Основная мысль рассказа чук и гек

Читательский дневник по рассказу «Чук и Гек» Аркадия Гайдара

Автор: Аркадий Петрович Гайдар

Название произведения: «Чук и Гек»

Число страниц: 21

Жанр: рассказ

Главные герои: Чук, Гек, мама, отец.

Второстепенные герои: ямщик, сторож.

Характеристика главных героев:

Гек — старший брат и сын.

Озорной и затейливый.

Любит петь и дурачиться.

Маленький хулиган.

Боится наказания матери.

Чук — младший брат и сын.

Доверчивый и мечтательный.

Запасливый.

Любит собирать разные детальки и предметы.

Мама — умная и хозяйственная женщина.

Доверяла своим сыновьям и считала их взрослыми, способными справиться с любой задачей.

Бесстрашная, сильная и волевая.

Отец — геолог. Строгий, сильный, мужественный.

Характеристика второстепенных героев:

Ямщик — строгий, степенный, рассудительный.

Сторож — добрый, отзывчивый.

Краткое содержание рассказа «Чук и Гек»

Папа позвал семью на Новый год к себе, но в телеграмме попросил отсрочить приезд.

Однако мальчики подрались и потеряли телеграмму.

Они ничего не сказали маме.

Семья отправилась к папе в экспедицию.

Им пришлось две недели жить на базе, так как папа был в походе.

Гек спрятался в сундуке и его долго искали.

К Новому году папа с другими геологами вернулся на базу.

Они провели праздник очень весело.

План рассказа:

  1. Письмо от отца.
  2. Сборы.
  3. Телеграмма.
  4. В поезде.
  5. Жизнь на базе.
  6. Новый год.

Основная мысль рассказа «Чук и Гек»

Главная мысль книги в том, что самое важное и крепкое на свете – семейные узы.

Основная идея произведения в том, что дети должны слушаться родителей и не ссориться.

Чему учит рассказ

Рассказ учит быть искренним, ничего не таить от родителей.

Учит взаимовыручке.

Учит дружбе и ответственности.

Краткий отзыв по рассказу «Чук и Гек» для читательского дневника:

Прочитав эту книжку, я подумала о том, что хорошо, когда дети в семье не ссорятся, а живут дружно.

Тогда ничего плохого с ними не случается.

Это интересная и увлекательная книжка.

Автору удалось рассказать, как небольшая шалость может стать причиной больших неприятностей.

Но мне всё равно понравились озорные мальчишки.

Они ругались по мелочам, но всегда готовы были помогать друг другу.

Случившееся стало для них хорошим уроком.

Я всем советую прочитать эту книгу и подумать о своих родных.

Им очень важна наша поддержка и любовь.

Пословицы к рассказу:

  • Семья дружбой крепка.
  • Хорошо то, что хорошо кончается.
  • На что и клад, когда в семье лад.
  • Кто слушается старшего, нога того о камень не ударится.
  • Чему быть, того не миновать.

Словарь неизвестных слов

  • Жестянка — коробочка.
  • Разиня — рассеянный человек.
  • Ямщик — возчик.
  • Кабы — если бы.

Отрывок, поразивший меня больше всего:

Оказывается, когда мать и Чук ходили за водой, то соскучившийся Гек решил пошутить.

Он забрал полушубок, шапку и залез в сундук.

Он решил, что когда они вернутся и станут его искать, то он из сундука страшно завоет.

Но так как мать и Чук ходили очень долго, то он лежал, лежал и незаметно заснул.

Ещё читательские дневники по произведениям А. Гайдара:

  • «Совесть»
  • «Голубая чашка»
  • «Тимур и его команда»

Библиотека произведений автора пополняется.

Полезные ссылки:

  • Википедия про писателя
  • Краткая биография Аркадия Гайдара и презентация

_______

«Чук и Гек» читательский дневник

«Чук и Гек» читательский дневник

4.4

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 167.

Обновлено 4 Августа, 2021

4.4

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 167.

Обновлено 4 Августа, 2021

«Чук и Гек» – добрая, весёлая, поучительная история о двух братьях-шалунах, которые вместе с матерью отправились на далёкий север проведать отца-геолога.

Краткое содержание «Чук и Гек» для читательского дневника

ФИО автора: Гайдар Аркадий Петрович

Название: Чук и Гек

Число страниц: 189. А. П. Гайдар. «Чук и Гек». Издательство «АСТ». 2015 год

Жанр: Рассказ

Год написания: 1939 год

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Главные герои

Чук – маленький упитанный мальчик, весёлый проказник.

Гек – брат Чука, такой же весёлый и озорной, хороший певец.

Мама Чука и Гека – добрая, любящая женщина, смелая и решительная.

Серёгин – отец Чука и Гека, геолог, ответственный, очень занятый мужчина.

Сторож – добродушный, отзывчивый мужчина.

Обратите внимание, ещё у нас есть:

Сюжет

Отец Чука и Гека очень много работал и не мог приехать навестить семью. Вместо этого он отправил телеграмму и попросил приехать к нему в гости. Когда мама отправилась за билетами, почтальон принёс новую телеграмму. Но в это время братья ссорились и в запале выкинули телеграмму в окно. Когда они одумались и выбежали во двор, они уже не нашли её. Понимая, что врать нехорошо, они всё же ничего не рассказали маме о телеграмме.

Прибыв на маленькую заснеженную станцию, мама очень удивилась, что отец их не встретил. Она решила, что телеграмма о приезде, которую она отправила, ещё не дошла до мужа. Тогда мама наняла ямщика, которой повёз семью в тайгу. Дорога была долгой, но когда они приехали, то увидели опустевшую базу. Мама и братья остались в сторожке, а ямщик уехал. Сторож рассказал, что начальник геологической партии Серёгин отправлял телеграмму жене с просьбой ненадолго задержаться в Москве. Чуку и Геку ничего не оставалось, как во всём признаться.

Сторож разрешил пожить у него и даже обеспечил семью убитым зайцем. Мальчики впервые познакомились с тайгой, которая покорила их своей красотой и величием. Мать с Чуком отправилась за водой, а когда они вернулись, нигде не могли найти Гека. В отчаянии мама выстрелила из ружья, и в ответ послышался выстрел: это сторож спешил на выручку. Он дал понюхать своему псу калоши Гека, но тот остался в избе. Оказалось, что Гек решил подшутить над братом и спрятался в сундуке, где крепко заснул.

Тем временем сторож сообщил Серёгину о приезде семьи, и тот должен был успеть встретиться с близкими на Новый год. Мама принялась украшать дом, а сторож принёс очень красивую ель. Вскоре приехали геологи на собачьей упряжке, и Новый год прошёл очень весело: играли на баяне, мама танцевала, Гек пел песни, а после все слушали бой курантов по радиоприёмнику.

