Основная мысль рассказа крыжовник


0

Чехов «Крыжовник»: какая главная мысль, чему учит рассказ?

Какая главная мысль рассказа Антона Чехова «Крыжовник»­?

Чему учит рассказ Чехова «Крыжовник»­?

8 ответов:



8



0

В рассказе Чехова «Крыжовник» мы знакомимся с двумя братьями, которые совершенно по-разному воспринимают реальный мир и свое предназначение. Главный герой повествования — это Иван Иванович Чимша-Гималайский, повествующий нам о своем брате Николае Ивановиче.

Николай Иванович Чимша-Гималайский посвятил всю свою жизнь тому, чтобы исполнить свою мечту: стать владельцем имения с кустами крыжовника. Он стал экономить на всем, даже на еде и одежде, стал скупым и алчным. Он и в брак вступил не по любви, а по расчету, ведь его жена была богатой вдовой. Свою жену он свел в могилу тем, что практически морил её голодом, от чего она и скончалась. Правда, денежки супруги Николай Иванович предусмотрительно положил на свое имя в банк еще при её жизни.

Николаю Ивановичу удалось накопить денег и он приобрел усадьбу, но при этом он был одинок. Ведь он растерял всех своих друзей, был равнодушен к чужим проблемам.

Главная мысль рассказа заключается в том, настоящий человек не может ограничиваться лишь низменными желаниями. Любой успешный человек не должен замыкаться на себе-родимом. Чехов учит нас, что нужно совершать добрые поступки, быть активными членами общества. Он призывает нас помогать бедным, сиротам и бездомным, поскольку такие добрые дела способны сделать наш мир лучше.



5



0

В большинстве своем А.П. Чехов написал свои произведения простым обычным языком, но в тоже время они поучительны и интересны.

Произведение «Крыжовник» в этом плане, не отличается от этих рассказов, в нем поднимается тема смысла жизни, счастья, а так же равнодушия.

На примере Николая Ивановича автор показывает всем нам, как в погоне за мечтой, при чем самой простой и обычной, можно потерять все, всех близких людей, свои интересы и в итоге самого себя.

Мечта сбылась, а ты вдруг оказался одинок и не кому не нужен, жизнь пуста и не интересна, а ведь гораздо важней делать добро людям, нельзя быть счастливым когда столько бедных и несчастных людей вокруг тебя.



4



0

В рассказе А.П. Чехова «Крыжовник» история начинается с того, что ветеринар Иван Иванович Чимша-Гималайский вместе со своим другом Буркиным попали под дождь и останавливается у помещика Алехина. За чаем Иван Иванович рассказывает историю своего брата. Его брат Николай хотел купить поместье и посадить крыжовник. Он копил, ограничивал себя в еде и даже женился по расчету. Спустя некоторое время он купил имение и посадил крыжовник. Когда брат встретился с Николаем, то он понял, что тот изменился не в лучшую сторону, но его это устраивало. Иван Иванович в конце истории рассуждает про добро, но собеседников утомляет его философский настрой.

Главная мысль рассказа А.П.Чехова «Крыжовник» заключается в том, что нужно нести добро людям и помогать. Эти темы герой рассказа поднимает в самом конце. На примере его брата мы видим, что когда материальное превалирует над духовным, то человек не становится лучше, а даже наоборот. Автор дает нам возможность задуматься над благом, которое мы должны нести в мир. Только тогда, когда мы будем думать и о других мир станет лучше.



3



0

Я рассказе «Крыжовник» речь идет о человеке, который жил бедно, но всю жизнь копил на собственное имение с садом из крыжовника. Так подвернулось, что он женился на богатой женщине, свел ее в могилу и сам зажил в одиночестве. Мечта его сбылась, он купил сад и посадил там крыжовник. Только теперь это был уже не тот Николай Иванович. По сути он добился всего, но путь этот был не так прост и как ему хотелось бы удачен. Теперь его жизнь по сути похожа на гипноз.

Главная мысль заключается в том, что наши мечты не всегда сбываются в том виде, котором хотелось бы. Николай Иванович вроде и получил что хотел, но это был уже не он. Это даже заметил его брат. Автор показывает нам ложное счастье человека, который получил что хотел, но такой радости уже не было.



2



0

В рассказе «Крыжовник» показано как мечта, неплохая сама по себе. может не возвысить человека, а наоборот сделать из него чудовище, эгоиста и негодяя. Николай Иванович посвящает исполнению своей мечты всю свою жизнь, и не только, к сожалению, свою. Женившись на нелюбимой женщине, превратив ее жизнь в настоящий ад и погубив в итоге ее жизнь, Николай Иванович на ее деньги покупает себе имение, о котором он так долго мечтал. В его жизни не было любви, не было друзей, не было ничего, кроме стремления накопить денег на это имение. В итоге имение куплено, крыжовник посажен, но Николая Ивановича сложно назвать счастливым человеком, он одинок, он потерял себя, рассказ учит тому, что так жить нельзя, нельзя доходить до такого крайнего эгоизма, принося в жертву своим желаниям жизни других людей.



2



0

В рассказе «Крыжовник» автор описывает историю, где главный герой Чимша-Гималайский всю жизнь мечтает о своем имении и обязательно, чтобы там были кустики крыжовника. Ради этой мечты он делает все: копит деньги, далее жениться по расчету на богатой вдове, экономит на всем, доводит жену до смерти. Но все равно добивается своей цели и казалось бы — вот твоя мечта исполнилась живи и радуйся, но нет радости у Николая Ивановича, он несчастлив, ведь даже радостью не с кем поделиться.

Главная мысль рассказа: не всегда ради мечты нужно идти напролом, потому что пока достигнешь мечты растеряешь своих близких и друзей.

Рассказ учит тому, что мечта — это конечно хорошо, но идти ради ее достижения по головам не стоит.



1



0

Совершенно очевидно, на мой субъективнй взгляд, что рассказ Антона Павловича Чехова- Крыжовник учит читателя тому, что есть цели и пути достижения этих целей, которые могут превратить человека в обывателя и мещанина в смысле не только образа жизни, но и в смысле отношения к жизни , к людям, даже к родным людям, через которых человек в рассказе, главный герой, Николай Чимша-Гималайский попросту пререступает ради достижения ничтожной по сути мечты иметь собственое имение и выращивать там крыжовник.

Чехов, на мой взгляд, подчёркивает, что мещанство и эгоизм, это, на самом деле, и есть одно из величайших зол российского общества того времени, то есть второй половины 19-го века, начала 20-го века.



1



0

Проблема истинного и ложного счастья поднимается в произведении А.П. Чехова «Крыжовник». Загнав себя в «футляр» мнимой мечты, главный герой видит единственную свою жизненную цель, единственнай счастливый исход своей жизни в покупке дома, посадке там крыжовника. Вся его жизнь упирается в эти образы, однако в итоге мы видим, что не так уж и счастлив оказывается Николай Иванович, осуществив свою мечту. Да, героя более или менее устраивает его жизнь, однако реальность, окружающая его действительность, то ,как он живет, вряд ли можно назвать истинным примером счастливой жизни.

