Основная мысль рассказа один день ивана денисовича

Одним из главных художественных произведений Александра Исаевича Солженицына является повесть «Один день Ивана Денисовича«. В произведении выдающийся писатель рассказал читателю историю о сибирских буднях жертв сталинских репрессий. Благодаря книге, основанной на личном опыте автора, читатель узнал, какая участь ждала бедных людей, которые не угодили советской власти. Многомудрый Литрекон предлагает Вам ознакомиться с анализом данного произведения по плану. 

Содержание:

  • 1 История создания 
  • 2 Жанр, направление
  • 3 Композиция 
  • 4 Главные герои и их характеристика
  • 5 Темы
  • 6 Проблемы 
  • 7 Основная идея 
  • 8 Чему учит?
  • 9 Критика

История создания 

Известно, что с историей появления произведения «Один день Ивана Денисовича» тесно связана лагерная жизнь автора. Александр Солженицын был осужден и обвинён в измене Родины из-за… писем. Да, простых писем, которые направлял своему другу. В них начинающий писатель завуалированно критиковал курс Сталина и мечтал о возвращении страны к линии ленинизма. В ту пору письма с фронта тщательно проверялись. И послания Солженицына дали повод сфабриковать дело. Ему дали 10 лет лагерей.

Идея создания повести у Александра Солженицына появилась в 1950 году. В этот период писатель находился в ссылке в Казахстане. Автору очень захотелось рассказать о своих лагерных буднях. Солженицын понял, что ему будет достаточно описать всего лишь один день, чтобы читатель осознал все те нечеловеческие  условия, в которых он отбывал наказание. Тем более, один день зэка не больно-то отличался от другого. 

Работу над созданием своего произведения Александр Исаевич начал лишь спустя девять лет, когда он вернулся из ссылки. Над ним писатель работал на протяжении полутора месяцев. 

В 1961 году творение Солженицына попало в руки Твардовского, который на тот момент являлся главным редактором известного журнала «Новый мир». Писатель не указал своего имени, и тогда член редакции А. Берзер написала псевдоним А. Рязанский. Не секрет, что редактор находился под сильным впечатлением от произведения. Правда, опубликовать его было трудно. Советская цензура была неумолима.

Редакция дала совет писателю поменять название произведения. В итоге, рассказ стал называться «Щ-854. Один день одного зэка». Александр Исаевич очень хотел, чтобы его произведение получило успех. В связи с этим он решил отправить свое творение другим писателям, своим коллегам, чтобы они написали отзывы о произведении. При этом Солженицын прекрасно осознавал, что произведение может быть запрещено цензурой, поэтому автор попросил о помощи самого Хрущева. В результате он смог добиться разрешения на публикацию повести. Ведь тогда, в период хрущевской «оттепели», был развенчан культ личности Сталина, благодаря чему люди получили возможность критиковать и осуждать его решения.

Произведение Александра Исаевича «Один день Ивана Денисовича», история создания которого представлена здесь, было опубликовано в 1962 году в журнале «Новый мир». Оно обрело небывалый успех. В газетах и журналах было много отзывов о рассказе. Многие литературные критики считали, что книга «Один день Ивана Денисовича» представляет собой некую разрушительную силу для соцреализма. 

Жанр, направление

По велению членов редакции Александр Исаевич назвал свое произведение повестью. Однако в действительности оно может быть названо и рассказом. Об этом свидетельствуют многие черты малого литературного жанра. Среди них можно отметить то, что писатель обращает все свое внимание лишь на одну сюжетную линию, связанную с Шуховым. В книге нет разветвленной системы образов. В нем нет деления на главы или части и описывается всего один день из жизни лагерника.

Однако в книге «Один день Ивана Денисовича» есть и черты, указывающие на жанр повести. Объем велик для рассказа, героев, хоть и не очень подробно описанных, много, и каждая история человека, заключенного в лагерь, имеет самостоятельное значение. Автор дал слишком подробную характеристику одному дню и вышел за рамки рассказа.

Конечно же, свое произведение Александр Солженицын написал в духе реализма. Писатель смог правдиво описать, с какими трудностями сталкиваются заключённые. Он ничего не приукрашивал и не выдумывал, о чем говорят многие люди, имеющие негативный опыт лагерной жизни.

Композиция 

Обратим внимание, как устроена композиция повести «Один день Ивана Денисовича»?

  1. В экспозиции читатель знакомится с главным персонажем произведения Иваном Шуховым. Автор рассказывает о непростых условиях проживания заключённых, им приходится каждый день вставать в пять утра, мириться с холодом, голодом, унижением. 
  2. Развитие сюжета составляют события, происходящие с главным героем. Здесь писатель рассказывает, как герой произведения мыл полы в надзирательской, собирался на работу, стоял в очереди в столовую и трудился на объекте.
  3. Кульминация заключается в эпизоде, когда Цезарь прячет еду от надзирателей. Здесь главный герой проявляет все свои достоинства и раскрывает характер.
  4. В развязке главный герой, осознавая, что прошёл один из счастливых дней в его лагерной жизни, засыпает. 

Главные герои и их характеристика

Главные герои повести «Один день Ивана Денисовича» представлены в списке.

  1. Главным героем произведения является Иван Денисович Шухов. На долю этого человека выпала очень непростая судьба. Главный герой был осужден несправедливо. Он попал в плен и был обвинен в шпионаже в пользу другой страны. Показания из него выбивали побоями. Но Шухов, который жил в ужасных условиях, старался не утратить своих достойных качеств. Писатель показывает, с каким достоинством Иван Денисович переносит все трудности лагерной жизни. Свое спасение главный персонаж видел в честном труде и справедливом отношении к людям. Персонаж брался за любую работу, ведь сидеть без дела было не в его духе. Чтобы облегчить свою участь, Шухов старался заводить полезные для себя знакомства. Так, например, он дружил с Цезарем, ведь он довольно часто получал посылки из дома. Иван Шухов был мастером на все руки. Кому-то он тапочки сошьет, а кому-то — телогрейку. Так он зарабатывал на жизнь и не обременял жену обязанностью присылать ему посылки. Главному персонажу работа приносила удовлетворение, а заключённые искреннее его благодарили. Образ главного персонажа является собирательным, ведь автор в нем отобразил сложную судьбу всего народа. 
  2. Андрей Тюрин — сын кулака, который был лишен всего, даже заслуженного военного чина, просто потому, что родился не в той семье. Сильный и опытный бригадир.
  3. Цезарь Маркович — богатый московский режиссер, обвиненный за «неправильный» фильм и критические высказывания в отношении власти. Человек щедрый, умный, справедливый.
  4. Капитан Буйновский — бывший капитан морфлота. Человек образованный и гордый. За эти качества он и пострадал. Пытаясь заступиться за заключенных и вспоминая законы, он получил 10 суток карцера и был обречен на скорую смерть от туберкулеза. Его посадили за то, что на войне ему пришлось помочь английским союзникам.
  5. Алешка — баптист, которого посадили за его религиозные убеждения. Он был тихим и доброжелательным человеком.
  6. Фетюков. Бывший начальник, который не угодил кому-то на своем посту. От него отказались жена и родственники, поэтому он опустился в лагере и морально «сдал». Он готов был на любое унижение ради еды.