План пересказа

  1. Телеграмма от отца.
  2. Сборы в дорогу.
  3. Братья теряют вторую телеграмму.
  4. Дорога.
  5. Пустая база.
  6. Жизнь в сторожке.
  7. Поиски Гека.
  8. Шалун в сундуке.
  9. Подготовка к Новому году.
  10. Встреча Нового года с геологами.

Главная мысль

Даже самая маленькая ложь может вылиться в большую неприятность.

Чему учит

Рассказ учит быть честным и говорить даже самую неприятную правду, а также всегда отвечать за свои поступки.

Отзыв

На братьев невозможно долго сердиться – хоть они и проказливые, но при этом добрые, открытые и честные. Они поняли, как были неправы, и осознали свою вину.

Рисунок-иллюстрация к сказочной рассказу Чук и Гек

Рисунок-иллюстрация к рассказу Чук и Гек.

Пословицы

  • Мир не без добрых людей.
  • Вместе жить – всё делить.
  • Не тот правей, кто сильней, а тот, кто честней.
  • Вся семья вместе, так и душа на месте.

Что понравилось

Понравилось, как Гек , желая разыграть мать и брата, заснул в сундуке, а его искали при помощи собаки. Также понравилось, что семья в итоге соединилась и в полном составе встретила Новый год.

Тест по рассказу

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Соня Дурнева

    9/10

  • Олеся Гагина

    10/10

  • Даня Крашев

    7/10

  • Анна Чинаева

    9/10

  • Альбина Ананьина

    7/10

  • Кирилл Бычков

    10/10

  • Маргарита Михайлова

    10/10

  • Вера Хуруджи

    9/10

  • Лена Зеленцова

    9/10

  • Дмитрий Лучинин

    10/10

Рейтинг читательского дневника

4.4

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 167.


А какую оценку поставите вы?

«Чук и Гек» читательский дневник поможет дать ответы на вопросы к произведению Гайдара и подготовить анализ, определить, какой жанр, тема, главная мысль, кто главные герои. Информация поможет вспомнить о чем рассказ и записать краткое содержание. Также в статье есть краткий отзыв для читательского дневника и пословицы к произведению.

Содержание

  1. «Чук и Гек» читательский дневник
  2. «Чук и Гек» главные герои и их характеристика
  3. Главная мысль рассказа «Чук и Гек»
  4. План рассказа «Чук и Гек»
  5. Чему учит рассказ «Чук и Гек»?
  6. Отзыв на рассказ «Чук и Гек»
  7. «Чук и Гек» краткое содержание
  8. «Чук и Гек» краткое содержание для читательского дневника
  9. Краткий пересказ «Чук и Гек»

«Чук и Гек» читательский дневник

Автор — Гайдар Аркадий

Год написания — 1939

Сколько страниц — 80

Жанр: рассказ

«Чук и Гек» главные герои и их характеристика

  1. Чук — маленький упитанный мальчик. Веселый, озорной и проказливый.
  2. Гек — брат Чука. Такой же озорник и проказник. Более худой. Хороший певец.
  3. Мама — добрая, любящая, решительная и смелая.
  4. Серегин — отец ребят. Работает геологом, начальник партии.
  5. Сторож — добродушный и отзывчивый.

Главная мысль рассказа «Чук и Гек»

Даже маленькая ложь может принести большие неприятности, но если держаться друг за друга, то можно выпутаться из любых проблем.

План рассказа «Чук и Гек»

  1. Телеграмма от отца
  2. Сборы в дорогу
  3. Братья теряют вторую телеграмму
  4. В поезде
  5. На станции
  6. Пустая база
  7. Встреча со сторожем
  8. Одни в сторожке
  9. Поиски Гека
  10. Возвращение сторожа
  11. Подготовка к Новому году
  12. Встреча с отцом-геологом
  13. Веселый Новый год

Чему учит рассказ «Чук и Гек»?

Рассказ учит быть честными, не обманывать родителей. 
Уметь отвечать за свои проступки. 
Учит дружить и поддерживать друг друга в любой ситуации.

Отзыв на рассказ «Чук и Гек»

чук и гек рисунки и иллюстрации

Рисунки и иллюстрации к рассказу «Чук и Гек»

Рассказ «Чук и Гек» удивительное и поучительное произведение. На примере героев автор объясняет, что не надо врать, потому, что у вранья могут быть неприятные последствия. 

Особенно  мне понравилась история, как Гек, желая разыграть брата Чука и маму, спрятался в сундуке и случайно там заснул. Его долго искали и нашли только при помощи собаки сторожа.

Пословицы к рассказу «Чук и Гек»

  • Мир не без добрых людей.
  • Хорошо то, что хорошо кончается.
  • Не тот правей, кто сильней, а тот, кто честней.
  • Вместе жить — все делить.
  • Вся семья вместе, так и душа на месте.
  • Не было бы счастья, да несчастье помогло.

«Чук и Гек» краткое содержание

«Чук и Гек» краткое содержание для читательского дневника

  1. Отец Чука и Гека был геологом, он часто уезжал в командировку в тайгу и они оставались с матерью одни.
  2. Однажды семейству приходит телеграмма от папы, который приглашает их в гости.
  3. Мама едет за билетами, а дети в это время получают вторую телеграмму, но случайно выбрасывают ее в окно.
  4. Во второй телеграмме отец просил подождать с отъездом, но дети боясь наказания не сообщили об этом маме.
  5. Семья отправляется в долгий путь, но на станции их никто не встречает.
  6. Приехав на базу, удивленная мама Чука и Гека узнает от сторожа, что ее мужа задержали в командировке.
  7. Семейство решает несколько дней подождать отца и подготовиться к Новому году.
  8. Вскоре геологи во главе с отцом ребят возвращаются и семья вместе весело встречает Новый год.

Краткий пересказ «Чук и Гек»

чук и гек краткое содержаниеДва брата-дошкольника, Чук и Гек, жили в Москве с мамой. Их отец работал геологом, был начальником экспедиции, и уже давно уехал в тайгу. Отец написал маме телеграму с приглашением приехать к нему, и мама с детьми очень обрадовались. 

Целую неделю Чук и Гек собирались, а потом мама поехала на вокзал за билетами. 

В это время почтальон принес вторую телеграмму. Дети получили ее, но, расшалившись, нечаянно выбросили телеграмму за окно. Маме решили ничего не говорить, чтобы она их не ругала.

