Основная мысль рассказа к морю

Стихотворение «К морю» Пушкина А.С., начатое им ближе к концу южной ссылки и приобретшее окончательный вид уже в Михайловском (в июле-октябре1824 г.)  — одно из наиболее запоминающихся творений знаменитого художника слова.

Полный текст стихотворения смотрите здесь.

Каков жанр стихотворения «К морю»?

Жанр стихотворения – философическая элегия. Если быть более точным, то это творение – образец сочетания принципов двух жанров – элегия и ода.

Какова основная идея, главная мысль произведения «К морю»?

Основная идея – это идея свободы. Свобода воплощается прежде всего в образе моря. Этим образом моря-свободы, не только начинается и заканчивается элегия, но и соединяется, скрепляется вся композиция.

Какой «заветный умысел» томил поэта на берегу моря?

«Заветный умысел» — бежать за границу. Именно море звало поэта-изгнанника вырваться на свободу. Но Пушкин отказался от побега. Вторая половина «К морю» рассказывает нам о том, что Пушкин горько разочаровался в жизни, и в людях. От себя не убежишь, да и некуда ему бежать, нет среди живых ни Байрона, «властителя наших дум», ни Наполеона, любимого героя поэтов-романтиков. «Мир опустел…»

Каковы особенности языка «К морю»?

Язык стихотворения, как всегда безупречен. Он не содержит термины бытовые, вещественные. Желание выразить общее, а не мелочно-конкретное – одна из явственных особенностей языка и стиля. В стихотворении автор затрагивает конкретные события и факты жизни, но преподносит это чрез призму всеобщего.

Несмотря на то, что характер творения злободневный, никаких деталей злободневности найти в работе невозможно. В конечном итоге присутствие всего возвышенного – и есть романтический настрой пушкинского стихотворения.

Когда наступил кризис периода романтизма у Пушкина?

Кризис чётко обозначился в период, когда появились два крупных стихотворениях: «К морю» (период июль-октябрь1824 г.) и «Разговор книгопродавца с поэтом», увидевшее свет в Михайловском, сразу по приеду поэта (сентябрь1824 г.)

Какова основная тема элегии «К морю»?

Основная тема – тема свободы. Море – символ свободы. Оно и стихия. Прощание с ним означает прощание со свободой, со светлыми надеждами.

Что лежит в основе этого поэтического творения?

В основе стиха лежат проблемы индивида и общества, личности и свободы, воли и угнетения человека.

С какой темой связана вся образная система построения стиха?

Образная система построения стиха связана с темой моря. Понятны и «бездны глас», и «своенравные порывы», и «прихоть». Все это обозначает величие, своеволие, грозную силу моря. С напевами свободы и темой моря прочными нитями связаны и герои произведения: Наполеон, Байрон и сам автор.

Почему стихотворение начинается с описания моря?

Тем самым сразу обозначается лирическое пространство. С первых строф мысли поэта о море неотделимо связаны с его мыслями о свободе.

Анализ стихотворения «К морю» Пушкина

Анализ стихотворения «К морю» Пушкина

4.1

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 218.

Обновлено 17 Марта, 2021

4.1

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 218.

Обновлено 17 Марта, 2021

А. Пушкин восхищался морем, ведь в свободной, могущественной стихии чувствовал родную душу. Этой стихии было посвящено стихотворение «К морю», которое поэт написал, будучи в южной ссылке: произведение отражает его тоску по свободе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «К морю» по плану, который пригодится для урока литературы в 10 классе.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением К морю.

История создания – произведение было написано в 1824 г., поэт начал работать над ним накануне отъезда из Одессы, а дописал в Михайловском.

Тема стихотворения – тема свободы, восхищение морем, водной стихией.

Композиция – По смыслу в стихотворении можно выделить несколько частей: обращение к морю, в котором поэт выражает своё восхищение, рассказ о том, что было пережито у моря, рассказ об известных людях и событиях, связанных с морем. Произведение состоит из четырёх- и пятистиший.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – четырёхстопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ, в некоторых пятистишиях – кольцевая АВВА.

Метафоры «катишь волны», «бездны глас», «могучей страстью очарован», «угасал Наполеон», «оплаканный свободой».

Эпитеты«свободная стихия», «глухие звуки», «своенравные порывы», «смиренный парус», «скучный, неподвижный берег», «торжественная краса».

Сравнения «Как друга ропот заунывный, как зов его в прощальный час, твой грустный шум», «как бури шум, другой от нас умчался гений».

История создания

С 1820 г. А. Пушкин пребывал в Южной ссылке. Сначала поэта отправили в Кишинев, но пыльная провинция угнетала его. Александр Сергеевич добился перевода в Одессу, где впервые увидел море. «Свободная стихия» сразу же пленила поэта свободой и величием. Морское побережье стало любимым местом, куда поэт отправлялся, чтобы предаться сокровенным мыслям.

В 1824 г. Пушкин получил разрешение возвратиться в родные края. Перед отъездом он начал писать стихотворение, в котором прощался с морем. Он понимал, что из-за строгого режима вряд ли получит возможность ещё раз побывать у моря. Анализируемое произведение было закончено в Михайловском.

Можно сделать несколько предположений, кому посвящено стихотворение: Байрону, Наполеону или Елизавете Воронцовой. Образы этих людей скрываются за метафорическими стихами.

Тема

Главная тема стихотворения – красота и могущество морской стихии. В контексте нее развиваются проблемы свободы, любви, поэтического творчества. Каждая из дополнительных проблем воплощается в образах реальных людей: Наполеона, Байрона, Воронцовой.

В центре произведения – лирический герой и море. В первой строфе наблюдаем за лирическим героем, который обращается к водной стихии с прощальными словами. Далее Пушкин создает пейзажные зарисовки, наполненные не только зрительные, но и слуховые образы. Морские картины сливаются с мыслями лирического героя. Он признается, что часто приходил на побережье, «заветным умыслом томим». В такие минуты море превращалось в чуткого друга, отзывалось поэту. В водной стихии лирического героя привлекают свобода, своенравие и властность.

У моря лирический герой привык быть откровенным с самим собой. Он не утаивает, что пытался сбежать с берега, но не смог, так как был «могучей страстью очарован». В этих строках автор намекает на нежные чувства к Елизавете Воронцовой. Берег в стихотворении противопоставляется морю, герою он кажется скучным и неподвижным.

Постепенно монолог лирического «я» наполняется образами людей, которые стали значимыми в истории, литературе и жизни Пушкина. Сначала душа героя поражается воспоминанием о скале, куда отправили Наполеона. Несколько строф посвящено Байрону. Его поэт называет гением, «властителем дум», певцом моря. Лирический герой восхищается могуществом, неукротимостью Байрона, считая, что этого человека создало само море.

