Оружейная палата для детей рассказ

Достопримечательности Московского Кремля. Оружейная палата (2 класс, окружающий мир)

Оружейная палата – это не просто музей, а настоящая царская сокровищница на территории московского Кремля. Некоторые экспонаты, которые можно там увидеть, на самом деле когда-то принадлежали династии русских царей, семейству Романовых. Величественная жёлтая постройка с белыми колонами вошла в сознание россиян, как один из самых интересных музеев Москвы. Несмотря на то, что современное здание Оружейной палаты было построено в 1851 году, а история самой сокровищницы уходит к середине XV века.

Раньше палатами называли каменные помещения. На территории Кремля было несколько таких зданий, в них работали ремесленники, которые изготавливали утварь для царского двора. Мастера-оружейники работали именно в этой палате. Изготавливали оружие, доспехи и прочее военное снаряжение. Отсюда и название «Оружейная». Также во дворе размещалась царская казна, в которой хранились церемониальные одежды монархов, драгоценная утварь и иконы. Но при правлении Петра I столица России была перенесена из Москвы в Санкт-Петербург, и надобность в производстве предметов обихода для царской семьи и окружения пропала. Поэтому Оружейная палата полностью превратилась в царскую сокровищницу, в которой хранилось уже устаревшее военное снаряжение и прочая царская утварь. А при правлении Александра I хранилище стало дворцовым Императорским музеем.

На данный момент Оружейная палата входит в комплекс музеев Кремля. Экспонатами являются те самые предметы обихода русских монархов. Царские церемониальные одежды, великолепные кареты, роскошные ювелирные украшения, а также знаменитые яйца Фаберже – вот малая доля того, чем восхищаются посетители музея. Также можно увидеть в витринах экспозиции и военное снаряжение и трофеи.

Жемчужиной коллекции Оружейной палаты, без сомнения, является легендарная шапка Мономаха.

Еще по теме…

История сокровищницы

Древнее хранилище первоначально называли «Оружейным приказом». В первый раз о нем написали в документе 1547 года, как о месте, где находилось царское оружие. Историки предполагают, что уже в те времена здесь располагались мастерские, в которых изготавливали оружие и военные знамена.

Оружейная палата в Московском Кремле

Здание Оружейной палаты

Оружейный приказ стоял в Казенном дворе и со времен правления Ивана III Васильевича, прозванного Великим, находился возле Архангельского и Благовещенского соборов. Просторный двор покрывала крыша, а два его окна были обращены в сторону дворцовой площади.

Внутри двора размещалась Большая казна, к которой были приставлены казначеи из бояр и их помощники — дьяки. В ней хранили царскую церемониальную одежду, государственные регалии, иконы, посуду из серебра и золота, а также ценную утварь. За Большой казной стояла Оружейная палата, находившаяся под управлением оружничего. В его обязанности входило хранение царских сабель и мечей, а также изготовление оружия и его ремонт.

Оружейная палата в Московском Кремле

Вход в Оружейную палату

Известно, что среди первых дворцовый чин оружничего получил воевода Андрей Михайлович Салтыков (1511 год). Оружничим был и один из предков знаменитого русского поэта А.С. Пушкина — боярин Григорий Гаврилович Пушкин (1647 год). Кроме того, на Казенном дворе располагался Конюшенный приказ, где хранили экипажи царя и сбрую для лошадей, трехэтажный Запасной двор и Мастерские палаты.

Во второй половине XVII века царская сокровищница превратилась в настоящий центр русского искусства. В Московском Кремле работали умелые оружейники и знаменщики. В мастерских трудились искусные столяры, граверы по металлу и позолотчики, умевшие обрабатывать кость и дерево. В 1640-е годы при Оружейной палате создали мастерскую царских изографов, которая объединила лучших русских иконописцев. В те времена несколько приказов Кремля находились под управлением влиятельного боярина Богдана Матвеевича Хитрово. Он был страстным коллекционером и приложил немало усилий, чтобы Оружейная палата превратилась в один из лучших музеев Русского государства.

Оружейная палата в Московском Кремле

Шестой зал: Драгоценные ткани, лицевое и орнаментальное шитье XIV—XVIII веков. Светский костюм в России XVI — начала XX века

В начале XVIII века согласно указу Петра I царскую сокровищницу передали в ведение Сената, и сюда стали привозить курьезные вещи, которые до этого хранились в разных коллегиях. Вскоре старинных предметов стало так много, что решено было оставить только самые ценные из них, а остальные — продать.

В 1737 году в Москве произошел сильнейший пожар. Беда случилась в день Троицы и поэтому вошла в историю, как Троицкий пожар. Сильный огонь прокатился по всей территории Кремля. Выгорели кровли самых главных соборов, а здание Казенного двора было практически полностью уничтожено. К счастью, царская казна не пострадала, однако пламя не пощадило коллекцию трофейных знамен, завоеванных Россией во время битвы под Полтавой (1709 год).

Оружейная палата в Московском Кремле

Пятый зал: Западноевропейское серебро XIII—XIX вв.

Восстановление утраченного заняло несколько лет. Оставшиеся реликвии перенесли в Тюремный дворец и возвели для них специальные помещения. В 1812 году по распоряжению императора Александра I для мастерских царской сокровищницы на Сенатской площади Кремля было построено отдельное здание. Однако, оно не обладало системой отопления и поэтому было слишком сырым для хранения реликвий. Когда над Москвой нависла угроза вторжения наполеоновских войск, все ценности из хранилища перевезли в Нижний Новгород, но спустя два года вернули обратно в Москву.

В середине XIX века для царской сокровищницы возвели новое здание. Оно располагалось на месте старинного Конюшенного приказа и составляло единый комплекс с Большим Кремлевским дворцом, построенным по проекту известного российского зодчего Константина Андреевича Тона. Коллекции Оружейной палаты размещаются в этом месте и по сей день. Двухэтажное здание имеет высокий цоколь и декорировано пилястрами и резными колонами. Его стены украшают аккуратные медальоны из мрамора с изображением российских князей и царей.

Оружейная палата в Московском Кремле

Девятый зал: Экипажи XVI—XVIII веков

Что можно увидеть в музее

Экспонаты музея-сокровищницы представлены в девяти залах, по которым проводят обзорные и тематические экскурсии. Экскурсоводы рассказывают об истории государственных регалий русских правителей, парадном придворном церемониале, богатом царском арсенале, а также истории русского ювелирного искусства XII-XX веков. В экспозиции можно увидеть костюмы и драгоценные ткани, серебряные изделия из Западной Европы, шедевры мастеров стран Востока, роскошные конные экипажи и редкие дипломатические дары.

Один из самых известных экспонатов сокровищницы — отороченная соболем шапка Мономаха. Этим головным убором издавна венчались на царство великие князья и цари. Уникальная церемониальная реликвия декорирована золотым шитьем, драгоценными камнями и жемчугом.

Оружейная палата в Московском Кремле

Шапка Мономаха

В одном из залов можно увидеть знаменитый двойной царский трон, сделанный в конце XVII века. Необычное тронное место потребовалось, чтобы на нем одновременно восседали Иоанн V и его брат царевич Петр — будущий император Петр I. Любопытно, что за троном существует небольшая комнатка с дверцей. По одной версии, здесь стоял опытный царедворец, подсказывающий малолетним правителям, как лучше отвечать иностранным послам. Другие считают, что за дверцей пряталась сестра царевичей — Софья, которая приглядывала за младшими братьями.

Всех посетителей музея впечатляет белоснежный трон, принадлежавший царю Иоанну IV Грозному. Он отделан изящными пластинками из слоновой кости, на которых вырезаны сюжеты из Библии и различные мифологические сцены. Несмотря на то, что на царском троне совсем нет золотой отделки и драгоценных камней, он смотрится очень торжественно. В сокровищнице также экспонируется несколько драгоценных окладов для Евангелия. Переплеты старинных книг покрывают золото, крупные самоцветы и искусно расшитая ткань.

