Основная мысль рассказа дедушка сергали



Скачать материал

Урок русского языка и литературы 10 класс сш №25Тема урока: ГЕРОЛЬД КАРЛОВИЧ...



Скачать материал

  • Сейчас обучается 28 человек из 11 регионов

  • Сейчас обучается 235 человек из 57 регионов

  • Сейчас обучается 352 человека из 70 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Урок русского языка и литературы 10 класс сш №25Тема урока: ГЕРОЛЬД КАРЛОВИЧ...

    1 слайд

    Урок русского языка и литературы 10 класс сш №25
    Тема урока: ГЕРОЛЬД КАРЛОВИЧ БЕЛЬГЕР
    (1934—2015)
    «Дедушка Сергали»
    Подготовила учитель русского языка и литературы: Бексеитова А.К.

  • Цели:10.3.1 понимать детально содержаниетекстов, соотнося детали с основной м...

    2 слайд

    Цели:
    10.3.1 понимать детально содержаниетекстов, соотнося детали с основной мыслью текста
    10.3.3формулировать практическиевопросы по прочитанному тексту иотвечать на них, используя внетекстовую информацию для подтверждения своей точки зрения;
    10.3.4владеть стратегиями чтения,включая просмотровое чтение, сканирование и детальное чтение;
    10.5.1использовать отглагольные существительные, сложные прилагательные, прилагательные в краткой форме, глаголы в страдательном залоге, причастия, деепричастия;
    10.5.2использовать безличные конструкции, предложения с обособленными второстепенными членами, сложные синтаксические конструкции

  • ГЕРОЛЬД  КАРЛОВИЧ  БЕЛЬГЕР(1934—2015)Герольд Карлович Бельгер —...

    3 слайд

    ГЕРОЛЬД КАРЛОВИЧ БЕЛЬГЕР
    (1934—2015)

    Герольд Карлович Бельгер — казахстанский писатель, переводчик, критик. Родился 28 ок­тября 1934 года в России, в городе Энгельсе в семье поволжских немцев. В 1941 году по указу Сталина как этнический немец был депортирован в Казахстан. Вырос в казахском ауле. Учился в ка­захской средней школе, затем на филологическом факультете Казахского педагогического института (ныне КазНПУ им. Абая) в Алматы. После оконча­ния института работал учителем русского языка, затем литературным сотрудником в отделе прозы журнала “Жулдыз”. С 1964 года являлся писателем, переводчиком, прозаиком и критиком.
    С 1971 года член Союза писателей Казахстана. С 1992 года был заме­стителем главного редактора немецкоязычного альманаха “Феникс”. С малых лет жил и трудился в Казахстане. Свободно владел казахским языком, работая в сфере трех культур — казахской, русской и немец­кой. Герольд Карлович является автором свыше 40 книг, в том числе романов “Дом скитальца”, “Туюк су”, “Разлад”, а также 1600 публи­каций в периодической печати. Г. К. Бельгер был в Казахстане на­стоящим “аксакалом”, пользовался непререкаемым авторитетом среди казахов, которые с любовью называли его “Гер-ага”. Писатель оставался верен своей малой родине до конца жизни. Скончался Герольд Бельгер в 2015 году. Он похоронен на кладбище Кенсай в Алматы рядом с дру­зьями и соратниками по перу — казахскими писателями.
    https://www.youtube.com/watch?v=1CqLcBni4xk

  • Составьте хронологию событий жизни и творчества Г.Бельгера

    4 слайд

    Составьте хронологию событий жизни и творчества Г.Бельгера

  • Г.Бельгер «Дедушка Сергали»https://uverenniy.ru/svet-knigi.html?page=3Пришло...

    5 слайд

    Г.Бельгер «Дедушка Сергали»
    https://uverenniy.ru/svet-knigi.html?page=3
    Пришло  от  отца  письмо. Как  всегда,  обстоятельно, по пунктам  изложены  все  аульные,  совхозные  и  районные   новости:  сведения  о  сенокосе,  о  надое  молока, об  обязательствах, о  ремонте  тракторов, о  строительстве  родильного  дома,  о  последнем  собрании  сельского  актива, вырезки  из  районных  и  областных  газет. И,  как  всегда, ни  слова о  себе,  о  матери, о  доме. А  в  конце   письма  приписка:  «Умер  дедушка  Сергали. За  несколько  дней  до  смерти  я  навещал  его,  и  он  интересовался  тобой,  спрашивал, пишешь  ли  ты  и  передаешь  ли  ему  приветы…»

