Основана на идентификации с образом любимого героя сказки мультфильма игрушки

Куклотерапия
как метод основан на процессах
идентификации ребенка с любимым героем
мультфильма, сказки и с любимой игрушкой.
Это частный метод арттерапии.

В
качестве основного приема коррекционного
воздействия используется кукла как
промежуточный объект взаимодействия
ребенка и взрослого (психолога,
воспитателя, родителя)

204

Ребенок,
познавая реальный мир, его социальные
связи и отношения, активно проецирует
воспринимаемый опыт в специфическую
игровую ситуацию. Основным объектом
такой социальной проекции достаточно
долгое время являются куклы.

Куклотерапия
широко используется для разрешения
интра- и интерперсональных конфликтов,
улучшения социальной адаптации, при
коррекционной работе со страхами,
заиканием, нарушениями поведения, а
также для работы с детьми, имеющими
эмоциональную травму. Любимая игрушка
«участвует» в постановке спектакля,
сюжет которого является травмирующим
для ребенка, попадает в страшную историю
и успешно с ней справляется. По мере
разворачивания сюжета эмоциональное
напряжение ребенка нарастает и, достигнув
максимальной выраженности, сменяется
бурными поведенческими эмоциональными
реакциями (плач,., смех и т.д.) и снятием
нервно-психического напряжения.

Возможны
индивидуальная и групповая формы
куклотерапии. Куклотерапия популярна
как в зарубежной (Ф.
Зимбардо,
1991),
так и в отечественной практике
коррекционной работы (И.Г.
Выгодская,
1984;
А.И.
Захаров,
1986;
А Спиваковская,
1988,
и др.).

Игра
с куклой

это тот мир реальности, в котором живет
ребенок. Куклотерапия позволяет
объединить интересы ребенка и коррекционные
задачи психолога, дает возможность
самого естественного и безболезненного
вмешательства взрослого в психику
ребенка с целью ее коррекции или
психопрофилактики. Используется этот
метод в целях профилактики дезадаптивного
поведения. Коррекция протестного,
оппозиционного, демонстративного
поведения достигается путем разыгрывания
на куклах в паре с родителями или
сверстниками типичных конфликтных
ситуаций, взятых из жизни ребенка.

Процесс
куклотерапии проходит в два этапа:

1.
Изготовление кукол.

2.
Использование кукол для отреагирования
значимых эмоциональных состояний.
Процесс изготовления кукол также
является коррекционным. Увлекаясь
процессом

изготовления
кукол, дети становятся более спокойными,
уравновешенными. Во время работы у них
развивается произвольность психических
процессов, появляются навыки концентрации
внимания, усидчивости, развивается
воображение.

205

В
куклотерапии используются такие варианты
кукол, как куклы-марионетки, пальчиковые
куклы, теневые куклы, веревочные куклы,
плоскостные куклы, перчаточные куклы,
куклы-костюмы.

Куклы-марионетки.
Принцип
изготовления простых марионеток
предложен Вальдорфской школой. Такая
кукла состоит из головы и платья с
вшитыми рукавами, она очень проста в
управлении: одна нить служит для
управления головой, другая — руками.
Кукла может иметь одно лицо или сменные
лица (что позволяет ребенку моделировать
различные эмоции), а может быть без лица
(что позволяет ребенку фантазировать
— в каком настроении находится герой
куклы).

Работа
с куклой-марионеткой позволяет
совершенствовать тонкую моторику руки
и общую координацию движений; проявлять
через куклу те эмоции, чувства, состояния,
которые ребенок по каким-то причинам
не может или не позволяет себе проявлять.
«Оживляя» куклу, ребенок впервые
в жизни ощущает взрослую ответственность
за действия куклы, за ее «жизнь»;
может осознавать причинно-следственные
связи между

своими
действиями и изменениями движений
куклы; учится находить адекватное
телесное выражение различным эмоциям,
чувствам, состояниям; развивать
произвольное внимание и способность к
концентрации.

