Оркестровые сочинения а к лядова

А.К. Лядов «Сказочные картинки»: «Баба-Яга», «Волшебное озеро», «Кикимора»

А.К. Лядов «Сказочные картинки»

Русские народные сказки многим знакомы с детства. Веками люди рассказывали своим детям добрые и нравоучительные истории, наполненные волшебством и фантастикой. Так и Анатолий Константинович Лядов бесконечно преклонялся перед народным фольклором. В летние жаркие дни он оставлял Петербург и отправлялся поближе к народу, чтобы слушать народные песни и сказки. Творчество народа и вдохновило на создание прекрасной симфонической музыки «Сказочные картинки».

Историю создания «Сказочных картинок» Лядова, содержание произведений и множество интересных фактов читайте на нашей странице.

История создания

1881 год. Весь преподавательский состав Петербургской консерватории отправился на летние каникулы. Лядов поехал в самое любимое им место. Туда, где он мог продолжать заниматься любимым делом – собиранием сказок и фольклора. В деревне он знакомился с исконными обычаями, слушал пастушьи напевы, отдыхал на лоне природы. В расслабленной обстановке Анатолий Константинович мог быть более внимательным к произведениям, которые читал. Тогда он впервые смог прочитать «Сказания русского народа», написанные Сахаровым. Особенно был впечатлен он образом Бабы-Яги. Все лето было посвящено поискам материалов о злой хранительнице леса. Никогда ранее композитор не был так увлечен собственной работой. Но лето прошло незаметно, и пришлось вновь возвращаться домой, чтобы начать новый учебный год.

Анатолий Константинович Лядов

Лишь спустя более чем двадцать лет в собственных рукописях, сочинитель нашел давно забытые записи о сказочном герое. В 1904 году была полностью закончена партитура первого произведения из знаменитого триптиха. Премьера прошла в марте того же года в концерте симфонического собрания. Дирижером был знаменитый Феликс Блуменфельд. Концерт прошел крайне успешно. Критики впоследствии напишут, что сочинение потрясло публику до глубины души.

Феликс Блуменфельд

Второе произведение также было задумано в 80-е годы, но не сдвигалось мертвой точки вплоть до 1908 года. Тогда композитор решил взять материалы из собственной оперы и закончить начатое. «Волшебное озеро» в его представлениях должно полностью передавать фантастическую атмосферу. Это неявно выраженная таинственность. Здесь время должно застыть. Работа над оркестровкой началась в середине 1908 года, данный процесс не затянулся на длительное время, поэтому к концу года музыкальная картина была полностью завершена. Впервые зрители смогли услышать творение в феврале следующего года на одном из важнейших симфонических концертов. Дирижер Н. Черепнин блестяще справился с задачей, и публика рукоплескала автору, признав его настоящим музыкальным гением. Произведение стало одним из излюбленных для композитора.

Третье произведение «Кикимора» также было написано в 1909 году. Программной основой сочинения можно считать сборник Сахарова. В декабре стоялось первое публичное исполнение. Управлял премьерой А. Зилоти. В третий раз, как в сказке публика была настроена положительно и тепло встретила новое сочинение.

Интересные факты

  • На написание симфонической поэмы «Волшебное озеро» композитора вдохновил водоём, находящийся недалеко от поселка Волыновка.
  • Программой для третьего произведения из цикла является книга И. Сахарова, имеющая название «Сказания русского народа».
  • Во время написания второй пьесы из «Сказочных картинок» в качестве литературного источника была взята легенда «Калевала» из народного эпоса Финляндии.
  • Музыкант имел художественный талант. Во время сочинения он создал эскизы видимых им музыкальных образов. В дальнейшем сочинитель часто рисовал для своих детей, и забавные рисунки мифологических существ висели по всей квартире, в которой он проживал со своей семьей.
  • Работа над произведениями шла медленно, причина заключалась не в лени или отсутствии желания, а в том, что Анатолий Константинович всегда стремился создать совершенное произведение. Близкие друзья отмечали, что он никогда не показывал незаконченные произведения, ибо был весьма застенчивым человеком. Тем не менее Лядов всегда восторженно рассказывал об уже готовых сочинениях, так как вкладывал в них не только музыкальное мастерство и талант, но и всю свою безграничную душу.
  • Вдохновением наполняла творца красочная живопись Билибина. Особенно впечатлили Лядова иллюстрации к сказке «Василиса Прекрасная», где на первой странице красовалась Баба-Яга, летящая в ступе. Это и был главный прототип образа первой симфонической миниатюры на фантастическую тематику.

