Основная мысль рассказа конь с розовой гривой

«Конь с розовой гривой» читательский дневник

«Конь с розовой гривой» читательский дневник

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 2588.

Обновлено 6 Августа, 2021

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 2588.

Обновлено 6 Августа, 2021

«Конь с розовой гривой» – это добрый, немного печальный, поучительный рассказ о маленьком мальчике-сироте, который совершил неблаговидный поступок, но вовремя осознал свою вину и искренне раскаялся.

Краткое содержание «Конь с розовой гривой» для читательского дневника

ФИО автора: Астафьев Виктор Петрович

Название: Конь с розовой гривой

Число страниц: 33. Астафьев Виктор Петрович. «Конь с розовой гривой. Издательство «Детская литература». 2018 год

Жанр: Рассказ

Год написания: 1963 год

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Время и место действия

Произведение является автобиографичным и, если познакомиться с биографией писателя, то становится понятно, что действие рассказа происходит в начале 30-х годов ХХ века, в сибирской деревне, расположенной на берегу Енисея. Своим произведением Виктор Астафьев почтил память любимой бабушки Екатерины Петровны Потылицыной, воспитавшей его после смерти матери. Конь с розовой гривой – редкое по тем голодным временам лакомство – стало символом безграничной бабушкиной любви и заботы.

Главные герои

Витя – семилетний мальчик, сирота, который жил с бабушкой и дедушкой, озорной, но добрый, совестливый мальчик.

Катерина Петровна – бабушка Вити, бойкая, решительная женщина, строгая, но справедливая и очень добрая, любящая.

Дядя Левонтий – сосед Катерины Петровны, ленивый, не хозяйственный, пьющий, но добрый мужчина, в прошлом моряк.

Санька – сын Левонтия, главный задира и бедокур, обманщик и воришка.

Обратите внимание, ещё у нас есть:

Сюжет

На попечении бабушки Катерины Петровны находился ее семилетний внук Витя, оставшийся круглым сиротой. Однажды она послала мальчика собрать землянику для продажи, пообещав за его работу купить пряничного коня с розовой гривой. Витя был очень рад, поскольку такой пряник обеспечивал почёт и уважение у всей деревенской ребятни.

На сбор земляники Витя отправился вместе с соседскими ребятишками – многочисленными отпрысками дяди Левонтия. Когда-то давно дядя Левонтий был моряком и отличался любовью к просторам, водке и безделью. Он совсем не занимался хозяйством, часто выпивал, и дети его мало чем отличались от беспризорников. Однако душа у дяди Левонтия была добрая, и Витя по-своему любил его.

Левонтьевские ребятишки принялись собирать землянику, но затем затеяли драку, рассыпав её. Было принято решение доесть остатки и идти на речку купаться. Главный заводила среди братьев и сестёр – Санька – подбил и Витю «на слабо» съесть собранную землянику. А чтобы бабушка ничего не заподозрила, предложил набить туесок травой, а сверху выложить немного ягод.

Вечером провинившийся мальчик очень хотел рассказать бабушке всю правду и получить заслуженное наказание, но постоянно что-то ему мешало. Утром Витя проспал, и бабушка уже ехала на базар. Только там она обнаружила обман и по возвращении домой ругала его и рассказывала всем соседям о его бесчестном поступке.

Вите было очень горького оттого, что он обманул любимого, дорого человека, и он залился слезами чистосердечного раскаяния. Он понимал, что уже никогда в жизни не решится на подлый поступок. Но ещё больший стыд Витя испытал, когда увидел перед собой большой пряник в виде белого коня с розовой гривой.

Вывод и своё мнение

Взрослея и постигая окружающий мир, ребёнок способен впитать в себя как хорошее, так и плохое: всё зависит от того, кто в тот момент окажется с ним рядом и направит в нужное русло. Витя невольно оказался под сомнительным влиянием левонтьевских ребятишек, однако благодаря бабушке понял, насколько был неправ и искренне раскаялся в своём проступке. Эта история стала отличным жизненным уроком для маленького мальчика, который на всю жизнь запомнил бабушкин пряник.

Главная мысль

Любовь родителей безгранична, и только близкие, любящие люди способны понять и простить.

Авторские афоризмы

«…Бабушка никогда не позволяла таскаться с кусками хлеба. Ешь за столом, иначе будет худо…»

«…С таким конём сразу почёту сколько, внимания!..»

«…Ты как же с деньгами-то обращаешься, чучело безглазое!..»

«…хлеба не стоил, а вино жрал…»

«…Зато как тятька шурунет нас — бегишь и не запнёшша…»

«…Хорошо! Как на море! Ништо глаз не угнетат!..»

«…у них самих в кармане — вошь на аркане…»

«…Что такое жисть?!.»

Толкование непонятных слов

Благой – хороший, добрый.

Охламон – глупый, бестолковый и ленивый человек.

Облизьянка – обезьянка.

Тятька – отец.

Получка – заработная плата.

Жисть – жизнь.

Новые слова

Увал – вытянутая возвышенность с плоской, слегка выпуклой или волнистой вершиной и пологими склонами.

Туесок – сосуд из бересты цилиндрической формы, используется в быту для хранения различных пищевых продуктов и жидкостей, засолки грибов.

Вожжи – часть упряжи, состоящая из длинных ремней или верёвок и служащая для того, чтобы править лошадью.

Чурбак – обрубок дерева, короткое бревно.

Тест по рассказу

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Миша Пархоменко

    10/11

  • Анастасия Гусева

    8/11

  • Dia Mond

    11/11

  • Kirillor Mi

    11/11

  • Кирилл Курилкин

    10/11

  • Фамс Мистер

    11/11

  • Вероника Федорова

    10/11

  • Taeho Suyu

    10/11

  • Дмитрий Усольцев

    11/11

  • Ярослав Иванов

    9/11

Рейтинг читательского дневника

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 2588.


А какую оценку поставите вы?

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Астафьев В.П.
  4. Тема и главная идея рассказа Конь с розовой гривой

Тема и главная идея произведения Конь с розовой гривой Астафьева

Виктор Астафьев в своем рассказе «Конь с розовой гривой» открыл перед читателем одну из самых главных проблем человечества – тема становления личности и взросления человека. В нем он описывает случай, который в один миг может изменить и внутренний мир человека, и позволить взглянуть на мир по-другому.