Пальчиковые
куклы.
Наиболее
простым вариантом пальчиковых кукол
являются шарики от пинг-понга или пустые
скорлупки от яиц, на которых нарисованы
различные выражения лиц, различные
персонажи. Пальчиковые куклы могут
также изготавливаться из плотного
картона в виде небольших цилиндров,
размер которых подбирается по размеру
пальцев ребенка.

Теневые
куклы.
Теневые
куклы используются для работы теневого
театра и изготавливаются из черного
или темного картона или бумаги. Такие
куклы используются преимущественно
для работы над детскими страхами. Играя
с такой куклой в теневом театре, ребенок
получает опыт решения своей проблемы.

Обычно
страх невидим. Реализуя страх в виде
куклы, ребенок овладевает ситуацией, и
материализованный в кукле страх лишается
своей эмоциональной напряженности,
своей пугающей составляющей. Ребенок
может делать со своей «куклой-страхом»
все, что захочет, вплоть до полного
уничтожения.

206

В
этом и состоит коррекционный смысл
теневого театра и теневых кукол.

Веревочные
куклы.
Веревочные
куклы являются многофункциональными.
Они эффективны для проработки у детей
проблем идентификации, общения, повышенной
тревожности. Такая кукла может быть
размером в рост ребенка. Она проста в
изготовлении: из веревки собирается
контур куклы, за петельку голова куклы
пристегивается на рубашку ребенка, а
палец ребенка продевается в петли,
находящиеся на ладошках куклы. Таким
образом, ребенок имитирует движение
куклы вместе с собственными движениями.

Плоскостные
куклы.
Плоскостная
кукла представляет собой модель куклы,
вырезанной из плотного картона или
тонкой фанеры. Как правило, руки куклы
крепятся на шарнирах или на кнопках и
являются свободно двигающимися. Такого
рода куклы используются для работы с
детьми, у которых имеются проблемы в
общении, поведении, с нарушением образа
«Я». Такая кукла может иметь сменный
набор выражений лица, которые соответствуют
различным эмоциональным состояниям.

Перчаточные
куклы.
Перчаточные
куклы традиционно используются для
детских кукольных театров, различных
инсценировок, изображений сказок.

Объемные
куклы.
Объемные
куклы традиционно используются для
проигрывания ролевых игр. Это обычные
игрушки размером в рост человека.

Типы
вождения кукол

Снаружи
ребенок
управляет стоящими куклами, объемными
куклами.

Сверху
работа
с куклами-марионетками.

Изнутри
ребенок
управляет перчаточными куклами,
куклами-костюмами.

Снизу
управление
колпачковыми и перчаточными куклами.

Оживляя
куклу, ребенок видит, что каждое его
движение немедленно отражается на ее
поведении. Таким образом, он получает
оперативную недирективную обратную
связь на свои действия. Это помогает
ему самостоятельно корректировать свои
движения и делать поведение куклы
максимально выразительным.

207

Соседние файлы в папке тренинг

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Слайд 1

Использование методов имаготерапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Логопед: Катунина Ольга Юрьевна Г Б У З «Специализированый дом ребенка №2»

Слайд 2

Формы имаготерапии Имаготерапия (от лат. imago — образ) занимает особое место среди видов арт-терапии. Ее основой является театрализация психотерапевтического процесса. Имаготерапия опирается на теоретические положения об образе, а также о единстве личности и образа. По своей организации имаготерапия может проводиться в разных формах: индивидуальной групповой

Слайд 3

Куклотерапия — (один из видов имаготерапии ) Основана на идентификации с образом любимого героя (сказки, мультфильма, игрушки) Используется при нарушениях поведения, при страхах, при нарушении коммуникативной сферы

Слайд 4

Технология проведения: персонажем разыгрывается в лицах в «режиссерской игре» история, связанная с травмирующей ребенка ситуацией • инсценирование рассказа должно захватить ребенка, вызывать в нем яркие положительные эмоции • сюжет строится по «нарастающей», заканчивается бурными эмоциональными реакциями (смех, плач), снятием напряжения

Слайд 5

Методы имаготерапии Куклотерапия используется в работе с детьми и основана на перевоплощении ребенка в образ любимого героя (сказки, мультфильма, игрушки).

