Основная мысль сказки горячий камень для читательского дневника

Автор: Гайдар А.

Название: “Горячий камень”

Жанр: рассказ

Тема произведения: о людях

Число страниц: 4

Полную подборку иллюстраций к этому и другим произведениям вы найдете в нашем разделе сайта здесь

Главные герои и их характеристика

Ивашка Кудряшкин. Мальчик 8 лет. Озорной, подвижный, проказливый. Обычный мальчик с добрым сердцем. Отзывчивый.

Старик. Сторож. Суровый, седой, в шрамах. Добрый и счастливый. Не желает начинать жизнь заново.

О чем произведение (1-2 предложение – кратчайшее содержание)

Ивашка нашел волшебный горячий камень, способный вернуть молодость.  Он хотел дать разбить его старику, но тот отказался.

Как заполнить читательский дневник Образец оформления для 1,2,3,4 класса смотрите здесь

Сюжет — краткое содержание

Полез как-то Ивашка в колхозный сад за яблоками, да за гвоздь зацепился, упал, и поймал его сторож.

Отпустил сторож Ивашку и ничего ему не сказал, а Ивашка нашел в болоте горячий камень, который мог вернуть молодость.

Захотел отплатить Ивашка сторожу добром и рассказал ему про горячий камень.

А сторож попросил Ивашку выкатить камень из болота, что Ивашка и сделал, хотя это было не легко.

Но не стал старик разбивать камень, а рассказал Ивашке про свою долгую жизнь.

Никто не захотел разбивать камень. Так и лежит он на горе, ждет своего часа.

Понравившийся эпизод

Мне понравилось, как старик рассказывал Ивашке о
своей жизни. О том, что была она трудной и тяжелой, но все равно счастливой. И
не захотел старик начинать жизнь заново, потому что, это значило потерять уже
прожитое.

План произведения для пересказа

  • Суровый сторож.
  • Пойманный Ивашка.
  • Камень в болоте.
  • Ивашка хочет подарить камень старику.
  • Ивашка затаскивает камень в гору.
  • Старик рассказывает про свою жизнь.
  • Неразбитый камень на горе.

Главная мысль

Какой бы тяжелой не была человеческая жизнь, но в
ней всегда есть и счастливые минуты. А потому, никому не хочется начинать жизнь
с начала.

Чему учит эта книга

Рассказ учит доброте и умению прощать. Учит
ценить свою жизнь и прожитые годы. Учит стремится прожить жизнь так, чтобы
никогда о том не жалеть. Учит тому, что каждому дорого все то, что случилось в
жизни.

Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному

Мне понравился этот рассказ и понравился мальчик
Ивашка. Он был озорным и шаловливым, но при этом, очень добрым и отзывчивым
мальчиком. Но еще больше мне понравился поступок старика, который не захотел
становиться молодым и гордился прожитой жизнью.

Новые слова и выражения

Мочальная кисть — вид кисти для побелки стен
известью.

Цигарка — скрученная из бумаги трубка.

Пословицы к произведению

Жизнь прожить — не поле перейти.

Жизнь дана на добрые дела.

Жизнь нельзя прожить играючи.

Мои года — мое богатство.

Век долог — всем полон.

Другие читательские дневники

«Горячий камень» читательский дневник

«Горячий камень» читательский дневник

«Горячий камень» – добрая и поучительная сказка о том, как важно любить жизнь и ценить всё то, что в ней было. Жизненный опыт – бесценный дар каждого человека, его уникальный багаж, который редко кто захочет обменять.

Краткое содержание «Горячий камень» для читательского дневника

ФИО автора: Гайдар Аркадий Петрович

Название: «Горячий камень»

Число страниц: 36. Аркадий Гайдар. «Горячий камень». Издательство «Детская литература». 1972 год

Жанр: Сказка

Год написания: 1941

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Главные герои

Ивашка Кудряшкин – деревенский восьмилетний мальчик, большой проказник, но добрый и отзывчивый.

