Основная мысль рассказа недоросль фонвизин

«Недоросль» читательский дневник

«Недоросль» читательский дневник

4.4

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 5988.

Обновлено 6 Августа, 2021

4.4

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 5988.

Обновлено 6 Августа, 2021

«Недоросль» – нетленная классика русской драматургии, затронувшая проблемы, которые не перестают быть актуальными и по сей день. Пьеса повествует о молодом избалованном дворянине, не желавшем учиться и всячески развиваться.

Краткое содержание «Недоросль» для читательского дневника

ФИО автора: Фонвизин Денис Иванович

Название: Недоросль

Число страниц: 96. Денис Фонвизин. «Недоросль. Бригадир». Издательство «АСТ». 2017 год

Жанр: Комедия

Год написания: 1782 год

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Время и место действия

Действие поэмы разворачивается в России во второй половине XVIII века в имении Простаковых. Название произведения неслучайно: слово «недоросль» в XVIII веке означало молодого дворянина, не получившего письменного удостоверения о выучке от учителя. Таких юношей не брали на службу, им не разрешали вступать в брак.

Главные герои

Митрофан – шестнадцатилетний дворянин, капризный, ленивый, эгоистичный, необразованный.

Госпожа Простакова – мать Митрофана, недалёкая, грубая женщина.

Скотинин – брат Простаковой, жадный и корыстолюбивый, скотоподобный помещик.

Софья – молодая девушка, сирота, богатая наследница.

Стародум – родной дядя Софьи, принципиальный, порядочный, честный.

Правдин – постоялец Простаковых.

Милон – молодой офицер, возлюбленный Софьи.

Обратите внимание, ещё у нас есть:

Сюжет

В семействе помещиков Простаковых подрастал единственный наследник – шестнадцатилетний Митрофанушка. Донельзя избалованный любящими родителями, в особенности матушкой, он вырос эгоистичным, ленивым, грубым и откровенно глупым юношей. Госпожа Простакова наняла сыну учителей, однако сама же не давала ему учиться, полагая, что уроки могут дурно повлиять на самочувствие драгоценного Митрофанушки.

В доме Простаковых также жила их дальняя родственница – сирота Софья. Помещики взяли её к себе, чтобы контролировать её наследство. Родной дядюшка Софьи, Стародум, отправился в Сибирь и долгое время о нём не было никаких известий. Все решили, что он давно умер.

Тем временем Скотинин решил не терять времени зря и жениться на Софье – богатой наследнице. Когда девушка неожиданно получила письмо от дяди Стародума, она узнала, что в её распоряжении оказалось всё его состояние, нажитое за долгие годы в Сибири. Узнав об этом, госпожа Простакова надумала женить на сироте своего неуча Митрофана. Она вступила в конфликт со Скотининым, поскольку не собиралась отдавать ему столь лакомый «кусок».

Тем временем через деревню проходили солдаты под командованием молодого офицера Милона. Здесь он повстречал своего старого товарища Правдина и поведал ему грустную историю своей любви. Выяснилось, что Милон давно влюблён и уже более полугода находится в разлуке со своей возлюбленной, которая осталась сиротой и была увезена какими-то дальними родственниками. Счастью молодого офицера не было границ, когда в деревне Простаковых он встретил свою возлюбленную – Софью.

Вскоре подоспел и Стародум. Познакомившись с Милоном, он понял, что это достойный человек, и дал согласие на его брак с Софьей. Втроём они собрались навсегда покинуть имение Простаковых. Хозяйка очень расстроилась тому, что не сбылись её планы по устройству сына, но она была рада, что он остался с ней. В ответ Митрофанушка цинично нагрубил матери, и та лишилась чувств. Вскоре ему пришлось отправиться на армейскую службу.

Вывод и своё мнение

В XVIII столетии в России недорослями называли молодых, необученных дворян, большей частью невоспитанных и безграмотных. Этому описанию как нельзя лучше соответствует ленивый и глупый увалень Митрофанушка. Госпожа Простакова, желая защитить сына от всех житейских невзгод, оказала ему «медвежью услугу», воспитав его неспособным к самостоятельной взрослой жизни.

Главная мысль

Правильное воспитание, хорошее образование, всестороннее развитие, достойный родительский пример – обязательные условия формирования целостной, гармоничной личности.

Авторские афоризмы

«…Дал мне Бог ученичка, боярского сынка…»

«…Век живи, век учись…»

«…В большом свете водятся премелкие души…»

«…Не хочу учиться, хочу жениться…»

«…Наличные деньги – не наличные достоинства…»

«…Прямое достоинство в человеке есть душа…»

Толкование непонятных слов

Кафтан – верхняя, преимущественно мужская одежда.

Застращать – запугать.

Поместье — земельное владение помещика.

Дворня – при крепостном праве домашняя прислуга в помещичьем доме.

Крепостник — владелец крепостных крестьян, поборник крепостничества.

Придворный — лицо, состоящее при монархе (а также при члене его семьи), входящее в его окружение.

Новые слова

Бестия – плут, пройдоха.

Солонина – мясной продукт, полученный путем длительного выдерживания мяса в поваренной соли

Голубятня – помещение для содержания и размножения голубей.

Деспотизм – неограниченная власть.

Тест по комедии

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Роман Павлушкин

    14/18

  • Раяна Муслимова

    18/18

  • Елена Шультайс

    18/18

  • Гоша Кишенёв

    18/18

  • Chika Az

    14/18

  • Соня Лойко

    18/18

  • Яромир Корнишков

    12/18

  • Зоя Васильевна

    18/18

  • Даниэль Жестков

    16/18

  • Вадим Беккер

    17/18

Рейтинг читательского дневника

4.4

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 5988.


А какую оценку поставите вы?

Комедия «Недоросль» стала важным этапом в развитии русской литературы, в частности русской драматургии. Д.И. Фонвизин создал новый жанр – социально-политическую комедию, в которой соединились реальные сцены из жизни, изображённые с иронией. Автор хотел показать недостаток воспитания и образования в дворянских кругах, а также необходимость развития в себе лучших человеческих качеств.

Структура

Комедия Д.И. Фонвизина состоит из пяти действий. Уже в самом начале произведения автор знакомит читателя с главными героями и окружающей их обстановкой. А в конце первого действия происходит завязка сюжета. Софья получает письмо от своего дяди, и все узнают, что он не погиб. Кроме того, он решил сделать Софью наследницей всего своего состояния, нажитого в Сибири. Узнав об этом, госпожа Простакова передумывает женить своего брата на Софье, теперь она хочет выдать её замуж за Митрофанушку.

В следующих двух действиях события стремительно развиваются. Во втором действии появляется Милон, который оказывается возлюбленным Софьи. Два любящих сердца воссоединяются после долгой разлуки, а госпожа Простакова в это время ссорится со своим братом, после того, как он узнал о её намерениях женить сына.

В третьем действии появляется Стародум. Все члены семьи Простаковых лебезят перед ним, пытаясь расположить к себе опекуна Софьи, а затем породниться с ним. Стародуму это неприятно. В этом же действии раскрывается вся суть учёбы Митрофанушки.

В четвёртом действии Простакова и Скотинин, наконец, понимают, что Софья просто так с ними не породнится. Стародум даёт своё благословение Софье и Милону, но госпожа Простакова не хочет с этим мириться. Она решает против воли выдать Софью замуж за своего сына.

Кульминация и развязка пьесы происходит в заключительном пятом действии. Госпожа Простакова отдаёт приказ похитить Софью и отвезти её в церковь, но Милон спасает свою возлюбленную. Избежав наказания, выпросив прощения у Стародума, Простакова успокоилась. Однако вскоре Правдину пришло указание арестовать её имущество.

Заканчивается комедия тем, что Софья, Милон и Стародум готовятся к отъезду, а Митрофана собираются отправить служить в армию.

Автор: Денис Иванович Фонвизин

Год написания: 1782 год

Главные герои

Митрофан Простаков – главный герой комедии, недоросль. Разбалованный, ленивый, необразованный, эгоистичный юноша. Не стыдится своей глупости. Во всём поддерживает матушку, ни во что не ставит отца. Так же, как и родители может быть угодливым в корыстных целях.

Госпожа Простакова – главный отрицательный персонаж. Мать Митрофана, жена Терентия Простакова. Жестокая, грубая и недалёкая женщина, считает, что ей всё позволено. Очень любит своего сына, пытается устроить его судьбу.

Терентий Простаков – глава семейства. Слабый и бесхарактерный человек, полностью подчинённый воле своей жены. Во всём старается ей угодить, никаких решений не принимает самостоятельно.

Скотинин – родной брат госпожи Простаковой. Жадный, недалёкий помещик. Больше всего любил свиней, на которых сам был похож.

Софья – честная, добрая девушка. Дальняя родственница Простаковых. Попала к ним в дом, оставшись сиротой. В итоге оказалась в центре интриги, лежащей в основе сюжета.

Стародум – дядя и опекун Софьи. Честный, благородный, прямодушный человек. Все его мысли и идеи отражают взгляды самого Д.И. Фонвизина.

Другие персонажи

Правдин – государственный служащий, прибывший в имение Простаковых с проверкой. Порядочный, честный человек, желающий восстановить справедливость..

Милон – молодой офицер, возлюбленный Софьи, а затем её жених.