Читайте также

В рассказе Виктора Голявкина «Вот что интересно!» мы знакомимся с первоклассником Гогой, который не хочет учиться читать. Он ходит в школу и его одноклассники уже уверенно читают, и только Гога пока еще знает лишь две буквы.

Дома книжки Гоге читает бабушка и она пытается научить внука читать, но тот вместо этого находил множество дел по хозяйству, увиливая от учебы. Да и в школе одноклассники пытались помочь ему с чтением, но Гога просто от них убегал.

Родители придумали на семейном совете, как увлечь чтением своего ребенка. Мама начала читать ему интересную книгу, а продолжать отказалась. Пришлось Гоге учить буквы и складывать из них слова — очень ему хотелось дочитать увлекательную историю. В результате мальчик научился читать и прочел не только эту книгу, но и много других.

Главная мысль рассказа состоит в том, что нужно стремиться к познанию, много читать и многое уметь. Все нужно делать самостоятельно, тогда не придется зависеть от кого-либо. Рассказ учит нас, что в жизни очень важно быть грамотным и начитанным человеком. А чтение — это увлекательнейшее занятие.

Из этого короткого рассказа Виталия Бианки мы узнаем как медведи приноровились спасаться от летнего зноя. В рассказе медведица, по очереди, брав за шиворот своих медвежат, окунала их речку. Медвежата, не знавшие раньше, что вода может освежать, остались довольны таким и водными процедурами.

Главная мысль этого рассказа заключается в том, зверям, так же как и нам очень тяжело переносить экстремальные состояния погоды и они, так-же находят способ как спастись от них.

Этот рассказ учит нас слушать своих родителей и выполнять то, что им советуют. Медведица заботится о своих медвежатах, она хочет для них сделать лучше и после такого купания, медвежата уже знают, как можно спастись от жары.

Рассказ Михаила Зощенко «Очень умные обезьянки» не только забавный, но и поучительный. А его главными героями являются маленькие, но решительные обезьянки и посетитель зоопарка, который решил подразнить доверчивых существ.

Мужчина протягивал обезьянкам конфету, но не отдавал, а убирал руку. Обитательницы клетки были возмущены таким поведением посетителя, а потому сорвали с него шляпу, пиджак и даже пытались вырвать у него волосы и открутить нос.

Посетителя спас сторож, который усмирил обиженных животных и отдал мужчине изуродованные зубами обезьянок вещи. Пришлось мужчине идти в грязной одежде домой, слушая смешки окружающих за своей спиной.

Главная мысль рассказа состоит в том, что животные — живые существа, а потому требуют к себе заботливого и уважительного отношения. Нехорошо дразнить и обижать животных, за это они могут «отблагодарить» вас соответствующим образом.

Рассказ учит нас относиться к живым созданиям с любовью и вниманием. Злость может вызвать ответную агрессию, а человек, обижающих животных, может быть наказан.

Рассказ Бианки «Приспособился» — это удивительная история о медведе, которому удалось найти безопасное место для зимовки, где он и проспал всю зиму.

Мишка поздней осенью соорудил себе берлогу и даже спать улегся, но появившиеся охотники спугнули его. Поспать в сугробе ему тоже не удалось — приближавшиеся люди с собаками заставили его уйти. Зато в третий раз медведь устроился так, что никто не смог обнаружить его лежбище.

Медведь устроился на зиму высоко, в орлином гнезде на разбитом бурей дереве. Там он и проспал спокойно все зимнее время. Он проявил находчивость и сообразительность, поэтому и смог выжить.

Главная мысль рассказа состоит в том, что животные могут проявлять чудеса сноровки и сообразительности. Рассказ учит нас в сложной ситуации не теряться, а пытаться найти выход, иногда — нестандартный. Нужно брать пример с мишки, который, спасая свою жизнь, использовал в качестве берлоги гнездо наверху дерева.

Кроме того, автор призывает нас любить природу и изучать повадки лесных жителей.

В рассказе «Музыкант» идёт речь о медведе, который любил слушать, как звенит натянутая цепа расщеплённого грозой большого дерева. Свои рассказы Виталий Бианки писал в шестидесятых годах. Тогда медведей в лесах было ещё много и на них была разрешена охота. Главный герой рассказа старик-медвежатник тоже любил дёргать скрипку за одну струну и мог слушать, как она звенит очень долго — это было его любимое занятие. Когда он в лесу застал за таким же занятием медведя, то не стал его убивать, ведь они оба музыканты.

Автор хотел показать читателю, что медведю не чужда любовь к музыке и тем самым автор хотел удивить и расстрогать читателя.

Но сейчас, в наше время очень много зоопарков, сафари, где живут не только медведи, но и другие животные. Например, в парке львов Тайган живут более 100 львов, которые гуляют в свободном пространстве. Можно увидеть воочию, как львы проявляют прямо человеческие чувства: они целуются с посетителями, обнимаются и радуются, когда к ним приезжают туристы — жаль, что такого Виталий Бианки не увидел, а то бы написал много-много чудесных рассказов.

А мысль он правильную заложил в рассказ — животные могут чувствовать и любить музыку, ведь у них тоже есть душа, как и у человека.

Бианки "Музыкант"­: какая главная мысль, чему учит рассказ

Творчество Чехова является уникальным даже на фоне других титанов русской литературы. Его творчество затрагивает самые глубины человеческой души, разбирает самую изнанку человеческой жизни. Рассказы писателя представляют собой великолепное сочетание глубокомыслия и прекрасного литературного языка. Один из самых известных его рассказов – «Крыжовник», бесспорно, заслуживает отдельного разбора от Многомудрого Литрекона.

Содержание:

  • 1 История создания
  • 2 Направление и жанр
  • 3 Композиция
  • 4 Суть
  • 5 Главные герои и их характеристика
  • 6 Тема
  • 7 Проблемы
  • 8 Основная идея
  • 9 Чему учит?
  • 10 Критика

История создания

«Крыжовник» является частью «маленькой трилогии», в которую входят также рассказы «Человек в футляре» и «О любви».

Замысел произведения «Крыжовник» Чехову подарил Л.Н. Толстой, рассказав трагикомичную историю о петербуржском чиновнике, который много лет копил деньги на великолепный мундир, но умер, так ни разу и не надев его. В итоге красивая вещь оказалась только на его трупе.

Творческая история создания рассказа «Крыжовник» много раз претерпевала изменения. Так, изначально герой так и не женился, а своего барского положения добился только в старости. На первые ягоды крыжовника он поглядел равнодушно. Именно так выглядел черновой набросок сюжета. Но потом автор решил добавить драматизма и комичного, маловероятного «счастья» своему герою, поедающему любимые ягоды.

Направление и жанр

Рассказ «Крыжовник» был создан в рамках реалистического направления в литературе. Автор стремился перенести в своё творение окружавшую его действительность. Созданные им образы натуралистичны и повседневны. Ситуация, ставшая основой сюжета, является реальным случаем из жизни.