иллюстрация к сказке «Василиса Прекрасная»

  • Композитор являлся известнейшим музыкальным фольклористом.
  • Замысел сочинения Бабы Яги был реализован лишь спустя 15 лет после того, как композитор активно искал материалы, касающиеся фантастического персонажа. Это было свойственно для привычного создания композиций.
  • Лядов использовал в «Волшебном озере» фрагменты неоконченной оперы «Зорюшка». Большая часть материала принадлежит сцене с русалками. Музыка должна была передавать особенное, мистическое и таинственное настроение, характерное для подводного царства.
  • Анатолий Константинович всерьез увлекался народным фольклором, причем не только русским. Он зачитывался сказками других народов и почитал традиции древнего уклада жизни.

Содержание произведений

Необходимо отметить, что автор самостоятельно не объединял миниатюры в один цикл. Ему просто было интересно сочинять на фольклорные сюжеты. Тем не менее музыковеды объединяют сочинения в один триптих, называя его «Сказочные картинки». Каждое произведение имеет программу, и если две крайние композиции изображают образ злого персонажа славянской мифологии, то средняя миниатюра представляет собой пейзажную зарисовку мистического места. Давайте более детально разберем каждое из сочинений.

Баба-яга

Баба-Яга Лядова – это собирательный музыкальный образ. Программой произведения является отрывок из сказки «Василиса Прекрасная». Это сцена полета злой колдуньи. Один свист и в момент перед ней появляется ступа. В стремительном вихре злая волшебница поднимается ввысь. На улице ночь, каждый зверь и человек боится злую силу, прячется от нее. Вокруг тишина только слышно, как помело разрезает воздух вокруг. Так начинается новая страшная история со счастливым финалом.

«Баба-яга» Лядов

Музыка полностью демонстрирует образ Бабы-Яги. Сам автор подтверждал наличие яркого, конкретного образа. Фантастичность звучания в данной миниатюре была достигнута при помощи использования ряда музыкально-выразительных средств:

  • Свистящие в унисон струнные и деревянно-духовые инструменты;
  • Большое количество флажолетов.
  • Динамика то нарастает до ff, то затихает до pp.
  • Обилие общих форм движения: пассажи.
  • Непрерывное ритмическое движение в различных голосах создает атмосферу напряженности.

Главное действующее лицо характеризует отдельная тема. Для ее музыки свойственна не только угловатость, но и переменчивость инструментов. Интересно, что тема проводится сначала в тембре низкого гнусавого фагота, затем сумрачное звучание достигается по средству использования бас-кларнета, наиболее яркое и сочное звучание темы придает английский рожок. После абсолютно диких пассажей у струнных, демонстрирующих полет колдуньи, тема вступает у ксилофона. Постепенно все затихает. Вновь наступает день, Баба-Яга уже давно улетела. Тихо звучат флейты на фоне скрипичного тремоло, и все растворяется в утреннем тумане. Сон ли это был или явь, никто не скажет. Главное, что сказка существует, пока звучит музыка.

Нельзя отрицать, что Лядов был настоящим мастером оркестровки, ведь ему удалось добиться максимального попадания в образ.

«Баба-Яга» (слушать) 

Волшебное озеро

Глубоко в лесной глуши, где не ступала нога ни зверя, ни человека находится озеро. Но не простые воды текут в нем, а волшебные. Вокруг тишина. Только ночью отражается в нем и луна, и звезды. Еле волны колышутся от дуновения ветра. Все вокруг фантастично и сказочно. Все застывает, время остановилось, чтобы любоваться красотой окружающей природы.

«Волшебное озеро» Лядов

Добиться подобной невесомой атмосферы композитор смог благодаря использованию множества характерных музыкальных приемов:

  • Отсутствуют конкретные темы;
  • Важную роль играет прозрачность гармонии;
  • Фактура невесомая;
  • Колорит струнных с сурдинами воссоздает шелест;
  • Легкие тембры: деревянно-духовые, в частности флейты, арфы, челесты;
  • Большое количество мелизмов: тремоло, трели;
  • Спокойная динамика ограничена диапазоном от pp до p;
  • Ритм баркаролы (четверть и восьмая).

Форма выбрана трехчастная с контрастной серединой и определяется по ладотональному родству. Тональность – Des-dur.

