Основная идея рассказа русский характер

Рассказ Алексея Толстого «Русский характер» посвящен подвигу советского человека в Великой Отечественной войне. Но суть произведения заключается не в описании самого подвига, а в раскрытии душевных качеств русского солдата и окружающих его людей.

Чтобы понять идею и смысл данного рассказа, необходимо ознакомиться с его сюжетом. Главный герой повествования командир танка Егор Дрёмов горит в своей боевой машине во время сражения на Курской дуге. Рискуя собственной жизнью, водитель спасает своего командира. Русский характер водителя можно описать русскими же пословицами: «сам пропадай, а друга из беды выручай» и «не бросай друга в беде».

Дрёмов остается жив, его демобилизуют, но лицо героя настолько обезображено огнем, что он боится показаться пожилым родителям, невесте и даже лучшему другу. Танкист думает не только о себе, но и о близких людях, не желая приводить их в смятение своей внешностью. Его скромность и жертвенность являются характерными чертами характера русского человека.

Но Егор оказывается неправ. Он приходит к родителям, как незнакомый человек и не признается, что он их сын. И уезжает, так и не сказав, кто он такой.

Покинув отчий дом, он понимает, как ошибался, боясь доставить родителям горе. Напротив, для них счастье уже то, что сын жив. Его обгоревшее лицо не становится менее родным. Отец Дрёмова считает, что подобная внешность во время страшной войны не может вызывать иных чувств, кроме уважения и даже восхищения. Вот он – настоящий русский характер: главное душа, а не внешняя красота.

Мать Егора поначалу не узнает сына, но сердцем чувствует, что перед ней тот, кого она любит больше всего на свете. И после его отъезда посылает сыну письмо с просьбой вернуться. И Дрёмов просит прощения за обман и возвращается.

Невеста Катя также говорит, что ей неважно, каким стал ее любимый внешне, ведь главное, что его душа осталась той же.

Друга Иван, от лица которого ведется повествование, Толстой представляет третейским судьей, который все понимает и взвешенно оценивает поступки главных героев. И он, в свою очередь, ставит на первое место не чудовищно изменившуюся внешность Егора, а его скромность, душевную доброту и, конечно же, выдающийся героизм Дрёмова.

В своем рассказе Толстой использует метод синтеза, показывая русский характер не через образ одного, пусть и героического человека, а объединяя разные черты этого характера, присущие нескольким персонажам.

Рассказ «Русский характер» является типичным образцом социалистического реализма, когда конфликт в произведении возникает не между добром и злом, а между хорошим и лучшим. В истории про Егора Дрёмова на первый план выходят такие человеческие качества как благородство, способности к состраданию и всепрощению. Для произведений, написанных в стиле соцреализма, характерен счастливый финал, как и происходит в данном рассказе. Но нельзя не учитывать тот страшный период, когда был опубликован «Русский характер». Когда речь идет о жизни целого народа, заниматься душевными исканиями и рефлексировать не самое подходящее время. Требуются оптимистические героические истории, в которых победа всегда остается за правым делом.

Русский характер, описанный Толстым в рассказе, помог народу выиграть смертельную битву с фашизмом. Кроме танков, пушек и самолетов для победы нужна несгибаемая воля, поддерживаемая ненавистью к врагу, героизмом и способностью к самопожертвованию. Писатель специально акцентирует внимание читателя на том, что без этих качеств русский народ не может считаться самобытным, стремиться к созиданию, а не к разрушению, строить жизнь, а не гнить в болоте мнимой стабильности. В связи с этим основная идея рассказа должны быть близка и нынешним поколениям.

Русский характер алексей толстой

История создания

Рассказ считается последним значительным произведением автора. Толстой включил его в свой знаменитый цикл, над которым закончил работу в 1944.

Кроме него в сборник вошли и другие произведения:

  • «Ночью в сенях на селе»;
  • «Как это начиналось»;
  • «Семеро чумазых»;
  • «Нина»;
  • «Странная история».

Русский характер содержание

Обычно военная литература содержит описания боев или отношений противоборствующих сторон. Толстой написал довольное необычное произведение. В его основе лежат семейные отношения. В рассказе нет героев с отрицательным характером. Практически все персонажи благородны, умны и добры.

Весь конфликт был надуман главным персонажем, противоречия появились только у него в голове. Благодаря этому произведение завершилось счастливо. Но на самом деле в военные годы семьи, которые смогли жить по-прежнему после возвращения своих мужчин с фронта, не были многочисленными.

Толстой знал, что многие солдаты погибали или приезжали домой искалеченными физически и морально. Он не хотел описывать ужасы войны, о которых и так все знали. Позитивный рассказ с интересным сюжетом можно сравнить со спасительным плотом — народу необходимо было положительное мышление на фоне страшных событий.

Произведение написано на основе реальных событий. О танкисте, чуть не сгоревшем в танке, Толстому рассказал сотрудник газеты «Красная звезда». Необычная судьба солдата заинтересовала писателя, пробудила в нем силу духа русского человека.

Переживаниям главного героя автор уделил намного больше внимания, чем описанию военных событий. Благодаря такому приему рассказ стал интересным и для взрослых, и для детей.

Основные персонажи

В рассказе Толстого «Русский характер» главные герои отличаются добрым характером и положительными качествами. Они приспосабливаются к разным событиям, но при этом остаются человечными. Основные персонажи:

  • Егор Дремов;
  • Чувилев;
  • Егор Егорович;
  • Мария Поликарповна;
  • Катя Малышева;
  • Иван Сударев.

Один из главных героев «Русского характера» Толстого — танкист Егор Дремов. Он принимал участие в бою на Курской дуге и чуть не погиб. Его танк практически сгорел, а сам солдат получил серьезные ожоги. Выбраться ему помог водитель Чувилев.

 русский характер краткое содержание

Дремов вернулся домой, но отказался признаваться родителям в том, что он их сын. С обожженным лицом его никто не узнал. Но Мария Поликарповна и Егор Егорович — мать и отец танкиста — беспокоились не о его внешнем виде. Они радовались тому, что сын вернулся живым, ведь многие их соседи получали известия о смерти детей.

Мать гордится поступками Егора, ведь он вел себя мужественно на поле боя, а отец считает, что такое лицо говорит о совершенных подвигах. Пусть человек уродлив снаружи, но его внутренняя красота перекрывает любые шрамы. Его поведение на поле боя только вызывает уважение, ведь Егор — один из немногих солдат, кого отметили «Золотой звездой» Героя СССР.

Катя Малышева — невеста танкиста. Она обещала ждать его с фронта и хранить верность, и девушка сдержала свое слово. Когда она узнала, что обожженный молодой человек и есть ее жених, согласилась выйти за него замуж. Катя была преданна Егору до самой смерти, она считала его настоящим героем и смелым мужчиной.

Рассказчиком в произведении выступает друг танкиста Иван Сударев. Это доброжелательный молодой человек, отличающийся рассудительным и сдержанным характером.

Именно он оценивал поступки всех героев, наблюдал за их отношениями. Ивана интересовала человеческая натура и ее проявление в разных ситуациях.

Начало произведения

Для читательского дневника можно ознакомиться с кратким содержанием «Русского характера». Толстой начинает свой рассказ с описания жизни главного героя до войны. Егор был обыкновенным человеком с тихим характером. Он жил в селе, уважительно относился к родителям и занимался земледелием.

