Основная идея рассказа легкое дыхание

В русской литературе яркими красками выделяются произведения Ивана Бунина. Его рассказы о любви и стихи о природе вызывают всеобщее признание. Рассказ «Лёгкое дыхание» причисляют к списку самых знаменитых произведений писателя. Многомудрый Литрекон помогает читателям разобраться в творчестве Бунина и представляет анализ «Легкого дыхания» по плану.

Содержание:

  • 1 История создания
  • 2 Направление и жанр
  • 3 Смысл названия
  • 4 Композиция и конфликт
  • 5 Суть: о чем рассказ?
  • 6 Главные герои и их характеристика 
  • 7 Темы
  • 8 Проблемы
  • 9 Основная идея
  • 10 Чему учит?
  • 11 Критика

История создания

Произведение «Лёгкое дыхание» было впервые опубликовано в пасхальном номере 1916 года газеты «Русское слово». Автор написал его в сельской глуши имения Васильевского в Орловской губернии. Поводом для написания стало коммерчески выгодное предложение от авторитетного издательства.

По словам писателя, замысел рассказа родился из воспоминания о маленьком кладбище в итальянском городе. Внимание писателя привлек крест с медальоном, где была изображена жизнерадостная девушка с веселыми глазами. Он представил девушку русской и начал сочинять её историю. Так родился рассказ, который десятилетиями трактовали критики, каждый по-своему.

Направление и жанр

«Лёгкое дыхание» — это рассказ или повесть? Не первое и не второе. Жанр произведения — новелла. Ее от рассказа отличает особенный «стремительный» стиль: в таком тексте острый и динамичный сюжет стоит на главном месте. События, происходящие с героями Бунина, драматичны. Здесь и смерть, и отвергнутая любовь, и неприятие персонажа обществом.

По направлению рассказ можно отнести к модернистским течениям, в особенности, к символизму. Легкое дыхание, например, стало символом женственности, которую так просто растоптать.

Смысл названия

Что такое «Лёгкое дыхание»? Это качество, которое описывается в рассказе. Это особое свойство натуры, которым обладает героиня Бунина. 

Она прочитала об этом в книге отца. Там говорилось о необходимых для дамы свойствах: «Но главное, знаешь ли что? Легкое дыхание! А ведь оно у меня есть, – ты послушай, как я вздыхаю, – ведь правда, есть?» — вспоминала Оля. Она воспринимала фразу буквально, но автор выводит более обобщенное значение. Легкое дыхание — это изящная женственность, воплощение девичьей грации. Эта же фраза характеризует отношение героини к жизни: 

Она ничего не боялась – ни чернильных пятен на пальцах, ни раскрасневшегося лица, ни растрепанных волос, ни заголившегося при падении на бегу колена.

Оля ко всему относилась легко и весело.

Композиция и конфликт

События рассказа хронологически перемешаны. Иван Бунин рассказывает о судьбе гимназистки Оли Мещерской, начиная и заканчивая повествование с описания её могилы на кладбище. После вступления, следует описание детства и взросления Оли. Запись из дневника Мещерской приводится после убийства и расследования, хотя события, описываемые в дневнике, происходят раньше. Таким образом, композиция рассказа «Лёгкое дыхание» кольцевая. Ее особенность состоит в нелинейности: события расположены не в хронологической последовательности.

В рассказе имеют место несколько конфликтов. Один из них – конфликт начальницы и Мещерской, противоречие строгости и беззаботности, другой – конфликт Мещерской и казачьего офицера, связанный с неразделенной любовью.

Суть: о чем рассказ?

Девочкой Оля Мещерская ничем не выделялась в толпе, но, повзрослев, она затмила своих сверстниц красотой. Она отличалась жизнерадостностью и своим, присущим только ей, изяществом. Когда другие девушки тщательно следили за своей внешностью и движениями, Оля могла бегать, играя с первоклассницами, и всё равно быть самой красивой. У неё были поклонники, ходили слухи, будто один гимназист, страдая от любви к Мещерской, покушался на самоубийство.

В последнюю Олину зиму начальница гимназии вызывает Мещерскую в свой кабинет, чтобы поговорить о её легкомысленном поведении. Она говорит, что Оля уже не девочка, но ещё и не женщина. Мещерская перебивает её, ответив, что она уже женщина, и признавшись, что у неё были отношения с братом начальницы.

Следующая сцена происходит через месяц после разговора Оли и её преподавательницы. Казачий офицер стреляет в Мещерскую на вокзале посреди толпы людей. На допросе офицер признается, что Мещерская обещала стать его женой, но в день убийства объявила, что она издевалась над ним. Оля дала прочитать ему запись из своего дневника, где говорилось о брате её преподавательницы. Прочитав дневник, офицер убивает Мещерскую.

На могилу приходит классная дама Оли Мещерской, она смотрит на крест с медальоном и вспоминает свою ученицу. 

Главные герои и их характеристика 

Образы героев в рассказе «Лёгкое дыхание» объединены в таблице.

Оля Мещерская Главная героиня, гимназистка. Изящная и красивая. Вызывает восхищение и зависть. Подробнее о ее образе Многомудрый Литрекон написал в сочинении.
Начальница гимназии Сухая и строгая. Моложавая женщина. Склонна к поклонению своим фантазиям. Начальница гимназии предстает как противоположность Мещерской. Будучи сухой и строгой, она считает, что Мещерская ведёт себя чересчур ветрено. Описывая обстановку кабинета, Бунин показывает разницу между восприятиями этих женщин. Начальница сидит за вязанием, не поднимая головы, за письменным столом, над которым висит царский портрет. Оля рассматривает обстановку кабинета, чувствуя запах ландышей на столе и тепло печи, смотрит на портрет царя, где он изображен во весь рост посреди красивого зала. Для начальницы её кабинет предстает как обычная комната, когда для Оли Мещерской кабинет полон ощущений и чувств. 
Малютин Брат начальницы. Красивый пятидесяти шестилетний мужчина. Друг и сосед отца Мещерской, который развратил девочку, пользуясь отсутствием родителей. Подлый и хитрый человек. В дневнике Мещерской приводится описание Малютина. Он предстает как красивый и всегда хорошо одетый мужчина пятидесяти шести лет. Хотя он намного старше её, Оле сначала нравится его общество.
Казачий офицер Некрасивый и плебейского вида. Не принадлежит к кругу Мещерской. Ревнивый и жестокий человек, не сумевший простить девушку. Офицер не может принять отказ, он убивает Олю, потому что она предпочла другого. Мог ли Бунин таким образом показать поведение мужчины, который не умеет любить и не считается с интересами той, на ком он хочет жениться? Тогда сцена между Мещерской и офицером предстает как образ отношений женщины и мужчины, который любит только себя. Символично, что Мещерская умирает от рук офицера.
Классная дама Классная дама – немолодая девушка, преданная идеям, которые заменяют ей действительную жизнь.
Гимназист Гимназист, влюбленный в Олю, не может вынести её изменчивого поведения. Как и офицер, он решается на убийство, но он пытается убить не Олю, а себя. Про этого персонажа очень мало сказано, только то, что он юн и намного моложе остальных поклонников Мещерской. Оля играет с ним и не воспринимает всерьез.

