Основная мысль рассказа спать хочется чехов

Анализ рассказа «Спать хочется» (А.П. Чехов)

Автор: ·
Опубликовано 01.12.2019
· Обновлено 01.12.2019

Спать хочется… Многогранна, всё-таки, эта, казалось бы, исключительно физиологическая потребность, имеющая свойство вызывать как сладкое, умиротворенное чувство скорого освобождения от суетного мира, так и раздражающее недовольство своим организмом, почему-то внезапно оказавшимся не всесильным. К чему привело это дюжинное чувство героиню произведения Чехова, расскажет вам работающий денно и нощно Многомудрый Литрекон в анализе по плану.

Содержание:

  • 1 История создания
  • 2 Жанр и направление 
  • 3 Суть: о чем рассказ?
  • 4 Главные герои и их характеристика
  • 5 Темы
  • 6 Проблемы
  • 7 Главная мысль 
  • 8 Чему учит?
  • 9 Критика

История создания

В своей переписке с издателем Плещеевым, датированной 1888 годом, Чехов признается, что работает над “плохеньким рассказцем” из чистого тяготения к малой прозе. Стоит признать, что своим существованием произведение «Спать хочется» обязано не столько тем, что гений Антона Павловича требовал своего излияния на бумагу, сколько тем, что за него предлагались неплохие деньги, от которых Чехов никогда не отказывался, хоть и обесценивал их важность в ряде своих произведений. 

Очевидно, что образ эксплуатируемой девочки Вари напрямую связан с историей Антоши Чехова, несчастного, вечно сонного мальчика. Детство автора было, без преувеличения, трудным: тиран-отец, холодная лавка со зловонной рыбой, ночные службы на клиросе, перманентное желание отдохнуть и поспать. 

Жанр и направление 

Не взирая всесторонне антиэтичный сюжет из жизни русского мещанства, Чехов не прибегает к отклонению от ведущего литературного направления, а именно — реализма. Однако жанр рассказа «Спать хочется» едва ли отвечает всей устрашающей авторской фантасмагории, потому, “Спать хочется” — не, как может показаться по названию, наивная беллетристика. Это рассказ-триллер, в котором сосредоточенны первородные боль и обида, в котором царствует первобытная справедливость. 

В рассказе не распознается привычный для нас Чехов — теократ и гуманист, он оборачивается в освирепевшего моралиста, приводящего каждого из героев к тому, чего они действительно заслуживают: деспотичные хозяева — убиения своего ребенка, уставшая Варька — простого человеческого сна. 

Суть: о чем рассказ?

Сидящая у колыбели всё никак не унимающегося ребенка, совсем юная, не по годам загруженная взрослыми проблемами и обязательствами, нянечка Варька борется с убийственной дремотой. Она не может идти спать, потому как ей нельзя оставлять без присмотра ребенка, пока тот не уснул. 

Охваченная все более и более сильной тягой ко сну, девочка впадает в полудрему, в которой видит сначала  безобразный развязший тракт, все пассажиры которого призывают ее ко сну, затем — ужасающую картину предсмертных часов ее отца, пребывающего во мрачной, издевательски-растянувшейся агонии, которую наблюдает не находящая себе места матушка. Варька видит доктора, дающего ее отцу направление на операцию — по сути, играя с чувствами жены и дочери, вселяя в них неуместно оптимистическую и оттого мерзкую надежду. Отец умирает в земской больнице на следующее утро, о чем возвещает причитающая матушка, вернувшаяся оттуда. 

Варьке представляется, как она собирает милостыню, стоя бок о бок с несчастной овдовевшей матушкой. Тут сон прерывается. Появляется хозяйка дома, мамаша не унимающегося отпрыска. 

И вроде можно было бы вздохнуть с облегчением и мирно пойти спать, однако голос хозяина потребовал дрова к печи — уже наступило утро. За весь день Варьке так и не удалось отдохнуть: её как нарочно накрыло волной хлопот по хозяйскому дому, ставшему за эту ночь ненавистным. Желание спать никуда не пропадает, продолжая измываться над бедняжкой, неспособной что-либо с этим поделать. 

Наступает вторая ночь напротив люльки с вопящим ребенком, которого, должно быть, сглазили. Помутившийся за бессонные сутки рассудок окончательно покидает Варьку, ею овладевает примитивное желание избавиться от мешающего спать звука дерущейся детской глотки. Девочка с ужасающей легкостью принимает решение задушить ребенка. Совершив задуманное, героиня ложится спать на пол, близ трупа младенца и засыпает, точно мертвая. 

Главные герои и их характеристика

Система образов и характеристика героев отражены Многомудрым Литреконом в таблице:

Варька, сирота, прислуга доме ремесленника. Главный герой рассказа — девочка лет тринадцати. В этой девочке воплощено все детское несчастье: от инфантильного непонимания запретов и ограничений до всесильного, страшного сиротского горя. Единственный герой, в котором по ходу повествования происходят изменения. Их нельзя назвать личностными, однако с поной уверенностью можно сказать, что лишь страдание Варьки имеет привязку ко времени: мы наблюдаем усугубление ее несчастья, достигающего в концовке своего аффекта; остальные герои произведения несчастны латентно и, более того, априорно. Помимо прочего, Варька — образец бескомпромиссного детского желания помочь, которое, вкупе со сложными обстоятельствами ее жизни, и формирует ее жертвенность, которую ее хозяева, воспринимают, однако, как данность. 
Хозяйка, жена ремесленника. Толстая, плечистая женщина. Может показаться, что она — типичный “тартюф в юбке” — тираничная гадина, нарыв на теле общества. Как ни странно, эта черта не характерна для данного персонажа. Безусловно, она — виновница того, что невинная, обделенная любовью, Варька измучилась до того, что потеряла рассудок, и по природному, конкурентному побуждению, выражаясь сухим языком, устранила раздражителя в виде вопящего младенца. Но причиной тому стало простое мещанское самолюбие, дополняемое ограниченностью и глупостью, по соседству с которыми нет места сочувствию и уж тем более, гуманизму. А ведь их наличие могло бы так много изменить…
Пелагея Степанова, покойная мать Варьки. Антипод всемогущей Некрасовской героини — слабая, потерянная в своем несчастье женщина, чьи воздушные замки разрушаются судьбой до основания. Ей больно видеть умирающего мужа, потерянный взгляд доктора, ей в конце концов больно жить, по простой причине того, что она боится очередного удара судьбы, из-за чего постоянно зажата в трусливой судороге. Ей остается лишь суетиться, стараясь сделать хотя бы мелочь для удержания крупиц так близкого счастья. 
Ефим Степанов, покойный отец Варьки. Мужчина в рассвете сил, умирающий от воспаления грыжи — типичный русский крестьянин, для которого жизнь — нескончаемая, неблагодарная война на полевом фронте, война за выживание и благоденствие Бог знает какого по счету царя. Ефим — воплощение неосознанной жертвенности русского человека, разрываемого с одной стороны верой в ближайшее будущее, с другой — верой в Страшного, беспощадного Бога.
Доктор, присланный господами Степановых. Необходимый для идейного понимания текста персонаж, воплощающий добрую волю, не находящую способы самореализации с жестоком, инертном мире. Доктор не был готов к столь тяжелому состоянию здоровья Степанова, по сути, столкнувшись с тем, к чему жизнь его не готовила. Это демонстрирует перманентную мутацию мирового горя, осложняющую добрым намерениям путь в человеческое сердце. 
Младенец, дитя поверенное Варьке.  Второе, после Варьки, абсолютно чистое, создание в рассказе. Невинно убиенный младенец отягчает грех своей матери, и без того загубившей светлую добродетельную душу, от которой осталась лишь бездуховная, полностью предоставленная своему горю, оболочка, сублимирующая свою боль в беспощадную первобытную месть.

Темы

Тематика рассказа «Спать хочется» может быть дополнена, если Вы напишите об этой надобности Многомудрому Литрекону в комментариях.

  1. Тема «Бездетствия» — основная тема произведения, вызывающая сочувствие со стороны русского читателя, склонного к психологической регрессии. Варька — маленький человек с сильнейшим эмоциональным стержнем внутри, помогающим выносить тяжесть воспоминаний об утраченном счастье и мысли о приобретенных обязательствах. Таких, как Варька, детей, не познавших детского счастья, было несметное количество: это счастье у них отнимали эпидемии, бедность, повсеместное пьянство. 
  2. Тема бедности — осевая тема произведения, всегда актуальная для русского мира рабов и господ. Все герои одинаково бояться ее: Варьке привиделось, как она собирает милостыню, ее хозяева — мещане, и деньги — единственное богатство, которым они могут располагать.
  3. Тема безразличия — второстепенная тема, соприкасающаяся с основной в аспекте ответственности поколения старшего перед поколением младшим. Отсутствие этой ответственности подтверждается распущенностью нравов, непосредственностью в деликатностях, наплевательским отношением взрослых к тому, что хорошего младшее поколение может от них перенять, и какие фатальные для детей последствия имеет излишне праздная и низменная рутина большинства из старших. Причем вред от сформировавшейся тенденции носит далеко не нативный характер: он затрагивает в той или иной степени каждого. 

