Осень хоровод и дружба сказка

Детский час

для детей и родителей

Короткие сказки про осень

Короткие сказки про осень порадуют нас и интересным повествованием и своей лаконичностью. Сейчас царствует Осень, и, конечно же, сказок о ней сочиняется много. Не уходи подольше, Осень, удиви нас нарисованными тобой картинами, богатым урожаем, тёплыми деньками! А сейчас обратимся к сказкам. «Жила-была Осень…»

Сказка «Осень, хоровод и дружба»

Жила-была Осень. Она очень горевала, что у неё нет друзей. Однажды она решила, что ей надо найти себе друга. Солнышко уже грело слабо, но старалось всё время быть на небосклоне, не прятаться за тучку. Оно заметило, что Осень грустная. «Ты почему грустишь, Осень?» – спросило Солнышко. «Потому что у меня нет друзей», — ответила Осень. Услышал их разговор Ветер. «Давай с тобой дружить, Осень», — предложил Ветер. Но Осень считала, что Ветер сам по себе и с ним не может быть дружбы. «Для дружбы нет преград», — произнес Ветер и сильно махнул крылом. С деревьев посыпались золотые и багряные листья, они закружились в весёлом хороводе, и вместе с ними приплясывала и Осень. С тех пор Осень и Ветер подружились, и до сих пор вместе.

Сказка «Как Осень в прятки играла»

Как-то раз Осень играла с Ветром в прятки. В лесу спрятаться есть где, поэтому игра шла увлекательно и весело. Но вот Серая Тучка на что-то рассердилась и послала затяжной дождь. Везде стало сыро и скользко. Осень и Ветер потеряли к игре интерес. Они подумали, что Серой Тучке стало завидно, что её не берут в игру, вот она и надулась. А Осень сказала Ветру: «В следующий раз мы обязательно пригласим играть и Тучку». А Серая Тучка взяла, да и превратилась в голубое облачко, каких на небе много. Ищи её теперь!

Автор сказок: Ирис Ревю

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.

Источник

Сказка про осень

Зухра Раимовна Тураманова
Сказка про осень

Сказка «Красавица Осень»

Наступила золотая осень! Весь лес как будто окрасился в золотистые цвета,его листва покрылась разноцветными красками: желтыми, красными, багряными, коричневыми, а земля стала словно ковер, усыпанный этими разноцветными листьями. Листья шуршали под ногами, как будто кто- то крадется, а это был осенний ветер. Он своим шуршанием пугал всех жителей этого леса.

В этом сказочном лесу жили звери. Они чувствовали, что приближаются холода, и понимали всю важность подготовки к этой суровой зиме. Старый мудрый Филин, знал, что у зверей появились детеныши, и он решил проверить все ли готовы к зиме. Он взмахнул своими крыльями и стал всех зверей созывать на собрание.На эту поляну пришли все жители: медведь, заяц с зайчатами, лиса с лисятами, волк с волчатами, ежи с ежатами — все пришли на поляну. Когда все собрались вокруг старого дуба,звери спросили Филина: «Что случилось с природой? Почему все такое разноцветное и все блестит?». «Потому что, мои уважаемые звери, пришла к нам Красавица Осень» — ответил мудрый Филин. И, как только он произнес эти слова, Красавица Осень вся нарядная, яркая, красивая из-под могучих деревьев вышла на поляну. Все звери ахнули, увидев ее красоту.

-Здравствуйте звери! — сказала Осень. — Я пришла к вам узнать все ли вы готовы встретить зиму.Я для вас приготовила очень много запасов: грибов, ягод и орешков. Пчелы все лето трудились, чтоб накопить меду и для себя, и для нашего медведя.

-Да! — ответили звери. Первым выступил заяц. Он рассказал Осени, что он свою серую шубку сменил на белую. Белка рассказала Осени, что у нее очень много кладовых, и что она утеплила свое дупло мхом и листочками. Медведь рассказал, что он все лето и осень много ел и теперь может спокойно лечь в свою берлогу до самой весны. Ежи утеплили свои норки и теперь могут спать спокойно. Бобры тоже время даром не теряли. Они утеплили свои хатки и наготовили запасы в своих кладовых для себя и своих детенышей.

Осень выслушала всех зверей леса и сказала: «Теперь я могу спокойно передать свою волшебную палочку тетушке Зиме».

«Красавица Осень»

Воспитанники старшей группы №9

Педагог Юрицина. Елена Германовна

МБДОУ №59 «Лакомка»

С. Кулешовка Азовского района

Сказка «Красавица Осень»

Воспитанники старшей группы №9

Педагог Тураманова. Зухра Раимовна.

С Кулешовка Азовского района

«Осень, осень в гости к нам пришла!» Фотоотчёт о выставке поделок из природного материала «Осень, осень, в гости к нам пиршла!» — фотоотчёт о выставке поделки из природного материала Ирины Дедовой «Осень, осень, в гости к нам.

«Осеннюю сказку нам осень подарила». Музыкальная осенняя сказка для детей подготовительной группы «ОСЕННЮЮ СКАЗКУ НАМ ОСЕНЬ ПОДАРИЛА» Музыкальная осенняя сказка для детей подготовительной группы Автор сценария: музыкальный руководитель:.

Интерактивное дидактическое пособие лэпбук «Какого цвета осень? Осень разноцветная» Интерактивное дидактическое пособие лэпбук «Какого цвета осень? Осень разноцветная!»Старший дошкольный возраст. ЦЕЛЬ: Создать условия.

Конспект НОД «Осень, осень, осень» для подготовительной группы Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад №10 комбинированного вида п. Сафоново-1 Конспект непосредственной.

Проект «Осень, осень, золотая осень» Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад №4 «Ромашка» станицы Советской муниципального образования Новокубанский.

Сценарий осеннего утренника «Осень, осень приходи» в средней группе вход группы. Ведущий: Музыкальный зал у нас Так украшен в год лишь раз! Листьями, грибами- посмотрите сами! Долго трудились разноцветные.

Сказка «Как лягушонок осень искал» Как лягушонок осень искал. Однажды лягушонок сидел у реки и смотрел, как в голубой воде плавает желтый листок. — Что это такое, почему он.

Сказка, посвящённая букве «Ф» «Сказка про старого Филина и добрую Фею» В одном фантастическом лесу в дупле старого дуба жил-был одинокий филин Фома. Фома был старым офицером, носил фуражку и военную форму. Под.

Спортивное развлечение в средней и младшей группе «Осень, осень, в гости просим» Звучит веселая музыка дети с воспитателем – ведущим входят в зал, рассматривают, как украшен зал. Инструктор. Какая красивая Осень, Какой.

Фотоотчет о выставке поделок из природного материала «Осень, осень, в гости просим» Гуляя и наблюдая в парке и на участке детского сада, мы с детьми замечаем какие изменения происходят в природе с наступлением осени. В парке.

Источник

Сказки и рассказы про осень

Тихим шагом уходит лето, деревья обнажают свои ветви, ветер становится суровее, а воздух прозрачнее. Наступает любимая пора всех поэтов и романтиков — прекрасная, немного грустная, очаровательная осень…О «прекрасной поре» написано немало стихов, а также сказок и рассказов про осень, в которых слышны крики птиц, улетающих на юг и запах прелой листвы. Читайте книги про осень на сайте Мишкины книжки.

Яблоко

Сказка про ежика, зайца и ворону, которые не могли поделить между собой последнее яблоко. Каждый хотел присвоить его себе. Но справедливый медведь рассудил их спор, и каждому досталось по кусочку лакомства… Яблоко читать Стояла поздняя…

Стихи про осень для детей 4-5-6 лет

В этом разделе мы собрали стихи разных поэтов про осень. Произведения легко запоминаются, поэтому подойдут для чтения и для заучивания для ребят 4-6 лет и старше. Стихотворения украсят утренник и праздник осени в детском саду….

Четыре желания

“Четыре желания” рассказывает о прелестях всех времен года. Мальчик Митя не хотел, чтобы заканчивалась зима, потом ему очень нравилась весна, потом лето… А все потому, что каждое время года по-своему прекрасно! Четыре желания читать Митя…

Стихи про осень для детей 1-2-3 лет

В этой подборке Вы найдете простые короткие стишки про осень для малышей. Познакомьте ребенка с этим волшебным временем года: соберите листья для гербария, запустите кораблики в лужи, понаблюдайте, как желтеют деревья и, конечно, почитайте стихи…

Осень

Познавательный рассказ о том, как меняется природа и погода, как наступает осень. Так же Вы узнаете о том, как осень приходит в деревню и в города. Осень читать Уже с 9 июля начинает понемногу убавляться…

Синичкин календарь

В рассказе говориться о маленькой синичке Зиньке, которая мало что знала о природе, временах года и повадках разных животных. Но она была очень любознательна и общительна. Своей мудростью с ней делился старый мудрый воробей, после…

Как поймать облако

Сказка про то, как Ежик и Медвежонок ходили осенью на рыбалку, но вместо рыбы у них клюнула луна, потом звездочки. А под утро они вытащили из реки солнце. Как поймать облако читать Когда пришла пора…

Зой и Зоя

Это сказка про солнечных человечков – Зоя и Зою. Они помогают животным и птицам в трудную минуту. В сказке описываются все 12 месяцев года: в январе Зой и Зоя сообщили, что новый год наступил, солнце…

Осенние корабли

Сказка про Ежика-фантазера, который решил себе дома сделать море, чтобы не было скучно зимой. Но по морю должны плавать корабли. Вот Ежик шел по лесу и спрашивал у разных зверей, где ему взять кораблики. Осенние…

Осенняя сказка

Однажды осенью Ежик и Медвежонок смотрели, как облетают листья с деревьев и лес становится совсем прозрачным. И тут Ежик помечтал, чтобы на нем росли кленовые листья. Осенью они бы пожелтели, и он стал бы похож…

Последний лист

Рассказ про то, как автор осенью решил нарисовать осенний лес. На рябине ягоды стали ярко красными и кленовые листья налились медной краской. Последний лист читать Всё лето провалялся в чулане ящик с красками, паутиной оброс….