Слайд 6

Образно-ролевая драмтерапия – реконструкция поведенческой реакции при разыгрывании специально подобранного сюжета.

Слайд 7

Психодрама – дети играют не готовые роли, а импровизируют под руководством педагога Либропсихотерапия – лечебное чтение, библиотерапия – лечение через книгу (специально подобранные произведения)

Слайд 8

Сказкотерапия – психокоррекция средствами сказки – основана на притягательности для детей сказки как вида произведения, позволяющего мечтать, фантазировать. Сказкотерапия – основана на притягательности для детей сказки как вида произведения, позволяющего мечтать, фантазировать. Работа со сказкой : Чтение или рассказ самой сказки; ее обсуждение. Драматизация, т.е. проигрывание сказки в ролях . Импровизация, изменение хода сказки по желанию ребенка. Рисунок любимого героя. Проведение занятий на формирование грамматического строя речи с использованием сюжета сказки.

Слайд 9

Методы имаготерапии Виды театров пальчиковый театр кукольный театр театр вязаных игрушек театр перчаток театр масок настольный театр

Слайд 10

Направления имаготерапии Развитие мимической мускулатуры Для поддержания интереса к такого рода заданиям используется наглядный материал: пиктограммы с изображением лиц детей и взрослых в различных эмоциональных состояниях, а так же театр масок «Настроение».

Слайд 11

Спасибо за внимание!

Показания к применению метода

Для маленьких детей все – игра. Поэтому существенных показаний выделить нельзя, так как игры – это основной досуг малышей. Когда дети играют, они находятся в хорошем настроении, не расценивают это как что-то неприятное и отталкивающее. Средства игротерапии эффективны в следующих случаях:

  • фобии;
  • необщительность, замкнутость;
  • агрессия к окружающим и животным;
  • непослушание или чрезмерное послушание;
  • проблемы в отношениях с родителями, братьями и сестрами и др.;
  • отсталость в речевом развитии;
  • вредные привычки (например, грызть карандаш во время рисования);
  • постоянные стрессы;
  • проблемы с успеваемостью;
  • проблемы с чтением.Источник: О’Коннор К. Теория и практика игровой психотерапии. — С-Пб., 2002.

Использование куклотерапии

Куклотерапию используют в различных направлениях психотерапии, включая психодраму, игротерапию, сказкотерапию и арт-терапию.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

Для куклотерапии характерно несколько функций:

  • Коммуникативная, формирующая эмоциональный контакт детей в коллективе;
  • Релаксационная, снимающая эмоциональное перенапряжение;
  • Воспитательная, корректирующая проявлений личности в игровых моделях жизненных ситуаций;
  • Развивающая, с помощью которой происходит развитие психических процессов (например, память, внимание, моторика, восприятие и др.);
  • Обучающая, способная обогатить информацией об окружающем мире.

Метод куклотерапии предназначен для работы с различными отклонениями в развитии речи, заиканием, эмоциональной неуравновешенностью, неадекватной самооценкой, тревожностью и страхом, проблемами в общении, эмоциональными травмами, протестным, оппозиционным поведением.

Принято выделять индивидуальную и групповую форму куклотерапии.

Виды и формы игротерапии

В зависимости от психологических принципов, выделяют следующие виды методики:

  • для построения отношений;
  • индивидуальная;
  • групповая;
  • отреагирования;
  • примитивная;
  • и др.

