Основная мысль рассказа после бала толстой

История создания

Рассказ «После бала» основан на реальных событиях, которые произошли с младшим братом Льва Николаевича, когда тот проходил обучение в Казани. Сергея Толстого угораздило влюбиться в дочку высокопоставленного офицера, Варвару Корейш. Бурные отношения быстро сошли на нет после того, как отец возлюбленной предстал перед молодым человеком в нелицеприятном свете.

Сергей больше не мог продолжать общение с Варварой, поскольку он постоянно прокручивал в голове неприятный эпизод с участием военного начальника, и ему становилось противно от мысли, что этот жестокий человек занимался воспитанием его дамы сердца.

толстой после бала анализ

Толстой собирался на ней жениться, но, увидев расправу над несчастным солдатом, которым командовал отец барышни, навсегда распрощался с этой затеей.

Услышанная история шокировала мудрого Льва Николаевича, однако он не сразу поделился ею с читателями. Писатель несколько лет размышлял над названием произведения, беспощадно критикуя каждый из вариантов, среди которых были:

  • «Отец и дочь»;
  • «Рассказ о бале и сквозь строй»;
  • «А вы говорите…».

Рассказ, написанный в 1903 году, вышел в свет только в 1911 г., уже после смерти великого писателя.

Краткий пересказ

В самом начале произведения между умудренными опытом друзьями завязывается дискуссия по поводу того, вносит ли окружающая действительность свои коррективы в судьбу человека. Один из товарищей, Иван Васильевич, выдвигая гипотезу, что всё в этом мире зависит от случая, начинает рассказывать историю из своей молодости. Повествование начинается с описания торжественного мероприятия в доме губернатора. Всё вокруг кажется чудесным:

анализ рассказа после бала

  • доброжелательные хозяева;
  • великолепные наряды;
  • вкусные угощения;
  • приятная музыка.

Окрыленный любовью, Иван ни на секунду не сводит взгляд с прекрасной девушки. Ему доставляет огромное удовольствие наблюдать за тем, как его любимая танцует со своим заботливым отцом. Героя умиляют самодельные сапоги мужчины, которые, по мнению Ивана, свидетельствуют о том, что отец Вареньки экономит на себе, чтобы дочь ни в чем не испытывала нужды.

Вернувшись домой, молодой человек никак не мог заснуть, поэтому решил совершить пешую прогулку по городу. За окном уже светало, и улицы погрузились в прозрачную утреннюю дымку. Душу Ивана переполняла радость. Он вспомнил, с какой нежностью на него смотрела Варенька, а уезжая, подарила ему свою перчатку. Сам того не ожидая, он внезапно очутился рядом с домом возлюбленной. Тишину нарушили дробь барабана и звуки флейты.

после бала анализ произведения

На поле, неподалеку от дома, толпились солдаты, совершавшие самосуд над татарином-дезертиром. Зверской экзекуцией руководил Петр Владиславович, отец Вареньки, который внимательно следил, чтобы солдаты исправно били провинившегося. Если кто-то наносил слишком слабый удар палкой по спине бедолаги, то полковник хлестал того по лицу своей перчаткой. Заметив жениха своей дочери, Петр Владиславович сделал вид, будто его не знает.

Увиденная картина ввергла в шок впечатлительного Ивана. Он почувствовал ужас и стыд. Сколько ни пытался герой найти оправдание мерзким действиям полковника — ничего не получалось. Этот случай стал серьезным аргументом в пользу того, чтобы не делать предложение Вареньке. Кроме того, Иван окончательно расстался с идеей стать офицером или чиновником, так как его моральные принципы шли вразрез с жестокими и несправедливыми государственными законами.

Желающие прочесть произведение целиком могут взять в библиотеке книгу Толстого «Избранные повести и рассказы».

Характеристика главных героев

Портреты центральных персонажей отражают взгляд писателя на произошедшую с его братом историю и говорят о непримиримой позиции относительно чрезвычайной жестокости и социальной несправедливости. В своем рассказе Толстой раскрывает характеры следующих героев:

анализ рассказа после бала толстой

  1. Иван Васильевич. Рассказчик, повествующий о своей любви и о том, почему она оказалась не со счастливым концом. Это неравнодушная к прекрасному личность, желающая видеть в ближнем все только самое хорошее. Несмотря на некоторую мягкотелость, Иван критически относится к насилию над человеком и не готов жить рядом с теми, кто угнетает бедных и лишенных всяческих прав людей. Он не может без боли в сердце смотреть на то, как солдаты издеваются над дезертиром, не проявляя ни кали милости и не обращая внимания на его мольбы о пощаде. Больше всего молодого человека поражает тот факт, что инициатором бесчеловечного наказания был отец его возлюбленной, о котором герой был лучшего мнения. После этого Иван отказывается становиться военным, хотя с детства мечтал примерить офицерские погоны.
  2. Петр Владиславович. Ключевое для понимания смысла рассказа действующее лицо. Именно его неблаговидный поступок в корне меняет мировоззрение Ивана и заставляет расстаться с любимой. Сначала Толстой представляет образ статного военного начальника как воплощение образцового главы семейства, человека чести, служащего на благо родины. Герой считает себя истинным христианином, однако со временем читателю открывается его темная сторона. Оказывается, что за маской добродушного старика, который обожает свою семью, скрывается двуличная натура. Ему абсолютно безразлична участь простых солдат, для него они всего лишь расходный материал, и поэтому он не считает зазорным применять по отношению к подчиненным насилие.
  3. Варенька. Автор не заостряет особого внимания на описании этого персонажа. Известно лишь, что возлюбленная Ивана Васильевича является единственным ребенком в семье, хорошо образована, умеет правильно вести себя в высшем обществе. После того как любовь Ивана к Вареньке угасла, девушка вышла замуж за другого и смогла сохранить свое природное очарование до глубокой старости.

Жанр и композиция

Прозаическое произведение «После бала», в основу которого легла реальная история, относится к жанру рассказа, о чем свидетельствуют малый объем и всего лишь одна сюжетная линия. Поскольку Толстой использует такой литературный прием, как «рассказ в рассказе», здесь описываются два исторических периода — 40-е годы XIX столетия и закат эпохи правления Александра III.

лев толстой после бала анализ

Эта композиционная особенность отнюдь не случайна. Писатель хотел показать читательской аудитории, что за продолжительный временной промежуток проблемы, витающие в обществе, никуда не исчезли.

Весь сюжет рассказа умещается в рамки одной ночи, ставшей переломной точкой в жизни главного героя.

Композицию произведения образуют:

  • экспозиция (беседа приятелей, подводящая к описываемым событиям);
  • завязка (описание бала);
  • кульминация (сцена грубого обращения с дезертиром);
  • развязка (финальные рассуждения рассказчика).

Поднятые темы

Тематику произведения можно рассматривать сразу под несколькими углами, беря за основу как социально-психологический аспект, так и более глубинный — морально-этический, касающийся непосредственно человеческой личности.

Через весь рассказ красной нитью проходит сразу несколько мыслей. Во-первых, это крайне негативное отношение к насильственным методам наказания, даже если они продиктованы государственной необходимостью. Во-вторых, порицание тех, кто делит людей на достойных уважения и бесправную серую массу. Проведя анализ рассказа «После бала», можно сделать вывод, что писатель осуждает общество, в котором беззаботная жизнь одних зиждется на угнетении других.

после бала толстой анализ произведения

Еще одной темой, затрагиваемой автором, является рабское положение простых солдат. То, что происходило тогда в армии, очень беспокоило Толстого. Он сильно переживал, глядя на невыносимые условия службы, и прекрасно представлял, каково это — получить несколько ударов палкой по спине за малейшую провинность.

Раскрытие темы любви в рассказе идет в двух направлениях. С одной стороны, автор описывает скорее страсть, нежели серьезные чувства. Ивана полностью поглотили мысли об объекте его восхищения, все его действия подчинены одной цели — добиться полного расположения красивой девушки. С другой стороны, рассказчик призывает ценить духовный мир человека, а не внешнюю оболочку. Он сетует на то, что молодое поколение нынче выбирает себе партнера, ориентируясь прежде всего на физические достоинства.

