Основная мысль рассказа дубровский 6 класс

«Дубровский» читательский дневник

«Дубровский» читательский дневник

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 8446.

Обновлено 4 Августа, 2021

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 8446.

Обновлено 4 Августа, 2021

«Дубровский» – одно из наиболее популярных произведений А. С. Пушкина, в котором главным героем выступил благородный разбойник-дворянин, эдакий Робин Гуд на русский лад. Мечтая отомстить за смерть отца, он встал на преступный путь, однако так и не обрёл душевного спокойствия.

Краткое содержание «Дубровский» для читательского дневника

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Время и место сюжета

Предположительно действие романа происходит в 30-х годах XIX века, в двух соседних поместьях – Покровском и Кистенёвке, а также в их окрестностях. Произведение названо в честь главного героя – молодого дворянина Владимира Дубровского, который ради осуществления планов мести стал разбойником.

Главные герои

Андрей Гаврилович Дубровский – отставной офицер, бедный, но честный, благородный и независимый помещик, обладающий гордым, решительным, нетерпеливым нравом.

Кирила Петрович Троекуров – богатый, влиятельный помещик со скверным, жестоким характером, самодур, властный, капризный человек.

Владимир Дубровский – сын Андрея Дубровского, юноша двадцати трёх лет, гвардейский офицер, смелый, решительный, принципиальный человек.

Маша – семнадцатилетняя дочь Троекурова, красивая, романтичная, добрая девушка, верная своему слову.

Князь Верейский – пожилой богатый аристократ, супруг Марьи Троекуровой.

Обратите внимание, ещё у нас есть:

Сюжет

Богатый и своенравный помещик Кирила Петрович Троекуров своими прихотями держал в страхе всю округу. Он пренебрежительно относился к людям и испытывал искреннюю симпатию только к одному человеку – ближайшему соседу и бывшему товарищу по службе Андрею Гавриловичу Дубровскому, которого высоко ценил за честный, неподкупный, прямолинейный нрав.

Однажды из-за дерзости холопа Троекурова между давними приятелями произошла ссора, которая переросла в нешуточный конфликт. Подкупив губернский суд, Троекуров, желавший доказать своё превосходство, отсудил у Дубровского его небольшое родовое имение Кистенёвку. Благородный Андрей Гаврилович не выдержал подобного предательства и лишился рассудка. Владимир Дубровский был вынужден покинуть службу и срочно приехать к тяжело больному отцу, который скончался на его руках.

Пылая жаждой мести, Владимир поджёг Кистенёвку вместе со всеми судебными приставами, съехавшимися туда для оформления сделки. После молодой человек стал предводителем разбойников, наводящих ужас на местных жадных и жестоких помещиков. Под видом гувернёра он поступил на службу в дом Троекуровых, где полюбил дочь своего обидчика – семнадцатилетнюю красавицу Машу.

Позабыв о мести, Владимир хотел связать свою судьбу с Машей, но этим планам помешал Кирила Петрович. Против воли дочери он выдал её замуж за старого князя Верейского. Несмотря на все старания, Владимиру не удалось предотвратить этот чудовищный союз. Когда свадебный кортеж возвращался из церкви, на него напали вооружённые люди Дубровского. Владимир сказал Маше, что она свободна, но девушка отказалась от его помощи, объяснив свой поступок тем, что уже дала клятву верности своему мужу и не в силах нарушить её.

Дубровский, чьи мечты на личное счастье были разрушены, распустил свою разбойничью банду и навсегда уехал за границу.

Вывод и своё мнение

Данное произведение является своеобразным протестом против продажного государственного аппарата России XIX века. Автор намеренно сопоставил двух людей с одинаковым положением и заслугами перед родиной, чтобы показать, что власть всегда будет на стороне богатых и влиятельных людей. Благородство и честь – ничего не значащие понятия для представителей закона, готовых продаться за определённое вознаграждение.

Главная мысль

Главное в жизни – честность, честь. Человек благородный не может совершать бесчестные поступки.

Авторские афоризмы

«…Я не то, что вы предполагаете…»

«…Было бы корыто, а свиньи-то будут…»

«…Роскошь утешает одну бедность, и то с непривычки на одно мгновение…»

«…На чужой рот пуговицы не нашьёшь…»

«…Плетью обуха не перешибёшь…»

«…Каков поп, таков и приход…»

Толкование непонятных слов

Ассигнации – бумажные деньги.

Вестимо – известно, конечно, само собой разумеется.

Лучина – тонкая длинная щепка сухого дерева, предназначенная для растопки печи или для освещения избы.

Дворовые – крепостные слуги, живущие в помещичьей усадьбе.

Искони – издавна, с самого начала.

Гвардия – отборная, привилегированная часть войск, отборные воинские части.

Невежда – неуч, серый, тёмный, малограмотный человек.

Поверенный – тот, кому доверены какие-либо тайны.

Спесивый – надутый, надменный, глупо напыщенный сам собою, родом, саном или богатством своим.

Шабаш – отдых, конец работе, время, свободное от дела, пора отдыха.

Тест по роману

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Дарья Калашникова

    16/16

  • Егор Тугаринов

    16/16

  • Лера Рэнделовна

    15/16

  • Эля Яковлева

    12/16

  • Марсик Ранимый

    15/16

  • Илья Шишулин

    16/16

  • Екатерина Азарова

    11/16

  • Софи Ало

    11/16

  • Егор Михалёв

    14/16

  • Ярослав Скаба

    16/16

Рейтинг читательского дневника

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 8446.


А какую оценку поставите вы?

В статье мы разбираем и анализируем роман великого писателя А.С. Пушкина, «Дубровский» для заполнения читательского дневника. Это произведение состоит из двух томов и, к сожалению, автором не закончено. Сюжет обрывается и как сложится судьба персонажей в дальнейшем, неизвестно.

Главные герои произведения Пушкина «Дубровский»

  • Дубровский Андрей Гаврилович — помещик независимый и благородный, отставной офицер.
  • Троекуров Кирила Петрович — помещик влиятельный и богатый, с характером жестким и скверным, капризный, властный, самодур.
  • Дубровский Владимир — сын Андрея Гаврилыча, молодой человек 23-х лет, решительный, смелый, принципиальный, гвардейский офицер.
  • Маша — дочь Троекурова, 17-ти лет, романтичная и красивая, верна данному слову.
  • Верейский — князь, богатый человек пожилого возраста, за которого Мария выходит замуж.

Читательский дневник краткое содержание Дубровский

В одном поместье, под названием, «Покровское» обитал помещик, который славился самодурством и скверным характером, его боялась вся округа. Звался он Кирилой Петровичем Троекуровым.

Дубровский читательский дневник

Но, был человек, к которому он относился с симпатией, это его сосед и товарищ по службе, Дубровский Андрей Гаврилович, который обладал прямолинейным нравом, был неподкупным и честным. У приятелей были похожие судьбы, оба были вдовцами и имели по одному ребенку.

Но, вот, однажды, произошла между приятелями ссора, переросшая в серьезный конфликт. Троекуров решил подкупить губернский суд и отсудить «Кистеневку» у бывшего друга. Во время тяжбы в суде Андрей Гаврилович не выдерживает и лишается рассудка. Узнав о несчастье, Владимир покидает службу и мчится домой. Троекуров решил помириться с бывшим приятелем и приехал в дом Дубровского. Но, Андрея Гавриловича, как только он видит, теперь уже, своего врага, разбивает паралич и он умирает.

Далее, события развиваются таким образом — одолеваемый жаждой мести, Владимир поджигает свое родовое гнездо, «Кистеневку», после чего встает во главе разбойников, которые наводят ужас на всех окружающих, помещиков и местных жителей.

Дубровский, с помощью хитрости, появляется в доме Троекурова, изображая учителя-француза. Ему очень нравится его дочь, Маша, семнадцати лет, и он хочет на ней жениться, забыв про свою месть. Кирила Петрович нарушает планы Владимира и выдает дочь за князя Верейского, не молодого уже человека. Когда кортеж едет с венчания, Добровский в маске вместе с вооруженными людьми хочет освободить Машу, но она отказывается и говорит, что уже поздно, обряд венчания состоялся. Когда князь понимает, что это Дубровский, он достает пистолет и ранит его.

