Осенняя сказка козлов смысл

Сергей Козлов. Критика. Осенние сказки

Фазиль Искандер. Осенние сказки. Детск. литература 1999 г.

Не правда ли, странно звучит: «Осенние сказки». А разве бывают сказки весенние или летние?

Оказывается, бывают. Сейчас я подумал и пришел к такой мысли, что русские народные в основном зимние. Там вечно лиса притворяется мертвой, а потом, когда ее кладут в сани, наполненной мерзлой рыбой, она ее оттуда потихоньку выбрасывает, а потом и сама выпрыгивает из саней. Тут главное вовремя выпрыгнуть, то есть выпрыгнуть не очень быстро, чтобы побольше рыбы по выбрасывать, но и не слишком задерживаться, чтобы деревенские собаки не почуяли тебя, потому что тогда придется бежать и вся добытая с таким трудом рыба пропадет. Даже еще хуже: ее поедят эти грубые деревенские собаки.

Одним словом, сказки бывают разные. В книжке Сергея Козлова собраны «Осенние сказки». Это сказки в основном грустные, потому что осенью всегда бывает немного грустно: то ли цыплят не досчитаешься, как говорится, то ли жалко, что листья падают на землю, хотя красиво, но без всякой пользы…

Конечно, если бы они падали с пользой для людей или окружающей природы было бы не так грустно. Но, может быть, и не так красиво, кто его знает. Вообще-то умом мы понимаем, что если с деревьев падают листья, то тем самым они уступают место будущим весенним листьям, так ведь и этим, может быть, еще хочется пожить. Вот ведь какие в природе еще встречаются грустные противоречия. Как же с этим быть? Вот тут-то на помощь погрустневшим обитателям леса приходит наш тихий, но бодрый автор. Он учит зверей удить рыбу, рассказывать летние истории, ходить друг к другу в гости и вообще дружить. И оказывается – осенью тоже очень хорошо жить бывает, оказывается – даже как-то особенно уютно, особенно приятно бывает чувствовать рядом друга, разговаривать с ним, вспоминать что-нибудь смешное, когда вокруг начинается грустное увядание природы. И мы, читатели, вместе с обитателями наших лесов, ну там ежами, медвежатами, лисятами – испытываем к автору благодарность за эту помощь. Да, да, — говорим мы, — конечно, бывают осенью грустные настроения, но автор своим мастерством прореживает, пропалывает их, и вот уже нет сплошной безысходной грусти, а есть отдельные мгновения ее, не только не способные причинить нам вреда, о, наоборот, облагораживающие душу своим легким поэтическим ароматом.

Однажды осенью Ежик и Медвежонок смотрели, как облетают листья с деревьев и лес становится совсем прозрачным. И тут Ежик помечтал, чтобы на нем росли кленовые листья. Осенью они бы пожелтели, и он стал бы похож на Лисенка.

Осенняя сказка читать

С каждым днем все позднее светало, и лес стал таким прозрачным, что казалось: обшарь его вдоль и поперек — не найдешь ни одного листика.

Осенняя сказка - Козлов С.Г.

— Скоро и наша береза облетит, — сказал Медвежонок. И показал лапой на одинокую березу, стоящую посреди поляны.

— Облетит… — согласился Ёжик.

— Подуют ветры, — продолжал Медвежонок, — и она вся так и затрясется, а я буду во сне слышать, как падают с нее последние листья. А утром проснусь, выйду на крыльцо, а она — голая!

— Голая… — согласился Ёжик.

Они сидели на крылечке медвежачьего домика и смотрели на одинокую березу посреди поляны.

— Вот если бы на мне весной вырастали листья? — сказал Ёжик. — Я бы осенью сидел у печки, и они бы ни за что не облетели.

— А какие бы ты хотел листья? — спросил Медвежонок. — Березовые или ясеневые?

Осенняя сказка - Козлов С.Г.

— Как у клена? Тогда бы я осенью был рыжий-рыжий, и ты бы меня принял за маленького Лисенка. Ты бы мне сказал: «Маленький Лисенок, как поживает твоя мама?» А я бы сказал: «Мою маму убили охотники, а я теперь живу у Ёжика. Приходи к нам в гости?» И ты бы пришел. «А где же Ёжик?» — спросил бы ты. А потом, наконец, догадался, и мы бы долго-долго смеялись, до самой весны…

— Нет, — сказал Медвежонок. — Лучше, если бы я не догадался, а спросил: «А что. Ёжик пошел за водой?» — «Нет?» — сказал бы ты. «За дровами?» — «Нет?» — сказал бы ты. «Может, он пошел к Медвежонку в гости?» И тут бы ты кивнул головой. А я бы пожелал тебе спокойной ночи и побежал к себе, потому что ты ведь не знаешь, где я теперь прячу ключ, и тебе пришлось бы сидеть на крыльце.

