Осетинские народные сказки для детей на русском языке

Осетинские народные сказки на русском языке

  

Осетинские народные сказки на русском языке. Полный список.
 

Алдарский сын
Бедняк и его жена
Бедняк и хан-богач
Бедняк Цупара и лиса
Баран и заяц
Барс ищет супротивника
Бедняк, волк и лиса
Барс, медведь и волк
Бедный мальчик-батрак
Бедняк и богатей
Бедняк и семь уаигов
Бездомная собака
Благодарный человек
Богатырь Домбай
Вдовий сын
Волк и семь коз Газза
Волшебный пояс
Волк и лиса
Волк и теленок
Глупый сын
Два подарка
Девушка-сирота
Ежи, медведь и олень
Единственная дочь бедных родителей
Единственный сын бедной старухи
Единственный сын бедных родителей
Как мышь женилась
Коза и заяц
Кот, медведь, волк и лиса
Летучая мышь и кузнечик
Лиса и лисенок
Лиса и бедный Цупара
Лиса со щенком
Мальчик-с-Пальчик, сын бедняка
Мышь, муравей и блоха
Мышиная свадьба
Мышь, муравей и блоха
Небесное зеркало
Неблагодарный богач
Неразумный сын
Олень, медведь и два ежа
О бедняке и старике
О насильнике, искателе супротивника
Правдивый и в воде не тонет
Солнце и лягушка
Сослан и сын Каздыга Бат
Сын свинопаса
Своевольная кривобокая девица Каскатина
Сказка о насильнике
Состарившийся кот
Сын собаки
Три брата
Три сына бедняка
Табунщик Кой, сын алдара
Фунуктиз, младший из трех братьев
Халын Бараг
Ханский сын
Царь джиннов и бедняк
Царь джиннов
Чудесный пояс
Человек и еж
Человек говорящий «спасибо»

Читать все осетинские сказки.Содержание.
Перейти в раздел «Народные сказки»

 
XX век привнес в осетинскую литературу много нового, в том числе и то, что система жанров в ней обогатилась благодаря зарождению и расцвету литературной сказки. В лучших своих образцах осетинская литературная сказка восприняла то ценное, что было выработано традиционным фольклором, соединив нравственные ценности и художественные достижения народа с авторским талантом.

 
Начало осетинской литературной сказки было ярким, значимым. Зарождение ее связано с именем основоположника осетинской литературы Коста Левановича Хетагурова. Позже осетинская сказка заняла свое место в творчестве таких писателей, как Сека Гадиев, Нигер, Созырыко Бритаев, Давид Хетагуров, Давид Дарчиев, Гриш Плиев, Борис Муртазов, Георгий Дзугаев… Традиции старшего поколения продолжили и современные осетинские писатели: Саламджери Ситохов, Руслан Тотров, Музафер Дзасохов, Мелитон Казиев, Геор Чеджемов, Клара Джимиева-Кантемирова, Алеш Гучмазов, Залина Дзуцева и многие-многие другие.

 
Стихотворение-сказка Коста «В пастухах» («Лæскъдзæрæн») представляет собой поэтическую обработку народной сказки. Это отмечали многие исследователи: Семенов Л.П., З.М. Салагаева, Г.И. Кравченко, Дзуццаты Х-М., Хадарцева А.А. и др.

 
В основе ее – два фольклорных сюжета: «Кто больше?» (или «Кто сильнее?») и словесное состязание бедняка и великана. Сюжеты эти являются «бродячими», мы встречаем их не только в осетинских народных сказках («Георгий Победоносец в гостях у стариков», «Бедняк и черт», «Сказка», «Бычья лопатка»), но и в фольклоре других народов (каракалпакского, киргизского, таджикского, монгольского и т.д. Но особую близость осетинская сказка обнаруживает со сказочным эпосом народов Кавказа и Закавказья. Это естественно, ведь общность многих мотивов и сюжетов фольклора этих народов обусловлена территориальной близостью, сходством социально-экономического развития на протяжении веков, культурными связями.

 
Посредством использования сказочного приема «загадок-разгадок», небылиц в словесном состязании главных действующих лиц, Коста Хетагуров показал извечный мотив противостояния добра и зла. Диалог и, соответственно, используемые в нем художественные средства в этой сказке движут действие, помогают проявить контрастность образов, обнаруживают противостояние и таким образом заостряются социальный, нравственный и моральный аспекты сказки. Выдумка, фантазия в произведении Коста подчиняются основной идее сказки – воплощению человеческих идеалов.

 
Основное содержание осетинской сказки К. Хетагурова – не борьба с фантастическим персонажем, а протест против угнетающих сил. Главный герой показывается активным, побеждающим врагов не при помощи волшебных помощников, а благодаря реальным личностным качествам. Пастух предстает перед нами обладателем проницательного ума, веселой удали, то есть акцент делается на обрисовку его морального облика, что придает ему новое идейное звучание, поднимает его на более высокую морально-нравственную ступень.

 
«В пастухах» («Лæскъдзæрæн») отражает картину социальной несправедливости, неравенства, недвусмысленно и безоговорочно становясь на сторону угнетенного, обездоленного человека труда, и диалог-состязание персонажей явился прекрасным средством для осуществления этой задачи. Заимствованная из сокровищницы осетинского народного творчества, сказка «В пастухах» вернулась в народ отшлифованной и ограненной и в обработке мастера зажила новой жизнью.

 
Не обошел своим вниманием жанр сказки и Сека Гадиев. В сказках «Куртатинский лгун» («Куырттатаг гæды лæг»), «Как человека богатство портит» («Лæджы хъæздыгад цас хъал кæны»), «Святой Георгий и три брата» («Уастырджи æмæ æртæ æфсымæры), «Афсати» («Æфсати»), «Лиса-паломница» («Рувас-хадзы»), «Искатель правды» («Рæстдзинад агурæг»), «Чертова уздечка» («Хæйрæджы уидон») писатель придерживается круга действующих лиц, сюжета, последовательности событий осетинской народной сказки, но они предстают художественно обогащенными. В чем же это выражается?

 
Описание природы и портреты более подробные; есть детализация переживаний героев, которые народная сказка или вообще не дает, или дает лишь намеком; действие насыщено бытовыми деталями, которые имеют не только художественную, но и этнографическую ценность и т.д.