Жанр «Крыжовника» — рассказ. Произведение представляет из себя лаконичную историю с малым количеством действующих лиц. Отсутствует какая-либо конкретика, что позволяет легко переложить рассказанную историю на любую плоскость.

Композиция

Главная особенность композиции рассказа «Крыжовник» – наличие приёма «история внутри истории». В начале повествования Чехов изображает разговор между тремя персонажами, один из которых и рассказывает собеседникам о своем брате и его маниакальном пристрастии к деревне.

Этот приём позволяет придать произведению большую естественность, а также логично связать его с другими рассказами «маленькой трилогии».

Суть

Иван Иваныч Чимша-Гималайский вместе со своим попутчиком Буркиным из-за разыгравшегося ливня навещает своего друга – помещика Павла Алёхина. Во время дружеского чаепития Иван Иваныч рассказывает историю жизни своего брата – Николая Иваныча.

Всё своё детство братья провели в поместье своего отца, однако после его смерти оно было отсужено за долги. Для Николая это стало страшным ударом, поместье начало ассоциироваться у него со счастливым детством, и всю свою жизнь он потратил на то, чтобы приобрести своё собственное имение и вернуть утраченное счастье.

Николай Иваныч долго и упорно работал, копил деньги, экономил на всём и жил впроголодь. Из-за такого тяжёлого образа жизни умерла его жена – некрасивая, но богатая вдова, на которой он женился только из-за её денег. Однако в итоге Николай добился своей цели – он купил себе имение и посадил там кусты крыжовника.

Спустя много лет Иван Иваныч навестил своего брата, но был неприятно удивлён и подавлен тем, как изменился его брат. Николай превратился в типичного ленивого и недалёкого обывателя, думающего лишь о комфорте и богатом столе.

Расстроенный финалом пути своего брата Иван произносит монолог о том, что каждому счастливому человеку необходимо постоянно напоминать с помощью стука молоточка о страданиях других людей, которых он предпочитает не замечать. Подробнее о содержании рассказа… (+ отзыв)

Главные герои и их характеристика

Образы в рассказе «Крыжовник» немногочисленны, но оригинальны для русской литературы:

имя героя характеристика
иван иваныч чимша-гималайский пожилой ветеринар. дворянин. герой-резонёр, выражающий мысль самого писателя. общественник. считает, что каждый человек должен направлять все свои силы на то, чтобы помогать окружающим. в связи с этим осуждает эгоистическое счастье обывателя, которое обрёл его брат николай.
николай иваныч чимша-гималайский чиновник казённой палаты. дворянин. старательный работник и добрый человек. большую часть жизни был одержим идеей приобретения собственного поместья. ради этого шёл на любые меры, поспособствовал смерти своей жены. купив имение, превратился в беззаботного землевладельца, которого не интересует ничего, кроме собственного благополучия.
буркин бывший учитель. друг и собеседник ивана иваныча.
павел константинович алёхин небогатый работящий помещик. вынужден много работать, чтобы выплатить все свои долги. устал от постоянного труда, хочет что-то изменить в своей жизни, но не может.

Тема

Тематика рассказа А.П. Чехова «Крыжовник» действительно интересна каждому человеку, обдумывающему свое место в жизни:

  1. Мечта – основная тема произведения. Чехов показывает нам, что не всякая мечта прекрасна. Мечтающий о поместье Николай страдает сам и заставляет страдать окружающих его людей. Греза превратилась в манию и стала навязчивой идеей героя.
  2. Счастье – На примере Николая Иваныча писатель осуждает стремление человека к личному счастью. Чехов требует от людей отказаться от эгоизма и запомнить, что, пока кто-то наслаждается беззаботной жизнью в достатке и тепле, вокруг него непрерывно страдают те, кому повезло меньше.
  3. Маленький человек – Автор деконструирует и жестоко высмеивает образ маленького человека. Если Пушкин и Гоголь всегда рисовали маленького человека как несчастную жертву, то Чехов изображает перед нами образ жестокого эгоиста, уморившего жену ради того, чтобы каждый день есть крыжовник.
  4. Пейзаж – Окружающая природа в рассказе гармонирует с настроением героев и задаёт настроение у читателя. Когда Буркин и Чимша-Гималайский идут по полю, пейзаж вокруг них жизнерадостен и светел. Но когда повествование приближается к истории о Николае Иваныче, начинает собираться дождь. В конце рассказа погода окончательно портится, небо заслоняют тучи и капли дождя барабанят в окна. Роль пейзажа в рассказе «Крыжовник» заключается не только в демонстрации настроения повествования, но и в форсировании сюжета: дождь заставил приятелей собраться вместе и поговорить по душам.

Проблемы

Проблематика рассказа «Крыжовник» была и будет актуальной, ведь в ней рассматриваются вопросы, универсальные для каждого времени.

  • Эгоизм – Николай Иваныч всю свою жизнь посвятил достижению индивидуального счастья, не заботясь о других. В конце он достигает своей цели, но только ещё глубже уходит в себя и свои заботы. Брат отмечает самодовольство и гордость Николая Иваныча, которых раньше не было. Потворство эгоизму сделало героя хуже.
  • Равнодушие – Чехов вырисовывает образ типичного обывателя, погрязшего в своём достатке и отвернувшегося от других людей. Писатель осуждает такой образ жизни, он считает, что человек должен всегда думать и о других людях. Безразличие повергает его в состояние духовной слепоты.
  • Деградация личности – Автор показывает нам парадоксальность жизни. Его герой, идя к своей мечте, не развивается, как было бы у какого-нибудь другого писателя, а, наоборот, деградирует. Достигнув цели всей своей жизни, Николай окончательно опускается на дно, превращаясь в пародию на человека.
  • Пути достижения цели – Николай пошёл на чудовищные жертвы и даже на злодеяние, чтобы осуществить свою мечту. Однако едва ли всё это стоило полученного результата.

Основная идея

Чехов деконструировал традиционный не только для русской, но и для мировой литературы штамп о маленьком человеке, который хочет построить свой собственный дом. Если у прочих писателей это стремление вызывает только одобрение, то Чехов показывает, что в этой мечте не ничего романтичного, что путь к этой мечте не всегда правилен и честен, а его итог зачастую сомнителен. Но главная мысль рассказа «Крыжовник» в том, что даже идеалы маленького человека безнравственны, даже его тихое счастье, рай в шалаше — всего лишь мелочный эгоизм ничтожества. Да, он не хочет золотых гор, но ему так же, как и богачу, наплевать на других, он такой же безнравственный и жадный, столь же бесполезен и даже вреден для общества. Вот, что хотел сказать Чехов в рассказе «Крыжовник»: не только пути достижения, но и цели маленького человека аморальны по своей сути. Они лишь унижают его человеческое достоинство.

Смысл рассказа «Крыжовник» главный герой, Иван Иваныч выразил во фразе:

Счастья нет и не должно его быть, а если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом. Делайте добро!

Чему учит?

Этот рассказ заставляет читателя быть благоразумным, думать своей головой и не зацикливаться на призрачных образах прошлого. Автор ставит под сомнение важность материального благополучия, заявляет о необходимости сострадания и взаимопомощи в обществе, осуждая обывательское равнодушие. Такой вывод можно сделать после прочтения рассказа «Крыжовник».