Дубровский для читательского дневника

Заканчивается произведение тем, что Дубровский покинул родные края и, по слухам, уехал за границу.

Дубровский основная мысль

Пушкин изобличает кумовство и коррупцию, с помощью которых можно решать любые вопросы в свою пользу. Кроме этого, роман наталкивает на мысль, что нужно менять порядки в стране, а бунтами ничего не решить.

Дубровский вывод для читательского дневника

Произведение «Дубровский», показывает продажность государственных органов начала девятнадцатого века. Автор сопоставляет двух помещиков с одинаковыми заслугами перед государством и положением в обществе. Но, власть встает на сторону того, кто более влиятельный и богатый. Представители закона не обращают внимание на честь и благородство, их можно легко подкупить.

Афоризмы автора для читательского дневника

Дубровский читательский дневник краткое содержание, главная мысль.

Непонятные слова толкование

Дубровский читательский дневник краткое содержание, главная мысль.

Видео: Дубровский пересказ

P.S. Надеемся, что наш анализ вам понравился. Читайте на нашем сайте. Читайте на нашем сайте Путешествие из Петербурга в Москву для читательского дневника.

Пример анализа произведения "Дубровский" Пушкина

­Пример анализа 1

Главная идейная мысль в произведении «Дубровский» предстает в авторских раздумьях о том, что же способствует зарождению преступного настроенческого поведения в народных массах.

Автор поднимает в своём произведении важные общественные проблемы, социального и политического характера, которые заключались в своевольном поведении помещиков, отсутствии прав и свобод у крестьянства, полный произвол со стороны судей — это все способствовало зарождению протеста со стороны страдающего народа.

Основу романа наполнили реальные события, которые происходили в России. Писатель повествует о проникновении представителя из народа в дом знатного обидчика, а также описывает завязку отношений с родной дочерью богатого человека.

Писатель ставит перед собой задачи с полной достоверностью происходящего суметь изложить в романе те события, свидетелями которых он отчасти являлся.

Главным героем романа автор делает небогатого представителя дворянства, молодого человека Владимира Дубровского. Он является защитником интересов народа и принимает участие в разных конфликтах. Дубровский, вступая в конфликт с Троекуровым, делает попытки пресечь неравенство и вседозволенность богатого класса, тем самым выражая свое нежелание терпеть подобный произвол. Далее автор вовлекает своего героя в развитие любовных отношений, с помощью которых поднимается вопрос бесправия женщин.

Все конфликтные ситуации в произведении автор соединяет образом Троекурова, поведение которого стало главной причиной восстания Дубровского. Писатель подчеркивает все самые низменные черты Троекурова, у которого не осталось в душе подлинных человеческих качеств. Он не только не жалеет своих крепостных, но и абсолютно холоден по отношению к родной дочери.

У Троекурова иногда возникают тревожные отголоски совести, всплески любви к дочери, но все же жажда власти берет свое и будучи когда-то хорошим человеком он снова превращается в тирана и деспота.

Писатель преподносит народный бунт, который достигает стихийного проявления, как единственный шанс и возможность дать народу высказаться и быть услышанными.

Роман носит незавершенный характер. Автор даёт возможность читателю размышлять, предполагая то, что могло бы послужить для достойного завершения.

По плану автора, который был найден в черновике, финал сюжета романа представлялся ему полностью положительным.

Он хотел, чтобы Дубровский и Маша обрели счастливую семейную жизнь без участия вольнодумцев.

Произведение является незаконченным, оставив развязку финала на усмотрение читателей, при этом в планах писателя согласно его заметках в черновиках окончание сюжетной линии романа должно было стать положительным в виде воссоединения влюбленных Дубровского и Маши Троекуровой, которые обретают долгожданное семейное счастье.


Пример анализа 2

«Дубровский» Пушкина – один из наиболее известных в русской литературе разбойничьих романов. Во время его написания Александр Сергеевич все еще находился под влиянием романтизма. Не исключено, что он был вдохновлен на создание своего маленького шедевра шиллеровскими «Разбойниками». Однако в это время писателя все больше начинают волновать социальные проблемы, его произведения приобретают все более явственные черты реализма. В итоге «Дубровский» становится произведением с романтическим героем и реалистическим описанием действительности, характеров второстепенных персонажей.

Главный герой романа – благородный разбойник Дубровский – имел прототипа. От своего приятеля Павла Воиновича Нащокина писатель услышал историю о белорусском помещике Островском, который, проиграв соседу процесс о принадлежности земли, был выгнан из имения и, собрав крестьян, стал промышлять грабежами. Этот рассказ его впечатлил.

Надо сказать, что ситуация, когда богатые помещики отсуживали имения у своих менее влиятельных соседей, в те времена не была редкостью.  Например, такая история произошла в Козловском уезде Тамбовской губернии, когда полковник Крюков выиграл дело о принадлежности поместья у поручика Мартынова. В черновиках Пушкина даже имеется пометка, которая говорит от том, что он планировал местом действия романа «Дубровский» сделать именно Козловский уезд Тамбовской губернии. Однако в самом романе есть описание вида на Волгу из помещичьего дома жениха Маши князя Верейского. Значит, Пушкин решил переместить место действия в другую губернию.

Однако произведение не было закончено. Оно имеет два тома, но должен был быть еще и третий. Наброски его скудны, но по ним можно догадаться о возможном развитии событий: муж Маши умирает, Дубровский возвращается под видом англичанина, кто-то его узнает и делает донос, героя арестовывают.

Разбойничий роман писался Пушкиным быстро: три с половиной месяца – очень небольшой срок для подобной работы. Напомню также, что произведение не было завершено. Возможно, этим объясняются некоторые нестыковки. Например, мы узнаем, что Владимир был отправлен на учебу в 8 лет и не был дома 12 лет, но во время его пребывания в качестве учителя в доме Троекуровых ему оказывается уже 23 года. При описании детства Владимира говорится, что Маша была младше его на 2 года, позже мы узнаем, что девушка моложе его уже на 5 лет.

Разбойничай роман А.С. Пушкина увидел свет в 1841 году, уже после гибели писателя. Название «Дубровский» произведению дали издатели – в рукописи Пушкина вместо заголовка стоит дата начала работы над ней.

Основной конфликт романа «Дубровский» А.С. Пушкина

Несмотря на то, что важную роль в романе играет типичная социальная проблема, связанная с незаконным изъятием у бедных помещиков их имений более влиятельными соседями, главный конфликт романа Пушкина «Дубровский» заключается не в этом. Думается, что главным конфликтом этого произведения является противоречие между желанием главного героя отомстить Троекурову за смерть отца и его любовью к дочери своего врага.

Месть поставила Владимира Дубровского в положение преступника, изгоя, который не может помышлять о том, чтобы просить руки возлюбленной. Владимир и Маша, как и шекспировские Ромео и Джульетта, полюбили друг друга вопреки вражде между их семьями.  

Сюжет и композиция пушкинского романа «Дубровский»

Напомню, в чем разница между фабулой, сюжетом и композицией литературного произведения:

  • фабула – хронология событий;
  • сюжет – развитие событий в самом произведении (за ним вы можете проследить, познакомившись с кратким содержанием романа «Дубровский»);
  • композиция – построение произведения, расположение его частей.

Сюжет можно назвать содержанием произведения, а композицию – формой его воплощения в произведении.

Сюжет романа «Дубровский»

Сюжет всегда включает в себя экспозицию, завязку, кульминацию и развязку, с помощью которых раскрывается основной конфликт произведения. Также он может содержать пролог (предысторию), эпилог, развитие событий (между завязкой и кульминацией, а также кульминацией и развязкой).

Экспозицией романа «Дубровский» можно считать историю дружбы и раздора между Дубровским-старшим и Троекуровым, в результате чего Троекуров отнимает имение у Дубровского.