Темы

Тематика повести «Один день Ивана Денисовича» может быть дополнена, если Вы напишите в комментариях, чего тут не хватает:

  1. Быт и нравы лагерной жизни — основная тема повести. Автор описал типичный день зэка, рассказав о типах заключенных, их одежде, еде, гигиене, обычаях и склонностях. В каждом абзаце находит отражение ужасная картина бесправия и угнетения.
  2. Человеческое достоинство. Автор обратил внимание на то, что в лагере не ломаются только те люди, которые ставят уважение к себе выше комфорта. Фетюков готов был доставать окурки из плевательницы, рискуя заразиться, лишь бы покурить. А Иван Денисович работал ради того, чтобы купить себе табак, и даже жене не позволял обделять детей, посылая ему еду.
  3. Тяжелая судьба советского человека. Автор показывает, что с момента революции людям стало жить только хуже. Деревня находится в упадке и нищете, город оккупирован бездушными тиранами, которые готовы отправить человека в тюрьму за одно лишь слово или происхождение.
  4. Братство. Люди в бригаде становились одной семьей и могли выжить только сообща. Поэтому каждый в меру сил заботится об интересах своей группы, чтобы поддержать друзей и спасти себя.

Проблемы 

Проблематика повести «Один день Ивана Денисовича» не менее злободневна. 

  1. В своем произведении Александр Исаевич поднял проблему сталинских репрессий, которая затронула каждую семью. Даже простые люди вроде Ивана, которые всего лишь попали в плен и бежали, становились врагами народа, хотя все показания из них выбивали пытками. Это не один случай, а массовое явление, против которого должен восстать каждый человек, желающий себе и миру добра и процветания.
  2. Центральное место в повести занимает трагическая судьба жертв сталинского режима. Описывая один день, автор сумел рассказать о годах своего заключения, наполненных голодом, лишениями и страхом. Люди были надломлены и унижены несправедливостью и отчаянностью своего положения. 
  3. Тюремные порядки. Неоправданная и ненужная жестокость стала доминирующей силой в лагере. Людей морили голодом и холодом, подвергали болезненному влиянию зараженных пространств, даже раздевали на морозе, а чего ради? Все эти меры были бессмысленны и безобразны. Александр Исаевич противопоставил лагерную жизнь реальному миру, где все эти тюремные законы кажутся ужасным недоразумением.
  4. Также в произведении Солженицын поднял нравственную проблематику. В рассказе автор широко раскрыл проблему сострадания, уважения, сохранения лучших качеств в нечеловеческих условиях. Также писатель затронул проблему отношения к труду. Благодаря упорной ежедневной работе Шухов не падал духом и сохранил достоинство и честь. 
  5. Особое место в произведении занимает проблема «маленького человека», который своим примером показывает, что ещё остались сильные духом люди, пусть униженные, но не унизившиеся. Они никогда не сломаются под воздействием законов лагерной реальности. 

Дополнить этот раздел анализа повести «Один день Ивана Денисовича» по плану Литрекон сможет, если Вы напишите, что еще важно включить в него?

Основная идея 

В произведении писатель хотел показать, как рушатся судьбы людей под влиянием политического режима. Александр Исаевич резко критикует сталинские репрессии, показывая, как из-за них страдает народ. Протест против репрессивного курса советского государства — вот смысл повести «Один день Ивана Денисовича». Писатель показал, что тоталитарное правительство наказывает людей без всякой меры и справедливости, чтобы только запугиванием удерживать власть среди тех, кто ее ненавидит, не понимает, но боится. Такая страна обречена на нравственную гибель.

Главная мысль повести «Один день Ивана Денисовича» заключается в том, что бессмысленное издевательство над невиновными людьми больше никогда не должно марать историю страны. Писатель до конца своих дней боролся с неведением и невежеством народа, который даже после гласности и Перестройки не верил в зверство Сталина и его подлой свиты. 

Чему учит?

Повесть «Один день Ивана Денисовича» заставляет задуматься о том, как важно сохранять человеческое достоинство и самоуважение даже в минуты лишений и страха. Комфорт не должен стоять выше гордости личности, выше ее морально-нравственных основ. Люди должны ценить свою душу, свою совесть, свои личные границы выше, чем лишнюю порцию еды или табака. Только тогда человек сможет преодолеть испытания достойно и выйти победителем из любой ситуации.

Книга учит также и тому, что народу важно сохранить свое право на инакомыслие и не позволять демагогам и агитаторам отнять у него самобытность мысли и право на критику. С гонений на мнение, с подмены понятий, с манипуляций и лжи начинается тоталитарный ад, в котором все свободы, права и достижения личности будут уничтожены и отняты безжалостным политическим гегемоном. Если мы не хотим судьбы Щ-854, нужно сохранять трезвость мысли и принципиальную позицию, а не менять их на лобстера, который вскоре превратится в лишнюю порцию баланды. Ведь репрессии слепы и коснутся каждого.

Критика

Люди, прочитавшие повесть, были ошарашены и сбиты с толку. Не все знали, как на самом деле живут политзаключенные. Поэтому отзывы читателей были наполнены болью:

Как же я не знал об Иване Шухове? Как мог не чувствовать, что вот в это тихое морозное утро его вместе с тысячами других выводят под конвоем с собаками за ворота лагеря в снежное поле — к объекту? (Владимир Лакшин)

Многие критики писали такие отзывы, чтобы читатель понял: репрессии позади, это всего лишь перегиб и недосмотр. Однако умные люди поняли, что так режимные рецензенты нивелируют остроту поданного материала и хоронят его заживо. Далеко не все заключённые в ту пору вышли из тюрем. А многие, кто вышел, принес домой туберкулёз и другие заболевания, которые уже никак не исправить. 

В первой, «парадной» рецензии в «Известиях» («О прошлом во имя будущего») Константин Симонов задавал риторические вопросы: «Чья злая воля, чей безграничный произвол могли оторвать этих советских людей — земледельцев, строителей, тружеников, воинов — от их семей, от работы, наконец, от войны с фашизмом, поставить их вне закона, вне общества?» Симонов делал вывод: «Думается, что А. Солженицын проявил себя в своей повести как подлинный помощник партии в святом и необходимом деле борьбы с культом личности и его последствиями»

Иные писатели бойко обвиняли героя в лживом смирении, рабской сущности и чуть ли не эмоциональной глухоте. Однако они же сами позабыли о том, как молчали все эти годы, зная или догадываясь о репрессивности сталинского режима: 

Валентин Катаев называл «Один день…» фальшивым: «не показан протест». Корней Чуковский возражал: «Но ведь в этом же вся правда повести: палачи создали такие условия, что люди утратили малейшее понятие справедливости… <…> …А Катаев говорит: как он смел не протестовать хотя бы под одеялом. А много ли протестовал сам Катаев во время сталинского режима? Он слагал рабьи гимны, как и все».

Но важнее то, что автор получил сотни писем и положительных откликов от простых людей, ставших жертвами или свидетелями тоталитарного ужаса. Они благодарили писателя за честность и справедливость слов, которые осветили важнейшую проблему того времени. Однако нашлись и те, кто хотел стыдливо спрятать «грязные портки» от читателей из других стран. Якобы книга оскорбляет достоинство советских людей и выставляет страну «не в том виде». Плохо то, что мы до сих пор стыдимся не того. Бояться нужно не мнения окружения и не огласки, а самой проблемы, которая не исчезает, если закрыть глаза.

Автор: Виктория Комарова

Статьи

Среднее общее образование

Литература

Анализ рассказа «Один день Ивана Денисовича»


Рассказ «Один день Ивана Денисовича» стал литературным дебютом писателя Александра Солженицына. А также вызвал крайне неоднозначную реакцию у читателей: от похвалы до критики. Сегодня мы вспомним историю создания этого произведения и анализируем её ключевые особенности.