Основная идея

К написанию рассказа «После бала» Толстого подтолкнула обстановка социальной несправедливости и ущемления свободы, царящая в эпоху правления Николая I. Это были по-настоящему непростые времена для простых граждан. Напуганный восстанием декабристов, царь не чурался жестоких методов управления страной, что не лучшим образом сказывалось на и без того натянутых взаимоотношениях господ и подчиненных. Если говорить кратко, деспотичный тип правления обернулся всеобщим нравственным омертвением государства.

краткий анализ после бала

Для Толстого было важно с помощью одной жизненной зарисовки описать характер страны, разделенной на богатых и бедных. Писатель разоблачает низменные человеческие качества, срывает маски добродушия, под которыми прячутся жестокость и эгоизм.

При анализе «После бала» выясняется, что с помощью антитезы автор раскрывает главную мысль рассказа. В первой части произведения показана роскошная жизнь, полная фальшивых благих намерений, во второй части читатель знакомится с реальностью, где каждый герой показывает свое истинное лицо. Одни и те же персонажи контрастируют в начале и в концовке рассказа — светлое чувство главного героя сменяется на растерянность и разочарование, а радушие полковника уступает место жестокости и безразличию.

Трудно переоценить значение этого произведения. В нем подняты острые вопросы, которые не потеряли свою актуальность и в настоящее время.

Толстого волновало, почему одни живут на всем готовом, а другие влекут жалкое существование, постоянно подвергаясь унижениям со стороны власть имущих.

Анализ «После бала» Толстой

Анализ «После бала» Толстой

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 3260.

Обновлено 10 Июля, 2021

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 3260.

Обновлено 10 Июля, 2021

Отличительной особенностью творчества Льва Николаевича Толстого является постоянный поиск ответов на нравственные вопросы, которые неизбежно возникают в жизни каждого человека. Предлагаем к рассмотрению анализ произведения Л. Н. Толстого «После бала», который будет полезен ученикам 8 класса при подготовке к уроку литературы. Анализ рассказа «После бала» включает в себя полное раскрытие темы, а также особенности композиции, жанра и направления.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением После бала.

Год написания – 1903 год.

История создания – В основе сюжета лежит реальная история, случившаяся с братом писателя. Тот, будучи влюблённым в дочь военного начальника, собирался сделать девушке предложение. Однако передумал, когда стал свидетелем чрезвычайной жестокости её отца по отношению к солдату.

Тема – Главная тема произведения – нравственность, которая в полной мере раскрывает проблематику устройства общества в царской России.

Композиция – Композиция построена на антитезе – противопоставлении сцены бала и сцены наказания беглого солдата.

Жанр – Рассказ.

Направление – Реализм.

История создания

Рассказ «После бала» Лев Николаевич написал в 1903 году, однако опубликован он был уже после смерти писателя, в 1911 году. За основу сюжета Толстой взял историю родного брата, Сергея Николаевича, которой тот поделился с ним в молодости.

Сергей Толстой был страстно влюблен в Вареньку – очаровательную девушку, чей отец занимал пост военного начальника. Намерения молодого человека были достаточно серьёзны, и он собирался связать себя узами брака со своей возлюбленной. Однако этим планам не суждено было сбыться. Сергей Толстой случайно стал свидетелем жестокого обращения своего будущего тестя с беглым солдатом. Зрелище расправы над несчастным настолько сильно потрясло молодого человека, что тот в одночасье передумал жениться.

Лев Николаевич был потрясен услышанной историей, однако изложил её на бумаге он лишь годы спустя. Не сразу он смог определиться и с названием своего произведения, подвергая критике каждый из вариантов. Среди них были «Отец и дочь», «Рассказ о бале и сквозь строй», «А вы говорите…».

Смысл названия «После бала» заключается в неоднозначности и противоречивости жизни. После ярких огней бала люди оказываются лицом к лицу с реалиями действительности. За внешним великолепием и лоском скрывается неоправданная жестокость и заскорузлость человеческих сердец, и смириться с этим фактом дано не всем.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тема

Произведение, несмотря на небольшой объем, в полной мере раскрывает проблематику нравственного и философского характера, которая всегда была близка Льву Николаевичу.

Центральная тема «После бала» – нравственность. Автор ставит перед читателем вопросы: что представляют собой честь, достоинство, порядочность, справедливость? На протяжении многих поколений они волновали и продолжают волновать русское общество.

В основе конфликта произведения лежит двойственная природа полковника. Это статный, красивый, зрелый мужчина, привлекающий к себе внимание моложавостью и военной выправкой. Аристократичная сущность его подчеркивается безукоризненными манерами, красивой речью и приятным голосом. Полковник с легкостью мог расположить к себе кого угодно – настолько милым и любезным он показал себя во время бала.

Но уже ранним утром всё это благодушие было сорвано, словно маска, во время процедуры наказания беглого солдата. Варенькин отец предстает грозным, жестоким начальником, способным на самый ужасный поступок.

Влюбленный в Вареньку главный герой, став свидетелем этого перевоплощения, уже не в состоянии по-прежнему испытывать светлые чувства к девушке. Зрелище бесчеловечной казни солдата навсегда меняет его мировоззрение. Он приходит к выводу, что не в состоянии быть сопричастным этому злу, и отказывается от своего личного счастья.

Основная мысль произведения – разоблачение фальши и напускного благодушия человека, за которым скрывается жестокость по отношению к людям, находящимся в зависимом положении. Если нет возможности изменить этот мир к лучшему и победить зло, то каждый человек способен сделать осознанный выбор – принимать участие или нет в этом зле. Быть честным по отношению к себе – вот чему учит произведение Толстого.

Композиция

Сюжет рассказа укладывается в рамки одних суток, круто перевернувших всю жизнь главного героя. Композиция произведения представляет собой «рассказ в рассказе», и состоит из нескольких частей: экспозиции (диалог, подводящий к описываемым событиям), завязки (сцена бала), кульминации (сцена наказания солдата) и развязки (заключительная реплика рассказчика).

Главной особенностью композиции является противопоставление двух основных частей: бала и наказания солдата. Поначалу читатель открывает для себя всю прелесть сверкающего бала – настоящего праздника любви, красоты и молодости. Легкий и искристый, словно брызги шампанского, он кружит голову и увлекает.

Но уже на следующее утро взору читателя открывается совсем иная картина. На фоне сгущающихся темных красок и под аккомпанемент надрывной, бьющей по нервам музыки происходит жестокое наказание солдата. Столь резкий контраст в качестве художественного средства как нельзя лучше помогает раскрыть основную идею произведения.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «После бала».

Жанр

Прозаическое произведение «После бала» написано в жанре рассказа. Об этом свидетельствует небольшой объем, 2–3 героя, показан один случай из жизни одного героя. Поскольку произведение имеет форму «рассказ в рассказе», в нём описаны две эпохи – 40-е годы XIX века, и закат XIX столетия. Данный прием, используемый автором, призван показать читателю, что за это время проблемы в обществе никоим образом не изменились.

Рассказ реалистический, поскольку в его основу положен реально произошедший жизненный случай, который сквозь призму переживаний главного героя отражает слабые стороны социума.

Тест по произведению

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Furuzon Pulodi

    9/10

  • Илья Иващенко

    10/10

  • Artur Pustovarov

    10/10

  • Альбина Айтмаганбетова

    10/10

  • Денис Погребняк

    5/10

  • Вера Яковлева

    10/10

  • Магомедбег Шарифов

    10/10

  • Ирина Логинова

    10/10

  • Никита Попечаев

    8/10

  • Расул Гасанов

    10/10

Рейтинг анализа

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 3260.


А какую оценку поставите вы?

Анализ рассказа «После бала» (Л. Н. Толстой)

Автор: ·
Опубликовано 21.02.2019
· Обновлено 09.12.2022

Мастерство Льва Николаевича Толстого нельзя не оценить по достоинству. Он прославился на весь мир своими произведениями. Самыми культовыми и цитируемыми до сих пор остаются «Война и мир», «Анна Каренина», «Детство» и т.д. Но рассказ «После бала» — не менее интересный пример изложения авторской мудрости и художественного слова Льва Николаевича Толстого. Главное об этом произведении написал Многомудрый Литрекон в своем разборе.