  • Завязкой служит поджог Дубровским-младшим своего имения и его уход в разбойники.
  • Развитие событий связано с объявлением в доме Троекурова француза-учителя, который и оказывается разбойником Дубровским.
  • Кульминацией можно считать объяснение главного героя с Машей, перед которой он открывается и признается в любви.
  • Дальнейшее развитие событий связано со сватовством старого повесы князя Верейского, встречей девушки с Дубровским, неудачной попыткой Маши уговорить жениха отказаться от ее руки, умолить отца не отдавать ее замуж за князя, неудачная попытка брата Маши передать возлюбленному сестры кольцо.
  • Развязкой является венчание Маши с князем и отказ ее уйти с Дубровским после того, как церковный обряд уже состоялся: она дала обет быть старому князю верной женой.

Далее следует эпилог, из которого мы узнаем, что на разбойников начинаются облавы, Дубровский распускает их, а сам скрывается за границей.

Как я уже говорила, роман состоит из двух томов. Каждый из них имеет свой сюжет.

Сюжет первого тома:

экспозиция – дружба Дубровского-старшего и Троекурова;
завязка – конфликт между бывшими приятелями;
развитие событий – судебная тяжба, болезнь Дубровского-старшего, возвращение домой его сына Владимира Дубровского;
кульминация – смерть Дубровского-старшего;
развитие событий – появление судебных приставов с целью изъятия у Дубровского имения и крепостных в пользу Троекурова, бунт крестьян, чтение Владимиром писем матери;
развязка – поджог дома.

Сюжет второго тома:

экспозиция – появление в доме Троекурова учителя-француза, храбрый поступок учителя (убийство медведя), после которого Маша обращает на него внимание, сближение Маши и Дефоржа;
завязка – объяснение в любви, признание гувернера в том, что он и есть Дубровский;
развитие событий – намерение Троекурова выдать свою дочь замуж за старого князя, встреча Маши с Дубровским, получение от него кольца, бесполезные просьбы Маши не выдавать ее замуж за князя, изоляция девушки, неудачная попытка ее брата выполнить поручение и дать знак возлюбленному сестры, что ей нужна помощь;
кульминация – венчание Маши и князя Верейского;
развязка – отъезд Дубровского за границу, роспуск им разбойничьей шайки.
Сюжет не все время развивается хронологически. Так, для того, чтобы понять, как Дубровский оказался на месте учителя, читатель возвращается на некоторое время назад.

Композиция романа Дубровский

Композиционными элементами в художественном произведении могут быть тома и главы, выделенные эпилог и пролог, эпиграф, лирические отступления, диалоги и монологи, портреты героев. Это своего рода каркас произведения.

Роман «Дубровский» состоит из двух томов, которые включают в себя 19 глав. Первый том представлен восьмью главами, второй – одиннадцатью.

В романе имеются диалоги, в том числе между Дубровским и Машей, портреты всех главных героев. Они служат для развития сюжетной линии и помогают лучше понять основную идею произведения.

Тематика и проблематика романа Пушкина «Дубровский»

В интересующем нас художественном произведении можно выделить несколько тем.

  • Помещичий быт. Троекуров держит в страхе всю округу и развлекается тем, что устраивает злые шутки над гостями и соседями. Дубровский-старший завидует на троекуровскую псарню. Князь Верейский откровенно скучает и визиты соседям наносит из желания развеять скуку.  Все в окрестностях боятся богатого и влиятельного Троекурова.
  • Дружба. Троекуров и Дубровский-старший дружат, но ссорятся из-за пустяка. В итоге один из них отнимает у другого имение, а того разбивает паралич, когда он видит бывшего приятеля в окошко.
  • Любовь. Характеризует взаимоотношение Маши и Дубровского. Оказывается силой, способной смягчить ожесточенное сердце, заставить простить врага.
  • Бунт. Сначала крепостные Дубровских бунтуют, не желая переходить в собственность Троекурова. Затем сам Владимир Дубровский сжигает свой дом, чтобы он не достался никому другому, и становится разбойником.
  • Отношение к крестьянам. Дубровский разговаривает со своими людьми мягко и уважительно, они уходят с ним в лес добровольно. Троекуров обращается с крепостными жестоко, хоть те и гордятся принадлежностью ему как самому влиятельному барину в окрестности. Дубровского крестьяне любят, Троекурова боятся.
  • Семья. Владимир питает теплые чувства к отцу, несмотря на то, что не видел его 12 лет. Тот, хоть и беден, отправляет сыну на содержание достаточно большие суммы, чтобы тот не бедствовал. Троекуров нанимает для своих детей учителей, но сам их воспитанием не занимается. Заставляя

    Так, для того, чтобы понять, как Дубровский оказался на месте учителя, читатель возвращается на некоторое время назад.

    Композиция романа Дубровский

    Композиционными элементами в художественном произведении могут быть тома и главы, выделенные эпилог и пролог, эпиграф, лирические отступления, диалоги и монологи, портреты героев. Это своего рода каркас произведения.

    Роман «Дубровский» состоит из двух томов, которые включают в себя 19 глав. Первый том представлен восьмью главами, второй – одиннадцатью.

    В романе имеются диалоги, в том числе между Дубровским и Машей, портреты всех главных героев. Они служат для развития сюжетной линии и помогают лучше понять основную идею произведения.

    Тематика и проблематика романа Пушкина «Дубровский»

    В интересующем нас художественном произведении можно выделить несколько тем.

    • Помещичий быт. Троекуров держит в страхе всю округу и развлекается тем, что устраивает злые шутки над гостями и соседями. Дубровский-старший завидует на троекуровскую псарню. Князь Верейский откровенно скучает и визиты соседям наносит из желания развеять скуку.  Все в окрестностях боятся богатого и влиятельного Троекурова.
    • Дружба. Троекуров и Дубровский-старший дружат, но ссорятся из-за пустяка. В итоге один из них отнимает у другого имение, а того разбивает паралич, когда он видит бывшего приятеля в окошко.
    • Любовь. Характеризует взаимоотношение Маши и Дубровского. Оказывается силой, способной смягчить ожесточенное сердце, заставить простить врага.
    • Бунт. Сначала крепостные Дубровских бунтуют, не желая переходить в собственность Троекурова. Затем сам Владимир Дубровский сжигает свой дом, чтобы он не достался никому другому, и становится разбойником.
    • Отношение к крестьянам. Дубровский разговаривает со своими людьми мягко и уважительно, они уходят с ним в лес добровольно. Троекуров обращается с крепостными жестоко, хоть те и гордятся принадлежностью ему как самому влиятельному барину в окрестности. Дубровского крестьяне любят, Троекурова боятся.
    • Семья. Владимир питает теплые чувства к отцу, несмотря на то, что не видел его 12 лет. Тот, хоть и беден, отправляет сыну на содержание достаточно большие суммы, чтобы тот не бедствовал. Троекуров нанимает для своих детей учителей, но сам их воспитанием не занимается. Заставляя дочь выйти за старого князя, руководствуется расчетом, не принимая во внимание чувства Маши.
    • Разбойничество. Дубровский становится разбойником, но грабит не всех и отнимает не все. Он щадит Троекурова, так как влюблен в его дочь, помещицу-вдову, которая отправляет сыну на содержание с трудом набранные деньги. Его можно назвать благородным разбойником.
    • Крепостное право. Крепостных Дубровских передают Троекурову против их воли. Они являются такой же собственностью, как имение или земля.

    Проблем в романе Пушкина «Дубровский» тоже поднимается несколько.