— Но я же ведь остался бы у себя дома! — сказал Ёжик.

— Ну, так что ж! — сказал Медвежонок. — Ты бы сидел у себя дома и думал: «Интересно, это Медвежонок притворяется или по-настоящему не узнал меня?» А я бы пока сбегал домой, взял маленькую баночку меда, вернулся к тебе и спросил: «А что. Ёжик еще не возвращался?» А ты бы сказал…

— А я бы сказал, что я и есть Ёжик! — сказал Ёжик.

— Нет, — сказал Медвежонок. — Лучше бы ты ничего такого не говорил. А сказал так…

Тут Медвежонок запнулся, потому что с березы посреди поляны вдруг сорвалось сразу три листика. Они немного покружились в воздухе, а потом мягко опустились в порыжевшую траву.

— Нет, лучше бы ты ничего такого не говорил, — повторял Медвежонок. — А мы бы просто попили с тобой чай и легли спать. И тогда бы я во сне обо всем догадался.

— А почему во сне?

— Самые лучшие мысли ко мне приходят во сне, — сказал Медвежонок. — Вон видишь: на березе осталось двенадцать листиков. Они уже никогда не упадут. Потому что вчера ночью я во сне догадался, что сегодня утром их надо пришить к веточке.

Осенняя сказка - Козлов С.Г.

И пришил? — спросил Ёжик.

— Конечно, — сказал Медвежонок. — Той самой иголкой, которую ты мне подарил в прошлом году.

Муниципальное образовательное учреждение гимназия №53

г. Нижнего Новгорода

Научное общество учащихся

Тема: Необычность и современность произведений

 Сергея Григорьевича Козлова на примере цикла сказок

«О Ежике и Медвежонке»

Выполнил: Платонова Мария

Ученица 3Б класса

Научный руководитель:

 Беленко Лидия Владимировна

г. Нижний Новгород

2014 год

Содержание

Введение .  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

3

Глава I

Биография

4

Глава II

Древняя традиция чаепития как часть жизни обитателей

Сказочного леса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  

6

Глава III

Между сказкой и притчей. О необычности сказок Сергея

Козлова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Глава IV

Практическая работа (исследование популярности

произведений С.Г. Козлова) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Словарь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Приложение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Введение

Вот уже несколько лет подряд одной из самых любимых книг  в нашей семье остается сборник сказок Сергея Григорьевича Козлова «Все о Ежике и Медвежонке». В этой книге есть сказки подходящие для чтения в любом настроении и в любую погоду. Интересно, что в детстве родителей этих сказок не было. Многие из них были написаны более сорока лет назад, но на книжных полках магазинов они не появлялись. За последние десять лет эти сказки были напечатаны много большим тиражом, чем за тридцать предыдущих.

Главный персонаж в этих сказках не заяц, не лиса, не волк                            а, неожиданно,  Ежик.  Это необычный герой для русских сказок.

 Сам Сергей Григорьевич не раз говорил, что образ Ежика не столько сказочный, сколько философский. Ежик заваривает чай и размышляет. Ежик наблюдательный и пытливый, его волнует много необычных вопросов. Друзья Ежика, обитатели сказочного леса, умеют быстро бегать, летать и даже ходить по облакам, но никуда не спешат, никогда не торопят время. Героев своих сказок Сергей Козлов ласково называет «зверики».  Интересно, что зверики  пьют вместе чай почти в каждой второй сказке. Они  считают, что нет ничего печальнее одиночества и ничего важнее дружбы.  

Нашей семье тоже очень близка традиция чаепития. За чаем я также как и «зверики» люблю помечтать: о зиме летом и летом о зиме. Вспоминать веселое из прошлого и думать о важном будущем. Сумерничать. Как всё-таки хорошо, что мы снова вместе…

Глава I. Биография.

Козлов Сергей Григорьевич родился 22 августа 1939года. В семью государственного служащего Григория Козлова его взяли из московского детского дома на Таганке совсем маленьким. В детский дом Сергей попал вместе с испанскими детьми, которых СССР принимал и спасал от начавшейся войны в Испании.

После окончания школы Сергей Козлов трудился рабочим на заводе, наборщиком в типографии, кочегаром на паровозе и даже учителем пения в школе. Окончил институт им. А.М. Горького (поступил в 1961г.).

К счастью для читателей, Сергей Козлов не остался ни кочегаром, ни экскурсоводом – перешел на стихи, а потом на сказки.