Идеалы личного счастья и тихой жизни вдали от суеты глубоко омерзительны автору, ведь в них нет того величия, на которое способен один лишь человек. Получается, в тихом омуте благополучия он губит свой природный потенциал и способствует деградации общества. Такова мораль А.П. Чехова и его рассказа «Крыжовник».

Критика

Рассказ Чехова был высоко оценён самим Немировичем-Данченко, который находил его очень глубокомысленным.

Борис Эйхенбаум видел в «Крыжовнике» выражение болезни всего русского общества. Он отмечал жизненность произведения и приписывал Чехову едва ли не мессианскую роль.

Л.Н. Толстой одобрял главную мысль А.П. Чехова о природе счастья и высоко ценил творчество своего коллеги.

В советское время заслуги Чехова ставились очень высоко, ведь в его творениях было много осуждения в адрес капиталистического строя и его заскорузлой формальности:

XIX век, особенно его вторая половина, был эпохой великой переоценки укоренившихся ценностей. Критика уродств буржуазно-дворянского строя стала важнейшей темой русской и мировой литературы. Вклад Чехова в разработку этой темы определился его умением увидеть драму там, где, казалось бы, не было и тени неблагополучия. Он сумел пойти в глубь действительности и в микромире повседневных будней показать чудовищную противоестественность строя господствующих отношений. (Бердников Г. П. Чехов // История всемирной литературы / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Наука, 1994. — Т. 8)

«В трилогии «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви» (1898), в рассказах и повестях конца 1890 — нач. 1900-х гг., в последнем рассказе «Невеста» (1903) Чехов рисовал духовный застой и порыв героя к лучшей жизни.» (З.С.Паперный, Чехов Антон Павлович // Большая советская энциклопедия. — 3-е изд.) 

Восторженных похвал рецензентов удостаивались особенности речи героев Чехова и художественные детали в рассказе «Крыжовник». Символ крыжовника стал общеупотребительным обозначением мещанской зацикленности человека на материальном благе. Он встал в один ряд с «Шинелью» Гоголя. Речь героев Чехова ценится за счет ее естественности и жизненности. Так, например, автор тонко высмеивает мнимую значимость, которую приписывает себе и своему имению новоявленный барин:

В письмах своих брат называл свое имение так: Чумбароклова Пустошь, Гималайское тож. Приехал я в «Гималайское тож» после полудня.

В этой фразе сосредоточен весь пафос новоявленного дворянина, внука крестьянина, который изо всех сил старается быть более благородным и аристократичным, поэтому выдумывает своему домику у речки витиеватые названия.

В наши дни рассказ «Крыжовник» считается одним из ярчайших произведений Чехова, а монолог про молоточек наизусть знают многие жители России.

Автор: Михаил Щепин

Анализ «Крыжовник» Чехов

Анализ «Крыжовник» Чехов

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 923.

Обновлено 10 Июля, 2021

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 923.

Обновлено 10 Июля, 2021

Творчество А. П. Чехова удивительно простое, крайне содержательное и поучительное. Его произведения заставляют думать, размышлять, стыдиться и радоваться. Анализ рассказа будет полезен учащимся 8 класса при подготовке к урокам литературы. В рассказе Чехова “Крыжовник” поднимаются вопросы смысла жизни, человеческого счастья, эгоизма и равнодушия. Анализ и подробный разбор всех художественных особенностей произведения “Крыжовник” Чехова содержится в нашей статье.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Краткий анализ

Год написания – июль 1898.

История создания – на создание рассказа повлияла история, рассказанная автору о человеке, мечтавшем о нарядном мундире, расшитом золотом; но купив дорогой мундир, он не успел надеть его: сначала не было повода, потом человек скончался.

Тема – счастье, смысл человеческой жизни, мечта и реальность.

Композиция – представляет собой рассказ в рассказе.

Жанр – рассказ

Направление – реализм.

История создания

Есть несколько версий, кто рассказал Антону Павловичу похожую историю из жизни, которая натолкнула его на создание рассказа. Лев Николаевич Толстой или литератор, юрист и общественный деятель Анатолий Фёдорович Кони поведали автору историю о чиновнике, который лелеял мечту о расшитом золотом мундире. Когда его мечта осуществилась и мундир сшили, человеку было некогда надеть его; потом не нашлось достойного повода для облачения в праздничный наряд, а после – чиновник умер.

Проблема смысла жизни, её скоротечности взволновала Чехова. В июле 1898 года он написал рассказ про человека, мечтавшего о поместье с кустами крыжовника, произведение получилось глубоко философское и трогательное. Чехов поднял вечные вопросы в особенной, свойственной только ему манере. Первые наброски к повествованию говорят о том, что изначально оно должно было быть более жёсткое и трагичное. Образ главного героя – одинокого, больного, получившего свою мечту в неожиданной форме был заменён в итоге на более “мягкую” версию. В том же году произведение было опубликовано в журнале “Русская мысль” в составе трилогии вместе с рассказами “О любви” и “Человек в футляре”.

Многие критики приняли рассказ восторженно, его встретили положительные отзывы и благосклонность литературного мира.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тема

Название рассказа носит в себе скрытую иронию, автор тонко замаскировал глупость и ограниченность героя повествования. Его мечты об имении с кустами крыжовника – то, на что потрачена вся жизнь, цель, которая не стоит того, чтобы к ней стремиться.

Одинокий человек, без семьи, детей, без тепла и душевного понимания друзей и родных (их у него практически не было из-за тех условий, в которые он сам заключил себя в погоне за “крыжовником”) получает то, о чём мечтал. Его душа очерствела, он не умеет любить и заботиться о ближнем, он глух и слеп к настоящей жизни.

Идея произведения заключена в чудеснейшей фразе Ивана Ивановича о “человеке с молоточком”. Если бы такой человек приходил и стучал каждый раз, когда мы забываем о том, что рядом есть люди, которые очень нуждаются в помощи, то на земле могло бы быть гораздо больше счастливых людей. Крайне важные мысли вкладывает автор в уста рассказчика: люди, обретя то, за чем гонятся, чувствуют себя счастливыми и отворачиваются от других, но жизнь рано или поздно покажет свои когти. И тогда “за кулисами” оказываешься ты сам, и все будут так же глухи к твоему горю, как и ты когда-то. Эта закономерность свойственна человеческой натуре, поэтому автор призывает делать добро, пока есть силы и возможность, а не почивать в своём “счастливом мирке”.

Слушатели, Буркин и Алёхин, расслабленные после купания и вкусного ужина, не понимают того, о чём пытался рассказать им товарищ. В тепле и достатке мысли о человеческих судьбах, нищете и бедности не трогают, не волнуют, не кажутся животрепещущими. Алёхину хочется рассказов о дамах, красивой жизни, захватывающих сюжетах, Буркин тоже далёк от философии друга. Проблематика рассказа в том, что жизнь человека пуста и бессмысленна, если он думает только о себе; делать добро другим – вот то, что является мерой счастья. Анализируя собственную жизнь и сбывшуюся мечту своего брата, Иван Иванович приходит к выводу, что нельзя быть счастливым, когда вокруг столько бед и несчастий. Как бороться с таким укладом, он не знает и не считает себя способным на эту борьбу.