Содержание:

  • 1 История создания
  • 2 Жанр, направление, композиция
  • 3 Смысл названия
  • 4 Конфликт
  • 5 Главные герои и их характеристика
  • 6 Темы
  • 7 Проблемы
  • 8 Основная идея
  • 9 Психологизм и детали
  • 10 Вывод и актуальность
  • 11 Критика

История создания

Рассказ «После бала» — это реальная история, которая произошла с братом Льва Толстого, С. Н. Толстым. Сергей Николаевич познакомился с Варварой Корейш, дочкой казанского воинского начальника. Сергей Толстой был увлечен барышней, но увлеченность юноши прошла после произошедшей позднее встречи с ее отцом. Притяжение молодых людей так и не переросло в любовь, потому что дворянину было противно каждый раз возвращаться воспоминанием в ту отвратительную сцену, но и забыть о ней он не мог. Замысел книги был порожден самой действительностью.

Сергей Николаевич Толстой, будучи на бале у отца Варвары, встретил его через несколько часов после торжества. Однако увиденное ему не понравилось: отец девушки распоряжался жестокой экзекуцией солдата. Эта история послужила сюжетом для Льва Толстого, который написал рассказ в 1903 году.

Жанр, направление, композиция

«После бала» написан в жанре рассказа. В произведении присутствует ограниченное количество персонажей, автор поднимает одну проблему. Рассказ имеет одну сюжетную линию. Направление творчества Толстого – реализм. Он описал случай из жизни, не выходя за рамки данности.

Как построен рассказ «После бала»? Композиция называется «рассказ в рассказе»: герой рассказывает слушателям историю из прошлого, будучи участником действия в настоящем времени. Также книгу можно разделить на две части по содержанию: сказочный вечер на балу (заблуждение героя во тьме) и промозглое туманное утро – время прозрения. Лев Толстой использует художественный прием композиционной антитезы — это помогает автору создать эффект контраста. Композиционная антитеза представлена в рассказе в виде сцен во время и после бала, когда главный герой испытывает горькое разочарование после только что чувствовавшейся эйфории. Писатель показал, как отличается будничная жизнь высокопоставленных лиц от их поведения на пышных вечерах. Особенности композиции позволяют автору донести главную мысль, не прибегая к обильным описаниям и объемным сюжетным поворотам. Он выразил сложную идею лаконично и точно.

Экспозиция рассказа усиливает контраст — читатель не подозревает, что сюжетная линия может измениться совсем в другую сторону. Сначала Толстой описывает, как Иван Васильевич, главный герой, преисполнен нежности и пылкости по отношению к Вареньке — он надеется, что женится на столь прекрасной девушке. Тем более, герою улыбается удача — полковник Петр Владиславович благосклонен к нему, он дарит ему танец с дочерью, которую уже пригласил другой кавалер. Экспозиция рассказала изображается в светлых, легких тонах. Далее на читателя обрушивается жестокая реальность, которая разрушает все светлые чувства, ранее жившие в сердце Ивана Васильевича.

Смысл названия

Название рассказа «После бала» имеет важный смысл в произведении. Сначала Лев Николаевич Толстой рисует перед читателем идеальный мир, где царят любовь, роскошь, балы, светское общество и всеобщее счастье людей, которые в этот мир попали. Но Иван Васильевич, который «вытянул счастливый билет» и наслаждался такой жизнью, не подозревал о ее обратной стороне.

Бал — это роскошная маска, которая укоренилась в обществе. Бал дарит иллюзорное ощущение влюбленности, страсти, благородства и изящных манер. В душном и пышном зале нет места для реальности. Сцена после бала — это переломный момент всего рассказа. Именно он изменил ход жизни Ивана Васильевича. После бала герой понимает, что не сможет смириться с жесткостью людей, которая прикрыта манерами и статусом.

Конфликт

Лев Толстой создал острое столкновение обстоятельств, взглядов и жизненных позиций, которые не нашли взаимного компромисса. В рассказе противостоят друг другу две России: одна для богачей, другая для бедняков. В одной вызывающе искусственно поддерживается веселье и довольство, а в другой любыми способами добываются средства для поддержания роскоши.

Иван Васильевич увидел полковника Петра Владиславовича в жизненных условиях, где он не мог спрятать свою жестокость и холодность под маской доброжелательного гостя. Главный герой понял, что не сможет смириться с жизненными позициями Петра Владиславовича.  Он не может забыть, как манерный дворянин, весело танцевавший мазурку на бале, может так равнодушно избивать беглого солдата. В этой сцене Иван Васильевич понимает, что его с Варенькой судьбы разошлись.

Главные герои и их характеристика

  1. Образ Ивана Васильевича. Рассказ основан на истории юноши, влюбленного в Вареньку, дочку известного полковника. Он постоянно посещает балы, где она бывает, любуется ею, борется за право как можно больше с ней потанцевать. Иван уверен, что его чувства взаимны, и он уже красочно представляет свою дальнейшую судьбу. Но сцена после бала яснее раскрывает характер героя. Читатель видит не только слепо влюбленного юношу, но и сочувствующего, искреннего и совестливого человека. Иван не может прогнать из мыслей сцену, где хладнокровный отец его возлюбленной наказывает беглого татарина. Нравственные качества юноши затмевают горячую влюбленность. Он олицетворяет сознательную и твердую в своих убеждениях молодежь.
  2. Образ рассказчика в произведении — это уже взрослый, мудрый Иван Васильевич, который рассказывает о случае, круто изменившем его жизнь. Он верит в настоящую, благородную любовь, где нет места пошлости и лишь физической влюбленности. Опытный мужчина пытается убедить молодое поколение, что духовная связь намного ценнее физической. Невозможно жить с человеком, который не разделяет твоих убеждений и даже явно противоречит им.
  3. Образ Вареньки. Девушка играет в рассказе, скорее, второстепенную роль. Она — субъект влюбленности Ивана Васильевича. Она по праву рождения вошла в высшее общество и не видит другой жизни, кроме накрахмаленной и кружевной. Рассказчик описывал Вареньку как стройную, высокую, грациозную барышню, в которой чувствовалась величественность. Она всегда держалась прямо: ее царственный вид мог отпугнуть, но ласковая, всегда веселая улыбка располагала к ней все общество. Рассказчик упоминает, что и в пятьдесят лет женщина был неописуемой красавицей. Характер героини почти не раскрывается в рассказе, Лев Толстой делает акцент на ее отце, Петре Владиславовиче.
  4. Образ полковника. Он предстает в рассказе в качестве ключевого персонажа. Именно его поступок меняет судьбу Ивана. Петр Владиславович — высокий, статный и моложавый старик. Он был воинским служакой «николаевской» выправки. Сначала автор представляет образ полковника как воплощение заботливого семьянина, достойного человека, служащего на благо государства. Герой позиционирует себя как истинного христианина, который пытается всячески угодить Богу. Однако читатель видит, что он слеп и двуличен — старик обожает свою семью, выступает в качестве добродушного отца, но совершенно жестоко и равнодушно ведет себя по отношению к простым солдатам. Духовные качества героя делятся надвое: для семьи он готов на самопожертвование (он экономил на себе, чтобы больше позволить дочери), но для подчиненных мог оставить лишь гнев и презрение. Лицемерие и двойные стандарты являются основными чертами этого дворянина, готового щедро осыпать недостойных ударами шпицрутена сразу после того, как осыпал дочь и жену поцелуями.

Иван Васильевич восхищался семьей и подчеркивал свое с ней родство. Но их благополучие иллюзорно и держится на штыках и шпицрутенах. Женщины разгуливают в шелках и украшениях, купленных ценой крови того избитого татарина. Такое приданое Иван Васильевич принять не мог.

Темы

Тематика рассказа богата и многогранна, но Многомудрый Литрекон обратил внимание лишь на главные содержательные доминанты.

