Основная мысль рассказа чучело железников

«Чучело» читательский дневник

«Чучело» читательский дневник

«Чучело» – одно из самых сильных произведений В. К. Железникова, в котором рассказывается о тяжёлой ситуации, в которую попадает добрая, милая, простая девочка. Ей предстоит пройти через предательство, унижения и подлость одноклассников, однако это не сломает её.

Краткое содержание «Чучело» для читательского дневника

ФИО автора: Железников Владимир Карлович

Название: Чучело

Число страниц: 224. Железников Владимир Карлович. «Чучело». Издательство «АСТ». 2017 год

Жанр: Повесть

Год написания: 1981 год

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Время и место действия

Действие повести происходит в 70-е годы ХХ века, в старом русском городке на берегу Оки, где-то между Калугой и Серпуховом. Названо произведение в честь главной героини – двенадцатилетней Лены Бессольцевой, прозванной жестокими одноклассниками Чучелом.

Главные герои

Николай Николаевич Бессольцев (Заплаточник) – добрый, замкнутый старик, коллекционер старинных картин.

Лена Бессольцева – внучка Николая Николаевича, открытая, добрая, наивная девочка двенадцати лет.

Дима Сомов – красивый, умный мальчик, оказавшийся трусом и предателем.

Железная Кнопка (Миронова) – принципиальная девочка с волевым характером, жёсткая.

Шмакова – главная красавица в классе, кокетка, хитрая и подлая.

Маргарита Ивановна – молодая учительница, справедливая, добрая, но поверхностная.

Валя, Лохматый, Рыжий, Васильев – одноклассники Лены.

Обратите внимание, ещё у нас есть:

Сюжет

В небольшой провинциальный городок к Николаю Николаевичу Бессольцеву приехала его внучка Лена. Добрая, открытая, доверчивая девочка сразу же вызвала у своих новых одноклассников отторжение: уж слишком странной, непохожей на других она оказалась. Все решили, что она под стать своему нелепому деду, которого местные жители за глаза называли Заплаточником. Старик Бессольцев вечно ходил в своём старом пальто, на котором не было живого места от многочисленных заплаток. Однако для него было важно другое: все свои деньги Николай Николаевич тратил на коллекционирование картин местного крепостного художника, своего далёкого предка.

В силу своего характера Лена не могла постоять за себя перед сверстниками, и вскоре в классе за ней закрепилось прозвище – Чучело. Лишь один человек – красавец и отличник Дима Сомов – относился к Лене совсем иначе, чем другие, и девочка искренне считала его своим верным другом.

Классная руководительница Маргарита Ивановна, все мысли которой были заняты предстоящей свадьбой, предложила ребятам на осенние каникулы поехать в Москву. Все радостно согласились и принялись копить деньги на поездку. Когда необходимая сумма была собрана, ребята решили отметить это событие походом в кино, сбежав с уроков. Однако это стало их роковой ошибкой: Маргарита Ивановна не простила ребятам такой проступок, и весь класс был наказан, оставшись дома.

В том, что классная руководительница узнала о массовом прогуле, был виновен Дима Сомов, однако Лена, желая спасти друга, взяла его вину на себя. Тогда Железная Кнопка подговорила весь класс объявить ей бойкот. Лена была уверена, что Дима вскоре сам во всём признается ребятам, но он был слишком трусливым, чтобы сделать это. О поступке Димы знала и Шмакова – главная кокетка в классе, однако она хотела понаблюдать за его душевными страданиями и после обернуть всё в свою пользу.

Ребята настолько озверели, что принялись нещадно издеваться над Леной. Они затравливали её на улицах, ночью пугали медвежьей головой через окно дома и даже подожгли чучело, на которое надели украденное у Лены платье . Этого девочка уже не смогла снести. Нарядившись в полуистлевшее платье и побрившись наголо, она пришла на день рождения Димы Сомова и открыто сказала одноклассникам всё, что о них думает. В тот же вечер ребята узнали всю правду и о том, кто был истинным виновником срыва долгожданной поездки, и объявили Сомову бойкот.

Узнав о трагедии внучки, Николай Бессольцев решил переехать. Он подарил родному городу уникальную коллекцию картин, а школе оставил один портрет, на котором была изображена девушка – точная копия его Лены. Одноклассники были подавлены: они чувствовали непосильный груз вины перед Леной.

Вывод и своё мнение

В своём произведении автор показал, что даже дети могут быть невероятно жестокими и беспощадными. В силу своего возраста принимая бессердечность и жестокость за проявление силы, они готовы были морально раздавить того, кто, по их мнению, заслуживал наказания. Вот только истинная сила заключается в доброте, самопожертвовании и правде – именно это и пыталась всеми силами доказать главная героиня.

Главная мысль

В любой ситуации, даже самой сложной, нужно оставаться человеком.

Авторские афоризмы

«…Можно презреть, наказать, помочь, но мучить нехорошо, стыдно, нельзя. Это ожесточает человека…»

«…А Шмакова тем временем считала деньги – шевелила губами, точно листья шелестели по траве. Нос у нее удлинился, она и носом помогала себе считать…»

«…И, конечно, невидимые частицы прошлого пронзят и прогреют его тело, запульсируют кровью, и он уже никогда не сможет забыть родного дома…»

«…Прощать – пожалуйста!.. Но не предателей, – ответил Николай Николаевич. – Лично я не люблю подлецов…»

Толкование непонятных слов

Калитка – дверь в заборе, предназначенная для входа в огороженную забором территорию и выхода за неё.

Лафет – специальное приспособление, опора, на котором закрепляется ствол орудия с затвором.

Мезонин – вышка, полуярус — надстройка над средней частью жилого дома, часто имеет балкон.

Новые слова

Курган – разновидность погребальных памятников, представляет собой сооружение земляной насыпи над погребальной ямой.

Жимолость – разновидность кустарника.

Гаубица – артиллерийское орудие.

Парное молоко – молоко, которое только что надоили и ещё не успели охладить.

Рейтинг читательского дневника

А какую оценку поставите вы?

Анализ повести «Чучело» (В.К. Железников)

Автор: ·
Опубликовано 01.11.2019
· Обновлено 01.11.2019

Многомудрый Литрекон предлагает анализ повести «Чучело» по плану. В этой книге автор живо представляет действительность – как может быть беззащитен ребёнок в коллективе себе подобных, как трудно этому помочь, и на какую жестокость бывают способны дети? Более подробно о сюжете Вы можете узнать в кратком содержании по главам.

Содержание:

  • 1 История создания
  • 2 Жанр и направление
  • 3 Композиция и конфликт
  • 4 Смысл названия
  • 5 Суть: о чём повесть?
  • 6 Главные герои и их характеристика
  • 7 Темы 
  • 8 Проблемы 
  • 9 Смысл 
  • 10 Чему учит?
  • 11 Критика

История создания

Повесть «Чучело», написанную в период творческого расцвета писателя, в 1970 гг., вполне можно назвать автобиографичной. В.К. Железников услышал подобную историю от своей племянницы, происшедшую в её жизни. В реальности такие события происходили с девочкой в течение полугода, тогда как в повести нам представлены всего несколько дней из жизни Лены Бессольцевой. Первоначально Железняковым была создана пьеса «Бойкот», что послужила основой для создания будущего произведения «Чучело». Сам В. Железников так отзывается о своей работе:

«В «Чучеле» меня интересовало, может ли один человек, такой вот маленький, ранимый, незащищённый, как Лена, выстоять в экстремальной ситуации против всех. Потом в процессе работы появилось желание создать панораму жизни подростков, понять, из каких зёрен взошла эта поросль».