Юношу назвали в честь отца, хотя такое имя носил и дед. Означает оно «возделывающий землю», что соответствовало роду занятий семьи. Нравственные ценности у разных поколений были одинаковыми.

 русский характер толстой краткое содержание

Егор был красивым юношей с богатырским телосложением. Он не боялся физического труда, переносил все сложности сельской жизни. Была у парня любимая девушка Катя. Влюбленные планировали в скором времени пожениться.

Но началась война, Егора забрали на фронт. Боевые товарищи восхищались его красотой, смелостью и простым русским характером. Парень много рассказывал о своих родителях и Кате, очень тосковал по ним.

На войне юноша совершил несколько подвигов, но не гордился ими. Он был от природы скромным, поэтому скрывал свои награды. Историю, которая произошла с Егором, узнал его товарищ от других солдат.

Во время очередного сражения танк юноши подбили. Водитель успел вытащить его из пожара, чуть ли не пожертвовав собой. Егор получил серьезные ожоги, у него сильно пострадало лицо. Врачам удалось сохранить ему зрение, но вернуть былые черты не получилось. Солдату пришлось пережить многочисленные пластические операции. Ожоги и новые шрамы не добавили ему привлекательности — из красивого молодого человека он превратился в урода.

Хотя Егор получил звание лейтенанта и Героя СССР, его хотели комиссовать домой. Парень отказался уходить с фронта и решил остаться в полку. Вместо этого ему дали отпуск на 20 дней, чтобы он посетил своих родителей и любимую Катю.

Развязка рассказа

Егор не хотел возвращаться домой. Он боялся показаться родителям и невесте. Но все-таки пришлось ехать. Родителям парень назвался другом их сына и начал рассказывать о собственных подвигах.

Дома вежливо встретили его, обрадовались тому, что их сын жив и храбро ведет себя на поле боя. Но мать заподозрила, что приехавший к ним юноша и есть Егор. Сердце женщины не могло обманывать, ведь она чувствовала родное дитя. Отец очень гордился тем, что его единственный наследник добился больших успехов, совершал подвиги и был уважаем товарищами.

На следующее утро в дом Дремовых пришла Катя. Девушка сначала испугалась внешнего вида гостя. Но затем она с ним разговорилась, обрадовалась вестям про Егора. Она пообещала и дальше ждать его с войны, призналась в своих чувствах.

 русский характер толстой

Сам Егор с тоской наблюдал за родителями и невестой. Он не хотел быть им обузой, пугать их, поэтому решил навсегда уйти из дома. Лейтенант снова вернулся на фронт, пытался забыть о родной деревне.

Но Мария Поликарповна не находила себе места. Она чувствовала, что к ним приезжал именно Егор. Ни его внешность, ни изменившийся голос не оттолкнули материнское сердце. Женщина решила написать письмо своему сыну. Она прямо спросила его, что с ним произошло, не он ли недавно приезжал домой.

Мать рассказала Егору, что гордится им, ее не волнует его изуродованная внешность. Немногословный отец также выступил за возвращение сына домой. Он считал, что обожженным лицом парень должен гордиться, ведь шрамы говорят о его доблести.

Егор все-таки вернулся домой, признался во всем родителям. Больше всего он боялся встречи со своей невестой. Катя была красивой девушкой с добрым нравом. Но она не отказалась от него, ведь очень любила. Девушка ответила, что согласна остаться с ним на всю жизнь, ведь для нее важны его чувства, а не внешность.

Внутренний конфликт главного героя не повлиял на его окружение. Близкие друзья, родители и невеста не бросили его из-за уродливой внешности. В этом и проявляется настоящий русский характер — красота душевная затмевает наружные качества.

Главная мысль

Современный читатель может погрузиться в военные годы с помощью краткого содержания «Русского характера». Произведение позволит ощутить себя частью храброй нации, проникнуться общей идеей и зарядиться энергией, которая была присуща народу.

Рассказ благотворно влияет на развитие патриотичности у школьников. Они учатся отстаивать свои принципы, уважать родителей, не робеть перед сложными ситуациями.

Русский характер толстой кратко

Загадочную русскую душу описывало много прозаиков и поэтов. Не стал исключением и Алексей Толстой. Он решил разобраться в особенных национальных качествах.

Писатель не стал рассказывать о негативных героях. Все его персонажи обладают достаточным мужеством, чтобы пережить военные годы и остаться человечными.

Толстой указал, что Россия — страна, которая не поддается никаким шаблонам. В ней проживают люди, способные жертвовать собой ради незнакомцев. Только эта нация может самозабвенно сражаться на войне, ущемлять свои интересны, чтобы близкие остались счастливыми.

В жизни Егора разделяющей границей стала Курская битва. После подрыва танка и многочисленных операций он только один раз посмотрел в зеркало. С тех пор изменилась и его душа, ведь он боялся, что близкие не примут такого урода. Но русский характер был заложен не только в Егоре, но и в его родителях, невесте.

Читать полную или сокращенную версию рассказа можно на сайте «Народный брифли» или другом электронном ресурсе. А в книжных магазинах продается полный сборник Толстого, в который входит и это произведение.

«Русский характер! Поди-ка опиши его…» — с этих удивительных, проникновенных слов начинается рассказ «Русский характер» Алексея Толстого. Действительно, возможно ли описать, измерить, дать определение тому, что находится за пределами слов и чувств? И да, и нет. Да, потому что говорить, рассуждать, пытаться понять, познать самую суть всё одно необходимо. Это, если можно так сказать, те импульсы, толчки, благодаря которым и крутится вечный двигатель жизни. А с другой стороны, сколько бы мы не говорили, нам всё равно не достать до дна. Эта глубина бесконечна. Как описать русский характер, какие слова подобрать? Можно и на примере героического подвига. Но как выбрать, который предпочесть? Ведь их столько, что сложно не растеряться.

краткое содержание русский характер толстого

Алексей Толстой, «Русский характер»: анализ произведения

Во время войны Алексей Толстой создаёт удивительный сборник «Рассказы Ивана Сударева», состоящий из семи небольших историй. Все они объединены одной темой – Великая Отечественная война 1941-1945 годов, одной идеей – восхищением и преклонением перед патриотизмом и героизмом русского народа, и одним главным героем, от имени которого и ведётся повествование. Это – бывалый кавалерист Иван Сударев. Последним, завершающим весь цикл, становится рассказ «Русский характер». Алексей Толстой с его помощью обобщает сказанное ранее. Он – своеобразный итог всему тому, о чём говорилось прежде, всем рассуждениям и мыслям автора о русском человеке, о русской душе, о русском характере: красота, глубина и сила – это не «сосуд, в котором пустота», а «огонь, мерцающий в сосуде».

