Осенняя сказка речевая игра с музыкальными инструментами

Киселева Нина Геннадьевна,

музыкальный руководитель

МБДОУ «Детский сад

 № 5 «Хрусталик» г. Йошкар-Олы»

Конспект         ООД по музыкальному развитию на тему «Осенняя сказка»

 в старшей группе

 (с использованием элементов системы  К. Орфа)

Цель: создание  атмосферы для максимальной реализации творческих способностей детей, творческое развитие личностного потенциала ребенка, его природной музыкальности, развитие способности к творческому самовыражению. Доставить радость от коллективного музицирования.

Задачи:

— Учить детей слушать метрическую пульсацию, выделять сильную долю, повторять ритмические рисунки; свободно ориентироваться в выборе инструментов для передачи музыкальных образов; передавать в движении, речи и пении метрический пульс, расставлять акценты музыки в движении танца.

— Развивать в игре устойчивый интерес к элементарному музицированию; умение импровизировать различные ритмические рисунки, перестраиваться из круга в пары, врассыпную, планировать своё действие  соответствии с конкретной задачей, осуществлять действие по образцу и заданному правилу. Развивать ориентирование в пространстве, творческое воображение и слуховую фантазию.

— Воспитывать умение творческого взаимодействия в парах, подгруппах, группе. Воспитывать любовь и интерес к творческому музицированию. Способствовать установлению творческой коммуникации между  участниками образовательной деятельности.

Предварительная работа:

— Разучивание стихотворения «Осенняя сказка» (О. Арсеневская) со звучащими жестами.

— Подбор шумовых инструментов, бытовых предметов для озвучивания примет осени.

Оборудование:

— Детские музыкальные инструменты: металлофоны, ксилофоны, маракасы, ложки, тон-блок, треугольники, колокольчики, барабан, шейкер, молоточки, кастаньеты, бубенцы.

— Бытовые предметы: пакеты, бутылки, связка фисташковых скорлупок.

— Иллюстрации волшебного леса.

Приемы:

— Показ – «Зеркало» (дети копируют педагога —  исполняют одновременно со взрослым).

— «Эхо» (педагог задает образец, например, ритмического рисунка, мелодической фразы – дети повторяют).

— Использование звучащих жестов перед введением инструментов.

— Показ иллюстраций.

— Показ рукой направления движения мелодии, изменения динамики.

— Стимулирование творческого воображения: «Сыграй шаги осени, как хочешь», «Покажи. Как двигаются ветки у волшебного дерева».

— Дирижирование.

План ООД:

I. Музыкально-ритмические движения.

1. Музыкальное приветствие со «звучащими жестами» «Мы встали все в красивый круг»;

 «Назови свое имя», «Птица – кар» — ритмические речевые игры.

2. «По лужам» — ритмическая разминка под фонограмму.

II. Активное слушание.

«Волшебный лес» — двигательная импровизация под контрастную музыку.

III. Пение.

1. Распевание.

Упражнение на дыхание;

Упражнение на динамику.

«В октябре» муз. Н. Френкель.

a) развитие звуковысотного слуха.

б) пение без сопровождения, показать рукой направление мелодии.

2. Песня «Ладушки», детский фольклор – петь с жестами в сопровождении «ритмического остинато» ксилофона. При повторении исполнить песню в парах  со сменой партнера.

IV. Игра на инструментах «Осенняя сказка» О. Арсеневской – озвучивание стихотворения музыкальными и самодельными инструментами.

V. «Дирижер» — танцевальная игра с инструментами. Музыкальное прощание.

Ход:

  1. Дети входят в зал под музыку, встают в круг. Все последующие задания выполняют одновременно с педагогом.

Музыкальное приветствие «Мы встали все в красивый круг».

Мы встали все в красивый круг,        (Cтоят в кругу, хлопают, ножки – «пружинки» на         

Играть сейчас начнем,                          протяжении всей песни;

Возьмем друг друга за руки                 Берутся за руки 

И ручки всем пожмем.                          Пожимают.

Мальчишки здесь, девчонки здесь,     Качают сцепленными руками

Мы всем «привет» споем,

Похлопаем в ладоши мы                      Хлопают

 И ручками взмахнем: Привет!!!         Взмах двумя руками.)

Садятся на пятки в круг.

—  Давайте назовем свои красивые имена. Ритмическая игра «Назови имя».

Начинают по очереди прохлопывать свои имена (solo), группа повторяет хором «ласковое» имя (tutti), шлепая по коленям (Ми-ша – Ми-шень-ка, И-ра – И-роч-ка).

