соху и обливаясь потом.

Тишина и невозмутимое спокойствие царствуют и в нравах людей в том краю. Ни грабежей, ни убийств, никаких страшных случайностей не бывало там; ни сильные страсти, ни отважные предприятия не волновали их.

И какие бы страсти и предприятия могли волновать их? Всякий знал там самого себя. Обитатели этого края далеко жили от других людей. Ближайшие деревни и уездный город были верстах в двадцати пяти и тридцати.

Крестьяне в известное время возили хлеб на ближайшую пристань к Волге, которая была их Колхидой и Геркулесовыми столпами, да раз в год ездили некоторые на ярмарку, и более никаких сношений ни с кем не имели.

Интересы их были сосредоточены на них самих, не перекрещивались и не соприкасались ни с чьими.

(И.А. Гончаров. «Обломов»)

Литература 8 класс.Тест. 1. М. А. Осоргин «Пенсне».

Что вещи живут своей особой жизнью – кто же сомневается? Часы шагают, хворают, кашляют, печка мыслит, запечатанное письмо подмигивает и рисуется, раздвинутые ножницы кричат, кресло сидит, с точностью копируя старого толстого дядю, книги дышат, ораторствуют, перекликаются на полках.  Шляпа, висящая на гвозде, непременно передразнивает своего владельца, – но лицо у неё своё, забулдыжно-актёрское. У висящего пальто всегда жалкая душонка и лёгкая нетрезвость. Что-то паразитическое чувствуется в кольце и особенно в серьгах, – и к ним с заметным презрением относятся вещи-труженики: демократический стакан, реакционная стеариновая свечка, интеллигент-термометр, неудачник из мещан – носовой платок, вечно юная и суетливая сплетница – почтовая марка.

Отрицать, что чайник, этот добродушный комик, – живое существо,  может только совершенно нечуткий человек; именно чайник, так как кофейник, например, живёт жизнью менее индивидуальной и заметной.

А1. Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент.

1) рассказ;                2) повесть;

3) быль;                4) история.

А2. Какое место занимает этот фрагмент в произведении?

                1) открывает повествование;

                2) завершает повествование;

                3) является кульминацией сюжета;

                4) играет роль вставного эпизода.

А3. Главной темой данного фрагмента является:

                1) тема бездуховности;

                2) тема нравственности и безнравственности;

                3) тема вещей, живущих особой жизнью;

                4) тема труда.

А4. Какой художественный приём положен в основу самой ситуации, предложенной во фрагменте?

1) эпитет;

2) сравнение;

3) гипербола;

4) олицетворение.

А5. С какой целью автор начинает повествование с риторического вопроса?

1) не знает, как по-другому начать повествование;

2) показывает отношение человека к вещам;

3) удивляет читателя;

4) подчёркивает пустоту человеческой жизни.

В1. Укажите художественный приём, основанный на изображении неодушевлённых предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ («часы шагают», «печка мыслит», «кресло сидит», «книги дышат»).

В2. Назовите средство создания образа героя, строящееся на описании его вещей, обстановки в комнате.

В3. Из фрагмента выпишите название предмета, который характеризуется автором, как «добродушный комик».

В4. Во фрагменте найдите эпитеты, с помощью которых описывается почтовая марка.  

С1. В чём хочет убедить читателя рассказчик, начиная своё повествование с риторического вопроса? В чём никто не должен сомневаться?          

Литература.         8 класс. Тест. 2. А. П. Чехов «О любви».

Мы провожали Анну Алексеевну большой толпой. Когда она уже простилась с мужем и детьми и до третьего звонка оставалось одно мгновение, я вбежал к ней в купе, чтобы положить на полку одну из ее корзинок, которую она едва не забыла; и нужно было проститься. Когда тут, в купе, взгляды наши встретились, душевные силы оставили нас обоих, я обнял ее, она прижалась лицом к моей груди, и слезы потекли из глаз; целуя ее лицо, плечи, руки, мокрые от слез, –  о, как мы были с ней несчастны! – я признался ей в своей любви, и со жгучей болью в сердце я понял, как ненужно, мелко и как обманчиво было всё то, что нам мешало любить. Я понял, что когда любишь, то в своих рассуждениях об этой любви нужно исходить от высшего, от более важного, чем счастье или несчастье, грех или добродетель в их ходячем смысле, или не нужно рассуждать вовсе.