Оркестровка выражается в яркой изобразительности образов:

  • Шелест травы и колыхание волн – струнные с сурдиной;
  • Глубина водного пространства – отдаленность крайних регистров;
  • Сияние звездного неба – звенящие тембры арфы и челесты.

«Волшебное озеро» представляет собой одну из вершин оркестрового мастерства композитора.

«Волшебное озеро» (слушать) 

Кикимора

У кудесника в горах каменных живет и растет Кикимора. Рядом с ней кот Баюн рассказывает ей сказки невиданные и неслыханные. В колыбели из чистого хрусталя качают и лелеют Кикимору с утра и до позднего вечера. Вырастает через семь лет тонкая, черная Кикиморка и имеет голову с наперсток. А кричит и стучит она на весь лес. Нет покоя с утра и до ночи, с вечера и до утра вопит она нечеловеческим голосом. Люто злится на людей и зверей.

«Кикимора» Лядов

Программа четко разделена на разделы:

  • Вступление. Хроматическое изломанное движение у низких деревянно-духовых инструментов символизирует обстановку в чудесном лесу.
  • Тема у английского рожка – это колыбельная кота Баюна.
  • Соло челесты создает холодное звучание хрустальной колыбели, которая качается с утра до вечера. Вступление завершается.
  • Presto – основной раздел, описывающий взрослую Кикимору. Главная тема состоит из интонационных элементов вступительного раздела. Форшлаги – это главный звукоизобразительный элемент.
  • Различные метаморфозы темы в основном разделе сочетаются с четкой ритмической пульсацией.
  • Кульминация отражена топочущим мотивом, основанном на терции.
  • Заключение. Пиццикато низких струнных и жалобный флейтовый писк.

Произведение выполнено с юмористическим оттенком, характерным для творчества Лядова. Кикимора имеет легкий лукаво-иронический характер. Явный гротеск сближает с жанром скерцо. Автор использует множество выразительных приемов, чтобы подчеркнуть иронию над злым образом:

  • Взвизгивания и капризы Кикиморы – малая флейта, гобой, трубы с сурдинами;
  • Прыжки – широкие интервалы с форшлагами;
  • Хроматические короткие темы;
  • Альтерированные гармонии;
  • Увеличенное трезвучие – «зловещий» образ.
  • Щелкающий ксилофон.

Все это высмеивает образ «злого» лесного духа. Лядов не видит в нем опасности, Кикимора кажется ему смешной и безобидной. Ему прекрасно удалось отобразить всю немощность существа. Симфоническая миниатюра «Кикимора» является истинным шедевром отечественной музыки.

«Сказочные картинки» Лядова – это необыкновенно красочные музыкальные образы. Музыка словно отправляет слушателя в неведомые ранее края, где существуют все знаменитые персонажи, такие как Баба-Яга и Кикимора. Там у берега Волшебного озера происходят удивительные чудеса. Одним словом, миниатюры возвращают нас в детство. Пока звучат симфонические картинки в мир возвращается волшебство.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Анатолий Лядов «Сказочные картинки»: «Баба-Яга», «Волшебное озеро», «Кикимора»

Дата рождения

11.05.1855

Дата смерти

28.08.1914

Профессия

Страна

Россия

Лядов. Колыбельная (дир. Леопольд Стоковский)

…Лядов скромно отвел себе область миниатюры — фортепианной и оркестровой — и работал над ней с большой любовью и тщательностью ремесленника и со вкусом, первоклассного художника-ювелира и мастера стиля. В нем действительно жило прекрасное в национально-русском душевном облике.
Б. Асафьев

Анатолий Константинович Лядов / Anatoly Lyadov

А. Лядов принадлежит к младшему поколению замечательной плеяды русских композиторов второй половины XIX в. Он проявил себя как талантливый композитор, дирижер, педагог, музыкально-общественный деятель. В основе творчества Лядова лежат образы русского эпоса и песенного фольклора, сказочной фантастики, для него характерна проникнутая созерцательностью лирика, тонкое ощущение природы; в его произведениях встречаются элементы жанровой характеристичности и комизма. Музыке Лядова свойственны светлое уравновешенное настроение, сдержанность в выражении чувства, лишь иногда прерываемые страстным, непосредственным переживанием. Большое внимание Лядов уделял совершенствованию художественной формы: непринужденность, простота и изящество, стройная соразмерность — вот его высшее критерии художественности. Идеалом ему служило творчество М. Глинки и А. Пушкина. Он подолгу обдумывал во всех подробностях создаваемые им произведения и потом записывал сочиненное начисто, почти без помарок.