Несколько дней они ехали в поезде. Много интересного видели ребята из окон поезда, но вот он наконец подкатил к маленькой заснеженной станции.  Но там их никто не встречал. Мама решила, что отец не получил телеграммы о их приезде и она с детьми самостоятельно отправляется к отцовской базе в тайге.

Мама наняла ямщика и тот вез семью в тайгу. Ехать было долго и они остановился переночевать в небольшой избушке. Только на следующий день они добрались к базе геологов. 

Но база была пуста. Путешественники расположились в избушке сторожа, который пришел только вечером.

 Тут и выяснилось, что у отца внезапно изменились планы, его с группой геологов отправили в тайгу. Сторож сообщает потрясенной маме, что была послана вторая телеграмма с просьбой отложить поездку. Тут уж мальчишкам пришлось признаться, что они телеграмму потеряли. 

Сторож ушел на лыжах к геологам, чтобы сообщить о приезде жены и детей начальника Серегина. И Чук, Гек, и их мама остались в тайге одни на четыре дня. Они вместе ходили за водой, носили дрова, топили печь, приготовили кушать. Мальчики впервые познакомились с тайгой, которая покорила их своей красотой и величием. 

В один из дней маме показалось, что у Гека температура и она оставив его в сторожен отправилась за водой с Чуком. Но когда они вернулись Гека в доме не было. Его искали, но не могли найти, тогда мать взяла ружье и выстрелила. 

чук и гек главные героиВдали раздался ответный выстрел и вскоре они увидели сторожа, который вернулся от геологов. Мужчина узнав о пропаже мальчика велел собаке обнюхать калоши Гека и взять след. Собака подошла к сундуку в избушке и начала лаять. Оказалось там спал Гек. Мальчик хотел пошутить, но случайно уснул.

Сторож передал матери ключ от комнаты Серегина.  Мама с детьми навела там порядок, и начала готовиться к Новому году. Сторож даже принес им настоящую ель.

А накануне Нового года геологи на собачьей упряжке возвратились на базу. . Новый год прошел очень весело: играли на баяне, мама танцевала, Гек пел песни, а после все слушали бой курантов по радиоприемнику

Гайдар А., «Чук и Гек»

Жанр: рассказ о детях

Главные герои рассказа «Чук и Гек» и их характеристика

  1. Чук. Маленький мальчик. Веселый, озорной, проказливый. Упитанный.
  2. Гек. Его брат. Такой же озорник и проказник. Более худой. Хорошо поет.
  3. Мама. Добрая, любящая, решительная и смелая.
  4. Серегин. Отец. Работящий, геолог, начальник партии. Большой, бородатый, неуклюжий.
  5. Сторож. Добродушный, отзывчивый.

План пересказа рассказа «Чук и Гек»

  1. Телеграмма от отца
  2. Сборы в дорогу
  3. Вторая телеграмма
  4. Ссора и потеря телеграммы
  5. В поезде
  6. На маленькой станции
  7. В путь с ямщиком
  8. Пустая база
  9. Встреча со сторожем
  10. Одни в сторожке
  11. За водой
  12. Поиски Гека
  13. Возвращение сторожа
  14. Спящий в сундуке
  15. Письмо и ключ
  16. Подготовка к Новому году
  17. Возвращение геологов
  18. Московские куранты

Кратчайшее содержание рассказа «Чук и Гек» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Отце Серегиных пригласил жену и детей к себе в тайгу, но во второй телеграмме просил подождать с отъездом.
  2. Но Чук и Гек потеряли телеграмму и мать о ней не узнала.
  3. Они приехали на далекую станцию, а потом на пустую базу.
  4. Сторож дал им продуктов и пошел через тайгу к геологам.
  5. Гек спрятался в сундуке и всех напугал, а сторож привез ключ от комнаты Серегина.
  6. Мать и дети подготовили елку и игрушки, а когда отец вернулся, вместе встретили Новый год.

Главная мысль рассказа «Чук и Гек»
Даже маленькая ложь может стать причиной большой беды, но если держаться друг за друга, то можно выпутаться из любой неприятности.

Чему учит рассказ «Чук и Гек»
Рассказ учит не обманывать родителей даже в мелочах. Уметь отвечать за свои проступки. Учит быть дружными и поддерживать друг друга в любой ситуации. Учит трудиться и не лениться. учит тому, как жить счастливо.

Отзыв на рассказ «Чук и Гек»
Мне понравился этот рассказ, потому что его герои добрые и честные люди. Конечно проказливые мальчишки наделали делов, но не со зла, а просто потому что были такими бойкими и подвижными. Зато кончилось все очень хорошо и вся семья вместе встретила новый год.

Пословицы к рассказу «Чук и Гек»
Мир не без добрых людей.
Не тот правей, кто сильней, а тот, кто честней.
Вместе жить — все делить.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
Не было бы счастья, да несчастье помогло.

Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Чук и Гек»
Возле Синих гор жил человек. Он много работал и у него не было времени съездить домой в отпуск. Поэтому он послал домой телеграмму, в которой попросил приехать к нему жену и двоих сыновей, Чука и Гека.
Когда почтальон принес телеграмму, Чук и Гек как раз дрались подушками. Но они очень обрадовались, увидев телеграмму, ведь они поняли, что это письмо от папы. Мама прочитала телеграмму и сказала, что отец не приедет, но что он зовет их в гости.
Целую неделю Чук и Гек собирались, а потом мама поехала на вокзал за билетами. В это время пришел почтальон и принес еще одну телеграмму. Но Чук и Гек как раз ссорились и телеграмму в запале выкинули в окно. Мальчики бросились во двор, но телеграмму не нашли. Грустные и печальные, они решили не говорить о телеграмме маме, хотя и знали, что врать нехорошо.
А потом мама с сыновьями села на поезд и поехала к отцу. Много интересного видели мальчики из окон поезда, но вот он наконец подкатил к маленькой заснеженной станции. Мама вывела сыновей на вокзал, и удивилась, что отец ее не встречает. Она решила, что телеграмма, в которой они сообщали о своем приезде не дошла до него.

