Орнамент к русским сказкам

Разбор творчества и ручной работы в сказках.

Часть 1. Легенда и знакомство со знаками русских народных орнаментов.

Давным-давно, там, где сейчас города стоят, раньше леса тянулись, такие густые и дремучие, что в них можно было заблудиться. А в тех лесах обитали всякие чудища. Кто выезжал из дому и ехал по дороге через лес, с тем всегда случались неприятные события.

И как-то люди решили попросить покровительства у Солнышка.

Забрались они на гору и начали петь, помощи просить.

— Солнышко, ведрышко! Выгляни в окошечко. Твои детки плачут, помощи просят.

Любило ясное Солнышко людей, заботилось о них, выглянуло и спрашивает:

—Что вы желаете, дети мои?

Люди ответили ему:

— Покровительства твоего просим. Чудища в лесу, страшно ехать нам по дороге через лес.

— Хорошо, помогу вам! Пошлю я на землю своего старшего сына — богатыря Лучика.

И вдруг видят люди:

С неба спускается богатырь — Лучик — старший, весь в сверкающих доспехах, с золотым щитом и мечом. Увидали его чудища лесные и давай убегать со всех ног в разные стороны.

Поблагодарили люди Лучика и Солнышко, и с тех пор, чтобы отпугивать чудищ и злых духов, на одежде и оружии они изображали Солнце.

Разбор творчества и ручной работы в сказках.  Часть 1. Легенда и знакомство со знаками русских народных орнаментов, фото № 1

Разбор творчества и ручной работы в сказках.  Часть 1. Легенда и знакомство со знаками русских народных орнаментов, фото № 2

Вместе с детками вы можете рассмотреть основные знаки, обсудить каждый из них.

Можно предложить детям нарисовать или вышить орнаменты.

Возможно у кого — то получится свой, неповторимый рисунок.

Это замечательно!

Разбор творчества и ручной работы в сказках.  Часть 1. Легенда и знакомство со знаками русских народных орнаментов, фото № 3

Звезда Алатырь (Крест Сварога)

Разбор творчества и ручной работы в сказках.  Часть 1. Легенда и знакомство со знаками русских народных орнаментов, фото № 4

Знак Алатырь — Око Рода, из него сияет Свет Рода Всевышнего, Божья благодать, которую он дарует всему сущему и несущему.

Алатырь вышивают на рубашках ведающих людей, или как оберег в далекий и опасный путь. Знак подходит как мужчине, так и женщине.

В нем сокрыты все священные знаки, ибо он — основа.

Все другие обереги лишь малые проявления его.

Берегиня

Разбор творчества и ручной работы в сказках.  Часть 1. Легенда и знакомство со знаками русских народных орнаментов, фото № 5

Великая богиня, «царица», «мать мира», «богиня дома», «матерь — рожаница», «рожаница» породившая все сущее. Ее повсюду сопровождают светозарные всадники, олицетворяющие солнце.

Берегиня — женский образ — защитница людей от всякого зла, добрая которая оберегала очаг, детей, благополучие семьи. Богиня оберегает род (отсюда слова «оберегать», «обереги»), очищает , оздоравливает родовые связи.

Берегиня считалась владычицей не только неба, но и всей природы, хозяйка небесных вод, от которой зависело плодородие.

Изображения Берегини — женские фигурки с поднятыми или опущенными руками вышивались как обережные знаки для благословения.

Мировое дерево, древо жизни

Разбор творчества и ручной работы в сказках.  Часть 1. Легенда и знакомство со знаками русских народных орнаментов, фото № 6

Мировая ось, центр мира и воплощение мироздания в целом и Рода в частности.

Если женщина вышьет рушник с деревом своего Рода, тогда и семья будет крепкой, и здоровье не покинет.

Крона Мирового дерева достигает небес, а корни — преисподней.

Образ объединяет вертикальные (от земли до небес), горизонтальные (дорога) — координаты и временные координаты.

( загадка: «На дороге дуб, на дубу 12 сучьев, на каждом сучке по 4 гнезда»— год -12 мес., месяц— 4 нед.)