Еремеевна – кормилица Митрофанушки. Опекает его, стоит за него горой, но всё равно постоянно слушает упрёки от госпожи Простаковой, поэтому чувствует себя несчастной.

Сидорович Кутейкин – учитель Митрофанушки по грамматике. Учился в духовной семинарии, но побоялся стать слишком умным, поэтому бросил обучение. Основные черты характера – жадность, хитрость, любовь к деньгам. Его образ – это сатира, направленная против необразованных попов.

Пафнутьевич Цыфиркин – учитель Митрофанушки по арифметике, отставной сержант. Честный, скромный, добрый человек. Отказался взять деньги за свои уроки, потому что видел, что они ничему не научили Митрофана.

Адам Адамович Вральман – лицемерный, корыстный человек. Бывший кучер Стародума, обманом выдавший себя за учителя французского языка. Добился расположения Простаковой при помощи лести. Ничему не учит Митрофана, и другим не даёт этого делать.

Жанр: Первая русская социально-политическая комедия

Время и место действия

Действие комедии происходит в России во второй половине 18 века. Место действия – имение Простаковых.

Главная мысль

Для формирования целостной, всесторонне развитой личности необходимо правильное воспитание и хорошее образование, а главное – достойный родительский пример. Необходимо жизнь в ногу со временем. А тот, кто не хочет развивать свой дух, ум и тело – обречён на жалкое существование, примитивную и ограниченную жизнь.

Сюжет

Госпожа Простакова – жадная, жестокая, необразованная женщина, которая ни во что не ставит окружающих. Главной заботой в её жизни является то, как преумножить своё состояние, не прикладывая для этого усилий. Даже к своему мужу Простакова относится неуважительно, единственный человек, которого она любила – это её шестнадцатилетний сын Митрофанушка, недоросль. Чрезмерная материнская опека и любовь сделали его эгоистичным, избалованным, ленивым, глупым и грубым. Госпожа Простакова наняла ему учителей, но не из-за того, что беспокоилась об образовании своего ребёнка, а потому что так было положено в то время. Не удивительно, что учителями оказались такие же неучи и обманщики. К тому же госпожа Простакова сама не давала учиться Митрофанушке, считая, что уроки негативно сказываются на его самочувствии.

Кроме них в доме живёт Софья – их дальняя родственница, которую они взяли к себе на воспитание после того, как она осталась сиротой. Госпожа Простакова сделала это не из доброго умысла, а для того, чтобы завладеть состоянием Софьи. Для этого она решила выдать Софью замуж за своего брата Скотинина. Но вскоре пришло известие о том, что дядя Софьи Стародум, о котором долгое время ничего не было слышно, жив. Всё это время он находился в Сибири и сколотил себе приличное состояние. В своём письме он написал Софье о том, что делает её наследницей всего нажитого.

Узнав об этом, госпожа Простакова сразу же позабыла о своём намерении женить брата, и решила, во что бы то ни, стало женить на Софье своего сына Митрофана. В это время мимо деревни, в которой находилось имение Простаковых, проходил полк солдат под командованием молодого офицера Милона. Здесь он встретил своего старого товарища Правдина, и рассказал ему историю своей несчастной любви. Выяснилось, что его возлюбленная осталось сиротой, и уже полгода, как он не видел её, потому что какие-то дальние родственники забрали её к себе. Правдин догадался о ком идёт речь. Милон был очень счастлив, узнав, что Софья находится в этой деревне.

В скором времени приехал Стародум. Он сразу понял все планы Простаковых, и решил увезти Софью из их дома. К тому же, Милон произвел на него хорошее впечатление, поэтому Стародум дал своё согласие на его брак с Софьей.

Госпожа Простакова очень расстроилась из-за того, что не сбылись её планы. Она долго не могла отступиться от задуманного, даже пыталась тайно поженить Софью и Митрофана, но у неё ничего не вышло. Последовавшие за этим события заставили её позабыть об этой идее. Правдин получил указание отстранить от управления имением Простакову, и теперь она не могла понять, как ей жить дальше. Кроме того, любимый сын, который был единственной её отрадой в жизни, – оскорбил родную мать. Даже Правдину стало жаль Простакову, столкнувшуюся с такой несправедливостью, поэтому он решил отправить Митрофана в армию. Стародум подытожил происходящее словами: «Вот злонравия достойные плоды!».

Личное мнение

Вариант 1

Семья Простаковых – это собирательный образ, олицетворяющий невоспитанное, необразованное дворянское сословие. Д.И. Фонвизин обличает всю отсталость устаревших методов воспитания. Причём он не просто высмеивает сложившуюся в государстве ситуацию, а подталкивает к решению этой проблемы. Это решение заключается в методах Стародума, который воспитывает Софью не так, как положено, а так, как ему кажется правильным.

«Недоросль» – это отражение социальной жизни России того времени, которая боится всего нового, поэтому отчаянно держится за пережитки прошлого. Для автора было важно не только показать истинную картину его современности, но и донести до читателя свои идеи.

Вариант 2

После прочтения комедии, можно прийти к выводу, что все проблемы, раскрытые в произведении, имеют прямое отношение к воспитанию. Именно от семейного воспитания зависит отношение человека к окружающим людям, только родители могут привить своему ребёнку понятие чести и благородства.

Д.И. Фонвизин был ярым сторонником движения просвещения, он понимал, что только качественное образование и правильное воспитание могут позволить человеку стать достойным гражданином своего государства. И основную роль в этом играет семья, где закладываются нравственные основы в формировании личности.

Комедия «Недоросль» была написана в 18 веке, но проблемы, поднятые в ней, остаются актуальными и в современном мире, потому что подобные Митрофанушке люди существуют во все времена. Д.И. Фонвизину удалось создать гениальное произведение, которое уже более двух веков будоражит умы общественности.

Вывод

Вариант 1

В пьесе «Недоросль» затронуты проблемы, которые остаются актуальными по сей день. К их числу можно отнести проблемы воспитания, образования, отцов и детей, семейных взаимоотношений, остро стоящую проблему крепостного права.

Проблема воспитания затрагивает в комедии взаимоотношения Митрофанушки и его матери. Несмотря на свою недалёкость и жестокость, госпожа Простакова души не чаяла в своём сыне. Однако именно это и стало причиной того, что он вырос жалкой, никчёмной натурой. Его таким воспитали, балуя и ограждая от всяческих забот. Проблема образования раскрывается отношением госпожи Простаковой и её сына к обучению, а также на примере учителей-недоучек Проблема семейных взаимоотношений раскрывается на протяжении всего произведения, в особенности между членами семьи Простаковых.

Каждая из проблем раскрывается под влиянием идеи просвещения. Д.И. Фонвизин при помощи иронии и сатиры обличал пороки своей эпохи, давал понять необходимость перемен в устаревших традициях и порядках, которые приводят к деградации народа.

Вариант 2

Название произведения выбрано неслучайно. В 18 веке слово «недоросль» означало молодого дворянина, который ещё не достиг совершеннолетия и не поступил на службу.

Главный герой произведения – молодой избалованный дворянин, нежелающий учиться и развиваться. Мать разбаловала его, считая, что должна оберегать Митрофанушку от любой проблемы. Вот он и вырос обычным потребителем, не желая становиться лучше и умнее.

В финале пьесы становится понятно, что воспитание у Митрофана было никудышнее. Выясняется, что грубит он не только учителям и слугам, а и родной матери. Такой оказалась его благодарность за её непомерную любовь и заботу.

Алёна Базан | Просмотров: 1.2k

  • Сочинения
  • По литературе
  • Фонвизин
  • Тема и идея произведения Недоросль

Сочинение Тема и идея комедии Недоросль Форнвизина

Комедия Дениса Фонвизина «Недоросль» является одним из самых величайших произведений своего времени. Автор поднимает в нем ряд важных тем, которые были актуальны не только в то время, но и сегодня.

Прежде всего автор поднимает тему образования. Госпожа Простакова не была образованным человеком. Она не видела необходимости в получении образования, знаний. Однако, она наняла для Митрофана учителей. Как можно объяснить этот поступок? Что двигало героиней? Единственным, что могло заставить героиню что-то сделать — общественное мнение, традиции, характерные для высшего общества. Ей казалось, что если она будет копировать повадки светских людей, то ей удастся стать частью их общества.

Вторая важная тема комедии — это отношение родителей к ребенку. Госпожа Простакова очень любила своего сына и хотела для него всего самого лучшего. Ей хотелось вывести Митрофана в люди, сделать великим человеком. Мать хотела женить его на богатой невесте, Софье. При этом героиня не имела со своим ребенком духовной близости. Она никогда не разговаривал с сыном, не пыталась узнать его мысли и переживания, его желания. В отношениях Госпожи Простаковой с сыном просматривается ее эгоизм, ведь она, воспитывая его, думала только о себе, своем будущем. Автор показывает, что такая система воспитания не работает, ведь Митрофан а конце пьесы грубит своей матери, которая тяжело переносит его предательство.

Также важной темой, поднятой автором, является взаимоотношения между членами семьи. Например, Госпожи Простаковой и ее брата Скотинина. В своих отношениях они думали лишь о личной выгоде. Брат и сестра не проявляли заботу друг о друге, не пытались понять друг друга. Их отношения были скреплены лишь общественным мнением, которого так боялась мать Митрофана.