  1. Основная тема рассказа – двуличие светской жизни, которая делится на парадный выход и будничную грязь, которая и обеспечивает вечерний банкет. Ради блеска и пафоса на балу люди ведут себя бесчеловечно на службе, идут на немыслимые жертвы. Неслучайно автор указал, что ради пышных приемов полковник экономит на необходимых вещах. Героя затянула трясина выходов напоказ, и он живет ради того, чтобы казаться, а не быть. Наблюдая за избиением татарина, он не видит кровавое месиво на его спине, ведь жизнь самого военного искусственна, и в ней нет места суровой действительности. Сочувствие не доходит до его ума, помраченного ярким светом высшего общества.
  2. Тема любви в рассказе «После бала» раскрывается с двух сторон. С одной стороны, любовь представлена больше как сильная увлеченность, а не серьезное чувство. Иван испытывал восхищение, страсть, трепет к Вареньке, но автор не описывает эмоции героя как взвешенные и достаточно обдуманные. С другой стороны, рассказчик призывает молодое поколение к духовным, возвышенным чувствам. Он сетует на то, что в современное время все обращают внимание лишь на физические достоинства. Моральная и принципиальная сторона вопроса для автора играет решающую роль, а красота – второстепенную.
  3. Тема крушения мечты. Однако сам герой, будучи молодым, был восхищен и поглощен происходящим — он забывал узнать саму Вареньку. Иван не знал ни истинный характер девушки, ни ее привычек, ни мыслей. Торжественный бал и танцы с Варенькой были вроде красочного спектакля, который прекратился в одно утро. Когда веселье закончилось, все сняли свои маски и начали жить будничной рутиной, мечты Ивана разбились.
  4. Разрыв шаблона. Иван не смог принять поступок Петра Владиславовича, ранее бывшего весьма ему симпатичным. В тот день он чувствовал ужасную тоску от всего увиденного, задавался вопросом, за что беглый татарин был награжден такой жестокостью. Ивану было стыдно, когда он встретился глазами с полковником, он пытался оправдать статного старика, но так и не нашел ответа на свой вопрос. Влюбленность Ивана пошла на убыль, он больше не посещал бальных вечеров в доме Петра Владиславовича.
  5. Пейзаж. Стоит обратить внимание на пейзаж, который был вокруг Ивана во время его встречи с полковником. Лев Николаевич Толстой делает акцент на тумане, который навис над местностью в то утро. Автор сравнивает туман с состоянием героя во время его общения с Варенькой и ее семьей. Иван не мог ясно увидеть настоящую сущность этой семьи, он был будто в тумане, когда его завлекла эта веселая, чувственная увлеченность. После бала герой слышит звуки мазурки, но и они уже кажутся ему «жесткой и нехорошей» музыкой.

Проблемы

Лев Николаевич Толстой поднимает в рассказе «После бала» острые социально-нравственные проблемы.

  1. Лицемерие и криводушие. Автор показывает, как уважаемый полковник добр и учтив с высокопоставленными гостями на балу, и как он жесток к низшему классу, к своим подчиненным. Герой готов любезничать с людьми из своего круга, строить из себя патриота и верующего человека, но на деле он демонстрирует презрение к народу и тем моральным устоям, которые образуют христианское мировоззрение.
  2. Равнодушие. Петр Владиславович не прислушивается к беглому солдату, который умоляет его «помилосердствовать». Ему все равно, что его подчиненный испытает адскую боль, от которой может и умереть. Главное для него – железная дисциплина, на которой застынет любая пролитая кровь. В образе полковника нет и сотой доли того, что церковь предписывает каждому прихожанину, ведь герою безразлична сущность учения, и важнее всего благовидная внешняя сторона любого дела.
  3. Жестокость. Когда же один из солдат, бивший татарина плетью, делает удар слабее, то тут же нарывается на пощечину от полковника. Петр Владиславович чувствует гнев от того, что молодой солдат недостаточно сильно ударил беглого татарина, спина которого уже превратилась в окровавленное мясо. Значит, он не только выполняет свой долг, но и с усердием допытывается до осужденного, как будто получая удовольствие от его унижения.
  4. Безнравственность. Автор поднимает проблему нравственно-духовных качеств дворянства, погрязшего во лжи. Петр Владиславович сам позиционирует себя как истинного христианина, в то же время читатель не наблюдает в герое ни капли нравственности. Он является примером бесчеловечной жестокости и равнодушия — ему не становится жалко беглого солдата, он не просит офицеров ослабить удары. Двуличие и холодность полковника пугают Ивана Васильевича, он отказывается от такого родства.

Проблематика рассказа «После бала» весьма многогранна и вмещает в себя даже политические аспекты, ведь в образе полковника современники увидели Николая Первого – императора России. Жестокость и двуличие режима стало мишенью писателя. Вот, против чего был направлен рассказ.

Основная идея

Рассказ «После бала» описывает события, происходившие в России во время правления Николая Первого. Это была одна из наиболее суровых эпох. Напуганный восстанием декабристов, он вел более жестокую политику, чем его предшественники. Очевидно, почему Лев Николаевич Толстой описывает усы Петра Владиславовича, и пишет, что они подобны усам Николая Первого. Это достаточно ясный намек на всеобщее нравственное омертвение страны из-за кровавой тирании «жандарма Европы». Смысл рассказа заключается в том, чтобы в одном эпизоде описать характер правления и правителя страны, разделенной на две России: для богатых и для бедных.

Толстой разоблачает фальшь и пустоту общества, срывает добродушные маски, под которыми кроется жестокость. Картина бала, а потом истязания беглого солдата раскрывают главную мысль произведения. Первая часть рассказа показывает красивую жизнь, полную наигранного благонравия, вторая же часть показывает реальность, где каждый герой представлен таким, какой он на самом деле есть. Одни и те же действующие лица контрастируют в первой и второй части рассказа — влюбленность Ивана сменяется на растерянность и тоску, а радушие Петра Владиславовича уступает место холодности, гневу и безразличию. Контраст между одной и другой Россией поражает читателя в самое сердце. Но таковы были исторические взгляды писателя: он не видел единой страны в России, ведь сограждане из разных социальных слоев мнили друг друга врагами.

Психологизм и детали

Чтобы донести свою мысль с предельной ясностью, автор использует художественные детали, противопоставляя наигранную веселость праздной толпы и пышную роскошь бала реальному положению дел. Читателю бросается в глаза искусственность жизни высшего общества, построенной на страданиях бедняков. Мы видим, как меняются декорации при переходе из одной России к другой.

  1. Красота становится искусственной и натянутой: «бал прекрасный» — «что неестественно»;
  2. Музыка приобретает противный и ужасающий ритм: «музыканты знаменитые» — «неприятная, визгливая мелодия»;
  3. Человеческие лица выражают эмоции, близкие к отчаянию и гримасе боли: «разрумянившееся с ямочками лицо» — «сморщенное от страдания лицо»;
  4. Белый цвет бала противопоставляется черному и бесцветному тону существования обычных солдат: «белое платье, в белых перчатках, в белых башмачках» — «что то большое, черное, … это черные люди», «солдаты в черных мундирах».

Состояние героя до и после бала тоже детально описано:

«Я обнимал в то время весь мир своей любовью» — но утром он думает: «Мне было до такой степени стыдно… Вот вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища».

Вывод и актуальность

Произошедшее с Иваном Васильевичем в корне изменило его жизнь. Полковник заставил его посмотреть на все с другой стороны, оценить все стороны человеческой натуры.  В заключении Толстой не дает никаких моральных выводов, он заканчивает рассказ мыслями Ивана Васильевича, который заставляет себя думать, что военный, очевидно, знает что-то такое, чего не знает главный герой. Тем не менее, юноша не может смириться с отсутствием духовной составляющей у полковника. Сцена избиения меняет его жизнь, однако он сам не понимает: хорошо ли то, что он увидел, или плохо. И все же именно это событие остановило его и не дало поступить на военную службу, к которой он стремился раньше. Показывая перемены в судьбе героя, писатель учит нас чутко реагировать на увиденную несправедливость и ни в коем случае не поощрять ее равнодушием. Книга заставляет задуматься о важности отзывчивости и чуткости, которые позволяют людям жить в мире со своей совестью.

Тематика рассказа актуальна и сегодня. Все так же общество сталкивается с двуличием и безнравственностью. Сегодня все еще много таких «полковников», под маской которых лишь холодность и бесчеловечность. Тем не менее, мораль автора остается только угадывать. Он предлагает читателю делать выводы самостоятельно. Он не пишет, «хорошо» все-таки было то, что сделал полковник, или «плохо», но, судя по реакции главного героя, смысловые акценты все же были расставлены, то есть писатель осуждает криводушие высшего света и его готовность закрыть глаза на страдания тех, кто не «вытянул счастливый билет» происхождения и не стал его частью.