 
Самая известная из осетинских сказок Сека – «Куртатинский лгун» («Куырттатаг гæды лæг»). Произведение тесно связано с народным творчеством и является контаминацией двух фольклорных сюжетов: «Гургоко и его башмак» («Гуыргъохъо æмæ йе ‘рчъи») и «Обманщик» («Сайæгой»).

 
Острие сатиры С. Гадиева направлено против представителя господствующего класса – алдара. Автор рисует образ жестокого по отношению к простому люду, глупого, жадного барина. Какая бы черта характера алдара не выделялась в сказке, он неизменно выставлен в смешном свете, подвергается унижению. Вступая в конфликт, алдар проявляет свою социальную и психологическую сущность. Он пытается поставить бедняка в нелепое положение, высмеять его, но сам оказывается смешон и нелеп. Глупость алдара не просто подчеркивается и выделяется из эпизода в эпизод, а концентрируется, проявляясь в каждом поступке, в каждом сказанном слове.

 
Гипербола – один из основных приемов обличения в сказке. С. Гадиев широко им пользуется при обрисовке своего персонажа. «Осмеиваемые качества подаются «крупным планом», многократно повторяются и доводятся до логического конца, до абсурдности. Это помогает разоблачить их сущность». Однако гиперболизация не отрывает образ от реальной действительности, а лишь делает его более значительным, запоминающимся. Идейное содержание сказки «Куртатинский лгун» раскрывается автором не только через обрисовку образа глупого алдара, но и через изображение положительного персонажа, главного героя сказки, который проявляет лучшие человеческие качества, присущие простому народу – ум, сообразительность, находчивость, смелость, ловкость.

 
Необычность поступков и взаимоотношений героев не противоречит реалистичности изображаемого. Герои – обыкновенные люди, бытовая обстановка, в которой совершаются поступки персонажей, общая социальная направленность – все это определяет реализм, жизненный характер сказки «Куртатинский лгун» Сека Гадиева.

 
Говоря об истории осетинской литературной сказки, нельзя не остановиться на творчестве Созырыко Бритаева. Он был большим знатоком народного творчества, всю свою жизнь посвятил собиранию сказок. И сам владел волшебным искусством сказочника.

 
Отвечая на вопрос, кто же такой С. Бритаев – собиратель народных сказок или автор сказок литературных, приходится признать: и то, и другое, но вместе с тем и нечто новое, т.к. его сказка – явление сложное, синтетическое и совершенно оригинальное. Его произведения – промежуточное звено на пути к собственно литературной сказке. Работая по фольклорным мотивам, Бритаев вкладывает новый смысл в фольклорные сюжеты, придает новую окраску образам, зародившимся в народе. Намек, заложенный в фольклорном произведении, он превращает в картину, деталь обстановки, действия, развивает в самостоятельный образ, пленяющий воображение читателя.

 
В самой известной сказке С. Бритаева «Дзег сын Дзега», по свидетельству автора, использованы «лишь имена из осетинских народных сказок». Это не совсем верно. Сюжет данного произведения контаминирован, в нем множество известных фольклорных мотивов, архетипических констант, но это нисколько не умаляет заслуг автора. Пользуясь «строительным материалом» народной сказки, Бритаев создавал новые образы, и главным в них является его творческий замысел.

 
В подзаголовке автор коротко изложил сюжет: «сказка о том, как отважный Дзег, сын старого Дзега, отправился в дремучий лес, женился на дочери золотого Солнца, убил царя чертей Балгура и открыл ход из страны ночи в страну солнца».

 
Одного перечисления встречающихся в сказке народных мотивов достаточно, чтобы проследить несомненную и прочную связь ее с фольклором.

 
– Мотив «молельного сына». У старого Дзега и жены его Азау нет детей и они часто молятся Богу, чтобы он дал им «хоть одного черноглазого сына, хоть одну сероглазую дочь», и вот, наконец, родила Азау сына.

 
– Мотив «богатырского детства героя». Как и многие герои осетинских народных сказок, Дзег рос очень быстро: «за день на палец вырастал, а за ночь – на пядь».

 
– На мотиве дележа наследства строится глава «Как Дзег сын Дзега решил спор трех чертей». Сюжет «Обманутых леших» (а в нашем случае, чертей) широко известен и в международном сказочном репертуаре.

 
– Мотив волшебной свирели – следующий известный мотив, заимствованный автором из цикла Ацамаза в «Нартском эпосе». Дзег с помощью волшебной свирели, подаренной ему покровителем зверей Афсати смог собрать выкуп за невесту.

 
– Мотив переправы в иной мир. Герой в поисках невесты спускается в подземелье. Чудесное посещение героем подземного царства – один из самых древних и распространенных мотивов в осетинских сказках, в целом – фольклоре народов мира. Переправа очень важный композиционный элемент в сказке. Здесь весьма наглядно прослеживаются влияние мифа, ведь посещение героем (связанным с Солнцем, он – его зять) нижнего (загробного) мира – мотив мифологический. По представлениям древних людей, вселенная делится на три уровня: небесное пространство, земное и подземное. Представление о «трех мирах» встречается у многих народов: у древних греков, римлян, германцев и др. Все эти три мира тесно взаимосвязаны. Земной житель Дзег побывал в верхнем мире – в гостях у Солнца, а затем в поисках жены, дочери Солнца, спускается в нижний мир – в подземелье.

 
– Мотив «Кащеевой смерти». Смерть царя подземной страны Балгура находится в сундуке, сундук – в утке, утка – в ястребе, ястреб – в гусе, гусь – в брюхе огромного кабана.

 
Для осетинских сказок характерны типические места, которые не связаны с определенным сюжетом и свободно переходят из одной сказки в другую. Вот, например, одно из распространенных типических мест. Герой выясняет, где хранится смерть (душа) великана или черта, а в нашем случае царя подземного мира. Место, где спрятана душа врага героя, как правило, хитростью выведывает похищенная им красавица, а затем рассказывает об этом герою.

 
Из народного творчества взяты и многие мифологические образы этой сказки: къулбадæг ус, у которой один клык до неба, а другой – до самого подземелья, Кривой Афсати, девушки-птицы, оказавшиеся дочерьми Солнца.