Старик-сторож – умудрённый жизненным опытом мужчина, добрый и незлопамятный.

Сюжет

В деревне жил одинокий старик – седой, хромой, с большим шрамом на лице. Он сторожил колхозный сад, а в свободное время подшивал валенки и делал корзинки.

Однажды местный мальчик Ивашка решил забраться в колхозный сад, чтобы полакомиться яблоками. На заборе он зацепился за гвоздь, упал в колючий кустарник и что есть силы закричал. Тут-то его и поймал старый сторож. Но он пожалел мальчика и отпустил его. Ивашке стало очень стыдно, и он побрёл куда глаза глядят. Так он дошёл до болота, где решил передохнуть на голубом камне. Едва сев на него, он тут же подскочил: камень оказался очень горячим. Ивашка догадался, что камень волшебный. Очистив его от старой грязи, он увидел надпись, гласившую, что тот, кто поднимет камень на гору и разобьёт его, вернёт свою молодость.

Ивашка решил подарить «молодильный» камень доброму сторожу. Вот только старик отказался разбивать камень. Он рассказал мальчику, что прожил трудную, но очень интересную и счастливую жизнь. Сторож гордился своими прожитыми годами и не хотел начинать жизнь с чистого листа.

Старик предложил Ивашке оставить камень на видном месте, чтобы его разбил тот, кто захочет вернуть свою молодость. С тех пор много народу побывало у волшебного камня, вот только никто так и не решился разбить его.

План пересказа

  1. Одинокий старик и озорной мальчишка Ивашка.
  2. Ивашка лезет в сад.
  3. Сторож ловит Ивашку, но отпускает.
  4. Ивашка находит волшебный камень.
  5. Ивашка дарит камень старику, чтобы тот вернул свою молодость.
  6. Старик отказывается разбивать камень.
  7. Рассказ старика.
  8. Нетронутый камень.

Главная мысль

Всё, что случается в жизни человека, и хорошее, и плохое, имеет свою ценность.

Чему учит

Сказка учит ценить прожитые годы, искренне радоваться всему хорошему, что происходит, и не отчаиваться, когда наступает чёрная полоса. Произведение учит любить жизнь – самое ценное, что есть у каждого человека.

Отзыв

Сказка заставляет задуматься о смысле жизни, о том, что действительно важно. Невозможно прожить всю жизнь, не ведая печали, но нужно уметь достойно переносить все жизненные испытания.

Рисунок-иллюстрация к сказке Горячий камень

Рисунок-иллюстрация к сказке Горячий камень.

Пословицы

  • Жизнь прожить не поле перейти.
  • Жизнь надо прожить так, чтобы не было стыдно за бесцельно прожитые годы.
  • Жизнь нельзя прожить играючи.

Что понравилось

Понравилось, что Ивашка оказался таким добрым и чутким мальчиком. Он от чистого сердца хотел сделать сторожу приятное, но тот оказался мудрым человеком и отказался возвращать себе молодость.

Рейтинг читательского дневника

А какую оценку поставите вы?

На чтение 4 мин. Опубликовано 20.05.2020

Произведение Аркадия Гайдара «Горячий камень» было написано в 1941 году. Автор в своей сказке затронул темы любви, смысла жизни. На примере героев писатель хотел показать, как важно ценить жизненный опыт, не впадать в уныние и не печалиться.

Краткое содержание «Горячего камня» для читательского дневника позволит определить основную идею произведения, а также понять задумку автора.

Содержание

  1. Анализ произведения
  2. Краткое содержание
  3. План пересказа
  4. Основная мысль и описание героев
  5. Отзывы читателей

Анализ произведения

Писатель рассказал историю про волшебный камень, способный вернуть молодость. Но в результате эта вещь так никому и не пригодилась.