В последних строфах повторяются слова прощания. Лирический герой обещает, что никогда не забудет море, частичку его духа заберёт с собой.

Композиция

Анализируемое произведение – монолог-обращение лирического героя. По смыслу в стихотворении можно выделить несколько частей: обращение к морю, в котором поэт выражает своё восхищение, откровения лирического героя о пережитом у моря, рассказ об известных людях и событиях, связанных с морем. В произведении чередуются четырёх- и пятистишия.
Стихотворный размер – четырёхстопный ямб. В произведении представлены два вида рифмовки – перекрестная АВАВ и кольцевая АВВА.

Жанр

Жанр – элегия, так как лирический герой грустит из-за скорого расставания с морем. Есть в стихотворении и элементы послания: обращения к морским просторам.

Средства выразительности

Для передачи внутреннего состояния лирического героя и воспроизведения красоты морских просторов Александр Сергеевич использовал средства выразительности. В тексте есть метафоры «катишь волны», «бездны глас», «могучей страстью очарован», «угасал Наполеон», «оплаканный свободой»; эпитеты «свободная стихия», – «глухие звуки», «своенравные порывы», «смиренный парус», «скучный, неподвижный берег», «торжественная краса»; сравнения «Как друга ропот заунывный, как зов его в прощальный час, твой грустный шум», «как бури шум, другой от нас умчался гений». При помощи метафор поэт создаёт оригинальные образы всемирно известных людей.

Шум морских волн передается посредством аллитерации «з», «с», «ш»: «Твой грустный шум, твой шум призывный услышал я в последний раз».

Тест по стихотворению

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Карпов Кирилл

    8/8

  • Ольга Иванова

    5/8

  • Казиев Амиргамза

    7/8

  • Денис Хворостьянов

    5/8

  • Ислам Ильясов

    8/8

  • Сергей Демиденко

    8/8

  • Валерия Яковенко

    4/8

  • Влад Кольцов

    7/8

  • Дазай Осаму

    7/8

  • Рашид Алисултанов

    7/8

Рейтинг анализа

4.1

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 218.


А какую оценку поставите вы?

На чтение 7 мин Просмотров 6.5к.
Обновлено 22 ноября, 2020

Полный анализ стихотворения «К морю», которое написал Александр Сергеевич Пушкин, позволяет проникнуться теми чувствами, которые автор старался нам донести. Он восхищается морской мощью и свободой. Полный анализ от команды Литеровед.ру поможет понять и прочувствовать эмоции, переполнявшие автора в момент написания данного произведения.

Содержание

  1. История создания
  2. Жанр стихотворения и размер
  3. Композиция
  4. Образы и символы
  5. Темы и проблемы
  6. Средства выразительности
  7. Основная мысль произведения

История создания

Отбывая наказание в ссылке на Юге, Александр Сергеевич и написал это стихотворение. Он старался меньше комментировать власть, указывая на её недостатки, поскольку за свои свободные высказывания в адрес правительства он должен был отбывать наказание в Сибири. Спасибо большое друзьям Александра Сергеевича, они добились того, чтобы поэта отправили в Одессу. Здесь настроение Пушкина было двояким. С одной стороны ему очень не нравилась и его должность, и место, а с другой – он безумно любил море. Оно стало для него своеобразной музой, которая вдохновляет творцов на шедевры.

Написал автор это стихотворение в 1824 году, уже перебравшись в Михайловское, где так же находился в изгнании.

Пребывая на Юге, Пушкин собирался совершить побег за границу, что можно увидеть в строках произведения.

Не удалось навек оставить

Мне скучный, неподвижный брег

Тебя восторгами поздравить

И по хребтам твоим направить

Мой поэтической побег.

Его не устраивала нынешняя власть, с которой он не собирался мириться. Да и вообще он не видел смысла оставаться жить в России, поскольку презирал тиранию. Но его замыслам так и не удалось исполниться, поскольку Александр Сергеевич был очень влюбчивой натурой с переменчивым характером. Причиной изменения планов поэта стала Елизавета Воронцова, к которой творец воспылал любовью.

Могучей страстью очарован,

У берегов остался я.

Жанр стихотворения и размер

Это стихотворение смело можно отнести к элегии. Он разговаривает с морем, которому рассказывает о всех своих личных переживаниях и планах. В каждой строчке чувствуется настроение автора, его переживания и размышления. Так же чувствуется его любовь к морю, привязанность к бескрайним берегам и волнам. Ему он посвящает прекрасные слова, которые пропитаны грустью разлуки.

Размер стихотворения – это четырехстопный ямб с перекрестной рифмой. Направление – романтизм, потому что в тексте остро поднята тема одиночества, грусти и тоски. Герой одинок, ему больно и грустно.

Композиция

В данном стихотворении ярко прослеживается то, что писалось оно в разных местах. Первая часть была написана в Одессе на берегу Чёрного моря. О нём  Пушкин говорит прекрасные слова, восхищается им.

Прощай, свободная стихия!

В последний раз передо мной

Ты катишь волны голубые

И блещешь гордою красой.

Дальше мы видим воспоминания поэта, который грустит о былых временах, когда он жил рядом с морем и мог наслаждаться его видом. Бродить по берегу и просто любоваться. Он очень привязался к морю, поэтому разлука давалась ему тяжело.

Как я любил твои отзывы,

Глухие звуки, бездны глас,

И тишину в вечерний час,

И своенравные порывы!

И в завершении, Александр Сергеевич прощается с морем. Ему сложно это сделать, но он понимает, что другого выхода у него нет. Да, он будет скучать, и грустить, но обстоятельства вынуждают сделать этот шаг.

Прощай же, море!

Не забуду Твоей торжественной красы

И долго, долго слышать буду

Твой гул в вечерние часы.

Образы и символы

В стихотворении «К морю» автор использует большое количество образов.

Первым образом, безусловно, можно выделить образ моря. Оно выступает в роли лирического героя и предстает перед нами в своем прекрасном и гордом обличии. Оно становится верным другом поэту, что чувствуется на протяжении всего стихотворения. Плеск морских волн успокаивает поэта. Так же Пушкин показал и переменчивость моря, которое может быть словно колыбелью для моряков, а может потопить «стаю кораблей». Этим самым подчеркивается могущество морской пучины, передается характер. Море стало для Александра Сергеевича настоящим товарищем в этот непростой период его жизни.

Образ Наполеона, в свое время пожизненно заключенного на острове, проводит параллель с автором – таким же непонятым и гонимым гением.

В образе Бродского автор так же показывает свое состояние, ведь он тоже был не понят и  погиб, защищая народ. Пушкин вспоминает его по той причине, что его самого из одной ссылки сразу же направляли в другую.