Проблемы

Проблематика рассказа «Спать хочется» тоже может быть расширена по мановению клавиши.

  1. Проблема судьбы — преобладающий аспект произведения, основой которого является тема “детей без детства”. Своим произведением Чехов задает хрестоматийный вопрос о том, каковы закономерности судьбы и где в это вопросе заканчивается человеческое всемогущество и начинается его ничтожность. Почему при сказочном фарте одних, бесконечно терпят фиаско вторые, и не могут себе даже позволить рискнуть третьи?
  2. Проблема эксплуатации детского труда. Варька — маленький человек с сильнейшим эмоциональным стержнем внутри, помогающем выносить тяжесть воспоминаний об утраченном счастье и мысли о приобретенных обязательствах. Однако ее поведение нельзя считать нормативным.
  3. Проблема вариативности гуманизма — загвоздка возникла после редактуры 1891 года, когда Чехов завел финал произведения в логический тупик, изобразив ужасающий акт символической расправы детей за грехи своих родителей. В этом абзаце он не только безоговорочно и бесповоротно убивает невинного младенца, но еще и ставит крест на Варьке, как на герое-праведнике, сформировав почву для отождествления своей героини с главным, в русской литературе, убийцей — Родионом Раскольниковым. Во всяком случае, дилемма в ее отношении складывается похожим образом: кто есть Варька: жертва или агрессор?

Главная мысль 

“Спать хочется” представляет собой крепчайший настой первородного человеческого страдания, трагического безысходного горя русской души, заложником которого человек становится по принципу “vogue la galere”. Однако это вовсе не означает того, что Чехов понимает природу духовных и социальных проблем, емко описанных им, только в сакральном ключе. Закаленный исключительной жизненной несправедливостью, Чехов сформировал наиболее правильный подход к пониманию мира, в котором сочетаются и фактор “злого рока”, нам неподвластный и фактор человеческий. 

Чехов демонстрирует дистанцию между человеческим сердцем и “злым роком”, снижающуюся соразмерно с повальным распространением обывательских взглядов на жизнь, мораль, институт долга и слова. Смысл рассказа “Спать хочется” заключается в том, что даже в беззлобную детскую душу может проникнуть дьявол, что уж говорить о меркантильных и завистливых взрослых, имеющих помимо прочего множество пошлых соблазнов: спиртного, блуда, предательства. И для того чтобы обезопасить себя в этой порочной структуре, нужно, в первую очередь, позаботиться о сохранности ближнего, особенно, если это ребенок, имеющий естественное и неоспоримое право на протекцию и простую человеческую любовь. То, что происходит в случае социальной пассивности и отторжения любых неделовых отношений, максимально остро, идейно и провокационно описал в своем произведении Чехов, подняв в своем читателе все то, человеческое нутро, на которое он может полагаться в спасении от прогрессирующей моральной пандемии. Это и есть основная идея рассказа «Спать хочется».

Чему учит?

Рассказ “Спать хочется” косвенно побуждает читателя к отречению от уникальности собственных проблем, которые большое количество недалеких людей преувеличивают и возводят в громоздкий философский знаменатель, ничего по модулю не составляющий. Чехов бьет в набат, чтобы пробудить общество от нравственной дремоты, при которой романтизируются и оправдываются самые сопливые слабости. Пример ребенка, отягченного взрослыми обязательствами, готового на бесчеловечный поступок, показывает, что горе — это не про романтику, горе — это про мать без ребенка, про время без будущего, про бездну и чертей. И нет в нем никакой практической составляющей, горе не питает творческими силами и опытом — оно строит непреодолимую баррикаду между сердцем и разумом, без взаимодействия которых человек — не человек. Это и есть мораль книги.

Назвав текст условным предложением “спать хочется”, Чехов заставляет задуматься, что великое множество вещей, в том числе и приносящих вред, происходит в нашей жизни естественным путем, который не в силах контролировать ни один человек. Потому люди должны объединяться под эгидой взаимовыручки и гуманной чуткости к ближнему, чтобы максимально ослабить самовоспроизводящееся зло. Человек, одинокий в своей борьбе, в большинстве случаев, падет под гнетом внешних сил, априори значительно его превосходящих, и станет носителем победившего его зла, что приводит, очевидно, не только к единичным случаям, один из которых в красках описал Чехов, но и к трагедиям массового характера: войнам, геноциду, нетерпимости, диктатуре. 

Критика

Рассказ вызвал значительный резонанс. Поводов недоверия не только к чеховскому видению проблем, но и к самой персоне писателя, было у придирчивой публики богемных снобов предостаточно. Одним сюжет казался недостаточно правдоподобным, другие, напротив, считали описываемые события настолько подноготно реальными, что находили неприличным факт сам упоминания об их существовании в обществе, где принято считать любую слабость, горе, безнадежность — пошлостью. Вызывали множество вопросов и правки, внесенные Чеховым в оригинал произведения для публикации его в журнале “Хмурые люди”. По их итогам из произведения была убрана часть описаний мучений Варьки, а изначально неоднозначная концовка, за добавлением еще одного абзаца, стала вполне конкретной: невинный ребенок взял на себя самый взрослый в мире грех. С чем связан подобный жест недоброй воли к своим героям, к чему такая жестокость? Чехов ведь “человек без селезенки”, а не без сердца, в конце концов. 

Однако рассказ “Спать хочется” нашел весьма авторитетное одобрение со стороны светоча русской литературной морали — Льва Николаевича Толстого, что выписывает Чехову символическую индульгенцию ото всех, причисленных ему общественностью, смертных грехов. 

Автор: Иван Лейтман

Метки: Антон ЧеховразборСпать хочется

Читайте также:

Сюжет рассказа «Спать хочется» представляет собой небольшую зарисовку быта. Текст написан нарочито пресно, заставляет читателя увязнуть в нем. К середине повествования читатели начинают дремать вместе с героиней. А после этого происходит трагичный, ужасающий финал, описанный тем же бытовым языком. Анализ произведения позволяет лучше разобраться в темах, затронутых автором. Понять мотивы героев.

История написания рассказа

В письме, датированном 1888 годом и адресованном издателю Плещееву Антон Павлович пишет, что работает над коротким и плохеньким рассказом. И что взялся за него только из любви к малой прозе. Хотя исследователи творчества автора уверены, что «Спать хочется» появился не из желания что-то написать, а благодаря обещанному гонорару. От хорошего заработка Чехов никогда не отказывался, хоть и обесценивал значение денег в некоторых своих произведениях.

Однако в рассказе прослеживается автобиографическая линия. Персонаж замученной, мечтающей о сне, девочки — это образ самого маленького Антоши Чехова. Детство прозаика было несладким. Мальчик выносил издевки тирана-отца, работал в семейной рыбной лавке, а ночи проводил в службах на клиросе. Неудивительно, что юноше бесконечно хотелось спать, а возможности полноценного отдыха не было. Поэтому Варя — это ненавязчивая отсылка к собственной биографии.

Жанр и направление

Сюжет выбран антиэтичный, повествующий о жизни мещанства. Но Чехов, не изменяя традициям, остается в излюбленном жанре — реализме.

Автор лукавил в письме к издателю. Вопреки его заявлению, рассказ не является легкой беллетристикой. Это своего рода триллер, где царит первобытная справедливость. Чехов перестает быть привычным гуманистом и оборачивается свирепым моралистом, который воздает каждому герою по заслугам. Деспотичные хозяева получают убийство собственного дитя. А Варя — долгожданный и заслуженный сон.

Смысл произведения

Читателю предстает унылая и несправедливая картина. Девочка Варя качает в люльке малыша, который никак не унимается, не засыпает. Уставшая, загруженная не по возрасту девчонка, старается не уснуть. Но героиню одолевает мучительная дремота. Варя не может отправиться спать, ведь ей нельзя оставлять младенца без присмотра. За это последует жестокое наказание.

Дрема берет свое, девочка проваливается в забытье. Она видит сначала тракт, много людей, которые манят ее ко сну. Далее предстает жуткая картина предсмертных мучений отца Вари. Невообразимо растянувшаяся агония терзает всех членов семьи. Матушка не находит себе места. А земский доктор выписывает отцу направление на операцию. Таким образом вселяет надежду в жену и дочь умирающего, что их близкий человек и кормилец может выжить. Это глупый и жестокий поступок. Мужчина скончался на следующее утро в земской больнице.