Повествование ведет мужчина, от имени маленького мальчика по имени Витя, воспитание которого легло на хрупкие плечи бабушки. Ему все время казалось, что соседские мальчишки живут вольнее и веселее чем он. Мальчик думал, что если будет вести себя, так же как и они, жизнь его будет такой же веселой и беззаботной. И Витя, по совету своих приятелей обманывает свою бабушку.

Одним днем он со старшими друзьями отправился по просьбе бабушки в лес за земляникой. Бабушка пообещала, что привезет ему с рынка гостинец – пряничного коня с розовой гривой. Набрав лукошко ягод, Витя, не удержавшись, съел их с друзьями. Чтобы бабушка ничего не заметила, Витя набил лукошко травой, а сверху присыпал земляникой. НО мальчику стало очень стыдно перед бабушкой, и он хотел признаться ей в своем поступке, но не успел. Бабушка, ничего не заметив, уехала продавать землянику в город.

Витя так испугался разоблачения, что боялся возвращаться к себе домой. Но вернуться все же пришлось, бабушка была очень рассержена и сильно ругалась, но все угостила внука вкусным пряником. Вите было очень стыдно, и он попросил у бабушки за свой поступок прощения. С тех пор прошло много лет, а Витя помнит преподнесенный бабушкой урок и тот пряник в виде коня с дивной розовой гривой.

Главная тема рассказа «Конь с розовой гривой» – это умение признавать ошибки, учиться делать правильные выводы из плохих поступков, думать, а не слушать других людей и главное, любить и уважать своих близких. Важно всегда помнить, что ложь, как ее не скрывай, всегда будет раскрыта, только последствия от нее бывают печальные. Любовь бабушки, несмотря на поступок внука, остаются такой же бесконечной, как и ее доброта.

Идея произведения » Конь с розовой гривой» – показать читателю, что только близкие люди способны искренне любить и простить родному человеку любую оплошность. Образ бабушки – это чистота и теплота души, искренняя любовь и трепетное отношение к тому, кого любишь. Именно эти качества помогли Вите вырасти настоящим человеком, оставаться искренним и добрым по отношению к окружающим.

Вариант 2

Автобиографический рассказ «Конь с розовой гривой» описывает два дня из жизни мальчика сироты — Вити. Бабушка послала его за земляникой в компании соседских детей. Она пообещала, что продаст ягоды на рынке и купит внуку пряник в форме коня, о котором мальчик мечтает. Чтобы похвастаться перед другими ребятами он раздает всю землянику, а бабушке приносит туесок набитый травой, прикрытый сверху ягодами. Обмануть бабушку ему посоветовал соседский мальчик Санька. Маленького героя все время мучает совесть, он хочет обо всем рассказать бабушке, но не успевает. И когда он, наконец, извинился перед ней, она подарила ему долгожданный пряник.

Виктор Астафьев открыл перед читателями главную тему  — становления характера маленького героя. За столь короткий срок мальчик прошел трудный урок, заставивший его посмотреть на мир другими глазами. Он научился признавать свои ошибки, иметь свое мнение и ценить близких людей.

Выделяются и второстепенные темы: тема детства,  неискренней дружбы, обмана и семейных ценностей. Астафьев показывает в рассказе, каким разным бывает детство. Левонтьевским детям живется непросто, они часто голодают, поэтому не считают зазорным что-то украсть, или обмануть. Ведь они не знают, будут ли сыты на следующий день. Автор не осуждает их. Витя же живет благополучной жизнью, несмотря на отсутствие родителей. Во время похода за земляникой Витя хочет показать себя.  С одной стороны он понимал, что дети берут его на «слабо», но все равно желание выделиться среди товарищей перевесило желание помочь бабушке. Тема любви раскрывается в любви бабушки к внуку и мальчика к бабушке. Ребенок учится беречь семейные ценности, не лгать родным, и не огорчать их. После случившегося  Витя начинает понимать, что обманом нельзя добиться чего-то хорошего.

Главная идея рассказа  — это раскаяние и прощение. На протяжении всего повествования  Витю мучает совесть, ему очень тяжело, стыдно перед бабушкой.  Бабушка, несмотря на обман с его стороны, старается воспитать его честным человеком и остается доброй к нему. Увидев искреннее раскаяние внука, она отдает ему любимое лакомство. Этот урок милосердия мальчик запомнит на всю жизнь. Образ пряничного коня  навсегда будет ассоциироваться у автора с тем детским поступком. Витя осознает, что чистый душой человек, добрый и любящий, способен прощать и продолжать любить несмотря ни на что.

Тема и главная идея рассказа Конь с розовой гривой

Тема и главная идея рассказа Конь с розовой гривой

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Ценность человеческой жизни

    Каждый человек проживающей на планете земля по-разному ценит свою жизнь, или жизни окружающих его людей. Для кого-то нет нечего важнее материальных благ, комфортного существования, кто-то не представляет себя без своей семьи

  • Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов сравнительная характеристика сочинение

    Свое произведение “Отцы и дети” Тургенев И.С. создал в то время, когда поднялись вопросы об упразднении крепостного права, в то время, когда начались споры между демократами и либералами

  • Черты сентиментализма в повести «Бедная Лиза» Карамзина

    Сентиментализм — направление в литературе, возникшее в 18 веке. Строгое единство места, времени и действия, свойственное классицизму, уступило внутренним переживаниям и чувствам героев.

  • Сочинение Прекрасная природа

    Природа… Мы так часто слышим и произносим это слово, что даже не задумываемся о том, что оно обозначает. А оно очень емкое. Оглянись вокруг! Деревья и кустарники, тянущиеся вдоль дороги

  • Сочинение Здравствуйте легкие звезды пушистого первого снега миниатюра

    Сочинение — миниатюра на тему « Здравствуйте, легкие звезды пушистого снега ». Природа была и будет всегда истинным и прекрасным Божеством. Как интересно наблюдать нежные снежинки кружатся на всей

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Астафьев В.П.
  4. Тема и главная идея рассказа Конь с розовой гривой

Виктор Астафьев в своем рассказе «Конь с розовой гривой» открыл перед читателем одну из самых главных проблем человечества – тема становления личности и взросления человека. В нем он описывает случай, который в один миг может изменить и внутренний мир человека, и позволить взглянуть на мир по-другому.