Снегири и коты

Поздней осенью с первыми морозами прилетают снегири. Они садятся на яблоню и кажется, что это яблоки висят. Коты сразу начинают за ними охотиться. Снегири и коты читать Поздней осенью, с первой порошей пришли к нам…

Сказка об осеннем ветре

Ветер жарким летом все любили, он приносил с поля аромат горячих колосьев, с моря – соленую прохладу, дул в паруса, сушил стираное белье. Но наступила осень и ветер остался под холодным дождем без крыши. Сказка…

Прощание с летом

Рассказ описывает неуютные ноябрьские дни, когда по нескольку дней, не переставая, льет холодный дождь, в доме рано темнеет и становится холодно и неуютно людям и животным. Прощание с летом читать Несколько дней лил, не переставая,…

В березах

Однажды поздней осенью в березовом лесу я встретил рыжую лошадь с всадником. Лошадь была такая яркая, будто вобрала в себя всю силу осени. В березах читать Мокрый берёзовый лес. С голых веток стекают капли тумана,…

Осенью, когда все деревья меняю окраску листьев, дубы остаются зелеными островками. К зиме на всех деревьях листва опадает, а на дубах проржавевшие листья держаться до весны. Дубы читать Наступила осень.Вспыхнули берёзы, осины. Только дубы, как…

Четыре художника

История о том, как поспорили однажды четыре волшебника-живописца: Зима, Весна, Лето и Осень и поспорили: кто из них лучше рисует? Судьей в их споре они назначили Солнце. Четыре художника читать Сошлись как-то вместе четыре волшебника-живописца:…

Корзинка

В этих стихах В. Берестов рассказываем детям, что можно принести в корзинке из леса с ранней зимы до поздней осени. Март Как только снег исчез, Пошла корзинка в лес. Март посылает всем привет, А с…

Стихи про природу. Сборник стихов

Стихи В. Берестова для дошкольников о природе пронизаны любовью и интересом к окружающему миру. Опушка Как будто всё, что есть в бору,Собралось на опушке:Здесь и лучи, и тень в жару,И голос той кукушки,Грибы находишь по…

Кто куда

Пришла осень в лес. Молодой зайчишка заметил, что все стали куда-то собираться. Стал он расспрашивать зверей и птиц, ему объяснили, что многие на юг улетают… Кто куда читать Навострил Зайчишка уши – неспокойно что-то стало…

Если Вам понравилось, пожалуйста, поделитесь с друзьями.

Источник

Сборник художественной литературы по теме «Осень»

Описание материала: Материал 
собран из интернет ресурсов и  будет интересен воспитателям, учителям начальной
школы, педагогам дополнительного образования, работающими с детьми дошкольного
и младшего школьного возраста.

Данный материал  воспитателям можно
использовать на занятиях по развитию речи, ознакомлению с окружающим, при
проведении  режимных моментов в детском саду, а учителям  во время внеклассного
чтения и т.д.

Цель: Приобщение детей к
эмоциональному восприятию и пониманию образного содержания осеннего рассказа,
сказки.

Задачи:

— способствовать расширению и
обогащению представлений детей о приметах осени, осенних месяцах, деятельности
животных и птиц осенью;

— развивать эмоциональный отклик
при восприятии рассказа;

— способствовать эстетическому и
художественному восприятию детей, воспитывать бережное отношение к природе.

Сказка «Ёжик и
осень»
 Щукина
Татьяна Теодоровна

Ёжик проснулся осенним
утром в своей уютной норке от предчувствия чего-то непонятного. Понюхав воздух
он понял, что в норке похолодало. Но почему? Выглянув из норки, ёжик увидел
пожелтевшие за ночь листья на деревьях и траву, низкое солнышко. Выйдя на
улицу, он с удивлением посмотрел вокруг. Вместо веселой зелени и цветов всё
вокруг было желто-оранжево-красное.

-Ух! Ух! Что, нравится?- услышал ёжик сверху.
Подняв голову, он увидел мудрого филина, сидевшего на зеленой еловой ветке.

-Дядюшка филин, что случилось с природой? Почему
всё такое разноцветное и блестит?

-Потому что, мой маленький ёжик, наступила
осень! Блестит-это иней на траве. Березы желтеют, клены становятся оранжевыми,
а дрожащие от холода осинки краснеют, и все деревья начинают сбрасывать листву.
Только ели, сосны, кедры, пихты остаются зелеными, — ответил мудрый филин.

-А почему такое происходит в природе? — спросил
ёжик.

-Потому что солнце тоже устало за год всходить
высоко и греть землю и наш лес. Видишь, как оно низко? А зимой будет ещё ниже и
совсем перестанет греть!

Ёжик испугался:
-Значит зимой будет ещё холодней? А как же я? Я
же замерзну?

-Нет, ёжик, ты не замёрзнешь. Ты обернешься в
листочки, которые хорошо сядут на твои иголки, и ляжешь спать в своей норке на
всю зиму! Проснешься ты, когда солнце будет всходить высоко и согреет всё
вокруг! Успокоившийся ёжик пошел, погулял по желто-оранжевому-красному лесу,
сытно поужинал вкусными грибами и корешками, покувыркался по траве, и весело
пофыркивая пошел спать до весны в норку.

И снились ему яркие,
желтые, оранжевые, красные листочки на деревьях, которые медленно падали и
укрывали землю волшебным, разноцветным ковром. А сверху смотрели добрые глаза
мудрого филина, который знал, что жизнь продолжается и улыбался, глядя на
торжество природы!

Волшебной кистью взмахнула осень.
Позолотила она все деревья.
За ночь всё изменилось в природе,
Это всё осени прекрасные мгновения!

Сказка  «Модница Осень»

Решила
как-то Осень доказать всем, что она самая модная и красивая. Пошла к известному
портному и заказала ему три наряда.

В
сентябре, чтобы показать, что она такая же красивая, как Лето, Осень надела
наряд из цветов, трав и плодов. Получилось очень красиво и вкусно. По нижнему
краю юбки были разбросаны хризантемы и астры разного цвета. Сразу стало
по-летнему весело. Середину юбки украшали гроздья винограда с веточкой лозы. И
все увидели, какая Осень богатая и щедрая. Из яблок, груш и мандаринов мастер
сделал для нее прекрасную шляпу. Каждый мог взять себе что-то из фруктов и
съесть, потому что в шляпе они не убывали. Вместо шали накинула Осень себе на
плечи переплетающиеся серебристые нити паутинок, которые летают по воздуху в
период бабьего лета. Получилось очень воздушно, нежно, словно у
девушки-невесты. Попросила Осень у Солнца на сентябрь одолжить ей золотой
гребешок в волосы.


Уважаемое Солнце! — взмолилась она. — Я знаю, что ты больше любишь Лето. Но
оставь и мне, пожалуйста, только на один месяц немного тепла. Я много не прошу.
Мне бы только дать людям еще немного погреться, понежиться под твоими лучами.
Им так трудно расставаться с Летом! А тебе это ничего не стоит. Светило, брось
мне свой золотой гребешок. С ним я буду не только красивой, модной, но и
теплой.

Понравилась
Солнцу вежливая просьба Осени, сбросило вниз оно свой золотой гребешок, в
котором еще осталось немного тепла. Обрадовались люди, что возвратилось Лето,
стали Осень нахваливать, любоваться ее красотами. А Осени того и надо. Еще
больше стала стараться. Наложила в свои сумки овощей вкусных да полезных.


Берите, кто сколько хочет! Мне не жалко. Я еще добрее, чем Лето, — щедро
делилась своими богатствами Осень.

Но
сентябрь быстро прошел, наступил октябрь. Золотой гребень еще излучал тепло, но
его было уже намного меньше, чем в сентябре.

«Пожалуй,
надо сменить наряд, — подумала Осень, — тогда люди опять меня похвалят».

Разоделась
Осень в наряд из разноцветных кленовых листьев, повесила на шею алые бусы из
ягод рябины, надела сережки из ярких гроздьев калины, в руки взяла веер из
багряных листочков осины. Красавица да и только!

Люди
не могли налюбоваться красотой осенней природы. В какие только цвета не
окрасила она листья деревьев и кустарников! Когда в ясные дни солнечные лучи
пронизывали насквозь разноцветные листья, все вокруг становилось как в сказке.
Стоило ветерку слегка подуть, и листья, плавно кружась в воздухе, начинали свой
путь к земле, покрывая все вокруг прекрасным ковром. На этом ковре особенно
изысканно смотрелись темно-коричневые, круглые, гладкие, как после полировки,
плоды каштана.

Осень
радовалась, как ребенок:

— Я же
говорила, что я самая красивая и модная! — трещала она без умолку. — Любуйтесь
мной, любуйтесь! Хвалите меня, хвалите!

Совсем
загордилась Осень. А тут как назло солнечный гребень совсем перестал греть,
погода испортилась, зачастил холодный дождь. Тучи нависли над землей. Красивые
листья облетели, высохли. Их собрали в большие кучи и сожгли. Лужи, холод и
грязь — все, что осталось от превосходного наряда Осени. Наступил последний
месяц Осени — ноябрь. Природа начала готовиться к зиме.

— Ну и
что, не унималась Осень, — не всегда же ходить в ярком наряде, надо же иногда и
переодеваться во что-то темное. И это платье красиво по-своему. Посмотрите, как
смотрится крона деревьев без листвы! Какой ажур, какие переплетенья! А моя
накидка из сизых облаков. Разве она не навевает мечтательное настроение? В моих
башмачках-лужах можно увидеть отражение всего вокруг. Они словно зеркала. Разве
это не прелесть?! Во всех я, душенька, нарядах хороша!