    За  окном  тосковала  глубокая  осень.  Серая,  промозглая  мгла  плотно  окутала  дома,  деревья, горы.  Зябко  поеживались  ветки  на  обезлистившихся  тополях.  И  я  подумал, что  летом, когда  приеду  в  аул, я  уже не зайду в  маленький  приземистый  домик  у  дороги  и  не  услышу   больше   стихов  дедушки  Сергали.
    … Мы,  аульные  мальчишки, называли  его  ата.  За  домом  дедушки  тянулся  огромный  пустырь,  на  котором  малышня  резвилась, играла  в  чижик, гоняла  мячи  с  ранней  весны, когда  едва  появлялись  темные проплешины,  до  глубокой  осени,  пока  пустырь  не  заметали  снежные  сугробы. Выходя  из  дома,  дедушка  Сергали  иногда  наблюдал  за  нашей  возней, потом  вдруг  подзывал  всех  нас  к  себе. И  мы  уже знали, о чем  он начнет  сейчас  спрашивать.
    — А  ну-ка, малец, скажи, как  тебя  зовут?
    Первым  отвечал  Аскер, самый  бойкий, самый  смышленый среди  нас.  Вопросы  шли всегда  в одном  и  том  же  порядке. А  сколько  тебе  годков, балакай? Так. А  как  зовут  твоего  отца? А  деда? А  отца  твоего  деда? А  отца  прадеда?  Аскер  отвечал  без  запинки: он  знал своих  предков  до  седьмого  колена, а  дальше  дедушка  Сергали  уже  не  спрашивал.
    И  все  остальные   мои  сверстники   без особых  затруднений отвечали  на  немудреные  вопросы  дедушки, хотя иные  и  путались  в  именах  своих  пра — и  прапрадедов. До   меня  очередь доходила  последним, наверное,  потому, что  я  держался  сторонкой  и  страшно  волновался, как,  впрочем, и  потом, когда  отвечал  на  экзаменах, которых  в  моей  жизни  было  великое  множество.
    — Ну, а  тебя  как  зовут, Сары-бала?
    Я, запинаясь, называл  свое  имя, так  непохожее  на  имена  моих  приятелей. Дедушка  задумывался,  жевал  губами,  соображая, как  бы переделать  его  на  казахский  лад.
    — А  теперь, Кира, скажи, как  зовут  твоего  отца?
    Я  называл.
    — А  дедушку?
    И  имя  дедушки  я  называл.
    — А  отца  дедушки? 
    Тут  у  меня вспыхивали  уши,  и   голова  моя  невольно  опускалась  еще  ниже. Уже   с  третьего  колена  предки  мои  погружались  во  мрак  неизвестности. Обласкав  нас  по   очереди,  одарив  куртом  и иримчиком  из  кармана  своего камзола, дедушка  Сергали  уходил  по  своим  делам.
    Рассказывали  в  ауле,  что  в  молодости  ата  был  лихим   джигитом, весельчаком  и  акыном. Вскоре  мы  в  этом  сами убедились.
    Как-то  по аулу прошел  слух, что  в нашей  школе   состоится  айтыс-поэтическое  состязание  акынов  нашей  области. И вот  однажды  перетаскали  из  интерната  в  школу  все  столы,  соорудили  сцену, застелили  ее  коврами. Народу  наехало – тесно  во всех  домах  стало. Просторный  зал  и коридор  школы  были  битком  набиты. Мы  еще  в  обед  прокрались  в  класс  и  просидели, затаившись  под   партами, до  самого  вечера.
    Начался  айтыс.  Акыны, человек  семь,  сидели  на сцене   полукругом, поджав  ноги. Все  были  одеты  ярко   и  пышно.  На  коленях  акынов  лежали  красиво  отделанные  домбры. Первым  запел  седобородый  грузный  старик.  Он  вяло  пощипывал  струны  домбры, долго-долго  тянул:
    — О-о-о-о-о-е-е-е-ай! – и,  перестав  вдруг  играть, заговорил  что-то  быстро  и  отрывисто, и  борода его  при  этом смешно  подрагивала. Потом, когда  у него  уже   кончилось  дыхание   и  он перешел  почти  на  шепот,  старый  акын  как-то  странно  дернул  плечом,  мотнул  головой, набрал  побольше  воздуха  и  снова  затянул  свое  бесконечное  «Э-э-э-о-о-о-ей…» и опять, как  бы  нехотя, побренчал  на  домбре. В  зале  раздались  одобрительные  выкрики.
    Вторым  запел  молодой  еще  черноусый  акын, сидевший  на  краю сцены.  Он  привстал  на  колени, весь преобразился, сверкнул  глазами  и  запел  сразу  же  во  весь  голос увлеченно,  заразительно, страстно, как  весной  ярилась,  клокотала  вода  у  Каменного  брода. Зал  всколыхнулся, пришел  в  восторг.

  • Г. К. Бельгер: “Для меня казахское слово ел священно”Тема Родины для меня зн...

    6 слайд

    Г. К. Бельгер: “Для меня казахское слово ел священно”

    Тема Родины для меня значит очень много, не случайно она доми­нирует в моем творчестве — ив прозе, и в публицистике. Мои герои, депортированные и ссыльные немцы, люди искалеченной судьбы, взрослые и малые, постоянно и настойчиво рассуждают на тему: что такое Родина, где она, есть ли у нас вообще Родина? Или мы вечные скитальцы, изгои, бездомные, неприкаянные на этой земле? Известно, свобода дорога, когда ее нет. Свободный человек свободы не замечает. Вот и о Родине особенно думается, когда ее лишен. А судьба россий­ских немцев (не в географическом смысле, а этническом), к которым я отношусь, сложилась трагически, поэтому для них это понятие — краеугольное.
    Я с семи лет живу в Казахстане и считаю себя почти коренным казахстанцем. Вся моя жизнь, творчество, думы, дела, надежды связаны с Казахстаном… Река Есиль, прибрежный тугай, перелески, березо­вые колки, ковыльная степь, простор, бураны и ливни благодатногоСеверного Казахстана я воспринял как родное, как нечто изначальное. Они вошли в мое сознание, в мою плоть. И я рано начал ощущать себя сыном Казахстана. И таковых в Казахстане, очутившихся на этой земле не по доброй воле, много. Но далеко не все восприняли эту землю как родную, для некоторых она так и осталась местом ссылки. И в том ни земля, ни коренной народ, ни сами депортированные не виноваты. Это вообще глубокая и трагическая проблема с безбрежными социальными, психологическими, нравственными, этническими нюансами.
    Герои моего романа “Дом скитальца” буранной зимой в глухом казахском ауле рассуждают о Родине, о родном доме, вспоминают не­мецкие поговорки и пословицы на эту тему: “Есть Восток, есть Запад, а дома лучше”, “Мое гнездо — лучше всего”, “У себя дома каждый — король”, “На родине и небо голубее”, “Дома и силы удваиваются”, “Те, что живут везде, не имеют дома”… И подобных сентенций немало можно найти в духоустройстве любого народа. Эдмунд Ворм, герой моего романа “Туюк су”, приехав из Германии в Казахстан, тоже за­дается вопросом: “Кто он этому уголку Земли? Пришелец? Божий гость? Случайный прохожий? Гражданин? Сын?.. И где его родина, уроженца России, жителя Казахстана, гражданина Германии?” Ответа он не находит. И я знаю: ответа нет у многих. А вот как рассуждает мой лирический герой в повести “Завтра будет солнце”: “И такая тебе открылась тогда истина, что у каждого человека, помимо большой родины, непременно должна быть родина “малая”, свой родной край, свой заветный уголочек на земле, свое поле, свой лесок, свое укромное местечко на берегу тихой речки, свой — на худой конец — любимый кустик возле отчего дома… Несчастен тот, кто не помнит своего род­ного места, своей земли, но трижды несчастен тот, кого не помнит уже сама земля. Ибо она, земля, как твоя родная мать, — последняя твоя надежда в жизни, и если уж она предаст тебя забвению, то ты уже и не человек вовсе, а тлен, прах… Да, тлен, прах”. Может, кому-то эти рас­суждения и покажутся старомодными, обветшалыми. Но я искренне думаю так. Для меня казахское слово “ел” священно.