Повествование ведет мужчина, от имени маленького мальчика по имени Витя, воспитание которого легло на хрупкие плечи бабушки. Ему все время казалось, что соседские мальчишки живут вольнее и веселее чем он. Мальчик думал, что если будет вести себя, так же как и они, жизнь его будет такой же веселой и беззаботной. И Витя, по совету своих приятелей обманывает свою бабушку.

Одним днем он со старшими друзьями отправился по просьбе бабушки в лес за земляникой. Бабушка пообещала, что привезет ему с рынка гостинец – пряничного коня с розовой гривой. Набрав лукошко ягод, Витя, не удержавшись, съел их с друзьями. Чтобы бабушка ничего не заметила, Витя набил лукошко травой, а сверху присыпал земляникой. НО мальчику стало очень стыдно перед бабушкой, и он хотел признаться ей в своем поступке, но не успел. Бабушка, ничего не заметив, уехала продавать землянику в город.

Витя так испугался разоблачения, что боялся возвращаться к себе домой. Но вернуться все же пришлось, бабушка была очень рассержена и сильно ругалась, но все угостила внука вкусным пряником. Вите было очень стыдно, и он попросил у бабушки за свой поступок прощения. С тех пор прошло много лет, а Витя помнит преподнесенный бабушкой урок и тот пряник в виде коня с дивной розовой гривой.

Главная тема рассказа «Конь с розовой гривой» – это умение признавать ошибки, учиться делать правильные выводы из плохих поступков, думать, а не слушать других людей и главное, любить и уважать своих близких. Важно всегда помнить, что ложь, как ее не скрывай, всегда будет раскрыта, только последствия от нее бывают печальные. Любовь бабушки, несмотря на поступок внука, остаются такой же бесконечной, как и ее доброта.

Идея произведения » Конь с розовой гривой» – показать читателю, что только близкие люди способны искренне любить и простить родному человеку любую оплошность. Образ бабушки – это чистота и теплота души, искренняя любовь и трепетное отношение к тому, кого любишь. Именно эти качества помогли Вите вырасти настоящим человеком, оставаться искренним и добрым по отношению к окружающим.

Краткое содержание «Конь с розовой гривой» для читательского дневника

ФИО автора: Астафьев Виктор Петрович

Название: Конь с розовой гривой

Число страниц: 33. Астафьев Виктор Петрович. «Конь с розовой гривой. Издательство «Детская литература». 2018 год

Жанр: Рассказ

Год написания: 1963 год

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории

Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Нравственный выбор

Герой на протяжении всего рассказа выбирает, как же ему поступить в той или иной ситуации. Мальчик сам хорохорится, когда Санька предлагает ему съесть всю собранную землянику, он сам приходит к такому решению. Рассказчик самостоятельно выбирает обман бабушки: он наполняет туесок травой и накладывает на нее немного ягод. Герой самостоятельно крадет у бабушки калач, чтобы Санька не рассказал ей об обмане. Герой мучится и решает рассказать бабушке правду, однако он понимает, что зашел слишком далеко, поэтому его пугает то, что его ждет за такие поступки. Рассказчик нуждался в настоящей помощи, которую не смогли оказать дети Левонтия.

Главные герои

Витя – семилетний мальчик, сирота, который жил с бабушкой и дедушкой, озорной, но добрый, совестливый мальчик.

Катерина Петровна – бабушка Вити, бойкая, решительная женщина, строгая, но справедливая и очень добрая, любящая.

Дядя Левонтий – сосед Катерины Петровны, ленивый, не хозяйственный, пьющий, но добрый мужчина, в прошлом моряк.

Санька – сын Левонтия, главный задира и бедокур, обманщик и воришка.

Обратите внимание, ещё у нас есть:

  • для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Конь с розовой гривой»
  • для самых компанейских — Главные герои «Конь с розовой гривой»
  • для самых любопытных — Анализ «Конь с розовой гривой» Астафьев

Проблема дружбы

В. Астафьев в своем произведении поднимает проблему ложной дружбы. Дети Левонтия оказывают негативное влияние на рассказчика. Когда они вместе идут собирать ягоды, ребята берут мальчика на «слабо», в результате чего вся земляника, собранная главным героем, была съедена. Причем рассказчику досталось лишь несколько ягодок, все остальное съели Левонтьевские. Съев свою ягоду, они специально подначивали главного героя, чтобы оказаться в равных условиях и съесть всю оставшуюся землянику. Ребят не грызли муки совести, для них такие подлые поступки – обычное дело. Таким же поступкам Левонтьевские пытались научить и главного героя. Такую дружбу нельзя назвать истинной.

Сюжет

На попечении бабушки Катерины Петровны находился ее семилетний внук Витя, оставшийся круглым сиротой. Однажды она послала мальчика собрать землянику для продажи, пообещав за его работу купить пряничного коня с розовой гривой. Витя был очень рад, поскольку такой пряник обеспечивал почёт и уважение у всей деревенской ребятни.

На сбор земляники Витя отправился вместе с соседскими ребятишками – многочисленными отпрысками дяди Левонтия. Когда-то давно дядя Левонтий был моряком и отличался любовью к просторам, водке и безделью. Он совсем не занимался хозяйством, часто выпивал, и дети его мало чем отличались от беспризорников. Однако душа у дяди Левонтия была добрая, и Витя по-своему любил его.

Левонтьевские ребятишки принялись собирать землянику, но затем затеяли драку, рассыпав её. Было принято решение доесть остатки и идти на речку купаться. Главный заводила среди братьев и сестёр – Санька – подбил и Витю «на слабо» съесть собранную землянику. А чтобы бабушка ничего не заподозрила, предложил набить туесок травой, а сверху выложить немного ягод.

