Основная мысль рассказа кавказский пленник л н толстого

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Толстой Л. Н.
  4. Главная идея рассказа Кавказский пленник

Главная идея рассказа Кавказский пленник Толстого (смысл)

Основой рассказа послужил личный, автобиографический материал. Писатель был участником военных действий и сам чуть было не попал в плен.

В 1872 году, через несколько лет после войны на Кавказе, автор написал эту историю. Он очень любил своё творение, считал его одним из наилучших произведений.

Чтобы понять идею и мораль рассказа, нужно, конечно же, знать его сюжет.

Повествование ведётся от лица автора. Всё его внимание сосредоточено на приключениях одного мужественного русского офицера Жилина. Вместе со своим товарищем Костылиным он был захвачен в неволю горцами.

Конфликтом рассказа является противопоставление между главными героями.

В каждом поступке видна разница характеров Жилина и Костылина. Жилин всегда поступает смело и отважно, как настоящий офицер. Он не отчаялся, а искал возможность сбежать. Помогал местным жителям, лепил кукол из глины, ремонтировал часы и даже лечил татар. Поэтому он подружился с местной девочкой Диной, которая очень хорошо относилась к пленникам, приносила им еду и помогла Жилину сбежать. А Костылин — слабый человек, способный на предательство, на себя никогда не надеялся и ждал помощи от родных.

Безусловно, главные герои имеют разные взгляды на жизнь, поэтому и судьбы у них складываются неодинаково. Жилин смог самостоятельно выбраться из плена, а Костылина освободили намного позже за пять тысяч рублей.

Я считаю, что в этом произведении раскрыто много важных тем. Они актуальны и в современном обществе.

Это рассказ о дружбе, поддержке, храбрости, предательстве. Автор также осуждает вражду между народами и показывает, что война — это страшно и бессмысленно. Нельзя допускать кровопролития, оно губительно для общества.

Жизнь человека, без сомнения, зависит от его характера, поступков, выбора, который он делает сам.

Главная идея рассказа заключается в том, что к одним и тем же трудным жизненным ситуациям можно относиться по-разному: подчиниться и ругать судьбу или бороться, не унывать и искать выход. Все трудности, которые встречаются на пути, закаляют характер и выдержку. Важно быть оптимистом, чтобы не случилось, и оставаться человеком, не смотря ни на что. Не сдаваться и всегда упорно идти к своей цели!

Великий писатель в своём произведении показал, что все неудачи можно преодолеть. Главное — верить в свои силы и надеяться только на себя. Как бы не было трудно, всегда можно найти выход из сложившейся ситуации.

Без всякого сомнения, идея рассказа созвучна с нашим временем.

Такие произведения необходимы для того, чтобы люди, читая их, не совершали подобных ошибок. Мы должны быть уверенны, что наша жизнь, несомненно, зависит от собственных усилий, действий и поведения!

Вариант 2

Произведение по жанровой направленности является повестью, так как его содержание включает в себя описание исторических событий.

Сюжетное повествование посвящается истории русского военного офицера Жилина, оказавшегося при возвращении с Кавказа на родину в татарском плену. Вместе с ним оказывается пленным и другой офицер, Костылин, фамилия которого в произведении является нарицательной, поскольку в быту костыль применяется в целях поддержки при физическом несовершенстве.

Офицеры оказываются в горном ауле, запертыми в сарае. С этого момента герои начинают проявлять истинную сущность и характер, делая свой жизненный выбор: либо выражение полного смирения, либо борьба за свободу.

Жилин не испытывает желания становится бесправной жертвой, поэтому планирует побег. При этом Костылин проявляет трусость и предательство.

Для более четкой и полной характеристики героев автором используется метод противопоставления, который проявляется даже в контрастном описании внешности персонажей: Жилин представляется в качестве открытого и рассудительного мужчины, а Костылин, наоборот, описывается писателем в образе недоброжелательного и злого человека.

Основной темой произведения является представление автором глубокой пропасти, которая существует между двумя героями, при чем не только в их человеческих качествах, но и в мировоззрениях. Соответственно, автор подчеркивает, что данные противоречия оказывают влияние и на дальнейшую судьбу героев, которая складывается по-разному.

