Основная мысль рассказа бежин луг тургенева

«Бежин луг» читательский дневник

«Бежин луг» читательский дневник

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 3859.

Обновлено 4 Августа, 2021

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 3859.

Обновлено 4 Августа, 2021

«Бежин луг» является частью знаменитого цикла рассказов «Записки охотника», в котором автор поделился с читателями пленительной красотой русской природы, а также показал без прикрас жизнь крестьянского сословия.

Краткое содержание «Бежин луг» для читательского дневника

ФИО автора: Тургенев Иван Сергеевич

Название: Бежин луг

Число страниц: 15. Тургенев Иван Сергеевич. «Бежин луг». Издательство «Литера». 2017 год

Жанр: Рассказ

Год написания: 1851 год

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Время и место действия

Действие рассказа происходит в середине XIX века в крепостной России, в Тульской губернии, в Чернском уезде. Блуждая по лесу, рассказчик выходит к месту под названием Бежин луг, где знакомится с крестьянскими ребятами и слушает их истории.

Главные герои

Автор-рассказчик – барин, заядлый охотник, большой ценитель природы, всего прекрасного.

Федя – любопытный мальчик четырнадцати лет, барчук, хорошо одетый.

Павлуша – серьёзный, черноволосый мальчик, двенадцать лет.

Ильюша – двенадцатилетний мальчик, светловолосый, прекрасный рассказчик.

Костя – задумчивый, печальный мальчик десяти лет.

Ваня – семилетний мальчуган, самый маленький в компании ребят.

Обратите внимание, ещё у нас есть:

Сюжет

Заблудившись во время охоты, автор долго плутал по лесу, пока к вечеру не вышел не обширную равнину, которая среди местных жителей имела название Бежин луг. Охотник заметил крестьянских ребятишек, сидевших у костра. Он подошёл к ним и узнал, что мальчики пасли лошадей, и всю ночь должны были сторожить их.

Расположившись у костра, рассказчик принялся рассматривать мальчиков, самому старшему из которых – Феде – было всего четырнадцать лет. Было видно, что он из зажиточной семьи и выехал ночью в поле не по нужде, а лишь за компанию с другими ребятами. Павлуша был одет гораздо хуже, но он притягивал внимание своими умными, честными глазами, и во всём его облике чувствовалась внутренняя сила. Ильюше, как и Павлу, тоже было двенадцать лет, и непримечательное лицо его выражало какую-то болезненную озабоченность. Четвёртый мальчик – Костя – был отчего-то задумчив, и его узкое, заостренное личико, как у белки, было усеяно веснушками. Среди ребят был и самый маленький – семилетний Ваня, который лежал в траве и лишь изредка поднимал голову.

Чтобы не смущать ребят своим присутствием, рассказчик сделал вид, что заснул. Мальчики вновь разговорились, и Ильюша продолжил, видимо, прерванный рассказ о домовом. Он рассказал, как однажды с товарищами заночевал в старой рольне на бумажной фабрике. Неожиданно послышались чьи-то шаги наверху, само по себе закрутилось водяное колесо и тут же остановилось, стали подниматься крышки чанов. Мальчишки не выдержали и убежали прочь, а домовой громко кашлял им вслед.

В свою очередь Костя рассказал ребятам, как однажды плотник Гаврила заблудился в лесу и увидел на ветвях русалку, которая звала его к себе. Словно околдованный, Гаврила пошёл на зов, но в последний момент успел себя перекрестить. Русалка заплакала и исчезла, а Гаврила с тех пор ходит сам не свой.

Ребята перекусили сваренным в костре картофелем и продолжили свои рассказы. Ильюша поведал друзьям, как одного утопленника похоронили на прорванной плотине. Однажды ночью мимо этого места проходил псарь Ермила, и на могиле утопленника увидел барашка. Ермила взял на руки того барашка, принялся ласково гладить, а тот неожиданно оскалился и проблеял «Бяша, бяша!».

Мальчики ещё долго рассказывали друг другу страшные истории, пока под утро не заснули. На рассвете охотник простился с ними и побрёл домой.