Вечером провинившийся мальчик очень хотел рассказать бабушке всю правду и получить заслуженное наказание, но постоянно что-то ему мешало. Утром Витя проспал, и бабушка уже ехала на базар. Только там она обнаружила обман и по возвращении домой ругала его и рассказывала всем соседям о его бесчестном поступке.

Вите было очень горького оттого, что он обманул любимого, дорого человека, и он залился слезами чистосердечного раскаяния. Он понимал, что уже никогда в жизни не решится на подлый поступок. Но ещё больший стыд Витя испытал, когда увидел перед собой большой пряник в виде белого коня с розовой гривой.

Анализ произведения

Рассказ автора автобиографичен, действие происходит в начале ХХ века в Сибири, а именно в деревне на берегу Енисея. Произведение посвящено бабушке писателя, воспитавшей его.

Пряник в виде коня с гривой олицетворяет бабушкину любовь и заботу.

Действующие лица

В рассказе представлены главные и второстепенные герои. Среди них выделяют следующих:

  1. Витя — мальчик-сирота 7 лет, жил с бабушкой и дедушкой. Это озорной, доброжелательный, добросовестный ребенок. Он легко поддается чужому влиянию.
  2. Катерина Петровна — бабушка мальчика. Это энергичная, любящая, ласковая, добродушная, решительная, строгая и справедливая женщина. Любит природу и ненавидит праздный образ жизни, лентяев и лодырей.
  3. Дедушка Вити — спокойный и рассудительный человек, дает советы внуку и поддерживает его.
  4. Дядя Левонтий — сосед бабушки Вити, бывший моряк, добродушный, ленивый и пьющий мужчина.
  5. Санька — его сын, хулиган, сорванец, озорник, врунишка и воришка. Это злой мальчишка, постоянно провоцирующих других ребят на плохие поступки.

Краткое содержание

После смерти родителей 7-летний мальчик Витя остался на попечении своей бабушки. Ее звали Катерина Петровна. Как-то женщина отправила внука собирать землянику для дальнейшей продажи, за это она пообещала купить ему пряничного коня с розовой гривой. Мальчик сильно обрадовался, так как это лакомство вызывало почет и уважение среди всех деревенских мальчишек.

Собирать ягоды Витя отправился вместе с соседкой ребятней. Это были дети дяди Левонтия, бывшего моряка. Он любил просторы, был добрым, но пристрастился к выпивке, стал ленивым бездельником. Хозяйство мужчину не интересовало. Его дети практически ничем не отличались от беспризорников.

Мальчишки начали собирать ягоды, а потом устроили драку, рассыпав всю землянику. Они решили доесть остатки и пойти на речку. Санька — главный задира — подбил других ребят и Витю съесть все собранные плоды, а чтобы у бабушки не возникло подозрений, низ емкости набить травой, а сверху насыпать ягод.

По возвращении домой мальчик хотел во всем признаться бабушке и понести наказание, но ему постоянно что-то мешало. Утром Витя встал, когда Катерина Петровна уже отправилась на базар. На рынке она обнаружила обман. Когда женщина вернулась домой, то отругала мальчика и рассказала всем соседям о его проступке. Вите стало стыдно за содеянное, что плохо поступил, обманул близкого человека. От этого мальчик разрыдался, раскаялся.

Он принял для себя решение никогда больше не делать подлости. Но в разы больший стыд Витя ощутил, когда увидел большой пряник в виде коня с гривой.

Основная мысль

На примере главного героя автор показал, что дети с малых лет впитывают в себя то, что видят вокруг. Они способны научиться как плохому, так и хорошему, поэтому важно с раннего возраста показывать положительный пример. Но несмотря на негативных людей, большое значение имеет то, кто в самый нужный момент будет рядом и направит в нужное русло.

Витя легко поддавался чужому влиянию, но благодаря бабушке он смог исправиться, понял свою вину и раскаялся. Бабушкин урок мальчик запомнит на всю жизнь. Любящие люди простят за любой проступок, но важно, чтобы ребенок осознал его неправильность.

Главный вопрос, который поднял автор — ответственность за свои поступки. Человек должен признать свою неправоту. Нельзя обманывать людей, поступать безнравственно, обижать и подводить их.

Бабушка решила проучить своего внука. Она привезла ему пряник, чтобы тот навсегда запомнил свой поступок и стыдился его.

Рассказ учит следующему:

  • брать ответственность за свои дела;
  • перед тем как принять решение, хорошо подумать;
  • раскаянью;
  • нравственности;
  • брать пример только с положительных людей.

Популярные сочинения

  • Сочинение по комедии Ревизор (8 класс)
    В своей знаменитой пьесе Гоголь показал с юмористической точки зрения всех чиновников со своими семьями во главе с правителем городка. Все они были растревожены известием о приезде ревизора.
  • После бала. Утро, изменившее жизнь сочинение (8 класс)
    Порой наша жизнь в корне меняется буквально из-за одного случайного события, которое становится переломным и разделяет жизненный путь, цели и мечты на «до» и «после». Л.Н. Толстой в произведении
  • История создания произведения Горе от ума Грибоедова
    Александр Сергеевич Грибоедов создал комедийную пьесу «Горе от ума», которая в итоге стала классикой литературы начала XIX века. Он начал писать это произведение ещё находясь на службе в 1821 году

Краткое содержание для читательского дневника

1.Бабушка послала Витю набрать земляники, сказав, что когда продаст её, то купит мальчику в знак благодарности пряник с конём, покрытый розовой глазурью.

2.На увал Витя пошёл вместе с соседскими Саней и Таней, отец которых Левонтий, работающий на лесозаготовке, и за считанные дни пропивал и проедал зарплату, а остальное время семья бедовала.

3.На увале соседские дети затеяли потасовку, обвиняя друг друга в том, что ягоды идут в рот, а не в кузовок. Земляника была рассыпана и растоптана. Спустившись на берег и увидев, что в туеске у Вити осталось немного ягод, товарищи подбили съесть их «на слабо».

4.Чтобы бабушка не ругалась, Санька подговорил Витю насыпать в кошёлку травы, присыпав сверху слоем ягод. Бабушка похвалила внука. А Санька стал требовать калачи за молчание. Так что пришлось украсть несколько выпечённых изделий и отнести соседу.