Жанр и направление

Жанр книги «Чучело» — повесть, ведь она слишком велика для рассказа и слишком коротка для романа.

Жанровая направленность повести «Чучело» – это бытовая проза, в которой отображена драма детских взаимоотношений, жестокость и бесчувствие юных созданий. Она была характерна для того периода развития советской литературы.

Литературное направление книги — реализм, так как все герои и события абсолютно реалистичны и даже имеют прототипы.

Композиция и конфликт

Повесть состоит из 14 глав, в которых описываются несколько дней жизни и воспоминания двенадцатилетней девочки, Лены Бессольцевой. 

  1. В завязке лежит приход девочки в новую школу, далее происходит развитие действия – знакомство Лены с одноклассниками, общение и совместные занятия. 
  2. Кульминация наступает в момент случая, когда класс решает сбежать с урока. Шалость выдаётся учителю лучшим учеником, Димой Сомовым, а Лена берёт на себя его вину перед классом. 
  3. Развязка наступает, когда ребятам становится известно истинное положение вещей, за чем следует детское раскаяние и отъезд Лены с её дедушкой.  

Основной конфликт произведения завязан на травле одноклассников по отношению к Лене за её поступок. Кроме того, развивается конфликт Лены с Димой Сомовым, которого девочка считает другом, но постепенно выясняет, что Дима её предаёт. 

Смысл названия

В названии повести «Чучело» автор передаёт отношение жестокого коллектива к непонятой им, наивной, бесхитростной девочке, с добрым и честным сердцем. Кличка дана не только из-за внешнего вида Лены (она была худой, высокой и с выступающими ушами, а волосы были пушистыми и светлыми), но и по другой причине. Чучелом пугают птиц, и героиня действительно произвела переполох на своем «поле»: дети перепугались после ее признания и перестали заниматься тем, чем раньше промышляли тайком. Все тайное стало явным, и участь Лены отпугнула героев от бойкотов и прочих насильственных методов решения конфликта. Они начали бояться ошибки и других последствий травли.

Смысл заглавия повести «Чучело» показывает, кем в глазах большинства нередко оказывается тот, кто оказался лучше и чище, тот, кто находит в себе силу отличаться и поступать благородно.

Суть: о чём повесть?

В маленький городок приезжает двенадцатилетняя Лена Бессольцева, к своему дедушке, одинокому, мягкому и доброму человеку. Николай Николаевич Бессольцев занимается поиском и собиранием картин, когда-то написанных его дедом, крепостным и неизвестным художником. Бессольцев видит в этом занятии единственную цель и радость в жизни. Однако приехавшая к нему внучка быстро становится для него новым утешением и смыслом. 

В новой школе, куда поступает учиться Лена, одноклассники принимают её с насмешками и относятся к ней свысока, но девочка всё равно рада общению и дружбе. У неё завязывается дружба с Димой Сомовым, самым популярным мальчиком в классе, что вызывает новые насмешки и скрытое недоброжелательство. На улице у Димы случаются конфликты с одноклассником Валькой, который ловит и сдаёт на живодёрню бродячих собак. Дима подвергается угрозам и запугиванию со стороны старшего брата Вальки. Лена во всём поддерживает Диму и восхищается его храбростью.

Незадолго до осенних каникул классу объявляют новость – на каникулах детей ожидает поездка в Москву. Дима предлагает ребятам заработать самим на поездку – помогать жителям и предприятиям, трудиться во дворах и огородах. Большинство поддерживает предложение, и работа начинается, проходит весело и дружно. Нужная на поездку сумма набирается быстро, и ребята находятся в предвкушении желанной поездки.

В последний день школьных занятий класс решает сбежать с урока в кино. Случается так, что Дима признаётся в этой шалости учительнице, Маргарите Ивановне, при этом мальчик не решается сообщить о своём поступке классу. Класс в наказание за прогул занятий лишают поездки в Москву, что вызывает у детей возмущение. Они ищут виноватого в своей среде, и Лена, видя замешательство Димы, берёт на себя его вину. Миронова, заправляющая в классе девочка по прозвищу Железная Кнопка, предлагает объявить Лене бойкот, что все поддерживают. Возражает только Васильев, изгой и затравленный в классе мальчик, тогда как Дима пытается держать нейтралитет. 

С Леной перестают общаться, всячески унижают и оскорбляют, обстреливают горохом и бьют. Лена надеется, что Дима рано или поздно скажет ребятам правду. Дима несколько раз обещает девочке поступить честно, но так и не решается на это. 

Валька крадёт на дворе платье Лены, после чего класс устраивает жестокое представление – изготавливает из платья чучело и поджигает его. Диму вынуждают участвовать в этой затее. Он сгибается под давлением и ничем не помогает Лене. 

Дедушка Лены начинает замечать случавшиеся у девочки неприятности. Он пытается помочь и просит девочку всё ему рассказать. Постепенно, раз за разом, Лена передаёт дедушке свою трагедию, также объявляет ему своё желание уехать из города. 

Однажды к Бессольцевым приходит Васильев, мальчик-изгой, который сочувствует положению Лены и не участвует в травле. Он призывает Лену не бояться одноклассников и не уезжать из города. Тогда Лена решает бросить вызов классу – она стрижётся наголо и является к Диме Сомову, в момент, когда весь класс празднует его день рождения. Лена каждому говорит правду в лица, затем оставляет шокированных одноклассников.

Позже дедушка Лены также принимает решение – отдать городу в общественное пользование свой дом и картины, а самому уехать вместе с Леной. К этому времени классу становится известна правда: и от Лены, и от двух ребят, которые слышали признание Димы учительнице. Травля класса со всей яростью переключается на Диму. Лена с дедушкой перед отъездом приходят в школу, и учительница объявляет детям о пожертвовании городу, сделанном Николаем Николаевичем. Класс поражает поступок пожилого человека, а также заявление Лены, что та отказывается участвовать в травле Димы. Всё это заставляет детей заново узнать Лену, полюбить её и раскаяться в своём поведении. Подробнее об этом Вы узнаете в кратком содержании для читательского дневника.

Главные герои и их характеристика

Система образов и характеристика главных героев в повести «Чучело» отражена Многомудрым Литреконом в таблице:

Герой Характеристика
Лена Бессольцева Двенадцатилетняя девочка, хрупкая, неловкая, наивная, при этом полная душевной теплоты и участия к каждому, открытая и искренняя. У неё пылкое, преданное сердце, она готова любить и бесконечно прощать любимого человека, продолжает в него верить, несмотря ни на что. Однако у Лены сильная воля и смелый нрав, она не боится сказать правду и бросить вызов толпе, не боится признавать свои ошибки, очень строго судит себя. У неё возвышенная натура – Лена понимает своего дедушку, собирателя картин, а его бескорыстный поступок признаёт во всей полноте. У Лены бодрый, никогда не унывающий характер – она не разучивается радоваться жизни, травля одноклассников её не сломила, не сделала равнодушной и озлобленной. Такова краткая характеристика Лены Бессольцевой.
Николай Николаевич Бессольцев Дедушка Лены — пожилой одинокий человек, чуждающийся общества людей, находящий единственную радость в поиске и собирании картин, когда-то написанных его дедом, неизвестным художником. Николай Николаевич живёт ради этого, потому отказывает себе подчас в покупке даже необходимых вещей и одежды. Из-за этого в городе его считают странным, над ним смеются ребятишки на улице, а школьники дразнят «заплаточником». Ничего это не задевает Николая Николаевича и не выводит из душевного равновесия. Он ощущает родственной для себя душой свою внучку Лену, восхищается чистотой её души и старается как может помочь девочке. Николай Николаевич мудр и чуток, он верно угадывает ситуацию и определяет натуру каждого участника травли его внучки, он наталкивает Лену на принятие верных решений. Он не смог её защитить, но остался верен себе, благородным и честным, он бросает безмолвный укор бессердечным детям перед своим уходом. 
Учительница Маргарита Ивановна Классный руководитель того самого класса, в котором происходила травля девочки. Маргарита Ивановна не завоевала к себе уважения и расположения детей. Пылкая, эмоциональная, энергичная учительница привычно и бодро выполняет свою работу, при этом не хочет вникать в проблемы детей и замечать нездоровую обстановку в классе. Маргарита Ивановна готовится к свадьбе и полностью поглощена своими делами, Лена напрасно ждёт от неё участия и помощи. В результате ситуация остаётся целиком вне поля зрения учительницы, она узнаёт обо всём лишь при окончательной развязке.
Дима Сомов Красивый, умный и способный мальчик, лидер в классе и любимец учителей. Он хочет поступать правильно, имеет благородные порывы, при этом на деле оказывается далёк от благородства и заботится лишь о внешнем впечатлении. Его дружба с Леной не выдерживает испытания, Дима так и не находит в себе силы сказать правду и защитить девочку. Он хочет бежать от обстоятельств, не понимая, что проблема заключается в нём самом. В конечном итоге он удостаивается презрения класса, а со стороны Лены — искреннего сожаления.
Миронова, Железная Кнопка Очень волевая, серьёзная девочка с непоколебимыми принципами чести, которые она активно внедряет в классе, будучи его лидером. Железная Кнопка считает, что всякая ложь и предательство должны немедленно и без пощады наказываться, при этом не знает никакой меры жестокости. Она уважает Лену за её смелость и правдивость, но не может поступиться своими принципами непримиримости. В Лене также вызывает восхищение эта девочка, за её честность и твёрдый характер. В заключение событий Железная Кнопка оказывается в замешательстве и отчаянии – она не понимает, почему Лена не желает мстить настоящему предателю и почему одноклассники поддерживают идею прощения. В семье Железной Кнопки можно угадать несогласие – мать явно не разделяет правильных принципов дочери, что девочку возмущает и расстраивает.
Валька Грубый, жестокий и лживый мальчик, ищущий во всём только свою выгоду и без колебаний причиняющий боль и обиду тому, кто слабее. Он промышляет продажей бродячих собак на живодёрню, и проявляет особенную жестокость в травле Лены. При этом он труслив, заискивает и немедленно пасует перед теми, кто сильнее его. 
Шмакова Живая, красивая и популярная девочка в классе, заводящая себе бесконечных поклонников и даже «рабов» — тех, кто безраздельно служит ей. Она самовлюблённая и избалованная, больше всего на свете любит красиво одеваться, не имеет никаких моральных ценностей, привычно применяет хитрость и лукавство, как средство осуществления своих желаний и властвования над другими. Шмакова заполучила себе в «рабы» одноклассника Попова, и с его солидарностью хладнокровно наблюдает драму Лены, зная правду и не желая её открывать.
Васильев Изгой, отвергнутый классом, постоянно подвергающийся насмешкам и обидам. Тем не менее, Васильев осмеливается высказаться в пользу Лены и защищает её, навлекая на себя новые неприятности. Он приходит к Лене и призывает её быть смелой, чем побуждает её к решительным действиям.

Темы 

Тематика повести «Чучело» отражает во всей сложности и динамике мир подростков с его недостатками и достоинствами.

  1. Основная тема произведения – конфликт в детском коллективе. Жестокость и бессердечие подростков к «белой вороне», девочке, непохожей на них. При этом автор оценивает мотивы каждого из них и приходит к выводу, что дети оказались заложниками взрослых противоречий. Так, Рыжий хотел поехать в Москву, чтобы увидеть отца, но не смог, поэтому с особым пылом преследует Лену. Он не злой, просто одинокий мальчик, нуждающийся в отце, которого почему-то нет рядом.
  2. Еще одна тема книги — справедливость. В процессе действия всплывает конфликт Мироновой, Железной Кнопки, с одноклассниками и близкими, возмущение тем, что «каждый может жить как хочет… и ни с кого ничего не спросится». Дети воспринимают справедливость утрировано и ищут ее в мести, но лишь запутываются и порождают произвол. Благие цели приводят к плачевным последствиям. Интересно, что автор отмечает в лексиконе детей советскую риторику пропаганды  («предатель», «суд», «шпион» и т.д.). Этим он намекает, что детей окружает враждебная атмосфера с заведомо ложными установками: ловить, наказывать, мстить.
  3. Тема учителя тоже важна для понимания текста. В классе происходит конфликт с учителем из-за того, что сорвалась поездка в Москву, именно так появились презрение и обида со стороны подростков. Но учительница создала негативную атмосферу и уехала, решая личные проблемы и забывая о служебном долге. Мысли о свадьбе мешают ей понять Лену, которая приходила за помощью, но ничего не получила.
  4. Тема семьи преподнесена очень интересно. В отношениях Лены с дедушкой временами присутствует атмосфера конфликтности, из-за непонимания и незнания со стороны дедушки обстоятельств Лены. Он думает лишь о картинах и давно умерших людях и не замечает того, что происходит вокруг. В финале он расстается с ними из-за раскаяния: в попытках удержать прошлое он забыл о настоящем. У Лены, кроме всего прочего, происходит внутренний конфликт с самой собой – она винит и не может простить себя, за то, что невольно, из простоты поддерживала насмешки класса над её дедушкой. Также за то, что сама стыдилась перед одноклассниками его странного вида.
  5. Тема искусства не менее значима. Дедушка собирает и хранит картины, специально для них топит весь дом, изводит дрова и деньги. Класс Лены выказывает Николаю Николаевичу пренебрежение и бросает насмешки, из-за того, что тот плохо одет и занимается непонятными детям вещами. Однако герой стойко терпит лишения, чтобы собрать и сохранить творческое наследие предка, которое он подарил городу.

Проблемы 

Проблематика повести «Чучело» до сих пор актуальна во многих школах:

  1. В повести вырисовывается главной проблемой детская жестокость, способность детей быть беспощадной силой, способной растоптать и уничтожить. При этом проблемой другой стороны становится стремление выжить в коллективе, не перестать при этом быть добрым и честным, необходимость бороться и отстаивать своё право быть личностью.
  2. Также присутствует в произведении проблема взаимоотношений – между Леной и Димой Сомовым, проблема малодушия и храбрости, верности и предательства, благородства и низости. Девочка быстро привязывается и ошибается в своих чувствах, а мальчик теряет ее из-за трусости.
  3. У Димы проявляется его личная проблема благородства  – желание быть благородным, при этом ничем не жертвовать и не терпеть никаких неудобств. Он видит решение проблемы в бегстве от действительности, вместо изменения самого себя. 
  4. Существует в классе Лены и проблема неправильного понимания верных принципов – радикальность и жестокая непримиримость к оступившемуся, чего неотступно добивается Железная Кнопка, искренне считающая себя борцом за правду.
  5. Проблема непонимания между близкими присутствует в отношениях дедушки и внучки, на первых порах их общения. Поглощённый поиском и устроением в доме картин, дедушка не сразу замечает и понимает происходящее с Леной, из-за чего ему приходится приложить немало усилий, чтобы вызвать её на откровенность.