Темы

Тематика в рассказе «Легкое дыхание» может быть описана подробнее, если Вы напишите Многомудрому Литрекону весточку о необходимости этих изменений: 

  1. Женственность. «Легкое дыхание» неуловимо, это то, что невозможно выразить словами. Оля Мещерская – образ женственности, легкая, счастливая и непосредственная в представлении автора. Она притягивает к себе взоры мужчин и женщин. Рассматривая главную героиню с точки зрения символизма, можно увидеть с разных сторон отношение к образу женщины с легким дыханием.
  2. Счастье. Среди других персонажей Оля Мещерская выделяется своим мировоззрением, она чувствует каждый миг, замечая окружающую её красоту. Строки из её дневника демонстрируют, что Оля может чувствовать счастье в самых обычных вещах: «Я утром гуляла в саду, в поле, была в лесу, мне казалось, что я одна во всем мире, и я думала так хорошо, как никогда в жизни. Я и обедала одна, потом целый час играла, под музыку у меня было такое чувство, что я буду жить без конца и буду так счастлива, как никто». Этим чувством жизни она привлекает к себе окружающих.
  3. Любовь. Для многих героев новеллы это чувство предстает всего лишь обладанием. Мужчины стремятся завладеть Олей, потому что она красива, но никто из них не понимает ее. Любит ли Мещерская Малютина? Зачем она обманула казачьего офицера? Эти вопросы остались без ответов. Поведение главной героини может показаться безнравственным, ведь не ясны мотивы, которые заставляют её поступать тем или иным способом. Поскольку в отношениях героев нет понимания, их нельзя назвать любовными. Юная девушка не осознает того, что происходит, она играет, а вот мужчины ведут себя в полной мере безнравственно, ведь прекрасно понимают, что все их действия сводятся к желанию обладать Олей.

Проблемы

Проблематика новеллы «Легкое дыхание» тоже может быть расширена, если Вы напишите о важности правок в комментариях.

  1. Давление общественных условностей. Оля Мещерская сталкивается с общественным мнением, в котором она предстает ветреной особой. Её не заботит мнение окружающих, она живет своими принципами, не беря пример с начальницы гимназии, которая хочет, чтобы Мещерская была менее женственна и беззаботна.
  2. Раскаяние и стремление к смерти. Будучи девочкой, героиня Бунина хочет поскорее оставить детство и оказаться во взрослом мире, она рано расцветает как девушка. Но принесло ли ей это счастье? Могла ли Мещерская пожелать своей смерти после свершившегося падения? На страницах дневника она описывает чувства к Малютину: «Теперь мне один выход… Я чувствую к нему такое отвращение, что не могу пережить этого».  В свою последнюю зиму она была счастливее прежнего, словно стараясь вдоволь насладиться жизнью. Могла ли героиня заранее предпочесть смерть? Ведь тогда её отношения с казачьим офицером приобретают новый смысл. Зная о его импульсивности, Мещерская сначала издевается над ним, потом показывает свой дневник, вызывая в нем злость, обиду и желание мести. 
  3. Навязчивое желание посвятить себя чему-нибудь. Бунин изобразил очень интересный образ классной дамы Оли. Раньше она хотела посвятить жизнь своему ничем не примечательному брату, которого считала человеком с блестящим будущим. Но её брат погиб, а классная дама стала представлять себя, как идейную труженицу. После смерти Мещерской, она каждое воскресенье приходит на могилу своей ученицы. Словно тоскуя по тому, что ей не дано, классная дама часто приходит на Олину могилу. Она забывает о себе, живя в вымышленном мире. 
  4. Безнравственность. Малютин воспользовался неопытностью девушки и совратил ее, будучи другом ее отца. Этому человеку чужды понятия о чести и совести. 

Основная идея

В последнем предложении рассказа Бунин пишет: «Теперь это легкое дыхание снова рассеялось в мире, в этом облачном небе, в этом холодном весеннем ветре», — создавая аналогию жизни и смерти Оли Мещерской. Она жила легко как дыхание, но развеялась при столкновении с жестокой действительностью. Главная мысль рассказа «Легкое дыхание» заключается в том, что настоящая красота очень слаба и призрачна, поэтому ее   так просто растоптать и развеять по ветру. Счастливая, беззаботная и изящная Оля стала неким идеалом, которому не нашлось места в пошлой и усредненной действительности.

Смысл рассказа Бунина «Легкое дыхание» перекликается с содержательными особенностями всего сборника «Темные аллеи». Бунин раскрывает все грани любви, которые не умещаются в тесные рамки мещанского благоразумия.

Чему учит?

Размышляя о смысле произведения, мы понимаем, что не в каждой литературе можно заметить моральный вклад. Есть особые повести и рассказы, которые не стараются донести нравственную мысль. Такая литература ненавязчивая, она будто шепчет на ухо читателю свою историю, позволяя толковать её каждому человеку по-своему. Такова история Оли Мещерской. И все же, чему учит «Легкое дыхание»? О чем заставляет задуматься? У героини Бунина можно поучиться оптимизму, умению пребывать в счастье и силе стоять на своем мнении. Такие качества ценятся во все времена.

Оля Мещерская жила легко, восхищая читателей сто лет назад. Но даже сегодня, читая «Лёгкое дыхание», каждый находит в рассказе что-то своё. Какая-нибудь юная девушка прочтет рассказ и решит стать «женщиной с легким дыханием», другой человек прочитает и восхитится красочным слогом Бунина, а кто-то увидит лишь описание безнравственного поведения и «падения» героини. Каждый понимает рассказ по-своему, но именно в этом и состоит главная ценность «Лёгкого дыхания».

Критика

Рассказ был написан более ста лет назад, но до сих пор критики и обычные читатели задаются вопросами, поднятыми Буниным. Кого-то привлекают герои, кого-то композиция повествования или слог Бунина. «Лёгкое дыхание» интересен не только как художественное произведение, десятилетиями не умолкали исследования рассказа с точки зрения этики и психологии.

Писатель Константин Паустовский был высокого мнения о мастерстве писателя, считая отличительное качество Оли Мещерской достойным высших похвал. Литературовед Александр Гизетти отметил в произведении Бунина описание провинциального быта, отметив, что жизнь Оли смята похотью. Отдельные критики считали смерть Оли платой за стремление к полной жизни. 

Автор: Валерия Богзыкова

Анализ «Легкое дыхание» Бунин

Анализ «Легкое дыхание» Бунин

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 720.

Обновлено 10 Июля, 2021

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 720.

Обновлено 10 Июля, 2021

Иван Алексеевич Бунин вошёл в историю русской литературы как писатель, способный удивительно тонко и трепетно описывать столь многогранное чувство как любовь. Одной из наиболее ярких его работ на эту тему стало произведение «Легкое дыхание». Анализ рассказа позволит лучше понять сущность этого чувства. Он будет особенно полезен ученикам 11 класса при подготовке к уроку литературы.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 36 лет.

Краткий анализ

Год написания – 1916 год.

История создания – Рассказ был написан под впечатлением от прогулки по кладбищу острова Капри, где писатель случайно наткнулся на могилу юной девушки. Контраст унылого места и медальона с изображением красавицы с необычайно живыми и радостными глазами глубоко потряс Бунина.

Тема – Центральная тема произведения – очарование и трагизм беспечной молодости.