  • Малая Родина или Историческая Родина? Какой выбор и почему сделал Г. Бельгер?...

    7 слайд

    Малая Родина или Историческая Родина? Какой выбор и почему сделал Г. Бельгер? Сформулируйте вашу точку зрения, используя прием ПОПС-формулы:
    Позиция — Я считаю, что Г. Бельгер…
    Обоснование — Потому что…
    Подтверждение — Свою мысль я хочу подтвердить примерами из…
    Следствие — Сформулируем вывод о том, что…

  • Учебное заданиеКакие вопросы вы задали бы Герольду Бельгеру? Составьте текст-...

    8 слайд

    Учебное задание
    Какие вопросы вы задали бы Герольду Бельгеру? Составьте текст- интервью.
    Прочитайте текст-ответ Г. Бельгера на вопрос: “Что Вы вкладываете в понятие “Родина”? Напишите аннотацию на текст.
    Самостоятельно прочитайте рассказы и очерки Г.Бельгера «Дедушка Сергали», «Абильмажин», «Сосновый дом на краю аула», «За шестью перевалами», «Чайки над степью», «На отмели», «Каменный брод» и другие.

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 057 591 материал в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

Рейтинг:
5 из 5

  • 17.10.2020
  • 1579
  • 112

Рейтинг:
5 из 5

  • 17.10.2020
  • 1260
  • 75
  • 17.10.2020
  • 315
  • 7
  • 17.10.2020
  • 4922
  • 190
  • 17.10.2020
  • 869
  • 38
  • 17.10.2020
  • 110
  • 0

«Русский язык (в 2 частях)», Канакина В.П., Горецкий В.Г.

  • 17.10.2020
  • 104
  • 0

«Русский язык (в 2 частях)», Канакина В.П., Горецкий В.Г.

  • 17.10.2020
  • 1653
  • 46

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и предоставление туристских услуг»

  • Курс профессиональной переподготовки «Клиническая психология: организация реабилитационной работы в социальной сфере»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС технических направлений подготовки»

  • Курс повышения квалификации «Управление финансами: как уйти от банкротства»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС юридических направлений подготовки»

  • Курс повышения квалификации «Разработка бизнес-плана и анализ инвестиционных проектов»

  • Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»

  • Курс повышения квалификации «Мировая экономика и международные экономические отношения»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление информационной средой на основе инноваций»

  • Курс профессиональной переподготовки «Технический контроль и техническая подготовка сварочного процесса»

Раздел: Человек и Родина

Тема: Г. К. Бельгер. “Дедушка Сергали”.

Дата:

Школа:

ФИО учителя:

Класс: 10

Количество присутствующих:

Количество отсутствующих:

Цели обучения:

10.3.1 понимать детально содержаниетекстов, соотнося детали с основной мыслью текста

10.3.3формулировать практическиевопросы по прочитанному тексту иотвечать на них, используя внетекстовую информацию для подтверждения своей точки зрения;

10.3.4владеть стратегиями чтения,включая просмотровое чтение, сканирование и детальное чтение;

10.5.1использовать отглагольные существительные, сложные прилагательные, прилагательные в краткой форме, глаголы в страдательном залоге, причастия, деепричастия;

10.5.2использовать безличные конструкции, предложенияс обособленными второстепенными членами, сложные синтаксические конструкции

Цели урока

Все учащиеся смогут:

понимать детально содержаниетекстов, соотнося детали с основной мыслью произведений Г.Бельгера;

владеть стратегиями чтения,включая просмотровое чтение, сканирование и детальное чтение;

Большинство учащихся смогут:

использовать отглагольные существительные, сложные прилагательные, прилагательные в краткой форме, глаголы в страдательном залоге, причастия, деепричастия;

использовать безличные конструкции, предложенияс обособленными второстепенными членами, сложные синтаксические конструкции в заданиях по практической грамматике;

Некоторые учащиеся смогут:

формулировать практическиевопросы по прочитанному тексту иотвечают на них, используя внетекстовую информацию для подтверждения своей точки зрения по проблемным вопросам темы.

Языковая цель

Полиязычие: билингвизм, полиязычная личность

Основные термины и словосочетания: Родина, Малая родина

Привитие ценностей

Воспитаниепатриотизма, интернационализма, толерантности в русле Стратегии «Казахстан – 2030», государственных программ «Культурное наследие», «Мәңгілік Ел», «Триединство языков»; «Рухани жанғыру», любви и бережного отношения к Родине, родному языку, русскому языку, литературе и культуре, трудолюбия, семейных ценностей.

