Основная мысль рассказа бумажная победа

Детские рассказы современной писательницы Людмилы Улицкой осмысляют важные проблемы, с которыми сталкивается подрастающее поколение. Это и осознание себя, и детские конфликты, которые могут в дальнейшем перерасти в проблемы во взрослой жизни, это и школьная жизнь. Очень многие ее детские рассказы включают ее воспоминания о своем детстве. Писательница родилась в 1943 году, и во многих ее рассказах герои – дети, живущие в тяжелое, голодное послевоенное время, учащиеся жить и выживать в эпоху безденежья и разрухи.

«Бумажная победа» — рассказ, в котором также затрагивается тема воспитания детей в тяжелое послевоенное время, когда многие остались без родителей. Война ожесточила и подрастающее поколение, отучила детей от жалости и сострадания, не давала им верить в сказки. Дети войны повзрослели рано, но это все еще дети, и они становятся героями этого произведения.

Содержание рассказа «Бумажная победа»

Главным героем рассказа является болезненный, хрупкий и слабый мальчик Геня. Он растет в интеллигентной, культурной, образованной и творческой семье, получает в семье огромное количества опеки и внимания из-за своей болезненности. Геня в глазах других детей жалок: он несамостоятелен и не умеет за себя постоять, и оттого другие дети видят в нем объект издевок и насмешек. И для подростков это абсолютно нормальное поведение. Даже сейчас, в современных школах постоянно возникают ситуации, когда в классе одного, более слабого и жалкого ученика, травят остальные. И, казалось бы, этак ситуация неизменна, однако Людмила Улицкая доказывает в своем рассказе обратное.

Основным событиям рассказа является день рождения Гени, на который его мама приглашает всех хулиганов из его класса. Когда «враги» мальчика приходят к нему домой, они видят Геню с другой стороны и имеют возможность оценить своего болезненного и обычно жалкого одноклассника по-новому, исходя из его человеческих качеств и талантов. Они слушают его мать, которая увлечена музыкой, смотрят на то, как Геня складывает из бумаги сложные игрушки. Этот глупый и, казалось бы, ненужный талант жалкого для них одноклассника заставляет их задуматься, увидеть в нем человека и поменять свое мнение.

Смысл рассказа «Бумажная победа»

Рассказ имеет метафоричное название и вместе с тем отсылает на сразу же к орудию, с помощью которого главному герою удается победить предвзятость, грубость и издевки своих одноклассников, завоевать их доверие и любовь. Бумажные фигурки – это одновременно и символ чистоты сердца главного героя, который не дает обидчикам отпор и принимает их у себя на дне рождения, и символ божественного света, который осеняет жестокие сердца детей и дает им возможность прозреть, ощутить укол совести и изменить свое отношение к Гене. Улицкая в своем рассказе обращается к теме качественного перерождения души под прикосновением светлого, доброго, божественного, которое ранее было для детей недоступно. И при этом писательница облекает светлые образы в оболочку материализма, пропитывая свое произведение духом того времени, когда вера в божественное была под запретом.

Герои Уликой просты и понятны. Это не сложные личности, это обычные дети со своими простыми устремлениями, такие, каких полно в школах и детских садах, те дети, которые судят мир и видят его не с высоты своего опыта, а с точки зрения своих подсознательных стремлений и убеждений. И пусть этот рассказ затрагивает тему голодного послевоенного времени пусть дети в рассказе жестоки после пережитых недетских впечатлений во время войны, они все равно остались детьми, и невинный, ненужный талант Гени впечатляет их, растапливает их сердца и возвращает им немного детской наивности и веры в чудо.

Все категории

  • Фотография и видеосъемка
  • Знания
  • Другое
  • Гороскопы, магия, гадания
  • Общество и политика
  • Образование
  • Путешествия и туризм
  • Искусство и культура
  • Города и страны
  • Строительство и ремонт
  • Работа и карьера
  • Спорт
  • Стиль и красота
  • Юридическая консультация
  • Компьютеры и интернет
  • Товары и услуги
  • Темы для взрослых
  • Семья и дом
  • Животные и растения
  • Еда и кулинария
  • Здоровье и медицина
  • Авто и мото
  • Бизнес и финансы
  • Философия, непознанное
  • Досуг и развлечения
  • Знакомства, любовь, отношения
  • Наука и техника


1

Рассказ «Бумажная победа», какое краткое содержание и основная мысль?

Улицкая «Бумажная победа». Краткое содержание для читательского дневника.

Главная мысль рассказа «Бумажная победа»?

2 ответа:



2



0

Прочитала я сейчас рассказ Людмилы Евгеньевны Улицкой «Бумажная победа» о мальчике Гене. Для читательского дневника нужно 5-6 предложений, попробую вместить.

  1. Геня Пираплетчиков — мальчик с кривыми ногами, часто болел вследствие чего нос у него был постоянно заложен, фамилию свою воспринимал как унижение.
  2. Наступила весна, Геня вышел на улицу, а Колька Клюквин бросил в него грязь и начал дразниться, после чего Геня убежал домой.
  3. Мама с бабушкой чтобы помочь сыну наладить отношения с ребятами решили позвать всех домой на день рождение мальчика.
  4. В назначенный день все пришли, после того как они покушали и послушали музыку на фортепиано, мама предложила поиграть в фанты.
  5. Однако фантов ни у кого не оказалось и Женя Айтыр, увидев кораблик из газеты взял его вместо фанта.
  6. Все дети начали просить Геню сделать им тоже фанты из газеты, кому лодку, кому собаку, стакан, человечка. Так ребята и зауважали Геню. К слову сказать Геня в этом деле был мастером, пока лежал в больнице научился делать разные фигурки из газеты.

Главная мысль рассказа в том, что несмотря на какие то физические недостатки или нелады со здоровьем, человек может оказаться очень достойным.



2



0

Составим краткое содержание рассказа Улицкой «Бумажная победа» для читательского дневника. Для этого нам потребуется использовать только 6 предложений:

  1. Геня Пираплетчиков считает себя очень несчастным человеком, ведь его никто из детей не любит
  2. Мама и бабушка решают позвать рябят со двора на день рождения Гени.
  3. Геня боится предстоящего праздника.
  4. Ребята приходят в гости, пьют компот, едят пирог, слушают музыку, которую играет мама
  5. Начинается игра в фанты и Геня делает всем фанты — бумажные кораблики, человечков.
  6. Геня счастлив, потому что все хотят получить его кораблики.

<hr />

Главная мысль рассказа «бумажная победа» в том, что у каждого человека, у каждого ребенка есть какой-то талант, есть что-то, что он умеет делать лучше других. И каждый человек по своему уникален, а следовательно надо уметь замечать эту уникальность другого человека, а не смеяться над тем, что он не умеет.

Читайте также

Совершенно понятная и ясная для восприятия ребёнка история. Мы в ответе за тех кого приручили. И не надо никогда забывать о своих близких. Кроме того, если понадобится, то надо защищать своих близких и друзей. как это произошло в истории с братом и сестрой и их маленьким другом- котёнком.

xFAfLtY1B7fnGa5ZLXXw3W79iLGKC47.png

Совершенно логично было бы предположить, что кошки исчезают вдруг, чтобы совершить величайшее таинство природы-рождение потомства. Так и случилось с любимой кошкой ребят. Она стала мамой котят. Мама разрешила детям оставить одного котёнка у себя, а остальных пришлось раздать. Однажды случился неприятный эпизод. Дети пошли на речку и забыли про котёнка. В это время появились охотники с собаками и котёнку угрожала реальная опасность.Но Вася встал на защиту своего друга и поступил как настоящий молодец, не дал собакам разорвать котёнка.