Тогда мама наняла ямщика и тот повез семью в тайгу. Вокруг был снег и бегали зайцы. Ехать было долго и ямщик остановился переночевать в небольшой избушке. Ночью Гек любовался природой и слушал странные шаги, возможно вокруг избушки бродил медведь.
На следующий день они долго ехали по горам, и наконец подъехали к пустой базе экспедиции. Вокруг не было ни души. Мама решила, что это не та база, но ямщик ткнул пальцем в указатель. База была та самая.
Ямщик тоже был удивлен отсутствием людей. Он сказал, что на прошлой неделе все были в сборе. Потом он сходил в сторожку и, вернувшись, сказал, что печь в ней теплая, а значит сторож где-то рядом.
Мать с детьми вошли в сторожку, где в печи стояли еще теплые щи, дети легли спать, а ямщик уехал.
Ночью вернулся сторож. Он зашел с большой собакой и ружьем и спросил, что за гости приехали. Мать сказала, что она жена начальника геологической партии Серегина и хотела достать документы, но сторож махнул рукой — документы сидели на печке. Мальчики были копии отца.
Сторож сказал, что лично отвозил на станцию телеграмму, в которой Серегин просил жену задержаться в Москве, но мать не получала телеграмму. Она спросила о телеграмме у детей, а те завыли и признались во всем.
Сторож сказал, что они могут пожить у него, питанием он обеспечит, а на заре ушел в лес.
Мать с детьми вместе ходили за водой, носили дрова, топили печь, приготовили зайца. Потом пошли на прогулку. Тайга жила своей, незнакомой им жизнью, но была красива и величественна.

Прошло три дня, заяц был давно съеден, на обед варилась постная каша. Матери показалось, что у Гека жар и она оставила его дома, а за водой пошла с Чуком. Но Геку было скучно сидеть одному. А мать и Чук все не возвращались — они опрокинули ведра, потом забыли варежку и пришли домой только в сумерках. Гека не было. Мать и Чук искали его в доме, потом мать обошла избушку. Стало совсем темно.
Мать взяла ружье, выбежала во двор и выстрелила. Потом еще раз. Раздался ответный выстрел, кто-то спешил на помощь. Вскоре прибежал сторож. Узнав, что пропал мальчик, он велел собаке обнюхать калоши Гека и взять след. Собака обнюхала калоши, но из избы не пошла. Она подошла к сундуку в углу и три раза гавкнула.
Гек спокойно спал в сундуке. Как оказалось он решил подшутить и спрятаться, но сам не заметил как пригрелся и заснул.
А сторож достал голубой конверт, письмо от Серегина, и ключ от его комнаты и кладовой. Оказывается он успел сбегать в далекое ущелье к геологам.
Мать сразу стала наводить порядок в доме, а потом все вместе стали готовиться к Новому году. Ободрали цветные картинки из журналов, сшили из тряпок зверей и птиц, навертели цветов из папиросной бумаги. Сторож долго удивлялся переменам, а потом принес воска и фольги, и мать сделала свечи.
А сторож взял топор и принес из леса настоящую, очень красивую ель.
Четыре дня пролетели незаметно. В канун нового года Чук и Гек с утра пропадали на улице ожидая отца. Сторож показал направление, откуда появятся геологи, и действительно скоро показалась собачья упряжка.
Новый год отпраздновали весело. Играл баянист, мама танцевала, а Гек пел песни. А в полночь отец включил радиоприемник и все с волнением слушали бой далеких курантов.

Автор: Гайдар Аркадий

Название: “Чук и Гек”

Жанр: повесть

Тема произведения: дети

Число страниц: 86

Главные герои и их характеристика

  1. Чук. Упитанный мальчик. Веселый и озорной.
  2. Гек. Его брат, худенький, но такой же проказник.
  3. Мама. Добрая, любящая.
  4. Серегин. Отец мальчиков. Геолог. Суровый,
    спокойный, добрый.
  5. Сторож. Добрый и отзывчивый.

О чем произведение (1-2 предложения – кратчайшее
содержание)

Чук и Гек вместе с мамой отправляются в тайгу к своему отцу, но тот не знает, что они приедут. Мальчики и мама живут в лагере геологов и ждут своего отца и мужа.

Как заполнить читательский дневник Образец оформления для 1,2,3,4 класса смотрите здесь

Сюжет — краткое содержание

  1. Серегин зовет жену с детьми к себе в тайгу, но
    потом присылает вторую телеграмму, и просит задержаться.
  2. Мальчики теряют телеграмму, и мама не знает о
    просьбе мужа, она едет к нему в гости.
  3. Мама с детьми по снегу добираются до лагеря
    геологов и находят его пустым.
  4. Сторож пускает гостей к себе, а сам отправляется
    на лыжах к геологам.
  5. Сторож привозит ключи от дома Серегина, и
    находит спрятавшегося в сундуке Гека.
  6. Мать с детьми готовятся к новому году, приезжают
    геологи, и семья воссоединяется.

Понравившийся эпизод

Мне понравился эпизод с поисками Гека. Маме показалось, что
Гек заболел, и она оставила его в избушке, а сама с Чуком отправилась за водой.
Геку стало скучно, и он спрятался в сундуке и уснул. А мама волновалась,
повсюду его искала, и даже стреляла из ружья. Хорошо, что вернулся сторож и его
пес нашел Гека.

План произведения для пересказа

  1. Телеграмма от отца;
  2. Баловство детей;
  3. Потерянная телеграмма;
  4. На станции;
  5. Пустой лагерь;
  6. Домик сторожа;
  7. Спрятавшийся Гек;
  8. Возвращение сторожа;
  9. Подготовка к Новому году;
  10. Встреча с отцом.

Главная мысль

Никогда нельзя врать и обманывать своих близких. Справиться
с любой бедой проще, если ты не один, а рядом с верными друзьями.

Чему учит эта книга

Повесть учит честности, открытости, доброте, отзывчивости.
Учит уметь отвечать за свои поступки, исправлять свои ошибки, прощать
признавшего вину. Учит семейным ценностям.

Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось
произведение, мое отношение к прочитанному

Мне очень понравилась эта повесть Гайдара. Мальчики Чук и
Гек были не идеальными, они часто баловались и дрались, но в трудную минуту
всегда стояли друг за друга горой. Они обычные мальчишки, которые еще
только-только начинают понимать, что можно делать, а чего делать нельзя.

Новые слова и выражения

Гимнастерка — солдатская рубашка.

Растеря — человек, который все теряет.

Эшелон — воинский поезд с вагонами.

Ямщик — возчик.

Пословицы к произведению

Вместе жить — все делить.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

На что и клад, коли в семье лад.

Назад к содержанию

Анализ
произведения А. Гайдара «Чук и Гек»:

Дата написания. Жизненные
обстоятельства, оказавшие непосредственное влияние на написание произведения.

А.П. Гайдар, думая о создании
произведения «Чук и Гек», хотел написать светлый рассказ, похожий на
«жемчужину». Литературными критиками не сразу было одобрено произведение
писателя. Однако, несмотря на то, что оценки давались неоднозначными, дети
полюбили рассказ «Чук и Гек». Он был впервые опубликован в 1939 году
«Пионерской правдой». Также «Чук и Гек» публиковался в журнале «Красная
новь». В том же 1939 году произведение вышло отдельным изданием.

Тема произведения.