С двумя этими героями автор сравнивает себя, в каждом из них – он видит свое отражение. Он так же был не понят толпой, так же гоним, решителен, но очень одинок.

И, наконец, образ лирического героя в данном произведении. Это молодой поэт, который больше всего любит и ценит свободу. Он планирует побег по морю, поскольку разочарован в существующем режиме и не видит для себя дальнейшей жизни в Росси. Но его замыслам не удается исполниться, и всему виной любовь! Это прекрасное чувство, которое с головой захлестнуло поэта.

Благодаря размышлениям лирического героя, мы можем понять мысли самого Пушкина. Всё больше и больше разочаровываясь во власти, он начинал восхищаться природой. Её свободой и независимостью, величием и гордостью. Та любовь и гармония, которою так ценит поэт, существует только лишь в природе. Поэтому он настолько и привязался к морю, потому что именно в нем он находил самые ценные черты – свободу, силу и могущество.

Что же касается образа просвещения и тирана – то с их помощью автор показывает систему правления в Европе и России. Системы правления абсолютно разные, но ни один из них не близок поэту. Ему близка только лишь свобода и независимость морских пучин.

Темы и проблемы

Основных тем в произведении можно выделить две.

Первая – это тема свободы. Герой хочет убежать от окружающего его устоя, но вспомнив Наполеона и Байрона, понимает, что не добьется желаемого. Он считает, что в Европе, как и в России, нет свободы. Поэтому, какой смысл куда-то бежать? Везде его ждет одно и то же.

Второй проблемой Александр Сергеевич поднимает тему одиночества. Он видит, что такие известные люди, как Наполеон и Байрон умерли одинокими, так и не понятыми другими. Он разделяет их судьбу, так как тоже является своего рода одиночкой. Его не понимает толпа, он не понимает власть и не собирается с ней мириться. Единственным близким другом ему становится море, но и его он вынужден покинуть из-за очередной ссылки.

Не обошлось и без темы любви. О ней автор говорит вскользь, но именно она стала причиной его решения остаться.

Проблемой же этого стихотворения автор видит всемирную тиранию. Отсутствие возможности жить свободной жизнью, ущемление взглядов, и невозможность прямо выражать свои мысли – это то, с чем не может смириться автор.

Проблема разлуки появляется на фоне все той же тирании. Автор вынужден уезжать от своего товарища в ссылку, а ведь он так полюбил море. Эму безумно грустно и больно расставаться, но жизнь не оставляет ему выбора.

Средства выразительности

В этом стихотворении Александр Сергеевич использует все средства выразительности: эпитеты (чтобы подчеркнуть величие и могущество моря), метафоры, сравнения, олицетворения (на протяжении всего стихотворения автор общается с морем и наделяет его качествами живого человека), инверсии и архаизмы.

Основная мысль произведения

В стихотворении «К морю» автор показывает все величие природы. Он считает, что это единственное, что может сделать человека счастливым. Он разочарован не только во власти России, но и во всем мире. Поэтому, решившись на побег, он передумал, поскольку понимал что во всем мире происходит одно и тоже.

Величайшие люди эпохи так и не смогли убежать от властвующей тирании, поэтому и ему нет смысла покидать свою родную землю.

Весь стих пронизан нежными чувствами к морю, которые автор передает, не скупясь на эпитеты. Он очень стал к нему привязан, поэтому разлука ему дается очень тяжело.

Краткий анализ стихотворения Пушкина «К морю» по плану

1. История создания

Стихотворение «К морю» было написано в последний год пребывания Пушкина в южной ссылке — в 1824 году. Поэт начал его перед отправлением из Одессы в имение Михайловское и завершил уже по прибытии в родовое поместье.

Образ «свободной стихии», оставшейся в воспоминании, окутан очарованием ностальгии.

Пейзажи северной природы, как бы дороги они ни были Пушкину, не могут сравниться с живой и своенравной игрой морских валов. В ссылке море долго было для поэта главным и единственным другом, а теперь он навеки разлучён и с ним.

2. Литературное направление

Время написания элегии относится к периоду перехода Пушкина от романтизма к реализму.

В 1824 году умирает кумир пушкинской юности, великий английский романтик Дж. Г. Байрон. В стихотворении «К морю» поэт упоминает об этом.

Вместе с уходом лучшего из романтиков завершается эпоха романтизма. Чувствуя это, Пушкин прощается с прежней манерой письма и обретает новые образы, мотивы, поэтические интонации.

От романтизма стихотворению «достаётся» жанровое обозначение – элегия, общий лирический настрой, тема дружбы, любви и одиночества и разлуки, эмоциональная полярность, переживание, доведённое до предела.

От реализма Пушкин заимствует привязанность к современным, действительно происходящим событиям (смерть Байрона, изгнание и смерть Наполеона), ретроспективность, тяготение к конкретным, чётко прорисованным метафорам.

3. Род

Стихотворение является образцом лирики.

Элегия «К морю» может и должна восприниматься не только как пейзажная, но и как философская лирика.

4. Жанр

Жанр стихотворения – элегия.

Поэт прощается с морем, вспоминая события личной жизни и общественной истории, связанные с ним. Предстоит расстаться с прекрасной и торжественной морской стихией, и Пушкин сожалеет об этом.

Сильные и мятежные впечатления, которые море оставило в его душе, будут долго питать его живыми воспоминаниями.

5. Проблематика

В стихотворении затронута проблема свободы. Ничто на свете не может быть таким же вольным, как море.

Наполеон и Байрон, которые были кумирами свободолюбивой молодёжи пушкинской эпохи, ушли из жизни. Самому поэту предстоит вернуться в Россию, но опять без права свободного перемещения:

Мир опустел… Теперь куда же
Меня б ты вынес, океан?
Судьба людей повсюду та же:
Где капля блага, там на страже
Уж просвещенье иль тиран.

Прощаясь со свободной стихией, Пушкин понимает, что лишает себя мощного источника силы и вдохновения, как будто отрывает сердце от любимого друга.

6. Тематика

Тема вольности, раскрытая Пушкиным через образ моря, звучит в унисон с темами любви и дружбы, темой одиночества среди людей, темой пограничья и поиска новых жизненных ориентиров.

7. Идея

Идея стихотворения состоит в том, что расставание с дорогими сердцу местами всегда тяжело. Особенно трудно покидать края, в которых ты был счастлив.

Кажется, что «мир опустел» и впереди не ждёт ничего утешительного. Этот разрыв во сто крат тяжелее, если ты уезжаешь не по своей воле.

Образ свободы, явленный Пушкину морем, навсегда остался для поэта прекрасной и недостижимой мечтой.

8. Пафос

Стихотворение написано с пафосом расставания и сожаления. Чувствуется, с каким трудом покидает поэт морские берега.