Но
люди почему-то уже не хвалили, а больше ругали осеннюю погоду, и на улице
бывали все реже. Чаще брали с собой зонт от дождя. Прощались с дачными
участками и уезжали в город, в теплые квартиры.


Солнышко! — взмолилась расстроенная Осень. — Дай мне, пожалуйста, ну хоть
несколько теплых денечков! Очень тебя прошу. Меня так все хвалили, красавицей и
«очей очарованьем» называли. А теперь все изменилось. Все только и ругают меня.
Разве я это заслужила?! Я так старалась дать людям урожай плодов, погреть их
еще немного, порадовать своим разноцветьем. Почему же они такие неблагодарные?

— У
природы нет плохой погоды, — сверху прокричало Солнце, — я не могу греть целый
год. Мне тоже нужен отдых. Прости меня, красавица Осень, но я очень устало и
ничем не могу тебе помочь.

Расстроилась
окончательно Осень, заплакала холодным нудным дождем.

— Вот
вам! — плача, ворчала она. — Будете знать, как меня ругать да слякотной
обзывать!

Но
доброе Солнце сжалилось над плачущей красавицей и из последних сил послало на
Землю оставшийся золотой лучик. Сразу раздвинулись тучи, дождь перестал
моросить, природа последний раз ожила, заулыбалась перед зимним сном. И сразу
все люди вышли на улицу, чтобы насладиться последним теплом перед долгой
холодной зимой. Подставляя лучику Солнца свои лица, люди с умилением
благодарили Осень за запоздалое тепло:


Спасибо тебе, Осень! — шептали они. — Мы возьмем твое тепло с собой на долгие
снежные дни и ночи. Оно даст нам надежду на то, что стужа пройдет и опять
выглянет доброе Солнце.

На
этот раз Осень плакала от радости. Доброе слово и кошке приятно. Добавила Осень
к своему наряду утренние заморозки, ледяную корочку на лужах. Помогла всем
растениям и животным окончательно подготовиться к зиме, чтобы они не погибли, и
с легким сердцем удалилась до следующего сентября, передав свои права зимнему
месяцу — декабрю.

Сказка
«Яблоко» 
(автор  Владимир Сутеев)

Стояла поздняя осень. С деревьев давно облетели
листья, и только на верхушке дикой яблони ещё висело одно-единственное яблоко.

В эту осеннюю пору бежал по лесу Заяц и увидел яблоко.

Но как его достать? Яблоко высоко висит — не
допрыгнешь!

— Крра-крра!

Смотрит Заяц — на ёлке сидит Ворона и смеётся.

— Эй, Ворона! — крикнул Заяц. — Сорви-ка мне яблоко!

Ворона перелетела с ёлки на яблоню и сорвала яблоко.
Только в клюве его не удержала — упало оно вниз.

— Спасибо тебе, Ворона! — сказал Заяц и хотел было
яблоко поднять, а оно, как живое, вдруг зашипело… и побежало.

Что такое?

Испугался Заяц, потом понял: яблоко упало прямо на
Ежа, который, свернувшись клубочком, спал под яблоней. Ёж спросонок вскочил и
бросился бежать, а яблоко на колючки нацепилось.

— Стой, стой! — кричит Заяц. — Куда моё яблоко
потащил?

Остановился Ёжик и говорит:

— Это моё яблоко. Оно упало, а я его поймал.

Заяц подскочил к Ежу:

— Сейчас же отдай моё яблоко! Я его нашёл!

К ним Ворона подлетела.

— Напрасно спорите, — говорит, — это моё яблоко, я его
себе сорвала.

Никто друг с другом согласиться не может, каждый
кричит:

— Моё яблоко!

Крик, шум на весь лес. И уже драка начинается: Ворона
Ежа в нос клюнула, Ёж Зайца иголками уколол, а Заяц Ворону ногой лягнул…

Вот тут-то Медведь и появился. Да как рявкнет:

— Что такое? Что за шум?

Все к нему:

— Ты, Михаил Иванович, в лесу самый большой, самый
умный. Рассуди нас по справедливости. Кому это яблоко присудишь, так тому и
быть.

И рассказали Медведю всё, как было.

Медведь подумал, подумал, почесал за ухом и спросил:

— Кто яблоко нашёл?

— Я! — сказал Заяц.

— А кто яблоко сорвал?

— Как р-раз я! — каркнула Ворона.

— Хорошо. А кто его поймал?

— Я поймал! — пискнул Ёж.

— Вот что, — рассудил Медведь, — все вы правы, и
потому каждый из вас должен яблоко получить…

— Но тут только одно яблоко! — сказали Ёж, Заяц и
Ворона.

— Разделите это яблоко на равные части, и пусть каждый
возьмёт себе по кусочку.

И все хором воскликнули:

— Как же мы раньше не догадались!

Ёжик взял яблоко и разделил его на четыре части.

Один кусочек дал Зайцу:

— Это тебе, Заяц, — ты первый яблоко увидел.

Второй кусочек Вороне отдал:

— Это тебе, Ворона, — ты яблоко сорвала.

Третий кусочек Ёжик себе в рот положил:

— Это мне, потому что я поймал яблоко.

Четвертый кусочек Ёжик Медведю в лапу положил:

— А это тебе, Михаил Иванович…

— Мне-то за что? — удивился Медведь.

— А за то, что ты нас всех помирил и уму-разуму
научил!

И каждый съел свой кусочек яблока, и все были
довольны, потому что Медведь рассудил справедливо, никого не обидел.

Сказка «Осень, хоровод
и дружба»

Жила-была
Осень. Она очень горевала, что у неё нет друзей. Однажды она решила, что ей
надо найти себе друга. Солнышко уже грело слабо, но старалось всё время быть на
небосклоне, не прятаться за тучку. Оно заметило, что Осень грустная. «Ты почему
грустишь, Осень?» – спросило Солнышко. «Потому что у меня нет друзей», —
ответила Осень. Услышал их разговор Ветер. «Давай с тобой дружить, Осень», —
предложил Ветер. Но Осень считала, что Ветер сам по себе и с ним не может быть
дружбы. «Для дружбы нет преград», — произнес Ветер и сильно махнул крылом. С
деревьев посыпались золотые и багряные листья, они закружились в весёлом
хороводе, и вместе с ними приплясывала и Осень. С тех пор Осень и Ветер
подружились, и до сих пор вместе.

Сказка «Как Осень в
прятки играла»  
Ирис Ревю

Как-то
раз Осень играла с Ветром в прятки. В лесу спрятаться есть где, поэтому игра
шла увлекательно и весело. Но вот Серая Тучка на что-то рассердилась и послала
затяжной дождь. Везде стало сыро и скользко. Осень и Ветер потеряли к игре
интерес. Они подумали, что Серой Тучке стало завидно, что её не берут в игру,
вот она и надулась. А Осень сказала Ветру: «В следующий раз мы обязательно
пригласим играть и Тучку». А Серая Тучка взяла, да и превратилась в голубое
облачко, каких на небе много. Ищи её теперь!

«Путешествие зеленых листочков»

Жили-были на свете
зелёненькие листочки. Было тепло и красиво кругом. Светило и грело солнышко
своими яркими лучиками, ветерок ласкал листики, а роса поила их влагой. Но
вдруг на улице начало холодать – это наступила осенняя пора. Листья изменили
свою окраску. Они стали: золотые, жёлтые, красные, бардовые, коричневые —
разноцветные. Солнышко перестало греть, пошли частые и холодные дожди, и подул
сильный порывистый ветер. Красивые листики оторвались от веточек и полетели над
землёй как птицы. Они были такие лёгкие и воздушные, что их полёт казался
сказочным, волшебным. Листики летели и были послушны ветру. Они пролетали над
землёй и разглядывали окружающую природу вокруг себя. Было все вокруг так
красиво и интересно, что листики стали перешептываться между собой.
Разноцветные листья напоминали путешественников, странствующих по земле. Они
очень долго путешествовали и устали, вдруг ветер слегка затих и листья
опустились на мокрую землю. Так начиналось зимнее время года. Листьям стало
грустно, они потемнели, пожухли и уснули.

Рассказ  «Щедрая осень «
Зотова Юлия Викторовна.

Закончилось лето. Молодая осень обходит свои владения. На кудрявой
березе стал золотиться лист, как будто одевая ее в дорогой парчовый наряд.
Наступает сентябрь — «золотой » месяц. Воздух становится прохладнее,
дни — короче, трава вянет и солнце греет меньше. Осень вступает в свои права.
Об этом знают все в лесу. Птицы переговариваются между собой, холода из них не
каждый любит. Даже перекличку затеяли, чтобы организованно готовиться к
перелету в теплые края.

Подул ветерок. Верхушки самых высоких деревьев тихо зашелестели и,
будто переговариваясь, повели неслышный разговор. Ночью был небольшой дождь и
на листочках еще осталось много капелек воды. Однако дуновение ветра дало
приказ — сбросить капельки. И они крупной дробью полетели вниз, сначала на
нижние ветки, с них на кусты, а затем на траву и на землю.

Легкий туман обволакивал все вокруг. На кустах, где была паутина,
крупные бусины воды теперь украшали жилище паука. Туман пробирался дальше к
лесу, бесшумно, крадучись и постепенно испаряясь. Солнце выплывало из-за
горизонта и начинало освещать лес.

Что-то изменилось. Обитатели леса: все животные и птицы сразу это
почувствовали. Еще совсем недавно было лето, солнце светило так ярко, что все
скорее пытались спрятаться в тени деревьев. Кузнечики беззаботно стрекотали
день и ночь, а птицы, нараспев устраивали свои «концерты «.
«Осень пришла » — шептал лес. И как в доказательство, небольшой порыв
ветра сорвал с деревьев несколько листочков и понес их прочь. Описывая
немыслимые пируэты в воздухе, листья опускались на землю. Желтые, бурые,
красные и оранжевые — такой разноцветный ковер теперь украшал лесную поляну.