15 июня 2018

История создания

Во время пребывания в исправительно-трудовом лагере, в котором Солженицын отбывал срок наказания по статье 58 УК РСФСР, у него зародилась идея рассказа, описывающего неимоверно трудную жизнь заключенного. В этом рассказе один лагерный день, а в нем вся жизнь в нечеловеческих условиях одного среднего, ничем не примечательного человека. Тяжелый физический труд помимо физического истощения вызывал истощение духовное, убивал всю внутреннюю жизнь человеческой личности. У заключенных оставался лишь инстинкт выживания. Солженицын хотел ответить на вопрос, что позволяет человеку остаться человеком в условиях насилия над телом и духом его. Этот замысел автору не давал покоя, но возможности писать в лагере, естественно, не было. Только лишь после реабилитации, в 1959 году, Солженицын написал этот рассказ.

Русский язык и литература. Литература. Углубленный уровень. 11 класс. Учебник. Часть 2

Русский язык и литература. Литература. Углубленный уровень. 11 класс. Учебник. Часть 2

Учебник входит в УМК для 10—11 классов, обеспечивающий преподавание по программе литературного образования В. В. Агеносова, А. Н. Архангельского, Н. Б. Тралковой, и соответствует ФГОС. Предназначен для школ и классов с углубленным изучением литературы. Учащимся предлагается система разноуровневых заданий, направленных на формирование метапредметных умений (планировать деятельность, выделять различные признаки, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, преобразовывать информацию и др.) и личностных качеств учеников.

Купить

Публикация и успех рассказа

С публикацией рассказа Солженицыну помог его приятель и бывший сокамерник по спецтюрьме МВД «НИИ Связи» литературовед Л. З. Копелев. Благодаря своим связям, Копелев передает рукопись рассказа тогдашнему главному редактору литературного журнала «Новый мир» Александру Твардовскому. «Ничего подобного давно не читал. Хороший, чистый, большой талант. Ни капли фальши…» — таким было первое впечатление Твардовского об авторе. Вскоре, журнал добивается разрешения на публикацию рассказа «Один день…». Предвосхищая успех рассказа, А. А. Ахматова спросила Солженицына: «Знаете ли вы, что через месяц вы будете самым знаменитым человеком на земном шаре?» И он ответил: «Знаю. Но это будет недолго». Когда в конце 1962 года произведение было опубликовано, вся читающая публика была ошеломлена рассказом-откровением о бесчеловечности советской системы.

Раковый корпус

Раковый корпус

От неизлечимой болезни умирают люди — и гибнет страна. Исцеление может прийти только чудом. Быть может, если не люди, то хотя бы СТРАНА сумеет исцелиться от смертельного недуга страха?..

Купить

Иван Денисович Шухов

Читатель смотрит на мир лагерной жизни глазами простого мужика, крестьянина Ивана Денисовича Шухова. Семьянин — жена, две дочери, до войны он жил в небольшой деревеньке Темгенёво, где и работал в местном колхозе. Любопытно, что на протяжении повествования у Шухова не возникает воспоминаний о своем прошлом — последние оказались просто-напросто вытравлены в нём тюремным режимом. Попадает Шухов и на войну: боевое ранение, потом госпиталь, из которого он сбегает на фронт раньше положенного, снова война, окружение, немецкий плен, побег. Но вернувшегося из плена Шухова арестовывают как подельника нацистов. Соответственно, ему грозит срок за пособничество оккупантам. Так Шухов и оказывается в лагере.

Русский язык и литература. Литература. Базовый и углубленный уровень. 11 кл. Учебник.

Русский язык и литература. Литература. Базовый и углубленный уровень. 11 кл. Учебник.

Учебник знакомит учащихся с избранными произведениями русской и зарубежной литературы XX-XXI веков в теоретических и критических статьях; способствует нравственному и мировоззренческому развитию личности;показывает возможности использования Интернета в решении коммуникативных, творческих и научных задач.Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту среднего общего образования (2012 г.).

Купить

Особенности изображения героев

В рассказе изображена целая вереница характеров заключенных, которая представляет собой срез современного Солженицыну общественного строя: военные, рабочие, люди искусства, представители религии. Все эти персонажи пользуются авторской симпатией, в отличие от тюремных надзирателей и персонала, которых автор не стесняется называть «придурками» и «лакеями». Солженицын подчеркивает нравственный аспект характеров заключенных, раскрывается это в сценах споров, столкновений героев и показывает сложные взаимоотношения узников. Ещё одной особенностью является то, что персонажи наделены своими неповторимыми портретными чертами, которые раскрывают внутреннюю сторону человека. Солженицын не даёт подробного, развёрнутого портрета Ивана Денисовича, но по его высказыванию существенными чертами характера героя являются отзывчивость и способность к состраданию.

Неизвестный Солженицын. Гений первого плевка…

Неизвестный Солженицын. Гений первого плевка…

Крупнейшие русские писатели, современники Александра Солженицына встретили его приход в литературу очень тепло, кое-кто даже восторженно. Но со временем отношение к нему резко изменилось. А. Твардовский, не жалевший сил и стараний, чтобы напечатать в «Новом мире» никому не ведомого автора, потом в глаза говорил ему: «У вас нет ничего святого…» М. Шолохов, прочитав первую повесть литературного новичка, попросил Твардовского от его имени при случае расцеловать автора, а позднее писал о нем: «Какое-то болезненное бесстыдство…» То же самое можно сказать и об отношении к нему Л. Леонова, К. Симонова… Прочитав книгу одного из самых авторитетных публицистов нашего времени Владимира Бушина, лично знавшего писателя, вы поймете, чем пожертвовал Солженицын ради славы.

Купить

Авторская оценка

Шухов даже в самых драматических ситуациях продолжает быть человеком с душой и сердцем, верит, что когда-нибудь справедливость вновь восторжествует. Автор много рассуждает о народе и его инстинкте нравственного сохранения в деморализующих условиях лагеря. Солженицын словно говорит: есть в каждом из нас то нетленное, что никакое зло до конца не истребит. В самых тяжких и ужасающих условиях жизни людям удаётся сохранить своё человеческое достоинство, доброту к людям, терпимость и внутреннюю свободу. Один день из лагерной жизни, описанный автором во всех мельчайших подробностях, становится днем из жизни всей страны, символизирует собой исторический этап — время тотального государственного насилия, и бросает ему смелый вызов.

Анализ «Один день Ивана Денисовича» Солженицын

Анализ «Один день Ивана Денисовича» Солженицын

4.2

Средняя оценка: 4.2

Всего получено оценок: 1822.

Обновлено 10 Июля, 2021

4.2

Средняя оценка: 4.2

Всего получено оценок: 1822.

Обновлено 10 Июля, 2021

Рассказ «Один день Ивана Денисовича» – правдивое изображение сибирских будней жертв сталинских репрессий. Произведение позволяет читателю представить, какая судьба ожидала тех, кто не угодил советской власти. В образе главного героя воплощён опыт самого Солженицына, а также множества заключённых, которых он видел. В школе изучают рассказ в старших классах. Быстро подготовиться к уроку и освежить знания о рассказе перед ЕГЭ поможет представленный в статье анализ произведения.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Краткий анализ

Год написания – 1959.

История создания – Произведение А. И. Солженицын задумал зимой 1950–1951 гг., когда пребывал в лагере в северном Казахстане. Замысел был реализован только спустя 9 лет в 1959 г. в Рязани.

Тема – В произведении развивается тема лагерной жизни политических заключенных, жертв сталинского режима.

Композиция – А. И. Солженицын описал один день из жизни заключённого, поэтому основой для композиции стали временные рамки от утра до вечера, вернее, от подъема до отбоя. Анализируемое произведение – сплетение рассказов, раздумий, в которых важную роль играют детали.