В видении Варя стоит рядом с мамой. Они просят милостыню. Сон прерывается. В комнату входит хозяйка — мать беспокойного ребенка.

Казалось бы, можно вздохнуть с облегчением героине и читателю. И девочка готова отправиться спать. Но уже наступает утро, а вместе с ним новые обязанности по дому. Хозяин требует наличия дров в печи. За весь день Варваре не удается отдохнуть. Как специально находятся все новые дела и заботы. Девочка начинает ненавидеть хозяев и их дом. Желание спать не проходит. Организм подростка требует отдыха. И сделать ничего нельзя.
Приходит еще одна ночь. Снова та же картина: Варя у колыбели беспокойного малыша. Он снова не засыпает, не давая уснуть юной няньке. Рассудок медленно отказывает героине. В голове остается лишь одно желание: избавиться от навязчивого звука, не позволяющего реализовать естественную потребность. А именно — избавиться от младенца.
Помутненный разум легко подкидывает идею убийства ребенка. Задушив хозяйского отпрыска, Варя ложится на пол у тела и засыпает мертвецким сном.

Характеристика героев

Главный образ произведения — Варя. Это девочка тринадцати лет. В персонаже слилось все детское горе. Ребенку еще чужды взрослые ограничения и запреты. Но уже знакомо безысходное, перманентное горе. Она сирота, которая потеряла отца. Мужчина был единственным кормильцем семьи. Поэтому дочери приходится пойти прислугой в дом ремесленника. Варвара становится единственным персонажем, который переживает развитие, но не личностное, а сюжетное. Читатель видит перемены, происходящие в ее голове. Достигнутый накал эмоций, физическое утомление приводит девушку к аффекту. И в конечном итоге к убийству хозяйского ребенка.

Следующим персонажем является жена ремесленника, хозяйка дома. Мы видим толстую, плечистую, сварливую женщину, недовольную жизнью. Ее нельзя назвать монстром, но именно она становится причиной смерти собственного дитя. Благодаря ей измученная заботами сирота, теряет рассудок и устраняет раздражитель в виде орущего малыша. Прояви женщина хоть немного внимания и каплю любви к сироте, все было бы по-другому. Но в этом доме царят равнодушие и глупость.

Пелагея Степанова — мать Вари. Женщина, которая не смогла пережить смерть мужа ни морально, ни физически. Все, что ей осталось — это пустые хлопоты, суета. Ведь ее воздушные замки разрушились до основания.
Ефим Степанов — умерший отец главной героини. Довольно молодой мужчина, скончавшийся от воспаления грыжи. Типичный крестьянин, занимавшийся тяжким трудом с малолетства. Степанов — воплощение жертвенности угнетенного российского народа.

Доктор, присланный от господ. Персонаж бесполезный для сюжета, но необходимый для идейного понимания рассказа. Бессмысленной надеждой он усиливает горе крестьянской семьи. Младенец — господский ребенок, доверенный Варе. Чистое безгрешное существо, второе в тексте после Варьки. Невинное дитя, которое убито, отягчает материнский грех. Из-за его матери от другого светлого создания остается лишь телесная оболочка. Она загубила сироту.

Темы

В произведении прослеживается несколько тем.

Отсутствие детства у ребенка. Из-за утраты родителей Варе приходится рано повзрослеть. Она безропотно сносит взрослые обязанности, горе, воспоминания об утраченном счастье. И до последнего сохраняет свет в душе. Это собирательный образ ребенка, лишенного радости детства. Таких ребят миллионы. Причины: сиротство, войны, эпидемии.

Тема рабов и господ. В России испокон века было расслоение общества. Именно этот резкий контраст стремился показать Чехов во многих своих произведениях.

Тема равнодушия. Она едва уловима, но важна. Если бы хозяева не были безразличны к состоянию и чувствам работницы, не случилось бы трагического финала.

Главная мысль — безысходность, трагизм человека подневольного, загнанного в угол.

Рассказ «Спать хочется» косвенно побуждает читателя к отречению от уникальности собственных проблем, которые людям свойственно преувеличивать, доводить до абсолюта. Чехов заставляет читателя обращать внимание на окружающих людей, замечать их чувства и состояние.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Чехов А., рассказ «Спать хочется»

Жанр: рассказ

Главные герои рассказа «Спать хочется» и их характеристика

  1. Варька. Девочка 13 лет. Бесконечно уставшая, отупевшая, загнанная, несчастная.
  2. Хозяева. Равнодушные, безжалостные люди.

План пересказа рассказа «Спать хочется»

  1. Ночь и плачущий ребенок
  2. Шоссе и грязные люди
  3. Больной отец
  4. Пелагея и доктор
  5. Смерть отца Ефима
  6. Новое утро
  7. Хлопоты Варьки
  8. Поздние гости
  9. Снова ребенок
  10. Страшный смех
  11. Варька спит.

Кратчайшее содержание рассказа «Спать хочется» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Всю ночь Варька качает колыбель, стараясь унять плачущего ребенка.
  2. Она проваливается в забытье и видит странных людей, потом своих отца и мать.
  3. Варька видит как умирает ее отец, и она плачет в лесу.
  4. Варьку бьет хозяин, потом приходит утро.
  5. Весь день Варька работает, а поздно вечером ей снова дают ребенка.
  6. Варьку душит ребенка и счастливая засыпает.

Главная мысль рассказа «Спать хочется»
Любому человеческому терпению рано или поздно приходит конец.

Чему учит рассказ «Спать хочется»
Рассказ учит состраданию, жалости, умению сочувствовать другому человеку. Учит тому, что эксплуатация одного человека другим обязательно приводит к трагедии. Учит не быть равнодушными, эгоистичными. Учит никогда не перегибать палку в отношении с другими людьми.

Отзыв на рассказ «Спать хочется»
Мне понравился этот рассказ, хотя он очень страшный, трагический. Несмотря ни на что, мне очень жаль девочку Варьку, которая буквально сошла с ума. Ее так измучили непосильной работой, что она перестала понимать где сон, а где реальность. Ужасно читать о таком жестоком отношении к ребенку.

Пословицы к рассказу «Спать хочется»
Человек не камень, терпит, да и треснет.
Всякому терпенью мера положена.
Мало спалось, да много виделось.
Сон дороже лекарства.
Без отдыха и конь не скачет.

Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Спать хочется»
Тринадцатилетняя девочка Варька поздней ночью качает колыбель с плачущим ребенком. Ребенок все не унимается, а маленькой девочке очень хочется спать. Она баюкает малыша, поет ему колыбельную песню, старается отогнать сон.
Но образы в ее голове туманятся и она уже с трудом разбирает, где явь, а где сон. Варьке видятся словно наяву какие-то тени, люди на шоссе, которые падают в грязь и засыпают.
Она видит своего отца, Ефима. Тот воет от боли, у него разыгралась грыжа. Варькина мать Пелагея бежит в барскую усадьбу, сообщить господам, что ее муж умирает, и возвращается с молодым доктором.
Доктор осматривает Ефима, запрещает ему думать о смерти, и сообщает, что Ефиму нужно срочно ехать в больницу. Он обещает послать в больницу записочку и попросить господ дать лошадь.
Лошадь действительно скоро прибывает и Ефима увозят в больницу. Утром Пелагея возвращается и говорит, что Ефим умер. Варька уходит в лес и плачет, но вдруг что-то сильно бьет ее, и девочка стукается головой о березу.
Она просыпается и видит разгневанного хозяина. Варька снова начинает качать колыбель и туманные образы возвращаются. Под утро хозяйка забирает ребенка кормить, потом возвращает его Варьке.
И вот начинается новый день. Варька топит печку, бегает в магазин, подметает, чистит картошку. Делает множество других дел и все время борется со сном.
Под вечер к хозяевам приходят гости и они долго пьют. Потом хозяева ложатся спать и велят Варьке качать ребенка.
Варька снова видит грязных людей, мать, отца и вдруг ясно понимает, что ее враг — этот маленький, плачущий ребенок.
Она улыбается, расхаживает по комнате, удивляясь, что раньше не поняла такого пустяка, а потом душит ребенка.
Задушив ребенка, Варька ложится на пол, смеется от радости, и через минуту уже крепко спит.

Произведение Чехова «Спать хочется»

История создания

В 1888 г. Чехов писал Плещееву, что сделал небольшой перерыв в работе над «Степью», чтобы написать «плохонький рассказец» для «Петербургской газеты». За это произведение ему обещали заплатить по 12 копеек за строчку. Хотя автор часто говорил, что деньги для него менее важны, чем моральное удовлетворение, он никогда от них не отказывался. Плещеев торопил Антона Павловича, чтобы тот поскорее заканчивал «Степь», однако Чехов больше тяготел к малым формам, поэтому был рад на короткое время переключиться.