Композиция – Композиция отличается отсутствием хронологического порядка и чёткой схемы «завязка-кульминация-развязка». События начинаются и заканчиваются на кладбище, фабула не всегда совпадает с сюжетом, в рассказ включены эпизоды, не имеющие, на первый взгляд, никакого отношения к истории Оли Мещерской.

Жанр – Новелла (короткий сюжетный рассказ).

Направление – Символизм, реализм.

История создания

Рассказ Бунина «Легкое дыхание» был написан в марте 1916, и опубликован в том же году в газете «Русское слово».

Во время пребывания Ивана Алексеевича в имении Васильевское Орловской губернии к нему обратились из столичной газеты «Русское слово» с просьбой предоставить небольшое произведение для публикации в пасхальном номере. Бунин был не прочь отправить солидному изданию свою работу, однако готовых новых рассказов к тому времени у него не было.

Тогда писатель вспомнил о своих прогулках по Капри, где на небольшом кладбище он случайно набрёл на могильный крест с портретом цветущей жизнерадостной девушки. Вглядываясь в её смеющиеся, полные жизни и огня глаза, Бунин рисовал себе картины из прошлого этой юной красавицы, столь рано ушедшей в мир иной.

Воспоминания о той прогулке и послужили толчком к написанию рассказа о любви, главной героиней которого стала русская гимназистка Оля Мещерская, чей внешний облик был «срисован» с портрета на кладбище.

Однако предпосылкой к написанию новеллы были и воспоминания писателя, зафиксированные в его дневнике. В возрасте семи лет он стал свидетелем смерти младшей сестрёнки Саши, любимицы всей семьи. Трагедия, произошедшая февральской ночью, глубоко потрясла мальчика, навсегда оставив в его душе образы девочки, зимы, облачного неба, смерти.

Портрет незнакомки на могильном кресте всколыхнул эти детские воспоминания, писатель уже давно был внутренне готов поделиться своими переживаниями, и рассказ «Легкое дыхание» был написан удивительно быстро.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тема

Тема любви является центральной в рассказе «Легкое дыхание». Автор раскрывает её сквозь призму характера и поведения Оли Мещерской – девушки невероятно жизнерадостной, обаятельной и непосредственной.

Для Бунина любовь – это прежде всего страсть. Всепоглощающая, неистовая, разрушительная. Неудивительно, что в произведении верной спутницей любви всегда оказывается смерть (молодой гимназист Шеншин был на грани самоубийства от неразделённой любви к Оле, а сама главная героиня стала жертвой обезумевшего любовника). Такова особенность концепции любви Ивана Алексеевича.

Невзирая на аморальные поступки гимназистки, писатель всё же не подвергает критике её поведение. Напротив, неиссякаемая жизненная энергия Оли, её способность видеть жизнь только в радостных, светлых тонах, обезоруживающее обаяние и женственность привлекают автора. Не во внешних чертах заключается истинная женская красота, но в способности вдохновлять и очаровывать людей. Это и есть основная мысль произведения.

Беспечность и некоторая поверхностность Мещерской – лишь обратная сторона медали её естества. И главная проблема девушки в том, что никто из близкого окружения не смог научить её балансировать между лёгкостью, «порханием» по жизни и ответственностью за свои поступки.

Подобное легкомыслие становится причиной гибели девушки. Однако смерть не в состоянии забрать с собой в бездну очарование молодости – «легкое дыхание» рассеивается во вселенной, чтобы вскоре возродиться вновь. К такому выводу подводит читателей автор, благодаря чему произведение не оставляет после себя тяжёлый осадок.

Композиция

Главная особенность композиции новеллы – это контраст и отсутствие хронологической последовательности. Произведение начинается с описания могилы Оли, затем автор рассказывает о раннем детстве девушки, затем вновь «перескакивает» на описание событий её последней зимы. После дан разговор Мещерской с начальницей гимназии, в ходе которого становится известно о её связи с немолодым офицером. Затем – известие об убийстве гимназистки. И в самом конце рассказа автор добавляет на первый взгляд незначительный разговор Оли с подругой о женской красоте.

Благодаря временны᷾м перемещениям и быстрой смене событий автору удалось создать чувство легкости и некой эмоциональной отрешённости. В произведении всё призвано подчеркнуть живую и непосредственную натуру главной героини. Все события происходят стремительно, исключая возможность их как следует проанализировать. Так скоротечно промелькнула и угасла жизнь Оли Мещерской, которая всегда жила исключительно сегодняшним днём, не думая о последствиях своих действий.

Бунин сразу же лишает сюжет рассказа непредсказуемости и необычной развязки. Она уже произошла – это смерть юной гимназистки. Понимая, что самое главное уже позади, читатель переключается на события, которые привели к печальному финалу.

Намеренно разрушая причинно-следственные связи, писатель делает акцент на том, что не имеют никакого значения ни мотивы поведения Оли, ни дальнейшее развитие событий в рассказе. Неизбежная обречённость героини – в ней самой, в её невероятно притягательной женской сущности, очаровании, непосредственности. Буйная страсть к жизни и привела её к столь быстрому концу.

В этом и заключается смысл названия рассказа. «Легкое дыхание» – это невероятная жажда жизни, способность с удивительной лёгкостью парить над обыденной реальностью, не замечая проблем и искренне радуясь каждому прожитому дню, каждой минуте.

Жанр

Проводя анализ на жанровую принадлежность произведения «Легкое дыхание», следует отметить, что написано оно в жанре новеллы – короткого сюжетного рассказа, в котором в полной мере отражена проблематика и идея, волнующая автора, представлена картина жизни героев из различных групп общества.

Будучи сторонником реализма, Иван Алексеевич не мог оставаться в стороне от модернизма, всё более набиравшего обороты в ХХ столетии. Краткость сюжета, символизация и многозначность деталей, раздробленность описываемой истории и демонстрация ничем не приукрашенной реальности указывают на то, что новелла «Легкое дыхание» ближе к модернизму, но в ней присутствуют и основные тенденции реализма.

Тест по произведению

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Роман Рокотов

    10/10

  • Зоя Гаджиева

    10/10

  • Анна Ломоносова

    9/10

  • Валя Черенцова

    10/10

  • イスカンダル 許してくれ

    10/10

  • Рита Хабулинова

    10/10

  • Янжима Жербаева

    10/10

  • Нина Кромина-Белавина

    9/10

  • Дмитрий Куликов

    10/10

  • Вольф Тауэр

    10/10

Рейтинг анализа

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 720.


А какую оценку поставите вы?

Меню статьи:

  • Анализ произведения Бунина «Лёгкое дыхание»
  • Интерпретация «Легкого дыхания» в контексте психологии искусства
  • Характеристика главных персонажей рассказа «Лёгкое дыхание»
  • Главная идея рассказа «Лёгкое дыхание»

Рассказ «Лёгкое дыхание» – одно из самых сложных и философски наполненных произведений И.А. Бунина. Перед читателем открывается довольно простая история из жизни обычной гимназистки, но именно она заставляет задуматься о многих насущных вопросах не только современности, но и бытия.

Легкое дыхание

«Лёгкое дыхание» по жанровым особенностям относится к новелле, которая ставит перед собой задачу посредством уникального и конкретного события показать не только судьбу своего героя, но и воссоздать картину жизни всего общества, включая его пороки и заблуждения.