В зависимости от используемых игрушек и особенностей приемов, выделяют очень много видов игротерапии. Рассмотрим основные:

  • Песочная. Ее цель – дать ребенку раскрыться, такая методика наиболее эффективна при работе с детьми с задержками психического развития. Песочная игротерапия способствует развитию фантазии, эмоций, мелкой моторики, речи, она позволяет побороть страх, агрессию, излишнюю активность, тревожность. Подробнее вы можете прочитать в нашей отдельной статье про песочную терапию.
  • Сказкотерапия. Общая характеристика такой игротерапии – лечение сказкой. Один из самых эффективных и доступны методов коррекции поведения ребенка, его сознания. При такой терапии детям читают терапевтические сказки. Это специальные истории, иллюстрирующие переживания и проблемы ребенка, его трудности в повседневной жизни, а также содержащие поучительные выводы и ненавязчивую мораль. Благодаря сказкотерапии, ребенок видит, что существует множество способов достичь своей цели, решить казавшиеся сложными задачи, раскрывается его творческий потенциал, появляется уверенность в себе, самоконтроль. Проводить такую терапию можно малышам с самого раннего возраста, когда они уже понимают речь. Для детей постарше сюжеты усложняются.
  • Куклотерапия. Метод лечения куклами, применяемый для развития самовыражения, коррекции отношений с родителями, саморегуляции.
  • Терапия отношениями. Основное – это подход к ребенку как личности, которая может управлять собой, имеет внушительный запас внутренних сил. Дети учатся понимать свои чувства, мысли, переживания, осознают себя как любимых и любящих людей.
  • Шахматная терапия. Это одновременно и творчество, и соревнование, и изучение стратегий.

Использование метода куклотерапии в работе психолога. методическая разработка (4 класс) на тему

Использование метода куклотерапии в работе психолога.

«Кажется, что нет абсолютно правильного ответа на вопрос: «Что являет собой кукла? И чем она является для человека, т.к куклу создал человек, исходя из своих потребностей, а потребности имеют динамический характер» ( А. Найден)

Куклотерапия – это частный раздел арт-терапии (терапии искусством), основным приемом которого является использование идентификации и обособления как основных механизмов развития личности.

Куклотерапия используется в работе с детьми и основана на идентификации с образом любимого героя (сказки, мультфильма, игрушки). Технология проведения куклотерапии заключается в том, что с дорогим для ребенка персонажем разыгрывается история, связанная с травмирующей его ситуацией.

Играя скуклами, ребенок может более точно, чем словами, рассказать о том, что происходит в его жизни, что он чувствует, как относится к окружающим, при этом за все сказанное ответственность несет кукла, а не он сам. «Играя ребенка является его языком, а игрушки – словами».

Для первого знакомства В. С. Мухина рекомендует традиционную «прекрасную» куклу (с большими глазами, длинными ресницами, густыми блестящими волосами). Х. Дж. Джинотт рекомендует для диагностики семейных отношений использование гибких резиновых кукол, поскольку статичное кукольное семейство фрустрирует малыша. Для диагностики глубинных проблем у старших детей и подростков рекомендуется изготавливать куклу (главное, чтобы это не занимало много времени).

Куклотерапия решает следующие задачи: значительно расширяет спектр личностных ролей; дает возможность проработать тему собственной внешности и образа «Я»; способствует повышению самооценки, уверенности в себе. Куклотерапия помогает человеку актуализировать ресурсы; позволяет наделять куклу состояниями и возможностями, которых у него нет, но он хотел бы их иметь и развивать. Также, взаимодействуя с куклой, создавая её, трансформируя, человек способен расстаться с некоторыми ограничивающими убеждениями, прошлыми своими образами, травмирующими состояниями. Куклотерапия – это метод психологической коррекции различных состояний при помощи кукол. Куклотерапия может использоваться в разных направлениях психотерапии:

-психодраме,

-игротерапии,

-сказкотерапии,

-арт-терапии.

Функции куклотерапии:

1. Коммуникативная – формирование эмоционального контакта детей в коллективе;

2.Релаксационная – снятие эмоционального напряжения;

3.Воспитательная – психокоррекция проявлений личности в игровых моделях жизненных ситуаций;

4.Развивающая – развитие психических процессов (памяти, внимания, восприятия и т. д.), моторики;

5.Обучающая – обогащение информацией об окружающем мире.