Оружейная палата в Московском Кремле

Трон царя Иоанна IV Грозного

Музей не назвали бы Оружейной палатой, если в нем не хранилось старинное оружие. В залах сокровищницы сверкают разными оттенками эфесы мечей и шпаг, которые богато украшены золотом и драгоценными камнями. Большое впечатление производят старые военные доспехи, пистолеты с золотой гравировкой и полноростовой макет рыцаря, восседающего на боевой лошади. Фигура воина полностью закована в броню, и в ней оставлена лишь одна щель для глаз. Лошадь, за исключением ног и глаз, тоже покрыта листами гравированного металла.

Из старинной одежды в музее выставлены облачения (саккосы) митрополитов и патриархов. Самый дорогой из них принадлежал Никону. Это одежда, пошитая из дорогой ткани и декорированная золотыми нитями и самоцветными камнями. Многие посетители подолгу задерживаются возле стенда с кафтаном и большими ботфортами Петра I. Вид этой стоптанной обуви не оставляет сомнений, что российский император любил помногу ходить пешком.

Оружейная палата в Московском Кремле

Корона Анны Иоанновны

Информация для посетителей

Билеты в Оружейную палату продают в кассах Московского Кремля, которые находятся в Александровском саду, возле приземистой Кутафьи башни. Здесь же открыта камера хранения, где туристы оставляют большие рюкзаки и сумки перед тем, как войти на территорию Кремля.

В залах Оружейной палаты можно побывать только в составе экскурсий, которые проводят четыре раза в день — в 10.00, 12.00, 14.30 и 16.30. Фотографировать и снимать видео внутри музея не разрешается.

Оружейная палата в Московском Кремле

Кассы работают ежедневно, кроме четверга, с 9.30 до 16.30. Во время летнего туристического сезона они открывают на полчаса раньше. Билеты продают на день визита, за 45 минут до начала экскурсии. На сайте музея существует возможность приобрести билеты онлайн. Планируя поездку, стоит учитывать, что больше всего посетителей в Кремле бывает в начале осени, в конце весны и в выходные дни.

Бесплатно сюда пускают детей до 16 лет, детей-инвалидов, детей-сирот, многодетные семьи, инвалидов 1 и 2 групп, ветеранов войны, музейных сотрудников, а также военнослужащих, проходящих срочную службу. При желании, в музее можно воспользоваться аудиогидом и тач-скринами, которые установлены во всех залах Оружейной палаты.

Оружейная палата в Московском Кремле

Как добраться

К кассам Московского Кремля выходят от станций московского метрополитена «Александровский сад», «Библиотека имени Ленина» и «Боровицкая».

Рейтинг достопримечательности:


Дополнительная информация

Отличные экскурсии по Москве от Трипстера

Поиск дешёвых авиабилетов в Москву на Авиасейлс.ru

Поиск дешёвого жилья в Москве на Суточно.ru


Оружейная палата на карте

Цель: раскрыть уникальность Оружейной
палаты как музея-сокровищницы мирового значения.

Задачи:

  • познакомить учащихся с основными коллекциями
    музея-сокровищницы;
  • подчеркнуть, что большинство экспонатов
    являются шедеврами и уникальными произведениями
    отечественного и зарубежного искусства;
  • показать экспонаты Оружейной палаты как
    памятники официальных государственных
    церемоний и национальные реликвии России;
  • выявить историческое значение экспонатов
    собрания и их связь с основными вехами истории
    нашей страны;
  • воспитывать историческую грамотность и чувство
    патриотизма у подрастающего поколения,
    пробудить интерес к истории своей страны;
  • развивать художественно-эстетический вкус.

Маршрут:

1. Сбор у школы.
2. Поездка на автобусе до стен Кремля.
3. Оружейная палата.
4. Поездка на автобусе.
5. Школа.

План:

1. Подготовительная работа.
2. Оружейная палата:

Залы

Оружейная палата состоит из девяти залов:

  • Первый зал: Русские золотые и
    серебряные изделия XII – начала XVII веков;
  • Второй зал: Русские золотые и
    серебряные изделия XVII – начала XX века;
  • Третий зал: Европейское и восточное
    парадное вооружение XV–XIX веков;
  • Четвертый зал: Русское вооружение XII–
    начала XIX века;
  • Пятый зал: Западноевропейское серебро
    XIII–XIX веков;
  • Шестой зал: Драгоценные ткани, лицевое
    и орнаментальное шитье XIV–XVIII веков. Светский
    костюм в России XVI – начала XX века;
  • Седьмой зал: Древние государственные
    регалии и предметы парадного церемониала XIII–XVIII
    веков;
  • Восьмой зал: Предметы парадного
    конского убранства XVI–XVIII веков;
  • Девятый зал: Экипажи XVI–XVIII веков.

3. Подведение итогов.

Оборудование: мультимедийное
оборудование, презентации, маркер, слайды с
материалами об Оружейной палате, рисунки детей,
диск об Оружейной палате.

ХОД ЭКСКУРСИИ

I. Подготовительная работа

В учебной программе по окружающему миру есть
интересная тема «Наш край».
Изучив эту тему, мы решили подробнее
остановиться на достопримечательностях Москвы.
Родители заказали экскурсию в Оружейную палату
Московского Кремля. Ребята с увлечением добывали
материалы из разных источников (книги, интернет),
готовили доклады, презентации по экспонатам
музея. Интерес их разгорался. Очень хотелось
увидеть то, о чем узнали. Они предложили в
автобусе устроить конкурс «Песни о Москве».
Перед поездкой повторили правила безопасного
поведения в автобусе во время поездки, на улицах
города, в музее.

II. В Оружейной палате Московского Кремля

В Оружейной палате нас встретил приветливый
экскурсовод. Во вступительной беседе
экскурсовод рассказала нам об Оружейной палате
как музее-сокровищнице мирового значения,
сформировавшейся на основе казны российских
государей; о главных вехах домузейной истории
собрания и об основании музея в 1806 году; сообщила
о строительстве музейного здания в 1851 году по
проекту архитектора К.А. Тона.

В первом и втором залах мы
увидели древнейшую часть собрания Оружейной
палаты. Это уникальные произведения
декоративно-прикладного искусства Византии,
Киева, Чернигова, Рязани, Суздаля, Новгорода и
других городов, более древних, чем Москва.
Основная часть витрин зала демонстрирует
шедевры золотого и серебряного дела Москвы. Нас
потрясли витрины, во всем блеске представлявшие
искусство крупнейших русских ювелирных фирм XIX –
начала XX века: Карла Фаберже, Хлебникова,
Овчинникова, Курлюкова, Семенова. Мы с интересом
рассматривали яйца К.Фаберже: Яйцо с моделью
крейсера «Память Азова», яйцо с моделью
сибирского поезда, яйцо-клевер, яйцо
«Московский Кремль», яйцо с моделью
Александровского дворца, яйцо с моделью яхты
«Штандарт», яйцо с моделью памятника
Александру III, яйцо «300-летие дома Романовых»,
яйцо с миниатюрой на мольберте.

Из впечатлений, описанных ребятами:

Полина И.: «Очень понравилась золотая и
серебряная посуда, используемая при дворе».
Даша Р.: «Больше всего мне понравились часы.
Они все как будто из золота. Нам интересно о них
рассказали. Раньше через каждые три часа дверки
часов раскрывались, и можно было увидеть фонтан,
а рядом танцующих дам с кавалерами».
Виктория К.: «Все женщины в те времена носили
с собой табакерку, но без табака. Тогда была такая
мода».
Дети проявляли большой интерес, задавали много
вопросов.
Экскурсовод с удовольствием отвечала на наши
вопросы.
Полина П.: «Что написано в этих двух толстых
книгах, украшенных драгоценными камнями?»

