Осенняя сказка новицкая разбор стихотворения

Автор: Алифиренко Екатерина Евгеньевна
Должность: воспитатель

Учебное заведение: МБДОУ №7 «Аленка»
Населённый пункт: г. Карачев Брянской области
Наименование материала: методическая разработка проекта
Тема: Проект «Осенняя сказка»

Раздел: дошкольное образование

Начинается сказка осенняя тихо.
Она ходит по лесу как будто лосиха.
Не видать не слыхать как идет за ветвями.
Но за ней мы с тобой поторопимся сами.
Г.Новицкая

Проект «Осенняя сказка»

Тип проекта
:
экологический, информационно-познавательный

Вид проекта
:
групповой, информационно — творческий

Продолжительность
:
средней продолжительности (сентябрь – ноябрь)

Участники
:
дети второй группы раннего возраста, родители, воспитатели, музыкальный
руководитель

Используемые образовательные технологии

Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы.

Коммуникативные игры.

Технология музыкального воздействия.

Технология познавательного развития.

Актуальность проекта
«Любовь к Родине начинается с любви к природе.»
Осень – одно из благоприятных времен года для наблюдений за изменениями в природе.
Изменяющаяся окраска деревьев, осенние цветы, птицы, облака, лужицы после дождя –
все это привлекает внимание детей, что позволяет в свою очередь, организуя
целенаправленную образовательную деятельность, приобщать малышей к миру природы
и человеческих ценностей – добра и красоты, истины. Когда раскрывается красота
окружающего мира, поднимается настроение, хочется делиться этими чувствами с
окружающими, дарить им волшебные краски осени, радость и желание беречь природу.

Цель проекта:

расширять представления детей об осени; формировать умение устанавливать
простейшие связи между явлениями живой и неживой природы, умение наблюдать; учить
любоваться красотой окружающего мира.

Задачи:


сформировать у детей понятие «осень – время года»;

расширить знания детей об осени и сезонных изменениях;

способствовать развитию познавательного интереса, мышления, воображения,
фантазии;

развивать любознательность, учить наблюдать природу;

развивать коммуникативные и творческие способности детей;

воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней;


приобщать родителей к совместной творческой деятельности с детьми.

Принципы реализации проекта
1. Доступность
:
учет возрастных особенностей детей, адаптированность материала.
2. Систематичность и последовательность
:
постепенная подача материала от простого
к сложному, частое повторение, закрепление полученных знаний.
3. Наглядность и занимательность
:
предлагаемый материал должен быть понятным,
иметь занимательное (сюрпризное) начало, быть игровым или с элементами игры.
4. Динамичность
:
интеграция проекта в различные виды деятельности.
5. Дифференциация
:
создание благоприятной среды для усвоения предложенного к
изучению материала каждым ребенком.

Предполагаемый результат
ДЕТИ:

сформируется понятие об осени как времени года;

будут расширены имеющиеся знания о признаках осени и сезонных изменениях;

будет накоплен первоначальный опыт наблюдений за окружающим миром;

активизируется словарный запас в различных ситуациях общения;

смогут применять знания, накопленные в процессе реализации проекта в
различных видах деятельности (изобразительной, умственной, игровой, трудовой);

будут бережнее относиться к природе.
РОДИТЕЛИ:

активизируется совместная деятельность с ребенком по ознакомлению с
окружающим миром, тематической художественной литературой, в художественно
– творческой деятельности;

повысится заинтересованность в активном участии в образовательно –
воспитательном процессе детского сада.

Ресурсы проекта

Парциальные программы по экологическому воспитанию дошкольников:
Николаева С.Н. «Экологическое воспитание в детском саду», Рыжова Н.А.
«Экологическое развитие детей в детском саду» и другая методическая литература
по экологическому развитию дошкольников в ДОУ.

Уголок природы в группе.

Цветник для организации труда в природе. Зеленая зона на участке детского сада.

Природное окружение для организации экскурсий и наблюдений.