Обычно суетливая белка в этот раз осторожно высунулась из дупла,
подозрительно осмотрелась и принюхалась. Пахло как-то по-особенному. Потерев
глазки, она быстро устремилась вниз, перед деревом красивой семейкой росли
подберезовики. За несколько приемов шустрая зверюшка перетаскала грибы к себе в
дупло. Да, осень — время припасов. Мимо бежал сопя себе под нос ежик. На его
колючках красовались два румяных яблока и еще парочка свежесобранных грибов.
Отличная находка!

Беспокоились и птицы. Небольшая стайка дроздов мигом взлетела на
ветки рябины и с удовольствием занялась сбором ягод. Все прекрасно знали, что
солнышко — редкий гость на небе осенью и поэтому наслаждались его присутствием.
Но не стоит долго прохлаждаться. Нужно пополнять запасы, а кому-то и жирок
подкопить к будущим холодам. Оживленно в лесу. Богатый нынче урожай. Не время
лениться!

Все ощущают присутствие осени. А она величаво шагает по своим
владениям и улыбается. Со временем она станет чуть строже, так как начнет
подгонять всех припозднившихся лесных жителей. Это уже месяц октябрь. Ветра
принесут свинцовые тучи, будет часто идти холодный, пронизывающий дождь.
Деревья сбросят с себя красивые разноцветные наряды, чтобы примерить белые
одежды. Птицы махнут на прощание крылом и полетят на юг. Идет месяц ноябрь. Тут
и снег не за горами.

Тем не менее, каждый благодарит осень за ее красоту и щедрость.

Лесная
сказка о том, как согреться холодной осенью
Татьяна Ландина

Осенью
в лесу наступали холода. Однажды Ёжик проснулся позже обычного в своей уютной
норке. Он спрыгнул с тёплой и мягкой кроватки на пол и тут же забрался на неё
обратно. Оказывается, пол в его норке за ночь стал таким холодным, что лапки
Ёжика не смогли его вытерпеть.

Ёжик
по шуршал лапкой по полу в поисках каких-нибудь тапочек. Когда-то давно Зайчик подарил
ему тёплые тапочки, и Ёжик предусмотрительно убрал их под кровать.

Ничего
не нащупав, Ёжик слез с кровати и заглянул под неё.


Ау, – сказал он, как будто бы потерялся сам.

Но
ему никто не ответил. И Ёжику пришлось самому по холодному полу лезть под
кровать за тапочками. И, о чудо – они были там!

Тапочки давно никто не доставал, поэтому одна муха посчитала
обувь своим новым домом и уже несколько месяцев их обживала. Ёжик вынул из-под
кровати свои тапочки и вытряхнул из них сонную муху.

– Какие хорошие! – сказал себе Ёжик, всунув свои стройные
лапки в мохнатые тапочки.

Покружив в тапочках сначала в одну сторону, затем в другую,
довольный Ёжик произнёс:

– Какой тёплый подарок мне давным-давно сделал Зайчик! И
какой полезный! Раньше он грел мою муху, а теперь греет мои лапки. 

И Ёжик сделал в этих тапочках ещё один кружочек по полу, так
ему понравились его мягкая утеплённая обувь. 

И, не теряя ни минутки, Ёжик оделся потеплее, схватил свои
любимые книжки и вылез из норки. В лесу его тут же обдало холодным
пронизывающим ветром. Ёжик прижал к себе красивые книжки, натянул шапочку на
уши и маленькими шажочками сквозь ветер направился к другу Зайчику. 

А когда Ёжик пришёл, холодный и с книжками, и постучал в
дверь, то из заячьей норки выглянул печальный Зайчик.

– Здравствуй, Зайчик! – сказал Ёжик, прикрывая красным шарфом
нос и лапой поправляя свою шапку.

– Ой, здравствуй, Ёжик! – обрадовался Зайчик. И на его
невесёлой мордочке появилась симпатичная улыбка. – Как приятно тебя видеть!

И Зайчик добавил:

– А я думал, что в такую погоду никто и носу не высунет на
улицу.

– Как видишь, – ответил ему Ёжик, – я высунул. Но я бы с
радостью засунул бы его уже вкакую-нибудь норку. Например, в твою.

– Ой, да, конечно! Проходи, – спохватился Зайчик и позвал
Ёжика внутрь, к себе домой.

– Как я рад тебя видеть! – вновь улыбнулся Зайчик. – А то так
холодно одному.

– Я знаю, – ответил Ёжик.

А себе под нос Ёжик ещё пробормотал:

– И тёплые тапочки – это только полдела. Они ведь греют
только лапы.

Этот очень холодный осенний день два друга провели вместе.
Они вместе пили горячий сладкий чай, вместе играли и по очереди читали любимые
книжки Ёжика. И несмотря на то, что на улице было холодно, в заячье норке
друзьям было жарко и весело.

Ходите в гости и почаще встречайтесь там со своими друзьями,
несмотря на погоду! Тем более если она не располагает к прогулкам.

Хорошие гости – это отличное средство согреться самому и
отогреть свою душу.

Лесная
сказка
Наталья
Похиленко


Держись! – сказал Лисенок и поудобнее взялся за ручки тележки.


Я держусь… — ответил Зайчонок и зажмурился.

Тележка
покатилась вниз с пригорка. Ветер бил в мордочку, ушки развевались, как флажки.
«Где-то я об этом читал», — подумал Зайчонок и открыл левый глаз. Навстречу
бежали деревья – березки и осинки в бальных золотистых и багряных платьицах,
строгие елки в зеленых фраках. Красотень такая, что и правый глаз пошире
раскрылся, чтобы ничего не пропустить. В воздухе вальсировали листочки и,
опадая, путались в привядшей траве…

А
тележка скатилась на полянку и поехала дальше, осторожно подталкиваемая
заботливым Лисенком.

Пролетал
над друзьями воробей – крылом помахал, чуть в траву не свалился. Пробегал мимо
Хомячок – кивнул, лишних слов не тратя. Осень – самое хлопотливое время у
Хомяков: не успеешь оглянуться – уж пора и в спячку впадать, до весны…

А
путешественники уже полянку проехали, по оленьей тропке в лес углубились.
Солнечные лучи сквозь листву пробиваются, на землю пятнами ложатся.


Я понял, — говорит Лисенок, — почему эту тропинку так Олени любят!


Почему? – спрашивает недогадливый Зайчонок.


А ты посмотри, как солнышко землю пятнает! Совсем как спинку Олененка!

Засмотрелся
зайчик на солнечные пятнашки да из тележки и вывалился. Не ушибся – на мягкий
ковер из сухих листьев приземлился и уткнулся носом в большой гриб-боровик. Тут
с дерева кто-то ка-ак прыгнет!


Ц-ц-ц! Лапы прочь! – кричит сердито. – Это мой гриб! Зачем грибы зайцам?!

А
тут и Лисенок подоспел:


Не бойся, Белочка, мы твои грибы не трогаем. Мы Осень увидеть хотим!


А чего на нее смотреть! – махнула хвостом белочка. – Хоть направо идите, хоть
налево – одна осень кругом! – и потащила сорванный гриб, бормоча себе под нос
что-то ужасно деловитое.

Лисенок
помог зайчонку снова забраться в тележку.


Ну, куда теперь? – спросил, отряхивая с шубки дружка сухие листья.


Вперед, а там разберемся! – лихо ответил Зайчонок, вставая в полный рост и
указывая направление движения.

Тележка
тронулась с места. Зайчонок плюхнулся на… в общем, на хвостик. Он потер
ушибленное место, но даже не пискнул. Потому что вокруг было так осенне – в
самом лучшем смысле этого слова.

Оленья
тропка, петляя, вела через лес, к озеру. Там деревья расступились, давая
простор воздуху и воображению. А за озеро собиралось садиться солнце. Огромный
огненный шар склонился над водой, словно любуясь своим отражением. От него к
нашим маленьким путешественникам пробежала огненная дорожка.

Из
легкого облака, висевшего над лесом, что-то сорвалось и полетело. Легкая белая
звездочка упала на нос Зайчонку. Малыш лизнул нос – и звездочка растаяла
капелькой росы. Зайчонок обернулся к другу:


Я понял! Наше озеро – непростое! За ним Осень с Зимой встречается!

…Лисенок
и Зайчонок стояли на берегу озера. Солнце уже почти коснулось воды. Озеро
постепенно заполнялось жидким золотом. А в воздухе начинали свой танец первые
снежинки.

О том, как маленькая лисичка
про осень узнала
(Лариса
Соколова)

Весело
жилось маленькой лисичке в лесу. Много всякого она узнала. А уж сколько историй
с ней приключилось и не сосчитать. Но вот однажды проснулась она, вылезла из
своей норки, потянулась… Смотрит вокруг и ничего не понимает. Вроде бы все
как всегда, а все же что–то не так. Потянула лисичка носом, принюхалась. Как–то
по–новому лес пахнет, а что нового, не понятно. Решила она прогуляться. Видит,
белочка с дерева спрыгнула, выхватила что–то из травы и опять на дерево.
Смотрит лисичка, а в лапках у белочки маленький гриб. Насадила она его на
веточку и опять вниз. Смотрела–смотрела маленькая лисичка, как ловко белочка
грибы собирает, да и спрашивает:– Здорово ты, белочка, грибы собираешь. А зачем
тебе так много? Ты же маленькая. Съешь так много, будешь толстой, как медведь.

Услыхала лисичкины
слова белочка и давай смеяться:

– Ха–ха–ха! Разве
не знаешь ты, зачем белкам запасы?