В третьем зале нам показали
западноевропейское и восточное вооружение,
которое специально закупалось за границей или
привозилось русским самодержцам послами и
торговыми представителями разных стран.
Уникальные образцы оружия и доспехов
демонстрируют их национальные особенности и
высочайшее мастерство исполнения.

Ребята в своих мини-сочинениях потом
писали:

Виктория М.: «Нам показали шлем, который
пролежал под землей 600 лет!»
Дарья Г.: «Больше всего мне понравилась
история о том, как дети нашли в лесу шлем,
которому было много лет. Этот шлем был необычным.
Я его долго рассматривала».

4 зал

В Оружейной палате Московского Кремля
сформировалась уникальная коллекция русского
защитного, холодного и огнестрельного
вооружения. Экскурсовод нам рассказала, что его
отличают прекрасные боевые качества и высокое
искусство
исполнения. Многие предметы, входившие в состав
«Большого наряда» русских государей,
участвовали в торжественных воинских
церемониалах.

5 зал

Экскурсовод нам сообщила, что одна из
крупнейших коллекций Оружейной палаты –
предметы, изготовленные иностранными мастерами
в XIII-XIX столетиях. Большинство из них попало в
Россию в качестве посольских даров. Коллекция
представляет собой большую ценность, так как
дает возможность познакомиться с национальными
особенностями декоративно-прикладного
искусства многих стран мира и относится к
крупнейшим в мире собраниям западноевропейского
серебра. В зале представлены посольские дары
Англии, Голландии, Дании, Польши, Швеции.

6 зал

Далее экскурсовод проводила нас в следующий
зал, где была представлена коллекция церковных
облачений русских митрополитов и патриархов,
парадной светской одежды и коронационного
костюма.
Облачения русского духовенства и произведения
художественного шитья произвели на ребят
большое впечатление. Мы узнали из рассказа
экскурсовода, что выполнены они из драгоценных
тканей ручной работы стран Востока, Западной
Европы и России XIV-XVIII веков и представляют
исключительную историко-культурную и
художественную ценность.
Экскурсовод сказала, что жемчужина коллекции
светской одежды XVI-XVII веков – парадное платье
Петра I: становые кафтаны, роскошное платно и
знаменитый “черный голландский костюм”.

Из мини-отчетов учеников:

Далила С.: «Меня удивило то, что в те
времена люди были мельче нас, поэтому платья
шились с невероятно узкой талией. А какими
красивыми были туфельки!»
Дарья Г.: «Меня удивили огромные размеры
юбок. Экскурсовод рассказала нам, что каркас этих
юбок был сделан из прочного китового уса».
Таисия Х.: «Мы видели платья с невероятно
узкими талиями, вещи Петра I и Екатерины II».
Маша П.: «Особенно запомнились огромные
сапоги Петра I. Сразу видно, во многих поездках и
сражениях побывали!»
Виктория К.: «В музее ты можешь увидеть
совсем незнакомые фасоны платья».
Алиса З.: « И самое главное, что меня
впечатлило – это были платья. Они такие красивые,
даже ниточки были сделаны из золота».

7 зал

Потом экскурсовод сообщила, что сейчас мы
перейдем в 7 зал, где увидим коллекцию древних
государственных регалий и предметов придворного
церемониала. Многие памятники официального
придворного быта, такие как „шапка Мономаха»,
трон Ивана Грозного и другие – всемирно
известны. Особая ценность коллекции заключается
в том, что она объединила уникумы и шедевры
русского и иностранного ювелирного искусства
конца XIII-XVIII века.
В настоящее время, рассказывала экскурсовод,
собрание древних государственных регалий России
– самое значительное в Европе, коллекция тронов
– уникальна.
Многие ребята писали о том, что им понравилась
«шапка Мономаха».
Алиса З.: «Мне очень понравилась шапка
Мономаха. Она украшена разными дорогими камнями
и по краям мехом соболя».
Ирина М.: «Меня поразила «шапка» Мономаха.
Она сшита вручную, украшена соболиным мехом и
драгоценными камнями. Ею венчали на царство
великих князей Руси до начала правления Петра
Первого. Запомнился и двойной трон, который имеет
дверцу и маленькую комнатку за ним».

8 зал.

Мы узнали, что среди собраний Оружейной палаты
особое место занимает коллекция Конюшенной
казны. В ее состав в XV-XVII веках входили предметы,
сопровождавшие оформление парадного царского
выезда. По своей величине, по художественным
достоинствам она представляет уникальную
ценность.

Из детских мини-сочинений:

Даша Г.: «Меня поразило убранство лошадей.
Для того чтобы везти царскую карету, лошади
должны были быть украшены и красиво одеты. На
спину надевали узорную попону. На лоб и на хвост
вешали красивые украшения. И даже под хвост
лошади вешали кисти».
На экскурсовода сыпались вопросы:
Полина И.:
– Как назывались кисточки, висевшие на уздечках
коней?
– Когда они использовались?
– Во сколько лет маленькие царевичи начинали
учиться военному делу?
Дарья Р.: «Как долго делали кареты?»

9 зал.

В 9 зале мы увидели коллекцию экипажей
Оружейной палаты. Это жемчужина среди музейных
собраний. Она насчитывает семнадцать экипажей,
созданных в период с XVI по XVIII столетие лучшими
мастерами России и Западной Европы. Кареты
практически не подвергались переделкам. В
большинстве своем это и памятники искусства, в
которых органично сочетаются резьба по дереву,
живопись, литье, художественная обработка кожи,
ювелирное мастерство и даже архитектура.
Экскурсовод сообщила нам, что все кареты
собрания принадлежали русским правителям или
членам их семей. По официальному церемониалу
экипажи, обслуживавшие царский двор должны были
представлять собой не столько средство
передвижения, сколько выражать особый статус
своего владельца – государя. А он и члены его
семьи были, согласно идеологии, перенятой у
Византии, священным воплощением народа и
государства.
Явить народу и гостям двора величие и блеск его
власти были призваны парадные придворные
церемонии. Царский выезд – оформлялся с особой
тщательность и роскошью.
В веренице экипажей, всадников, и лошадей всегда
выделялась царская карета, поражавшая своим
великолепием.
Царские дети с отрочества приучались
пользоваться каретами. В коллекции имеются
детские «потешные возки», изготовленные для их
игр кремлевскими мастерами в XVII столетии.

Из мини-отзывов учеников:

Владислав Е.: «Мне особенно понравился зал
с каретами».
Полина П.: «Нам показали на какой карете
добралась Екатерина II из Санкт-Петербурга в
Москву, чтобы взойти на престол».
Таисия К.: «Мне понравились платья русских
императриц и уникальная коллекция карет. Одна из
самых роскошных карет Елизаветы Петровны. Она
сразу привлекла мое внимание необыкновенно
большими размерами, а золоченая резьба по дереву
напомнила пену морской волны».

III. Подведение итогов

В классе мы с ребятами обсудили увиденное,
поделились впечатлениями. Высказаться хотелось
всем. Решили написать отзывы.

Полина П.: «Я уверена, что вся информация,
которую я получила, понадобится мне в учебе».
Полина И.: «Мне очень понравилась Оружейная
палата. Наша семья уже точно решила сходить туда
еще раз с нашими друзьями иностранцами».
Владислав Е.: «Я очень доволен, что мне
предоставилась возможность посетить Оружейную
палату».
Дарья Г.: «Какая же интересная история у
нашей Родины!»
Таисия Х.: «Я рада, что у нас был такой
чудесный поход!»
Ирина М.: «Оружейная палата является
всемирно известным музеем, который мечтают
посетить миллионы россиян и иностранцев».
Анастасия Б.: «Все было настолько интересно,
что хотелось окунуться в эпоху того времени:
наряжаться в красивые платья того времени,
обедать из царской посуды. Эта экскурсия
произвела большое впечатление, я обязательно
вернусь туда еще раз».
Таисия К.: «Это была очень познавательная
экскурсия, где мы соприкоснулись с историей
нашей страны».