Ключевая идея рассказа заключается в представлении писателем человеческого поведения при возникновении в жизни трудных ситуаций и тяжелых условий. Авторский акцент делается на образе настоящего русского офицера, проявлении им в сложившейся ситуации, находясь между жизнью и смертью, бескорыстия, мужества, преданности, сострадания, героизма, храбрости, истинной силы воли. Таким образом, писатель демонстрирует поступки человека, который имеет настоящую офицерскую честь.

Кроме того, смысловое значение произведения заключается в необходимости всегда и везде сохранять душевные и волевые качества, которые способствуют преодолению любых препятствий, опасностей, тягот и сложностей. Пример офицера Жилина подтверждает идею писателя, поскольку сила его человеческого характера помогает мужчине обрести долгожданную свободу, а малодушие Костылина практически приводит его к гибели.

5 класс.

Главная идея рассказа Кавказский пленник

Главная идея рассказа Кавказский пленник

Несколько интересных сочинений

  • Сочинения о школе

    В разделе собраны сочинения на тему Школа

  • Сочинение по произведению Матренин двор Солженицына

    В рассказе «Матренин двор», созданном Александром Исаевичем Солженицыным в 1959 году, показана нелегкая судьба самой обыкновенной русской женщины, трудолюбивой и отзывчивой, всегда готовой прийти на помощь другим людям

  • Федотов П.А.

    Родился в Москве в 1815 году. Мальчика воспитывал отец, который был суворовским солдатом, а позже получил дворянство за свои воинские заслуги. Отец Павла хотел воспитать его настоящим мужчиной, и поэтому отправил сына

  • Анализ рассказа Бунина Цифры 7 класс

    В рассказе «Цифры» описываются два главных героя, дядя и его племянник. Бунин показывает в нём не простые отношения между взрослыми и детьми, но не всегда взрослые понимают, что у детей тоже присутствует чувство собственного достоинства

  • Сочинение на тему Любовь к природе 15.3 ЕГЭ ОГЭ

    Любовь к природе заложена в русском человеке с молоком матери, воспитанной и выросшей на произведениях великих поэтов, писателей, сказочников и художников.

Толстой и его друг Садо сопровождали обоз в крепость Грозную, но двигались очень медленно. Заскучав, друзья решили обогнать обоз и поехать чуть быстрее. Оторвавшись от остальных, молодые люди попали в засаду к чеченцам. Эта история закончилась бы намного хуже, если бы чеченцы не планировали взять товарищей живыми и не стреляли. Лошади подо Львом и Садо были резвые и смогли ускакать от неприятеля. К сожалению, из верховых, сопровождающих обоз, пострадал молодой офицер, лошадь которого подстрелили. Животное упало и своим телом придавило юношу, а подъехавшие чеченцы изрубили верхового на куски. Произошедшее событие запало в сердце писателю, и в 1872 году в журнале «Заря» впервые был напечатан рассказ «Кавказский пленник».

Главная мысль рассказа — яркое противопоставление храброго, умного и оптимистичного мужчины своему товарищу — человеку пассивному, жалеющему себя, быстро сдающемуся и вялому. Один герой в любой ситуации остаётся мужчиной, старается найти выход из страшного положения и, в конце концов, добивается своего — освобождается из плена. Второй же персонаж сдаётся сразу же, как только попадает в плен, и только чудо помогает ему выбраться из плена еле живым. Мораль произведения: никогда не стоит сдаваться, желаемое будущее мы творим только собственными руками.

«Кавказский пленник». Краткое содержание

События «Кавказского пленника» разворачиваются во время Кавказской войны (1817-1864; военные действия Русской императорской армии, связанные с присоединением районов Северного Кавказа). Офицеру Жилину приходит письмо от матери, в котором женщина зовёт его домой. Выехать одному просто так нельзя — ведь легко можно попасть в засаду, поэтому Жилин отправляется домой, попутно сопровождая обоз. Вместе с ним едет и другой офицер — Костылин. Обоз едет медленно, с остановками, день стоит жаркий, и Жилин предлагает попутчику ехать одним, без сопровождения.