Я поцеловал в последний раз, пожал руку, и мы расстались – навсегда. Поезд уже шел. Я сел в соседнем купе, – оно было пусто, – и до первой станции сидел тут и плакал. Потом пошел к себе в Софьино пешком…

А1. Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент.

1) роман;

2) повесть;

3) быль;

4) рассказ.

А2. Какое место занимает этот фрагмент в произведении?

1) открывает повествование;

2) завершает повествование;

3) является кульминацией любовного сюжета;

4) является одним из этапов развития сюжета.

А3. Главной темой данного фрагмента является:

1) тема несостоявшейся любви;

2) тема долга;

3) тема крестьянского труда;

4) тема добра и зла.

А4. Какую форму имеет повествование в произведении А. П. Чехова «О любви»?

1) повествование от 1-го лица;

2) повествование от 3-го лица;

3) рассказ в рассказе;

4) форму монолога.

А5. С какой целью рассказчик говорит о том, что «… в своих рассуждениях об этой любви нужно исходить от высшего, от более важного, чем счастье или несчастье, грех или добродетель в их ходячем смысле, или не нужно рассуждать вовсе»?

1) выявить отношение героя к любви;

2) выявить внутреннюю пустоту героя;

3) показать пагубность влияния любви на жизнь человека;

4) подчеркнуть узость взглядов героя.

В1. Укажите термин, которым в литературоведении называют средство художественной изобразительности, помогающее автору описать героя и выразить своё отношение к нему («душевные», «жгучей», «мокрые»).

В2. Назовите средство создания образа героя, строящееся на описании его действий (со слов: «Я поцеловал…»).

В3. Из абзаца, начинающегося со слов: «Мы провожали…» выпишите слово, которое объясняет, что утратили герои в силу своих предрассудков.

В4. В абзаце, начинающемся со слов: «Я поцеловал…» найдите словосочетание, которое свидетельствует о том, что любовь героев обречена.

С1. С какой целью подробно описывается расставание Алёхина с Анной Алексеевной?

Литература. 8 класс.Тест.        3. Н. С. Лесков «Старый гений».

 Несколько лет назад в Петербург приехала маленькая старушка-помещица, у которой было, по её словам, «вопиющее дело». Дело это заключалось в том, что она по своей сердечной доброте и простоте, чисто из одного участия, выручила из  беды  одного  великосветского  франта,  —  заложив  для него свой домик, составлявший  всё  достояние  старушки  и  её  недвижимой, увечной дочери да внучки.  Дом был заложен в пятнадцати тысячах, которые франт полностию взял, с обязательством уплатить в самый короткий срок.

     Добрая  старушка  этому верила, да и не мудрено было верить, потому что

должник  принадлежал  к  одной из лучших фамилий, имел перед собою блестящую карьеру  и  получал  хорошие  доходы с имений и хорошее жалованье по службе. Денежные  затруднения,  из  которых старушка его выручила, были последствием какого-то  мимолетного  увлечения или неосторожности за картами в дворянском клубе,  что  поправить  ему  было,  конечно,  очень легко, –  «лишь бы только доехать до Петербурга».

     Старушка  знавала  когда-то  мать  этого  господина  и,  во  имя старой

приязни,  помогла  ему;  он благополучно уехал в Питер, а затем, разумеется,

началась  довольно  обыкновенная  в  подобных  случаях игра в кошку и мышку. Приходят  сроки,  старушка  напоминает  о  себе  письмами –   сначала самыми мягкими, потом немножко пожёстче, а наконец, и бранится –  намекает, что «это нечестно»,  но  должник  её  был  зверь травленый и всё равно ни на какие её письма не отвечал. А между тем время уходит, приближается срок закладной – и перед  бедной  женщиной,  которая  уповала  дожить свой век в своём домишке, вдруг  разверзается страшная перспектива холода и голода с увечной дочерью и маленькою внучкою.