– Конечно, знаю, –
схитрила маленькая лисичка. Уж больно не хотелось, чтобы над ней белочка
смеялась.

– А ну, скажи,
если знаешь.

– Гостей,
наверное, пригласила. Вот и готовишь всякие вкусности.

– Ха–ха–ха! – еще
больше развеселилась белочка. – Опять не угадала.

Обидно стало
маленькой лисичке, что над ней белочка насмехается.

– Не стану я
больше гадать, пойду лучше у медведя спрошу.

Сказала так
лисичка и пошла по лесной тропинке медведя искать. Шла она шла и вдруг слышит,
что шуршит кто–то в траве.

– Мышка! –
подумала маленькая лисичка. – Самое время позавтракать.

Притаилась да как
прыгнет! А это и не мышка вовсе, а колючий старый ёж. Уколола рыжая лапку, села
на траву, плачет. Вылез из травы ёж, посмотрел на лисичку, покачал головой:

– Что, не
понравилась тебе моя прическа?

– Какая там
прическа? – удивилась маленькая лисичка и даже плакать перестала. – У тебя и
волос-то нет.

– Как нет? Волос у
меня хоть отбавляй. Вон они какие! – выставил ёж колючки.

– Ну и насмешил!
Вот у меня волосы – красота да и только. Один хвост чего стоит! А это не
волосы, а просто колючки. Зачем они только нужны такие?

– Ну, это как
посмотреть, – улыбнулся ёж и сел на пенек. – Мои колючки очень мне помогают.

– Это как? –
заинтересовалась маленькая лисичка.

– Очень просто. От
хищников спасают: свернусь я в клубочек, выставлю иголки. Попробуй съешь меня!
Исколешься весь, вот и все дела.

Лисичка только
больную лапку поджала.

– А еще?

– Еще? Смотри!

С этими словами
ёжик подошел к грибу, что рос неподалеку, выставил иголки и надел на них гриб.
Дальше пошел, а гриб на колючках понес.

– Как? И ты грибы
собираешь? – удивилась маленькая лисичка. – Что же такое творится? Что, сегодня
в лесу грибной день? Белка собирает, на ветку нанизывает. Ты – на иголках грибы
носишь. Ничего не понимаю.

Засмеялся старый
ёж.

– Эх, ты,
глупышка! Никакой сегодня не грибной день, просто осень наступила.

– На кого
наступила? Зачем наступила? – не поняла Лисичка. – И вообще, кто такая эта
осень, чтобы на кого–то наступать? Она что, большая?

– Очень большая.

– Как медведь?

– Больше.

– Неужели как
лось?

– удивилась рыжая.

– Больше. Во много
раз больше, – махнул лапкой ёжик.

– Боюсь–боюсь! –
заверещала маленькая лисичка. – Больше лося я и не видела никого. Надо
прятаться!

Вскочила она на
ноги и бежать собралась. Насилу старый ёж удержал:

– Глупышка, не
надо от нее прятаться. Осень – это время года такое. Она к зиме зверям
готовиться помогает.

– А зима – это
тоже время года? Она что, подружка осени?

– спросила
лисичка.

– Конечно. Их,
подруг, всего четверо: осень, зима, весна и лето.

– А я только лето
и знаю, – вздохнула рыжая.

– Ничего, скоро со
всеми познакомишься.

– А как звери к
зиме готовятся?

– Медведь впрок
наедается, потому что всю зиму спать будет. Мы, ежи, тоже жир копим, чтобы зиму
перезимовать.

– А белки? – не
унимается маленькая лисичка. – Белки тоже спят?

– Нет, белки не
спят. Но зимой им труднее еду добыть. Вот они впрок и запасают.

– А как же я? Я-то
грибов не запасла? Побегу собирать, а то мне и не хватит, если все их собирать
возьмутся.

– Эхе–хе, – только
и вздохнул ёжик. – Тебе, лисичка, они ни к чему. Ты зимой не спишь, охотишься.

– А какая она, эта
осень? Страшная?

– Что ты! Она
просто красавица, рыжая, совсем как ты. Осень все вокруг красивым делает, скоро
увидишь сама. А теперь пора мне, заболтался я с тобой.

Сказал так ёж и в
траве скрылся. А маленькая лисичка решила белочке помочь. Насобирала она грибов
и к ее дереву принесла. Выглянула белочка из дупла. Что такое? Под деревом
целая горка грибов: и подосиновики, и подберезовики, и белые грибы.

– Кто же это так
помог мне? – удивилась белка.

– Это я, маленькая
лисичка, – выглянула из–за дерева рыжая. – Решила помочь тебе к зиме
готовиться.

– Спасибо тебе,
лисичка! Теперь не страшно будет и зиму встречать!

Обрадовалась
маленькая лисичка и побежала по своим делам. А через несколько дней, когда
листики на осине и березе желтыми стали, поняла рыжая, что осень в гости
пожаловала.

 

«Царица
Осень и ее любимые туфельки»

Давно это было. В прекрасной стране,
в сказочном дворце жила-была царица Осень. До чего красива,
до чего умна была молодая царица! Не любила царица на троне
золотом сидеть, а любила она путешествовать. Хлопнет в ладоши,
и появится перед ней Осенний ветер. Подхватит он красавицу царицу,
и полетит она над землей. Смотрит сверху на поля с золотистыми
колосьями, на леса в прекрасном желто-красном убранстве. Любуется она
садами. Деревья гнутся под спелыми плодами — яблоками, сливами. Всего
много! И радостно на душе у царицы.

А еще царица Осень была модницей большой
и любила танцевать. Нарядов у нее было видано-невиданно. Наденет она
сарафан, золотыми листьями расшитый, да бусы алые рябиновые. Хороша
царица! Нарядов-то у нее было много, а туфельки любила она только
одни. Подарил ей их с любовью и почтением Осенний ветер.
Украшены они были каменьями самоцветными. Нарядится царица Осень, топнет ножкой
и начнет свой танец. Быстро кружится, только листья золотые мелькают.

Вот как-то во время танца
и потеряла царица туфельку. Приказала она слугам искать ее. Ищут слуги
туфельку день, ищут два, ищут три — найти не могут. Опечалилась
царица. Слезы льет. Ничего ее не радует. Тучи затянули небо. Дождь
идет день и ночь. Холодно стало, сыро. Деревья, мокрые скучные стоят.
Опечалились люди. Опечалились животные и птицы.

Жил в деревне, в домике
у самого леса, мальчик. Звали его Алешей. Мама и папа любили его,
души в нем не чаяли. Старательным он был и очень добрым.
Родителям помогал, в поле — отцу, в огороде — матери.
А еще он в лес любил ходить — грибы, ягоды собирать.

Любил Алеша осень. Но осень теплую,
солнечную. Но в тот год скучная была осень. Дождь идет, ребятишки
дома сидят. Тут старенькая Алешина бабушка и начала детям сказки
сказывать. Чтоб не так им скучно было. И вот она про туфельку,
что царица Осень потеряла, и рассказала сказку. Задумался мальчик
и захотел вернуть золотую, добрую, теплую осень. Решил он найти
туфельку.

Пошел Алеша в лес.
И у деревьев, у птиц, у зверей спрашивает:
не видали ли они туфельку царицы Осени. И все отвечают: «Нет,
не видали». Опечалился мальчик. Задумался он да и наступил
в лужу. Смотрит, а по луже кораблик плывет. Наклонился —
а кораблик-то необычный. На башмачок, украшенный камушками, похож.

Обрадовался Алеша. Догадался он, что
это туфелька царицы Осени. Вернулся во двор, а там под крышей сидит
воробей, от дождя прячется. Положил он перед ним туфельку. Воробей
очень обрадовался. Зачирикал — видно, сообщал, что туфелька нашлась. Тут
налетел осенний Ветер и унес туфельку к царице Осени.

Как же обрадовалась царица находке!
Веселой стала, смеется. И вернулась опять теплая, добрая, золотая осень.
Нарядилась царица Осень, надела на ножки красивые туфельки,
да и пошла кружиться — танцевать. А Алеша той осенью много
ягод и грибов набрал. Видно, царица его за туфельку отблагодарила.

Осенняя сказка

Висел на дереве осенний листочек, висел,
висел и упал. Но совсем не расстроился. Ведь так приятно было парить в
пропитанном осеннем солнышком воздухе! А когда Листочек приземлился на землю,
он надел вою шляпку и решил отправиться на осеннюю прогулку по лесу.

А в лесу-то, какая красота была! Все
листья на деревьях одеты в свои яркие осенние наряды, как будто на праздник
собрались, и нет ни одного похожего! Идёт Листочек, всем улыбается, со всеми
здоровается.

По дороге нашему Листочку встретился .

— Куда это ты ёжик так спешишь, так
торопишься? – спросил Листочек.

— Я норку свою к зиме готовлю, мне скоро
на зиму спать укладываться, — ответил ёжик и побежал дальше, обустраивать свою
норку сухим мохом.

Потом Листочек увидел на сосне маленькую
суетливую белочку с огромной шишкой в лапках.

— Белочка, а ты чем так занята? –
спросил её Листочек.

— Я припасы на зиму готовлю, — объяснила
белочка, выглядывая из-за шишки. – Зима придёт, холода нагрянут, а у меня
кладовые будут полны орешков, ягод и грибочков.

— Как хорошо, что мне никуда торопиться
не надо, нет никаких дел, никакой подготовки к зиме! Можно просто гулять и
любоваться! Ведь осень такое время года — специально созданное для любования.

Так любуясь, дошёл наш Листочек до
опушки леса, где увидел большую

пёструю птицу, сидевшую на ветке осины.
Птица вертела головой в разные стороны.

— Птица, а ты чем занята? — спросил
Листочек.