 
Наличие такого большого количества сходств с народной сказкой не говорит о том, что автор слепо копирует ее. С. Бритаев использует весь сказочный арсенал народного творчества. Но при этом он вкладывает в старые известные формы, прижившиеся в народе, новое содержание, в привычные образы – новую душу. Он переосмысливает и сюжеты и замыслы, дополняя, развивая, обогащая их тем новым, что ему подсказывала жизнь, современная ему действительность.

 
Творчество С. Бритаева расцвечено россыпями народной мудрости, богатством красок народной речи. Оно глубоко реалистично при всей сказочности формы. Сказки писателя, воспевшего достоинство трудового человека, его силу и красоту, являются бесценным даром в сокровищницу осетинской литературы.

 
История осетинской литературной сказки в целом отражает особенности литературного процесса в целом, а также своеобразие литературно-фольклорного взаимодействия в разные историко-культурные периоды. Развитие литературной сказки на первых этапах было неоднозначным – одни писатели пошли по пути просто поэтического переложения фольклорных сюжетов, ничего не добавляя от себя, не обогащая их реалиями современности, сказки других страдали излишней идеологизацией и назойливой дидактичностью. Сказка «Аллон-биллон» Д.Хетагурова, например, написана очень тяжелым, трудным для восприятия языком; есть произведения, в которых нет творческого замысла, фольклорный сюжет слепо копируется и т.д.

 
Литературная осетинская сказка – жанр парадоксальный. Тяготея к народным образцам, она как бы отталкивается от них. Это противоречие заложено в самом термине. Современные осетинские писатели значительно отошли от народной сказки, но все-таки они не порывают окончательно с фольклорной традицией, а как бы дают ей новую жизнь, обнаруживают в ней скрытые неиспользованные художественные возможности. Каждый из авторов создает в своем произведении мир, который принято называть художественным, отличающийся не только от других художественных миров, но и от мира реального.

 
Современная осетинская литературная сказка в основном представлена сказками о животных (Г. Плиев, Л. Валиев, А. Букулов, С. Ситохов, Б. Гурдзибеев, М. Дзасохов, М. Казиев, Р. Тотров, Ч. Бугулов, Г. Чеджемов, З. Дзуцева), о неживой природе (Г. Чеджемов, В. Гаглоев, М. Дзасохов, Ч. Айларов); встречаются (хотя это происходит весьма редко) сказки, где главным или второстепенным действующим лицом является ребенок или взрослый человек (Г. Чеджемов).

 
Соответственно, среди героев ее: звери и птицы, насекомые и растения, домашние животные, явления природы, гораздо реже – люди.

 
Во многих отношениях современная осетинская литературная сказка – это продолжение и развитие традиций архаического животного эпоса. А происхождение животного эпоса, в свою очередь, связано с жизнью древних охотников и пастухов. Представители мифологической школы считают, что животный эпос является результатом перенесения человеческих отношений на природу.

 
Как и в архаическом фольклоре, герои осетинской литературной сказки наделены двойственными признаками – человеческими и животными. В сказках осетинских писателей нет двух миров: мира людей и мира животных, есть один мир, в котором люди и животные слиты воедино. Они – своеобразный способ разговора взрослого с ребенком о жизненно важных вещах, которые невозможно объяснить на языке абстракций. Ребенку для того, чтобы обрести истинно человеческое мировоззрение, предлагается взглянуть на мир глазами любопытного зайчонка, старого мудрого ежа, невоспитанного воробья, лесных птиц, остающихся зимой в родных краях, маленькой звездочки, которую тяготит одиночество, а также деревьев, горного ручья и других персонажей, населяющих мир осетинской литературной сказки. Как и народные, эти сказки знакомят ребенка со сложными законами бытия, объясняют преимущества и недостатки той или иной жизненной позиции.

 
Психологический анализ мотивации поведения героев находит свое развитие в большинстве сказок современных авторов: «Большое счастье» («Стыр амонд»), «Черепаха и ее соседи» («Уæртджынхæфс æмæ йæ сыхæгтæ»), «Востроухий и Кармагон» («Хъилхъус æмæ Къæрмæгон»), «Сказка об олененке-сироте» («Сидзæр сæныччы аргъау») Г. Чеджемова, «Чудодейственный орех» («Царддæттæг æнгуз») М. Казиева, «Сказка о елочке» («Заз бæласы аргъау») А. Хамицаева, «Как старая ежиха себе маму искала» («Зæронд уызын йæхицæн мад куыд агуырдта»), «Добром за добро воздается, или как еж без шубы остался» («Раттаджы къух райсаг у, кæнæ уызын æнæ кæрцæй куыд баззад»), «Звездная дорога» («Стъалыджын фæндаг») З. Дзуцевой и др.

 
Новая действительность становится неотъемлемой частью современной осетинской литературной сказки. Проявляется это и в содержании, и в осмыслении традиционных конфликтов, и в изображенном мире вещей.

 
В современной осетинской литературной сказке тоже традиционное чудо уступает место новому. На смену устаревшим колдуньям и магам приходит новый тип волшебника – современный человек, вооруженный знаниями, умениями. Так, в сказке А. Гучмазова «Великан с лягушачьей кожей» («Хæфсын уæйыг») главный герой – обыкновенный мальчишка, отдыхающий на каникулах у дедушки в горном селении – сумел избавить его жителей от поселившегося невдалеке великана с лягушачьей кожей при помощи обыкновенного электрического тока.

 
Не только люди, но и животные – персонажи современной осетинской литературной сказки, умеют пользоваться изобретениями нового времени. Очень занимательной в этом смысле представляется нам сказка А. Саламова «Смерть серого острозубого волка» («Цыргъдæндаг цъæх бирæгъы мæлæт»), в которой лесные жители избавились от волка при помощи очков и слухового аппарата.

 
Необходимо отметить еще один, весьма важный аспект современной осетинской литературной сказки – экологический. В детстве трудно научить человека по-настоящему любить природу. Трудно потому, что у ребенка недостаточно еще бывает жизненного опыта, он еще не умеет абстрактно мыслить, не столь совершенно его мировосприятие. Тем не менее, именно в детстве закладываются основы любви к природе. Эта основа и определяет, какой глубины и силы чувство разовьется в нем в будущем.