Куклотерапия широко используется для улучшения социальной адаптации, при коррекционной работе со страхами, заиканием, нарушениями поведения, а также для работы с людьми, имеющими эмоциональную травму. Очень часто этот метод применяют в работе с детьми и подростками, т.к. он помогает корректировать протестное, оппозиционное, демонстративное, дезадаптивное поведение. Возможны индивидуальная и групповая формы куклотерапии.

Занятия с куклами дают возможность самого естественного и безболезненного вмешательства в психику человека с целью ее коррекции или психопрофилактики. Данный метод призван помочь в устранении болезненных переживаний, укреплять психическое здоровье, улучшать социальную адаптацию, развивать самосознание, разрешать конфликты в условиях коллективной творческой деятельности. Это хорошо работает, если нужно «допрожить» проблему и оставить что-то в прошлом, или, наоборот, составить какой-то план на будущее. Дополнительным бонусом куклотерапии является то, что она не требует никакого дорогого или труднодоступного оборудования. Для нее подойдут любые обрезки тканей, нитки, ленты, веревки, картонки, пуговки, краски, карандаши, т.е любой материал для создания кукол.

Упражнение «Кукла с моим именем»

Инструкция:

«Используя разные материалы, сделайте бумажную или тряпичную куклу с вашим именем, похожую на вас. Когда кукла будет готова, рассмотрите её с расстояния вытянутой руки. Обратитесь к ней мысленно, и пусть она ответит вам. Запомните свои первые впечатления, чувства, слова, адресованные кукле, и ее ответную реплику. Придумайте историю с названием, которую вы от лица своей куклы хотели бы рассказать другим».

Этап вербализации и театрализации. Участники занимают места в кругу. Каждый, используя приемы кукольного театра, по очереди рассказывает и показывает свою историю. Остальные могут задавать вопросы от имени своих кукол.

Этап рефлексивного анализа. Участники делятся впечатлениями, анализируют чувства, которые возникали на каждом этапе работы.

Литература:

1.Тарарина Е.

Шкатулка мастера. Практикум поарт-терапии. – М.: ООО «Вариант» при участии ИП Шиманского А. Г., 2021. – 208 с.

2.Тарарина Е.

Практикум по арт-терапии: шкатулка мастера: науч.-метод.пособ./Елена Тарарина. – 4-е изд., дополн. – К.:АСТАМИР-В, 2021. – 224 с. – ил

3.Научно-методическое пособие: Арт-кухня: волшебные рецепты. – Северодонецк: Элтон -2, — 140 стр.

4.https://vk.com/club35122774

5.https://vk.com/art_sunduk_poleznostey

6.https://vk.com/o.garkavets

Средства игротерапии

Обязательно присутствие взрослого, который будет ведущим – родитель, игротерапевт. Ведущий предоставляет ребенку средства, чтобы он мог в игровой форме раскрыться, подобранные строго индивидуально. Это могут быть: лепка из пластилина, танцы, рисование, куклы, песок, конструкторы, ролевые сюжеты, подвижные игры. Кроме того, могут подбираться и любые другие средства, чтобы раскрыть личность ребенка, его внутренний мир, смоделировать проблемные ситуации и разрешить конфликты – внешние и внутренние.

Источники:

  1. https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4825459/ The Effect of Group Play Therapy on Social-Emotional Skills in Pre-School Children. Ahdieh Chinekesh, Mehrnoush Kamalian, Masoumeh Eltemasi, Shirin Chinekesh, and Manijeh Alavi
  2. https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC2989834/ Play Therapy Considerations and Applications for the Practitioner. Ritesh Kool, MD and Timothy Lawver, DO
  3. О’Коннор К. Теория и практика игровой психотерапии. — С-Пб., 2002.

Информация в статье предоставлена в справочных целях и не заменяет консультации квалифицированного специалиста. Не занимайтесь самолечением! При первых признаках заболевания необходимо обратиться к врачу.

Понятие и задачи куклотерапии

Куклотерапия представляет собой направление арт-терапии, помогающее клиенту прожить эмоции, которые ему не удалось прожить ранее. Арт-терапия включает 3 элемента:

  • Психотерапевта,
  • Клиента,
  • Промежуточный объект, арт-продукт, находящийся между ними.

