Ошибка понтия пилата сочинение

Образ Понтия Пилата и проблема совести

«Мастер и Маргарита» – это уникальное, нетрадиционное произведение М.А. Булгакова, так как в него входят два романа (роман Мастера о Понтии Пилате и роман о судьбе Мастера). Содержание этих двух романов сопоставляется и противопоставляется, но воспринимается как единое произведение, связанное с судьбой всего человечества. «Роман о Пилате», состоящий из 4-х глав, – это рассказ об одном дне римского прокуратора Иудеи и его встрече с проповедником добра и справедливости Иешуа Га-Ноцри. Роман построен так, что почти все его герои стоят перед выбором: добро или зло, честь или бесчестие, вера или безверие, малодушие, трусость или самопожертвование во имя справедливости. Перед таким выбором встал и прокуратор Иудеи Понтий Пилат.

Понтий Пилат – умный и могущественный правитель, в руках которого жизнь и смерть любого из жителей Иудеи. Типическую черту его характера автор подчеркивает деталью портретной характеристики – «белый плащ с кровавым подбоем». И читатель понимает, что прокуратор покоренной Иудеи – часть деспотической государственной машины, незапятнанной снаружи и обагренной кровью изнутри. Столкновение с бродячим философом, Иешуа Га-Ноцри, которого приводят на суд к Пилату, обвиняемого в подстрекательстве к разрушению ершалаимского храма, производит переворот в душе игемона. Между ними происходит духовный поединок. Обращение Иешуа к Понтию Пилату, «свирепому чудовищу» (как он сам себя называл), «добрый человек» сначала разозлило его, а потом, после экзекуции, вызвало в нем сложные мысли и чувства. Пилат – яркая и сильная личность, но в его душе царила жестокость, он всех презирал и понимал, насколько его положение унизительно и противно его душе. Но к тем, кого судил, он был безразличен: «Он смотрел мутными глазами на арестованного и некоторое время молчал, мучительно вспоминая, зачем на утреннем солнцепеке стоит перед ним арестант с обезображенным побоями лицом и какие еще никому не нужные вопросы ему придется задавать». Его мучили постоянные головные боли и не давали покоя недобрые мысли. Поэтому ему хотелось к допросу арестованного отнестись формально, но так как он сформировался в условиях подчинения армейской дисциплине и государственным законам, то заставлял себя усилием воли допрашивать бродячего философа. Также он хорошо знал, что за малодушие в тоталитарном государстве его не простят. В ходе допроса прокуратор понял искренность убеждения Иешуа в том, что «злых людей нет на свете» и что его вера в доброе начало человека беспредельна. Любой безнравственный поступок, даже предательство бродячий философ готов отменить как временное заблуждение и оправдать. Даже кентуриона Марка он характеризует как доброго, хотя и несчастного человека. По убеждению Иешуа, главное достоинство в человеке – духовная сторона жизни, человек бескорыстно делает добро ради самой идеи добра. Все люди, по мысли бродячего философа, свободны и равны. Даже ради спасения своей жизни он не отрекается от своих убеждений и говорит только правду.

Будучи носителем античной культуры с ее идеалами гармонично развитой личности, прокуратор почувствовал не только интерес, но и уважение к Га-Ноцри, умному, свободному и счастливому человеку, который способен сострадать и помогать даже тому, кто отправляет его на казнь. Справедливые речи арестованного нашли отклик в больной душе игемона, уставшего от лицемерия. Поняв, что Иешуа невиновен, прокуратор даже пытался его спасти, но страх перед кесарем заставил Понтия Пилата вынести пророку смертный приговор. Из-за карьеры Пилат струсил восстать против несправедливости, освободив невиновного человека. С тех пор совесть правителя не знала покоя: он обрек себя на вечные душевные муки. Пытаясь заглушить голос совести, прокуратор приказал убить Иуду, предавшего Га-Ноцри. Но и этот поступок не принес Понтию Пилату покоя. Ему приснился сон, будто он не послал на казнь бродячего философа и целителя. Слабость и трусость Пилата оборачиваются для него двухтысячелетней мукой раскаяния. Но в конце романа к Понтию Пилату приходит прощение, данное ему Мастером. Его простил и Иешуа. Так автор подвел читателя к мысли о том, что подлинное могущество только в доброте и участии, а не в силе власти.

Итак, через образ Понтия Пилата Булгаков утверждает, что всем ходом человеческой истории руководит добро, истина и свобода, а не зло и власть, которые находятся в вечной борьбе.

Как раскрывается тема совести на страницах романа «Мастер и Маргарита»?

Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» можно считать величайшим произведением всем времен. Роман впечатляет каждого читателя, независимо от возрастной категории. У многих людей он занимает первые места в списке любимых произведений. К роману Булгакова хочется возвращаться вновь и вновь. Не только сюжет произведения впечатляет читателей, не только герои и захватывающие события, но и философские мысли, которыми пропитана почти каждая страница романа. Читая произведение, каждый задумается не раз, ведь писатель поднимает в произведении очень важные вечные вопросы человечества, среди которых отводится особое внимание проблемам любви, добра и зла, справедливости и многим другим.

Среди наиважнейших тем, присущих этому роману, выделяется тема совести. Тесно с этой темой Булгаков переплетает проблемы свободы личности, выбора и ответственности за него. На мой взгляд, все это в первую очередь связано с образом Понтия Пилата и библейской историей, которую Булгаков описывает нам в новом, своеобразном виде. Именно Понтий Пилат становится центральным персонажем в истории с Иешуа, в образе которого читатель может заметить Иисуса Христа.

Понтий Пилат неохотно принимает участие в правлении города Иудеи. Но однажды перед ним возникает Иешуа, к которому он проникается симпатией сквозь философские совместные размышления. Понтий Пилат видит в подсудимом невиновного человека, который способен нести людям добро. Сначала он отменяет Иешуа смертный приговор, жалея его и пытаясь помочь, но когда это дело становится делом государственной важности, перед Понтием Пилатом встает выбор: отпустить подсудимого, рискуя своей должностью, или, же приговорить его к смерти, не боясь за свое место. Он выбирает второй вариант, за что наделяется муками совести и страшным наказанием – бессмертием. Понтию Пилату мешает страх оказаться на месте Иешуа. Это заставляет его пойти наперекор собственной совести.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов! Напишем в день заказа!

Связаться с нами:

Понтий Пилат страшно мучается после сделанного выбора и даже пытается что-либо исправить. Оказалось, что привести ни в чем не виновного человека к смерти, очень страшно и тяжело вынести. Однако, уже поздно, выбор сделан. За свою трусость он был наказан проклятием, по которому ему суждено остаться бессмертным и никогда не узнать покоя.

Проблема совести раскрывается Булгаковым довольно ярко на примере Понтия Пилата и его нравственного выбора. После прочтения книги каждый может сделать вывод о том, что всякий выбор требует ответственности, а потому подходить к нему нужно с умом и по согласию сердца и совести. Ведь сделав неправильный выбор, мы рискуем навсегда остаться мучимыми внутренним голосом совести и справедливости

Проблема совести в романе

Через характеристику Понтия Пилата в романе «Мастер и Маргарита» реализуется решение проблем трусости и совести. Каждый из нас лишь человек, который может совершить ошибку. И пусть ошибка Понтия Пилата была неисправима, он осознал содеянное и раскаялся в этом. Не высшие силы, а его совесть не давала ему спать в каждое полнолуние, а когда ему и удавалось уснуть, он видел Иешуа и мечтал пойти вместе с ним по лунной дорожке. Он думал теперь совсем иначе, чем поступил: «Трусость, несомненно, один из самых страшных пороков. Так говорил Иешуа Га-Ноцри. Нет, философ, я тебе возражаю: это самый страшный порок».