Идеей произведения «Недоросль» является мысль о том, что добро всегда побеждает зло, учение всегда побеждает безделье. Софье и ее дядюшке удалось отстоять справедливость. Девушка поженилась со своим любимым человеком — Милоном. Ее страдания, причиненные ей Простаковыми, были награждены истинной любовью, обретением родственной души, осознанием собственной независимости.

Позиция, принятая Простаковыми, неверная. Это и показывает автор в своей комедии. Его идея состояла в том, что «Недоросль» несет воспитательную функцию. Герои и автор показывают каким должен быть человек, а от каких качеств ему лучше избавиться.

2 вариант

Комедия «Недоросль» была написана Денисом Фонвизиным еще в 18 веке. Но, несмотря на это, она является актуальной и интересной. Отметим, что в комедии есть очень много важных моментов, которые можно перенести на современную жизнь, сделав ее более осмысленной и глубокой. Смысл произведения является очень глубоким, понять его с первого раза может далеко не каждый школьник.

Но, несмотря на это, произведение именно в школьной программе для того, чтобы в юном возрасте школьники попробовали понять произведение так, как это возможно. Конечно, в идеале его нужно перечитать не один раз. Главным смыслом произведения становится вопрос общественных идеалов, отношений, морали и так далее.

Воспитание нового дворянства является важной и новой темой произведения, которое построено именно вокруг этой темы. Конечно, автор не мог знать, как будут жить современные люди, но он имел какое-то представление о том, что на самом деле является важным и значительным для каждого человека, вне зависимости от года за окном.

Так, для каждого человека обязательно важным моментом должен становится нравственный облик и мораль. Вот только далеко не у каждого человека есть возможность со временем сохранить моральный облик, который просто теряется по ряду причин. Как правило, все связано с общением других людей.

То есть, человек смотрит на общение другого человека и не понимает, почему он должен соблюдать свой моральный облик и действовать по принципам, если при этом другие так не делают. Общественное мнение — это очень дешевый товар, об этом нужно помнить. Просто поймите, что далеко не всегда люди будут делать так, как нравится вам и это вполне естественно.

Прислушиваться к кому-то либо из-за того, что он хочет навязать вам свое мнение как правило просто глупо, поэтому делать этого лучше всего не стоит. Обязательно соблюдайте какие-то жизненные правила и принципы, некоторые из которых написаны и подробно рассказаны в произведении.

Отметим, что проблема большинства людей заключается в семейном воспитании. Зачастую родители мало времени уделяют детям, поэтому они подвержены сами себе и не имеют должного примера перед глазами, что как раз приводит к возникновению различных сложностей и проблем во взрослой жизни.

В произведении хорошо показано, что именно родители должны обращать внимание на воспитание детей, уделяя этому моменту как можно больше внимания и времени.

Сочинение 3

С момента написания комедии прошло уже много лет, но до сих пор она будоражит умы читателей, а ее главная тема как никогда актуальна и злободневна.

Тема воспитания нового поколения проходит красной нитью через все произведение. Конечно, автор в своем произведении говорит именно о проблеме воспитания нового дворянства, но каждый при прочтении данной книги поймет, что есть вечные проблемы, которые будут жить в любом времени.

Основную тему комедии автор раскрывает следующим образом: он противопоставляет героев, которые несут идеи просвещения, и героев, которые живут устаревшими, отжившими идеями и устоями. Фонвизин не просто так сравнивает героев между собой. Он наглядно показывает, что герои воспитаны совершенно по-разному, а от этого и зависит их взгляды и суждения. Это наиболее заметно в диалогах и в отношениях между детьми и их родителями. Наверное самый яркий пример – это контраст между отношением Софьи к Стародуму и отношением избалованного Митрофана к своей матери.

Автор считает, что именно из-за проблем в воспитании новых поколений, общество начинает деградировать, становится более неотесанным и необразованным, ленивым, конформным.

Мать Митрофана в своих попытках сэкономить на учителях нанимает людей, которые к образованию не имеют никакого отношения. Чему же они могут научить ее сына? Могут ли они дать ему хоть какое-то базовое образование, привить любовь к науке? А может быть они смогут научить его мыслить самостоятельно и делать выводы, не опираясь на мнение других?

Даже в наше время проблема образования в России как никогда актуальна.

Главная идея произведения идет рука об руку с ее основной темой – осуждение и неприятие глупости, зашоренности, необразованности дворян, жадности помещиков и восхваление идей просвещения. Фонвизин мастерски обнажил все недостатки общественного строя России того времени.

В заключении можно сказать, что тема и идея комедии перекликаются между собой. Автор не только высмеял дворян того времени, но и показал, к какому идеалу нужно стремиться, чтобы быть человеком Просвещения. Фонвизин акцентирует внимание читателя на том, что обновить общество, сделать новых людей, можно только через изменение систем образования и воспитания. Молодому поколению нужно прививать гуманизм, честность и справедливость.

Главная идея Недоросля

На протяжении всей комедии Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль» раскрывается тема дворянского образования. Желая сэкономить, дворяне нанимают неграмотных учителей, которые ничему не могут научить их детей. Да и образованием они вовсе не занимались, получали деньги за времяпрепровождение с детьми. Автор показывает, что Россия начинает попросту деградировать, нанимая иностранных «учителей». Это показывает нам, что не всё заграничное, введённое в страну, хорошо сказывается на народе.  

Никто из Простаковых не имел должного образования. Митрофанушка полностью копирует поведение своих домочадцев, поэтому его мать не понимает отношения к себе и к окружающему. Она просто не понимает, что от воспитания, полученного в семье, зависит дальнейший взгляд на мир ребёнка. Таким образом в произведении раскрывается семейный конфликт, указывающий на то, что воспитание и образование очень важно для людей.

Идея комедии тесно переплетена с её темой. Идея заключается в том, что не нужно экономить на образовании, нельзя пускать ребёнка на самотёк. Всегда надо искать хорошего преподавателя, дабы он давал знания, а не отсиживал положенный ему час. Родителям необходимо уделять огромное количество времени своему ребёнку, объясняя ему, что такое хорошо и плохо, как вести себя с взрослыми и сверстниками, как правильно расставлять свои приоритеты.

Писать осуждает такое образование в России. Он надеется на то, что будут проведены соответствующие реформы по исправлению таких ошибок. Надо убирать неграмотных учителей, которые сами ещё учиться не закончили. Фонвизина хочет сказать нам, что нужна образовательная реформа, чтобы поднять страну на новый уровень. Тогда у каждого человека будет понимание того, как относиться к людям, они будут гуманными, образованными. Из них найдутся те люди, которые будут делать невероятные открытия на благо Родины.

Также читают:

Картинка к сочинению Тема и идея произведения Недоросль

Тема и идея произведения Недоросль

Популярные сегодня темы

  • Характеристика и образ Пьера Безухова в романе Толстого Война и мир

    Персонажи в произведении очень разные. И про каждых из них можно написать отдельную книгу с уникальной историей. Но самый необычный персонаж книги – это Пьер Безухов

  • Характеристика героев рассказа Уроки французского (образы героев)

    Ключевыми персонажами произведения являются одиннадцатилетний мальчик, происходящий из бедной семьи, от лица которого ведется повествование в рассказе, и учительница Лидия Михайловна, преподающая в школе французский язык.

  • Нужно ли учитывать опыт старших поколений? итоговое сочинение

    Издавна считалось, что без принятия во внимание событий прошлого невозможно строить будущее. Безусловно, это так и есть, и подвергать факт сомнению бессмысленно.

  • Анализ произведения Платонова Чевенгур

    Роман «Чевенгур» автор писал в течение 3 лет. Первая часть романа «Строители страны» вышла в 1927 году. А через год в журнале было напечатано несколько отрывков. Произведение относится к модернистскому течению.

  • Композиционные особенности Слова о полку Игореве

    «Слово о полку Игореве» — это настоящее культурное наследие в российской истории, написанное более 800 лет тому назад неизвестным писателем. Это произведение учит мужеству, отваге, чести, рассказывает, как жили наши далёкие предки

Недоросль — комедия в пяти действиях Дениса Ивановича Фонвизина.
Пьеса написана в классицистическом стиле, что отразилось в «говорящих» фамилиях героев, четком делении на положительных и отрицательных персонажей, а также в единстве времени, места и действия. Вместе с тем в комедии можно увидеть проявления раннего реализма, так как автор стремится к возможно более правдивому изображению жизни.
Название «Недоросль» связано с указом Петра I, который запрещал неученым дворянам служить и жениться, называя таких молодых людей «недорослями».[1]

В комедии мастерски выстроены языковые характеристики героев: это и грубые, оскорбительные слова в неотесанных речах Простаковой; характерные для военного быта словечки солдата Цыфиркина; церковно-славянские слова и цитаты из духовных книг семинариста Кутейкина; ломаная русская речь Вральмана и речь благородных героев пьесы — Стародума, Софьи и Правдина. Отдельные слова и фразы из комедии Фонвизина стали крылатыми.[2]

Сюжет

Корыстные и жестокие дальние родственники из провинции,
грубые и глупые,
получив власть над осиротевшей девушкой пытаются прибрать её состояние к рукам
выдав за муж за одного из своей семьи. А когда ставки повышаются, девушка становится наследницей богатства, пытаются женить на собственном недалёком и плохо воспитанном отпрыске. Однако её благодетель руководствуется в выборе её жениха не знатностью и богатством, а благонравием и честью.
Злонравные же родственники терпят крах.