Список литературы:

1. Детские мини-отчеты
2. Материалы с сайта www.msk-guide.ru

Совместная деятельность на тему:

 «Что хранит Оружейная палата»

 (для детей старшего дошкольного возраста)

Задачи:

  • Познакомить детей с воинским вооружением русских богатырей;
  • Сформировать понятие о том, что музей является хранителем древностей.

Материал: репродукция картины В.М. Васнецова «Богатыри», герб Ярославля, иллюстрации экспонатов Оружейной палаты.

Словарная работа: доспехи, кольчуга, зерцало, шлем, шишак, мисюрка, копьё, рогатина, меч, лук и стрелы, щит, секира.

Ход занятия

— Посмотрите на картину В.М. Васнецова «Богатыри». Былинные герои в доспехах – боевом обмундировании – на конях. А можете ли вы описать, из чего состоят доспехи Ильи Муромца? (Ответы детей)

Самым распространённым на Руси доспехом была кольчуга – длинная, почти до колен рубаха, сплетённая из металлических колец. Изготовить кольчугу было нелегко. Сначала кузнец вытягивал металлическую проволоку, затем нарезал её на кусочки длиной по 3 см (показать) и скручивал их в кольца. На одну кольчугу шло около 20 тыс. колец. Весила она до 17 кг (сравнить с весом ребёнка). В течение двух лет плёл такую кольчугу мастер-оружейник. Она стоила немалых денег. Кольчугу берегли, передавали по наследству, считали дорогим подарком. Были у русских воинов помимо кольчатых и смешанные, кольчато – пластинчатые доспехи, например, юшман, как у Алёши Поповича.

        Доспехи не только защищали, но и украшали воина. Начищенные, а то и посеребренные, они блестели на солнце как зеркало. Вот и получается, что идут богатыри под лучами яркого солнца «в чешуе, как жар горя». Это «зерцальный доспех», который надевали поверх обыкновенной кольчуги, отсюда и появилось слово «зерцало» — зеркало.

— Что защищало в бою голову воина?

Голову воина в бою защищал шлем. На Руси их было несколько видов. На Илье Муромце надет шишак – шлем с высоким остроконечным верхом. Иногда такой шлем венчался шпилем с цветным флажком или пучком перьев – отличительным знаком военачальника.

На голове у Алёши Поповича шлем с плоским верхом – мисюрка. Для защиты шеи и щёк к нему подвешена кольчужная сетка.

А вот шлем Добрыни Никитича художник добросовестно скопировал с уникального византийского шлема, который хранится в Оружейной палате Московского Кремля, в музее. Каких только чудес здесь нет! Увидишь тут и золотую карету, и алмазные украшения, и ковёр из облака (он составлен из миллиона перьев попугая), и рыцарские доспехи, и богатырский шлем (показ иллюстраций).

Там же хранится оружие, украшения, нарядные одежды, посуда, снова и снова оружие… Не перечислишь диковин, собранных в залах музея! Здесь можно увидеть всё богатырское обмундирование. Сюда приходил Виктор Михайлович Васнецов, когда работал над созданием своей картины «Богатыри».

Русские мастера владели секретами исполнения всех видов вооружения. Созданное ими оружие отличалось красивой отделкой, высокими боевыми качествами, обеспечивало победу над врагом. Иноземный посол, посмотрев на работу мастеров Оружейной палаты, написал в своих записках: «Все русские ремесленники превосходны, очень искусны и так смышлёны, что всё, чего сроду не видывали, с первого взгляда поймут и сработают столь хорошо, как будто с малолетства привыкли». Золотые руки мастеров могли сотворить любое чудо. Недаром в народе говорят: «Золото не золото, покамест не побывает под молотом». Как вы это  понимаете?

— Посмотрите на эту иллюстрацию, где изображён шлем князя Ярослава Всеволодовича. Ныне шлем этот украшает экспозицию Оружейной палаты. Хотите узнать, как он попал туда?

Однажды осенью недалеко от старинного русского города Юрьева-Польского женщина собирала лесные орехи. Случайно её взгляд привлёк лежавший под гнилой корягой блестящий предмет. Им оказались металлический шлем и остатки кольчуги. На шлеме хорошо сохранилась надпись, по которой учёные и узнали, что доспехи принадлежали князю Ярославу Всеволодовичу. Оказывается, в этом месте давным-давно была битва, в которой князь потерпел поражение и, видимо, спасаясь бегством, бросил тяжёлую кольчугу и шлем.

-Чем вооружены богатыри?

Главное оружие русских богатырей – меч, копьё и нож. Мечи были острые с обеих сторон. Меч носили в кожаных ножнах на поясе. Он был для русского воина священен. В давние времена на мяче клялись в верности. Меч считался символом княжеской власти.

— Кто из богатырей на картине вооружён мечом? (Добрыня Никитич)

Надёжным оружием воинов, пеших и конных было копьё и рогатина. Она имела длинный, обоюдоострый наконечник – рожон.  В русском языке есть такая поговорка «не лезь на рожон».

— Как вы думаете, что это значит?

Так говорят человеку, когда он действует рискованно, не думая о последствиях. (Попросить детей привести примеры).

Служила рогатина не только боевым оружием, но и охотничьим. С ней храбрецы в одиночку ходили на медведя.

Даже в парадном вооружении царя была рогатина. В Оружейной палате тоже можно увидеть древнюю русскую рогатину.

-Кто из богатырей на картине вооружён копьём? (Илья Муромец)

Дополняли вооружение древнерусских воинов ножи: поясные, засапожные. Само название говорит о том где их носили. Догадайтесь.

В поединках ножи использовали как оружие рукопашного боя.

-Самое древнее метательное оружие – лук и стрелы. Кто из богатырей вооружён луком со стрелами? (Алёша Попович)

Изготовление качественного лука требовало большого мастерства. Его склеивали слоями, а потом оклеивали берестой или тонкой кожей, покрывали лаком, чтобы он не отсыревал. Такой лук был удивительно упругим и далеко посылал стрелу. Стрелы делались из берёзы, клёна, иногда дуба. На один конец надевали металлическое остриё. Такой наконечник мог пробить даже металлические доспехи. Чтобы стрела попала в цель, не отклонялась в полёте, другой её конец обклеивался орлиными перьями. Лук был очень хорошим оружием. Меткий стрелок мог поразить цели на расстоянии 130 шагов (сравнить с длиной групповой комнаты). Помните как далеко улетали стрелы у царевичей в сказке «Царевна-лягушка». Хранили луки в особых кожаных футлярах – налучах, а стрелы – в колчанах. Всякое сражение начиналось обстрелом противника из луков.

— Чем же можно было защититься от стрел и другого оружия?

По свидетельству историка, русские, сдерживая натиск врага, «плотно смыкали щиты, придавая своим рядам вид стены». Сначала щиты были большими миндалевидными, а впоследствии круглыми. В Оружейной палате хранится щит, который вместе с мечом использовали при коронации и погребении российских императоров. Он был обтянут красивой тканью – вишнёвым бархатом и украшен драгоценностями.

-Самым древнейшим оружием был боевой топор, только называли его в те времена секирой. Лезвие у него было в виде полумесяца, а на обухе (тыльной стороне топорища)-  крюк для стаскивания всадников с седла. Где вы видели такую секиру? (На гербе нашего города изображён медведь с секирой (показать герб).

Секира служила и как парадное оружие. Носили её на плече. Обычно это были личные телохранители царей.