Критика

Произведение Льва Толстого «После бала» было воспринято положительно. Большинство критиков высказали свое восхищение мастерством Толстого. Характеристика рассказа позволяет установить, как современники поняли замысел автора.

Литературный критик Дьёрдь Лукач сказал, что если судить только лишь с формально-художественной стороны, то «После бала» — это самый «формально законченный» рассказ, который не встретишь в литературе на Западе. Он назвал Толстого «величайшим» и «несравненным» художником своего времени.

Рецензент Н.К. Гудзий выразил основную мысль произведения, проведя литературные параллели с другими книгами писателя:

Деспотический характер царствования «Николая Палкина» нашел отражение, помимо «Хаджи-Мурата», также в рассказах «После бала» (1903) и «За что?» (1906).

Он писал также, что особенности поздней прозы Толстого заключались в резкой критической направленности книг и лаконичности писателя. Автор начал сочинять короткие, но весьма хлесткие и острые произведения на злобу дня, чтобы выразить свое отношение к политике, дворянству, войне и другим актуальным (а, впрочем, вечным) темам.

Авторы «Литературной энциклопедии» 1939 года так же написали хвалебный отзыв о рассказе Толстого, признавая его талантливым писателем, умеющим обличать истинную натуру:

Противоречие между внешностью и подлинным содержанием действительности, явлением и сущностью выступает в разительной форме — маска сорвана. Выражением этой замечательной особенности творческого метода Толстого явился рассказ «После бала». (Попов П., Юнович М.)

Автор: Маргарита Старкина

Метки: 8 классЛев ТолстойПосле баларазбор

Читайте также:

1. Время и место сюжета

Рассказ написан в начале 20 века (в 1903 году), действие происходит в 40-х годах 19 века.

Место действия – Москва.

2. Главные герои и их характеристика

Иван Васильевич – рассказчик и главный герой, участник истории на балу и после него; читатель видит, как он очаровывается, а позже разочаровывается.

Варенька – любимая девушка Ивана, чистый светлый образ, источник любви и вдохновения для героя.

Полковник, Петр Владиславович — отец Вареньки, командующий расправой над солдатом; уважаемый член общества, блестящий военный.

Татарин — беглый солдат, подвергнутый наказанию; собирательный образ всего простого народа.

3. Краткий пересказ рассказа

Иван Васильевич вспоминает эпизод из своей молодости, который перевернул его жизнь. Он случайно увидел сцену наказания беглого солдата, проводимую полковником – отцом девушки, которую он любил. Жестокость происходящего заставила молодого человека пересмотреть свои взгляды на службу и повлияла на его любовь.

Смотрите более подробный краткий пересказ «После бала» Толстого Л.Н.

4. Главная мысль, чему учит произведение

Человек может сопротивляться влиянию среды, если оно противоречит его нравственным ценностям. Нужно уметь видеть дальше сословных рамок, никогда не терять человечности и доброго отношения ко всем людям.

5. Вывод и своё мнение

То, что герой не мог по-прежнему относиться к Вареньке после бала и сцены наказания – это логично. Девушка не виновата в этой ситуации, она, скорее всего, никогда и не видела таких зверских наказаний. Но она росла в семье, в которой принято простой народ не считать за людей.

Герой мог бы жениться и войти в семью, нравственные ценности которой не совпадали с его ценностями. Это выглядело бы так, будто он одобряет подобное.

Но герой не мог закрыть глаза на случившееся. Я поддерживаю героя: он правильно сделал, что не стал служить государству, которое допускает такие бесчеловечные вещи.

6. Система образов произведения

Образы строятся на контрасте: красота Вареньки и мучения татарина, жесткое поведение полковника – и то, как татарин умоляет пощадить.

Автор использует сравнения и эпитеты для усиления контраста.

Образ Ивана — нейтральный, он наблюдает и пытается дать нравственную оценку происходящему.

7. Словарь незнакомых слов

Шпицрутен – орудие телесного наказания, железные или деревянные прутья длиной 1,5 м, а диаметром около 1-2 см.

Дагерротипный портрет — предок фотографии, первые попытки запечатлеть человека с помощью фотопроцессов.

Камергер – почетное придворное звание старшего ранга.

Фероньерка – украшение в виде обруча для головы, украшенное драгоценными камнями.

Унтер-офицер – младший командир в царской армии.

Пюсовое (платье) – красного цвета с коричневым оттенком (цвет раздавленной блохи).

Штрипки — пришитые к низу брюк полоски ткани, которые позволяют держать брюки в натянутом виде, закрепляются под подошвой обуви.

8. Понравившиеся цитаты

«Чем сильнее я был влюблен, тем бестелеснее становилась для меня она. Вы теперь видите ноги, щиколотки и еще что-то, вы раздеваете женщин, в которых влюблены, для меня же […] на предмете моей любви были всегда бронзовые одежды».

(Иван Васильевич о любви)

«Вот вы говорите, что человек не может сам по себе понять, что хорошо, что дурно, что все дело в среде, что среда заедает. А я думаю, что все дело в случае».

(Иван Васильевич о влиянии на личность)

«…в моей душе любовь к Вареньке освободила всю скрытую в моей душе способность любви. Я обнимал в то время весь мир своей любовью».

(Иван Васильевич о способностях к любви и состраданию)

«Мне было до такой степени стыдно, что, не зная, куда смотреть, как будто я был уличен в самом постыдном поступке, я опустил глаза и поторопился уйти домой».

(герой о своей реакции на увиденное)

Рассказ «После бала» невелик по объему, однако поднимает проблемы  общефилософского и нравственного уровня, связанные с миропониманием Толстого, увидевшего в простом сюжете глубокое противоречие между внешним и внутренним, тем, что лежит на поверхности, и тем, что скрыто от посторонних глаз. Разлад в чувствах и поступках становится объектом пристального внимания писателя, исследующего области малопонятной человеческой души.

История создания

В основу сюжета легла реальная история, которую, по одной из версий, в пору своего студенчества Толстой услышал от своего брата Сергея. Основой будущего рассказа стал случай, который произошел с Сергеем Николаевичем. Влюбленный в дочь военного начальника – Варвару Корейш, он собирался сделать ей предложение, но увидев жестокое наказание солдата, которым командовал отец девушки, он отказался от своего намерения.

Увиденное потрясло его, а сама история долго не давала покоя Льву Толстому, воплотившему сюжет в рассказ только спустя годы. Опубликовано произведение было через год после смерти писателя.

Смысл названия

Рассказ не сразу получил свое конечное название. Толстой рассматривал несколько черновых вариантов, среди которых были «Рассказ о бале и сквозь строй», «Отец и дочь», «А вы говорите…». Результатом долгих поисков стало заглавие «После бала».

Смысл названия «После бала» неоднозначен. Толстой во многих своих произведениях поднимал проблему человека и общества. Объект его интереса — обстоятельства, влияющие на человеческие решения и поступки, а также принципы, правила и мотивы, которыми он руководствуется в выборе. С одной стороны, название подчеркивает двоедушие одного из главных персонажей, неестественность его жизни, в которой со сменой декораций происходит и изменение личности. После бала маски меняются. Меняется поведение героя, да и сама его жизнь, уродливая на изнанке, не имеющая ничего общего с блеском и великолепием титульной стороны. С другой стороны, после бала происходит и осмысление героем-рассказчиком людей, с которыми он хотел связать свою жизнь, осознание противоречивости жизни, в которой неоправданная жестокость мирно сосуществует с изящностью и мнимым благородством.

Жанр и направление

«После бала» — произведение прозаическое; написано в жанре рассказа и вырывает из контекста жизни героя одно единственное событие, ставшее переломным для него, неоднозначное как для самого персонажа, так и для читателей.

Рассказ реалистический, поскольку в основу сюжета положен реальный, даже житейский случай, отражающий внутренний мир героя и, вместе с тем, задающий социально-общественный тон.