Межпредметные связи

Взаимосвязь с предметами: мировая литература, казахский язык и литература, английский язык.

Навыки использования ИКТ

Использование интерактивной доски, презентация, буктрейлеры интернет-ресурсы

Этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Ресурсы

Начало урока

Актуализация

Организационный момент.

Создание коллаборативной среды.

Стратегия «Поздоровайся локтями!»

Учитель приветствует учащихся, мотивирует учащихся на совместную работу, изучение темы урока.

Стратегия «Обновление информации».Обсуждение интервью, очерков, написанных учениками.

Учебник.

Часть 1.

Хрестоматия.

Середина урока

Стратегия «Обновление информации». Учитель рассказывает о литературном творчестве Бельгера, о героях его повестей и очерков.

Аналитическая статья учебника обсуждается под руководством учителя, затем ученики составляют конспект статьи.

Практическая грамматика. Выполнение заданий по грамматике.

Учебник.

Часть 1.

Хрестоматия.

Конец урока

Стратегия ИНСЕРТ.

Интерактивные технологии

Ознакомьтесь с материалами сайтов, посвященных жизни и творчеству Г. К. Бельгера. Разработайте буктрейлеры, презентации и слайды по материалам интернет-ресурсов. Обратитесь за консультацией к учителю информатики.

Вглубь строки. Самостоятельно прочитайте рассказы и очерки Г.Бельгера «Дедушка Сергали», «Абильмажин», «Сосновый дом на краю аула», «За шестью перевалами», «Чайки над степью», «На отмели», «Каменный брод» и другие.

Презентация буктрейлеры

интернет-ресурсы

Рефлексия.

Стратегия ПОПС.Проблемный вопрос

Малая Родина или Историческая Родина? Какой выбор и почему сделал Г. Бельгер? Сформулируйте вашу точку зрения, используя прием ПОПС-формулы:

Позиция — Я считаю, что Г. Бельгер … .

Обоснование — Потому что … .

Подтверждение — Свою мысльяхочуподтвердитьпримерамииз … .

Следствие — Сформулируем вывод о том, что… .


Подборка по базе: Что такое ИТ.docx, проект Что такое хорошо .docx, Что такое коррупция.docx, Что такое экосистема Сбера.docx, что такое вечная тема в искусстве.docx, Что такое избегание неопределенности.docx, Что такое Maven.docx, что такое ледник.docx, Что такое кибербезопасность_.docx, Что такое доброта.docx


 • образа действия, меры и степени

• времени

• места

• цели

• причины

• условия

• уступки

• сравнения

• следствия

  2)Мир живой природы

Природа Казахстана весьма разнообразна. На его обширных просторах расположены горы, холмы и равнины. Самая высокая точка-пик Хан-Тенгри(Хан Танири) (высота 6995м), самая низшая-впадина Каракия (132м ниже уровня Мирового океана). 
Горы занимают десятую часть территории республики. Склоны Тянь-Шаня, Иле Алатау покрыты хвойными лесами. В ущельях этих гор растут дикие яблоневые заросли и орехово-плодовые кустарники. Вершины гор покрыты вечными снегами и ледниками. Здесь можно встретить грозного снежного барса, тянь-шаньского бурого медведя, сибирского горного козла. Из птиц в горах обитают сильные и смелые: снежные грифы, белоголовые сипы, бородачи, размах крыльев которых достигает трех метров, беркуты. Именно с беркутом охотятся на зверей казахстанские охотники-беркутчи. В покрытых таежными лесами горах Алтая обитают великаны-лоси, красавцы маралы, их еще называют благородными оленями. Есть тут соболи, барсуки и бурундуки. 
Помимо таких высоких гор, как Тянь-Шань и Алтай, значительное место занимают древний Тарбагатай, Сауыр, Казахский мелкосопочник, Кокшетауская возвышенность. Полнокровная жизнь начинается на высотах 3500тысяч метров. На альпийских лугах растет множество низкорослых растений, которые не боятся холодных ветров и снегов. В лесах и степях обитают волки, лисы, корсаки, зайцы. 
В Казахстане очень боготый растительный мир. Издавна люди научились использовать полезные и целебные свойства растений в своей повседневной жизни. В традиционных для казахстанцев промыслах (ковроткачество, кожевенное дело) всегда применяли дикорастущие растения. 

  3) Синтаксический разбор предложения. 

В саду горит костер рябины красной, но никого не может он согреть.

 Билет № 6

1. Сказуемое. Способы его выражения.

Сказуемое-это главный член предложения, который обозначает действие или состояние предмета, обозначенного подлежащим в форме именительного падежа, и отвечает на вопросы что делает? что сделал? каков он?

 Способы выражения : В предложениях можно встретить разные виды сказуемых. Сказуемое может  выражена почти чем угодно:

1. существительным

2. прилагательным

3. причастием

4. числительным

5. местоимением

6. наречием

7. словом категории состояния

8. синтаксически неделимым сочетанием

9. фразеологизмом

10. междометием и т.д.

 2. KITF-2019. Казахстанский компонент.

KITF  является единственной бизнесплощадкой в отрасли туризма и путешествийкотораяпредставляет объективные данные туррынка и позволяетне только продвигать турпродуктыно и формировать и решать вопросы отрасли в целом.

Особое внимание на KITF 2019 было уделено въездному и внутреннему туризмуСвоитурпродукты профессиональным посетителям предложили 16 регионов Казахстанав ихчислеозеро Алакольгорнолыжный курорт в Алматинской областиБаянаулБалхашпляжный курорт на Каспийском мореЩучинскоБоровская курортная зонаТуркестанскаяобласть и др

3.Одна какая-нибудь забытая мелочь могла напомнить о том, что она жила в этом доме.