30zaIbZ1WFYmWHCVkpvesLhiG1ryU0C.png

Мальчик Вася-молодец.

«Как Алешке учиться надоело» — небольшой, но поучительный рассказ Сергея Баруздина. Из него мы узнаем о маленьком ученике, который решил, что все уже знает и больше не хочет ходить в школу. А ведь отучился он всего один неполный год. Первоклассник пришел домой и заявил, что больше в школу он не пойдет, а пойдет работать.

Поначалу он решил, что станет врачом, как его мама. Но выписать рецепт он не смог, так как не знал, какое лекарство нужно назначить. Тогда он решил пойти по стопам отца. Тот был мастером на заводе по производству автомобилей. Папа дал ему чертеж и попросил исправить ошибки. Алеша понял, что ничего не понимает и не знает. Он решил снова пойти в школу.

Содержание рассказа можно уместить в краткий план:

  1. Алеша научился читать и писать. Ему стало скучно в школе.
  2. Мальчик уходит из школы и заявляет, что пойдет работать.
  3. Алеша понимает, что работа врача сложная.
  4. Алеша узнает, что работа папы тоже очень непростая.
  5. Мальчик понимает, что он мало знает. Он решает вернуться в школу.

Главные герои:

Алеша. Ученик, который после первого класса решил, что все уже знает.

Мама Алеши. Работает врачом. Умная и находчивая.

Папа мальчика. Мастер на заводе по производству автомобилей «Москвич».

Главная мысль: не стоит проявлять самонадеянность и думать, что мы все уже знаем. Нужно учиться, получать знания, а потом применять их на практике. Только тогда можно научиться делать что-то хорошо и качественно. Рассказ показывает, что все профессии очень трудные. Чтобы их освоить, нужно много и усердно учиться. К работе нельзя относиться халатно.

Глубокое понимание философских вопросов -главная идея приключений Питера Пэна. Раскрываются важное развитие в детские годы, проблемы человеческого сознания. Это не просто детские сказки о говорящих животных и волшебных феях.

Добрая вежливая девочка Венди, которая готова ответственность взрослой жизни полностью принять на себя, и заносчивый, не желающий взрослеть мальчик Питер Пэн — это главные герои сказки. Совершенно бесстрашен этот мальчик, поскольку он совершенно уверен:смерть является всего лишь приключением. Некоторых «взрослых» способностей совершенно лишен мальчик Питер, поскольку он не желает взрослеть.

Научные теории подтверждаются во время приключений Питера. Мозг обрабатывает воспоминания человека во время сна. Происходит осмысление полученного за день нового опыта. В чем заключается отличие ума животных от мышления человека? Нужно задумываться о будущем. Эти проблемы поднимаются в произведении.

Главные герои рассказа Пришвина «Лисичкин хлеб»:

  1. Автор, он же рассказчик, человек, который знал и любил лес, был сведущ в лесных тайнах и охотно о них всем рассказывал, делился своими знаниями и опытом.
  2. Зиночка, маленькая, но очень любопытная девочка, которой очень нравились рассказы автора, и которая описывается им как копуша. Но Зиночку привлекало все необычное, все связанное с лесом и его обитателями, поэтому ей так по душе пришелся лисичкин хлеб.

<hr />

Главная мысль этого рассказа в том, что всех нас манит тайна, что все таинственное кажется нам необыкновенно привлекательным, заманчивым. И даже обычный хлеб, с которым оказывается связана какая-то интересная история оказывается во сто крат лучше такого же куска, но лежащего дома.

Главным героем в этом произведении является «маленький человек» — извозчик Иона Потапов. Автор его описывает как старика. У Ионы умирает горячо любимый сын Козьма и отец очень сильно по этому поводу переживает. Своими переживаниями он пытается делиться с другими людьми, но никому и дела нет до горя старика. Лишь только одна лошадь молчаливо его выслушивает и кажется что переживает вместе с ним. Автор поднимает проблему безразличия и одиночества к людям в большом обществе. На фоне его (общества) трагедия «маленького человека» очень ярко выделяется и кажется очень большой. Рассказ актуален в настоящее время.

Жанр: рассказы о детях

Главные герои рассказа «Бумажная победа» и их характеристика

  1. Гена Пераплетчиков. Больной, одинокий мальчик, не имеющий друзей.
  2. Мать. Добрая и умная женщина.
  3. Бабушка. Старая и заботливая.
  4. Женька Айтыр. Ловкий, смелый, красивый.

План пересказа рассказа «Бумажная победа»

  1. Ранняя весна
  2. Генка на улице
  3. Грязь и смех
  4. Совет бабушки и мамы
  5. Приглашение ребят
  6. Ужас Генки
  7. Праздничный стол
  8. Музыка
  9. Игра в фанты
  10. Бумажные игрушки
  11. Счастье Генки.

Кратчайшее содержание рассказа «Бумажная победа» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Когда Генка выходил на улицу, над смеялись и его дразнили, он был несчастным ребенком.
  2. Мать мальчика решила позвать ребят со двора на день рождения Генки.
  3. Гена с ужасом ждал прихода своих врагов и делал бумажный кораблик.
  4. Дети пришли, сели за стол, поели и стали слушать как мать Гены играла на пианино.
  5. Мать предложила сыграть в фанты, а Гена стал делать из бумаги фигурки для ребят.
  6. Все улыбались ему, восхищались его умению, и Гена впервые был счастлив.

Главная мысль рассказа «Бумажная победа»
Любой человек заслуживает уважения, надо просто уметь видеть в человеке его достоинства, а не недостатки.

Чему учит рассказ «Бумажная победа»
Рассказ учит никого не обижать напрасно, не смотреть на чужие недостатки, а уметь видеть чужие достоинства. Учит сочувствию и доброте. Учит тому, как надо находить друзей.

Отзыв на рассказ «Бумажная победа»
Мне понравился этот рассказ, хотя в начале Гену было очень жалко. Он казался таким несчастным. Но у любого человека есть свой талант, и этот талант всегда привлекает людей. Поэтому и Гена нашел своих друзей, ведь он лучше всех делал фигурки оригами.

Пословицы к рассказу «Бумажная победа»
Кто сам себя не уважает, того и другие уважать не будут.
Неказист парень, да талантлив.
Не родись дитя хорошее, а родись талантливое.
Счастье в воздухе не вьется, а руками достается.
За доброе дело жди похвалы смело.

Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Бумажная победа»
Ранней весной Гена Пераплетчиков вышел на улицу. Помимо нелепой фамилии, мальчик ходил прыгающей походкой, у него был заложен нос, и у него не было отца. Все это вместе делало Гену очень несчастным человеком.
На улице было тепло, играли девочки и мальчики. Вдруг рядом упал ком земли и облил лицо мальчика грязью. Следом летел второй и третий. Гена побежал, а вслед ему неслись обидные стихи и смех. Кидался Колька Клюквин, кричали девочки, а позади них стоял ловкий и бесстрашный Женька Айтыр.
Генка бросился к подъезду, из которого выходила его бабушка.
Вечером мама и бабушка мальчика обсуждали, почему дети обижают Генку. Мать предложила испечь пирог и позвать всех детей на день рождения к Генке. Бабушка возражала, называя детей бандитами, но мать настояла на своем.
Через две недели мать сказала Гене, чтобы он позвал детей на день рождения. Гена отвечал, что не хочет никого приглашать, и тогда мать сама вышла во двор и пригласила всех, в том числе и Женьку Айтыра.
С большим страхом Гена ждал прихода своих непримиримых врагов. Он сидел за столом и складывал бумажный кораблик. Он был большой мастер этого дела. Гена часто болел и долгими днями занимался тем, что складывал из бумаги разные фигурки.

Ровно в четыре пришли гости и чинно расселись за столом. Мать предложила выпить за здоровье Гены и все выпили домашней шипучки
Потом мать села за пианино и стала играть «Турецкий марш», потом Шуберта.
Айтыр увидел маску Бетховена и насторожился, узнав, что это немецкий композитор. Но мать сказала, что Бетховен умер задолго до фашизма, и стала играть Бетховена.
Наконец пирожки и конфеты были съедены и мать предложила играть в фанты. Айтыр крутил в руках недоделанный бумажный кораблик, потом поставил его на стол и сказал, что это будет его фант.
Гена двумя движениями закончил кораблик, а мать попросила его сделать фанты другим детям. Гена стал делать из бумаги лодки, корабли, солонки, хлебницы.
Едва он заканчивал очередную фигурку, ее сразу выхватывала чья-нибудь нетерпеливая рука. А ребята, забыв про фанты, просили Гену сделать еще и еще. Все улыбались и благодарили Генку.
А Генка был счастлив. Он был не хуже других. Мало того, дети восхищались его чепуховым талантом и были совсем не злыми.
Айтыр разобрал свой кораблик и пытался сделать его снова. Он назвал Генку по имени и попросил помочь.
Мать улыбалась и мыла посуду.
А счастливый Генка раздаривал бумажные игрушки.

Анализ рассказа Людмилы Улицкой
«Бумажная победа»

 1. Как писательница раскрывает
психологию детей, их взаимоотношения друг с другом.

Людмила Улицкая – один из самых успешных и
модных авторов. В 2004 году она была признана лучшей писательницей года.
Рассказ «Бумажная победа» входит в сборник «Детство сорок девять» — про
послевоенное детство (в 1949 году ей было 6 лет, она родилась в Давлеканово, в
Башкирии, её семья была в эвакуации). После войны они уехали обратно в Москву.
Героями многих рассказов А.Улицкой являются дети. Сама писательница призналась,
что сегодня работает над серией качественной литературы для детей.
В рассказе «Бумажная победа» Геня Пираплётчиков – болезненный, жалкий,
несамостоятельный, не умеющий постоять за себя мальчик.
Уже в 1-ом предложении  описание природы: ветошь человеческого жилья, и грязная
вода, и появление главного героя – всё в одном ряду. Изображение природы
помогает лучше понять состояние персонажа. Показана дисгармония в природе, ведь
весна – самое лучшее время года, когда всё просыпается, возрождается. А в душе
у Гени кошки скребут, потому что дисгармония не только в природе, но и между
детьми. Остальные дети презирают Геню, постоянно унижают его. Такие отношения
между детьми характерны для подростков. Они не умеют жалеть, порой бывают и
жестоки по отношению к своим сверстникам, если они выглядят жалко на общем
фоне. Но это только поначалу. По мере того как развиваются события, отношения
между детьми кардинально изменяются. Когда враги, как считал Геня, пришли к
нему на день рождения, они увидели его совсем с другой стороны. Они оценили и
игру его мамы, и его «великий талант». Герой увидел, что они не злые. Автор
показывает, что психология героев изменилась: Геня почувствовал себя уверенным,
нужным. А бывшие враги, даже Женя Айтыр, ловкий и бесстрашный, увидел в нём не
обыкновенного человека, а личность, у которой есть замечательный талант делать
из бумаги разные фигурки. Я думаю, что автор не зря наградил своего  героя именно
таким даром: он близок детям и на первый взгляд кажется не таким уж и сложным.
Надо отметить и то, что внутреннее состояние своих героев автор показывает
через ёмкий психологический портрет, например, Женька Айтыр (в слове «Айтыр»
слышится батыр, богатырь, то есть сильный человек) – ловкий и бесстрашный. Этих
двух эпитетов достаточно, чтобы представить главного врага Гени. А портрет Гени
таков: странная прыгающая походка, всегда заложен нос, губы сохнут, поэтому его
и обзывают, и забрасывают грязью. («Кто из вас без греха, бросьте в неё
камень»?).
Таким образом, автору удалось показать внутренний мир героев, объяснить их
поступки, проследить, как меняется отношение детей друг к другу. Это говорит,
конечно, о громадном таланте Людмилы Улицкой, для которой не существует
мелочей: у неё всё продумано. Поэтому мы так хорошо и представляем себе героев
и динамику развития их отношений.

 2. Приёмы создания образов главных
героев рассказа – взрослых и детей (портрет, особенности речи).

В рассказе Людмилы Улицкой изображены два
мира – взрослые и дети. Взрослых немного: мама и бабушка. Даётся достаточно
ёмкий портрет бабушки: «…крохотная бабуська в бурой шляпке с вечнозелёными и
вечноголубыми цветами над ухом… Мёртвая потёртая лиса, сверкая янтарными
глазами, плоско лежала у неё на плече.» Слово «бабуська» — оценочное, то есть
бабушка – совершенно безобидное существо, прожившее долгую жизнь. Эта шляпка с
вечнозелёными и вечноголубыми цветами,  мёртвая лиса говорит о её возрасте, о
её беззащитности, о том, что она не совсем понимает и принимает современную
жизнь (она боится дворовых детей, считает их ворами и бандитами). Её пугает
предложение матери Гени, но внука жалко, поэтому она вынуждена согласиться.
Бабушка привыкла чрезмерно опекать Геню: провожала его в школу, ждала,
наматывала зелёный шарф и за руку вела домой. Может быть, такая чрезмерная
опека тоже повлияла на отношение других мальчиков к Гене. Бабушка –
интеллигентный человек, она гордится тем, что у них дома хранится маска
великого композитора Бетховена. Её удивляет желание Гени спрятать маску.
  О маме мы узнаем из отдельных деталей. Портрета её мы не видим. Наверно, он
не так уж и важен. На основании деталей складывается образ женщины
интеллигентной, спокойной, умной, любящей музыку, чуткой, а главное – очень
переживающей за своего сына. Она готова на всё, лишь бы ему было хорошо. Это,
пожалуй, желание любой матери, видящей страдания своего ребёнка. И мать
решается на отчаянный поступок: приглашает «бандитов» и «воров» в
гости, на праздник. И праздник этот удался: музыка в её исполнении и
«чепуховый» талант сделали, казалось бы, невозможное.
Речь мамы и бабушки – речь правильная, речь образованных культурных людей.
Мама – хорошая хозяйка, она приготовила самодельную шипучку, испекла сладкий
пирог. На столе были и конфеты. А время -то послевоенное, тяжело, наверно, всё
это далось. Но чего не сделаешь для любимого сына!
Дети. Геня. Автор создает его портрет с помощью деталей: странная прыгающая
походка, заложенный нос, сухие губы, у него нет и не было отца. Даже фамилия у
него нелепая.  Всё делает Геню глубоко несчастным человеком. Его забрасывают
грязью, обзывают. А он – беззащитный, слабый, поэтому он одинок.
Совсем другим стал Геня в день своего рождения, поистине, это второй день
рождения. Мальчик чувствовал себя счастливым, таким, как все. Это повышает
самооценку главного героя. Ощущение того, что он ничем не хуже других очень
важно для подростка. Вчерашние враги заворожены талантами семьи Гени: музыка,
игрушки из бумаги.