русский характер алексея толстого

Тема и идея рассказа

С первых строк автор обозначает тему рассказа. Конечно же, речь пойдёт о русском характере. Цитата из произведения: «Мне именно хочется поговорить с вами о русском характере…» И здесь же мы слышим ноты не то чтобы сомнения, а скорее сожаления по поводу того, что форма произведения столь мала и ограничена – небольшой рассказ, что не соответствует избранному автором размаху. А тема и название уж очень «многозначительные». Но делать нечего, потому что говорить хочется…

Кольцевая композиция рассказа помогает отчётливо прояснить идею произведения. И в начале, и в конце читаем размышления автора о красоте. Что есть красота? Физическая привлекательность понятна каждому, она на самой поверхности, стоит только протянуть руку. Нет, не она волнует рассказчика. Он видит красоту в ином – в душе, в характере, в поступках. Особенно она проявляется на войне, когда смерть постоянно рядом вертится. Тогда люди лучше становятся, с человека «слезает какая только есть чепуха, шелуха, словно кожа, омертвевшая после солнечного ожога», и не исчезает, и сохраняется лишь одно – ядро. Явственно оно видно и в главном герое – в молчаливом, спокойном, строгом Егоре Дрёмове, в его пожилых родителях, в красивой и верной невесте Катерине, в водителе танка Чувилове.

Экспозиция и завязка

Время действия рассказа – весна 1944 года. Освободительная война против фашистских захватчиков в самом разгаре. Но она не действующее лицо, а скорее фон, тёмный и суровый, но так отчетливо и ярко проявляющий удивительные краски любви, доброты, дружбы и красоты.

В экспозиции приводятся краткие сведения о главном действующем лице рассказа – Егоре Дрёмове. Человек он был простой, скромный, тихий, сдержанный. Говорил мало, особенно не любил «разглагольствовать» о военных подвигах да стеснялся разговоров о любви. Один только раз вскользь упомянул о своей невесте – девушке хорошей и верной. С этого момента и можно начать описывать краткое содержание «Русский характер» Толстого. Примечательно здесь, что Иван Суздалев, от имени которого ведётся повествование, познакомился с Егором уже после его страшного ранения и пластических операций, но в описании его нет ни единого слова о физических недостатках товарища. Наоборот, он видит лишь красоту, «душевную приязнь», заглядывается им, когда тот спрыгивает с брони на землю, — «бог войны».

Продолжаем раскрывать краткое содержание «Русский характер» Толстого. Завязка сюжета – это страшное ранение Егора Дрёмова во время сражения на Курской Дуге. Его лицо было практически ссажено, и даже местами виднелись кости, но он выжил. Ему восстановили веки, губы, нос, но это уже было совсем другое лицо.

русский характер алексей толстой

Кульминация

Кульминационная сцена – приезд отважного воина домой в отпуск после госпиталя. Свидание с отцом и матерью, с невестой – с самыми близкими людьми в его жизни, обернулось не долгожданной радостью, а горьким внутренним одиночеством. Он не смог, не смел признаться старым родителям, что стоящий перед ними человек с изуродованной внешностью и чужим голосом и есть их сын. Нельзя, чтобы старенькое лицо матери отчаянно задрожало. Однако, в нём теплилась надежда, что отец и мать сами узнают его, догадаются без объяснения, кто к ним приехал, и тогда будет сломлена эта невидимая преграда. Но этого не произошло. Нельзя сказать, что материнское сердце Марии Поликарповны совсем ничего не почувствовало. Его рука с ложкой во время еды, его движения – эти, казалось бы, мельчайшие детали не ускользнули от её взора, но она всё-таки не догадалась. А здесь ещё и Катерина, невеста Егора, не то что не признала его, а при виде страшного лица-маски откинулась и испугалась. Это стало последней каплей, и он на следующий день покинул отчий дом. Конечно, в нём была и обида, и разочарование, и отчаяние, но он решил пожертвовать своими чувствами – лучше уйти, отгородиться, лишь бы не пугать своих самых родных и близких. Краткое содержание «Русский характер» Толстого на этом не заканчивается.

толстой русский характер анализ

Развязка и заключение

Одной из главных черт русского характера, русской души является жертвенная любовь. Именно она и есть чувство истинное, безусловное. Любят не за что-то и не ради чего-то. Это непреодолимая, неосознанная потребность быть всегда рядом с человеком, заботиться о нём, помогать ему, сострадать ему, дышать вместе с ним. И слово «рядом» не измеряется физическими величинами, оно означает неосязаемую, тонкую, но невероятно прочную духовную нить между любящими друг друга людьми.

Мать после скорого отъезда Егора, не могла найти себе место. Она догадалась, что этот человек с изуродованным лицом и есть её любимый сын. Отец сомневался, но всё же сказал, что если тот приезжий солдат действительно его сын, то здесь не стыдиться надо, а гордиться. Значит, он истинно защищал свою Родину. Мать пишет ему на фронт письмо и просит не томить и сказать правду, как есть. Растроганный, он признается в обмане и просит прощения… Спустя некоторое время к нему в полк приезжают и мать, и невеста. Взаимное прощение, любовь без лишних слов и верность – вот счастливая развязка, вот они, русские характеры. Как говорится, вроде прост с виду человек, нет в нём ничего примечательного, а придёт беда, дни суровые настанут, и поднимается в нем тотчас же великая сила — человеческая красота.

Краткое содержание «Русский характер» Толстого, конечно, не может передать всю тонкость и глубину сюжета, поэтому настоятельно рекомендуется прочтение оригинала.

Организация,

мотивировка учащихся на освоение нового
материала с учетом изученного ранее

2. Формулирование темы урока

Слово учителя.

На доске расположены высказывания
известных философов и критиков, писателей и поэтов. Давайте прочтем их.

Чтение высказываний (читают дети)

1. «Сильный характер, как и сильный
поток, встречая препятствие, только раздражается и усиливается еще более; но
зато, опрокинув препятствие, прокладывает для себя глубокое русло».
(К. Ушинский)

2. «Наши характеры образуют наши нравы».
(К. Гален)

3. «В русском человеке есть черта: в
трудные минуты жизни, в тяжёлые годины легко отрешатся от всего привычного,
чем жил изо дня в день. Был человек — так себе, потребовалось от него быть
героем — герой»

(А. Толстой)

4. «Русский народ — великий народ.
Русский народ — это добрый народ. У русского народа ясный ум. Он как бы
рождён помогать другим народам. Русскому народу присуща великая смелость,
особенно в трудные времена, в опасные времена. Он инициативен. У него —
стойкий характер. Он мечтательный народ. У него есть цель. Поэтому ему и
тяжелее, чем другим нациям. На него можно положиться в любую беду. Русский народ
— неодолим, неисчерпаем».

(И.В. Сталин)

— Что объединяет все эти высказывания?

Ученики (Все эти высказывания русских
философов, критиков, писателей, поэтов о характере и его чертах.Высказывания
содержат положительные характеристики. Следовательно, это высказывание о
характере русских людей).

— Сегодня на уроке мы с вами будем
говорить о русском характере, его силе и несгибаемости. Познакомимся с
рассказом АлексеяНиколаевич Толстого «Русский характер», который был написан
в 1944году.

Тема нашего урока:«В чем сила и несгибаемость РУССКОГО ХАРАКТЕРА?» (по
рассказу А. Н. Толстого «Русский характер»).

О силе и несгибаемости русского характера
рассказывали в своих произведениях многие писатели и поэты. Это произведения
Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке», М. Шолохова «Судьба человека», К.
Воробьева «Это мы, Господи!», В. Кондратьева «Сашка», А.Т. Твардовского
«Василий Теркин», стихи и рассказы К. Симонова и, конечно, рассказы А.Н.
Толстого «Родина», «Русский характер».