Описание

Властная барыня Госпожа Простакова готовит выдать за своего брата девушку Софью, осиротевшую дальнюю родственницу, которую они взяли к себе три года до этого. Однако, когда выясняется, что её дядя, пропавший несколько лет назад, не только жив и здоров, но и сделал Софью богатой наследницей Госпожа Простакова решает выдать Софью за своего шестнадцатилетнего сына Митрофанушку. Когда приезжает дядя Софьи Стародум, он даёт отворот поворот и брату и сыну, предпочтя молодого офицера Милона, в которого Софья давно влюблена. Госпожа Простакова предпринимает попытку насильно венчать Софью со своим бестолковым сыном, но после того как у неё ничего не выходит, управление над её имением переходит в руки государственному чиновнику Правдину, который приехал чтобы прекратить бесчинства Простоковой в отношении её крепостных. После того как мать потеряла власть Митрофанушка отворачивается от неё, что выбивает Простакову из колеи.

Проблематика

Комедия высмеивает традиционное воспитание дворян, в частности провинциальных.
Основной идеей пьесы является осуждение глупости, безнравственности, злонравия и невоспитанности старого дворянства по отношению к новому, образованному. Центральной проблемой становится отсталость традиционного воспитания дворян в провинции.
В то время как Стародум прививает Софье мысль, что главные ориентиры в жизни достойной личности
это добродетель, честность и благородство, Простоковы воспитывают ребёнка в уверенности, что главным в жизни является умение нажить и сохранить достаток и что особое знание наук при этом не требуется, поэтому и оберегают от излишнего учения своего сына Митрофана, который к концу пьесы оказывается совершенно необразованым, поэтому не имеет права жениться и поступать на государственную службу. Таким образом автор не только смеется над пороками, но и прославляет добродетель.

Комедия «Недоросль» остаётся актуальной и в наши дни, так как в пьесе автор затронул общечеловеческие проблемы воспитания и развития гуманной, благородной, честной личности.

Характер конфликта

Конфликт комедии можно увидеть в столкновении двух противоборствующих взглядов на роль дворянства в общественной жизни страны. Госпожа Простакова заявляет, что указ «о вольности дворянской» (освободивший дворянина от обязательной службы государству, установленной Петром I) сделал его «вольным» прежде всего в отношении к крепостным, освободив ёго от всех обременительных для него человеческих и нравственных обязанностей перед обществом. Иной взгляд на роль и обязанности дворянина Фонвизин вкладывает в уста Стародума —- лица, наиболее близкого автору. Стародум по политическим и нравственным идеалам — человек Петровской эпохи, которая противопоставлена в комедии эпохе Екатерины.[3]

История создания

Замысел складывается у Фонвизина в конце 1778 г. после возвращения из Франции, где он провёл около полутора лет.

Во Франции ему очень понравились театральные постановки, в особенности комедии. Работа над «недорослем» заняла у писателя около трёх лет и была окончена в 1782 г.

Действующие лица

  • Простаков — помещик, глава семейства Простоковых. Во всем старается угодить своей жене. Не умеет читать.
  • Госпожа Простакова — жена его, главный отрицательный персонаж пьесы. Очень любит сына и стремится женить его на Софье, после того, как узнаёт о её наследстве. Дворянка, из-за чего считает, что ей всё позволено.
  • Митрофанушка — их шестнадцатилетний сын, которого они оберегают от чрезмерного учения и слабостям которого потакают.
  • Еремеевна — кормилица Митрофана и его няня, а также верная слуга Простаковой, служащая ей уже 40 лет.
  • Правдин — гость или постоялец Простаковых, который на самом деле является государственным чиновником, призванным разобраться в делах Простаковых. Высокоморальный человек, олицетворяющий в пьесе слово закона
  • Стародум — дядя и опекун Софьи, вернувшийся из Сибири с состоянием в 10 тысяч.
  • Софья — племянница Стародума и сирота. Приличная, образованная и добрая девушка.
  • Милон — молодой офицер, честный и образованный, возлюбленный Софьи.
  • Тарас Скотинин — брат Простаковой, который намерен жениться на Софье ради собственного завода свиней.
  • Кутейкин — учитель грамматики Митрофана, «уволенный» семинарист, «убоявшийся бездны премудрости».
  • Цыфиркин — учитель арифметики Митрофана, отставной сержант.
  • Адам Адамович Вральман — немец, нанятый для учения Митрофана премудростям светской жизни. На самом деле бывший кучер.
  • Тришка — портной-самоучка, слуга Госпожи Простоковой.
  • Слуга Простаковых
  • Камердинер Стародума

Судьба героев

Имя до пьесы во время пьесы в конце пьесы
Госпожа Простакова Родилась в многодетной семье скупого дворянина, однако все её братья и сестры, кроме Скотинина, умерли в детстве. Детей дома ничему не учили. Хоть и заставляет сына учиться, так как без грамоты больших чинов не получить, балует его и потакает его прихотям, так как безумно любит. Крестьянами помыкает. Перед ней трепещут все, даже собственный муж. Потеряла власть над своими крестьянами, почувствовала стыд и поняла что сын ценил в ней лишь её власть.
Митрофанушка С 12 лет занимается с учителями Отвергает мать и согласен идти «куда велят». Правдин намерен отправить его служить.
Правдин Берёт имение Простаковых под государственную опеку за жестокое обращение с крепостными.
Стародум После того как менее достойному в обход ему присвоили звание, в горячке оставил службу. Послк был взят ко Двору, но быстро отошёл от него так как захотел сохранить собственное достоинство. Пропадает в Сибири. Неожиданно возвращается с наследством в 10 000 и желанием женить племянницу на благонравном Забирает Софью у родственников в Москву
Софья Жила с матерью, дружила с Милоном, после смерти матери оказалось во власти своячьников Родственники пытаются насильно выдать её замуж. Получает благословение на брак с Милоном
Милон в разлуке с Софьей больше полугода. Ведёт войска в Москву, останавливается в деревне Протоковых. Получает благословение на брак с Софьей
Скотинин отслужил в гвардии и вышел в отставку в чине капрала
Кутейкин Учился в Симинарии, но оставил её, не справившись с учением. Обучает Митрофанушку чтению Потребовав расчёта несмотря на не сделанную работу будет вынужден рассчитываться с несговорчивой хозяйкой. Пристыжён.
Цыфиркин Гарнизонный в отставке. Подрабатывает в городе «счётными делами» на чиновников. На досуге обучает детей на дому математике. Отказавшись от оплаты за беспокойство, получает в благодарность за честность деньги от Стародума и Милона
Адам Адамович Вральман Кучер Стародума Притворяясь знатоком света человеком высокого образования живёт у Простоковых как наставник их сына. Но на деле только мешает его учителям, да льстит его матери. Вернулся на службу к Стародуму

Ссылки

  • Текст произведения на lib.ru
  • Текст произведения на ilibrary.ru

Примечания

  1. Краткое содержание «Недоросль»// Образовака
  2. Добавьте источник цитирования
  3. Спектакль Недоросль. Анализ произвидения Д. И. Фонвизина.// В гостях у сказки

Хоть восемнадцатый век и не вошёл в историю, как «золотой век» русской литературы, мало кто будет отрицать его значимость для литературного искусства России. Восемнадцатый век стал тем основанием, на котором зародилась новая литература, точкой опоры, от которой отталкивались Пушкин, Грибоедов, Жуковский и прочие великие писатели. Самым знаменитым драматургом той далёкой эпохи является Денис Иванович Фонвизин. В его самом известном творении – пьесе «Недоросль» мы можем наблюдать идеи и посылы, которые будут актуальны в русской литературе вплоть до наших дней.

Содержание:

  • 1 История создания
  • 2 Направление и жанр
  • 3 Конфликт
  • 4 Суть
  • 5 Главные герои и их характеристика
  • 6 Темы
  • 7 Проблемы
  • 8 Основная идея
  • 9 Чему учит
  • 10 Критика

История создания

Замысел создания «Недоросля» родился у Фонвизина после его длительного пребывания во Франции, чьё театральное искусство на тот момент находилось на недостижимой для соседей высоте. Особенно вдохновили писателя комедии, высмеивавшие пороки отдельных представителей французской аристократии и мещанства, а также просветительские идеи Вольтера.

Будучи дворянином, Фонвизин сам мог наблюдать все недостатки правящего класса Российской империи. Сделав комедию на французский лад, драматург намеревался обнажить и высмеять беспокоившие его недостатки помещичьего дворянства. Цель Фонвизина — осудить пороки правящего класса и показать верные нравственные ориентиры — честность, патриотизм, ум и высокий уровень нравственности.

Направление и жанр

«Недоросль», бесспорно, принадлежит к литературному направлению классицизма. Это литературное направление характеризуется особенными идеалами: в нем долг превосходит чувство, а разум — страсти. Так, несмотря на мольбы Простаковой, Правдин отнимает у нее власть над крестьянами: служебный долг он ставит выше сочувствия.

Основные черты и признаки классицизма в пьесе:

  • В повествовании сохранено единство места и времени. 
  • Почти все персонажи носят говорящие фамилии. 
  • Освещённым порокам придаётся локальный характер, осуждаются лишь отдельные представители помещичьего дворянства, в то время как государство в целом представлено в позитивном ключе.