Образ Мирового дерева часто встречается в заговорах.

Мировое дерево помещается в центре мира, на острове среди океана («пуповине морской»), где на камне Алатыре стоит «булатный дуб» или священное древо (яблоня, береза, кипарис, явор).

Мировое дерево — символ и атрибут Берегини, часто эти символы взаимозаменяемы.

Коловрат (Свастика)

Разбор творчества и ручной работы в сказках.  Часть 1. Легенда и знакомство со знаками русских народных орнаментов, фото № 7

Символ Солнцеворота.

Русское имя этого знака — «Ерга» или «Ярга». Один из наиболее почитаемых, древних языческих символов.

Мощнейший обережный знак, который выражает единство Рода (Оси Мира — Неподвижного Центра Коловрата) и Родных Богов (движущихся сторон).

Также Коловрат символизирует собой непрерывность Коловращения всего сущего, выраженного в идее Вечного Возрождения. У русских, и вообще у славян, этот знак был известен с незапамятных времен, использовался в качестве оберега в вышивке и домовой резьбе.

Вариантов изображения — множество. Однако, по направленности вращения (посолонь противосолонь) различают знак летнего, светлого Солнца (солнца Яви) и знак зимнего, тёмного Солнца (солнца Нави). Движение по солнцу (Солнце Яви) — благотворная, созидательная Сила, против солнца (Солнце Нави) — разрушительная Сила.

Правосторонняя свастика воспринимается как знак превосходства интуитивных сил над материей и управления энергией. Левосторонняя свастика, напротив, означает превосходство физических , инстинктивных сил, торжество земной, материальной сущности вещей.

Орепей (Арепей)

Разбор творчества и ручной работы в сказках.  Часть 1. Легенда и знакомство со знаками русских народных орнаментов, фото № 8

Символ счастья, душевного спокойствия, и равновесия.

Самый распространенный символ орнамента русской вышивки.

Ромб имеет множество значений: солнце, плодородие, земледелие.

Ромб с точкой внутри — символ «засеянной земли», то есть плодородия, в том числе женского.

В зоне оплечья женского костюма будет читаться как мировая гора или Алатырь — камень с восседающим на нем Божеством.

В локтевой зоне как «предок».

На подоле — как вход в потусторонний мир или также «предок».

Понравилась ли вам статья? Интересно ли вам продолжение?

Поделитесь пожалуйста вашим мнением.

%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%

Традиционный русский орнамент хранит в себе душу народа

Современное искусство кардинально отличается от вековых традиций древнего славянского народа. Сегодня в рисунках на стенах, одежде или предметах обихода изображения редко несут какую-либо смысловую нагрузку: круги — это просто круги, звезды — это просто звезды, а цветочные узоры — это обыкновенный декор. В древние времена узоры имели глубокое сакральное значение. Для тех, кто почитает традиции предков и многовековую культуру славянских народов, орнамент представляет собой богатое наследие неисчерпаемой народной мудрости.

Что такое орнамент

Как утверждают ученые, народный орнамент — это особая знаковая система, каждый элемент которой имеет свое значение. Традиционный русский орнамент — это язык тысячелетий, который использовался нашими предками задолго до возникновения письменности. Не случайно узоры появлялись на предметах одежды, текстильных изделиях, предметах обихода и даже в виде филигранной резьбы в архитектуре.

%D0%A0%D0%B0%D0%B7%D0%BD%D0%BE%D0%BE%D0%

Русский орнамент чрезвычайно разнообразен и наполнен глубоким смыслом

%D0%A0%D0%B5%D0%B7%D1%8C%D0%B1%D0%B0-%D1

В старину, украшение каждого элемента дома имело свой посыл

В русском орнаменте невероятной красоты детали использовались не только для красоты, но неизменно несли глубокую смысловую нагрузку.

%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%

Каждый элемент композиции наши предки наделяли особой силой

Обладая знаниями тайнописи, понимая концепцию композиции и цветовых сочетаний, понимая смысл того или иного элемента узоров, можно и сегодня «прочитать» немало интереснейших фактов о древнем русском мире наших предков. Источником для нанесения узоров всегда была природа. Именно тесная связь славян с природой в свое время дала жизнь такому яркому явлению, как декоративно-прикладное искусство.