ЭТАПЫ ПРОЕКТА

I ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

Планирование работы над проектом.

Подбор методической литературы.

Создание предметно – развивающей среды.

Подбор дидактических пособий и игр.

Подбор художественной детской литературы (сказки, рассказы, стихи, загадки).


Подбор музыкальных произведений (классические, детские песни).

Подбор материалов для художественного творчества (гуашь, цветные карандаши,
цветная бумага, цветной картон, пластилин, соленое тесто и т. д.).

Подбор материалов для продуктивной деятельности: для изготовления гербария,
коллажа (трафареты листьев, осенние листья, плоды деревьев: желуди, каштаны,
семена).

Оформление уголока «ОСЕННЯЯ СКАЗКА».

Оформление выставочного уголка.

Подготовка консультативного материала для родителей.

II. ЭТАП – ОСНОВНОЙ

Системная паутинка

реализации проекта через интеграцию образовательных областей

Образовательная
область
Непосредственно образовательная деятельность
1.
Социально-
коммуникативное
развитие
Беседа «Что происходит осенью в лесу, в городе, деревне?»
Экскурсии: по участку детского сада, в осенний парк (с
родителями).
Беседы о «Настроении и ощущениях, которые возникают во
время прогулки в осеннем парке».
Д/игры: «Где растёт», «Игры с листьями».
Беседа о труде взрослых осенью (сбор овощей и фруктов)
Совместная деятельность детей и взрослых в уборке
территории детского сада в осенний период (помощь
дворнику в уборке листвы и травы).
Сбор природного материала: листьев, семян.
Изготовление поделок из листьев и овощей (с родителями).
Сюжетно-ролевые игры:«Овощной магазин», «Путешествие
в лес», «Уборка урожая», «Прогулка по осеннему лесу», «По
грибы», «Оденем куклу на прогулку», «Сварим суп из
овощей»

закрепление знаний об овощах и фруктах,
воспитывать дружеские взаимоотношения.
2.
Художественно-
эстетическое развитие
Беседа «Осень в гости к нам пришла».
Слушаем музыкальные произведения П. И. Чайковского
«Времена года».
Рисование, лепка, аппликация: «Листочки танцуют»,
«Осенний наряд», «Дождик, дождик, кап-кап-кап»,
«Пушистые тучки». Коллективная работа «Нарядное
дерево».
Драматизация сказки «Репка».
Д/упражнение на мимику и жесты «Приметы осени» (солнце,
ветер, дождь).
Разучивание танцевальной композиции «Кленовый лист».
Музыкальная игра «У тебя мы Осень спросим».
Составление осеннего гербария.
3.
Речевое развитие
Составление творческих рассказов «Мы гуляли в парке»
Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень»,