Прототип Варьки — маленький Антоша Чехов. В детстве будущий писатель работал в семейной лавке и хорошо знал, какие мучения может принести постоянный недосып. У Антоши было тяжёлое детство. По ночам он служил на клиросе, а днём помогал тирану-отцу. Семья торговала рыбой, причём в лавке всё время было холодно, стояло зловоние. О том, что идею рассказа Чехов взял из воспоминаний о своих детских годах, писал критик Измайлов.

Направление и жанр

Литературное направление этого произведения — реализм. Но многие современники писателя не были с этим согласны. Они говорили, что такого не могло произойти на самом деле. Другие приводили в качестве аргумента статью, опубликованную в одной из газет. Там рассказывалось о случае, когда наёмная нянька так измучилась, что накормила ребёнка спичками, чтобы он перестал плакать. Писатели, которые спорили между собой о том, можно ли считать сюжет реалистичным:

Писатель А. И. Эртель

  • Н. М. Ежов;
  • А. С. Лазарев-Грузинский;
  • А. И. Эртель;
  • И. И. Горбунов-Посадов.

Сюжет вполне отражает реалии, и описанные события могли произойти в мещанской семье. Однако его нельзя назвать этичным. Чехов в этом произведении предстаёт не гуманистом, каким привыкли видеть его читатели, а моралистом, каждому воздающим по заслугам. Девочка получает возможность спать, а хозяева, которые довели её почти до сумасшествия, лишаются ребёнка.

Таким образом, справедливость торжествует, хотя неизвестно, надолго ли. Вероятно, утром супруги проснутся, увидят спящую Варьку, поймут, что она натворила, и тогда нянька будет жестоко наказана, но читатели об этом уже не узнают. Чехов намеренно оставляет финал открытым, не рассказывая, что случилось потом.

Система образов

В произведении одна главная героиня и 5 второстепенных персонажей. Основное действующее лицо — девочка Варька. Ей 13 лет, она сирота и находится в услужении в семье сапожника. Девушка несчастна и измучена тяжким трудом, но самое страшное в том, что она не имеет возможности поспать. Другие образы в произведении:

Пелагея Степанова

  1. Жена сапожника. Плечистая, толстая, дородная тётка. В её характере преобладают равнодушие и безжалостность. Это типичная представительница мещанства. Женщине не приходит в голову, что нагрузка, которой подвергается Варька, непосильная для детского организма. Но героиню нельзя винить в этом: ограниченность и глупость не позволяют понять многих вещей.
  2. Пелагея Степанова. Покойная мама главной героини, несчастная женщина, измученная постоянными бедами, самая страшная из которых — смерть мужа.
  3. Ефим Степанов. Крестьянин, покойный отец Варьки. Мужчина умирает из-за того, что слишком поздно послали за доктором. У него грыжа, которую вправляют, но это уже не спасает от смерти.
  4. Доктор. Молодой человек, которого прислали господа. Повозившись с Ефимом четверть часа, он понимает, что ничего нельзя сделать. Тогда герой говорит, что больного нужно отправить в больницу.
  5. Младенец. Ребёнок, которой кричит по ночам и не даёт Варьке спать. Девочка вынуждена качать его и петь песенку, изнемогая от усталости. В конце она лишается рассудка и убивает младенца.

Ребёнок — единственный безусловно положительный персонаж в этом произведении, потому что он пострадал безвинно.

Тема и проблематика

Главная тема произведения — отсутствие детства у ребёнка. Варьке приходится переносить нагрузки, которые не под силу даже взрослому человеку. В те годы, когда жил и творил Чехов, таких детей было много. Причины, по которым крестьянские отпрыски были лишены детства:

  • бедность;
  • пьянство;
  • болезни;
  • ранняя смерть родителей.

Безразличие взрослых к детскому горю

Вторая тема — безразличие взрослых к детскому горю. Господа не понимают, что рядом с ними страдает маленький человек, они не чувствуют своей ответственности перед младшим поколением. На наплевательское отношение указывает то, что Варьку несколько раз посылают за алкоголем. Взрослые не понимают, что тем самым подают дурной пример.

Проблематика включает в себя два аспекта: эксплуатация детского труда и закономерности, формирующие человеческую судьбу. Чехов заставляет читателя задуматься о том, почему одни получают материальные блага без усилий, а другим приходится безостановочно бороться с бедами.

Эксплуатацию детского труда, существовавшую в то время, когда был написан рассказ, нельзя считать нормальным явлением. Чехов и сам перенёс в детстве не меньше трудностей, чем героиня произведения, поэтому он хочет показать, каким может стать возмездие, настигшее угнетателей.

Краткое содержание

Девочке Варе 13 лет. Стоит глубокая ночь, а маленькая нянька не спит: она качает колыбельку, в которой хнычет малыш. Девочку клонит в сон, но она из последних сил поёт песенку. Если Варька уснёт, её будут ругать. Несмотря на усилия, девочка проваливается в сон. Ей снится покойный отец, у которого была грыжа.

Доктор сказал, что больному нужно ехать в госпиталь. Грыжу вправили, однако это не помогло, и спустя некоторое время папа девочки умер. Варька плачет и идёт в лес. По дороге она падает и чувствует, как ударяется головой. Ей кажется, что удар был о дерево, а на самом деле это хозяин стукнул её по затылку: нянька спит, а малыш плачет. Скоро девочка опять засыпает, и в этот раз ей снится мать. Пока сирота спала, пришла хозяйка. Она собирается кормить младенца.

Наступает день, и Варька начинает помогать по хозяйству. Люди, у которых она работает, дают разнообразные поручения:

  • почистить обувь;
  • поставить самовар;
  • пойти в магазин;
  • зашить;
  • постирать;
  • начистить картошки.

Девочке всё время мучительно хочется лечь и поспать

Героине всё время мучительно хочется лечь и поспать. Вечером её снова посылают в магазин, на этот раз за пивом. Потом ей дают ещё одно поручение — купить водки. После этого хозяйка заставляет девочку начистить селёдки. Затем все начинают готовиться ко сну, и маленькая служанка получает последнее за этот день распоряжение — покачать ребёнка. У девочки деревенеют виски, её глаза полуоткрыты, она мечтает только об одном: чтобы можно было немного поспать. За печкой трещит сверчок, на потолке видны тени от пелёнок и панталон, а рядом виднеется зелёное пятно.

Няньке снова снится сон. Она видит людей и узнаёт их всех, но чувствует, что что-то мешает жить. Девочка хочет найти этого врага. Вдруг она понимает, что сила, мешающая жить, — плачущий ребёнок. Ей становится весело. Кажется, сверчок тоже смеётся. Варька радуется: сейчас она избавится от малыша, а потом сможет спать. Дальнейшие действия девочка совершает в полубессознательном состоянии:

Девочка засыпает на полу

  • встаёт с табурета и прохаживается по комнате;
  • смеётся, наслаждаясь мыслью о предстоящей свободе;
  • грозит зелёному пятну и подмигивает;
  • подходит к кровати и душит младенца;
  • ложится на пол;
  • смеётся, а потом засыпает.

Так трагично закончил рассказ «Спать хочется» Чехов. Краткое содержание отражает драматизм произведения лишь отчасти. Чтобы проникнуться атмосферой того времени и почувствовать безысходность, до которой довели девочку, нужно прочитать произведение полностью.

Мнения критиков

Придирчивая публика оценила произведение неоднозначно. Некоторые русские критики негативно отнеслись к чеховскому видению проблемы. Другие изначально не воспринимали писателя положительно. Жестокий сюжет вызвал в обществе много споров, причём встречались противоположные мнения.

Эксплуатация ребенка

Находились те, кто в своих сочинениях указывал на неправдоподобность событий. Зато люди, которые признавали существование эксплуатации детского труда, полагали, что нельзя упоминать об этом, а тем более описывать подобное в литературе. Они считали, что это пошлые явления, нужно делать вид, будто их не существует. Изобразив в рассказе несчастье, Чехов нарушил негласное правило.

Недовольство критиков вызвало и то, что Чехов внёс правки в первоначальный вариант произведения. Последнего абзаца сначала не было, рассказ был опубликован в журнале «Хмурые люди» без него. Из последних строк не было ясно, что сделала Варька с младенцем. Также из исходного варианта писатель убрал особо ужасающие описания девочкиных мучений.

В целом современникам казалось, что писатель поступил с героиней жестоко, спрятав от читателей часть её страданий и добавив абзац с убийством. Такие правки привели к тому, что из мученицы девочка превратилась в убийцу, а значит, перестала быть безусловной жертвой.

Отзывы читателей

Невыносимо жалко и девочку, и ребёнка, которого она задушила. Но произведение поучительное, поэтому его стоит прочитать. В нынешних реалиях, когда люди сталкиваются с невыносимыми трудностями, многие тоже выбирают путь в никуда, а ведь можно найти разумный выход.