Жанр – Рассказ, хотя перед публикацией редактор порекомендовал А. Солженицыну назвать свое произведение повестью, и автор прислушался к совету.

Направление – Реализм.

История создания

История создания произведения связана с лагерной жизнью А. Солженицына. Писатель задумал его в 1950–1951. Тогда он отбывал срок в северном Казахстане. Позже Александр Исаевич вспоминал: «Я в 50-м году в какой-то долгий лагерный зимний день таскал носилки с напарником и подумал: как описать всю нашу лагерную жизнь?». Он решил, что достаточно детального описания одного дня из жизни тех, кто пребывал в «вечной ссылке». К реализации замысла Александр Исаевич приступил спустя 9 лет уже после возвращения из ссылки. На написание рассказа ушло около полутора месяцев (май-июнь 1959 г.).

1961 – год написания варианта произведения без некоторых наиболее резких политических моментов. В том же 1961 году Солженицын передал рукопись главному редактору журнала «Новый мир» А. Твардовскому. Произведение автор не подписал, но А. Берзер, сотрудница редакции, добавила псевдоним А. Рязанский. На редактора рассказ произвел «сильнейшее впечатление», о чём свидетельствует запись в его рабочей тетради.

Редакция предложила Александру Исаевичу изменить название: и рукопись была названа «Щ-854. Один день одного зэка». Издатели также внесли коррективы в жанровое определение, предложив назвать произведение повестью.

Автор разослал рассказ коллегам-писателям и попросил составить о нём отзывы. Так он надеялся продвинуть своё произведение к публикации. Однако Александр Исаевич понимал, что произведение может не пройти цензуру. За помощью обратились к Н. Хрущёву, и он добился разрешения на публикацию. Рассказ Солженицына «Один день Ивана Денисовича» увидел мир на страницах журнала «Новый мир» в 1962 г.

Публикация произведения стала грандиозным событием. Во всех журналах и газетах появлялись отзывы о нём. Критика считала, что рассказ стал разрушительной силой для господствующего доселе соцреализма.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тема

Для лучшего усвоения материала по рассказу А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» анализ его следует начинать с характеристики мотивов.

В литературе «послесталинского» времени активно развиваются мотивы репрессий, ссылок. Особенное место они занимают в творчестве писателей, которым довелось побывать в лагерях. В анализируемом произведении раскрывается тема жизни политических заключенных в ссылке. Основные герои рассказа – заключенные и надзиратели.

А. Солженицын описывает всего один день из жизни сосланного в северные края героя, Шухова Ивана Денисовича, что определило и смысл названия.

Это крестьянин, который честно защищал Родину на фронте. Шухова взяли в плен, но он сумел сбежать, за что и попал в ссылку. Нечеловеческие условия жизни не смогли убить истинно крестьянскую душу. Иван Денисович сохранил простодушие, доброту. В то же время он был хитёр в бытовом плане. Внутренний стержень помог ему выжить.

Кроме Ивана Денисовича в произведении есть и другие образы заключенных. С нескрываемым восхищением А. Солженицын рассказывает об Алёше-баптисте, который под давлением условий не отказался от своих взглядов, об украинцах, молящихся перед едой. Также читатель может понаблюдать за командиром, который заботился о своих подопечных, как настоящий отец.

Каждый образ – инструмент для раскрытия определенной грани лагерной жизни. В контексте главной темы формируется проблематика рассказа. Особое внимание следует обратить на такие проблемы: человеческая жестокость, несправедливость режима, взаимопомощь как способ выживания, любовь к ближнему, вера в Бога. Автор только поднимает острые для его эпохи вопросы, выводы же читатель должен сделать сам.

Идея рассказа – показать, как политический режим может разрушать судьбы, калечить человеческие тела и души. А. Солженицын осуждает репрессии, хочет, чтобы потомки не совершали таких ошибок.

Композиция

Строение рассказа продиктовано его содержанием и временными рамками описываемых событий. Сначала А. Солженицын рассказывает о подъёме в пять часов утра. Это и есть экспозиция, которая переносит читателя в лагерный барак и знакомит его с главным героем.

Развитие событий – все передряги, в которые Иван Денисович попадает за день. Сначала его застают лежащим после «подъёма», потом отправляют мыть полы в надзирательской. Разговоры с Алексеем баптистом и сговор с заключённым, получившим богатую посылку, тоже относятся к развитию событий.

Кульминаций в произведении минимум две – эпизод, когда надзиратель ведёт Шухова отбывать наказание и сцена, где Цезарь прячет еду от надзирателей. Развязка – отбой: Шухов засыпает, понимая, что прожил день счастливо.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Один день Ивана Денисовича».

Жанр

А. И. Солженицын по настоянию редакции определил произведение как повесть. На самом деле – это рассказ. В нём можно заметить такие признаки малого литературного жанра: небольшой объём, внимание автора сконцентрировано на сюжетной линии Шухова, система образов не очень разветвлённая. Направление произведения – реализм, так как автор правдиво описывает человеческую жизнь.

Тест по произведению

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Дарья Сметанина

    10/12

  • Ирина Ли

    11/12

  • Ирина Алексеева

    12/12

  • Екатерина Масленникова

    8/12

  • Екатерина Мархелова

    11/12

  • Парвина Хатамова

    12/12

  • Ия Грищенко

    10/12

  • Елена Ворошилина

    12/12

  • Марина Свириденко

    12/12

  • Владимир Бровиков

    10/12

Рейтинг анализа

4.2

Средняя оценка: 4.2

Всего получено оценок: 1822.


А какую оценку поставите вы?

Содержание

  1. Кратко о персонажах
  2. Пересказ тезисно
  3. Краткое содержание
  4. Основная мысль рассказа

«Один день Ивана Денисовича» – произведение, написанное Александром Солженицыным. Ранее оно имело название «Щ-854. Один день одного зэка». Согласно авторскому определению, жанр произведения — рассказ, но некоторые литературоведы пришли к выводу, что это больше похоже на повесть. Это первое опубликованное произведение Солженицына, которое принесло ему популярность.

Кратко о персонажах

Прежде чем перейти к краткому содержанию рассказа «Один день Ивана Денисовича», следует рассмотреть основных персонажей:

  • Шухов Иван Денисович — главный герой. Каменщик по профессии, у него есть жена и 2 дочери на воле.
  • Тюрин Андрей Прокофьевич — бригадир. Ранее был военным, но его уволили из-за кулацкого происхождения.
  • Цезарь — неизвестно, кто он по национальности, возможно, еврей или цыган. До лагеря делал картины для фильмов.
  • Кильдигс Ян — плотник. Жил в Прибалтике, был осужден на 25 лет.
  • Фетюков — «Шакал». Прихлебатель.
  • Кавторанг — морской офицер. Попал под репрессии.
  • Алешка — верующий баптист.
  • Гопчик — хитрый, но в то же время безобидный парень 16 лет.

Пересказ тезисно

В основе краткого содержания рассказа Солженицына «Один день Ивана Денисовича» лежит несколько моментов, которые нужно проанализировать:

Начался обычный день в тюрьме. Сегодня Иван Денисович чувствовал себя плохо, но все же нашел силы работать. После завтрака его отправили на стройку.

Во время работы Иван Денисович думает о том, что написать семье в ежегодном письме. Ведь ничего не изменилось за это время.

Главный герой вспоминает о том, как попал в лагерь. Во время войны он попал в плен к немцам, но смог сбежать. Иван Денисович вернулся на родину, где его объявили предателем и оправили в лагерь.

Герой задумался о трудностях жизни в лагере. Однако ему удалось их преодолеть – найти товарищей и украсть несколько рабочих инструментов, чтобы облегчить труд.