Смысл жизни

Композиция произведения.

Рассказ «Чук и Гек» начинается сказочным
зачином, который определяет весь строй произведения А.П. Гайдара. Все события
рассказа воспринимаются глазами Чука и Гека, что тоже является композиционной
особенностью произведения. Сказочная окраска проходит через все эпизоды
рассказа, все реальные события соединяются с вымышленными.

Определение составляющих сюжета:
экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка.

Рассказ Аркадия Петровича можно разделить
на несколько частей:

экспозиция — описание жизни
Чука и Гека, характеристика мамы мальчиков;

завязка, начало действия
— получение письма от отца с приглашением приехать к нему в гости;

развитие действия
потеря телеграммы, решение скрыть это от мамы, путешествие в поезде, прибытие
на станцию, путь к Синим горам;

— кульминация — приезд на разведывательную базу, пропажа Гека;

— развязка — возвращение отца и счастливое празднование Нового года.

Образ героя (героев). Характеризующие
портрет, пейзаж, интерьер.

Образ Чука автор создаёт при помощи различных деталей, вплетает мелочи в
описание. Внимательный читатель замечает, что мальчик очень бережлив, он
собирает всякие полезные, на его взгляд, вещицы: «У запасливого Чука была
плоская металлическая коробочка, в которой он хранил серебряные бумажки от
чая, конфетные обёртки (если там был нарисован танк, самолёт или
красноармеец), галчиные перья для стрел, конский волос для китайского фокуса
и ещё всякие очень нужные вещи». Чук эмоционально и бурно реагирует на
различные события.

Геку А. П. Гайдар даёт прямую и меткую характеристику: «Гек был разиня,
но зато он умел петь песни». Гек фантазёр: он тонко чувствует окружающий мир,
придумывает объяснения для непонятных ему явлений, видит необычные сны. Но
при всей своей мечтательности он вполне активный ребёнок, баловник. Его, как
и Чука, привлекают мужские игры: «Чук смастерил себе кинжал из кухонного
ножика, а Гек разыскал себе гладкую палку, забил в неё гвоздь, и получилась пика,
до того крепкая, что если бы чем-нибудь проколоть шкуру медведя, а потом
ткнуть этой пикой в сердце, то, конечно, медведь сдох бы сразу».

Оба мальчика с
уважением и любовью относятся к родителям: боятся разочаровать маму, с
нетерпением ждут встречи с отцом.

Итак, в образах Чука
и Гека Аркадий Петрович Гайдар воплотил представления об обычном мальчишке:
заводном и мечтательном, преданном слову и совершающем невероятные поступки.

Особенности повествования (автор,
повествователь, герой).

Повествование ведется
от третьего лица, делая картину объективной. Однако эта картина мира
воспринимается глазами главных героев.

Повествовательная
манера также сближает рассказ «Чук и Гек» с волшебной сказкой.

«Жил человек в лесу
возле Синих гор», — начало рассказа напоминает традиционный сказочный зачин.
Имя героя не названо, место действия кажется неопределённым, далёким и
загадочным.

Драка ребят, в ходе
которой они потеряли телеграмму от отца, —  это своего рода запрет и его
нарушение. А дальнейшие приключения становятся наказанием и сказочными
испытаниями. Сгущают волшебную атмосферу эпизоды на вокзале (встреча с
козлом) и в избушке на ямщицкой станции.

Лесной сторож кажется
ребятам очень суровым человеком, неприветливым, даже злым. Но в рассказе
именно он становится «волшебным помощником», который в итоге приносит ключ от
дома отца и письмо от него. «Чудесным спасением» можно назвать случай с
Геком, который спрятался в сундуке и уснул.

Испытание для героев
— выживание в незнакомых условиях, необходимость делать то, чем раньше они не
занимались. И в качестве первой награды выступает ключ от дома. Главная же
награда — воссоединение семьи и встреча Нового года вместе с отцом.

В финале рассказа
Аркадий Петрович Гайдар даёт определение счастья, которое становится итогом
приключений и главной идеей текста: «Что такое счастье — это каждый понимал
по-своему. Но все вместе люди знали и понимали, что надо честно жить, много
трудиться и крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю, которая
зовётся Советской страной». Автор считает, что каждый должен любить родную
землю, беречь её и трудиться ради неё.

Смысл названия.

Рассказ был назван в
честь центральных персонажей. Существует несколько версий того, как произошли
эти необычные имена.

В первом издании произведения
отец называет Геком Сергея, а Чуком Владимира. Отсюда сокращенные варианты
имен Сергей и Владимир.

Но есть и следующая
версия: Чук – русифицированный вариант имени Чак, а Гек – Джек. Эти
иностранный имена были довольно популярны во времена жизни А.П. Гайдара.

Идея произведения.

Рассказ «Чук и Гек» повествует о
человеческом существовании и о его смысле. Автор поднимает проблему счастья.
«Что такое счастье – это каждый понимал по-своему. Но все вместе люди знали и
понимали, что надо честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту
огромную счастливую землю, которая зовется Советской страной» — так говорил
сам А.П. Гайдар. В этих словах и отражена главная мысль рассказа.

Воспитательная функция произведения.

Честность – вот главный принцип жизни
каждого человека. Писатель призывал своих читателей в любых ситуациях вести
себя в соответствии с честью. Быть честным, по мнению А.П. Гайдара, — это не
только не врать, но и ничего не утаивать. Нельзя скрывать свои нечестные
поступки и всегда нужно нести за них ответственность.

Все категории

  • Фотография и видеосъемка
  • Знания
  • Другое
  • Гороскопы, магия, гадания
  • Общество и политика
  • Образование
  • Путешествия и туризм
  • Искусство и культура
  • Города и страны
  • Строительство и ремонт
  • Работа и карьера
  • Спорт
  • Стиль и красота
  • Юридическая консультация
  • Компьютеры и интернет
  • Товары и услуги
  • Темы для взрослых
  • Семья и дом
  • Животные и растения
  • Еда и кулинария
  • Здоровье и медицина
  • Авто и мото
  • Бизнес и финансы
  • Философия, непознанное
  • Досуг и развлечения
  • Знакомства, любовь, отношения
  • Наука и техника


1

Чему учит рассказ «Чук и Гек», главная мысль?

3 ответа:



3



0

Главная мысль рассказа — уметь стойко и честно ответить за свои поступки. Даже если придется за это понести неприятное наказание, все равно нельзя скрывать плохие поступки, чтобы избежать более неприятных проблем.

Быть честным — это не только не говорить неправду, не врать. Но и уметь признаваться в том, что сделал что-то плохое. Не зря ведь автор выделяет разговор мальчиков о том, что они не хотят врать. А если мама спросит о телеграмме, они ей скажут обязательно, что потеряли. Но ведь укрывательство — это тоже нечестно.