Композиция рассказа сложная и необычная. За основу взят приём обратного повествования. В начале произведения читатель узнаёт – главная героиня Оля Мещерская мертва, а далее знакомится с ней и историей её жизни, уже понимая, что она будет трагичной.

Анализ произведения Бунина «Лёгкое дыхание»

Композиционные сдвиги и контрасты встречаются на протяжении всего рассказа. Сначала идёт повествование из настоящего (могила девушка), которое переходит к событиям прошлого (описание жизни в гимназии). Затем читатель возвращается ко времени, близкому к настоящему, – смерть Оли и следствие над офицером, совершившим убийство. После чего повествование снова перемещается в прошлое, рассказывая о пошлой связи между девушкой и Малютиным. Вот опять описывается настоящее: классная дама по пути к кладбищу, где похоронена героиня. Заканчивается произведение очередной отсылкой к прошлому – диалогу Оле Мещерской со своей подругой и её размышлениях о «лёгком дыхании» женщины.

В каждом эпизоде, рассказывающем об этапе жизни Мещерской (взросление, нравственное падение и гибель) автор обращается к различным формам: повествованию, портрету, речи действующих лиц, пейзажным зарисовкам, записям из дневника и авторским ремаркам.

Время произведения постоянно прерывается или останавливается, а читатель восстанавливает хронологию произошедшего. Повествование размыто, но благодаря этому чтение новеллы не только вызывает интерес, но и придаёт новые смыслы, даёт ответ на главный вопрос: «Почему судьба Оли настолько трагична?»

Виноваты в случившемся все. Это и классная дама, которая не смогла наладить общение со своей ученицей, подсказать ей советом и стать наставницей. Естественно, это Малютин, обольстивший и совративший Олю. Есть доля вины и на плечах родителей девушки, о которых в рассказе упоминается немного. Разве они не были обязаны оберегать свою дочь от легкомыслия и как минимум не заводить дружбу с таким человеком, как Малютин.

Трагический исход предопределило и отношение Оле Мещерской к жизни. Человек также ответственен за свою судьбу и то, что происходит с ним. И.А. Бунин говорит об этом в своём произведении предельно отчётливо.

Интерпретация «Легкого дыхания» в контексте психологии искусства

Книга о психологии искусства принадлежит выдающемуся психологу и культурологу Льву Выготскому. В частности, автор занимается также рассмотрением рассказа Ивана Бунина. По мнению Выготского, в рассказе писатель новаторски вводит две линии повествования, которые развиваются параллельно и не вписываются в традиционный хронотоп (термин Михаила Бахтина – другого, не менее именитого российского культуролога). Это сюжетные линии.

Первая линия посвящена посещению могилы Оли Мещерской. По сути, эта часть, повествующая о классной даме девушки, о директрисе пансионата, в котором училась Ольга. Женщина использует могилу Оли как площадку для воображаемой реализации собственных несбыточных надежд и мечтаний. Классная дама словно примеряет на себя жизнь Оли Мещерской. Вторая же линия – основная – это рассказ о судьбе умершей девушки. Героиня Бунина прожила короткую, но яркую жизнь, и читатель вполне может сравнить Олю с мотыльком, который живет всего один день.

Также Выготский пишет о линиях, находящихся вне самой истории Бунина. Таким образом, одна линия – это то, что «поэт взял как готовое» (имеется в виду описание природы, кладбища, быта, пансиона, повседневности, характеров и т. д.), а вторая линия – это «расположение этого материала по законам художественного построения». Первую линию Выготский называет материалом или фабулой произведения, а вторую – формой или сюжетом. В свою очередь, сюжет разветвляется еще на две хронологически несогласованных линии, о которых мы писали выше.

Характеристика главных персонажей рассказа «Лёгкое дыхание»

Оля Мещерская – главная героиня рассказа. Она дочь зажиточных родителей. Лучше всех танцует на балах и катается на коньках. Девушка отличается от своих сверстниц красотой и женственностью: рано «стала расцветать, развиваться не по дням, а по часам», а «в пятнадцать она слыла уже красавицей». Оля противопоставлена другим гимназисткам своим отношением к жизни. Если другие тщательно причёсывались, были очень чистоплотны, «следили за своими сдержанными движениями», то героиня рассказа не боялась «ни чернильных пятен на пальцах, ни раскрасневшегося лица, ни растрепанных волос».

В её образе переплетается детская наивность, искренность, простота с небывалой женственностью и красотой. Такое губительное сочетание послужило причиной зависти, ревности, появления тысячи слухов о том, что она ветрена, не способна любить и доводит своим поведением любимого человека до самоубийства. Однако автор отчётливо даёт понять, что эти мнения людей об Ольге Мещерской беспочвенны. Её красота и неповторимость привлекает не только молодых людей, но и зло с роковым исходом.

Легкое дыхание

К героине тянутся дети, которые чувствуют в ней хорошего человека. Рассказчик постоянно упоминает об Оле только в контексте прекрасных пейзажей и гармоничных мест. Когда она катается на коньках, то на улице погожий розовый вечер. Когда девушка на прогулке, то солнце блестит «через весь мокрый сад». Всё это указывает на симпатию автора к своему персонажу.

Ольга всегда тянется к прекрасному, совершенному. Её не устраивает обывательское отношение к себе и жизни. Однако именно такая позиция главной героини вместе с её неповторимостью и душевной тонкостью предопределяют трагический исход. Разве могло быть по-другому? Нет. Оля Мещерская противопоставлена всему миру, её поступки неосознанны, а поведение не зависит от современных норм и правил, принятых в обществе.

Остальные персонажи, включая классную даму, Малютина, подругу Оли и прочее окружение, введены автором лишь для того, чтобы акцентировать индивидуальность героини, её необычность и незаурядность.

Главная идея рассказа «Лёгкое дыхание»

Исследователи давно пришли к выводу, что понять замысел автора помогает не столько внешний, сколько внутренний сюжет, наполненный психологическим, поэтическим и философским смыслами.

Героиня рассказа легкомысленна, но в хорошем смысле этого слова. Неосознанно она подвергается любовной связи с Малютиным, другом отца. Но разве в этом есть вина девушки, которая поверила взрослому человеку, говорившему о чувствах к ней, проявлявшему, как оказалось, показную доброту и казавшегося настоящим кавалером?

Оля Мещерская не похожа на всех остальных персонажей, противопоставлена им и в то же время одинока. Эпизод падения и отношений с Малютиным только обострил внутренний конфликт и протест героини.

Мотивы главной героини
Ряд исследователей считают, что героиня сама искала смерти. Она специально передала лист из дневника офицеру, который узнал о порочной связи своей возлюбленной и расстроился так, что выстрелил в девушку. Тем самым Ольга вырвалась из замкнутого порочного круга.

Другие литературоведы полагают, что одна ошибка, т.е. порочная связь с Малютиным, не заставила девушку задуматься о случившемся. В результате чего, Ольга завела отношения с офицером, не имевшим «ровно ничего общего с тем кругом, к которому принадлежала», совершив вторую по счёту и уже роковую ошибку.

Рассмотрим эпизод прощания с офицером на вокзале с другого ракурса. Ольга отдала ему самое ценное и сокровенное – лист с записью из дневника. Что если она любила своего будущего убийцу и решила рассказать горькую правду о случившемся с ней. Правда, офицер воспринял это не как признание, а как насмешку, обман той, кто «поклялась быть его женой».