  Рассказ заканчивается словами:
«Счастливый мальчик раздавал бумажные игрушки». Хочется верить, что и на другой
день, и в последующие дни это ощущение счастья останется.
Враги Гени – это все дворовые ребята. Колька Клюквин, который кидается грязью,
потому что он на побегушках у Жени Айтыра. Вот Женька Айтыр – это да! Он
ловкий, бесстрашный, сильный. К примеру, когда мать приглашает всех в гости,
она отдельно обращается к Женьке. Еще одна, на мой взгляд, важная деталь:  холодные
и взрослые глаза этого мальчика. Может быть, война сделала его раньше времени
взрослым? То, что война наложила на него отпечаток, говорит эпизод с маской,
когда он узнал, что Бетховен – немецкий композитор. Мать понимает, что если
Женька согласится, то и остальные придут. Так оно и случилось.
В конце рассказа перед нами другой Айтыр. Когда у него не получилось сделать
заново кораблик, он тронул Геню за плечо, обратился по имени и попросил
помочь. Это вселяет надежду, что Женька Атыр – не пропащий человек, есть в нём
человеческое.
Из детей ещё упоминаются белёсые сестрички, которые принесли букет жёлтых
одуванчиков (всё-таки подарок!) Они завороженно наблюдают за игрой матери.
Есть еще Валька Боброва, которая разглаживает на острой коленке серебряную
фольгу (наверно, не часто приходится есть конфеты).
Рассказ написан простым, доступным языком. Есть диалоги. Геня произносит всего
лишь фразу: «Я никого не хочу. Не надо, мама.» Именно эти слова и выражают его
состояния в начале рассказа. А потом слова стали и не нужны, потому что он показал
себя «великим мастером бумажного искусства».
И Айтыр произносит несколько фраз:
1) – А что?  Я приду, — спокойно ответил Айтыр.
2) – Теть Мусь! А это кто? Пушкин?
3) – Немецкий? – бдительно просил Айтыр (видимо, хотел обвинить семью Гени
положительном отношении к фашизму).
Но мать сумела спасти ситуацию. Первые реплики звучат несколько агрессивно. А
вот последняя реплика носит совсем другой характер:
— Гень, посмотри-ка, а дальше как?
Тут уже звучит просительная интонация.
Таким образом, Людмиле Улицкой удалось создать такие образы взрослых и детей,
которые запоминаются, не оставляют нас равнодушными.

 3. Роль детали.

Что такое детали? Это выразительная
подробность. В рассказе Л.Улицкой использовано их достаточно много. Например,
портер героя не описывается подробно, а даётся через отдельные детали:
прыгающая походка, всегда заложен нос. Всё это рисует не очень приятного по
внешности мальчика. Портрет матери тоже складывается с помощью деталей: она
переживает за сына, поэтому хочет пригласить в гости тех, кто обижает Геню.
Этот поступок говорит о том, насколько она любит своего сына. А вот бабушка
(«…крохотная бабуська в бурой шапке с вечнозелёными и вечноголубыми цветами над
ухом… Мёртвая потертая лиса, сверкая янтарными глазами, плоско лежала к неё на
плече.») была против предложения матери. Бабушка считает, что мать собирается
позвать в гости бандитов и воров. Такие детали, как мёртвая лиса, вечнозелёные
и вечноголубые (авторский эпитет)цветы говорят о том, что бабушка живёт
какой-то ненастоящей жизнью. Но и ей жалко мальчика.
И внутреннее состояние матери тоже передано через детали: «хмуро отозвалась»,
«холодно ответила». Обстановка дома, в котором живёт Геня, тоже дана через
детали. Пианино, книжный шкаф, ноты, маска Бетховена —  это предметы-символы,
за которыми стоит целый мир. Пианино, ноты – это мир музыки. А музыка – самое
символичное из всех искусств, потому что влияет на человека без слов. Музыка
подействовала: дети слушают Шуберта, Бетховена. Очень интересна такая деталь,
как маска. Обычно в доме можно увидеть портрет какого-то выдающегося человека
или его бюст. Но маска? Маска – важный компонент всех культур, позволяющий
человеку представить свой страх. Маска почиталась как лик, святыня. К маскам
относились как к вместилищу духов или богов. Часто маска имела свой храм и
охранялась приставленным для этого жрецом. Маску подарила мамина учительница,
поэтому мать можно назвать «жрецом», хранительницей. Именно поэтому на детей
так благотворно подействовала музыка.
С помощью деталей мы узнаем о том, когда происходят события: «какая мама
талантливая пианистка, и если бы не война, то она окончила бы консерваторию…»,
«Он давным-давно умер. Больше ста лет назад. Задолго до фашизма»( Это о
Бетховене). Музыка, книги – это вечные ценности, поэтому можно говорить о связи
времён: до войны, после войны, современность.
Кульминацией рассказа является, конечно, день рождения. Детали, с помощью
которых показан этот праздник для всех, помогают лучше понять характеры героев,
их состояние. Например, а начале рассказа дети обзывают Геню: «Генька хромой,
сопли рекой!» А на дне рождения Геня достал из кармана платок, утёр нос, но
никто не обратил на это внимания. Эта деталь говорит о том, что он теперь стоит
с ребятами на одном уровне, и он очень счастлив, ведь сам Айтыр впервые
обратился к нему по имени, причём не просто обратился, а «попросил». Вот так с
помощью  немаловажных деталей автору удалось показать мир детей одного двора
после войны (рассказ «Бумажная победа» — последний в сборнике «Детство сорок
девять»).
Немного смущает название рассказа: почему «бумажная»? Скорее всего, потому что Геня
– великий мастер по изготовлению фигурок из бумаги. Но победил в этой войне не
только он, победили и дети: они победили свою злобу и презрение. А это самое
главное.

 4. Средства художественной
выразительности, их роль в тексте.