Раньше не доводилось читать у Чехова таких рассказов. В основном у него смешные произведения, а этот рассказ довольно жуткий. Причина поступка девочки, как мне кажется, в том, что организм не выдержал напряжения. Мозг подсказал, что есть враг, от которого нужно избавиться. На самом деле Варька просто сошла с ума. Страшно представить, что ждёт её дальше.

Оксана, Североморск

Рассказ короткий, но очень страшный, как и случай, о котором в нём рассказывается. Непонятно, почему за девочку не заступился никто из взрослых, и ужасно, что жизнь ребёнка закончилась так рано. От произведения осталось очень тяжёлое впечатление.

Игорь, Воронеж

Анализ   эпического произведения А.П.
Чехова «Спать хочется»

1.                
 Время и история создания произведения. Рассказ
был написан Антоном Павловичем за полдня в 1988 году и вошел в сборник «Хмурые
люди» [5].

2.                
Смысл и авторский замысел в названии
произведения.
В качестве названия произведения А.П.
Чехов использует то состояние, ту единственную мысль, которая непреодолимо
крутится в голове у тринадцатилетней героини. Именно эта мысль довела девочку
до отчаяния, а впоследствии и до преступления.

3.                
Особенности композиции произведения,
развития сюжета.
Сюжет произведения воспринимается на
высоком эмоциональном уровне. В ходе прочтения воображение четко рисует то, что
снится героине рассказа: «темные облака…», а потом «вороны и сороки», которые
«кричат как ребенок», «галоши хозяина» растут у нее в руках и затягивают ее
голову и колыбель с младенцем. Хозяйка без конца дает девочке новые поручения.
Измученная бессонницей, Варька находит спасение даже в этой беготне, потому что
«когда бежишь, меньше спать хочется».

Кульминация рассказа последовательно
вытекает из воспоминаний героини о своем безрадостном детстве. Она видела, как
отец умер в страшных муках. Они с матерью отправились «наниматься». Могла ли
тринадцатилетняя девочка представить во всей полноте жизнь прислуги? Сутками
напролет одно и то же: «Варька, покачай ребенка! Варька, вымой пол! Варька,
поставь самовар!»

В концовке произведения Варька
задушила ребенка, улыбаясь. Это явное свидетельство того, что на какое-то
мгновение разум измученной девочки помутился, не выдержав испытаний
каждодневными приказами господ и бессонницей. После изнурительной работы ее
организм хочет только одного: отдохнуть и выспаться. Мешает этому плачущий
ребенок, которого девочке пришлось заставить замолчать…

Чехов – отличный знаток детской души,
поскольку и сам не был избалован жизнью в детском возрасте. Ему понятно ужасное
состояние героини, в которое она попала. Поэтому писатель не может строго
судить Варьку за ее ужасный поступок. Он лишь с сожалением констатирует факт
преступления, заканчивает рассказ там, где дальнейшая ужасная судьба девочки,
по сути, только начинается. Ее ждет если не мгновенная месть хозяев, то наказание
Закона. А скорее всего — и то, и другое.

4. Система
героев, их характеристика.
Главная героиня рассказа – тринадцатилетняя
девушка Варька. Это ребенок, лишенный детства. Вместе с матерью Пелагеей она
вынуждена была устроиться служанкой к господам, после того, как умер от грыжи
ее отец Ефим Степанов. Вся ее жизнь – это днем выполнение обязанностей по
хозяйству, а ночью – баюканье ребенка хозяйки, который орет, не засыпает. У
девочки нет радости в жизни, единственное ее желание – выспаться. Даже из
детства нет светлых воспоминаний, в прошлом у Варьки лишь умирающий в муках
отец, да суетливая мать, отчаянно пытающаяся хоть как-то помочь мужу.

Речь
Варьки отсутствует, героиня лишь мурлычет колыбельную. Бессловесность говорит о
ее безликости. Вся речь принадлежит ее хозяевам (сплошь приказы, побудительные
предложения, 12 глаголов повелительного наклонения, крайне грубые обращения,
нет ни одного вопроса, в котором бы выражалось человеческое участие).

Хозяин и
хозяйка – это господа, которые взяли Варьку прислугой. А.П. Чехов изображает их
высокомерными, властными, строгими. По отношению к девочке от них нет ничего
,кроме приказов и распоряжений. Варька остерегается ослушаться их: «не дай Бог,
уснет, они прибьют ее»

Молодой
доктор – это персонаж, который приезжал домой к семье Степановых, чтобы
осмотреть Ефима. Он всячески старался подбодрить умирающего, но сказал, что на
месте ничем помочь не сможет, надо ехать в больницу на операцию.

Еще один
персонаж в рассказе – это младенец хозяйки. Он плачет. Мать полагает, что его,
наверное, сглазили, вот поэтому он и плачет. Варькой этот ребенок
воспринимается как враг, мешающий осуществить ее единственноге желание. В конце
повествования измученная дневными и ночными хлопотами девочка его задушила.

5. Роль пейзажа для раскрытия
авторского замысла.
Интерьер, описанный А.П. Чеховым в рассказе — свидетельство того, как
узок мир Варьки и как скудна ее жизнь. Все
сведено в одну комнату, в замкнутое пространство которой не проникает ничего
хорошего. Комнатка — символ души девочки, ее жизни. Семь раз в тексте
повторяется значимая деталь — «веревка, тени от панталон и пеленок, зеленое
пятно от лампадки». Акцентируя наше внимание на веревке, Чехов подводит к
мысли, что жизнь девочки перечеркнута.

6. Главная идея произведения.
На наш взгляд, А.П. Чехов, будучи по профессии врачом, показал в рассказе
«Спать хочется» как опасно обременять ребенка непосильным трудом. Чем безрадостнее было детство, тем на
большее зло способен взрослый, считают психологи. Протест Варьки принял
страшную форму уже в детстве, настолько сильна ее физическая мука при полном
отсутствии сочувствия с чьей-либо стороны. К сочувствию и призывал Чехов,
выступив адвокатом ребенка-убийцы.

7. Языковые
особенности произведения, найти в тексте характерные для конкретного писателя
приемы.
Характерный литературный прием Чехова –
«рассказ в рассказе». В данном произведении как бы внутрь повествования о
Варьке, ее жизни у хозяев помещен рассказ о том, что Варька видела в детстве,
как умирал на ее глазах отец.

Находим мы в данном произведении и
свойственный Чехову такой прием, как художественная деталь. По сути, описание
деталей (обстановки в комнате, Варькиных сновидений, воспоминаний из детства)
приводит к кульминации, основному действию в рассказе – убийству младенца.

Кроме того, в рассказе «Спать
хочется» мы видим типичную для автора концовку: Чехов оставляет возможность
читателю самому подумать о дальнейшей судьбе героини [3].

Анализ
сказки о царе Берендее В.А. Жуковского
.

1.Анализ
заглавия сказки.
Время и история создания
авторской сказки

Полное название сказки звучит так:
Сказка о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея Бессмертного
и о премудрости Марьи-царевны, Кощеевой дочери. Таким образом, видим, что автор
перечисляет в названии сказки всех главных персонажей.

Сказка была
написана в ходе «состязания» с А. С. Пушкиным в период с 02.08.1831 по
1.09.1831, впервые напечатана в сборнике «Новоселье» (СПб, 1833, с.  37-68)
[6].

2. Построение
сказочного сюжета сказки. В сказке о царе Берендее использована классическая
схема построения сюжета волшебной сказки: отдельные звенья включены в
иерархическую структуру, в которой одни испытания являются необходимой ступенью
для других, одни сказочные ценности — средством для добывания других. Действие
большей частью начинается с беды и обязательно кончается избавлением от беды и
приобретением некоторых ценностей. Типичный счастливый конец — женитьба на
царевне и получение в придачу полцарства.

Так, действие в
сказке о царе Берендее начинается с того, что царь Берендей обещает за
освобождение своей бороды из колодца отдать то, «что у него есть, но о чем он
не знает». Поначалу ему кажется, что он знает все, что ему принадлежит, но
когда его встречает жена с младенц2ем, он приходит в ужас и отчаяние.

Явившись к Кощею,
Иван-царевич вынужден пройти ряд испытаний, чтобы вернуться домой живым. Без
волшебства Марьи-царевны эти испытания были бы ему не по силам.

Заканчивается
сказка избавлением от всех бед и свадьбой Марьи и Ивана.

3.Сравнительный
анализ сюжетных линий в народной и литературной сказке.
Народные и литературные сказки относятся к одному
жанру, но имеют существенные отличия. Это касается и формы повествования, и
внутреннего содержания произведений. Основой всех сказок является история о
чудесных приключениях героев, однако в фольклорных сюжетах она строится по
традиционной схеме, а в литературных может иметь произвольный многоплановый вариант
изложения.
Народные сказки – древнейшее культурное наследие, которое
сохранило представление наших предков о взаимоотношениях человека и природы. В
них отражены нравственные принципы существования общности людей в условиях
постоянной борьбы за выживание, определена четкая грань между добром и злом и
проявляются выразительные черты национального характера, верований, быта.