Вывод и своё мнение

Автор очень тонко, лирично описал красоту окружающей его природы, очарование природных явлений. Он заставляет по-новому взглянуть на, казалось бы, привычные вещи: блеск костра, утреннюю зарю, туман, шелест листвы в ночной тишине. Вместе с тем он показывает незамысловатую жизнь крестьянских ребятишек, которым в раннем возрасте приходится работать наравне со взрослыми. Однако они не унывают, не жалуются на судьбу, а живут в гармонии с собой и природой.

Главная мысль

Любовь к природе, родным местам, жизни, способность видеть красоту в привычном – важные качества, которые помогают справляться с жизненными трудностями и лишениями.

Авторские афоризмы

«…В такие дни краски все смягчены; светлы, но не ярки; на всём лежит печать какой-то трогательной кротости…»

«…ночь приближалась и росла, как грозовая туча…»

«…Выгонять перед вечером и пригонять на утренней заре табун — большой праздник для крестьянских мальчиков…»

Толкование непонятных слов

Рольня – строение, где в чанах вычерпывают бумагу.

Ягдташ – сумка для ношения добытой дичи и необходимых на охоте припасов и приспособлений.

Верста – русская единица измерения расстояния, равная 1066,8 м.

Гуртовщик – погонщик стада, пастух.

Армяк – верхняя долгополая одежда из грубой шерстяной ткани.

Тятя – отец.

Осинник – осиновый лес или перелесок.

Притча – короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе мораль.

Лощина – низко расположенная долина.

Табун – стадо лошадей.

Тест по рассказу

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Лиза Гречникова

    12/12

  • Виктория Зеленская

    8/12

  • Милана Ничикова

    10/12

  • Максим Демин

    12/12

  • Мадина Мусаева

    12/12

  • Михаил Евсеев

    12/12

  • Galina Ambrtsumian

    12/12

  • Сева Бобров

    11/12

  • Дарья Хвалей

    10/12

  • Лидия Голикова

    12/12

Рейтинг читательского дневника

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 3859.


А какую оценку поставите вы?

План рассказа бежин луг тургенева

Краткое содержание

История начинается с того, как одним июльским днём рассказчик охотится за тетеревами в Тульской губернии. Охота проходит удачно, но возвращаясь домой, рассказчик теряется и доходит в неизвестной лощины.

Не разобравшись с дорогой он, ориентируясь на звёзды, оказывается перед Бежиным лугом. Там он замечает людей вокруг двух очагов.

Спустившись к очагам, рассказчик видит, что там расположились крестьянские дети, сторожившие лошадей. Он попросил ночлега и прилёг у костра.

Мальчишек было пять: Павлуша, Костя, Ваня, Федя и Илюша. Притворившись спящим, рассказчик заинтересовался беседой. Один из мальчиков, Илюша, рассказывал о том, как он слышал домового. От его рассказа мальчишки разволновались.

План по рассказу бежин луг

Дальше была история Кости, который поведал о плотнике Гавриле, что заблудился в лесу и встретил там русалку, которая прокляла его на вечную тоску.

В это время вдалеке что-то застучало, но один из них, Илья, успокоил товарищей и завёл свой рассказ об одной прорванной плотине. Он рассказал, что однажды приказчик оправил своего псаря по делам, тот задержался и ему пришлось ночью перебираться через плотину. Там он заметил утонувшего барана и взял его с собой. По пути он шёл и гладил его, приговаривая «Бяша, Бяша», как вдруг увидел, что баран оскалился и давай ему отвечать человеческими словами.

Внезапно сторожевые собаки, которые были вместе с мальчишками, вскочили и убежали прочь от очага. Павлуша последовал за ними и, вернувшись, сообщил, что искал волка, которого там не оказалось.

Много ещё историй обсудили мальчишки, последней была история о мальчике Васе, утонувшем, играя на берегу.

К рассвету товарищи смолкли, а рассказчик уже дремал. Проснувшись, мужчина кивнул Павлуше и пошёл вдоль реки, покрытой рассветной дымкой. В конце он, с сожалением отмечает, что Павлуша умер, упав с лошади.

Слушать краткое содержание рассказа «Бежин луг»:

План рассказа «Бежин луг»

План — пересказ произведения кратко опишет сюжет и поможет раскрыть идею рассказа, которую вложил автор.