— Теперь вы многое узнали о вооружении древнерусских воинов. Снарядим же богатырей-воинов. (Дети одевают бумажную  куклу в доспехи богатыря) 

Литература

  1. Е.И. Осетров. Твой Кремль, — М.: Издательство «Малыш», 1980, -128 с., ил.
  2. Дошкольникам о защитниках Отечества. Методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОКУ/ Под ред. Кондрыкинской, — М.: ТЦ Сфера, 2005, — 192 с.(Вместе с детьми)

На чтение 9 мин Просмотров 1.3к. Опубликовано 27.07.2019

Оружейную палату можно назвать настоящей сокровищницей Кремлевского дворца. Находится она в здании, возведенном в 1851 году. За основу коллекции взяты ценные предметы, хранившиеся целыми столетиями в царской казне.

Многие вещи были получены в дар от представителей других государств, другие были изготовлены в мастерских дворца. В палате представлены регалии государственных чиновников, облачения иерархов, серебряные изделия и украшения и множество других предметов. В целом это целых 4 тысячи экспонатов, выполненных на высочайшем художественном уровне.

Содержание

  1. Историческая справка
  2. Залы
  3. Парадный вестибюль
  4. №№ 1-2 зал – серебряные и золотые экспонаты
  5. № 3 – зал вооружения Востока и Западной Европы
  6. № 4 – Русское вооружение
  7. № 5 – изделия мастеров из Западной Европы
  8. № 6 – ткани и шитье
  9. № 7 – предметы для праздничных церемоний и регалии
  10. № 8 –конское убранство
  11. № 9 – коллекция экипажей
  12. Самые уникальные экспонаты палаты
  13. Месторасположение
  14. Цена и условия посещения

Историческая справка

Формирование коллекции началось в XIV
веке, естественно, что на тот момент это была всего лишь сокровищница князей
московских. По мере разрастания территории России увеличивалась и казна.

В 1481 году уже появилась необходимость в строительстве отдельного
здания. Появляется так называемый Казенный двор, между Благовещенским и
Архангельским соборами. Особенность сооружения – пирамидальная кровля. На тот
момент казна утрачивает статус собственности и становится государственным
хранилищем.

До XVIII века, некоторые
предметы из государственной казны еще используются на официальных церемониях.
Коллекция постоянно пополнялась за счет работ московских мастеров и экспансии новых
территории.

Первое упоминание об оружейной палате можно найти в летописях от 1547 года. Тогда она занимала два этажа трехэтажного здания около Троцких ворот. В те времена в хранилище находилось оружие, которое там же и изготовлялось.

Расцвет палаты приходится на период правления Алексея Романова. Он полностью реформирует армию и способствует улучшению производства оружия. Централизация России привлекла множество мастеров из губерний в Москву.

В период Русско-Шведской войны деятельность палаты переформатируется. Она уже покрывает нужды армии не только в огнестрельном оружии, но и в амуниции для военных, а так же в холодном оружии.

С приходом Петра I к власти реформируют
и Оружейную палату. Он объединяет сокровища:

  • Патриарших палат;
  • Конюшенной казны;
  • Царицыной мастерской;
  • церквей Московского Кремля;
  • Казенный двор.

В итоге появляется единое ведомство — «Мастерская и Оружейная палата». Управлением занимается Сенат, который запрещает расчет с придворными предметами из коллекции.

В 1737 году, в ходе Троицкого пожара, часть оружия и амуниции безвозвратно утрачены, а то, что удалось спасти от огня, перевозят в Теремный дворец.

Только в 1806 году, Александр I создает музей на
базе Оружейной палаты. Готовится проект строительства нового здания на
Сенатской площади, который воплощает в жизнь архитектор Еготов И. Двери музея
для посетителей были открыты только в 1813 году. Но для простолюдин доступ был
запрещен. Однако архитектор, опасаясь пожара, отказался от системы отопления и
экспонаты быстро портились из-за высокой влажности.

В 1849 году, принимается решение о строительстве нового здания на месте
Конюшенного приказа. К 1851 году здание полностью возводится. Ведущим
архитектором выступал К. Тон. Здание выполнено в византийско-русском стиле,
возведено на высоком цоколе. Стены здания инкрустированы медальонами из
мрамора, на которых изображены русские князья. Первый этаж инкрустирован
пилястрами, а второй украшен резными колоннами. В парадной анфиладе четко
просматривается связь с парадными комнатами Большого Кремлевского дворца.

С приходом Советской власти Оружейная палата переходит в ведомство
государства. Коллекция пополняется предметами, изъятыми у дворян, конфискованными
из церквей и монастырей.

В 1930 году формируется комиссия Гохрана, которая издает приказ об
изъятии части экспонатов. Только за 1 год, изымается 318 предметов, включая 11
яиц Фаберже. Все экспонаты продаются в частные коллекции.

Существует мнение, что директор палаты Иванов Д. в 1930 году покончил жизнь самоубийством именно из-за противостояния представителям Гохрана.

Правительство
столицы в 2016 году дарует Оружейной палате помещение торговых рядов на Красной
площади. Планируемая дата окончания реконструкции – 2020 год.

Залы

Оружейная палата разделена
на девять тематических залов. Осмотр экспонатов, как правило, начинается со
второго этажа, где можно познать величие рода Романовых и историю России.

На первом этаже представлены
предметы быта, трофеи, которые были добыты в 1831 году, выставлены экипажи и
другие интересные экспонаты.

Само здание музея в целом не декорировано, но выглядит нарядно и торжественно. Этому способствует желтый окрас стен с белыми вставками. Первый этаж внутри по внешнему убранству выполнен в древнерусском, романском и западноевропейском стилях. Здесь низкие своды и огромные залы с мощными опорами. Второй этаж кажется более легким и напоминает готический стиль. Во всех залах цвет стен подобран таким образом, чтобы он не мешал показывать всю красоту выставленных экспонатов.

Парадный вестибюль

Все посетители попадают в
музей именно через вестибюль, с колоннами и сводчатым залом. Уже здесь
выставлено оружие и доспехи нескольких веков. На второй этаж осуществляется
подъем по монументальной лестнице из мрамора. Около первой нижней лестницы
установлены манекены в доспехах латников XVII века.

Все окна расписаны
живописью, которую создал художник В. Сверчков. Это изображения гербов губерний
России, областей и царств, которые входили в состав государства.

В левом углу, заметен колокол. Его перелили в 1714 году из колокола Спасских ворот.

№№ 1-2 зал – серебряные и золотые экспонаты

Это собрание изделий из драгоценных металлов за несколько столетий, с XII по XVII век. Здесь можно увидеть украшения, которые пользовались популярностью на Руси, выполненные в разных техниках. Это великолепные колты и бармы, подвески и серьги.

Именно в этих двух залах
можно увидеть самую масштабную коллекцию серебряных изделий из Западной Европы.
Это не только ювелирные украшения, но и предметы быта: посуда, чаши, братины,
самовары.

Самый необычный экспонат –
«Рог Изобилия», который был получен Романовым Алексеем от королевы Швеции
Христианы в 1647 году. Интересный факт, что царская семья вплоть до XVIII века использовала посуду, представленную в
коллекции.

Самым ценным предметом коллекции
считается церковная чаша, которая была заложена в фундамент Преображенского
собора Юрием Долгоруким. В коллекции также представлены артефакты, найденные в
составе Судженского клада в 1918 году.

№ 3 – зал вооружения Востока и Западной Европы

В зале собрана самая
обширная коллекция брони и оружия с России и разных уголков света, собираемая
на протяжении нескольких веков, с XIII века. Преимущественно это шлемы, щиты и кольчуги.

В коллекции представлен
остроконечный шлем сына Ивана Грозного.

№ 4 – Русское вооружение

В зале можно узнать, как
менялось оружие на протяжении нескольких столетий. Есть даже знамя, которое
якобы было у армии при Иване Грозном и даже «участвовало» в Казанском походе
(1552 г.).

В экспозиции представлены
предметы личных оружейных коллекций великих людей России: Петра I, Елизаветы Петровны и Анны Иоанновны.