Арт-продукт должен быть сотворен самим клиентом на сессиях. Он может быть представлен рисунком, изделием из глины или пластилина, мелодией, инсталляцией, коллажем.

В рамках куклотерапии третьим элементом выступает кукла. Куклотерапия — это действенное и глубинное направление, поскольку клиент переносит на куклу свои чувства, внутренние состояния и эмоции.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Куклотерапия как метод психологической коррекции 480 руб.
  • Реферат Куклотерапия как метод психологической коррекции 230 руб.
  • Контрольная работа Куклотерапия как метод психологической коррекции 240 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

В состав задач, которые призвана решать куклотерапия, входят:

  • Помощь в реакции на эмоции;
  • Актуализация ресурсов;
  • значительное расширение спектра личностных ролей;
  • Появление возможности проработки темы собственной внешности и образа «Я»;
  • Рост самооценки и уверенности в себе.

Человек, которого подвергают терапии, может наделять куклу состояниями и возможностями, которые он желает иметь и развивать. При осуществлении взаимодействия с куклой, при ее создании, трансформации, человек может проработать некоторые ограничивающие убеждения, прошлые образы себя, травмирующие состояния.

Процесс создания и трансформации кукол чем-то может напомнить медитацию, поскольку человек полностью погружается в себя, прислушивается к своему внутреннему миру, передает часть себя в куклу.

Создавая куклу, человек может сформировать свой собственный идеальный образ, проработав свою внешность. Если кукла не понравится, то ее всегда можно переделать.

Детям, имеющим проблемы, часто трудно пойти на контакт с незнакомым человеком. И здесь помогает кукла. Именно она привлечет к себе внимание ребенка (согласитесь, красивую или необычную
куклу всегда хочется потрогать), первой «заговорит» с ним. Он тоже может взять в руки куклу и говорить от ее имени. Это используют психологи, проводящие тренинги.

Кукол используют в игровой терапии и арт-терапии. В Институте сказкотерапии (Санкт-Петербург) создана своя методика работы: в сказкотерапии важен
сам процесс изготовления куклы: очень часто человек персонализирует, воплощает в кукле сокровенную
часть себя. Быть может, куклотерапия — это одно из семейств терапии творческим самовыражением?

Существует несколько определений куклотерапии.

  1. Куклотерапия — это частный раздел арт-терапии (терапии искусством), основным приемом которого является использование идентификации и обособления как основных механизмов
    развития личности.
  2. Под куклотерапией понимается раздел частной психо-терапии (арт-терапии), использующий в качестве основного приема психокоррекционного воздействия куклу как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого (родителя, педагога, врача).
  3. К. Краплак, давая свою классификацию коррекционных направлений в арт-терапии, относит куклотерапию к имаготерапии. «Имаготерапия (от лат. imago — образ) занимает особое место
    среди видов арт-терапии. Ее основой является театрализация психотерапевтического процесса. Имаготерапия опирается на теоретические положения об образе, а также о единстве личности и образа, —
    пишет она. — Имаготерапия имеет различные подвиды: куклотерапию, образно-ролевую драмтерапию, психодраму. Куклотерапия используется в работе с детьми и основана на идентификации с образом
    любимого героя (сказки, мультфильма, игрушки). Технология проведения куклотерапии заключается в том, что с дорогим для ребенка персонажем
    разыгрывается история, связанная с травмирующей его ситуацией».

Как мы видели, четкого определения этого вида терапии пока нет. Разные авторы относят куклотерапию либо к арт-, либо к игротерапии. Возможно, это связано с типом кукол: если используются уже готовые куклы, говорят об игротерапии, если же куклы изготавливаются самими участниками терапевтических сессий, то логично говорить об арт-терапии.