 
Огромную роль в воспитании человека, бережно относящегося к миру природы, играет литература. Не подлежит сомнению, что сказка – это жанр литературы, наиболее любимый детьми, и наиболее им доступный. Поэтому многих писателей так привлекает жанр литературной сказки. А особая роль в деле воспитания человека, являющегося частью природы, не мыслящего себя вне ее, принадлежит «природоведческим сказкам». Эти сказки известный писатель Н.И. Сладков называл «охранной грамотой природы», ведь говорящую лягушку ребенок не пнет ногой, не будет думать, как убить улыбающегося ему зайца, плачущую бабочку не нанижет на иголку.

 
Для современной осетинской литературной сказки, повторимся, важен принцип единства людей и животных. Но это единство не имеет мифологического значения – оно было утеряно еще в период формирования классической фольклорной сказки о животных. Современные осетинские литературные сказки о животных вобрали в себя как приметы жизни представителей животного и растительного мира, так и приметы жизни людей, т.е. в них слились две действительности: одна – подлинная жизнь цветка, мухи, лесной тропинки, а другая – не менее подлинная – судьба человека, история человеческой жизни. В этом смешении животного и человеческого есть эстетическая цель. Сочетание сказочного и реального, обыденного делает эти сказки двуплановыми, интересными и детям и взрослым. Дети воспринимают внешнюю конкретную форму сказочного события, поддаются очарованию вымысла, их завораживает победа добра над злом, быстрая смена событий; взрослые понимают стоящие за сказочной схемой сложные человеческие отношения, находят в сказках глубокую философию, примеры подлинной жизни с ее радостями и разочарованиями, любовью и смертью, правдой и ложью.

Читать все осетинские сказки.Содержание.
Перейти в раздел «Народные сказки»
   


Лиса и лисёнок (вторая сказка

Лиса вскормила своего лисёнка. Когда он подрос и мог уже сам промышлять, чтобы кормить себя, мать сказала ему:

— Послушай, теперь ты можешь сам себя прокормить, счастливого тебе пути!

Лисёнок прослезился и спрашивает свою мать:

— А где же мы теперь встретимся?

— Э, солнышко моё, — отвечает ему мать, — если нам и суждено ещё встретиться, то только на стене еврея-торговца!


Коза и заяц.

Давным-давно жили старик со старухой. Была у них дочь. Из скотины имели они одну козу.

Вот однажды отлучился старик из дому и поручил дочери отвести козу в степь и пасти её досыта.

Девушка погнала козу в степь, попасла её досыта, а затем пригнала домой. Вечером старик спросил козу, как её пасли. Коза ответила, что плохо. И тогда старик прогнал дочь из дому.

На другой день старик поручил жене пасти козу. Та погнала козу, попасла её, а вечером пригнала домой. Старик спросил козу, как её пасли. Она сказала, что и старуха пасла её плохо. Старик прогнал из дому и свою жену.

На третий день старик переоделся и сам погнал козу пастись. Он пас её хорошо, коза наелась травы досыта. Вечером пригнал он её домой, оделся в старую свою одежду и спрашивает козу, как её пас старик. Она и про старика сказала, что он пас её плохо и она не наелась травы.

Тогда старик связал козу верёвками, а сам вышел поточить нож, чтобы зарезать её. Пока он точил нож, коза оборвала верёвки и убежала в лес. В лесу она зашла в дом зайца и забралась на печь. Вечером заяц возвратился домой, увидел козу и побоялся войти в дом. Сел у порога и стал плакать.

Мимо проходил медведь, спрашивает его:

— Почему ты плачешь?

Заяц поведал ему своё горе, и медведь присел около него. Явился волк, спрашивает зайца:

— Что с тобой случилось, почему ты плачешь?

Заяц и ему рассказал о своём горе. Волк посочувствовал и сел рядом, — ничем другим он не мог помочь. Явилась лиса, и ей поведал заяц своё горе. Наконец явился петух, тоже спрашивает зайца:

— Что с тобой случилось, о чём ты плачешь?

Когда заяц рассказал ему о своём горе, он стал у дверей и три раза во всё горло закричал:

— Ку-ка-ре-ку!

Коза от испуга слетела с печки, ноги её подломились, и она рассталась с жизнью.

Заяц и его друзья изрядно угостились. Съели они жирное мясо козы, остались от неё ноги да рога для старухи.


Бедняк, волк и лиса

Жил-был бедняк, и не было у него в хозяйстве ничего, кроме двух быков.

Отправился он однажды пахать у лесной опушки. Пашет он, пашет, вдруг является к нему волк.

— Привет тебе, бедняк! — говорит он.

— Здравствуй, волк! — отвечает бедняк.

— Давай, бедняк, заключим с тобой договор,— предлагает волк.

— А о чем мы будем договариваться?

— Пока ты будешь пахать, я каждый день буду тебе таскать по барану, а ты, когда закончишь пахоту, отдашь мне одного своего быка.

Задумался бедняк и говорит себе:

— Ну, ладно! Каждый день по барану — это выйдет больше стоимости моего быка, мне выгодно.

Стал волк ежедневно таскать бедняку по барану. Каждый раз они резали его и съедали вместе.

Когда пахота уже подходила к концу, начал бедняк волноваться:

— Что теперь будет со мной? Уведет волк моего быка — с чем я останусь?

Завтрак еще не был готов, и волк еще не пришел, когда появилась откуда-то лиса; прошла она мимо бедняка сторонкой и говорит:

— Привет тебе, молодец!

— Здравствуй, лиса,— отвечает он.

— Чем ты опечален? — спрашивает лиса.

— Как мне не быть печальным? — отвечает он.— Уговорились мы с волком так: пока я буду пахать, он будет мне таскать ежедневно по барану, когда же я кончу, то должен буду отдать ему одного из своих быков. Завтра я кончаю пахоту, уведет он моего быка — на что же я буду существовать, как буду содержать своих детей? Вот потому я и печален.

Говорит ему лиса:

— Если я найду способ избавиться от волка, то что ты мне дашь?

— Кроме своей души да своих быков, отдам тебе все, что попросишь,— отвечает ей бедняк.