3. Слово о писателе

Алексей Николаевич Толстой(1882/83-1945) — русский писатель, оставил глубокий след в
литературе как прозаик, драматург, публицист. Он автор
социально-психологических, 
исторических и научно-фантастических романов,
повестей и рассказов, 
публицистических произведений,лауреат
трёх 
Сталинских премий первой
степени (
194119431946 —
посмертно)(слайд 1,2)

Литературная деятельность А. Н. Толстого
началасьдо Октябрьской революциив сложной исторической обстановке. Он был
военным корреспондентом на фронте в первую мировую войну. Он, по
определению 
Горького, художник
«большого, ценного, веселого таланта». Тема Родины оставаласьвечной темой его
творчества. Во время Великой Отечественной войны писатель воспевал свой
народ, любовь к своей родине. А.Толстой написал и много публицистических
статей, ряд рассказов на актуальные темы, в том числе «Русский характер»
(слайд 3)

Творчество Алексея Толстого отличается
тематическим и жанровым многообразием. Общеизвестные из них этои рассказы
20-х годов, и трилогия «Хождение по мукам» (романы «Сестры», «Восемнадцатый
год», «Хмурое утро»), 
исторический роман «Петр
I», повесть «
Аэлита», повесть «Хлеб»
и другие.Он внесзначительно важный вклад в развитие русской литературы.
(слайд 4)

4. О рассказе «Русский характер»

«Русский характер» — последнее
значительное произведение А.Н. Толстого — входит в цикл «Рассказы Ивана
Сударева», написано 7 мая 1944 года. Цикл состоит из семи коротких историй,
объединённых одной темой (изображение Великой Отечественной войны), одной
идеей (описание героизма советских людей), одним рассказчиком (бывалый
кавалерист Иван Сударев). В каждом рассказе свои главные герои: бойцы Красной
армии, оказавшиеся в немецком тылу и создавшие партизанский отряд («Как это
начиналось»); репрессированный кулак, который согласился стать бургомистром
при немцах и сообщал важнейшие сведения об оккупантах партизанам («Странная
история»), и т.д.

В каждом рассказе есть рассуждение о
русском характере, который проявляется особенно ярко в критические моменты
истории.

Рассказ «Русский характер» завершает цикл
«Рассказы Ивана Сударева» и подводит своеобразный итог рассуждениям о русском
человеке. Тема «Русского характера» обозначена автором в самом начале: «мне
именно и хочется поговорить с вами о русском характере». Идея рассказа
проясняется благодаря кольцевой композиции: и в начале, и в конце
произведения помещаются рассуждения о красоте человеческого характера,
которую автор видит в поступках каждого героя: Егора Дрёмова, его родителей,
невесты, водителя танка Чувилёва, рассказчика Ивана Сударева.

5. Знакомство с рассказом (чтение)

6. Словарная работа.

-Россия –великая страна, не поддающаяся
ни под какие мерки, шаблоны, законы логики. Характер России – это характер ее
народа, характер сложный и весьма противоречивый. Сегодня речь пойдет о
русском характере, удивительном и непредсказуемом, когда надо – жестоком,
когда надо – милосердном, но всегда стойком и мужественном, сильном и
несгибаемом, о загадочной русской душе.

— А как вы понимаете слово «характер»?

Обучающиеся дают свои ответы.

— Давайте посмотрим, верны ли ваши
ответы. Посмотрите на доску

Характер-а,
м.

1. Совокупность психических, духовных
свойств человека, обнаруживающихся в его поведении
. Сильный, волевой,
твёрдый, смирный х. Выдержать х. (сохранить твёрдость, не уступить в чём-н.).
В характере чьем-н. (свойственно кому-н.). Человек с характером (с твёрдым
характером). Человек без характера (слабовольный). Сильные характеры (также
перен.: люди с сильным характером). Литературные характеры (персонажи с их
характерными чертами).

2. Отличительное свойство,
особенность, качество чего-н. 
Затяжной х. болезни. Беседа делового
характера. Х. местности.

— А как вы считаете «русский характер» —
это какой характер?

Ответы: мужественный, стойкий,
ответственный, героический, сильный, могучий, упрямый

Цель

Постановка учебной задачи и открытие новых
знаний

7. Беседа по содержанию текста:

— Понравился ли вам рассказ? Какие
чувства он у вас вызвал?

(Понравился. Рассказ грустный. Вызывает
чувство горечи и гордости за Егора Дремова, за всех его родных людей)

— Кто рассказывает историю молодого
бойца?

(Рассказчиком является Иван Сударев-
однополчанин Егора Дремова).

— Кто главный герой произведения? Что о
нём говорится в рассказе?

(Главный герой рассказа – Егор Дрёмов)

-Что о Егоре мы узнаем из рассказа? Что
пишет о нем Алексей Николаевич в начале произведения? Найдите и зачитайте эти
слова. (слайд 7)

(А.Н.Толстой пишет о нём так: «Человек он
простой, тихий, обыкновенный, — колхозник из приволжского села Саратовской
области… до войны был строгого поведения, чрезвычайно уважал и любил мать,
Марью Поликарповну, и отца своего, Егора Егоровича»).

— Как же воевал Егор?

(Доблестно, «он носит золотую звёздочку и
половина груди в орденах»).

— Каким писатель рисует Егора Дрёмова?
(найдите и прочтите элементы портрета)

(«Среди других заметен сильным и
соразмеренным сложением и красотой. Бывало, заглядишься, когда он вылезает из
башни танка, — бог войны! Спрыгивает с брони на землю, стаскивает щлем с
влажных кудрей, вытирает ветошью чумазое лицо и непременно улыбнётся от
душевной приязни»).

— Какое несчастье произошло с бойцом? (слайд
8)

(Во время Курского побоища, когда немцы
уже истекали кровью и дрогнули, его танк – на бугре. На пшеничном поле – был
подбит снарядом, двое из экипажа тут же убиты, от второго снаряда танк
загорелся. Водитель Чувилев вытаскивает лейтенанта из горящего танка. Но
комбинезон на Дремове уже горел. Чувилев кидал пригоршнями землю на лицо,
голову, одежду лейтенанта. Надо было сбить огонь. Его надо было спасать. У
Егора стучало еще сердце.)

— Долгим и тяжелым было выздоровление
Дремова. Почему же читатель не испытывает радости, читая следующие строки
рассказа?

(«Восемь месяцев он пролежал в госпитале,
ему делали одну за другой пластические операции, восстановили и нос, и губы,
и веки, и уши. Через восемь месяцев, когда были сняты повязки, он взглянул на
своё и теперь не своё лицо. Больше он не просил зеркальце у медсестры, только
часто ощупывал своё лицо, будто привыкал к нему»).

— Как характеризует героя улыбка, которая
появилась на лице Егора во время разговора с генералом?

(Улыбка Егора жизнеутверждающая.Герой
прошёл через суровые опасности, которые не сломили его, а закалили в нём
патриотические чувства, он обладает огромной внутренней силой, верой в победу
над врагом).

— Как человек меняется на войне?