Для рассказов Людмилы Улицкой характерно
сильное абзацное членение текста. Как известно, новый абзац означает начало
новой мысли, нового действия. Значит, в рассказе много мыслей, много действия,
и всё это подчёркивает автор. Кроме того, Л.Улицкая показывает отдельные
фрагменты действительности, актуализирует отдельные элементы картины (к примеру,
описание весны в начале рассказа). Все эти приёмы отвечают жанру рассказа.
Использован синтаксический параллелизм, усиленный анафорой «помимо того» (2,3,4
абзац).
Есть градация: недостатки Гени Пираплётчикова описываются по нарастающей, чтобы
показать, насколько несчастен герой.
Чтобы еще более выделить отдельные моменты жизни Гени, автор использует
парцелляцию: «отцов не было у половины ребят. Но в отличие от других… у него
отца не было вообще». Мы понимаем, что для мальчика это очень большое горе. Для
передачи отношения Гени к ребятам автор использует оксюморон: «старался не
думать о том, как сейчас в дом ворвутся шумные, весёлые, непримиримые враги».
Рассказ начинается с подчинительного союза «когда», который готовит читателя к
какому-то событию, что-то должно произойти.
Выразительность достигается и с помощью индивидуально-авторских эпитетов:
весеннее-зимние болезни, неправдоподобно тепло, поднебесный гул, самодельный
стишок.
А метафорический эпитет «счастливая листва» отражает эмоции Гени, которому с
наступлением весны удалось выйти во двор, за жизнью которого он, болеющий почти
каждую неделю, зимой наблюдал из окна.
Вообще в тексте много эпитетов:
черный снег (показывает состояние Гени);
великий мастер (автор стремится изменить отношение к герою).

В 6-ом абзаце есть предложение: «Старуха
из 7-ой квартиры…» — суффикс «ух» передает неприязнь мальчика к этому человеку.
Поскольку главный герой – мальчик, подросток, то и предложения построены так,
как об этом рассказал бы он сам. Использована диалогическая речь.
На морфологическом уровне можно отметить обилие глаголов и глагольных форм
(причастий и деепричастий, придающих тексту динамичность).
Метафора «деревья готовы взорваться листвой» говорит о том, что мир заполнен
жизнью.

Сравнение «как звонкое копьё» помогает
понять болезненность дразнилки.

С помощью разговорных слов «шлёпнуться», «
пустился  вприпрыжку» и других создаётся дворовая обстановка.

Рассказ построен на антитезе (Геня и
другие), есть и отдельные случаи противопоставления: легко играющая женщина и
плохо одетые дети. В начале рассказа – война, в конце – мир.

Чтобы показать, насколько счастлив Геня,
использован лексический повтор: «..лица не злые. Они были совершенно не злые».

Заканчивается рассказ фигурой умолчания,
значит, слова больше не нужны.

Благодаря всем этим средствам
художественной выразительности рассказ получился очень ярким и динамичным.

Рассказ в целом отличает лаконичность, но
при этом его отличает глубина, автор заставляет переживать  за Геню.  И мы
искренне радуемся  счастливому финалу.

 5. Приёмы изображения внешнего мира
в тексте и его соотнесённость с внутренним миром героев.

Действие в рассказе начинается с описания
природы: «Когда солнце растопило чёрный зернистый снег и из грязной воды
выплыли за зиму отбросы человеческого жилья – ветошь, кости, битое стекло – и в
воздухе поднялась кутерьма запахов, в которой самым сильным был сырой и сладкий
запах весенней земли…».Весна…Но она какая-то неприглядная, некрасивая: чёрный
снег, грязная вода, отбросы. Такой весну может увидеть только тот, у кого в
жизни не всё хорошо.  Действительно, Геня Пираплётчиков глубоко несчастный
подросток, потому что все другие дети его обижают. Из-за этого  очень
переживают его мать и бабушка.

Внешний мир против этой семьи: всё
разбухшее, переполненное  в природе – и сердца Гени, матери, бабушки тоже
готовы разорваться от отчаяния. И мир дворовых подростков  настроен враждебно,
потому что Геня не такой, как все. Он часто болеет, у него неладно с носом, у
него совсем не было отца. Автор показывает, насколько далеки два мира: Гени и
его семьи и мир двора, который спокойно наслаждается жизнью и теплом.

Очень важен эпизод праздничного обеда (это
кульминация рассказа). У Гени побледневшее лицо, его сердце  «едва не
остановилось», он с ужасом ждал прихода  гостей. А те ведут себя совершенно
спокойно. Они удивляются тому, что привычно для Гени: музыке, маске Бетховена.
Этим автор подчёркивает, что Геня и дети – из разных миров.

Наладить контакт помог «пустяковый» талант
Гени.  Дети были в восторге от фантов, которые  так легко он  делал. Конечно, и
музыка сыграла немаловажную роль. Сердца детей начали оттаивать уже тогда,
когда мать играла «Турецкий марш».

Детей можно понять: всегда вызывают
восхищение и восторг люди, которые своими руками создают прекрасные вещи,
например, картины, скульптуры, пишут книги. Это не каждому дано. К счастью,
дети это поняли и оценили таланты семьи Гени.

Рассказ «Бумажная победа» называют
пасхальным, потому что события происходят предположительно в апреле. А Пасха –
это светлый, радостный праздник. И финал рассказа – тоже светлый, добрый:
«Счастливый мальчик раздаривал бумажные игрушки…»

Содержание статьи

    • «Бумажная победа» — анализ произведения
      • Маленький несчастный человек
    • Небольшие радости
    • Библейский мотив
    • Бумажное чудо
  • Видео: Л. Улицкая «бумажная победа»
  • Художественная реализация мотива чуда в рассказе Л. Улицкой «Бумажная Победа»
  • Видео: Л. улицкая. бумажная победа
  • Видео: Бумажная победа. л.улицкая

Бумажная победа — рассказ Людилы Улицкой, повествующий о маленьком чуде, случившемся в послевоенные годы. Счастье может принести самая малость, даже такая «бумажная победа».

«Бумажная победа» — анализ произведения

Время действия рассказа «Бумажная победа» — весна в тот ее период, когда «и воздух, и земля — все было разбухшим и переполненным, а особенно голые деревья, готовые с минуты на минуту взорваться мелкой счастливой листвой» (189).

Читаем вместе

Маленький несчастный человек

С картиной пробуждающейся «счастливой» природы контрастирует настроение центрального героя — мальчика с нелепой фамилией Пираплетчиков, которую он «ощущал как унижение» (188). Л. Улицкая через анафорический повтор «помимо этого», открывающий три абзаца в начале повествования, доказывает, что Геня был «очень несчастным человеком» (189): к нелепой фамилии добавлялась странная походка, вечно заложенный нос и отсутствие отца, который не был убит на фронте, как у других ребят, а отсутствовал в его жизни вовсе.

Небольшие радости

Маленьким знаком удачи (маркер для читателя) становится зеленый шарф на гениной шее и зеленая ширма, отделяющая его кровать от остальной комнаты. Эти предметные детали стыкуются с деталью природной: засоренный двор покрыла трава, и «все население, сколько ни старалось, никак не могло его замусорить, двор оставался чистым и зеленым» (191).

Вместе с указанным деталями и символикой цвета в рассказ входит тема надежды, возрождения души и природы. И вот в этой атмосфере начинают проявлять себя маленькие «чудеса», постепенно расцвечивая генину жизнь.

  • Первым чудом становится окрепшее здоровье Гени: он «уже третью неделю ходил в школу» (192), хотя «обычно перерывы между болезнями длились не больше недели» (192).
  • Вторым чудом должен стать праздник в честь дня рождения Гени, который решила устроить мальчику мать, пытаясь защитить сына от нападок дворовых ребят. В ситуации приближения дня рождения Л. Улицкая фиксирует внимание на состоянии героя: ожидая очередной серии унижений, Геня тоскливо оглядывает комнату, где его, пожалуй, впервые в жизни смущают хорошо знакомые предметы, столь неуместные, по его мнению, в послевоенном быту: пианино и маска Бетховена.