— Ладно! Ничего я у тебя не прошу, отдай мне только того белого барашка, что находится у тебя дома.

— У меня дома нет никакого белого барашка.

— Тебе принесут его.

— В таком случае ладно.

— Завтра во время завтрака я буду проходить мимо вас и обращусь к тебе со словами: «Привет тебе, молодец!». А ты мне ответишь: «Позавтракай с нами». Я скажу: «Около тебя собака, она укусит меня». А ты мне на это ответь: «Это не собака, а кожаный мешок». После этого волк попросит тебя: «Замани ее, мы ее съедим». А я скажу: «Если это кожаный мешок, то завяжи-ка его чем-нибудь». И волк сам тоже попросит: «Свяжи меня, но слегка». А ты крепко привяжи его к арбе. После этого ты мне скажешь: «Ну, теперь подойди». А я опять тебе скажу: «Нет, не доверяю я тебе, ударь-ка его чем-нибудь». Волк попросит: «Ударь меня, но слегка, только для видимости». И тогда-то ты наберись мужества, размозжи ему голову ярмом.

На душе у бедняка стало радостно, и он даже запел.

На другой день волк притащил барана, закололи его и стали готовить завтрак.

А тем временем из лесу явилась лиса и обращается к бедняку:

— Привет тебе, герой! Отвечает ей бедняк:

— Будь здорова, лиса! Позавтракай с нами!

— Твоя собака укусит меня,— говорит ему лиса,

— Это не собака, а кожаный мешок.

— Тогда привяжи-ка его чем-нибудь к арбе. Тут волк и говорит ему:

— Привяжи меня, но только слегка, для виду.

Бедняк крепко привязал волка веревкой к арбе и говорит лисе:

— Ну, теперь подойди! А лиса опять:

— Нет, не доверяю тебе! Ну-ка, ударь его чем-нибудь по голове!

И волк тоже говорит:

— Ударь меня чем-нибудь, но слегка, для виду.

Бедняк схватил ярмо, подскочил к волку и размозжил ему голову.

Тут уж лиса подошла к бедняку, а бедняк от радости поднял ее на руки и стал подкидывать вверх.

Хорошо позавтракали, потом бедняк говорит лисе:

— Завтра утром привезу я сюда твоего белого барашка. Поблагодарили друг друга, и лиса ушла. А бедняк, захватив с собой волчью шкуру, тоже пошел домой. По дороге стал он раздумывать:

— Ну, ладно, волка-то я убил, но надо бы и лису поймать. Утром спрятал он в кожаный мешок белую гончую собаку и стал на своей пашне дожидаться лисы.

Вот лиса появилась, но пошла она не тем путем, что накануне, а стороной почти на километр.

— Привет тебе, молодец! — говорит она бедняку.

— Здравствуй, лиса! — отвечает бедняк.— Спускайся пониже!

— А привез мне моего белого барашка?

— Привез,— отвечает оп.

— Где же он?

— Вот в кожаном мешке.

— А почему он оказался в кожаном мешке?

— Да чтобы не убежал.

— Я — лиса,— говорит та,— неужели барашек может сбежать от меня?

Бедняку ничего не оставалось, как выпустить из мешка собаку. Увидела она лису и бросилась за ней. Лиса успела добежать до леса, и гончая ее не нашла.

На своей пашне в шесть бонгандов бедвяк посеял овес и вернулся домой. Осенью, когда пора было собирать урожай, лиса пришла на поле, осмотрела овес, потом вернулась в лес и созвала всех медведей, какие только там водились. Привела она их к овсяному полю. Медведи сожрали овес и землю разворотили так, как будто ее только что распахали.

Вот посадил бедняк свою жену в арбу и говорит:

— Поедем, проведаем свое овсяное поле.

Приехали на место, где было их поле,— и не узнают его: оно вновь распахано. Стал бедняк бить себя по голове и приговаривать:

— Погубил я сам себя! Лиса извела мое овсяное ноле! И вернулся он с женой к себе в дом с пустыми руками.


Лиса и лисёнок (первая сказка)

Лиса с лисёнком лежали на вершине горы Кариу и смотрели оттуда, как на Муртазатинской низине горит бурьян. Лиса делает вид, будто греется, а лисёнок спрашивает её:

— Что это ты делаешь?

— Вон на Муртазатинской низине горит бурьян, а я греюсь от его огня.

Вдруг лисёнок, лежавший рядом с ней, подскочил и упал навзничь.

— Что с тобой такое? — спрашивает перепуганная лиса. Он отвечает:

— От этого костра упала на меня искра!

Лиса только и сказала:

— Недаром говорят люди: «Лисёнок более лжив, чем сама лиса».


Мышь, муравей и блоха

Мышь, муравей и блоха договорились сварить себе кашу. Ничего у них не было, и, принявшись за розыски, они раздобыли полтора кукурузных зерна. Бросили их в котел и стали варить себе кашу.

Пока каша варилась, они условились так:

— Пусть этот котел каши достанется тому из нас, кто перескочит на другой берег вон той реки.

Блоха прыгнула и оказалась на другом берегу реки. Муравей попытался прыгнуть, но упал в воду, и вода стала его уносить. Блоха и мышь побежали за ним и стали кричать:

— Товарища нашего уносит вода! Добежали они до дерева и говорят ему:

— Дай нам ветку, мы бросим ее муравью и спасем своего товарища!

Дерево отвечает им:

— А вы запретите ворону гадить на меня! Стали они просить ворона:

— Ворон, перестань гадить на дерево, чтобы оно нам дало ветку, и мы спасем своего товарища.

— А вы попросите для меня у курицы цыпленка! — отвечает им ворон.

Обратились они к курице:

— Курица, дай ворону цыпленка, ворон перестанет гадить на дерево, а дерево даст ветку, и мы спасем своего товарища.

Курица им в ответ говорит:

— А вы попросите у курту для меня зерна! Обратились они к курту:

— Дай зерна! Зерно съест курица, курица даст цыпленка, цыпленка съест ворон, ворон больше не будет гадить на дерево, а дерево даст нам ветку, и мы спасем своего товарища.

Курту им отвечает:

— А вы запретите мыши дырявить меня! Обратились они к мыши.