Спасти римского прокуратора из тюрьмы собственной совести и исполнить его желания быть рядом с Мессией смог его создатель – автор романа о Пилате – Мастер. Вознесшись на небо, Воланд показал Мастеру своего героя, веками мучившего от одиночества и угрызений совести, и позволил ему завершить свое произведение, финалом которого стала фраза: «Свободен».

Тест по произведению

Одиночество – цена высокого положения в обществе

В романе «Мастер и Маргарита» образ Понтия Пилата является одним из самых противоречивых и трагичных персонажей. Пятый прокуратор Иудеи прибыл в Ершалаим на службу из Рима. В его обязанности входило судить преступников города, который он ненавидел.

Несмотря на свою безрадостную работу, достаточно высокое материальное положение и социальный статус Понтий Пилат сумел сохранить мудрость и человеческие моральные качества. Он одинок, так как в его окружении нет человека, с которым он мог бы быть откровенным. Ему не с кем поделиться своими сомнениями или радостями. Поэтому рядом с ним всегда лишь его пес Банга, который является самым близким и единственным другом прокуратора.

Встреча близкой души

В романе Мастера описывается одно судебное рассмотрение дела, на котором предстал Иешуа по прозвищу Га-Ноцри, обвиняемый в настраивании людей разрушить храм существующей власти. В диалоге между обвиняемым и прокуратором Иудеи сначала царит напряжение. Игемона этот странный мыслитель называет добрым человеком, а также утверждает, что злых людей не бывает, а есть лишь несчастливые. Этот факт злит Пилата. Он не привык, чтобы его – прокуратора Иудеи Понтия Пилата, отличающегося гордостью и подчеркнутым чувством собственного достоинства, воспринимали без боязни. Подобное обращение он расценил, как неуважение к своей персоне.

Однако со временем Пилат и Иешуа начинают симпатизировать друг другу. Но услышав недопустимые речи, с которыми в глубине души и соглашался, прокуратор пришел в ярость и огласил решение о смертном приговоре. Карьера и статус перевесили симпатию к доброму и бесстрашному парню на весах судейской справедливости Пилата. Может, это было проявлением трусости, а не великой власти?

Тщеславию Пилата был нанесен удар. Ведь какой-то проходимец духовно богаче и счастливее его. Он попросту испугался признать ту простую философию добра и любви, которую нес молодой пророк. В принятии решения Понтий Пилат руководствовался не сердцем и даже не здравым смыслом, а лишь непроверенными фактами и злостью из-за уязвленного самолюбия. Он приговорил Иешуа к смертной казни на основании донесения некого Иуды из Кириафа. Назначая приговор, прокуратор верил, что ему удастся спасти Мессию. Ведь накануне праздника Пасхи первосвященник иудейский имеет право оправдать одного из подсудимых.

LiveInternetLiveInternet

Понтий Пилат - Иешуа (500x682, 63Kb)

Понтий Пилат — Иешуа

В романе «Мастер и Маргарита» внимание писателя направлено всего на один эпизод земного пути Христа: столкновение с Понтием Пилатом. На страницах булгаковского романа первый суд над Иешуа происходится во дворце Пилата, пятого прокуратора Иудеи, чье имя также есть на страницах Евангелия. Кто же он такой, этот Понтий Пилат, так часто упоминающийся в романе? Пилат интересовал многих писателей как личность, мучительно совмещающая в себе два начала. Прокуратором назывался римский чиновник, обладавший высшей административной и судебной властью в какой-либо провинции. Понтий Пилат был назначен прокуратором Иудеи в 29 году. Имя Пилат происходит от латинского pilatus, что означает «копьеносец».

Из романа «Мастер и Маргарита» мы узнаем много подробностей о Пилате. Мы узнаем, что он страдает гемикранией, что он не любит запах розового масла и что единственное существо, к которому он привязан и без которого не может жить, — это его собака. В романе «Мастер и Маргарита» дается глубокий психологически точный анализ поведения героя, перерастающий в моральный суд над Пилатом. Это сложная, драматическая фигура. Он умен, не чужд раздумий, человеческих чувств, живого сострадания. Пока Иешуа проповедует, что все люди добры, прокуратор склонен снисходительно взирать на это безвредное чудачество. Но вот речь зашла о верховной власти, и Пилата пронзает острый страх.

Внутри Понтия Пилата идет борьба добра и зла. Он еще пытается вести торг со своей совестью, пробует склонить Иешуа на компромисс, старается незаметно подсказать спасительные ответы: «Пилат протянул слово «не» несколько больше, чем это полагается на суде, и послал Иешуа в своём взгляде какую-то мысль, которую бы хотел внушить арестанту». Но Иешуа не может слукавить. Иешуа, изначально считая всех людей добрыми, видит в нем несчастного человека, изможденного страшной болезнью, замкнувшегося в себе, одинокого. Иешуа искренне хочет помочь ему.

«В Ершалаиме все шепчут про меня, что я свирепое чудовище и что совершенно верно», — говорит он сам о себе. — О нет! То неправда. Споры Иешуа и Пилата обнажают интеллектуальное равенство жертвы и палача. Охваченный страхом, всесильный прокуратор теряет остатки гордого достоинства и восклицает:

«Ты полагаешь, несчастный, что римский прокуратор отпустит человека говорившего то, что говорил ты? О, боги, боги! Или ты думаешь, что я готов занять твое место? Я твоих мыслей не разделяю!»

Но наделенный властью, могущественный и грозный Пилат несвободен. Обстоятельства вынудили его вынести смертный приговор Иешуа. Символизирует в романе муки совест , сознание совершаемого Пилатом греха и символическое очищение от него жест , когда он «…руки потер, как бы обмывая их…». Впоследствии Булгаков заставит своего героя повторить этот жест в разговоре с Афранием, когда Пилат будет организовывать убийство Иуды из Кириафы.

Казнь Иуды

Однако это продиктовала прокуратору не жестокость, приписываемая ему всеми, а трусость, тот самый порок, который бродячий философ причисляет к самым страшным. Позже прокуратор будет стонать и терзаться, плакать во сне и звать Иешуа. И каждую ночь ему будет казаться, что «казни не было, не было!». Но каждый раз он будет просыпаться и каждый раз он будет вновь оказываться лицом к лицу с кровавой действительностью, потому что казнь была. Была. Никуда от этого не денешься. Не спрячешься. Не убежишь. Но прощен прокуратор. В самом конце романа он переступает рамки своей эпохи, время становится для него абстрактным понятием.

«Луна заливала площадку зелено и ярко, и Маргарита скоро разглядела в пустынной местности кресло, а в нем белую фигуру сидящего человека… — Что он говорит? — спросила Маргарита… — Он говорит, — раздался голос Воланда, — одно и то же, он говорит, что и при луне ему нет покоя и что у него плохая должность… — Отпустите его, — вдруг пронзительно крикнула Марга¬рита… —…Вам не надо просить за него, Маргарита, потому что за него уже попросил тот, с кем он так стремится разговаривать». Один день из жизни прокуратора и вечность из жизни прокуратора. Не глубины христианской метафизики интересуют Булгакова. Мучительные личные отношения с властью, грубо вторгающейся в его дело и жизнь, заставляют писателя выбирать в евангельском сюжете те эпизоды, которые глубже всего заставляет переживать собственная эпоха: преследование, предательство, неправый суд…

Единственное, что мы узнаем о Пилате из Закона Божиего — это то, что у него была жена, которая просила его «не делать ничего Праведнику тому, потому что ныне во сне много пострадала за Него», что он был уверен в невиновности Иисуса и «умыл руки перед народом и сказал: «неповинен я в пролитии крови этого Праведника; смотрите вы» (т. е. пусть эта вина на вас падет). Евангельский Пилат также не находил вины за Иисусом и «искал отпустить его», т.е. смысл событий Булгаков сохранил.