— А сейчас давайте встанем и повторим нашу осеннюю игру…

Речевая игра в сопровождении звучащих жестов «Птица – кар-кар-кар»

Птица – кар-кар-кар,            Прямые руки вперед, кисти-клювики открываются ритмично

Ветер – хлоп-хлоп-хлоп,      Хлопки над головой

Дождик – кап-кап-кап.         Шлепки по коленям

Ножки – топ-топ-топ.           Руки на  поясе, притопы

Мама – ах-ах-ах.                   Руки на голову, ритмичные наклоны головы вправо-влево

Детки – ха-ха-ха.                  Руки вперед – кисти-«фонарики»

Лужи – бульк-бульк-бульк. Руки поочередно вперед, кисти сжимаются-разжимаются

Туча – бах-бабах!                 Прыжок, руки в прыжке изображают молнию, застывают в      

                                               красивой выразительной позе.

 — И дождь пошел, побежим по лужам…

Ритмическая разминка «По лужам» («Только дождик кончился, кончился под ужин…».

Вступление. Двигаются врассыпную по всему залу на подсоках.

1 куплет. Идут маршем на места (на метки на полу в шахматном порядке). На повторение последней фразы кружатся вправо на маршевом шаге.

Припев. «По лужам» — прыжок вправо с хлопком;

               «По лужам» — прыжок влево с хлопком.

«Весело и дружно» — пружинка или мелкие подскоки с поворотами на месте.

2 фраза – движения повторяются.

«Какое счастье!» — Руки скрестно вверх и через стороны вниз.

4 фраза – движения повторяются.

Проигрыш – присесть в твистовом движении и встать, скрестив руки у груди, «строгий» взгляд.

2 куплет. 1 фраза – «Строгая мама со скрещенными руками, правая нога вперед. Носок ритмично вверх-вниз.  «Знаете отлично» — погрозить пальчиком.

«Что приличным дамам» — две руки вперед. «Прыгать неприлично» — отрицательный жест рукой и головой. На повторение – кружатся вправо.

Припев. Движения те же.

Проигрыш. Подскоки врассыпную по залу.

3 куплет. Движения 1 куплета.

Припев. Движения те же. На повторение хлопают над головой на «пружинке» до конца музыки.

– А теперь встаньте врассыпную по всему залу, мы все превращаемся в волшебный лес. Волшебный лес может быть добрым, сказочным, светлым и приветливым (Показ иллюстраций). А еще может быть страшным, темным, злым, густым и корявым. Вы внимательно слушаете музыку и танцуете танец волшебного леса…Каждое дерево танцует по-своему…

Активное слушание (двигательная импровизация) «Волшебный лес»

Педагог играет импровизацию на фортепиано, дети придумывают волшебные движения, соответствующие мелодии, гармонии, ритму, динамике.

— Сейчас деревья набирают воздух, задерживают дыхание…и выдыхают с шумом (на вдох  надувается живот и щеки, на выдох — губы трубочкой). Дети выполняют упражнение.

Теперь смотрим на мои руки и поем с закрытым ртом (ммм) так, как  я показываю. Педагог сужает и расширяет ладони. Сужение означает пение тихим звуком, расширение – громким. Дети подстраиваются под звук и увеличивают или уменьшают силу голоса, глядя на руки педагога.

— А в волшебном лесу красивое эхо раздается.

Педагог поет гласные звуки. Дети повторяют, приставляя руки ко рту.

Педагог предлагает опуститься на ковер и сесть (на пятки).

— Давайте споем песенку «В октябре», показывая рукой, куда идет мелодия.

Ля, соль, фа, фа, ми, ми, ре,        

Плачет осень в октябре,

Сыплет дождик во дворе,

Ля, соль, фа, ми, ре.

Дети поют вместе с педагогом без сопровождения, показывая рукой направление мелодии.

— Любимую песню «Ладушки» сегодня споем необычно: я буду подыгрывать вам на ксилофоне.

Ладушки, ладушки,                 Дети стоят в парах: хлопают в ладоши перед собой.

Где были? – У бабушки.      Затем в ладоши соседа (если по одному: хлопок перед собой-

— Что ели? – Кашку.                шлепок по коленям).

— Что пили? –Молоко.

Кашка сладенька.

Бабушка добренька.

Дедушка – недобр:                 Руки на пояс. Голова наклоняется вперед, взгляд исподлобья.

Поварешкой в лоб –              Поют «сердитым» низким голосом.

Бум!                                         Ставят кулачок на лоб своей пары (если по одному – себе).

Дети поют по одному, сопровождая песню звучащими жестами. Педагог играет остинатный ритм на ксилофоне. При повторении песни дети встают в пары (на проигрыш – пары меняются).

— Молодцы, в следующий раз кто-то из вас будет играть вместе со мной на ксилофоне.

На прошлом занятии мы вместе подбирали инструменты для изображения дождя, шуршащих листьев, воя ветра, придумывали, как можно сыграть дятла, прыгающую белку. Посмотрите на инструменты на столике. Давайте вместе подумаем, как можно озвучить нашу «Осеннюю сказку» с помощью вот этих инструментов.

Педагог читает строчку стихотворения, дети называют возможные инструменты (несколько вариантов).

Тихо ходит по дорожке              

Осень в золотых сапожках.

То листочком зашуршит,          

То дождинкой зазвенит.

Раздается звонкий стук –

Это дятел тук да тук.