Композиция

Особенностью композиции произведения Чехова является форма рассказа в рассказе. Двое давних знакомых, фигурирующих в цикле “маленькой трилогии” (Иван Иванович Чимша-Гималайский и Буркин) оказываются в поле в ненастную погоду, находят укрытие в доме помещика Алёхина. Он принимает гостей и Иван Иванович рассказывает историю жизни своего брата.

Экспозицией рассказа служит описание природы во время дождя, радушный приём уставших, промокших путников хлебосольным хозяином. Повествование время от времени прерывается мыслями и философскими отступлениями самого рассказчика. В целом композиция очень гармоничная, удачно подобранная для смыслового наполнения.

Условно текст рассказа можно поделить на несколько частей. В первой – экспозиция и завязка (в преддверии ненастья Буркин напоминает Ивану Ивановичу, что тот хотел рассказать какую-то историю). Вторая часть – приём гостей, посещение купальни и уютный вечер в роскошном доме – раскрывает нравы, привычки и отношение к жизни хозяина и его гостей. Третья часть – повествование Ивана Ивановича о своём брате. Последняя – размышления рассказчика и реакция присутствующих на его рассказ и философствования.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Крыжовника».

Жанр

Самый излюбленный литературный жанр А. П. Чехова – это рассказ. Малая эпическая форма с одной сюжетной линией и минимальным количеством персонажей помогает автору создавать лаконичные, злободневные и очень правдивые произведения. Написанный в духе реализма “Крыжовник” стал маленькой историей, которая учит большим истинам. Именно эта особенность свойственна всем рассказам Чехова – смысловая масштабность в ограниченном объёме.

Тест по произведению

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Наталья Миллер

    11/11

  • Вероника Гвоздкова

    11/11

  • Исмаилова Азиза

    11/11

  • Кирилл Лучицкий

    11/11

  • Иван Димитров

    10/11

  • Александра Машкова

    11/11

  • Ольга Стоян

    11/11

  • Настя Бутенко

    11/11

  • Ирина Салаева

    11/11

  • Вадим Слизский

    8/11

Рейтинг анализа

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 923.


А какую оценку поставите вы?

Главная мысль рассказа «Крыжовник» (АНАЛИЗ)

На чтение 4 мин Обновлено 15 февраля, 2022

Какая главная мысль рассказа «Крыжовник» Антона Чехова понять можно ознакомившись с кратким содержанием. Анализ произведения поможет узнать, какая тема, идея, жанр, проблематика, герои.

Содержание

  1. «Крыжовник» главная мысль рассказа
  2. Проблемы рассказа
  3. Главные герои рассказа «Крыжовник» и их характеристика

«Крыжовник» главная мысль рассказа

Год написания — 1898

Тема произведения —  погоня за личным счастьем, эгоистичное и бездушное восприятие действительности.

Идея — человек не должен прятаться в свое благополучие. Надо увеличивать количество добра в мире, и тогда оно в нужный момент найдет и нас.

Время действий — конец XIX века, царская Россия, имении Софьино (помещика Алёхина)

Главная мысль — нужно нести добро людям и помогать, человек не может ограничиваться лишь низменными желаниями. Любой успешный человек не должен замыкаться на себе. Автор показывает что только тогда, когда мы будем думать и о других мир станет лучше. Нельзя быть счастливым среди страданий и нищеты, равнодушно наблюдая гибель других.

Рассказ учит совершать добрые поступки, быть активными членами общества, помогать бедным, сиротам и бездомным.

Главный герой воплотил свою мечту в жизнь дорогой ценой, смерть жены, отказ от друзей и семьи, и всё это ради покупки усадьбы, в которой он отгородился от мира и закрылся, как в «футляре». На примере героя мы видим, что когда материальное превалирует над духовным, то человек не становится лучше, а даже наоборот. Автор дает нам возможность задуматься над благом, которое мы должны нести в мир.

Проблемы рассказа

  • Алчность и тщеславие. Главный герой считает, что счастье в материальных благах. Николай Иваныч всю жизнь работал ради денег, ради покупки поместья.  Но он ошибался, изображая барина и кушая кислый крыжовник он был одинок. Ощущая себя богатым, он начинает рассуждать о счастье. Говоря, это дар божий, и только избранному вроде него под силу жить в раю на земле. Он постепенно стал следовать правилу: мне хорошо, а до остальных ему дела нет. Став «барином», Николай Иванович не замечает, что со временем все более и более превращается в живой труп.
  • Важной проблемой является проблема — эгоизма. Главный герой, не хотел видеть и не обращал внимания на несчастья и проблемы других людей.  Для него главным было его состояние, а до других ему дела не было.

Главные герои рассказа «Крыжовник» и их характеристика

  • Николай Иванович Чимша-Гималайский — дворянин, чиновник, потом помещик. Он целеустремлённый, но мелочный, скаредный до фанатизма. Герой посвятил всю свою жизнь тому, чтобы исполнить свою мечту: стать владельцем имения с кустами крыжовника. Он стал экономить на всем, даже на еде и одежде, стал скупым и алчным. Он и в брак вступил не по любви, а по расчету, ведь его жена была богатой вдовой и вскоре Николай Иванович уморил уморил её голодом.  Когда после 40 лет герой наконец приобрел скромное имение, посадил крыжовник, то почувствовал себя барином. Николай Иванович много ест, полнеет и очень обижается, когда слегу и мужики не называют его «ваше высокоблагородие». Он.  рассуждал о пользе телесных наказаний, ел собственный крыжовник и был абсолютно счастлив.
  • Иван Иванович, ветврач, старший брат Николая Ивановича. Добрый и милосердный.  Побывав у брата и увидев его безразличие к жизни других он задумался о своей жизни. Иван Иванович, хоть и любит брата, но не понимает его духовной узости. Он считает, что такая жизнь — это не жизнь, это эгоизм и лень. Герои просит своих слушателей, пока они молоды и сильны, делать добро…Ведь  нельзя быть счастливым когда столько бедных и несчастных людей вокруг тебя.
  • Буркин – учитель гимназии, товарищ Ивана Иваныча.
  • Павел Алёхин – помещик. Ему 40 лет, он заботится только о своём  хозяйстве. неопрятный, неряшливый.

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Основная тема и идея произведения Чехова «Крыжовник»

    1 слайд

    Основная тема и идея произведения Чехова «Крыжовник»

  • Тема рассказа "Крыжовник"-это погоня за личным счастьем, эгоистичное и бездуш...

    2 слайд

    Тема рассказа «Крыжовник»-это погоня за личным счастьем, эгоистичное и бездушное восприятие действительности. Нельзя быть счастливым среди страданий и нищеты, равнодушно наблюдая гибель других. Закрыться » в футляре» от несовершенства мира-это смысл рассказа.

  • Идея рассказа-это попытка разбудить людей, сделать их участливыми, сердобольн...