Вот автор и учит нас быть всегда честными и не бояться признаваться в плохих проступках.



2



0

Люди должны жить все вместе дружной семьей возле синих гор…Но! Точка зрения «канцелярской крысильды»: это замечательное произведение учит Бережно обращаться с докуменами и не выбрасывать их в форточку до того, как прочитать! И всегда помнить, куда положили документы! А также Чук и Гек учат нас дружбе и взаимовыручке, той, которой учатся именно в Детстве.



0



0

Рассказ «Чук и Гек» о двух мальчиках, которые вместе с мамой приехали в тайгу к отцу, но их никто там не ждал. Но мама и сыновья смогли преодолеть все трудности и встретить Новый год вместе с папой. Рассказ «Чук и Гек» учит держаться вместе в трудных ситуациях, поддерживать друг друга и надеяться на лучшее.

Краткое содержание «Чук и Гек»

9pJWFgGx7Z0OYxBOP2rGcgRStRMAvIz.png

Читайте также

Рассказ Виктора Драгунского «КУриный бульон» повествует о приключениях папы и мальчика, которым мама поручила сварить курицу. Чего только они не делали с бедной тушкой птицы, но до бульона дело так и не дошло.

Рассказ учит тому, что нельзя браться за какое-либо дело, не имея понятия, что и как стоит делать. Учит тому, что всегда нужно спрашивать совет у боле опытных и знающих людей. Также учит тому, что лишнее самомнение и хвастовство к добру не приводят. Нет ничего плохого и стыдного в том, что ты чего-то не умеешь. Важно признать этот и учиться. Как говориться, учиться никогда не поздно, причем как хорошо рисовать, так и курицу варить.

Вспомним, в чем было дело в рассказе Драгунского «Хитрый способ».

Мама очень уставала, потому что ей приходилось не только готовить еду на всю семью, но также и мыть посуду. Поэтому она предложила найти способ избавить ее хотя бы от мытья посуды.

Мальчик Денис решил помочь маме и стал придумывать хитрый механизм для мытья посуды, а когда это не получилось, он предложил просто есть из одной тарелки и тогда количество посуды уменьшится в три раза. Но папа просто предложил самим мыть посуду и это был действительно хитрый способ.

Отсюда вытекает несколько любопытных идей. Например то, что все гениальное просто.

Но главная мысль этого рассказа в том, что у каждого в семье должны быть свои обязанности и каждый член семьи должен вносить свой вклад в ведение хозяйства. Нельзя наваливать все работы на одного человека.

В рассказе Толстого «Булька и волк» речь идет о том, как волк забрался в загон к поросенку. Местные жители и автор-офицер решили застрелить зверя. Но ружье не сработало. Булька бросилась в погоню, зверь ее немного повредил: на голове небольшая ранка получилась. Хозяин решил прижечь рану порохом, ему волк показался бешеным. Все из-за того, что после такой погони он посмел еще раз придти в село.

Так можно записать краткое содержание в читательский дневник.

Главная мысль рассказав том, что нужно быть осторожным, внимательным. Зверь ведь и правда мог оказаться бешеным, тогда б собака заболела и погибла, могла кого-то покусать. Такие вещи без внимания оставлять никак нельзя.

Рассказ учит смелости и осторожности одновременно. Офицер и другие жители пытались избавиться от зверя, но не с голыми руками на него полезли, а с ружьем. То, что пристрелить не получилось, это плохо. Поскольку волк один раз пришел в поселок, он вернулся потом снова, знать придет еще не один раз. Нужно за ним следить. зверя теперь ни что не остановит.

Мораль в том, что Булька хоть и небольшая собака, но очень смелая, отважная, прогнала волка и не побоялась с ним схватиться.

Толстой "Булька и волк" главная мысль, чему учит

Рассказ-размышление Льва Николавевича Толстого «Чутье» приобщает детей к животному миру, и дает им возможность размышлять, чем человек отличается от животного.И при этом Толстой приводит примеры не только домашних животных, но и диких.Если человек, хочет хорошо познать предмет, он это в основном делает при помощи ощупывания предмета, а животВследствие этого собака находит зверя по следам, но не идя впритык к следам, а отдалясь от следов, чтоб лучше почувствовать в каком напралении убежал зверь. Что даже быки, когда слышат рев на бойне, а затем нюхают кровь своих собратьев, понимают, что пришел их конец и начинают реветь и не поддаваться. Толстой приводит примеры лошади, козы, которая дает молоко хозяйке, но хозяину отказывает, приводит пример собак и даже блох. Это первичные познания по природе животных, и своим рассказом Толстой дает наглядный урок деревенским детям…

В рассказе Виталия Бианки «Голубой зверек» речь идет о куницу, которая преследует голубого зверька — белку-летягу одной зимней ночью при свете луны. Когда быстрая куница почти нагнала зверька на краю лета, тот прыгнул через пропасть и перелетел ее.

Главная мысль рассказа «Голубой зверек» в том, что нельзя сдаваться, нельзя, чтобы страх овладевал. Каким бы сильным и ловким ни был противник, всегда можно убежать от него, что-то придумать.

В более широком смысле рассказ «голубой зверек» Виталия Бианки демонстрирует, что в природе все логично, все продумано: у хищников есть свои качества и приспособления для охоты, а у их добычи — есть свои возможности, чтобы спасаться. В каждом конкретном случае побеждает тот, кто более шустрый. Куница — быстрая, изворотливая, отлично лазает по деревьям, слышит малейший шорох, все замечает. Зато белка умеет летать.

Краткий пересказ

«Чук и Гек» — добрая и поучительная сказка о двух братьях-шалунах, отправившихся вместе с мамой на дальний север, чтобы погостить у папы. Мальчишки живут в Москве, их отец работает начальником разведывательной геологической станции в тайге и бывает дома очень редко. У него нет времени навестить свою семью, он отправляет им телеграмму и просит приехать в гости. Семья счастлива и с радостью соглашается. Мальчишки не видели отца целый год и очень по нему соскучились. Сборы длятся неделю.

Мама спешит за билетами. Пока она отсутствует, приходит ещё одна телеграмма, в это время Гек делает пику для охоты на медведя. Мальчики ссорятся, и Чук ломает палку брата. Тот в отместку выкидывает в окно любимую коробочку мальчишки, в которой находится бумажка с важным известием от отца. Они выбегают на улицу, чтобы найти телеграмму, но у них не получается это сделать.