В данном зале находятся множество предметов, которые получила Екатерина II, в качестве дипломатических подарков по окончании черноморских компаний.

В нем также хранится большое количество холодного и огнестрельного оружия от самых крупных производителей России и Западной Европы, периода XVII-XVIII столетий.

№ 5 – изделия мастеров из Западной Европы

В этом зале представленные
не только серебряные изделия, но и другие работы иностранцев. В основу
коллекции легли подношения, которые передавали в дар Русским царям. Это
хрустальное зеркало, опахало из страусовых перьев, иранский трон, который был
передан в дар Борису Годунову. В коллекции представлены предметы быта и
серебряные скульптуры.

№ 6 – ткани и шитье

Эта экспозиция появилась в
музе только в 1919 году. Самые древние изделия отнесены к периоду XIV-XV века. В свое время они находились в собственности Киевских митрополитов
Петра и Фотия. Все изделия изготовлены из византийского атласа, инкрустированы
драгоценными камнями и жемчугом.

В коллекции можно увидеть
восточные ткани, атлас. В свое время из таких материалов шили кафтаны для
высокопоставленных лиц, покрывала и одеяла.

Нельзя не отметить отдельные
экспонаты – костюмы, которые использовались при коронации русских правителей.

№ 7 – предметы для праздничных церемоний и регалии

Обряд возведения на престол
в любой стране сопровождается определенной церемонией. Сокровищница предметов
для восхождения на Русский престол всегда вызывала восхищение представителей
других стран.

На сегодняшний день
количество экспонатов в этой категории небольшое, но все предметы считаются
самыми значимыми. Это скипетры, венцы, троны.

№ 8 –конское убранство

В
этой комнате представлены настоящие творения мастеров-каретников. Предметы
парадной конской сбруи, собранные с XVI по XVIII века.
В коллекции также представлены предметы парадных облачений иерархов,
драгоценные ткани и образцы золотошвейного мастерства.

№ 9 – коллекция экипажей

Зачастую
именно в этой комнате дольше всего задерживаются посетители. Здесь собраны
кареты, которые были созданы не только русскими, но и иностранными мастерами.

Впервые
мастерские по изготовлению конных экипажей появились в Москве и Северной
столице в XVIII
веке.

Самый
древний экспонат – экипаж XVI века, изготовленный в Англии. Кабина кучера в такой
карете подвешивалась на ремнях, соответственно, кучеру было очень некомфортно
ездить. Еще один древнейший экипаж, привезенный из Польши, полностью обит
бархатом вишневого цвета, внутри покрыт позолотой и пухом лебедей.

Самые уникальные экспонаты палаты

Один
из ценнейших и известных предметов коллекции является шапка Мономаха. Именно
этот головной убор длительное время использовался на венчаниях царственных особ
России.

Другой
уникальный экспонат коллекции – двойной царский трон. Его изготовили в XVII веке,
и предназначался он сразу для двух глав державы: Иоанна V и
Петра I.
Интересный факт, что у трона есть маленькая дверца. Считается, что там прятался
царедворец, который подсказывал малолетним царевичам как себя вести и что
говорить.

И
конечно же, это 10 яиц Фаберже. Жаль, что большая часть коллекции была утрачена
при правлении советской власти.

Месторасположение

Попасть
в Оружейную палату можно через ворота Боровицкой башни Кремля. Для прохода
через Троицкую башню придется приобретать отдельный билет.

Ближайшие
станции метро: «Арбатская», «Александрийский сад», «Боровицкая» и «Библиотека
им. Ленина».

На
общественном транспорте (автобус) необходимо добираться до остановки
«Боровицкая площадь». Подъехать можно на автобусах, следующих по маршруту №№
М1, М6, 144 и Н1.

Цена и условия посещения

Выходной
день в палате – четверг. В остальные дни двери для посетителей открыты с 10:00
до 18:00. Но попасть на осмотр экспозиции можно только в строго определенные
часы: 10:00, 12:00 и в 14:30, 16:30.

Билеты
рекомендуется приобрести заранее, хотя это тоже не 100% гарантия, что удастся
попасть на выбранное время. Места в музее не так уж и много, поэтому можно не
попасть в число посетителей на желаемое время.

Полная
стоимость билета составляет 1 тыс. рублей. Для льготных категорий лиц
предусмотрена скидка в 50%. Это дети, не достигшие 18 лет, участники ВОВ,
работники музеев, инвалиды и некоторые другие категории.

Обычная касса расположена в Александрийском саду. Билеты можно приобрести в режиме онлайн, на сайте по адресу: https://tickets.kreml.ru/ru/#id=1. Однако билеты для льготников здесь не продаются.

Дополнительно, в Оружейной палате предоставляются услуги аудиогида (бесплатно) и можно заказать также экскурсовода.

Оружейная палата – это музей мирового
значения, с красивейшими и ценнейшими экспонатами, выполненными иностранными и
русскими мастерами.

   ТЕМА 2. ХРАНИЛИЩА  КУЛЬТУРЫ

Урок 4

Тема урока «Оружейная палата»

Цель урока:  познакомить с Оружейной палатой – одним из главных музеев России.

Задачи: 

Дать представление о музеях, как хранилищах предметов культуры. Познакомить с названием, местонахождением Оружейной палаты и её некоторыми экспонатами. Формировать интерес к культуре, мотивацию к её изучению. Способствовать воспитанию у учащихся эстетического восприятия предметов и явлений культуры, уважения к прошлому народа, бережное отношение к предметам старины. Расширять историко-культурологический словарь.

Новые имена, названия и понятия: Оружейная палата. Государственный музей. Евангелие.

Ход урока.

1. Вступительная беседа. Повторение изученного.

— О чём шла речь на предыдущих уроках? (О красоте.)

— Какая бывает красота?

— Что составляет нерукотворную красоту? (красота природы)

— Кто является создателем нерукотворной красоты?

— Что относится к рукотворной красоте? (предметы культуры)

— Кто является созидателем культурных ценностей?

— Приведите примеры культурных ценностей.

— Что объединяет предметы культуры? (Являются рукотворным творением и значимы для всего народа)

— Культура пополняется произведениями искусств , иконами, храмами, которые создавались, как правило не ради славы, но именно бескорыстно, в результате служения Господу и как сопровождение молитвы.

2. Сообщение темы и задач урока.

— Как люди относятся к тому, что представляет для них особую ценность?

— Люди с любовью и благоговением относятся к тому, что ценно и значимо для них. Дома мы храним в самых лучших, надёжных местах  ценные предметы: фотографии, подарки …  Это тоже наша культура – умение дорожить памятью о близких, хранить ценные вещи. Это ценности семьи. Но у всех россиян есть общая культура, история, память. Как сохранить эти сокровища, если у каждого — свой дом?

— Растащить по кусочкам, по отдельным предметам? Так поступают только неразумные и алчные (очень жадные) люди. Если все так будут поступать, то общее исчезнет, от культуры ничего не останется.

— Как же быть с предметами – историческими и культурными ценностями народа? Где их можно разместить, чтобы их красотой могли наслаждаться все люди России и других стран?

— Что же является хранилищем культуры?  Разгадайте ребус.

— Сегодня речь пойдёт о всемирно известном и одном из самых популярных музеев в мире.

Узнайте, как он называется. Зачеркните нерусские  буквы и прочитайте, что получилось.

У детей карточка для индивидуальной работы:

YRОGZРУYUЖЕЙLGНАZGЯJIDYWGПАWFЛАNGТАW

— Сегодня на уроке мы познакомимся с Оружейной палатой – одним из старейших музеев мира.

3. Изучение нового материала.

а) Знакомство с местоположением и назначением Оружейной палаты.

— Полное название музея Государственная Оружейная палата. Почему он так называется?

— Что значит  «Государственная»?

— Музей является достоянием государства, государство берёт на себя обязанности его сохранения.