Сказки начал писать с шестидесятых годов. Как сам Сергей Григорьевич говорил: «Пишу для детей, потому что они – не захваченные повседневными заботами и суетой и, значит, самые вольные люди на земле». И о сказках: «Я люблю эти сказки, потому что в них часть моей жизни. И я буду счастлив, если, прочитав их, погрустят, посмеются и подумают о том, что на свете есть что-то очень хорошее, не только дети, но и взрослые».

Сергей Козлов — автор любимых детьми и взрослыми историй.

  • Про Ежика и его друзей («Ежик в тумане», «Ежик и море», «В сладком морковном лесу», «Как Ежик с Медвежонком протирали звезды», «Как Ослик шил шубу» и т.д.).
  • Про Львенка и Черепаху, которые пели песню: «Я на солнышке сижу, я на солнышко гляжу…». Сказка в десяти главах, первую из которых знают все, а остальные — почти никто.
  • Поющий поросёнок (Сказки для театра).
  • Времена года (стихотворения в прозе).
  • Цыплёнок вечером (Миниатюры).

Как автор сценария он принимал участие в создании мультипликационных фильмов для детей.

  • «Осенняя рыбалка» (1968)
  •  «Страшный, серый, лохматый» (1971)
  •  «Как Львенок и Черепаха пели песню» (1974)
  •  «В порту» (1975), «Ежик в тумане» (1975)
  •  «Как Ежик и Медвежонок встречали Новый год» (1975)
  •  «Трям! Здравствуйте!» (1980)
  •  «Поросенок в колючей шубке» (1981), «Зимняя сказка» (1981) и многих других.

В 1967 г. Козлов сочинил книгу сказок «Правда, мы будем всегда?» Ее сквозными персонажами стали Ёжик и Медвежонок. Поскольку некоторые сказки (особенно давшая название сборнику) ставили далеко не детские вопросы о жизни и смерти, книга долго пролежала в столе — автор публиковал в других изданиях лишь отдельные сказки из нее. Впервые полный сборник «Правда, мы будем всегда?» увидел свет только в 1987 г.

С 1990-х гг. резко возросла популярность Козлова-сказочника. За последние 20 лет было издано на порядок больше книг с его сказками, чем за все предыдущие годы.

Сергей Григорьевич Козлов умер 9 января 2010 г. в Москве. Похоронен на Троекуровском кладбище.

Глава II. Древняя традиция чаепития как часть жизни обитателей сказочного леса.

Известная китайская поговорка гласит: «Когда мы встаем утром, в первую очередь мы должны приготовить дрова, рис, масло, соль, сою, уксус и чай», то есть чай является первоочередной потребностью.

Традиция чаепития зародилась в Китае. Чаепитие там превратилось в искусство. Оно стало не просто способом утолить жажду и получить удовольствие, но и способом завязать дружбу и укрепить взаимопонимание. Стихотворения и картины, созданные китайскими учеными мужами, а также песни, танцы и даже небольшие оперы, посвященные чаю, показывают, насколько тесная связь существует между чаепитием и работой души.

Чаепитие пользовалось большой популярностью среди великих ученых Китая. Возможно, причина заключается в том, что в чае они черпали свое вдохновение и этот напиток напоминал им о прекрасных горах и водной стихии. Или, возможно, чай успокаивал их и помогал им в их философских раздумьях о мироздании. Каковы бы ни были причины, с тех пор как чай стал использоваться в качестве напитка, он был тесно связан с духом философии и искусства, как если бы он сам по себе обладал мудростью.

В Россию чай попал раньше, чем в Европу, но позже, чем на Восток. В 16 веке небольшие количества чая привозились  русским царям в виде дорогих подарков от азиатских посланников. К 17 веку чай в России пили бояре и их приближённые, его подавали на царских приёмах и в домах богатых купцов. В 18 веке к этим категориям добавились дворяне и зажиточные купцы, а к 19 веку чай распространился повсеместно.
        Традиция русского чаепития – одна из самых сложных для описания. Самовар, питьё из блюдец, стакан в серебряном подстаканнике – это всего лишь внешние черты, доступные нам по описаниям классиков и по картинам известных художников прошлого. Чай в России с давних пор был поводом для долгой неторопливой и добродушной беседы, способом примирения и решения деловых вопросов. Главное в русском чаепитии (кроме чая) – это
общение. Ведутся разговоры, гости предаются приятным воспоминаниям, возникают интересные идеи. Много чая, угощений и приятная компания – вот составные части чая по-русски. Чаепитие создает условия для задушевного разговора.

— Послушай, Медвежонок, если кто-то говорит кому-то: «Приходи ко мне чай пить», значит, этот кто-то сидит и ждёт.