Главные герои и их характеристика

  1. Иван Васильевич — рассказчик. Уже будучи старым, он рассказывает о событиях минувшей юности. Главный герой во времена описываемого события был провинциальным студентом, но богатым и красивым франтом. Его отличают совестливость, чувство справедливости и впечатлительность. Он не смог забыть об избиении татарина и поэтому не стал связывать свою жизнь с любимой девушкой. Молодой человек был очень эмоционален: его чуть не вырвало, когда он брел домой после увиденного зрелища.
  2. Варенька — возлюбленная главного героя. Это высокая, статная и «величественная» светская девушка, которая покоряла кавалеров пленительной и ласковой улыбкой. У нее был царственный вид, но добрая душа ее никому не давала робеть в присутствии героини. Она тоже благоволила ухаживаниям рассказчика.
  3. Полковник (Петр Владиславич — орфография Толстого сохранена) — симпатичный и статный военный. Высокий и румяный пожилой мужчина с ласковой улыбкой и приятными манерами. Ради дочери экономит на себе: носит только казенные сапоги, например. Однако в сцене с телесным наказанием герой выглядит злым и жестоким: он бьет по лицу солдата, который слабо наносил удары провинившемуся татарину.

Темы и проблемы

Тематику рассказа можно рассматривать сразу на нескольких уровнях, беря за основу как социально-психологический и общефилософский аспект, так и более глубинный – моральный, этический, личностный.

В первом случае рассматривается проблема человека и его окружения, которому он может подчиниться или, напротив, оказать противодействие. Полностью ли среда формирует личность, или есть другая сущность, неподдающаяся подавлению, свободная и способная к борьбе с тем, что кажется ей неправильным и чуждым? Толстой выступает здесь против уравнения личности и нарушения её естественных прав. Право самостоятельно решить для себя, что считать хорошим, а что плохим, писатель оставляет за каждым человеком, способным к свободному выбору.

Ещё одной внешней темой является рабское положение солдата во времена правления Николая. Полное бесправие простого человека, тяжелейшие условия службы и телесные наказания, которым подвергались те, кто служил родине, возвращают не только к теме подавления личности, но ещё и к проблеме социального неравенства в николаевской России.

Вопрос морального, личностного уровня осмысления данного произведения целиком и полностью связан с образом военного. Двуличие и лицемерие полковника, семьянина и заботливого отца, с одной стороны, с другой – беспощадного и безжалостного командира, равнодушного к чужой боли. Ужас ситуации для героя-рассказчика не столько в том, что полковник устраивает пытки невинного солдата, сколько в его спокойном безразличном отношении к происходящему. Трепетность в отношении к дочери сосуществует в нём с неприкрытой жестокостью. Соотношение этих сторон в одном человеке невозможно себе представить, настолько велико несоответствие одного с другим. Толстой показывает редкий, но оттого не менее устойчивый человеческий тип людей-масок, способных на жестокость, прикрытую показным благонравием.

Идея

Главная мысль рассказа «После бала» — в следовании гуманистическим идеалам, обращении к по-настоящему добрым чувствам, в которых превалировать должно общечеловеческое. Противодействовать  злому началу можно только путем самосовершенствования, поиску настоящих, не затуманенных воображением и ложным впечатлением смыслов. Оставаться человеком Толстой призывает даже в тех ситуациях, когда позволить себе беззаконие можно в силу статуса и положения.

Неслучайно герою рассказа становится стыдно за увиденное. Он чувствует свою сопричастность к происходящему, ответственность за жестокость другого. По мнению Толстого, так и должно быть. Беззаконие начинается с отдельного человека, борьба с ним – задача каждого неравнодушного к чужому горю.

Творческий метод Толстого, основанный на исследовании противоречий человеческой души, всегда заслуживал высокой оценки. Психологизм рассказа, эмоциональная насыщенность и собственно художественный стиль писателя делают сравнительно небольшое по объему произведение носителем многих смыслов, противоречивых, как и сама человеческая природа.

Мораль

Л.Н. Толстой известен рядовому читателю как великий мастер слова, писатель, вошедший в русскую литературу, как создатель монументальных психологических романов. Однако его влияние на русскую литературу и культуру намного глубже, чем можно представить. Толстой — не просто крупный писатель, но и мыслитель, основатель религиозно-философского учения. Стремление к нравственному совершенствованию, идеал жертвенной любви, изгоняющей страх – программа Толстого, видевшего смысл жизни в бескорыстном служении ближнему, основанному на чистой совершенной любви. Эти мысли он доносит до публики через рассказ «После бала», где герой не отвернулся от чужого горя, не смог смириться с ним. В его отказе от знакомства с жестоким военачальником – справедливая реакция общества, которая должна показать его членам, как надо себя вести.

Вывод прост: необходимо быть отзывчивым и справедливым в любой ситуации, даже если на кону стоит личный интерес. Герой был увлечен дочерью военачальника, но сделал выбор в пользу нравственного долга. Также нельзя злоупотреблять высоким положением и оправдывать им пороки.

Автор: Валерия Пронина

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

История создания

В начале апреля 1903 г. в городе Кишинёве Бессарабской губернии Российской империи произошёл крупный еврейский погром. Л. Н. Толстой выступил с резким осуждением погромщиков и бездействовавших властей. Комитет помощи пострадавшим от погрома организовал сбор средств. В конце апреля известный еврейский писатель Шолом-Алейхем попросил Льва Толстого «дать что-нибудь» для готовящегося им с той же целью литературного сборника. В ответном письме Лев Николаевич обещал выполнить его просьбу.

Л.Н. Толстой «После бала»: анализ произведения

9 июня Толстой решил написать рассказ о случае из жизни своего брата Сергея Николаевича, навевающем определённые ассоциации с кишинёвским погромом. Эту историю 75-летний Лев Николаевич запомнил ещё со студенческих времён, проведённых вместе с братьями в Казани.

План будущего рассказа был набросан в дневниковой записи от 18 июня 1903 г. Первый вариант рассказа под названием «Дочь и отец» был написан 5-6 августа. Затем Толстой поменял название на «А вы говорите». Окончательная редакция рассказа под названием «После бала» была закончена 20 августа 1903 г. Произведение было опубликовано уже после смерти писателя в «Посмертных художественных произведениях Л. Н. Толстого» в 1911 г.

Сюжет

Повествование ведётся от имени главного героя – Ивана Васильевича. В привычном окружении он рассказал два случая из своей жизни в бытность студентом провинциального университета. Они должны были иллюстрировать его утверждение о том, что определяющим в судьбе человека является не среда, а случай.

Большую часть рассказа занимают переживания героя, побывавшего в последний день Масленицы на балу у губернского предводителя. Там собрались все «сливки» провинциального общества, включая Вареньку Б., в которую студент был без памяти влюблён. Она стала королевой бала, и ею любовались не только мужчины, но и женщины, которых она оттеснила на задний план. Так, по крайней мере, казалось студенту Ване. Прекрасная девушка благоволила к нему и подарила большинство танцев с ней.

Л.Н. Толстой «После бала»: анализ произведения

Варенька была дочерью полковника Петра Владиславовича, вместе с женой также бывшего на балу. В его конце присутствующие уговорили полковника станцевать с дочерью. Пара оказалась в центре внимания. Пётр Владиславович вспомнил прежнюю удаль и станцевал по-молодому лихо. С повышенным вниманием следил за парой Ваня. Особенно тронули его душу старомодные полковничьи сапоги. В них угадывалась экономия на себе с тем, чтобы ни в чём не отказывать любимой дочери.

После танца полковник сказал, что ему завтра рано вставать, и не остался на ужин. А Иван ещё долго танцевал с Варенькой. Неземное чувство счастья и абсолютной гармонии бытия охватила главного героя. Он любил не только Вареньку, её отца, но и весь мир, в котором, как ему казалось в эти минуты, не было ничего дурного.

Наконец, бал закончился. Вернувшись домой под утро, Иван понял, что от избытка чувств не сможет заснуть. Он вышел на улицу и ноги сами понесли его к дому Вареньки, расположенному на окраине города. По мере приближения к полю, прилегающему к дому, зазвучала барабанная дробь и неприятные, визгливые звуки флейты, заглушающие танцевальные мелодии, ещё звучавшие в душе Ивана. Там пропускали через строй беглого солдата-татарина. Другие солдаты с двух сторон с размаху били несчастного по оголённой спине, а он только обессиленно бормотал: «Братцы, помилосердствуйте». Спина его давно превратилась в кровавое месиво.