Главный герой думает о том, что день закончился хорошо. Осталось еще 3653 таких же дней.

Краткое содержание

Утро в тюрьме, как обычно, началось с подъема в 5 часов. Барак все еще не открыли. Это значило, что у заключенных было время на подработку – кто-то ремонтирует вещи, кто-то шьет, другие же просто выполняют поручения авторитетных зеков. Есть и такие, кто бегает в столовую, чтобы собрать грязные тарелки и за это получить добавку к обеду. В тюрьме важно знать меры: чтобы выжить, заключенный не должен стать попрошайкой или стукачом.

В этот день главный герой чувствовал себя особенно плохо. В бараке было прохладно, на окнах можно было заметить лед, а потолок покрылся инеем. Шухова трясло всю ночь, он закутался в одеяло, телогрейку и свой китель, но это все равно не помогало. В то же время он слышал, как в лагере начинала кипеть жизнь.

Бригадир держал в руке кусок сала, что считалось взяткой, собирался узнать, как протекает работа. Для рабочих принесли сухие валенки. Бригадир понимал, что, если он придет к начальнику без взятки, его бригаду могут отправить на «соцгородок» (где заключенным придется пахать на морозе). Однако, если задобрить начальника, бригаду могут отправить на стройку. На зоне важно, чтобы бригадир был хорошим, тогда он будет следить за заключенными, стараться, чтобы им досталась легкая работа.

Главный герой все еще лежал в кровати. Но вскоре получил замечание от дежурного, поскольку уже должен был встать. Ему приказали помыть полы в надзирательской. ИД решил налить воду прямо под ноги начальнику, понимая, что за работу в любом случае начальники не станут его хвалить. После того как главный герой вытер пол и вынес мутную воду, он пошел в столовую, где уже подавали завтрак.

Сегодня была холодная баланда на основе рыбы с капустой. Заключенные завтракают медленно, выплевывая кости на обеденные столы. Как только наберут большие кучи рыбных остатков, сметают все прямо на пол.

Краткое содержание А. Солженицын «Один день Ивана Денисовича»

Заключенные за завтраком

Заключенные вспоминают о самых вкусных обедах, которые обычно подают в средине лета. Ведь в это время готовят из овощей, а осенью приходится даже варить крапиву.

Лагерь стал тем местом, где Шухов начал наслаждаться едой, медленно пережевывая похлебку, которую нужно растягивать аж до обеда, иначе можно помереть от голода.

Вскоре заключенных отправляют на работу. Чтобы люди не замерзли, бригадир посоветовал заколотить окна внутри помещения. Узники нашли толь, но он оказался слишком узким. Однако виртуозы и тут нашли выход, сломав перила и сделав из них рейки.

Иван Денисович думает о том, что подходит время, когда можно отправить письмо семье (обычно заключенным разрешают писать не более 1 раза в год). Но вот только он не знает, что писать. Жизнь в тюрьме однообразна, ничего не меняется. Да и дома наверняка все так же – колхозом занимаются только женщины, ведь вся молодежь сбежала на заводы.

По окончанию войны мужики не захотели возвращаться в колхоз и нашли другую работу – создание рисунков на коврах. Сюжеты всегда идентичные – персидский, олень или тройка. Зарабатывали много, некоторым удалось даже построить дом на вырученные деньги. Жена Шухова мечтает о том, что он сможет заняться изготовлением рисунков на коврах, как только отсидит свой срок.

Кильдикс немного расстроен, поскольку нет метели. Если погода ухудшится, зеков не выпустят дальше столовой, начальство боится потерять ценных работников. Зимой же они действительно работают усердно, сильный мороз заставляет их пахать. Кроме того, работа – лучший способ забыть о течении времени между обедом и ужином.

Краткое содержание А. Солженицын «Один день Ивана Денисовича»

Заключенные на работе

Иван получает удовольствие от работы, у него есть свой мастерок, который он украл давным-давно. Он заметил, что на стенах есть бугорки от раствора, а кладка была неровной, и пытался все исправить. Латыш же постоянно дразнит других, ведь его срок заключения скоро истекает.

Теперь главный герой вспоминает прошлое – время, когда он попал в лагерь. Его призвали в армию через день после начала войны. Их группу окружили немцы, а командиры отказались отправить подмогу. Еда и боеприпасы вскоре закончились, и они стали для немцев легкой добычей, их взяли в плен. Шухову и еще нескольким солдатам удалось сбежать, но из его группы выжило только трое. Вспомнил Иван и о своей глупости – рассказать на родине о том, как сбежал из плена, за что его объявили изменником родины и отправили в лагерь. Иван Денисович не хотел писать признание, за что его постоянно били. В результате ему пришлось подписать все бумаги.

Работники услышали долгожданный звонок на обед. Пока повар немного отвлекся, один из заключенных успел стащить несколько порций и поделился с Шуховым. Одну из порций главный герой отдал Цезарю — авторитетному заключенному.

После обеда зеки продолжили работу. День подходил к концу, но поскольку цемента было приготовлено слишком много, весь его необходимо было использовать сегодня. Уже прозвучал сигнал к построению, но Шухов продолжал работу. Бригадир не стал его наказывать.

Шухов вернулся в лагерь и пошел к Цезарю, чтобы передать посылку, за что получил немного продуктов. Он узнал, что в воскресенье тоже будет работать. Вернувшись к койке, Иван обрадовался, поскольку припрятанный им в кровати хлеб никто не нашел.

Иван Денисович думает, что сегодняшний день был удачным: он не заболел, несмотря на плохое самочувствие утром, кроме того, он получил достаточно еды, смог раздобыть немного табака, да и его рабочие инструменты никто не нашел. Впереди у него еще осталось 3653 таких дней.

Основная мысль рассказа

В основе сюжета лежит один день жизни зека по имени Иван Денисович. Время в тюрьме длится так медленно, а дни настолько однообразны, что эти 24 часа можно сравнить с целой жизнью.

Солженицын рассказывает нам о жизни людей, которых содержали в исправительно-трудовом лагере. Последний был создан с целью уничтожить заключенного как личность. Однако главному герою, а также ряду других персонажей, удавалось вести внутреннюю борьбу и остаться людьми даже несмотря на такую сложную жизнь. После прочтения краткого пересказа невозможно не понять, насколько важна борьба с трудностями и внутренняя стойкость.

Один день Ивана Денисовича Солженицына

Александр Исаевич Солженицын – писатель и публицист, вошедший в русскую литература как ярый противник коммунистического режима. В своём творчестве он регулярно затрагивает тему страдания, неравенства и незащищённости людей перед сталинской идеологией и текущим государственным строем.

Представляем вашему вниманию обновленный вариант обзора книги Солженицына – Один день Ивана Денисовича.

Произведением, которое принесло А.И. Солженицыну популярность, стала повесть «Один день Ивана Денисовича». Правда, сам автор позже внёс поправку, сказав, что по жанровой специфике это рассказ, пусть и в эпичных масштабах воспроизводящий мрачную картину России того времени.

Солженицын А.И. в своём рассказе знакомит читателя с жизнью Ивана Денисовича Шухова, крестьянина и военного, который попал в один из многочисленных сталинских лагерей. Весь трагизм ситуации в том, что герой ушёл на фронт на следующий же день после нападения гитлеровской Германии, попал в плен и чудом бежал из него, но, добравшись до своих, был признан шпионом. Именно этому посвящена первая часть воспоминаний, в которую также включено описание всех тягостей войны, когда людям приходилось питаться роговицей с копыт умерших лошадей, а командование Красной Армией без укора совести бросало простых солдат умирать на поле боя.