5.Утром Витя хотел поведать бабушке правду, но её уже не было дома. Тогда мальчик вместе с Саней пошёл на рыбалку. Находясь на берегу, он увидел бабушку, сидящую в лодке. Она показала кулак.

6.Домой набедокуривший мальчуган вернулся поздно и переночевал в чулане. Долго ворочался, вспоминая утонувшую маму. А утром дедушка наказал извиниться перед старушкой. Женщина пожурила мальца, а потом выдала ему… розовый пряник.

Поступок бабушки

Бабушка, несмотря на то что внук обманул ее, добра к нему. Она старается вырастить внука в соответствии с принципам чести и правды, поэтому она прощает его и дает пряник в виде коня с розовой гривой, который так любил есть мальчик. Для главного героя этот поступок был действительно важен. Он навсегда запомнил доброту и заботу бабушки. Она преподнесла мальчику уроки прощения и милосердия, которые рассказчик запомнил на всю свою жизнь. Основная идея произведения заключена в том, что только близкий человек, искренне заботящийся о ком-то, способен простить обман и направить человека на истинный нравственный путь.

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Основная идея «Коня с розовой гривой», покажет то, как бабушка рассказчика смогла преподнести уроки доброты своему внуку, совершившему ошибку на своем жизненном пути.

Сюжет и композиция рассказа

Анализируя рассказ Астафьева «Конь с розовой гривой», необходимо обратиться к сюжету и композиции произведения. В статье мы коротко рассмотрим:

  • какова проблематика рассказа
  • его содержание
  • кто главные герои

Повествование представляет собой воспоминания взрослого человека об одном важном проступке в детстве и о людях, окружавших его.

Сюжет рассказа Астафьева «Конь с розовой гривой» построен вокруг центрального события – сборов земляники и ожидания награды, а потом наказания. Начинается произведение с того, что бабушка просит внука собрать землянику, обещает продать её на базаре и привезти мальчику гостинец – пряник в виде коня с розовой гривой. Казалось бы, ребёнку легко выполнить просьбу бабушки. Однако мальчик, поддавшись влиянию соседских ребятишек, съедает вместе с ними набранную землянику, кладёт в лукошко траву и только сверху присыпает ягодами. Обманув бабушку, мальчик переживает, его мучит совесть, он боится наказания. Бабушка обнаружила обман только на базаре. Она очень рассердилась, особенно от того, какой позор ей пришлось вынести. По совету дедушки мальчик всё-таки решился попросить прощения у бабушки, и оказалось, что гостинец ему бабушка всё-таки привезла.

Анализ рассказа Астафьева «Конь с розовой гривой» позволяет увидеть основную проблематику и вопросы, поставленные автором: проблему совести, чужого влияния, прощения, проявления любви бабушки и дедушки к внуку, отношения разных поколений.

Читательский дневник по рассказу «Конь с розовой гривой» Виктора Астафьева

Автор: Виктор Петрович Астафьев.

Название произведения: «Конь с розовой гривой».

Число страниц: 24.

Жанр: рассказ.

Главные герои: Витя, бабушка, Санька.

Второстепенные герои: Левонтий, тётя Васеня, дедушка.

Характеристика главных героев:

Витя. Добрый, хороший мальчик. Совершил плохой поступок и сильно переживал. Понял, как поступать нельзя.

Бабушка Катерина Петровна. Строгая, аккуратная, добрая, отходчивая. Очень любит внука.

Санька. Сын Левонтия. Безобразник и озорник.

Характеристика второстепенных героев:

Левонтий. Сосед бабушки. Пьяница и дебошир.

Тётя Васеня. Жена Левонтия. Заполошная, легкомысленная.

Дедушка. Спокойный, добрый, ласковый.

Краткое содержание рассказа «Конь с розовой гривой»

Витя жил с бабушкой, женщиной строгой, любящей порядок. Напротив жил Левонтий с многочисленным семейством. У Левонтия было весело, но дом стоял заброшенный, хозяйство не велось.

Однажды бабушка отправила Витю за земляникой вместе с детьми Левонтия. Она обещала внуку купить чудесный пряник в виде коня, украшенного розовой гривой.

Дети Левонтия начали баловаться уже по дороге. Пока Витя собирал ягоду, они дрались. Санька подбил Витю съесть собранные ягоды и пойти на речку. Там дети развлекались, ловя рыбу и убив ласточку. Санька сказал Вите набить туесок травой, а сверху присыпать ягодой. Так Витя обманул бабушку.

Ночью он мучился угрызениями совести и хотел во всём признаться. Но бабушка рано утром уехала в город.

Вите было страшно и он вновь ушёл с Левонтьевскими ребятами на речку. Там он провёл весь день, а потом показалась лодка, в которой возвращалась бабушка. Она махала кулаками и грозилась.

Витя убежал и провёл вечер, играя в лапту с двоюродным братом Кешей. Потом тётя Феня отвела Витю домой, и он забился в кладовку. Он страдал и вспоминал, как мучилась бабушка, когда утонула Витина мама. А бабушка всем рассказывала, как внук обманул её.

Утром приехал дедушка и пожалел Витю. Мальчик пошёл просить прощения, и бабушка простила его. Она дала мальчику заветный пряник. Этот случай остался в памяти Вити на всю жизнь.

План произведения:

  1. В доме бабушки.
  2. В доме Левонтия.
  3. За ягодой на увал.
  4. Баловство Левонтьевских.
  5. Съеденные ягоды.
  6. На речке.
  7. Обман бабушки.
  8. Муки совести.
  9. Вновь на речке.
  10. Возвращение бабушки.
  11. Игра в лапту.
  12. В кладовке.
  13. Воспоминания о маме.
  14. Дедушка.
  15. Прощение и пряник.

Основная мысль рассказа

Главная мысль рассказа заключается в том, что обманывать плохо, особенно родителей.

Основная идея произведения в том, что нужно уметь прощать тех, кого любишь, и уметь отвечать за свои поступки.

Чему учит произведение

Произведение учит честности и ответственности. Учит не слушать дурных советов, не брать пример с безобразников. Учит уметь прощать.