— Правильно. Посидел, подождал, а нет — взял и сам пришёл. Я так и подумал: «Вот-вот Ёжик придёт». Самовар раздул; сижу жду, а тебя нет.

Для обоих друзей слова «Приходи чай пить» означают «приходи пообщаться, провести вместе время», и это общение для них очень важно.

Обитатели волшебного леса пьют чай когда им грустно и когда весело, если они хотят подружиться с кем-то или они в растерянности, не знают, как поступить и хотят обсудить проблему. А чаще всего Ежик и Медвежонок за чаем просто мечтают  или обсуждают прошедший день. В сказке звучит так:

Ежик проснулся в это хмурое утро, посмотрел на небо и раздул самовар.

Или, например, так:

Ежик не знал, как быть. Ему вдруг почему-то стало  

грустно-грустно. И он сказал:

— А-а-а…

— Может, чайку попьем? – вдруг сказал Медвежонок.

— Ага! – обрадовался Ежик.

А вот другие, чужие, незнакомые «зверики» пить с ними чай не соглашаются. Например, в сказке «Ворон» Ежик пригласил Ворона пить чай, чтобы с ним подружиться, а тот не согласился. И Медвежонок сказал:

— Вот это птица! Будет она с тобой чай пить! Позовем, позовем! – передразнил он Ежика.

— Ну и что?- сказал Ежик. – Он привыкнет, тоже согласится.

Сергей Козлов удивительный сказочник. Когда читаешь его сказки с «китайским сюжетом», загадочная восточная страна становится понятной, родной и близкой – тот же чай, те же зверики, только китайские. И ничего, что разница культур огромная, она понятна и естественна. Ежик с Медвежонком легко перенимают новые традиции и понятия, находят в них созвучное, близкое, но не смешивают со своими. Я приведу пример (отрывок) из сказки « В гостях у китайской собаки».

Однажды Ёжику приснилось, что они с Медвежонком попали в Китай, и китайский Ёжик с китайским Медвежонком пригласили их в гости к китайской Собаке.

— А что, — спросил Ёжик, — мышки у вас всегда кланяются?

— Всегда-всегда, всегда-всегда, — закивал китайский Ёжик.

— А если ты встретился с Лисой?

— Улыбаюся, улыбаюся!

— А кланяться надо?

— Какзе-какзе! — сказал китайский Ёжик.

— Ну что? — спросил Медвежонок, когда они рядом ехали на верблюдах по китайской пустыне. — Как тебе Китай?

— Осень хоросо! Осень хоросо! — заулыбался Ёжик и, улыбаясь, кланялся, пока не проснулся.

Ежик и Медвежонок способны видеть сквозь туман, слышать беззвучные слова, а за чаем могут общаться даже с инопланетянами.

Наша планета так далеко, — заметил третий инопланетянин, — что её и не видно. Мы из другой галактики.

 Ёжик с Медвежонком переглянулись.

— Из другой солнечной системы, — молча, пояснил первый.

— У вас… солнце другое? — выдохнул Ёжик.

— Другое-другое, — закивали инопланетяне и тихонечко засмеялись. Отсмеявшись, все трое стали пить чай из блюдец, есть клюкву и мёд.

— Вы ешьте, ешьте, — угощал Ёжик.

— Это ничего, что у вас другое солнце, — подбадривал Медвежонок, захватывая ложкой побольше мёда и подкладывая инопланетянам. — А мёд везде вкусный!

— Правда-правда, — беззвучно сказал первый.

Не только встречая инопланетян, но и во сне «зверики» в этих сказках пьют чай. Зайцу пить чай во сне не страшно даже с Собакой.

Заяц закрыл глаза  — и сразу увидел очень красивый дом, и цветущие вишни, и Собаку с длинными ушами, сидящую на крыльце.

Собака пила чай и, улыбаясь, глядела на Зайца.

— Я, кажется, не туда попал, — сказал Заяц.

— Почему же?

— Нет-нет, мне здесь очень нравится, но…

— Не бойтесь. — Собака ещё приветливее улыбнулась. — Садитесь, я вам налью чаю. У меня прекрасный чай с брусничным листом, — говорила Собака. — Позвольте медку?

Глава III. Между сказкой и притчей. О необычности сказок Сергея Козлова.

«Сергей Козлов был ни на кого никогда не похожий, единичный, штучный писатель, интеллигентный, глубокий, по-особому талантливый человек. Такой сказочной прозы до него не писал никто, поэтому ее с удовольствием переводят во Франции, Германии, Америке, Голландии» — говорил о великом сказочнике современник.