    3 слайд

    Идея рассказа-это попытка разбудить людей, сделать их участливыми, сердобольными и призвать творить добро. Нельзя сидеть молча и лишь наблюдать за жизнью общества, необходимо принимать участие в жизни и делать добрые дела. Главный герой воплотил свою мечту в жизнь дорогой ценой, смерть жены, отказ от друзей и семьи, и всё это ради покупки усадьбы, в которой он отгородился от мира и закрылся, как в «футляре».

  • Крыжовник,который вырос,счастье для героя,а на деле-это ограниченное существо...

    4 слайд

    Крыжовник,который вырос,счастье для героя,а на деле-это ограниченное существование,кислое и невкусное.Что стало с главным героем,как он опустился и потерял человеческие качества,всё это рисует Чехов,с призывом к прогрессивным людям:»Не уставать делать добро. Цель и смысл жизни не в личном счастье, «а в чем-то более разумном и великом».

  • Совершенно очевидно, что рассказ Антона Павловича Чехова- Крыжовник учит чита...

    5 слайд

    Совершенно очевидно, что рассказ Антона Павловича Чехова- Крыжовник учит читателя тому, что есть цели и пути достижения этих целей, которые могут превратить человека в обывателя и мещанина в смысле не только образа жизни, но и в смысле отношения к жизни , к людям, даже к родным людям, через которых человек в рассказе, главный герой, Николай Чимша-Гималайский попросту переступает ради достижения ничтожной по сути мечты иметь собственное имение и выращивать там крыжовник.

  • Чехов, на мой взгляд, подчёркивает, что мещанство и эгоизм, это, на самом дел...

    6 слайд

    Чехов, на мой взгляд, подчёркивает, что мещанство и эгоизм, это, на самом деле, и есть одно из величайших зол российского общества того времени, то есть второй половины 19-го века, начала 20-го века.

  • Сочинения
  • По литературе
  • Чехов
  • Смысл рассказа Крыжовник

Сочинение Смысл рассказа Крыжовник Чехова (главная мысль)

Рассказ «Крыжовник» раскрывает роль человека в общем строе жизни.  Повествование ведется от лица Ивана Ивановича, он рассказывает историю жизни своего брата Николая. Оба они выросли в деревне, сельская жизнь очень нравилась Николаю. Став старше, он решает быть помещиком и накопить денег на личную усадьбу. Чтобы сидеть на балконе, глядеть на лес, пруд, и наслаждаться крыжовником, выращенным на собственном огороде. Для осуществления этой цели он ведет очень экономную жизнь. Вступает в брак по расчету, причем доводит жену до голодной смерти. Купив наконец имение, Николай чувствует себя полностью счастливым, ест свой любимый, но совершенно не вкусный крыжовник. Крыжовник стал символом его мечты, которая на поверку оказалась кислой. Он совсем не думает о том, как несчастны люди, живущие рядом с ним. Конфликт очевиден.

Раскормленная собака бегает по двору Николая, не в силах даже лаять, в то время, как дети бедняков умирают от недоедания. Новоиспеченный помещик, отгородился ото всего в своем тесном, сытом мирке. Николай преисполнился наглости и чванства, он закрыл глаза на уродливые язвы общества. По мнению Чехова – Николай являет собой пример типичного нравственного падения личности. Чехов как будто спрашивает – как можно быть счастливым в таких обстоятельствах?

Автор выражает свою позицию протеста, против такой жизни через рассказчика – Ивана Ивановича. Иван не может смириться с проявлениями лени и эгоизма брата. Молодость свою, Николай потратил на обретение имения, а ведь за это время он мог помочь обществу. Иван не видит смысла в «ничтожном существовании» Николая и ему подобных.

 Наиболее остро конфликт ощущается в ту ночь, когда он ночевал у брата. Иван слышал, как Николай вставал ночью и брал по одной ягодке крыжовника. В этот момент он осознал ужасающий контраст понятий: «наглость и праздность сильных» рядом с «скотоподобием слабых». Эмоции переполняли Ивана Ивановича, ведь вокруг невозможная нищета, лицемерие, ложь, пьянство и вырождение. Тем временем все, что нужно Николаю Ивановичу – это тарелка с кислыми ягодами. Крыжовник со вкусом эгоистичной мечты, с явным привкусом морального падения.

Конфликт рассказа складывается из противопоставления потенциала русской интеллигенции и той жизнью, которую она ведет на самом деле.

Представленный Чеховым конфликт, заставляет читателя невольно задуматься – что для него важнее в жизни: футлярное счастье или реализация своих возможностей на благо человечества.

2 вариант

Автор А.П. Чехов в произведении отражает ничтожные мечты человека. Главный герой добровольно создает себе своеобразный «футляр». Для него мечта о своей усадьбе и выращивании крыжовника стала символом благополучной жизни.

Николай Иванович хотел проживать в шикарной усадьбе, где на земле рос крыжовник. Эта мечта появилась у него из детских воспоминаний, когда он проводил лето в деревне. Для осуществления его мечты у него не было финансовых возможностей, но он стремился достигнуть цели. Он начал карьеру с небольшой должности, но обладал скромным доходом.

Для воплощения мечты он лишал себя разных радостей, которые доступны ему в жизни. Стоит отметить, что из приличного человека он медленно превращался в ужасную личность. Для воплощения мечты он экономил на еде и воде, ходил в плохой одежде. Все деньги он отдавал в банк.

Чтобы приумножить доход, он вступил в брак со старой вдовой. В первом  браке женщина не знала подобных ограничений, но мужчина заморил женщину голодом. К своим доходам он присоединил доходы супруги, поэтому купил себе шикарную усадьбу. В усадьбе не было крыжовника, поэтому он купил 20 кустов и высадил их у себя на участке.

После осуществления задуманного плана, он стал жить счастливо в усадьбе, показывая родственнику крыжовник, выросший у него на участке. Он достиг своей заветной цели. При достижении своей цели он истратил жизненные силы, став бесчувственным человеком. Для Николая его поместье стало своеобразным «футляром», где он спрятался от окружающих людей. Теперь основной целью он считал удовлетворение своих желаний.

После этих душевных трансформаций у мужчины возникают серьезные психологические проблемы. При отсутствии собственных идеалов, забыв о благородных целях брат Ивана Ивановича трансформируется в убогого человека.

Чехов в названии произведения отражает глубокий смысл. Дело в том, что Николай стремился исполнить свою мечту, наслаждаясь ценными ягодами. В этот момент крыжовник выступает в качестве определенного символа счастливой жизни. Данный пример заставляет  подумать о поставленных в жизни целях.

Опубликовал автор рассказ в 1898 году. Он находится в трилогии вместе с двумя произведениями автора. В трех рассказах поднималась тема узкого мышления человека.

Его персонаж Иван Иванович отражает мысли автора о том, что нельзя радоваться горю чужих людей. Еще автор призывает людей, чтобы они окликались на призывы о помощи, поэтому вам помогут в тяжелом положении. Для Чехова счастье заключается в поступках, приносящих пользу людям. Произведение обладает глубоким смыслом, а автор пытается проанализировать проблему счастья.