Навсегда уходят в прошлое очарования юности, меняется историческая эпоха, но волнующие образы пережитого останутся в душе навсегда.

9. Система образов

Стихотворение организуют образы морской стихии (волны, буря, валы, гребни, пена, брызги, корабли, остров, грот).

Звуковые образы создают эффект живого диалога между морем и лирическим героем. Море звучит, как «зов» и «ропот друга», оно то жалуется, то доверяет поэту свои тайны и призывает свидеться в последний раз.

Безграничный простор открывает Пушкину не только новые горизонты творчества, но и мистический шум времени – «бездны глас». Море – чистая стихия, полная первородных таинственных смыслов.

Поэту будет нелегко жить вдали от неё, а свобода так и останется только мечтой, хрустальным воспоминанием.

10. Центральные персонажи

Центральные персонажи стихотворения – море и поэт. Они, как верные друзья, прощаются перед вечной разлукой.

Их многое объединяет: вольные, мятежные, сильные и гениальные, оба они – дети божьи, им легко понять и поддержать друг друга.

Словно тени, проплывают над морем образы дорогих сердцу Пушкина людей:

  • его возлюбленной Елизаветы Воронцовой,
  • кумира поколения Наполеона
  • и великого поэта Байрона.

Эти три величественные, сроднившиеся с образом моря воспоминания остаются для поэта в прошлом и наполняют его душу печалью.

11. Лирический герой

Лирический герой элегии не отделён от окружающего пейзажа. Он, напротив, тесно связан с морем узами кровного и духовного родства.

Как и море, его душа полна противоречивых чувств, желаний, озарений, страстей. Как море, велик его поэтический дар, способный на грандиозные чудеса. Как море, поэт никому не подвластен.

Сын, брат, друг, супруг «свободной стихии», лирический герой оставляет всё, покидая любимые места. Образы моря навсегда останутся частью его души.

12. Сюжет

Сюжет состоит из четырёх частей:

  1. обращения к морю,
  2. описанию чувств и событий, связанных с ним,
  3. описания фигур Наполеона и Байрона, сроднившихся для Пушкина с морской стихией,
  4. уверения в вечной верности морю и его красоте.

13. Композиция

Линейная композиция стихотворения последовательно описывает этапы расставания с морем.

Первые две строфы содержат обращение к морю.

Следующие 6 строф повествуют о счастье общения с морской стихией и заветной страсти, испытанной на его берегах.

Затем, в 5-ти строфах пересказаны финальные аккорды жизни Наполеона, упомянута кончина Байрона. Этими событиями подведён итог целой эпохи.

Наконец, последние 2 строфы посвящены прощанию и уверению в том, что море останется для поэта незабвенным.

14. Размер, рифма и строфика

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом. Ритм напоминает мерное колебание волн.

Женские и мужские рифмы чередуются.

Перекрёстная рифмовка АБАБ встречается в четверостишиях.

Также в стихотворении есть 4 пятистишия, где схема рифм выглядит так: АББАБ.

15. Художественное своеобразие произведения

Звукопись стихотворения работает на расширение стихотворного пространства. Ассонансы с «о», «а», «э» распахивают горизонт, аллитерации с шипящими и звонкими согласными передают шум волн, блеск и торжество могучих вод.

Синтаксис элегии богат на обращения, риторические вопросы, ряды однородных членов. Его украшают инверсии, передающие задушевность авторской интонации, восторженные восклицательные предложения, напоминающие признания в любви и уверения в дружбе.

Лексика высокого стиля используется фрагментарно. Основная часть словарного состава представлена общелитературными выражениями, благодаря чему стихотворение легко воспринимается и сейчас.

16. Средства художественной выразительности

Стихотворение насыщено точными эпитетами: «смиренный парус», «своенравные порывы», «торжественной красы».

Метафоры поэтически углубляют прямой смысл выражений: «властитель дум» (о Байроне), «свободная стихия» (о море), «скала, гробница славы» (об острове св. Елены).

Главным средством выразительности предстаёт сравнение моря с близким другом, прямо озвученное во второй строфе. Поэт даже пишет о море в мужском роде (5 и 7 строфы)!

Вольный и счастливый товарищ лирического героя, море знает о нём нечто такое, чего не поймёт и не узнает никто. В его заветных глубинах есть какая-то вечная поэтическая тайна.

17. Значение произведения

Значение данного произведения в том, что оно подводит итог размышлениям Пушкина о свободе.

Отныне эта тема не будет звучать отдельно и полногласно. Она выльется в другое философское русло или станет некой константой (постоянной величиной) пушкинского творчества.

Полная и абсолютная свобода на земле не возможна, но море напоминает стихию творчества, и отныне поэт будет находить утешение в нём.

18. Актуальность

Мечта человечества о свободе не растворилась во времени, поэтому стихотворение Пушкина «К морю» продолжает быть актуальным.

Все мечтают о том, чтобы жизнь не ограничивалась внешними обстоятельствами, узкими заданными рамками, людьми, с которыми неприятно общаться.

Море символизирует абсолютную полноту душевной жизни, силу внутренних устремлений, тягу к совершенству.

Люди каждый год отправляются к морю не только для того, чтобы полежать на пляже, но и для того, чтобы наполниться древней силой моря, его энергией и мудростью. Эти свойства «свободной стихии» навсегда воспеты Пушкиным.

19. Моё отношение

Стихотворение Пушкина очаровывает меня. Полные гармонии строки великолепно передают величавую стать моря.

В элегии «К морю» чувствуется человеческая мудрость Пушкина, тонкое понимание природы, любовь поэта к жизни. На фоне моря он предстаёт таким живым и вдохновенным!

Сразу вспоминается картина, написанная Айвазовским и Репиным, где Пушкин стоит в окружении пенных валов. Стихотворение «Прощай, свободная стихия» — одно из моих любимых произведений поэта.

20. Чему учит

Эта элегия учит нас мудрому отношению ко всем явлениям жизни, помогает увидеть дивную красоту моря, величественность божественного замысла.

Человек должен быть внутренне свободным, тогда он сможет во всей полноте насладиться неизбывной прелестью природы.

Автор: Пушкин А.С. | Дата публикации: 1824 | Форма произведения: поэзия |
Жанр: романтический | Время событий: XIX век | Место событий: Россия | В школе: 10 класс | Возраст: взрослые | Время чтения: до 1 часа | Темы: любовь и ненависть, одиночество, свобода

Главные герои: лирический герой, образы моря, Наполеона, Байрона


Прощай, свободная стихия!

В последний раз передо мной

Ты катишь волны голубые

И блещешь гордою красой.

Как друга ропот заунывный,

Как зов его в прощальный час,

Твой грустный шум, твой шум призывный

Услышал я в последний раз.