Будучи мастером деталей, Л. Улицкая неслучайно фиксирует внимание читателей на этих предметах: они сыграют значимую роль в повествовании.

Библейский мотив

Интересно, что за праздничным столом собралось двенадцать детей — по числу апостолов. Это символическое число здесь можно воспринимать как знак того, что эти «плохо одетые, но умытые и причесанные дети» (195) сохраняют в душе нравственную чистоту, и это то настоящее, что составляет суть личности.

И эту нравственную основу личности проявляет музыка: мама Гени, неплохая пианистка, играет для детей сначала «Турецкий марш» Шуберта, а затем песню про сурка Бетховена. И дети, возможно, никогда не слышавшие живого исполнения, «сидели тихо, не проявляя признаков нетерпения, хотя конфеты уже кончились» (197).

Бумажное чудо

В этот момент Геня впервые ощущает гордость за свою семью, за то, что это именно его мама играет Бетховена. Эта минута стала поворотной в жизни Гени: музыка объединила его, изгоя прежде, со всей дворовой компанией — духовная метаморфоза началась. Но Л. Улицкая, как и в случае «Капустного чуда», множит «чудеса»: Геня, «мастер бумажного искусства» (194) (оригами), делает детям фанты для игры, а «они тянули к нему руки, и он раздавал им свои бумажные чудеса, и все улыбались, и все его благодарили» (199) (эта фраза, появляющаяся почти в финале текста, становится его кульминацией).

Игрушки из бумаги сотворили настоящее чудо: Геня впервые в жизни был по-настоящему счастлив и словно впервые увидел лица ребят — они были «не злые» (200). Духовная метаморфоза завершена, она произошла с каждым из двенадцати детей (вновь проявляет себя символика числа: дети стали своеобразными апостолами будущего, где, по мнению Л. Улицкой, нормой должна стать гармония во всем и между всеми), и поводом к тому послужили незатейливые бумажные игрушки. Возрождение, которое принесла с собой весна, заполнив двор зеленой травой, коснулось и гениной жизни: стена, существовавшая прежде между ним и ребятами, исчезла.

Рассказ, а значит и весь цикл, формально завершается многоточием (в этом «Бумажная победа» сближается с «Капустным чудом»), но многоточие здесь становится не знаком недоговоренности (леонидандреевский вариант святочного рассказа, когда счастье оказывается мимолетным, непрочным), но способом расширения смысловой перспективы: неслучайно в финальной фразе нет имени ребенка, есть лишь номинация «счастливый мальчик» (200).

Видео: Л. Улицкая «бумажная победа»

Художественная реализация мотива чуда в рассказе Л. Улицкой «Бумажная Победа»

Чудо, как категория сознания, чаще всего представляется человеку чем-то необъяснимым, сверхъестественным. Однако в обществе оно осмысливается по-разному. Одни склонны считать чудо знаком судьбы, «божественной рукой помощи»; другие, не обладая верой в чудо, трактуют его как нечто научно объяснимое; третьи считают чудо случайностью. Тем не менее, начиная с древнейших времен, чудесное составляет неотъемлемую часть духовно- ценностной картины мира, определяющей желание как конкретного человека, так и нации в целом «разгадать формулу» чудесного, дойти до его сути.

Библиотека Гайдара

Чудо, как «зеркало» национальной культуры, нашло отражение в жизни и судьбе героев литературных произведений разных эпох: от древнерусских, относящих его к божественным деяниям, до современных, часто исследующих данную категорию с иной точки зрения.

Обратимся к рассмотрению мотива чуда в рассказе Л. Улицкой «Бумажная победа», главным героем которого является мальчик по имени Геня Пираплетчиков. Кажется, что чудо здесь произошло благодаря вмешательству в события матери героя: именно от нее исходит инициатива примирить враждующие дворовые лагеря. Однако главным образом чудо оказывается обусловленным внутренней силой — талантом мальчика. И если в начале это болезненный, терпящий оскорбления от врагов ребенок, обладатель нелепой фамилии и «чепухового таланта» (2, 89) складывания поделок из газетных обрывков, то потом герой предстает перед нами «великим мастером бумажного искусства» (2, 82), счастливым и уверенным в себе, возвышающимся до уровня борца со своими страхами и чувством неприязни к обидчикам.

Мальчика притесняют ребята, в возможность раскаяния которых бабушка героя не верит. С ее точки зрения, все они — хулиганы и воры. Но чудо происходит: прежде шкодливые и задиристые(автор акцентирует внимание на том, что за столом собралось двенадцать детей, словно двенадцать апостолов), герои становятся добродушными и понимающими, забывают о физических недостатках сверстника (у Гени были больные ноги, он страдал от постоянного насморка), не обращают на них внимания. И главное, что теперь их привлекает, — необычное умение героя создавать фигурки из бумаги. Дети словно «перерождаются»: они улыбаются, даже благодарят мальчика, ласково называя его Генечкой. Происходит чудо прошения одержавшим «бумажную победу» Геней: он, желая передать секреты ремесла, своего рода «тайного мастерства», учит главного врага, Женьку Айтыра, делать поделки.

Эльвира Новосёлова

Чудесным образом преображается и мать Гени: не реализовав юношескую мечту стать знаменитой пианисткой, она находит благодарных и внимательных слушателей среди прежде неугомонной и шумной детворы. Автор противопоставляет мир унижений и непонимания миру волшебства, наполненного «лёгкими бегущими звуками» (2, 84) музыки. Чудесам созвучны время года и погода, благоприятствующие обновлению, расцвету души: так, холод и грязный снег, зашторенный двор сменяются чистотой, благоуханием и приятными запахами, витающими в теплом воздухе.

Таким образом, чудо в рассказе исходит от человека как главного участника события — оно обусловлено внутренней силой героя, благодаря которой происходит духовная метаморфоза с окружающими его людьми и с ним самим. Чудесное вводится автором в пространство обыденное (квартира, двор), отражаясь через призм}’ обычных людей, которые сталкиваются с ним в реальной жизни, что указывает на трансформацию представлений о категории чудесного: как отмечал Ю. В. Шатин, «литература нового времени допускает изображение чуда как события и события как чуда» (3, 9), то есть если раньше чудо и реальность были антиподами, то в современном понимании они находятся в соприкосновении — волшебство становится частью действительности.

Е. А. Хардаминова. Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского

Видео: Л. улицкая. бумажная победа

Библиотека Гайдара

Видео: Бумажная победа. л.улицкая

Эльвира Новосёлова

Смысл заглавия текста «Бумажная победа».

— Вспомните значение слова победа. Какое для вас лично значение имеет слово победа?

Победа. 1. Успех в битве, войне, полное поражение противника. 2. Успех в борьбе за что-нибудь, осуществление, достижение

— Подберите определения к слову «победа».
— Первая, долгожданная, неожиданная, необходимая, золотая, безоговорочная, желанная.
— Произведение, которое мы будем анализировать, названо «Бумажная победа». Такого определения у нас с вами нет. Предположите, о чём может идти речь.

Прогнозирование содержания по заглавию — важнейший этап работы по технологии критического мышления. Это один из приёмов обучения пониманию текста.

— Какое впечатление произвёл на вас текст?