     Старушка  в  отчаянии поручила свою больную и ребёнка доброй соседке, а сама собрала кое-какие крохи и полетела в Петербург «хлопотать».

А1. Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент.

        1) сказка; 2) повесть; 3) быль; 4) рассказ.

А2. Какое место занимает этот фрагмент в произведении?

        1) открывает повествование;

        2) завершает повествование;

        3) является кульминацией сюжета;

        4) является одним из этапов развития сюжета.

А3. Главной темой данного фрагмента является:

        1) тема доброты и жестокости;

        2) тема денег;

        3) тема труда;

        4) тема богатства и бедности.

А 4. Что определяет образ жизни великосветского франта?

        1) забота о людях;

        2) непосильный труд;

        3) развлечения;

        4) постоянная помощь родным.

А5. С какой целью автор подробно описывает отсутствие каких-либо ответов великосветского франта на письма доброй старушки?

        1) выявляет жалость героя к людям;

        2) показывает бессердечие человека, его внутреннюю пустоту;

        3) характеризует психологическое состояние героев;

        4) подчёркивает социальное положение героя.

В1. Укажите термин, которым в литературоведении называют средство художественной изобразительности, помогающее автору описать героя и выразить своё отношение к нему («блестящее», «хорошее», «мимолётного»).

В2. Назовите средство создания образа героя, строящееся на описании его действий (со слов: «Дело это…»). В3. Напишите значение слова хлопотать.

В4. В абзаце, начинающемся со слов: «Старушка…» найдите слова, указывающие на состояние старушки, приехавшей в Петербург.

С1. Какие проблемы общества затрагиваются писателем на данном этапе развития сюжета? 

Литература. 8 класс.Тест.         

4. Л.Н.Толстой «После бала».

1. Какой художественный прием положен в основу композиции рассказа «После бала»?

        а) последовательность излагаемых событий

        б) цикличность излагаемых событий

        в) антитеза

        г) ретроспектива

2. Каков тип композиции рассказа

        а) рассказ в рассказе

        б) повествование от первого лица

        в) последовательное авторское изложение событий

3. С каким чувством описывает рассказчик сцену бала?

        а) отчуждение                 в) восторг

        б) возмущение                 г) пренебрежение

4. Как можно охарактеризовать смысл заглавия рассказа?

        а) важность судьбы героя после бала

        б) особое значение сцены расправы с солдатом

        в) важность утра, следующего за балом

5. С помощью каких языковых средств автор противопоставляет друг другу картины бала и экзекуции солдата (исключите лишнее)?

        а) антитеза                                 д)звукопись

        б) подбор эпитетов                 е) описание одного героя

        в) прямая авторская оценка         ж) внутренний монолог

        г) цветопись

6. Почему полковник, внимательный и чуткий во время бала, оказался жестоким и бессердечным по отношению к солдату?

        а) автор показывает двуличие героя

        б) на балу надел «маску» добропорядочности

        в) добросовестно, не рассуждая, выполняет свои служебные обязанности

        г) искренне верит в необходимость жестокой расправы

7. Определите основную идею рассказа.

        а) судьба человека зависит от случая

        б) осуждение бездумного исполнения правил, из-за которых процветает несправедливость

        в) идея личной ответственности человека

        г) осуждение деспотизма

8. С помощью какой художественной детали Л. Н. Толстой доказывает искренность чувства полковника к дочери?

        а) замшевая перчатка

        б) белые усы и бакенбарды

        в) блестящие глаза и радостная улыбка

        г) «домодельные» сапоги

9. Что можно сказать о жизненной позиции главного героя?