Но в отличие от канонических текстов в романе, написанном Мастером, Понтии Пилат — один из основных героев. Оттенки его настроения, колебания, эмоции, ход его мыслей, беседы с Иешуа, процесс принятия окончательного решения, получили в романе яркое художественное воплощение. Но верховные священнослужители продолжают настаивать на смертном приговоре. Пилат поддается постыдному малодушию умного и почти всесильного правителя: из-за боязни доноса, который мог погубить карьеру, Пилат идет против своих убеждений, против голоса человечности, против совести. Он делает последние жалкие попытки спасти несчастного, а когда это не удается, пытается хотя бы смягчить укоры совести. Но нет и не может быть морального выкупа за предательство.

https://www.mirvboge.ru/wp-content/uploads/2017/05/mirvboge.ru_суд-740x402.jpg

А в основе предательства, как это почти всегда бывает, лежит трусость. Понтий Пилат поддаётся своей трусости, ему легче приговорить невиновного к смерти, чем спорить с первосвященниками, успокоить народ или предстать перед кесарем в качестве обвиняемого: «С этого времени Пилат искал отпустить Его. Иудеи же кричали: если отпустишь Его, ты не друг кесарю; всякий, делающий себя царем, противник кесарю. Пилат, услышав это слово, вывел вон Иисуса и сел на судилище, на месте, называемом Лифостротон, а по-еврейски Гаввафа. Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестый. И сказал Пилат Иудеям: се, Царь ваш! Но они закричали: возьми, возьми, распни Его! Пилат говорит им: Царя ли вашего распну? Первосвященники отвечали: нет у нас царя, кроме кесаря. Тогда наконец он предал Его им на распятие. И взяли Иисуса и повели» (Евангелие от Иоанна гл.19,ст.12-16).

Раскаяние и тщетные попытки исправить ошибку

Трое остальных преступников судились за тяжкие грехи, поэтому Понтий Пилат был уверен, первосвященник Каифа оправдает Иешуа. Однако когда решение первого духовного лица Ершалаима оказалось иным, ведь он решил оправдать убийцу Варраву, Пилат понял страшные последствия своей ошибки, однако не мог ничего поделать.

Его терзания усилились от сведений о том, что Иуда донес на Иешуа только ради того, чтобы получить деньги от первосвященника, а также, когда начальник тайной стражи прокуратора в деталях рассказал о поведении Га-Ноцри на казни. «Единственное, что он сказал, это, что в числе человеческих пороков одним из самых главных он считает трусость» – поведал Афраний.

Понтий Пилат не находил себе места, ведь он предал казни единственную близкую ему душу. Он понимал, что больше не хочет находиться на этой должности и в том городе, где он утвердил столько смертных казней, ощущая невинную кровь на своих руках. Пилат всей душой хотел сделать хоть что-то, чтобы очистить свою совесть, хотя и понимал, что не сможет вернуть Иешуа. По его косвенной просьбе убили Иуду, а единственного последователя странствующего философа Левия Матвея он решил забрать к себе.

Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

/ Сочинения / Булгаков М.А. / Мастер и Маргарита / Образ Понтия Пилата и проблема совести (по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»)

Образ Понтия Пилата и проблема совести (по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»)

    Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» можно назвать шедевром мировой литературы. Это произведение, написанное в начале прошлого века, не перестает будоражить и занимать умы миллионов читателей. Каждая глава этого романа является значимой, интересной, содержательной. Вереница разворачивающихся на страницах произведения событий перемежается с глубокими философскими размышлениями, затягивая читателя, не давая ему опомниться, заставляя его размышлять над вечными вопросами, переоценивать, пересматривать взгляды на жизнь.

    Булгаков писал свое произведение в тяжелое для страны время. Тоталитаризм и диктатура загоняли людей в жесткие рамки, лишая их свободы и права выбора. Писатель осуждал позицию власти, что, несомненно, отразилось в самом романе. Поэтому на протяжении всего произведения Булгаков поднимает сложные вопросы, касающиеся свободы личности, проблемы сложного нравственного выбора и ответственности за него.

    На мой взгляд, эти темы тесно связаны с образом Понтия Пилата. Историю пятого прокуратора Иудеи начинает рассказывать Воланд. Читатель попадает в древний город Ершалаим, в котором общеизвестная библейская история раскрывается по-своему, очень своеобразно. Примечательно, что главным героем этой истории является не подсудимый Иешуа Га-Ноцри, в котором мы без труда узнаем Иисуса Христа, а Понтий Пилат, его палач.

    В Библии образ Понтия Пилата выглядит чересчур схематичным, нам даже не приходит в голову задуматься над тем, что чувствует и думает этот человек. Булгаков же уделяет этому герою огромное внимание, раскрывая нам свое видение этого исторического персонажа: на страницах романа перед нами предстает не свирепое чудовище, а несчастный человек.

    Прокуратор сильно болен, его мучает страшная болезнь гемикрания: «Более всего на свете прокуратор ненавидел запах розового масла, и все теперь предвещало нехороший день, так как запах этот начал преследовать прокуратора с рассвета…. Да, нет сомнений! Это она, опять она, непобедимая, ужасная болезнь гемикрания, при которой болит полголовы. От нее нет средств, нет никакого спасения». Пилат ненавидит город, которым вынужден править. Он делает свою работу нехотя, через силу. Но однажды перед ним предстает совершенно необычный преступник.

    Видя перед собой подсудимого Га-Ноцри, беседуя с ним, Пилат невольно проникается симпатией к этому «сумасшедшему философу». Игемон осознает, что перед ним на допросе стоит ни в чем не виновный человек, способный нести людям только добро. Он желает помочь Иешуа и даже сначала отменяет тому смертный приговор. Но затем раскрываются страшные подробности: подсудимый посмел сомневаться в величии власти кесаря.

    Дело Га-Ноцри становится делом государственной важности. Прокуратор все еще пытается как-то спасти невинного Иешуа. Разговаривая с президентом Синедриона Иосифом Каифой, игемон отмечает, что в честь великого праздника Пасхи он считает необходимым из двоих преступников помиловать именно Га-Ноцри. Но первосвященник непреклонен: «Синедрион просит отпустить Вар-раввана».

    Тем не менее, у прокуратора есть свобода выбора: последнее слова остается все-таки за ним. Но, испугавшись потерять свою высокую должность, игемон приговаривает Иешуа к страшной смертной казни. После объявления смертного приговора подсудимому Пилат чувствует, что совершает непоправимую ошибку: «мысли понеслись короткие, бессвязные и необыкновенные: «Погиб!», потом: «Погибли!…»

    Расплатой за трусость для прокуратора стало бессмертие и вечные муки совести: «Бессмертие… Пришло бессмертие… Чье бессмертие пришло? Этого не понял прокуратор, но мысль об этом загадочном бессмертии заставила его похолодеть на солнцепеке».

    После страшной и мучительной гибели Иешуа прокуратор мучается и желает какими-то уже запоздалыми действиями исправить свою ошибку. Но это уже не имеет смысла, игемон проклят за свою трусость: «ему ясно было, что сегодня днем он что-то безвозвратно упустил, и теперь он упущенное хочет исправить какими-то мелкими и ничтожными, а главное, запоздавшими действиями. Обман же самого себя заключался в том, что прокуратор старался внушить себе, что действия эти не менее важны, чем утренний приговор».

    С момента подтверждения смертного приговора Пилат обрекается на вечные мучения. Каждый раз, когда он закрывает глаза и начинает засыпать, герой видит перед собой лунную дорогу, ведущую в бесконечность. Он мечтает идти вверх по этой дороге, ведя нескончаемые беседы с «сумасшедшим философом» Иешуа Га-Ноцри.

    Но роман был бы незавершенным, если бы не разрешилась судьба Понтия Пилата. Этот герой, как и было обещано, оказался наказанным бессмертием. Теперь он вечно сидит на пустынной площадке в кресле вместе со своей преданной собакой Банга, впадает в забытье, но периодически мучается бессонницей и страдает от невозможности общаться с тем, кто единственный смог понять его.