составление рассказа по ней.
.
Д/и «Месяца осени» (сентябрь — урожай, октябрь —
листопад, ноябрь — дождик», «Какую одежду носят
осенью?», «Времена года»; «Назови листья и плоды каждого
дерева»; «Волшебные листочки» (чтение стихов и пословиц
об осени)
Дидактические упражнения: «Назови, что нарисовано на
картинках и поставь слова в нужную форму по образцу:
дерево — деревья — много деревьев, .«Такой разный
дождик».
Отгадывание загадок об овощах и фруктах.
Разучивание с детьми коротких стихов про осень.
Пальчиковые игры: «Разбросала осень листья»; «Мелкий
дождик моросит»; «Этот пальчик в лес пошел».
Чтение стихотворений, рассказов и сказок по данной теме:
И.Винокуров «Осень в парке», «Осень»; И.Суриков «Осень»;
Е.Трутнева «Сентябрь»; И.Токмакова «Осень»;М.Ходякова
«Осень»; И.Мазнин «Осень»; сказки: «Репка», «Вершки и
корешки», «Колосок»; И.Ревю «Детская сказка про Осень»
(аудиозапись);рассказы: И.Соколов-Микитов «Осень»,
«Природа осенью», «Грибы»,»Листопадничек»; М.Пришвин
«Иван-да-Марья» (отрывок).
4.
Познавательное
развитие
Рассказы воспитателя: об осени, изменениях, происходящих
в природе.
Беседа «Витамины я люблю, быть здоровым я хочу».
Д/игра «Три корзинки» (овощи, фрукты, ягоды).
Беседа о правилах поведения в лесу.
Ежедневные наблюдения во время прогулок за сезонными
изменениями, за листопадом.
Рассматривание: фото, репродукций, иллюстраций.
Исследовательская деятельность: рассматривание и
сравнение листьев (по форме, размеру, цвету)
5.
Физическое развитие
Утренняя зарядка: «Солнышко», «Птички», «Листочки».
Физкультминутки «Облако», «Осень», «Ёж», «Ветерок»,
«Приплыли тучи дождевые», «Гриша шел, шел, шел», «Мы
листики осенние».
Спортивные соревнования «Кто быстрее соберет овощи в
корзинку», «Помоги зверям сделать припасы на зиму»,
«Гномик и шишки»
Подвижные игры: «Солнышко и дождик», «Гуси-гуси», «Не
намочи ног», «У медведя во бору».
Работа с родителями

Стендовая информация для родителей по теме, консультация «Влияние природы
на духовное развитие ребенка».

Конкурс семейных поделок из природного материала «Осенние фантазии».

Организация выставок детских работ.


Совместное творчество родителей, детей и воспитателей по изготовлению альбома
«Осенняя сказка».

III. ЭТАП – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

Продукт проектной деятельности
Рисунки детей, выполненные в различных техниках (рисование гуашью с помощью кисти, ватных
палочек, пальчиков, отпечатков трафаретов).
Панно (коллективное).
Работы детей из пластилина.
Коллажи.
Гербарий «КРАСКИ ОСЕНИ».
Альбом «ОСЕННЯЯ СКАЗКА».
Выставка поделок из природного материала, изготовленных родителями совместно с детьми.
Праздник «Золотая осень».

Результаты проектной деятельности
В результате реализации проекта у детей сформировалось первоначальное понятие
«осень – время года», они научились выделять характерные признаки осени в различные
ее периоды, учились наблюдать за изменениями в природе, любоваться красотой
осеннего убранства; в процессе знакомства с детской художественной литературой
(рассказы, стихи, пословицы, загадки) у малышей расширился и активизировался
словарный запас, развивалось умение отвечать на вопросы, появилось желание
рассказывать об увиденном;
на занятиях художественного творчества дети научились элементарным способам
выражения своих представлений и чувств с помощью рисования и лепки;
приобщиться к трудовой деятельности они смогли, убирая опавшую листву на участке
совместно с воспитателями и родителями;
у детей появилось желание беречь природу, что выражалось в бережном отношении к
цветникам, кормлении птиц.
Подготовила проект
Алифиренко Е.Е.,
воспитатель второй группы раннего возраста

Цели урока:

  • учить анализировать стихи, определять
    настроение;
  • познакомить с лирическими произведениями
    М.Глинки и П.И. Чайковского;
  • показать взаимосвязь поэзии, музыки, живописи
    как составных частей искусства;
  • совершенствовать навыки выразительного чтения;
  • расширять литературный кругозор детей,
    познакомить их с произведениями искусства,
    посвященными осени;
  • воспитывать чувство прекрасного, умение видеть
    и понимать красоту родной природы.

Оборудование:

  • учебник «Родная речь» 2 класс (авторы Л.Ф.
    Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова );
  • мультимедийное оборудование; презентация к
    уроку с изображением картин русских художников;
    осенними пейзажами, текстами стихотворений,
    заданиями; фортепиано; карточки со словами –
    настроениями; ёлочка; осенние листья.