Митина любовь Ивана Бунина

Предлагаем вам ознакомиться с кратким содержанием повести Ивана Бунина “Митина любовь”, посвященной теме трагической любви.

Одна из самых известных повестей Ивана Бунина “Деревня” открывает читателю Россию начала ХХ века, не пытаясь приукрасить реальную жизнь людей.

При интерпретации рассказа И.А. Бунина «Лёгкое дыхание» читателю открывают не только разные смыслы, но и варианты трактовки событий. Причин случившейся трагедии в произведении много, как и попыток объяснить их.

С уверенностью можно сказать о том, что образ Ольги Мещерской противоречив, но симпатичен автору. Тогда как окружающий мир показан скудным и серым, не способным на чувства, поступки и понимание происходящего. Это подтверждают образы Малютина, начальницы гимназии, казачьего офицера. Окружение героини не просто чуждо, а враждебно красоте, своей глупостью и пошлостью губит то необыкновенное и неповторимое, что есть в человеке – «лёгкое дыхание» или желание жить, отдавшись своим чувствам и эмоциям.

Анализ новеллы Лёгкое дыхание Ивана Бунина

История написания

Проблематика произведения, основные темы

Новелла была написана в марте 1916 года, когда Бунин находился в имении Васильевском Орловской губернии. Всё началось с того, что московское издательство «Русское слово» попросило его выслать короткую историю для пасхального выпуска своей газеты. Поделиться своими новеллами Иван Алексеевич был не против, поскольку дорожил дружескими отношениями и щедрыми гонорарами, но готовых работ у писателя не оказалось. В результате он решил быстро воплотить на бумаге давно томившуюся у него историю любви о гимназистке Оле.

Сама идея произведения пришла к Бунину намного раньше. Однажды он гулял по кладбищу на Карпи, где неожиданно наткнулся на могилу незнакомой девушки. Фотография цветущей, жизнерадостной особы создала резкий контраст с гнетущей атмосферой этого места, что потрясло писателя до глубины души. Воображение сразу же нарисовало ему картину жизни этой девушки — так и родился в его голове план создания произведения под названием «Лёгкое дыхание».

По признанию самого Бунина, были и более глубокие предпосылки для написания новеллы. В глубоком детстве он стал свидетелем гибели своей сестры Саши, которую вся семья очень любила. Детская травма глубоко потрясла мальчика, навсегда оставив в его голове образы зимы, облачного снега, невинной девочки и смерти, которые нашли отражение в будущем произведении искусства.

Краткое содержание

Новелла Бунина Легкое дыхание

Рассказ начинается с описания кладбища, где находится могила гимназистки. Повествование сразу останавливается на описании внешности героини — живых глаз, радостной улыбки. Из первых строк читатель сразу понимает, что рассказ пойдёт о весёлой, жизнерадостной, оптимистичной девушке. Затем рассказ переходит к детству и юности Оли — до 14 лет она была обычной ученицей, но затем «расцвела», став одной из самых популярных гимназисток среди парней и однокурсников.

В начале новеллы Мещерская предстаёт как очень благополучная и счастливая личность — она лучше всех танцует на балу, отлично катается на коньках, имеет много подруг и ухажёров. В последнюю зиму жизни она практически «сходит с ума от веселья», за что её вызывает на разговор начальница гимназии. В процессе беседы девушка признаётся, что она «уже женщина» благодаря Малютину.

После откровенного разговора следует сцена на вокзале, где казачий офицер стреляет в Олю. В суде он приводит аргументы о том, что она сама довела его до такого, поклявшись быть его женой и нарушив обещание, а также предложив прочесть дневник, где совращала другого мужчину. Затем следует история её «падения» с Малютиным. В конце действие снова переносится на кладбище, где могилу Мещерской посещает классная дама.

Тема новеллы

Краткое содержание новеллы

Центральной темой художественного произведения является любовь. Она раскрывается читателю сквозь призму поступков и поведения персонажей — прежде всего, главной героини Оли Мещерской. Интересно, что роль любви в новелле отходит от классических канонов — она выступает разрушительной, губительной, неконтролируемой силой, а не добрым, чистым и светлым чувством. Женская притягательность Оли почти доводит молодого гимназиста Шеншина до суицида, а сама она гибнет от руки отвергнутого любовника.

Бок о бок с любовью в произведении раскрывается тема ценности и красоты жизни. Через образ Мещерской Бунин пытается показать, что нужно наслаждаться миром в сегодняшнем дне, смотреть на всё проще и не ограничивать себя правилами. Но в этом важно не переборщить, встав на путь безнравственности и безответственности, иначе можно разделить печальную судьбу Оли, чья непосредственность и открытость привела к её смерти.

Важным шагом в раскрытии этой темы выступает введение образа классной дамы и противопоставление её главной героине. Эта «пожилая девушка» и «идейная труженица» скована правилами и традициями, но в глубине мечтает научиться жить так же легко и непосредственно, как Оля. Это становится её недостижимым идеалом и предметом одержимости. Противопоставление её мечты и реальности в «Лёгком дыхании», контраст безрадостного существования с короткой, но яркой и полной удовольствий жизнью Мещерской лучше всего раскрывает тему скоротечности бытия и важности наслаждения сегодняшним.

Основная проблематика

«Лёгкое дыхание» раскрывает взгляд писателя на многие современные проблемы. Основные из них:

Раскрытие образа Оли Мещерской

  • Баланс между страстью и приличиями. Автор явно симпатизирует Оле, которая выбирает первое и закрывает глаза на второе. Но такой выбор приводит её к печальному итогу, что отражает реальное положение вещей.
  • Свобода человека. Бунин изображает нравственные ограничения и одержимость традициями в негативном свете, противопоставляя им открытую и непосредственную Мещерскую, не заботящуюся о своей репутации. Он считает, что общество не должно вторгаться в интимную сферу человека.
  • Социальное неравенство. Конфликт Оли с обоими из её любовников происходит из того, что они «из разных сословий», и это приводит к большим трагедиям.
  • Скука и серость жизни. Желание вырваться из рутины бытия и жизнь в своих мечтах — основная характеристика персонажа классной дамы. Оле удаётся сделать за счёт «лёгкого дыхания», но с печальными последствиями.

Мельком автор останавливается на проблеме важности семьи. Некоторые цитаты Мещерской намекают на проблемы с родителями, а её воспитание говорит о заброшенности и неприспособленности к жизни в жестоком внешнем мире. Никто из старших не научил героиню ответственности и нормам приличия.

Образ Оли Мещерской

Самым проработанным и раскрытым в новелле является образ главной героини — гимназистки Оли Мещерской. Она воплощает в себе идеал женского очарования Бунина. Присущие ей черты характера:

Главная героиня новеллы

  • лёгкость;
  • непосредственность;
  • открытость;
  • оптимизм;
  • стремление жить сегодняшним днём и во всём искать радость;
  • откровенность;
  • обаяние;
  • женственность;
  • безответственность;
  • неспособность воспринимать чувства других всерьёз;
  • беззаботность;
  • легкомыслие;
  • ветреность.