Дятел делает дупло.

Белке будет в нем тепло.

Ветерок вдруг налетел

И листвою зашумел.

Громко завывает,

Тучи нагоняет.

Дождик  — динь, дождик – дон,

Звонких капель перезвон.

Все звенит, шумит, поет,

Осень яркая идет!

Большой барабан, ручной барабан, гусли.

Маракас, пакеты, фисташковые скорлупки, шейкер.

Колокольчик, треугольник, металлофон, бубенцы

Ложки, тонблок, ручной барабан, ксилофон.

Ксилофон, круговой ксилофон, кастаньеты.

Пакеты, круговая трещотка.

Бутылка, дудка, флейта.

Колокольчик, треугольник, металлофон, бубенцы.

Все инструменты одновременно.

— А сейчас попробуем сыграть. Очень интересно, что у нас получится. Возьмите инструмент, какой вам хочется. Кто будет «Осенью»? Какой инструмент ты выберешь? Кто будет листиком? Дождинкой?

Инструменты могут быть разными, например дождинки изображают ребенок с колокольчиком и ребенок с треугольником; белку – ксилофон и тон блок, кастаньеты и т.д.

Далее распределяются все инструменты, дети встают в определенной последовательности (по тексту стихотворения).

Педагог читает строку, а  дети ее озвучивают. Педагог хвалит детей, обращает внимание на интересные изобразительные решения.

— А сейчас вспомним нашу игру в «Дирижера». Выбирайте себе инструмент. Смотрите внимательно на мои руки.

Дети ходят под музыку («Джефри-миксер») врассыпную по залу, пританцовывают и играют на выбранном инструменте. На первую музыкальную паузу замирают в танцевальном движении с инструментом, на вторую – обмениваются инструментами.

 — Дети, сегодня вы хорошо пели, играли, танцевали. А помогали нам наши любимые инструменты. В следующий раз нас ждут новые увлекательные игры и мелодии волшебной страны, под названием «Музыка», в которую, попав однажды, уже никогда не хочется покидать.

Музыкальное прощание.

Вместе хлопнули в ладоши,      

Дружно топнули ногой.            

Все, во что мы здесь играли,    

Мы запомнили с тобой.

До свидания споем,

Мы сюда еще придем.

До свидания!

Хлопок над головой.

Топают.

Прыжки на месте с поворотами.

Плавные махи руками над головой.

Конспект

 непосредственно организованной образовательной деятельности

 по музыкальному развитию

 детей старшего дошкольного возраста

на тему: «Осенняя сказка»

Подготовила:

музыкальный руководитель

 МБДОУ «Детский сад № 436»

 Максимова В.В.

2016 год

Цель: развитие музыкальных способностей детей, индивидуальности, креативности, развития творческого мышления.

Задачи:

  1. Способствовать формированию представлений о возможных вариантах движения музыкальной линии (прямые, ломанные, кривые).
  2. Способствовать формированию умения получать удовольствие  от процесса музицирования с использованием  звучащих жестов.
  3. Способствовать формированию  представлений  о широких возможностях звучащих жестов  тембрового ансамбля «инструментов».
  4. Развивать музыкальность детей в разных формах музицирования.
  5. Воспитывать интерес к музыке, творчество, креативность.

Материалы:

Конверт, музыкальный диск, листья бумажные разноцветные 12 штук, музыкальные инструменты (треугольник, колокольчик, металлофон, барабан маракас, бубен, дудочка, бумага), зонтики 4 штук,  4 больших кленовых листиков, голосовые карты « Музыкальные узоры», шишки, яблоко, венок из цветов, бочонок деревянный, волшебная палочка с листьями, интерактивная доска, ноутбук, 12 разноцветных ленточек.

Предварительная работа:

  1. Разучивание   общего танца- выхода « Тропинка – торопинка»;
  2. Разучивание песни «Прогулка в лес»;
  3. Разучивание танца «Зонтики»;
  4. Знакомство с звучащими жестами, голосовыми картами.

Ход занятия

Дети заходят в зал музыкальной композицией

 «Тропинка — торопинка»

Музыкальный руководитель ( в Дальнейшем М.Р.): Ребята я очень рада ,что тропинка привела вас в  музыкальный зал. Посмотрите сколько к нам пришло гостей , давайте с ними поздороваемся , но так как мы с вами на музыкальном занятии , то и поздороваемся мы по музыкальному.

Поют шутливое  приветствие с гостями.

Дети: Здрасте, здрасте мы вас ждём.
Гости: Промочило нас дождём.
Дети: Ожидали мы гостей.
Гости: Мы промокли до костей.
Дети: Где ваш зонтик?
Гости: Потеряли.
Дети: Где галоши?
Гости: Кот унёс.
Дети: Где перчатки?
Гости: Скушал пёс.
Дети: Это гости не беда,
Гости:здрасте…
Дети: Заезжайте в ворота,
Гости:здрасте
Дети: Поднимайтесь на порог,
Гости:здрасте
Дети: К нам на яблочный пирог!