Излюбленная музыкальная форма Лядова — небольшая инструментальная или вокальная пьеса. Композитор в шутку говорил, что он не выносит больше пяти минут музыки. Все его сочинения — это миниатюры, лаконичные и отточенные по форме. Творчество Лядова невелико по объему, кантата, 12 сочинений для симфонического оркестра, 18 детских песен на народные слова для голоса с фортепиано, 4 романса, около 200 обработок народных песен, несколько хоров, 6 камерно-инструментальных сочинений, свыше 50 пьес для фортепиано.

Лядов родился в музыкальной семье. Его отец был дирижером Мариинского театра. Мальчик имел возможность слушать в концертах симфоническую музыку, часто бывать в оперном театре на всех репетициях и спектаклях. «Глинку он любил и знал наизусть. „Рогнедою“ и „Юдифью“ Серова восхищался. На сцене он участвовал в шествиях и толпе, а приходя домой, изображал перед зеркалом Руслана или Фарлафа. Певцов, хора и оркестра он наслушался вдосталь», — вспоминал Н. Римский-Корсаков. Музыкальная одаренность проявилась рано, и в 1867 г. одиннадцатилетний Лядов поступает в Петербургскую консерваторию. Практическим сочинением он занимался у Римского-Корсакова. Однако за пропуски занятий и недисциплинированность в 1876 г. он был исключен. В 1878 г. Лядов вторично поступает в консерваторию и в этом же году блестяще сдает выпускной экзамен. В качестве дипломной работы им была представлена музыка к заключительной сцене «Мессинской невесты» Ф. Шиллера.

В середине 70-х гг. Лядов знакомится с членами балакиревского кружка. Вот что писал Мусоргский о первой встрече с ним: «…Появился новый, несомненный, оригинальный и русский юный талант…» Общение с крупнейшими музыкантами оказало большое влияние на творческое формирование Лядова. Расширяется круг его интересов: философия и социология, эстетика и естествознание, классическая и современная литература. Насущной потребностью его натуры было размышление. «Клюйте из книги то, что Вам нужно, и развивайте это на свободе, и тогда Вы узнаете, что значит думать», — писал он позже одному из своих друзей.

С осени 1878 г. Лядов становится педагогом Петербургской консерватории, где ведет теоретические дисциплины у исполнителей, а с середины 80-х гг. преподает и в Певческой капелле. На рубеже 70-80-х гг. Лядов начал дирижерскую деятельность в Петербургском кружке любителей музыки, а позже выступил как дирижер в общедоступных симфонических концертах, учрежденных А. Рубинштейном, а также в Русских симфонических концертах, основанных М. Беляевым. Его дирижерские качества высоко ценили Римский-Корсаков, Рубинштейн, Г. Ларош.

Музыкальные связи Лядова расширяются. Он знакомится с П. Чайковским, А. Глазуновым, Ларошем, становится участником «беляевских пятниц». В это же время он приобретает известность и как композитор. С 1874 г. выходят в свет первые произведения Лядова: 4 романса ор. 1 и «Бирюльки» ор. 2 (1876). Романсы оказались единственным опытом Лядова в этом жанре, они были созданы под влиянием «кучкистов». «Бирюльки» — первое фортепианное сочинение Лядова, представляющее собой серию мелких разнохарактерных пьес, объединенных в законченный цикл. Уже здесь определяется лядовская манера изложения — камерность, легкость, изящность. До начала 1900-х гг. Лядовым было написано и издано 50 опусов. Большинство из них — небольшие фортепианные пьесы: интермеццо, арабески, прелюдии, экспромты, этюды, мазурки, вальсы и др. Широкую популярность завоевала «Музыкальная табакерка», в которой с особой тонкостью и изысканностью воспроизводятся образы кукольно-игрушечного мирка. Из числа прелюдий особенно выделяется Прелюдия си минор ор. 11, мелодия которой очень близка народному напеву «И что на свете прежестоком» из сборника М. Балакирева «40 русских народных песен».

К наиболее крупным произведениям для фортепиано относятся 2 вариационных цикла (на тему романса Глинки «Венецианская ночь» и на польскую тему). Одной из известнейших пьес стала баллада «Про старину». Это сочинение близко эпическим страницам оперы Глинки «Руслан и Людмила» и «Богатырской» симфонии А. Бородина. Когда в 1906г. Лядов сделал оркестровую редакцию баллады «Про старину», В. Стасов, услышав ее, воскликнул: «Настоящего баяна Вы тут вылепили».