%D0%A2%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D1%86%D0%

Чаще всего встречается геометрический и растительный орнамент

Первое, что люди стали изображать на одеянии, рисовать на стенах своих жилищ и кухонной утвари, были именно дары природы. Постепенно простое проявление талантов народных умельцев переросло в настоящее искусство, которое является наибольшей культурной ценностью в современном мире.

%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%

На посуде и других предметах быта изображались сцены из природы и повседневной жизни народа

Наши предки верили, что орнамент служит не только для украшения повседневности, но также для защиты от всяческого зла. Через искусство нанесения знаков они стремились к истине. Сегодня многие тайны узоров канули в Лету, но большинство их раскрыты и знаниями может овладеть каждый, кто желает прикоснуться к истории.

Особенности русского орнамента

Всем известный факт, что каждый народ имеет свою собственную культуру, гордится ею и бережно передает ее традиции из поколения в поколение. Орнамент — это величайшая ценность, ведь в нем сохраняется тайный посыл предков своим последователям.

%D0%9A%D1%83%D0%BA%D0%BB%D0%B0-%D0%BE%D0

Наши предки верили, что орнамент наделяет обычные вещи силами оберегов

Как и любой другой, орнамент в русском стиле имеет свои правила и особенности:

  • Составление декоративной композиции выстраивается по принципу чередования. Согласно древним поверьям, чем больше символичного чередования и повторения, тем быстрее желание исполнится.

    %D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D1%80%D1%

    Чередование узора несет еще и чисто декоративную ценность

  • Нужно владеть информацией о значении тех или иных символов, тщательно отбирая их по смыслу.
  • Особое место занимает выбор цветовой гаммы, так как каждый цвет, также как и знак, имеет свое значение.

    %D0%A0%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%

    При этом одним из самых распространенных цветов является красный

  • Конечный узор должен вызывать только положительные эмоции, рождая в душе гармонию.
  • Составляя узор-оберег из определенной группы символов, важно иметь не только творческий настрой, но и помыслами своими заряжать орнамент на то или иное действие.

Узорчатые мотивы в русском народном стиле — это всегда красиво, ярко и самобытно. Кроме выразительной эстетики, орнамент может не только украсить, но и защитить или исполнить заветные желания.

%D0%A2%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D1%86%D0%

К примеру, нанесенные на одежду орнаменты и символы должны были уберечь ее обладателя от невзгод

Древняя символика

Одни из наиболее древних узоров относятся к тем временам, когда только зарождалась славянская цивилизация. По преданию наших предков, познавая тайны того или иного символа, мы дарим ему вечную жизнь! Этнокультурное происхождение каждого знака в орнаменте имеет свой магический и тайный смысл:

  • Крест Сварога, или звезда Алатырь — графическое изображение семи лепестков, символизирующее Вселенную, ее цикличное разворачивание и сворачивание.

    %D0%97%D0%B2%D0%B5%D0%B7%D0%B4%D0%B0-%D0

    Изображение звезды Алатырь

  • Линии. Они использовались для изображения Воды. Если изображался дождь — линии наносились вертикально, если реки — горизонтально. К слову, геометрические символы использовались в русском орнаменте для передачи природных явлений. Вода, земля, солнце — это залог богатого урожая.
  • Знак Перуна. Изображение представляет собой шестиконечный крест, заключенный в круг. Сакральное значение такого символа — мощный оберег жилища от гнева древнего бога Перуна.

    %D0%A1%D0%B8%D0%BC%D0%B2%D0%BE%D0%BB-%D0

    Символ Перуна

  • Символ солнца. На протяжении многих веков знак видоизменялся и сегодня известно множество его изображений. К солярным (солнечным) знакам можно отнести привычное всем колесо, и даже любимый всеми сказочный персонаж Колобок тоже в каком-то смысле солярный знак.