Вторая часть показывает жизнь Ивана Денисовича и сотен других людей, пребывающих в лагере. При этом все события рассказа занимают всего один день. Однако повествование содержит большое количество отсылок, ретроспекций и упоминаний о жизни народа как бы невзначай. Например, переписка с женой, из которой мы узнаём, что в деревне ситуация обстоит не лучше, чем в лагере: еды и денег нет, жители голодают, а крестьяне выживают за счёт того, что красят фальшивые ковры и продают их городу.

По ходу прочтения мы узнаём и то, почему Шухова посчитали диверсантом и предателем. Как и большая часть тех, кто находится в лагере, он осуждён без вины. Признаться в измене заставил следователь, который, к слову, даже не смог придумать, какое же задание выполнял герой, якобы помогая немцам. При этом выбора у Шухова не было. Откажись он признавать то, что никогда не делал, то получил бы «бушлат деревянный», а раз пошёл навстречу следствию, то «хоть поживешь ещё малость».

Важную часть сюжета также занимают многочисленные образы. Это не только заключённые, но и надзиратели, которые отличаются лишь тем, как они относятся к лагерникам. Например, Волков носит с собой огромную и толстую плётку – один её удар раздирает большой участок кожи до крови. Другой яркий, хоть и второстепенный персонаж – Цезарь. Это своего рода авторитет в лагере, который ранее работал режиссёром, но был репрессирован, так и не сняв свой первый кинофильм. Теперь он не прочь побеседовать с Шуховым на темы современного искусства и подкинуть небольшую работу.

Предельно точно Солженицын в своём рассказе воспроизводит жизнь заключенных, их серый быт и тяжёлый труд. С одной стороны, читатель не встречает вопиющих и кровавых сцен, но реализм, с которым автор подходит к описанию, заставляет ужаснуться. Люди голодают, а весь смысл их жизни сводится к тому, чтобы добыть себе лишний ломоть хлеба, так как на супе из воды и мёрзлой капусты не получится выжить в этом месте. Заключённых заставляют работать на морозе, и им с целью «скоротать время» до ночлега и приёма пищи приходится работать наперегонки.

Каждый вынужден приспособиться к реалиям, найти способ обмануть надзирателей, что-либо выкрасть или тайком продать. Например, многие заключённые делают из инструмента небольшие ножи, затем обменивая их на продовольствие или табак.

Шухов и все остальные в этих ужасных условиях похожи на диких зверей. Их могут наказать, застрелить, побить. Остаётся только быть хитрее и умнее вооруженных охранников, стараться не пасть духом и быть верным своим идеалам.

Ирония в том, что тот день, который и составляет время рассказа, является для главного героя вполне удачным. Его не посадили в карцер, не заставили работать с бригадой строителей на морозе, в обед ему удалось получить порцию каши, при вечернем шмоне у него не нашли ножовку, а ещё у Цезаря подработал и табака купил. Правда, трагизм в том, что таких вот дней за всё время заключения накопилось три тысячи шестьсот пятьдесят три. Что же дальше? Подходит к концу срок, но Шухов уверен, что срок либо продлят, либо чего хуже отправят в ссылку.

Характеристика главного героя рассказа «Один день Ивана Денисовича»

Главный герой произведения представляет собой собирательный образ простого русского человека. Ему около 40 лет. Родом он из обычной деревни, которую он вспоминает с любовью, отмечая, что раньше было лучше: картошку ели «целыми сковородами, кашу – чугунками…». В заключении он провёл целых 8 лет. До попадания в лагерь Шухов воевал на фронте. Был ранен, но после выздоровления снова вернулся на войну.

Внешний вид персонажа
В тексте рассказа не встречается описание его внешности. Акцент делается на одежде: рукавички, бушлат, валенки, ватные брюки и пр. Тем самым, образ главного героя обезличивается и становится олицетворением не только обычного заключённого, но и современного жителя России середины 20 века.

Его отличает чувство жалости и сострадания к людям. Он переживает за баптистов, которые получили 25 лет лагерей. Жалеет опустившегося Фетикова, подмечая, что «срока ему не дожить. Не умеет он себя поставить». Иван Денисович сочувствует даже охранникам, потому что тем приходится в мороз или при сильном ветре дежурить на вышках.

Иван Денисович понимает своё бедственное положение, но не перестаёт думать о других. Например, отказывается от посылок из дома, запрещая жене присылать продукты или вещи. Мужчина осознаёт, что супруге приходится совсем несладко – она одна растит детей и следит за хозяйством в тяжёлые военные и послевоенные годы.

Характеристика главного героя

Долгая жизнь в каторжном лагере не сломала его. Герой ставит для себя определённые границы, которые ни в коем случае нельзя нарушить. Банально, но следит за тем, чтобы не есть рыбьи глаза в похлебке или всегда снимать шапку во время приёма пищи. Да, ему приходилось воровать, но не у своих товарищей, а лишь у тех, кто работает на кухне и издевается над сокамерниками.

Отличает Ивана Денисовича честность. Автор указывает на то, что Шухов ни разу не брал и не давал взятки. Каждый в лагере знает, что он никогда не отлынивает от работы, всегда старается подработать и даже шьёт тапочки для других заключённых. В тюрьме герой становится хорошим каменщиком, осваивая эту профессию: «у Шухова ни к перекосам, ни к швам не подкопаешься». Кроме того, все знают, что Иван Денисович на все руки мастер и легко может приняться за любое дело (телогрейки латает, ложки из алюминиевого провода выливает и мн. др.)

Положительный образ Шухова создаётся на протяжении всего рассказа. Его привычки крестьянина, обычного труженика помогают ему преодолеть тяжести заточения. Герой не позволяет себе унижаться перед охранниками, вылизывать тарелки или доносить на других. Как всякий русский человек Иван Денисович знает цену хлебу, трепетно храня его в чистой тряпочке. Он принимает любой труд, любит его, не ленится.

Что же тогда такой честный, благородный и трудолюбивый человек делает в лагере для заключённых? Как он и ещё несколько тысяч людей оказались здесь? Именно такие вопросы возникают у читателя по мере знакомства с главным героем.

Ответ на них достаточно прост. Всё дело в несправедливом тоталитарном режиме, следствием которого становится то, что многие достойные граждане оказываются пленниками концлагерей, вынужденные подстраиваться под систему, жить вдали от своих семей и быть обреченными на долгие муки и лишения.

Анализ рассказа А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»

Чтобы понять задумку писателю, необходимо уделить особое внимание пространству и времени произведения. Действительно рассказ изображает события одного дня, даже очень подробно описывая все будничные моменты режима: подъём, завтрак, обед, ужин, развод на работу, дорога, сама работа, постоянный обыск со стороны охранников и мн. др. Сюда же относится описание всех заключенных и надзирателей, их поведения, жизни в лагере и т. п. Для людей реальное пространство оказывается враждебным. Каждый узник не любит открытых мест, старается избегать встречи с охранниками и быстрее спрятаться в бараке. Заключенные ограничены не только колючей проволокой. Им недоступна даже возможность посмотреть на небо – постоянно слепят прожекторы.

Однако есть ещё и другое пространство – внутреннее. Это своего рода пространство памяти. Поэтому наиболее важными оказываются постоянные отсылки и воспоминания, из которых мы узнаём о ситуации на фронте, страданиях и бесчисленных смертях, гибельном положении крестьян, а также о том, что те, кто выжил или бежал из плена, кто защищал родину и своих граждан, зачастую в глазах правительства становятся шпионами и изменниками. Все эти локальные темы формирует картину происходящего в стране в целом.