Моей души предел желанный!

Как часто по брегам твоим

Бродил я тихий и туманный,

Заветным умыслом томим!

Как я любил твои отзывы,

Глухие звуки, бездны глас,

И тишину в вечерний час,

И своенравные порывы!

Смиренный парус рыбарей,

Твоею прихотью хранимый,

Скользит отважно средь зыбей:

Но ты взыграл, неодолимый,-

И стая тонет кораблей.

Не удалось навек оставить

Мне скучный, неподвижный брег,

Тебя восторгами поздравить

И по хребтам твоим направить

Мой поэтической побег.

Ты ждал, ты звал… я был окован;

Вотще рвалась душа моя:

Могучей страстью очарован,

У берегов остался я.

О чем жалеть? Куда бы ныне

Я путь беспечный устремил?

Один предмет в твоей пустыне

Мою бы душу поразил.

Одна скала, гробница славы…

Там погружались в хладный сон

Воспоминанья величавы:

Там угасал Наполеон.

Там он почил среди мучений.

И вслед за ним, как бури шум,

Другой от нас умчался гений,

Другой властитель наших дум.

Исчез, оплаканный свободой,

Оставя миру свой венец.

Шуми, взволнуйся непогодой:

Он был, о море, твой певец.

Твой образ был на нем означен,

Он духом создан был твоим:

Как ты, могущ, глубок и мрачен,

Как ты, ничем неукротим.

Мир опустел… Теперь куда же

Меня б ты вынес, океан?

Судьба людей повсюду та же:

Где капля блага, там на страже

Уж просвещенье иль тиран.

Прощай же, море! Не забуду

Твоей торжественной красы

И долго, долго слышать буду

Твой гул в вечерние часы.

В леса, в пустыни молчаливы

Перенесу, тобою полн,

Твои скалы, твои заливы,

И блеск, и тень, и говор волн.

Краткое содержание

И. Айвазовский. Среди волн. 1898

Поэт описывает море, словно одушевлённое существо: оно меняется, движется, живёт собственной жизнью. Для поэта море имеет тесную связь с людскими судьбами. В предельно сжатой форме содержание произведения можно изложить  четырьмя пунктами:

  1. Обращение поэта к морю.
  2. Описание событий и чувств, связанных с морем.
  3. Описание фигур Байрона и Наполеона, сроднившихся для поэта с морской стихией.
  4. Клятва поэта в вечной преданности морю.

История создания

Поэт находился в 1820 г. в Южной ссылке. Сначала он едет в Кишинёв, но быстро разочаровывается пыльной провинцией. Пушкин добивается своего перевода из Кишинёва в Одессу: там он впервые в жизни видит море. «Свободная стихия» мгновенно пленила поэта свободой и величием. Морское побережье стало для Пушкина излюбленным местом, куда он приходил, чтобы подумать о сокровенном.

В 1824 г. поэт получил разрешение вернуться в родные места. Перед самым отъездом он начал писать произведение, в котором прощался с морем. Пушкин осознавал: из-за строгого режима ссылки он едва ли получит новую возможность побывать у моря. Произведение, начатое в Одессе, было закончено уже в Михайловском. Пушкиноведы спорят о том, кому именно оно посвящено: Байрону, Наполеону, либо Елизавете Воронцовой. Образы всех этих людей скрыты за метафорическими стихами.

Жанр, направление, размер

Произведение относится к жанру элегии. В нём автор передаёт личные переживания, проникнутые нотами тоски и грусти. Попрощавшись с морем, поэт чувствует печаль: мир для него стал пустым. Литературное направление, к которому относится произведение – романтизм. В стихотворении автор поднимает характерные для романтизма темы: томление, одиночество, тоска и грусть. Герой является одиноким странником, противопоставляющим себя обществу. Поэтический размер – четырёхстопный ямб. Рифмовка перекрёстная.

Композиция

Произведение представляет собой монолог – обращение лирического героя к морю. С композиционной точки зрения произведение можно разделить на несколько частей, благодаря тому, что автор начал писать его в Одессе, а закончил – в Михайловском, вдали от моря:

  1. Первая часть – лирический герой восхищается морем, восхваляя его.
  2. Затем передаются ностальгические настроения лирического героя, вспоминающего то великолепное время, когда он мог бродить по берегу, наслаждаясь морской красотой. Здесь подразумеваются образы Наполеона и Байрона.
  3. В финальной части, покончив с приятными воспоминаниями, автор переходит к завершающей фазе – прощанию с морем.

Образы и символы

Стихотворение изобилует различными образами:

  • образ моря – центральный. Море, подобно человеку, обладает характером: оно гордое и свободное. Его красота «торжественна», но, вместе с тем, вечерний морской гул умиротворяет и успокаивает. Пушкин называет море своим «приятелем», разлуку с которым воспринимает, словно личную трагедию. Море служит отражением настроения лирического героя;
  • образ Наполеона – французский император, сумевший покорить Европу, становится ещё одним романтическим образом стихотворения. Пожизненное заточение его на одиноком затерянном морском острове воспринимается поэтом, как реальное воплощение трагической судьбы легендарного человека, непонятого и отвергнутого толпой;
  • образ Байрона. Параллельно с Наполеоном, появляется и «другой властитель наших дум», английский поэт, родоначальник романтизма – Байрон. Это такой же образ непонятого и гонимого толпой странника, погибшего при защите греческого народа в братоубийственной войне. Поэт упоминает его с целью продемонстрировать своё внутреннее состояние, когда он вынужден из одной ссылки отправляться в другую. Поэт, подобно Байрону, решителен, горяч, но, при этом, одинок и отвергнут толпой. Байрона он называет: «Могучим, глубоким и мрачным»;
  • образ лирического героя – это пылкий, вольнолюбивый поэт, мечтающий совершить побег из России по морю. Держит его лишь одно – страсть к женщине. Но сожалеть ему не о чем, в море существует один пункт, вызывающий интерес – остров изгнания Наполеона. В других странах, куда он мог бы уплыть по морю, цивилизация давно стёрла границы между свободой и рабством, поэтому тирания присутствует везде. Спасение для себя и людей лирический герой видит в любви, в гармонии, в природе;

Темы и настроение

В стихотворении поэт поднимает несколько важных тем:

  1. Тема свободы – центральная. Желая отправиться в Европу по морю, лирический герой понимает, что и в заморских странах он не обретёт своего идеала. В пример приводятся трагические судьбы Байрона и Наполеона. Поэт не видит в окружающем мире ни социальных, ни политических, ни творческих свобод. Поэтому он считает нужным остаться на родном берегу.
  2. Тема одиночества – лирический герой описывает участь великих людей: Байрон и Наполеон погибли в состоянии непонимания и одиночества. Поэт, как и они, отвергнут обществом, чувствует себя никому не нужным. Новая ссылка заставляет его покинуть нового близкого «приятеля» – море, с которым он сроднился душой.
  3. Тема «Поэт и поэзия» – Пушкин описывает судьбу и характер Байрона, чтобы продемонстрировать единственно возможную для творца судьбу. Гордый поэт погибает в самом расцвете лет, оставляя за собой литературный след, так необходимый потомкам.
  4. Тема любви – именно чувство искренней любви удерживает поэта от бегства на чужбину. Он признаётся: «Могучей страстью очарован, на берегу остался я».