— Перестань дырявить курту: курту даст зерна, зерно съест курица, курица даст цыпленка, цыпленка съест ворон, ворон больше не будет гадить на дерево, дерево даст ветку, и мы спасем своего товарища.

Мышь говорит им так:

— А вы запретите коту ловить меня! Они просят кота:

— Кот, не лови больше мышь! Мышь не будет дырявить курту, курту даст зерна, зерно съест курица, курица даст цыпленка, цыпленка съест ворон, ворон перестанет гадить на дерево, дерево даст ветку, и мы спасем своего товарища.

Кот отвечает им:

— А вы попросите у коровы молока для меня! Пошли они к корове:

— Корова, дай молока для кота! Кот перестанет ловить мышь, мышь не будет дырявить курту, курту даст зерна, зерно съест курица, курица даст цыпленка, цыпленка съест ворон, ворон перестанет гадить на дерево, дерево даст нам ветку, и мы спасем своего товарища.

Корова им говорит:

— А вы попросите у косаря сена для меня! Обратились они к косарю:

— Дай корове сена! Корова даст молока, молоко полакает кот, кот перестанет ловить мышь, мышь не будет больше дырявить курту, курту даст зерна, зерно съест курица, курица даст цыпленка, цыпленка съест ворон, ворон не будет больше гадить на дерево, дерево даст нам ветку, и мы спасем своего товарища.

Косарь отвечает:

— А вы попросите у хозяйки квасу для меня! Говорят они хозяйке, которая готовила квас:

— Квасоварка! Дай косарю квасу!

Квасоварка дала для косаря квасу. Косарь дал сена для коровы. Корова дала молока для кота. Кот перестал ловить мышей. Мышь перестала дырявить курту. Курту дал зерна для курицы. Курица дала цыпленка для ворона. Ворон перестал гадить на дерево. Дерево дало им ветку. Мышь и блоха бросили муравью, своему товарищу, ветку и спасли его от гибели.


Солнце и лягушка

У солнца умер сын, оно горевало и плакало. Со всех сторон приходили к нему люди утешать его, но оно не переставало горевать и плакать.

Дошла весть об этом и до лягушки.

— Пойду и я к солнцу,— решила лягушка,— попробую утешить его, чтобы оно перестало сокрушаться о смерти сына.

Явилась лягушка к солнцу и повела разговор:

— Стыдно тебе! — сказала она.— Разве несчастье, подобное твоему, ни с кем не случалось? Вот у меня умер мальчик мой, ширококостный, пучеглазый, И я ведь перенесла это горе!

Тут-то солнце улыбнулось и молвило:

— Ну, если уж лягушка явилась ко мне в качестве утешительницы, то, действительно, стыдно мне неутешно горевать!

И оно перестало сокрушаться о смерти сына

Человек и еж.

Некий человек поймал однажды ежа и поместил его в замок. Там ежа содержали в полном довольстве, ухаживали за ним, обходились с ним вежливо.

Так еж прожил в замке значительное время. И вот его спрашивают:

— Ну, еж, как ты себя чувствуешь? Хорошо ли тебе? Что желательно твоему сердцу?

А еж в ответ:

— Ничего мне не надо, кроме одного: возвратите меня под мой куст!

Сын свинопаса.

Жили-были бедняк и его жена. У них был единственный ребёнок, мальчик. Вздумали они однажды собирать цветы и отправились в лес, взяв с собой и ребёнка. Пока собирали цветы, ребёнка они оставили на козлиной шкурке под деревом, которое освещалось солнцем. Они думали, что потом легко найдут его.

Бродили они по лесу, сколько хотели, собирали цветы вдоволь, а потом вспомнили про своего ребёнка, оставленного под деревом, которое освещалось солнцем, стали они искать это дерево,- но разве солнцем освещено лишь одно дерево? Бродили, бродили они по лесу — так и не нашли своего ребёнка.

А тем временем вышел на охоту великан и заметил плачущего ребёнка под деревом на козлиной шкурке. Великан рассмотрел ребёнка и, увидев, что это мальчик, обрадовался.

— У моей жены не было сына,- сказал он.- Теперь я нашёл для неё мальчика!

Он принёс его домой и говорит жене:

— Ты хотела иметь сына, вот я и нашёл для тебя мальчика!

— Ладно,- сказала жена и принялась ухаживать за ребёнком.

Великан охотился, убивал оленей и кормил сына оленьим костным мозгом. Прошли дни, мальчик подрос. Когда великан уходил на охоту, ему бывало скучно.

Однажды жена великана спрашивает его:

— Почему ты, мальчик, скучаешь?

— Как же мне не быть скучным? — отвечает он.- Он уходит, а меня оставляет дома. Мне хочется, чтобы он хоть раз взял и меня с собой развлечься.

Вернулся великан с очередной охоты, а наутро жена ему говорит:

— Ты опять собрался на охоту, возьми хоть раз с собой и мальчика. Без тебя он здесь умирает с тоски.

— Ладно,- отвечает великан.- Если ему так хочется, я возьму его с собой.

И он взял мальчика с собой на охоту. По дороге спрашивает его:

— Видишь, там что-то белеется? Это река. Смотри-ка туда! Великан вырвал молодое дерево и метнул, дерево не долетело до ближнего берега реки.

— Можно ли и мне метнуть? — спрашивает мальчик у великана.

— Попробуй,- отвечает великан.

Мальчик вырвал молодое дерево и метнул его; дерево упало в воды реки.

Великан был поражён:

— Хвала тебе, боже! — сказал он сам себе.- Вот диво какое!

Он снова вырвал молодое дерево и метнул его. Дерево упало в воды реки. Мальчик тоже вырвал опять дерево, метнул его, и дерево перелетело через реку на другой берег.

— Да пошлёт тебе бог долгую жизнь,- сказал великан.- Задатки в тебе хорошие!

Они охотились до вечера, а вечером вернулись домой.

— Я никогда ещё не видел такого дива! — сказал великан жене.

И рассказал ей, как мальчик метнул дерево и оно долетело до противоположного берега реки. Жена ответила на это великану:

— Ладно, ладно, но чужой навоз к заду не пристаёт.