(«На войне, вертясь постоянно около
смерти, люди делаются лучше, всякая чепуха с них слезает, как здоровая кожа
после солнечного ожога, и остаётся в человеке – ядро».

В ходе оборонительных сражений на Курском
рубеже были освобождены г.Орёл, Белгород, Харьков, Воронеж. Лондонское радио
передало 7 августа: «Такого поражения, как под Орлом и Белгородом, немцы не
испытывали даже в 1918г. Поколения будут вспоминать о том, как Красная Армия
нанесла тяжёлый удар фашистам, продемонстрировала тем самым своё мужество и
мастерство».

Родина высоко оценила подвиги советских
воинов под Курском. Свыше 100 тысяч солдат и офицеров были награждены
орденами и медалями, 180 самых мужественных – удостоены звания Герой
Советского Союза. Отличившимся при освобождении советских городов соединениям
присвоили почётные наименования Орловских, Белгородских, Харьковских.

— Именно во время Курского сражения,
когда немцы дрогнули, с Егором Дрёмовым случилось несчастье: герой обгорел,
лицо было сильно изуродовано. Какое впечатление на окружающих производит
обезображенное лицо Егора?

(- Из рассказа читаем такие строки:
«Медсестра, подавшая ему маленькое зеркальце, отвернулась и заплакала»;
«…генерал во время разговора старался не глядеть на него»; невеста «подошла
близко к нему. Взглянула, и будто её слегка ударили в грудь, откинулась,
испугалась»).

— Как характеризует Егора его отношение к
своему несчастью?

(Он произносит замечательную фразу:
«бывает хуже, но с этим жить можно». Эти слова героя говоря о его сильной
воле, об умении смотреть правде в глаза, о том, что его характер несломлен
этим несчастьем. Егор считает, что уродство ему не помешает воевать дальше).

— Какие черты характера раскрываются в
герое в момент его приезда домой. Какие чувства испытывает Егор, приближаясь
к родительскому дому?

(Он боится встречи с родными. Егору
тяжело, потому что он не знает, как родные отнесутся к его уродству. Очень
боится волнения, испуга старенькой матери. А вдруг сердце не выдержит? Ясно
видно, что герой колеблется, боится причинить душевную боль родителям. Сейчас
он не знает, как они примут его и как переживут его уродство).

— Найдите и прочитайте эпизод встречи
Егора с матерью. Что необычного заметили вы в её поведении, когда сын был ещё
дома? (слайд 9)

(Внимательной, заботливой, доброй была
онак Егору: накормила, пристально следя за его рукой, выстирала портянки,
вымыла сапоги, напекла пшённых блинов).

— О чем постоянно думает Егор, находясь
дома?

(«Неужели никто не узнаёт его? Нужен ли
он кому-нибудь с таким лицом?» Егора нужно понять, ведь до войны он был,
наверное, симпатичным молодым человеком, а после ранения его лицо
изуродовано. Это его угнетает. Ему хотелось, конечно же, чтобы мать и отец
узнали его, обняли, расцеловали. Ему больно оттого, что этого не случилось.
Он был готов крикнуть им: «…признаете же вы меня, урода!»)

— Почему Егор принимает решение уйти?

(Когда невеста Катя, увидев его, тоже не
узнала, а ещё испугалась, отпрянула от него. Это его очень сильно огорчило,
поэтому он решил уйти. Да и родители не почувствовали в этом уроде своего
сына).

Беда не сломила Егора. Он не хочет чувствовать
себя инвалидом, прятаться за спины своих товарищей, поэтому он вернулся на
фронт, чтобы вновь воевать.

– Какие черты характера свойственны
герою?

(Герой – человек мужественный, скромный,
он наделён настоящей человеческой красотой. Внутренняя красота ценится выше
всего.

— Он искренне любит своих родителей,
невесту настолько, что не хочет причинять им душевную боль) (слайд 10,11)

— Какое решение принимает невеста Егора,
узнав, что именно он навестил родителей во время отпуска? Прочтите отрывок рассказа,
подтверждающий ваш ответ.

(Катя любила и любит Егора по-прежнему и
готова ждать до конца войны, и его обезображенное войной лицо не пугает ее,
не может заставить ее забыть своего Егора).

Красивая Катя ему отвечает: «Егор, я с
вами собиралась жить навек. Я вас буду любить верно… очень буду любить… Не
отсылайте меня…»

— Перечитайте начало и конец рассказа,
обратите внимание на кольцевую композицию рассказа. В чем видит Алексей
Толстой сущность русского характера? (слайд 12)

(Сила и глубина русского характера
заключается в любви к Родине, к родным людям, за них не страшно и жизнь
отдать. Некогда лейтенанту думать о себе и о своем горе, надо Отчизну
защищать от гнусного врага, чтобы матери с отцом и любимой Кате, и всему
русскому народу дать возможность мирно жить. «Пришла суровая беда… И
поднимается в нем великая сила — человеческая красота»

Характер красив, если человек умеет
искренне любить, понимать того, кто любит его, не обижать его, не причинять
никакой боли).

— Отец о своем сыне говорит «если это был
бы он, таким лицом, как у этого, кто к нам приезжал, гордиться нужно…»

— Объясните слова отца.

(Отец сказал:«Таким лицом…гордиться
нужно…» Это объяснить просто: человека искалечила войной, он защищал Родину,
а не прятался за спинами тех, кто ушёл на фронт).

— Так в чем же, по-вашему, сила и
несгибаемость русского характера?

Сила и несгибаемость русского характера
заключается в безграничной любви к Родине и родным людям, в поступках
человека, а в данном рассказе в героических поступках лейтенанта Егора
Дремова, который несмотря на нечеловеческие страдания, физические и душевные,
нашел в себе силы вернуть любовь родных людей и продолжить боевые действия за
освобождение своей страны от немецких захватчиков. Сила русского характера
его родителей в том, что, безгранично любя своего сына, сумели разглядеть под
изуродованной маской своего родного Егорушку, приехали к нему в часть и силой
своей родительской любви вернули ему силы и желание жить и бороться. Сила и
несгибаемость характера невесты Кати также заключается в любви к Егору и
желании быть всегда рядом с ним, каким бы он ни был. Сила характера водителя
танка Чувилева заключается в том, что, не думая о себе, он кинулся к горящей
машине и спас жизнь своему командиру.

Их сила в умении всегда оставаться людьми,
любить, сочувствовать, защищать, выручать, оберегать, никогда не сдаваться,
не сгибаться под ударами судьбы.

Давайте прослушаем песню в исполнении
Александра Маршала «Русский характер» (приложение 3) и поразмышляем еще раз
над прочитанным. Вдумайтесь в слова автора: «Да, вот они, русские характеры!
Кажется, прост человек, а придёт беда, в большом или в малом, и поднимется в
нём великая сила – человеческая красота».

В основу предложенной разработки урока по литературе положен опыт изучения рассказа А.Н. Толстого «Русский характер».

Произведение поможет сегодняшнему школьнику погрузиться в атмосферу военного времени, осознать себя частицей нации, проникнуться уважением за ратный подвиг, совершённый в годы войны. Рассказ имеет большое значение для воспитания в подрастающем поколении патриотизма, сопереживания, уважения к родителям. Предлагаю обратиться к этому рассказу на уроках внеклассного чтения. Это интегрированный урок. Ему присущи значительные возможности. Именно здесь обучающиеся смогут получить глубокие разносторонние знания, так как предлагается информация из истории. Данное занятие построено по принципу «каждый имеет право высказывать свою точку зрения».