    Увидев Пилата, Маргарита умоляет Воланда отпустить его, избавить от вечных мук. Но Сатана отказывается сделать это, так как роман мастера был прочитан и за Пилата попросил сам Иешуа. Мастеру необходимо лишь завершить это произведение, сказав главные слова: «Свободен! Свободен! Он ждет тебя!» Пятый прокуратор наконец-то направляется, как он и мечтал, по лунной дороге к своему вечному собеседнику.

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Булгаков М.А. / Мастер и Маргарита / Образ Понтия Пилата и проблема совести (по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»)

Смотрите также по
произведению «Мастер и Маргарита»:

  • Краткое содержание
  • Характеристика героев
  • Критические статьи

Роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» по праву считается не только величайшим произведением литературы, но и кладезем удивительных по своей глубине философских мыслей. Сам роман состоит как бы из двух частей. Это роман о Мастере и роман, написанный самим Мастером. Главный герой булгаковского произведения мечтал рассказать миру историю о пятом прокураторе Иудеи Понтии Пилате. В итоге он создал на историческом материале книгу огромной психологической выразительности. Этот «роман в романе» далек от известных нам трактовок библейской темы. Мастер и, соответственно, стоящий за этим образом Булгаков, видит все происходящее в те давние времена совершенно иначе, чем мы привыкли.

Главным героем этого произведения является не столько Иисус, которого мы можем явно увидеть в бродячем философе Иешуа Га-Ноцри, а скорее прокуратор Иудеи Понтий Пилат.

Он известен нам как человек, приговоривший Иисуса Христа к распятию. В Библии этот образ достаточно схематичен и не несет в себе какой-либо ярко выраженной нагрузки. Но Булгаков решил показать эту историческую личность во всей полноте, с ее страхами и противоречиями. Он предстает перед нами не как «свирепое чудовище», а как несчастный человек, ненавидящий город, которым он правит, и замученный страшной болезнью гемикранией: «Более всего на свете прокуратор ненавидел запах розового масла, и все теперь предвещало нехороший день, так как запах этот начал преследовать прокуратора с рассвета…. Да, нет сомнений! Это она, опять она, непобедимая, ужасная болезнь гемикрания, при которой болит полголовы. От нее нет средств, нет никакого спасения». При видимом величии, перед нами трусливый человек, который вечность будет мучиться за ту непоправимую ошибку, которую он совершил.

Впервые мы встречаемся с Понтием во второй главе романа, когда перед ним появляется «подследственный из Галилеи», которого игемон вынужден судить. Изначально бродячий философ не представляет собой необычного зрелища, наоборот, он показан как абсолютно нормальный человек, «одетый в старенький и разорванный голубой хитон. Голова его была прикрыта белой повязкой с ремешком вокруг лба, а руки связаны за спиной. Под левым глазом у человека был большой синяк, в углу рта — ссадина с запекшейся кровью. Приведенный с тревожным любопытством глядел на прокуратора…» Но по ходу развития событий данной главы, мы понимаем, кого подразумевает автор под бродягой Иешуа Га-Ноцри. Сам же Пилат не столько понимает, сколько чувствует, что перед ним стоит не простой оборванец, а человек совершенно необычный…

Памятен момент, когда всемогущий игемон, не способный более сопротивляться страшной болезни, мучающей его, малодушно помышляет о яде, а душевнобольной бродяга вылечивает его. Иешуа смеет не только указывать прокуратору на его бесконечное одиночество, замкнутость и скудость жизни, но и спорить по поводу своей дальнейшей судьбы. Это бред сумасшедшего философа или откровение знающего истину человека? «Согласись, что перерезать волосок уж наверно может лишь тот, кто подвесил». Всемогущий Пилат втягивается в беседу с бродягой, и вот он уже проникается к нему симпатией и хочет спасти от страшной, мучительной смерти… Игемон чувствует, что если он не убережет Иешуа от распятия, то совершит непоправимую ошибку, за которую будет проклят навеки: «мысли понеслись короткие, бессвязные и необыкновенные: «Погиб!», потом: «Погибли!…» Он ощущает дыхание бессмертия на своем лице. Но в данном контексте слово «бессмертие» равносильно вечным страданиям.

Прокуратор уже не может спасти Иешуа, ему мешают страх, трусость, он боится в дальнейшем оказаться на месте философа. Здесь Булгаков очень ярко показал противоречивость Пилата. Он жаждет спасти Га-Ноцри, но его положение и боязнь осуждения Синедрионом заставляет игемона пойти против голоса совести.

Последнюю слабую попытку отвести страшную смерть от Иешуа прокуратор делает в разговоре с Иосифом Каифой. в честь великого праздника пасхи один из приговоренных к распятию должен быть спасен. Вар-равван, бунтарь и убийца, или Иешуа Га-Ноцри, умалишенный философ? Синедрион принимает решение освободить Вар-раввана. Великий прокуратор Иудеи Понтий Пилат больше не в силах что-либо сделать. С неотвратимым ощущением совершения непоправимой ошибки, он объявляет решение Синедриона толпе. «Бессмертие… Пришло бессмертие… Чье бессмертие пришло? Этого не понял прокуратор, но мысль об этом загадочном бессмертии заставила его похолодеть на солнцепеке». Высшие силы обрекли его на вечные страдания.

После ужасной смерти ни в чем неповинного человека Пилат мучается, осознает свою ошибку, но уже не в силах ее исправить. Что может быть страшнее?.. На могущественного игемона нападает тоска: «ему ясно было, что сегодня днем он что-то безвозвратно упустил, и теперь он упущенное хочет исправить какими-то мелкими и ничтожными, а главное, запоздавшими действиями. Обман же самого себя заключался в том, что прокуратор старался внушить себе, что действия эти не менее важны, чем утренний приговор».

Понтий Пилат обрел бессмертие, а вместе с ним и вечное проклятие. Теперь как только прокуратор закрывает глаза, ему снится лестница, ведущая прямо к луне. Он смеется от счастья, взбираясь по ней, а рядом с ним идет бродячий философ. Они спорят о чем-то очень сложном и важном, разговор интересен и нескончаем. И свершившаяся казнь была не более, чем дурной сон. Игемон плачет во сне, говоря философу, что погубит свою карьеру ради спасения «ни в чем не виноватого безумного мечтателя и врача». И вечно будет просыпаться Пилат, осознавая, что вся эта легкость и безмятежность были ни чем иным, как сном. И опять на него навалится груз совести, а светящая луна будет вызывать чувство нестерпимой тоски.

Подводя итоги всему выше сказанному, стоит отметить, что проблема совести в романе особо ярко раскрывается Булгаковым через образ пятого прокуратора Иудеи Понтия Пилата. Тем самым автор, по всей видимости, хотел сказать, что все несут ответственность за свои ошибки, и плата будет выбираться в связи с совершенным человеком поступком.

Образ Понтия Пилата в романе «Мастер и Маргарита»

Понтий Пилат в «Мастере и Маргарите» Булгакова является персонажем Мастера, то есть героем романа в романе, которые в конце произведения сходятся с одну общую развязку. Историю о Прокураторе, отправившем на смертную казнь странствующего философа Иешуа Га-Ноцри, проповедующего любовь, написал Мастер и поплатился за свою смелость в выборе темы для произведения.

У нас появилась новая характеристика Понтия Пилата.

Одиночество – цена высокого положения в обществе

В романе «Мастер и Маргарита» образ Понтия Пилата является одним из самых противоречивых и трагичных персонажей. Пятый прокуратор Иудеи прибыл в Ершалаим на службу из Рима. В его обязанности входило судить преступников города, который он ненавидел.

Несмотря на свою безрадостную работу, достаточно высокое материальное положение и социальный статус Понтий Пилат сумел сохранить мудрость и человеческие моральные качества. Он одинок, так как в его окружении нет человека, с которым он мог бы быть откровенным. Ему не с кем поделиться своими сомнениями или радостями. Поэтому рядом с ним всегда лишь его пес Банга, который является самым близким и единственным другом прокуратора.