— Я с лесом нашим прощаюсь, — ответила
птица, — Собираюсь лететь в дальние края. Вот сейчас сделаю круг над лесом и
полечу к стае.

— Ой, птица, а можно тебе попросить? –
обрадовался Листочек. – Можно я с тобой сделаю круг над лесом? Мне так хочется
посмотреть, какой он наш лес сверху.

Кивнула птица, взяла Листочек в клюв и
не торопясь полетела над лесом. Оттуда сверху лес, одетый в багряно-золотой
наряд, оказался не менее красив – так любовался бы на него и любовался. Затем
птица открыла клюв, и осенний ветер подхватил Листочек, и понёс его, качая на
волнах воздуха, как

Сказки про осень — особая страничка не
только детства, но и юности, и даже зрелости… Ведь в осени столько мудрости,
столько щедрости и трепета, что невольно становишься мудрее, терпимее,
принимаешь ход вещей таким, каким он должен быть…

А еще в осени столько прекрасных
метаморфоз, которые так и хочется окутать в сказку. В унисон моей сегодня
публикую свою новую детскую сказку про осень. Надеюсь она подарит вашему
семейному вечеру теплое настроение…

Грибные прятки

« После тёплого лета начались осенние
дожди. Земля в лесу промокла. Ночью все вокруг наполнялось шорохом, лёгким
потрескиванием – это росли грибы.

Они торопились выбраться из – под земли,
раздвигая мох, траву, сухие листья и веточки. Утром появившиеся на свет грибки
с любопытством оглядывались вокруг и хвалились своими новенькими шляпками.
Старая ель проворчала:

— Грибам надо уметь прятаться, не то живо
окажетесь в корзинке!

Услышав это, боровичок накрылся еловой
лапой.

Братья подберёзовики заслонились травой,
и подумали: « Наши шапочки такие же коричневые, как прошлогодние листья: нас не
заметят!»

Ярко – красный подосиновик старательно
закопался во мху.

Хитрые лисички затерялись среди упавших
с берёзы золотых листьев. «Притворимся разноцветными блюдцами, из которых пьют
лесные обитатели»,- решили сыроежки и приподняли края шляпок, чтобы в
углублении скапливались дождинки.

Не прятались лишь опята, которые
облепили со всех сторон большой пень: их было много, поэтому весело и совсем не
страшно.

Ничего не боялись и красавцы мухоморы.
Их алые береты с белыми горошинами было видно издалека.

Первыми в корзинку попали опята, следом
за ними лисички и подосиновик. Девочка, которая его нашла, так любовалась и
нахваливала гриб, что подберёзовики и сыроежки не утерпели и выглянули, чтобы
показать: они тоже красивые! И, конечно, их тут же срезали острым ножом и тоже
положили в корзину.

Боровик под еловой лапой стоял дольше
всех, пока ранним утром на полянку не прискакал бельчонок. Он заглянул под ель
и радостно зацокал: « Какой большой и вкусный гриб засушит он на зиму!»

Осень

Осень

«ОСЕНЬ» (средняя группа) Программное содержание Закрепить знания детей о времени года осень. Развивать умение обобщать полученные знания и делать выводы. Расширять словарный запас детей на тему осень. Воспитывать интерес к окружающему миру, любовь к природе.

«ОСЕНЬ»

(средняя группа)

Программное содержание

  • Закрепить знания детей о времени года осень.
  • Развивать умение обобщать полученные знания и делать выводы.
  • Расширять словарный запас детей на тему осень.
  • Воспитывать интерес к окружающему миру, любовь к природе.

Ребята! Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие!    В осеннее путешествие!

Ребята!

Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие!

В осеннее путешествие!

 Ребята, расскажите, а что вы знаете про осень?  Какая погода осенью? Какое солнышко? Какое небо, деревья?

Ребята, расскажите, а что вы знаете про осень?

Какая погода осенью? Какое солнышко? Какое небо, деревья?

А что же осенью происходит с животными? Правильно, они впадают в спячку! Осенью у животных вырастает теплый подшерсток, заяц становится белым, белочка же серенькой!  Здесь животные хотят спрятаться в своих домиках от холодов, помоги им, найди где чей домик!

А что же осенью происходит с животными? Правильно, они впадают в спячку! Осенью у животных вырастает теплый подшерсток, заяц становится белым, белочка же серенькой! Здесь животные хотят спрятаться в своих домиках от холодов, помоги им, найди где чей домик!

Животные спрятались в домик, а вот ребята наоборот, вышли гулять!  Кукла Таня собирается на прогулку, помоги ей одеться! Что нужно надевать осенью?

Животные спрятались в домик, а вот ребята наоборот, вышли гулять! Кукла Таня собирается на прогулку, помоги ей одеться! Что нужно надевать осенью?

Здорово! Кукла Таня теперь точно не замерзнет!  На этих картинках изображены времена года: осень, зима, весна и лето! Найди среди них осень!

Здорово! Кукла Таня теперь точно не замерзнет! На этих картинках изображены времена года: осень, зима, весна и лето! Найди среди них осень!

Молодцы! А теперь послушайте сказку про осень!   Сказка «Осень, хоровод и дружба»   Жила-была Осень. Она очень горевала, что у неё нет друзей. Однажды она решила, что ей надо найти себе друга. Солнышко уже грело слабо, но старалось всё время быть на небосклоне, не прятаться за тучку. Оно заметило, что Осень грустная. «Ты почему грустишь, Осень?» – спросило Солнышко. «Потому что у меня нет друзей», — ответила Осень. Услышал их разговор Ветер. «Давай с тобой дружить, Осень», — предложил Ветер. Но Осень считала, что Ветер сам по себе и с ним не может быть дружбы. «Для дружбы нет преград», — произнес Ветер и сильно махнул крылом. С деревьев посыпались золотые и багряные листья, они закружились в весёлом хороводе, и вместе с ними приплясывала и Осень. С тех пор Осень и Ветер подружились, и до сих пор вместе.

Молодцы! А теперь послушайте сказку про осень! Сказка «Осень, хоровод и дружба» Жила-была Осень. Она очень горевала, что у неё нет друзей. Однажды она решила, что ей надо найти себе друга. Солнышко уже грело слабо, но старалось всё время быть на небосклоне, не прятаться за тучку. Оно заметило, что Осень грустная. «Ты почему грустишь, Осень?» – спросило Солнышко. «Потому что у меня нет друзей», — ответила Осень. Услышал их разговор Ветер. «Давай с тобой дружить, Осень», — предложил Ветер. Но Осень считала, что Ветер сам по себе и с ним не может быть дружбы. «Для дружбы нет преград», — произнес Ветер и сильно махнул крылом. С деревьев посыпались золотые и багряные листья, они закружились в весёлом хороводе, и вместе с ними приплясывала и Осень. С тех пор Осень и Ветер подружились, и до сих пор вместе.

Наше осеннее путешествие закончилось! Вам понравилось путешествие? Что вам понравилось больше всего?  А теперь наши лесные зверята хотят подарить вам красивые листочки!

Наше осеннее путешествие закончилось! Вам понравилось путешествие? Что вам понравилось больше всего? А теперь наши лесные зверята хотят подарить вам красивые листочки!

Автор: Солод Елена Александровна
Должность: ВОСПИТАТЕЛЬ

Учебное заведение: МБДОУ детский сад комбинированного вида № 3
Населённый пункт: Краснодарский край, ст.Кущёвская
Наименование материала: Средне-срочный проект с детьми 4-5 лет
Тема: «Осень — чудная пора»

Раздел: дошкольное образование

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №3

Среднесрочный проект в средней группе

«Осень

чудная

пора»

Тип проекта: познавательно-исследовательский.

Предмет исследования: растения осенью.

Участники: дети, воспитатели средней группы, родители.

Актуальность: В ходе бесед выяснилось, что дети в недостаточной степени

имеют представления о сезонных изменениях в природе осенью, поэтому был

разработан и реализован проект «Осень-чудная пода».

Сухомлинский В.А. писал: «Мир, окружающий ребёнка,- это, прежде всего,

мир природы с безграничным богатством явлений, неисчерпаемой красотой.

Здесь, в природе, вечный источник детского разума. Очень важно с ранних лет

развивать в детях умение созерцать, наслаждаться ею, вглядываться в неё и

вслушиваться».

При работе над проектом была подобрана интересная и полезная информация в

доступной форме. Методика работы с детьми в рамках проекта разработана на

основе интегрированного подхода: дети выдут наблюдения, экспериментируют,

собирают гербарий, рисуют, знакомятся с литературными произведениями,

отгадывают загадки и т.д. Всё перечисленное поможет расширить знания детей о

природных изменениях. Воспитывать у детей интерес и любовь к природе.

Цель проекта: расширять представления детей о сезонных изменениях в природе

осенью через игровую, поисковую и исследовательскую деятельность.

Задачи:

Учить детей замечать и называть изменения в природе; похолодало, осадки,

ветер, листопад, созревают плоды, птицы улетают на юг.

Устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой

природы (похолодало-исчезли бабочки, жуки; отцвели цветы и т.д.).

Привлекать детей к сбору гербария;

Провести экскурсию в парк;

Учить детей использовать для игр природный материал;

Воспитывать бережное отношение и любовь к природе;

Развивать диалогическую и монологическую форму речи;

Развивать коммуникативные умения;

Изготовить поделки с родителями из природного материала;

Взаимодействовать с родителями группы.

Ожидаемые результаты:

Научить детей называть изменения в природе;

Отгадывать загадки по теме проекта;

Развивать познавательный интерес;

Называть собранный урожай людьми;

Принимать участие в изготовлении поделок с родителями из природного

материала.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный;

Основной;

Заключительный.

Принципы реализации проекта

принцип наглядности;

принцип доступности;

принцип систематичности и последовательности;

принцип прочности;

принцип целенаправленности;

принцип новизны;

принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей

ребенка.