Билет № 7

1. П. Васильев «Переселенцы».

Жизненный максимализм, дух 

странничества отражены также в сти-

хотворении Васильева «Переселенцы» 

(1931). Поэт раскрывает в человеке его 

природную, физическую основу («зо-

лотое тело»). В стихотворении поэти-

зируется походный быт; возникает ан-

титеза цивилизации, оседлого мира и 

стихии, первозданной природы. Осво-

бождаясь от социума, человек пости-

гает свою родовую основу, единство с 

природой, стихиями

2. М.Ю. Лермонтов «Родина». Анализ стихотворения.

В стихотворении Лермонтова “Родина” выражена любовь к русскому народу и природе, передан личный глубокий патриотизм. Произведение относится к позднему периоду творчества поэта, для которого характерны философские размышления.

История создания – стихотворение написано как признание в любви Родине в 1841 году, за несколько месяцев до гибели поэта.

Тема – любовь к родине, истинный патриотизм.

3. Город должен быть так же прекрасен, как прекрасны вековые парки, леса, море.

Билет № 8

1. Сложносочиненные предложения с придаточными обстоятельственными.

Придаточные обстоятельственные замещают позицию обстоятельств разного рода и отвечают на вопросы, характерные для обстоятельств. 

В русском языке представлены следующие виды обстоятельственных придаточных предложений: 

• времени, 

• места, 

• причины, 

• следствия, 

• условия, 

• уступки, 

• сравнения, 

• образа действия, 

• меры и степени.

2. Казахстанский компонент. Ассамблея народов Казахстана.

Ассамблея народа Казахстана — консультативно-совещательный орган при Президенте 

Республики Казахстан, задачей данного органа заявлено способствование разработке и реализации государственной национальной политики. «Ассамблея народов Казахстана» (первоначальное название) создана по инициативе первого президента Казахстана Назарбаева 1 марта 1995 года, переименована в 2007 году. С 2016 года этот день отмечается как праздник — День благодарности

3.  Она отворила шкаф, откуда потянуло запахом сластей.

Билет № 9

1. Казахстанский компонент. Древние ремесла

Казахстан имеет свои уникальные народные ремесла, возникшие в древности и развивавшиеся на протяжении тысячелетий. Находки эпохи бронзового века свидетельствуют о широком развитии ремесел еще за несколько тысяч лет до нашей эры. Во время раскопок на всей территории Казахстана было найдено большое количество ремесленных изделий: ювелирные украшения из бронзы, золота, серебра, меди, оружие, предметы быта, посуда, керамические изделия, украшенные орнаментом, резные изделия из кости и рогов. Эти и более поздние исследования и археологические находки рассказывают нам удивительную историю развития казахских народных ремесел. 

Казахские народные ремесла формировались под влиянием кочевой культуры казахских племен. Суровая жизнь кочевников заставляла их самостоятельно изготавливать всё необходимое для жизни из того, что было под рукой. 

Так как главным занятием кочевника было скотоводство и охота, поэтому в качестве материалов для ремесел служили продукты, получаемые от животных: кожа, шерсть, пух, кости рога крупного и мелкого рогатого скота.  Это привело в развитию таких ремесел, как валяние шерсти и изготовление войлока, выделка кожи, пошив одежды из кожи и войлока, изготовление ковров и кошмы. Кости и рога животных использовались для изготовления ювелирных украшений и некоторых предметов быта. Большое развитие получило искусство резьбы по кости. Из костей и рогов животных мастера вырезали различные фигурки, делали тонкие пластинки с рисунками и узорами, которыми потом инкрустировали предметы мебели.

2. Жизнь и творчество Ч. Айтматова. Анализ романа  «Буранный полустанок»

Произведение знаменитого киргизского писателя Чингиза Айтматова с названием «И дольше века длится день» является дебютным романом автора. После первых публикаций в начале восьмидесятых, роман вышел под названием «Буранный полустанок».

Роман «И дольше века длится день» Ч. Айтматова по сюжету казалось бы, незамысловат. Но это только с первого взгляда. Автор своим видением, делает его сложным и многогранным.

В романе красной нитью проходит тема культурных традиций и отношения к ним народа.

Все казалось бы, просто. Обычный человек решил похоронить своего умершего друга на кладбище, издревле считавшемся принадлежащим их роду. Обнаружилось, что ничто не вечно, кладбища попросту не оказалось на месте…

Главному герою, путевому обходчику Едигею, с молоком матери впитавшем в себя традиции предков приходится решать, как поступить, когда попрана память предков.

Вот такой немного сложный, в начале, сюжет совершенно неожиданно меняется на повествование о вещах глубоких и философских, совсем земных и немного потусторонних. За одни только сутки перед героем проходит в воспоминаниях вся его нелегкая жизнь. Многое в душе героя имеет свою боль, свое особенное значение.

В романе много размышлений, много эмоций, великолепная легенда о птице Доненбай, фольклорная история о любви. Рассказ о Манкурте это собирательный образ, своего рода предупреждение о том, что забыв свои корни, потеряешь свое место в мире.

 3. Синтаксический разбор предложения: Я удивляюсь, что эта простая мысль до сих пор не дошла до сознания многих людей.

Билет № 10

1. Сложноподчиненные предложения с придаточными места.

Придаточные места отвечают на вопросы «Где?», «Куда?», «Откуда?» и указывают на место (пространство), где совершается то, о чём говорится в главном предложении.

Пример:

[Он смотрел туда], (откуда послышался стон).

Придаточное места присоединяется к главному союзными словами где, куда, откуда. В главной части им соответствуют указательные слова в функции обстоятельства места: там, туда, оттуда, всюду и др.