Анализ рассказа

Получается, что художественное время и пространство произведения не замкнуто, не ограничено одним лишь днём или территорией лагеря. Как становится известно в конце рассказа таких дней в жизни героя уже 3653 и сколько будет впереди и вовсе неизвестно. Значит, название «один день Ивана Денисовича» можно легко воспринимать как аллюзию на современное общество. День в лагере обезличен, безнадёжен, становится для заключённого олицетворением несправедливости, бесправности и ухода от всего индивидуального. Но разве всё это характерно только для этого места заключения?

Видимо, по мнению А.И. Солженицына, Россия того время очень похожа на тюрьму, а задачей произведения становится, если и не показать глубокую трагичность, то хотя бы категорически отрицать должность описываемого.

Заслуга автора в том, что он не только поразительно точно и с большим количеством деталей описывает происходящее, но и воздерживается от открытого проявления эмоций и чувств. Тем самым он достигает своей главной цели – даёт читателю самому дать оценку этому миропорядку и понять всю бессмысленность тоталитарного режима.

Главная идея рассказа «Один день Ивана Денисовича»

В своём произведении А.И. Солженицын воссоздает основную картину жизни той России, когда люди были обречены на невероятные муки и лишения. Перед нами открывается целая галерея образов, которые олицетворяют собой судьбу миллионов советских граждан, вынужденных за верную службу, усердный и старательный труд, веру в государство и следование идеологии расплачиваться лишением свободы в ужасных концлагерях, разбросанных по всей стране.

Матренин двор Солженицына

В своем рассказе “Матренин двор” Солженицын изобразил типичную для России ситуацию, когда женщине приходится брать на себя заботы и обязанности мужчины.

Обязательно прочитайте запрещенный в Советском Союзе роман Александра Солженицына “В круге первом”, который объясняет причины разочарования автора в коммунистической системе.

В небольшом рассказе предельно точно раскрыт перечень несправедливостей государственной системы. Например, Ермолаев и Клевшин прошли все тяготы войны, плен, работали в подполье, а в качестве награды получили по 10 лет тюремного срока. Гопчик – молодой юноша, которому недавно исполнилось 16 лет, становится доказательством того, что репрессии равнодушны даже к детям. Не менее показательными оказываются и образы Алешки, Буйновского, Павла, Цезаря Марковича и других.

Произведение Солженицына пропитано скрытой, но злой иронией, обличающей оборотную сторону жизни советской страны. Писатель затронул важную и актуальную проблему, которая всё это время была под запретом. Вместе с тем, рассказ пропитан верой в русского человека, его дух и волю. Осудив бесчеловечную систему, Александр Исаевич создал подлинный реалистичный характер своего героя, который способен с достоинством выдержать все мучения и не потерять человечность.

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Анализ рассказа Один день Ивана Денисовича Солженицына

Анализ рассказа Один день Ивана Денисовича Солженицына

Задумка о написании рассказа «Один день Ивана Денисовича» появилась у Солженицына во время его пребывания в лагере. Пришла мысль вместить в один день сразу все годы проведенные в заключении. Изначально рассказ планировался под названием — «лагерный номер писателя».

Главный персонаж Иван Денисович был создан, как собирательный образ. В целом его поведение имеет схожесть с солдатом Шуховым, который во время Великой Отечественной войны воевал в одной батарее с Солженицыным. В герое также воплотились разные черты других заключённых, с которыми приходилось общаться автору.

Сам автор свое произведение отнес к жанру рассказа, но во время издания в «Новом мире» оно было представлено как повесть. Ориентируясь на объем, произведение можно отнести к повести, но время, в которое ведётся действие и количество представленных героев, повести не соответствует.

Направление, к которому относится данное произведение, реализм. Исходя из названия можно догадаться, что читателю показан один день жизни человека, находящегося под стражей. Образ вобрал в себя не только повадки заключённого, но и человека не имеющего свободы при советском режиме.

Выход рассказа совершил открытие для советского человека темы, которая была под запретом — жизнь тех, кто оказался в лагере.

Рассказ поднимает целый ряд проблем связанных со свободой и человеческой личностью, справедливостью наказания и взаимоотношением людей.

Автор затрагивает проблему маленького человека. Цель лагерей в советском союзе была сделать человека винтиком в крупном механизме. Идёт обобщение всей страны в образе большого лагерного барака.

Писатель показывает полный день проведенный обычным заключённым. Посредством рассуждения и воспоминаний главного героя читателю удается узнать все о жизни зэка. День, который в понимании Ивана Денисовича считается счастливым даёт возможность читателю догадываться, каким же тогда будет несчастный день.

В произведении сняты все языковые ограничения. Жаргон заключённых представлен в полном виде (шмон, зэк, шерстить).

Повествование ведётся от третьего лица. Читателю предоставляется возможность наблюдать со стороны, как проходит день зэка.

Автор убедительно показывает на сколько может быть ужасен человек, который имеет власть над другим. Но никто из них не задумывается над тем, что от свободы до заключения при тоталитарном режиме — один шаг.

Анализ 2

Солженицын, который в своей жизни испытал много горя очень был заинтересован темой несчастья людей, именно эта тема была освящена во многих его произведениях. Знаменитое произведение «Один день Ивана Денисовича» было в проекте еще за 9 лет до его выхода, в 1950 году. Работу над рассказом Солженицын закончил, а 1959 году. Но, вот вышел в свет через три года, этому поспособствовал указ Хрущева, который явно выступал против таких вещей как лагеря и репрессии, которые были во времена талина. По сути данный рассказ представляет собой некий путеводитель по «архипелагу», который назывался ГУЛАГ.

Прототипом для центрального персонажа стал товарищ, сослуживец автора Щукин, который был солдатом. Главный герой в рассказе упоминается как «ЗК Щ854». Но, дело в том, что солдат Щукин никогда не отбывал срок заключения в подобных местах. Все же характер и основные черты главный герой приобрел именно от него. Остальные способности к главному герою перешли непосредственно от Солженицына. Находясь в лагере, автор был каменщиком.

Углубляясь в рассказ, становится ясно, что для людей, которые находятся в таких условиях, важны совсем другие блага, нежели для вольных людей. Героям нужно лишь получить лишнюю порцию баланды, как не замерзнуть при шмоне на морозе, в общем волнует только то, что поможет остаться в живых в этом аду. А в конце дня заключенные радуются своим маленьким успехам. Например, раздобыл табака или еще каких ни будь благ. Люди в заключении потеряли все человеческое, а именно быт, потребности, имена, индивидуальность. Теперь они отзываются на номера. Заключённый находится во власти администрации, повара и даже старшего по бараку, хотя тот является таким же ЗК. Заключенного могут с легкостью расстрелять или посадить в карцер, где он непременно подхватит туберкулез, который будет до конца дней. Но, сквозь все лишения и тяготы, люди все равно пытаются выжить и сохранять в себе человеческие качества если таковы остались. Например, если взять Ивана Денисовича, то он пытается быть отзывчивым человеком, который поможет в трудную минуту.

Выходит, так, что суровые условия лагеря никак не могут лишить человека высоких нравственных качеств. Если они присущие человеку изначально, то никакой лагерь их из него не искоренит. Тяжелая жизнь и все испытания, которые ЗК проходят в лагере лишь помогаю этим качествам крепчать и развиваться.

Главный герой произведения «Один день Ивана Денисовича» по-мужски смог стерпеть все беды и испытания, и такая жизнь не смогла разрушить его душу. Герой смог выстоять перед всеми жестокостями, которые случались на его пути и это способствовало тому, что герой не потерял чувства, которые очень важны в жизни каждого человека. Люди, которые живут без проблем и горе не могут ценить жизнь полностью, ведь они знакомы только с одной ее стороной, хорошей стороной. А тяжелые испытания и горе наталкивают человека на переосмысление ценностей, человек начинает ценить даже мелочи, на которые обычный человек не обращает внимание.