Автор разработки: Псарёва Оксана Евгеньевна

Учебный предмет:  литература (внеклассное чтение)

Класс: 8

Тема урока: «Проявление русского характера как черты национальной принадлежности в ходе Великой Отечественной войны (в Курской  битве) в рассказе А. Н. Толстого «Русский характер»

Тип урока:  общеметодологической направленности.

Форма урока:  интегрированный

Цель урока:

  • познакомить учащихся с рассказом А.Н. Толстого «Русский характер»;
  • раскрыть смысл заглавия произведения.

Задачи урока:

  • раскрыть нравственные стороны поступков людей в годы войны;
  • воспитывать любовь к Отечеству, к русским людям, ветеранам Великой Отечественной войны, воспитывать патриотизм;
  • привлекать учащихся к чтению художественной литературы;
  • формировать способность выделять главную мысль в художественном произведении;
  • развивать все виды речевой деятельности;
  • формировать навыки речевого общения.

Универсальные учебные действия

Коммуникативные УУД: аргументированно отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения, вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в больших и малых группах.

Регулятивные УУД: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.

Личностные УУД: самоопределение, смыслообразование и нравственно- этическая ориентация.

Познавательные УУД: осуществление поиска информации, необходимой для решения учебной задачи, понимание информации, представленной в различных формах.

Планируемые  результаты:

Личностные

а) уважительное отношение к родному языку;

б) стремление к речевому самосовершенствованию;

в) пополнение словарного запаса;

г) способность к самооценке на основе критерия успешности.

Метапредметные  

  • умение воспроизводить прочитанный текст;
  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме;
  • взаимодействие с окружающими людьми в процессе совместного выполнения задачи, участия в обсуждении.

Предметные

  • развитие творческой самостоятельности;
  • выработка умений владеть разными видами речевой деятельности;
  • развитие способности свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме;
  • выработка способности участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета.

Основные понятия: тема, идея, композиция, кольцевая композиция, характер, герой.

Оборудование: высказывания известных людей о русском характере на доске, проектор, мультимедийная доска, тексты рассказов, выставка книг о войне.

Ход урока

«Да, вот они, русские характеры!
Кажется, прост человек, а придет 
суровая беда, в большом или малом, 
и поднимется в нем великая 
сила – человеческая красота».

А.Н. Толстой

Этап 1. Организационный момент. Самоопределение к деятельности.

— Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. У нас сегодня необычный урок, урок-размышление. Мы познакомимся с новым произведением, которое не оставит вас равнодушными и заставит глубоко задуматься над простым с первого взгляда вопросом.

Этап 2. Формулирование темы урока

Слово учителя

Мы встаём, как рассветы
Встают над полями.
За друзей умираем
И прощаем врагов.
Наша правда сильней.
И, страну выбирая,
Снова выберем эту —
Меж берёз и снегов .

Нашу душу нельзя
Ни понять, ни измерить.
Если парус порвёт
Самый яростный шторм,
Это русский характер
Помогает нам верить,
Это русский характер
С двуглавым орлом!

С нас погоны срывали,
Нас жгли и косили,
Но мы снова вставали
За погостом погост.
Нас нельзя победить,
С нами Бог и Россия!  
Нас учили не ползать,
А стоять во весь рост.

Мы шагаем в огонь,
Чтоб сгореть, но вернуться.
Перед нашей атакой
Неприступных нет стен.
Это русский характер
Не даёт нам согнуться,
Это русский характер
Поднимает с колен.

Нам не надо наград,
Ни крестов и ни славы.
Мы уйдём, как солдаты
Уходят порой.
Пусть сквозь нас прорастут
Незабудки и травы,
И мы станем для всех
светлой Русской землёй…
И мы станем для всех
Просто Русской землёй… (Юрий Шевчук)

На доске расположены высказывания. Давайте прочтем их.

Чтение высказываний (приложение 1).

«Если русский вам скажет, что не любит Родину, не верьте ему, он не русский». (Ф.М. Достоевский)

«Высшая честь, которая может быть оказана русскому, — доблестно сражаться за Россию». Князь Барятинский.

«Высшая и самая характерная черта нашего народа — это чувство справедливости и жажда её». Ф. М. Достоевский.

— Что объединяет все эти высказывания?

О загадочной русской душе много спорят, говорят, пишут. Говорят, что неведомая она, непонятная, что невозможно её разгадать.  Русский характер  ни умом не понять, ни аршином общим не измерить… Хоть и каждая нация имеет свои национальные качества, характерные только лишь для неё, но у русского народа  все же  они особенные.

Современная молодежь, к сожалению, часто выбирает другие жизненные идеалы.

По словам Солженицына, «мы находимся в таком униженном состоянии, на таком уровне национального унижения, которое трудно сравнить с каким-нибудь периодом… Мы «в национальном обмороке». Мне кажется, что тема сегодняшнего урока поможет нам почувствовать себя русскими, осознать себя частицей нации, проникнуться уважением и гордостью за великий ратный подвиг, совершенный в годы войны.  Художественные произведения о войне – наш нравственный ориентир сегодня, завтра и всегда.

— Попытайтесь сформулировать тему урока.

— Какова цель урока?

Тема нашего урока: «Проявление русского характера как черты национальной принадлежности в ходе Великой Отечественной войны (в Курской битве) в рассказе А. Н. Толстого «Русский характер»

О силе и несгибаемости русского характера рассказывали в своих произведениях многие писатели и поэты. Это  произведения Б. Васильева «А зори здесь тихие», Ю. Бондарева «Горячий снег», Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке»,  стихи и рассказы К. Симонова и, конечно, рассказы А.Н. Толстого «Родина», «Русский характер». (Обращаемся к книжной выставке)

Этап 3. Актуализация знаний.

Слово о писателе. Показательный ответ. (Заранее подготовленный ученик)

Алексей Николаевич Толстой – русский писатель. Он оставил глубокий след в литературе как прозаик, драматург, публицист, автор социально-психологических, исторических и научно-фантастических романов, повестей и рассказов, публицистических произведений, лауреат трёх Сталинских премий первой степени. Литературная деятельность А.Н.Толстого началась  до Октябрьской революции в сложной исторической обстановке. Он был военным корреспондентом на фронте в первую мировую войну. По определению Горького, художник «большого, ценного  таланта». Тема Родины оставалась вечной темой его творчества. Во время Великой Отечественной войны писатель воспевал свой народ, любовь к своей родине. А. Толстой написал и много публицистических статей,  создал ряд рассказов на актуальные темы, в том числе «Русский характер».

Творчество Алексея Толстого отличается тематическим и жанровым многообразием. Общеизвестные из них – это и рассказы 20-х годов, и трилогия «Хождение по мукам».  Он внес значительный вклад в развитие русской литературы. (Приложение 1)

О рассказе «Русский характер»

«Русский характер» — последнее значительное произведение А.Н.Толстого  —  входит в цикл «Рассказы Ивана Сударева». Оно  написано 7 мая 1944 года. Цикл состоит из семи коротких историй, объединённых одной темой (изображение Великой Отечественной войны), одной идеей (описание героизма советских людей), одним рассказчиком. В каждом рассказе свои главные герои.