    • Беззаконность, несправедливость. Имения Дубровских Троекуров лишает в обход закона. Сила и деньги позволяют обходить закон. Торжествует несправедливость.
    • Пагубность мести. Жажда мести, которая заставляет Дубровского сжечь дом и создать из крепостных банду разбойников, приводит героя в тупик. В результате он вынужден отказаться от мести, но это не возвращает ему прежнего положения в обществе, не дает возможности просить руки возлюбленной. В результате Маша обвенчана с другим и не может оставить своего мужа, уйти с любимым.
    • Сила любви. Желание отомстить в Дубровском так сильно, что он добровольно делает себя изгоем, подаваясь в разбойники. Однако встреча с Машей заставляет его отступиться от своих злых намерений, в том числе и по отношении к отцу девушки.
    • Хрупкость дружбы. Поссорившись из-за пустяка, бывшие приятели становятся ярыми врагами.
    • Протест против крепостничества. Крепостные Дубровских первыми поднимают бунт, потому что не хотят принадлежать Троекурову. Они не хотят быть вещью, передаваемой из рук в руки. Нельзя относиться к людям как к бездушным созданиям, распоряжаться их судьбами.
    • Важность образования. Троекуров – необразованный и невежественный человек. В этом автор видит порочность его натуры, предпосылки к возникновению вредных привычек, жестоких шуток над людьми, неспособность считаться с чувствами других людей, в том числе и собственной дочери.
    • Благородство и честь. Благородство Дубровского состоит не только в том, что он не грабит бедных. Он честно признается Маше в любви и не скрывает от него своего имени. Он носит с собой пистолеты на случай, если его попытается обидеть человек более знатный, чтобы защитить свое достоинство. Он не склоняет Машу к нечестным или пагубным поступкам, защищает ее бескорыстно, думая не о своем, а о ее благополучии. Сама Маша тоже действует честно и благородно. А вот князя Верейского, который насильно берет замуж девушку, которая его не любит, благородным человеком назвать нельзя. Не относится к числу благородных поступков и лишение своего бывшего друга имения, как это сделал помещик Троекуров.

    Можно говорить о том, что затронутые Пушкиным в «Дубровском» проблемы носят как личностный, так и общественный характер.

    Основная идея романа Пушкина «Дубровский»

    Основная идея анализируемого нами сегодня произведения заключается в необходимости человека всегда сохранять человеческое лицо, поступать благородно даже в тех ситуациях, когда жизнь обошлась с ним жестоко и несправедливо. Насилие не является путем для решения проблем, месть ведет в никуда. Любовь и милосердие – вот те силы, которые могут сделать лучше и чище как конкретную личность, так и общество в целом.

    Главные темы, затронутые Пушкиным в «Дубровском», и поднятые в этом произведении проблемы остаются актуальными в наши дни. Поэтому чтение этого разбойничьего романа не только доставит удовольствие, но и даст пищу для ума, поможет найти в жизни правильный путь. Советую вам, если вы это еще не сделали, прочитать этот небольшой роман, иногда называемый повестью, чтобы составить о нем свое собственное представление.


    Пример анализа 3

    История создания

    В период с октября 1832 по февраль 1833 года Пушкин работает над новым романом, который пишется поразительно быстро, карандашом. Но, закончив его, в печати не публикует. Видимо, для того были свои причины. «Дубровский» выходит в свет в 1841 году.

    Задушевный друг писателя, П. В. Нащокин, «подарил» Пушкину «историю» дворянина Островского, которая стала отправной точкой в написании данного произведения. Один из героев (Владимир Дубровский) первоначально носил эту фамилию. Но потом Александр Сергеевич передумал. Персонажи старик Дубровский и Троекуров имели своих прототипов в реальной жизни: помещики проживали в Нижегородской губернии. Кистенёвка располагалась недалеко от Болдина, полученного поэтом в наследство от отца. Пейзажные зарисовки, нравы крепостного быта несут отпечаток псковских и михайловских впечатлений писателя.

    Как Пушкин хотел завершить «Дубровского»? Замысел романа менялся. Первоначально главный герой женится на Маше. Когда она заболела, Владимир везёт жену в Москву, а «шайку» распускает. Но такой финал автора не устроил.

    Жанр, направление

    По жанру, с одной стороны, «Дубровский» — социально-бытовой роман. С другой стороны, широкая картина русской жизни 30-х годов XIX века, представленная в произведении, дает право говорить о романе историческом.

    Мастерство Пушкина особенно ярко проявилось в создании типических характеров. Реалистический образ Дубровского наделён чертами романтизма.

    Сюжет буквально захватывает читателя, так как включает элементы «авантюрного» жанра.

    Суть

    Основные события в романе разворачиваются в деревне. Кирила Петрович Троекуров и Андрей Гаврилович Дубровский — дворяне, ровесники, некогда бывшие товарищами по службе. Отдав свой воинский долг Родине, вышли в отставку и поселились в своих имениях. Рано овдовели. Между помещиками царило полное согласие.

    Однажды старик Дубровский вслух произнёс, что крепостным у Троекурова живётся хуже собак. Крепостной Парамошка позволил себе неблаговидный намёк в адрес Андрея Гавриловича, который, в ответ ничего не сказав, «побледнел» и незаметно скрылся.

    Кирила Петрович употребил свои многочисленные возможности, чтобы вернуть «непокорного друга». Однако Андрей Гаврилович потребовал выслать ему псаря Парамошку с повинною. Это требование взбесило богатого помещика. Данный случай посеял вражду между бывшими товарищами.

    С помощью обмана заседатель Шабашкин проводит через суд решение о «возврате» Кистенёвки её «настоящему» хозяину. Кирила Петрович понимает, что это перебор, испытывает муки совести и пытается помириться с Андреем Гавриловичем. Но попытка заканчивается плачевно: старик Дубровский уходит из жизни.

    Лишённый поместья, сын Дубровского, Владимир, становится разбойником. Он желает отомстить Троекурову. Случай предоставляет Владимиру возможность появиться в семье Троекуровых под именем Дефоржа в качестве учителя-француза. Встретив Машу, дочь своего врага, он отказывается от своей затеи.

    Впоследствии Владимир признаётся Марье Кириловне в своих чувствах, открывается, что он — сын Дубровского. Обещает свою поддержку, если Маша окажется в затруднительной ситуации.

    Богач Верейский сватается к Маше.

    Но для неё лучше выйти замуж за разбойника Дубровского, чем стать женой нелюбимого человека. Она просит друга о помощи. Владимир спешит освободить Марью Кириловну, но поздно: обряд венчания состоялся. Маша вынуждена остаться с законным мужем. Дубровский же, распустив своих «разбойников», уезжает за границу. Вот, о чем рассказывается в книге.

    Главные герои и их характеристика

    Кирила Петрович Троекуров принадлежал к знатному дворянскому роду. Дослужился до чина генерал-аншефа. Выйдя в отставку, поселился в селе Покровском. Физически был необыкновенно силён. Имел пороки человека необразованного. Пылкий нрав его не позволял вести размеренную жизнь. Каждый вечер был навеселе. Отличался хлебосольством. Дом его никогда не пустовал, а собирал людей самого высокого звания. Невзирая на лица и должности, Троекуров вёл себя надменно. Никто не имел права не явиться в назначенный час, а тем более, отказаться от приглашения. Одно только имя его заставляло окружающих трепетать. С крестьянами и дворовыми обращался своенравно. В порыве гнева двух учителей засёк до смерти. Любимое занятие – охота. Гордостью Троекурова была псарня, где более пятисот гончих и борзых собак «жили в довольстве и тепле». Кирила Петрович не был корыстолюбив. Человеческие чувства ещё сохранялись в его душе и иногда прорывались наружу. Когда суд вынес решение о передаче Кистенёвки в его полное владение, сердце его не возрадовалось. Он сочувствовал своему бывшему товарищу, решив помириться. К сожалению, этот порыв души привёл к трагическому исходу. Такова характеристика Троекурова.

    Андрей Гаврилович Дубровский – обедневший дворянин, в чьём владении находилось сельцо Кистеневка с семью десятками крепостных душ. По характеру человек прямой, нетерпеливый, гордый и решительный. Имел собственное мнение, не боялся его прямо высказывать. Будучи бедным, отказался от покровительства богатого товарища, сохранив свою независимость. Рано овдовев, обожал сына. Заботясь о его будущем, ничего не жалел для приличного его содержания. Видел в сыне свою опору в старости. Опытный охотник, «тонкий ценитель псовых достоинств». Без него Кирила Петрович никогда не выходил на охоту.