Основная идея

Основная идея произведения заключается в необходимости протеста против любой цивилизации. Человек может чувствовать себя счастливым лишь на лоне природы. Поэт понимает, что различные блага и чувства необходимы людям для радости. Но такие понятия, как любовь, свобода и природа всегда будут первостепенными.

Средства выразительности

С целью передачи внутреннего состояния лирического героя, а также воспроизведения красоты морских просторов, Пушкин использует следующие средства выразительности:

  • эпитеты – «смиренный парус», «торжественная краса», «глухие звуки»;
  • метафоры – «бездны глас», «катишь волны»;
  • сравнения – «как друга ропот заунывный, как зов его в прощальный час, твой грустный шум…»;
  • аллитерация – шум волн автор передаёт посредством звуков: «з», «с», «ш» («Твой грустный шум, твой шум призывный услышал я в последний раз»);
  • богатый синтаксис – много обращений, риторических вопросов, однородных членов.

Ирина Зарицкая | Просмотров: 2.6k

«К морю» Пушкина — еще один шедевр поэта. В этой статье вы найдете полный и краткий анализ этого творения.

Содержание

  • «К морю» Пушкин: размер, текст
  • Анализ лирического стихотворения «К морю» поэта А.С.Пушкина: кратко, 8, 9, 10 класс
  • План к лирическому стихотворению «К морю» поэта Александра Сергеевича Пушкина: пункты, объяснение
  • Письменный анализ стихотворения «К морю» поэта А.С.Пушкина: кратко по плану, 8, 9, 10 класс
  • Полный и подробный анализ стихотворения Александра Пушкина «К морю»: с цитатами, история создания, год, идея, жанр, основная мысль
  • Анализ стихотворения первой строфы «К морю» Александра Пушкина: лексика, метафоры
  • Тема свободы в лирике в произведении «К морю» поэта Александра Пушкина: лирический герой, олицетворение, образ, композиция, проблема
  • Тема элегии в стихе «К морю» Александра Пушкина: лирика, олицетворение, черты романтизма
  • Каков пафос стихотворения «К морю» Пушкина: средства выразительности
  • «К морю» Пушкин: сравнения, художественные средства, эпитеты
  • Видео: К морю. Пушкин Александр Сергеевич

Творение Пушкина «К морю» увидело свет в 1824 году. Автор отображает в нем свои душевные переживания. Все дело в том, что в ту нелегкую пору прессинг действующего царя очень тяготил поэта. Были даже разговоры о том, чтобы направить литератора на север, но потом приговор смягчили. Ниже по тексту вы найдете анализ этого стихотворения для сочинения или презентации — краткий и подробный. Читайте далее.

«К морю» Пушкин: размер, текст

«к морю» пушкин

«К морю» Пушкин

Произведение Пушкина «К морю» выполнено в привычном духе стихосложения Александра Сергеевича. А точнее, использован такой свойственный ему четырехстопный ямб. Что же касается рифмовки, зачастую она перекрестная (АВАВ), но иногда встречаются фрагменты из 5 строк, где употреблена кольцевая модель (АВВА).

Сложно сказать, намеренно ли автор отошел от одной структуры и видоизменил ее в своих целях, либо же просто не обратил внимания на разницу в рифмовке и размере. Так или иначе, творение от этого не становится хуже, а напротив, приобретает оригинальность. Вот текст этого творения:

«к морю» пушкин

«К морю» Пушкин

Анализ лирического стихотворения «К морю» поэта А.С.Пушкина: кратко, 8, 9, 10 класс

«к морю» пушкин

«К морю» Пушкин

Видно, что Александр Сергеевич очень переживает по поводу возможного приговора. Именно поэтому его так тянет к морю. Он даже чувствует неспособность жить без этой мощной стихии. В самом море поэт видит силу, жизнь и свободу. Вот анализ лирического стихотворения А.С.Пушкина «К морю» — кратко для 8, 9, 10 класса:

Стихотворец подразумевает, что данная стихия далеко не всегда покоряется человеческой воле. Состояние тихое, туманное. Об этом говорит как природа, так и настроение поэта. Тем не менее, стихотворение пропитано вдохновением. Пушкин дает читателю возможность почувствовать каждый порыв ветра, каждый всплеск волн. Это волшебно – ведь настроение моря так часто меняется и каждую секунду оно прекрасно.

  • Данная стихия может быть как одухотворенной, так и опасной.
  • Прибегая к привычному 4-стопному ямбу, Пушкин делает ударения на четные слоги.
  • Можно сказать, что «К морю» — это окончание романтического периода в его поэзии.
  • В былые времена Александр Сергеевич подразумевал, что сильный духом человек способен менять мир. И призывал всех мыслящих делать это.
  • Но теперь он переосмыслил свою позицию.
  • Потому остается на берегу, без желания бунта и протеста, просто наслаждаясь тишиной.
  • Можно сказать, что автор признает авторитет общества, правительства, времени. И становится слишком мудр для того, чтобы пытаться с ним спорить.

Стихотворение воспевает красоту и величием морских стихий. Конечно же, Пушкин видит в волнах не только умиротворение, но и свободу, любовь, проблемы поэзии. Кстати, каждый из лейтмотивов ассоциируется с тем или иным человеком. Можно узнать Байрона, Воронцову, Наполеона.

Героев немного. Впрочем, это и прекрасно. Пушкин, а точнее, его персонаж (в коим видятся общие черты) остается наедине с морем, обращается к стихии со словами прощания. А после этого имеют место пейзажные зарисовки, которые совпадают с мыслями.

Видно, что персонаж ведет диалог с морем не в первый раз. Он довольно часто приходит к нему в минуты грусти, отчаяния, разочарования и всякий раз начинает глубокий, возвышенный диалог. Можно сказать, что море – лучший друг мужчины. Только лишь здесь, в одиночестве он может быть честен с самим собой, говорит без утайки.

Автор наполняет творения значимыми для него образами –начиная от возлюбленной, Воронцовой, и заканчивая историческими героями. Он думает о скале, на которую направили Наполеона, потом воспевает Байрона, считая его певцом моря.
А после прощается… С миром, морем и людьми… Но утверждает, что обязательно заберет с собой частичку морского духа.

