Тест по «Повести о Шемякином суде»
В некоем месте жили два брата земледельцы, один богат, другой убог. Богатый много лет ссужал убогого и не мог исполнить скудости его. Пришёл однажды убогий к богатому просить лошади дров привести. Брат же ему не хотел давать ему лошади и сказал ему: — Много тебе, брат, ссужал, а наполнить не мог. А когда дал ему лошадь, убогий начал у него хомут просить. И рассердился на него брат, начал поносить его убожество: — Даже своего хомута и того у тебя нет! И не дал ему хомута. Пошёл убогий от богатого, взял свои дровни, привязал за хвост лошади, поехал в лес и привёз ко двору своему. Ударил лошадь кнутом, а забыл выставить подворотню. Лошадь изо всей мочи бросилась чрез подворотню с возом и оторвала у себя хвост. Убогий привёл к брату своему лошадь без хвоста. Брат, увидев, что лошадь его без хвоста, начал поносить своего брата убогого за то, что, выпросив лошадь, испортил её, и, не взяв лошади, пошёл бить на него челом в город к Шемяке-судье.
(«Шемякин суд»)
Тест по «Повести о Шемякином суде»
А1. Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент.
1) сказка 2) повесть 3) житие 4) поучение
А2. Какое место занимает этот фрагмент в произведении?
-
открывает повествование
-
завершает повествование
-
является кульминацией сюжета
-
является одним из этапов развития сюжета
А3. Главной темой данного фрагмента является:
-
тема долга
-
тема внутренней свободы человека
-
тема труда
-
тема различной жизни двух братьев
А4. Что определяет образ жизни убогого брата?
-
желание разбогатеть
-
забота о богатом брате
-
стремление взять побольше у богатого брата
-
стремление помогать всем людям
А5. С какой целью автор рассказывает о том, как у убогого брата лошадь лишилась хвоста?
-
выявляет отсутствие в герое человеческого начала
-
показывает небрежение к добру брата
-
характеризует психологическое состояние героя
-
подчёркивает социальное положение героя
В1. Укажите термин, с помощью которого в литературоведении характеризуются слова, вышедшие из употребления с течением времени («хомут», «поносить», «дровни»).
В2. Назовите средство создания образа героя, строящиеся на описании его внешности (со слов: «Пошёл убогий…»)
В3. Из абзаца, начинающегося со слов: «А когда дал…», выпишите слово, которое характеризует отношение богатого брата к невежеству убогого.
В4. Объясните значение слова чело.
С1. Что означает выражение «шемякин суд»? кто из двух братьев оказался не прав? Почему?
Курсотека
8 класс. Литература. Древнерусская литература. Жанр житий святых. «Шемякин суд» как сатирическое произведение XVII века
Комментарии преподавателя
http://molodaya-strana.ucoz.ru/publ/urok_quot_povest_o_shemjakinom_sude_quot/1-1-0-29
Файлы
Нет дополнительных материалов для этого занятия.
1. «Шемякин суд» -это древнерусское сказочно-сатирическое повествование такого происхождения:
а) индийского +
б) германского
в) иранского
2. Из-за чего поссорились братья:
а) бедный попортил осла богатого
б) бедный попортил лошадь богатого +
в) богатый попортил лошадь бедного
3. Бедному пришлось привязать сани к:
а) голове лошади
б) телу лошади
в) хвосту лошади +
4. Какую цену взял у богатого брата бедный брат за возвращение лошади:
а) 5 рублей +
б) 2 рубля
в) 3 рубля
5. Лошадь осталась у бедного брата:
а) да
б) остался только хвост
в) нет +
6. Для бедного брата всё кончилось очень хорошо:
а) нет
б) да +
в) отчасти
7. Бедный брат убил … человек:
а) четырех
б) трех
в) двух +
8. Шемяка был честным и праведным судьёй, так ли это:
а) нет +
б) да
в) для бедных-да, для богатых-нет
9. Оба брата были:
а) промышленники
б) бояре
в) земледельцы +
10. Истцы откупились от бедного брата:
а) драгоценными камнями
б) деньгами +
в) шубами
11. Бедный брат нарочно оторвал хвост лошади, так ли это:
а) нет +
б) да
в) он не отрывал хвост
12. Бедный брат заплатил много денег судье, так ли это:
а) да
б) нет +
в) он заплатил ему драгоценными камнями
13. Куда ехал направлялся человек, у которого бедный брат убил отца:
а) в баню +
б) к лекарю
в) на базар
14. Откуда упал на поповича бедный брат:
а) с лестницы
б) с печи
в) с полатей +
15. В каком преступлении был обвинен бедный брат:
а) убил ребёнка +
б) поджёг дом
в) украл корову
16. Откуда бедный достал камень:
а) из платка
б) из шапки +
в) из шарфа
17. С кем судился бедный брат:
а) с барыней
б) с Шемякой
в) с соседом +
18. С кем судился бедный брат:
а) с князем
б) с братом +
в) с боярином
19. С кем судился бедный брат:
а) с монахом
б) с протоиереем
в) с попом +
20. Зачем бедный брат взял с собой камень:
а) чтобы утопиться, если приговор будет против него
б) чтобы при недовольстве приговором убить судью +
в) чтобы побить окна в суде
21. На какой срок поп должен был отдать бедному брату попадью:
а) пока попадья не родит ребёнка +
б) пока она брату не надоест
в) пока сама уйти не захочет
22. Что определяет образ жизни убогого брата:
а) желание разбогатеть
б) стремление взять побольше у богатого брата +
в) забота о богатом брате
23. С какой целью автор рассказывает о том, как у убогого брата лошадь лишилась хвоста:
а) выявляет отсутствие в герое человеческого начала
б) характеризует психологическое состояние героя
в) показывает небрежение к добру брата +
24. Повесть сохранилась во многих рукописях … веков:
а) 15 и 16
б) 17 и 18 +
в) 14 и 15
25. Въезжая в ворота, бедный брат забыл выставить:
а) «костыль»
б) тормоз
в) подворотню +
26. К кому пошел ночевать богатый брат:
а) к голове
б) к попу +
в) в первый попавшийся терем
27. Где находился мост:
а) у города +
б) у хутора
в) у села
28. Шемяка, выслушав челобитную, говорит бедному:
а) «Отвечай!»
б) «Держи ответ!»
в) «Ответствуй!» +
29. Сколько денег отдал поп бедному брату:
а) десять рублей +
б) пятнадцать рублей
в) 3 рубля
30. Бедный пошел домой, радуясь и:
а) припеваючи
б) хваля Бога +
в) хохоча
( 12 оценок, среднее 3.33 из 5 )