Встреча близкой души

В романе Мастера описывается одно судебное рассмотрение дела, на котором предстал Иешуа по прозвищу Га-Ноцри, обвиняемый в настраивании людей разрушить храм существующей власти. В диалоге между обвиняемым и прокуратором Иудеи сначала царит напряжение. Игемона этот странный мыслитель называет добрым человеком, а также утверждает, что злых людей не бывает, а есть лишь несчастливые. Этот факт злит Пилата. Он не привык, чтобы его – прокуратора Иудеи Понтия Пилата, отличающегося гордостью и подчеркнутым чувством собственного достоинства, воспринимали без боязни. Подобное обращение он расценил, как неуважение к своей персоне.

Однако со временем Пилат и Иешуа начинают симпатизировать друг другу. Но услышав недопустимые речи, с которыми в глубине души и соглашался, прокуратор пришел в ярость и огласил решение о смертном приговоре. Карьера и статус перевесили симпатию к доброму и бесстрашному парню на весах судейской справедливости Пилата. Может, это было проявлением трусости, а не великой власти?

Тщеславию Пилата был нанесен удар. Ведь какой-то проходимец духовно богаче и счастливее его. Он попросту испугался признать ту простую философию добра и любви, которую нес молодой пророк. В принятии решения Понтий Пилат руководствовался не сердцем и даже не здравым смыслом, а лишь непроверенными фактами и злостью из-за уязвленного самолюбия. Он приговорил Иешуа к смертной казни на основании донесения некого Иуды из Кириафа. Назначая приговор, прокуратор верил, что ему удастся спасти Мессию. Ведь накануне праздника Пасхи первосвященник иудейский имеет право оправдать одного из подсудимых.

Раскаяние и тщетные попытки исправить ошибку

Трое остальных преступников судились за тяжкие грехи, поэтому Понтий Пилат был уверен, первосвященник Каифа оправдает Иешуа. Однако когда решение первого духовного лица Ершалаима оказалось иным, ведь он решил оправдать убийцу Варраву, Пилат понял страшные последствия своей ошибки, однако не мог ничего поделать.

Его терзания усилились от сведений о том, что Иуда донес на Иешуа только ради того, чтобы получить деньги от первосвященника, а также, когда начальник тайной стражи прокуратора в деталях рассказал о поведении Га-Ноцри на казни. «Единственное, что он сказал, это, что в числе человеческих пороков одним из самых главных он считает трусость» – поведал Афраний.

Понтий Пилат не находил себе места, ведь он предал казни единственную близкую ему душу. Он понимал, что больше не хочет находиться на этой должности и в том городе, где он утвердил столько смертных казней, ощущая невинную кровь на своих руках. Пилат всей душой хотел сделать хоть что-то, чтобы очистить свою совесть, хотя и понимал, что не сможет вернуть Иешуа. По его косвенной просьбе убили Иуду, а единственного последователя странствующего философа Левия Матвея он решил забрать к себе.

Проблема совести в романе

Через характеристику Понтия Пилата в романе «Мастер и Маргарита» реализуется решение проблем трусости и совести. Каждый из нас лишь человек, который может совершить ошибку. И пусть ошибка Понтия Пилата была неисправима, он осознал содеянное и раскаялся в этом. Не высшие силы, а его совесть не давала ему спать в каждое полнолуние, а когда ему и удавалось уснуть, он видел Иешуа и мечтал пойти вместе с ним по лунной дорожке. Он думал теперь совсем иначе, чем поступил: «Трусость, несомненно, один из самых страшных пороков. Так говорил Иешуа Га-Ноцри. Нет, философ, я тебе возражаю: это самый страшный порок».

Спасти римского прокуратора из тюрьмы собственной совести и исполнить его желания быть рядом с Мессией смог его создатель – автор романа о Пилате – Мастер. Вознесшись на небо, Воланд показал Мастеру своего героя, веками мучившего от одиночества и угрызений совести, и позволил ему завершить свое произведение, финалом которого стала фраза: «Свободен».

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тест по произведению

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Виолетта Першина

    16/16

  • Татьяна Яковлева

    13/16

  • Ирина Еременко

    14/16

  • Vladimir Tipalov

    15/16

  • Ирина Сова

    12/16

  • Сергей Щукин

    15/16

  • Наталья Иванова

    13/16

  • Оля Калабухова

    16/16

  • Марина Крюкова

    15/16

  • Елена Шипко

    16/16


В белом венчике из роз— Впереди — Иисус Христос
А. Блок 

В романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» события разворачиваются в двух пространственно-временных точках: Москве 20-х гг и древнем Ершалаиме.

В ершалаимских главах романа мы встречаемся с героями, которые имеют евангельских прототипов. В первую очередь это относится к Иешуа Га-Ноцри, Понтию Пилату, Иуде из Кариафа и Левию Матвею. Однако в романе Булгакова они не имеют ничего общего со своими реальными прототипами.

Особенно ярко это можно увидеть в образе Понтия Пилата, пятого прокуратора Иудеи.
В Евангелии о Пилате сказано очень скупо, а именно только то, что он участвовал в процессе над Иисусом. Но точно известно, что исторический прокуратор был очень жестоким человеком. В романе Булгакова он показан как человек, которому знакомы муки совести и который терзается от мысли, что обрек на смерть невиновного. Булгаковский Пилат не лишен благородства.

Прокуратор в «Мастере и Маргарите» стоит перед выбором: сохранить свою карьеру, а может быть, и жизнь, над которыми нависла тень дряхлеющей империи, или спасти философа Га-Ноцри.
Иешуа Га-Ноцри, прототипом которого, несомненно, был Иисус Христос, не показан в произведи нии пророком и богочеловеком. Он всего лишь бродячий философ, который хочет построить «храм, истины». У него есть своя философия, согласно которой все люди добрые. «А теперь скажи мне, что это ты все время употребляешь слова «добрые люди»? Ты всех, что ли, так называешь?
— Всех, — ответил арестант, — злых людей нет на свете».

И он не отрекается от нее, даже идя на смерть. Иешуа гибнет физически, но дух его побеждает. В романе он олицетворяет свет и справедливость.

Пилату же суждено мучиться долгих двенадцать тысяч лет, прежде чем заслужить прощение за свой роковой выбор в пользу своей жизни и карьеры.


 


Однако прокуратор страдает еще до того, как он отправил на казнь Иешуа. Его терзают головная > боль и одиночество. «Беда в том, — продолжал никем не останавливаемый связанный, — что ты слишком замкнут и окончательно потерял веру в людей. Ведь нельзя же, согласись, поместить всю свою привязанность в собаку. Твоя жизнь скудна, игемон, — и тут говорящий позволил себе улыбнуться».

Но у прокуратора есть и одна маленькая слабость, — он ненавидит запах роз— которая тоже причиняет ему муки. «Более всего на свете прокуратор ненавидел запах розового масла, и все теперь предвещало нехороший день,так как запах этот начал преследовать прокуратора с рассвета. Прокуратору казалось, что розовый запах источают кипарисы и пальмы в саду, что к запаху кожи и конвоя примешивается проклятая розовая струя. От флигелей в тылу дворца, где расположилась пришедшая с прокуратором в Ершалаим первая когорта двенадцатого молниеносного легиона, заносило дымком в колоннаду через верхнюю площадку сада, и к горьковатому дыму, свидетельствовавшему о том, что кашевары в кентуриях начали готовить обед, примешивался все тот же жирный розовый дух. О боги, боги, за что вы наказываете меня?»

Булгаков как бы намерено использует потом словосочетание «одуряющий аромат», чтобы подчеркнуть состояние прокуратора. И все же возникает вопрос, почему же так не любил Пилат запах роз?Роза — один из символов Иисуса Христа. Помните, дети принесли новорожденному Христу розы. Для людей, живших во времена Булгакова, розы ассоциировались прежде всего с христианским учением.