Ход урока

  1. Актуализация

Презентация

На экране демонстрируются слайды презентации.
Смена слайдов – по щелчку. Слайд 1. Педагог
дополнительного образования исполняет ноктюрн
«Разлука» М.Глинки. Ученик читает стихотворение
А.С. Пушкина «…Унылая пора! очей очарованье!».

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдалённые седой зимы угрозы…

Учитель: О чем пойдет речь на уроке?

Дети:

  1. Постановка проблемы. Выход на тему урока.

Слайд 2

Учитель: Не заметили ли вы противоречия в
первой строчке прозвучавшего стихотворения?

Дети: Осень одновременно и «унылая пора» и
«очей очарованье».

Учитель: Сегодня, говоря об осени, ее
приметах, мы постараемся объяснить эти строки
великого поэта, узнать, какие настроения
вызывает осень у других поэтов, понять, а что же
для каждого из нас значит осень. Итак, у нас с вами
необычный урок, урок – праздник осенних
настроений.

Слайд 3.

  1. Работа над темой урока. Анализ стихотворений
    об осени. Одна и та же примета – разное
    настроение.

(По ходу обсуждения на магнитной доске
учитель прикрепляет таблички со словами,
обозначающими настроение: любование,
праздничное, таинственное, нетерпеливое,
тревожное).

Учитель: Какие же приметы осени кажутся вам
главными?

Дети: Холодает, идут дожди, облетают листья
с деревьев.

Учитель:  Листопад – одна из ярких
осенних примет. С чем сравниваются опадающие
листья в стихотворении Сергея Есенина
«Закружилась листва золотая…»? Слайд 4.

Дети: С лёгкой стаей бабочек.

Учитель: Какое настроение создаётся этим
образом?

Дети: Любование, праздничное.

Учитель: А у Валерия Брюсова какие листья?
Слайд 5

Дети: Сухие листья.

Учитель: Учитель: Какими строчками
заканчивается это стихотворение?

Дети: Под тусклым ветром сухие листья,
кружась, что шепчут, что говорят?

Учитель:  А здесь какое настроение?

Дети: Загадочное, таинственное.

Учитель: А у самих листьев может быть
настроение, могут ли они чувствовать, говорить?

Дети: Только в стихах, в сказках. Это приём
олицетворения.

Слайд 6. (При чтении стихотворений слайды
пустые, только с фоном, либо медиапроектор
отключается.)

Учитель: Послушаем стихотворение Фёдора
Тютчева «Листья». В нём листья сами говорят о том,
что они чувствуют и думают. (Читает
подготовленный ученик.)

Слайд 7.

Учитель: С каким настроением улетают листья
в этом стихотворении?

Дети: Им хочется быстрее сорваться, у них
нетерпеливое настроение.

Учитель: Какие эпитеты вы услышали? Есть ли
сравнения, олицетворение?

Дети: Олицетворяются листья. Они говорят,
чувствуют. Эпитеты — лёгкое племя, тощая зелень,
буйные ветры, докучные ветви. Сравнение — зелень
елей, как иглы ежа.

Слайд 8.

Учитель:  А теперь послушаем
стихотворение Аполлона Майкова, где тоже есть
слова самих листьев. (Читает подготовленный
ученик.)

Осенние листья по ветру кружат,
Осенние листья в тревоге вопят:
«Всё гибнет, всё гибнет! Ты черен и гол,
О лес наш родимый, конец твой пришел!»
Не слышит тревоги их царственный лес.
Под темной лазурью суровых небес
Его спеленали могучие сны,
И зреет в нем сила для новой весны.

Слайд 9.

Учитель: Какое же настроение у этих листьев?

Дети: Им страшно, они не хотят улетать,
настроение тревожное.

Учитель: Какие секреты речи вы обнаружили в
этом стихотворении?

Дети: Олицетворение — листья «в тревоге
вопят», лес «спеленали могучие сны». Эпитеты —
царственный лес, суровые небеса.

Учитель:  Итак, явление природы – одно, а
настроение у листьев — разное. Оно то праздничное,
то загадочное, то нетерпеливое, то тревожное.