Смысл 

Основная идея, выраженная в повести «Чучело» – необходимость остаться человеком в любых условиях и обстоятельствах, и никогда не разменивать свои лучшие качества. Также автор побуждает читателя к старанию разглядеть и понять в коллективе того, кто выглядит «чучелом», вместо того, чтобы торопиться бросать в него камни. 

Другая главная мысль повести «Чучело» — об ответственности взрослых за детскую жестокость. Никто из взрослых не вмешался в конфликт, не защитил девочку, а учительница Маргарита Ивановна даже не заметила происходящего с детьми. 

В старинном городе с богатой историей, где стоит необыкновенный, знаменитый дом Бессольцевых, и где ходит по улицам бывший солдат, собирающий своё духовное наследие – прекрасные картины, здесь же, бок о бок, подрастает поколение наглых, циничных, бессердечных детей, не замечающих и не ценящих ничего святого и истинного. Почему это происходит, и кто в этом виноват? Этот серьёзный вопрос ставит перед читателями В. Железников, и об этом призывает нас серьёзно задуматься повесть «Чучело».

Чему учит?

Повесть «Чучело» учит добру, состраданию, любви и жертвенности – как жертвует собой Лена ради своего друга Димы. Учит отстаивать себя и не колебаться между добром и злом, чтобы иметь право на уважение окружающих и самого себя. Учит нас ценить людей, непохожих на других. Призывает учиться у них честности и милосердию, и спешить это делать, пока эти люди находятся рядом с нами. Предостерегает от неверных выводов и несправедливого отношения к тем, кого большинство не понимает, чтобы не пришлось впоследствии горько раскаиваться. Такова мораль повести «Чучело».

Также повесть напоминает взрослым, что нужно стоять на страже детского счастья, быть чуткими и внимательными, чтобы вовремя помочь маленькому человеку одолеть проблему. Достигать близких и искренних отношений с детьми, чтобы не лишиться их дружбы и доверия, при этом всегда быть для них достойным примером.

Критика

Вот как говорится о повести «Чучело» в журнале «Вестник ТГПУ»:

«Единственный путь пробудить в другом самосознание, совесть, гуманность – стоическое непротивление злу насилием. Повесть Железникова однозначно продолжает традиции классической русской литературы, развивает идеи Ф. Достоевского и Л. Толстого…»

 «В. Железников наряду с В. Распутиным, В. Астафьевым, В. Маканиным и другими авторами утверждает значимость исторической, культурной и родовой памяти, семьи, Родины, других традиционных ценностей, отказ от которых оборачивается разрушением личности и моральной деградацией общества».

Автор: Диана Горина

Метки: 6 классВладимир Железниковповесть Чучелоразбор

Читайте также:

Автор: Железняков Владимир Карпович. Родился в 1925, умер в 2015 году. Советский писатель, драматург. Наиболее известные произведения —  «Чучело», «Чудак из шестого ‘Б’»

Название: «Чучело»

Жанр произведения: повесть

Тема произведения: травля и предательство в детском коллективе

Число страниц: 224

Год написания повести «Чучело» — 1981. Опубликована отдельным изданием в том же году. В 1983 году повесть экранизирована, фильм Ролана Быкова «Чучело» удостоен Государственной премии СССР и главного приза на Международном кинофестивале в Лионе.

Главные герои (персонажи) и их характеристика

  1. Лена Бессольцева – девочка лет 12, шестиклассница. Искренняя, доверчивая, прямолинейная. Добрая, принципиальная, честная, не умеет лгать и предавать, принципиальная. Очень одинокая в душе. «Она была нескладным подростком, еще теленком на длинных ногах, с такими же длинными нелепыми руками. На спине у нее торчали, как крылышки, лопатки. Подвижное лицо украшал большой рот, с которого почти никогда не сходила доброжелательная улыбка. А волосы были заплетены в два тугих канатика».
  2. Николай Николаевич Бессольцев – дедушка Лены. Добрый, честный пожилой человек. Нелюдимый, одинокий, замкнутый. Интересуется только картинами, живет бедно, плохо одет. Предпочитает прятаться от жизни, погружен в себя. Фронтовик.  «Его то и дело видели не по возрасту стремительно бегущим по кривым улочкам городка то в одну сторону, то в другую, очевидно без всякого дела, хотя иногда он нес что-то завернутое в материю, — тогда лицо его вдохновенно светилось и молодело».
  3. Дима Сомов – одноклассник Лены. Из обеспеченной семьи, красивый, сильный, но слабохарактерный, трусливый. Лена им искренне восхищается, по-детски влюблена.«И Ленка собирала, а сама все время исподтишка следила за Димкой: как он ловко лазал по деревьям, как смело прыгал, как быстро пробегал из одного конца сада в другой в ослепительных красноватых лучах солнца».
  4. Миронова – неформальный лидер класса по прозвищу «Железная кнопка». Уверенная в себе, жесткая, волевая девочка, не боится никого. «А что вы так кричите? – с вызовом спросила у Маргариты Миронова. И потом осадила ее так, как только она одна умела: – Мы же люди, а не служебные собаки»
  5. Маргарита Ивановна – классный руководитель класса. Молодая учительница, поглощенная личной жизнью. Не пользуется авторитетом в классе, равнодушная, поверхностная. «Маргарита Ивановна, не замечая никого, веселой походкой пересекла сквер и склонилась к окошку кассы речного пароходства».
  6. Шмакова – самая красивая девочка в классе. Любит собирать вокруг себя поклонников, хорошо одевается. Лицемерная, пустая, неискренняя. «Она настоящая лиса, поет сладким голосом, будто колыбельную, будто укачивает тебя своей лаской, а сама под дых бьет».

Время и место действия повести «Чучело» — 70-е годы ХХ века, старинный русский небольшой город на Оке, примерно между Калугой и Серпуховом.

Краткое содержание повести «Чучело»