Краткий отзыв по произведению «Конь с розовой гривой» для читательского дневника

Этот рассказ написал знаменитый писатель Виктор Астафьев. В нём он рассказывает о собственном детстве в далёкие довоенные годы в маленькой сибирской деревне.

Тогда он жил с бабушкой, женщиной старой закалки, строгой, но справедливой. Бабушка любила внука и хотела, чтобы он вырос настоящим человеком. Но Витю привлекала беззаботная жизнь соседей, Левонтия и его детей. Стремление им подражать довело героя до беды. Он обманул бабушку и испытал ужасающие муки совести.

Бабушка, конечно, простила внука, ведь она понимала, что тот обманул не со зла, а по глупости. И она верила, что этот случай станет для мальчика важным уроком. Так и случилось. Витя запомнил слова бабушки, её любовь и доброту, и сделал нужные выводы.

Этот рассказ заставил меня задуматься о родительской любви и воспитании. Заставил понять, что родители желают своим детям самого лучшего, и поэтому их надо слушаться.

Я поняла, как важно иметь свою голову на плечах и не слушать плохих советов.

Это очень интересный рассказ, который я всем советую прочитать.

Пословицы к произведению:

  • Враньё до добра не доводит.
  • Была вина, да прощена.
  • Повинную голову меч не сечёт.
  • Дитя хоть и криво, а отцу с матерью диво.
  • Нет лучшего дружка, чем родная матушка.

Словарь неизвестных слов:

  • Увал — небольшая гора, холм.
  • Туесок — корзинка для ягод или грибов.
  • Чумовая — дурная, бедовая.
  • Зыбка — колыбель, люлька.
  • Шаньга — булочка, пирожок.
  • Ништяк — хорошо.
  • Жиган — бандит, разбойник.

Отрывок, поразивший меня больше всего:

Потом пуляли камни в пролетающих птичек, подшибли белобрюшку. Мы отпаивали ласточку водой, но она пускала в речку кровь, воды проглотить на могла и умерла, уронив головку. Мы похоронили беленькую, на цветочек похожую птичку на берегу, в гальке и скоро забыли о ней…

Ещё читательские дневники по произведениям В. Астафьева:

  • «Капалуха»
  • «Белогрудка»
  • «Стрижонок Скрип»

Библиотека произведений автора пополняется.

Полезные ссылки:

  • Краткая биография Виктора Астафьева и презентация
  • Википедия про писателя

_________

  • Сочинения
  • По литературе
  • Астафьев
  • Тема и идея рассказа Конь с розовой гривой

Тема и идея рассказа Конь с розовой гривой Астафьева

Основной идеей произведения является мысль о прощении человека, который делает неправильный жизненный выбор.

Повествование в рассказе ведется от лица маленького мальчика, оказавшегося в непростых жизненных ситуациях.

В рассказе раскрывается проблема ложной дружбы, поскольку оказывается под влиянием детей Левонтия, которые пользуются спорной ситуацией и заставляют рассказчика съесть всю собранную им землянику. При этом дети не испытывают мук совести, поскольку данная ситуация для них является обычным делом. Через описание подлых поступков ребят автор подводит читателя к мысли о том, что такая дружба не может признаваться в качестве истинной.

Следует отметить, что земляника нужна была мальчику для бабушки, которая обещает ему продать ее на базаре и приобрести для внука медовый пряник.

На протяжении всего повествования герой оказывается перед выбором, что в итоге приводит его к обману близкого человека в лице бабушки. Однако бабушка является мудрой и доброй женщиной, которая старается вырастить внука по чести и правде, поэтому она не злиться на его нехорошие поступки, а дарит ему пряник в виде коня, имеющего розовую гриву. Данный факт является очень важным для мальчика, поскольку бабушка заставляет его задуматься о доброте, заботе, прощении и милосердии.

Ключевой смысл рассказа заключается в возможности прощения обмана и направления человека в сторону истинного нравственного пути лишь близким человеком, искренне заботящемся о ком-то.

Произведение повествует о страшной сути лжи, которая рано или поздно становится известна окружающим. При этом автор демонстрирует силу морального наказания, которое в виде испытанного стыда и прощения оказывается значительней физического наказания.

Мальчик  представляется в качестве беззащитного ребенка, который под давлением более взрослых и хитрых приятелей делает негативный поступок. Однако впоследствии малыша мучают угрызения совести, но по причине непутевого легкомыслия продолжает играть и думать, что все разрешится само собой.

Учитывая изложенное,  автор демонстрирует о том, что не нужно испытывать страх перед горькой правдой, поскольку любящий человек всегда поймет и простит, а попытки обмануть и скрыть правду приводят к страданиям родных и близких людей.

Урок, преподнесенный бабушкой внуку в виде серьезного разговора, запоминается ему на всю оставшуюся жизнь.

2 вариант

Данный рассказ входит в цикл произведений «Последний поклон», где автор знакомит читателей с воспоминаниями из далекого детства. Хотя мальчик с ранних лет остался сиротой, сердце в нем не очерствело. Маленький Витя не сломался в то нелегкое время, а нашел свой путь и еще при жизни удостоился высоких наград. Благодаря прекрасным сочинениям, писателя помнят и любят взрослые и дети.

Виктор Петрович с большим трепетом и легкой грустью делится с нами о своем детстве. Рассказ «Конь с розовой гривой автобиографичен. Тему любви, становление личности раскрывает он в данном повествовании. Начинается повествование тем, что бабушка отправляет мальчика в лес за земляникой. Ребенок вначале добросовестно собирает ягоды, но по причине конфликта с левонтьевскими детьми вынужден высыпать весь сбор на землю, где его благополучно съедают всей компанией. Герой в силу возраста на время забывает об инциденте, но ближе к вечеру, боясь наказания, решается на отчаянный шаг. Забив туесок травой, сверху раскладывает ягоды. Екатерина Петровна, ничего не подозревая, везет товар на продажу. Обман раскрывается на базаре. Наш герой вынужден спасаться бегством от справедливой кары. Его приводят домой. К великому счастью, дедушка вернулся с заимки, и малышу уже не так страшно бабушкино негодование. Ребенок полон неподдельного раскаяния. Рыдания сотрясают худенькое тельце. Поворчав, бабуля успокаивается и перестает сердиться. Мальчик поднимает глаза и…«По замытому столу… скакал белый конь с розовою гривой». Вся нежность родного человека выразилась в этом подарке.