  1. Продолжение работы над темой. Могут ли стихи,
    музыка, картины вызывать схожее настроение?

Слайд 10.

Учитель: А может ли быть наоборот: одно и
тоже настроение вызываться разными вещами?

Дети: Наверное, может.

Учитель: Сейчас проверим. Послушайте
музыкальное произведение, постарайтесь
почувствовать его настроение.

Педагог дополнительного образования
объявляет название и автора музыки («Октябрь» из
цикла «Времена года» П.И.Чайковский) иисполняет
произведение.

Учитель:  Вы почувствовали, какое
настроение создаёт эта музыка?

Дети:

Педагог дополнительного образования при
необходимости помогает сформулировать. К
магнитной доске прикрепляется табличка со
словами «светлое», «лирическое».

Слайд 11.

Ученикам рассказывается о П.И. Чайковском, его
музыкальном альбоме «Времена года», проходит
беседа по восприятию музыки. Далее урок ведет
основной учитель.

Учитель:  Если бы вы рисовали картину к
этой музыке, какие краски выбрали?

Дети:

Учитель:  А теперь попробуем подобрать
схожую по настроению картину.

На экране чередуются слайды 12-17 с
изображением картин И.Левитана «Золотая осень»,
И.Агеева «Пейзаж с хижиной», М.Авдеева «Осень»,
Б.Худякова «Поздняя осень», С.Валюшка «Осень на
реке Незнайке», В.Поленова «Золотая осень». Дети
говорят, подходит или нет картина по настроению.
Настроение соответствует у первой, третьей и
шестой картин.

 Учитель: Какое из изученных на уроках
стихотворений схоже по настроению с этой музыкой
и картинами?

Дети: «Есть в осени первоначальной» Федора
Тютчева.

Музыкальный фрагмент звучит опять. На экране
слайд 18 с выбранными картинами. Подготовившиеся
ученики читают стихотворение Федора Тютчева.

Слайд 19.

Учитель:  Схожее ли настроение?

Дети: Да.

Учитель:  Какие секреты речи есть в этом
стихотворении?

Дети: Олицетворение – «бодрый серп гулял»,
эпитеты – дивная пора, хрустальный день,
лучезарные вечера, чистая и тёплая лазурь,
праздная борозда и отдыхающее поле.

Учитель:  Послушаем еще одно
стихотворение, подходит ли оно? Подготовившийся
ученик читает стихотворение Ивана Бунина «Лес,
точно терем расписной…».

Слайд 20 (чтение стихотворения). Слайд
21(обсуждение стихотворения).

Учитель: Схожее настроение? Какие
художественные приёмы использовал автор?

Дети: Сравнение – «лес, точно терем», «как
вышки ёлочки темнеют», «просветы в небо, что
оконца». Эпитеты – терем расписной, пёстрый,
сквозная листва, жёлтая резьба берёз.

Учитель: У авторов приметы осени разные, а
настроение у читателей создаётся схожее. Более
того, мы подобрали схожие по настроению картины,
схожее настроение вызывает и музыка.

  1. Физминутка.

Учитель: Представьте, что вы – осенние
листики и кружитесь в воздухе.

Мы листики осенние
Шуршим, шуршим, шуршим. (Махи руками перед
собой.)

Мы листики осенние
Кружим, кружим, кружим. (Выпрямленные руки
подняты вверх, повороты вокруг себя.)

И вместе с ветром буйным
Летим, летим, летим. (Руки в стороны, махи
вверх-вниз.)

Ветер стихает и укрывает
Мокрую землю пестрым ковром. (Руки вверх и через
стороны вниз, приседание.)

  1. Продолжение работы над темой. Стихи с грустным
    настроением.

Учитель: А теперь попробуем подобрать
стихи, схожие по настроению с другими картинами.

На экране слайд 22 с оставшимися картинами с
грустным, тревожным настроением.

Учитель: Какие стихотворения из изученных
нами подходят к этим картинам по настроению?