Дети садятся на коврик

М.Р.: Ребята, знаете,   когда я сегодня пришла в музыкальный зал, то увидела на столе вот такой интересный конверт,  как вы думаете  кто нам его прислала ?

Ответы детей

М.Р.: давайте посмотрим , что там внутри.( открывает конверт, а  в нем диск с осенней тематикой)

М.Р: А давайте его посмотрим и узнаем что же это? (Варианты ответов детей).

На экране появляется Осень

Осень: «Здравствуйте, ребята. Мне очень жаль, но прийти к вам вовремя я не смогу, потому, что потерялась   моя осенняя палитра  осенних красок. А без них осень совсем не красивая, серая и унылая. Ребята, я прошу вас мне помочь отыскать мою палитру, одной мне их не найти.

М.Р.: Ребята как вы думаете что же нам нужно сделать чтобы помочь осени? (Варианты ответов детей).

М.Р. : Молодцы, я всегда знала, что вы никого  не оставите в беде.

Но  где же мы будем их искать? Ребята как вы думаете? ( на экране появляется карта). Но что это смотрите, осень предлагает  нам совершить путешествие с помощью волшебной карты и таким образом отыскать  свою палитру.Эта карта не простая, она состоит из разных полянок , на которых нас ждет много сюрпризов и заданий , выполнив которые мы обязательно отыщем все краски осени. А помогать перемещаться нам будет вот такая волшебная палочка.

Ну что, начнем наше путешествие? (Варианты ответов детей).

М.Р.: Тогда  отправляемся.  Закрывайте глазки, раз , два три палочка нам помоги.

На экране появляется Полянка «Ушки на макушке»

Наша первая полянка называется «Ушки на макушке».

М.Р: Ребята, а вы знаете, сегодня утром я услышала одну  красивую мелодию,  она мне  очень понравилась, и я хотела чтобы вы тоже ее послушали.

Послушайте и представьте осенние пейзажи. Давайте пофантазируем.

Дети слушают музыку.

М.Р.: Ребята, как вы думаете о каком времени года эта музыка? (Варианты ответов детей). Это произведение называется «Осенняя песнь»,  а  написал  его русский композитор П.И. Чайковский. Ребята а расскажите п��жалуйста, какая это музыка, какое  настроение у этой музыки. (Варианты ответов детей).

М.Р.: Эта музыка о поздней осени, в ней  слышится грусть   об ушедшем лете.

Ребята,  а вы знаете перед  каждым  произведением  в сборнике  « Времена года естьстихотворение. Перед « Осенней песней»  стихотворение А.К. Толстого:

Осень , обсыпается весь наш бедный сад

Листья пожелтелые по ветру летят.

Ребята, а какие бы вы подобрали краски для этой музыки, посмотрите на нашей полянке лежат разноцветные листочки, выберете те цвета, которые подходят к этой музыке. А палочка нам поможет, на кого она укажет тот и пойдет выбирать листочек.

Дети выбирают подходящие по цвету листья

М.Р.: Ребята, а почему вы  подобрали такие цвета.?

Дети отвечают

М.Р. :Эта музыка о поздней осени и цвета у нее  тоскливые ,чем у ранней  осени.

М.Р.: Ребята , смотрите на палитре появились первые краски, а мы двигаемся дальше. Закрывайте глазки, раз, два, три палочка нам помоги. На  интерактивной доске  появляется слайд  полянки «звонкий голосок».

М.Р.: Следующая полянка называется «Звонкий голосок»

Выходите  на полянку.( дети выходят в центр, встают в полукруг около интерактивной доски.)

М.Р.: На этой полянке нужно спеть веселую  песенку, но для начала мы разогреем свой голосок, а помогут нам в этом волшебные  карты « Музыкальные узоры». Я предлагаю вам   немного поиграть  с нашим  голосом.

Карта линий

Ребята, посмотрите на что похож этот рисунок? (Варианты ответов детей).

М.Р: А  давайте представим, что это музыкальная  ниточка, и мы попробуем ее вытянуть из своего ротика и намотать га катушечку палец. А сейчас поиграем, возьмем два клубочка и размотаем их на полу, потом будем двигаться вдоль своей ниточки и пропевать её, представим что мы идем по тропинке в осеннем лесу.

Игра « Клубочки»

Следующая карта «волны»

Ребята а на что похожа эта карта? (Варианты ответов детей).

М.Р.: Хорошо, а знаете ребята, я так скучаю по лету, мне очень хочется покататься, на  морских волнах , Мы можем сейчас тоже покататься на волнах , но не на морских а на голосовых. Пропевая  линию, будем рисовать ее  рукой в воздухе.

«Волны»

Появляется карта «Пирамида»

А вот эта карта , на что она похожа? (Варианты ответов детей).

М.Р.: Давайте вместе поиграем и  построим музыкальную  пирамиду .

Появляется карта горка

Посмотрите ребята, есть у меня вот какая карта, а она на что похожа

«Горка»

Давайте вместе скатимся с горки голосом.