В конце 80-х гг. Лядов обратился к вокальной музыке и создал 3 сборника детских песен на тексты народных прибауток, сказочек, припевок. Ц. Кюи назвал эти песни «крошечными жемчужинами в самой тонкой, законченной отделке».

С конца 90-х гг. Лядов с увлечением занимается обработкой народных песен, собранных экспедициями Географического общества. Особенно выделяются 4 сборника для голоса с фортепиано. Следуя традициям Балакирева и Римского-Корсакова, Лядов широко пользуется приемами подголосочной полифонии. И в этой форме музыкального творчества проявляется типичная лядовская черта — камерность (он использует минимальное количество голосов, которые образуют легкую прозрачную ткань).

К началу XX в. Лядов становится одним из ведущих и авторитетных русских музыкантов. В консерватории к нему переходят специальные теоретические и композиторские классы, среди его учеников С. Прокофьев, Н. Мясковский, Б. Асафьев и др. Смелым и благородным можно назвать поведение Лядова в 1905г., в период студенческих волнений. Далекий от политики, он безоговорочно примкнул к передовой группе преподавателей, протестовавших против реакционных действий РМО. После увольнения из консерватории Римского-Корсакова Лядов вместе с Глазуновым заявил о своем выходе из состава ее профессоров.

В 1900-х гг. Лядов обращается преимущественно к симфонической музыке. Он создает ряд произведений, продолжающих традиции русской классики XIX в. Это оркестровые миниатюры, сюжеты и образы которых подсказаны народными источниками («Баба-Яга», «Кикимора») и созерцанием красоты природы («Волшебное озеро»). Лядов называл их «сказочными картинками». В них композитор широко использует колористические и живописные возможности оркестра, следуя по пути Глинки и композиторов «Могучей кучки». Особое место занимают «Восемь русских народных песен для оркестра», в которых Лядов мастерски использовал подлинные народные напевы — эпические, лирические, плясовые, обрядовые, хороводные, выразив разные стороны духовного мира русского человека.

В эти годы Лядов проявлял живейший интерес к новым литературным и художественным течениям, и это нашло отражение в его творчестве. Он пишет музыку к пьесе М. Метерлинка «Сестра Беатриса», симфоническую картину «Из Апокалипсиса» и «Скорбную песнь для оркестра». В числе последних замыслов композитора — балет «Лейла и Алалей» и симфоническая картина «Купальская ночь» по мотивам произведений А. Ремизова.

Последние годы жизни композитора были омрачены горечью утрат. Лядов очень остро и тяжело переживал потерю друзей и соратников: один за другим ушли из жизни Стасов, Беляев, Римский-Корсаков. В 1911 г. Лядов перенес тяжелую болезнь, от которой уже не смог оправиться полностью.

Ярким свидетельством признания заслуг Лядова явилось празднование в 1913 г. 35-летнего юбилея его творческой деятельности. Многие его сочинения и поныне пользуются широкой популярностью и любовью слушателей.

А. Кузнецова

реклама

вам может быть интересно

Произведения

А.К. Лядов - Симф. миниатюра

А.К. Лядов — Симф. миниатюраВолшебное озеро

слушатьскачать07:04

Лядов А.К. Этюд и канцонетта, оп. 40

Лядов А.К. Этюд и канцонетта, оп. 40(Святослав Рихтер, 1952 г)

слушатьскачать04:41

А. К. Лядов

А. К. Лядов«8 Р.Н.П.»: №6 — Колыбельная, a-moll

слушатьскачать02:41

Мария Максакова

Мария МаксаковаЛядов «Из слёз моих»

слушатьскачать02:05

А.К.Лядов

А.К.Лядов«Кикимора»

слушатьскачать08:07

Государственный академический симфонический оркест

Государственный академический симфонический оркестА.К. Лядов Симфоническая картина «Кикимора». соч. 63

слушатьскачать08:02

А. К. ЛядовБлагообразный Иосиф — Мироносицам женам (ор. 61 № 4)

слушатьскачать02:06

А.ЛядовБаба Яга

слушатьскачать03:26

А. К. Лядов. Исполняет Государственный академическ

А. К. Лядов. Исполняет Государственный академическСимфоническая миниатюра «Баба-Яга»

слушатьскачать03:27

А. К. Лядов. Исполняет Государственный академическ

А. К. Лядов. Исполняет Государственный академическСимфоническая миниатюра «Кикимора»