План к лирическому стихотворению «К морю» поэта Александра Сергеевича Пушкина: пункты, объяснение

«к морю» пушкин

«К морю» Пушкин

Пушкин лелеет идею о стихотворении в период отъезда в Михайловское из Одессы. Кстати, творчество Байрона имело для поэта большое значение. Можно сказать, он подпитывался от англоязычного гения идеями романтизма. Есть и кое-что от Жуковского, творца элегии «Море». Объяснение содержания:

  • У Александра Сергеевича это тоже живой организм.
  • Проблема заключается в том, что человек не способен поступать по зову сердца.
  • Мало того, жизнь разбивает человеческие надежды порой так же, как волны бьются о берег.
  • Лирический герой – это одиночка, которого море умиротворяет, успокаивает.

Вот план к лирическому стихотворению «К морю» поэта Александра Сергеевича Пушкина — пункты:

  1. Первая часть. Море. Его описание. Поэт не жалеет метафор и ярких образов, чтобы показать какой разной бывает стихия. Она то спокойна, то обеспокоена, то умиротворена, то возвышена. Как и человек, каждый новый день, море испытывает тысячи оттенков чувств и эмоций. И именно эту многогранность он хочет показать.
  2. Вторая часть. Диалог с морем и душевные порывы. В отличие от первой части, здесь пристальное внимание уделяется именно тому человеку, который открывает морю свою душу.
  3. Третья часть. Он говорит о прожитом, о победах и поражениях, о расставании. Намекает на то, что только с морем он может быть искренен, может быть самим собой. А вот с людьми это, увы, невозможно.
  4. Слова прощания.

Вы можете написать и краткий план. Но стихотворение длинное и по этим пунктам с объяснением будет легче рассказать содержание или написать сочинение.

Письменный анализ стихотворения «К морю» поэта А.С.Пушкина: кратко по плану, 8, 9, 10 класс

«к морю» пушкин

«К морю» Пушкин

Вот письменный анализ стихотворения «К морю» поэта А.С.Пушкина — кратко по плану для сочинения в 89, 10 классе:

Структура:

  • Жанр – элегия.
  • 15 строф.
  • Используются четверостишия и пятистишия.
  • Образы. Море, берег. Первый более близок автору, второй для него скучен.
  • Возвышенный слог.
  • Поэтический синтаксис – эпитеты, инверсия, сравнения, изобразительные иносказательные средства. Синтаксис первой части прост. Автор использует только лишь простые предложения с однородными членами, сравнения, причастные обороты. Но к концу появляются сложносочиненные, бессоюзные и союзные фразы.
  • Перекрестная (местами кольцевая) рифмовка, четырехстопный ямб.

Описания моря наполнены сравнениями, красивыми метафорами и поэтическими образами. Пушкин рассматривает море как живой организм с переменчивым настроением. Вода бывает как спокойной, так и опасной. Море словно имеет характер. Море – хороший слушатель. Оно никогда не перебивает и всегда готово молчаливо сопереживать человеческим мыслям.

Во второй части имеет место диалог человека и моря. Мужчина делится со стихией переживаниями, проблемами. Он утверждает, что не может полностью открыться людям, а вот море его всегда выслушает и поймет.

В третьей части становится ясно, что диалог уже окончен. Простыми словами, человек «выговорился» и теперь вновь готов идти по своим делам. Он искренне благодарит море за разговор, а точнее за то, что внимало его мыслям, уверяет, что обязательно заберет часть его в своей душе в далекий край. Вполне очевидно, что лирический герой – это сам Пушкин, который опасается ссылки в Сибирь.

В итоге, у него есть время поглядеть на море в гостеприимной Одессе и подумать, он использует эту возможность. После диалога с морем на душе становится немного легче.

Полный и подробный анализ стихотворения Александра Пушкина «К морю»: с цитатами, история создания, год, идея, жанр, основная мысль

«к морю» пушкин

«К морю» Пушкин

Стихотворение написано в 1824-м году, когда поэт пребывал в Южной ссылке. Вот полный и подробный анализ стихотворения Александра Пушкина «К морю» с цитатами, историей создания, идеей, жанром, основной мыслью:

Поэт, будучи в ссылке, упоенно говорит о свободе, о возможности лишь с морем поделиться своими горестями и радостями. К слову, поначалу поэта отправили в Кишинев, но в конце концов он все-таки добился перевода в более благоприятное место, Одессу. Там Пушкин впервые увидел море и был восхищен его великолепием.

Тема произведения – восхищение стихией и диалог с ней.

Общепринятый жанр – элегия. Такой манер диктует лиричный и проникновенный тон послания. Для Пушкина море – это друг, чуткий собеседник, с которым он неимоверно откровенен.

Композиция – имеется два идейно-художественных центра. Первая часть сосредоточена на самом море. Поэт прощается со свободной стихией —

«Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой.

Как друга ропот заунывный,
Как зов его в прощальный час,
Твой грустный шум, твой шум призывный
Услышал я в последний раз».

«Прощай, свободная стихия» — уже в первой строке поэт вводит некую нотку грусти. Видно, что он рад увидеть величественное море, но понимает, что счастье пребывания близ него, увы, не вечно.

Можно сказать, что главный герой даже не человек, а само море. Проводится аналогия с человеческой жизнью. Конечно же, появляются Байрон и Наполеон, ведь вода сыграла немалую роль в жизни великих личностей.

Далее поэт вспоминает о том, как прогуливался по берегу, о месте заточения Наполеона (8-9 строфа), о гробнице славы и властелине дум. После Пушкин прощается со стихией и словно клянется ей в верности на долгие годы:

«Прощай же, море! Не забуду
Твоей торжественной красы
И долго, долго слышать буду
Твой гул в вечерние часы».

Анализ стихотворения первой строфы «К морю» Александра Пушкина: лексика, метафоры

«к морю» пушкин

«К морю» Пушкин

В первой строфе море предстает пред Пушкиным великой силой. Об этом говорят его обороты «свободная стихия», «блещешь гордою красой». Что же касается «заунывного ропота друга», поэт имеет в виду, что его молчаливый собеседник (море) внезапно может разразиться губительным для судов рокотом волн. Этим он намекает на своенравный характер моря. Но, тем не менее, автор не боится стихии, он доверяет ей.

Вот еще анализ стихотворения первой строфы «К морю» Александра Пушкина с объяснением лексики и метафор:

  • Шум моря бывает как грустным, так и призывным – это также весьма интересный оборот.
  • Возможно, данная характеристика намекает на возможность человека обратить внимание на те секунды, когда море неспокойно.
  • Вполне вероятно, что оно бушует, потому, что зовет к себе друга, которым является поэт, манит его.
  • Конечно же, это иносказательно.