— Посмотрите на иллюстрацию. Скажите, в каком городе находится этот музей? Что ещё можно сказать о месте его расположения?                     (учебник стр. 18)      

Святыня Древнего Кремля-

            Надежда, крепость, сила наша.

            Какими думами украшен

Сей холм давнишних стен и   башен,

            Бойниц, соборов и палат.

            Здесь наших бед и нашей славы

            Хранится повесть.

Эти главы святынь сиянием горят.

Н.М. Языков

Московский Кремль. Здесь за этими стенами есть особый музей – сокровищница сокровищ. Всё, что веками собиралось московскими и русскими правителями передавалось из поколения в поколение – и собрано в сокровищнице музея. Как и весь Московский Кремль Оружейная палата хранит память об истории русского государства.

Оружейная палата ведет свое начало из далекой старины.

При Иване III для хранения сокровищ русского государства между Архангельским и Благовещенским соборами в 1485 году строится специальное хранилище «Казённый двор» (от слова «казна»)

 Предки наши очень любили оружие и особенно дорожили «праотеческим» оружием, то есть перешедшим к ним от их предков. В 1511 г. великий князь Василий III учреждает особую оружничью палату, во главе которой ставится особое лицо — оружничий боярин. В палате этой изготовлялось и боевое, и парадное оружие, для производства которого приходилось прибегать к мастерам — художникам разных отраслей. Благодаря этому оружничья палата разрослась в сложный Оружейный приказ, в который входили Оружейная, Постельная, Золотая, Серебряная палаты. Но общее заведование всеми работами лежало на Оружейном приказе. А так как он помещался тоже в особой палате, то его и стали называть Оружейной палатой.

Со временем кладовые Московского Кремля пополнялись: Москва становилась крупным городом, в нее съезжались русские и иностранные мастера, создававшие всё новые и новые произведения искусства. Иностранные послы привозили в дар московским князьям дорогие подарки: серебряные кубки, драгоценные ткани, воинское снаряжение, парадную конскую упряжь. В Оружейной палате постепенно сосредоточились изготовление, закупка и хранение оружия, драгоценностей, предметов дворцового обихода.

— Где находится Оружейная палата?

— Для чего она была создана? Как первоначально называлось хранилище государственных ценностей?

— Как попадали предметы в это хранилище?

Долгое время специального здания для хранения ценностей не было. Вещи портились от сырости и постоянных перемещений, страдали от частых пожаров. Александр I приказал отстроить для Оружейной палаты специальное здание на месте бывшего двора Бориса Годунова, и в 1806-1812 г.г. это здание построили. Но в 1812 г. палату увозили в Нижний Новгород, спасая от Наполеона, и вновь потеряли много ценного. И лишь в 1851 г. по распоряжению императора Николая I и по проекту архитектора Константина Андреевича Тона было построено новое здание Оружейной палаты у Боровицких ворот Кремля, в котором её коллекции размещаются до настоящего времени.

Виртуальная экскурсия по Кремлю. Оружейная палата.

Старейшим музеем Москвы является Государственная Оружейная палата в Кремле .

«Оружейная палата кажется настоящей пещерой Алладина… Она производит ошеломляющее и волшебное впечатление и делает вполне ясным, что древнерусские мастера ни в коей степени не уступали лучшим мастерам Востока и Запада,» — так писал один из английских журналов.

б) Знакомство с экспонатами Оружейной палаты

— Давайте совершим экскурсию по Оружейной палате.

Зал русского оружия и парадного вооружения

Вот мы в зале, где выставлена коллекция древнего оружия, брони, щиты, шлемы. Сабля и колчан царя Алексея Михайловича. Парадная сабля была подарена царю константинопольским купцом Иваном Булгаковым в 1656 г. Украшен колчан мастерски выполненным сложным чеканным узором, в который введены драгоценные камни, дополняющие богатое убранство.

    Парадная сабля выполнена в 1829 г. замечательным мастером из Златоуста Иваном Бушуевым в память о славной победе русских войск в русско-турецкой войне 1823-1829 гг. На клинке сабли изображены сцены сражений – взятие укрепленной турецкой крепости Варны.

            Древнерусские доспехи, XVII в. После появления огнестрельного оружия кольчуги, байданы и другие доспехи выходят из употребления и становятся парадными. С этого времени Оружейная палата — крупнейший центр по производству парадного оружия и брони. Русские мастера — оружейники полировали металлическую поверхность доспехов и украшали изящным узором.

            Шлемом иранской работы является шапка ерихонская царя Михаила Федоровича, изготовленная из булатной стали.Золотое подвершие покрыто цветной эмалью и алмазами.. К шлему прикреплены два науша, богато украшенные золотом, драгоценными камнями и жемчугом. Это работа мастеров Оружейной палаты 1621г.

Русское огнестрельное оружие XVII в. отличается изысканностью украшения  и мастерством исполнения. Мастера — оружейники тщательно продумывали и прорабатывали каждую деталь. Замки часто напоминали по форме фантастических животных или обитателей морских глубин, а приклады украшались инкрустацией из перламутра.

— Какие предметы искусства можно увидеть в первом зале Оружейной палаты?

Зал золотых и серебряных украшений.

— Идем дальше. Перед нами ценнейшее собрание русских золотых и серебряных изделий XII-XVII веков. Здесь можно видеть самые разнообразные предметы дворцового и церковного обихода: золотые и серебряные чаши, ковши, стаканы, блюда, потиры — церковные чаши для причастия, кресты, евангелия, иконы в роскошных окладах.    Золотое кадило — вклад Ирины Годуновой в Архангельский собор Московского Кремля в 1598 г. 

— В форме чего изготовлено это кадило?

— Кадило изготовлено в виде небольшого храма с луковичной главкой, увенчанной крестом. Красота изделия была оценена современниками столь высоко, что его использовали только в особо торжественных случаях.

            Евангелие напрестольное в золотом окладе — подарок Ивана Грозного в Благовещенский собор Московского Кремля. Это одно из лучших произведений русского декоративно — прикладного искусства XVI в. Евангелие – в переводе с греческого «благая весть» (радостная весть о спасении и Спасителе). Это Священная книга верующих людей.

            Золотой потир ( церковная чаша для причастий) — вклад Ирины Годуновой в Архангельский собор в 1598 г. — был выполнен в то время, когда техника черни в русском золотом и серебряном деле достигла совершенства.

В коллекции широко представлены братины — заздравные чаши. Во время пира наполненная медом или пивом братина передавалась из одних рук в другие, как бы объединяя этим всех сидящих за столом в одну семью, превращая их в друзей и братьев. Отсюда и пошло название братина. Братины употреблялись только на Руси.

Вот перед нами драгоценные бармы — ожерелье, которое надевалось поверх богатых одежд и было знаком великокняжеской власти.

Бармы состоят из круглых медальонов, украшенных сканью (это туго скрученные золотые и серебряные нити), жемчугом и самоцветами. На трех их них изображения святых: Варвары, Богоматери и Ирины.

— Что общего для предметов второго зала? Из чего они сделаны?

— Какие предметы этого зала вы запомнили?

 Зал древних государственных регалий

В зале древних государственных регалий представлены царские троны, венцы, скипетры, державы, посохи и другие вещи, употреблявшиеся в пышном дворцовом церемониале.

Одной из них является шапка Мономаха (учебник стр. 21) — самый древний венец русских царей.Первым венчался на царство этим венцом в 1498 г. внук Ивана III Дмитрий, а последнее венчание было совершено в 1682 г. , когда на трон всходили два брата Иван Алексеевич и Петр I. Появление шапки Мономаха в России связано с легендой о присылке царских регалий от византийского императора Константина Мономаха своему внуку киевскому князю Владимиру Мономаху, что отражало идею о преемственности власти от одного князя к другому. Шапка украшена 8 золотыми пластинами, завершающихся полушарием с четырехконечным крестом. Драгоценные камни дополняют украшения. Первоначально низ шапки имел жемчужные подвески, а затем оторочку из соболя. Вес шапки — 698 гр.