Через много лет, будучи именитым писателем, с волнением вспоминал того пряничного коня. Случай, изложенный Виктором Петровичем, дорог ему не сам по себе, а как событие, заставившее героя повзрослеть, переоценить ценности. Понять, что любовь превыше всего. Уроки нравственности, уроки доброты вынес мальчик из этой истории. Автор дает нам понять, что надо быть ответственным за свои поступки и ценить близких. В своих воспоминаниях Астафьев писал: «Нет у меня таких слов, чтобы передать всю мою любовь к бабушке…Но ее нет…И некому прощать…».

Также читают:

Картинка к сочинению Тема и идея рассказа Конь с розовой гривой

Тема и идея рассказа Конь с розовой гривой

Популярные сегодня темы

  • Образ и характеристика Анатоля Курагина в романе Война и мир Толстого сочинение

    Одним из ярких и показательных образов в романе «Война и мир» А.Н. Толстого является Анатоль Курагин. Герой романа хорош собой. Его внешность привлекательна тем, что Анатоль имеет высокий рост, хорошо сложен. Лицо его имеет правильные черты

  • Проблема добра и зла в литературе сочинение

    Литература равно как всякое другое искусство осмысливает человеческий опыт. Через попытку осмыслить этот опыт также может возникать и попытка каким-либо образом направить дальнейшее поведение в рамках

  • Волшебная сказка собственного сочинения (5 класс)

    Сейчас я расскажу вам историю о маленьком Квабро и его отважном сердце. Однажды давным-давно, когда уже и не упомнить, где-то далеко, где уже и не знаю, случилось несчастье — пропала принцесса Кучика.

  • Тема Родины в творчестве Цветаевой сочинение 11 класс

    Марина Ивановна Цветаева является одной из самых противоречивых и притягательных фигур в русской поэзии Серебряного века. Любившая Россию так сильно, как никто другой, волею судьбы Цветаева

  • Хронологическая таблица жизни и творчества Гоголя

    20 марта 1809 г. – Н. В. Гоголь рождается в Великих Сорочинцах Миргородского уезда Полтавской губернии (Российская империя).

Астафьев В., рассказ «Конь с розовой гривой»

Жанр: рассказы о детях

Главные герои рассказа «Конь с розовой гривой» и их характеристика

  1. Витя. Мальчик. Озорной, бойкий, пронырливый. Обманул бабушку и не знал как в том признаться. Совестливый, раскаялся.
  2. Бабушка Катерина Петровна. Строгая, но справедливая, очень любит внука и хочет, чтобы тот вырос настоящим человеком.
  3. Санька. Сын Левонтия. Бедокур и заводила всех проказ. Обманщик, воришка, проныра. Выманивал калачи, шантажируя Витю.

План пересказа рассказа «Конь с розовой гривой»

  1. Наказ бабушки
  2. Левонтий и его ребятишки
  3. Песни Левонтия
  4. Сбор ягод
  5. Подначки Саньки
  6. Витя раздает ягоды
  7. Баловство на реке
  8. Туес полный травы
  9. Шантаж Саньки
  10. Бабушка уплыла
  11. Рыбалка
  12. Бегство от бабушки
  13. Лапта
  14. Тетя Феня ведет мальчика домой
  15. Один в кладовке
  16. Как утонула мама
  17. Дедушка
  18. Прощение
  19. Пряник конем

Кратчайшее содержание рассказа «Конь с розовой гривой» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Витя отправился с левонтьевскими ребятами за земляникой.
  2. Он съел ягоду и набил туесок травой, насыпав сверху ягоды.
  3. Санька шантажирует Витю и тот носит ему бабушкины калачи. 
  4. Бабушка уплывает в город, а Витя рыбачит с левонтьевскими.
  5. Витя убегает от бабушки, но вечером тетка приводит его домой.
  6. Бабушка сильно ругает мальчика, но дает ему заветный пряник.

Главная мысль рассказа «Конь с розовой гривой»
Родители любят нас такими какие мы есть, но очень хотят, чтобы мы выросли хорошими людьми.

Чему учит рассказ «Конь с розовой гривой»
Рассказ учит быть честным, правдивым и никогда не обманывать. Учит признаваться в своих проступках, признавать свою вину, не стыдиться попросить прощения. Учит тому, что муки совести много сильнее самого страшного наказания. Учит тому, что родные нас все равно любят.

Отзыв на рассказ «Конь с розовой гривой»
Мне очень понравился этот поучительный рассказ. Витя обманул бабушку, потому что был слабохарактерным и не мог противостоять подначкам соседских ребят. Но он очень страдал из-за своего обмана, он боялся не столько наказания, сколько признаться в своем поступке. Ему было так стыдно. Поэтому произошедшее стало для него хорошим уроком. И он понял, что бабушка его сильно любит, больше всего на свете, ведь она все равно купила ему пряник.

Пословицы к рассказу «Конь с розовой гривой»
Повинную голову меч не сечет.
Была вина, да прощена.
Вранье не введет в добро.
Кто не врет, тот спокойно живет.
Дитя хоть и криво, а отцу с матерью диво.

Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Конь с розовой гривой»
Бабушка велела Вите сходить с левонтьевскими ребятами на увал за земляникой и пообещала купить ему за это пряник конем.
Этот чудесный пряник был мечтой всех ребятишек. Сам белый, а грива, хвост, глаза и копыта коня — красные. За то, чтобы лизнуть или укусить такой пряник те же левонтьевские ребята могли дать все что угодно.
Сосед Левонтий работал на бадогах, заготовлял лес на известковый завод. И раз в пятнадцать дней, когда он получал зарплату, у соседей начинался пир горой. Уже с утра к нам прибегала жена Левонтия, тетка Васеня и отдавала долги. Она торопилась и всегда давала лишнее. Но бабушка ее останавливала и тщательно пересчитывала деньги. Потом он долго ругала Левонтия, который по ее мнению и гроша ломаного не стоил.
А Витя с тоской смотрел в окно на соседний дом.
Дом этот стоял ничем не огороженный, даже бани у Левонтия не было. Левонтий, выпив,  обычно пел песню про моряка и обезьяну и это была их коронная песня. Ему подтягивали дети, а тетка Васеня всхлипывая интересовалась, не сам ли Левонтий украл обезьянку.
Самой большой мечтой Вити было убежать в такой день к Левонтию и послушать песню про обезьяну. Если Вите удавалось это сделать, то его окружали вниманием и почетом — сажали на лучшее место, кормили пряниками и конфетами.
На следующий день Левонтий чинил окна и крыльцо, а тетка Васеня бегала по соседям и снова занимала деньги.
И вот с этими левонтьевскими детьми Витя и отправился за земляникой.
Левонтьевские толкались и бодались, забрались в чужой огород и набрали батуна и весь его съели.
Витя быстро закрыл земляникой дно туеска, а левонтьевские, пособирав, стали ругаться. Они клали землянику в рот и ели. Потом старший дал пинка Саньке и началась драка, после которой старший тоже съел всю собранную землянику и левонтьевские пошли на речку купаться.
Санька стал подначивать Витю, говоря, что он боится бабушки и жадный, и Витя поддался. Он высыпал землянику на траву и левонтьевские ее мигом съели. Витя побежал вместе с ними на речку, на ходу обещая украсть у бабушки калач.
На реке Санька поймал подкаменщика и его растерзали на берегу. Потом камнем сбили ласточку и пытались отпоить ее водой, но ласточка умерла и ребята ее похоронили.
Весь день они играли на реке, а к вечеру Санька стал смеяться над Витей, говоря, что Катерина Петровна ему задаст. Витя и сам это знал и поэтому домой не бежал, а плелся.
Санька посоветовал ему натолкать в туес травы, а сверху наложить ягод. Витя повздыхал, чуть не заплакал, но натолкал в туес травы, а сверху набрал ягод.
Бабушка не раскрыла его обман и даже похвалила, а потому после обеда Витя снова убежал к ребятам. Санька стал грозить, что все расскажет бабушке, и Витя принес ему калач, потом второй, третий, пока Санька не нажрался.
Ложась спать Витя долго ворочался, его мучила совесть и он все порывался рассказать бабушке правду. Но потом решил сделать это с утра и заснул.
А утром оказалось, что бабушка уплыла в город.
Витя пошел с Санькой на рыбалку. Тот насадил червяка и закинул удочку. Долго не клевало и Санька погнал своих собирать щавель, дикую редьку и прочую травку. Левонтьевские умели кормиться с земли.
Пока ребята собирали траву. Санька выловил несколько рыб и стал жарить. Левонтьевские жадно ждали и потом быстро съели рыбу почти сырой.
Витя смотрел на Енисей и думал, что скоро приплывет бабушка. Выхода не было и он это знал. Дедушка бы заступился за него, но он был на заимке.
Санька заметил страх Вити и предложил ему не ходить домой, а где-нибудь спрятаться. Тогда бабушка испугается и простит его. Но Витя не хотел так поступать
Вдруг показалась лодка и Витя издали заметил розовую кофту бабушки. Он дал деру к яру, а вслед за ним летел крик: «Явишься, мошенник!»
Витя не хотел идти домой и пошел к Кеше, своему двоюродному брату, который жил на другом конце села. Там он проиграл в лапту да самого вечера, пока тетя Феня не стала отправлять его домой. Витя пытался отговориться, что бабушка уплыла в город, но тетя Феня понемногу все вытянула из мальчика и, взяв за руку, отвела домой.

Тетя Феня втолкнула Витю в кладовку, где была летняя кровать, а сама долго разговаривала с бабушкой. Потом она ушла.
Стало тихо. Бабушка не ходила, наверное сильно устала. Витя стал думать о бабушке и все ждал, когда она придет. Ему было жалко бабушку и он даже хотел, чтобы она его наказала. Он вспомнил, что когда утонула мама, бабушка шесть дней бросала с моста волосы, пытаясь задобрить реку и дозваться Лидочку. Потом ее отвели в дом и она упала прямо посреди избы. Потом, очнувшись, сказала, что не дозваться ей Лидочки. Мама утонула, когда перевернулась маленькая лодка, в которую набралось восемь человек. Они тоже собирали землянику и та, красная как кровь, текла по реке.
Утром Витя проснулся и увидел полушубок дедушки. Он обрадовался. В избе бабушка рассказывала, как она продавала в городе землянику и как вскрылся обман Вити. Она называла мальчика жиганом и вечным арестантом.
В то утро к ним приходило много гостей и каждому бабушка рассказывал, что натворил ее малой.
Потом она заглянула в кладовку и сказала, что Витя не спит. Витя продолжал лежать, веря, что бабушка скоро уйдет из дома и тогда он встанет.
В кладовку заглянул дедушка, погладил мальчика по голове. Витя заплакал и дедушка подтолкнул его к двери — или, проси прощения.
Витя вошел в дом и начал что-то бормотать. Бабушка велела ему сесть за стол. Витя стал грызть краюху хлеба, а бабушка плеснула ему молока.
Ох и срамила она мальчика, ох и обличала!. Она должна была выплеснуть душу, чтобы успокоиться, а потому называла Витю шаромыжником и разбойником, и предлагала раскаяться пока не поздно.
Наконец бабушка устала. Витя разглаживал заплатку на штанах, не зная как жить дальше, а когда поднял голову, увидел что по столу скачет конь с розовой гривой.
Бабушка сказала ему взять пряник и напоследок пригрозила, чтобы больше не смел ее обманывать
Прошло много лет, но Виктор все не может забыть того самого пряника в виде коня с розовой гривой.

  • Основная мысль рассказа зеленая лампа
  • Основная мысль рассказа конек горбунок
  • Основная мысль рассказа бежин луг тургенева
  • Осетинские народные сказки на осетинском языке
  • Основная мысль рассказа заячьи лапы