Жанр «Недоросля» — классическая комедия. Свое место в пьесе заняла сатирическая направленность, однако юмор не слишком резкий. На первом месте у автора стоит не желание обличить и осудить, а с помощью смеха направить людей на путь исправления.

Конфликт

В основе пьесы лежат два конфликта – социально-политический и любовный.

  1. Социально-политический конфликт заключается в изобличении крайностей, которые возникают при крепостном праве, в осуждении самодурства и невежества. По ходу сюжета нарастает противоречие между идеалами просвещённой монархии и помещичьей зашоренностью. Однако в финале разум и гуманизм одерживают вверх.
  2. Любовный конфликт играет второстепенную роль и лишь дополняет социально-политический. Через него Фонвизин доносит до нас идеи о недопустимости принуждения и всесильности истинной любви.

Особенности конфликта состоят в том, что дворянам противопоставлены сами дворяне, и противостояние происходит в рамках одного сословия. Фонвизин подчеркивает, что российское дворянство неоднородно: в нем есть достойные люди и бесчеловечные тираны.

Суть

Помещица Простакова узнаёт о том, что её воспитанница – Софья, стала наследницей своего богатого дяди. Помещица намеревается насильно выдать девушку замуж за своего сына – Митрофана. Софья всячески противится этому, ведь на уже давно влюблена в молодого офицера Милона. На ее руку претендует и дядя Митрофана, Скотинин. 

На помощь героям приходят сначала чиновник-интеллигент Правдин, а потом и дядя Софьи – Стародум. В финале планы Простаковой рушатся: крестьяне переходят под опеку государства, сын грубо отталкивает ее, а Стародум увозит влюблённых молодых людей в Москву.

Главные герои и их характеристика

Система образов отражена в таблице от Многомудрого Литрекона.

имя героя характеристика
митрофан простаков невежественный и грубый юноша. законченный эгоист, не ценящий даже родную мать. безынициативен и управляем. его ничего не интересует, кроме комфорта и довольства, но бороться за них он не умеет, поскольку вечная опека матери сделала его несамостоятельным. в конце повествования его устраивают на государственную службу.
госпожа простакова неграмотная, грубая и жестокая помещица. недалёкая домашняя тиранша, держит в страхе весь дом. безраздельно управляет своим мужем и крепостными. не ценит жизни тех, кто слабее её, и не считается с их мнением. крестьян бьет и оскорбляет без всяких причин. при этом любящая мать, превратившая, однако, своего сына в образец безнравственности.
софья образованная, честная и добрая девушка. сирота. будучи воспитанницей в доме простаковых, была жертвой самодурства матери семейства. несмотря на это, она выросла умной, покорной и скромной. когда же софья становится единственной наследницей своего богатого дяди, её пытаются силой выдать за муж за митрофана. в конце повествования получает возможность выйти замуж за своего возлюбленного – милона.
правдин чиновник, назначенный проинспектировать поместье простаковых. став свидетелем несправедливостей со стороны простаковой, прикладывает все усилия для того, чтобы избавить софью и крепостных людей от тирании. в итоге он отбирает крепостных простаковых в пользу государства и отправляет митрофана на службу, несмотря на мольбы и попытки подкупа. это честный и нравственный человек, который во всем согласен со стародумом.
стародум старый дворянин. дядя софьи. долгое время провёл в сибири, откуда от него не было никаких вестей. честно заработал огромное состояние и сделал софью своей единственной наследницей. мудр и справедлив. спас племянницу от брака с митрофаном и позволил ей самой выбрать себе мужа. он является носителем старых дворянских ценностей петровского времени и пропагандирует скромность, благородство и честную службу во благо отечества без блата.
тарас скотинин брат госпожи простаковой. необразованный помещик-самодур. ни во что не ставит человеческую жизнь, но всем сердцем любит свиней. также добивался руки софьи, но потерпел неудачу. это алчный, грубый, жадный, но трусливый герой, каждое действие которого комично.

Темы

Тематика пьесы «Недоросль» выдержана в духе классицизма:

  • Воспитание – основная тема комедии. Фонвизин показал нам, как не стоит воспитывать детей. Драматург, не отрицая родительской любви к своему чаду, показывает нам, что происходит, когда любовь к ребёнку доходит до крайности.
  • Образование – Получение знаний ставится писателем на первое место. По его мнению, только образованный человек может быть по-настоящему благородным, тогда, как прозябающие во тьме невежества – недалёкие и подлые люди.
  • Нравственность — Стародум говорит, что только нравственному человеку знания идут на пользу. Он считает, что благонравие — это основа образования и воспитания. Он ставит необходимость доброты, справедливости и честности на первое место. Это и есть идеалы Фонвизина.
  • Любовь. Автор указывает на основу брака — любовь. В его времена было популярно жениться и выходить замуж по расчету, но в этом укладе жизни очевидна безнравственность. На примере Софьи и Милона он показывает, как должны формироваться семьи: только по взаимной склонности и благословению родных.

В данном произведении еще много тем, и Многомудрый Литрекон охотно перечислит их, если есть необходимость. Пишите в комментариях об этом, и он дополнит разбор. 

Проблемы

Проблематика пьесы «Недоросль» богата незаурядными вопросами, актуальными до сих пор.

  1. Злонравие – В своей пьесе Фонвизин решительно осуждает самодурство, зависть, жадность и грубость, свидетелем которых он был. По его мнению, дворянство должно отринуть все свои недостатки, чтобы превратить Россию в настоящую европейскую страну.
  2. Невежество – Глупость в глазах драматурга выглядит самым страшным человеческим пороком. В его пьесе все невежды – омерзительные ничтожества, тогда как все положительные персонажи умны и образованы.
  3. Воспитание истинного гражданина – В своей комедии Фонвизин изобразил идеальных, по его мнению, граждан Российской империи в лице Правдина и Стародума. Образованные и добродетельные люди, которые думают прежде всего о благе государства, отличаются благородством, человечностью и искренностью.
  4. Также автор высмеял такие пороки, как грубость, жестокость, эгоизм, алчность, жадность, лицемерие, ложь и лесть. По его мнению, их искоренить может только сама система: если преуспевать будут только честные и высоконравственные люди, то все остальные станут такими же, потому что увидят в этом выгоду для себя.

Перечислять основные проблемы из комедии «Недоросль» можно долго, но если Вам нужен полный список, пишите Литрекону в комментариях, и он дополнит статью.

Основная идея

Комедия демонстрирует нам реакционных представителей помещичьего дворянства, окутанных предрассудками и пороками. Оно представляется поистине омерзительным, но в то же время жалким и доживающим свой век. На смену Простаковым и Скотининым приходят Правдины, Стародумы и Софьи, и в конечном итоге высоконравственные качества всегда побеждают невежество и подлость. Это и есть главная мысль комедии «Недоросль».

Разумеется, автор вложил в пьесу «Недоросль» общественный смысл, типичный для эпохи просвещения. Нравственность должна исходить от государя — идеального абсолютного монарха, который обязан давать места, титулы и богатства только достойным людям.

Правдин. Несчастиям людским, конечно, причиною собственное их развращение; но способы сделать людей добрыми…

Стародум. Они в руках государя. Как скоро все видят, что без благонравия никто не может выйти в люди; что ни подлой выслугой и ни за какие деньги нельзя купить того, чем награждается заслуга; что люди выбираются для мест, а не места похищаются людьми, — тогда всякий находит свою выгоду быть благонравным и всякий хорош становится.

Чему учит

Пьеса «Недоросль» показывает нам важность образования. Демонстрирует нам, до каких глубин может пасть невежественный человек, превратившись в самого настоящего паразита, язву на теле общества. Выводы, которые может извлечь читатель из этой пьесы, касаются каждого: благоденствие страны зависит от всех жителей, и если какая-то часть будет прозябать в бездействии и невежестве, то развитие государства замедлится.

С другой стороны, пьеса говорит нам о том, как важно, несмотря на внешнее давление, сохранять в себе благородство, ум, волю и стремление к самосовершенствованию, ведь именно эти качества и делают человека человеком. Такова мораль комедии «Недоросль».

Критика

Вопреки ожиданиям Фонвизина, его пьеса была очень неоднозначно встречена современниками. Многие дворяне увидели в «Недоросле» не попытку указать на недостатки общества, а прямой навет и клевету.

Однако позже драматург был оценён в полной мере. Сам Пушкин считал творчество Фонвизина искренним и весёлым, и очень сожалел о том, что таких писателей в русской литературе совсем немного.

«Недоросль» … единственный памятник народной сатиры, «Недоросль», которым некогда восхищалась Екатерина и весь ее блестящий двор…» (А. С. Пушкин, статья «Опровержение на критики») 

Значение пьесы «Недоросль» для русской литературы трудно переоценить. Его всячески подчеркивали такие авторитетные писатели, как Н.В. Гоголь.

Комедия Фонвизина поражает огрубелое зверство человека, происшедшее от долгого бесчувственного, непотрясаемого застоя в отдаленных углах и захолустьях России… <…> Все в этой комедии кажется чудовищной карикатурой на русское. А между тем нет ничего в ней карикатурного: все взято живьем с природы и проверено знаньем души… » (Н. В. Гоголь, «Выбранные места из переписки с друзьями») 

Мнение критиков о «Недоросле» было бы неполным без рецензии В.Г. Белинского.