        а) утверждает идею Л.Н. Толстого «непротивления злу насилием»

        б) утверждает мысль автора о необходимости сопричастности человека к бедам других людей

        в) идея о необходимости «изменения жизненных условий» для «изменения взглядов человека»

10. Отметить импонирующее вам утверждение:

        а) в рассказе автор протестует против николаевской действительности

        б) в рассказе автор заявляет о нравственной ответственности человека за происходящее

        в) в рассказе автор призывает бороться с произволом

 Ответы.  Литература. 8 класс

1.  М. А. Осоргин «Пенсне». Ответы

            А 1.  1.

А 2.  1.

А 3.  3.

А 4.  4.

А 5.  3.

В 1.  Олицетворение.

В 2.  Интерьер.

В 3.  Чайник.

В 4.  Вечно юная и суетливая сплетница.

        С1. Начиная своё повествование с риторического вопроса,  рассказчик удивляет читателя. В первой же фразе содержится утверждение-вопрос, что вещи «живут своей особой жизнью». «Часы шагают, хворают, кашляют, печка мыслит… раздвинутые ножницы кричат», – это утверждение обосновано с помощью языковых средств, олицетворений, метафор. Олицетворение наделяет одушевлённый предмет свойствами одушевлённого: часы, как говорится идут, но у автора они не просто идут, а шагают, а хрипящий бой передан как хворь и кашель

        Рассказ «Пенсне» юмористический и одновременно сочетающий в себе реальное и фантастическое. Реально пропавшее пенсне, но фантастично его убежище… Автор убеждает читателя, что вещи живут своей жизнью («часы шагают», «хворают», «кашляют», «печка мыслит», «запечатанное письмо подмигивает и рисуется», «раздвинутые ножницы кричат», «кресло сидит», «книги дышат, ораторствуют, перекликаются на полках»). Обратим внимание, что каждый предмет, увиденный и «услышанный» автором, действительно именно так и «действует», как кажется писателю.

2. А. П. Чехов «О любви».

А1.  4.

А2.  3.

А3.  1.

А4.  3.

А5.  1.

В1.  Эпитет.

В2.  Поступок.

В3.  Любовь.

В4.  Расстались навсегда.

3. Н. С. Лесков «Старый гений»

А1.  4.

А2.  1.

А3.  1.

А4.  3.

А5.  2.

В1.  Эпитет.

В2.  Поступок.

В3.  Требовать что-либо.

В4.  Отчаяние.

4.  Л.Н.Толстой «После бала».

1. в) антитеза

2. а) рассказ в рассказе

3. в) восторг

4. б) особое значение сцены расправы с солдатом

5. в) прямая авторская оценка         ж) внутренний монолог

6.в) добросовестно, не рассуждая, выполняет свои служебные обязанности

7. в) идея личной ответственности человека

8. г) «домодельные» сапоги

9. б) утверждает мысль автора о необходимости сопричастности человека к бедам других людей

10. б) в рассказе автор заявляет о нравственной ответственности человека за происходящее

Л.Н. Толстой не сразу нашёл название к этому рассказу. Сначала были «Рассказ о бале и сквозь строй», «Отец и дочь», потом «А вы говорите».

Но ни одно не устраивало писателя, потому что не раскрывало главной идеи, ради чего создавался рассказ. Наконец автор назвал своё произведение кратко и ёмко — «После бала».

Вопрос, который не давал покоя автору и его брату, с кем в реальной жизни приключилась подобное, касался поиска ответственного за торжество зла и насилия. Это общество или человек?

Иван Васильевич молод и счастлив, но он вынужден решительно дать ответ на этот вопрос, столкнувшись с несправедливостью воочию. Он стал свидетелем жестокого наказания беглого солдата. Служебный долг исполняет человек, благородный по происхождению, принадлежащий к военной касте, добрый семьянин, любящий отец. Ни сомнений в том, что так надо, ни сострадания к чужой боли, ни стыда перед подчинёнными полковник не испытывает. Он бьёт рукой в бальной замшевой перчатке по лицу испуганного «малорослого слабосильного солдата за то, что он недостаточно сильно опустил свою палку на красную спину татарина», и требует свежих шпицрутенов.