Пушкин просто указывает на то, что слыша рокот моря, он не может оставаться в стороне, его словно магнитом манит на берег насладиться великолепием.

Тема свободы в лирике в произведении «К морю» поэта Александра Пушкина: лирический герой, олицетворение, образ, композиция, проблема

«к морю» пушкин

«К морю» Пушкин

Стихия в понимании Пушкина и его лирического героя, неуправляемая, величественная. Она сама по себе олицетворяет свободу – от общества, людей, прогресса. Говоря простыми словами, морю все равно, насколько продвинулся научно-технический прогресс, как изменилась жизнь за сотню лет. Оно не меняется, но не теряет великолепия.

Вот как прослеживается тема свободы в лирике в произведении «К морю» поэта Александра Пушкина — композиция:

  • Лирический герой — Пушкин, не был бы великим русским поэтом, если бы просто написал: «Море свободно и в этом его прелесть». Это слишком примитивно.
  • Поэт сравнивает, олицетворяет море с душевной свободой, который обладает лирический герой.
  • И так же как никто не может убить мысли этого наслаждающегося великолепием одиночки, так и никто не может посягнуть на море, которое словно является святыней.

Образ лирического героя и его проблема:

  • Что же противопоставляется свободе? Это мотив побега.
  • Глядя на волны, лирический герой мечтает убежать в другой, лучший мир, где он станет свободнее.
  • Он стремится подальше от людей, считает, что остров, где был заточен Наполеон – это единственное место в мире, где он будет счастлив, где никто не станет докучать ему.
  • Берег тяготит героя, кажется ему скучным.
  • Примечательно, что мужчина хочет убежать, но настолько очарован прекрасной картиной, что стоит на месте.

Литератор не напрасно полагает, что куда бы он ни подался, его ждет «тиран или просвещение». Говоря о тирании, Пушкин намекает на государство. Чем же плохо просвещение? Можно сказать, что для творческого человека это духовное рабство. Ведь любая просветительская система загоняет людей в рамки, вынуждает соответствовать критериям, а следовательно, губит индивидуальность.

Герой прощается с морем, но не говорит, что он еще вернется. Он просто уверяет, что никогда не забудет море. Соответственно, непонятно, готов ли он бороться с существующей действительностью, либо уже сдался.

Тема элегии в стихе «К морю» Александра Пушкина: лирика, олицетворение, черты романтизма

Тема элегии в стихе «к морю» александра пушкина

Тема элегии в стихе «К морю» Александра Пушкина

Стих «К морю» Александра Пушкина часто называют именно «элегией». Возможно, это происходит потому, что оно лиричное и проникновенное. Тема элегии в лирике, олицетворение и черты романтизма:

Лирический герой обращается к стихии как к собеседнику, лучшему другу, отличному слушателю. Он невольно «очеловечивает» его. Именно олицетворения моря с личностью и ее свободой, заставляет мысли переключиться с пейзажной лирики на философские размышления. На самом деле, у лирического героя много вопросов и ему очень хочется поделиться со стихией горестями и радостями.

Что же касается романтизма, всему виной лирический настрой, мотивы любви и дружбы, полярность эмоций, переживания. Впрочем, по мере развития творения последние только накаляются.

Но есть и черты реализма. Упоминая тех же Байрона и Наполеона, Пушкин делает творение все таким же мечтательным, но и очень достоверным. Метафоры прорисованы достаточно четко, автор тяготеет к конкретике.

Каков пафос стихотворения «К морю» Пушкина: средства выразительности

Пафос стихотворения «к морю» пушкина

Пафос стихотворения «К морю» Пушкина

Пафос стихотворения «К морю» Пушкина заключается в том, что поэт прославляет свободу, а море является ее олицетворением. Он невольно ассоциирует водную гладь с человеческим духом, с поэтическим сознанием. Примечательно, что поэт прощается с морем, но не говорит о том, что пламя в его душе угасло и он сдастся окружающей действительности.

«Блещешь гордою красой» — автор применяет интересные средства выразительности, словно указывает на сильный характер стихии, на его великолепие.

«Как я любил твои отзывы,
Глухие звуки, бездны глас
И тишину в вечерний час,
И своенравные порывы!»

Пушкин восхищается свободолюбивым нравом моря, которое прекрасно в любое время дня, но всегда уникально, поскольку его настроение в тот или иной период сложно предугадать. Впрочем, это и есть та свобода, которой человеку достичь крайне сложно.

«Как ты, могуч, глубок и мрачен,
Как ты, ничем неукротим».

Пушкин утверждает, что Наполеон был «человеком моря», что у них есть общие отличительные черты.

«К морю» Пушкин: сравнения, художественные средства, эпитеты

«к морю» пушкин: сравнения, художественные средства, эпитеты

«К морю» Пушкин: сравнения, художественные средства, эпитеты

Пушкин в произведении «К морю» сравнивает Наполеона и стихию — «он был как ты, могуч, глубок и мрачен, как ты, ничем неукротим». Вот еще сравнения, художественные средства и эпитеты:

Пушкин сравнивает море и свободного человека:

  • «Но ты взыграл, неодолимый»
  • «Ты ждал, ты звал… я был окован»

Он говорит как о своем друге, с которым у него существует тесная связь.

  • «Моей души предел желанный»

Поэт идеализирует море, считая его не только олицетворением свободных людей, но и неким раем для отличного от других, свободного и мыслящего человека, для личности.

Метафоры:

  • «свободная стихия
  • «катишь волны»
  • «бездны глас»

Эпитеты:

  • «глухие звуки»
  • «своенравные порывы»
  • «смиренный парус»
  • «скучный, неподвижный берег»
  • «торжественная краса»

Сравнения:

  • «Как друга ропот заунывный, как зов его в прощальный час, твой грустный шум»
  • «как бури шум, другой от нас умчался гений»

Это стихотворение поистине настоящий шедевр, который изучают до сих пор в школах, пишут по нему сочинения и воспевают в своих мемуарах литераторы.

Видео: К морю. Пушкин Александр Сергеевич

Прочитайте по теме:

  • Сочинение на тему «Внутренние и нравственные качества человека»
  • Сочинение на тему «Внешность человека»
  • Сочинение на тему «Какова роль надежды в жизни человека»
  • Сочинение «Почему человечество не может отказаться от жестокости?»
  • Сочинение на тему «Что такое доброта»

  • Основная мысль рассказа изобретатель михаил пришвин
  • Основная мысль рассказа кубок
  • Осилю как пишется слово
  • Основная мысль рассказа ивины толстого
  • Основная мысль рассказа крыжовник