[Оттуда, (где серебристой змейкой пригрелась на солнце река), долетали крики] (Н. О.).

Придаточные места могут стоять перед главным предложением, в середине главного предложения, но чаще — после главного предложения.

 2. Факты биографии  Г. Бельгера.  Анализ рассказа «Дедушка Сергали».

Бельгер – уникальный писатель, переводчик, публицист. Он, пожалуй, единственный, в одинаковой степени творивший на трех языках: казахском, немецком и русском. В его становлении как писателя и общественного деятеля библиотека сыграла важнейшую роль.

После нападения фашистской Германии на Советский Союз все российские немцы по национальному признаку были подвергнуты геноциду и сосланы в Сибирь и республики Средней Азии. Так Бельгер оказался в Казахстане, в ауле, где проживали только казахи.

Герольд Бельгер – уникальный писатель, переводчик, публицист

Депортация стала причиной того, что Герольд не пошел вовремя в школу. Знания по арифметике и другим предметам он начал получать дома. Общаясь с аульчанами, освоил казахскую речь. Отец Герольда научил его читать и писать. По предложению отца он рано начал вести дневник – своеобразный отчет о том, что сделано за год. В нем он отражал и то, как проходила жизнь семьи. Родился 28 октября 1934 года в городе Энгельс Саратовской области

 3. Синтаксический разбор предложения. Цепи яблонь потянулись там, где были пустыри.

Билет №12

1. М.И. Цветаева «Родина». Анализ стихотворения.

В написанном в 1932 году стихотворении «Родина» красной нитью проходит мысль поэтессы о связи каждого человека с его народом и родной землей, на которой он родился и вырос. Уже первые строчки произведения акцентируют внимание читателей на том, что лирическая героиня Цветаевой такая же как простой русский мужик, у них много общего, вместе они являются частью великого и могучего русского народа, чему она безмерно рада и горда этим фактом.Цветаева описывает свои чувства к Родине и говорит о том, что рвется домой по зову своего сердца, который сильнее голоса её разума. Где бы она ни была, в какие дали её бы не занесла судьба, любовь к родной земле всегда возвращает её назад: «Даль, говорящая: «Вернись Домой!» Со всех — до горних звезд — Меня снимающая мест!». Поэтесса до последнего момента своей жизни готова восхвалять свою Отчизну и гордится тем, что она — её дочь, готовая принимать её в любом обличии и разделять с ней любую судьбу, уготованную свыше: «Ты! Сей руки своей лишусь,— Хоть двух! Губами подпишусь на плахе».Поэтесса описывает мучения и терзания лирической героини, страдающей от мысли, насколько далеко она от родных мест, и какие огромные преграды встают на её пути к ним. Последние строки произведения, представленные в виде диалога поэтессы и её Отчизны, показывают всю глубину и искренность её чувств. Одно короткое, но весьма красноречивое и обращение к России «Ты!», и далее «Гордыня, родина моя!» как нельзя лучше раскрывают простое, но вместе с тем глубокое чувство любви и уважения Цветаевой к своей далекой Родине.

2 М. Семашко «Емшан». Сравнительный анализ произведений А. Майкова и М.Семашко

«Емшан» — повесть Мориса Симашко 1966 года, одно из лучших произведений писателя[1]. Трудно определить жанр повести: её можно также назвать и балладой, и поэмой в прозе.
В «Емшане» затронута одна из самых драматичных тем, которые всегда волновали ученых и литераторов Казахстана — правление в Египте мамлюков кипчакского происхождения (1250—1382 гг.). Приходу мамлюков к власти предшествовала гибель кипчаков как этноса в результате монгольского завоевания, и только в Египте, в качестве сначала рабов, а затем правящей верхушки, кипчаки на время продлили своё существование.
Известный казахский поэт Олжас Сулейменов в книге «Аз и Я» отмечал, что именно по его совету Морис Симашко взялся за «мамлюкскую» тему[2]. «Емшан» стал первым из произведений Мориса Симашко, в котором на первом плане — личность человека, облечённого властью, история возвышения раба-мамлюка до всемогущего султана. У Симашко власть не меняет человека к худшему — его герой поднимается на трон из невольничьего барака и корабельного трюма и приносит с собой своё мировоззрение и свои привычки, приобретенные им в рабстве.

Стихотворение «Емшан» относится к позднему периоду творчества А. Майкова. Поэт написал его в 1874 г. после того, Шокан Уалиханов, ученый и литератор, правнук хана Абылая, поведал легенду о хане Отроке. При создании произведения автор, кроме рассказа друга, использовал материалы Волынской летописи. 

Жанр анализируемого стихотворения – поема, так как в нем можно выделить составляющие сюжета. Экспозиция – рассказ о пучке душистой травы и о братьях ханах. Завязка – нападение Мономаха, разделившее братьев. Развитие событий – поиски Отрока певцом; кульминация – момент, когда Отроку поднося емшан. Развязка – Отрок вспоминает о Родине и возвращается из чужбины. 

В поэме А. Майков раскрывает тему разлуки человека с родным краем и близкими людьми. Автор показывает, что года и расстояние не могут стереть память о самом ценном – семье и отчем крае. Идея выражена в строках: «Смерть в краю родном милей, чем слава на чужбине!». 

Система образов произведения не очень разветвленная. Главные герои – братья хан Сырчан и хан Отрок, второстепенные – князь Мономах и певец. Автор не обращает внимания на внешность персонажей, так как она неважна для развития сюжета. Их характеры также практически не раскрыты, судить о них можно по поступкам.

 3. Синтаксический разбор предложения. Я удивляюсь, что эта простая мысль до сих пор не дошла до сознания многих людей.