Появляется карта « Искорки»

А чем отличается  этот рисунок от всех остальных? (Варианты ответов детей).

Давайте поиграем,  нарисуем голосом разговор звездочки и совы.( девочки поют за звездочку, а мальчики за сову)

М.Р.:  Ребята, а сейчас я предлагаю отправиться в осенний лес и вместе с листочками закрепить наше распевание .

Видео игра с голосом «Осенние листочки или « Ветер»

М.Р.:  Ну вот , голос наш стал совсем  звонким ,   а теперь с песней вместе в лес заглянем, и немного погуляем.

Песня «Прогулка в лесу»

После песни садятся на волшебные стульчики

На экране появляется палитра красок

М.Р.: Ребята, вот и новые краски появились на палитре. А мы отправляемся дальше в путь. На экране появляется вопросительный знак. Но что это ребята, на пути у нас загадка. Чтобы попасть на следующую полянку , нам нужно  её разгадать.

По крышам прохаживается.
К работе прилаживается.
Стукнет, брякнет молоточком
По деревьям и досочкам.
Молоточек водяной
И стоит в саду стеной.
( дождь)

(Варианты ответов детей).

М.Р: Правильно ребята. А как вы думаете,  можно ли с помощью каких —  нибудь  музыкальных инструментов изобразить звук дождя.?

(Варианты ответов детей).

На доске появляются  картинки музыкальных инструментов.

М.Р:  Сейчас волшебная палочка выберет того, кто покажет нам  звук каких инструментов похож на звук дождика.

Дети выбирают инструменты

На экране появляется палитра.

М.Р.: Ребята, наша палитра уже почти вся заполнилась красивымиосенними красками. А у нас впереди еще одна полянка. Что же нас ждет ? Закрывайте глазки, мы отправляемся дальше.

На экране появляется Полянка « Весёлый каблучок»

М.Р.:  Ребята, а скажите мне пожалуйста  есть ли у вас с собой ещё  какие — нибудь музыкальные инструменты, которыми можно было украсить муз.произведение

(Варианты ответов детей).

М.Р.: тогда давайте поиграем в одну игру, посмотрите на свои ручки, ножки, язычок, все это можно использовать  вместо музыкальных инструментов.

Игра « Тюшки  – тютюшки»

Тюшки–тютюшки –сделаем хлопушки (м.р. прохлопывает ритм, дети повторяют хлопками  со словами , без слов)

Тюшки-тютюшки сделаем шлепушки (м.р. шлепает ритм  по бедрам, дети повторяют со словами , без слов)хорошо живет на свете вини пух

Щелкушки Щелк щелк-   шлеп шлепшлеп

Тюшки-тютюшки хлопушки топотушки (муз.р. прохлопывает и протопывает ритм, дети повторяют со словами , без слов)

Бомбушки( по груди)

Бом бомбомбом    — топ топтоп

М.Р.: Молодцы ребята.

М.Р.: Но , посмотрите , снова на пути загадка.

Из сумочки сыночек —
Над головой грибочек.
Тень в жару он создаёт,
А если небо слёзы льёт, 
Он промокнуть не даёт (зонт).

(Варианты ответов детей).

М.Р.: Зонтик мы раскроем дождик нам не страшен, весело смеёмся и по лужам пляшем. Дружно зонтики возьмем и плясать  сейчас пойдем.

Выходят 4 девочки, исполняют танец с зонтиками.

«Танец с зонтиками»

После танца садятся на места.

М.Р.: Ребята , смотрите, а вот и вся палитра наполнилась красками. Значит мы справились со всеми заданиями, которые встретились  нам на пути.

 Но, как же нам рассказать  об этом осени,  чтобы она услышала? (Варианты ответов детей).

М.Р.: Ребята, а давайте мы расскажем  сказку для осени  но не простую , а  сказку — шумелку.

Тогда выходите на полянку и садитесь в кружок.

М.Р:  достаёт   шумовые музыкальные инструменты

Дети садятся в круг

ОСЕННЯЯ СКАЗКА — шумелка
(речевая игра с музыкальными инструментами) 


Тихо бродит по дорожке 
Осень в золотой одежке /тихо бьют ладошками по барабану 
Где листочком зашуршит /
лист бумаги
Где дождинкой зазвенит /
колокольчик 
Раздается громкий стук 
Это дятел — тук да тук!
/деревянные палочки,
Дятел делает дупло 
Белке будет там тепло /
ксилофоны 
Ветерок вдруг налетел 
По деревьям пошумел
/`шуршалки
Громче завывает 
Тучки собирает /
свистулька
Дождик — динь, дождик — дон! 
Капель бойкий перезвон
/треугольники, металлофон 
Все звенит, стучит, поет 
Осень яркая идет!
/все инструменты.

Под музыку входит Осень

Осень: Здравствуйте мои друзья , очень рада всех вас видеть я. Услышала я вашу сказку и сразу пришла..  Я рада что вы смогли с помощью моей карты найти

 Все мои осенние краски. Теперь я смогу природу раскрасить в яркие красивые тона.