  1. Девочку Лену привозит в свой город дедушка, Николай Николаевич. Сам дедушка живет замкнуто, нелюдимо, занимается коллекционированием картин своего далекого предка. Из-за бедной одежды его называют в городе Заплаточником.
  2. Однажды Лена прибегает домой из школы и требует денег на дорогу домой, к родителям. Она кричит и настаивает, несмотря на попытки дедушки ее успокоить. Наконец Лена в отчаянии убегает из дома, и дедушка бежит ее догонять
  3. Он видит, как Лену обступают одноклассники, они начинают дразнить ее и издеваться. При виде дедушки ребята разбегаются, но Миронова презрительно называет старика Заплаточником, и они возвращаются. Миронова говорит, что Лена сама все расскажет деду, и что ей должно быть стыдно. Лена с дедушкой возвращается домой. Он соглашается увезти Лену на следующий день, но сам уезжать из родного дома отказывается. Лена рассказывает ему, почему ее возненавидели одноклассники.  
  4. Придя в новую школу, доверчивая и открытая девочка не сразу поняла, что ее одноклассники злые и жестокие. Их шутки она воспринимала с искренним смехом. Особенно Лене понравился одноклассник Дима Сомов. Как раз после ее появления в классе, учительница Маргарита Ивановна предложила всему классу съездить на осенние каникулы на экскурсию в Москву. Дима предложил не просить денег у родителей, а заработать их самим. Идея понравилась ребятам. Они работали в совхозе, на фабрике детской игрушки, и заработали деньги, которые сложили в копилку. 
  5. Накануне поездки ребята всем классом решили сбежать с уроков, сделав вид, что не читали объявления, оставленного на доске Маргаритой Ивановной. Когда учительница пришла в класс, там никого не было, только спрятались под партами Шмакова и Попов. Тут вернулся забывший копилку Дима, а Лена, побежавшая за ним, сильно разбила колено и пошла в медпункт. Она услышала, как учительница стыдит Диму за прогул класса и называет трусом. Обиженный Дима рассказал Маргарите Ивановне, что класс сбежал. Шмакова и Попов слышали этот рассказ. Но ребята вместе пошли в кино, как ни в чем не бывало.
  6. На следующий день Маргарита Ивановна объявила, что класс наказан и в Москву не едет. Копилку она разбила, и огорченные ребята решили поделить деньги, но Дима предложил накопить на поездку в Москву зимой. Миронова спросила, кто же донес учительнице о прогуле, и объявила, что она знает предателя. Чтобы ребята помучились, она стала измерять каждому пульс, проверять, у кого сердце бьется быстрее. Лена видела, что Дима сам не свой от страха, и взяла вину на себя. Дима так и не признался из трусости, а Шмакова хотела понаблюдать, как он мучается, и тоже не сказала, что Лена – не предатель.
  7. Ребята начали травить Лену, объявив ей бойкот. Дима сначала намеревался признаться, что виноват он, но слишком сильно боялся одноклассников. Дедушка возмутился поведением Димы и осудил его, но Лена вступилась за Диму. Николай Николаевич и Лена поссорились, затем ночью помирились.
  8.  Лена вспоминает, как решила сделать красивую прическу, чтобы поразить Диму и ребят. Но ребята подкараулили ее возле парикмахерской и гнали до самого дома, после чего стали пугать медвежьей мордой. В этот день дедушка купил картину «Машка», на которой изображена девочка, очень похожая на Лену, он счастлив своим приобретением и не замечает, что происходит с внучкой.
  9.  Когда в окно снова лезет голова медведя, дедушка успевает схватить ее, и Лена видит, что голову держал Дима. Она думает, что Диму связали и бросается на помощь, но видит его в окне дома в окружении одноклассников, после чего бросает в окно камень.
  10. Дима приходит к Лене просить прощения и целует ее. Тем временем одноклассник выкрадывает ее платье. Дима попытался рассказать одноклассникам правду, но вновь испугался, а Лена снова подтвердила, что это она предала всех. Платье надели на чучело, Дима поджег его. Лена с криками разогнала всех горящим чучелом, сняла платье и обожглась, после чего убежала и спряталась у реки. Дедушка в тот день искал ее, но не заметил, что происходит с девочкой.
  11. После каникул Лена ждала, что учительница спросит про бойкот и разберется в ситуации, но Маргарита Ивановна забыла о случившемся. Лена призналась деду, что стыдилась его бедной одежды и прозвища Заплаточник, и считает, что предала его. Пришедшему однокласснику дедушка сказал, что Лена никого не предавала.
  12. Лена побрилась наголо, надела обгоревшее платье и пришла на день рождения Димы. Она высказала ребятам все, что хотела, поздравив всех, что уезжает, и добавив, что жалеет мучивших ее. После ее ухода ребята переругались, Миронова ушла, а Шмакова призналась Диме, что слышала его предательство, но теперь они должны быть заодно, ведь класс не простит ей молчания.
  13. Дедушка собирал вещи, готовясь к отъезду. Лена увидела в окно, как одноклассники гонят Диму по улице. Они узнали, что предатель. Лену одноклассники стали хвалить и предложили объявить бойкот Диме, но она ответила, что не будет ни над кем издеваться. Пришедшая учительница сообщила детям, что Николай Николаевич отдал свой дом и все картины городу, теперь там будет музей. Картину «Машка» дедушка подарил школе. Ребят рассказали учительнице о бойкоте, и она поняла, что за своими мечтами о замужестве совсем не обращала внимания на происходящее в классе, и никак не помогла девочке. Миронова предложила опять объявить бойкот, но класс не поддержал ее, и Миронова заплакала и перестала быть «Железной кнопкой». Дима рассказал, что Шмакова и Попов знали, кто на самом деле предатель, Шмакова демонстративно села рядом с Димой. Миронова упрекнула Маргариту Ивановну в равнодушии, и учительница признала справедливость этих упрёков, и даже не пошла провожать мужа. Один из мальчиков написал на доске: «Прости нас, Чучело».

Главная мысль повести «Чучело»

Коллективная травля отвратительна и уничтожает в людях все человеческое. Даже в такой страшной ситуации важно оставаться человеком и уметь прощать.  

Отзыв о повести «Чучело»

На моей взгляд, это одно из самых страшных произведений русской литературы. Автор показывает, как равнодушие и жестокость стали нормой в советском обществе начала 80х, насколько сильно разрушился к тому времени нравственный уклад в стране. Это было первое подробное описание явления буллинга в стране, вызвавшее огромный общественный резонанс. В повести нет привычных советской детской литературе дружбы, взаимовыручки, смешных приключений – юные герои копируют мир окружающих их взрослых, расчетливых, злобных и равнодушных. Даже дедушка, положительный персонаж, ушел от реальности в мир своих картин, оставив внучку наедине с бедой и ничего не замечая. Финал повести показался мне неправдоподобным, потому что в реальной жизни травящая стая редко раскаивается, свою вину и профессиональную непригодность могла почувствовать разве что учительница. 

Какой отрывок из книги понравился (или запомнился) тебе больше всего? О чем он? Почему он оставил тебя неравнодушным?
Более всего мне запомнилось начало книги, в котором рассказывается история дома и приезда Николая Николаевича. Это самые светлые и добрые страницы повести. Экспозиция развивается неторопливо, повествовательно, перед читателем проходит история страны через историю одного старого дома. Описание дома уютное и детальное, и этот зачин повести резко контрастирует с дальнейшим развитием сюжета, наполненным злостью и болью. 

Толкование непонятных слов (новые слова и выражения)

  • Гаубица – артиллерийское орудие
  • Лафет – специальное приспособление, опора, на котором закрепляется ствол орудия с затвором.
  • Мезонин — надстройка над средней частью жилого дома, часто имеет балкон.

Пословицы и поговорки из произведения, авторские афоризмы, выписки понравившихся фраз, выражений

  • Ночью дом был как свеча в непроглядной мгле.
  • — Знаешь, что такое «милосердный»? – продолжал Николай Николаевич. – Это человек, у которого «милое» сердце. Доброе, значит.
  • Черный дом с просторной, открытой ветрам террасой был совсем не похож на веселые, многоцветно раскрашенные домики соседей. Он выделялся на этой улице, как если бы суровый седой ворон попал в стаю канареек или снегирей.
  • Не ожидала я такого от Чучела, — нарушила наконец тишину Железная Кнопка. — Всем врезала. Не каждый из вас на это способен. Жалко, что она оказалась предателем, а то бы я с ней подружилась… А вы все — хлюпики. Сами не знаете, что хотите.
  • И тоска, такая отчаянная тоска по человеческой чистоте, по бескорыстной храбрости и благородству все сильнее и сильнее захватывала их сердца и требовала выхода. Потому что терпеть больше не было сил.

Другие читательские дневники вы найдете здесь

Смысл повести «Чучело» Железникова

На чтение 4 мин Опубликовано 06.09.2021
Обновлено 06.09.2021

Содержание

  1. Главные герои
  2. Основные события истории
  3. Смысл произведения

«Чучело» — повесть В. К. Железникова. В произведении поднимается вопрос о человечности, процессе становления человека в обществе. Переходя в новую школу, главная героиня сталкивается с непониманием и насмешками одноклассников, которые в своем отношении к ней переходят грань. Экранизирована.