    %D0%98%D0%B7%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%

    Солнце у славян изображалось по-разному

  • Орепей — ромбовидный знак, приносящий счастье, душевное равновесие и спокойствие.

    %D0%92%D1%8B%D1%88%D0%B8%D1%82%D1%8B%D0%

    Вышитый символ Орепей

    -%D1%81-%D1%81%D0%B8%D0%BC%D0%B2%D0%BE%D

    Использовали его в оберегах, поясах и других аксессуарах

  • Треугольник. В зависимости от изображения, треугольник может иметь разное значение. Если вершина его стремится вверх, он символизирует жизнь, огонь и даже мужское начало. Если острый верх фигуры «смотрит» вниз — это женский символ, который олицетворяет материнскую любовь и защиту.
  • Берегиня. Символичный женский образ имеет глубокое значение и олицетворяет Природу-мать, которая дала жизнь всему живому на земле.

    %D0%A1%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D1%8F%D0%BD%D1%

    Берегиня обычно изображается с парой птиц в руках

    %D0%9A%D1%83%D0%BA%D0%BB%D0%B0-%D0%B1%D0

    Берегиней также называлась особа кукла-оберег

  • Дерево. Для славян орнамент с изображением дерева имеет особо ценное значение. Именно дерево, по мнению предков, могло накормить и обогреть в холодную зиму. Кроме этого, дерево — это символ рода, корни истории и памяти своих предков.

    %D0%94%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BE-%D0

    В славянской мифологии символ дерева очень глубокий и сложный

    %D0%A1%D0%B8%D0%BC%D0%B2%D0%BE%D0%BB-%D0

    Наши предки изображали его следующим образом

  • Ладинец — исключительно женский символ. Согласно древним поверьям, изображение такого знака на одежде незамужней девушки помогало найти истинную любовь, обрести счастье с любимым, родить ребенка. Зрелой женщине он придавал сил для поддержания лада и гармонии в доме.

    %D0%9B%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D1%

    Женский символ Ладинец 

    %D0%9E%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B3-%D0

    Ладинец наносился на женские обереги

  • Свадебник. Славянский обережный символ олицетворял слияние двух родов, рождение новой семьи и изображался традиционно на одежде жениха и невесты.

    %D0%A1%D0%B8%D0%BC%D0%B2%D0%BE%D0%BB-%D1

    Славянский символ свадебник

    %D0%A1%D0%B8%D0%BC%D0%B2%D0%BE%D0%BB-%D1

    В наши дни свадебник часто наносят на обручальные кольца

Древний русский орнамент всегда иллюстрировал тесную взаимосвязь между Человеком, Природой и Богами. В хитросплетениях графических символов изображалось представление предков о мире, вере и истинах. Орнамент может состоять из самых разных знаков и символов, главное правило при составлении русского орнамента — единый смысл и гармоничность узоров.

Золотая хохлома

Русская народная культура является одной из наиболее ярких и богатейших на события. Русь всегда славилась умельцами, мастерами и художниками. Именно поэтому, в первую очередь, это отражается в декоративно-прикладном народном искусстве. Яркой иллюстрацией художественного промысла на Руси является множество различных приемов и техник. Наиболее известной и не менее популярной в современном искусстве по праву считаются хохлома.

%D0%A0%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%

Хохлома — это не только самое известное, но и одно из красивейших проявлений русского народного творчества

Такая техника отличается не только яркими красками и самобытным колоритом, но также глубокой народной философией, ведь в хохломском орнаменте каждый элемент имеет свое значение. История такого художественного промысла уходит корнями в средние века. Легенда гласит, что в древние времена на Руси, на берегу реки, жил умелец, который изготавливал из дерева посуду, раскрашивая ее так, что казалось, будто она сделана из чистого золота. Весть дошла до царя, он велел отыскать умельца и доставить во дворец. Художник волшебным образом узнал об этом загодя и исчез, но успел научить жителей своей деревни секретам своего мастерства. Именно поэтому хохломские узоры — это поистине народное искусство.