Сказки Сергея Козлова настолько приближены к реальной жизни, к реальным человеческим качествам и чувствам, что их трудно назвать просто сказками. По аллегоричности, глубинной мудрости, неторопливо разворачиваемому сюжету они ближе к притче. В некоторых сказках почти нет событий, вместо сюжета – настроение, но за кажущейся простотой сказок – глубокий смысл.

Притча — краткий иносказательный поучительный рассказ. Притча допускает отсутствие развитого сюжетного движения и может являться простым сравнением. Притча содержит глубинную мудрость, мораль.

Сказка — повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных героях и событиях с участием волшебных, фантастических сил. Слово «сказка» известно с XVII века. Ранее использовалось слово «баснь», до XI века — «кощуна».

Сказка необходима для обучения ребёнка в семье правилам и цели жизни, необходимости защиты своей общины и достойного отношения к другим. Сказка несет в себе знания, передаваемые из поколения в поколение, вера в которые основана на уважении к своим предкам.

Сказки Сергея Козлова не содержат невероятных чудес и приключений. Даже в названиях чувствуется реальная жизнь: «Звуки и голоса», «В родном лесу», «Мы будем приходить и дышать», — сказки не имеют ни начала, ни конца.

Всё неповторимое и непоправимое, происходящее в реальной жизни, происходит в этих сказках-притчах с Ёжиком, Медвежонком, Осликом и Зайцем. Сергей Козлов считает, что с детьми можно всерьёз говорить о том же, о чём и со взрослыми – о любви и доверии, о радости жизни и  хрупкости красоты, а  также  боли, страхе и утратах. Простыми словами писатель говорит с детьми о сложных чувствах: «Было столько синевы, столько огненных листьев, столько солнца, что к вечеру Медвежонок заплакал». А в сказке «Последняя песня травы» автор не побоялся показать детям хрупкость жизни: «И сосновые иголки, и еловые шишки, и даже паутина, забытая пауком, — все распрямились и затянули изо всех сил осеннюю песню травы».

Ёжик, Медвежонок и их соседи — лучшие друзья, они дружат искренне и верно. Для друга им ничего не жаль. Любое событие они должны прожить вместе, непременно обсудить за чашкой чая: неприятности, невзгоды, сомнения, и, конечно же, радостные события. Вера в чудо, которая очень близка и понятна детям, сопровождает каждую из этих коротких и очень настоящих, жизненных, мудрых  сказок. Если стремиться к доброй цели и искренне верить, то желаемое непременно осуществится, чудо произойдет.

Например, в сказке «Добрый Слон» неожиданным чудом становится  оттепель посреди зимы.

Ежик и Медвежонок способны видеть сквозь туман, слышать беззвучные слова, понимать друг друга с полуслова.

— Откуда ты знаешь, о чём я думаю?

— А чего тут знать-то? — не открывая глаз, сказал Медвежонок. — Ты всегда думаешь об одном и том же.

— О чём же?

— «О чём же?» — передразнил Медвежонок. — О том, что надо махать. А ты — ленивый. Тебе бы только лететь. Лети и лети, а машет пусть Медвежонок.

Примеров того, что сказки особенные, «на все случаи жизни», можно приводить много. В этих сказках Сергей Козлов разъясняет сложное очень просто и понятно. Например, что такое красота?

Ежик и Медвежонок наломали красивых веток и с ветками в лапах направились к дому.

— Эй! Зачем это вам веники? — крикнул Заяц.

— Это не веники, сказал Ёжик. — Это — красота! Разве не видишь?

— Красота! Вон её сколько, этой красоты! — сказал Заяц. — Красота — это когда мало. 

В сказках интересно замечать игру слов. Например.

Вот на прогулку я иду!

За лапу Зайца я веду!

И Поросёнок прибежит,

А Ёжик уж за мной спешит!

— Тьфу! Опять этот Уж! — Медвежонок остановился. — Послушай, — обернулся он к Зайц,. — один Уж тычется в песню. Я его гоню, а он — лезет.

— Они такие, — сказал Заяц. — Где хошь пролезут.

***

— Эй! Ёжик! Грабь! — крикнул Заяц.

— Я граблю! — сказал Ёжик. И подумал: «Ворошить граблями сено — грабить, и у кого-нибудь что-нибудь отнимать — тоже. Почему?»

***

У Лисы была французская бабушка, и она учила Зайца по-французски.

— Команса ва? Как дела? — спросил Заяц.

— Са ва комсикомса. Так себе, — сказала Лиса.

— Сова-сова, — обрадовался Заяц. — Так себе. А Лиса-лиса?