А у меня забот так много я зову вас на подмогу. Есть у меня разноцветные ленточки, возьмите их и помогите мне  раскрасить все вокруг.

Музыкальная игра «Цветной хоровод»

Осень: Вот спасибо вам друзья,  вы настоящие помощники. И я хочу отблагодарить вас за это, примите в подарок мои осенние дары.

Раздает угощения , прощается, уходит

М.Р.: Какое интересное путешествие совершили мы с вами сегодня, но и нам пора уже прощаться с нашими гостями.

Песня – попевка «До свидания…»

Дети: Гости мы вам были рады

но прощаться нам пора

До свиданья до свиданья,

уезжаем со двора.

Паровозиком уезжают из зала вместе с воспитателем.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 26

Конспект музыкального занятия

«Осеннее настроение»

Область: «Художественно-эстетическое развитие»

Составил:

музыкальный руководитель

I квалификационной категории

Харитонова Лариса Николаевна

Проект

Автор проекта: Харитонова Л. Н.

Возраст детей: подготовительная группа

Вид проекта: творческий, деятельный.

Продолжительность: 30 минут.

Участники проекта: дети подготовительной группы, музыкальный руководитель, воспитатель

Актуальность проекта: Структура современного музыкального занятия немыслима без интеграции образовательных областей и разных видов детской деятельности. Такие занятия способствуют формированию целостных представлений об окружающем мире, помогают раскрытию личности ребенка, его индивидуальности, развитию творческого потенциала, основанного на самовыражении, на сотрудничестве и сотворчестве.

Тип занятия: интегрированное

Цель: Формирование целостного представления об осени через восприятие музыкальных и художественных образов

Задачи:

1. Образовательная:

— обогащать музыкальные впечатления детей, вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки, формировать музыкальный вкус, развивать музыкальную память.

— закреплять знания детей о средствах музыкальной выразительности в музыке (лад)

— способствовать развитию мышления, фантазии, памяти, слуха.

— закреплять умение петь коллективно, с музыкальным сопровождением

2. Развивающая:

— развивать певческие навыки; формировать навыки художественного исполнения различных образов

— способствовать развитию творческой активности детей в музыкальной исполнительской деятельности (игра в оркестре, пение, танцевальные движения и т. п.) .

3. Воспитательная:

— развивать у детей позитивную оценку действительности, взглядов, вкусов с учетом ярко выраженных индивидуальных психофизических особенностей

-воспитывать эстетический вкус в передаче образа

-совершенствовать и развивать коммуникативные навыки ребенка

— воспитывать умение общаться через песню и танец

Методы и приёмы: наглядный (иллюстративный), словесный (беседы, вопросы, создание проблемных ситуаций), практический (игровой, творческий, погружение в музыку).

Предполагаемые виды деятельности:

  1. музыкальная

  2. коммуникативная

  3. познавательно-исследовательская

  4. изобразительная

  5. двигательная

  6. восприятие художественной литературы

Интегративные средства: художественное слово, наглядность (иллюстрации, портреты композиторов, видеофильм, оформление зала), проблемные ситуации, свободное общение детей со взрослыми и сверстниками

Предварительная работа:

  1. прослушивание музыки П. И. Чайковского

  2. разучивание осенних песен

  3. разучивание фонопедических упражнений, речевых игр, динамических упражнений

  4. показ движений для танца с листочками

Дидактический сервис:

  1. Заготовки для творчества детей (разноцветные пакеты, ножницы)

  2. Листочки для дыхательных упражнений

  3. Картины с изображением осенних пейзажей (на носителе)

  4. Пособие для музыкально-дидактической игры «Солнышко и тучка»

  5. Телевизор

  6. Портрет композитора П. И. Чайковского

Музыкальный материал

1. «Осенняя песнь. Октябрь.» П. И. Чайковского,

2. Музыкальное двигательное упражнение «По дорожке мы шагаем» слова и музыка М. Картушиной

3. «Сладкая греза» (отрывок) П. И. Чайковского,

4. Песня «Листопад» слова Е. Авдиенко, музыка Т. Попатенко; «Журавушка» слова А. Вольского, музыка Е. Зарицкой; «Колючий дождик» музыка и слова А. Евтодьевой

5. Распевка «Листопад»

Литература:

1. О.Н. Арсеневская, «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду» – Волгоград, из. «Учитель», 2011.

2. Технология интегрированного занятия в ДОУ. С. Д. Сажина

3. «Музыкальный руководитель» №2, 2011, «Беседы о музыки со старшими дошкольниками»

4. Методика музыкального воспитания в детском саду. Издание второе, исправленное и дополненное, под редакцией Н.А.Ветлугиной // Москва, «Просвещение», 1982г.