 бежин луг план

Рассказ состоит из следующих элементов:

  1. Экспозиция — подробное описание природы и пейзажей вокруг.
  2. Завязка — рассказ о скитаниях охотника, заблудившегося в лесу после охоты.
  3. Кульминация — ночлег у очага крестьянских детей, развлекающих друг друга поверьями.
  4. Эпилог — описание дальнейшей судьбы одного из мальчишек — Павлуши.

Рассказ о юных товарищах начинается с подробного описания их внешности, ведь их самобытность накладывает отпечаток на то, как они ведут повествование. Из-за этого каждая история становится уникальной.

Монологи мальчишек прерываются сторонними наблюдениями рассказчика.

Главными героями рассказа являются:

  • Рассказчик — мужчина, от чьего лица идёт повествование, заблудившийся охотник, попросивший ночлега у расположившихся посреди луга мальчишек.
  • Илюша — мальчишка лет 12, который знает и любит народные поверья и страшные истории о нечистой силе.
  • Павлуша — мальчик, которому дают следующую цитатную характеристику: «глядел он очень умно и прямо… в голосе у него звучала сила», несмотря на его юный возраст.
  • Костя — второстепенный персонаж, мальчишка примерно десяти лет.
  • Федя — по виду, самый старший из товарищей, и, судя по всему, оказавшийся там ради развлечения.
  • Ваня — самый младший герой, практически всё время спал.

Бежин луг 6 класс краткое содержание

Несложно заметить, что в рассказе автор прибегает к тонкому и необычному описанию и природы вокруг, и замысловатых историй, поведанных детьми.

Главной темой рассказа является гармоничное существование человека в природе, а также автор плавно «вклинивает» актуальную для того времени проблему невежественности и необразованности крестьян.

Рассказ обладает довольно сложной и многослойной композицией, включает в себя подробные описательные характеристики природы, внешности мальчишек, пейзажные зарисовки и картинки природы, и лирические размышления. Текст рассказа лаконичный,

Рассказ был примечателен тем, что впервые в истории литературы того времени, место главного героя было отведено не представителю высшего сословия, а обычным крестьянским детям., которых автор описал с нежностью и теплотой.

Известно, что, дав название произведению, автор не придавал ему особого значения, более того — название «Бежин луг» — вымышленное, и такой точки на топографической карте России просто не существовало.

Биография Тургенева насчитывает немалое количество произведений, содержащих в себе яркие описательные характеристики природы, но именно рассказ «Бежин луг» заслуживает особого внимания, ведь и то, что главными героями являются крестьяне, и сочетание «реализма» и «романтизма», делают его особенным.

Основная мысль произведения

Являясь одним из самых известных специалистов и мастеров описания русской природы и пейзажей, Тургенев не смог не затронуть одну из основных тем своих произведений — связь природы и человека, гармоничное существование и их дополнение друг другом.

Бежин луг 6 класс

В произведении «Бежин луг» основной урок, который хочет дать читателю автор — это проблема жизни простого народа, ведь дети, не должны думать о неурядицах жизни, а наоборот, должны радоваться детству, однако они вынуждены работать почти так же, как взрослые.

Мальчишки вынуждены всю ночь сторожить лошадей, охраняя их от нападения волчьей стаи. Но ем не менее, они не унывают, а, наоборот, стараются проживать интересную и запоминающуюся жизнь, развлекая друг друга всяческими небылицами и поверьями.

Этим автор подчёркивает главную идею произведения — что нужно радоваться каждому дню и ценить то, что у тебя есть и саму жизнь. Самое большое счастье — ощущать себя частью природной системы, чувствовать её щедрость.

Не просто так в своём рассказе Иван Сергеевич поднял тему сказаний и легенд, пересказанных мальчишками. Именно этим автор показал глубину необразованности простого народа и ту силу, с которой их разум порабощён идеей мистицизма.

Основные мысли кратко:

  • человек — часть природы;
  • важно любить и уважать природу;
  • умение видеть красоту поможет справиться с жизненными неурядицами;
  • необходимо радоваться мелочам.

 план рассказа бежин луг

Хотя автор и заявлял это произведение, как написанное в едином жанре «реализм», но всё же несложно заметить, как мастерски автор, разбавив сюжет поверьями и небылицами, портретами главных героев, описывая пейзажи, мягко, вклинивает в сюжет черты «романтизма».