Едва оторвавшись от обоза, молодые люди встречают горцев. Костылин бросает товарища и уезжает, а Жилина захватывают в плен. Привезя пленника в аул, один татарин продаёт Жилина другому — Абдул-Мурату — теперь русский офицер принадлежит другому «хозяину». Позднее выясняется, что и Костылина тоже пленили. Жилин выторговывает себе право прилично питаться, жить вместе со своим собратом по несчастью и ночью быть свободным от колодок.

Кавказский пленник.png

В.А. Поляков. Иллюстрация к поэме М. Ю. Лермонтова «Кавказский пленник», 1900

Татары не планируют убивать русских — они требуют, чтобы офицеры написали письма домой с требованием за них выкупа. Костылин пишет письмо с требованием уплаты в пять тысяч рублей, Жилин же специально пишет неверный адрес, чтобы письмо точно не дошло до матери. Он понимает, что у пожилой женщины нет столько денег и если она попытается собрать выкуп, то вконец разорится.

Днём пленникам позволяют выходить на улицу, правда передвигаться они могут только в колодках. Костылин предпочитает сидеть и жаловаться на жизнь или спать, Жилин же проводит время на свежем воздухе, изготавливает детям куклы. Благодаря своему таланту офицер устанавливает почти что дружеские отношения с тринадцатилетней дочерью Абдул-Мурата — Диной. Девочка боится пленника, но в то же время он ей и интересен. Она с радостью играет в его куклы и даже тайком приносит ему молоко и лепёшки. Тем временем Жилин не только помогает татарам чинить вещи и делает игрушки детям, но и осматривается по сторонам, планируя свой побег.

За некоторое время, что офицеры живут у татар, Жилин завоевывает расположение у некоторых своих «хозяев». Он постоянно что-то мастерит, чинит, и однажды Абдул-Мурат признаётся ему, что, если бы не уплаченные за русского деньги, он бы оставил Жилина себе. Тем временем Жилин выкопал себе ход для побега. Однажды татары приехали в свой аул в дурном расположении духа — убили их товарища. Многие горцы злятся на русских и говорят, что следует убить и пленных. Жилин понимает, что нужно бежать, и подговаривает Костылина решиться на побег вместе с ним.

Костылин долго не решается бежать, но в конце концов соглашается. Пленники долго бредут в темноте по камням, чужие, подаренные татарами сапоги, мешают им идти, и юноши вынуждены идти босиком. Обессиленные, с изрезанными от камней ногами, они продолжают двигаться по направлению к своим, но Костылин всё сильнее и сильнее отстаёт. Внутренне Жилин понимает, что в одиночку он двигался намного бы быстрее, но не может оставить товарища. Когда Костылину совсем уже невмоготу, Жилин несёт его на закорках.

Кавказский пленник 2.png

В.А. Поляков. Иллюстрация к поэме М. Ю. Лермонтова «Кавказский пленник», 1900

Однако в лесу беглецы встречают одного из горцев, который быстро призывает подмогу — и офицеры снова становятся пленниками. Теперь все татары злятся на русских, и мужчин бросают в яму. Кормят их только непропечённым тестом, колодки уже не снимают, да поговаривают, что нужно их убить. Абдул-Мурат всё ещё сопротивляется общественному мнению — ему ещё немного симпатичен Жилин, да и деньги за него уплачены. Теперь поставлены условия: если через две недели не будет выкупа, офицеров убьют. Если будет ещё один побег — та же печальная участь ждёт молодых пленников.

Среди всех обозлённых татар лишь маленькая Дина хорошо относится к Жилину. Она продолжает приносить ему лепёшки, а вскоре рассказывает, что к аулу приближаются русские и татары хотят избавиться от пленных, не дожидаясь выкупа. Костылин окончательно отчаивается, беспрестанно ноет и заболевает.

Жилин понимает, что теперь ему может помочь только Дина, и просит девочку принести ему длинный шест. Он полагает, что девочке не хватит смелости, но в одну из ночей она приносит палку и спускает в яму к пленным. Понимая, что в прошлый раз они попались татарам только из-за Костылина, Жилин всё же предлагает своему товарищу по несчастью бежать вместе с ним. Но Костылин настолько пал духом, что и переворачивается с трудом, а уж о побеге и речи быть не может.