В большинстве же литературных сказок
повторяются фольклорные мотивы и присутствует волшебная атрибутика,
позаимствованная из языческих ритуалов, однако развитие сюжета, как и выбор
персонажей, подчинены воле автора. Сказка становится художественным
произведением со сложной системой метафорических образов, свойственных притче
[3].

4. Система героев,
их характер, поступки. Добро и зло в сказке.
Царь Берендей был честным, печальным и любящим
своих близких человеком. Честность его в том, что он сдержал свое слово, данное
Кощею. А печалился царь после того, как узнал, что придется отдать Кощею
родного сына. Сын был желанным и долгожданным. Берендей был внимательным
человеком. Он не стал пугать и причинять боль своей жене, не сообщил ей о своем
неосторожном слове, что придется когда-то отдавать сына. Сам он переживал про
себя и охранял свое дитя по ночам.

Но все же Берендей был трусоват – ведь не пошел же он сам к
Кощею, а отпустил сына. А когда царь Берендей увидел, что Иван-царевич после
долгой разлуки вернулся домой живой и невредимый, да ещё и вместе с красавицей
невестой, то он радушно встретил их обоих. На радостях, что все обошлось так
благополучно, вместе с женой устроили молодым пышную свадьбу.

Из всех героев сказки царь Берендей самый реалистичный по
характеру персонаж. В нем объединились и положительные, и отрицательные
качества простых людей.

Иван-царевич — это сын царя Берендея. В сказке автор рисует
его красивым, статным юношей, которому свойственные смелость (не побоялся пойти
к Кощею), любопытство (увидев на пути красивый город, нее смог пройти мимо). А
вот изобретательным царевича не назвать: выслушивая кадый раз задания Кошея,
юноша печалится, даже не пытаясь искать выход из положения, согласен на смерть.

Марья-царевна в сказке о царе Берендее – это молодая красивая
девушка, одна из дочерей Кощея. Кроме красоты, Марья обладает магическими
способностями: умеет превращаться в животных и неодушевленные предметы, а также
выполнять казало сь бы невыполнимые задания Кощея. Марья добрая, отзывчивая и
мудрая, умеет подбодрить и успокоить Ивана-царевича в трудные минуты.

Воплощением всего самого злого и отвратительного в людях стал
в сказке Кощей Бессмертный. Он жадный, за глоток воды в знойный день стал
требовать выкуп. И берёт Кощей в плату самое дорогое, что есть у человека — сына.
Даже внешность у него неприятная – вылезает из коряги урод. Коварный Кощей,
получив Ивана-царевича в откуп, не успокоился. Стал ему давать поручения,
которые царский сын не смог бы выполнить, чтобы тот не вернулся на землю к
людям. Кощей лишен человеческих чувств. Он не любит даже свою дочь – хочет
убить ее за то, что сбежала с любимым человеком.

5. Тема пути,
испытаний, силы слова в сказке.
В сказке о царе Берендее
мы находим все элементы, свойственные волшебной сказке: и тему пути, и
испытания, которые предстоит вынести главному герою, и силу слова. Так, тема
пути присутствует уже в зачине: повествование начинается с того, что царь
Берендей 8 месяцев был в отлучке – осматривал свое государство. Повзрослев, в
путь отправляется и Иван-царевич, в конце которого его ждет встреча с Кощеем
Бессмертным. Кроме того, после последнего невыполнимого задания Кощея, в путь
отправляются уже Иван-царевич с Марьей-царевной.

В сказке главный герой
должен выдержать испытания. Три из них предлагал Кощей Бессмертный, а одно –
Марья-царевна. Первым испытанием было – за одну ночь построить дворец: чтоб
кровля была золотая, стены из мрамора, окна хрустальные, вкруг регулярный сад,
и в саду пруды с карасями. Второе – узнать Марью-царевну среди 30 дочерей Кощея
Бессмертного. Третье – сшить Кощею пару сапог с оторочкой, не трогаясь с места,
покуда будет гореть соломинка. Четьвертое испытание ,предложенное Марьей, было
таким: Иван не должен был целовать младенца, вошедши в красивый город, который
увидел по пути домой.

Два испытания
Кощея помогла выдержать Ивану Марья своими магическими способностями. Третье же
испытание даже ей было не по силам, поэтому им с Иваном пришлось бежать.
Испытание, предлшоженное Марьей, Иван-царевич не выполнил, не удержался от
того, чтоб не поцеловать младенца, в результате чего Марья превратилась в
цветок у дороги.

Сила слова в
сказке представлена тем, что царь Берендей сдержал обещание отдать то, что у
него есть, но о чем он не знает, а так жетем, что в конце сказки голуби,
вылетевшие из пирога, своей фразой «Голубь, мой голубь, постой, не беги; обо
мне ты забудешь, так, как Иван-царевич забыл о Марье-царевне!» напомнил Ивану о
Кощеевой дочери, обеспечив сказке счастливый конец.

6.  Отличие
народной сказки от литературной сказки.
Народная сказка — творение коллективное,
она создается народом, у литературной же сказки всегда есть конкретный автор.
Стремление авторов литературных сказок не только развлечь, позабавить, но и
поговорить о чем-то важном, о добре и зле, о горе и счастье, о справедливости,
продолжает традиции народных сказок.

В литературной
сказке сильнее выражена изобразительность, более подробно, детально и красочно
описаны место действия, события, внешний облик персонажей. Для литературной
сказки характерен не свойственный фольклору психологизм, углубленное
исследование внутреннего мира, переживаний персонажей. Так, в сказке о царе
Берендее, царь очень расстроился, осознав данное обьещание, но не поделился с
женой, печалился в глубине души, не посвящая никого в свои переживания [5].

Как правило, литературная сказка не обращается к классическим
сказочным сюжетам, легко обходится без привычных сказочных персонажей вроде
бабы Яги, да и без чудес вроде скатерти-самобранки тоже. Ее чудеса совсем иного
рода — они главным образом проявляются в полной, чудесной свободе поведения героя
и в его поистине сказочных возможностях.
Образы-персонажи
литературной сказки – это не обобщенные маски-типажи народной сказки, а
неповторимые индивидуальные характеры. Писатели воссоздают характеры героев,
более сложные и психологически мотивированные в отличие от народной сказки.

Литературная
сказка выражает авторское понимание жизни, которое может в чем-то и совпадать с
фольклорными ценностями. Однако чаще всего автор стремится выразить собственные
идеи и представления о жизни. Все это приводит к тому, что литературная сказка
позволяет увидеть «лицо» автора, его пристрастия и ценности, его духовный мир.
Это принципиально отличает ее от народной сказки, в которой отражены
общенародные идеалы, а личность конкретного сказителя стерта [3].

И еще в отличии от народной сказки, где добро, как правило,
побеждает зло, у литературной сказки конец бывает и грустным.

7. Языковые
особенности (постоянные эпитеты, формулы зачина и конца, рифмованные строки,
обращение, повторы).
В.А. Жуковский использует простую форму зачина
«Жил-был царь Берендей, до колен борода…» идалее перечисляются некоторые факты
его жизни.

Обязательным
структурным компонентом сказки являются связки. В данном произведении к связкам
можно отнести такие элементы, как «долго ли, мало ли царь ехал…», «уж едет он
день, другой, третий …».

Формулы-описания в
скзке представлены чудесными превращениями Марьи то в уточку, то в пчелку, то в
камень или даже цветок. Кроме того, формулами-описаниями являются и слова Кощея
«Если построишь этот дворец, то нашу царскую милость заслужишь, если же нет, то
прошу не пенять… головы не удержишь!», «Не узнаешьМарью-царевну – с плеч
голова!», «Знай наперед: не сошьешь — долой голова!»

Герои сказки
обращаются к друг другу по тем именам, какие дал им автор: Иван-царевич,
Марья-царевна. Даже отец, царь Берендей, обращается к сыну не иначе как
Иван-царевич. А сын обращается к отцу так: родитель.

Форма концовки
также выбрана автором простая: сообщается о том, что сыграли свадьбу
Иван-царевич и Марья-царевна. В концовке использована свойственная русским
сказкам фраза «…И я там был, там мед я и пиво пил; по усам текло, да в рот не
попало».

Анализ
стихотворения «Конь-огонь» В.В. Маяковского

1.                
Время написания и история создания
произведения.
Произведение написано в 1927 году. В этот
период своего творчества, по словам самого В.В. Маяковского, он с особым
увлечением работал над детскими книжками. Его целью было — внушить детям
некоторые самые элементарные общественные понятия, но, сделать это он старался
очень осторожно: В данном случае стихотворение «Конь-огонь» — это рассказ о
лошадке на колесиках. Автор пытается объяснить ребенку, сколько людей работало,
чтобы такую лошадку сделать. Таким образом, ребенок получает представление об
общественном характере труда
[1].