Дети: Стихи Афанасия Фета «Ласточки
пропали».

Учитель:  Послушаем эти стихи ещё раз и
обсудим.

Слайд 23.

Учитель: Какое настроение вызывают у вас
эти стихи?

Дети: Грустное, печальное.

Учитель прикрепляет к магнитной доске
карточки со словами «грустное», «печальное».

Учитель:  Какие строчки этого
стихотворения помогают создать такое
настроение?

Дети: «На дворе темно», «ветер злится», «с
испугу раскричавшись», «тяжело – хоть плач».

Слайд 24.

Учитель:  А теперь послушаем
стихотворение Н. Некрасова «Перед дождём».

Слайд 25.

Учитель: Совпадает ли стихотворение по
настроению? Какие художественные приемы
использует автор?

Дети: Настроение тревожное, грустное.
Эпитеты – «заунывный ветер», «надломленная ель»,
«ручей рябой и пестрый», олицетворение – «ель
стонет», «лес глухо шепчет».

  1. Знакомство с произведениями об осени со
    сменным и сказочным настроением.

Слайд 26.

Учитель:  Послушаем ещё одно
стихотворение, подходит ли оно по настроению? (Читает
подготовленный ученик.)

Яков Аким.

Дождь, дождь целый день
Барабанит в стекла.
Вся земля, вся земля
От воды размокла.
Ветер, ветер, не стучи
В запертые сени;
Пусть горят у нас в печи
Жаркие поленья.

Воет, воет за окном
Недовольный ветер.
Хочет двери он сорвать
Со скрипучих петель.
Руки тянутся к теплу,
Стекла запотели.
На стене и на полу
Заплясали тени.
Собирайтесь у меня
Слушать сказку у огня!

Слайд 27

Учитель:  Это стихотворение подходит к
группе грустных и печальных?

Дети: Нет, в печи горят жаркие поленья, все
собираются слушать сказку.

Учитель: А может тогда оно подходит к группе
стихов со светлым настроением?

Дети: Тоже нет, ведь целый день дождь, воет
недовольный ветер, хочет сорвать двери. В этом
стихотворении настроение меняется. Оно сначала
грустное, а потом светлое.

Учитель:  (Повторяет последние строчки)

Собирайтесь у меня
Слушать сказку у огня!

Хотите побывать в сказке? На дне рождения
ёлочки?

Слайд 28

Перед классом ставится небольшая
искусственная ёлочка. Учитель читает текст и
вешает на елочку несколько осенних листочков.
Педагог дополнительного образования негромко
играет вальс из «Детского альбома»
П.И.Чайковского.

Николай Сладков. «Осенняя ёлочка».

Весной елочки не было, летом не было, а осенью
вдруг появилась. Раздвинула листья, травинки,
высунулась из земли и удивленно осмотрелась.
Деревья роняли листья.
Много-много лет прошло с тех пор, но каждую осень,
в день елочкиного рождения, деревья вспоминают о
ней и дарят ей подарки. Осина дарит красивые
китайские фонарики, клен роняет оранжевые
звезды, а ива засыпает елочку тонкими золотыми
рыбками.
И стоит елочка растерянная, счастливая;
раскинула лапки, а на ладошках подарки. И уж
некуда их девать, а ей все дарят и дарят.
И у всех на глазах становится елочка из колючей и
хвойной мягкой и лиственной. Вся в золоте,
багрянце и бронзе. Вся нарядная и разноцветная.
Не то что зимой и летом — одним цветом.

Учитель: Какое настроение у вас сейчас?

Дети: Сказочное, волшебное.

Учитель: Давайте подарим нашей елочке
разноцветные листочки.

Ученики вешают на елочку вырезанные из
цветной бумаги листочки.

  1. Закрепление.

Учитель: А сейчас проверим, внимательны ли
вы были на уроке.

На экране чередуются слайды 29-33 с заданиями.
Дети отвечают, правильные ответы появляются на
слайдах.