Дина помогает Жилину выбраться из ямы, даёт ему в дорогу лепёшек и в слезах прощается с ним. Обессиленный, в колодках, офицер с огромным трудом добирается до своих, под конец чуть было не попав в ещё одну засаду к татарам. Через некоторое время освобождается и Костылин — татары получают за него выкуп и отпускают. Однако пленный Костылин к этому времени находится уже почти при смерти.

Литература. 8 класс. Рабочая тетрадь. ФГОС

Литература. 8 класс. Рабочая тетрадь. ФГОС

В тетради представлена система практических заданий, направленных на развитие разных видов компетенций учащихся, их творческих способностей. Тетрадь предназначена лдя самостоятельной работы школьников, но может использоваться и на занятиях в классе. Выполнение предлагаемых заданий на уроке позволяет осуществить дифференцированное обучение. Соответствует федеральному государственному стандарту основного общего образования (2010 г.).

Купить

Главные герои

Жилин

Жилин — персонаж удивительных качеств. Он честен, справедлив и мужественен. Офицер с уважением относится к своим подчинённым (уезжая из крепости, он ставит «отпускные» солдатам, сердечно прощается с товарищами), к семье и даже к его «хозяевам»-врагам. Он строптив, однако в то же время и решителен, умён и расчётлив. Каждую минуту он использует с умом: не просто гуляет в плену по двору, а старается завязать дружеские связи, запоминает местность, учит местный язык, ориентируется по ночному небу. Находясь в плену, он не только «сбивает» свой выкуп с трёх тысяч до пятисот рублей, но и выторговывает себе одежду, свободу от колодок по ночам и проживание с товарищем. Жилин не сидит без дела, а чинит и мастерит кукол, и даже делает вид, что умеет лечить.

В плен Жилин попадает из-за трусости своего напарника, но он не винит другого офицера. Несмотря на то, что побег возможен только благодаря усердному труду Жилина (именно он делает подкоп и учится ориентироваться на местности), герой не бросает в трудную минуту своего «товарища» и уговаривает бежать вместе. В лесу, когда Костылин совершенно теряет силы, Жилин также не бросает его, а во время второго побега продолжает подбадривать и уговаривать его совершить вторую попытку вырваться на свободу.

Русский офицер Жилин — это герой, до конца остающийся благородным по отношению ко всем.

Костылин

Костылин — офицер, выходец из богатой семьи, грузный, слабый и в моральном, и в физическом плане. Из-за его трусливого побега во время атаки горцев, татары захватывают в плен обоих офицеров. Костылин смиренно принимает условия жизни в плену, постоянно жалеет себя и надеется только на выкуп. Моральная скудость мужчины точит и его физические силы — он заболевает не от полученных ран, а от того, что уже давно сдался.

Получив второй шанс на побег, Костылин так и не решается снова побороться за свою свободу. В итоге, благодаря полученному выкупу, Костылин покидает плен, хотя сам уже находится почти при смерти.

Офицер Костылин — это трусливый и подлый персонаж, не способный найти в себе силы, чтобы противостоять врагу и бороться за собственную жизнь. Его слабая воля и трусость становятся не только причиной пленения русских офицеров, но и провала совместного побега. Тем самым Костылин не только ухудшает своё положение, но и усложняет путь к спасению другого человека.

Жилин и Костылин. Анализ героев

«Кавказский пленник» Л.Н. Толстого построен на сравнении и противопоставлении двух центральных персонажей. Жилин и Костылин являются антагонистами не только по внешности, но и по характеру.

Внешность

Жилин соответствует собственной фамилии — сухощавый, мускулистый; ловкий и выносливый.

Костылин также «получает» свою фамилию не просто так — но, к сожалению, он не является костылём-помощником другим, наоброт, он мешает здоровым сильным людям, они в нём не нуждаются. Костылин — мужчина в теле, грузный и неуклюжий.

Уровень достатка

Костылин богат, его родственники могут выплатить за офицера выкуп в пять тысяч рублей.