%D0%A0%D0%B0%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%

Расписанная под хохлому посуда является одним из символов русского народа

Хохлома в русской стилистике – это, как правило, растительные мотивы. Основные цвета, которые используются в росписи, — золотой, красный, черный и иногда зеленый.

Каждый элемент такой росписи имеет свое значение:

  • Гроздья рябины — символ женской красоты и молодости.

    %D0%A5%D0%BE%D1%85%D0%BB%D0%BE%D0%BC%D0%

    Шкатулка под хохлому с рябиной

  • Ягоды колосья. На Руси они символизировали плодородие и щедрый урожай.

    %D0%A8%D0%BA%D0%B0%D1%82%D1%83%D0%BB%D0%

    Шкатулка под хохлому с ягодами

  • Золотые цветы — символ просветления, знаний и озарения.

    %D0%9F%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0-%D0

    Золотые цветы смотрятся, пожалуй, богаче всего

  • Жар-птица. Известный всем персонаж русской народной сказки на самом деле аналог птицы-Феникса. Такой рисунок символизирует жизнь, долголетие, ее повторение и бессмертие.

    %D0%A5%D0%BE%D1%85%D0%BB%D0%BE%D0%BC%D0%

    Изображение жар птицы в хохломской росписи

  • Золотой петушок. Изображение птицы означает восход солнца, также петушок на Руси считался защитником детей. Как правило, петушок изображался на посуде, из которой пили и ели молодые на свадьбе.

    %D0%A7%D0%B0%D1%88%D0%B0-%D0%B2-%D0%B2%D

    Обычно под золотого петушка стилизуют посуду и расписывают ее должным образом

  • Виноградная лоза. Часто изображается в хохломской росписи и символизирует веру человека в Бога.

Народные умельцы филигранно составляли композиции, нанося их на посуду и другие предметы обихода. Особое значение имел цвет росписи:

  • золото — излюбленный цвет росписи в русском народном стиле, символ изобилия;

    %D0%97%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%82%D0%B0%D1%

    Особенно эффектно смотрится золотая хохлома на черном фоне

  • красный — обладает обережными свойствами, символ тепла и огня;

    %D0%A5%D0%BE%D1%85%D0%BB%D0%BE%D0%BC%D1%

    Красные элементы орнамента часто сочетают с золотыми

  • черный — символ Матери-Земли, дарящей людям урожай и плодородие.

    %D0%A5%D0%BE%D1%85%D0%BB%D0%BE%D0%BC%D1%

    В хохломской росписи черный цвет выступает в роли фонового

Несмотря на почтенный возраст такой росписи, хохлома и сегодня не теряет своей актуальности. Такие самобытные мотивы в народном стиле часто используются не только для декорирования модной одежды, но и для придания особого русского колорита интерьеру. А традиционные русские деревянные матрешки, украшенные хохломскими узорами, и сегодня самый популярный сувенир!

%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%

Расписанные под хохлому матрешки

Традиционный русский орнамент оригинален, самобытен и многолик. Вместе с развитием прикладного искусства узоры видоизменялись, менялись формы, но неизменным оставалось глубокое значение каждого элемента и символизм узоров. Сегодня, будучи посвященным в глубины тайн необыкновенных русских народных узоров, можно не только создавать невероятные по красоте шедевры, но также исполнить желания и защитить свою семью от любых невзгод.

http://ethnoboho.ru/slavyanskiy/drevnie-sekrety-russkogo-narodnogo-ornamenta.html

по ссылке кому интересно почитайте

Еще в середине XIX века складывается направление, которое вошло в историю искусства под названием псевдорусский стиль. Псевдо значит подражательный, поверхностный, пустой. Такой стиль не мог выразить истинные народные идеалы. Он был выражением квасного, как называл его Белинский, патриотизма, верноподданнических настроений, официозной народности. Он претил настоящим художникам и патриотам.