Но Пилат, как человек военный и принадлежавший к клану всадников, предпочитает запах кожи и конвоя. Однако это было бы слишком простой причиной, объясняющей неприязнь иудейского прокуратора к запаху роз.

Причина в другом: Пилат не был христианином. Он был язычником, поэтому вполне естественно предположить, что прокуратор не переносил запах роз, подсознательно соотнося личность Иешуа- Иисуса с розами.

Он побоялся спасти Иешуа от смертной казни из-за того, что мог лишиться своего статуса и положения. Одним словом, струсил. Человек, проявивший храбрость на поле боя и спасший Марка Крысо- боя от германцев в долине дев, побоялся спасти человека в другой ситуации. Но только потом, уже после казни Иешуа, он понимает, что мог бы пожертвовать своей карьерой и, возможно, жизнью. «Вот, например, не струсил же теперешний прокуратор Иудеи, а бывший трибун в легионе, тогда, в долине дев, когда яростные германцы чуть не загрызли Крысобоя-великана. Но, помилуйте меня, философ! Неужели вы, при вашем уме, допускаете мысль, что из-за человека, совершившего преступление против кесаря, погубит свою карьеру прокуратор Иудеи?
— Да, да, — стонал и всхлипывал во сне Пилат.

Разумеется, погубит. Утром бы еще Не погубил, а теперь, ночью, взвесив все, согласен погубить. Он пойдет на все, чтобы спасти от казни решительно ни в чем не виноватого безумного мечтателя и врача!»	

Но роковой выбор был уже сделан, а приказ приведен в исполнение. И изменить ничего нельзя, а остается только страдать от мук совести.

Очень и очень долго ждал Пилат прощения, страдая от мук совести «двенадцать тысяч лун», за свою трусость, но в результате, прощенный, он идет по лунной дороге вместе с Иешуа Га-Ноцри, бродячим философом и врачом. «Прямо к этому саду протянулась долгожданная прокуратором лунная дорога, и первым по ней кинулся бежать остроухий пес. Человек в белом плаще с кровавым подбоем поднялся с кресла и что-то прокричал хриплым, сорванным голосом. Нельзя было разобрать, плачет ли он или смеется, и что он кричит. Видно было только, что вслед за своим верным стражем по лунной дороге стремительно побежал и он».

Возможно, в итоге всадник Понтий Пилат передумал и двинулся в ту сторону, где цветут розы. К сожалению, это движение происходит уже не в реальном мире. «Этот герой ушел в бездну, ушел безвозвратно, прощенный в ночь на воскресенье сын короля-звездочета, жестокий пятый прокуратор Иудеи, всадник Понтий Пилат».










Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Роковой выбор Понтия Пилата в романе М Булгакова «Мастер и Маргарита». Поищите еще с сайта похожие.

  • Сочинения
  • /

  • Литература
  • /

  • Булгаков

Один из главных героев произведения Булгакова «Мастер и Маргарита» — Понтий Пилат. Мастер был так поглощен идеей вечного спора между прокуратором и его оппонентом Иешуа, что написал о них роман.

Пятый прокуратор Иудеи, очень богатый представитель высших правящих кругов Кесарии, представляет власть Рима, держит в своих руках жизни многих людей. Понтий Пилат занимается разбирательством различных судебных дел и руководит армией, человек вспыльчивый и грозный. Он невзлюбил Ершалаим, но вынужден по делам службы посещать ненавистный город. Его боятся, ему преклоняются, он окружен многочисленной прислугой, но при этом бесконечно одинок, всех людей считает жестокими и презренными, испытывает симпатию лишь к своей старой собаке.

В лице бродяги Га-Ноцри Понтий Пилат находит интересного собеседника, почти родственную душу. Со многими вещами, которые высказывает Иешуа, прокуратор в душе согласен, но никогда не признается в этом даже самому себе. Он слишком сильно зависим от власти императора и мнения окружающих, это не дает ему возможности поступать так, как велит ему совесть. Иешуа убежден, что наступит царство истины, где никакой власти не потребуется, Понтий Пилат не может согласиться с этим, он верит лишь в силу власти императора.

Встреча Иешуа с прокуратором неожиданно выявляет очень противоречивые черты последнего. Жестокий и суровый человек, каким его видят окружающие, вдруг испытывает симпатию к бродячему философу, но спасти обреченного не желает. Самонадеянно прокуратор предполагает, что Иешуа оправдают, ведь это так очевидно, что он невиновен.

Понтий Пилат — представитель правящей элиты, понимает, что, поступив несоразмерно понятиям этой власти, навлечет на себя ее гнев. И человек мужественный, волевой испытывает страх перед этой властью. Га-Ноцри обличает трусость в лице прокуратора, это качество отвратительно само по себе, но в лице такого могущественного человека – это позор.

Казнь невиновного заставляет Понтия Пилата мучиться угрызениями совести, он обречен страдать долгих два тысячелетия. После казни прокуратор приказывает убить предателя Иуду. Свершившаяся месть не успокаивает его терзаний. Искреннее раскаяние прокуратора дает ему возможность осознать свою ошибку. Прощение Иешуа освобождает его в итоге от мучительного бессмертия. Понтий Пилат получает свободу, он прощен, несмотря на грех, который совершил, отправив невиновного на смерть. Прощение –основная мысль произведения о двух одиноких непонятых людях.

Сочинение 2

Апогеем творчества Булгакова является роман «Мастер и Маргарита». В своем проивзведении Булгакову удалось мастерски создать образы Иешуа, Мастера, Маргариты и других, но одним из самых сложных и фактурных образов является образ Понтия Пилата.

Понтий Пилат – олицетворяет власть, он поистине очень жесток, и он гордится этим. Он был на поле битв, поэтому точно знает, что сила руководит миром, и побеждает всегда только сильнейший, а именно тот, кому чужды нерешительность, страхи и жалость. У Понтия Пилата свои жизненные законы, по которым он живет, для него установка «раб подчиняется господину» непоколебима.

Для Понтия Пилата одиночество – это совершенно естественное и нормальное состояние для победителя, никаких друзей, вокруг только враги. Нет равных и близких Понтию Пилату, единственный кто у него есть это только любимая собака. Однако именно встреча с Иешуа меняет Понтия Пилата, он осознает, что перед ним человек равный ему, с которым он бы хотел вести беседы вечно. Иешуа не боится противостоять Пилату, не боится высказывать свои мысли.

Понтий Пилат находит Иешуа интересным человеком, он не сомневается в его невиновности, он пытается спасти арестанта, и здесь проявляются такие черты, которые казалось никогда нельзя было бы увидеть у прокуратора Иудеи, это сочувствие, сострадание. Но появляется и страх, порожденный тоталитарным режимом. Ведь даже самый сильный человек выживет, если будет в первую очередь думать о государстве, а не о себе. После казни Иешуа, для Понтия Пилата наступают мучительные дни, он страдает. Булгаков сделал из Понтия Пилата не труса, а одновременно жертву и обвинителя. Отправив Иешуа на казнь, Понтий Пилат губит свою душу, он умирает вместе с Иешуа, как и его свобода.

Когда перед Понтием Пилатом встает выбор: спасение своей души или пост, страх перед высшими чинами или отвага совершения поступка, к сожалению, он выбирает именно благосостояние и все то, что так люто ненавидит.

Автор через героя Понтия Пилата доносит до читателя простую мысль, что люди должны быть ответственны за свои поступки и самостоятельно выбирать свой путь, путь истины и свободы или рабства и жестокости.