У Жилина нет богатых родственников (или он не желает к ним обращаться). У него только мать, для которой пятьсот рублей для выкупа — неподъёмная сумма.

«Боевой» настрой

Жилин оптимистично смотрит на любую ситуацию и, даже попав в плен к горцам, сразу же решает, что сможет сбежать от своих «хозяев».

Костылин смиряется с судьбой пленника и ничего не делает, чтобы улучшить своё положение.

Поведение в плену

Несмотря на то что офицеры находятся в плену и ждут выкупа (а Жилин тайком готовит побег), Жилин всё равно находит себе занятие на каждый день — он мастерит куклы детям, чинит разные вещи, рукодельничает.

Костылин всё своё время уделяет сну и жалобам на жизнь.

Поведение в экстренной ситуации

Как только татары нападают на офицеров, Костылин тут же бросает своего напарника и пытается спастись бегством.

Жилин, несмотря на подлость товарища, не только берёт его с собой во время побега, но и тащит на себе офицера, когда тот уже не может идти. Во время второго побега Жилин также зовёт с собой пленника.

Смысл названия рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»

В своём произведении Л.Н. Толстой выступает в роли рассказчика, повествующего об истории человека, храброго сердцем и сильного духом. Его притча-быль доказывает, что человек — творец своего счастья, и каждый из нас получает то, чего достоин.

Название рассказа Л.Н. Толстого является отсылкой к поэме А.С. Пушкина с таким же названием. Однако помимо некоторых общих мотивов, «Кавказский пленник» Толстого имеет собственный глубокий смысл. Причём значение словосочетания «кавказский пленник» можно рассмотреть с нескольких сторон.

Первый смысл, самый очевидный: кавказский пленник — это любой пленённый человек. В данном случае это офицер, попавший в плен на Кавказе.

Второй смысл названия «Кавказский пленник» заложен в персонаже Костылина — он находится в плену Кавказа и сложившихся обстоятельств. Он был и будет оставаться пленником по своей сути, так как ничего не делает, чтобы стать свободным, чтобы улучшить своё положение, чтобы бороться за жизнь.

Кавказским пленником является и Жилин, но не только потому, что попал в плен, но и потому, что никак не может «вырваться» с Кавказа. У него была попытка поехать к матери и, возможно, найти в родном месте себе невесту и остаться там. Но он попадает в плен и вновь возвращается в крепость, думая о том, что, видимо, Кавказ — и есть его судьба.

Пленниками являются и сами горцы. Они не могут отдать свою родную землю чужакам, им приходится бороться за свободу и убивать людей — даже тех, к которым они относятся с симпатией. Даже Дина — маленькая добрая девочка — вынуждена покориться власти семьи и продолжать жить так, как заведено в её ауле.

Все персонажи рассказа «Кавказский пленник», по сути, являются пленниками Кавказа — каждый по-своему, но пленён горами и обстоятельствами, несмотря на личные особенности и характер.

#ADVERTISING_INSERT#

  • Сочинения
  • По литературе
  • Толстой Лев
  • Идея и смысл рассказа Кавказский пленник

Идея и смысл рассказа Кавказский пленник Толстого

Рассказ Льва Николаевича Толстого «Кавказский пленник» написан в 1872 году и впервые опубликован в журнале «Зоря». Этот рассказ можно смело считать повестью, поскольку он описывает исторические факты, в которых учувствовал сам автор.

Рассказ «Кавказский пленник» повествует историю русского офицера Жилина, который по дороге домой, был захвачен в плен вместе с другим офицером по фамилии Костылин. Фамилия Костылин для повести стала именем-нарицательным, ведь костыль применяют для замены физического несовершенства.

Жилин мог бы оставить Костылина при побеге и бежать один, но он не бросил сослуживца. Костылин этого не оценил, он не понял, что жизнь подготовила ему уникальный шанс на спасения. Он предпочел остаться слабым и пустить все на самотек. Жилин понимал, что если Бросит Костылина, то тот не выживет. Чтобы спасти его, герой жертвует собой. Своей свободой. К этому рассказу очень хорошо подходит поговорка: «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих». Но в конце истории Жилин все-таки выбрал собственную жизнь, которую не стал делить с трусом и предателем.