    Владимира Дубровского судьба совсем не баловала. Материнской заботы и ласки он не знал: мать умерла рано. Отец отдал семилетнего мальчика на воспитание в Петербургский кадетский корпус, по окончании которого Владимир служил в гвардии. О своём будущем молодой человек нисколько не заботился, зная, что всегда найдёт богатую невесту. Позволял различные прихоти, ни в чём себе не отказывая. Получив письмо от Егоровны, решился поехать к отцу, которого очень любил, и, если понадобится, выйти в отставку. Владимир Андреевич обладал чутким и отзывчивым сердцем. С уважением и признательностью относился к своим дворовым. В Кистенёвке его любили, и дворня с радостью встречала своего молодого хозяина. Будучи честным и справедливым, он не предпринимал никаких мер, чтобы имение осталось за ним, так как верил в справедливое решение суда. Вынужденно став разбойником, славился великодушием, умом и отвагой. Поместий своего «обидчика» не грабил, чем вызывал у окружающих удивление. При первой встрече с Машей Владимир испытывает смущение, трепет. Его изменившийся голос говорит о том, что девушка произвела на него неизгладимое впечатление. Любовь к Маше помогает отказаться от мщения бывшему товарищу отца. Отныне все люди, связанные судьбой с Марьей Кириловной, становятся для героя неприкосновенными. Ненависть уступает место прощению. В доме Троекурова все почитают его своим человеком. Смелость, отвага, решительность, находчивость – важные качества его характера, в полной мере проявившиеся в столкновении с медведем, который был застрелен верной рукой «француза». Человек искренний, Дефорж «открывает» Маше своё настоящее имя. Он не хочет, чтобы в их отношения вкралась хоть капелька лжи, таков прямолинейный характер Дубровского. При этом он осознает, что Маша может быть с ним только при самых трудных для неё жизненных обстоятельствах. Она – дочь своего отца, и живёт по законам дворянского общества, а Владимир эти законы нарушил.

    Семнадцатилетняя Маша – дочь Троекурова, который искренне любит её, но не всегда считается с её желаниями. Доверия между ними не существует. Маша никогда не делилась с отцом своими сокровенными чувствами. Так же, как и Владимир Дубровский, не знала материнской нежности, выросла в полном одиночестве. Всё её образование заключалось в чтении романов французских авторов. Хорошо владея французским языком, выступала в качестве переводчицы для отца. При этом грубые обороты речи всегда деликатно смягчала. Девушка талантливая, Маша обладала прекрасными музыкальными способностями. Марья Кириловна, начитавшись французских книг, мечтала о романтической любви, героем её романа должен стать человек отважный, представитель аристократической среды. На появление в доме Дефоржа, учителя Саши, она никак не реагировала. Когда же француз, не растерявшись, справился с медведем, героиня вынуждена была признать его храброе сердце и гордое самолюбие. Полюбив «молодого разбойника», Марья Кириловна обращается к его помощи, когда отец даёт согласие на предложение князя Верейского о браке с его дочерью. Когда же Дубровский «предоставляет ей свободу», она отказывается её принять, объяснив, что чтит обряд венчания и не может пойти против него. Верная клятве перед богом, Маша остаётся с нелюбимым мужем.

    Образ Пушкина. Повествование в романе ведётся от лица автора, который описывает события в хронологическом порядке простым, доступным языком. Его отношение к происходящим событиям проявляется в описаниях поступков героев, психологических характеристиках, данных персонажам. Так, волнение мыслей Кир Троекурова за судьбу своего старого соседа сказалось в «насвистывании» им начальной строки из стихотворения Г. Р. Державина «Гром победы раздавайся». Эпиграфом к IV главе первого тома не случайно Пушкин взял стих из оды Г. Р. Державина «На смерть князя Мещерского». Эти строки предопределяют трагические события, о которых пойдёт речь. Пушкин будто предупреждает: время скоротечно. В гостеприимный и светлый домик Дубровских пришло горе: не стало хозяина.

    Пейзаж у автора не «живёт» отдельно сам по себе. Он является средством психологической характеристики персонажей и средством выражения мыслей и чувств автора. Когда хоронили старика Дубровского, «день был ясный и холодный». «Осенние листья падали с деревьев», символизируя завершение жизни светлого, честного человека. Переживая смерть отца, Владимир уходит в рощу, чтобы побыть наедине с природой и насладиться покоем, царящим в ней. Долго созерцает он «тихое течение ручья, уносящего несколько поблёклых листьев». Пушкин создаёт яркую метафору: жизнь на Земле не прекращается, а отжившие свой век простые смертные уходят из неё.

    Если говорить об отношении Пушкина к Владимиру Дубровскому, то он не идеализирует своего героя, не восторгается его «героическими» поступками, не восхваляет его лучшие черты характера. Он, скорее всего, сочувствует юноше, которому обстоятельства не дали раскрыться в полной мере, а, наоборот, сделали жизнь его никчёмной, никому не нужной, вынудили его покинуть родину. Авторская позиция – сочувствие.

    Темы и проблемы

    Темы и проблемы, затронутые в романе, не потеряли своего социального значения и сегодня.

    Основная тема – социальные противоречия жизни дворянства, отражение нравов и обычаев определённой эпохи.

    Особым образом проявляется тема народа. Пушкин хорошо знал его жизнь, тесно переплетающуюся с верой в чудеса и приметы. Когда Владимиру попался поп со всем причетом, молодой человек невольно скрылся за деревом, так как по народным приметам это предзнаменование несёт одни несчастья.
    Социальный конфликт господ и холопов. Радушие, доброта, преданность своим хозяевам – черты, испокон веков присущие русскому национальному характеру. Великодушному хозяину народ служит верой и правдой и готов пойти на самые крайние поступки. Так, приехавшего с чиновниками господина Шабашкина дворня готова была уничтожить. И только властный голос хозяина, уверившего, что государь заступится за них, не дал свершиться самосуду. И всё-таки самосуд свершился, когда кузнец Архип, вопреки приказанию Владимира, закрыл двери подожжённого молодым Дубровским дома на ключ. Все сгорели в этом огне.
    Проблема жестокости переплетается с проблемой милосердия. Тот же Архип, увидев, как мечется в огне кошка, забыв об опасности, спасает её («Божия тварь погибает, а вы … радуетесь»).

    Пушкин своеобразно подошёл к новой теме о растлевающей власти денег, «убивающих» в человеке все лучшие нравственные качества.
    Проблема бунта, перерастающая в крестьянские выступления против насилия над человеческой личностью. Руководит бунтовщиками дворянин, выступающий против самодуров-помещиков.

    Проблема власти, которой всё позволено, действующей по принципу: «Закон что дышло, куда повернёшь, туда и вышло».
    Проблема «отцов и детей». В романе представлены два поколения. История вражды «отцов» является «прелюдией» к несостоявшейся любви «детей». Социальная проблематика раскрывается во взаимоотношениях дочери и родителя. Марья боится папеньку, не доверяет ему, и одиночество толкает ее в объятия Дубровского. Сам отец поступает еще хуже, лишая ребенка свободы выбора и обрекая девушку на несчастную жизнь.

    Главная проблема, всегда волновавшая Пушкина и находящая живой отклик в сердцах читателей, проблема о взаимоотношениях человека и общества. Каждая личность индивидуальна в своём развитии, имеет свои взгляды на определённые события, свою точку зрения. Но жизнь общества тоже регламентируется своими законами, традициями. Можно ли добиться того, чтобы общественные взгляды совпадали с привязанностями и симпатиями простых людей? Возможна ли дружба и любовь между людьми, стоящими на разных ступенях социальной лестницы?

    Главная мысль

    Смысл романа заключается в сопоставлении судеб процветающей и обедневшей аристократии, которое выявляет неутешительный вывод: власть не на стороне благородства, она поддерживает только богачей. Пушкин показывает, как два человека с одинаковым положением, одинаковыми заслугами перед родиной оказываются не равными перед законом. Система управления прогнила, «справедливость» раздают за деньги. И пока это не изменится, такие прогрессивные, сильные и одаренные потомки дворянских родов, как Владимир, будут лишними людьми, жизнь которых разрушают продажные чиновники и капризные толстосумы. Автор порицает существующие порядки в России и сочувствует своему герою, в участи которого он видел свои проблемы. Пушкин тоже был знатен, но беден, и его тоже не признавали в обществе. Известно, что родители Н. Гончаровой не рассматривали его предложение всерьез, пока он не добился цели своим упорством.