Влюблённый молодой человек на балу был готов «обнимать весь мир своей любовью»: «Я был не только весел и доволен, я был счастлив, блажен, я был добр, я был не я, а какое-то неземное существо, не знающее зла и способное на одно добро». 

Ему не спится, душно в комнатах дома, и он идёт по улице, влекомый чувством любви и счастья. Визгливая музыка флейтиста и барабанный бой заставляют его остановиться и увидеть «посреди рядов что-то страшное», что приближалось к нему. Герою жаль солдата, вина татарина кажется несоизмеримой с жестоким наказанием. А ещё больше — ему стыдно за человека, который слепо исполняет закон. Противоречие, обнаруженное Иваном Васильевичем, заставляет круто изменить свою жизнь и отказаться от какой бы то ни было службы, и даже не жениться. Почему дурное дело… признавалось всеми необходимым?»

Так кто же виноват в торжестве зла и жестокости? В жизни всегда существует добро и зло, но человек понимает, что хорошо, что дурно, и выбирает путь добра.

Творческая работа по повести Л. Н. Толстого «После бала»

Вариант 1

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания 1 — 5; 6 — 9; 10.

…Бал был чудесный: зала прекрасная с хорами, музыканты — знаменитые в то время крепостные поме­щика-любителя, буфет великолепный и разливанное море шампанского. Хоть я и охотник был до шампан­ского, но не пил, потому что без вина был пьян любо­вью, но зато танцевал до упаду — танцевал и кадрили, и вальсы, и польки, разумеется, насколько возможно было, все с Варенькой. Она была в белом платье с розо­вым поясом и в белых лайковых перчатках, немного не доходивших до худых, острых локтей, и в белых атласных башмачках. Мазурку отбили у меня: препро­тивный инженер Анисимов — я до сих пор не могу про­стить это ему — пригласил ее, только что она вошла, а я заезжал к парикмахеру и за перчатками и опоздал. Так что мазурку я танцевал не с ней, а с одной немочкой, за которой я немножко ухаживал прежде. Но, боюсь, в этот вечер был очень неучтив с ней, не говорил с ней, не смотрел на нее, а видел только высокую, стройную фигуру в белом платье с розовым поясом, ее сияющее, зарумянившееся, с ямочками лицо и ласковые, милые глаза. Не я один, все смотрели на нее и любовались ею, любовались и мужчины, и женщины, несмотря на то, что она затмила их всех. Нельзя было не любоваться.

1.Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент.

1)  рассказ;

2)  повесть;

3) быль;

4) роман.

2.Какое место занимает этот фрагмент в произведе­нии?

1)  открывает повествование;

2)  завершает повествование;

3)  является кульминацией сюжета;

4)  является завязкой сюжетного действия.

3.Главной темой данного фрагмента является:

1)  тема долга и чести;

2)  тема первой влюбленности;

3)  вызов обществу;

4)  тема добра.

4.Какую форму имеет повествование в произведении Л. Н. Толстого «После бала»?

1)  повествование от 1-го лица;

2)  повествование от 3-его лица;

3)  рассказ в рассказе;

4)  форму монолога.

5.С какой целью при описании наряда Вареньки преобладают бело-розовые тона?

1)  выявить отсутствие в героине серьезного отно­шения к жизни;

2)  показать отношение героини к балу;

3)  охарактеризовать психологическое состояние героини;

4)  подчеркнуть красоту, непорочность, чистоту ге­роини.

6.Назовите термин, которым в литературоведении называют средство художественной изобразитель­ности, помогающее автору описать героиню и выразить свое отношение к ней («высокую, строй­ную», «белое», «ласковые, милые», «розовым»).

7.Назовите средство создания образа героя, основанное на описании его внешности (со слов: «Она была в белом…»).

8.Из фрагмента выпишите слово, которое описывает отношение присутствующих на балу к Вареньке.

9.Во фрагменте найдите эпитет, с помощью которого характеризуется бал.

10.С какой целью подробно описывается внешность Вареньки на балу?

Творческая работа по повести Л. Н. Толстого «После бала»

Вариант 2

Прочитайте  приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания 1 — 5; 6 — 9; 10.