Ответственность за собственную жизнь и отсутствие уныния невзирая на все тяготы жизни — вот что хотел донести автор. Ведь, несмотря на то что жизнь у них была не сахар, мальчишки старались во всём найти радость и приключение.

Самой большой наградой для них было оказаться в сердце матушки-природы.

В своем творчестве русский писатель И. С. Тургенев с большим трепетом и нежностью представлял пейзажи русской природы, крестьянскую жизнь. Свое произведение он посвятил детям обычных крестьян, искусно описав все грани детской психологии и стадии ее развития. Анализ рассказа «Бежин луг» для читательского дневника поможет всем, кто захочет окунуться в мир русской литературы.

Оглавление:

  • Тема рассказа
  • История создания
  • Проблематика произведения
  • Особенности композиции
  • Характеристика главных действующих лиц
  • Жанр книги
  • Отзывы читателей

Рассказ «Бежин луг»

Тема рассказа

Произведение «Бежин луг» является частью цикла «Записки охотника», в которой Иван Сергеевич размышлял о прелестях и невероятной обаятельности русской природы и неказистой, сложной жизни крестьян. Центральной темой в рассказе является положение о равновесии в отношениях людей и природы и их взаимодействии, неразрывном существовании. Мистическая тема поклонения различным образам в жизни непросвещенного крестьянства является одной из основополагающих задумок.

Особенность композиции заключается в том, что она является достаточно хаотичной и неструктурированной. Ее сложное, поэтапное построение дает ощущение реальной вовлеченности в события. Она состоит и из таких важных деталей: цитатные и описательные характеристики образов мальчиков, их детские и неуверенные рассказы, подчеркнутые воспоминаниями рассказчика. Лирические отступления в форме пейзажных этюдов дополняют атмосферу, созданную в произведении. Важные характеристики:

  • год написания — 1851;
  • жанр — рассказ
  • направление — реализм с нотами романтизма.

Можно увидеть признаки реализма в произведении: соответствие принципу героя в типичных обстоятельствах, но многочисленные поэтические зарисовки прекрасных картин природы, философские изображения русских пейзажей относятся к романтизму.

История создания

Сборник «Записки охотника»

Рассказ Тургенев написал в 1851 году, чуть позже произведение стало одним из элементов сборника «Записки охотника». Он особенно выделялся, так как в истории русской литературы первый раз заговорили о крестьянах в возвышенном, некоем одическом стиле. Простые земледельцы стали и главными героями повествования. Сам писатель много времени проводил среди них: часто бывал на охоте и рыбалке с простыми мужиками, знакомился с их семьями, входил в круг доверия и узнавал настоящий характер многочисленного слоя населения. Именно благодаря этому, истории Тургенева выглядят так реалистично и по-настоящему прочувствованы.

Толчком к написанию произведения послужило знакомство с литературным критиком и искусствоведом В. Г. Белинским. Он отзывался об авторе так: «…в книге Тургенев подошел к изображению крестьянства с такой стороны, с какой до него еще никто не подходил».

Работа над созданием произведения началась в ноябре 1850 года, и уже в 1851 рассказ был издан в журнале «Современник». Изначально работа должна была называться «Рудинское болото», но спустя некоторое время Тургенев решил заменить первый вариант на более поэтический и образный — «Бежин луг». Интересно, что местность является полностью вымышленной: ни на одной топографической карте нельзя найти этот объект.

Проблематика произведения

Иван Сергеевич был поистине великим мастером слова, настоящим литературным художником. Именно поэтому он снова затронул одну из своих самых любимых тем: природы и человека.

Одной из проблематик выступает жизнь народа. Автор поднял вопрос об отмене крепостного права. Целую ночь дети должны были следить за стадом лошадей и ни в коем случае нельзя было заснуть, ведь волки могут напасть на животных. Но такие суровые условия жизни уже не пугали мальчиков. Они никогда не жаловались, не огорчались. Каждый день для них становился историей с новыми возможностями вновь почувствовать радость и искреннюю любовь к жизни. Они придумывали свои собственные развлечения во время работы. Автор выделяет главную мысль: чтобы стать частью этого мира, в первую очередь нужно:

  • быть целостной личностью;
  • жить в гармонии с окружающим;
  • чувствовать тесную взаимосвязь с природой.