А руководил экзекуцией отец Вареньки, и делал он это так же старательно, как танцевал с дочерью накануне. Когда один малорослый солдат ударил татарина недостаточно сильно, полковник с перекошенным от злобы лицом начал бить его за это по лицу. Иван был потрясен увиденным до тошноты. Его любовь к Вареньке пошла на убыль. Кровавая спина истязаемого её отцом солдата встала между ними.

Характеристика героев

Л.Н. Толстой «После бала»: анализ произведения

Иван Васильевич

Главный герой рассказа. Это молодой человек, который влюбляется в симпатичную девушку на очередном балу. По его словам, это была «самая сильная любовь». Он смотрит на неё на балах, он танцует с ней мазурку, от чего влюбляется всё сильнее. Опьянённый любовью, он не может уснуть и идёт на улицу, где видит казнь татарина. Руководит этим процессом отец той самой девушки, от чего Ивану Васильевичу становится дурно и тошно. Он с трудом возвращается в постель, но после увиденного ужаса опять мучается от бессонницы. Засыпает он только после того, как напился с приятелем.

У этого героя остро развито чувство сопереживания. Он легко ставит себя на место того беглого татарина, понимает его боль. Увиденное для него необычно, он не может смириться с мыслью и понять, что такому наказанию есть причины. Внутри Ивана Васильевича умирает всё светлое и чувственное, что было. Через образ Ивана Васильевича автор выражает собственные мысли и мнение.

Полковник Пётр Владиславович

Это отец возлюбленной главного героя, в начале рассказа главный герой видит его как отличного семьянина, заботливого отца и прекрасного танцора. Иван Васильевич умиляется танцу дочери с отцом, его жестам. Этот герой позиционирует себя как христианин, но не следует постулату нравственности. Он мил со своей дочерью, но зверски ненавидит солдат. Поведение Петра Владиславовича вызывает отвращение главного героя, он не понимает человека, который может причинять такой вред другим людям и не сочувствовать.

Л.Н. Толстой «После бала»: анализ произведения

Варенька

Возлюбленная главного героя. Она играет скорее второстепенную, но всё-таки важную роль в рассказе. Рассказчик описывает девушку как высокую, статную, образованную и очень красивую. Даже в преклонном возрасте она сохранила свои прекрасные черты, а в молодости она была величественна. Она единственный ребёнок в семье и очень любима родителями. Варенька дала герою пёрышко из веера на память и случайно оставила перчатку, когда главный герой сажал девушку и её мать в карету. В неё влюбляется главный герой, но после того случая с татарином любовь пропадает. Вскоре она выходит замуж за другого.

Беглый татарин

Свидетелем казни этого героя становится Иван Васильевич. Наказание заключается в ударах палками (шпицрутенами по-военному). Эта процессия сопровождается визжащей музыкой флейты и барабана. Главный герой видит, как татарин корчится под ударами и молит о пощаде, но служащие холодны к его словам. Иван Васильевич видит изуродованную спину наказуемого, и от этого ему становится тошно.

Действующих лиц в рассказе немного, но каждое играет важную роль для выражения главной мысли автором.

Основная идея

Рассказ «После бала» описывает события, происходившие в России во время правления Николая Первого. Это была одна из наиболее суровых эпох. Напуганный восстанием декабристов, он вел более жестокую политику, чем его предшественники. Очевидно, почему Лев Николаевич Толстой описывает усы Петра Владиславовича, и пишет, что они подобны усам Николая Первого. Это достаточно ясный намек на всеобщее нравственное омертвение страны из-за кровавой тирании «жандарма Европы». Смысл рассказа заключается в том, чтобы в одном эпизоде описать характер правления и правителя страны, разделенной на две России: для богатых и для бедных.

Толстой разоблачает фальшь и пустоту общества, срывает добродушные маски, под которыми кроется жестокость. Картина бала, а потом истязания беглого солдата раскрывают главную мысль произведения. Первая часть рассказа показывает красивую жизнь, полную наигранного благонравия, вторая же часть показывает реальность, где каждый герой представлен таким, какой он на самом деле есть. Одни и те же действующие лица контрастируют в первой и второй части рассказа — влюбленность Ивана сменяется на растерянность и тоску, а радушие Петра Владиславовича уступает место холодности, гневу и безразличию. Контраст между одной и другой Россией поражает читателя в самое сердце. Но таковы были исторические взгляды писателя: он не видел единой страны в России, ведь сограждане из разных социальных слоев мнили друг друга врагами.

Л.Н. Толстой «После бала»: анализ произведения

Психологизм и детали

Чтобы донести свою мысль с предельной ясностью, автор использует художественные детали, противопоставляя наигранную веселость праздной толпы и пышную роскошь бала реальному положению дел. Читателю бросается в глаза искусственность жизни высшего общества, построенной на страданиях бедняков. Мы видим, как меняются декорации при переходе из одной России к другой.

1. Красота становится искусственной и натянутой: «бал прекрасный» — «что неестественно»;

2. Музыка приобретает противный и ужасающий фон — «неприятная, визгливая мелодия»;

3. Человеческие лица выражают эмоции, близкие к отчаянию и гримасе боли: «разрумянившееся с ямочками лицо» — «сморщенное от страдания лицо»;

4. Белый цвет бала противопоставляется черному и бесцветному тону существования обычных солдат: «белое платье, в белых перчатках, в белых башмачках» — «что то большое, черное, … это черные люди», «солдаты в черных мундирах».

Состояние героя до и после бала тоже детально описано:

«Я обнимал в то время весь мир своей любовью» — но утром он думает: «Мне было до такой степени стыдно… Вот вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища».

Л.Н. Толстой «После бала»: анализ произведения

Главная мысль рассказа «После бала» — в следовании гуманистическим идеалам, обращении к по-настоящему добрым чувствам, в которых превалировать должно общечеловеческое. Противодействовать злому началу можно только путем самосовершенствования, поиску настоящих, не затуманенных воображением и ложным впечатлением смыслов. Оставаться человеком Толстой призывает даже в тех ситуациях, когда позволить себе беззаконие можно в силу статуса и положения.

Источник

Источник

Л.Н. Толстой «После бала»: анализ произведения

Оказываю консультационные услуги в сфере банкротства.

  • Сочинения
  • По литературе
  • Толстой Лев
  • Анализ рассказа После бала

Основу сюжетной линии произведения составляет реальный факт из жизни родного брата писателя, влюбленного в девушку, являющуюся дочерью военного офицера. Юноша планирует вступить в брак с возлюбленной, однако отказывается от этого шага, поскольку становится свидетелем жестокого поступка ее отца в отношении рядового солдата.

Смысловое значение названия рассказа представляется неоднозначностью и противоречивостью жизненных обстоятельств, который ставят человека, восхищающегося яркими огнями бала, перед реальной действительностью, отличающуюся жестокостью и заскорузлостью людской души.

Жанровая направленность произведения представляет собой рассказ в стиле реализма, основной темой которого является изображение проблемы нравственности, которой по мнению автора лишено русское общество.

Композиционная структура рассказа выстраивается с использованием антитезы, заключающейся в противопоставлении сцен роскошного бального мероприятия и жестокого наказания беглого солдата. Композиционно произведение состоит из нескольких частей, представляющих собой экспозицию в виде диалога, подводящего к сюжетному событию, завязку в виде сцены бала, кульминацию в виде сцены наказания солдата и развязку в форме заключительной реплики лирического героя. Повествование ведется от лица лирического героя, представленного рассказчиком.

Отличительной особенностью рассказа является то, что несмотря на его небольшой текстовой объем, он характеризуется нравственной и философской направленностью, основу которой представляет двойственная сущность главного героя в лице полковника, изображенного в качестве статного, красивого, зрелого мужчины, отличающегося моложавой внешностью, аристократическими манерами, приятной, грамотной речью, военной выправкой. Однако в один момент этот красивый человек кардинально меняет и предстает перед рассказчиком, влюбленным в его дочь, в виде грозного, жестокого человека, способного даже на убийство.