Описание произведения

Большое внимание автор уделяет внешности героини. Она очень красива, стройна и изящна, из-за чего в юном возрасте имеет много ухажёров. Подобной лёгкости и грациозности соответствует и внутренний мир Оли — её не сковывают никакие правила, она делает то, что хочет, не задумываясь о мнении окружающих. Несмотря на неоднозначность и некоторую аморальность поступков, её практически невозможно осуждать из-за наивности и открытости.

Фатальным недостатком Оли является её неспособность найти баланс между чувствами и разумом, свободой и скованностью, реальностью и мечтами. Она слишком откровенна и не стесняется говорить жестокую правду, за что в конце концов расплачивается жизнью. Трагедия героини заключается в том, что её определяющие черты характера — непосредственность, жизнелюбие, вера в мечту — в итоге приводят к её смерти. Она действует по воле чувств, а не разума, за что и расплачивается в конце истории.

Характеристика остальных героев

«Лёгкое дыхание» — короткая новелла, которая не может похвастаться богатым составом персонажей. Большинство из них в какой-то мере противопоставляются образу Мещерской:

История написания новеллы

  • Алексей Михайлович Малютин — 56-летний офицер, семейный друг Мещерских, красивый пожилой мужчина. Однажды остаётся наедине с девушкой дома, не сдерживается и совращает её. Несмотря на первоначальное желание «стать женщиной», Оля чувствует к нему отвращение, в чём открыто признаётся. Позже Малютин погибает в русско-японской войне, в одну зиму с главной героиней.
  • Казачий офицер — любовник Оли, загадочный и мрачный персонаж, о мотивах которого мало что известно. Он описывается как некрасивый и небогатый мужчина. Нюансы его взаимоотношений с главной героиней остаются за кадром, но ясно, что он относился к роману очень серьёзно — настолько, что отнял жизнь возлюбленной, узнав о невзаимности своих чувств. Для самой Мещерской их связь была чем-то вроде эксперимента или мимолётного увлечения, в то время как офицер хотел свадьбы, что и стало причиной конфликта и последующей смерти девушки.
  • Начальница гимназии — строгая, правильная женщина, осуждающая ветреное поведение Оли. Скованная собственными нравоучениями и установками, она оказывается совершенно обезоружена непосредственностью и откровенностью Мещерской, несмотря на свою позицию власти по отношению к гимназистке. Разговор с ней, несмотря на недолгую продолжительность, нередко называется одним из самых запоминающихся моментов новеллы.
  • Классная дама — немолодая женщина, которая живёт мечтами вместо реальности. Для неё Оля становится чем-то вроде идеала, а её жестокую судьбу она считает воплощением несправедливости мира. После смерти Мещерской классная дама регулярно посещает её могилу, предаваясь сентиментальным размышлениям.

Своеобразие каждого персонажа новеллы состоит в неоднозначности его мотивов. Психология и глубокие размышления героев оставлены за кадром, что позволяет читателю понимать их по-своему.

Особенности композиции

Отзывы читателей

Главная особенность композиции рассказа — отсутствие хронологической последовательности. Текст начинается с описания могилы Оли, затем перескакивает к описанию её детства, затем переходит последней зиме. После всего этого следует разговор с начальницей, где раскрываются некоторые из ключевых деталей сюжета Легкого дыхания, включая связь героини с Малютиным. Затем произведение возвращается к новостям о смерти гимназистки. Концом служит незначительный на первый взгляд эпизод из повседневной жизни Мещерской, где она рассказывает подругам-гимназисткам о смысле женской красоты.

Благодаря резкой перемене места и времени действия, автору удалось сохранить ощущение лёгкости. Несмотря на несправедливые удары судьбу и множественные сомнительные или трагические события, новелла не нагружает читателя тяжёлыми мыслями — он становится отрешён, дистанцирован от героев и их проблем.

Другая особенность композиции — стремительность всего происходящего, которая подчёркивает живую и непосредственную натуру главной героини. События происходят настолько быстро, что у читателя практически не остаётся времени проанализировать сочинение — он, как и Мещерская, воспринимает его чувствами, а не холодным разумом. Это соответствует картине жизни Оли — она всегда «жила настоящим», не задумываясь о долгосрочных последствиях своих действий.

Ещё одна интересная деталь — автор фактически начинает своё произведение с развязки, лишая его неожиданного поворота в виде смерти героини. Читатель знает, что печальный итог неизбежен, потому лучше концентрируется на причинах и событиях, ведущих к трагической концовке. Предрешённая обречённости Оли, неважность её действий и решений помогают донести идею и смысл «Лёгкого дыхания» — именно желание жить на полную, веселиться и не обращать внимания на последствия привели девушку к печальному итогу.

Отзывы читателей

Произведение вызывает бурю эмоций, несмотря на небольшую длину. Настолько хорошо прописаны женские образы, что просто оживают перед глазами. Прочтение помогло мне лучше понять себя и окружающих.

Новелла рассказывает о девушке, которая впуталась в слишком большие передряги для своего возраста и интеллекта. Но несмотря на то что героиня та ещё «молодец», ей искренне сопереживаешь. Текст отлично балансирует между лёгкостью и мрачностью.

Алексей

Красивая и печальная история, затрагивающая темы быстротечности жизни, разрушительности страсти и опасности женской притягательности. Образ героини пробирает до мурашек, особенно когда сопоставляешь её с некоторыми знакомыми из реальной жизни.

Ярослав

МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ 
«УСТЬ-ЛАБИНСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Методическая
разработка

«Густая
проза»  «Легкого дыхания»,
или главная идея рассказа И.А.Бунина (конкретно-текстуальный
анализ на  уроке

литературы)

                                                                    
                        
Составила:  Щербакова
Л.В.,

                                                                               преподаватель
литературы

2017

Комментарий. Понимать
литературное произведение с точки зрения главной идеи и мировоззрения писателя
– задача совсем не простая, потому что автор говорит со своим читателем на
языке образов. Чтобы понять главную идею писателя, надо проникнуть в его мир,
открыть  секреты художественного творчества. Без таких открытий современный
урок литературы превратится в скучное пережевывание «идейно-художественных
особенностей произведения». Литературный анализ должен опираться на
непосредственные читательские ощущения и впечатления, иначе ученики не научатся
самостоятельно мыслить. Интерпретировать литературное произведение можно
по-разному. В художественном тексте все значимо. Именно поэтому предметом
анализа могут быть и композиция произведения, и сюжет, и система образов, и
язык персонажей, и художественные детали. Другими словами, предметом анализа
может служить любой значимый элемент художественной структуры, так как
он дает возможность заглянуть глубже во внутренний мир автора. Выбор анализа
определяет сам словесник, исходя из особенностей класса, конкретных задач,
которые он себе ставит, а также из размеров произведения, формы, содержания,
жанра и т.д.

    Я хочу предложить конкретно-текстуальный анализ,
который характеризуется последовательным разбором текста произведения от начала
и до конца с целью выявления идейно-смыслового содержания.  Этот тип анализа применим
для разбора рассказа И.Бунина «Легкое дыхание».