— Не сова-сова, а са ва комсикомса, — сказала Лиса. — А Лиса-лиса — это я, и больше никто.

— А Волк-волк?

— Волк-волк — по-французски ничего не значит.

 «Неужто Волк для них — ничто?» опечалился Волк. Он так расстроился, что даже отпустил Зайца.

Еще мне очень нравится сказка о том, как по-разному понимают лень обитатели сказочного леса. Муравей не представляет себя без физической работы – таскать соломинки, строить дом. А Медвежонку важнее работа души, он заражает своим хорошим настроением друзей и работает тогда, когда ему это приятно. Например, он очень любит рубить дрова в морозный солнечный день, когда от работы становится жарко и звенят под топориком полешки. Читатель не осуждает Медвежонка за лень так, как это делает муравей.         Вот пример из сказки.

— Обязанность каждого — трудиться, — говорил Муравей, прижавшись к горячей печке. Ле-е-ень, лень —  вот что тебя погубит!

«Вот заладил, — подумал Медвежонок. — Ну как он не понимает, что это — лето, что оно — короткое, что оно вот-вот кончится и что каждый раз у меня в лапах сверкает радуга».

— Муравей! — крикнул из своего лета Медвежонок. — Не бубни! Разве я не работаю? Разве я отдыхаю?

И он снова ударил по воде лапой, прищурился и увидел радугу.

Примеров того, что сказки особенные, «на все случаи жизни», можно приводить много. В этих сказках Сергей Козлов разъясняет сложное очень просто и понятно.

И Ёжик снова залез на крышу, попрыгал, поплясал, вздохнул лёгкого голубого неба, оттолкнулся — и полетел.

Сугроб, в который в этот раз упал Ёжик, был такой глубокий, что небо высоко над ним было просто чёрное, а звёзды — колючие и злые.

 «Я здесь, я — в сугробе, думал Ёжик, — но меня нет, потому что у них там солнце, а у меня — ночь». Нет! Не может быть! Наверное, это просто плохой сугроб».

Примеров того, что сказки особенные, «на все случаи жизни», можно приводить много. Для читателя время замедляется, чувства, мысли проясняются, виднее становится самое важное, а сложное становится простым. Сказки учат размышлять, стараться не растратить ценные мгновения жизни на суету, обиду, зависть, гордость или глупость. Мир вокруг нас прекрасно существует и без этого. Счастье можно найти и в тишине («Разрешите с вами посумерничать»), а смерть – естественное завершение жизни («Горький дым»). Даже после смерти жизнь не кончается, но не в религиозном понимании этой мысли. Похоронить – это значит посадить, как деревце. А самое страшное – остаться последним листом, когда все улетели и свободны. И поэтому можно с радостью гореть в осеннем костре, оставляя после себя горький дым.

Сказки поясняют для детей такие абстрактные понятия, как погода и время. Время в сказках течёт неспешно, но безвозвратно. Можно заклинать его, обращаясь к любимому существу: «Правда, мы будем всегда? Правда, мы никогда не расстанемся?». Только в сказке это будет рассказано, например, так:

— Вот мы с тобой говорим, говорим, дни летят, а мы с тобой всё говорим.

— Говорим, — согласился Ёжик.

— Месяца проходят, облака летят, а мы все беседуем.

-Беседуем.

— А потом все пройдет, а мы с тобой вдвоем только и останемся.

-Если бы!

— А что же с нами станет?

— Мы тоже можем пролететь.

-А куда?

-К югу, — сказал Ежик.

Или: «Это не листья сыплются – это время шуршит, а мы – слушаем. Всем страшно…».

В сказках много доброго юмора. Например так:

— А если мы выбежим к реке, будет два Ёжика и два Медвежонка! Ух, мы вчетвером и повеселимся!

Или в сказке про ласкового, пушистого, который прыгает.

Пушистый, ласковый, любит косточку, глаза блестят, прыгает и жужжит!.. Ну! Кто это? – спрашивал Медвежонок.

— Львёнок!

— Верно! Как ты угадал?

— Не знаю. Почувствовал. А почему — жужжит?

— Для неузнаваемости, — сказал Медвежонок.

От этих сказок теплее на душе, от них дети становятся внимательнее и добрее друг к другу. Взрослые вспоминают, что когда-то были детьми, а многие остались ими в душе навсегда.

Глава IV. Практическая работа

 (исследование популярности произведений С.Г. Козлова).