    Также основная идея романа заключается в необходимости компромисса во всех сферах жизни. Эпохе Пушкина явно не хватает терпимости. Отец насильно выдает дочь за старика, товарищ не может простить товарища, обманутый человек не может добиться правды в суде, а работодатель пытается зверски убить работника, натравив на него медведя. Люди не умеют цивилизованно общаться и достигать взаимопонимания, из-за этого происходят все конфликты в книге. Автор пытался заняться просвещением

    Чему учит?

    Пушкин учит «лелеющей душу гуманности». Только искренняя, бескорыстная, верная, идущая из глубины души любовь и дружба, не зависящие от того, какое место занимает человек «в табеле о рангах», способны изменить общество, в котором каждый индивид будет чувствовать себя Личностью. Мораль романа доказывает необходимость стремления каждого гражданина к социальному равенству.

    Вывод автора прост и логичен: нужно научиться понимать и уважать нужды друг друга, жить по-христиански, а не только соблюдать внешние обряды.

    Критика
    Роман Пушкина был воспринят литературной критикой по-разному. Так, реакционные рецензенты оценили его как «восхваление преступлений», уверенные в том, что это одна из причин, почему Пушкин не стал печатать произведение после его завершения. Другая причина заключалась в том, что «Дубровский» — пародийная копия «разбойничьих и авантюрных» книг, столь популярных за рубежом. Всё вместе давало повод усомниться в художественном совершенстве романа, освобождая его от злободневного социального содержания.

    В. Г. Белинский, представитель демократического направления в литературе, первоначально отнёсся к произведению восторженно, назвав его «одним из величайших созданий гения Пушкина». Позже в своих сочинениях он отметил «дивные» стороны повести: описание быта русского дворянства, царящего в России коррупционного судопроизводства, создание крестьянских образов, характера героини. Не преминул подчеркнуть, что Дубровский «не возбуждает к себе участия».

    И. С. Тургенев восторгался «эпическими силами» поэта в создании образа Троекурова.

    Мелодраматизм «Дубровского», который отмечал как слабую сторону романа в своих статьях и Белинский, критика 30 — 50-х годов XX века объясняет следствием пушкинского замысла, поставившего во главе крестьянского мятежа бунтующего дворянина.

    В работах о «Дубровском», написанных в конце XX века, художественные достоинства романа «реабилитируются».

Автор: Пушкин Александр Сергеевич, родился в 1799г, умер в 1837г. Великий русский поэт, прозаик, драматург, литературный критик, публицист. Литературная гордость России, основоположник современного русского литературного языка. Наиболее известные произведения – «Евгений Онегин», «Дубровский», «Пиковая дама», «Станционный смотритель», «Сказка о царе Салтане» и множество других.

Название: «Дубровский»

Жанр произведения: разбойничий роман.

Тема произведения: нравственный выбор человека

Число страниц: 96

Годы написания романа «Дубровский» — 1833. Первая публикация – 1841г. Название было дано издателями. В пушкинской рукописи вместо названия стоит дата начала работы над произведением: «21 октября 1832 года». Последняя глава датирована «6 февраля 1833 года». Вероятно, роман не окончен, в архиве Пушкина сохранились наброски к третьему тому. В России правит император Николай I. В период с 1830 года в России прошла волна бунтов в военных поселениях и холерных волнений. Близка угроза новой крестьянской войны.

Главные герои (персонажи) и их характеристика

  1. Андрей Гаврилович Дубровский – дворянин, отставной офицер. Владеет имением Кистенёвка. Упрямый, человек чести, вспыльчив, но добродушен. Пользуется уважением крестьян и соседей. Прямолинейный, резкий, с обостренным чувством собственного достоинства. «…мой Володька не жених Марии Кириловне. Бедному дворянину, каков он, лучше жениться на бедной дворяночке, да быть главою в доме, чем сделаться приказчиком избалованной бабёнки…»
  2. Владимир Дубровский – его сын.  Молодой корнет, 23 лет. Храбрый, гордый, хорошо образованный юноша. Изобретателен, умен, находчив. В юности привык жить расточительно, тяжело переживает смерть отца и переезд в Кистенёвку. Чистосердечен, глубоко эмоционален.  «Я ходил около его дома, назначая, где вспыхнуть пожару, откуда войти в его спальню, как пресечь ему все пути к бегству — в ту минуту вы прошли мимо меня, как небесное видение, и сердце мое смирилось. Я понял, что дом, где обитаете вы, священ, что ни единое существо, связанное с вами узами крови, не подлежит моему проклятию. Я отказался от мщения, как от безумства»
  3. Кирила Петрович Троекуров – сосед Дубровского, отставной военный, генерал.  Властный, склонный к самодурству, с тяжелым характером. Малообразован, вспыльчив, обидчив, избалован роскошью, склонен к излишествам. «Избалованный всем, что только окружало его, он привык давать полную волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума»
  4. Маша – дочь Троекурова.  Юная девушка. Романтическая, начитанная, тонкая, с богатым внутренним миром. Высокомерна с людьми ниже по сословию, предпочитает находиться в одиночестве. Красива, обладает утонченным вкусом. Сильная, волевая, решительная. «Она привыкла скрывать от него свои чувства и мысли, ибо никогда не могла знать наверно, каким образом будут они приняты».

Время и место действия романа «Дубровский» — Россия, 30-е годы XIX века. Поместья  Покровское и Кистенёвка, их окрестности.

Краткое содержание романа «Дубровский»

  1. Помещики Дубровский и Троекуров с молодости дружны, хотя являются очень разными людьми и по характеру, и  по материальному положению. Оба вдовцы, Дубровский вырастил сына Владимира, Троекуров – дочь Машу.
  2. Андрей Дубровский позволяет себе язвительное замечание в адрес Троекурова, на что его слуга реагирует оскорбительно. Дубровский разрывает отношения с Троекуровым, между ними начинается вражда. В результате Троекуров через суд отбирает имение у Дубровского. От потрясения тот сходит с ума.
  3. В имение приезжает Владимир Дубровский. Кирила Троекуров, раскаявшись, пытается примириться с другом, то тот при виде Троекурова умирает от потрясения. Владимир выгоняет Троекурова прочь.  
  4. По решению суда имение переходит к Троекурову, в село приезжают судебные приказчики. Но ночью накануне выселения Дубровский при помощи дворни поджигает дом, судебные приказчики, оставшиеся  переночевать, погибают. Виновным в пожаре считают кузнеца. В окрестностях имения начинает грабить богатых людей шайка бандитов.
  5. Для воспитания своего незаконного сына Саши Троекуров нанимает учителя – француза Дефоржа. Учитель нравится всем, особенно Маше. Всех впечатляет храбрость Дефоржа, Троекуров даже рассказывает о ней гостям на празднике.
  6. После ночевки Дефоржа в доме товарища Троекурова, Спицына, выясняется, что Дефорж – переодетый Владимир Дубровский. Он грабит Спицына и угрожает ему. Владимир понимает, что вскоре будет разоблачен, рассказывает Маше о своей любви и исчезает.
  7. Сосед Троекурова, 50-летний князь Верейский, ухаживает за Машей и просит ее руки. Троекуров соглашается отдать дочь замуж. Маша тайно встречается с Дубровским, который хочет помочь ей. Маша хочет обождать и надеется уговорить отца расторгнуть помолвку.  Они с Владимиром договариваются об условном знаке: в случае опасности она положит в дупло дерева подаренное им кольцо.
  8. Верейский показывает Троекурову письмо от Маши с просьбой отказаться от женитьбы. Сама Маша признается, что надеется на помощь Дубровского. Троекуров запирает дочь и велит сыграть свадьбу скорее. Младший брат Маши по ее просьбе кладет кольцо в дупло, но сцепляется с чужим мальчишкой, схватившим кольцо. Обоих приводят в имение к Троекуровым, где все выясняется.
  9. Венчание Маши и Вереского состоялось. На обратном пути на карету нападают разбойники. Верейский ранит Дубровского в плечо, но остальные разбойники скручивают князя. Владимир предлагает Маше быть свободной. Но она отказывается, потому что теперь связана клятвой с мужем.
  10. Дубровский узнает, что на поимку его банды отправлена рота солдат. Он распускает разбойников и советует им провести остаток жизни в честном труде. Сам Владимир исчезает, по некоторым сведениям, скрывается за границей.