слушатьскачать08:07

А. К. Лядов. Исполняет Государственный академическ

А. К. Лядов. Исполняет Государственный академическСимфоническая миниатюра «Волшебное озеро»

слушатьскачать07:12

Оркестр «Зонофонъ», запись 1907 (!) годаА.К. Лядов — «Музыкальная табакерка»

слушатьскачать02:22

Лядов

ЛядовКолыбельная

слушатьскачать02:41

14. А.К.Лядов«Петушок»

слушатьскачать00:50

11. А.К.Лядов«Заинька»

слушатьскачать00:54

17. А.К.Лядов

17. А.К.ЛядовКикимора

слушатьскачать08:02

5 класс. Фольклор в музыке русских композиторов

5 класс. Фольклор в музыке русских композиторовЛядов А.К. Кикимора

слушатьскачать06:14

А.К. ЛядовТанец Амазонок, соч.65 — Симфонический Оркестр России, дирижёр Вероника Дударова

слушатьскачать03:30

Alliage QuintettА.К.Лядов: Колыбельная

слушатьскачать02:15

А.К.Лядов

А.К.ЛядовМузыкальная табакерка

слушатьскачать02:12

А. К. ЛядовМузыкальная шкатулка (1893)

слушатьскачать02:30

А. К. ЛядовТропарь Рождества Христова (ор. 61 № 2)

слушатьскачать00:59

Читает Любава под музыку А.К.Лядова

Читает Любава под музыку А.К.ЛядоваТишиною мир окутан. Стихи Наины

слушатьскачать02:43

А. К. Лядов

А. К. ЛядовВосемь русских народных песен для оркестра Хороводная Op.58 (исполняют: Вероника Дударова и Симфонич

слушатьскачать01:27

А.К. ЛядовБирюльки №1

слушатьскачать01:17

ЛядовКикимора

слушатьскачать03:19

Лядов А.К.

Лядов А.К.сказочная картинка Волшебное озеро, op.62

слушатьскачать07:08

А. К. Лядов

А. К. ЛядовКартинка к русской народной сказке Баба-Яга

слушатьскачать03:30

А. К. Лядов. Государственный академический симфони

А. К. Лядов. Государственный академический симфониВолшебное озеро. Сказочная картинка, соч. 62

слушатьскачать07:12

Камерный хор Lege Artis п у Б. Г. АбальянаТы, река ль моя, реченька (РНП в обр. А. К. Лядова)

слушатьскачать03:06

А.К.Лядов

А.К.ЛядовПротяжная песня

слушатьскачать03:38

Лядов А.К.Прелюдия. Вальс. Мазурка — соч. 57

слушатьскачать05:21

А.К. Лядов - Е.Ф. Светланов

А.К. Лядов — Е.Ф. СветлановPolonaise in D Major, Op.55

слушатьскачать04:32

А. К. Лядов, 8 русских народных песен5. Былина о птицах

слушатьскачать01:24

А. К. Лядов, 8 русских народных песен4. Шуточная (я с комариком плясала)

слушатьскачать01:00

№108 солжед.Лядов А.К. Маленький вальс Соль мажор,

слушатьскачать02:29

А.К. Лядов

А.К. ЛядовМузыкальная табакерка, вальс-шутка соль мажор, соч.32

слушатьскачать01:54

Лядов Кикимора

Лядов КикимораТема хрустальчатой колыбельки (челеста)

слушатьскачать00:30

А.К.Лядов - Неэме Ярви (дирижер)

А.К.Лядов — Неэме Ярви (дирижер)Музыкальная табакерка, Op.32

слушатьскачать01:36

А. К. Лядов

А. К. Лядов«Про старину», основной раздел, D-dur

слушатьскачать03:28

Анатолий Константинович Лядов – русский композитор, дирижёр, педагог. Вместе с Николаем Черепниным его часто называют «русским импрессионистом». 

Анатолий Лядов родился в 1855 году в Санкт-Петербурге. В отличие от многих композиторов того времени, формальное образование которых не было связано с искусством, Лядов был окружен музыкой с самого рождения – его отец был дирижёром (под управлением Константина Лядова состоялась премьера » Русалки» Даргомыжского и «Рогнеды» Серова), а дед служил капельмейстером в Петербургском филармоническом обществе.