Учитель: Назовите композитора, автора
музыкального альбома «Времена года».

Слайд 33.

Дети: Это Петр Ильич Чайковский.

  1. Итог урока.

Учитель:  А сейчас вернёмся к началу
урока и попробуем ответить, совместимо ли унылое
и очаровательное. Как вы теперь объясните эти
строки?

На экране слайд34 с текстом стихотворения.

Дети: Осень разная, унылая пора – потому что
слякоть, грязь, холодно, а очей очарованье –
потому что в начале осени бывают дни солнечные, с
прозрачным воздухом, деревья разноцветные,
листья красиво летят.

Учитель: Пушкин в своём стихотворении
использовал приём контраста,
противопоставления. Найдите эти
противопоставления.

Дети: Краса – увядание, свежее дыхание –
волнистая мгла, луч солнца – первые морозы.

Учитель: Почему так разнообразны осенние
настроения?

Дети: У осени много примет, у каждого
человека – поэта, художника, музыканта, читателя,
зрителя, слушателя своя осень и по приметам, и по
настроению.

Учитель:  Заканчивается наш
урок-праздник. Стихи каких поэтов вы сегодня
слушали?

Дети:

Учитель:  Какие приёмы используют поэты
для передачи настроения, осенних картин?

Дети: Олицетворение, сравнение, эпитеты,
контраст.

  1. Домашнее задание.

Учитель:  Дома вы можете подобрать и
выучить стихотворении об осени, не звучавшее
сегодня в классе, подумать над тем, какие
художественные приёмы использовал автор в нем,
нарисовать к нему иллюстрацию.

Презентация

Анализ стихотворения «Осень» Пушкина

Анализ стихотворения «Осень» Пушкина

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 61.

Обновлено 3 Апреля, 2021

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 61.

Обновлено 3 Апреля, 2021

Пейзажные зарисовки А. С. Пушкина не только отображают красоту природы, но и являются фоном философских раздумий. Эта особенность демонстрируется и в стихотворении, о котором пойдёт речь в статье. Его изучают в 8 классе. Предлагаем облегчить подготовку к уроку, используя краткий анализ «Осень» по плану.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Осень.

История создания – произведение было написано осенью 1833 г., когда поэт пребывал в Болдино. В это время А. С. Пушкин чувствовал творческий подъём, в его блокнотах появилось много новых произведений.

Тема стихотворения – красота осени и зимы, которые противопоставляются лету; поэтическое творчество.

Композиция – Стихотворение написано в форме монолога лирического героя, в котором по смыслу можно выделить несколько частей: пейзажные зарисовки, посвящённые разным временам года, рассказ о вдохновении, окрыляющем поэта в зимнее время. Формальная организация – 12 частей, 11 из которых – октавы, 1 – моностих.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – шестистопный ямб, рифмовка перекрёстная АВАВ и парная ААВВ.

Метафоры«роща отряхает последние листы с нагих своих ветвей», «будит лай собак уснувшие дубравы», «весной я болен; кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены», «поминки ей творим мороженым и льдом», «желания кипят.

Эпитеты«чахоточная дева», «пышное увяданье», красота блистающая».

Сравнения«как поля, мы страждем от засухи».

История создания

История создания произведения связана с поездкой Александра Сергеевича в Болдино. Там он имел возможность хорошо отдохнуть и предаться творчеству. Об этом свидетельствуют письма поэта, адресованные жене. В них Пушкин описывал свою болдинскую жизнь, а также признавался, что «уже написал пропасть». Болдинский период творчества исследователи по праву считают одной из самых продуктивных творческих ступеней поэта. Анализируемое стихотворение создавалось осенью 1833 г., но до конца его автор недописал.

Тема

В стихотворении видим традиционные для русской и мировой литературы темы. Автор умело переплетает несколько тем, наиболее выразительно звучат такие: красота осенней и зимней природы, недостатки лета и весны, зимнее вдохновение для поэтического творчества и раздумий над смыслом жизни. В контексте темы развивается идея о том, что осень и зима – совсем не время для тоски и уныния, если суметь увидеть их красоту, они станут источником вдохновения.