Главные герои

Герой Описание
Лена Бессольцева Главная героиня повести. Девочка 12 лет, добрая, наивная, любящая. Имеет твердый характер и не боится высказать правду в лицо. Не унывает, несмотря на травлю со стороны одноклассников.
Николай Бессольцев Дедушка главной героини. Одинокий старик, погрузившийся в поиски картин, написанных его дедом. Поскольку покупка картин стала целью его жизни, он не обращает внимания на одежду, отказывает себе в других радостях жизни. Мудрый человек, несмотря на то, что не может защитить Лену, подталкивает ее в сторону верных решений.
Маргарита Ивановна Классная руководительница. Со своими обязанностями не справляется – дети ее не приняли, да и она, не замечая обстановку в классе, занята решением других вопросов, в том числе – подготовкой к собственной свадьбе.
Дима Сомов Лидер класса, любимец учителей. Желает поступать правильно, но когда доходит до дела, действует наоборот. Не может защитить Лену и отказывается от дружбы с ней, не выдержав натиска класса. По итогу класс начинает его презирать, а сама Лена показывает в его сторону искреннее сожаление.
Железная кнопка Реальный лидер класса. Считает, что любая ложь и предательство должны быть наказаны. Беспощадна, не знает меры в своей жестокости. Уважает Лену за ее характер, но не может поступиться своими принципами.
Валька Груб, жесток, лжив. Любит причинять боль и проявляет особенную жестокость по отношению к Лене. Живодер.
Шмакова Красивая, популярная девочка. Избалована, любит только себя. Моральных ценностей не имеет, постоянно хитрит и лукавит. Знает правду о Лене, но скрывает ее до конца, спокойно наблюдая за тем, как ту травят одноклассники.
Васильев Изгой класса. Из-за своего положения не переживает. Единственный, кто осмелился защитить Лену, за что получает еще больший бойкот.

Основные события истории

Лена переезжает к своему дедушке. Он отшельник и привык только к своим картинам, но внучка быстро становится для него смыслом жизни. Лена переходит в новый класс. Поначалу у нее все идет нормально, несмотря на некоторые насмешки со стороны одноклассников. Она начинает дружить с Димой Сомовым. За это Лена подвергается новым насмешкам, но не перестает поддерживать Диму.

Перед осенними каникулами класс получает известие – их ожидает поездка в Москву. Следуя предложению Димы, класс сам зарабатывает на поездку. В последний день школы весь класс сбегает в кино. Дима сдает их учительнице, но не признается в этом. Его разговор с учительницей слышало двое одноклассников.

Поездка отменяется, Сомов не признается, и Лена берет вину на себя. Ее бойкотируют, крадут ее платье и сжигают ее чучело во дворе. Сомов принимает в этом участие, не вынеся гнета одноклассников. Лена решается на активное противостояние – она является на день рождения Сомова, побрившись налысо, и высказывает всем правду в лицо.

Дедушка, постепенно узнавая, что происходит с Леной, принимает решение передать картины городу. Он и Лена уезжают. Перед отъездом они приходят в школу, и Лена отказывается травить Сомова.

Смысл произведения

В повести ярко показана жестокость детей, их бессердечие к тем, кто выбивается из общей массы. Каждый из детей раскрыт, и оказывается, что дети стали заложниками взрослых драм – у каждого в семье происходит то, что заставляет их срывать злость на Лене. Дети ищут справедливости, но понимают ее неправильно. Учитель – взрослый человек, который должен был заметить проблему, но не делает этого. Поведение классной руководительницы становится катализатором конфликта – ничего не объяснив, она уезжает в Москву. Детям нужно помнить о добросердечности, взрослым – не погружаться в свои проблемы, а видеть, что происходит с детьми.

logo

  • Тема и основная мысль произведения В. Железникова «Чучело»

    • Предмет:

      Литература

    • Автор:

      аноним

    • Создано:

      1 год назад

    Ответы

    Знаешь ответ? Добавь его сюда!

  • algebra
    Алгебра

    7 минут назад

    Помогите пожалуйста решить

  • geometriya
    Геометрия

    7 минут назад

    Вы отвечаете на вопросы о решении геометрических задач тут?

  • geometriya
    Геометрия

    12 минут назад

    Помогите пожалуйста с геометрией :(((

  • geografiya
    География

    22 минут назад

    Пищевая и лёгкая промышленность

  • fizika
    Физика

    22 минут назад

    Сила давления в жизни растений

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Вы не можете общаться в чате, вы забанены.

Чтобы общаться в чате подтвердите вашу почту
Отправить письмо повторно

Вопросы без ответа

  • matematika
    Математика

    1 час назад

    Дана последовательность букв фавыдовлыдяюфлчлиоыдсоыжф найдите в этой последовательности частоту

    А) буквы Д;Б)буквы Ф;В)буквы Ы;Г)буквы С

  • drugie-predmety
    Другие предметы

    1 час назад

    Что такое с болталкой случилось? Актива нет с 19:37, подозреваю, что так у всех. Инфы вкиньте

Топ пользователей

  • avatar

    Fedoseewa27

    20604

  • avatar

    Sofka

    7417

  • avatar

    vov4ik329

    5115

  • avatar

    DobriyChelovek

    4631

  • avatar

    olpopovich

    3446

  • avatar

    zlatikaziatik

    2620

  • avatar

    dobriykaban

    2374

  • avatar

    Udachnick

    1867

  • avatar

    Zowe

    1683

  • avatar

    NikitaAVGN

    1210

Войти через Google

или

Запомнить меня

Забыли пароль?

У меня нет аккаунта, я хочу Зарегистрироваться

Выберите язык и регион

Русский

Россия

English

United States

zoom

How much to ban the user?

1 hour
1 day

Краткое содержание:

  1. История создания
  2. Жанр и направление
  3. Композиция и конфликт
  4. Смысл названия
  5. Суть: о чём повесть?
  6. Характеристики героев. Главные герои
  7. Лена Бессольцева
  8. Николай Николаевич Бессольцев
  9. Маргарита Ивановна
  10. Дима Сомов
  11. Железная Кнопка
  12. Второстепенные персонажи
  13. Темы
  14. Проблемы
  15. Смысл
  16. Чему учит?
  17. Обсуждение

История создания

Повесть «Чучело», написанную в период творческого расцвета писателя, в 1970 гг., вполне можно назвать автобиографичной. В.К. Железников услышал подобную историю от своей племянницы, происшедшую в её жизни. В реальности такие события происходили с девочкой в течение полугода, тогда как в повести нам представлены всего несколько дней из жизни Лены Бессольцевой. Первоначально Железняковым была создана пьеса «Бойкот», что послужила основой для создания будущего произведения «Чучело».

В. К. Железников "Чучело": анализ произведения

Жанр и направление

Жанр книги «Чучело» — повесть, ведь она слишком велика для рассказа и слишком коротка для романа.
Жанровая направленность повести «Чучело» – это бытовая проза, в которой отображена драма детских взаимоотношений, жестокость и бесчувствие юных созданий. Она была характерна для того периода развития советской литературы.
Литературное направление книги — реализм, так как все герои и события абсолютно реалистичны и даже имеют прототипы.

Композиция и конфликт

Повесть состоит из 14 глав, в которых описываются несколько дней жизни и воспоминания двенадцатилетней девочки, Лены Бессольцевой.