Великан каждый день отправлялся на охоту, но мальчика ни разу больше с собой не взял, он оставлял его на попечение своей жены. Однажды та дала понять мальчику, что он не их сын. Мальчик стал печальным, проводил время в думах о своих родителях и однажды спросил жену великана:

— А кто были мои мать и отец?

Когда великан вернулся домой, жена сказала ему:

— Мальчик тоскует по своим родителям и спрашивает меня о них. Как нам поступить с ним?

Великан сказал:

— Для этого есть средство: пусть возьмёт эту козью шкурку и ходит по сёлам, показывая её и говоря, что покупает такие шкуры. Таким способом он и найдёт своих родителей.

Мальчик приколол козью шкурку к своей палке и стал обходить сёла. Но нигде не находил он своих родителей. Наконец, на окраине одного бедного аула он увидел в сторонке дом; подошёл к нему и позвал, чтобы кто-нибудь вышел. Вышла к нему женщина. Он показывает ей козлиную шкурку так, чтобы она могла рассмотреть её хорошенько, и спрашивает, нет ли у них таких же шкурок для продажи.

Когда женщина рассмотрела козью шкурку, то в ней зародилась догадка, и она прослезилась.

Мальчик спрашивает её:

— Что с тобой, добрая женщина, почему ты плачешь?

— Как же мне не плакать? — отвечает она.- Вот на такой же козьей шкурке я положила мальчика своего в лесу под деревом, и он пропал. Я вспомнила теперь об этом и плачу.

Мальчик понял, что нашёл свою мать, но ничего пока не открыл, только сказал старухе:

— Зайдём в дом!

Они зашли. Дом оказался бедным, в нём не было даже пищи. Но когда мальчик отправлялся на поиски своих родителей, великан подарил ему войлочную плеть. Эта плеть могла исполнить всё, о чём бы её ни попросили. Мальчик ударил плетью и сказал:

— Пусть в этом доме появится большой стол, дополна накрытый всякими яствами!

И появился в доме такой стол, они утолили свой голод, поели, сколько хотели. Тогда мальчик спрашивает старуху; — А мужа нет у тебя? Где он? Она ответила:

— Пришла наша очередь пасти свиней алдара, и он пасёт их. Он бедный человек.

— В каком месте он их пасёт? — спросил мальчик.

— Он сам вернётся в своё время,- ответила она.

— Ничего, я его проведаю,- сказал мальчик.- Он голодный, я накормлю его чем-нибудь.

Он пошёл к старику, нашёл его и послал домой, а сам остался вместо него пасти свиней. Старик наказал ему:

— Через мост свиньи не пройдут до тех пор, пока не поцелуешь каждую из них в зад.

Вечером он погнал свиней в село, и перед мостом они заартачились, ожидая, что каждую из них он поцелует в зад. Он же набил им бока толстой палкой с набалдашником и одних убил на месте, а другие от него спаслись бегством.

Село алдара было окружено оградой. В ограде было четверо ворот. Это потому, что в лесу завёлся вепрь, который нападал на алдарское село и похищал в неволю мальчика или девочку. Поэтому алдар держал ворота на запоре; их охраняли привратники.

Наступила очередь сына свинопаса охранять ворота. Он пробыл в охране ночь, а утром повбивал рукой засовы в воротах и ушёл домой. Люди не могли вытащить засовы и прислали за ним самим. Он явился, вытащил засовы и открыл ворота; никто другой не в состоянии был их открыть.

Когда эти вести дошли до алдара, он дал слово выдать свою дочь за того, кто убьёт вепря, а вместе с дочерью обещал отдать ему и половину своего состояния.

Сын свинопаса спросил алдара:

— До меня дошёл такой слух. Действительно ли ты поступишь так?

— Да, я так поступлю,- заверил его алдар.- Я выполню своё слово в точности.

Тогда сын свинопаса запряг быков и отправился в лес. На быков он нагрузил дрова и только направился обратно, как вепрь бросился на него.

Сын свинопаса выдернул молодое дерево и ударил им вепря по шее. Вепрь свалился на месте. А сын свинопаса срубил большое дерево и, не очищая его, привязал к вепрю. Вепрь очнулся и поднялся на ноги; сын свинопаса погнал его впереди быков и пригнал в алдарское село. Когда люди издали завидели вепря, они бросились в разные стороны с криками:

— Вот на нас наступает вепрь с целым не очищенным от веток деревом!

Сын свинопаса погнался за ними, остановил и сказал:

— Куда вы бежите? Не бойтесь! Он не опасен больше! Алдар исполнил своё слово. Он выдал за сына свинопаса свою дочь. Он уступал ему и половину своего состояния, но тот отказался, заявив, что у него самого есть достаточное состояние.

К утру для сына свинопаса появились дома, по сравнению с которыми дома алдара показались ничем. Он сыграл свадьбу, устроил большие пиры и живёт да поживает до сих пор.

Как мы ничего этого не видели, так пусть нас не постигнут никакие напасти, никакие болезни.


Олень, медведь и два ежа.

Жили-были два ежа. Они жили в лесу в дупле дерева.

Как-то раз отправился в лес дровосек и срубил это дуплистое дерево. Привез его домой и разрубил на большие куски, чтобы топить было удобнее. Жена дровосека взяла несколько поленьев и затопила ими печь. Она хотела приготовить еду проголодавшемуся мужу.

Ежи почувствовали жару и обратились с молитвой к богу:

— О боже, спаси нас, а мы вознесем тебе благодарение ахсарфамбалами из легких оленя и медом на груди медведя!

От ежей пошла вонь.

— Что это за вонючие дрова! — сказала хозяйка и выбросила дрова из печи.

Бежать днем ежи побоялись, они притаились, а ночью выбрались из аула. К утру они оказались уже в степи и там условились, что один из них поселится на одном кургане, а второй — на другом, который отстоял от первого на значительном расстоянии.

Так они и сделали. Притаился каждый на своем кургане. Тем временем к первому ежу подошел олень. Еж поговорил с ним и предложил ему пари:

— Давай,- сказал он,- побежим наперегонки с таким условием: кто из нас добежит первым до следующего кургана, тот может зарезать отставшего и съесть его.

И он указал оленю курган, на котором сидел второй еж.