Основной идеей рассказа является описание разоблачения фальши, лжи представителей высшего общества, скрывающих злобу и высокомерие в отношении зависимых от них людей.

Сюжетная линия произведения разворачивается в одну из ночей, которая кардинально меняет мировоззрения рассказчика.

Помимо основной темы в рассказе раскрывается тематики любви, крушения мечты, равнодушия, лицемерия. Кроме того, автор использует для акцентирования внимания на чувствах рассказчика пейзажные зарисовки в виде сравнения тумана и состояния героя, а также с помощью эпитетов противопоставляет наигранные веселые чувства праздного общества в виде пышной роскоши бала страданиям обычных, простых людей, находящихся в рабской зависимости.

Моральная составляющая произведения заключается в предоставлении автором читательской аудитории возможности задуматься о необходимости проявления отзывчивости, чуткости, сострадания и милосердия во взаимоотношениях людей.

2 вариант

История создания

За основу своего произведения Толстой взял реальную жизненную историю своего брата по имени Сергей, который был влюблен в Варвару, дочь военного начальника. Молодой человек хотел взять в жены девушку, но передумал. Его поразил поступок военного офицера, по отношению к простому рядовому солдату.

Увиденное, было настоящим потрясением для молодого человека, ровно, как и писателю заполнилась эта история на всю жизнь. Но только по истечении долгого времени Толстой написал на эту тему свой рассказ. Опубликован же он был только несколько лет после смерти Толстого.

Жанр произведения

Жанр рассказа Толстого «После бала» – это история, основанная на реальных событиях, так как основу сюжета составляет реальный случай, произошедший с близким для писателя человеком. Благодаря тому, что в основу произведения легла реальная история, рассказанная его братом, Толстой смог с точностью передать чувства и эмоции своему читателю.

Герои рассказа

Главными героями в произведении являются – Варенька, любимая девушка главного героя и дочь военного офицера, сам рассказчик по имени Иван Васильевич и военный начальник, отец Вареньки. Иван Васильевич – молодой парень, очень эмоционален, совестлив и амбициозен. Варенька, наоборот, кроткая красивая девушка, с доброй и открытой душой, пленившая главного героя очаровательной улыбкой. Полковник, отец Вареньки, — это статный пожилой мужчина, готовый ради своей дочери на любые поступки. Но в тот момент, когда он избивает солдата, полковник становится слишком жестоким и беспощадным.

Сюжет

Повествование ведет главный герой рассказа Иван Васильевич. Он вспоминает свою молодость и влюбленность в красивую молодую девушку по имени Варвара. В те времена главными развлечениями молодых людей были балы и званые вечера. Роковое событие, повлекшее кардинальное изменение в личной жизни главного героя произошло после бала, данного губернским предводителем на масленицу. Когда Иван Васильевич увидел отца Вареньки, статного, пожилого полковника, поначалу он проникся к нему симпатией. Но, через некоторое время, симпатия сменилась негодованием, а затем и гневом. После бала Иван отправился к дому своей возлюбленной. Недалеко от него, молодой человек увидел толпу, но подойдя ближе, он увидел татарина-дезиртира. Его, прогоняя сквозь толпу, пили по спине палками военные. За этим бдительно следил отец Вареньки, полковник. Юноша пришел в смятение и негодование, такое отношение к человеку настолько глубоко ранило его, что он так и не смог поступить на военную службу. С Варенькой Иван Васильевич так же предпочел расстаться, так как видел в ее глазах разгневанное и жестокое лицо отца, военного офицера.

Главная мысль

Главной мыслью данного произведения является раскрытие пустоты и бесчеловечности большинства людей, которые прячут свой настоящий облик под маской добродушия, красоты и стати. Важно помнить, что внешность человека бывает обманчива, и далека от идеала. И очень часто, поступки людей раскрывают истинные его черты, не всегда приятные, а порой и оставляющие тяжелый нестираемый отпечаток на всю жизнь.

Анализ 3

Произведение «После бала» написано Толстым в 1903 году, а опубликовано лишь после смерти писателя, в 1911 году.

По жанру – это рассказ: имеет небольшой объём и одну сюжетную  линию.

По  направлению – реализм, так как в основе произведения реальная история, произошедшая с братом писателя.

Это рассказ о молодом человеке, который влюблён в очаровательную дочь полковника  – Вареньку. После того, как он становится невольным свидетелем жестокой расправы отца девушки с беглым солдатом, его чувства к ней постепенно  исчезают.

Главный герой произведения — Иван Васильевич. Это  молодой, богатый студент с романтичной и возвышенной душой. Он испытывает к своей любимой девушке Вареньке самые нежные и светлые чувства. Ивану Васильевичу нравится проводить время на балах, потому что это повод встретиться с Варенькой и потанцевать с ней. Его отношение к ней меняется за одну ночь после бала. Как искренний, добрый и честный человек он не может смириться с жестокостью её отца к подчинённым ему людям. Иван Васильевич расстаётся с мечтами о будущем, которое он видел с Варенькой. Его планы о военной службе тоже рушатся.

Варенька – любимая девушка Иван Васильевича. Это высокая, стройная, грациозная барышня с величественной осанкой; всегда весёлая и приветливая.  Она и в пятьдесят лет останется красавицей.

Пётр Владиславович – военноначальник и отец Вареньки. Это высокий, статный, красивый мужчина, с лицемерной двуличной сущностью.  Для людей своего круга  – он прекрасный семьянин, любящий и заботливый отец, приветливый, обходительный человек с прекрасными манерами. В то же время – это жестокий, бездушный палач к солдатам в его подчинении.

Главная тема рассказа – морально-нравственные принципы. Двуличие полковника разрушает любовь студента к его дочери.  Иван Васильевич не принимает жизненную позицию Петра Владиславовича.

Ещё одна из тем – возвышенная любовь. Иван Васильевич, уже став пожилым человеком,  сетует, что современная молодёжь не способна на высокие чувства.

В рассказе Толстого  прослеживается несколько проблем – лицемерие, равнодушие, жестокость и  безнравственность. Жизнь полковника представлена с двух сторон. Во время бала Пётр Владиславович ведёт себя по правилам этикета — красиво и благонравно, после него – он показывает своё настоящее лицо. Мало того, что он жестоко наказывает беглого татарина, так ещё и безучастен к его просьбе, смилостивиться над ним. Даже, наоборот, достаётся ещё и солдату, который, по мнению полковника,  недостаточно сильно ударил жертву палкой.

Смысл рассказа «После бала» — не оставаться равнодушным к несправедливости в обществе. Если нет возможности остановить зло, то, хотя бы, не стоит принимать участия в нём.

8 класс

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ рассказа После бала

Анализ рассказа После бала

Популярные сегодня темы

  • Сочинение Умение прощать 9 класс 15.3 ОГЭ

    Умение прощать, это одна из самых важных составляющих человеческого контакта. В первую очередь страдает тот, кто неспособен простить обиду, обида разрушающая души ноша, что съедает чистоту намерений, ужесточает, даже самых нежных созданий.

  • Сочинение Добро и зло в сказке Снежная королева Андерсена 5 класс

    Два противоположных начала Бытия – Добро и Зло представлены в произведении в виде двух очень разных персонажей. Каждый из них является носителем нескольких качеств, значение которых раскрывается в сказке.

  • Анализ произведения Шолохова Смертный враг

    Произведение посвящено теме коллективизации и борьбе между разными слоями сельских жителей поддерживающих или отвергающих это нововведение Советской власти.

  • Главные герои сказки Волшебник Изумрудного города

    Книга «Волшебник Изумрудного Города» немного похожа на жанр «фэнтези» — по большей части, тем, что там существует определенная группа человепокодобных (и не очень) персонажей, которые борются со злом

  • Цитаты из романа Герой нашего времени Лермонтова

    Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» по праву считается классикой русской литературы. Насколько образ Печорина стал знаковым и почти именем нарицательным, так и иные цитаты из романа «пошли в народ»

  • Основная мысль рассказа попрыгунья чехова
  • Основная мысль рассказа пересолил а п чехов
  • Основная мысль рассказа он живой и светится драгунский
  • Основная мысль рассказа один день ивана денисовича
  • Основная мысль рассказа огурцы носова