Дети пересказывали друг другу все былины и придания

Настоящий смысл существования — быть одним целым с этим громадным миром, в чувстве благодарности Вселенной. Необходимо слышать зов сердца и ощущать каждое наставление совести. В рассказе автором поднимается ещё одна важная тема мистических, мифологических верований, в основе которых лежит поклонение перед мифами и легендами. Дети пересказывали друг другу все былины и придания, которые порабощали разум человека страхом перед карой и наказанием.

Больная фантазия рабочего-плотника Гаврилы видит русалку, после чего мужчиной овладевают страшные и темные мысли, подавленное настроение и боязнь грядущего. А баба Ульяна, заметив своего «близнеца», решает, что это предзнаменование её скорой смерти. Она не может перестать думать об этом, и действительно, скоро умирает. Красивой деревенской девушке Акулине мерещится водяной. Селянка не выдерживает этого и теряет здравый смысл.

С тяжёлым сердцем и искренней горечью Тургенев понимает, что простые люди, сидя в необразованной, темной пропасти, слепы к науке, принимают любое природное явление как какой-нибудь символ или предвестник. Они погрязли в страхе и боязни, что делает их жизнь ограниченной и замкнутой. «Манящие» песни, мистические образы, пугающие существа и создания делают обычного человека бессильным перед своим собственным сознанием.

Особенности композиции

Делая детальный анализ рассказа «Бежин Луг», необходимо обратить внимание на сложный и многоуровневый характер построения композиции. Это произведение многогранное. По этой причине в его структуре можно выделить следующие составляющие:

  • экспозиция — представление обстановки местности, поэтическое вступление;
  • завязка — встреча со скитающимся в густом лесу охотником;
  • кульминация — знакомство с детьми крестьян, которые греются у костра и рассказывают байки;
  • эпилог — повествование о событиях в судьбе мальчика Павлуши.

Рассказ о ребятах открывает широкий и детальный портрет каждого из них в сочетании с яркими монологами, благодаря которым можно узнать внутренний мир героев и их сущность. Каждая история приобретает особый, уникальный характер.

Мужчина выражает свои мысли и умозаключения

Во время рассказов детей мужчина выражает свои мысли и умозаключения. Композиционная особенность построения произведения заключается в том, что автор вводит в структуру рассказа многочисленные лирические отступления в форме описания пейзажей. Тургенев связывает все действия людей с текущим состоянием природы: временем суток, погодой и её изменениями. Это объясняется тем, что писатель видит неразрывную связь между миром человеческим и миром природы.

Можно сделать вывод, что все описания, авторские оценки событий, мнения стали важными художественными элементами, без которых смысл произведения мог бы быть совершенно иным.

Характеристика главных действующих лиц

Мальчик Павлуша

Павлуша и Илюша — наиболее активные участники истории. Они не только живо обсуждают различные темы, но и любуются на золотые звезды, прочие окружающие их природные красоты. Первый обладает странными, нетипичными чертами лица. Но цепляющий и уверенный взор серых глаз, сильный тембр голоса и властная речь делала мальчика особенным.

Ему лет 14, но он уже пользуется авторитетом среди своих сверстников. Его смелые и упорные идеи всегда воспринимались с особым вниманием. Он не верит в сверхъестественное, умен и решителен и отдает предпочтение здравому рассудку, а не стихийному привычному поклонению традициям. Сам мальчик — из семьи бедных крестьян, поэтому одет скудно.

Илюша и Федя

Илюше около 12 лет. Невыразительные черты лица создают вид вечно стыдящегося и зажатого поведения. Он аккуратно одет. Кроме того, мальчик:

Мальчик Илюша

  1. Работает на фабрике бумажного производства вместе со своим старшим братом.
  2. Серьезный, упорный, понимает, что ему нужно от жизни.
  3. Умеет ценить заработанное и правильно распоряжаться им.
  4. Никогда не хвастается, но чувствует превосходство за свое отношение к рабочим.
  5. Верит в мистическое, знает множество поговорок, народных примет. Из-за этого очень осторожен, в некоторой степени боязлив.