 Тема урока:  «Густая проза»  «Легкого
дыхания», или главная идея рассказа И.А.Бунина  (конкретно-текстуальный анализ
художественного произведения)

Цели урока:                                         
                                                                                                                         

1.  Помочь студентам на основании исследования текста
рассказа увидеть идейный смысл произведения, последовательное движение
авторской
мысли;                                                                             

 2. Развивать умение наблюдать за языком произведения,
видеть специфику художественного слова, понимать язык 
символов;                                                                                                                                                                                     

3. Воспитывать  языковую культуру, развивать позицию
уверенности  в  общем  и личном деле каждого участника исследования; обогащать
нравственный мир студентов.

Методы обучения: словесный, наглядный
(презентация), проблемно-поисковый,  исследовательский.

Формы организации учебной деятельности:
фронтальная,  индивидуальная, групповая, работа в паре.

Тип урока: урок-исследование

Оборудование: портрет И.А.Бунина; сборник «Иван Бунин.
Легкое дыхание», учебник «Литература; презентация «Густая проза» «Легкого
дыхания».

Эпиграф к уроку: «Мы называем
это утробностью, а я назвал это легким дыханием. Такая легкость во всем, и в
жизни, и в дерзости, и в смерти»
  И.А. Бунин  (Слайд 2)

                                   Ход
урока

           
I.     
Вступительное
слово
учителя.                                                                                                    

Сегодня мы совершим  путешествие в творческий мир
И.А.Бунина, выраженный через художественное слово на основе рассказа «Легкое
дыхание». Выбор произведения не случаен.  Во-первых, этот рассказ принадлежит к
шедеврам мировой литературы; во-вторых, в этом произведении  автор выразил свой
идеал бытия; в-третьих, этот рассказ актуален для сегодняшних старшеклассников
(поучительная история о трагической судьбе 15-летней девочки).

        
II.     
Основная
часть урока

1.                
Создание
проблемной ситуации.

Преподаватель: Откройте
учебник (статья «Легкое дыхание» — эпитафия ускользающей красоте»). Прочитайте
первое предложение из этой статьи:  «Легкое дыхание» – это драматичный, искусно
построенный, блестяще «запутанный» рассказ о недолгой «грешной» жизни и гибели
гимназистки Оли Мещерской».

— Так о чем этот рассказ? Какова позиция
авторов нашего учебника?
 (Ученики зачитывают: «…рассказ этот не о
грехе и не о праведности, а о «легком дыхании» в человеке… Всем построением
своим «Легкое дыхание» доносит  мысль не о грешности, а о чем-то более
сложном).

В чем же заключается главный идейный смысл этого
произведения.
Закроем наши учебники и попробуем сами ответить на этот
вопрос.

Метод нашей работы:
исследование, конкретно-текстуальный анализ рассказа. Цель исследования:
проследить, как в малой форме отражается глубина авторского замысла и
как  мировоззрение писателя преломляется в заглавии рассказа. Слайд 3.

1.                
Исследовательская
деятельность учащихся (работа в паре)

Преподаватель: Идейный смысл,
особенно в коротких произведениях, начинает раскрываться с заглавия, с 1-ой
фразы, с 1-ых абзацев. Не является исключением и исследуемый нами рассказ. Над
этим у нас работала пара № 1. Благодаря их исследованию, мы узнаем:

1.                
Как
автор применяет прием контраста, противопоставления.

2.                
Как
используется пейзаж и как через него показываются характеры и состояния.

Пара  № 1.  Роль
контраста.

Примерный комментарий исследования. В первой
фразе рассказа звучат два мотива: мотив креста и мотив жизни: «На кладбище, над
свежей глиняной насыпью, стоит новый крест из дуба, крепкий, тяжелый,
гладкий
». Далее читаем: «В самый же крест вделан фарфоровый медальон, а в
медальоне – фотографический портрет гимназистки с радостными, поразительно
живыми глазами».

Вывод 1: Образная
структура первых абзацев позволила выявить контраст, ДИССОНАНС, несовместимость
двух начал. Живое и радостное существует внутри мертвого.

                                         Слайд 4. Роль
контраста (обобщение учителя)

Пара № 2.  Функции пейзажа

Примерный комментарий исследования. Бунин
использует 3 пейзажные зарисовки. Зимний пейзаж, характеризующий мир юной
героини, автор дает внутри двух апрельских пейзажей, которые характеризуют мир,
ей противостоящий. Серый невзрачный пейзаж весны в начале и точно такой же в
конце рассказа, когда на арену выходит классная дама.

Вывод 2: Подбор пейзажных
деталей и здесь позволяет увидеть противоположный образ мира. Пейзаж является
средством воплощения главного замысла рассказа. В радостном «зимнем» мире Оли
Мещерской есть СЧАСТЬЕ, ВЕСЕЛЬЕ, ЖИЗНЬ. В «весеннем» мире без Оли  нет места
счастью, веселью, жизни.  Слайд 5. Функции пейзажа (обобщение учителя).

Преподаватель: Можно ли все эти
художественные  детали назвать символичными? Когда деталь становится
символом?

Справка. Л.Толстой: «бесконечно малый момент текста».
М.Горький:
«Главное
– найдите деталь… Она осветит вам характеры, от них пойдете, и вырастут и сюжет
и мысли».

В
символ деталь вырастает тогда, когда, сохраняя прямое значение, она порождает
ряд ассоциаций, т.е. становится знаком, несущим  иносказательный смысл. Такая
деталь требует дешифровки. Слайд 6.  Деталь (теория литературы)

Преподаватель: Исследования наших
ребят показали, что картины природы тяготеют  к символическим обобщениям. У
Бунина в этом рассказе  символично все: и главные события, и мелкие
случайности. Последуем дальше за писателем в мир его героев.

Пара № 3. Сцена-символ  «Оля в кабинете у
начальницы»

Цель: исследовать символический смысл этой сцены; 
проследить, как автором используются детали-символы: клубок ниток,
гофрированные волосы начальницы, царский портрет.

Примерный комментарий исследования. Прием
контраста в этой сцене достигает наивысшей точки. Налицо два разных мира: живой
мир
гимназистки Оли, которая до этого «вихрем носилась по сборному залу» и искусственный
мир
начальницы, которая «спокойно сидела с вязаньем в руках за письменным
столом, под царским портретом».

Цель вызова: легкомысленное поведение гимназистки
Мещерской. Главный смысл разговора. Начальница: «Вы уже не
девочка. Но и не женщина. Что это за прическа? Это женская прическа!» Гимназистка:
«Я не виновата, madam, что у меня хорошие волосы».

 Деталь-символ: волосы. Волосы Оли (не боялась
растрепанных волос, вихрем носилась, ветрена и т.д.).  У начальницы «молочные,
аккуратно гофрированные волосы». Снова контраст: живые, женственные у гимназистки
и мертвые искусственные волосы у ее начальницы.   Слайд 7. Сцена-символ «В
кабинете у начальницы» (учитель)

4.Проблемная ситуация.

Преподаватель: «Я  не виновата,
— говорит Оля. – Виноват в этом…».  А, правда, кто виноват в том, что она не
гимназистка, она женщина, притом рано сформировавшаяся?

Проблемный вопрос. Кто
виноват в ее «падении», а затем и в последующей   гибели?

(Студенты   думают неоднозначно. Одни считают, что
виноват Малютин. Другие – казачий офицер Шеншин,  третьи  обвиняют саму Олю Мещерскую).