Когда мы подошли к дверям, полковник отказывал­ся, говоря, что он разучился танцевать, но все-таки, улыбаясь, закинув на левую сторону руку, вынул шпа­гу из портупеи, отдал ее услужливому молодому чело-чеку и, натянув замшевую перчатку на правую руку, — «надо все по закону», — улыбаясь, сказал он, взял руку дочери и стал в четверть оборота, выжидая такт.

Дождавшись начала мазурочного мотива, он бойко топнул одной ногой, выкинул другую, и высокая, груз­ная фигура его то тихо и плавно, то шумно и бурно, с топотом подошв и ноги об ногу, задвигалась вокруг чалы. Грациозная фигурка Вареньки плыла около него, незаметно, вовремя укорачивая или удлиняя шаги сво­их маленьких, белых, атласных ножек. Вся зала сле­дила за каждым движением пары, Я же не только лю­бовался, но с восторженным умилением смотрел на них. Особенно умилили меня его сапоги, обтянутые штрипками, — хорошие опойковые сапоги, но не мод­ные, с острыми, а старинные, с четвероугольными нос­ками и без каблуков. Очевидно, сапоги были построе­ны батальонным сапожником. « Чтобы вывозить и оде­вать любимую дочь, он не покупает модных сапог, а носит домодельные », — думал я, и эти четвероугольные носки сапог особенно умиляли меня. Видно было, что <>н когда-то танцевал прекрасно, но теперь был грузен, и ноги уже не были достаточно упруги для всех тех красивых и быстрых па, которые он старался выделывать. Но он все-таки ловко прошел два круга. Когда же он, быстро расставив ноги, опять соединил их и, хотя и несколько тяжело, упал на одно колено, а она, улыбаясь и поправляя юбку, которую он зацепил, плавно прошла вокруг него, все громко зааплодировали. С не­которым усилием приподнявшись, он нежно, мило обхватил дочь руками за уши и, поцеловав в лоб, подвел ее ко мне, думая, что я танцую с ней. Я сказал, что не я ее кавалер.

— Ну все равно, пройдитесь теперь вы с ней, — ска­зал он, ласково улыбаясь и вдевая шпагу в портупею.

1. Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент.

1)  роман;    2)  повесть;    3) история;  4) рассказ.

2. Какое место занимает этот фрагмент в произведении?

1)  открывает повествование;

2)  завершает повествование;

3)  является кульминацией сюжета;

4)  является завязкой сюжетного действия.

3. Главной темой данного фрагмента является:

1)  тема любви отца к дочери;

2)  тема беспутной жизни;

3)  тема долга и чести;

4)  тема бала.

4. Какую форму имеет повествование в произведении Л. Н. Толстого «После бала»?

1)  повествование от 1-го лица;

2)  повествование от 3-его лица;

3)  рассказ в рассказе;

4)  форму монолога.

5. С какой целью подробно описывается танец пол­ковника со своей дочерью?

1)  объяснить образ жизни полковника и его дочери;

2)  показать отношение героев к балу;

3)  охарактеризовать психологическое состояние, героев;

4)  показать чувства, которые вызывали отец и дочь у рассказчика.

6. Укажите термин, которым в литературоведении названо выражение, употребленное в переносном смысле, вместо другого слова, потому что между обозначенными предметами есть сходство («бойко топнул», «ловко прошел», «упал на одно колено»).

7.  Назовите средство создания образа героя, строяще­еся на описании его действий (со слов: «Когда мы подошли…»).

8. Из абзаца, начинающегося со слов: «Дождавшись начала…» выпишите слово, которое описывает чувства рассказчика, когда он смотрел на танцую­щих отца и дочь.

9. В абзаце, начинающемся со слов: «Дождавшись начала…» найдите слово, е помощью которого описываются чувства отца к дочери.

10. С какой целью подробно описывается танец пол­ковника с дочерью?

Творческая работа по повести Л. Н. Толстого «После бала»

Вариант 3

Прочитайте  приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания 1 — 5; 6 — 9; 10.