«…«Недоросль» и «Бригадир», уже согнанные с театра, никогда не будут изгнаны ни из истории русской литературы, ни из библиотек порядочных людей. Не будучи комедиями в художественном значении, они — прекрасные произведения беллетрической литературы, драгоценные летописи общественности того времени. …и честь и слава уму и таланту Фонвизина, что он угадал, что можно и что нужно было в его время…» (В. Г. Белинский, «Русская литература в 1841 году»)

Но далеко не все рецензенты хвалебно воспевали произведение. Были и негативные отклики, связанные с искусственностью образов героев:

…комедия «Недоросль», хотя и явилась выражением общественного самосознания, лишена горячего, живого чувства протеста… Как и сам Фонвизин, его «идеалы» — Правдин, Стародум, Милон, Софья — все «умны», порядочны, но холодны, чересчур благоразумны и заученным манером излагают господствующую теорию «просвещенного деспотизма»…» (С. М. Брилиант, «Денис Фонвизин. Его жизнь и литературная деятельность», 1892 г.)

Советская критика положительно оценивала вклад автора в литературу и развитие общественной мысли.

<…> Фонвизин в силу своей классовой принадлежности не пошел против крепостного права, хотя и дал богатейший материал, свидетельствующий о крестьянском бесправии. Тем не менее художественные достоинства его комедий несомненны. Он индивидуализирует образы учителей (Кутейкина, Цыфиркина, Вральмана), он доводит до высокого совершенства диалог, он воссоздает современный ему поместный быт во всей его колоритной уродливости. Образы Простаковой и Митрофанушки сделались традиционными, вошли в плоть и кровь последующей литературы…» (Статья «Драма» // «Литературная энциклопедия в 11 томах», 1929—1939 гг, том 3) 

Уже в наши дни «Недоросль» считается образцом классической литературы, который лежит в основе всей русской литературы. Едва ли можно найти человека, который не читал бы этой пьесы или не знал о ней, а имя Митрофана для некоторых людей стало нарицательным.

Автор: Михаил Щепин

  • Сочинения
  • /

  • Литература
  • /

  • Фонвизин

В комедии «Недоросль» Фонвизин затрагивает не только социальную и политическую сферу, автор также раскрывает проблему воспитания и образования. В России 18 века недорослем называли молодого человека – дворянина, который не имел тяги к учебе и саморазвитию.

Еще во время правления Петра Великого был принят указ. Согласно последнему обучение дворянских детей мужского пола до 20 лет было обязательным. Необходимо было заставить ребенка получить образование, в противном случае он не сможет завести семью и принести благо Родине.

Проблема воспитания и образования тесно сплетены друг с другом. И на первое, и на второе влияет в первую очередь семейный уклад и окружение. Семейство Простаковых не грамотно и не образованно. Ни один член этой семьи не сможет прочитать даже строчки, ведь это им и не особо нужно. Они все как на подбор – невежи и грубияны.

Простакова – одна из главных героинь комедии. Женщина пылает безумной любовью к сыну – Митрофану, и желает для него только самого лучшего. Для нее не важны способы достижения этой цели. А Простаков – не обладает собственным мнением и во всем слушает супругу, но это его не заботит.

Любимый родителями Митрофан не получает необходимого образования. Его реплика «Не хочу учиться, хочу жениться» характеризует отношение молодого человека к учебе, но указ правителя все же приходится соблюдать. Родители во всем потакают отпрыску: «…коли ученье так опасно для твоей головушки, так по мне – перестань».

У юного дворянина мотивация для получения образования полностью отсутствует. Он не видит необходимости учиться. Когда наступает время уроков, сыну Простаковых сразу же становится плохо, и мама разрешает ему пропустить занятия. Митрофан понимает, что за прогул его не поругают, ведь родители слишком любят единственного ребенка, чтобы отчитывать за такую мелочь.

Сын довольно своеобразно относится к отцу и матери. Митрофан не пылает к ним ни любовью, ни благодарностью. Его воспитали приминать все старания родителей как должное.

«Вот и злонравия достойные плоды» — этим изречением Стародума заканчивается пьеса. В комедии этому герою отведена роль резонера, то есть автор через него доносится авторская точка зрения. Последняя заключается в следующем: любовь с жилкой бесчеловечности не сможет сделать счастливыми ни родителей, ни их отпрысков.

Фонвизин убежден, что, если у человека добрая сердце и душа, то он останется человеком при любых обстоятельствах: «Прямую цену уму дает благонравие. Без него и умный человек чудовище».

Сочинение 2

Центральной фигурой произведения, вокруг которой разворачивается вся комедия, является сын типичного русского дворянина — Митрофанушка. Мальчик олицетворяет собой распространённый образ подростка, принадлежащего к высшему сословию. Жизнь Митрофана наполнена бездельем и ленью. Подросток создаёт видимость какой-либо деятельности, делает вид что учится. А на самом деле его не интересует ничего и занят он ни чем.

Львиную долю своих пороков Митрофан перенял у родной мамы. Простакова не только ухитрилась взрастить в себе все дворянские пороки, но и успешно передать их сыну. Жадность, наглость, невежество, деспотичность и неблагодарность — всё это черты её характера. Не уметь писать и читать — это славная традиция её семьи, признак истинного дворянства. Зачем человеку высокого происхождения быть грамотным? Ведь, при ненадобности, можно подчинённому дать поручение прочитать необходимое письмо. Подобный ход мыслей не чужд и её брату, дяде Митрофана — Простакову.

Получение подростком достойного образования, в доме Простаковых, является всего лишь фикцией, формальностью. Учителя наняты семьёй не для обогащения головы Митрофанушки знаниями, а для соблюдения сложившейся моды на получение образования. Кутейкин пытается обучить мальчика искусству словесности. Математик Цыфиркин учит арифметике. Они оба честно стараются привить Митрофану любовь к наукам. А учитель французского, Вральман, напротив, полностью потакает капризам нерадивого ученика. Свои действия он объясняет тем, что много учиться якобы крайне вредно для неокрепшего ума.

У Митрофана есть няня Еремеевна, которая когда-то была его кормилицей. В её основные обязанности входит защищать воспитанника от всех ударов судьбы и следить за своевременным питанием Митрофанушки. Несмотря на то что Еремеевна много лет самозабвенно служит семейству Простаковых, она неизменно получает от них регулярные выговоры и побои. Благодарность несвойственна обитателям дома Простаковых.

Свое эффективное решение проблемы воспитания автор озвучивает словами Стародума, считающего что хорошее воспитание является неотъемлемым атрибутом благополучного государства. Стародум жёстко делит всех людей на добропорядочных и порочных. Он выступает за строгость и борьбу с дурными наклонностями. В конце пьесы бессовестные помещики получают заслуженные наказания, а Митрофан поступает на службу в армию.

Краткое содержание

Действие первое

Деревня Простаковых. Госпожа Простакова ругает крепостного Тришку за то, что тот пошил Митрофанушке слишком узкий кафтан. Кафтан нужен Митрофану для будущего торжества — планируемой помолвки Скотинина и Софьи.

Отец Софьи умер, когда она была ещё совсем маленькой. А когда осталась круглой сиротой, Простаковы взяли её к себе (памятуя о том, что за Софьей большое приданое — имение, несколько деревень).

Именно в этих деревнях таится самый главный интерес Скотинина, то, что заставляет его во что бы то ни стало добиваться руки Софьи. Дело в том, что в этих деревнях много свиней, которых Тарас Скотинин обожает.

Софье приходит письмо от её дяди Стародума (Простаковы считали, что Стародум давно умер). Из письма становится ясно, что Стародум оставляет Софье большое наследство. И госпоже Простаковой тут же приходит в голову план обогащения: женить на Софье Митрофана.

Действие второе

Офицер Милон встречает своего старого знакомого Правдина. Правдин рассказывает, что приехал с инспекцией — в поисках «злонравных невежд», плохо обращающихся с крепостными. А Милон сообщает, что влюблён в девушку, которая живёт у родственников в здешних деревнях. И тут Милон встречает Софью.

Влюблённые счастливы видеть друг друга. Правда, в глазах Милона встреча всё же омрачается видами Митрофана на Софью. Но это ненадолго: осознав, что за человек Митрофан, Милон перестаёт ревновать.

Проходящий мимо Скотинин нахально сообщает, что тоже хочет жениться на Софье. Но Правдин ошарашивает его сообщением о планах госпожи Простаковой выдать воспитанницу за недоросля Митрофана. В результате Скотинин бросается на племянника с кулаками (Митрофанушку закрывает собой его няня Еремеевна).

Приходят учителя Митрофанушки: Сидорыч — Кутейкин и Пафнутьич — Цыфиркин. Кутейкин, дьячок от Покрова, недоучившийся в семинарии, учит Митрофана грамоте по Часослову и Псалтыри. А Цыфиркин, отставной сержант, — учитель арифметики.

Митрофан отказывается учиться и жалуется на дядю. Простакова обещает сыну скорую женитьбу.

Действие третье

Приезжает Стародум. Он беседует с Правдиным, своим давним приятелем, вспоминает времена правления Петра, хвалит их. Также

Стародум рассказывает Правдину историю о несправедливости: Стародум пошёл на войну, а его друг уклонился от службы, однако чин достался именно графу, а Стародуму — лишь ранение. Жизнь при дворе тоже его не порадовала. Поэтому Стародум вернулся домой.