2.                
Смысл и авторский замысел в названии
произведения
На наш взгляд, авторское название
произведения отражает жар деятельности людей разных профессий по изготовлению
игрушки. В их руках работа прямо-таки горит, поэтому конь получился «горячее,
чем огонь».

3.                
Жанровые особенности. Наличие сюжета. Поэт
наглядно показывает, что в изготовлении детской игрушки принимают участие не
только мастера игрушек, но и рабочие писчебумажной фабрики, которые представили
«три листа отличнейшей картонки», и столяр, и щетинщик, и художник. Для того чтобы рассказ
заинтересовал ребенка, Маяковский делает его непосредственным участником всех
этих событий, заставляя вместе с рабочими беспокоиться о том, чтобы конь
получился на диво. Этот прием позволил ему решить и другую, не менее важную
задачу — показать ребенку труд взрослых, их мастерство, увлеченность работой.
Тот факт, что превращение «мертвых» материалов в коня, красивого, яркого,
происходит на глазах у ребенка, делает рассказ Маяковского особенно
впечатляющим. Малыш навсегда запомнит, какой труд вкладывается в изготовление
его любимых игрушек, и будет бережнее относиться к ним.

4.                
 Охарактеризовать ритм,  размер стиха.
Привести примеры рифм, использованные автором. В данном произведении
автор использовал четырехстопный хорей. Автор использует такие виды рифм, как
акустическая (триста – кавалеристом), авторская (много вам – четвероногого),
богатая (голос – волос, бедная – бледная), женская (лазит – красит) [3].

5.                
Привести примеры  изобразительно-
выразительных средств,  характерных для автора
.
Всегда приметна метафора Маяковского. Поэт обращается к явлениям, окружающим
человека в повседневной жизни, широко вводит ассоциации с бытом: «Что за
лошадь, что за конь, горячей, чем огонь!»

Кроме того, в данном произведении В.В.
Маяковского имеет место олицетворение игрушечного коня с живым, на котором
можно скакать «хоть вперед, хоть назад, хочешь — в рысь, хочешь – в скок».

6. Определить настроение
произведения( доказать текстом)
. Стихотворение «Конь-огонь» живое, яркое,
деятельное.  Именно такое впечатление создается у читателя, благодаря рабочей
атмосфере, описанной автором:

 Сделали лошажье тело,

Дальше дело закипело.

Компания остаток дня

Впустую не теряла

И мастерить пошла коня

Из лучших матерьялов.

Вместе взялись все за дело.

7. Синтаксис и пунктуация —
проанализировать интонационный рисунок текста
. Особое значение в стихотворениях
В.В. Маяковского имеют ритм и интонация, которые легли в основу
системы его стиха. Для него важными в стихе являются ритм, интонация, паузы.
Поэт ставит самое важное в смысловом отношении слово в конец строки и
обязательно подбирает к нему рифму. Это слово, таким образом, выделяется дважды
– интонацией, логически и созвучием с другим важным словом, т.е. смысловым
ударением. Чтобы дать возможность читателю почувствовать собственную интонацию,
Маяковский графически стал разделять строки паузами. Так и образовалась
известная «лесенка»

Список использованной литературы

1.      Жизнь
и творчество В.В. Маяковского. — http://www.a4format.ru/pdf_files_bio/462f2513
— дата обращения 19.09.2014.

2.      Жуковский
В.А. Сказка о царе Берендее. — http://hobbitaniya.ru/zhukovskiy/zhukovskiy1.php
— дата обращения 20.09.2014
.

3.      Кудюмова
Т.Ф. ,Леонов С.А., Марьина О.Е. Литература. 10 класс. – М.: Дрофа, 2007.- 368с.

4.      Маяковский
В.В. Конь-огонь. — http://hobbitaniya.ru/mayakovskiy/mayakovskiy5.php — дата
обращения 11.09.2014.

5.      Методика
преподавания литературы. Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по
специальности 2101 «Рус. яз. и литература» / Под ред. З. Я. Рез. М., 1977. –
400с.

6.      Русская
историческая библиотека. — http://rushist.com/index.php/literary-articles/2551-tvorchestvo-zhukovskogo-kratko
— дата обращения 21.09.2014.

7.      Чехов
А.П. Спать хочется. — http://ilibrary.ru/text/683/p.1/index.html — дата
обращения 17.09.2014.


«Спать хочется». Рисунок Я. Ф. Строева. 1938

Есть тексты, которые пронзают твое сознание как стрела.
Лично для меня уже не раз такими текстами оказывались рассказы Чехова.

С его творчеством я знаком, как и большинство наших соотечественников, еще со школьной скамьи. И именно в школе сложился образ автора метких сатирических рассказов. «Хамелеон», «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника»,  — все мы знаем эти истории. И если Вы сейчас возьмете в библиотеке томик Чехова, то таких рассказов в нем окажется большинство.

Но есть и иные. Они встречаются реже, но именно ради них я снова и снова открываю книгу великого писателя. Один из таких рассказов — «Спать хочется».

История повествует о жизни девочки-подростка, Вари, отданной в наём городскому сапожнику. Жизнь ее невыносима. Ночью она качает колыбель хозяйского ребенка, боясь заснуть (прибьют), днем обслуживает хозяйский быт: носит дрова, топит печь, работает на кухне. А ночью вновь нет сна – нужно качать колыбель с плачущим младенцем.

Сон туманит Варе голову, огонь лампады и ночные тени кружатся перед одурманенным взором. Девочка впадает в забытье. Ей видятся картины ее нелегкого прошлого: смерть отца, их с матерью дорога в город «наниматься». Эти воспоминания сливаются с реальностью: темной комнатой, плачем ребенка, окриками хозяев, грубо вырывающих из тяжелых грез («Спишь, подлая?»). Потом снова день, полный суеты. Но Варя даже рада ей, ведь так легче не заснуть. Эта мука продолжается до вечера, но впереди не желанный отдых – ночью Варю снова ставят к колыбели с плачущим младенцем. Отчаяние девочки достигает пика:

«Варька видит опять грязное шоссе, людей с котомками, Пелагею, отца Ефима. Она всё понимает, всех узнает, но сквозь полусон она не может только никак понять той силы, которая сковывает ее по рукам и по ногам, давит ее и мешает ей жить. Она оглядывается, ищет эту силу, чтобы избавиться от нее, но не находит.
Наконец, измучившись, она напрягает все свои силы и зрение, глядит вверх на мигающее зеленое пятно и, прислушавшись к крику, находит врага, мешающего ей жить.
Этот враг — ребенок.»

Раздавленная Варя сходит с ума. Она душит младенца и забывается желанным, мертвым сном.

О чем этот рассказ? Ведь не просто о том, как хозяева сапожной лавки изничтожили маленькую девочку, доведя ее до безумия. Он ведь о чем-то большем. Возможно, стоит пристальней вчитаться в последние строки:

«Она всё понимает, всех узнает, но сквозь полусон она не может только никак понять той силы, которая сковывает ее по рукам и по ногам, давит ее и мешает ей жить.»

Какая сила доводит Варю до безумия? Вряд ли автор адресует этот вопрос лишь жестоким хозяевам, они – лишь инструмент. Тут речь о гораздо большем.
Я позволю себе высказать собственные мысли, возникшие после прочтения рассказа.

Чехов показывает обыденный ужас самого порядка вещей, в котором хозяин выматывает работника так, как загоняет гонец почтовую лошадь, даже если это тринадцатилетняя девочка. Это не «хрустобулочная Русь», а жизнь миллионов и миллионов людей в России и мире на рубеже 20-го столетия. А для значительной части человечества и сегодняшняя жизнь. Беспощадное социальное угнетение, выхолащивающее все человеческое, сводящее его к мертвому инструменту: без воли, без чувств и разума. Это  — реальность той эпохи. Она занимала умы писателей, философов и революционеров. Преодоление страшной силы этого гнета – вот стержень процессов, протекавших тогда в обществе. История Вари – это иллюстрация того зла, в которое Россия была погружена, и против которой она восставала.
Но Чехов не только социальный писатель, он писатель и философский.

Что явлено нам в образах рассказа? Что такое эта грязная широкая дорога, на которую валятся спать бредущие по ней люди? Только ли смесь воспоминаний и снов бедной Вари? Мне, кажется, нет.