Формы реализации проекта: наблюдение, подвижные игры, дидактические

игры, беседа, чтение художественной литературы, продуктивная деятельность,

рассматривание иллюстраций, труд, развлечение.

Подготовительный этап:

Подбор и изучение методической, научной и художественной литературы

по теме проекта.

Подбор дидактических, подвижных игр.

Подбор стихотворений, загадок, сказок с учётом возраста детей и темы

проекта.

Создание и просмотр презентации «Природа Кубани осенью».

Разработка конспекта экскурсии в парк им. Ленина.

Беседа с родителями о теме цели проекта «Осень-чудная пора».

Привлечение родителей к сотрудничеству.

Основной этап:

Работа по перспективному планированию.

Взаимодействие с родителями, направленное на реализацию проекта.

Постановка проблемы.

Поиск пути решения проблемы.

Практическая деятельность.

Отображение знаний детей в творческих работах (поделках, рисунках,

стихах, и т.д.).

Экскурсия в парк имени «Ленина»

Цель: дать детям представления об осенних изменениях в природе, продолжать

учить детей различать и называть деревья на территории парка.

Задачи:

Способствовать развитию интереса к живой природе.

Воспитывать любовь и бережное отношение к ней.

Развивать связную речь, логическое мышление, память.

Развивать коммуникативные умения.

Продолжать обучать детей водить хоровод в соответствии с текстом.

Отражать свои впечатления от экскурсии в рисунках.

Беседы:

«Признаки осени:

Цель: учить детей делать простые умозаключения.

«Урожай»

Цель: обогащать знания детей о сборе урожая.

«Перелётные птицы»

Цель: учить детей различать и называть перелётных птиц.

«Витамины осени»

Цель: учить детей называть полезные фрукты и овощи.

«Одежда осенью»

Цель: учить детей называть предметы одежды.

«Почему деревья сбрасывают листья?»

Цель: учить детей устанавливать причинно – следственные выводы.

Дидактические игры:

«С какого дерева листок?»

Цель: развивать наблюдательность.

«Покажи дерево которое опишу»

Цель: учить детей по описанию находить необходимый предмет (дерево).

«Кто живет в берлоге?..»

Цель: расширять представление детей о диких и домашних животных.

«Какой цвет?»

Цель: обучать детей правильно называть и показывать цвета карточек с

изображением предметов.

Цикл наблюдений:

за изменениями осенней природы во время прогулок (за солнцем, небом,

силой ветра, осенним дождём).

за красотой и богатством осенних красок.

за цветником.

за перелетными птицами.

за насекомыми.

за деревьями, растущими на территории детского сада.

Ситуативная беседы:

«Какие ты знаешь сказки, где один из героев – овощ или фрукт?»

«Почему медведь зимой спит, а заяц – нет?»

«Почему я люблю (не люблю) осень?»

Чтение детской художественной литературы:

Цель: Приобщение детей к пониманию образного содержания осенней сказки,

развитие эмоциональной отзывчивости на сказочное произведение.

Задачи:

— расширять представления детей об осени, осенних явлениях, познакомить детей

с наиболее типичными особенностями золотой осени;

— развивать умения замечать красоту осенней природы;

— воспитывать любовь к данному времени года.

«Ёжик и осень»

Ёжик проснулся осенним утром в своей

уютной норке от предчувствия чего-то

непонятного. Понюхав воздух он понял, что в

норке похолодало. Но почему? Выглянув из

норки, ёжик увидел пожелтевшие за ночь

листья на деревьях и траву, низкое солнышко.

Выйдя на улицу, он с удивлением посмотрел

вокруг. Вместо веселой зелени и цветов всё

вокруг было желто-оранжево-красное.

-Ух! Ух! Что, нравится?- услышал ёжик сверху. Подняв голову, он увидел

мудрого филина, сидевшего на зеленой еловой ветке.

-Дядюшка филин, что случилось с природой? Почему всё такое разноцветное и

блестит?

-Потому что, мой маленький ёжик, наступила осень! Блестит-это иней на траве.

Березы желтеют, клены становятся оранжевыми, а дрожащие от холода осинки

краснеют, и все деревья начинают сбрасывать листву. Только ели, сосны, кедры,

пихты остаются зелеными, — ответил мудрый филин.

-А почему такое происходит в природе? — спросил ёжик.

-Потому что солнце тоже устало за год всходить высоко и греть землю и наш лес.

Видишь, как оно низко? А зимой будет ещё ниже и совсем перестанет греть!

Ёжик испугался:

-Значит зимой будет ещё холодней? А как же я? Я же замерзну?

-Нет, ёжик, ты не замёрзнешь. Ты обернешься в листочки, которые хорошо сядут

на твои иголки, и ляжешь спать в своей норке на всю зиму! Проснешься ты, когда

солнце будет всходить высоко и согреет всё вокруг! Успокоившийся ёжик пошел,

погулял по желто-оранжевому-красному лесу, сытно поужинал вкусными

грибами и корешками, покувыркался по траве, и весело пофыркивая пошел спать

до весны в норку.

И снились ему яркие, желтые, оранжевые, красные листочки на деревьях,

которые медленно падали и укрывали землю волшебным, разноцветным ковром.

А сверху смотрели добрые глаза мудрого филина, который знал, что жизнь

продолжается и улыбался, глядя на торжество природы!

Волшебной кистью взмахнула осень.

Позолотила она все деревья.

За ночь всё изменилось в природе,

Это всё осени прекрасные мгновения!

Сказка «Осень, хоровод и дружба» Автор: Ирис Ревю.

Жила-была Осень. Она очень горевала, что у неё нет друзей. Однажды она

решила, что ей надо найти себе друга. Солнышко уже грело слабо, но старалось

всё время быть на небосклоне, не прятаться за тучку. Оно заметило, что Осень

грустная. «Ты почему грустишь, Осень?» – спросило Солнышко. «Потому что у

меня нет друзей», — ответила Осень. Услышал их разговор Ветер. «Давай с тобой

дружить, Осень», — предложил Ветер. Но Осень считала, что Ветер сам по себе и

с ним не может быть дружбы. «Для дружбы нет преград», — произнес Ветер и

сильно махнул крылом. С деревьев посыпались золотые и багряные листья, они

закружились в весёлом хороводе, и вместе с ними приплясывала и Осень. С тех

пор Осень и Ветер подружились, и до сих пор вместе.

Сказка

«Как

Осень

в

прятки

играла» Автор: Ирис Ревю.

Как-то раз Осень играла с

Ветром в прятки. В лесу спрятаться

есть

где,

поэтому

игра

шла

увлекательно и весело. Но вот Серая

Тучка

на что-то рассердилась

и

послала

затяжной

дождь.

Везде

стало сыро и скользко. Осень и

Ветер потеряли к игре интерес. Они

подумали, что Серой Тучке стало

завидно, что её не берут в игру, вот

она и надулась. А Осень сказала Ветру: «В следующий раз мы обязательно

пригласим играть и Тучку». А Серая Тучка взяла, да и превратилась в голубое

облачко, каких на небе много. Ищи её теперь

Разучивание с детьми стихов для праздника осени.

Цель: обогащать словарный запас детей, развивать связную реч

Осень

Осень,

Осень…

Солнце

В тучах отсырело —

Даже в полдень светит

Тускло и несмело.

Из холодной рощи

В поле,

На тропинку,

Выдуло зайчонка —

Первую

Снежинку.

Т. Белозеров

Золотой дождь

Листья солнцем наливались.

Листья солнцем пропитались.

Налились, отяжелели,

Потекли и полетели,

Зашуршали по кустам,

Поскакали по сучкам.

Ветер золото кружит,

Золотым дождем шумит!

М. Лессовая

Льет дождь, холодный, точно лед.

Кружатся листья по полянам.

И гуси длинным караваном

Над лесом держат перелет.

И. Бунин

«Дождь по улице идет…»

Дождь по улице идет,

Мокрая дорога,

Много капель на стекле,

А тепла немного.

Как осенние грибы,

Зонтики мы носим,

Потому что на дворе

Наступила осень.

В. Семернин

Наступила осень…

Наступила осень,

Пожелтел наш сад.

Листья на березе

Золотом горят.

Не слыхать веселых

Песен соловья.

Улетели птицы

В дальние края.

А. Ерикеев

Осень

В небесах высоких тает

Одинокий тонкий луч,

Улетают птичьи стаи,

Прилетают стаи туч.

И. Никитин

Листопад

Опавшей листвы разговор

Еле слышен:

— Мы с кленов…

— Мы с яблонь…

— Мы с вишен…

— С осинки…

— С черемухи…

— С дуба…

— С березы…

Везде листопад:

На пороге морозы!

Ю. Капотов

Журавли

Над бурой нивой конопли

Летят лениво журавли,

Летят, перекликаются,

На все глядят, прощаются —

С елками зелеными,

С березками и кленами.

С долинами, озерами,

С родимыми просторами.

Г. Ладонщиков

Поздняя осень

У берега несмело

Ложится хрупкий лед.

Печально туча серая

По дну пруда плывет.

Суровой дышит осенью

Прозрачная вода.

Деревья листья сбросили,

Встречая холода.

Г. Ладонщиковский

Ноябрь

Все быстрее облетают клены,

Все темнее низкий свод небес,

Все виднее, как пустеют кроны,

Все слышнее, как немеет лес…

И все чаще прячется во мгле

Солнце, охладевшее к земле.

И. Мазнин

Стрижи

— Улетели сегодня стрижи…

— А куда улетели, скажи?

— А туда улетели они,

Где на солнышке греются дни,

Где совсем не бывает зимы.

Но милее им все-таки мы!

И они прилетят по весне

И опять засвистят в вышине.

Е. Трутнев

В октябре, в октябре

Частый дождик на дворе.