  1. Вокально-хоровая работа в детском саду М. И. Картушиной

План занятия

Время

Формы работы с детьми

Задачи

Вводная часть

3 минуты

Введение в тему – вопросы к детям; коммуникативная игра «По дорожке мы шагаем»

Создать эмоциональный настрой, формировать интерес к занятию

Основная часть

25 минут

3 минуты

Слушание музыки П. И. Чайковского «Осенняя песнь» с просмотром картин природы, чтение стихотворения об осени

Закреплять умение внимательно слушать музыку, обогащать музыкальный опыт, учить высказываться о характере музыки; усиливать эмоциональное впечатление чтением стихов и просмотром картин об осени

1 мин.

Речевая игра со звучащими жестами «Листопад» О. Н. Арсеневской

Развивать ритмические способности, умение соотносить слова с жестами, умение слышать изменение динамики (громко – тихо)

2 мин.

Дыхательное упражнение «Ветерок» под музыку Чайковского «Сладкая греза» (отрывок)

Развивать дыхание, учить брать короткий вдох и длительный выдох

1 мин.

Фонопедическое упражнение «Осень» В. Емельянова

Укреплять голосовой аппарат ребенка, формировать гласные, слушать унисон

2 мин.

М/д игра «Солнышко и тучка»

Развивать музыкальную грамотность, закреплять понятие мажорного и минорного лада в музыке

7 мин.

Исполнение песен об осени (по выбору и желанию детей)

Узнавать знакомые песни. Закреплять умение петь после вступления всем дружно. Исполнять самостоятельно разнохарактерные песни, передавая разное настроение в музыке.

2 мин.

Беседа о приметах осени

Формировать умение высказываться, отвечать полным ответом

3 мин.

Речевая игра с музыкальными инструментами «Осенняя сказка» Т. Э. Тютюнниковой

Развивать творчество и фантазию в игре на музыкальных инструментах, выбирать для передачи образа соответствующие инструменты

4 мин.

Изготовление осенних листочков из бросового материала

Развивать вкус, воображение, умение вырезать из различного материала контур листика

Заключительная часть

2 минуты

Подведение итога занятия

Формировать умение высказываться о своих впечатлениях

Ход занятия

Дети под спокойную музыку заходят в музыкальный зал.

Музыкальная попевка «Здравствуйте ребята».

Муз. р.: Ребята, сегодня я предлагаю вам отправиться на прогулку в осенний лес. Осень самое красивое время года! Если бы вы были художниками, какие бы краски взяли для осенней картины?

ОТВЕТЫ (красные, желтые, оранжевые, бурые, синие и т.д.)

Муз. р.: Какие разные краски у осени! А вы знаете, что осень может быть разной и по настроению. С одной стороны она скучная, тоскливая и грустная, а с другой – яркая, золотая, сверкающая, завораживающая своей красотой. Вы хотели бы познакомиться с такой разной осенью? Тогда в путь! А поможет нам музыка!

Коммуникативная игра «Здравствуйте!»

Музыка и слова М. Картушиной

Дети идут хороводным шагом и выполняют движения по тексту

1. По дорожке мы шагаем и друзей своих встречаем.

Здравствуй, солнце! Здравствуй, речка!

Здравствуй, белая овечка!

Здравствуй, козлик! Здравствуй, кот, тот, что моет лапкой рот!

2. По дорожке мы шагаем и друзей своих встречаем.

Здравствуй, белка! Здравствуй, стриж!

Здравствуй, заинька-малыш!

Здравствуйте, мои друзья!

Очень рад всех видеть я!

Муз.р.: Давайте присядем, отдохнем, полюбуемся осенними зарисовками и послушаем музыку.

Активное слушание.

Звучит музыка П. И. Чайковского «Осенняя песнь», одновременно демонстрируются осенние пейзажи.

Муз.р.: Вы узнали это произведение. Кто композитор? Сегодня оно звучало необычно, его исполнял ни один инструмент, а много. А когда звучит несколько инструментов, это называется…

Дети: Оркестр.

Муз. р.: Какое настроение передала нам музыка?

Дети: Грустное, печальное, тоскливое…

Муз. р.: Такое же настроение можно передать в стихах. А вы знаете стихотворение об осени?

Стихотворение об осени

Муз. р.: В музыке П. Чайковского, как и в стихотворении, осень грустная и тоскливая… А что радостного есть в осени?

Ответы: (красивые листья, приносит урожай и т. д.)

Муз. р.: Давайте не будем грустить и прочитаем все вместе веселое стихотворение, будем читать громко и тихо.

Речевая игра со звучащими жестами «Листопад»

Громко: Осень! Осень! Листопад! – ритмичные хлопки.
Лес осенний конопат. – щелчки пальцами.

Тихо: Листья рыжие шуршат – трут ладошкой о ладошку.
И летят, летят, летят! – качают руками.

Громко: Дождь, дождь, дождь с утра – хлопки чередуются со шлепками по коленям.
Веселится детвора. – легкие прыжки на месте.

Тихо: Дождик, нас не поливай, – грозят пальцем.
Лучше капельки считай. – стучат пальчиком левой руки по ладошке правой руки.