Стародум встречается с Софьей и обещает ей, что они вскоре уедут от Простаковых. Появляются Простакова и Скотинин, они буквально дерутся. Стародума эта сцена весьма забавляет. Госпожа Простакова хочет нагрубить ему, но, узнав, что это сам Стародум, тут же меняет тон на покорный и угодливый. Она надеется, что дядя Софьи поспособствует браку племянницы с Митрофаном.

Но Стародум решительно объявляет, что Софья уезжает в Москву и там выйдет замуж за достойного человека. Все обескуражены. Стародум замечает, что выбор жениха — в воле девушки. У Софьи вновь появляется надежда быть с Милоном, а госпожа Простакова возобновляет атаку с целью женить Митрофанушку на богатой наследнице.

Простакова хвалится учёностью Митрофанушки и гордится учителем Вральманом, который учит недоросля «по-французски и всем наукам» и при этом «ребёнка не неволит». Другие учителя огорчены: третий год Митрофан учится, а писать и считать не умеет.

Недоросль ленится учиться: «Денег нет — что считать?». Вральман поддакивает ему, объясняя, что от науки один вред. Другие учителя хотят побить Вральмана, тот убегает.

Действие четвёртое

Стародум ведёт с Софьей беседу о замужестве и замечает её смущение. Приходят Правдин и Милон. Милон просит руки Софьи, сообщая, что девушка тоже стремится выйти за него замуж. Стародум с радостью даёт согласие.

Однако Скотинин и Митрофан ещё надеются жениться на богатой невесте. Стародум делает вид, что прислушивается к ним, изображает восторг от учёности Митрофанушки, а потом сообщает, что у Софьи уже есть жених и что они уедут в семь часов утра. Госпожа Простакова собирается действовать решительно.

Действие пятое

Правдин получает распоряжение регулировать ситуацию с имением Простаковой, если людям в этой деревне будет что-то угрожать. Правдин рассказывает об этом Стародуму. Их беседу прерывает шум.

Это Софью насильно тащат венчаться с Митрофаном. Милон освобождает девушку, а Правдин угрожает Простаковой судом. Госпожа Простакова картинно кается. Стародум и Софья прощают её, но Правдин говорит, что теперь по распоряжению правительства он управляет имением Простаковой.

Скотинин уезжает к себе, к своим любимым хлевам. Госпожа Простакова просит Правдина дать ей хотя бы три дня. Но тот не соглашается. Он зовёт учителей, чтобы рассчитаться с ними. Еремеевна приводит Кутейкина, Цыфиркина и Вральмана. Правдин отпускает их восвояси. Кутейкин требует, чтобы ему заплатили за ученье, за стоптанные сапоги… А Цыфиркин отказывается от платы, потому что Митрофанушка ничему не научился. За такое великодушие Стародум, Милон и Правдин дают ему денег. А Кутейкину Правдин предлагает рассчитаться с самой госпожой. Тот в ужасе восклицает: «От всего отступаюсь». Во Вральмане Стародум узнаёт своего бывшего кучера. Оказывается, Вральман нигде не мог сыскать себе места кучера и пришлось ему идти в учителя. Стародум соглашается опять взять его к себе кучером.

Стародум, Софья и Милон собираются уезжать. Простакова обнимает Митрофанушку. Но сын грубит ей. Мать падает в обморок. Правдин решает отправить Митрофана на службу. Очнувшись, госпожа Простакова причитает: «Погибла я совсем.». А Стародум, указывая на неё, произносит: «Вот злонравия достойные плоды!».

Тема образования и воспитания

На протяжении всей нашей жизни, в социальном обществе происходит стычка между поколением старым и новым. Это всегда было есть и будет. Ф.И. Фонвизин, на примере героев своей пьесы, очень хорошо показывает эту проблему поколений. Противостояние между давно устаревшими устоями и совершенно новыми идеями просвещения.

Скотин и Простаков непосредственные приверженцы старого, так как такой «фундамент воспитания» в них заложен родителями. Их система моральных координат кардинально сбита: насилие по отношение к крепостным, неактуальность обучения, ужасное отношение даже к своим родителям, а также ценность денег, стоящая превыше всего остального. Все эти «замечательные» качества, впитал Митрофан от своей матери – госпоже Простаковой.

За свои шестнадцать лет существования, Митрофанушка не научился ни чему полезному. Учителя, нанятые заботливой мамой, были лишь в качестве массовки. Просто так было заведено государством. Простакова чрезмерно любит своего сына и готова пойти на абсолютно любые действия, ради своего чада. Эта любовь и является одной из проблем воспитания. Взращиваясь в среде постоянных поощрений, но без наказаний, Митрофан не видит ценности в тех вещах, которые делает для него мать. Он принимает все как должное.

Отец парня – господин Простаков. Самый настоящий подкаблучник, во всем потакающий своей супруги. Он не имеет даже малейшего мнения при тех или иных решениях, а ведь когда-то глава семейства был хорошим мужиком. Но его брак полностью перестроил его сформировавшийся уклад. Данную черту, как губка, впитал в себя Митрофанушка. Теперь он тоже человек без собственного «я».

А как можно получить качественное воспитание, когда тебя окружают жестокие, не признающие прелестей образования, жадные до ужаса невежды? Он тривиален. Мальчуган просто впитал в себя все эти качества и теперь он полноценный Простаков.

У медали всегда две стороны. Софья диаметрально противоположный человек. Она имеет хорошее образование, любит литературу и поэзию, стремиться к добродетели. Девушка очень уважительно относится к мнению Стародума, а он в свою очередь относится к ней как к равному.

Произведение прозрачно демонстрирует своему читателю две стороны воспитания человека. Эта проблема актуальна во все времена. Данной пьесой Д.И. Фонвизин жирно подчеркнул проблему воспитания подрастающих, идущих на смену своим родителям, детей. Комедия «Недоросль» позволяет сделать конечный вывод: очень важно правильно воспитать ребенка с самого раннего его периода жизни. Заложить положительные черты и верную систему ценностей.

История создания

Фонвизин провёл полтора года во Франции, изучая юриспруденцию и философию. В возрасте 33 лет он вернулся на родину и был поражён контрастом: во Франции внедрялись в жизнь передовые просветительские идеи, тогда как в России продолжали сохраняться консервативные порядки и хорошо себя чувствовали всякие простаковы и скотинины. Возмущённый этим, Денис Иванович создаёт «Недоросля».

Комедия обретает невиданную популярность: причиной тому — не только актуальность проблематики (многие образованные люди были возмущены крепостным правом и общим низким уровнем культуры), но и яркие смешные образы. Фраза «Не хочу учиться, хочу жениться» и суждение о двери, которая «прилагательна», «потому что она приложена к своему месту», давно вошли в наш обиход в качестве общеизвестных шуток.

По легенде, князь Григорий Потёмкин-Таврический после премьеры «Недоросля» сказал Фонвизину: «Умри, Денис, лучше не напишешь» — что, конечно же, означало его высокую оценку комедии

Вариант №4

Фонвизина считали тем автором, который желает рассказать читателям поучительную историю. Своими творческими работами Фонвизин пытается показать интересные вещи, которые пригодятся людям.

Давайте рассмотрим вопросы: какая распространённая тема обозначена в творчестве Фонвизина? Почему в произведении «Недоросль» недостаток образования считают основной идеей? Какие трудности будет испытывать будущее поколение? Что отмечают в характере персонажей комедии «Недоросль»? Что считают основной ценностью персонажи в произведении «Недоросль»? Что отразил и раскрыл автор в произведении?

Отмечают, что самой распространённой темой считают воспитание и образование будущего поколения. В его время роль образования в жизни человека принижали. В результате автор считал, что новое поколение не будет подготовлено, которое не думает над ситуацией, а делающие чужие приказы. Ярким примером считают произведение «Недоросль».

В произведении «Недоросль» недостаток образования считают основной идеей. В нём автор отражает общество в его время, его невежественность, рассматривает алчность и злость в обществе. Какие трудности испытает будущее поколение, поэтому автор решает написать данное произведение, обозначая данные темы на передовых позициях. Повествование рассказывает о небольшой семье, в которой есть добрые отношения. Находясь в обществе, они не широко мыслят, поэтому закрыты в привычном мире. Однако они не могут найти выход из ситуации.

Проблемы с воспитанием отмечают во всём произведении, которые зафиксированы в характерах персонажей. Сначала наблюдаем семейство, в котором нет воспитания и культуры. Основной идеей считаются деньги. Желание обладать этими благами затуманивает разу, поэтому они стремятся получить деньги и выгоду. Эти люди не желают совершенствовать интеллект, пытаются обучать новое поколение этим взглядам на жизнь. В результате получается, что они начинают повторять образ жизни своих родителей.

Читатели увидели, что автор раскрыл сложную тему в произведении, используя образы разных персонажей. Даже конкретные примеры не помогли донести до читателя конкретные мысли, которые изменили сознание людей.

Искренне рекомендую использовать эти данные для написания школьного сочинения на тему: «Образование и воспитанность в комедии «Недоросль»». Чтобы учащиеся смогли лучше понять суть произведения.