Сказки и стихи Сергея Козлова мне читали родители и бабушка с очень раннего возраста, сейчас я не перестаю читать их сама.  Нахожу для себя каждый раз что-то новое, нравится доброта, светлый юмор сказок, возможность найти ответы на многие вопросы. Мне хотелось бы, чтобы радость чтения этих книг со мной разделили как можно больше читателей. Я решила провести исследование по вопросу популярности произведений Сергея Козлова и древней традиции чаепития. Были составлены анкеты(прил. 1) и предложены ученикам двух возрастных групп: третьеклассникам и семиклассникам. Ниже я привожу результаты исследования. Для удобства сравнения ответы учеников разных возрастных групп размещены на одном листе (ниже). В опросе участвовали 23 ученика третьего класса гимназии и 25 учеников седьмого класса средней школы.

На  вопрос «Читали ли Вы сказку С.Г. Козлова «Ежик в тумане?» были получены ответы.

3 класс: да — 68%    нет — 32%

7 класс: да — 92%    нет — 8%

На  вопрос «Читали ли Вы другие сказки С.Г.Козлова?»

были получены ответы.

3 класс: да — 82%    нет — 18%

7 класс: да — 56%    нет — 44%

На  вопрос «Смотрели ли Вы мультфильм по сказке С.Г.Козлова

 «Ежик в тумане»? были получены ответы.

3 класс: да — 82%    нет — 18%

7 класс: да — 84%    нет — 16%

На  вопрос «Смотрели ли Вы другие мультфильмы по

сказкам С.Г.Козлова?» были получены ответы.

3 класс: да — 77%    нет — 23%

7класс: да — 56%    нет — 44%

На  вопрос «Есть ли в Вашей семье традиция чаевничать (пить чай) в семейном кругу?» были получены примерно одинаковые результаты в ответах третьих и седьмых классов, поэтому построена одна диаграмма по ответам учеников обоих классов.

3 и 7 классы: да –50%    нет — 50%

На  вопрос «Как Вы чаевничаете?» ответы учеников третьих и седьмых классов также были примерно одинаковы, поэтому результаты объединены в одну диаграмму. Для построения диаграммы учтены только ответы тех, кто традиционно чаевничает в семейном кругу (положительный ответ на пятый вопрос анкеты).

Пьем чай с вареньем — 31%  

Пьем чай с печеньем — 24%    

Обсуждаем новости прошедшего дня — 11%    

Строим планы на будущее – 8%

Другое (в поясняющих ответах только указаны другие сладости: торт или конфеты) – 26%

В соответствии с полученными ответами можно сделать следующие выводы:

  • Сказка «Ежик в тумане» одна из самых известных сказок С.Г. Козлова, ее читали 92% семиклассников и несколько меньше учеников третьего класса.
  • Другие сказки Козлова семиклассники знают заметно меньше – только 56%, а третьеклассники более начитанные – другие сказки С.Г.Козлова читали очень многие – 82%.
  • Классику мультипликации «Ежик в тумане» младшие и старшие школьники знают примерно одинаково 82% и 84% соответственно.
  • Другие мультфильмы о Ежике и его друзьях, к сожалению, семиклассники вспомнили так же как и сказки заметно меньше третьеклассников – только 56%. Результат удивительно точно перекликается с популярностью сказок. Третьеклассники лучше знают эти мультфильмы – 77%.
  • По вопросам о традиции чаепития старшие и младшие ученики единодушны – одинаково 50%. Половина опрошенных школьников любит общаться за чашкой чая в семейном кругу.
  • Серьезные вопросы (новости прошедшего дня – 11%, планы на будущее – 8%) обсуждают не все, большинство просто вместе чаевничают.

Заключение.

Я поняла, что во многом похожа на Ёжика. Могу забыть обо всём и любоваться закатом, проспать рассвет и Деда Мороза, которого так хотелось встретить. Убеждать всех, что имею право на два совершенно противоположных своих мнения. Мечтать о полетах и нуждаться в том, что кто-то будет махать за меня крыльями. Я могу углубиться в сюжет математической задачи и мечтать о дельфинах, забыв их сосчитать. Я сочиняю стих о том, что  хочется больше поспать, чем встать и выучить то, на что пока не настроилась. Замечаю за собой желание задавать странные вопросы: а вот если бы меня совсем не было? И убеждать себя в том, что «не может же быть, чтобы всё плохо и плохо – ведь когда-нибудь должно стать хорошо!..».

                Я предлагаю Вам обратиться за советом и солнечным настроением к  этому внимательному и доброму Ежику и может быть Вы узнаете от  него что-то совершенно другое, чем я, но обязательно что-то хорошее…

Ежик научил меня быть внимательнее к людям, лучше понимать их и больше ценить поддержку друзей. Я стала больше замечать красоту природы, наверное, стала наблюдательнее,  и мне чаще хочется взять в руки кисточку и краски.  Ежик научил меня тоньше чувствовать и пополнил мой словарный запас.