На сегодняшний день известны следующие методики, использующие кукол в рамках арт-терапии

  1. Экспрессивная проективная арт-терапия (Л. Лебедева, г. Ульяновск). Основная идея — изготовление и манипули-рование бумажными пальчиковыми куклами. Самодельная кукла, надетая на палец, помогает ребенку рассказать какую-либо историю и как бы не от
    первого лица сообщить о своих проблемах и переживаниях. На каждом занятии изготавливаются новые бумажные куклы, одна или несколько, по желанию
    ребенка.
  2. «Марионетка играет меня» (Г. Тимошенко, Институт психотерапии, Москва). Клиенту предлагается сделать из пластилина, ниток, проволоки и других материалов
    куклу-марионетку — себя. В процессе идентификации создается образ, физически соотносимый с телом. Кукла выглядит так, как хочет автор, и
    двигается так, как ему нужно. Невозможно что-либо изменить в марионетке, не изменив себя.
  3. Архетипическая марионетка (Т. Колошина, Институт психотерапии, Москва). Клиенту предлагается сделать куклу,
    которая больше всего похожа на некое определенное им состояние, или могла бы сыграть его в марионеточном театре, или помогла бы ему объяснить другим людям, что с ним происходит. Архетипический
    вариант работы с марионеткой состоит из двух этапов:1) изготовление куклы;2) последующая терапевтическая работа с ней.

Конечно же, играя, ребенок использует игрушки, в том числе и куклы. Сих помощью дети проигрывают различные ситуации из семейной жизни, могут
выразить свои, часто негативные, чувства. Популярным средством психотерапии является игра в кукольный театр. «Она предоставляет детям безопасные каналы для коммуникации», — пишет X. Дж. Джинотт.
Наверное, поэтому куклотерапию понимают порой как «лечение театром», «коррекцию поведения через кукольный театр». Анализируя материалы психологов, относящих куклотерапию к игротерапии, отмечу еще
одну особенность: как правило, используются куклы, изготовленные не клиентом (взрослым, ребенком). Таким образом, акцент сделан именно на игре, на манипуляции с куклой.

В качестве примера приведу опыт психологической коррекции страха медицинских процедур (автор С. В. Гриднева, г. Ростов-на-Дону). Здесь куклы
используются в постановке спектакля, сюжет которого является травмирующим для ребенка. Любимая игрушка попадает в «страшную историю» и успешно справляется с нею. По мере разворачивания сюжета
эмоциональное  напряжение ребенка должно возрастать и, достигнув максимальной выраженности, сменяться бурными эмо-циональными поведенческими реакциями (плач, смех), в результате которых
снимаются (сублимируются) напряжение и тревога.

  1. Куклы, по мнению многих психологов, позволяют чувствовать себя защищенным при решении проблем и освоении новых способов поведения и коммуникации. Попробовав новый
    стиль межличностных отношений, манипулируя куклой и убедившись в его эффективности, легко перенести этот стиль в реальную жизнь.
  2. Изготовление куклы, манипулирование ею приводит к осознанию проблемы, размышлению над ней и поиску решения. Приведем пример с Евгением Ч., который часто
    чувствовал себя удрученным, плакал; в процессе шитья куклы настроение мальчика менялось, а когда куклы «знакомились», Женя, видимо забыв, что его кукла — царевна Несмеяна, сказал смеясь: «Я
    впервые засмеялся, у меня хорошее настроение!»
  3. Играя с куклами, ребенок может более точно, чем словами, рассказать о том, что происходит в его жизни, что он чувствует, как относится к окружающим, при этом за
    все сказанное ответственность несет кукла, а не он сам. «Игра ребенка является его языком, а игрушки — словами».
  4. Логопед В. П. Добридень и педагог А. Н. Белоногова (Москва) обратили внимание, что игры с ручными куклами не только отвлекают ребенка от речевых трудностей, но и
    оказывают благоприятное воздействие на развитие речи. Куклами лечат заикание, развивают моторику кисти.

Из книги «Основы куклотерапии»
Л. Г. Гребенщикова

  • Основа сюжета сказки конек горбунок
  • Основа сюжета сказки белая цапля
  • Основа основ как пишется
  • Осмотр проктолога у мужчин рассказы
  • Осмотр на кресле рассказы