Другие темы: ← Скотинин в комедии «Недоросль»↑ ФонвизинКутейкин в комедии «Недоросль» →

`

Тема комедии «Недоросль»

Ведущей темой комедии «Недоросль» Фонвизина является тема воспитания нового дворянства. Автор раскрывает ее путем противопоставления персонажей-носителей идей просвещения (Правдин, Стародум, Софья, Милон) и представителей устаревших, отживших себя устоев феодального общества (Простаковы, Митрофан, Скотинин). Такое деление героев для произведения «Недоросль» не случайно – они по-разному воспитаны, а значит и имеют кардинально противоположные взгляды на жизнь. Это отражено даже в отношениях между родителями и детьми – достаточно вспомнить как взаимоуважение между Софьей и Стародумом контрастирует с чрезмерным потаканием прихотям избалованного Митрофана, который не ценит того, что дает ему Простакова и в конце вообще отказывается от матери.

Именно в проблемах семейного воспитания Фонвизин видит причину общей моральной деградации и необразованности российского дворянства той эпохи. Простакова, желая сэкономить, нанимает непрофессиональных учителей – отставного сержанта Цыфиркина, не окончившего семинарию Кутейкина и не имеющего никакого отношения к наукам Вральмана. Митрофана по сути учат рабы, а чему они могут научить, кроме как быть такими же как они? (Вспомним, ироничный момент, когда юноша повторял за Кутейкиным «Аз же есмь червь…»и «Аз есмь скот»). Иронизируя, Фонвизин заострил внимание на том, что Россия той эпохи нуждается в срочной реформации образования. Дворян должны воспитывать как сильных, самостоятельных, просвещенных личностей с высокими идеалами. И люди, служащие при дворе не исключение – о падении их нравов мы узнаем из речей Стародума, когда он вспоминает годы свой службы.

Дополнительной темой «Недоросля» является вопрос долга перед родиной и честного его исполнения. Как становится понятно при подробном анализе произведения, она тесно связана с темой воспитания. Высокая мораль, понятие о чести, умении пренебречь собственной выгодой и комфортом ради светлого будущего отчизны могут привиться только от родителей или образованных учителей. На время написания пьесы данные взгляды были передовыми, так как в среде дворянства насаждалась идея, что служить нужно прежде всего государю, а не отечеству. Именно за такие, достаточно резкие высказывания в произведении Фонвизин был ограничен в литературной деятельности по приказу Екатерины ІІ.

Популярные сочинения

  • Сочинение Моя семья — моя гордость
    Семья имеет первостепенное значение в определении характера и будущего ребенка. Именно в семье закладываются те базовые вещи, которые будут способствовать дальнейшему ходу событий в жизни ребенка
  • Я лиру посвятил народу своему — сочинение (Некрасов)
    Для чего поэзия, поэт? В чем их назначение? Во все времена, великие творцы по – своему давали ответ на эти вопросы. В своих произведениях каждый старался определить свое назначение и место поэзии
  • Сочинение Как мы готовили подарки на 8 марта
    8 Марта — Международный женский день. День наших мам, бабушек и сестер. И всегда в этот день хочется чем-нибудь порадовать своих близких. В этом году мы собрались большой компанией, чтобы приготовить подарки на 8 марта

Пересказ в тезисах

Действие разворачивается в деревне помещиков. Госпожа Простакова безгранично опекает своего шестнадцатилетнего сына Митрофана. Женщина хочет, чтобы он имел высокий чин, но при этом сильно не напрягался. Она нанимает ему учителей, но сама не видит смысла в учении и постоянно жалеет сына. Митрофан описан ленивым и грубым. Он не умеет любить, сострадать и самостоятельно принимать решения.

Девушка Софья вынуждена жить в доме своих дальних родственников Простаковых. Барыня хочет женить на ней своего брата Тараса Скотинина. Однако её планы меняются, когда все узнают, что девушка унаследовала огромное состояние. Теперь женщина пророчит ей в женихи Митрофана, чтобы тот хорошо жил и ни в чём не нуждался. Сердце же Софьи занято отважным офицером Милоном.

Девушка неожиданно получает наследство от родного дяди Стародума. Он долго жил в Сибири и смог заработать хорошее состояние. Дядюшка приезжает в деревню, желая забрать племянницу в Москву. Чтобы не допустить этого, Простакова пытается выкрасть девушку и против воли выдать замуж за Митрофана. Разрушает коварный план Милон, который защищает свою возлюбленную. Дядюшка Стародум даёт своё благословение на союз влюбленных.

Простакова вне себя от злости. Ко всем её невзгодам прибавляется и хамство сына. Этого она выдержать не смогла. Женщина теряет сознание. Митрофана обязывают к военной службе.

На чтение 4 мин. Опубликовано 26.03.2020

Автором комедийного произведения «Недоросль» является русский литератор Денис Иванович Фонвизин. Комедия была написана в 18 веке. Автор старался раскрыть актуальные проблемы и идеи того времени в своем произведении. В их число входят общественные вопросы, мораль, честь и преданность родине. Также в тему комедии «Недоросль» включен конфликт поколений и значение воспитания в детстве.

Содержание

  1. Тема комедии
  2. Идея произведения
  3. Главная мысль

Тема комедии

Воспитание нового дворянства является основной темой «Недоросля». Она раскрывается путем противопоставления героев, являющихся приверженцами новых и старых идей.

Новейшую идеологию просвещения представляли:

  • Милон;
  • Софья;
  • Правдин;
  • Стародум.

К представителям устаревших понятий феодализма относятся Скотинин, Митрофан и Простаковы. Различия во взглядах героев не случайны и зависят от привитого им в детстве воспитания. Они имеют разные взгляды на мир, что очень хорошо проглядывается в их семейных взаимоотношениях.

У Софьи и Стародума царит взаимоуважение. Ситуация Митрофана и Простаковой противоположна: он чрезмерно избалован, и после всего того, что дала ему мать, отказывается от нее.

 идея произведения недоросль

Автор произведения стремился донести до читателей свою главную мысль: причиной необразованности дворянского общества и пошатнувшихся моральных устоев является воспитание, которое люди получили в детстве от родителей. Фонвизин заостряет внимание на необходимости изменений в системе образования.

Простакова, которая считает каждую монету, приглашает заниматься обучением сына неквалифицированных учителей. Сержант в отставке Цыфиркин не был осведомлен в вопросах науки. Митрофан не мог у него получить хорошее образование. Автор произведения подчеркивает, что обучением дворян должны заниматься просвещённые и сильные личности, у которых мораль стоит не на последнем месте.

Второстепенной темой комедии является исполнение долга перед родиной. Анализ комедии «Недоросль» дает понять, что это связано с воспитанием. Только от родителей и квалифицированных учителей могут привиться ребенку понятия:

  • честь;
  • мораль;
  • жертвование своим комфортом ради будущего родины.

Диалоги и идеи Фонвизина, отраженные в пьесе «Недоросль», были новшеством. На время написания произведения в дворянском обществе пропагандировалась мысль, что служить надо государю, но не родине.

Именно за такие протестантские мысли Екатерина ІІ отдала приказ на запрет литературной деятельности Фонвизина Д. И.

Идея произведения

Основная мысль «Недоросль» и идея комедии похожи между собой, они выражают антикрепостнические идеалы. В своей пьесе автор осуждает в дворянском обществе:

  • безнравственность;
  • глупость;
  • жестокость;
  • жадность.

Основная мысль недоросль

В авторской комедии Фонвизин смог затронуть все недостатки дворян старого поколения, и все то невежество, что тогда существовало в российском обществе. Заканчивая пьесу, Фонвизин показал читателям, как он представляет себе победу над дворянством благодаря гуманности и справедливости закона в лице Правдина. Вся деревня перешла под его защиту, он противник крепостных идей и отныне Простаковой запрещается доставать крепостных крестьян.

Правдин самолично расплачивается с учителями, как они того заслужили. Читатель комедии видит, что закон восторжествовал не по всей России, а только в этой деревне.

Высшие чины все еще находятся под Скотининами и Простаковами, то есть представителями морали помещиков. Они готовы на все ради собственной выгоды: лгать семье или льстить незнакомцу.

Главная мысль

В своем комедийном творении Д. Фонвизин тесно связал тему с идеей. Он выставил в невыгодном свете безбожных и невежественных помещиков. Автор показал, какими должны быть представители просветительских идей в царской России на примере положительных героев:

  • Стародума;
  • Софьи;
  • Милоны;
  • Правдина.

Недоросль тема

Русский литератор высказывает свою идею, что обновление общественного строя возможно только путем полного изменения системы не только образования, но и воспитания.

Необходимо избавиться от устаревших идейных тем. Идея произведения «Недоросль» в том, что основу нового дворянства должны составлять:

  • справедливость;
  • гуманизм;
  • честность;
  • мораль.

Денис Фонвизин — создатель бытовой комедии, который сотворил произведение. Его тема не утратила актуальности и сегодня. Главная мысль пьесы направлена на антикрепостнический строй и завораживает своей современностью и глубиной освещаемых идей.

Из рассказа можно извлечь урок, что воспитание в детстве крайне важно, как для человека, так и для общества в целом. Именно поэтому в школах кратко пишут сочинение на эту тему.

  • Основная мысль рассказа нахаленок
  • Основная мысль рассказа налим чехов
  • Основная мысль рассказа на горке носова
  • Основная мысль рассказа мышонок пик
  • Основная мысль рассказа муму тургенева для читательского дневника