Под руководством отца Лядов изучал азы музыкальной грамоты, позже он начал учиться в Петербургской консерватории. При всей своей одаренности, молодой Анатолий Константинович не всегда отличался прилежностью. Он был отчислен за неуспеваемость, что, впрочем, не помешало ему восстановиться, закончить обучение и начать свою преподавательскую карьеру в Петербургской консерватории, своей альма матер.  

С 1878 года и до конца своей жизни Лядов вел предметы теоретического цикла (элементарную теорию музыки, гармонию, инструментовку). Среди его учеников – Борис Асафьев, Михаил Гнесин, Николай Мясковский, Сергей Прокофьев, Самуил Майкарп и многие другие.

Также на рубеже 70-80-х годов Лядов пробует себя в качестве дирижера, сначала в Петербургском кружке любителей музыки, а затем и на Русских симфонических концертах, которые организовывал меценат Митрофан Беляев. 

Просветительская деятельность также является важной вехой в биографии Лядова. Вместе с Александром Глазуновым и Николаем Римским-Корсаковым он был руководителем Беляевского кружка. Это собрание занималось организацией музыкальных вечером, Беляевских пятниц, где исполнялись камерные произведения зарубежных и отечественных композиторов. Также кружок занимался изданием музыкальных произведений, проведением публичных симфонических концертов и конкурсов для композиторов.

Однако широкой публике Лядов известен в большей степени как композитор, нежели как педагог или дирижер. Он очень серьезно и критически относился к своим сочинениям, возможно поэтому его творческое наследие не так велико, как могло бы быть. Несмотря на то, что сам Лядов относился к себе довольно самокритично, его современники принимали его произведения весьма благосклонно.

Стиль Лядова сложился под большим влиянием его старших современников – композиторов Русской пятерки, в большей степени Римского-Корсакова, у которого он учился в Петербургской консерватории.

Как и его учитель, Лядов часто обращается к фантастическим образам. Самым ярким примером являются его симфонические миниатюры, или, как их называл сам Лядов, “сказочные картинки”: Баба-Яга, Волшебное озеро, Кикимора.

Также часто Лядов обращается к русскому фольклору. Он создал множество обработок народных песен для голоса в сопровождении фортепиано, смешанного хора, вокального ансамбля, сделал переложение восьми народных песен для симфонического оркестра. Также на народные тексты он сочинил три сборника детских песен.

Большинство сочинений Лядова –  миниатюры. Первое зрелое сочинение Лядова, которое увидело свет, – цикл фортепианных пьес “Бирюльки”. Бирюльки это популярная в XIX веке детская настольная игра, из вороха миниатюрных игрушек нужно было аккуратно вытащить как можно больше отдельных предметов не задевая при этом соседние. Название довольно точно отражает содержание цикла: это ряд разнохарактерных, не связанных сюжетно, маленьких пьес. У них нет программных названий, практически все из них выдержаны в оживленных темпах, в легком, беззаботном и оптимистичном настроении.

В тот же период под влиянием композиторов Русской пятерки Лядов сочинил ряд романсов, однако этот жанр не пришелся ему по душе и больше он к нему не обращался.

Зато в фортепианных жанрах Лядов чувствовал себя вполне свободно, он сочинял пьесы, прелюдии, арабески, интермеццо, мазурки, багатели, этюды, каноны… Фортепианные произведения составляют большую часть композиторского наследия Лядова. В этой сфере он продолжает западноевропейскую композиторскую традицию. По всей видимости, влияние Листа и Шопена не обошло и Анатолия Константиновича.

Впрочем, одно из самых известных фортепианных сочинений Лядова, баллада “Про старину”, проникнуто интонациями русской песни и скорее может быть отнесено к эпической линии Бородина.

Эпоха романтизма ознаменовала повышенный интерес к народным музыкальным традициям. Не обошло это влияние и Россию: Чайковский, Балакирев, Римский-Корсаков – все они составляли сборники русских песен. Лядов также отметился на этом поприще. Его вокальное творчество в основном связано с народными напевами и текстами.

Эта же тема получила развитие и в симфоническом творчестве Лядова. В первую очередь стоит отметить его цикл “Восемь русских народных песен”. В нем композитор постарался охватить все интонационное многообразие русской песенной традиции: в цикле есть и протяжная песня, и шуточная, и былина, и плясовая, и хоровод.

Впрочем, есть среди оркестровых работ Лядова и вполне светские. Например, блестящий и торжественный полонез, посвященный Александру Пушкину.