Главная мысль

Буквально все произведения Антона Павловича Чехова  являются классикой и многие перечитывают их и не один раз. Во всех произведениях есть смысл, которые не может не произвести впечатление на читателя. И одним из таких произведений является рассказ «Крыжовник». Часто читатели задаются вопросом в чем же смысл названия этого произведения. Но чтобы ответить на этот вопрос необходимо обратится к сюжету произведения.

При чтении произведения читатель впечатляется описанием жизни села, общением, которое происходит между людьми 19 века. В основе сюжета показано отношением между братьями. Один находится на государственной службе, а другой трудится врачом. Оба брата относятся к дворянскому сословию, рассудительные и мечтательные. Младший брат на протяжении долгого времени мечтал о собственном имении, где находился бы большой дом и обязательно куст крыжовника. Причем он даже нарисовал картинку, где был не только большой и красивый дом, но еще и кусты крыжовника. Он смог осуществить свою мечту и приобрел участок, на котором располагался дом и буквально сразу же высадил кусты крыжовника в количестве 20 штук. Он стал самым настоящим барином. Как-то раз к нему в гости приезжает старший брат и он ставит на стол тарелку с ягодой крыжовника, начинает есть его с удовольствием. Сначала кажется, что он абсолютно счастлив, ведь его мечта осуществилась и у него все есть. Но как оказалось на самом деле не все так красочно.

В реальности вокруг его имения процветала наглость, праздность, погибло много детей от голода, а многие люди просто спились. Он говорил, что человека должна заботить не только его мечта и ее воплощение, но еще жизнь окружающих людей. И если у человека есть возможность помогать другим людям и совершать добрые дела, то он обязательно должен это делать.

В произведении автора присутствует скорбный реализм, который заключается в способности людей видеть общее в частном и повседневном. Рассказ очень актуален и в современное время, потому что зачастую людей не интересуют проблемы окружающих людей. Каждый заботится только о своем благосостоянии и счастье.

Писатель с помощью главного героя много рассуждает о счастье, о том, что оно такое невозможно и не стоит к нему даже стремится. Ведь то счастье, которое обрел чиновник, хуже горя. Это счастье является символом смерти души, потерянной совести и ума. Не стоит зацикливаться только на своем благополучии, нужно обязательно помнить о своих духовных качествах и не дать душе почерстветь. Сострадание и человечность являются главными признаками высокой духовности человека.

Также читают:

Картинка к сочинению Смысл рассказа Крыжовник

Смысл рассказа Крыжовник

Популярные сегодня темы

  • Деградация Дмитрия Старцева (по рассказу Ионыч Чехова) сочинение

    На примере главного героя рассказа «Ионыч», доктора Дмитрия Старцева, Антон Павлович Чехов демонстрирует читателям печальный пример моральной деградации человека и его полнейшего духовного опустошения

  • Сочинение Печорин и водяное общество

    Михаил Юрьевич Лермонтов принадлежит к числу самых великих русских писателей. Это безусловный и абсолютный факт. Произведения Михаила Юрьевича написаны на остросоциальные темы

  • Анализ повести Невский проспект Гоголя (смысл, суть и идея произведения)

    В Невском проспекте гоголь разбирает истории двух горожан, которые ухлестывают на центральной улице города за дамами. Речь идет о поручике и художнике, таким образом, повесть состоит из двух частей

  • Сочинение на тему Подвиг (9 класс 15.3)

    Последнее время я много думаю, что же такое – подвиг. Ведь слово состоит из приставки «по» и корня «двиг». Мне кажется, что это значит что-то отодвинуть или, наоборот, подвинуть к чему-то: вынести ребенка из огня и отодвинуть беду

  • Сочинение на тему Красота. Что такое красота? 9 класс 15.3 ОГЭ

    Перед каждым человеком, хотя бы раз в жизни возникал вопрос, а что же такое «красота»? Понятно, что у каждого из нас, это слово ассоциируется с чем-то хорошим, радующим глаз, вызывающим положительные эмоции

Конец 19 века — время, ознаменовавшееся периодом застоя в общественно-политической жизни России. В эти непростые для нашего Отечества дни известный писатель А. П. Чехов пытается донести благие идеи до мыслящих людей. Так, в рассказе «Крыжовник» он задает читателю вопросы о смысле жизни и истинном счастье, обнажая конфликт между материальными и духовными благами.

Содержание:

  • 1 История создания
  • 2 Жанр и направление
  • 3 О чем?
  • 4 Композиция
  • 5 Главные герои и их характеристика
  • 6 Темы
  • 7 Проблемы
  • 8 Смысл
  • 9 Критика

История создания

Вошедший в «маленькую трилогию» рассказ А.П. Чехова «Крыжовник» напечатали издатели «Русской мысли» в 1898 году. Он был создан писателем в селе Мелихово, Московской области. Данная история является продолжением произведения «Человек в футляре», которое тоже повествует об омертвевшей человеческой душе с искаженным понятием о счастье.

Считается, что за основу своего сюжета Чехов взял рассказ, который известный юрист Анатолий Кони поведал писателю Л.Н. Толстому. Эта история повествует об одном чиновнике, который подобно Н.И. Чимше—Гималайскому, всю жизнь откладывал сбережения ради осуществления своей мечты. Чиновник верил, что парадный мундир с золотыми вышивками принесет ему почет и уважение, сделает его счастливым. Вот только при жизни «счастливая» вещь ему не пригодилась. Более того, потускневший от нафталина мундир надели на беднягу лишь на его собственных похоронах.

Жанр и направление

Произведение «Крыжовник» написано в жанре рассказа и относится к такому направлению в литературном творчестве, как реализм. Лаконичная прозаическая форма позволяет автору изложить свои мысли наиболее кратко, и как следствие, привлечь внимание читателя, достучаться до его сердца.

Как известно, рассказ от других жанров отличает наличие всего лишь одной сюжетной линии, присутствие одного или двух главных героев, небольшое количество второстепенных действующих лиц и небольшой объем. Все эти признаки мы наблюдаем в «Крыжовнике».

О чем?

Ветеринар Иван Иваныч Чимша-Гималайский и учитель гимназии Буркин застигнуты в поле дождем. Герои пережидают непогоду в усадьбе Алехина — приятеля Ивана Иваныча. Тогда врач делится с сотрапезниками историей своего брата, судьба которого сложилась печально.

Братья с детства познали одну простую истину — за удовольствие надо платить. Они происходили из небогатой семьи, старались сами себя обеспечить.

Особенно стремился к обогащению младший из братьев — Николай Иваныч.  Пределом всех его мечтаний были усадьба и сад, в котором рос бы спелый и ароматный крыжовник. Ради достижения своей цели Чимша—Гималйский даже сгубил жену, пусть и не нарочно. Он экономил на всем, казалось, ничего не замечал вокруг, кроме объявлений о продаже «десятин пашни и луга с усадьбой». В конечном итоге ему все-таки удалось приобрести желанный участок. С одной стороны, главный герой счастлив, он с удовольствием уплетает свой крыжовник, строит из себя сурового, но справедливого барина… Но с другой стороны, нынешнее положение Николая Иваныча не радует его брата, который приехал погостить. Иван Иваныч понимает, что есть вещи, ценность которых намного значительнее удовольствия есть собственный крыжовник. Именно в этот момент конфликт материального и духовного достигает апогея.