В завязке лежит приход девочки в новую школу, далее происходит развитие действия – знакомство Лены с одноклассниками, общение и совместные занятия.

Кульминация наступает в момент случая, когда класс решает сбежать с урока. Шалость выдаётся учителю лучшим учеником, Димой Сомовым, а Лена берёт на себя его вину перед классом.

Развязка наступает, когда ребятам становится известно истинное положение вещей, за чем следует детское раскаяние и отъезд Лены с её дедушкой.

Основной конфликт произведения завязан на травле одноклассников по отношению к Лене за её поступок. Кроме того, развивается конфликт Лены с Димой Сомовым, которого девочка считает другом, но постепенно выясняет, что Дима её предаёт.

В. К. Железников "Чучело": анализ произведения

Смысл названия

В названии повести «Чучело» автор передаёт отношение жестокого коллектива к непонятой им, наивной, бесхитростной девочке, с добрым и честным сердцем. Кличка дана не только из-за внешнего вида Лены (она была худой, высокой и с выступающими ушами, а волосы были пушистыми и светлыми), но и по другой причине. Чучелом пугают птиц, и героиня действительно произвела переполох на своем «поле»: дети перепугались после ее признания и перестали заниматься тем, чем раньше промышляли тайком. Все тайное стало явным, и участь Лены отпугнула героев от бойкотов и прочих насильственных методов решения конфликта. Они начали бояться ошибки и других последствий травли.

Смысл заглавия повести «Чучело» показывает, кем в глазах большинства нередко оказывается тот, кто оказался лучше и чище, тот, кто находит в себе силу отличаться и поступать благородно.

Суть: о чём повесть?

В маленький городок приезжает двенадцатилетняя Лена Бессольцева, к своему дедушке, одинокому, мягкому и доброму человеку. Николай Николаевич Бессольцев занимается поиском и собиранием картин, когда-то написанных его дедом, крепостным и неизвестным художником. Бессольцев видит в этом занятии единственную цель и радость в жизни. Однако приехавшая к нему внучка быстро становится для него новым утешением и смыслом.

В. К. Железников "Чучело": анализ произведения

В новой школе, куда поступает учиться Лена, одноклассники принимают её с насмешками и относятся к ней свысока, но девочка всё равно рада общению и дружбе. У неё завязывается дружба с Димой Сомовым, самым популярным мальчиком в классе, что вызывает новые насмешки и скрытое недоброжелательство. На улице у Димы случаются конфликты с одноклассником Валькой, который ловит и сдаёт на живодёрню бродячих собак. Дима подвергается угрозам и запугиванию со стороны старшего брата Вальки. Лена во всём поддерживает Диму и восхищается его храбростью.

Незадолго до осенних каникул классу объявляют новость – на каникулах детей ожидает поездка в Москву. Дима предлагает ребятам заработать самим на поездку – помогать жителям и предприятиям, трудиться во дворах и огородах. Большинство поддерживает предложение, и работа начинается, проходит весело и дружно. Нужная на поездку сумма набирается быстро, и ребята находятся в предвкушении желанной поездки.

В последний день школьных занятий класс решает сбежать с урока в кино. Случается так, что Дима признаётся в этой шалости учительнице, Маргарите Ивановне, при этом мальчик не решается сообщить о своём поступке классу. Класс в наказание за прогул занятий лишают поездки в Москву, что вызывает у детей возмущение. Они ищут виноватого в своей среде, и Лена, видя замешательство Димы, берёт на себя его вину. Миронова, заправляющая в классе девочка по прозвищу Железная Кнопка, предлагает объявить Лене бойкот, что все поддерживают. Возражает только Васильев, изгой и затравленный в классе мальчик, тогда как Дима пытается держать нейтралитет.

С Леной перестают общаться, всячески унижают и оскорбляют, обстреливают горохом и бьют. Лена надеется, что Дима рано или поздно скажет ребятам правду. Дима несколько раз обещает девочке поступить честно, но так и не решается на это.

В. К. Железников "Чучело": анализ произведения

Валька крадёт на дворе платье Лены, после чего класс устраивает жестокое представление – изготавливает из платья чучело и поджигает его. Диму вынуждают участвовать в этой затее. Он сгибается под давлением и ничем не помогает Лене.

Дедушка Лены начинает замечать случавшиеся у девочки неприятности. Он пытается помочь и просит девочку всё ему рассказать. Постепенно, раз за разом, Лена передаёт дедушке свою трагедию, также объявляет ему своё желание уехать из города.

Однажды к Бессольцевым приходит Васильев, мальчик-изгой, который сочувствует положению Лены и не участвует в травле. Он призывает Лену не бояться одноклассников и не уезжать из города. Тогда Лена решает бросить вызов классу – она стрижётся наголо и является к Диме Сомову, в момент, когда весь класс празднует его день рождения. Лена каждому говорит правду в лица, затем оставляет шокированных одноклассников.

Позже дедушка Лены также принимает решение – отдать городу в общественное пользование свой дом и картины, а самому уехать вместе с Леной. К этому времени классу становится известна правда: и от Лены, и от двух ребят, которые слышали признание Димы учительнице. Травля класса со всей яростью переключается на Диму. Лена с дедушкой перед отъездом приходят в школу, и учительница объявляет детям о пожертвовании городу, сделанном Николаем Николаевичем. Класс поражает поступок пожилого человека, а также заявление Лены, что та отказывается участвовать в травле Димы. Всё это заставляет детей заново узнать Лену, полюбить её и раскаяться в своём поведении. Подробнее об этом Вы узнаете в кратком содержании для читательского дневника.

В. К. Железников "Чучело": анализ произведения

Характеристики героев. Главные герои

Лена Бессольцева

Девочка-подросток, худенькая, угловатая, улыбчивая. Её искренность, прямота никак не вписывается в общую компанию одноклассников, поэтому они смеются над Леной, издеваются над ней. У Лены сильный характер и стойкие принципы. Она умна, добра и непреклонна в вопросах правды, не умеет врать и подстраиваться. Ситуация складывается так, что ей объявляют бойкот, обвинив в предательстве. Лена ждёт, что настоящий виновник сам признается, но напрасно. Кульминацией становится её появление на дне рождения Сомова в обгорелом платье, постриженной наголо. Она говорит правду шокированным одноклассникам.

Николай Николаевич Бессольцев

Дед Лены, пожилой человек, нелюдим и необщителен. Одноклассники Лены так прозвали его за то, что он все свои деньги тратил на покупку картин своего родственника-художника, а сам ходил в старых вещах. Дедушка живёт в своём мирке, наслаждается искусством, радуется картинам, как ребёнок. Он не замечает проблем внучки и ничем не может ей помочь. Его характер не позволяет добиваться правды и бороться со “всем миром”. После того, как одноклассники зверски травили Лену, он решает, что нужно уехать из города. Дарит школе дорогую картину, девочка на которой очень похожа на Лену.

Маргарита Ивановна

Классная руководительница 6 “А”. События происходят накануне её свадьбы, поэтому она ничего не замечает. Маргариту Ивановну не уважают, её мнение для детей не играет роли. Они смело сбегают в кино с последнего урока, что приводит к отмене поездки в Москву. Только перед отъездом Лены Бессольцевой, когда она приходит в класс попрощаться, классная замечает весь ужас происходящего. Она раскаивается, что была занята личной жизнью и допустила такую ситуацию.