Краткое содержание

Деревенский сторож охранял колхозный сад, а в свободное от работы время подшивал валенки и мастерил корзинки. Однажды один мальчишка захотел полакомиться садовыми яблоками. Он полез через ограду, зацепился за гвоздь, после чего свалился в колючий кустарник и закричал от боли. В этот момент сторож его и схватил. Старик пожалел мальчишку и отпустил его.

Ивашке было стыдно за свой поступок. Он пошел куда глаза глядят и набрел на болото. Там мальчик решил передохнуть на голубом камне. Когда он сел на него, то тут же подскочил. Этот камень оказался очень горячим. Парнишка догадался, что камень волшебный, он очистил его грязи, после чего увидел надпись. Она гласила: «Тот, кто поднимет камень на гору и разобьет его, вернет свою молодость».

Вашка нашел камень

В благодарность мальчик решил подарить этот камень доброму сторожу. Но тот отказался от подарка и рассказал Ивашке про свою трудную, но очень интересную, насыщенную и счастливую жизнь. Сторож гордился своими прожитыми годами, поэтому начинать жизнь с чистого листа ему вовсе не хотелось.

После этого он предложил мальчику оставить камень на видном месте, чтобы его разбил тот человек, который захочет вернуть свою молодость. Только с тех пор на том месте побывало множество людей, но никто не решился воспользоваться камнем.

План пересказа

По краткому содержанию сказки можно составить сжатый план пересказа. Он состоит из следующих пунктов:

  1. Сторож охраняет сад.
  2. Мальчишка упал на кустарник.
  3. Сторож схватил воришку, но отпустил.
  4. Ивашке стыдно за свое поведение.
  5. Необычная находка.
  6. Подарок сторожу.
  7. Старик отказался от подарка.
  8. История жизни.
  9. Камнем так никто и не воспользовался.

Основная мысль и описание героев

Старик рассказал мальчику про свою жизнь

В произведении представлены два персонажа: мальчик Ивашка и сторож. Старик был очень мудрым и опытным человеком, его доброта помогла мальчишке избежать наказания. Ивашка — простой деревенский восьмилетний ребенок, он был озорником, но при этом очень совестливым и отзывчивым.

На примере героев автор хотел показать, что все случившееся в жизни имеет огромное значение и представляет собой жизненный опыт. И неважно, плохие были события или хорошие. Это произведение учит следующему:

  • ценить прожитые годы;
  • радоваться всему происходящему;
  • не грустить и не отчаиваться;
  • уметь прощать;
  • не быть злопамятным человеком;
  • не жалеть ни о чем, вместо этого делать выводы и жить дальше;
  • любить жизнь, ведь это самое ценное, что есть у человека.

Это произведение заставляет задуматься о смысле жизни, о том, что важно. К этой сказке прекрасно подходит такое изречение: «Жизнь надо прожить так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы».

Отзывы читателей

«Горячий камень» наталкивает на размышления. Основная мысль в том, что нужно стараться не совершать ошибок и не поступать плохо, тогда не возникнет неприятностей и страданий. Да и потом не о чем будет сожалеть. Твори добро, помогай людям, просто живи — вот что главное.

Евгений

Автор в этом поучительном произведении показывает, как важны воспоминания, дорога наша жизнь. Поэтому нужно дорожить не только счастливыми минутами, но и любыми ошибками и неудачами, ведь именно они приводят человека к счастью, делают мудрее. Я согласна с главным героем в том, что нет смысла проживать свою жизнь заново, ведь в основном поступки будут те же.

Ирина

Сказка мне очень понравилась, в ней есть чему поучиться и о чем подумать. Это произведение учит прощать, любить свою жизнь, ценить прожитые годы. Рекомендую прочитать всем.

Антон

  • Основная мысль сказки самоотверженный заяц
  • Основная мысль сказки горшочек каши для читательского дневника
  • Основная мысль сказки снегурочка братьев гримм
  • Основная мысль сказки салтыкова щедрина кисель
  • Основная мысль сказки городок в табакерке для читательского дневника