Сочинение Образ и характеристика Понтия Пилата

Михаил Афанасьевич Булгаков в романе «Мастер и Маргарита» затрагивает множество вечных философских вопросов, ответы на которые скрываются и в поступках самих героев, и в их размышлениях и терзаниях. Композиция романа, построенная по принципу «рассказ в рассказе», помогает лучше отразить всю многогранность человеческой души, которую всегда терзают одни и те же вопросы, несмотря на разницу и в поколениях, и в условиях жизни. Одним из самых противоречивых и интересных персонажей романа является Понтий Пилат, герой ершалаимских глав произведения.

Понтий Пилат, будучи прокуратором Иудеи, известен как человек жестокий, твёрдый, решительный и бескомпромиссный. Он с лёгкостью выносит приговоры преступникам и вершит чужими судьбами, однако однажды он встречает Иешуа Га-Ноцри, персонажа, прототипом которого является сам Иисус Христос. Будучи глубоко поражённым и поведением, и ходом мыслей человека, которому ему предстоит вынести приговор, Пилат искренне желает пощадить героя, ведь он понимает, насколько поразительно умный и глубокий человек стоит перед ним, однако Понтий Пилат принимает ошибочное решение и приговаривает Иешуа к смерти. Возможно, прокуратор не желает ставить под сомнение свою всесильность и попросту терять уважение своего народа, отпуская на волю человека, которого обвиняют в том, что он якобы «подговаривал народ разрушить ершалаимский храм», однако Га-Норци обличает его в совершенно другом грехе – в трусости.

Действительно, Понтий Пилат просто испугался. Испугался потерять свой статус, уважение окружающих его людей, поставить под сомнение свой авторитет. Однако разве это худшее, что может быть? Хуже всего делать то, чего ты не хочешь, руководствуясь банальным страхом, а ещё хуже – предавать людей из-за него же. После вынесения приговора Пилат начинает мучиться от тяжелейших головных болей, спасения от которых он найти не может.

В финале романа Иешуа прощает прокуратора Иудеи, который осознал свою ошибку и искренне раскаялся. Таким образом, автор показывает своим читателям, что за покаянием от чистого сердца всегда следует очищение, в данном случае – символичная лунная дорожка, по которой и Иешуа Га-Норци, и Понтий Пилат, и даже его собака уходят в другой мир. В мир, в котором нет зла и несправедливости, в мир, в котором правит добродетель и настоящая чистота души.

Я полагаю, что в романе «Мастер и Маргарита» Михаил Булгаков открывает читателям глаза на то, как не нужно поступать. Нельзя позволять страху одержать победу, ведь самое лучшее, что мы можем привнести в этот мир попросту противоречит трусости. И, безусловно, необходимо не бояться постоять за себя и за других людей, если на их стороне истина.

Раскаяние и тщетные попытки исправить ошибку

Трое остальных преступников судились за тяжкие грехи, поэтому Понтий Пилат был уверен, первосвященник Каифа оправдает Иешуа. Однако когда решение первого духовного лица Ершалаима оказалось иным, ведь он решил оправдать убийцу Варраву, Пилат понял страшные последствия своей ошибки, однако не мог ничего поделать.

Его терзания усилились от сведений о том, что Иуда донес на Иешуа только ради того, чтобы получить деньги от первосвященника, а также, когда начальник тайной стражи прокуратора в деталях рассказал о поведении Га-Ноцри на казни. «Единственное, что он сказал, это, что в числе человеческих пороков одним из самых главных он считает трусость» – поведал Афраний.

Понтий Пилат не находил себе места, ведь он предал казни единственную близкую ему душу. Он понимал, что больше не хочет находиться на этой должности и в том городе, где он утвердил столько смертных казней, ощущая невинную кровь на своих руках. Пилат всей душой хотел сделать хоть что-то, чтобы очистить свою совесть, хотя и понимал, что не сможет вернуть Иешуа. По его косвенной просьбе убили Иуду, а единственного последователя странствующего философа Левия Матвея он решил забрать к себе.

Вариант 4

Прокуратор Иудеи Понтий Пилат является одним из главных персонажей романа «Мастер и Маргарита» Михаила Афанасьевича Булгакова.

История Понтия Пилата описывается в выдуманном романе, произведении, написанном другим персонажем – Мастером.

Герой романа занимает привилегированное положение в обществе, командует римскими военнослужащими и считается главой судебной власти. Он живёт в Кесарии, но по служебным обязанностям был отослан в Ершалаим, где и разворачиваются основные события его сюжетной линии.

Пилат является сыном звездочёта и дочери мельника. Он сказочно богат. Имеет большую коллекцию разнообразных книг, что в те времена считалось неслыханной роскошью.

Булгаков описывает прокуратора как мужественного, строгого и чёрствого человека с военной закалкой. Единственное существо, к которому Понтий Пилат испытывает нежные чувства – это его собака Банга, в которую он, как подмечает автор, поместил всю свою привязанность.

Внешность персонажа Булгаков описывает так: стройная фигура, лысеющая голова, тонкие и длинные пальцы, грозный взгляд, одет в белый плащ с кровавым подбоем.

Ранее Понтию Пилату приходилось самостоятельно командовать целыми легионами, проявлять строгость и даже жестокость, что в дальнейшем сказалось на его характере.

Прокуратор Иудеи хорошо образован, знает три языка: греческий, арамейский и латынь. Ради карьеры он готов на всё, что угодно. Понтий Пилат страдает от постоянных головных болей. Они настолько сильные, что он даже малодушно помышлял о смерти. Его жизнь пуста, однообразна и безрадостна. Он полностью разочарован в людях и никому не доверяет.

Автор преподносит его как сильного и волевого человека, но своим поступком по отношению к бродяге Иешуа Га-Ноцри он показывает трусость и слабость. Он приговаривает его к смерти совершенно незаслуженно, руководствуясь вспыльчивостью и гордыней. Понтий Пилат превознёс свою репутацию и карьеру выше человеческой жизни. Позже, когда появилась возможность помилования одного из четырёх преступников в честь праздника, он пытался спасти Иешуа, но ему не удалось этого сделать.

После казни Га-Ноцри Понтий Пилат переживает душевный надлом. Он испытывает душераздирающие угрызения совести, страдает от постоянной бессонницы и ночных кошмаров. Персонаж действительно раскаивается в своих деяниях, но это не отменяет его вины.

В качестве наказания за малодушие, Воланд наделяет прокуратора бессмертием, после чего его душа тысячелетиями не знает покоя из-за непрекращающихся мук совести. Но, в конце произведения, он прощает прокуратора Иудеи и дарует ему долгожданную свободу.

Образ Пилата

Произведение «Мастер и Маргарита» написано великим писателем двадцатого века Михаилом Булгаковым. Роман в романе является самым неоднозначным и сложным произведением. Благодаря такому написанию, читатель имеет возможность переносится во времени и познакомится с двумя разными, но связанными друг с другом историями, открывающими полную картину происходящего.

Роман начинается со знакомства с московскими обывателями. Герой, называемый мастером, рассказывает историю, произошедшую когда-то в Ершалаиме. Главным ее персонажем является Понтий Пилат – самая загадочная и неоднозначная личность. Он является прокуратором Иудеи и грозным представителем власти, в руках которого находится множество людских жизней и судеб. Все существо этого человека наполнено ненавистью к людям, к городу и к жизни. Прокуратор одинок и несчастен. В общении ни один человек не является для него интересным. Единственной его отрадой в бессмысленном существовании остается пес Банга, которого Пилат считает своим другом. Только к псу он испытывает любовь и добрые чувства. Виной такого отношения к жизни является неизлечимая болезнь, терзающая тело и душу Понтия.

Но однажды все меняется. К прокуратору приводят бродячего оборванца и философа Иешуа Га-ноцри, которого обвиняют в заговоре против храма. По некоторым источникам, бродяга собирал людей, чтобы разрушить его. При общении с Понтием, Иешуа проявлял невиданную дерзость, недопустимую при общении с представителями власти. Он называл прокуратора добрым человеком и произносил свои философские речи. Впервые за все время службы Пилат увидел в бродячем философе интересного человека, равного по общению.