— Мне очень понравился. Заставил задуматься об отношениях друг с другом.
— Вначале очень жалко главного героя и хочется, чтобы его не обижали и чтобы хоть кто-то из ребят его принял. В финале хочется плакать от непонятных чувств, ведь вроде бы всё хорошо, но сохранятся ли такие отношения между ребятами?
— Этот текст о том, как много могут сделать любящие люди. На меня особое впечатление произвела мама. Она пригласила всех ребят к Гене на день рождения, хотя они над ним издевались, но она не побоялась пустить их в свой дом и устроила праздник. Мне произведение очень понравилось.

— Определите тему и идею текста.

— Произведение Улицкой об отношениях детей в трудное послевоенное время.
— Идея его в утверждении возможности преображения человека из презренного существа, каким мы видим главного героя в начале, в нечто значимое, причастное к музыке и творчеству в конце.

— Идея — в признании и принятии человека.

Идея рассказа определяется не сразу, а в ходе работы. Необходимо по казать учащимся, что вся структура текста работает на раскрытие идеи.
Обсуждение заглавия текста.

Заглавие является сюжетообразующим, что характерно для современной литературы. Читатель как бы приглашается автором к сотворчеству по воссозданию смысла, поскольку возможна множественная интерпретация рассказа.

Учащиеся отмечают, что в заглавии содержится и некий элемент парадокса, который открывается при сопоставлении значения слов.
Победа — сущ. По значению глагола.

Слово, образованное от «побеждать», «победить кого» — осиливать, одолевать, превозмогать, побороть, смирять, покорять, подчинять себе, одержать верх, совладать; быть первым при состязании.

Бумага ассоциируется с чем-то непрочным, недолговечным. По словарю В.И,Даля, бумага — хлопчатая бумага, хлопчатка, хлопок, семянный пух растения хлопчатника, бумага писчая или разбитое в пух тряпье (льняное и пеньковое), распластанное листами

Определение жанра произведения.
Ребята легко определяют, что это рассказ.
— Почему вы так решили?
— Произведение небольшое по объёму, мало действующих лиц, нет больших описаний.

Далее выявляем особенности этого жанра.

Рассказ — малая эпическая форма художественной литературы — небольшое по охвату изображённых явлений жизни прозаическое произведение.
1. Отличается «режимом экономии»; не может быть длинных описаний.
2. Большую роль играют не детали-подробности, а детали-символы (особенно в
изображении пейзажа, портрета, интерьера).
3. Психологизм: важно не столько отразить душевный процесс во всей полноте,
сколько воссоздать ведущий эмоциональный тон, атмосферу внутренней жизни героев в данный момент.
4. В композиции рассказа очень важна концовка, которая носит характер либо сюжетной развязки, либо эмоционального финала, либо открытого финала (концовка, которая не разрешает конфликта, а лишь подчёркивает его неразрешимость).

Проследим, как наши теоретические знания реализуются в тексте.

— В какое время года происходит действие рассказа? Найдите в тексте описание
природы.

«Когда солнце растопило чёрный зернистый снег и из грязной воды выплыли скопившиеся за зиму отбросы человеческого жилья — ветошь, кости, битое стекло, — и в воздухе поднялась кутерьма запахов, в которой самым сильным был сырой и сладкий запах весенней земли … ».

«И воздух, и земля — всё было разбухшим и переполненным, а особенно голые
деревья, готовые с минуты на минуту взорваться мелкой готовой листвой».
«Прошло две недели. Наступила спокойная и нежная весна. Высохла грязь. Остро
отточенная трава покрыла засорённый двор, и всё население, сколько ни старалось, никак не могло его замусорить, двор оставался чистым и зеленым».
— Действие происходит весной. По описанию пробуждающейся при роды это, скорее всего, апрель.

Это календарный рассказ, а точнее — пасхальный. Пасхальный рассказ связан с
праздниками всего пасхального цикла – от Великого поста до Троицы и Духова дня. Пасхальный рассказ назидателен — он учит добру и Христовой любви; он призван напомнить читателю евангельские истины.

Его сюжеты — «духовное проникновение», «нравственное перерождение человека», прощение во имя спасения души, воскрешение «мертвых душ», «восстановление» человека. Обязательны два признака: приуроченность времени действия к пасхальному циклу праздников и «душеспасительное» содержание.

Типологические приметы пасхального рассказа:
— приуроченность времени действия к пасхальному циклу;
— герои — обычные люди со своими проблемами;
— пасхальный рассказ назидателен — он учит добру;
— его сюжеты — «нравственное перерождение человека», прощение во имя спасения души, «восстановление» человека;
— счастливый финал.
— Найдём в рассказе «Бумажная победа» типологические приметы пасхального
рассказа:
— действие происходит весной;
— обстановка реальная, герои — обычные люди со своими проблемами;
— рассказ назидателен — он учит добру;
— разобщённость, даже вражда детей в начале про изведения, изменение отношения детей к Гене в конце произведения;
— открытый финал.
— В чём отличие сюжетной схемы рассказа «Бумажная победа» от традиционной
схемы пасхального рассказа?
— Нет конкретной при вязки к пасхальным праздникам и открытый финал.
— Что можно сказать о композиции рассказа?
— Композиция последовательная, линейная. В основе композиции — антитеза, как и в рождественских рассказах. И опять открытый финал, как и в рассказе «Капустное чудо».
— В рассказах Улицкой финал остается открытым. Нам хочется надеяться, что главный герой рассказа «Бумажная победа» нашёл своё место среди ребят, но возможен и другой вариант: на следующий день начнётся то же самое, что мы видели в начале рассказа — полная разобщённость героев.
— А может ли быть всё таким, как прежде? Я считаю, что не может.

При анализе текста можно использовать метод «чтение с остановками».
Читаем от слов «Когда солнце растопило … » до слов «мальчика жалко».

— Каково настроение этого эпизода?

— Настроение мрачное. Это передаётся и через описание природы (чёрный зернистый снег, грязная вода, отбросы человеческого жилья, кутерьма запахов, голые деревья), и через описание главного героя (свою фамилию он ощущал «как унижение», «у него от рождения было неладно с ногами», «у него всегда был заложен нос, и он дышал ртом», «у него отца не было вообще»), и через
отношения героя с другими ребятами, которые кидались грязью в Геню и дразнили его.

— Какие чувства вызывает у нас Геня Пираплётчиков?

— Его искренне жаль. Он такой несчастный, его никто не принимает, все ребята над ним издеваются: обзывают его, кидаются в него грязью. Он противопоставлен всем остальным ребятам.

— Геня вызывает не только чувство жалости, но ещё и презрение. Он вечно сопливый, совершенно не самостоятельный и не умеющий постоять за себя: кинули в него грязью, он сразу побежал к бабушке. Хотя, конечно, трудно одному быть против всех и защищать себя. Он действительно очень несчастный.

Анализ первого предложения.
«Когда солнце растопило чёрный зернистый снег и из грязной воды выплыли скопившиеся за зиму отбросы человеческого жилья — ветошь, кости, битое стекло, — и в воздухе поднялась кутерьма запахов, в которой самым сильным был сырой и сладкий запах весенней земли, во двор вышел Геня Пираплётчиков».

И ветошь человеческого жилья, и грязная вода, и появление главного героя — всё в одном ряду, в одном предложении.

— Почему Улицкая сводит описание природы и появление главного героя в одно
предложение?