Муз. р.: На нашей осенней полянке стоит какое-то дерево. Кто узнал, что это за дерево?

Дети: клен.

Муз. р.: Давайте поиграем с его листочкам. Превратимся в ветерок и будем долго дуть, чтобы листочки начали танцевать.

Дыхательное упражнение «Ветерок» под музыку Чайковского «Сладкая греза» (отрывок)

Дети дуют на листики, которые держат за ниточку и заставляют их «танцевать», выполняя длинные и короткие выдохи.

Муз. р. Все деревья разбудила осень в лесу, они ожили и запели.

Фонопедическое упражнение «Осень»

Идет осень по лесу, шуршит листвой.

Дети произносят «шур…шур…» и скользят ладонями друг о друга

Прикоснется осень рукой к березке,

пожелтеют листья и запоют свою песенку.

Делают crescendo и diminuendo на звук «А», развернув ладони параллельно друг другу, разводя руки в стороны на усиление звука и приближая ладони друг к другу на затихание; когда ладони сложены вместе, наступает тишина

Прикоснется к рябинке,

Покраснеют листочки, запоют свою радостную песню.

Делают crescendo и diminuendo на звук «О»

Заденет осинку,

Красные листья запоют.

Делают crescendo и diminuendo на звук «Э»

Взмахнет руками Осень,

Запоет ветер.

Делают crescendo и diminuendo на звук «У»

Затрепещут, задрожат листья на деревьях,

Произносят «ш-ш-ш…», подняв руки вверх и легко встряхивая кистями.

Полетят на землю разноцветным дождем.

Произносят «п…п…», постепенно опуская руки

Муз. р. Посмотрите, ребята, какая красивая корзинка, а сколько разноцветных листочков ней лежит… Но они необычные: на них что-то написано… В них Осень спрятала свои загадки. Попробуете их отгадать?

Игровой момент «Осенняя корзинка»

Дети по желанию достают листочки из корзинки, на которых написано задание и выполняют его.

1. На желтом листочке написано: «Какое средство музыкальной выразительности используется для передачи настроения в музыке?»

ОТВЕТЫ (лад, мажор и минор)

Проводится музыкально-дидактическая игра «Солнышко и тучка» на определение мажорного и минорного лада

Музыкальный руководитель пропевает попевку: «Листопад, листопад, листья по ветру летят» по звукам трезвучия сверху вниз в мажоре и в миноре, дети поднимают соответствующие карточки.

2. На зеленом листочке: «Назовите приметы осени».

3. На красном листочке: «Узнай песню по картинке». На экране появляются осенние картины с изображением перелета птиц – соответственно дети по желанию исполняют «Журавли». Изображение осеннего листопада – песня Т. Попатенко «Листопад». Изображение «Осеннего дождика» — песня «Колючий дождик»

4. На оранжевом листочке – изображение музыкального инструмента (треугольник)

Муз. р: У нас еще листочек есть (оранжевый). Появляется изображение музыкальных инструментов. Осень хочет, чтобы мы превратились в музыкантов. Ребята, хотите помузицировать? Когда на улице непогода, можно рассказывать добрые музыкальные сказки. Сейчас будет звучать музыка, а вы постарайтесь передать звуки осени с помощью разных инструментов.

Речевая игра с музыкальными инструментами «Осенняя сказка»

Дети выбирают музыкальные инструменты, вступают в игру в соответствии с текстом по указанию музыкального руководителя.

Тихо бродит по дорожке  Тихо бьют ладошками по барабану.
Осень в золотой одежке.
Где листочком зашуршит,  Маракасы.
Где дождинкой зазвенит.  Колокольчик.
Раздается громкий стук:  Деревянные палочки, кубики.
Это дятел – тук да тук!
Дятел делает дупло –  Ксилофоны.
Белке будет там тепло.
Ветерок вдруг налетел,  «Шуршалки»
По деревьям пошумел,
Громче завывает,  Тремоло бубнов..
Тучки собирает.
Дождик – динь, дождик – дон!  Металлофоны.
Капель звонкий перезвон.
Все звенит, стучит, поет –  Все инструменты.
Осень яркая идет!

Муз. р. Посмотрите, ребята, какой необычный листочек остался на дне корзинки! Из чего же он сделан? А вы хотите смастерить такие листики? Тогда приступайте. Детям предлагаются заготовки-прямоугольники из разноцветных пакетов, они выбирают цвет и вырезают листочки под музыку.

Муз. р. Ребята, какая осень вам больше всего запомнилась на сегодняшнем занятии — печальная или радостная? (Дети делятся своими впечатлениями). Вы сегодня справились со всеми заданиями и сделали такие красивые листочки! Я предлагаю вам отправиться в группу и придумать танец со своим листочком. До свидания.

  • Осенняя сказка про ежика
  • Осенняя сказка поделка в школу 2 класс
  • Осенняя сказка поделка в детский сад из природного материала
  • Осенняя сказка ежик и медвежонок
  • Осенняя сказка новицкая разбор стихотворения