В 1721 г. Россия была провозглашена империей, т.к. стала великой европейской державой, обряд венчания на царство был заменен обрядом коронации. Изменились и формы регалий. Вместо шапки Мономаха стали употреблять короны и венцы,  которые хранятся в Оружейной палате. (учебник, стр. 20)

Зал.  Собрание одежд.

Огромный исторический интерес представляет собрание одежд XVI — XIX веков. Платья царя и его свиты приводили в изумление иностранных послов, они были покрыты драгоценными камнями, изумительными пуговицами, которые иногда были дороже самого платья: «… цена- то шубе три тысяч, а пуговки в семь тысячей.» Одним из излюбленных украшений одежды высших классов были кружева, плетеные сначала из золотых и серебряных нитей, а позднее из ниток. Иногда кружево украшалось жемчугом, перьями, пухом, шелком, мишурой.           

Вот перед вами платье Екатерины II, выполненное из серебряного глазета. Тонкое изящное кружево и шитые накладные орлы подчеркивают его парадный характер.

Замечательные русские золотошвеи работали в царицыной мастерской палате Московского Кремля и достигли совершенства в украшении привозных тканей.       

Излюбленным украшением русских мастериц был жемчуг. наивысшего расцвета шитье жемчугом достигло в XVII в. Здесь представлено церковное облачение : фелонь из золотного турецкого атласа, епитрахиль, украшенная орнаментом из золота, жемчуга и драгоценных

камней и оплечье фелони, выполненное в виде изящных растительных побегов, эффектно сочетающихся с крупными изумрудами и алмазами.

            Сакос ( церковная одежда патриарха, митрополита) из шелковой камки с золотом, перегородчатой эмалью, жемчужными узорами и фелонь из золотой парчи французского производства, на оплечье — шитье жемчугом по вишневому бархату.

Зал предметы парадного конского убранства

В Оружейной палате имеется редкая коллекция предметов парадного конского убранства, так называемая конюшенная казна, которая служила для оформления царских выездов, посольских встреч и т.д. Таким процессиям придавалось огромное политическое значение. Они должны были демонстрировать перед иноземцами блеск царского двора и богатство русского государства, а также внушать народу трепет перед царской властью. Поэтому конский наряд был произведением искусства.    

Парадное убранство коня. XVI -XVII вв. Убор состоит из попоны, искусно украшенной жемчугом, седла с рельефным золотым узором, подшейной кисти из тончайших шелковых нитей с жемчугом, золотой узды, стремян, украшенных эмалью и драгоценными камнями, цепи, издававшей при передвижении мелодичный звук.

А какие здесь экспонируются образцы экипажей!      

Зал. Экипажи XVI – XVIII веков.

Вот летний и зимний детские возки Петра I. В возки впрягались пони. Летний возок имеет поворотный круг, в окна вставлена слюда. Кожа, которой обтянуты возки, украшена золотым узором из фантастических птиц, человеческих фигур и стилизованных деревьев.

А вот великолепная летняя коляска Екатерины II типа гондолы — двухместная, в виде ладьи с крышей и откидным фартуком. Кузов ее украшен гирляндами цветов, листьями,знаменами, козлы поддерживаются орлами с распростертыми крыльями. На задке фигуры всадников, поражающих копьем дракона, между ними большая раковина, образующая запятки. Под раковиной голова Посейдона с веслом и головы дельфинов. Золоченая лавровая ветвь, обрамляющая крышу гондолы, кажется отлитой из металла. По кузову, на золоченом фоне — живопись школы художника Буше. На спинке кузова в овале изображен Аполлон среди муз, ниже императорский герб, цепь ордена Андрея Первозванного, трофеи; на правой стенке — Фортуна на коленях у сидящей женщины, на левой стенке — Амфитрита со свитой, плывущая по морю, а также летающие амуры. Крыша, намет, ремни, внутренняя обивка кареты из зеленого бархата, с галуном, бахромой и кистями.

4. Закрепление изученного.

— С экспонатами какого музея познакомились?

— Какие экспонаты представлены в этом музее?

Практическая работа. Работа с раскраской.

— Раскрасьте предметы, которые могут быть представлены в музее Оружейная палата.

5. Итог урока.

— Что является хранилищем культуры?

— С каким музеем познакомились?

— Где находится этот музей?

— Почему он так называется?

— Какие предметы культуры можно увидеть в Оружейной палате?

6. Рефлексия.

— Какие экспонаты музея вам больше всего запомнились?

— Что было интересно узнать?

— Какое у вас настроение после урока?

Текущая страница: 2 (всего у книги 2 страниц) [доступный отрывок для чтения: 1 страниц]

ГРАНОВИТАЯ ПАЛАТА

В XV веке в новом великокняжеском дворце архитектором Марком Фрязиным была заложена Грановитая палата. Иван III поручил Марку Фрязину возвести парадный тронный зал для торжественных приемов. Закончил строительство известный итальянский мастер Пьетро Солари.

А знаете, почему палата называется Грановитой? Дело в том, что ее фасад облицован белым камнем с острыми гранями наподобие бриллиантов. Палату также называли Государевой Золотой палатой, так как своды ее были расписаны золотом.

Здание построено из кирпича. Ее внутреннее помещение – большой зал площадью 495 квадратных метров, перекрытый четырьмя крестовыми сводами, опирающимися на центральный столб. На протяжении двух столетий Грановитая палата оставалась самым большим залом на Руси. Внутреннее убранство палаты отличалось небывалой роскошью. Стены залы обиты малиновым бархатом с императорскими орлами, над окнами все гербы императорского титула с трофеями, а между нижними окнами – бронзовые позолоченные стенные канделябры в виде двуглавых орлов. Пол устлан алым сукном.

С запада к палате примыкают парадные Святые сени, к которым с южной стороны ведет открытая каменная лестница – Красное крыльцо. В дни коронации лестницу устилали красным сукном. Монархи после обряда венчания на царство в Успенском соборе поднимались сюда и клали земной поклон народу на Соборной площади. Последняя процессия прошла при коронации Николая II в 1896 году.

На протяжении столетий в Грановитой палате проходили церемонии государственной важности. Здесь принимали иностранных послов, торжественно объявляли наследников русского престола, заседали Земские соборы, на одном из которых более 300 лет назад был решен вопрос о воссоединении Украины с Россией. В 1552 году Иван Грозный устроил здесь пышный пир в честь взятия Казанского ханства. Три дня он угощал воевод, бояр и иностранных послов. Борис Годунов в 1602 году устроил пир в честь датского принца Иоанна, которого собирался женить на своей дочери Ксении. Обед насчитывал неслыханное количество блюд (не менее 200). Кресла для Бориса Годунова и принца были сделаны из золота, а стол из серебра. Петр I в Грановитой палате праздновал победу над шведами в Полтавской битве. Для царицы и детей была устроена специальная смотрильная палатка, из которой они могли наблюдать за происходящим в палате. По обычаям того времени женской половине царской семьи запрещалось присутствовать на торжественных церемониях.

В настоящее время Грановитая палата не изменила своего предназначения. Она является одним из представительских залов при резиденции президента Российской Федерации.

ОРУЖЕЙНАЯ ПАЛАТА

В старину палатами называли различные кремлевские мастерские, где изготовляли все необходимое для царского двора – от золотых украшений и утвари до оружия. Существовали Золотая, Серебряная, Царицына и другие палаты. В Оружейной палате делали боевую и

конец ознакомительного фрагмента

  • Орошенный водой как пишется
  • Орнамент к русским сказкам
  • Ормок повесть нерген сочинений
  • Ормок ден лотай сочинений
  • Орлиный полет как пишется