Преподаватель: Ребята, не будем
спешить с выводами. Только в оценке последующих образов, в их взаимодействии
проявляется глубинный смысл событий и скрытая авторская мысль. Мы должны
вызвать на арену событий «маленькую женщину», классную даму Оли Мещерской.

5. Индивидуальная исследовательская
деятельность.

Цель работы: выяснить, какова роль образа классной
дамы?                                                        

План
исследования:                                                                                                                                             

а) Оля – предмет неотступных дум и чувств  классной
дамы;                                                                     

б) мотив траура и мотив креста, монастырь и острог;                                                
                               

в) сцепление образов: начальница гимназии и классная
дама;                                                                       

г) авторская позиция (прямая оценка).

Вывод: Подбор автором
деталей-символов сказал об этой женщине все. Она ходит на могилу Оли, не
спускает глаз с дубового креста, который с самого начала  символизирует общий
жизненный крест. Маленькая женщина не просто глядит на крест, она несет
жизненный крест. Она не может быть счастливой. Траур ее – это не столько траур
по Оле, сколько свидетельство того, что жизнь классной дамы  есть нескончаемый
траур.

Вспомним начальницу гимназии. Ее жизнь тоже тяжкий
жизненный крест. В чем он символизируется? Сидит за столом под царским
портретом. Она тоже под крестом, служит своему богу. Ее крест – положение
начальницы, гимназия – ее монастырь. Жизнь ее искусственна, чувства бедны.
Счастье, как его понимал Бунин, для таких женщин недоступно. Они  считают, что
Оля сошла с ума, раз не хочет принять крест жизни.

        Слайд 8. Образ классной дамы (обобщение
учителя)

        Слайд 9. Деталь — символ. Клубок ниток.

      Слайд 10.
Деталь-символ. Крест.                               Оля Мещерская

                         
                         Начальница                                                      
Классная дама

                                   

                                                                                               
Малютин                                                                                                                                                                                                 Преподаватель:
Что противостоит кресту жизни?  С каким началом связаны счастье и радость?
Вспомните клубок ниток. Какая важная художественная деталь!  Клубок ниток
завертелся на полу,  и начальница подняла  глаза. О чем говорит эта
деталь-символ: «Ну, Мещерская, ты признаешь свою вину, что нельзя сходить с ума
от счастья,  примешь наш крест жизни, либо…».

6. Проблемная ситуация.

Преподаватель: Оля выбрала
«ЛИБО». Почему? Вспомним проблемный вопрос: кто виноват в ее падении? Найдите 
запись в ее дневнике о связи с Малютиным: «Я не понимаю, как это могло
случиться, я сошла с ума, я никогда не думала, что я такая!»

Проблемный вопрос. Какая
ТАКАЯ? Что побудило героиню отдаться пожилому человеку без любви, без
увлечения, по существу, даже не готовой к этому?

Работа с учебником. Найдите
воспоминание писательницы Г.Кузнецовой о разговоре с Буниным по поводу «Легкого
дыхания».  Читаем в учебнике: «Я сказала, что меня в этом очаровательном
рассказе всегда поражало то место, где Оля весело, ни к чему, объявляет
начальнице гимназии, что она уже женщина. Я старалась представить себе любую девочку,
включая и себя, — и не могла представить, чтобы какая-нибудь из них могла
сказать это. И.А. стал объяснять, что его всегда влекло изображение женщины,
доведенной до предела своей «утробной сущностью». «Только мы называем это
утробностью, а я назвал это легким дыханием».

Преподаватель: Утробность – это
стихия пола. В чем драма и трагедия пола в юном 
возрасте?                                                                 

Вывод. Драма и трагедия пола в этом возрасте состоит в
развитости плоти, в законченности внешних форм, в сформированности женского
существа и в неразвитости сознания, невозможности оценить свое поведение,
оценить поступки мужчины. Чем больше пола, тем меньше в нем сознания.

Тут нет еще человека в полной мере, есть
лишь НУТРО
,
как однажды выразился Иван Бунин. Вот о чем рассказ «Легкое дыхание».     О
трагедии пола, о незащищенности перед противоположным полом. Мы добрались до
главной идеи произведения.

7. Лексическая работа.

1. Символический смысл фамилий героев
рассказа

А) Мещерская. Вспомним Паустовского. Мещеры – это
дремучесть, нетронутость. В применении к главной героине это означает
«дремучесть» сознания, его неразвитость.

Б)  Малютин. Вспомним сподвижника И.Грозного, Малюту
Скуратова, его властность.

Вывод. Фамилии героев глубоко символичны, отражают
общий замысел писателя, идейное содержание рассказа.

2.Смысл названия рассказа. Что такое
«Легкое дыхание» по Бунину?

А) «Легкое дыхание» – один из старинных эталонов
женской  красоты (папина книжка).

Б) «Легкое дыхание» – единственно возможный способ
женского существования вообще.

В) «Легкое дыхание» – это «такая легкость во всем, и в
жизни, и в дерзости, и в смерти».

    Слайды 9, 10. Смысл фамилий героев  и смысл
названия рассказа (обобщение учителя).

          
III.                       
Заключительное
слово преподавателя. Подведение итогов.

Вот так много вложено в коротенький рассказ, который 
справедливо называют образцом произведения малой формы, в котором отражается
огромное содержание и глубина авторского замысла. Действительно, «густая проза»
«Легкого дыхания». В основе произведения лежит один законченный случай (смерть
гимназистки), и то, о чем говорит автор в начале и то, чем завершает, связано
неразрывно, так как писатель не подгоняет мысли под события, а события
придумывает для задуманного эффекта, стараясь вызвать у читателя сопереживание.
Вот почему  бунинские  произведения малой формы литературоведы чаще называют не
рассказами, а  НОВЕЛЛАМИ.

                        Слайд 9. Новелла (словарь
литературоведа)                              

          
IV.                       
Домашнее
задание (на выбор)

1.                
Написать
мини-размышление  по сцене убийства Оленьки казачьим офицером 
(см.
вопросы-подсказки)

А) Почему ее убил именно казачий офицер, притом
«плебейского вида», то есть человек не ее круга? Есть ли в этом какая-то
закономерность?

Б) Зачем Бунин акцентирует внимание читателя на
следующей детали «На платформе вокзала среди большой толпы народа»?

В) Почему гибель такого существа, как Оля Мещерская,
предрешена во все времена?

            2. Объяснить смысл высказывания
литературного критика Антонова
:  «Легкое дыхание» — перенасыщенный деталями
раствор, из которого выпадают кристаллы характеров».

Литература.

1.                
Б.Д.
Дрозд. Уроки анализа литературного произведения / Б.Д. Дрозд. – Ростов н/Д :
Феникс, 2008.

2.                
В.А.
Чалмаев, С.А. Зинин. Литература. 11 класс: Учебник для общеобразовательных
учреждений: В 2 ч. Ч. 1. – 7-е изд., испр. и доп. – М.: ООО «ТИД «Русское слово
– РС», 2008.

3.                
Е.А.
Зинина. Основы поэтики: теория и практика анализа художественного текста. 10-11
кл. : учеб. пособие / Е. А. Зинина. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007.

  • Основная идея рассказа красное яблоко
  • Основная идея рассказа и грянул гром
  • Основная идея рассказа дубровский
  • Основная идея рассказа гробовщик
  • Основная идея рассказа антоновские яблоки