«Варька видит широкое шоссе, покрытое жидкою грязью; по шоссе тянутся обозы, плетутся люди с котомками на спинах, носятся взад и вперед какие-то тени; по обе стороны сквозь холодный, суровый туман видны леса. Вдруг люди с котомками и тени надают на землю в жидкую грязь. — «Зачем это?» — спрашивает Варька. — «Спать, спать!» — отвечают ей. И они засыпают крепко, спят сладко, а на телеграфных проволоках сидят вороны и сороки, кричат, как ребенок, и стараются разбудить их».

Что такое младенец, которого баюкает девочка? Традиционно это образ невинности, жизни, не омраченной грехом, чистоты. Убийство младенца, тем более главной героиней, вызывающей у читателя сострадание, тоже еще ребенком… Это, что – просто изощренный ход автора, его желание шокировать? Чехов не ищет шока, он исследует жизнь и человека. А значит это должно что-то значить.

Жизнь Вари полностью отчуждена от нее. Мало труда, даже сон отнят у девочки. Ни минуты не принадлежит ей самой, это – абсолютная несвобода. И что же происходит? Загнанная в угол жизнь взрывается безумием и уничтожает самое себя – Варя душит младенца.
Скажите, разве нет тут следов философии Ницше, возвестившего человеку обращение к зверю (то есть то же безумие) при нарастании его несвободы? И разве не обернулось это обращение в 20 столетии свирепым истреблением жизни? Конечно, обернулось. Чехов тут выступает не в роли социального философа даже, а в роли пророка.

Вот такой непростой смысл я увидел в небольшом рассказе А.П.Чехова «Спать хочется». Советую всем прочесть полностью и проанализировать его самим.

Лев Толстой после прочтения одного рассказа сказал: «Правдив до иллюзии». Речь идет о «Спать хочется» Чехова. Анализ произведения на уроке поможет шестиклассникам представить тяжёлую судьбу и внутренние переживания главной героини, вызвать сострадание и милосердие к девочке-подростку, измученной невыносимым трудом и долгой бессонницей.

Оглавление:

  • История создания, сюжет, композиция
  • Анализ рассказа на уроке
  • Отзывы читателей

Краткое содержание чехов спать хочется

История создания, сюжет, композиция

Рассказ «Спать хочется» Чехов написал в 1888 году, на время оставив работу над повестью «Степь». В письме к издателю Плещееву он сообщал, что пишет еще один русский «плохенький рассказец», на который у него всего ушло полдня.

Спать хочется чехов

Образ девочки Варьки имел тесную связь с его собственным детством. Он считал себя самым несчастным ребенком, когда по настоянию отца вынужден был большую часть времени проводить в церковном хоре или в пропахшей рыбой семейной лавке, о которых ему было страшно вспоминать.

Новое произведение, напечатанное в «Петербургских новостях», покорило его современников. Толстой ставил рассказ на первое место из всей малой прозы Чехова, а английская писательница Кэтрин Мэнсфилд под влиянием образа Варьки создала рассказ «Ребёнок, который устал». Произведение переведено на сербский, английский и французский языки.

Сюжет его прост. Тринадцатилетняя Варька живёт «в няньках» в доме жестоких хозяев. Кроме своих основных обязанностей по уходу за ребенком, девочка, как взрослая женщина, ведет домашнее хозяйство: носит воду, варит обед, моет полы, стирает белье. А если случайно гости придут, то и их надо обслужить: обувь почистить, пива из лавки принести. Казалось бы, ночью она могла отдыхать, но дитя хозяйское, как назло, не спит, и она постоянно качает его в колыбели.

Усталость и недосыпание доводят её до психического срыва. Девочка, измученная детским плачем и желанием поспать хотя бы минутку, находит решение проблемы. В полусонном состоянии она душит ребёнка и, счастливая, засыпает.

Анализ произведения чехов спать хочется

Рассказ построен на сходстве ситуаций в начале и конце произведения, деталь, которая для этого используется, — повторяемая фраза «спать хочется». Завязка событий раскрыта в воспоминаниях Варьки о том, как они с матерью идут в город искать работу. Развитие действия выражено в жизни девочки в доме сапожника. Кульминационным моментом является убийство ребёнка.

Анализ рассказа на уроке

Анализ рассказа Чехова «Спать хочется» на уроке должен преследовать главную цель — раскрыть внутренний мир героини. После проверки домашнего задания (дети заучивали высказывания Чехова) учитель читает шестиклассникам рассказ и ставит перед классом задачу — выяснить, как писателю удалось в таком маленьком произведении показать чувства и переживания Варьки. Это может быть достигнуто путем беседы. Ее примерный план:

Краткое содержание спать хочется чехов

  1. Кто является главным героем произведения?
  2. Почему Варька живет в доме сапожника?
  3. Какие слова употребляет писатель, чтобы передать все горе Варькиной жизни?

Ребята распределяются по группам, чтобы исследовать образ девочки по следующим параметрам: внешность, пейзаж, обстановка вокруг нее и речевая характеристика. После самостоятельной работы проводится обсуждение по вопросам:

  1. Что вы можете сказать о портрете Варьки? Подробно ли он описан?
  2. Нашли ли описание природы, почему их так мало? Для чего используются цвета и звуки в произведении? Что обозначают они в этом рассказе?
  3. Чем отличаются описания речи хозяйки и Варьки?
  4. Каким образом связаны название рассказа, мысли и сны девочки?

Дети отвечают, что Варька бессловесна. Читатель слышит только ее мурлыканье и несколько слов колыбельной песни, которые она напевает спящему ребенку.

Зато автор очень подробно показывает ее внутренние переживания, сны, заполненные воспоминаниями о прошлой жизни. Она видит, как мать Пелагея ищет доктора, чтобы помочь отцу, у которого вышла грыжа. Врач, утешая больного, говорит ему об операции, что его обязательно вылечат.

Краткое содержание спать хочется

На самом деле им удалось только купировать приступ, и он скончался к утру. И во всех этих картинах, как эхо, ее преследуют мысли о сне. Ей очень хочется спать. Варя не имеет здесь никаких прав. Хозяин и его жена, толстая и скандальная тетка, поступают с ней жестоко, не по закону, загружая ее непосильной работой по хозяйству, хотя нанимали только нянькой. Доведенная до отчаяния, она убивает ребенка, чтобы лечь спать. На дом дается задание — написать мини-сочинение «Имеем ли мы право осуждать Варьку?»

Отзывы читателей

Небольшой, но очень жуткий рассказ. Писатель без всяких вступлений погружает нас в горестные переживания девочки Варьки. Мы и глаз-то ее не видим, они у нее постоянно полуприкрыты от усталости. Жаль бедную девочку. Какова ее дальнейшая судьба — неизвестно, но уж точно лучше не будет.

Сошлют на каторгу — и помрет там раньше времени от безысходности и непосильного труда. И так вынуждены были жить русские дети в дореволюционной России. А сейчас разве мало таких? Сколько их в детских домах, приютах, с неизлечимыми болезнями. Об этом нельзя забывать.

Помню, когда изучала рассказ в школе, как-то не вошел он в то время в мою душу. Или читали мимоходом, наскоро, или просто малы были, о другом думали. А сейчас пришлось перечитывать произведение с дочкой, которая учится в гимназии. Господи, я заново открыла его для себя. Мы читали вслух и плакали. Прав Толстой, Чехов действительно гениален.

Так живо изобразить полудремное состояние девочки, уловить каждую деталь — так мог исключительно Чехов. Этот рассказ не только о Варьке, которая жила в XIX веке, была бесправна и бедна. Он учит и наших современников быть добрее и ответственнее к своим и чужим детям. И сейчас происходят убийства детей, и вовсе не от нервного истощения, как у несчастной Варьки. И это страшно.

Любовь Кириченко, 44 года, Москва.

До глубины души потрясла история Варьки из рассказа Чехова «Спать хочется», совсем еще девочки, но столько пережившей. В школе читала по программе, но как-то не запомнилось. Сейчас учусь на филфаке, вновь перечитываем классику — все совершенно по-другому воспринимается. Вот, к примеру, детали. Отдельные из них мы просто пропускаем при чтении, а они иногда так важны. Возьмем хотя бы описание обстановки комнаты, где находится люлька с младенцем.

Все звуки, шорохи, краски содействуют дремотному состоянию: храп хозяина за стенкой, скрип колыбели, мигание лампадки, тень от которой падает на «полуоткрытые, неподвижные глаза Варьки». Обстановка создает в ее «наполовину уснувшем мозгу туманные грезы». Чехов является мастером деталей, ведь недаром его маленькие рассказы столь объемны. Я считаю, что жизнь Варьки — напоминание всем взрослым об ответственности за детей, которых они родили.

Марина Дьячкова, 26 лет, Благовещенск.

  • Основная мысль рассказа сова бианки
  • Основная мысль рассказа слава ивана козловского
  • Основная мысль рассказа сигнал гаршин
  • Основная мысль рассказа серебряное копытце
  • Основная мысль рассказа серая шейка