Нестеров, Рябушкин, Поленова, Якунчикова, Малютин представители того направления живописцев и архитекторов, которое, в отличие от псевдорусского, называют неорусским, считали, что художник должен не рядиться в народные одежды, а понять душу своего народа. Они искали ее в устном поэтическом творчестве, в сказаниях и песнях, в представлениях о добре и зле, искони присущих русскому крестьянству. А один из родоначальников этого нового направления, живущий в Москве, впрочем, как и все они, Виктор Васнецов нашел ее в былинах и сказках. Двадцать лет с перерывами писал он картину Богатыри трех былинных витязей, и вот, наконец, зимой 1898 года привез с другими картинами на выставку в Петербург.

Сам не свой, ошеломленный ходил я после этой выставки, вспоминал потом Билибин. Я увидел у Васнецова то, к чему смутно рвалась и по чем тосковала моя душа.

В картинах Васнецова Билибину открылся новый, доселе почти неведомый мир русской народной сказки. И мир этот настолько покорил его своей поэтичностью, что отныне художник навсегда становится его певцом.

Васнецов помог Билибину найти свою тему. Но чтобы эта тема стала истинно своею, необходимо было прикоснуться к первоисточнику к народной жизни, фантазии, искусству, к природе, среди которой живет народ. И художник, едва дождавшись наступления погожих дней, едет в Егну. (Семёнов О.С. Иван Билибин (Рассказ о художнике-сказочнике): Очерк. С. Семёнов. М.: Детская литература, 1986.87 с.)

Решающее значение для художника имела экспедиция по Вологодской и Архангельской губерниям по заданию этнографического отдела общества Мир искусства. Билибин познакомился с народным искусством Севера, увидел воочию старинные церкви, избы, утварь в доме, старинные наряды, вышивки. Соприкосновение с первоисточником художественной национальной культуры заставило художника практически переоценить свои ранние произведения. Отныне он будет предельно точен в изображении архитектуры, костюма, быта.

Коллажи билибинских орнаментов, собранных мною из его иллюстраций. Искусство орнамента Билибина Ивана Яковлевича, как россыпь драгоценных самоцветов, согревающих нас своей красотой

наиболее благотворное влияние на становление билибинского стиля оказало народное искусство. Народ стремился при помощи искусства преобразовать окружающую его жизнь. Народное искусство всегда праздник для глаза и для души. Резной, рисованный, раскрашенный, вышитый орнамент ковром покрывает ворота, наличники окон, крыльца, подзоры, лавки, столы, печи, скатерти, посуду, полотенца. Радостно сияет обступивший человека со всех сторон, сотворенный его руками затейливый и сказочный мир. И в нем, по словам поэта: Не живешь, а ликуешь и бредишь, иль совсем по-иному живешь.

Годы работы сделали Билибина признанным знатоком народного искусства. Это дало ему возможность не только достоверно передавать в акварелях каждую деталь старинного быта, но и с полным знанием дела найти собственное решение проблемы национального своеобразия современного ему русского искусства.

Билибин с самого начала чурался любезного патриотически настроенной публике псевдорусского стиля. Но если поначалу это была неприязнь инстинктивная, обусловленная, скорее всего, хорошим вкусом, то ныне она становится вполне осознанной и непримиримой. В псевдорусском стиле художник видит теперь не только клевету на вкус народный, но нечто гораздо более худшее воплощенную в форме якобы национального искусства, лживую и вредоносную идею официальной народности. Идею, которая утверждала единство национального духа с самодержавной формой правления.

В своих статьях художник настолько резко, насколько это позволяла цензура того времени, отмежевывал национальное искусство от верноподданнического и националистического стилизаторства. Народное искусство не государственно, но национально, так же национально, как родная речь, которой пользовались и Иван Грозный, и Пушкин. Национальное есть мощь народа, но только если понимать его так, что оно основано на инстинктивной и бессознательной любви к лучшим духовным проявлениям нации, а не на приверженности к ее случайной внешней политической обстановке, утверждал Билибин.

Гарантию от того, чтобы не впасть в слащаво-напыщенный тон, свойственный псевдорусскому стилю, Билибин видел в точном следовании древнерусским и народным образцам искусства, коль скоро художник обращается к ним. Каждая деталь, взятая художником, будь то орнамент, покрой одежды или рисунок наличника должна быть передана абсолютно документально. Все остальное, как он любит выражаться, отсебятина.