В каждом рассказе есть рассуждение о русском характере, который проявляется особенно ярко в критические моменты истории.

«Русский характер» завершает цикл «Рассказы Ивана Сударева» и подводит своеобразный итог рассуждениям о русском человеке. Тема «Русского характера» обозначена автором в самом начале: «мне именно и хочется поговорить с вами о русском характере». Идея творения проясняется благодаря кольцевой композиции: и в начале, и в конце произведения помещаются рассуждения о красоте человеческого характера, которую автор видит в поступках каждого героя: Егора Дрёмова, его родителей, невесты, водителя танка Чувилёва, рассказчика Ивана Сударева.

Этап 4. Постановка проблемного вопроса.

Словарная работа.

Россия – великая страна, не поддающаяся никаким меркам, шаблонам, законам логики. Характер России – это характер ее народа, характер сложный и весьма противоречивый. Сегодня речь пойдет  именно о нем, удивительном и непредсказуемом, когда надо – жестоком, когда надо – милосердном, но всегда стойком и мужественном, сильном и несгибаемом, о загадочной русской душе.

— А как вы понимаете слово «характер»?

Работа со словарём Ожегова.  Каково лексическое значение слова «характер»? (Приложение 1)

— Так какой же он, русский характер?

(На магнитную доску прикрепляются ответы учащихся). Русский характер — стойкий, мужественный, несгибаемый, сильный, героический.

Этап 5. Проверка эмоционального восприятия текста.

Беседа по содержанию текста:

— Какое впечатление произвёл на вас рассказ?

— Кто повествует  историю молодого бойца?

— Кто главный герой произведения? Что поведал нам автор?

— Что о Егоре мы узнаем из рассказа? Что пишет о нем Алексей Николаевич в начале произведения? Найдите и зачитайте эти слова.

— Какое несчастье произошло с бойцом?

Выступление учителя истории о Курской битве (Приложение 2,3)

Динамическая пауза. Гимнастика для глаз.

Слово учителя литературы.

Итак, Курская битва явилась для Егора границей между той жизнью, где он молодой, отважный, красивый внешне, и другой, где он молодой, отважный, но уродливый внешне.

Этап 6 . Открытие учащимися нового знания.

Работа с текстом

— Долгим и тяжелым было выздоровление Дремова.  С болью и горечью мы читаем следующие строки: «Восемь месяцев он пролежал в госпитале, ему делали одну за другой пластические операции, восстановили и нос, и губы, и веки, и уши. Через восемь месяцев, когда были сняты повязки, он взглянул на своё и теперь не своё лицо. Больше он не просил зеркальце у медсестры, только часто ощупывал своё лицо, будто привыкал к нему».

— Как характеризует героя улыбка, которая появилась на лице Егора во время разговора с генералом?

— Как человек меняется на войне?

— Какое впечатление на окружающих производит изуродованное лицо Егора?

— Как характеризует Егора его отношение к своему несчастью?

— Какие черты характера раскрываются в герое в момент его приезда домой. Какие чувства испытывает Егор, приближаясь к родительскому дому?

 Работа в паре. Составление плана «В отпуске на Родине»

— Почему же в центре рассказа именно эпизод о родном доме?

 План

  1. Переживания Егора Дремова.
  2. Встреча с родителями.
  3. Ужин в родительском доме.
  4. Ночь мучений.
  5. Встреча с Катей Малышевой.
  6. Уход из дома.

Инсценировка «Егор Дремов в родном доме».

Дремов: Я выжил в бою под деревней Прохоровка и даже зрение не потерял. Лицо мое так обуглилось, что местами виднелись кости. Восемь месяцев я пролежал в госпитале, мне делали одну за другой пластические операции, восстановили и губы, и нос, и уши. А когда сняли повязки, медсестра, подавшая мне зеркало, отвернулась и заплакала. Заплакала…  Да не плачь ты, девчонка! Ничего, и с этим лицом воевать можно!

На сцене появляется генерал

Дремов: Товарищ генерал, а можно мне прямо сейчас в полк?

Генерал: Нет, сейчас в отпуск, ты его заслужил!

Дремов: А куда же я поеду, товарищ генерал?

Генерал: Как куда, сынок? Домой!

Дремов: Я???? Домой????

Генерал: Да, сынок, домой!!!!

Дремов: И поехал я домой!!!!

Звучит стихотворение  А.А. Ахматовой

Мать:

Постучись кулачком, я открою, 
Я тебе открывала всегда. 
Я теперь за высокой горою, 
За пустыней, за ветром и зноем, 
Но тебя не предам никогда.

Твоего я не слышала стона, 
Хлеба ты у меня не просил. 
Принеси же мне ветку клена

Или просто травинок зеленых, 
Как ты раньше всегда приносил.

Принеси же мне горсточку чистой, 
Нашей чистой, студеной воды, 
И с головки твоей золотистой 
Я кровавые смою следы.

Стук в дверь.

Мать (собирает нехитрый ужин): Кто там?

Дремов (приваливается плечом к притолоке, сильно волнуясь): Старший лейтенант Громов!

Мать:  Ой, батюшки, а чего тебе надо-то?

Дремов: Успокойтесь, мать, я Марье Поликарповне привёз поклон от сына, старшего лейтенанта Дремова.

Мать: Жив, жив, Егорка-то мой? Здоров?

Дремов: Да, здоров, мать, здоров!

Мать: Три года его не видала, чай взрослый стал, с усами ходит! Эдак — каждый день — около смерти, чай, и голос у него стал грубый? Ты скажи — страшно на войне-то?

Дремов: Да, мамаша, страшно, очень страшно, да ничего,  привычка. Воюем, мать, ничего.

Отец: Эх, мать, что ж ты гостя у плетня держишь-то, ну! Эх, война, да и ей придёт конец этим летом!

Дремов: А чего это Вы решили, Егор Егорович, что этим летом надо ждать конца войны?

Отец: А ты сам посмотри, народ осерчал, через смерть перешли, капут — немцу.

Мать: Да подожди ты! Товарищ лейтенант, Вы не рассказали, когда Егорушке моему отпуск дадут, к нам съездить на побывку.

Дремов (про себя): Неужели ты меня не узнала, мама, неужели не узнала!

Отец: А вон Катюшка бежит!

(Вбегает Катя)

Катя (запыхавшись): Товарищ лейтенант, это Вы от Егора? А уж я его жду и день и ночь, товарищ лейтенант… (девушка, взглянув на Дремова, пугается, отшатывается, будто ее ударили в грудь).

Звучит стихотворение Елены Ширман  «Это будет, я знаю…»

Это будет, я знаю. 
Нескоро, быть может, 
Ты войдешь, бородатый, сутулый, иной. 
Твои добрые губы станут суше и строже, 
Опаленные временем и войной. 
Но улыбка останется, 
Так иль иначе я пойму – это ты, 
Не в стихах, не во сне, 
Я рванусь, подбегу и, наверное, заплачу, 
Как когда-то уткнувшись в сырую шинель. 
Ты поднимешь мне голову, скажешь: «Здравствуй!». 
Непривычной рукой по щеке проведешь, 
Я ослепну от слез, от ресниц и от счастья. 
Это будет нескоро, 
Но ты придешь….