В центре стихотворения лирический герой. Чтобы приблизить его к читателю, автор подаёт монолог от первого лица. Герой наблюдает за природой и рассказывает о своих предпочтениях. Он с наслажденьем смотрит, как деревья сбрасывают листья, пруд и дорога замерзают, а сосед спешит на охоту.

Во второй части объясняется его восторг: он не любит весну из-за грязи и неприятного запаха. Осень же – вестница зимы. А уж зима покоряет сердце лирического героя белым снегом, бегом саней.

После краткой зимней зарисовки лирический герой начинает описывать тёплое время года. У большинства людей они вызывают положительные эмоции, но только не у Пушкинского лирического «Я». Он находит в лете недостатки, которые мучают людей: комары, мухи, засухи. В октаве-обращении к лету автор создает интересную метафору, в которой отображает русские народные традиции: «жаль зимы старухи, и, проводив её блинами и вином, поминки ей творим мороженым и льдом». Блины в этих строках символизируют Масленицу.

Далее лирический герой снова возвращается к осенним пейзажам. Он восхищается каждым проявлением золотой красавицы. Даже увядание называет пышным. Лирический герой твёрдо уверен, что осень и зима полезны для его здоровья.

В последних частях стихотворения находим описание зимних вечеров, которые лирический герой проводит в своих думах. В это время им руководит воображение. Так из-под его пера появляются стихотворения. Процесс поэтического творчества в произведении подан как нечто, что происходит само собой, поэт только записывает мысли и рифмы. Произведение заканчивается риторическим вопросом, который каждый читатель может истолковать по-своему.

Композиция

Стихотворение по смыслу можно разделить на несколько частей: пейзажные зарисовки, посвящённые разным временам года, рассказ о вдохновении, окрыляющем поэта в зимнее время. Пейзажные зарисовки расположены не друг за другом, а чередуются в несколько хаотичном порядке. Формально произведение состоит из одиннадцати октав (восьмистиший) и одного моностиха. Особенности формальной организации связаны с тем, что произведение недописанное.
Стихотворный размер – шестистопный ямб. А. Пушкин использует два вида рифмовки перекрёстную АВАВ и парную ААВВ.

Жанр

Жанр произведения – лирическое стихотворение, так как в центре – образ лирического героя, который обращается к читателю, рассказывая о своих мыслях, чувствах по отношению к разным временам года.

Средства выразительности

Практически в каждом стихе «Осени» поэт использует средства выразительности. Это основные инструменты для раскрытия темы и реализации идеи. Также при помощи них создаются образы природы, воспроизводятся чувства и эмоции лирического героя.

Преобладают в стихотворении метафоры: «роща отряхает последние листы с нагих своих ветвей», «будит лай собак уснувшие дубравы», «весной я болен; кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены», «поминки ей творим мороженым и льдом», «желания кипят». Завершающие штрихи «наносятся» при помощи эпитетов: «чахоточная дева», «пышное увяданье». Сравнение всего одно: «как поля, мы страждем от засухи».

Тест по стихотворению

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Дамиль Кулгазинов

    8/8

  • Зарифа Шодмонова

    7/8

  • Юлия Машкина

    8/8

  • Анастасия Стешенко

    5/8

  • Анна Захватова

    7/8

  • Генадий Вранкалов

    8/8

  • Игорь Злынский

    8/8

  • Никита Басманов

    6/8

  • Максим Левин

    7/8

  • Женя Игушкин

    6/8

Рейтинг анализа

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 61.


А какую оценку поставите вы?

  • Осенняя сказка мультфильм 1981
  • Осенняя сказка для малышей кукольный театр
  • Осенняя сказка корейская дорама
  • Осенняя сказка для детей средней группы
  • Осенняя сказка корейская версия