Анализ произведения 3

«Прошел день, ничем не омраченный, почти счастливый. Таких дней в его сроке от звонка до звонка было три тысячи шестьсот пятьдесят три. Из-за високосных годов — три дня лишних набегало…»

Так заканчивается рассказ А. И. Солженицына об одном из дней одного из многих, отбывающих неизвестно за что наказание, в одном из лагерей огромной страны ГУЛАГ.

Рассказ, повествующий о жизни заключенных в страшных условиях физических и нравственных страданий, не оставляет тягостного впечатления. Потому что жестокости противостоит твердость характера, злобе — доброта, оскорблениям — бесхитростный юмор.

Иван Денисович Шухов — обычный мужик из деревни. Но внимательно наблюдая, он понимает, как вести себя в непростых ситуациях, из которых состоит каждодневная жизнь заключенного с раннего утра и до позднего вечера.

Шухову ясны мотивы, движущие окружающими людьми. Он чутко улавливает, что от него требуется, с кем надо общаться, за кого надо держаться, а кого сторониться.

За восемь лет лагерей он не растерял своих природных качеств. Шухов легко обучается тому, что даст возможность выжить, в нем ценят мастерство и азарт в работе. В то же время он знает, чем можно заработать на табак, как утаить для бригады лишнюю миску еды в столовой и много других вещей, совершенно ненужных в другом мире. От этого мира Иван Денисович отделен колючей проволокой и надежной охраной. Он получает оттуда два письма в год, не может понять той жизни, стремится туда и боится вернуться.

Иван Денисович не бунтует, но и не заискивает. Поэтому его уважают за отзывчивость и порядочность, доброжелательность и бескорыстие, живой ум, спокойный нрав и мудрое отношение к обстоятельствам жизни.

Рассказ написан простым языком, присущим главному герою. Здесь есть место юмору (Шухов «… выплеснул воду на дорожку, где ходило начальство») и даже поэзии: «Старый месяц Бог на звезды крошит. Звезды те от времени падают, пополнять нужно».

После прочтения произведения чувствуешь восхищение силой духа человека, его умением оставаться самим собой в тяжелых жизненных условиях. Еще долгое время остаешься под впечатлением от прочитанного и ощущаешь прилив собственных физических и душевных сил.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ рассказа Один день Ивана Денисовича Солженицына

Анализ рассказа Один день Ивана Денисовича Солженицына

Популярные сегодня темы

  • Анализ Легенды о Великом Инквизиторе Достоевского

    Писатель Достоевский построил роман так, что Иван Карамазов (средний из братьев) создаёт Легенду…. Он думает, что это творение — пик его всего творчества. В

  • Сочинение Природа весной (описание)

    Все времена года великолепны! Особенно красива весна. Это время, когда оживает природа, земля и весь мир! Весна нам дарит свою неповторимую красоту, вольные мечты и счастье! С её приходом хочется жить, любить и делать людям добро!

  • Поэзия 60-х годов 20 века

    Шестидесятые годы прошлого века, хрущёвская «оттепель» как её называют историки. Люди, наконец, могли открыто выражать свои мнения. Восходят на литературный небосклон такие имена, как Белла Ахмадулина

  • Анализ произведения Робинзон Крузо Дефо

    Когда Даниэль Дефо начал писать роман «Робинзон Крузо», он еще не предполагал, что станет основоположником нового литературного жанра – заметки путешественника. Широкая публика увидела книгу в 1719 году.

  • Пороки чиновничества в комедии Ревизор Гоголя сочинение

    В «Ревизоре» пороки чиновничества обличаются Гоголем с неимоверной искрометностью. Автор допускает, что мир высокопоставленных людей полон своеобразной моральной гнили

Произведение «Один день Ивана Денисовича»: анализ рассказа

На чтение 3 мин Опубликовано 13.11.2020
Обновлено 13.11.2020

В произведении «Один день Ивана Денисовича» А.И. Солженицын правдиво и честно изобразил повседневную жизнь жертв сталинского режима. В рассказе описаны сибирские будни. Ознакомившись с произведением, читатель может сделать собственный вывод о том, в каких условиях жили люди, не угодившие советской власти. Их ждала тяжелая участь.

Автор решил написать рассказ, находясь в лагере в Казахстане. Это произошло зимой в 50 гг. ХХ столетия. Через 9 лет Александр Солженицын воплотил свою задумку в жизнь. В произведении «Один день Ивана Денисовича» автор затронул тему лагерной жизни политических заключенных. А. Солженицына глубоко волновало существование жертв сталинских репрессий.

В работе читатель столкнется лишь с одним днем из жизни заключенного. Произведение состоит из нескольких рассказов, которые переплетаются между собой. Особое внимание уделено мыслям, эмоциям, чувствам. Александр Солженицын делает акцент на деталях. Он следит за движениями своего героя, его рассуждениями.

Некоторые критики считают, что произведение «Один день Ивана Денисовича» принадлежит к жанру рассказа. Однако перед опубликованием работы редактор посоветовал писателю переименовать свое творение в повесть. А. Солженицын согласился с этим мнением.

В произведении автор анализирует мотивы ссылок, репрессий. Эта тема была близка писателю, он знал о ней не понаслышке. Персонажи А. Солженицына находятся в ссылке. Они политические заключенные. Также в работе описаны и надзиратели. Главный герой, один день из жизни которого читатель проживает вместе с ним, является крестьянином. Персонаж искренне и честно служил своей Родине. Он воевал на фронте, защищал свое Отечество. Но Шухов Иван Денисович попал в плен. Герою удалось совершить побег. Именно это событие и стало поводом для его ссылки. Персонаж оказался в нечеловеческих условиях. Однако даже несправедливость не сломила в нем силу воли, не убила искреннюю любовь к родному краю.

У персонажа было доброе сердце, настоящая крестьянская душа. Несмотря на произошедшие события, Иван Денисович смог сохранить простодушие, веру в лучшее. Но персонаж был не так прост, как казался на первый взгляд. Он обладал крепким внутренним стержнем, имел свое мнение. Герой отстаивал свою позицию. Именно эти качества помогли заключенному выжить в тяжелых условиях.

Александр Солженицын в произведении показал и других заключенных. Некоторыми персонажами автор восхищается. Это те герои, которые смогли отстоять свои взгляды и убеждения. На страницах книги читатель встречает командира, который уважает своих подопечных, заботится о них. В герое нет озлобленности. Он понимает, что на месте этих заключенных могли оказаться и другие люди.

Через образы персонажей автор раскрывает многогранность жизни в лагере. Среди основных проблем, поднятых в произведении «Один день Ивана Денисовича», можно выделить проблему человеческой жестокости, взаимопомощи, несправедливости существующего режима. Автор уверен, персонажам помогла выжить любовь к ближнему, сопереживание и поддержка. Александр Солженицын не дает собственную оценку происходящих событий. Автор лишь повествует о жизни героев. Читатель должен самостоятельно сделать для себя важные выводы.

А. Солженицыну в своем творении удалось передать чувства и эмоции тех, кто столкнулся с тяготами судьбы. Основная идея произведения «Один день Ивана Денисовича» заключается в том, чтобы читатель понял, какое влияние на людей мог оказать политический режим. У некоторых он разрушил судьбы, искалечил не только тела, но и души.

  • Основная мысль рассказа о любви
  • Основная мысль рассказа о генри дары волхвов
  • Основная мысль рассказа носова прятки
  • Основная мысль рассказа никита
  • Основная мысль рассказа недоросль фонвизин