Жилина спасла Дина. Девочка, которая не должна была этого делать. Поскольку на Кавказе очень строго относятся к женскому воспитанию, спасти русского офицера-мужчину – это верная гибель для нее. И, ведь когда Жилин делал игрушки для Дины, он вовсе не рассчитывал на помощь с ее стороны. Он делал это от чистого сердца. И, когда выручал предателя, также не задавался вопросом о его человеческих качествах. Он спасал ему жизнь.

В повести Жилин – образец русского офицера. Бескорыстный, преданный, сострадательный. Его сила воли не дала ему погибнуть. В последний момент, когда татары его обнаружили, он смог найти силы и позвать на помощь. Костылин бы на его мете просто предался в руки своей судьбе. Герой же был достоин спасения.

На грани жизни и смерти человек показывает свое истинное лицо. Он в последний момент думает либо о  том, как спасти себя, либо о том, как спасти свою честь. В рассказе представлены два образа. Образ жизни и образ чести. Офицер по фамилии Костыли не имел офицерской чести. Однако и он был спасен. Но каким способом? Методом выкупа. Костылин выкупил свою честь. Это и хотел показать Л.Н. Толстой в своем рассказе. Выживут, возможно, все, но кто-то останется после честным и храбрым офицером, а кто-то трусом и предателем.

2 вариант

Произведение «Кавказский пленник» Лев Николаевич Толстой написал в 1872 году и его сразу опубликовали в издании «Зоря». Официально произведение является рассказом, но его можно назвать и повестью, так как здесь описываются факты из истории, в которых принимал участие сам писатель.

В рассказе повествуется история одного русского офицера Жилина. Он ехал домой на побывку, и был пленен татарами вместе со своим сослуживцем Костылиным. В произведении фамилия Костылин – это имя нарицательное. Это говорящая фамилия, которая олицетворила костыль – принадлежность, заменяющую физическое несовершенство.

Жилину можно было оставить Костылина в плену, а самому бежать, и никто никогда не узнал бы о его поступке. Но он не смог оставить сослуживца на произвол судьбы. Костылин не воспринял поступок Жилина как единственный  шанс спастись. Он проявил слабость, недопустимую для мужчины и офицера, и пустил ситуацию на самотек. Жилин осознавал, что брось он напарника, тот погибнет. Для его спасения, герой подставляет под удар и себя, жертвуя своей свободой. В рассказе очень четко просматривается поговорка: «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих». В конце концов, Жилину приходится делать выбор: либо они погибнут вдвоем, либо выберется хотя бы он. Мужчина делает выбор в свою пользу. Он больше не намерен жертвовать своей жизнью ради никчемного труса.

Девочка Дина, дочь хозяина аула, оказала Жилину содействие в побеге. Кавказцы не позволяли женщинам принимать какие-либо решения, поэтому девочка могла поплатиться за свою помощь даже своей жизнью. Мужчина делал для нее кукол, сидя в яме, но он даже не надеялся, что она решится помочь ему. Он просто хотел порадовать Дину. Когда он при первой попытке побега прихватил с собой Костылина, он тоже не зацикливался на его трусости и предательстве, а просто спасал жизнь человека.

В произведении Жилин выступает как образец мужчины и офицера. Бескорыстие, преданность и сострадание. Воля к жизни заставляла его барахтаться в бурлящем море жизни. Когда татары уже вот-вот его настигли бы, он собрал все свои силы и позвал на помощь. Костылину не хватило бы духу на такой поступок. А герой настаивал на своем праве жить, и был спасен.

Когда человек смотрит в лицо смерти, он снимает все маски, кроме истинной. Последний момент становится решающим. Он либо думает только о себе, либо о своей чести.

Главное

Свой знаменитый рассказ Л.Н. Толстой написал в 1872 году, и включил его в «Азбуку» для народной школы. К тому времени кавказский военный конфликт был уже несколько лет как завершен, описываемые писателем события взяты из его личных воспоминаний о путешествии по Кавказу, именно тогда Толстому чудом удалось избежать плена.