Композиция

Сюжет «Крыжовника» строится по принципу «рассказ в рассказе». Нелинейное повествование помогает автору углубить смысл произведения.

Помимо истории главного героя рассказа, Николая Иваныча Чимши—Гималайского, существует  и другая реальность, в которой живут Иван Иванович, Алехин и Буркин. Последние два дают свою оценку произошедшему с Николаем Иванычем. Их представления о жизни —  наиболее распространенный вариант существования людей. Важно обратить внимание на экспозицию рассказа, которая содержит подробное описание природы. Пейзаж в имении Николая Ивановича подтверждает духовную нищету новоиспеченного барина.

Главные герои и их характеристика

  1. Чимша-Гималайский Иван Иваныч — представитель дворянского сословия, который служит на медицинском поприще – лечит животных. Он также является персонажем рассказов «Человек в футляре» и «О любви». Этот герой выполняет важные функции в рассказе «Крыжовник». Во-первых, он — рассказчик, во- вторых, герой-резонер, так как из его уст читатель может услышать обращение автора, его главные мысли. Например, слова Ивана Иваныча о быстротечности жизни, необходимости действовать и жить здесь и сейчас.
  2. Чимша-Гималайский Николай Иваныч — представитель дворянского сословия, мелкий чиновник, а затем и помещик. Он на два года моложе своего брата, «добрый, кроткий человек». Персонаж стремился вернуться в деревню — вести тихую жизнь помещика. Грезил о том, как будет кормить уток на пруду, гулять по саду, купаясь в лучах теплого солнца, срывать с еще мокрых от утренней росы веток спелые ягоды крыжовника. Ради мечты он отказывал себе во всем: экономил, женился не по любви. После смерти жены он, наконец, смог купить имение своей мечты: обжился, стал полнеть и важничать, рассуждать о своем благородном происхождении, а мужиков просил обращаться к себе «Ваше благородие».

Темы

В данном произведении затронуты темы счастья, мечты, поиска смысла жизни. Все три темы тесно связаны друг с другом. Мечта о собственной усадьбе с крыжовником привела Николая Иваныча к его счастью. Он не только с наслаждением ел крыжовник, но и с умным видом рассуждал о народном образовании, искренне верил, что благодаря ему каждый простой мужик сможет стать полноценным членом общества. Только вот счастье главного героя является ложным: это всего лишь покой, праздность, что ведут его к застою. Время вокруг него буквально остановилось: ему не нужно утруждать себя, стараться и отказывать себе в чем-либо, поскольку теперь он — барин. Раньше Николай Иваныч был твердо уверен в том, что счастье нужно завоевывать, заслуживать. Теперь же, по его мнению, счастье — это дар божий, и только избранному вроде него под силу жить в раю на земле. То есть, его сомнительное достижение стало лишь плодородной почвой для эгоизма. Мужчина живет только для себя. Став богатым, он обеднел духовно.

Можно выделить и такую тему, как равнодушие и отзывчивость. Рассказчик, рассуждая на эту тему, отмечает, что ни Алехин, ни Буркин до конца не поняли его идей, проявили пассивность к весьма поучительной истории о смысле жизни. Сам Иван Иваныч Чимша—Гималайский призывает каждого искать счастье на протяжении всей жизни, помнить о людях, а не только о себе.

И таким образом, герой признает, смысл жизни заключается не в удовлетворении плотских желаний, а в более возвышенных вещах, например, помощи ближним.

Проблемы

  1. Алчность и тщеславие. Главной проблемой в рассказе «Крыжовник» являются заблуждения человека о том, что истинное счастье — это материальные блага. Так, Николай Иваныч всю жизнь трудился ради денег, жил во имя них. В итоге, его представления оказались ошибочными, оттого он и ел кислый крыжовник, улыбаясь и приговаривая: «Ах, как вкусно!». В его представлении только деньги дают человеку значимость: будучи барином, он и сам стал превозносить себя, как будто без усадьбы
  2. Не менее важная проблема — эгоизм. Главный герой, как и многие люди на земле, забывал или не хотел помнить о несчастьях окружающих. Он следовал такому правилу: мне хорошо, а до остальных и дела нет.

Смысл

Главная мысль А.П. Чехова выражается во фразе Ивана Иваныча о том, что нельзя радоваться тогда, когда другим плохо. Нельзя закрывать глаза на чужие проблемы, важно помнить, что беда может постучаться в любой дом. Важно уметь вовремя откликаться на просьбы о помощи, чтобы и вам помогли в трудную минуту. Таким образом, автор выражает свое презрение к постоянному покою и стагнации в жизни человека. Счастье, по Чехову — это движение, действие, при этом направленное на совершение добрых и справедливых поступков.

Эта же идея прослеживается во всех частях трилогии.

Критика

Положительно рассказ «Крыжовник» оценивал В. И. Немирович-Данченко:

Хорошо, потому что есть и присущий тебе колорит, как в общем тоне и фоне, так и в языке, и еще потому, что очень хорошие мысли…

Но не только критики и литературоведы высказались о прочитанном. Антону Павловичу активно писали письма простые люди. Например, как-то раз писатель получил письмо от Наталии Душиной, ученицы технического училища. Вот ее цитата:

Когда я читаю что-нибудь Ваше, то я чувствую всегда, что я жила с этими людьми, что я хочу то же сказать о них, что сказали Вы, и не одна я это чувствую, и это потому, что Вы пишете только правду и всё сказанное не так, как сказали Вы, — будет ложь…

Наиболее развернутое описание творческой манеры Чехова описывать реалии русской жизни дал Б. Эйхенбаум в своей статье в журнале «Звезда»:

С годами художественные диагнозы Чехова уточнялись и углублялись. Болезнь русской жизни приобретала под его пером все более резкие и яркие очертания. <…> От диагнозов Чехов стал переходить к вопросам лечения. С особенной силой это выступило в рассказе «Крыжовник». <…> Чехов никогда не сочинял — он услыхал эти слова в жизни и обрадовался им, потому что сам он и был этим человеком с молоточком. Он стучал в самое сердце России — и достучался.

Особенно эмоционально о рассказе высказался Г.П. Бердников, заявив о том, что «стыдно быть счастливым» в той реальности, которую описывает Чехов.:

Драма… раскрывается перед нами в рассказе «Крыжовник». <…>  Однако под пером Чехова охватившая чиновника мечта-страсть так поглощает его, что в конце концов совершенно лишает человеческого облика и подобия.

Автор: Ирина Романова

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

  • Осилить как пишется правильно
  • Основная мысль рассказа зощенко великие путешественники
  • Основная мысль рассказа кот в сапогах драгунский
  • Основная мысль рассказа белолобый чехова
  • Осидать или оседать как пишется