Особенно полюбились слушателем программные симфонические сочинения Лядова: “Баба-Яга”, “Кикимора”, “Танец амазонок”, “Из апокалипсиса”. Небольшие, яркие звукописные оркестровые картины стали его визитной карточкой.

Верно ли называть Лядова “русским импрессионистом”? И да, и нет. К условно импрессионистическим могут быть отнесены его симофнические произведения, так как фортепианные опираются на романтический стиль, вокальные – на русскую музыку, принципы которой не совпадают с принципами музыкального импрессионизма.

Из сходств можно отметить, что Лядову, как и Дебюсси, выразительность была важнее, нежели чем следование функциональной логике. Лядов также любил создавать программные сочинения, звуковые картины.

Однако здесь же начинаются и расхождения, в первую очередь в тематизме. Дебюсси часто обращается к пейзажам (“Облака”, “Море”, “Сады под дождем”, “Лунный свет”), мистические мотивы, столь сильные в романтической музыке, его не так сильно интересовали. У Лядова же сильна тяга к фантастическая сюжетам. Озеро у него не простое, а зачарованное, таящее некую связь с миром сказочного; кикимора и баба-яга сами по себе персонажи русского фольклора.

Лядов использует более темные и мрачные тембры симфонического оркестра, в его работах больше динамики и напряжения, нежели в созерцательных звуковых полотнах европейских импрессионистов. Пожалуй, наиболее близкая к ним работа Лядова это “Волшебное озеро”, что объясняется скорее особенностями образа, а не близостью композиторского письма. В целом Лядов скорее верный последователь Римского-Корсакова и Мусоргского, нежели собрат Дебюсси и Равеля.

Симфонические произведения Анатолия Лядова

  • Фрагмент из «Апокалипсис», соч. 66

    Евгений Светланов, Государственный академический симфонический оркестр СССР, Анатолий Константинович Лядов

    • Скачать

  • Про старину, соч. 21

    Евгений Светланов, Государственный академический симфонический оркестр СССР, Анатолий Константинович Лядов

    • Скачать

  • Баба-Яга, соч. 56

    Евгений Светланов, Государственный академический симфонический оркестр СССР, Анатолий Константинович Лядов

    • Скачать

  • Волшебное озеро, соч. 62

    Евгений Светланов, Государственный академический симфонический оркестр СССР, Анатолий Константинович Лядов

    • Скачать

  • Кикимора, соч. 63

    Евгений Светланов, Государственный академический симфонический оркестр СССР, Анатолий Константинович Лядов

    • Скачать

  • Восемь русских народных песен для оркестра, соч. 58: I. Духовный стих

    Евгений Светланов, Государственный академический симфонический оркестр СССР, Анатолий Константинович Лядов

    • Скачать

  • Восемь русских народных песен для оркестра, соч. 58: II. Каляда-Маляда

    Евгений Светланов, Государственный академический симфонический оркестр СССР, Анатолий Константинович Лядов

    • Скачать

  • Восемь русских народных песен для оркестра, соч. 58: III. Протяжная

    Евгений Светланов, Государственный академический симфонический оркестр СССР, Анатолий Константинович Лядов

    • Скачать

  • Восемь русских народных песен для оркестра, соч. 58: IV. Я с комариком плясала

    Евгений Светланов, Государственный академический симфонический оркестр СССР, Анатолий Константинович Лядов

    • Скачать

  • Восемь русских народных песен для оркестра, соч. 58: V. Былина о птицах

    Евгений Светланов, Государственный академический симфонический оркестр СССР, Анатолий Константинович Лядов

    • Скачать

  • Восемь русских народных песен для оркестра, соч. 58: VI. Колыбельная

    Евгений Светланов, Государственный академический симфонический оркестр СССР, Анатолий Константинович Лядов

    • Скачать

  • Восемь русских народных песен для оркестра, соч. 58: VII. Плясовая

    Евгений Светланов, Государственный академический симфонический оркестр СССР, Анатолий Константинович Лядов

    • Скачать

  • Восемь русских народных песен для оркестра, соч. 58: VIII. Хороводная

    Евгений Светланов, Государственный академический симфонический оркестр СССР, Анатолий Константинович Лядов

    • Скачать

Треки альбома Симфонические произведения Анатолия Лядова Государственный академический симфонический оркестр СССР слушать онлайн

  • Оркестр играет туш как пишется
  • Орифлейм как правильно пишется
  • Ориентируясь как пишется и почему
  • Ориентируюсь как правильно пишется
  • Ориентируйся как пишется правильно