13 билет
1. Придаточные причины раскрывают или обозначают причину того, о чём говорится в главной части предложения. Придаточные причины отвечают на вопросы: почему? отчего? по какой причине?. Относятся к главному предложению и присоединяются к нему при помощи союзов:

потому что;

оттого что;

так как;

ибо;

из-за того что;

затем что;

вследствие того что;

благодаря тому что.

Например:

Посылаю ей все слёзы в подарок, потому что не дожить мне до свадьбы.

Посылаю ей все слёзы в подарок, (почему?) потому что не дожить мне до свадьбы – 
Придаточные цели указывают на цель того, о чём говорится в главном предложении. Они относятся к главному предложению. Отвечают на вопросы: зачем? с какой целью? для чего?

Присоединяются к главному предложению с помощью союзов:

чтобы;

чтоб;

для того чтобы;

с тем чтобы;

затем чтобы;

дабы.

Например:

Я разбудил Пашку, чтобы он не свалился с дрожек.

Я разбудил Пашку, (зачем? с какой целью?) чтобы он не свалился с дрожек – придаточное цели.
2. Константин Паустовский появился на свет 19 (31) мая 1892 года. Событие это произошло в семье Георгия Максимовича, железнодорожного статистика, и Марии Григорьевны Паустовских. Будущий писатель был третьим из четверых детей. Интересно отметить, что семья была многонациональной.
В национальных корнях Паустовских выделялись представители нескольких народов: украинцев, поляков и турков. К примеру, родословная Константина Григорьевича по отцовской линии уходит вглубь веков, и связана с фамилией славного предводителя казаков – гетмана Сагайдачного. Казаком был и родной дед писателя, который во время русско-турецкой войны попал в плен и по возвращении привез жену – молодую турчанку.
В повести Паустовского «Мещерская сторона» в первую очередь заложена тема любви к природе родного края. Автор старается передать читателю то многообразие «удивительного», и все, что таит в себе окружающий мир. Он восхищается тем, на что люди постепенно перестают обращать внимание. Ведь рано или поздно, любой даже живописнейший пейзаж становится повседневным и перестает удивлять, радовать, уже не говоря о скромных и давно забытых чащах.
В поисках новизны и незабываемого отдыха, люди стали все чаще покидать родину и отправляться за впечатлениями в дальние страны. Паустовский же своими очерками как бы советует не спешить и поискать «прекрасное» рядом с собой. Оно может «скрываться» совсем близко, в самых неожиданных местах. Сосновый лес, загадочные озера с неповторимым оттенком воды, бескрайние, разнотравные луга – все это заслуживает не меньшего внимания, чем тропические страны, где на побережье красиво падают кокосы.
3. Новые партии то распадаются, то в них выливаются новые силы.

    16 билет
1. Именно там и было написано произведение «Ностальгия», в нем описывается трудная и часто очень трагичная судьба людей лишившихся своей родины, их попытки выжить и как-то устроится на новом месте.
Данное произведение состоит из четырех частей, в каждой из них есть реплики различных людей, которые очень переживают и мучаются в отрыве от родной стороны.
После прочтения этого рассказа становится ясно, что практически все эмигранты в чужой стране сильно тоскуют по Родине, не могут найти место, они не могут принять действительность и начать жить по другому.
Основная тема произведения, а так же и основная мысль это тоска по Родине, переданная очень эмоционально и по женски ярко.
2. ТОП-10 самых значительных научных открытий XXI века

БИОТЕХНОЛОГИИ. Создана первая в мире синтетическая бактериальная клетка

АСТРОФИЗИКА. Обнаружены планета Эрида и вода на Марсе

НЕЙРОЛОГИЯ. Впервые записаны и перезаписаны воспоминания в мозг

ФИЗИКА. …

МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ. …

АСТРОФИЗИКА. …

ФИЗИКА. …

КИБЕРНЕТИКА.

3. Пора перестать ждать неожиданных подарков от жизни, а самому делать жизнь.

Объяснение:

Интина Альмира

Интина Альмира

Г.Бельгер «Дедушка Сергали»

4.8

pptx

25.01.2021

Г.Бельгер «Дедушка Сергали»

Получайте деньги за ваши разработки

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.

До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

№12ряил.pptx

Тема: Г.Бельгер «Дедушка Сергали», «Для меня казахское слово ее священно»

Тема: Г.Бельгер «Дедушка Сергали», «Для меня казахское слово ее священно». Публисцистический стиль.

Цель: Изучить биографию Г.Бельгера, ознакомить студентов с творчеством Г.Бельгера

№1.Задание: Биография Г.Бельгера

Ге́рольд Ка́рлович Бе́льгер (28 октября 1934, Энгельс — 7 февраля 2015, Алма-Ата[1]) — казахстанский переводчик, прозаик, публицист, литературовед. Переводчик классиков казахской литературы (Майлина, Мусрепова, Нурпеисова и др.) на русский язык, автор многочисленных романов, повестей и литературно-критических работ, в центре которых исторический путь и современное положение российских немцев и их национальной литературы. Лауреат Президентской премии мира и духовного согласия (1992).

Родился в семье поволжских немцев. В 1941 году по указу Сталина, как этнический немец, в числе всех немцев СССР, был депортирован в Казахстан, в казахский аул возле нынешнего села Ыскака Ыбыраева (СКО) на реке Ишим, где молодой Герольд в совершенстве овладел казахским языком. Вырос в ауле, учился в казахской средней школе, затем на филологическом факультете Казахского педагогического института (ныне университет им. Абая) в Алма-Ате.