Олень подумал про себя: «Как этот еж может меня обогнать?». И он согласился. Стали они в ряд и сказав: «Бежим!» пустились бежать. Олень изо всех сил устремился вперед, а еж шмыгнул в бурьян и там притаился.

Добежал олень до кургана, а еж говорит ему:

— Где же ты пропал? Я уже тебя дожидаюсь! Олень очень удивился:

— Давай побежим еще раз! — просит он ежа.

— Хорошо,- говорит тот,- побежим обратно на свой курган!

Пустился олень бежать, а второй еж тоже шмыгнул в бурьян и притаился. Что есть мочи бежал олень, но, добежав до кургана, с удивлением увидел там ежа.

— Что же ты так запоздал,- говорит ему еж,- я давно уже здесь!

Так олень проиграл пари, и ежи его зарезали. Тушу оленя они припрятали, а сами отправились в лес на поиски меда. В высоком дупле они нашли мед, вытащили соты о медом и уселись на дереве.

Тем временем мимо этих мест проходил медведь. Увидев его, ежи принялись уплетать мед.

— Дайте и мне меду! — попросил медведь.

А они ему в ответ:

— Сам достань оттуда!

— Покажите мне, где находится мед! — говорит им медведь.

— Вон, видишь, на дереве, пчелы туда слетаются. Медведь поднялся на дерево, достал несколько сот с медом и спрашивает ежей:

— А как мне их спустить?

— Ляг навзничь, а соты положи на свою грудь — так ты сможешь доставить их на землю.

Медведь послушался совета ежей. Лег навзничь, слетел с вершины дерева и разбился насмерть.

Зарезали ежи медведя; притащили и тушу оленя. Из оленьих легких изготовили ахсарфамбалы, мед сложили на груди медведя и обратились с молитвой к богу:

— О боже, благодарим тебя! Ты нас спас, и мы исполняем данное тебе слово: возносим благодарение медом на груди медведя и ахсарфамбалами из оленьих легких!

Авторизация

Войдите через социальные сети

Или воспользуйтесь формой авторизации

Логин или E-mail

Пароль

Забыли пароль?

Нет учетной записи? — Перейдите к Регистрации

Библиотека мудрости

Добро пожаловать! Воспользуйтесь
формой авторизации или зарегистрируйтесь.

Алдарский сын

У одного алдара было трое дочерей, для которых он на вершине неприступного Сайнага устроил железную башню. Три девицы, бывшие чудом красоты, в своем уединенном жилищо не нуждались ни в чем: …

читать далее

Баран и заяц

Давным-давно жил один баран. Он изнемог от несчастий и бед своей жизни. Сердце его изныло, и он сказал себе так:

— В какую сторону направить мне свой путь, как избавиться …

читать далее

Барс ищет супротивника

Барс расспрашивал всех встречных, есть ли кто сильнее его и как с ним встретиться. Долго искал он такого и не находил. Наконец, один из встречных сказал ему:

— Мужчина сильней …

читать далее

Барс, медведь и волк

Повстречались однажды барс, медведь и волк. После взаимных приветствий завязался между ними разговор: кто чего боится в жизни.

— Я ничего в жизни не боюсь! — смело сказал барс.

— …

читать далее

Бедный мальчик-батрак

Жили-были муж и жена. У них в батраках был бедный мальчик. Послали они его однажды пасти скотину. Мальчик, бедняга, был плохо одет и попал под дождь. Увидел он павшую лошадь. …

читать далее

Бедняк и богатей

Жили-были бедняк со своей женой. Вот каким-то образом раздобыл бедняк десять туманов. Дошли об этом слухи до богатея, и он решил, что бедняк не сумеет ими воспользоваться, поэтому надо его …

читать далее

Бедняк и богатый хан

В стародавние времена некий человек призвал к себе своего сына и дал ему три наставления: никогда не бери в дом свой на воспитание сирот, а поддерживай их вне своей семьи; …

читать далее

Бедняк и его жена

Давным-давно жили муж и жена. У них было три сына и три дочери. Трех сыновей они женили еще при своей жизни. Когда мать заболела, она призвала трех своих сыновей и …

читать далее

Бедняк и семь уаигов

Жили муж и жена. Муж перестал выходить даже за двери. Жена стала думать о том, как его заставить выйти за дверь. Однажды она приготовила похлебку и выставила ее за дверь …

читать далее

Бедняк, волк и лиса

Шел однажды бедняк по дороге. Смотрит: охотники с собаками гонятся за волком.

Волк добежал до бедняка и просит:

— Бога ради, отдаюсь под покровительство твоих матери и отца, спаси меня! …

читать далее

Бездомная собака

Зимой мороз донял собаку. Когда ей стало совсем невмоготу, она сказала себе:

— Скоро зима кончится, а летом я сплету плетневый дом.

Наступило лето. Собака от жары спряталась под куту …

читать далее

Волк и лиса

Волк состарился и не мог уже прокормить себя. Стал он думать, как ему быть, чтобы не умереть с голоду.

Одному богу известно, сколько времени он судил про себя и так …

читать далее

Волк и семь коз Газза

Жил-был бедняк. Звали его Газза. Имел он только семь коз, ничего другого не было в его хозяйстве. У первой козы было одно брюхо, у второй — два, у третьей — …

читать далее

Волк и теленок

Старый волк раскаялся в своих грехах и решил совершить паломничество в Мекку, чтобы сделаться хаджи. Он дал себе слово:

— С сегодняшнего, дня никакого греха больше не возьму на душу! …

читать далее

Волшебный пояс

Умирая, один бедный человек завещал своему сыну:

— Я не оставляю тебе ни дворцов, ни серебра, ни золота. Но если когда-нибудь будешь нуждаться, отправляйся к моему другу, мудрецу. Он не …

читать далее

Ворона и сова

У вороны умер птенец; она сама не стала его оплакивать, а отнесла его сове и сказала:

— Вот мой умерший птенец, оплакивай его!

— Почему же я должна его оплакивать? …

читать далее

  • Основная мысль рассказа затейники носова
  • Основная мысль рассказа барышня крестьянка пушкин
  • Осенью у меня день рождения как пишется
  • Основная мысль рассказа замазка носова
  • Основная мысль рассказа барсучий нос паустовского 3 класс