История излагается от лица главного героя Ивана Жилина, русского офицера, проходящего службу на Кавказе. Многолетняя война не позволяла передвигаться по кавказской местности без сопровождения, но главный герой и его приятель Костылин пренебрегают безопасностью и попадают в руки к татарам. Они увозят пленников в горный аул и сажают в сарай под замок.

С этого момента каждый из них сам для себя определяет, принять случившееся как неизбежность и пассивно ждать своей участи, или проявить стойкость и бороться за свободу. Жилин, в отличает от своего товарища, не желает мириться с пассивной ролью жертвы, за внешним спокойствием, маскирует план побега. Новый хозяин приказал пленникам написать родным письма с требованием выкупа. Жилин не стал указывать на письме настоящий адрес, так как понимал, что его мать не в состоянии заплатить.

Пленник с любопытством присматривается к жизни горцев. Ему открывается удивительная и самобытная культура другого народа. Вынужденное бездействие заставило героя заняться изготовлением игрушек из глины для хозяйской дочери, плетением корзин. Дочь хозяина тринадцатилетняя девчушка Дина прониклась симпатией к узнику и тайком приносила пленникам еду. Добродушным, при этом гордым и смелым нравом Жилин расположил к себе местных жителей.

Улучив благоприятный момент, он решается на побег. Долгожданная свобода была близка, но малодушие и слабохарактерность Костылина снова сыграли злую шутку, как и в первый раз по вине товарища Жилин оказывается в плену. Беглецов поймали и вернули хозяину.

Неудача не сломила героя. Он снова ищет способ вырваться на свободу, несмотря на то, что после неудачной попытки побега условия стали невыносимыми, а хозяин в любой момент может убить своих пленников.

Жилин рискнул и обратился за помощью к девочке, и Дина проявила сострадание и помогла ему выбраться из жуткого колодца, в котором находились пленники после побега. Костылин был к тому моменту совсем обессилен, морально раздавлен неудачами. Жилин бежал один, и на этот раз удачно. Спустя время он узнал о судьбе товарища, которого родственникам удалось выкупить.

Идея произведения заключается в том, что главное сохранять силу духа в любых ситуациях и тогда человек способен преодолеть любые тяготы и опасности. Стойкость характера позволила Жилину обрести свободу, а малодушие Костылина чуть не погубило его.

На примере девочки, проявившей доброту, и оказавшей помощь узникам, автор продемонстрировал бессмысленность затянувшейся кровопролитной войны.

Также читают:

Картинка к сочинению Идея и смысл рассказа Кавказский пленник

Идея и смысл рассказа Кавказский пленник

Популярные сегодня темы

  • Сочинение на тему Оправданный риск рассуждение

    Каждый человек в жизни хоть раз был в ситуации, в которой ему приходилось рисковать. А это могло привести к совершенно разному результату. Именно поэтому этот риск мог быть как оправданным

  • План рассказа Серая шейка Мамина-Сибиряка

    Закончилось лето и наступили первые осенние холода. Все птицы, от мала до велика, начали готовиться к отлету в теплые края. Они переживали, потому что не все могли добраться до места живыми.

  • Сочинение про Улан-Удэ

    лан-Удэ — это столица Бурятии. Один из старинных городов Сибири. Он находится в долине между двух рек Селенга и Уда. Так сложилось исторически, что в этом городе живут люди разных национальностей, исповедующих различные религии.

  • Сочинение по произведению Гранатовый браслет Куприна

    “Гранатовый браслет — произведение, написанное Александром Ивановичем Куприным в 1910 году. Основанием для написания послужила реальная история, случившаяся с писателем: в его жену был влюблён телеграфист Желтиков

  • План 11 главы Мертвых душ Гоголя

    Павел Иванович Чичиков проснулся не в духе. Во-первых, он пробудился позднее, чем думал. Во-вторых, к отъезду ничего не было готово. Он подозвал к себе кучера Селифана, который сообщил ему, что требуется подковать лошадь.

  • Основная мысль рассказа кукла носова
  • Основная мысль рассказа к морю
  • Осим хаим на иврите как пишется
  • Основная мысль рассказа изобретатель михаил пришвин
  • Основная мысль рассказа кубок