После окончания института работал учителем русского языка, затем в литературном журнале «Жулдыз», с 1964 года — писателем-прозаиком, переводчиком и критиком. С 1971 года член Союза писателей Казахстана. С 1992 года был заместителем главного редактора немецкоязычного альманаха «Феникс». С малых лет жил и трудился в Казахстане. Свободно владел казахским языком, работая в сфере трёх культур — казахской, русской и немецкой. Писатель работал не покладая рук, выпуская по 7-8 книг в год. В честь 75-летия, министерством культуры и образования профинансирован десятитомник писателя. Герольд Карлович является автором свыше 40 книг, в том числе романов «Дом скитальца», «Туюк Су», «Разлад», а также 1600 публикаций в периодической печати.

В 1994—1995 годах депутат Верховного Совета Республики Казахстан.

Г.Бельгер «Дедушка Сергали»

Герольд Бельгер «Дедушка Сергали»

Герольд Бельгер «Дедушка Сергали»

Прозаик, переводчик, публицист, критик, литературовед, исследователь культуры и литературы российских немцев. Автор 68 книг, в том числе романов «Дом скитальца», «Туюк Су», «Разлад», а также более 2000 публикаций на русском, казахском, немецком языках, вошедших в десятитомник избранных сочинений.

«Слово старца Сергали, обращенное к молодым».

В «Слове» говорилось о том, что молодость подобна яркому цветку, ее нужно беречь и ценить, ибо она полна радости и счастья. В молодости нужно учиться, стремиться к знаниям, не прожигать впустую жизнь, потому что не успеешь оглянуться, как подкрадется беззубая старость, похожая на заросший жимолостью глухой овраг…»

Г.Бельгер «Дедушка Сергали»

Задание: Публисцистический стиль

№3.Задание: Публисцистический стиль

Г.Бельгер «Дедушка Сергали»

Ваш email *

Тема и основная мысль Г. Бельгер «Дедушка Сергали»

Похожие вопросы:

Иконка предмета

Русский язык, 01.03.2019 03:10

Почему имя существительное так называется?

Ответов: 2

Иконка предмета

Русский язык, 01.03.2019 03:10

Составьте и запишите диалог на тему «приглашаем в гости»,используя слова речевого этикета и однородные члены предложения, соединённые союзами: а, но, и,а также обобщающие слова.

Ответов: 3

Иконка предмета

Русский язык, 01.03.2019 12:20

«смех мудрости учит шутя» почему вы согласны с этим утверждением? ?

Ответов: 3

Иконка предмета

Русский язык, 01.03.2019 16:20

Напишите сочинение-описание моя любимая игрушка

Ответов: 2

Иконка предмета

Русский язык, 02.03.2019 12:00

Словообразование, морфемика, морфология подобрать по 3 слова.

Ответов: 3

Иконка предмета

Русский язык, 02.03.2019 12:40

Подберите к прямой речи подходящие по смыслу слова автора. 1. кто такой тимур? 2. стой, сумасшедшая собака! 3. женя, откуда у тебя на плече царапина? 4. ты тимур? 5. садись и слушай, и тогда тебе будет всё понятно. 6. у калитки
неизвестная девица стоит с кувшином. это, наверно, хозяйка дачи. 1. тогда он подошёл к ней, взял её за руку и ответил. 2. недовольно спросила ольга. 3. подумала женя. 3. крикнул тимур. 4. недоверчиво воскликнула женя. 5. а наблюдатель
сообщил снова.

Ответов: 2

Иконка предмета

Русский язык, 02.03.2019 18:20

Какое предложение можно составить со словом досуха

Ответов: 2

Иконка предмета

Русский язык, 02.03.2019 23:00

Сочинение. тема «дни недели рассказывают о себе»(о том, почему так называются вторник, четверг и пятница).

Ответов: 2

Иконка предмета

Русский язык, 03.03.2019 01:20

Воробей и синица по величине примерно одинаковые. у воробей головка ( у синицы(

Ответов: 3

Иконка предмета

Русский язык, 03.03.2019 05:20

Всвоем письме хочу рассказать тебе ,моя дорогая сестра, о нашей жизни в деревне, об отце с матерью , о бабушке и о толстом коте, появившемся недавно в нашем доме. нужно выполнить синтаксический разбор предложения , с полной его
характеристикой.

Ответов: 4

Иконка предмета

Русский язык, 03.03.2019 11:20

Всем! написать сочинение на тему «на выставке декоративно-прикладного искусства» а то я умерю !

Ответов: 2

Иконка предмета

Русский язык, 03.03.2019 19:10

Летом я жил в деревне. деревня находится недалеко от железной дороги. за рекой идёт тёмная полоса леса. утром мы с братом вставали рано и спешили на или собирали ягоды. на обратном пути отдыхали на солнечной лужайке. вечером шли
на реку купаться. хорошо плавать в тёплой воде! иногда мы сидели большой компанией в лесу у костра и пели песни. трещали сучья, искры летели и гасли в тёмном небе. возвращались по знакомой тропинке. у белой берёзы на краю села
прощались. 1.поставьте вопросы к прилагательным. определите их род и падеж.

Ответов: 4

Вопросы по другим предметам:

Категория

Литература, 28.01.2020 14:20

Категория

Українська мова, 28.01.2020 14:20

Категория

Биология, 28.01.2020 14:20

Категория

Алгебра, 28.01.2020 14:21

Категория

Литература, 28.01.2020 14:21

Категория

Другие предметы, 28.01.2020 14:21

Категория

Литература, 28.01.2020 14:21

Категория

Литература, 28.01.2020 14:21

Категория

Українська мова, 28.01.2020 14:22

Категория

Математика, 28.01.2020 14:22

  • Основная мысль рассказа двое в декабре
  • Основная мысль произведения сказка о рыбаке и рыбке для читательского дневника
  • Осень сладкова это сказка или рассказ
  • Основная мысль рассказа гуси лебеди
  • Основная мысль произведения сказка о мертвой царевне и семи богатырях