Главная мысль романа «Дубровский».

У людей высшего сословия всегда намного больше прав и возможностей, социальное неравенство очень велико. На стороне богатства – и закон, и суд, и даже сфера чувств и личных взаимоотношений. Но главным для человека остаются честность и честь, благородство и отвага.  

Отзыв о романе «Дубровский»

Критика, в частности Анна Ахматова, отмечала в романе «Дубровский» влияние «бульварной» разбойничьей литературы, потому полагала его ниже прочих произведений Пушкина. Однако же «Дубровский» остается любимым романом поколений, актуальным и понятным для читателя. «Дубровский» раскрывает «вечные», близкие многим темы: конфликт отцов и детей, понятие чести и чувства собственного достоинства, нравственный выбор в сложной ситуации. Может ли разбойник быть благородным? Кем был Владимир Дубровский – преступником или жертвой? Права ли Маша, отказавшаяся спастись с возлюбленным? Каждый новый читатель этого романа самостоятельно ищет для себя ответы на эти вопросы, а значит, внутренне совершенствуется и духовно растет. А легкий, доступный, мелодический язык Пушкина доставляет особенно удовольствие при чтении и перечитывании романа.

Какой отрывок из книги понравился (или запомнился) тебе больше всего? О чем он? Почему он оставил тебя неравнодушным?
Больше всего в романе «Дубровский» мне запомнился эпизод в XII главе – объяснение Маши и Дубровского, его признание. Это своеобразная духовная кульминация романа, когда Владимир раскрывает перед любимой девушкой душу, свои помыслы и истинные намерения. В коротком монологе – и судьба Владимира, и его отношение к Маше, и жизненное кредо. Этот монолог заставляет искренне сочувствовать человеку, «рожденному для иного», искреннему и благородному в своей сути. В монологе видны цельность Дубровского, его способность полностью отдаваться чувству, глубокая искренность. 

Толкование непонятных слов (новые слова и выражения)

  • Ассигнации – бумажные деньги.
  • Вестимо – известно, само собой разумеется (устар.)
  • Лучина – длинная щепка для растопки печи или для освещения в доме.
  • Дворовые – крепостные слуги, живущие в помещичьей усадьбе.
  • Искони – с давних пор.
  • Гвардия – привилегированные воинские части.
  • Поверенный – лицо, которые имеет право совершать юридические действия от имени другого лица и по его поручению
  • Шабаш – время отдыха от работы, от дел.

Пословицы и поговорки из произведения, авторские афоризмы, выписки понравившихся фраз, выражений

  • «…Я не то, что вы предполагаете…»
  • «…Было бы корыто, а свиньи-то будут…»
  • «…Роскошь утешает одну бедность, и то с непривычки на одно мгновение…»
  • «…На чужой рот пуговицы не нашьёшь…»
  • «…Плетью обуха не перешибёшь…»
  • «…Каков поп, таков и приход…»
  • «- Я не то, что вы предполагаете, — продолжал он, потупя голову, — я не француз Дефорж, я Дубровский».

Другие читательские дневники вы найдете здесь

Первый вариант анализа

В романе А.С. Пушкина отображена достоверная картина быта российского дворянства. В основу произведения легла социальная обстановка России в целом. Крепостничество изжило себя, чувствовался упадок дворянства. Государство нуждалось в реформах, именно поэтому автор хотел обратить внимание своих современников на общественные проблемы, показать им то, что их ждёт в будущем.

Тема

В своём романе А.С. Пушкин поднимает множество социальных тем, среди которых – взяточничество, продажность правосудия, беззащитность бедных людей, конфликт отцов и детей, а также проблема чести и долга. Все эти проблемы не утратили своей актуальности и в наши дни.

Главная тема романа – унижение человеческого достоинства. Нечестная деятельность органов власти многим людям покалечила жизнь. Такой жертвой стал и Андрей Гаврилович Дубровский, который из-за бедности не смог доказать свою правоту в судебном порядке. Выходит, что отстоять свою честь и достоинство можно только вне закона. Так и поступил Владимир Дубровский, желая отомстить за отца. Он был вынужден пойти преступным путём, другого выхода у него просто не было.

Жанр и направление

Жанр «Дубровского» –  разбойничий роман. Описанные события охватывают большой временной промежуток, и в них участвует множество персонажей. К тому же, главный герой – благородный человек, вынужденный из-за окружающей его несправедливости оказаться вне закона.

Роман относится к переломному периоду в творчестве А.С. Пушкина, когда он стал предпочитать реализм романтизму. Именно поэтому в данном произведении прослеживаются черты двух направлений: от романтизма взят образ высоконравственного героя, который бесстрашно противостоит порочному обществу, а к реализму относится исторический контекст и детальная проработка второстепенных персонажей.

Композиция

Экспозиция: описание главных героев и окружающей их обстановки;

Завязка: ссора между Троекуровым и Дубровским;

Развитие сюжета: приезд Владимира, смерть его отца, создание разбойничьей шайки, любовь Маши и Владимира;

Кульминация: свадьба Маши Троекуровой;

Развязка: исчезновение Владимира Дубровского;

Проблематика

Основной проблемой романа является проблема мести. Автор показывает, что даже та месть, которая необходима для торжества справедливости, неизбежно приводит к несчастью. Владимир должен был отомстить за своего отца, как у человека чести у него не было другого выбора, но эта месть причинила ему много страданий.

Другой, не менее важной проблемой в романе выступает проблема жестокости и несправедливости. Такие низкие люди как Троекуров – ни перед чем не остановятся, ради того, чтобы потешить собственное самолюбие. А процветающее в стране взяточничество и беззаконие помогает ему воплотить в жизнь свои гнусные планы. Чтобы доказать собственное превосходство, Кирила Петрович доводит своего бывшего друга до безумия, но понимает свою вину слишком поздно.

Основная идея

Роман «Дубровский»  – это протест против крепостных порядков в России. А.С. Пушкин раскрывает все пороки, которые процветали в то время. Однако судьба главного героя показывает то, что никакой одиночный бунт не сможет справиться с тем, что создавалось годами, поэтому государственные проблемы нужно решать другим путём.


Второй вариант анализа

В романе «Дубровский» отразились те стороны жизни, которые волновали А.С. Пушкина и его современников: бесправное положение крепостных крестьян, самодурство помещиков, взяточничество, произвол суда, беззаконие. И в результате всего этого возникает разбойничество, как протест непокорных выходцев из народа.

Разбойничий роман

В «Дубровском» А.С. Пушкин продолжает традиции разбойничьего романа, созданные великим немецким поэтом Фридрихом Шиллером. Главный герой романа – молодой дворянин, добровольно отказавшийся от своего положения в обществе, и возглавивший шайку разбойников, для того чтобы отомстить за нанесённую ему обиду. Любовь героя к дочери его врага – тоже типичный мотив для разбойничьего романа.

Однако Пушкин не случайно славился своей любовью к новаторству, поэтому и в разбойничьем романе в его исполнении появились новые стороны. Произведение не вложилось в рамки романтизма, в нём также четко прослеживаются признаки реализма. В основе сюжета лежит реальная история, рассказанная автору его давним приятелем. А образ русского барина-крепостника Троекурова изображён слишком правдиво, да и весь крепостной быт в целом.

История создания

А.С. Пушкин взял за основу романа историю о разорившемся помещике Островском. Эту историю он услышал от своего приятеля Павла Нащокина, который лично встретил в остроге белорусского дворянина, ставшего жертвой продажного правосудия. Длительное время он судился со своим соседом из-за земли, и в результате был изгнан из собственного имения. Организовав своих крепостных в разбойничью шайку, этот дворянин стал зарабатывать себе на жизнь грабежами.