Кроме того, теперь я знаю, что ничего нет удивительного в том, что в доме кажется уютней, когда за окном метель, а дедушка больше любит колоть дрова в солнечную морозную погоду.

Я поняла, что так же как Ежик,  люблю сумерки, но солнце люблю больше. Я вспоминаю Ежика, когда папа говорит, чтобы я не грустила, что за облаками всегда солнце.  

Как-то при подготовке этой работы я задумалась над одной из любимых сказок и строчки, которые я собиралась записать, сложились в стихотворение. Кроме того я решила нарисовать обложку для моего сборника самых любимых сказок из тех, что я читала у Сергея Григорьевича Козлова.

Сказки люблю я и уважаю,

Каждую сказку с любовью встречаю.

Сказка про Ежика и Медвежонка

Очень смешна, но к тому же и тонка.

Про Буратино полна приключений,

Про Колобков вся полна подозрений.

Сказок так много — как их сравнить?

Лучше их просто читать и любить!

(Платонова Мария, сентябрь 2013г.)

Словарь.

Аллегория (от др.-греч. —иносказание) — художественное сравнение человеческих понятий, качеств с поведением, образами животных, растений, сказочных персонажей, неживых предметов. Художественное обособление посторонних понятий, с помощью конкретных представлений. Например: весна, лето, осень, зима и т. д. изображаются и представляются как живые существа.

Биография (др.-греч.— жизнеописание) — описание жизни человека, сделанное другими людьми или им самим (автобиография).

Мироздание — космос, мир, вселенная, макрокосм. Не имеющее строгого определения понятие в астрономии и философии.

Мораль (лат. — общепринятые традиции, негласные правила) — принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений.

Община— исторически первая форма общественной организации людей — где люди связаны кровным родством, основана на совместном труде, совместном потреблении, на равноправии.

Пытливый – любознательный, стремящийся все понять, узнать.

Тираж (фр. ) — количество экземпляров печатного издания одного названия.

Философия (др. греч. — любовь к мудрости) — дисциплина, изучающая отношения человека и мира. К задачам философии на протяжении её истории относились как к изучению всеобщих законов развития мира и общества.

Литература.

  1. Козлов С. Все о Ежике, Медвежонке, Львенке и Черепахе: Сказки, стихотворения. – СПб.: Азбука-классика, 2007. – 512 с.: ил.
  1. Козлов С. Правда, мы будем всегда?: Сказки. – М.: Издательский Дом Мещерякова, 2014. – 136 с.: ил.
  1. Козлов С.Г. Австралийская пегая. Сказки для дошкольного возраста. – М.: ЗАО «МК-Периодика» 2002
  1. Сергей Козлов: официальный сайт писателя. – www.kozlov-sergey.ru
  1. Баруздин С. О новой книжке Сергея Козлова // Козлов С. Я на солнышке лежу. — М.: Малыш, 1993
  2. Баруздин С. О Сергее Козлове // Баруздин С. Заметки о детской литературе. — М.: Дет. лит., 1975.
  3. интернет-сайт http://www.wikipedia.org.

Приложение

Если нет у вас добра,

Пейте чай, как три бобра,

Сидя рядышком, ладком;

Из большого самовара

Самый вкусный чай, с дымком!

Анкета

  1. Читали ли Вы одну из этих сказок С.Г. Козлова?
  • «Ежик в тумане»,
  • «Трям, здравствуйте!»,
  • «Как Ежик и Медвежонок протирали звезды»,
  • Другие сказки С.Г. Козлова.
  1. Смотрели ли Вы один из мультфильмов по сказкам С.Г. Козлова?
  • «Ежик в тумане»,
  • «Как Ежик и Медвежонок встречали Новый год»,
  • «Зимняя сказка»,
  • «Осенние корабли»,
  • «Трям, здравствуйте!»,
  • «Как Ежик и Медвежонок протирали звезды» и другие мультфильмы по мотивам сказок С.Г. Козлова.
  1. Есть ли в Вашей семье традиция чаевничать (пить чай) в семейном кругу?
  1. Как вы чаевничаете (подчеркните ответ):
  • Пьем чай с вареньем,
  • Пьем чай с печеньем,
  • Обсуждаем новости прошедшего дня,
  • Строим планы на будущее,
  • Другое (напишите, как именно)_____________________________

______________________________________________________

Спасибо!

  • Осенняя сказка 1998 conte d automne
  • Осенняя сказка козлов о чем
  • Осенняя сказка козлов викторина
  • Осенняя радуга рассказ на дзен
  • Осенняя прогулка сочинение для 2 класса