Этап 7. Первичная проверка понимания.

Беседа.

— Какое чувство произвела на вас сцена «Егор Дрёмов дома»?

— Что необычного заметили вы  в поведении матери, когда сын был ещё дома?  

— О чем постоянно думает Егор, находясь дома?

— Почему Егор принимает решение уйти?

— Материнское сердце обмануть нельзя. Мать не находит себе места после встречи с солдатом. Она уверена, что в отпуск приезжал её сын. Марья Поликарповна пишет письмо.

Художественное чтение письма. (Читает заранее подготовленная ученица)

Дискуссия.

— Почему Егор Дрёмов,  показывавший чудеса храбрости на фронте,  приехав на побывку в родительский дом, побоялся открыться не узнавшим его матери, отцу, любимой девушке Кате?

— Как вы оцениваете поступок главного героя?

— Считаете ли вы признание Егора героическим поступком?

— Какие черты характера свойственны герою?

— Это проявление героизма или же проявление силы характера?

Работа со словарями.

В толковом словаре С.И. Ожегова представлена следующая трактовка: «Герой – человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности; главное действующее лицо литературного произведения; человек, воплощающий в себе черты эпохи, среды (герой нашего времени); Тот, кто привлёк к себе внимание (чаще о том, кто вызывает восхищение, подражание, удивление); город – почетное звание города, население которого проявило героизм во время Великой Отечественной войны; крепость —  почётное звание, присвоенное Брестской крепости;  мать-героиня — почётное звание, присваивавшееся женщине-матери, воспитавшей не менее 10 детей»

У В.И. Даля находим толкование этого же слова: «Герой –  витязь, храбрый воин, доблестный воитель, богатырь, чудо-воин; доблестный сподвижник вообще, в войне и в мире, самоотверженец. Герой повести, главное, первое лицо. Геройский, славный, отважный, смелый, доблестный. Героический, то же; относящийся к героям; о врачебном снадобье: отважный, решительный. Геройственный, героический, геройский. Геройство – доблесть, славная отвага, самоотвержение».

Этап 8. Включение новых знаний в систему знаний.

Заключительная беседа по тексту рассказа

— Перечитайте начало и конец рассказа, обратите внимание на кольцевую композицию рассказа. В чем видит Алексей Толстой сущность русского характера?

— Отец о своем сыне говорит «если это был бы он, таким лицом, как у этого, кто к нам приезжал, гордиться нужно…»

— Объясните слова отца.

— Так в чем же, по-вашему, сила и несгибаемость русского характера?

Групповая работа. Составление синквейна « Русский характер»

Русский характер

Стойкий, мужественный, несгибаемый

Защищает, оберегает, выручает, любит

В нем великая сила и мощь

Героический

— Как может проявиться русский характер в современное время?

— Можете ли вы о себе сказать: «У меня настоящий русский характер?»

— В чем это проявляется? Приведите примеры.

Этап 9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Рефлексия.

— Понравился ли вам сегодняшний урок? ( Приложение 4)

— Посоветовали бы вы прочитать рассказ своим сверстникам?

— Как можно заинтересовать произведением? (Составить буктрейлер).

Буктрейлер— это ролик-миниатюра, составленный по мотивам прочитанной и полюбившейся книги. Он может приоткрыть сюжет, показать его самые яркие фрагменты, познакомить с героями произведения, передать настроение и неповторимый авторский стиль. С помощью созданного рекламного ролика можно поделиться своими читательскими предпочтениями и раскрыть свои творческие способности. В ролике информация о книге должна быть подана интересно и красочно, чтобы сразу захотелось её взять и прочитать.

Главная задача буктрейлера – заинтересовать и удивить будущего читателя, привлечь внимание к сюжетной линии и к героям художественного произведения.

Буктрейлер – самобытный жанр, объединяющий литературу, визуальное искусство и интернет-технологии. ( Приложение 1)

Просмотр буктрейлера (Приложение 5)

Домашнее задание на выбор учащихся.

1.Напишите эссе на тему: «Что такое подвиг? Возможен ли подвиг в современном мире?»

2.Проиллюстрируйте рассказ.

3.Используя воспоминания о войне ваших родственников, напишите небольшой рассказ для «Книги Памяти».

Литература

  1. Браже Т.Г. Интеграция предметов в современной школе. — 1996, №5.
  2. Варламов А.Н. Алексей Толстой. — 2-е изд.- М.: Молодая гвардия., 2008.
  3. Избранные повести и рассказы, изд. «Художественная литература», Л., 1937.
  4. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть3. Проблемные уроки. Издательство «Учитель», 2006.

Приложение 1 (презентация: файл pptx, размер 2,75 МБ).

Приложение 2 (информация о Курской битве: файл docx, размер 19,4 КБ).

Приложение 4 (форма рефлексии: файл docx, размер 122 КБ).

Автор разработки: Псарёва Оксана Евгеньевна

logo

  • помогите пожалуйста. тема и идея рассказа русский характер.

    • Предмет:

      Литература

    • Автор:

      darienevans832

    • Создано:

      3 года назад

    Ответы

    Знаешь ответ? Добавь его сюда!

  • algebra
    Алгебра

    4 минуты назад

    Помогите пожалуйста решить

  • geometriya
    Геометрия

    4 минуты назад

    Вы отвечаете на вопросы о решении геометрических задач тут?

  • geometriya
    Геометрия

    9 минут назад

    Помогите пожалуйста с геометрией :(((

  • geografiya
    География

    18 минут назад

    Пищевая и лёгкая промышленность

  • fizika
    Физика

    19 минут назад

    Сила давления в жизни растений

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Вы не можете общаться в чате, вы забанены.

Чтобы общаться в чате подтвердите вашу почту
Отправить письмо повторно

Вопросы без ответа

  • matematika
    Математика

    1 час назад

    Дана последовательность букв фавыдовлыдяюфлчлиоыдсоыжф найдите в этой последовательности частоту

    А) буквы Д;Б)буквы Ф;В)буквы Ы;Г)буквы С

  • drugie-predmety
    Другие предметы

    1 час назад

    Что такое с болталкой случилось? Актива нет с 19:37, подозреваю, что так у всех. Инфы вкиньте

Топ пользователей

  • avatar

    Fedoseewa27

    20604

  • avatar

    Sofka

    7417

  • avatar

    vov4ik329

    5115

  • avatar

    DobriyChelovek

    4631

  • avatar

    olpopovich

    3446

  • avatar

    zlatikaziatik

    2620

  • avatar

    dobriykaban

    2374

  • avatar

    Udachnick

    1867

  • avatar

    Zowe

    1683

  • avatar

    NikitaAVGN

    1210

Войти через Google

или

Запомнить меня

Забыли пароль?

У меня нет аккаунта, я хочу Зарегистрироваться

Выберите язык и регион

Русский

Россия

English

United States

zoom

How much to ban the user?

1 hour
1 day

  • Основная идея рассказа повесть о настоящем человеке
  • Основная идея рассказа легкое дыхание
  • Основная идея рассказа красное яблоко
  • Основная идея рассказа и грянул гром
  • Основная идея рассказа дубровский