Осенью 1832 года автор приступил к созданию романа, и в скором времени было готово две части из трёх задуманных. Но третья часть романа так и не была написана.

Опубликовано произведение было через четыре года после трагической гибели А.С. Пушкина на дуэли. Сам автор не успел ему дать название, поэтому роман был назван в честь главного героя.

Темы

  1. Противостояние главного героя обществу. Владимиром руководят только благородные мотивы во время его преступной деятельности, его помыслы абсолютно чисты. Восстав против несправедливого общества, он добровольно пожертвовал собственным счастьем.
  2. Семейные взаимоотношения. Владимир Дубровский стал разбойником, чтобы отомстить за своего отца. Главный герой очень любил его и во многом был похож именно на него. Однако не во всех семьях отношения складываются так хорошо. К примеру, Троекуров не учитывает мнение своей дочери, отдавая её замуж за нелюбимого человека. Выгода для него находится на первом месте.
  3. Любовь. Тема любви занимает в произведении одно из самых главных мест. Именно любовь дала возможность Дубровскому отказаться от своей мести, но в то же время, только любовь способна причинить такие ужасные страдания, которые пришлось пережить Владимиру и Маше.
  4. Дружба. Андрей Гаврилович Дубровский и Кирила Петрович Троекуров были лучшими друзьями, но одна случайная ссора сделала их кровными врагами. Ни один из них не смог пойти на уступки, чтобы сохранить былые отношения. Гордость и самолюбие привели к настоящей трагедии.

Основная мысль

Основная мысль романа заключается в том, что равноправия не существует даже между представителями одного социального слоя, если у них есть разница в финансовом положении. Автор приходит к неутешительному выводу, что закон находится всегда на стороне того, кто богаче. А благородные, честные и достойные люди чаще всего оказываются на обочине жизни.

Критика

Мнение критиков относительно романа «Дубровский» разделились. Одни считали, что А.С. Пушкин подражает зарубежной манере написания романов, другие упрекали его в том, что он одобряет разбойничьи промыслы и преступления в целом, но большинству произведение всё-таки понравилось.

К примеру, В.Г. Белинский назвал роман «одним из величайших созданий гения Пушкина», а Тургенев восторгался талантом, благодаря которому был создан образ Троекурова.

Но главное достоинство романа «Дубровский» заключается в том, что это произведение заставляет мыслить. Каждый читатель найдёт в нём ответы на волнующие современный мир вопросы.


Третий вариант анализа

История создания

Роман “Дубровский” был написан А. С. Пушкиным в конце 1832 – начале 1833 гг. Замысел произведения связан с реальной историей бедного помещика Островского, который был лишен своего имения и при поддержке крестьян стал разбойником.

Смысл названия

Роман лаконично носит название фамилии главного героя – Владимира Андреевича Дубровского.

Главная тема произведения

Главная тема произведения – трагическое влияние беззакония на судьбу человека.

Анализ ДубровскийПомещики в дореволюционной России не представляли собой единого сплоченного сословия. В этой среде тоже была существенная имущественная дифференциация. Тяжба Троекурова со старшим Дубровским – вполне типичное явление. Богатство первого давало власть, бедность второго приводила к повышенному болезненному чувству собственного достоинства.

Конфликт вспыхнул из-за совершенно пустякового повода, но в противниках “заговорила” дворянская кровь. Всесильному Троекурову имение соседа не особенно было и нужно, просто он не мог стерпеть неповиновения. Позиция Дубровского ясно изложена в одной фразе: “Я не шут, а старинный дворянин”.

Троекуров, скорее всего, в любом случае с помощью денег и связей смог бы заполучить имение Дубровского в свои руки. Но добыча сама идет к нему: сгоревшие во время пожара документы фактически лишают Андрея Гавриловича прав на свою собственность. Благодаря изворотливому заседателю Шабашкину судебное решение выносится в пользу Троекурова.

Андрей Гаврилович беден, но благороден. Он не боится встретиться с врагом в открытом бою (в романе упомянуто участие Дубровского в войне с Турцией), но судебный “поединок” становится для него ударом в спину. Случившийся после вынесения решения припадок сумасшествия предвещает Андрею Гавриловича скорую смерть. Ему нет места в обществе, где честь и справедливость подменены хитростью, подлостью и ложным толкованием законов.

Гораздо значительнее потеря имения сказывается на судьбе молодого Дубровского – Владимире. К тому же на его глазах при виде Троекурова умирает отец.

В душе Владимира некоторое время происходит внутренняя борьба. Потрясенный молодой человек должен выбрать дальнейший жизненный путь. Лишившись единственного источника доходов, Владимир обречен на бедность и нужду. Продолжение борьбы с богатым соседом неизбежно поставит его вне закона. Решающим доводом для Владимира становится беззаветная преданность крестьян Кистеневки и их готовность пойти ради хозяина на смерть.

Молодой дворянин становится во главе разбойничьей шайки под давлением обстоятельств. У него просто не остается другого достойного выхода. Имя Дубровского наводит страх на всю округу. В то же время люди чувствуют невольное уважение к благородному разбойнику, который грабит только богатых, борясь таким образом с несправедливостью.

Шайка Дубровского рано или поздно была бы уничтожена. Главарь прекрасно это понимает, но хочет достойно завершить “карьеру”. Отказавшись от желания уничтожить своего главного врага ради Маши, он находит новую цель – спасти девушку от несчастного брака. Небольшое опоздание становится роковым для Маши, Владимира и всех разбойников. Дубровский еще успевает отбить приступ солдат, после чего распускает свою шайку и скрывается за границу.

Таким образом, судьба беззаботного молодого офицера из-за шутки холопа кардинально меняется. Он быстро теряет имение, отца и даже первую серьезную любовь. Защищая свою дворянскую честь, Владимир невольно становится преступником. В конце концов, Дубровский вынужден расстаться и со своей Родиной.

Проблематика

Центральная проблема произведения – произвол богатых помещиков. Троекуров в душе был в общем-то не самым плохим человеком. Его испортили богатство и знатность. Всеобщее уважение и почет развили в Троекурове ложное убеждение в своем непререкаемом превосходстве. Это убеждение постепенно заглушает в душе помещика прежние положительные качества. Он решительно начинает судебную тяжбу против своего лучшего друга, зная, что это приведет его к разорению и возможной гибели.

Так же деспотично Троекуров относится к своей любимой дочери. Его трогают и приводят в смущение слезы Маши, но упрямство не позволяет переменить уже принятое решение. Выдавая дочь за старика, Троекуров обрекает ее на несчастье.

Композиция

Пушкин разделил небольшой роман на два тома. В первом описана суть трагедии Дубровского, начало его разбойничьей деятельности; появляются главные действующие лица. Кульминационным моментом, разделяющим роман, становится появление Дубровского в доме Троекурова под видом француза Дефоржа. Второй том посвящен кратковременному неудачному роману Владимира и Маши, после которого главарь распускает шайку.

Чему учит автор

Пушкин предоставляет читателю самому решить, прав или нет Дубровский. По закону он является преступником, заслуживающим самого строгого наказания. Но согласно понятиям чести и высшей справедливости действия Владимира полностью оправданы. Да и все его преступления не позволяют усомниться в благородстве невольного разбойника.

Список рекомендованной и использованной литературы

  1. Маранцман В.Г. Роман А.С.Пушкина «Дубровский» в школьном изучении. Пособие для учителя. – Л., Просвещение, 1974
  2. Н. Н. Петрунина. Пушкин на пути к роману в прозе: «Дубровский».-Л., Наука, 1979
  3. Пушкин А.С. Дубровский. – М.: Детская литература. 1983.
  4. Соболева, Т. П., Повесть А. С. Пушкина «Дубровский». Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1963.

Даниил Романович | Просмотров: 6.7k

  • Основная мысль рассказа алые паруса
  • Осень чудесное время года сочинение
  • Основная мысль рассказа друг детства драгунский
  • Основная мысль рассказа акула л н толстой
  • Осень хоровод и дружба сказка