При допросе прокуратор увидел невиновность Иешуа и заинтересовался его философскими изречениями. Ко всему прочему, головные боли, мучающие Пилата долгое время, исчезли благодаря Иешуа. Из злого и всегда недовольного представителя Закона Понтий стал гуманным и сочувствующим человеком, желающим помочь бродяге избежать казни. Но сделать это нужно было, не потеряв своего авторитета и остаться в глазах других все тем же властным кесарем. В этом моменте начинает прослеживаться двойственная личность Понтия Пилата. Он ненавидит императора и его порядки, но вынужден подчинятся закону. В нем начинается борьба добра и зла.

Чтобы помочь бродяге избежать казни, Пилат пытается добиться его оправдания от Каифы, но получает отказ. Иешуа Га-Ноцри казнят. После этого прокуратор чувствует свою вину в смерти невинного человека, и вдобавок к тоске и душевной печали, Понтий Пилат получает наказание в виде бессмертия. Он обречен вечно страдать от одиночества и чувства вины, но однажды спасение приходит от милосердной Маргариты.

Характер

Образ Понтия Пилата исследователями рассматривается неоднозначно. Так происходит из-за характера этого принципиального человека.

Писатель несколько раз называет прокуратора «жестоким», и сам Пилат признает это: «я свирепое чудовище». Герой привык, что его считают таким, это подчеркивает его возможность быть властителем судеб. Понтий – вспыльчивый и грозный человек, который не может помиловать Иешуа из-за своей службы и боязни ее потерять.

Несмотря на весь грозный и надменный вид, прокуратор оказывается боязливым и замкнутым человеком. Трусость – вот главный порок героя, как указывает на это Га-Ноцри.

Однако причиной всему этому было одиночество героя.

  • Сочинения
  • /

  • Литература
  • /

  • Булгаков

Сочинение Понтий Пилат в романе Мастер и Маргарита (Образ и характеристика)

Один из главных героев произведения Булгакова «Мастер и Маргарита» — Понтий Пилат. Мастер был так поглощен идеей вечного спора между прокуратором и его оппонентом Иешуа, что написал о них роман.

Пятый прокуратор Иудеи, очень богатый представитель высших правящих кругов Кесарии, представляет власть Рима, держит в своих руках жизни многих людей. Понтий Пилат занимается разбирательством различных судебных дел и руководит армией, человек вспыльчивый и грозный. Он невзлюбил Ершалаим, но вынужден по делам службы посещать ненавистный город. Его боятся, ему преклоняются, он окружен многочисленной прислугой, но при этом бесконечно одинок, всех людей считает жестокими и презренными, испытывает симпатию лишь к своей старой собаке.

нейросеть

В лице бродяги Га-Ноцри Понтий Пилат находит интересного собеседника, почти родственную душу. Со многими вещами, которые высказывает Иешуа, прокуратор в душе согласен, но никогда не признается в этом даже самому себе. Он слишком сильно зависим от власти императора и мнения окружающих, это не дает ему возможности поступать так, как велит ему совесть. Иешуа убежден, что наступит царство истины, где никакой власти не потребуется, Понтий Пилат не может согласиться с этим, он верит лишь в силу власти императора.

Встреча Иешуа с прокуратором неожиданно выявляет очень противоречивые черты последнего. Жестокий и суровый человек, каким его видят окружающие, вдруг испытывает симпатию к бродячему философу, но спасти обреченного не желает. Самонадеянно прокуратор предполагает, что Иешуа оправдают, ведь это так очевидно, что он невиновен.

Понтий Пилат — представитель правящей элиты, понимает, что, поступив несоразмерно понятиям этой власти, навлечет на себя ее гнев. И человек мужественный, волевой испытывает страх перед этой властью. Га-Ноцри обличает трусость в лице прокуратора, это качество отвратительно само по себе, но в лице такого могущественного человека – это позор.

Казнь невиновного заставляет Понтия Пилата мучиться угрызениями совести, он обречен страдать долгих два тысячелетия. После казни прокуратор приказывает убить предателя Иуду. Свершившаяся месть не успокаивает его терзаний. Искреннее раскаяние прокуратора дает ему возможность осознать свою ошибку. Прощение Иешуа освобождает его в итоге от мучительного бессмертия. Понтий Пилат получает свободу, он прощен, несмотря на грех, который совершил, отправив невиновного на смерть. Прощение –основная мысль произведения о двух одиноких непонятых людях.

Сочинение 2

Практически всем известны первые строки второй (внутренней) части романа – как раз о Пилате. Несколько раз повторяют и сами герои произведения про «кровавый подбой». Наверное, в этой первой характеристике Понтия, а точней его плаща, есть своё значение. Пилат тоже вроде кристально чист – прокуратор, префект, но к власти его привели многие кровавые войны.

Естественно, что Понтий Пилат – властный, уважаемый человек, которого многие боятся. У него сложная, ответственная работа – он руководит целым регионом, представляет интересы Рима в Иудее. И всё-таки есть политические моменты в его работе, он должен соблюдать и интересы местных старейшин. Его окружает роскошь. Живёт он практически во дворце, на столе прекрасные яства и вино, ему служат люди… Но из близких у него только собака, только ей интересно, как он себя чувствует. А часто чувствует он себя не очень хорошо, так как его мучают страшные мигрени. Тогда он не может переносить даже запахи, ему плохо от звуков, от солнечного света.

Лишь Иешуа смог (легко!) унять его боль. Пилат, как умный человек, понял, что перед ним не обычный заключенный. Слишком добрый (до наивности), честный, могущественный… Пилат хотел бы в благодарность и просто по логике отпустить Иешуа, но тот самый совет не позволяет. Они готовы освободить на Пасху преступника, но только не нового проповедника, который угрожает их церковной структуре. Пилат пытается договориться со старейшинами, ищет подходы, но ему не удаётся… И он отправляет на мучительную казнь невиновного, понимая свою вину. Но Пилат ведь не может так это всё оставить, он приказывает убить Иуду за те самые серебряники. То есть Пилат мстителен. Его не должно было удивить, что и он сам наказан… Вечным ожиданием того, что Иешуа выйдет к нему. С Пилатом эту вечность коротает и его собака.

Он человек уже в возрасте: лысеющий, с желтоватой кожей и зубами. Его лицо получает характеристику «издерганное». Он принадлежит к важному римскому сословию всадников. Служба его тяготит, он чаще вспоминает лихое прошлое. Конечно, ему не по душе целый день читать доносы, тем более, на себя самого. Город этот он просто ненавидит, в чем признаётся и не раз. Иешуа увидел в нём (и в других) доброго человека, но Пилат говорит, что его считают чудовищем. Но думаю, что в случае с Понтием Пилатом всё-таки Иешуа не ошибся. Пилат на самом деле добрый и честный человек. А ещё он смелый – в бою, но не на службе.

`

Понтий Пилат в романе Мастер и Маргарита

Понтий Пилат в романе Мастер и Маргарита

Популярные сочинения

  • Хлеб всему голова — сочинение 5 класс

    Хлеб является основной ценностью для человека. С самых давних времён хлеб представляет символ богатства, обеспеченности, изобилия. Конечно, стоимость обычной буханки хлеба не велика

  • Сочинение описание по картине Родник Пластова

    На картине «Родник» художником А. А. Пластовым запечатлен обычный момент, в процессе которого выполняется работа одного из деревенских жителей на фоне природы. Художник погружает зрителя

  • Сочинение Николай и Павел Кирсановы (сравнительная характеристика)

    Николай Петрович и Павел Петрович Кирсановы второстепенные герои произведения Тургенева «Отцы и дети». Николай Петрович отец Аркадия – близкого друга Базарова

  • Ошибка не отмечена как пишется
  • Ошибка на лицо как пишется
  • Ошибка молодости рассказ на дзен наедине с читателем
  • Ошибка исправлена как пишется
  • Ошибка или преступление сочинение итоговое