Федя — самый старший, он родом из достаточно обеспеченной семьи. Мальчик одет добротно. Интересно, что в отличие от остальных, для него поездка в ночное — просто игра, новое путешествие, интересное развлечение, а не способ добыть деньги. Он обладает красивой запоминающейся внешностью: светлая кожа, белые кудри. Федя чувствует свое превосходство над ребятами, но не хитер, не эгоистичен. Он добр, милосерден, в некоторой степени представлен благодетелем. К тому же он неравнодушен к проблемам товарищей. Мальчик спрашивает о сестре Вани и ее здоровье, хочет прислать подарки бедной семье.

Костя и Ваня

Костя — хлипкий и маленький мальчуган с большими черными глазами, которые смотрят на всех жалобно, печально, угнетенно. Его болезненный вид обращает на себя внимание. Сам он из очень бедной семьи, поэтому одет крайне плохо. Веснушчатое личико напоминает маленького боязливого бельчонка.

Ваня — самый маленький в компании.

Ваня — самый маленький в компании. Он молчалив и наблюдателен. Ему около 7 лет, у него кудрявые светлые волосы, добродушные глаза. При разговоре Ваня чуть-чуть картавит. Это неприметный, незаметный, стеснительный мальчик, который относится с трепетом и большой лаской к окружающим. Его основные черты — мягкий характер и такая же манера поведения.

Сам автор произведения ставит себя в роль рассказчика. Он становится охотником, который потерял тропу в лесу и заблудился, попав на луг, где и нашел компанию ребят. Он стал чутким и внимательным, выслушав каждого из мальчиков. Предоставил читателям подробное и детальное описание всех героев. Не забыл и про обстановку вокруг, что даёт полное ощущение присутствия. Из рассказа видно, что рассказчик много времени проводил с простыми людьми и хорошо знает их быт.

Жанр книги

«Бежин луг» создан в жанре рассказа, так как имеет все характерные признаки: отличается средним объемом, одной целостной сюжетной линией, постепенным повествовательным содержанием. Произведение написано в литературном направлении реализма, но можно заметить явные черты романтизма:

  • поэтические описания природы;
  • множественные фольклорные вставки: мифы и легенды;
  • лирические отступления всегда связаны и символически переплетены с реальной жизнью персонажей.

Книга «Бежин луг»

Рассказ «Бежин луг» основной мыслью имеет призыв любить природу, стремиться к единению с ней, приблизиться к родным истокам. Именно этому учит произведение. Его проходят школьники в шестом классе. В этот период закладываются важнейшие черты характера детей. По этой причине важно не только прочитать сам рассказ «Бежин луг», главную мысль книги также необходимо осознать.

Главные герои рассказа — обычные крестьянские мальчишки, которые, несмотря на свой юный возраст, уже должны думать, как заработать кусок хлеба. Их некоторые размышления и вопросы, представленные перед ними жизнью, уже совсем недетские. Современники Тургенева считали, что процесс формирования в русском обществе новых типов крестьян достоин широкой огласки и увековечивания в литературе.

Краткое содержание «Бежин луг» для читательского дневника позволяет ознакомиться с главными героями и их взаимоотношениями.

Отзывы читателей

Книга произвела на меня благоприятное впечатление. Ее суть состоит в том, что детям приходится сталкиваться с проблемами, которые должны решать взрослые. Несмотря на разный социальный статус и происхождение, они общаются друг с другом на равных.

Читал произведение давно, еще будучи ребенком. Когда впервые открыл книгу, я был уверен, что она мне не понравится. Но я оказался неправ, потому что она захватила меня настолько, что я не смог встать из-за стола, пока не дочитал ее полностью.

Алексей, 33 года

Это одно из моих любимых произведений у Тургенева. Его можно отнести к классике жанра, как по стилистике, так и по основной мысли. Книга учит доброте и состраданию, умению получать радость жизни от близости с природой.

Марк, 37 лет

  • Осетинские народные сказки на осетинском языке
  • Основная мысль рассказа заячьи лапы
  • Основная мысль рассказа беглец чехова
  • Осетинские народные сказки для детей на русском языке
  • Основная мысль рассказа затейники носова