В. К. Железников "Чучело": анализ произведения

Дима Сомов

Одноклассник Лены, сын обеспеченных родителей. Пытается защищать Лену, но вскоре попадает в ту же компанию, которая занимается унижением и травлей одноклассников. Он труслив, не умеет стоять на своём, защищать свои интересы.

Железная Кнопка

Одноклассница Лены по фамилии Миронова. Она – лидер класса, остра на язык, считает свою правоту единственно возможной. Её боятся все в классе, вынося приговор, она не считается с правдой, учитывает свои интересы. В её семье нет любви и уважения, мать Мироновой старается скрыть всё некрасивое, а не решить проблему. От этого страдает дочь.

Второстепенные персонажи

Валька. Одноклассник Лены, грубый, безжалостный, корыстный. Ловит бездомных собак и сдаёт их на живодёрню за деньги. Об этом узнаёт Дима Сомов, но у него не хватает духу рассказать всё классу, он боится угроз старшего брата Вальки. Мальчик убеждён, что в жизни главное иметь много-много денег.

Шмакова. Самая красивая девочка в классе, но за внешностью скрывается пустота. Она хитра, любит внимание мальчишек, заводит себе “рабов”. Хочет заполучить в слуги Диму Сомова.

Темы

Тематика повести «Чучело» отражает во всей сложности и динамике мир подростков с его недостатками и достоинствами.

В. К. Железников "Чучело": анализ произведения

Основная тема произведения – конфликт в детском коллективе. Жестокость и бессердечие подростков к «белой вороне», девочке, непохожей на них. При этом автор оценивает мотивы каждого из них и приходит к выводу, что дети оказались заложниками взрослых противоречий. Так, Рыжий хотел поехать в Москву, чтобы увидеть отца, но не смог, поэтому с особым пылом преследует Лену. Он не злой, просто одинокий мальчик, нуждающийся в отце, которого почему-то нет рядом.

Еще одна тема книги — справедливость. В процессе действия всплывает конфликт Мироновой, Железной Кнопки, с одноклассниками и близкими, возмущение тем, что «каждый может жить как хочет… и ни с кого ничего не спросится». Дети воспринимают справедливость утрировано и ищут ее в мести, но лишь запутываются и порождают произвол. Благие цели приводят к плачевным последствиям. Интересно, что автор отмечает в лексиконе детей советскую риторику пропаганды («предатель», «суд», «шпион» и т.д.). Этим он намекает, что детей окружает враждебная атмосфера с заведомо ложными установками: ловить, наказывать, мстить.

Тема учителя тоже важна для понимания текста. В классе происходит конфликт с учителем из-за того, что сорвалась поездка в Москву, именно так появились презрение и обида со стороны подростков. Но учительница создала негативную атмосферу и уехала, решая личные проблемы и забывая о служебном долге. Мысли о свадьбе мешают ей понять Лену, которая приходила за помощью, но ничего не получила.

В. К. Железников "Чучело": анализ произведения

Тема семьи преподнесена очень интересно. В отношениях Лены с дедушкой временами присутствует атмосфера конфликтности, из-за непонимания и незнания со стороны дедушки обстоятельств Лены. Он думает лишь о картинах и давно умерших людях и не замечает того, что происходит вокруг. В финале он расстается с ними из-за раскаяния: в попытках удержать прошлое он забыл о настоящем. У Лены, кроме всего прочего, происходит внутренний конфликт с самой собой – она винит и не может простить себя, за то, что невольно, из простоты поддерживала насмешки класса над её дедушкой. Также за то, что сама стыдилась перед одноклассниками его странного вида.

Тема искусства. Дедушка собирает и хранит картины, специально для них топит весь дом, изводит дрова и деньги. Класс Лены выказывает Николаю Николаевичу пренебрежение и бросает насмешки, из-за того, что тот плохо одет и занимается непонятными детям вещами. Однако герой стойко терпит лишения, чтобы собрать и сохранить творческое наследие предка, которое он подарил городу.

Проблемы

  • В повести вырисовывается главной проблемой детская жестокость, способность детей быть беспощадной силой, способной растоптать и уничтожить. При этом проблемой другой стороны становится стремление выжить в коллективе, не перестать при этом быть добрым и честным, необходимость бороться и отстаивать своё право быть личностью.
  • Также присутствует в произведении проблема взаимоотношений – между Леной и Димой Сомовым, проблема малодушия и храбрости, верности и предательства, благородства и низости. Девочка быстро привязывается и ошибается в своих чувствах, а мальчик теряет ее из-за трусости.
  • У Димы проявляется его личная проблема благородства – желание быть благородным, при этом ничем не жертвовать и не терпеть никаких неудобств. Он видит решение проблемы в бегстве от действительности, вместо изменения самого себя.
  • Существует в классе Лены и проблема неправильного понимания верных принципов – радикальность и жестокая непримиримость к оступившемуся, чего неотступно добивается Железная Кнопка, искренне считающая себя борцом за правду.
  • Проблема непонимания между близкими присутствует в отношениях дедушки и внучки, на первых порах их общения. Поглощённый поиском и устроением в доме картин, дедушка не сразу замечает и понимает происходящее с Леной, из-за чего ему приходится приложить немало усилий, чтобы вызвать её на откровенность.

В. К. Железников "Чучело": анализ произведения

Смысл

Основная идея, выраженная в повести «Чучело» – необходимость остаться человеком в любых условиях и обстоятельствах, и никогда не разменивать свои лучшие качества. Также автор побуждает читателя к старанию разглядеть и понять в коллективе того, кто выглядит «чучелом», вместо того, чтобы торопиться бросать в него камни.

Другая главная мысль повести «Чучело» — об ответственности взрослых за детскую жестокость. Никто из взрослых не вмешался в конфликт, не защитил девочку, а учительница Маргарита Ивановна даже не заметила происходящего с детьми.

В старинном городе с богатой историей, где стоит необыкновенный, знаменитый дом Бессольцевых, и где ходит по улицам бывший солдат, собирающий своё духовное наследие – прекрасные картины, здесь же, бок о бок, подрастает поколение наглых, циничных, бессердечных детей, не замечающих и не ценящих ничего святого и истинного. Почему это происходит, и кто в этом виноват? Этот серьёзный вопрос ставит перед читателями В. Железников, и об этом призывает нас серьёзно задуматься повесть «Чучело».

Чему учит?

Повесть «Чучело» учит добру, состраданию, любви и жертвенности – как жертвует собой Лена ради своего друга Димы. Учит отстаивать себя и не колебаться между добром и злом, чтобы иметь право на уважение окружающих и самого себя. Учит нас ценить людей, непохожих на других. Призывает учиться у них честности и милосердию, и спешить это делать, пока эти люди находятся рядом с нами. Предостерегает от неверных выводов и несправедливого отношения к тем, кого большинство не понимает, чтобы не пришлось впоследствии горько раскаиваться. Такова мораль повести «Чучело».

Также повесть напоминает взрослым, что нужно стоять на страже детского счастья, быть чуткими и внимательными, чтобы вовремя помочь маленькому человеку одолеть проблему. Достигать близких и искренних отношений с детьми, чтобы не лишиться их дружбы и доверия, при этом всегда быть для них достойным примером.

Источник.

Источник.

В. К. Железников "Чучело": анализ произведения

Оказываю консультационные услуги в сфере банкротства.

  • Основная мысль сказки лисичка сестричка и серый волк
  • Основная мысль сказки джанни родари человек который хотел украсть колизей
  • Основная мысль рассказа чук и гек
  • Основная мысль сказки лиса и тетерев для читательского дневника
  • Основная мысль сказки двенадцать месяцев маршак