Братья понимают, что врать — плохо, однако всё же принимают решение ничего не говорить матери. В назначенный день семья отправляется к отцу. В поезде каждый из них находит для себя интересное занятие, поэтому в пути им весело. Когда они прибывают на свою станцию, их почему-то никто не встречает. Мать решает, что отец ещё не успел получить телеграмму об их приезде, которую она отправляла накануне. Женщина нанимает ямщика, и они едут в тайгу на санях. Когда они прибывают в посёлок геологов, то видят опустевшую базу.

Вскоре приходит сторож, он очень удивлён. Он точно знает, что отец мальчишек отправлял супруге телеграмму, чтобы семья повременила с приездом. Вдруг мать начинает понимать, в чём дело. Мальчишкам становится стыдно и они во всём признаются.

Сторожу нужно идти по делам, он вынужден покинуть гостей. Он оставляет им своё ружьё и убитого зайца, просит женщину пока хозяйничать без него. Сторож обещает возвратиться через 2 дня. Дети впервые видят тайгу, они восхищены её величием и красотой. Проходит четверо суток, но мужчина не приходит. Продовольственные запасы кончаются. Нужно идти за водой.

Мать идёт к колодцу, взяв с собой Чука. В это время Гек решает пошутить: он находит в доме укромное место и прячется. Когда они возвращаются, Гека нет, они его ищут, но никак не могут найти. Отчаявшись, женщина стреляет из ружья и слышит ответный выстрел. Это сторож спешит ей на помощь. Мужчина даёт своей собаке понюхать обувь пропавшего мальчика, пёс остаётся в избе. Мать находит заснувшего Гека в сундуке.

Сюжет

В канун Нового года в московскую квартиру приходит письмо. Жену с детьми на Новый год зовёт очень загруженный работой глава семьи. Он работает геологом далеко в Сибири. Во время сборов дети получают телеграмму. Они тут же в результате ссоры теряют её, но скрывают это от матери. Приехав на место, мать с детьми не находят в посёлке никого, кроме сторожа. Вся геологическая партия срочно отправилась на пару недель в тайгу. Извещение об этом событии и находилось в потерянной телеграмме. Сторож оставляет семью у себя и, под предлогом охоты, идёт на лыжах к геологам. Возвращается он с ключом от комнаты и письмом от мужа. Вскоре возвращаются и геологи. Все вместе они встречают Новый год.

Счастливый конец

Сторож сообщает Серёгину, что приехала его семья. Он отдаёт женщине ключ от домика её мужа и приносит симпатичную ёлку. Она наводит порядок вместе с мальчишками, украшает комнаты и готовится встретить Новый Год. Через время прибывают геологи на собачьей упряжке. Праздник проходит по-настоящему весело:

  • танцы и песни;
  • игра на баяне;
  • бой курантов по радиоприёмнику.

Главная мысль «Чука и Гека» заключается в том, что тайное всегда становится явным. Лучше сразу рассказать правду, чем потом краснеть и ощущать вину. Рассказ учит многому:

  • доброте;
  • искренности;
  • умению дружить и слушаться старших.

Книга была названа в честь главных героев. Есть несколько версий происхождения имён мальчиков. В самом первом издании сказки отец зовёт Чуком Владимира, а Геком — Сергея. Отсюда и появляются сокращённые варианты.

Согласно другой версии, Чук — русифицированный аналог Чака, а Гек происходит от Джек. При жизни писателя подобные имена имели высокую популярность.

Повествование ведётся от третьего лица, что обуславливает объективность картины мира ключевых персонажей.

Реакция и оценки

Рассказ стал единственным произведением Гайдара, вышедшим после 1935 года, которое не подверглось при этом резкой критике в советской прессе[23]. В статье «Новый рассказ А. Гайдара» В. Б. Шкловский назвал рассказ удачей писателя, развитием его «нового голоса», лирического понимания жизни, впервые проявившееся в рассказе «Голубая чашка»[24].

В 2010 году Денис Драгунский, напротив, упрекал этот рассказ в бесконфликтности, в том, что автор игнорировал происходившие в 1937—1939 годах массовые репрессии[25]. Однако сын писателя, Тимур Гайдар, в примечании к собранию сочинений отца говорит, что хотя «в „Чуке и Геке“ нет отзвука тех событий», он «несёт на себе их своеобразный отсвет»[2]. Наталья Камышникова-Первухина вспоминая, как они ехали к отцу, вынужденному устроиться в лагерный посёлок Абезь (он был уволен с работы в Москве) пишет: «Отделить воспоминание этой дороги от описания ночного поезда в повести „Чук и Гек“ мне трудно…»[26].

В постсоветское время рассказ относят к классике детской литературы, сохраняющей своё очарование для читателей разных возрастов[27]. В 2013 году он был включён в список «100 книг» — перечень книг по истории, культуре и литературе, рекомендованный школьникам Министерством образования и науки РФ для самостоятельного чтения.

Тема, идея, проблематика, сюжет

Произведение повествует о смысле человеческой жизни, это и является темой рассказа. Писатель поднимает проблему счастья. Он пишет, что надо честно жить, быть трудолюбивым и любить Советскую страну. По сути, это и есть главная мысль сказки. По мнению Гайдара, человек должен при любых обстоятельствах вести себя в соответствии с честью. Автор считает, что нельзя не только лгать, но и утаивать. Надо отвечать за своё поведение, ни на кого не перекладывая ответственность.

Сюжет рассказа строится на основе путешествий и приключений. Давая характеристику братьям, Гайдар говорит, что между ними есть что-то общее, но, вместе с тем, каждый мальчик является индивидуальностью. У них разные:

  • привычки;
  • взгляды на жизнь;
  • характеры.

Если Чук практичен, то Гек невнимательный. Недаром писатель отмечает, что именно последний потерял телеграмму. А ещё в ходе повествования Гек таинственно исчезает. Однако он по-своему талантлив: в отличие от брата, он прекрасно поёт.

Главные герои — весёлые, шаловливые ребятишки. Они доставляют матери немало хлопот, но всё равно её очень любят.

Через каждый эпизод произведения проходит сказочная окраска. С подобными мотивами связана поэтичность рассказа и его лирический подтекст. Произведение очень эмоционально благодаря тому, что происходящее воспринимаются глазами детей. Ребята в этом рассказе вовлекаются во все события реальной действительности:

  • противостояние классов;
  • гражданская война.

Всё это не прошло мимо мальчишек. Гайдар намекает, что времена формировали у мальчишек определённые типы характеров, и им приходилось принимать участие далеко не в детских сценах. Однако, невзирая на основательность подобного подтекста, писатель всё-таки задействует юмористические приёмы, ведь главные герои ещё дети.