На лугах мертва трава,

Замолчал кузнечик.

Заготовлены дрова

На зиму для печек.

С. Маршак

Ходит осень в нашем парке,

Дарит осень всем подарки:

Бусы красные-рябинке,

Фартук розовый — осинке

Зонтик жёлтый — тополям

Фрукты осень дарит нам

Воробей

Заглянула осень в сад —

Птицы улетели.

За окном с утра шуршат

Жёлтые метели.

Под ногами первый лёд

Крошится, ломается.

Воробей в саду вздохнёт,

А запеть —

Стесняется.

Осина

В саду осеннем,

У дорожки,

Осина хлопает

В ладошки.

Вот почему

На той неделе

Ее ладошки

Покраснели.

Опавшей листвы разговор

Еле слышен:

— Мы с кленов…

— Мы с яблонь…

— Мы с вишен…

— С осинки…

— С черемухи…

— С дуба…

— С березы…

Везде листопад:

На пороге морозы!

Ю. Капот

Загадки об осени.

Цель:

Листья в воздухе кружатся,

Тихо на траву ложатся.

Сбрасывает листья сад —

Это просто…

(листопад)

Осень в гости к нам пришла

И с собою принесла…

Что? Скажите наугад!

Ну, конечно …

(Листопад)

Кто всю ночь по крыше бьёт

Да постукивает,

И бормочет, и поёт, убаюкивает?

(дождь)

В сером небе низко

Тучи ходят близко,

Закрывают горизонт.

Будет дождь.

Мы взяли… (зонт)

Стало хмуро за окном,

Дождик просится к нам в дом.

В доме сухо, а снаружи

Появились всюду… (лужи)

Тучи нагоняет,

Воет, задувает.

По свету рыщет,

Поет да свищет.

(Ветер)

Стало ночью холодать,

Стали лужи замерзать.

А на травке — бархат синий.

Это что такое? (Иней)

Не снег, не лед,

А серебром деревья уберет. (Иней)

Дидактические игры.

«Найди такой же листок».

Цель: учить находить по образцу листья, закреплять названия деревьев.

«С какой ветки эти детки?».

Цель: закрепить знания детей о листьях и плодах деревьев и кустарников.

«Отгадайте что это за кустарник, дерево».

Цель: учить описывать предмет и узнавать по описанию, развивать память и

внимание.

«Третий лишний».

Цель: закрепить знания детей о многообразии растений. Развивать память,

быстроту реакции.

«Что изменилось? (да или нет)».

Цель: закрепить знания детей о приметах осени.

Игры – драматизации.

«Репка», «Рукавичка».

Цель: развивать творческие способности детей.

Наша первая экскурсия за пределы детского сада.

Хороводная игра «Карусели» по рассказу Л. Пантелеева «Карусели»

Дети: Ветер дует нам в лицо закачалось деревцо…

Дети ходят по кругу.

Дети:

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

— Ветер, тише, тише, тише!

Деревцо растет все вы-ыше!

(Дети раскачиваются из стороны в сторону, поднимают руки вверх,

показывают, как растет дерево.)

Дети поворачиваются лицом друг к другу. Хлопают в ладоши друг друга,

громко говорят:

Карусели, карусели!

Мы с тобою в лодку сели

И по-е-ха-ли!..

(Дети работают веслами.)

Карусели, карусели!

Мы с тобой на лошадь сели

И по-е-ха-ли!..

(Дети скачут верхом.)

Карусели, карусели!

Мы с тобой в машину сели

И по-е-ха-ли!..

(Дети крутят баранку.)

Карусели, карусели!

В самолет с тобой мы сели

И по-е-ха-ли!..

(Дети разводят руки в стороны и «летят».)

Карусели, карусели!

Мы с тобой в ракету сели

И по-е-ха-ли!..

(Руки находятся над головой, кончики пальцев соединены. Дети присели.

«Полетели!»)

Дети берутся за руки и ходят по кругу в одну сторону, затем в другую.

Дети:

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

— Ветер, тише, тише, тише,

Деревцо растет все выше!

Дети отражают свои впечатления от экскурсии в осенний парк в рисунках

Коллективная работа конструирование на асфальте из природного

материала. Каштаны. (ручной труд).

Задачи:

Закрепление большой-маленький.

развитие воображения, творческих способностей.

Объединение детей для творческой деятельности, конструированию.

Труд в природе.

Цель: формирование трудовых навыков у дошкольников.

Уборка опавшей листвы на участке.

Сбор природного материала на прогулке (шишки, семена, листочки для

гербария).

Пересаживание растений (дубков-хризантем)

Пальчиковая гимнастика.

Цель: развивать мелкую моторику рук.

«Осень»

Ветер по лесу летал,

(Плавные, волнообразные движения ладонями)

Ветер листики считал:

Вот дубовый,

(Загибаем по одному пальчику на обеих руках)

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки — золотой,

Вот последний лист с осинки

(Спокойно укладываем ладони на стол)

Ветер бросил на тропинку.

«Перелетные птицы»

Снова осень наступает.

(Касаться стола подушечками пальцев правой руки, начиная с большого)

И до следующей весны

(Касаться стола подушечками пальцев левой руки, начиная с большого)

В птичьих стаях улетают

(Касаться стола подушечками пальцев правой руки, начиная с большого)

Ласточки, скворцы, грачи,

Лебеди и журавли.

(Касаться стола подушечками пальцев левой руки, начиная с большого)

«Осенняя одежда»

Я одежду надеваю

(Поочередно соединять пальцы правой руки с большим)

И ее вам называю:

(Поочередно соединять пальцы левой руки с большим)

Майка, брюки, а еще

(Поочередно соединять пальцы правой руки с большим)

Свитер, шарфик и пальто.

(Поочередно соединять пальцы левой руки с большим)

Подвижные игры:

«К названному дереву беги»

Цель: тренировать в быстром нахождении названного дерева; закреплять

названия деревьев; развивать быстрый бег.

Ход игры: выбирается водящий. Он называет дерево, все дети должны

внимательно слушать, какое дерево названо, и в соответствии с этим

перебегать от одного дерева к другому. Водящий внимательно следит за

детьми, кто побежит не к тому дереву, отводит на скамейку штрафников.

«Найди листок, как на дереве»

Цель: учить классифицировать растения по определенному признаку;

развивать наблюдательность.

Ход игры: Воспитатель делит группу на несколько подгрупп. Каждой

предлагает хорошо рассмотреть листья на одном из деревьев, а потом найти

такие же на земле. Педагог говорит: «Давайте посмотрим, какая команда

быстрее найдет нужные листья». Дети начинают поиски. Члены каждой

команды, выполнив задание, собираются около дерева, листья которого они

искали. Выигрывает та команда, которая соберется возле дерева первой, или

та, которая соберет больше листьев.

«Огород»

Цель: закреплять и обобщать знания детей об овощах, учить отгадывать

загадки по описанию предмета, развивать коммуникативные качества,

творческие способности, способствовать воспитанию умения играть вместе.

Количество игроков не ограничено. Игру можно проводить как в помещении,

так и на игровой площадке на участке. Все играющие становятся в круг и

берутся за руки, двигаясь в одну сторону, произносят слова:

***

Вот и осень наступила, ты смотри, да не зевай.

Не зевай, да убирай в огороде урожай.

Много овощей на грядке, назовем их по порядку.

После этих слов игроки останавливаются, и педагог спрашивает одного из

детей «Что растет у нас на грядке»? Ребенок называет овощ. Вот какой ……..

(название овоща) у нас вырос (показывают форму овоща или размер руками).

Игра продолжается.

«Собери шишки!»

Цель: развивать ловкость.

В игре участвуют два человека. Они берут по корзине в руки. На пол

рассыпаются 10 — 12 шишек. По сигналу дети начинают собирать их в свои

корзинки. Выигрывает тот, кто соберет больше шишек.

«Что это за овощи?»

Цель: научить детей определять и называть овощи по вкусу.

С завязанными глазами играющие должны по вкусу определить овощи,

которые им предлагают.

Праздник Осени

Участие родителей в проекте «Осень-чудная пора».

Совместные поделки родителей и детей из природного материала.

«Ёж в лесу».

Рисунок «Портрет мамы» ко дню матери.

Результаты работы:

В период работы над проектом у детей сформировался интерес к

осенней природе, к дарам осени. Расширился кругозор и увеличился

словарный запас.

Дети используют диалогическую форму речи в общении с педагогами

группы и сверстниками. Дети знают загадки, песни и стихи об осени.

Называют дары природы: овощи и фрукты.

Дети замечают и называют изменения в природе, проявляют интерес к

особенностям жизни и развитию растений. Проявляют желание

самостоятельно ухаживать за комнатными растениями.

Дети

с

удовольствием

принимают

участие

в

дидактических,

хороводных, подвижных играх. В свободной деятельности дети поют

песни об осени.

Проявляют желание оказывать помощь взрослым. С удовольствием

принимали участие в уборке участка от опавших листьев.

С детьми проведена экскурсия в осенний парк, где дети наблюдали

осенний листопад, рассмотрели зрелые плоды рябины, играли в игры.

Дети изготавливали поделки из природного материала, собирали

гербарий, принимали участие в оформлении группы на тему осень.

Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло

обогатить его содержание. Обеспечило развитие у детей любознательности,

стремление к познанию. Работа по проекту помогла развить у них

эстетическую восприимчивость.

Родители стали более активно участвовать в создании условий для

реализации творческих и познавательных способностей у детей. У родителей

появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний

и умений у детей, желание общаться с педагогами, участвовать в жизни

группы.

  • Осень унылая пора сочинение рассуждение
  • Основная мысль рассказа дедушка сергали
  • Основная мысль произведения сказка о царе салтане
  • Осень унылая пора как пишется
  • Основная мысль рассказа двое в декабре