— Изображение при роды помогает лучше понять состояние персонажа. Показана
дисгармония в природе, и это предвосхищает изображение внутреннего мира главного героя.

— Дальше мы видим, что дисгармония не только в природе, но и между детьми: «Он оглянулся: кидался Колька Клюквин, кричали девчонки, а позади них стоял тот, ради которого они старались, — враг всех, кто не был у него на побегушках, ловкий и бесстрашный Женька Айтыр».

— Какие приёмы использует автор для создания образа главного героя?
(Портрет, характеристику героя другими персонажами, характеристику героя через
его действия и поступки)

Портретная характеристика героя дана через детали, подробного описания нет:
прыгающая походка, всё время заложен нос, «в шерстяной лыжной шапочке с поддетым под неё платком и в длинном зелёном шарфе, обмотанном вокруг шеи».

Показывая, что герой несчастен, автор использует однотипные синтаксические конструкции (сложносочиненные предложения) и анафорический повтор.
«Помимо этого, у него от рождения было неладно с ногами, и он ходил странной, прыгающей походкой.

Помимо этого, У него всегда был заложен нос, и он дышал ртом. Губы сохли, и их приходилось часто облизывать. Помимо этого, у него не было отца. Отцов не было у половины ребят. Но в отличие от других Геня не мог сказать, что его отец
погиб на войне: у него отца не было вообще».

В последнем абзаце то же начало предложения «Помимо этого, у него … », но дальше Улицкая использует простые предложения. В первом предложении внимание читателя привлечено к Гене, во втором — к ребятам, в третьем появляется противительный союз но: так на уровне синтаксиса показано, что
герой отличается от других ребят, что он по другую сторону. Дальше идёт вывод: «Всё это вместе взятое делало Геню очень несчастным человеком».

— Что вы можете сказать о матери и бабушке, как они изображены?
(Прямых описаний нет. Бабушка показана более подробно: « … крохотная бабуська в бурой шляпке с вечнозелёными и вечноголубыми цветами над ухом … Мёртвая потёртая лиса, сверкая янтарными глазами, плоско лежала у неё на плече». Мёртвая потёртая лиса, вечнозелёные и вечноголубые цветы в описании говорят о какой-то застывшей, «искусственной» жизни.

«Крохотная бабуська в бурой шляпке» сама нуждается в защите. Как она может уберечь от «бандитов и воров» своего внука? Мы понимаем, что ни помочь, ни указать выход из сложной жизненной ситуации она не сможет. Единственное, что ей под силу, это завязывать внуку шарф и водить его в школу и на прогулку. Но как долго это может продолжаться?

О матери мы узнаём только из её диалога с бабушкой. Именно здесь происходит завязка произведения. «Я думаю, надо пригласить их в гости, к Гене на день рождения».

Нелегко матери принять это решение — собрать всех в своём доме на празднование дня рождения сына, но она не видит другого выхода. Внутреннее состояние передано через детали: «хмуро отозвалась», «холодно ответила»)

— Как показан внешний мир, природа?

(Природа в ожидании весенних изменений: «И воздух, И земля — всё было разбухшим и переполненным, а особенно голые деревья, готовые с минуты на минуту взорваться мелкой счастливой листвой». И эти изменения обязательно произойдут.)

Читаем от слов «Прошло две недели … до слов «К четырём часам»

— Что противопоставлено внешнему миру в этом эпизоде?

(Это дом, семья. Обстановка дома передана с помощью деталей. Пианино, книжный шкаф, ноты, маска — это предметы-символы, за ними целый мир. Пианино, ноты – это мир музыки.)

— Дайте определение музыки по словарю символов. Музыка — самое символичное из всех искусств, так как может, не используя слов и зрительных образов, оказывать влияние на человека.

Древние считали, что добро гармонично, а диссонанс вызывается влиянием зла. Они осознавали, что небесные тела исполняют космический гимн по мере своего движения по небу.

Какое значение в рассказе имеет маска Бетховена? Почему именно маска, а не
портрет, бюст?

Снова обращаемся за помощью к словарю символов. Маска — важный компонент всех культур, позволяющий человеку представить свой страх, табу или божество, наполниться его силами. Поэтому маска во всех культурах почиталась как лик, святыня. К маскам относились как к вместилищу духов или богов. Часто маска имела свой храм и охранялась приставленным для этого жрецом. Маску подарила мамина учительница.

Для Улицкой очень важна преемственность поколений. Мать можно назвать «жрецом», хранительницей, поэтому и на детей, собравшихся в её доме, так благотворно подействовала музыка.

— Задайте ваши вопросы.
— Что нового мы узнаём о главном герое?

Он умел делать из бумаги разные предметы, он был «великим мастером этого
бумажного искусства». Умел играть на пианино, что вызывает у некоторых детей «почти» восхищение.

— Как показаны ребята и отношения между ними и главным героем?

— Для передачи отношения Гени к ребятам автор использует оксюморон: «старался не думать о том, как сейчас в дом ворвутся шумные, весёлые и непримиримые враги … ».

— На ребят большое впечатление произвела игра матери на пианино: « … мама выдвинула вертящийся табурет, села за пианино и заиграла «Турецкий марш». Сестрички заворожённо смотрели на её руки, порхающие над клавишами. У младшей было испуганное лицо, и казалось, что она вот-вот расплачется».

— Атмосфера дома — это атмосфера добра: звучит музыка, всех угощают, относятся к каждому ребёнку, как к своему («… а бабушка суетилась около каждого из ребят точно так же, как суетилась обычно около Генечки»). Всё это благотворно действует на ребят. Чтение рассказа со слов «Мать принесла сладкий сироп».

— О чём хочется спросить?
— Как представлено время и пространство в рассказе?

— Время указывается не прямо, а угадывается опосредованно: « … какая мама талантливая пианистка, и если бы не война, то она окончила бы консерваторию … », «Он давным-давно умер. Больше ста лет назад. Задолго до фашизма». Музыка, книги – это вечные ценности, поэтому можно говорить о связи времён: до войны, война, после войны, современность.

— Пространство улицы, внешнего мира (чужое, враждебное) противопоставлено
пространству дома, семьи (своё). И в это своё пространство врываются «шумные, весёлые и непримиримые враги», но они меняются, как меняется и сам главный герой. Преображения в малом мире ведут к преображению и в большом.

— С чем можно сравнить атмосферу дома, тепла, щедрости, любви?

— С храмом. Происходят изменения, преображение всех детей в этой атмосфере.
Сам Геня из сопливого, презренного существа превращается в нечто значимое, причастное к этой музыке и к этому бумажному творчеству. И выходят у него не пули, не орудия борьбы, что было привычно и понятно детям послевоенного времени, а чудо создания, которое потрясает опалённое войной детское сознание. Меняются дети: «Он словно впервые увидел их лица: не злые. Они
были совершенно не злые … ».

— Вернёмся к названию рассказа. Какая же победа: бумажная или реальная?
— Победа не бумажная, настоящая. Победил дом. Победила мама, бабуська и Геня с помощью музыки, доброты и творчества. Бумажные игрушки сделали возможной реальную победу.

  • Основная идея сказки гуси лебеди
  • Осень по немецки как пишется
  • Основная мысль рассказа белый пудель
  • Основная идея сказки гадкий утенок
  • Осень очень красивое время года сочинение