Я стал смотреть туда же и увидал посреди рядов что-то страшное, приближающееся ко мне. Приближающе­еся ко мне был оголенный по пояс человек, привязанный к ружьям двух солдат, которые вели его. Рядом ним шел высокий военный в шинели и фуражке, фи гура которого показалась мне знакомой. Дергаясь всем телом, шлепая ногами по талому снегу, наказываемый, под сыпавшимися с обеих сторон на него ударами, подвигался ко мне, то опрокидываясь назад — и тогда унтер-офицеры, ведшие его за ружья, толкали его вперед, то падая наперед — и тогда унтер-офицеры, удерживая его от падения, тянули его назад. И, не отставая от него, шел твердой, подрагивающей походкой высокий военный. Это был ее отец, с своим румяным лицом и белыми усами и бакенбардами.

При каждом ударе наказываемый, как бы удивля­ясь, поворачивал сморщенное от страдания лицо в сторону, с которой падал удар, и, оскаливая белые зубы, повторял какие-то одни и те же слова. Только когда он был совсем близко, я расслышал эти слова. Он не говорил, а всхлипывал: «Братцы, помилосердуйте. Братцы, помилосердуйте». Но братцы не милосердовали, и, когда шествие совсем поравнялось со мною, я видел, как стоявший против меня солдат решительно выступил шаг вперед и, со свистом взмахнув палкой, сильно шлепнул ею по спине татарина. Татарин дернулся вперед, но унтер-офицеры удержали его, и такой же удар упал на него с другой стороны, и опять с этой, и опять с той. Полковник шел подле и, поглядывая то себе под ноги, то на наказываемого, втягивал в себя воздух, раздувая щеки, и медленно выпускал его через оттопыренную губу. Когда шествие миновало место, где я стоял, я мельком увидал между рядов спину наказываемого. Это было что-то такое пестрое, мокрое, красное, неестественное, что я не поверил, чтобы это было тело человека.

1.Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент.

1)  сказка;

2)  повесть;

3) рассказ;

4) роман.

2.Какое место занимает этот фрагмент в произведе­нии?

1)  открывает повествование;

2)  завершает повествование;

3)  является кульминацией сюжета;

4)  является развязкой сюжетного действия.

3.Главной темой данного фрагмента является:

1)  тема лицемерия;

2)  тема чести и долга;

3)  тема внутренней свободы личности;

4)  тема любви и ненависти.

4.Какую форму имеет повествование в произведении Л. Н. Толстого «После бала»?

1)  повествование от 1-го лица;

2)  повествование от 3-его лица;

3)  рассказ в рассказе;

4)  форму монолога.

5.С какой целью автор характеризует походку пол­ковника как твердую, подрагивающую, а лицо как белое, румяное?

1)  отмечает внешнюю красоту и внутреннее урод­ство героя;

2)  изображает статность военного;

3)  показывает глупость полковника;

4)  подчеркивает социальное положение полков­ника.

6.Укажите термин, которым в литературоведении называют средство художественной изобразитель­ности, помогающее автору описать героя и выра­зить свое отношение к нему («страшное», «смор­щенное», «по талому»).

7.Назовите средство создания образа героя, строяще­еся на описании его действий (со слов: «Полковник шел подле…»).

8.Из абзаца, начинающегося со слов: «При каждом ударе…» выпишите эпитеты, с помощью которых характеризуется тело избиваемого татарина.

9.В абзаце, начинающемся со слов: «Я стал смот­реть…», найдите словосочетание, с помощью кото­рого объясняется то, что увидел рассказчик.

10.Как объяснить поведение отца Вареньки после бала?

  • Определите жанр произведения главные реки драгунского басня сказка рассказ ответ литература 4 класс
  • Описать внешность ивана царевича из сказки иван царевич и серый волк
  • Определите главную мысль сказки птица кахна
  • Описание столовой в школе сочинение 6 класс
  • Определите вид информации фотография бабушки кинофильм дети капитана гранта рассказ чехова ванька