Если нужно написать анализ произведения «Чук и Гек» для читательского дневника, можно изучить укороченную версию рассказа. Там кратко описан весь сюжет. Конечно, если позволяет время, лучше всего ознакомиться с оригиналом.

Сказка «Чук и Гек» учит любить свои корни: отца, мать и родную землю. Автор призывает читателя всегда быть честным и никогда ничего не бояться, в этом и состоит основная мысль рассказа.

Анализ

Всё произведение пронизывает светлый положительный настрой, в нём можно найти черты классического святочного рассказа[3][4][5], пересмотренные исходя из уверенности в правильном устройстве советского общества[6]. Борис Камов считает, что Гайдар воспроизвёл те светлые настроения, которые он вынес из детских воспоминаний[7].

Рассказ отличают сказовый стиль и композиция, характерная для волшебной сказки (в частности — отсутствие конкретных дат и адресов), что придаёт ему особое мифопоэтическое звучание[8]. Первый элемент сказочной условности ожидает читателя уже в заглавии рассказа: это имена героев, отсутствующие в современном русском языке[9]. Далее следует типичный сказочный зачин («Жил человек в лесу у Синих гор»)[11], где мы видим работающие на предельное обобщение отсутствие у человека имени и условный топоним «Синие горы», звучащий почти как «тридевятое царство», которое Гек и его мать характеризуют в своих рассуждениях как место, дальше которого уже «немного осталось мест на свете»[9].

Собственно завязкой произведения служит отправка отцом Чука и Гека письма (а затем телеграммы) домой. Драка детей, из-за которой эта телеграмма была потеряна, выполняет функцию запрета и его нарушения

, наказанием за которое, согласно логике волшебной сказки, и являются дальнейшие приключения, представленные как сказочные
испытания
. Поездка в безымянную далёкую страну к отцу вводит в сюжет мотивы
поиска
и
путешествия
[9]. Впрочем, Дмитрий Быков в своей лекции «СССР — страна, которую придумал Гайдар» говорит о самоценности мотива путешествия для Аркадия Гайдара: «всё, что написал поздний <�…> зрелый Гайдар <�…> — о путешествиях, о человеке, которому не сидится дома, которому дома плохо, который в дом не вписался. О человеке, который отправился странствовать и где-то далеко нашёл что-то своё.» «все эти цели далёких бесконечных странствий, в которые отправляются Чук и Гек <�…> — ведь всё это истории бродяжничества.»[12] На безымянной станции, где героев никто не встречает, путешествие окончательно обрастает фольклорно-сказочными подробностями, где
вокзал
— место перехода между миром детей и миром отца, а
ямщик
, берущийся довезти их «до места» через загадочный ночной
лес
— проводник между этими мирами[9].

Такие эпизоды, как встреча на вокзале с козлом

, ночёвка в
избушке
на ямщицкой станции, и «
борьба
» там Гека с «
медведем
» (за которого тот принимает лошадь) и следующий за тем страшный сон Гека, который «тушит» мать (приобретающую в рассказе роль фольклорного
защитника
[13]), не являясь ключевыми для сюжета, служат сгущению сказочной атмосферы[14]. Сам сон при этом имеет пророческий характер, поскольку в нём мальчику видятся события грядущей войны (она в 1939 году и вправду была близка)[15]. Художественные приёмы, которые при этом использует Гайдар, сближают рассказ «Чук и Гек» с произведениями Гоголя[6]. В перепадах от нагнетаемой атмосферы тайны к подчас приземлённым её объяснениям видна характерная для Гайдара серьёзно-ироническая манера повествования[16].

Появление сторожа в заброшенном лагере геологов ассоциируется с возвращением в свою избушку Бабы-Яги (сравните его первый вопрос — «Что это за гости сюда приехали?»)[17]. Страхи детей, вызванные необычностью происходящего с ними[18], находят свою кульминацию в эпизоде с «пропажей» Гека и его поисками. Именно тогда, в соответствии с чеховскими законами драматургии, и стреляет оставленное сторожем ружьё[19]. Эпизод пародирует фольклорный сюжет о пропавшем в лесу ребёнке (в отличие от архетипического сюжета Гек спрятался в сундук и заснул). Гека «спасают» сторож с собакой, появившиеся с «громом и стуком» после третьего выстрела матери из ружья. Привезённые им «тяжёлый ключ» от комнаты отца и письмо в «измятом голубом конверте» символизируют скорое завершение поиска героев, который завершается возвращением отца и празднованием Нового года[17].

В конце рассказа автор даёт одно из хрестоматийных определений счастья: «Что такое счастье — это каждый понимал по-своему. Но все вместе люди знали и понимали, что надо честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю, которая зовётся Советской страной

»[20].

Однако, несмотря на вроде бы счастливый финал и светлый настрой рассказа, воссоединение семьи оказывается лишь свиданием

: после праздника мать с детьми должна вернуться в Москву без мужа, гармония мира, которую дети ощущают через гармонию в семье — лишь временное явление[11].

Отзывы читателей

Купив сыну сказку «Чук и Гек», я его очень осчастливила. Это красивая книга в твёрдом переплёте с красочными рисунками, всего в ней 22 страницы. Произведение просто не может не понравиться, это добрый детский рассказ, который однозначно достоин прочтения.

Яна

Я уже не помню, сколько мне точно было лет, когда я впервые обратил внимание на эту книгу. Яркая обложка привлекла моё внимание, и захотелось изучить рассказ. Сегодня его с удовольствием перечитывает моя дочка, рассматривая красивые картинки. Вообще, мне эта книжка чем-то напоминает старый добрый советский фильм, ведь всё в ней будто бы пропитано каким-то старинным духом и новогодним настроением. Приключения ребят, выбросивших телеграмму и отправившихся в Сибирь к отцу, заставляют искренне сопереживать. Впечатления от поездки в тайгу переживаешь как свои собственные.

Роман

Современным детям безмерно повезло, ведь выбор литературы для самых юных читателей сейчас просто огромен. В моём детстве было очень мало хороших книг, и сказку о Чуке и Геке обожали многие. Лично у меня остались о ней самые тёплые воспоминания. Гайдару замечательно удалось передать запахи, ощущения и цвета. Именно это заставляло меня в детстве перечитывать эту добрую сказку снова и снова.

Анна

Это яркая и хорошая книга. Столкнулась с ней уже во время учёбы в университете. Очень жаль, что не доводилось читать раньше.
Саша

  • Основная мысль сказки лиса и тетерев для читательского дневника
  • Основная мысль сказки двенадцать месяцев маршак
  • Основная мысль рассказа чужая кровь
  • Основная мысль сказки лиса и медведь
  • Основная мысль сказки два мороза