Этому правилу Билибин будет следовать всю жизнь. Отступления от него он не простит даже своим учителям. Но главное, на чем будет настаивать Билибин, это то, что художник должен следовать не только букве, но и духу времени, которое воплощено в его произведении. Самый точный костюм или интерьер будет выглядеть бутафорией, если не передана атмосфера эпохи, ее неповторимый аромат.

Билибин И.Я. Орнаменты и буквицы

Духовная идея, воплощенная во владимиро-суздальских храмах XII века, в московских соборах XVII века наполняется радостью чисто земной жизни. Праздничность существования на земле, среди ее полей и лесов, под ясным небом и ласковым солнцем, праздничность, близкая сердцу каждого русского человека, крестьянина или ремесленника, вот то чувство, которым пронизано мажорное искусство XVII века. …Очаровательное, сказочное время в отношении народного художественного творчества, восхищался им Билибин, и кошмарно тяжелое в отношении политическом.

Русское искусство XVII века обладало еще одной важной в глазах художника особенностью. Именно в то время официальное высокое искусство приближается к народному, почти сливается с ним. Извечные черты русского народного творчества праздничность, декоративность, мягкая лиричность, пластическая ясность становятся присущими и искусству, создаваемому профессиональными архитекторами, резчиками, живописцами. Искусство того времени говорило на художественном языке, понятном и близком всем русским людям. И Билибин обращается именно к XVII веку.

Особого блеска и выдумки достигает Билибин в своих иллюстрациях к сказкам А.С.Пушкина. Роскошные царские палаты сплошь покрыты узорами, росписью, украшениями. Здесь орнамент настолько обильно покрывает пол, потолок, стены, одежду царя и бояр, что все превращается в некое зыбкое видение, существующее в особом иллюзорном мире и готовое вот-вот исчезнуть.

Билибин эрудит, библиофил, знаток многих языков, в том числе и древних, изучивший за свою жизнь несколько эпох русской, восточной и европейской цивилизаций. Результаты этого изучения наглядно скажутся в его художественном творчестве. Но его первая любовь жизнерадостное искусство XVII века останется на всю жизнь самой яркой привязанностью художника. Успех будет сопутствовать художнику тогда, когда в его работах будут сливаться воедино детальное знание бытового уклада и искусства XVII века, лиричность и мастерское владение натурой.

Художник создавал не просто иллюстрации, он стремился к ансамблю: рисовал обложку, иллюстрации, орнаментальные украшения, шрифт все стилизовал под старинную рукопись.

Названия сказок исполнены славянской вязью. Чтобы прочесть, надо вглядеться в затейливый рисунок букв. Как и многие графики, Билибин работал над декоративным шрифтом. Он хорошо знал шрифты разных эпох, особенно древнерусские устав и полуустав.

Билибин называл свои акварели облагороженным лубком. Но это отнюдь не просто подправленный лубок. Это акварель, решенная во вполне определенном графическом ключе, по своему характеру близкая народной гравюре, но при этом все же абсолютно авторская. Именно автор оттачивает ее язык до высокого совершенства и говорит о вещах чрезвычайно значительных и важных. Она примерно так же соотносится с народным лубком, как и простонародные сказки Пушкина, а именно так назвал он сам свои сказки в рукописи, с подлинными народными сказками.

Для чего создаются красивые детские книги? Для того, чтобы поразить ребенка своим светлым миром, для того, чтобы наградить его воспоминанием о пережитом в детстве счастье.

А для чего создаются прекрасные детские сказки и иллюстрации к ним? Чтобы растущий человек обращался к ним вновь и вновь, вычитывая и высматривая в них все новые и новые глубины. Первое прочтение такой книжки в раннем детстве это посев семени в благодатную почву. Второе, третье, десятое это прорастание семени в стебелек, в деревце, в прекрасное зрелое дерево.

источник

  • Ормок ден лотай сочинений
  • Орлиный полет как пишется
  • Орлиный как пишется правильно
  • Орлиный взгляд как пишется
  • Орксэ сочинение мой идеал